Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе: Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе детского сада — детский сад №19

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе детского сада — детский сад №19

Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) группы представляет специально организованное помещение, материалы, оборудование и инвентарь, нацеленные на:
— развитие детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития;
— удовлетворение двигательной активности детей;
— возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности уединения.
При создании РППС учитывается ведущая роль игровой деятельности в развитии детей. Это обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО, группы РППС создается с учетом развития индивидуальности каждого воспитанника, его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть: безопасной – все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, правилам пожарной безопасности.
Предметы, материалы, наполняющие помещения группы, имеют необходимые сертификационные документы, свидетельствующие о безопасности для физического здоровья детей: Сертификат соответствия и Гигиенический сертификат.
При организации пространства учитывается акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения. Помещение хорошо и равномерно освещается, уровни естественного и искусственного освещения соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Учебная зона расположена таким образом, чтобы свет на рабочие столы попадал с левой стороны.
Помещение группы в цветовой гамме с учётом детского восприятия, имеет эстетичное и эмоциональное радостное, позитивное воздействие на детей. Цвет стен имеет пастельно желтую окраску, мебель не выделяется на ее фоне, помещение украшено детскими работами.
Оборудование помещений соответствует росту и возрасту детей, Расположение мебели, игрового оборудования позволяет детям свободно перемещаться в пространстве. Мебель закреплена к стене. Функциональные размеры используемой детской мебели столов и стульев соответствует обязательным требованиям, одной группы мебели и промаркированы согласно таблице СанПиНа. Столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз детей. При использовании маркерной доски цвет маркера выбран контрастного цвета (черный, красный, темные тона синего и зеленого).
Среди комнатных растений нет цветов, которые могли бы причинить вред здоровью детей.
Хранение ножниц в центре творчества находится под контролем воспитателя.
Используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки применяются в качестве дидактических пособий.
При отборе игрушек, игр, игрового оборудования учитываются принципы оценки безопасности игровой продукции:
1. Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества).
2. Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.
3. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.
4. Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.
РППС должна обеспечивать психологическую комфортность пребывания воспитанников в группе детского сада.
Комфортная РППС обладает многофункциональными качествами гибкого зонирования, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности.
Все игровое оборудование, материалы, пособия, обеспечивающие основные виды детской деятельности, в группе располагаются таким образом, что каждый ребенок имел свободный доступ к ним.
Особенностью детей старшего дошкольного возраста является то, что в данном возрасте замысел основывается на теме игры, поэтому полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей. Они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя ширмы, занавеси, обручи и скакалки, стулья, детские палатки, материалы для одной образовательной области могут использовать и ходе реализации другой.
Трансформируемость предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты. В зависимости от воспитательно-образовательных задач, зоны так же могут трансформироваться, меняться, дополняться и объединяться.
Учитывая, что в детском саду ребенок проводит практически весь день, создаются условия отдыха от общения, в группе моделируется зона для отдыха, где ребенок может уединиться, рассмотреть книгу и т. д., такие условия обеспечивают индивидуальную комфортность каждого ребенка.
Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС, для внимательного отношения к пространству и поиску нового, более интересного, осуществляется смена игрушек, оборудования и прочих материалов или меняю местоположение. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. Это позволяет РППС быть вариативной.
В РППС учитываются гендерные особенности воспитанников.
Такая организация РППС несет в себе психологический комфорт для детей, позволяет воспитанникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Аналитическая справка РППС

Развивающая предметно-пространственная среда  (РППС) в  группе «Простоквашино»

Важнейшими условиями для реализации образовательной программы считаю создание и обновление РППС. Хорошо продуманная и организованная РППС стимулирует развитие социальных и коммуникативных компетентностей, креативности, любознательности, исследовательского интереса, инициативности, ответственности, произвольности, интеллектуальной и познавательной сферы – т.е. всех тех возрастных характеристик ребенка, которые должны сформироваться на этапе завершения дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна соответствовать следующим принципам:

-Насыщенность РППС является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта. В группе она представляет необходимые возможности для игровой, познавательной, творческой, исследовательской, двигательной активности детей, обеспечивает эмоциональное благополучие, возможность самовыражения.

-Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции дошкольников.

-Принцип трансформируемости среды, который связан с полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Развивающая предметно-пространственная среда меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

-Вариативность среды предполагает наличие различных пространств (для игры, уединения, конструирования и пр.), наличие материалов, оборудования, инвентаря, игр, игрушек для развития детских видов деятельности. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, т. к. появление новых предметов стимулирует исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. Предметы, игрушки, пособия отражают уровень современного мира, несут информацию и стимулируют поиск.

-Доступность РППС организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Для этого обеспечен детям свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающий все основные виды детской деятельности.

-Безопасность. Обеспечивает безопасность жизни детей, способствует укреплению здоровья, т.е. соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности. Форма и дизайн также ориентированы на безопасность. Все материалы и оборудование имеют сертификат качества, отвечают гигиеническим требованиям.

Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды, как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные зоны. При планировании РППС в группе мною было запланировано  

создание микрозон и центров:

  • Уголок «Маленькие строители»
  • Уголок по правилам дорожного движения «Школа Светофорчика»
  • Уголок художественного творчества «Весёлый карандаш»
  • Уголок «Знаечка»
  • Уголок речевого развития и детская библиотека
  • Музыкальный уголок
  • Спортивный уголок
  • Театральная зона
  • Уголок сюжетно-ролевой игры
  • Уголок познавательно-исследовательской деятельности (уголок сенсорного развития, экологический центр)
  • Уголок уединения

Одним из важных факторов развития личности ребенка является окружающая его развивающая среда. В моей группе развивающая среда служит интересам и потребностям каждого ребенка, способствует эмоциональному благополучию детей, соответствует их возрасту, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям, а также способствует физическому, познавательно-речевому, познавательно-речевому, социально-личностному, и художественно-эстетическому развитию детей.

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе

  • пространство предметно-пространственной среды группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности: материалы и оборудование имеют соответствующие сертификаты; игровой материал чистый, подобран в разнообразной цветовой гамме, приемлемой для детского сада. В нашей группе важнейшим условием реализации Рабочей программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды.

 При организации развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:

1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.

  1. Использование помещений спальни.
  2. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей: если дети утратили интерес к  игрушке, то она убирается и вносится снова через некоторое время. Таким образом, поддерживается интерес детей, и развивающая среда группы является вариативной. Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. В группе имеется свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Реализация образовательных программ дошкольного образования

Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ

 Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная,

2) познавательная,

3) речевая,

4) художественно-эстетическая,

5) физическая.

Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.

Направление: Познавательное развитие.

Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т.е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.

Экологический центр включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе :

  • различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями.
  • инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др.
  • дидактические игры экологической направленности,
  • серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир»,
  • коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д.
  • календарь природы и погоды.
  • макеты (пустыня, северный полюс, тропики, макеты доисторической жизни (динозавры) и ландшафтный макет).

Весной с детьми провожу проектную деятельность «Огород на подоконнике».

Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д.

Познавательный центр «Знаечка».

В данном центре располагаются:

  • магнитная доска,

· наборы карточек на сопоставление цифры и количества,

· наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами,

· представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы.

· игры на развитие мелкой моторики руки.

· дидактические игры

  • развивающие игры Воскобовича

 Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. Центр решает следующие задачи:

  • целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.
  • воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

 

В «Нравственно-патриотическом» центре помещена государственная символика родного города и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей города Ярославля. В данном центре родного края входит художественная литература, оформлен альбом «Мой город», «Моя семья» и др.

Уголок «Маленькие строители» (конструктивный) центр 

 В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

Направление: Социально-личностное развитие.

В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).

 

Уголок по правилам дорожного движения «Школа Светофорчика» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Центр безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.

 

Направление: Физическое развитие.

Спортивный уголок содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни. Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия.

 

Направление: Художественно — эстетическое развитие.

В уголоке художественного творчества «Весёлый карандаш» для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин, дидактические игры и т. п.). Часть из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу.

«Музыкально — театрализованный» уголок

В театральной деятельности дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый), размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать.

 

 

 

 

 

 

 

Направление: Речевое развитие.

Уголок речевого развития и детская библиотека В нем находятся:

  • книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций.
  • В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.

· находятся различные дидактические игры по развитию речи,

· серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий,

· наборы парных картинок на соотнесение,

  • разрезные сюжетные картинки и т. д.

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе.

 

В  группе расположен «Уголок уединения». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения.

В раздевалке оформлены  специализированные стенды:

Информационно–просветительская работа с родителями

Информационный уголок

Выставки детского творчества

Наполняемость РППС

ГруппаНазваниеНаполняемость

2 младшая группа

Спортивный уголок:

массажные дорожки, кегли, обручи, ходилки-следы, картотека подвижных игр, мячи, массажные мячики.
Уголок «Знаечка»счеты, цифры, геометрические фигуры, дидактические игры, пазлы – цифры, математический паровозик, пирамидки.
Уголок патриотического воспитанияметодическая литература по теме, иллюстрации и фотографии Ярославля и Москвы, карты города и России, флаг, герб, портрет президента, глобус, медведь – символ города, матрешки, кремль и т.п.
Уголок речевого развития и детская библиотекасюжетные картинки, д/и «Составь рассказ», «Собери картинку», «Играем в сказку», шнуровки: «Дерево», «Кеды», деревянные пазлы «Поле и лес», «Ягоды и грибы», картотека «Артикуляционные упражнения», книги для чтения детям.
Уголок познавательно-исследовательской деятельности (уголок сенсорного развития, экологический центр)

микроскоп, пробирки, магниты, лупы, соль, песок, земля, коллекция семян, камней, железных и пластиковых предметов, увеличительное стекло, весы с набором противовесов, песочные часы, собранные предметы из дерева, коллекции «Пуговиц», «Ткани».

Календарь природы, картотека растений, картотека наблюдений, схема ухода за растениями, лейки, коллекции шишек, камней, круп, сезонные картинки

Уголок по правилам  дорожного движения «Школа Светофорчика»макеты улиц, дорожные знаки, д/и «Правила поведения на улице», книги для детей, машины специального назначения т.п.
Организация уголка сюжетно-ролевых игрполиклиника, парикмахерская, стройка, магазин, гараж и т.п.
Театральный уголоккостюмы для ряженья, мягкие игрушки, театр пальчиковый, би-ба-бо, ширма, маски и т.д.
Организация уголка для мальчиков «Маленькие строители»машины, конструктор (крупный), инструменты, рули.
Организация уголка для девочеккуклы, кроватки, коляски, набор посуды, фрукты, овощи, аптечка, парикмахерская, магазин.
Уголок художественного творчества «Весёлый карандаш»бумага, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, акварельные краски, гуашь, пластилин, трафареты, образцы народного творчества (матрешки, роспись, игрушки), альбомы с народной росписью, кисти, штампы.
Музыкальный уголокмузыкальные иструменты: барабан, бубен, колокольчики, труба, дудочка и т.п., диски с песнями и музыкой, дидактические игры, магнитофон.
Организация зоны отдыха и уединениямягкое место, книги
Средняя группаСпортивный уголоккегли, обручи, кольцеброс, скакалки, ходилки-следы, баскетбольное кольцо, картотека подвижных игр, картотека «Виды спорта» и т.п.
Уголок «Знаечка»счеты, цифры, геометрические фигуры, дидактические игры, математическая лесенка, математический домик, магнитные цифры, «Логические блоки Дьеныша», арифметика(кубики).
Уголок патриотического воспитанияметодическая литература по теме, иллюстрации и фотографии Ярославля и Москвы, карты города и России, флаг, герб, портрет президента, глобус, медведь – символ города, матрешки, кремль и т. п
Уголок речевого развития и детская библиотекасюжетные картинки, предметные картинки, дидактический материал: транспорт, посуда, одежда, и д.р., обучающие карточки: «Деревья», «Птицы», «Насекомые», «Овощи и фрукты», книги для чтения детям.
Уголок познавательно-исследовательской  деятельности и экологиимикроскоп, пробирки, магниты, лупы, соль, песок, земля, коллекция семян, камней, железных и пластиковых предметов, увеличительное стекло, весы с набором противовесов, песочные часы, собранные предметы из дерева, коллекции «Пуговиц», «Ткани», альбомы «Кошки», «Цветы», «Птицы». Цветы, календарь природы, картотека растений, картотека наблюдений, схема ухода за растениями, лейки, коллекции шишек, камней, круп, сезонные картинки.
Уголок безопасности дорожного движения «Школа «Светофорчика»»макеты улиц, дорожные знаки, д/и «Правила поведения на улице», плакат «ПДД. Берегись автомобиля!», «Как избежать неприятностей», книги для детей, машины специального назначения и т. п.
Организация уголка сюжетно-ролевых игр:поликлиника, парикмахерская, стройка, магазин, гараж и т.п.

Театральный уголок

костюмы для ряженья, мягкие игрушки, театр пальчиковый, би-ба-бо, ширма, маски и т.д.
Организация уголка для мальчиковмашины, конструктор (мелкий, крупный), инструменты, рули.
Организация уголка для девочек:куклы, кроватки, коляски, набор посуды, фрукты, овощи, аптечка, парикмахерская, магазин.
Уголок художественного творчества «Весёлый карандаш»бумага, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, акварельные краски, гуашь, пластилин, трафареты, образцы народного творчества (матрешки, роспись, игрушки), альбомы с народной росписью, кисти, штампы.
Музыкальный уголокмузыкальные иструменты: барабан, бубен, колокольчики, труба, дудочка и т. п., диски с песнями и музыкой, дидактические игры, магнитофон, портреты композиторов
Организация зоны отдыха и уединениямягкое место, книги
Старшая группаСпортивный уголокмассажные дорожки, кегли, обручи, мячи, скакалки, кольцеброс.
Уголок «Знаечка»вкладыши, шнуровки, крупная мозаика, куб с разными видами застежек, логический домик, логический кубик, мелкие мозаики, мозаика на магнитах, счеты, цифры, калькуляторы, д/и «Подбери по форме», «Веселый городок», «Мои первые цифры», «Геометрические формы», «Цвета и формы».
Уголок патриотического воспитанияметодическая литература по теме, иллюстрации и фотографии Ярославля и Москвы, карты города и России, флаг, герб, портрет президента, глобус, медведь- символ города, матрешки, кремль, карта России, картотека стихи о Родине.
Уголок речевого развития и детская библиотекасюжетные картинки, книги для чтения детям.
Уголок познавательно-исследовательской  деятельности и экологиисчеты, цифры, калькуляторы, д/и «Подбери по форме», «Веселый городок», «Мои первые цифры», «Геометрические формы», «Цвета и формы».
Уголок безопасности дорожного движения «Школа «Светофорчика»»макеты улиц, дорожные знаки, д/и «Правила поведения на улице», плакат «ПДД. Берегись автомобиля!», «Как избежать неприятностей», книги для детей, машины специального назначения, участники дорожного движения
Организация уголка сюжетно-ролевых игр:поликлиника, парикмахерская, стройка, магазин, гараж и т.п.

Театральный уголок

костюмы для ряженья, мягкие игрушки, театр пальчиковый, теневой, фетровый, би-ба-бо, ширма, маски, накидки
Организация уголка для мальчиковмашины, конструктор (мелкий, крупный), инструменты, парковка.
Организация уголка для девочек:куклы, кроватки, коляски, набор посуды, фрукты, овощи, аптечка, парикмахерская, магазин, дом для кукол.
Уголок художественного творчества «Весёлый карандаш»карандаши, фломастеры, краски, пластилин, альбомы, раскраски, трафареты, штампы, предметы народного творчества (хохлома, гжель, дымковская игрушка), альбомы с народной росписью, матрешки и т.п.
Музыкальный уголокмузыкальные иструменты: барабан, бубен, колокольчики, труба, дудочка и т.п., диски с песнями и музыкой, дидактические игры, магнитофон, портреты композиторов
Организация зоны отдыха и уединениямягкое место, книги
Подготовительная к школе группаСпортивный уголокмассажные дорожки, кегли, обручи, мячи, скакалки, кольцеброс.
Уголок «Знаечка»счеты, цифры, калькуляторы, дидактические игры на развитие внимания,  памяти, мышления. шнуровки, мозаика,
Уголок патриотического воспитанияметодическая литература по теме, иллюстрации и фотографии Ярославля и Москвы, карты города и России, флаг, герб, портрет президента, глобус, медведь- символ города, матрешки, кремль, карта России, картотека стихи о Родине.
Уголок речевого развития и детская библиотекасюжетные картинки, дидактические игры на развитие словарного запаса и грамматических категорий,  книги для чтения детям.
Уголок познавательно-исследовательской  деятельности и экологиисчеты, цифры, калькуляторы, д/и «Подбери по форме», «Веселый городок», «Мои первые цифры», «Геометрические формы», «Цвета и формы».
Уголок безопасности дорожного движения «Школа «Светофорчика»»макеты улиц, дорожные знаки, д/и «Правила поведения на улице», плакат «ПДД. Берегись автомобиля!», «Как избежать неприятностей», книги для детей, машины специального назначения, участники дорожного движения
Организация уголка сюжетно-ролевых игр:поликлиника, парикмахерская, стройка, магазин, гараж и т. п.

Театральный уголок

костюмы для ряженья, мягкие игрушки, театр пальчиковый, теневой, фетровый, би-ба-бо, ширма, маски, накидки
Организация уголка для мальчиковмашины, конструктор (мелкий, крупный), инструменты, парковка.
Организация уголка для девочек:куклы, кроватки, коляски, набор посуды, фрукты, овощи, аптечка, парикмахерская, магазин, дом для кукол.
Уголок художественного творчества «Весёлый карандаш»карандаши, фломастеры, краски, пластилин, альбомы, раскраски, трафареты, штампы, предметы народного творчества (хохлома, гжель, дымковская игрушка), альбомы с народной росписью, матрешки и т.п.
Музыкальный уголокмузыкальные иструменты: барабан, бубен, колокольчики, труба, дудочка и т.п., диски с песнями и музыкой, дидактические игры, магнитофон, портреты композиторов
Организация зоны отдыха и уединениямягкое место, книги

Вывод: Организация предметно-развивающей среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников. В пространстве группы воспитателем созданы зоны по интересам, в которых дети могут заниматься разными видами деятельности. Для мальчиков и для девочек подобран соответствующий игровой материал соответственно. Развивающая предметно-пространственная среда в группе «Простоквашино»  создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Психологическая безопасность в классе

Многие учителя часто задаются вопросом, зря ли они потратили свое время, когда в конце уроков «вопросы?» встречает зал с пустыми лицами.

Однако не может быть так, чтобы ученики не участвовали в уроке учителя. Иногда может случиться так, что поднятие руки и признание того, что они не понимают, нарушает социальную норму или является слишком большим мужеством, поскольку это может заставить других считать их «глупыми». Если мы собираемся создать более позитивный опыт обучения, это страх перед унижением — это то, что учителя должны помочь своим ученикам преодолеть.

Недавно компания Google заказала исследование, чтобы выяснить, почему одни из их команд работают лучше, чем другие. Они обнаружили, что одной из постоянных черт успешных команд была концепция «психологической безопасности». Напрашивается вопрос, что такое психологическая безопасность, можно ли ее развить и как применить на уроке?

Что такое психологическая безопасность?

Психологическую безопасность можно определить как наличие веры в то, что вас не будут унижать или дразнить за идеи, которые вы предлагаете, за то, что задаете вопросы и признаете свои ошибки. Принятые в классе учащиеся не беспокоятся о том, чтобы выглядеть глупо, так как весь класс знает, что задавать вопросы и делать ошибки крайне важно для обучения.

 

Почему важна психологическая безопасность?

Исследования показали важность создания психологически безопасной среды в классе. Если ученика унижают за то, что он задал вопрос или сделал ошибку, мозг интерпретирует это как угрозу, и активируется область, известная как миндалевидное тело. Миндалевидное тело отвечает за реакцию «бей или беги», которая побуждает учащихся действовать быстро, не задумываясь, а это означает, что им может не хватать перспективы.

Другое исследование показало наличие связи между психологической безопасностью в школе и благополучием учащихся. Когда психологическая безопасность учителей была высокой, благополучие учащихся также было высоким — они демонстрировали повышенный уровень уверенности в себе, что, в свою очередь, приводило к ускоренному развитию учащихся.

 

Как мы можем развивать психологическую безопасность в классе?

Активное слушание

Для развития психологической безопасности в классе педагоги должны обучать навыкам активного слушания. Здесь учащиеся используют определенный язык тела и резюмируют основные моменты говорящего, чтобы продемонстрировать, что они слушали, тем самым заставляя говорящего чувствовать, что его вклад ценится. Хорошие слушатели также вовлекают других, поскольку исследования показали, что, когда один человек всегда представляет новые темы для разговора, он может рассматриваться как властный и контролирующий, что может препятствовать другим свободно выражать свои мысли и выдвигать полезные идеи.

Для получения дополнительных советов, которые помогут учащимся научиться лучше слушать, щелкните здесь.

Развитие открытого мышления

Элитные спортсмены часто используют фразу «Небольшая неудача». Главное возвращение». Именно это мышление учителя должны поощрять в своих учениках, чтобы создать психологически безопасную среду в классе. Учащиеся должны понять, как размышлять над своими ошибками и ошибками других, чтобы они могли учиться на них, чтобы они знали, что делать, когда они снова столкнутся с подобной ситуацией.

Учителя также должны поддерживать идею о том, что обратная связь не является критикой или суждением о личности или будущих способностях учащегося. Это гарантирует, что они не будут бояться неудачи или игнорировать обратную связь, чтобы защитить собственное представление о себе. Вместо этого преподавателям необходимо привить веру в то, что получение обратной связи — это положительный опыт, поскольку он дает возможность получить новые идеи и знания.

Задать вопросы

Психологически безопасный класс – это такой класс, в котором учащиеся чувствуют себя комфортно, задавая вопросы. Учителя должны привить веру в то, что просить о помощи — это положительно, а не признак слабости. На самом деле, недавнее исследование показало, что люди воспринимают признание других в своей уязвимости как положительную черту характера.

Создание чувства общей идентичности

Последний способ, с помощью которого учителя могут создать психологически безопасную среду в классе, состоит в том, чтобы максимизировать чувство принадлежности учащихся. Создание чувства принадлежности включает в себя определение общих аспектов или целей, которые разделяет класс, тем самым инициируя развитие командной среды, в которой все учащиеся равны. Исследования показали, что даже самое тривиальное предположение об общей идентичности может привести к благоприятным результатам; когда студентам сказали, что у них один и тот же день рождения, они проявили повышенный уровень мотивации и настойчивости.

 

Заключение

Страх унизить себя или совершить ошибку часто мешает учащимся участвовать в обсуждениях в классе или задавать вопросы. Психологическая безопасность может быть ключом к преодолению этого. Это может быть достигнуто путем обеспечения того, чтобы каждый учащийся чувствовал себя ценным, выслушиваемым, уважаемым и частью группы.

Родители и опекуны необходимы для здорового развития детей

Введение

Родители и опекуны следят за тем, чтобы дети были здоровы и находились в безопасности, вооружали их навыками и ресурсами, необходимыми для достижения успеха во взрослом возрасте, и передавали им основные культурные ценности. Родители и опекуны предлагают своим детям любовь, принятие, признательность, поддержку и руководство. Они обеспечивают наиболее интимный контекст для воспитания и защиты детей по мере развития их личности и личности, а также по мере их физического, когнитивного, эмоционального и социального взросления.

Младенчество и детство

Младенцы, чьи потребности удовлетворяются быстро и тепло (например, в кормлении, пеленании, удерживании/убаюкивании и успокоении), выполняют важную задачу развития – привязанность . Эта привязанность между родителями и детьми необходима для здоровых отношений между родителями и детьми, а также распространяется на отношения между детьми, их братьями и сестрами и другими членами семьи (например, бабушками и дедушками, тетями/дядями и т. д.) и опекунами. Когда младенцы успешно привязываются к своим родителям и опекунам, они учатся верить в то, что внешний мир является гостеприимным местом, и с большей вероятностью будут исследовать и взаимодействовать с окружающей средой. Это закладывает основу для дальнейшего социального, эмоционального и когнитивного развития.

Исследования показали, что отношения между родителями и опекунами и молодежью:

  • Теплые, открытые и общительные;

  • Включить соответствующие ограничения и

  • Обоснование правил поведения

связаны с более высокой самооценкой, лучшей успеваемостью в школе и меньшим количеством негативных последствий, таких как депрессия или употребление наркотиков у детей и подростков.

Кроме того, межкультурные различия в воспитании детей тесно связаны с установками, верованиями, традициями и ценностями конкретной культуры или этнической группы, к которой принадлежит семья. Эти методы воспитания также связаны с социальным и экономическим контекстом, в котором находятся эти семьи. Например, недавнее исследование, сравнивающее методы воспитания детей китайско-американского происхождения с практикой родителей белых американцев, показало, что родители китайско-американского происхождения демонстрировали больший контроль над поведением своих детей, что было связано с меньшим количеством проблем с поведением у их детей.

Подростковый возраст

По мере того, как дети достигают подросткового возраста, родители и опекуны сталкиваются с совершенно новым набором задач, которые требуют новых подходов к удовлетворению меняющихся потребностей детей. Дети меняются как в физическом, так и в когнитивном и социальном плане. Родители и опекуны должны подготовиться к предстоящим изменениям в отношениях между родителями и детьми; подростки начнут в большей степени отделяться от существующих семейных уз и больше сосредотачиваться на своих сверстниках и внешнем мире. Это стремление к большей независимости и автономии является естественной частью процесса развития в подростковом возрасте. Родители и опекуны должны найти тонкий баланс между поддержанием семейных уз и предоставлением подросткам большей автономии по мере их взросления. Подростки, которые чувствуют связь со своими семьями, но не ограничены ими, как правило, процветают. Исследования показали, что родители и опекуны, которые придерживаются теплого, коммуникативного и аргументированного стиля воспитания, воспитывают подростков, которые имеют более высокие показатели социально компетентного поведения, принимают меньше наркотиков и менее подвержены тревоге или депрессии.

Преодоление невзгод

Поддержка родителей, семьи и опекунов очень важна для помощи детям и подросткам в преодолении невзгод, особенно если они сталкиваются со стигмой или предрассудками, связанными с такими факторами, как их раса/этническая принадлежность, пол, инвалидность, сексуальность, вес или социально-экономический статус.

Например, исследование выявило защитные эффекты для цветных детей, когда их родители и опекуны рассказывают им о расизме и предрассудках и передают им положительные культурные ценности и убеждения об их расовом и культурном наследии. Было показано, что этот процесс расовой социализации повышает самооценку и успеваемость и снижает депрессию у молодежи из числа этнических меньшинств.

Аналогичным образом молодые лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры, которые получают заботу и признание со стороны членов семьи и опекунов, с большей вероятностью будут демонстрировать здоровое развитие в подростковом возрасте, например, активно участвовать со сверстниками, проявлять личную автономию и с нетерпением ждать будущее.

Бабушки и дедушки

Нельзя недооценивать роль бабушек и дедушек в воспитании здоровых и счастливых детей. Недавнее исследование пришло к выводу, что проведение времени с бабушкой и дедушкой связано с лучшими социальными навыками и меньшим количеством проблем с поведением у подростков, особенно у тех, кто живет в семьях с одним родителем или приемной семьей. Это исследование показало, что дети и подростки, чьи родители разошлись или развелись, считают своих бабушек и дедушек доверенными лицами и источниками утешения. На самом деле поддерживающие отношения с другими членами семьи, не являющимися ближайшими родственниками, могут привести к лучшей адаптации для всех детей и подростков.

Семейные ритуалы

Семейные ритуалы также способствуют здоровому развитию детей и подростков. Семейные рутины и ритуалы являются важной частью современной семейной жизни. Фактически, появляются доказательства того, что здоровье и благополучие детей подвергаются риску, когда члены семьи проводят меньше времени друг с другом. Например, хорошее общение между членами семьи во время семейного приема пищи связано с уменьшением симптомов тревоги и респираторных заболеваний. Семейные приемы пищи также могут создать условия для укрепления эмоциональных связей. Наконец, то, как семья проводит время приема пищи, регулярность семейных приемов пищи и ценность, которую семья придает регулярным семейным приемам пищи, могут улучшить пищевые привычки и здоровый вес у молодежи.

Семьи часто первыми замечают проблемы с психическим здоровьем у детей из-за их тесного участия в жизни своих детей и наблюдения за ними. Родители и опекуны, в частности, выступают в качестве критических защитников и важных партнеров в профилактике и лечении проблем психического здоровья детей. Психологи, занимающиеся поведенческими проблемами у детей и подростков, всегда уделяют приоритетное внимание вовлечению семьи, поскольку было показано, что это способствует положительным результатам для детей и семей в целом.

Источники

Американская психологическая ассоциация. (2008). Ответы на ваши вопросы: Для лучшего понимания сексуальной ориентации и гомосексуализма (En español). Вашингтон, округ Колумбия: Автор. Проверено 29 мая 2009 г.

Целевая группа Американской психологической ассоциации по доказательной практике для детей и подростков. (2008). Распространение основанной на фактических данных практики для детей и подростков: системный подход к улучшению ухода. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация. Проверено 29 мая., 2009.

Целевая группа Американской психологической ассоциации по устойчивости и силе чернокожих детей и подростков. (2008). Устойчивость афроамериканских детей и подростков: взгляд на оптимальное развитие. Вашингтон, округ Колумбия: Автор. Проверено 29 мая 2009 г.

Аттар-Шварц, С., Тан, Дж., Бьюкенен, А., Григгс, Дж., и Флури, Э. (2009). Воспитание бабушек и дедушек и подростковая адаптация в биологических семьях с двумя родителями, семьях с одним родителем и приемных семьях. Журнал семейной психологии, 23(1), 67-75.

Fiese, BH (2006, лето). Семейные приемы пищи: возможности для здоровья и благополучия ребенка и семьи. Новости CYF (стр. 2-4). Проверено 29 мая 2009 г.

Хо, К., Блустейн, Д., и Дженкинс, Дж. (2008). Культурные различия в отношениях между воспитанием и поведением детей. Психология развития, 44 (2), 507–522.

Хантсингер, К. и Хосе, П. (2009). Отношения между родительским принятием и контролем и социальной адаптацией детей в китайско-американских и европейско-американских семьях. Журнал семейной психологии, 23 (3), 321–330.

Креппнер, К. (2000). Отношения между родителями и детьми: Подростковый возраст. В А. Е. Каздин (Ред.). Энциклопедия психологии, Vol. 6. (стр. 50-55). Вашингтон; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Американская психологическая ассоциация; Издательство Оксфордского университета.

Лернер, Дж. В., и Кастеллино, Д. Р. (2000). Родительско-детские отношения: Детство. В А. Е. Каздин (Ред.). Энциклопедия психологии, Vol. 6. (стр. 46-50). Вашингтон; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Американская психологическая ассоциация; Издательство Оксфордского университета.

Ресурсы для родителей и опекунов

Средства общественной информации

  • Защита наших детей от жестокого обращения и безнадзорности

  • Развитие подростков (PDF, 800 КБ)

  • Советы по общению с подростками (PDF, 576 КБ)

  • Да.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *