Бессознательный уровень психики: Вопрос 3. Бессознательное в психике человека. Классы неосознаваемых процессов.

Содержание

Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного

ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

§ З. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного

Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном.

Бессознательный уровень психической деятельности представляет собой врожденную инстинктивно-рефлекторную деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей — самосохранение организма и вида (продолжение рода). Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции. Эта врожденная эмоционально-импульсивная сфера индивида структурно локализована в таламусе и гипоталамусе.

Подсознательный уровень психической деятельности — обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения — умение, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.

Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция — на высшем.

Автоматизмы подсознательного уровня — это комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы — цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы). Все это образует набор готовых поведенческих блоков, которыми пользуется индивид при регуляции своей деятельности. Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач.

В подсознание вытесняются и различные комплексы — нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплекс Наполеона, нарциссизма, неполноценности, застенчивости и др.). Эти комплексы имеют тенденцию к гиперкомпенсации, черпая большой энергетический потенциал в сфере подсознания, они формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности.

Подсознательные проявления всегда присутствуют в процессах сознания, они ответственны за переработку подпороговых (неосознаваемых) воздействий, формируют неосознаваемые побуждения, эмоционально ориентируют сознание на наиболее значимые стороны деятельности. Подсознание — это сфера внушенных состояний и установок, в том числе и установок высшего, нравственного уровня. Чувственные, перцептивные процессы также связаны с подсознанием, с «умозаключениями глаза», как говорил Гельмгольц. Подсознание активно включается во всех случаях, когда исчерпываются возможности сознательной деятельности (при аффектах, стрессовых состояниях, в ситуациях крайнего психического перенапряжения). Если в эксперименте испытуемых просят распределить предложенные им фотографии людей соответственно таким характеристикам: «добрый», «злой», «хитрый», «простодушный» и т. п., то, правильно выполняя задание, испытуемые не могут точно определить, чем, какими чувственными данными они руководствовались. Существует множество фактов, свидетельствующих о высокой творческой продуктивности человека в состоянии неактивированного сознания (внезапное открытие Кекуле структуры молекулы бензола, периодической системы элементов Менделеевым во сне и т. п.).

Высшая сфера подсознания — интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) — это процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемой ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта. Однако интуитивные решения не возникают только в сфере подсознания. Интуиция удовлетворяет запрос сознания на определенный комплексный блок ранее полученной информации.

Несознательная сфера психики человека — глубинная сфера его психики, конгломерат архетипов, сформированный в значительной мере в процессе эволюции человека. Сновидения, интуиция, аффект, паника, гипноз — таков далеко не полный перечень бессознательных и подсознательных явлений.

В сфере внесознательного таятся и корни такого феномена, как вера. Сюда же, очевидно, примыкают надежда и любовь, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены). Фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие — все это тоже сфера подсознания. Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным образом, без предварительного обдумывания, импульсивно также относится к проявлениям внесознательной сферы психики.

Критерием внесознательного является его безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформленность).

Доминанты подсознания модифицируют сознательную деятельность индивида, создают малопонятные для него психологические барьеры и труднопреодолимые влечения. Механизмы подсознания в значительной степени типизируют поведение личности. Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. Поведение на подсознательном уровне поддается некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза.

Психоанализ — теория подсознания, созданная 3. Фрейдом, — оказался, несмотря на ожесточенную его критику, столь живучим не в силу безупречности построений венского психиатра и психолога, а в силу базовой сущности сферы человеческого подсознания.

Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействие сознательного и внесознательного может осуществляться согласованно, синергично или антагонистично, противоречиво, проявляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности.

Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, «цензуру» сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, которые проявляются в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам — вытеснению, сублимации (замещению) рационализации и регрессии. 3. Фрейд утрировал роль подсознательного в поведении личности, а в сфере подсознательного — роль сексуальных влечений, темных сил природы. Однако его понимание подсознания как мощной сферы влияния на сознание не лишено оснований1.

В отличие от 3. Фрейда другой психоаналитик — К. Г. Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах — представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом. Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образов (символов) находятся все наши непроизвольные реакции. Перед человеком возникает проблема приспособления не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру2.

Сознание вооружено понятиями, подсознание — эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании.

Наряду с подсознанием 3. Фрейд различает и сверхсознание — «супер-эго» — фундаментальные сущностные механизмы человеческой психики, такие, как способность человека к социальному содействию, нравственному самоконтролю. Вся духовная сфера человека — это сфера сверхсознания, противостоящая эгоистической ограниченности индивида, сфера его идейной возвышенности, нравственного совершенства.

Сфера сознания — сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мере контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки. Однако этот контроль ограничен. Произвольная деятельность человека, сознательные программы его поведения взаимодействуют с другими сферами психики — генетически унаследованными и сложившимися на ранних стадиях его онтогенетического (прижизненного) формирования. Отбор информации для сознательной саморегуляции проходит через субъективно-эмоциональные фильтры.

Известный грузинский психолог Д. Н. Узнадзе (1886–1950) и его последователи (А. С. Прангишвили, И. Т. Бжалава, В. Г. Норакидзе, Ш. А. Надирашвили) выделили в качестве центрального объяснительного принципа психологии принцип установки как целостной модификации субъекта, его готовности воспринимать действительность и действовать определенным образом. В установке, по Узнадзе, объединяются сознательная и внесознательная сферы психики. Каждая поведенческая ситуация вызывает функционирование ранее сформированных поведенческих комплексов.

Итак, психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляются тремя типами относительно автономных программ поведения: 1) эволюционно сформированными бессознательно-инстинктивными; 2) подсознательными субъективно-эмоциональными и 3) сознательными, произвольными, логико-семантическими программами. Сознательные программы поведения для социализированной личности являются доминантными поведенческими схемами. Однако две другие сферы психической жизни человека всегда выполняют фоновую роль в его поведении. В экстремальных ситуациях и в условиях десоциализации индивида они могут перейти в автономный режим функционирования.

Наличие сознания, подсознания и сферы бессознательного в психике человека обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:

1) бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции;

2)импульсивно-реактивные, малоосознанные эмоциональные реакции; привычно-автоматизированные подсознательные действия; действия-навыки;

3) сознательно-волевые действия; эти действия являются ведущими во взаимодействии человека со средой.

Сознание человека — механизм понятийной регуляции его деятельности и поведения. Деятельность представляет собой специфически человеческую форму активности. От поведения животных эта человеческая активность отличается созидательной продуктивностью и структурной дифференцированностью — осознанием мотивов и целей деятельности, использованием орудий и средств, созданных в процессе культурно-исторического развития человечества, применением полученных в процессе социализации умений и навыков.

Сознание, психика человека формируются и проявляются в его деятельности, будучи ее мотивационно-ориентировочным компонентом.

В деятельности, ее объекте и результате, происходит воплощение предварительно сформированного в сознании психического образа, идеальной модели предметной деятельности. Само психическое отражение предметов действительности зависит от их места в структуре деятельности. Деятельностный охват предметов и обеспечивает адекватность их психического отражения. (Уже в процессе филогенеза живые организмы начали выявлять ключевые, наиболее биологически значимые стороны предметов. ) Деятельность человека связана с прояснением значений предметов, а используемые в ней орудия несут в себе исторически выработанную схему человеческого действия.



1 См.: Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.

2 См.: Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.



LikeInMind / сознание и бессознательное

Go:

 Visual TaxonomyLinks Hide/Show:

Taxonomy Path

SSS Yet To Be Done.

https://studfiles.net/preview/1810296/page:29/

 

Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. В мировой философской традиции и в психологии существование этого уровня психики человека признается теперь большинством ученных. Однако, в недавнем прошлом (в 20 — 50-х гг. нашего столетия) в нашей стране понятие бессознательного предавалось анафеме как понятие идеалистическое. Начиная с 60-х годов шел активный процесс реабилитации этого понятия и интенсивного изучения феномена бессознательного.

 

Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

 

Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т.п.

 

Все то, что не находится в данное время в фокусе сознания личности, но может быть включено в сознание посредством памяти, не следует относить к бессознательному. Например, немало информации было получено нами в прошлом, но она оказывается не данной нам непосредственно в каждый момент функционирования сознания, ее в принципе можно ввести в фокус сознания; такого рода информация будет влиять на наше поведение, лишь пройдя через уровень сознания.

К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в сферу сознания. Отрицать роль полового и пищевого инстинктов в психической и даже сознательной жизни человека было бы ошибочно.

 

Так называемые автоматизмы и интуиция могут зарождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессознательного. Автоматизмы — достаточно сложные действия человека, первоначально действуя под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают бессознательный характер, выходят из-под контроля: навыки игры на музыкальных инструментах, спортивное плавание, езда на велосипеде, рутинные трудовые операции и т.д. Такие автоматизмы пронизывают всю нашу жизнь. Среди подсистем бессознательного важное место занимает установка, состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.

 

Структуры бессознательного различаются помимо прочего, по степени своей близости к сознанию. Выделяется даже особый слой или уровень бессознательного, называемый подсознательным; в него включаются психические явления, связанные с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма.

 

На примерах автоматизмов хорошо видна охранительная функция бессознательного (подсознательного). Благодаря включению бессознательного уменьшается нагрузка на сознание и увеличиваются творческие возможности человека.

 

Бессознательное может направлять поведение людей и в этом отноиении определенным образом воздействовать на сознание.

 

Приведем два факта, имеющиеся в литературе. Первый. В некоторых зарубежных кинотеатрах во время сеанса художественного фильма показывали специальные кадры, рекламирующие какой-либо товар. Эти кадры появлялись на экране на время, которое не воспринимает человеческий глаз (т.е. менее 0,05 с), и не мешали просмотру фильма.

Зритель не видел так называемых сублимарных кадров, но они воспринимались подсознательно и затем воздействовали на поведение этих людей после сеанса. Спрос на рекламируемые товары у людей, подвергшихся такому внушению, повышался почти в два раза по сравнению с обычным.

 

Второй факт. Загипнотизированной пациентке внушалось приказание: через пять минут после пробуждения раскрыть стоящий в углу комнаты зонтик. Пробудившись от гипнотического сна, женщина в назначенный срок в точности выполнила задание. На вопрос о мотивах ее поступка, она отвечала, что хотела убедиться, ее ли это зонтик. Этот мотив не соответствовал действительной причине поступка и, очевидно, был придуман post factum, но сознанию пациентки вполне удовлетворял: она искренне была убеждена, что раскрыла зонтик по собственному желанию, имея целью убедиться в том, что он принадлежит ей. Далее путем настойчивых расспросов ее наконец заставляли вспомнить настоящую причину поступка, т.е. приказание, полученное во время гипноза.

 

Приведенные, да и многие другие факты свидетельствуют о наличии бессознательного в психике человека. Это во-первых. Во-вторых, такого рода факты наталкивают на постановку вопроса: в каком же соотношении находятся осознанное и бессознательное?

 

Одним из первых в истории науки данный вопрос на базе большого опытного материала пытался решить австрийский невропатолог, психиатр и психолог 3. Фрейд (1856 — 1939). Опираясь на второй из только что отмеченных фактов — а он был известен З.Фрейду, — а также на ряд других экспериментов, 3. Фрейд пришел к выводу о существенно важной, порой даже решающей роли бессознательного (особенно в этиологии ряда психических заболеваний). Те или иные «комплексы», которые складываются под влиянием разных факторов в жизни человека («комплекс Эдипа», «комплекс Электры», «комплекс вины» и др.), вытесняются из сознания в бессознательное и могут затем выступать причиной психических болезней. Необходимо найти средства определения конкретного комплекса, обнаружить этот комплекс, довести его до осознания пациентом и тогда болезнь будет излечена.

Разработанный 3. Фрейдом метод обнаружения комплексов, метод терапевтического лечения больных был назван психоаналитическим. Составными элементами фрейдовского психоанализа были представление о сексуальном (по преимуществу) характере вытесненного, а также методика свободных ассоциаций и толкование снов как средства обнаружения конкретных структур бессознательного, вызвавших болезнь. И надо признать, что для первой четверти XX в., когда был разработан психоанализ, да и на протяжении последующих десятилетий, это был значительный успех: диагностические и терапевтические приемы психоанализа давали, по признанию многих теоретиков и практиков медицины, неплохие результаты, а в отдельных случаях — несколько больший эффект, чем традиционные методы.

 

На основе выработанных представлений о бессознательном 3. Фрейд сформировал свое специфическое миропонимание, а также свой взгляд на психику человека, на соотношение сознания («Я») и бессознательного («Оно»).

 

Психика человека, как считал 3. Фрейд, имеет три сферы: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» — это глубокий слой бессознательных влечений; здесь главенствует принцип наслаждения. «Я» — сфера сознательного, посредник между бессознательным и внешним миром; здесь действует принцип реальности. «Сверх-Я» — внутриличностная совесть, инстанция, олицетворяющая собой установки общества, своего рода моральная цензура; это, так сказать, социальность внутри сознания человека. «Я» стремится быть посредником между миром и «Оно», сделать «Оно» приемлемым для мира, а также привести мир в соответствие с желанием «Оно». «Я» старается содействовать влиянию внешнего мира на «Оно» и осуществлению тенденций этого мира, оно стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в «Оно», принципом реальности. Функциональное значение «Я» выражается в том, что в нормальных условиях ему предоставлена власть над побуждением к движению. По отношению к «Оно» «Я» подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади, с той только разницей, что всадник пытается совершить это собственными силами, «Я» же — силами заимствованными.

Как всаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остается только вести ее туда, куда ей хочется, так и «Я» превращает обыкновенную волю «Оно» в действие, как будто бы это было его собственной волей. З.Фрейд преувеличил значение «Оно» по отношению к «Я». Такое преувеличение касалось не столько гносеологического аспекта соотношения бессознательного и сознательного, сколько их психологического аспекта, вопроса мотиваций поведения человека. Но и этот момент характеризует мировоззрение 3. Фрейда как содержащее внутри себя тенденцию к преувеличению бессознательного начала (в данном случае — в системе психических структур). Еще более противоречащим основным взглядам З.Фрейда является утверждение, будто «все душевные процессы по существу бессознательны» (Фрейд 3. «Лекции по введению в психоанализ». М; П., 1923. С. 28). В новом издании лекций по психоанализу перевод соответствующего текста такой: «Психические процессы сами по себе бессознательны» («Введение в психоанализ.
материалистических, все же они оставались в пределах естественнонаучного материализма (и в этом отношении ошибочно зачисление его в число идеалистов).

 

З.Фрейд нанес серьезный удар по концепциям, сводившим психическое к сознанию; он подверг критике точку зрения, согласно которой бессознательное есть низшая форма психической деятельности, свойственная животным, «снимаемая» с возникновением сознания и затем растворяемая в сознании, всецело определяемая им в своем существовании и функционировании.

 

Концепция З.Фрейда лежит скорее в русле той сложившейся в философии традиции, которая делает акцент на бессознательном (Шопенгауэр, Гартман, Бергсон и др.). 3. Фрейд впервые фундаментально, на базе экспериментальных и клинических данных обосновал важное место, занимаемое бессознательным в психике человека. И эту сторону фрейдовской концепции научная философия не может отвергать.

 

Важное значение для понимания бессознательного имеют работы К. Г. Юнга (1875 — 1961) — швейцарского психолога и психиатра, последователя 3. Фрейда. Изучая бессознательное, К. Г. Юнг обнаружил в его структурах так называемые архетипы. Если «комплексы» переживаний З.Фрейда есть результат индивидуальной жизни человека и представляют собой продукт вытеснения, то архетипы связаны с коллективной жизнью людей, с жизнью рода и закрепляются в психике человека исторически, передаются по наследству из поколения в поколение. «Комплексы» 3. Фрейда не устраняются, но представление о них дополняется архетипами. К. Г. Юнг констатировал: «В отличие от личного бессознательного, которое является в известной степени относительно поверхностным слоем сразу же под порогом сознания, коллективное бессознательное в обычных условиях неосознаваемо, поэтому даже при помощи аналитической техники нельзя вызвать воспоминание, поскольку оно не было ни вытеснено, ни забыто. Само по себе коллективное бессознательное вообще не существует; на самом деле оно является не чем иным, как возможностью, той самой возможностью, которая передается нам по наследству с древних времен посредством определенной формы мнемических образов или, выражаясь анатомически, через структуры мозга. Нет врожденных представлений, но, наверное, есть врожденная возможность представлений, которая определяет границы даже самой смелой фантазии, определяет, так сказать, категории деятельности фантазии, в известной степени идеи a priori, о существовании которых, однако, невозможно судить без наличия соответствующего опыта. Они проявляюся в оформленном материале в качестве регуляторных принципов его оформления» («Проблемы души нашего времени». М., 1994. С. 57). Элементы этого коллективного бессознательного — архетипы — «являются в определенной степени обобщенной равнодействующей бесчисленных типовых опытов ряда поколений. Они представляют собой, так сказать, психические осадки бесчисленных переживаний подобного типа» (там же. С. 57 — 58). «Бессознательное как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал. Но не мертвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным образом определяет индивидуальную жизнь» (там же. С. 131).

 

К общечеловеческим первообразам, или архетипам, относятся образы матери-земли, героя, мудрого старца и др. Архетип «Тень» представляет собой образ всего низменного в человеке, всего антисоциального в нем; разрушительная, агрессивная тенденция таится в глубинах человеческой души и способна проявиться в действиях человека. Но эта тенденция может и не стать явной, а скрываться под маской «Персоны» (архетипа, в котором заключена ширма, или маска, которой пользуется человек, чтобы скрыть свое истинное «Я»). Архетип «Анима» представляет женское начало в мужчине, архетип же «Анимус» — мужское начало в женщине; они ведут к взаимопониманию мужчины и женщины, но могут вести и к психическим кризисам при несовпадении идеализированных представлений с реальным человеком. Архетип «Самость» у К. Г. Юнга выступает субъектом целостной психики человека; «Самость» предопределяет всю жизнедеятельность человека, направленную на достижение целостности и единства составляющих его частей.

 

Архетипы тесно связаны с символикой и проявляются в сновидениях, художественном творчестве и т.п. «Коллективное бессознательное, — отмечает К. Г. Юнг, — является огромным духовным наследием, возрожденным в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, наоборот, является эфемерным явлением, осуществляющим все сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего, можно сравнить с ориентировкой в пространстве. Бессознательное содержит источник сил, приводящих душу в движение, а формы или категории, которые все это регулируют, — архетипы. Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам. Особенно это касается религиозных представлений. Но и центральные научные, философские и моральные понятия не являются здесь исключениями. Их можно рассматривать как варианты древних представлений, принявших свою нынешнюю форму в результате использования сознания, ибо функция сознания заключается не только в том, чтобы воспринимать и узнавать через ворота разума мир внешнего, но и в том, чтобы творчески переводить мир внутреннего во внешнее» (там же. С. 132 — 133).

 

В заключении отметим, что бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека; между ними довольно часты противоречия, порой конфликты, но они взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достигать гармоничного единства. В бессознательном заключены богатые возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, в особенности это касается творческой деятельности субъекта. Сознание, «питая» и в значительной мере формируя бессознательное, в целом способно его контролировать, а также определять общую стратегию поведения человека. И хотя поведение человека, особенно социальное его поведение, определяются сознанием, осознанное поведение не исчерпывает всех поведенческих актов, в нем остается место и бессознательному.

 

В генезисе психики человека бессознательное выступает первым, а сознательное вторым этапом ее формирования и развития. Но с возникновением сознания бессознательное не растворяется в нем, оно становится уровнем человеческой психики, начиная активно взаимодействовать с уровнем сознания. Более того, под влиянием эволюции сознания бессознательное развивается, изменяется и обогащается по своей структуре, функциям и содержанию. Бессознательное у человека и бессознательное у животных при общих сходных чертах обладает существенными различиями. Бессознательное в субъекте очеловечивается и социализируется; оно биосоциально по своей природе.

 


Links  

See Also


 

Subcategories

«ёёё

Pages

`

Отношение сознания и бессознательного

Сознание, Подсознание, Бессознательное

Pages in Other Languages

 

Forking

 

Categories
  • бессознательное

Теория бессознательного

Майкл С. Бертони — основатель-генеральный директор

Майкл С.

Бертони — основатель-генеральный директор
SaaS Talent — ресурс №1 для SaaS и Hi-Tech Talent в США и Латинской Америке. Нажмите на наш веб-сайт ниже, чтобы узнать больше и назначить встречу. 🚀

Опубликовано 7 декабря 2015 г.

+ Подписаться

Люди способны делать ВСЁ ЧТО-НИБУДЬ . У всех нас есть возможность делать вещи, выходящие далеко за рамки того, что мы можем себе представить. У нас есть способность быть гениями, изобретать вещи и значительно улучшать все сферы нашей жизни, а также жизнь ВСЕГО вокруг нас. Все и все во вселенной связаны, и нет никаких ограничений на то, что мы можем сделать. Единственные ограничивающие факторы того, чего можно достичь, находятся в уме. Если о чем-то можно подумать, то это можно сделать.

Мы все были свидетелями или читали о сотнях людей, которые, кажется, совершают невозможное, творят чудеса, изменяют жизнь или делают вещи, которые невозможно понять. До сих пор никогда не существовало теории, объясняющей, почему у людей есть такие способности, и я попытаюсь объяснить это с помощью моей Теории бессознательного.

Последствия этой теории, если они будут правильно доказаны, могут оказать существенное влияние на качество и благополучие всего на Земле. Я основываю теорию на своем непосредственном личном опыте во время глубокой медитативной концентрации и исследования «Величайших умов всех времен», что составляет 9Список из 85 человек, составленный Ranker.com. Идея этой теории пришла ко мне, когда я узнал, что многие из величайших гениев, включая Эйнштейна, Леонардо да Винчи и Сократа, получали данные, информацию и знания во сне или в состоянии глубокой медитации. Даже великий гений нашего времени Стив Джобс во многом объяснял успех и трансформацию Apple своей практикой дзен-медитации.

Если кто-либо в научном или исследовательском сообществе заинтересован в том, чтобы помочь мне развить эту теорию, пожалуйста, свяжитесь со мной, так как еще многое предстоит сделать с исследованиями, построением гипотез, экспериментами, экспертными оценками и выводами.

Теория бессознательного

Чтобы понять мою Теорию бессознательного, нужно понять работы Зигмунда Фрейда и его теории о сознательном, предсознательном и бессознательном. Моя теория основывается на его теориях и дает новое определение бессознательного.

Зигмунд Фрейд на основе своих исследований 1900, 1905, 1915 и 1924 годов разработал модель разума, в которой он описал его структуру и функции и использовал аналогию с айсбергом для описания трех уровней разума. Фрейд описал первый уровень как «Сознательный разум», который состоял из всех психических процессов, которые мы сознательно осознаем как верхушку айсберга. Например, в этот момент вы можете чувствовать голод и решить что-нибудь съесть или почувствовать усталость и решить вздремнуть.

Затем Фрейд объяснил второй уровень разума как «предсознательный разум», который содержал мысли и чувства, которые человек в настоящее время не осознает, но может легко перенести их в сознательный разум. Предсознательный разум существует чуть ниже уровня сознательного разума и действует как комната ожидания, когда мысли проникают в сознательный разум.

Наконец, Фрейд объяснил третий, гораздо более глубокий уровень разума, как «Бессознательный разум», который состоит из психических процессов, недоступных сознанию, но влияющих на все человеческие суждения, чувства и поведение. Согласно Фрейду, бессознательное является основным источником всего человеческого поведения. Фрейд считал, что наши чувства, мотивы и решения находятся под сильным влиянием нашего прошлого опыта и хранятся в более глубоком бессознательном уме.

 Теория бессознательного разума утверждает, что :

  • Бессознательный разум состоит из всех психических процессов, данных, информации и знаний, которые недоступны сознательному разуму, но также дают ссылку на универсальное хранилище всех психических процессов, данных, информации и знаний во Вселенной из прошлого, настоящего и будущего.
  • Эта связь с универсальным хранилищем всех психических процессов, данных, информации и знаний во вселенной из прошлого, настоящего и будущего является двунаправленной, что означает, что к ней может получить доступ и ввести кто-либо с сознательным умом через бессознательный ум а также напрямую посылать что-либо с сознательным умом через бессознательный ум.
  • Данные, информация и знания в подсознании получаются, создаются или переписываются посредством всех сознательных переживаний во вселенной из прошлого, настоящего и будущего.
  • Данные, информацию и знания в подсознании можно только получить, создать, перезаписать или сохранить, но нельзя уничтожить.
  • Когда что-либо с сознательным разумом находится в состоянии сна, все данные, информация и знания, которые были получены, созданы или переписаны, сохраняются в универсальном хранилище, к которому можно получить доступ через подсознание.

Бессознательный, предсознательный и сознательный разум Фрейда

Введение в три уровня сознания Фрейда

Зигмунд Фрейд, отец психоанализа, произвел революцию в области психологии своими новаторскими теориями о человеческом разуме. Среди его многочисленных вкладов три уровня сознания Фрейда — сознательный, предсознательный и бессознательный — оказали глубокое влияние на наше понимание человеческого поведения.

В этой статье мы углубимся в эти три уровня сознания, обсудим их значение, то, как они взаимодействуют, и их применение в терапии и саморефлексии.

Понимая хитросплетения бессознательного, предсознательного и сознательного разума Фрейда, мы можем получить ценную информацию о нашей собственной психике и улучшить свое психическое здоровье.

Сознание: верхушка айсберга

Бессознательный ум Фрейда подсознательный разум и сознательный разум

Сознательный разум — наиболее очевидный и легкодоступный уровень сознания. Это часть нашего разума, которую мы осознаем в любой момент, она отвечает за наши мысли, чувства, восприятие и действия.

Когда мы живем, взаимодействуем с другими и принимаем решения, работает сознание. Это часть нашей психики, которая позволяет нам критически мыслить, планировать и решать проблемы.

Несмотря на свою важность, сознательный разум составляет лишь небольшую часть нашей умственной деятельности. Фрейд классно сравнил сознательный разум с верхушкой айсберга, видимой над поверхностью воды, но представляющей лишь часть общей массы айсберга.

Как большая часть айсберга скрыта под водой, так и более глубокие и таинственные уровни нашего сознания.

Предсознательный разум: скрытый слой

Предсознательный разум действует как мост между сознательным и бессознательным разумом. Он содержит мысли, чувства и воспоминания, которые в настоящее время не находятся в нашем сознании, но к которым можно легко получить доступ при необходимости.

Подсознание служит хранилищем информации, которую нам нужно быстро вспомнить, такой как номера телефонов, дни рождения или встречи.

Хотя содержимое предсознательного разума не сразу доступно нашему сознанию, оно все же влияет на наши мысли и эмоции.

Например, если мы сталкиваемся с ситуацией, которая напоминает нам о прошлом опыте, подсознательный разум может вывести это воспоминание на передний план нашего сознания, формируя нашу реакцию на настоящий момент.

Таким образом, предсознание играет жизненно важную роль в формировании нашего повседневного опыта и реакций.

Бессознательный разум: глубины психики

Бессознательный ум Фрейда подсознание и сознательный разум

Бессознательный ум, самый загадочный и неуловимый уровень сознания, является основным предметом теорий Фрейда. Это обширное хранилище мыслей, чувств, воспоминаний и желаний, которые скрыты от нашего сознания, часто из-за их способности вызывать тревогу или страдания.

Согласно Фрейду, бессознательное является движущей силой большей части нашего поведения, влияя на наши решения и действия способами, которые мы не можем полностью понять.

Фрейд считал, что бессознательное играет решающую роль в развитии психических расстройств, поскольку неразрешенные конфликты и подавленные эмоции могут проявляться в виде симптомов тревоги, депрессии или других психологических проблем.

Изучая бессознательное и раскрывая его скрытое содержание, Фрейд утверждал, что люди могут проникнуть в суть коренных причин своих психических расстройств и работать над разрешением этих конфликтов с помощью терапии.

Как подсознание влияет на поведение

Теория бессознательного Фрейда утверждает, что бессознательное сильно влияет на наше поведение, часто таким образом, что мы этого не осознаем. Это может проявляться в различных формах, включая кажущиеся иррациональными действия, оговорки или внезапные эмоциональные реакции.

Например, человек может обнаружить, что ведет себя самосаботажно, но позже осознает, что его бессознательный разум был движим глубоко укоренившимся страхом неудачи.

Таким образом, подсознание может оказывать мощное влияние на наши действия, и понимание этого влияния может помочь нам преодолевать препятствия и принимать более обоснованные решения в отношении своей жизни.

Доступ к бессознательному

Фрейд разработал несколько методов доступа к бессознательному и раскрытия его скрытого содержимого. Приводя бессознательный материал к сознательному осознанию, люди могут понять основные причины своего поведения и работать над личностным ростом и исцелением.

Некоторые из этих методов включают:

1. Оговорка по Фрейду

Оговорка по Фрейду, также известная как парапраксис, представляет собой непреднамеренную ошибку в речи, памяти или действии, которая, как считается, раскрывает бессознательные мысли или желания.

Эти оговорки могут дать ценные сведения о содержании бессознательного, поскольку они могут выявить подавленные эмоции или неразрешенные конфликты.

Сам Фрейд привел пример такой оговорки, когда член британского парламента назвал коллегу, который его раздражал, «достопочтенным членом из ада», а не из Халла.

2. Свободные ассоциации

Свободные ассоциации — это метод, при котором людей поощряют выражать свои мысли и чувства без цензуры или осуждения. Позволив уму свободно блуждать, бессознательный материал может выйти на поверхность, обеспечивая понимание внутреннего мира человека.

3. Толкование снов

Фрейд считал, что сны — это «королевская дорога к бессознательному», поскольку они открывают окно в скрытую работу разума.

Благодаря анализу снов люди могут раскрыть подавленные желания, страхи и конфликты, что ведет к лучшему пониманию себя и личностному росту.

4. Выразительное письмо

Выразительное письмо, такое как ведение дневника или поэзия, может помочь людям получить доступ к бессознательному материалу и обработать его. Облекая свои мысли и чувства в слова, люди могут получить представление о своем бессознательном и работать над нерешенными проблемами.

История бессознательного

Хотя Фрейду часто приписывают открытие бессознательного, эта концепция присутствовала в различных формах на протяжении всей истории человечества.

Древние культуры часто приписывали бессознательные мысли и желания божественному вдохновению или одержимости духами. В 18-м и 19-м веках философы и психологи начали исследовать идею бессознательного, заложив основу для теорий Фрейда.

Несмотря на эти исторические корни, именно Фрейд выдвинул бессознательное на передний план психологической теории, разработав всеобъемлющую модель человеческой психики, которая продолжает влиять на наше понимание разума и сегодня.

Ознакомьтесь с: 14 САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ И ВЛИЯТЕЛЬНЫХ КНИГ ФРЕЙДА, ГЕНИЯ ПСИХОАНАЛИТИКА

Взаимодействие между бессознательным, предсознательным и сознательным разумом друг друга.

Бессознательное влияет на наши сознательные мысли, чувства и действия, а предсознательное служит посредником, позволяя нам получить доступ к бессознательному материалу, когда это необходимо.

Это динамическое взаимодействие между различными уровнями сознания необходимо для поддержания психического здоровья, поскольку оно позволяет нам обрабатывать и интегрировать наши переживания, эмоции и желания.

Понимая взаимодействие между бессознательным, предсознательным и сознательным разумом, мы можем лучше понять сложную работу человеческой психики и работать над личностным ростом и исцелением.

Структура человеческой психики: Ид, Эго и Суперэго

В дополнение к своей теории бессознательного, предсознательного и сознательного разума Фрейд также разработал модель человеческой психики, состоящую из трех основных компонентов: Ид, Эго и Супер-Эго.

Ид — это примитивная, инстинктивная часть разума, движимая принципом удовольствия и сосредоточенная на немедленном удовлетворении. Это источник наших самых основных желаний и импульсов, действующих в основном в бессознательном уме.

Эго, существующее как в сознательном, так и в бессознательном уме, служит посредником между Ид и внешним миром.

Он отвечает за проверку реальности, принятие решений и решение проблем, работая для удовлетворения желаний Ид, принимая во внимание ограничения реальности.

Суперэго, также присутствующее как в сознательном, так и в бессознательном уме, представляет моральные и этические аспекты психики. Это внутренний голос авторитета, дающий ощущение правильного и неправильного и стремящийся к совершенству.

Эта трехчастная структура человеческой психики иллюстрирует сложность наших психических процессов и подчеркивает важность понимания взаимодействия между бессознательным, предсознательным и сознательным разумом для достижения психологического благополучия.

Теория сновидений Фрейда и роль бессознательного

Теория сновидений Фрейда утверждает, что сновидения служат средством исполнения желаний, позволяя бессознательному разуму выражать подавленные желания и эмоции.

Сны часто содержат замаскированные символы и образы, представляющие бессознательные мысли, которые можно расшифровать с помощью анализа сновидений.

Изучая содержание наших снов, мы можем получить ценную информацию о работе нашего бессознательного, раскрывая скрытые желания и страхи, которые могут влиять на наше поведение.

Это понимание может помочь нам разрешить неразрешенные конфликты и работать над личностным ростом и исцелением.

Влияние теорий Фрейда на современную психологию

Влияние теорий Фрейда на современную психологию невозможно переоценить.

Его новаторская работа над бессознательным, предсознательным и сознательным разумом сформировала наше понимание человеческого поведения и заложила основу для многих терапевтических подходов, включая психоанализ, психодинамическую терапию и когнитивно-поведенческую терапию.

Даже сегодня теории Фрейда продолжают влиять на исследования в области психологии, неврологии и смежных областях, поскольку ученые исследуют сложные взаимодействия между различными уровнями сознания и их влияние на поведение человека.

Критика и ограничения трех уровней сознания Фрейда

Несмотря на их глубокое влияние на психологию, теории Фрейда также подвергались критике и ограничениям. Некоторые критики утверждают, что теориям Фрейда не хватает эмпирических доказательств и что они слишком сосредоточены на бессознательном, пренебрегая другими важными аспектами человеческого поведения.

Другие утверждают, что теории Фрейда чрезмерно детерминированы, предполагая, что люди мало контролируют свое поведение и находятся во власти бессознательных сил.

Кроме того, теории Фрейда подвергались критике за то, что они слишком сосредоточены на опыте богатых, белых, европейских мужчин, пренебрегая опытом женщин, цветных людей и людей из разных культур.

Несмотря на эту критику, теории Фрейда остаются важным и влиятельным вкладом в область психологии, обеспечивая ценную информацию о работе человеческого разума и вдохновляя новые направления исследований и терапевтической практики.

Применение трех уровней сознания Фрейда в терапии и саморефлексии

Три уровня сознания Фрейда имеют важное применение в терапии и саморефлексии.

Понимая работу бессознательного и его влияние на поведение, люди могут понять коренные причины своих психических расстройств и работать над личностным ростом и исцелением.

Терапевты могут использовать такие методы, как анализ сновидений, свободные ассоциации и экспрессивное письмо, чтобы получить доступ к бессознательному и помочь клиентам раскрыть скрытые эмоции и желания.

Доводя бессознательный материал до сознания, люди могут глубже понять свое поведение и работать над разрешением конфликтов и улучшением своего психического здоровья.

Помимо терапии, люди могут использовать принципы трех уровней сознания Фрейда для самоанализа и личностного роста.

Изучая свои собственные мысли, чувства и поведение, люди могут получить представление о работе собственной психики и работать над достижением большего самосознания и самопринятия.

О Зигмунде Фрейде

Зигмунд Фрейд был австрийским неврологом и психологом, жившим с 1856 по 1939 год. Он широко известен как отец психоанализа, совершивший революцию в области психологии своими новаторскими теориями о человеческом разуме.

Помимо работы над бессознательным, предсознательным и сознательным разумом, Фрейд также разработал влиятельные теории развития личности, анализа сновидений и роли сексуальности в человеческом поведении.

Несмотря на его продолжительное влияние на психологию, работа Фрейда также была предметом споров и критики, причем некоторые ученые утверждали, что его теории не имеют эмпирических доказательств и слишком сосредоточены на опыте богатых белых европейцев.

Несмотря на эту критику, теории Фрейда остаются важным и влиятельным вкладом в область психологии, вдохновляя новые направления исследований и терапевтической практики.

Связанный: ЧТО ТАКОЕ ПСИХОАНАЛИЗ? – ИССЛЕДОВАНИЕ ГЛУБИН РАЗУМА

Заключение и актуальность теорий Фрейда сегодня

Три уровня сознания Фрейда — сознательное, предсознательное и бессознательное — оказали глубокое влияние на наше понимание человеческого поведения и продолжают формировать область психологии сегодня.

Изучая работу бессознательного и его влияние на поведение, люди могут понять коренные причины своих психических расстройств и работать над личностным ростом и исцелением.

Хотя теории Фрейда подвергались критике и ограничениям, они остаются важным и влиятельным вкладом в область психологии, вдохновляя новые направления исследований и терапевтической практики.

Часто задаваемые вопросы

Теория сознания Фрейда: вопросы и краткие ответы

В этом разделе я поделюсь своим пониманием этой теории, ответив на некоторые часто задаваемые вопросы. К концу этой статьи вы лучше поймете теорию сознания Фрейда и то, как она влияет на нашу повседневную жизнь.

Как работает Сознание и Подсознание?

Сознание — это то, что мы осознаем в настоящий момент. Он состоит из наших мыслей, чувств и восприятий, с которыми мы активно взаимодействуем.

Напротив, подсознание является резервуаром мыслей, чувств и воспоминаний, которые не всегда доступны нашему сознательному восприятию.

Бессознательное постоянно влияет на наши действия, эмоции и решения, даже если мы этого не осознаем. Это сокровищница прошлого опыта, подавленных эмоций и неразрешенных конфликтов, которые формируют нашу нынешнюю реальность.

Согласно Фрейду, бессознательное общается с сознательным через символы, метафоры и сны. Это сложная динамическая система, которая играет важную роль в определении нашего поведения, мотивации и психического здоровья.

Что объясняют 3 уровня сознания Фрейда?

Теория сознания Фрейда основана на идее о том, что человеческая психика делится на три отдельных уровня: сознательный , предсознательный и бессознательный . Сознательный уровень, как я упоминал ранее, охватывает наши текущие мысли, чувства и восприятие. Это та часть нашего разума, которую мы активно осознаем и с которой ежедневно взаимодействуем.

Предсознательный уровень подобен умственной комнате ожидания для мыслей и воспоминаний, которые не сразу доступны нашему сознанию, но могут быть быстро извлечены при необходимости.

Например, вы можете не думать активно о том, что ели на завтрак, но это хранится в вашем подсознании и может быть вызвано по запросу.

Бессознательный уровень, с другой стороны, является обширным, скрытым царством, где обитают наши самые глубоко укоренившиеся желания, страхи и конфликты. Это движущая сила нашего поведения, влияющая на наши решения и эмоции способами, о которых мы часто не подозреваем.

Фрейд считал, что понимание бессознательного и работа с ним имеют решающее значение для достижения личностного роста и психологического здоровья.

Что такое теория сознания Фрейда?

Теория сознания Фрейда является краеугольным камнем психоаналитической теории, целью которой является понимание и лечение сложностей человеческого разума. По своей сути теория Фрейда утверждает, что наша психика состоит из трех различных уровней сознания (сознательного, предсознательного и бессознательного), которые взаимодействуют и влияют друг на друга различными способами.

Это взаимодействие между различными уровнями сознания формирует наши мысли, эмоции и действия.

Теория Фрейда также подчеркивает важность бессознательного в определении нашего поведения и психического здоровья.

Согласно Фрейду, неразрешенные конфликты и подавленные эмоции, находящиеся в нашем подсознании, могут проявляться в виде психологических расстройств и эмоциональных расстройств.

Таким образом, психоанализ стремится вывести эти скрытые элементы на поверхность, позволяя людям противостоять им и разрешать их, что в конечном итоге ведет к личностному росту и улучшению психического здоровья.

Какова функция Сознательного разума?

Сознание выполняет несколько важных функций в нашей повседневной жизни. Прежде всего, это позволяет нам осознавать нашу нынешнюю реальность и взаимодействовать с ней.

Через наше сознание мы воспринимаем окружающий мир, обрабатываем информацию и принимаем решения. Это часть нашей психики, которая активно участвует в решении проблем, критическом мышлении и планировании.

Кроме того, сознание действует как привратник между бессознательным и нашим сознанием. Он фильтрует и интерпретирует информацию, поступающую из нашего бессознательного, часто в форме символов, метафор и снов.

Этот процесс фильтрации помогает нам разобраться в своих мыслях, чувствах и переживаниях, а также защищает нас от подавления необузданной интенсивностью наших бессознательных желаний и страхов.

Наконец, сознание играет решающую роль в нашем самосознании и самоидентификации. Это позволяет нам размышлять о своих мыслях, эмоциях и действиях, помогая нам лучше понять себя и делать осознанный выбор, который соответствует нашим ценностям и целям.

Что такое Сознание и Бессознательное в психоаналитической теории?

В психоаналитической теории сознание и бессознательное являются двумя важными компонентами человеческой психики, которые вместе формируют наши мысли, эмоции и поведение. Сознательный разум — это часть нашей психики, которую мы активно осознаем и с которой ежедневно взаимодействуем.

Он состоит из наших текущих мыслей, чувств и восприятий и играет решающую роль в принятии решений, решении проблем и самосознании.

Бессознательный разум, с другой стороны, представляет собой скрытый резервуар мыслей, чувств и воспоминаний, которые не всегда доступны нашему сознательному пониманию. Это динамичная, сложная система, которая влияет на наши действия, эмоции и решения так, как мы часто не осознаем.

Согласно психоаналитической теории, неразрешенные конфликты и подавленные эмоции, находящиеся в нашем подсознании, могут проявляться в виде психологических расстройств и эмоциональных расстройств.

Психоаналитическая теория подчеркивает важность понимания и работы как с сознательным, так и с бессознательным разумом для достижения личностного роста и психологического здоровья.

С помощью таких техник, как свободные ассоциации, анализ сновидений и перенос, психоанализ стремится раскрыть скрытые элементы бессознательного и вывести их на поверхность, позволяя людям противостоять им и разрешать их.

Каковы примеры концепции бессознательного Фрейда?

Концепция бессознательного Фрейда может быть сложной для понимания, но примеры могут помочь прояснить ее роль в нашей жизни. Вот некоторые сценарии, иллюстрирующие влияние бессознательного:

  1. Человек, у которого развился иррациональный страх высоты после несчастного случая в детстве, который он больше не может сознательно вспомнить. Травматические воспоминания хранятся в их бессознательном, влияя на их эмоции и поведение, несмотря на то, что они не осознают инцидент.
  2. Кто-то, кто постоянно оказывается в нездоровых отношениях, по-видимому, под влиянием неизвестной силы делает неправильный выбор партнеров. Этот паттерн может быть связан с нерешенными детскими проблемами, хранящимися в их бессознательном уме и влияющими на их поведение без их сознательного осознания.
  3. Человек, которому часто снятся сны о преследовании или нападении, которые могут представлять бессознательные страхи или неразрешенные конфликты, которые его разум пытается обработать и разрешить.

Эти примеры подчеркивают тот факт, что наше бессознательное постоянно влияет на наши эмоции, действия и решения, даже если мы этого не осознаем.

В чем разница между Сознанием и Подсознанием?

Основное различие между сознанием и бессознательным заключается в их доступности и в том, как они влияют на наши мысли, эмоции и поведение.

В то время как мы активно осознаем наше сознание и можем напрямую взаимодействовать с ним, бессознательное действует за кулисами, влияя на нашу жизнь тонким, но глубоким образом.

Что является примером Сознательного разума?

Пример работы сознательного разума можно увидеть в наших повседневных процессах принятия решений и решения проблем.

Например, представьте, что вы решаете, что приготовить на ужин. Ваш сознательный разум будет активно участвовать в этом процессе, принимая во внимание ингредиенты, которые у вас есть, ваши личные предпочтения и любые диетические ограничения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *