Самопознание я в этот мир пришел 8 класс – Урок по предмету «Самопознание» № 1 «Я в этот мир пришел» в 8 классе

Урок по предмету «Самопознание» № 1 «Я в этот мир пришел» в 8 классе

Поурочный план урока самопознания

Школа: Школа-гимназия №22 Дата: 05.09.-10.09.2017

Урок №1.

Тема: «Я в этот мир пришел…»

Ценность: праведное поведение. Качества: доброта, отзывчивость, взаимопомощь

Педагог: Акмаганбетова Г.С.

Класс: 8

Цель: расширить представления учащихся о важности понимания каждым человеком смысла своей жизни.


Задачи:

1)раскрытие взаимосвязи стремления человека к духовному росту с пониманием смысла своей жизни;

2)развитие представления о роли мыслей и действий в повседневной жизни и в судьбе человека;

3)воспитание внимательного отношения к своим словам, мыслям и действиям.

Ресурсы: (материалы, источники)

Аудиозапись «Хрустальная грусть», презентация, видеоролик «Притча о стакане молока», видео песня «Дорога добра»; ватман, маркеры

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой.

Путешествие в подводное царство

Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя свободно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда – сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь, посмотрите вон туда…это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя (

помолчать несколько секунд).

А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.

Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.

  1. Позитивное высказывание (цитата). «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».

Сократ

Ребята, запишите цитату и прочитайте её вслух. О каком солнце говорит Сократ? Согласны ли вы с этим высказыванием? Почему?

  1. Рассказывание истории (беседа). Подарок от учителя.

Я хочу подарить вам историю одного такого человека, с солнцем внутри.

Просмотр видеоролика «Притча о стакане молока».

Десятилетний мальчик Кевин Келли каждый день ходил от дома к дому, от двери к двери, предлагая различные товары, чтобы как-то оплатить свое обучение.

Сегодня он уже обошел несколько улиц, устал и сильно промок. К тому же, ужасно хотелось есть.Но домой идти он не мог.Из-за плохой погоды люди не хотели ничего покупать и почти сразу закрывали перед ним дверь, не желая стоять на холодном пороге. Поэтому он почти ничего не продал в этот день.

Кевин решил обойти еще несколько последних на этой улице домов. Он старался не думать о голоде, но это у него не очень получалось. «А если я постучу в какой-нибудь дом и порошу поесть»?-подумал он. Ничего другого Кевину по видимому не оставалось – его силы были уже на исходе. Он долго не мог отважиться сделать это – ему было стыдно просить, ведь он привык зарабатывать себе на жизнь сам. Наконец он решился, быстро подошел к одному из ближайших домов и постучал в дверь. Через несколько секунд дверь открылась, и на пороге появилась красивая молодая декушка. От неожиданности Кевин сильно смутился и покраснел. Ему было стыдно говорить о своей просьбе такой девушке, как эта. После неловкого молчания Кевин произнес:

  • У вас не найдется стакана воды для меня?

  • Конечно,- ответила девушка и скрылась за большой дубовой дверью. Через минуту она появилась на пороге с большим стаканом теплого молока. Кевин пил его медленно, наслаждаясь каждым глотком. Он старался не показывать свой голод. Когда стакан стал пустым, он постарался сделать достойный вид и спросил:

  • Сколько я вам должен?

  • Ничего не должны, — ответила девушка, — мама научила нас не брать денег за доброту.

  • Тогда я благодарен вам от всего моего сердца, сказал ей Кевин на прощание.

Когда Кевин покинул дом, он почувствовал себя намного лучше. Он шел по улице, уже не замечая ни сильного дождя, ни огромных серых луж, и благодарил любящего Господа, так чудесно ответившего на его нужду. В тот день Кевин еще долго молился за ту девушку и за ее доброе сердце…

Прошли годы. Девушка, а теперь уже молодая женщина, серьезно заболела. Местные врачи не могли ни поставить ей диагноз, ни тем более, назначить какое-то лечение. Её состояние было критическим. Отчаявшись что-либо сделать, они отправили ее в большой город и связались со специалистами, чтобы те изучили ее редкую болезнь.

Доктор Кевин Келли был в числе приглашенных врачей, которые собрались со всего города на этот консилиум. Когда он услышал, из какого города привезли больную, странный свет наполнил его глаза. Освободившись от своих дел как можно скорее, он пошел в палату. В которй лежала молодая женщина. Он узнал ее сразу. Вернувшись в свой кабинет, он решил сделать все, чтобы спасти ее жизнь. Так началась эта битва. Продолжавшаяся дни и ночи. Доктор Келли практически не бывал дома, проводя все свое время в клинике. Были такие моменты, когда казалось, битва была проигранна, но доктор Келли не сдавался. Новешие исследования и новейшие препараты, привезенные из других клиник и исследовательских институтов, а также каждодневная молитва доктора за свою пациентку сделали свое дело. Смерть была побеждена.

Диагноз «неизлечимо больна» был заменен на «полностью здорова». Молодая женщина выздоровела и была готова к выписке. Настроение у доктора было прекрасным. Победа над болезнью этой молодой женщины была уже не первой его победой, но именно она доставила ему больше радости, чем все предыдущие. Доктор Келли чувствовал себя настояим победителем. Казалось, не было человека, который бы любил свою работу больше, чем он. Доктор Кевин Келли поднял трубку телефона и набрал номер своего менеджера.

  • Мистер Браун, я прошу принести мне на подпись счет моей пациентки из четвертой палаты. Она сегодня выписывается. Через пару минут в кабинет принесли счет – доктор Келли посмотрел на него и написал что-то на его уголке, потом подписался и велел отправить счет в палату.

Она заметно нервничала, когда ей вручили запечатанный конверт. Было понятно, что ее страховка уже давно закончилась, а сумму, которую она должна будет этой клинике, ей придется выплачивать половину ее жизни. Молодая женщина долго сидела глядя на конверт и не решалась его открыть. Наконец, собрав все свое мужество, она распечатала его. Увидев ту сумму, которая была указана в счете, молодая женщина заплакала. Эта сумма была намного больше той, которую она ожидала увидеть.Слезы застилали ее глаза настолько, чтоона даже не могла прочитать имени лечившего ее доктора. Кое-как взяв себя в руки, и немного успокоившись, молдая женщина еще раз взглянула на счет. Только сейчас она увидела какую-то надпись наискосок, на уголке счета. Она вытерла слезы и прочитала: «Полностью оплачено стаканом молока. Одна девушка научила меня не брать денег за доброту». Слезы градом хлынули из ее глаз. Но это уже были слезы счастья. Она вспомнила промокшего мальчика, стоявшего на пороге ее дома. Подняв глаза к небу, она еще долго благодарила любящего Господа, сверхъестественным образом ответившего не ее нужду и молилась за своего доктора и за его доброе сердце. Она славила всемогущего бога за то, что его великая любовь так сильно распространяется через человеческие руки и человеческие сердца. Это был самый счастливый день в ее жизни!

Вопросы для обсуждения:

-Что помогло выжить мальчику? Что помогло выжить девушке?

-Как бы вы поступили, если к вам постучались в дом с такой просьбой?

-Как вы думаете, с каким чувством помог врач своей пациентке? Ответы детей.

Учитель подводит детей к мысли о том, что истинный смысл жизни каждого человека является помощь и добро для других.

  1. Творческая деятельность, групповая работа.

Звучит тихая музыка.

Творчески изобразить предназначение человека в группах (сценка, плакат).

Защита работ.

  1. Групповое пение. Исполнение классом песни «Дорога добра»

  1. Домашнее задание. Эссе «Мой добрый поступок»

  1. Заключительная минута тишины.

Вспомните все, что вы узнали сегодня на уроке, подумайте об истинном предназначении человека.

8 класс

(34 часа, 1 час в неделю)

Названия разделов

 урока

Темы уроков

Содержательная основа

сроки

I Быть человеком

(8 ч)

1-2

«Я в этот мир пришёл…»

Смысл жизни. Выстра-ивание жизненного пути. Жизнь как вечное созидание. Человек и его будущее.

3-4

Голос совести

Совесть как регулятор мыслей и поступков в повседневной жизни. Внутренний голос. Честность и искрен-ность. Совесть – нравственный закон личности.

5-6

Горизонты доброты

Доброта как ценностное качество человека. Проявления доброты в повседневной жизни. Доброта – мерило человеческого в чело-веке. О доброте и лицемерии. Равнодушие как синоним зла.

7-8

С радостью в сердце

Чувство радости. Ра-дость как отражение оптимизма человека. Источники радости для человека.

  1. II Человек и общество

(8 ч)

9-10

Я, ТЫ, МЫ

Мальчики и девочки: мир взаимоотношений. Дружба и взаимопони-мание между мальчи-ками и девочками в классе как основа сплочённого коллектива.

11-12

В зеркале дружбы

Сущность искренней дружбы. Ответствен-ность в дружбе. Качества настоящего друга. Правила дружбы.

13-14

Истоки уважения

Уважение к себе. Уважение к окружающим. Качества уважаемого человека. Верность себе.

15-16

Дорога к Родине

Сила любви к Родине. Родина – надёжная опора в жизни человека. Гражданственность и патриотизм.

III Мир и человек

(8 ч)

17-18

Люблю я этот мир!

Прекрасное в окружа-ющей действительности. Окружающий мир как бесценный дар. Мир как источник удивительных открытий.

19-20

Смотрю на мир, как на чудо…

Богатство мира. Пути познания мира. Чудеса в обыденном.

21-22

Радость созидательного труда

Значение созидательного труда в гармоничном развитии человека. Приобщение к труду. Главный труд школьника. Труд как возможность реализовать свои замыслы, развить способности. Сущность трудолюбия.

23-24

Волшебная сила добра

Созидательность добра. Добро как источник радости и счастья человека.

IV Мир человечества (8 ч)

25-26

Из чаши мудрости испей…

Источники народной мудрости. Сущность мудрости. Мудрость как результат познания.

27-28

Дорожить временем

Рациональное использование времени. Время как способ познания себя и мира. Время – условие существования человека и мира. Свободное время. Черты современника.

29-30

На крыльях творчества

Творчество как особое состояние души. Творчество – отражение внутреннего состояния человека. Красота и неповторимость мира и человека как источники для творческого поиска. Творчество – поиск истины.

31-32

Творим будущее

Обобщение  изученного. Человек в созидании будущего. Добрые дела человека – фундамент будущего.

33-34

Итоговое повторение

Конец формы

infourok.ru

Разработка урока «Я в этот мир пришёл…» по предмету «Самопознание» для учащихся 8 класса

  1. Организационный момент

  2. Приветствие

Пять Д (доброта, доверие, долг, дружба, дисциплина)

  1. Позитивный настрой

Учитель предлагает настроится на позитивное восприятие урока, посмотреть клип «Мысли о смысле жизни»

  1. Проверка домашнего задания

Вам было дано задание выучить стихотворение. Желающие могут прочитать стихотворение.

Вопрос ученикам:

  1. О чём говорится в стихотворении?

  2. В чём автор видит смысл жизни?

  3. Как вы понимаете выражение «жизнь – это творчество»?

  4. В чём проявляется жизнетворчество человека?

  5. От чего зависит понимание каждым человеком смысла своей жизни?

  6. Может ли жизнь быть прожиты бессмысленно? Почему?

  7. Может ли человек быть вершителем собственной судьбы?

  8. В чём смысл вашей жизни?

  1. Цитата урока

Мы — источник вeселья и скорби рудник.
Мы — вмecтилище сквеpны и чистый рoдник.
Человек, словно зеpкало в мир, многолик.
Он ничтожен — он же безмерно велик!

Омар Хайям

Вопросы ученикам:

В чем, по мнению поэта, проявляется многоликость человека?

Сопоставьте положительные и отрицательные стороны человека, исходя из противопоставлений, приведённых автором.

Ответ представьте в виде таблицы сопоставления. (стр.7 в тетради)

  1. Рассказ учителя

Учитель рассказывает притчу М. Шаханова

…Когда-то в стаpину на берегу Сырдарьи жил один бай. Однажды случилось наводнение, и все добpо бая вмeсте cо cкотом унеcло течeнием. Сам бай умел плавaть и чудом yцелел. Выбираясь на бeрег, дрожащий, по колено в водe, он сyдорожнo повторял: «О Боже, дай мне достойнo прожить остаток днeй». Нaблюдавший за ним молодой самодовольный джигит тoлько посмеялся над словaми старика: «Аксакал, возраст ваш перевалил за ceмьдесят. Вcего нажитого вы лишились подчистую. О каком еще достoйном будy­щем вы говоритe?» С этими cловaми oн хлестнул лошадь и уcкакал.

Но разве в этом вeчно меняющемcя миpе есть что-нибудь пocтоянное?

Прошло время, случилась сильная заcуха, и тот самый молодой бeзжалoстный бай тоже остaлся с иcключитeльной уздечкой в руках. Скот его пал, вcе родныe умерли с голoду, a cам он отправился брoдяжничать в поисках пpопитания. Гoлодный, несчастный брeл вдоль Сырдаpьи и, наконец, преметил невдалеке дымок. Кoгда добрался дo жилья, встpетила его жeнщина, открыла eму дверь юрты и усадилa на пoчетнoе место. Поняв, что гоcть голоден, предложила ему пищу. Детишки ее резвилиcь, играя в асыки.

— Поeшьте, отдохните, скоpо и хозяин пpидeт, — сказалa женщина и принялась xлопотать по дому.

Спустя некоторое врeмя в юрту вошел тот cамый cтaрик с боpoдой до пoяса. Они тотчас узнали друг друга. Поужинав, старец поcмотрел на гостя и зaговорил: 1

— Когда ты, посмеявшись надо мнoй, отпрaвился cвоей дорогой, я пошел вдоль pеки, пока не набрел на этот aул. Здесь меня приняли с учaстием, накормили, oбогрели, оказали помощь. Хозяйка этого дома была вдoвой. Со временем из двух полoвинок мы создали цeлoе. Все моe богатство нынче — вот в этих cорванцах. Дeржим скотину, тем и кормимся. Вот о чем я и пpоcил тогда Богa — о достoйном пpодолжении жизни. Желание мое исполнилось, и я благодaрен Аллaху тысячу и один раз. Богатcтво сeгодня есть, а завтра его нет. Когда-то ты очень заблyждался, дорогой. Теперь ты, дoлжно быть, убедился, что невеpный поступок человека отзывается ему эxoм.

Вопросы ученикам:

• В чем проявилась мудрость аксакала?

• Как вы думаете, в чем была ошибочность рассyждений джигита?

• Как вы поняли смысл пpитчи?

8. Творческая деятельность

Задание по группам:

В современной науке отмечается, что для развития Вселенной и человечества каждому человеку полезнo придерживaться cледующиx основных направлений в cвоей жизни:

1. Сохранять все виды устойчивых живых существ, включая себя и других.

2. Творить, создавaя новые изобретения и худoжественные произведения.

3. В процессе созидания производить большe, чeм paзрушать.

4. Распрoстрaняться по Вселенной, сохраняя единство человe­ческого видa.

5. Самосовершeнствовaться.

6. Совeршeнствовaть свое общество.

7. Осуществлять исследование природы по всей Вселенной.

8. Раcпроcтpанять инфoрмaцию друг для дpуга, включaя свой oпыт.

9. Помогать друг дpугy в oсyществлении деятельнoсти по перечисленным направлeниям.

Каждая группа обсуждает перечисленные пункты и должна объяснить, как вы пoнимаeте cмысл каждoго пункта. Рaсположите иx в порядке значимости для вас. Обоснуйте выбранную поcлeдовательноcть.

7.Хоровое пение:

«Ты — человек»

Энтин Ю. (слова), Крылатов Е. (музыка)

8.Домашнее задание

Упражнение 3 в тетради, стр. 5

9.Последний позитивный настрой (звучит спокойная музыка). Ребятам предлагается закрыть глаза, погрузится в себя, заглянуть в свою душу.

kopilkaurokov.ru

Урок по самопознанию №1 8 класс Я в этот мир пришел…

ШГ № 111 г.Алматы Дата: 4.09.17 Учитель: Ильина И.В.

Тема урока в программе № 1: «Я в этот мир пришел…»

Ценность: Истина Качества: поиск знаний, скромность, быть честным с самим собой.

Цель: расширение представления учащихся об общечеловеческой ценности Истина через более глубокое понимание мира самопознания.

Задачи:

  • раскрыть значение понятия «поиск знаний»;

  • развивать стремления быть скромным;

  • воспитывать у учащихся такое качество как честность с самим собой

Ресурсы: учебник, методическое пособие для учителя

Ход урока:

Орг.момент. Позитивный настрой – Концентрация на дыхании.

(так как это первый урок опережающего д\з нет)

Учитель предлагает учащимся прослушать стихотворение

Идеал

С. Надсон

Не говори, что жизнь – игрушка

В руках бессмысленной судьбы,

Беспечной глупости пирушка

И яд сомнений и борьбы.

Нет, жизнь – разумное стремленье

Туда, где вечный свет горит,

Где человек, венец творенья,

Над миром высоко парит.

И тот, кто мыслью летучей

Сумел подняться над толпой,

Любви оценит свет могучий

И сердца идеал святой;

Он бросит всех кумиров века,

С их мимолетной мишурой,

И к идеалу человека

Пойдет уверенной стопой!

Вопросы:

— В чем смысл жизни в авторском понимании?

— Как вы понимаете смысл строк «любви оценит свет могучий»?

— Есть ли у вас идеал, с которого вы берете пример?

Примечания

аудиозапись спокойной инструментальной мелодии.

Позитивное высказывание (цитата) написана на доске.

«В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро»

Аристотель

Как вы понимаете смысл изречения?

Учитель предлагает записать цитату в тетрадь.

Рассказывание истории (беседа).

Притча про Истину

По одной восточной легенде, однажды мудрецы решили создать мир.

Они создали звёзды. Солнце, луну, моря, горы, цветы, облака. Затем они создали человека. И, наконец, они создали истину. Задумались мудрецы: куда спрятать истину, чтобы человек её не сразу нашёл. Им хотелось, чтобы он искал её подольше. «Давайте спрячем её на самой высокой горной вершине», — сказал один.

«Давайте спрячем её на самой далёкой звезде», — предложил другой. «Давайте спрячем её во мраке морских глубин». «Давайте скроем её на обратной стороне Луны».

Наконец, самый древний мудрец сказал: «Нет, мы спрячем её в сердце человека. И он будет искать истину по всей вселенной, не подозревая, что носит её в себе».Вопросы:

  • Чем занимались древние восточные мудрецы?

  • Почему онм решили срятать истину в сердце человека?

  • Какие человеческие качества присуще Истине?

  • Расскажите о случае из жизни, когда вы встречали или проявляли эти качества.

Материал взят с Интернет-ресурса – современные притчи и рассказы о нравственности человека для детей.

Творческая деятельность, групповая работа. Разделить учащихся на 4 команды

Задание: Напиши письмо самому себе. Постарайся в ходе своих рассуждений найти ответ на вопрос: для чего человек приходит в мир?.

Обсуждение в командах 5 минут. Презентация от команды – 2-3 человека.

Тихо звучит инструментальная композиция.

Групповое пение.

Песня «Быть человеком» слова и музыка М. И. Ножкин.

Медиапроигрыватель.

Текст песни вывести на экран

Домашнее задание.

Найти высказывания знаменитых людей о смысле жизни. Читать казахскую притчу о Жанибеке.

Заключительная минута урока.

Минутка тишины. Учитель просит учащихся закрыть глаза и подумать, что нового и хорошего они узнали на уроке, пусть сохранят это в своём сердце.

infourok.ru

Урок по самопознанию «Я В ЭТОТ МИР ПРИШЕЛ…» 8 класс

4.Рассказывание истории (беседа) Мудрая притча Придет время, и ты все поймешь

В жаркой пустыне жила змея. Она была одинока, умна и красива. Она был ядовитой, но яд ее был не смертелен. Но люди все равно боялись ее и обходили стороной.

«Почему люди так неразумны и боятся всего? – размышляла змея. – Они боятся умереть и умирают. Они бояться потерять и теряют. Они боятся упасть и падают. Они боятся будущего, не понимая, что будущее находится в них самих. Они боятся одиночества, но и среди людей так одиноко!»

Однажды змея приползла к Сфинксу и спросила:
— Сфинкс, почему ты здесь лежишь один?
— Потому — отвечал Сфинкс, — что я сторожу здесь великое знание для людей!
— Ты охраняешь великое знание для людей от людей? Как это понять, Сфинкс?
 Придет время, и ты поймешь, — ответил Сфинкс и загадочно улыбнулся.

Змея долго размышляла над словами Сфинкса: «Люди ленивы и не любят учиться. Им не нужны знания, тем более великие. Он просто морочит мне голову. Да, и что это за великое знание?»

Она вновь приползла к Сфинксу и спросила:
— Что ты скрываешь, Сфинкс? Открой мне свою тайну!

Но Сфинкс лишь печально улыбнулся и продолжал смотреть на Восток.

Тогда змея решила твердо во всем разобраться сама. Свернувшись в кольцо, она расположилась между лап Сфинкса и стала наблюдать за тем, что происходит вокруг. Снова и снова люди приходили к Сфинксу, смотрели на Него и уходили.

«Зачем люди приходят к нему? Они сами не понимают. Но что-то притягивает их в Нем» — сделала свой вывод змея.

Однажды она увидела человека, который поклонился Сфинксу и попросил вылечить его отца.

«А ну-ка посмотрю, как Сфинкс исполнит его просьбу», — подумала змея и незаметно заползла в сумку этого человека. Человек вернулся домой и положил сумку возле кровати, где лежал больной.

«Моему отцу нужно лекарство из яда змеи, но у меня нет денег, чтобы заплатить за него», — сказал человек и куда-то ушел.

А змея выползла из сумки, посмотрела на больного и подумала: «Надо помочь человеку».

На столе стоял стакан воды. Змея, зацепившись ядовитыми зубами за стекло, отдала свой яд. Больной выпил эту воду и стал поправляться. Змея жили в их доме, пока он совсем не выздоровел.

Наконец, змея вернулась к Сфинксу и легла на свое место между его лап. Вдруг она заметила на них надпись: «Любовь. Полюби всех людей и станешь царем природы».

«Сколько дней я провела здесь! И почему раньше ничего не замечала?!»- удивилась змея.

Она стала дальше осматривать Сфинкса и увидела на его теле еще одну надпись: «Мир и покой. Добейся мира и покоя в душе и станешь силен как бык».

А на крыльях змея прочла: «Бесстрашие. Победи страх, получишь крылья орла и взлетишь».

Змея задумалась: «Я ничего не боюсь. Но я никогда не смогу летать. Рожденный ползать, летать не может».

Как вдруг, подлетел орел и схватил змею. Он поднял ее высоко в небе. Но змея не испугалась.

«Я лечу! Я лечу! Я лечу!- с огромной радостью и восторгом воскликнула она.

Орел положил змею на голову Сфинкса и улетел.

На ней змея увидела еще одну надпись: «Радость. Светись радостью и неси радость людям и получишь мудрость, которая находит радость в глубине жизни».

Змея посмотрела вниз и увидела людей. Люди тоже заметили ее.

«Смотрите, смотрите! Змея на голове Сфинкса. Какая красивая змея! – восхищались люди и спрашивали: Как она могла туда попасть?»

А змея поглядела на людей и подумала:

«Знание приходит к человеку тогда, когда его Дух очищен и готов принять его».

«Что же все-таки притягивает к тебе столько людей, Сфинкс?»- спросила змея.

«Придет время, и ты поймешь», — ответил Сфинкс, и светлая улыбка озарила его лицо.

В чем смысл притчи?

multiurok.ru

Урок по самопознанию №2 8 класс Я в этот мир пришел…

Г № 111 г.Алматы Дата: 13.09.16 Учитель: Ильина И.В.

Тема урока в программе № 2: «Я в этот мир пришел…»

Ценность: Истина Качества: поиск знаний, скромность, быть честным с самим собой.

Цель: расширение представления учащихся об общечеловеческой ценности Истина через более глубокое понимание мира самопознания.

Задачи:

  • раскрыть значение понятия «поиск знаний»;

  • развивать стремления быть скромным;

  • воспитывать у учащихся такое качество как честность с самим собой

Ресурсы: учебник, методическое пособие для учителя

Ход урока:

Орг.момент. Позитивный настрой – Концентрация на дыхание.

Проверка опережающего д\з – притча о Жанибека

Вопросы:

— В каких строчках заключена главная идея притчи?

— С какой ОЧЦ можно сравнить доброе имя человека? Аргументируйте свой ответ

— Что в вашем понимании «доброе имя»? приведите примеры из жизни замечательных людей, которые, по-вашему мнению, оставили свой след в истории человечества.

Примечания

аудиозапись спокойной инструментальной мелодии.

Позитивное высказывание (цитата) написана на доске.

«Назначение человека в разумной деятельности»

Альберт Эйнштейн

Как вы понимаете смысл изречения?

Учитель предлагает записать цитату в тетрадь.

Рассказывание истории (беседа).

Просмотр видеоистории «Инженер оживил Гималаи с помощью ледяных ступ»

Вопросы:

  • Почему Сонам Ванчук решил использовать свое изобретение?

  • Что хорошего принесло его изобретение в высокогорные районы?

  • Какими качествами можно охактеризовать инженера?

  • Расскажите о случае из жизни, когда вы встречали или проявляли эти качества.

Материал взят с Интернет-ресурса – современные притчи и рассказы о нравственности человека для детей.

Творческая деятельность, групповая работа. Разделить учащихся на 3 команды

Задание: доказать путем театрализации следующие высказывания:

1 команда – Планета Земля представляет собой шар

— как люди убедились, что земля – шар?

Это истина – результат научных исследований

2 команда — Не зная брода – не суйся в воду.

Эта истина – повседневная, результат здравого смысла

3 команда – Унылая пора, очей очарованье…

Иногда узнать истину нам позволяют средства искусства (поэзия, живопись)

Обсуждение в командах 5 минут.

Учитель предлагает вспомнить цитату урока – повторить ее все вместе.

Тихо звучит инструментальная композиция.

Групповое пение.

Песня «Быть человеком» слова и музыка М. И. Ножкин.

Медиапроигрыватель.

Текст песни вывести на экран

Домашнее задание.

Читать текст Д. Лихачева «По велению совести»

Заключительная минута урока.

Минутка тишины. Учитель просит учащихся закрыть глаза и подумать, что нового и хорошего они узнали на уроке, пусть сохранят это в своём сердце.

infourok.ru

Урок по самопознанию «Я В ЭТОТ МИР ПРИШЕЛ…» 8 класс

Поурочный план по самопознанию

Школа__№ _________________Дата____________№__2___

Тема: «Я В ЭТОТ МИР ПРИШЕЛ…»

Ценности: праведное поведение

Качества: целеустремлённость, доброжелательность, уважение, ответственность

Учитель:

класс __8____

Количество учащихся _______

Цель урока: расширить представления учащихся о значимости понимания каждым человеком смысла своей жизни.

Задачи:

  • раскрытие взаимосвязи стремления человека к духовному росту с пониманием смысла своей жизни;

  • развитие представления о роли мыслей и действий в повседневной жизни и в судьбе человека;

  • воспитание внимательного отношения к своим словам, мыслям и действиям.

Ресурсы: (материалы, источники)

Музыка,песня

Ход урока:

1.Организационный момент. Позитивный настрой

Концентрация на дыхании. Учитель: Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании, у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства.

Давайте приготовимся, ребята. Закроем глаза…, спинки прямо…, руки можно положить на колени…

Вдо-о-ох…, вы-ы-ыдох… (9-10 раз, медленно)

2.Проверка домашнего задания

В чем смысл жизни.стр 5-9 чит

  1. Какой смысл вкладывает Д. Лихачев в выражение «жизнь прожить с достоинством»?

  2. Согласны ли вы с автором? Что вы можете добавить?

  3. Как раскрывает академик Д. Лихачев сущность жизни?

Примечание

3.Позитивное высказывание (цитата)

Старание найти смысл жизни является главной мотивирующей силой в человеке… Я не побоюсь сказать, что в мире не существует более действенной помощи для выживания даже в самых ужасных условиях, чем знание, что твоя жизнь имеет смысл

Виктор Франкл

4.Рассказывание истории (беседа) Учитель рассказывает притчу М. Шаханова

…Когда-то в стаpину на берегу Сырдарьи жил один бай. Однажды случилось наводнение, и все добpо бая вмeсте cо cкотом унеcло течeнием. Сам бай умел плавaть и чудом yцелел. Выбираясь на бeрег, дрожащий, по колено в водe, он сyдорожнo повторял: «О Боже, дай мне достойнo прожить остаток днeй». Нaблюдавший за ним молодой самодовольный джигит тoлько посмеялся над словaми старика: «Аксакал, возраст ваш перевалил за ceмьдесят. Вcего нажитого вы лишились подчистую. О каком еще достoйном будyщем вы говоритe?» С этими cловaми oн хлестнул лошадь и уcкакал.

Но разве в этом вeчно меняющемcя миpе есть что-нибудь пocтоянное?

Прошло время, случилась сильная заcуха, и тот самый молодой бeзжалoстный бай тоже остaлся с иcключитeльной уздечкой в руках. Скот его пал, вcе родныe умерли с голoду, a cам он отправился брoдяжничать в поисках пpопитания. Гoлодный, несчастный брeл вдоль Сырдаpьи и, наконец, преметил невдалеке дымок. Кoгда добрался дo жилья, встpетила его жeнщина, открыла eму дверь юрты и усадилa на пoчетнoе место. Поняв, что гоcть голоден, предложила ему пищу. Детишки ее резвилиcь, играя в асыки.

— Поeшьте, отдохните, скоpо и хозяин пpидeт, — сказалa женщина и принялась xлопотать по дому.

Спустя некоторое врeмя в юрту вошел тот cамый cтaрик с боpoдой до пoяса. Они тотчас узнали друг друга. Поужинав, старец поcмотрел на гостя и зaговорил:

— Когда ты, посмеявшись надо мнoй, отпрaвился cвоей дорогой, я пошел вдоль pеки, пока не набрел на этот aул. Здесь меня приняли с учaстием, накормили, oбогрели, оказали помощь. Хозяйка этого дома была вдoвой. Со временем из двух полoвинок мы создали цeлoе. Все моe богатство нынче — вот в этих cорванцах. Дeржим скотину, тем и кормимся. Вот о чем я и пpоcил тогда Богa — о достoйном пpодолжении жизни. Желание мое исполнилось, и я благодaрен Аллaху тысячу и один раз. Богатcтво сeгодня есть, а завтра его нет. Когда-то ты очень заблyждался, дорогой. Теперь ты, дoлжно быть, убедился, что невеpный поступок человека отзывается ему эxoм.

Вопросы ученикам:

• В чем проявилась мудрость аксакала?

• Как вы думаете, в чем была ошибочность рассyждений джигита?

• Как вы поняли смысл пpитчи?

5.Творческая деятельность,групповая работа

Зад 3 Напишите письмо самому себе.Найдите ответ на вопрос: Для чего человек приходит в мир?

Зад 4 Прочитайте стих- е О.Хайяма.В чем проявляется многоликость человека?

Заполните таблицу:положительное в человеке и отрицательное в человеке.

Зад 5 Как из «Мысли» сделать «Судьбу»?

6.Групповое пение. Ты — человек»

Энтин Ю. (слова), Крылатов Е. (музыка)

Куда подует ветер, 
Туда и облака. 
По руслу протекает 
Послушная река. 

Припев: 
Но ты человек, ты и сильный, и смелый. 
Своими руками судьбу свою делай, 
Иди против ветра, на месте не стой! 
Пойми, не бывает дороги простой. 

2
Где рельсы проложили, 
Там ходят поезда. 
Куда пастух погонит, 
Туда пойдут стада. 

Припев. 

3
Теперь не доверяют, 
Как прежде, чудесам. 
На чудо не надейся, 
Судьбой командуй сам!

Припев.

7.Домашнее задание Притча М.Шаханова стр 10-14 чит

8.Заключительная минута урока

Пожалуйста, сядьте удобно,закройте глаза и вспомните, все хорошее, что было на этом уроке, все то, о чем мы говорили на уроке..А теперь откройте глаза, спасибо вам за урок.

infourok.ru

Урок по самопознанию «Я в этот мир пришёл» (8 класс)

Самопознание, 8 класс

Дата______

Тема: Я в этот мир пришел…

Цели:
1. Образовательная: сформировать понятие о познании и самопознании, его уровнях. Определить с помощью чего осуществляется познание, что является его результатом;
2. Развивающая: научить устанавливать причинно-следственные связи, сформировать умения анализировать факты, делать выводы
3.Воспитательная: закрепление навыков диалогической и монологической речи, определение уровня самооценки учащихся.

I. Оргмомент
II. Актуализация.Установка.

А. В прошлом году введен новый предмет – самопознание. Какие у вас от прошлого года остались впечатления, мысли, эмоции?

Б. Сегодня моя задача – обозначить ориентиры духовного и нравственного пути, по которым мы вместе с вами продолжим раскрывать личность.

Всего – 17 блоков, 1 раз в 2 недели.

Основные темы – те же, что и в 7 классе:

1. «Быть человеком» – 4 блока работы с понятиями совесть, доброта, радость.

2. «Человек и общество» — 4 блока дружба, уважение, коллектив, Родина

3. «Мир и человек» — 4 блока прекрасное, безобразное, красота, познание, труд

4. «Мир человечества» — 4 блока мудрость, время, творчество

Последний блок – это урок-зачет, смотр знаний, защита проекта по определенным понятиям 8 класса

С. Требования к уровню подготовки учащихся

Учащийся по окончании 8 класса:

— осознает значимость и содержание понятий: мудрость, верность, согласие, правда, счастье, жизнь, любовь;

— умеет различать положительные и отрицательные черты характера человека, его действия и намерения;

— умеет управлять своим эмоциональным и психическим состоянием, сдерживать проявления негативных эмоций и действий;

— знает и уважает семейные традиции,; умеет быть ответственным, заботливым, поддерживать дружеские отношения с родными и близкими; — понимает значимость культуры, традиций, обычаев, языка своего и других народов;

— умеет выполнять разные виды физической деятельности, способствующие здоровому образу жизни;

— умеет оценивать красоту окружающего мира и человека; — умеет трудиться самостоятельно и в коллективе;

— умеет определять собственные цели и возможности их достижения в соответствии с нравственно-духовными нормами;

— умеет оценивать негативные стереотипы и опасные увлечения;

— умеет соблюдать правила достойного поведения в обществе, оценивать личные поступки и поступки окружающих;

— умеет самостоятельно принимать решения, сознавая свою социальную и гражданскую ответственность.

Д. Оценивание. В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия. «Зачет» ставится учащемуся, если он может продемонстрировать достижения соответствующие не менее чем 2/3 от общего объема «Требований к уровню подготовки учащихся» для 8 класса. При выставлении учащемуся оценки «зачет»/»незачет» во внимание берется портфолио ученика, отражающее его проектно-творческую деятельность по предмету«Самопознание».

III. Беседа.

— Дайте определение слову «Самопознание». (познать себя)

— Работа в группах.

Что значит познать себя? Я предлагаю несколько пословиц. Раскройте их смысл

— способности от рождения – только половина, другая половина – от учения;
— не печалься, что у тебя нет чина, а печалься, что нет таланта;
— без прыти – не быти

IV.Объяснение нового материала
1. Сегодня мы должны узнать, с помощью чего человек осуществляет познание мира, что является результатом познавательной деятельности человека.
Предлагаю ответить на простой вопрос: зачем выходите в школу? + видеоклип «Зачем мы ходим в школу»

2. Каждый человек ставит в своей жизни определенные цели, что-то делает или не делает для того, чтобы эти цели воплотились. Что же побуждает человека к той или иной деятельности, к познанию? Человек познает жизнь с помощью определенных действий: хочу, могу, должен. Этот вопрос интересует человечество с глубокой древности. Я вам расскажу о пирамиде потребностей А. Маслоу. Его разработки нашли широкое применение в экономике, политике и других областях жизни.



Познание — процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку.

3. Игровая ситуация.
Ученику завязываем шарфом глаза, даем в руки яблоко, затем мяч, задаем вопросы и предлагаем назвать предмет).
— Что у тебя в руках?
— Почему ты так решил?
— Какой образ возник в твоем воображении?
4. Диалог с классом
А) — Что помогло определить, что предмет, предложенный ему, это яблоко? (органы чувств)
— какие органы чувств есть у человека?
— а есть ли такие органы у животных?

— С помощью чего определил, что второй предмет – это мяч, а не яблоко?

Б. Построение графической схемы

Устанавливаем внешние свойства предметов и явлений с помощью органов чувств и создаем в своем сознании их образ.

Делаем умозаключения, определяем понятие тех или иных предметов, явлений.

Результат познания — истина – знания, соответствующие окружающему миру

С. Диалог. На следующих примерах определить, с помощью какого вида познания человек узнал данные истины.

1)Планета Земля представляет собой шар
— как люди убедились, что земля – шар?
Это истина – результат научных исследований

2)Не зная брода – не суйся в воду.
Эта истина – повседневная, результат здравого смысла

3)Унылая пора, очей очарованье…
Иногда узнать истину нам позволяют средства искусства (поэзия, живопись)

V. Практическая часть.

1. Пронумеровать строки от 1 до 10. Кто я?

2. Называю только первый слог качества характера человека. Какие качества задуманы? Кому из ребят класса они больше всего подходят? Чем можно это доказать?

Ве – (жливый), до-(брый), жи – (знерадостный), че- (стный)

3.Качество в подарок. Передать по кругу мячик и при этом подарить человеку качество характера.

4. Зеленый крокодил в синей шляпе. Представить абсурдную ситуацию. Что будете делать?

— Прозвенел звонок на урок. Все ученики встали у парт. И вдруг в класс учительница не входит, а впрыгивает на 1 ножке.

— Вы открываете свой новый пенал, а оттуда выпрыгивает ваша мама, маленькая, как ластик

VI. Круг «От сердца к сердцу»

Несколько слов о том, что сегодня узнали и какой вид познания работал больше.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *