Безопасность жизнедеятельности детей – ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Содержание

Материал (старшая группа) на тему: Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников

Образовательная деятельность с детьми

старшего дошкольного возраста

 «Путешествие с Красной Шапочкой»

Цель: Учить детей правилам поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице или пришедшего в дом. Закрепить знания о правилах дорожного движения, знания о дорожных знаках. Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность, культуру поведения в общественных местах.

Оборудование: куклы Красной Шапочки и волка, дорожные знаки, запись музыкальных произведений — «Песня Красной Шапочки» А. Рыбникова.

Ход.

Воспитатель. Ребята, вы уже немало знаете о том, как сохранить свое здоровье и избежать опасных ситуаций, что делать, если беды все же не удалось миновать.

Сегодня эти знания нам пригодятся. Мы с вами отправимся в интересное, увлекательное путешествие. А с кем мы будем путешествовать попробуйте догадаться сами.

Воспитатель загадывает загадку.

                        Бабушка внучку очень любила

                        Шапочку красную ей подарила.

                        Девочка эта к нам в гости идет,

                        Песню веселую звонко поет.

                                                 (Красная Шапочка)

Из-за ширмы вынести куклу Красной Шапочки.

                       Лесом к бабушке иду,

                       Свою песенку пою.

                       Ей несу для угощенья

                       Пирожки, компот, печенье.

Воспитатель. Давайте и мы вместе с Красной Шапочкой отправимся в гости к ее бабушке. Это будет совершенно новая сказка с неожиданной концовкой. Во время путешествия поможем Красной Шапочке избежать многих неприятностей.

Исполнение детьми танца под песню «Песня Красной Шапочки» А. Рыбникова.

Воспитатель. Вдруг все потемнело и начался дождь.

«Танец дождевых капель»

Воспитатель. Кончился дождь, и на полянку выскочил Серый волк. (показать куклу)

 Воспитатель. Захотелось волку съесть Красную Шапочку, да только он не посмел – где-то близко стучали топорами дровосеки. И решил он познакомиться с Красной Шапочкой и выведать, куда она направляется.

Красная Шапочка еще не знала, как это опасно – останавливаться в лесу и разговаривать с незнакомцами. Рассказала она волку куда идет. Отправил он ее по длинной дорожке, а сам побежал к бабушке самой короткой тропинкой.

Ребята, что не так сделала Красная Шапочка? (обсуждение ситуации)

Послушай, Красная Шапочка, что тебе еще расскажут об этом дети.

                     «Как вести себя с незнакомцем»

С человеком незнакомым ты в беседу не вступай!

Торопись скорее к дому: раз, два, три – и убегай!

От конфет, игрушек, жвачки ты сейчас же откажись.

Не нужны тебе подачки дальше от чужих держись!

Может, человек хороший, ну а может быть плохой.

Будь с ним вежлив, осторожен, помни – человек чужой.

                        «Безопасность дома»

Не пускайте дядю в дом, если дядя незнаком!

И не открывайте тете, если мама на работе.

Ведь преступник так хитер, притворится, что монтер,

Или даже скажет он, что пришел к вам почтальон.

В жизни всякое бывает с тем, кто двери открывает.

Чтоб тебя не обокрали, не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь, закрывай покрепче дверь.

Красная Шапочка. Ой, надо поторопиться, волк может съесть бабушку.

Воспитатель. Волк пошел короткой дорогой, которая проходит через лес, а в лесу все что угодно может случиться. А мы по длинной дороге не пойдем, а поедем до самого домика бабушки.

Красная Шапочка. Но как же нам перейти дорогу?

Воспитатель. Ребята, давайте расскажем Красной Шапочке о правилах дорожного движения.

Ребенок читает стихотворение.

 По городу, по улице не ходят просто так:

Когда не знаешь правил, легко попасть впросак.

Все время будь внимательным и помни наперед:

Свои имеют правила шофер и пешеход.

Воспитатель. Как надо ходить по тротуару? Что надо сделать перед тем, как переходить дорогу?

А сейчас я хочу поиграть с вами в игру «Найди дорожный знак». Когда я играю в бубен вы будите гулять, когда я назову дорожный знак вы должны найти его и остановиться рядом с ним.

Подвижная игра «Найди дорожный знак».

Воспитатель. Молодцы ребята, вы хорошо знаете дорожные знаки.

Ребенок читает стихотворение «Дорожные знаки».

Дорожных знаков очень много,

И мы должны их изучать.

Им назначение такое:

От бед дорожных

Всех людей спасать!

Красная Шапочка. Теперь я знаю, чтобы перейти дорогу мне надо найти пешеходный переход

Воспитатель. Ребята, мы правильно перешли дорогу, нашли автобусную остановку. Давайте сядем в автобус и поедем к домику бабушки.

Музыуально-ритмические движения под песню «Автобус»

Воспитатель. Вот мы и приехали. Подошла Красная Шапочка к домику бабушки и видит – перед домом на лужайке сидит Серый волк и плачет. Оказывается, он так торопился, что споткнулся и ушиб ногу. Бабушка и внучка оказали ему первую помощь — перевязали лапу, пожалели и сказали такие слова: Чтобы больше не болеть надо под ноги смотреть!

После такого доброго отношения волк уже никак не мог съесть бабушку и Красную Шапочку, и он решил с ними подружиться.

Давайте и мы станцуем танец «Дружба».

Танец «Дружба»

Воспитатель. Вот и подошло к концу наше путешествие с Красной Шапочкой. Я думаю, что после нашего путешествия вы еще лучше будете беречь свое здоровье и избегать опасных ситуаций.

     Образовательная деятельность с детьми

старшего дошкольного возраста

                                             Один дома.

       Цель: закрепить знания об опасных предметах находящихся в квартире и правилах поведения в экстремальных ситуациях; номерах телефона экстренных служб: скорая помощь, милиция, пожарная часть.

Оборудование: два телефона, карточки с номерами телефонов (01, 02, 03), бубен, кукла, медвежонок, собачка, слоненок, утюг, лампа, иголка, ножницы, нож, таблетки.

                                     

                                          Ход.

Ребята, сегодня мы поговорим о том, как надо вести себя дома если ты остался один.

Я хочу рассказать вам одну историю. А вы слушайте внимательно. У меня есть знакомая девочка Оля. У этой девочки есть любимые игрушки. Однажды Оля пошла с родителями в цирк, а пока ее не было дома, случилось вот что… (рассказ с показом картинок текст на картинках).

Девочка Оля очень расстроилась, когда увидела свои любимые игрушки в таком плохом состоянии. Она попросила меня рассказать им как надо себя вести дома если вы остались одни без взрослых, и что делать, если случилась беда. Но я решила, что лучше всего об этом им расскажите вы, и поэтому взяла Олины игрушки с собой в детский сад. Поможем Олиным игрушкам? Вот они. Давайте с ними познакомимся.

1. Вспомните, что случилось с куклой Ниной? (поранила руку ножницами). Что она сделала не правильно? (забыла положить ножницы на стол). Можно брать ножницы без разрешения взрослых? Почему? Какими еще предметами можно себя поранить? (нож, иголка). Значит этими предметами можно пользоваться только тогда, когда рядом находится взрослый человек.

2. А что же случилось с Мисиком? (съел таблетки и ему стало плохо). Он съел таблетки, которые ему понравились, они были красивые, пестрые. Что нельзя было делать Мисику? (трогать таблетки, есть их). Когда и какие лекарства можно принимать? (по рецепту врача, и дают лекарства только взрослые). Даже если таблетки красивые и их принимают взрослые это не значит, что можно принимать и вам. Вам эти таблетки могут навредить.

3. А что случилось со Слоненком? (его ударило электрическим током). Что же не правильно сделал Слоненок? (полез в розетку). В розетке проходит электрический ток. Который очень опасен для жизни. Какие электрические приборы вы знаете? Почему ими нельзя пользоваться без взрослых? (ударит электрическим током). Даже когда рядом взрослые нельзя прикасаться к электрическим приборам мокрыми руками, нельзя хвататься за провод электрических приборов.

А если все-таки с вами или с кем-нибудь случилось несчастье что надо делать? (позвонить на скорую помощь). Какой номер телефона скорой помощи? (03). О чем надо сообщить по телефону? (адрес, имя, фамилию, что случилось)

Физминутка.

Что случилось с Медвежонком? (играл со спичками и обжегся). Что еще могло произойти в квартире из-за того, что медвежонок играл со спичками? (пожар). Правильно. Детям нельзя играть со спичками и зажигалкой. А если начался пожар в доме, то что надо делать? (позвонить в пожарную часть). А какой номер телефона в пожарной части (01). Что надо сообщить? (адрес).

А еще с Олей был такой случай. Кто-то позвонил в квартиру и попросил открыть дверь. Он представился знакомым мамы и папы. Но Оля дверь не открыла. Правильно она поступила?  Почему? А если этот человек не уходит и продолжает стучать, куда надо сообщить? (в милицию). Какой номер телефона в милиции (02).  О чем надо сообщить? (адрес, что случилось).

Сейчас мы немного поиграем. У меня есть два телефона. Вы мне будете звонить и сообщать что случилось. А я вам буду отвечать.

В конце занятия проводится подвижная игра «Кто звонит?». Дети двигаются под музыку по кругу. Когда музыка прекращается воспитатель предлагает ребенку назвать номер телефона экстренной службы и сообщить свой адрес и что случилось.

nsportal.ru

Методическая разработка по ОБЖ (младшая, средняя группа) на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Аналитический отчет

«ФОРМИРОВАНИЕ  КУЛЬТУРЫ

БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 

Выполнила воспитатель

Михеева Е.М

I квалификационная категория

Введение………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Культура безопасности жизнедеятельности……………………….5-10

1.1 Понятие опасности, классификация источников опасности……………5

1.2. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в

дошкольном возрасте………………………………………………………….8

Глава 2. Комплекс мероприятий по становлению культуры

безопасности жизнедеятельности младших и средних дошкольников…….11

Заключение……………………………………………………………………..13

Список литературы…………………………………………………………….15

Приложение…………………………………………………………………….16

Введение. 

В наступившем новом тысячелетии увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях актуализируют необходимость поиска механизма для формирования подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

         В работе специалистов разных научных направлений отмечается, что дошкольный возраст является важным этапом в становлении культуры безопасности жизнедеятельности. Именно в этот период начинает складываться опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде.

        В последние годы проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для ДОУ («Детство», «Радуга», «Истоки», « Основы безопасности детей дошкольного возраста»). В них, наряду, с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья детей, выдвигается требование формирования у ребенка знаний и умений безопасности. Однако, работая по программе «Детство», я обратила внимание на то, что данные задачи ориентированы в основном на старший дошкольный возраст.

        Вместе с тем младший и средний дошкольный возраст характеризуются нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных  ситуаций в доме, детском саду и на улице. Поэтому очень важно начинать работу по становлению культуры безопасности жизнедеятельности именно с младшего возраста.

        Именно поэтому, целью своей работы считаю создание условий для формирования культуры безопасности жизнедеятельности младших и средних дошкольников.

        Перед собой ставлю следующие задачи:

  1. Изучить специальную литературу по данной теме.
  2. Разработать и проверить комплекс мероприятий  по формированию культуры безопасности жизнедеятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста.
  3. Создать в группе зону для формирования культуры безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Практическая значимость моей работы в разработке и реализации комплекса мероприятий, обеспечивающего формирование культуры безопасности жизнедеятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста.


Глава 1. Культура безопасности жизнедеятельности.

  1. Понятие опасности, классификация источников опасности.

Сегодня, чтобы понять смысл опасностей, угрожающих человеку, выработать механизмы их преодоления, нужно сосредоточить внимание на знаниях, традициях, идеалах, которые призваны уберечь социум от гибели.

В современной науке принято называть явления, процессы или объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.

Причинить вред жизни и здоровью людей могут различные домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, продукты питания, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха и многое другое.

Существует несколько подходов к классификации источников опасности. Большинство ученых делят их на три группы. Смотри таблица 1.

Вторая часто встречающаяся классификация представляет деление опасностей по возможности их возникновения, связанной с местом пребывания человека:

  1. Опасности дома (бытовые).
  2. Опасности на природе.
  3. Опасности на улице и дороге.
  4. Опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице).

        Анализируя данные классификации, мы видим, что какой бы деятельностью не занимался человек, где бы он ни находился, всегда рядом с ним существуют  скрытые силы, представляющие для него угрозу. Но это вовсе не значит, что несчастье обязательно произойдет.


ТАБЛИЦА 1.

        Поведение людей в опасности различно. Эффект неожиданности может притупить внимание и восприятие, ослабить память, повлиять на процесс мышления и вызвать растерянность, что, в свою очередь приводит к неадекватному выполнению жизнеспасающих действий.

        Чаще всего поведение человека в опасной ситуации зависит от того, выделяет ли он источники опасности в окружающей среде, может ли правильно оценить опасную ситуацию и избежать или при необходимости выйти из нее.

        Обеспечение безопасности жизнедеятельности это создание таких условий в системе, при которых действие случайных факторов, вызывающих появление опасности, ограничивается и в итоге приводит к снижению опасности до приемлемого уровня.

        Процесс обеспечения безопасности складывается из решения 3 задач:

  1. Идентификация опасности;
  2. Разработка предупреждающих мер;
  3. Ликвидация возможных последствий.

        Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, она находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, политической, правовой, экологической и других сферах жизни.


1.2. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в дошкольном возрасте.

      С младшего дошкольного возраста мы воспитываем у детей определенные нормы и правила поведения. Поэтому необходимо выделить такие нормы и правила поведения, которые дети будут выполнять, и это не будет угрожать их безопасности. Однако безопасность это не просто знания, которыми ребенок обладает, а самое главное это умение применять эти знания в повседневной жизни.

     Самое главное преимущество малышей и дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что они любят правила. Фактически они полагаются на правила. Когда мы забываем или слегка отклоняемся от правила, установленного для ребенка, он напоминает нам о нем и заставляет ему следовать. Большинство детей обожают действовать по правилам.       Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята ребенком, только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, т.к. от этого зависит их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. Можете быть уверены: если правила личной безопасности наряду с другими правилами излагаются ясными, простыми и спокойными, без тревожных слов, фразами — дети обязательно будут следовать этим правилам.  Детей защитят положительные установки, описывающие «что они должны делать всегда, а не то, что им, как правило, возбраняется».

     «Социальный мир» —  очень обширная тема для изучения. В программе «Детство», по которой работает наше дошкольное учреждение, этой теме уделяется большое внимание, а культура безопасности жизнедеятельности дошкольника является составной её частью. Она включает в себя следующие разделы  (смотри таблицу №2).

ТАБЛИЦА 2.

       Становление культуры безопасности жизнедеятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста формируется успешно, если:

  • содержание знаний и умений безопасного поведения сгруппировано по видам опасностей и осваивается в заданной последовательности;
  • обеспечивается поэтапное освоение доступных детям знаний и умений безопасного поведения при активной позиции ребенка;
  • воспитатель и родители осознают необходимость целенаправленной деятельности в данном направлении и осуществляют ее в тесном сотрудничестве.

       Процесс, формирования культуры безопасности жизнедеятельности дошкольников представляет собой поэтапное решение задач взаимодействия педагога с ребенком и включает:

  1. этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения преимущественно на занятиях;
  2. этап освоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий с предметами и моделирование возможных угрожающих ситуаций обращения с ними;
  3. этап практических действий с доступными потенциально опасными предметами.

       Учитывая потребности общества и возможности детей, а также возрастные и индивидуальные особенности детей в соответствии с психолого- педагогическими ориентирами, изучив специальную литературу по данной теме мною был составлен и проработан комплекс мероприятий, направленный на становление культуры безопасности у младших и средних дошкольников.


Глава 2. Комплекс мероприятий по становлению культуры безопасности жизнедеятельности младших и средних дошкольников.

      Комплекс мероприятий составлен с учетом возрастных особенностей детей младшего и среднего дошкольного возраста и направлен на формирование правил безопасного поведения у дошкольников. Комплекс, включает в себя систему занятий на год, использование художественной литературы, экскурсии и наблюдения, творческая деятельность, развлечения, развивающие игры.

     Так как систематизация  и уточнение знаний преимущественно проходит на занятиях, представляю систему занятий на год для младшего и среднего возраста (см. Приложение 1).

    Но приобретение знаний культуры безопасности жизнедеятельности происходит не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда ребенок играет со сверстниками, слушает сказку, совершает прогулки и т.д.

     Именно поэтому я уделяю особое внимание правильной организации самостоятельной деятельности детей. Мною продумано содержание уголка безопасности в каждом месяце, и оно соответствует тематике занятия (см. Приложение 2).

   Не только познавательная деятельность оказывает благотворное влияние на становление КБЖ дошкольников, но и художественная литература способствует этому.

   При использовании в работе художественной литературы, я поняла, что чтение сказок лучше всего влияет на приобретение личного опыта безопасного поведения детей младшего и среднего дошкольного возраста.

      Сказки предостерегают и предупреждают о последствиях. Причем в той самой форме, которую легко и охотно воспринимает наше подсознание. Возьмем любую сказку — и найдем в ней массу полезных советов-напоминаний по технике безопасности. Причем важная для малышей информация подается в самой доступной форме — в образах и символах. В народных сказках есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребенок. И малыш впитывает ее буквально с молоком матери.

       В сказке все сказано, все объяснено. Наша задача — лишь акцентировать детское внимание на некоторых местах. Маленькие дети «срисовывают» отношение к чему-либо или кому-либо со взрослого (как мама, папа, воспитательница, так и я). Вот и надо показать свое отношение к поступкам беспечного героя. Но никто колобка не осуждает. Это отличный пример для нас: мы не осуждаем ребенка, мы можем лишь осудить поступок, который он совершил, и дать правильные ориентиры на будущее.

       Мы не осуждаем детей, мы обсуждаем и исправляем неверные поступки!

       Народные сказки многослойны. У каждой есть своя мораль, и не одна, из каждой можно и нужно сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, малыш идет во взрослую жизнь. Правила безопасного поведения дети усваивают от сказки к сказке, постепенно и поэтапно, каждая дополняет и расширяет предыдущую, освещает какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.

          Распределение художественных текстов также соответствует определенной тематике (см. Приложение 3).

Игра – один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развивается внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игру широко используют в обучении дошколят безопасному поведению в окружающей действительности.  В младшем возрасте в основном используются подвижные, ролевые игры и игровые ситуации, в которых дети учатся определенным правилам безопасного поведения, а уже со среднего возраста добавляются дидактические игры (см. Приложение 4).


  Заключение.

В дошкольном возрасте у детей происходит процесс интенсивного умственного развития и именно в дошкольном возрасте ребенок очень часто попадает в различные, жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться, поэтому данная тема должна изучаться детьми поэтапно во всех возрастных группах, чтобы обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям. Я считаю, что, проводя работу целенаправленно, я достигаю хороших результатов  по становлению культуры безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Дети растут, развиваются, играют, удивляют и радуют своими пусть еще совсем маленькими открытиями  и  … получают травмы. Потому что не умеют ориентироваться в сложных ситуациях, потому что полны уверенности: что никто не сможет обидеть маленького человека. Поэтому мы взрослые: и педагоги, и родители учим ребенка как себя обезопасить в различных жизненных ситуациях, на протяжении всего дошкольного возраста.

На будущее я ставлю перед собой задачу  — продолжить  целенаправленную работу по формированию безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста, а также углубить работу с родителями по данной проблеме, т.к. только совместно с родителями можно в полной степени обеспечить безопасность ребенка.


  Список литературы:

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Безопасность. СПб.: Детство–пресс, 2002.
  2. Белая К.Ю. Твоя безопасность. М.:Просвещение,1998.
  3. Гаврина С., Щербинина С. Безопасность вашего малыша.1997.
  4. «Дошкольная педагогика» №1,2,3/2005.
  5. «Дошкольное воспитание» №11/2004, №10/2005, №5,6/2006.
  6. «Ребенок в детском саду» №3,6/2003, №5/2004, №5/2005.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Время проведения

Младший возраст

Средний возраст

Сентябрь

«В МИРЕ ОПАСНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Цель: Познакомить детей с опасными для жизни предметами, встречающимися в быту, их необходимостью и правилами пользования.

Цель: Пополнить знания детей о предметах представляющих собой опасность для жизни и здоровья. Помочь детям сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с ними.

Октябрь

«СПИЧКИ ДЕТЯМ

НЕ ИГРУШКА»

«ПОЖАР»

Цель: Познакомить детей с пожароопасными предметами, которыми нельзя самостоятельно пользоваться.

Цель: Рассмотреть и обсудить причины возникновения пожаров и трагические его последствия. Закрепить правила поведения вовремя пожара.

Ноябрь

«РЕБЕНОК И ДРУГИЕ ЛЮДИ.

ВНЕШНОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ ОБМАНЧИВА»

Цель: Объяснить ребенку, что приятная внешность может быть обманчива и как себя вести с незнакомым человеком. (на примере сказки «Колобок»)

 Цель: Формировать понятие о том, что приятная внешность незнакомца не всегда означает его добрые намерения. Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации с незнакомыми людьми и научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях.

Декабрь

«ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ»

Цель: познакомить детей с правилами безопасного перехода улицы, закрепить знания о светофоре.

Цель: познакомить детей с правилами безопасного поведения на улице, во дворе.


Январь

«ЗНАКОМИМСЯ СО СВОИМ ТЕЛОМ»

Цель: познакомить детей со строением тела человека.

Цель: продолжить знакомство со строением тела человека и его функционированием.

Февраль

«ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА»

Цель: познакомить детей с гигиеническими процедурами и их необходимостью.

Цель: продолжать формировать понимание значения гигиенических процедур, их необходимость и закреплять навыки их выполнения.

Март

«ВРЕДНАЯ И ПОЛЕЗНАЯ ПИЩА (ВИТАМИНЫ)»

Цель: познакомить детей с правильным питанием, витаминами, их необходимостью.

Цель: формировать представление о том, что здоровье зависит от правильного питания, пользе витаминов для здоровья человека.

Апрель

«КОНТАКТ С ЖИВОТНЫМИ И НАСЕКОМЫМИ»

Цель: Познакомить детей с правилами безопасного поведения с животными и насекомыми (могут укусить, ужалить).

Цель: Закреплять и обогащать знания детей об опасных контактах с незнакомыми животными и насекомыми (переносчики болезней).

Май

«НА ВОДЕ, НА СОЛНЦЕ, В ЛЕСУ»

Цель: Познакомить детей с правилами безопасного пребывания на солнце.

Цель: Продолжать знакомить с правилами безопасного пребывания на солнце, на воде, в лесу.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Время проведения

Младший возраст

Средний возраст

Тематические выставки в группе

Сентябрь

«В МИРЕ ОПАСНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

«Веселый утюжок»

«Волшебные ножницы»

Октябрь

«СПИЧКИ ДЕТЯМ

НЕ ИГРУШКА»

«ПОЖАР»

«Мальчик Петя спички взял»

«Огонь – друг, огонь – враг»

Ноябрь

«РЕБЕНОК И ДРУГИЕ ЛЮДИ.

ВНЕШНОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ ОБМАНЧИВА»

«Наши помощники – сказки»

«Безопасный двор»

Декабрь

«ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ»

«Улица, на которой я живу»

«Дорога глазами малышей»

Январь

«ЗНАКОМИМСЯ СО СВОИМ ТЕЛОМ»

«Мое лицо»

«Мое тело»

Февраль

«ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА»

«Что такое хорошо

и что такое плохо»

«Как правильно чистить зубы»

Март

«ВРЕДНАЯ И ПОЛЕЗНАЯ ПИЩА (ВИТАМИНЫ)»

«Витаминная семья»

«Где живут витамины»

Апрель

«КОНТАКТ С ЖИВОТНЫМИ И НАСЕКОМЫМИ»

«Опасные контакты с животными»

«Опасные насекомые»

Май

«НА ВОДЕ, НА СОЛНЦЕ, В ЛЕСУ»

«У солнышка в гостях»

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»


ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Время проведения

Младший возраст

Средний возраст

Художественное слово

Сентябрь

«В МИРЕ ОПАСНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Потешки, песенки

Англ.сказка «Три Поросенка»

Загадки про инструменты

Октябрь

«СПИЧКИ ДЕТЯМ

НЕ ИГРУШКА»

«ПОЖАР»

К.Чуковский «Путаница»

С.Маршак «Кошкин дом» (отрывок)

Е.Хоринская «Спичка-невеличка»

С.Маршак «Кошкин дом»

Ноябрь

«РЕБЕНОК И ДРУГИЕ ЛЮДИ.

ВНЕШНОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ ОБМАНЧИВА»

С.Маршак «Сказка о глупом мышонке»

Р.н.с. «Волк и семеро козлят», «Колобок».

Ш.Перро «Красная Шапочка»

Р.н.с. «Кот, петух и лиса», «Жихарка»

Декабрь

«ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ»

А.Северный «Три веселых цвета»

С.Маршак «Мяч»

С.Михалков «Дядя Степа – милиционер»

Т.Варшавский «Перекресток»

Январь

«ЗНАКОМИМСЯ СО СВОИМ ТЕЛОМ»

Потешки

потешки

Февраль

«ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА»

К.Чуковский «Мойдодыр»

Потешки «Водичка, водичка…»

       «Расти коса…»

К.Чуковский «Федорино горе»

Март

«ВРЕДНАЯ И ПОЛЕЗНАЯ ПИЩА (ВИТАМИНЫ)»

Р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Апрель

«КОНТАКТ С ЖИВОТНЫМИ И НАСЕКОМЫМИ»

А.Барто «Пёс»

Е.Благинина «Котенок»

И.Токмакова «Ничья кошка»

И.Анденко «Муравьишко»

А.Дмитриев «Бездомная кошка»

Май

«НА ВОДЕ, НА СОЛНЦЕ, В ЛЕСУ»

Потешки

«Солнышко, солнышко…»

А.Усачев «Ау!»


ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Время проведения

Младший возраст

Средний возраст

ИГРЫ

Сентябрь

«В МИРЕ ОПАСНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

С/и: «Гладим куклам платьица»

Д/и: «Выбери опасные предметы», «Что нам нужно для строительства дома»

С/и: «Столярная мастерская»

Игр.Ситуация: «Завариваем чай для кукол»

Октябрь

«СПИЧКИ ДЕТЯМ

НЕ ИГРУШКА»

«ПОЖАР»

Игр.ситуация: «В гостях у Слоника – пожарного»

Д/и: «Что поможет погасить огонь»

Ноябрь

«РЕБЕНОК И ДРУГИЕ ЛЮДИ.

ВНЕШНОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ ОБМАНЧИВА»

Игр.ситуация: «Тук-тук, кто стучится в двери?»

Игр.ситуация: «Если ты потерялся», «Незнакомец дарит подарок, что делать?»

Декабрь

«ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ»

П/и: «Воробушки и автомобиль», «Светофор»

С/и: «Автобус»

Домино «Транспорт»

Игр.ситуация: «Помоги кукле перейти дорогу», «Мы пассажиры»

Январь

«ЗНАКОМИМСЯ СО СВОИМ ТЕЛОМ»

П/и: «Руки, ноги, голова»

С/и: «Больница»

Д/игра: «Что напутал художник»

П/и: «Делай как я»

Февраль

«ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА»

Игр.ситуация: «Учим куклу Машу мыть руки и лицо»

Игр.ситуация: «Как малыш Саша закалялся»

Март

«ВРЕДНАЯ И ПОЛЕЗНАЯ ПИЩА (ВИТАМИНЫ)»

С/и: «Накормим куклу Машу кашей»

Д/и: «Веселый — грустный зубик»

Апрель

«КОНТАКТ С ЖИВОТНЫМИ И НАСЕКОМЫМИ»

Игр.ситуация: «Повстречался мне щенок»

Д/игра: «Кто где живет»

П/игра: «Медведь и пчелы»

Май

«НА ВОДЕ, НА СОЛНЦЕ, В ЛЕСУ»

Игр.ситуация: «Я на солнышке лежу»

Игр.ситуация: «Кого я могу встретить в лесу и как себя вести при встрече с опасностью»

nsportal.ru

Материал по ОБЖ на тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Формула безопасности гласит: предвидеть опасность, при возможности избегать, при необходимости действовать.

Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Зачастую спички, лекарственные средства, иглы, ножницы, ножи и т. д. хранятся в доступных для детей местах. Они нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, печам, газовым плитам.

Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности мы осуществляем в дошкольном образовательном учреждении. Выбрав разные виды деятельности, учитываем то, что они будут в разной степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка, а так же облегчит восприятие излагаемых проблем и знаний. Вооружая детей определенными знаниями, навыками, умениями, воспитывая определенные полезные привычки, среди которых определяющее значение имеет воспитание привычки к здоровому образу жизни, мы — педагоги делаем первые шаги в воспитании здорового ребенка. В работе с детьми мы воспитываем привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Прививаем детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формируем у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считаем необходимым создавать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

Содержание работы по ОБЖ должно проводиться не только в ДОУ, но и в семье.

Правила пожарной безопасности для детей сначала  что должны обеспечить взрослые дома:

  • спички и зажигалки должны находиться в местах, недоступных для детей;
  • детям нельзя пользоваться электрическими и газовыми приборами без присмотра взрослых;
  • легковоспламеняющиеся жидкости (ацетон, бензин, спирт и др.) нужно держать в недоступных для детей местах;
  • бенгальские огни, хлопушки, свечки так же могут стать причиной пожара.

Содержание знаний о безопасности жизнедеятельности отражено в образовательных программах, рекомендованных министерством образования и науки для реализации в дошкольных образовательных учреждениях. Таким образом, проблема создания условий для усвоения этих знаний детьми дошкольного возраста является одной из первостепенных в педагогической деятельности воспитателей ДОУ.

Формы и методы работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности, используемые в работе:

—комплексные и интегрированные занятия («Службы 01, 02, 03 всегда на страже», «Опасные предметы дома», «Где работает огонь? », «Контакты с незнакомыми людьми дома») ;

—практическое занятие «Дружба с дорожными знаками», Игровое занятие «Юный пожарный», «Чтобы не было беды», цель — обучить конкретным навыкам тушения начинающегося пожара и спасения себя от огня и дыма, познакомить детей с правилами пожарной безопасности дома и в детском саду;

—сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «Путешествуем на машине»; «Принимаем гостей дома»;

—игры-соревнования, подвижные игры, дидактические игры, сделанные руками педагогов («Азбука пожарных», «Если возник пожар», «Огнеопасные предметы», цель научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. «Причины пожаров», цель игры — закрепить знание основных причин пожара) и фабричные; сюжетно-ролевые («Семья», «Юные пожарные», «Спортивно-пожарная эстафета»;

—беседы («Наши верные друзья» (о здоровье, «Ядовитые растения», «Открытое окно, балкон как источник опасности», «Огонь добрый — огонь злой». «Эта спичка – невеличка», «В жизни всегда есть место подвигу», цель — рассказать детям о людях, которые рискуя своей жизнью, спасают других, вытаскивают из огня и дыма; «Что может испортить новогодний праздник? ») ;

—знакомство с художественной литературой (К. И. Чуковского «Путаница»; сказки «Как человек подружился с огнём», », «Как огонь воду замуж взял»; С. Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом»; Л. Н. Толстой «Пожарные собаки»; Б. Жидков «Пожар») ;

—конструирование: «Пожарная машина»; «Наша улица». Аппликация: «Пешеходный переход»; «Кошкин дом»;

—моделирование и анализ заданных ситуаций; («Пожар дома», «Мама ушла в магазин, мы остались одни… »; «Как бы ты поступил») ;

—познавательные викторины «Мы знаем правила безопасности»;

—развлечения: инсценировки сказок: «Кошкин дом»; «Пожар в лесу»; «Красный, жёлтый, зелёный»;

Весь материал носит познавательный, информационный и обучающий характер и помогает формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций, через художественное слово и игру.

Все виды деятельности способствуют поддержанию устойчивого интереса к занятиям по основам безопасности жизнедеятельности,

—Пополняется опыт безопасного поведения.

 —Проявляется самостоятельность, ответственность и осознанное отношение к правилам и нормам безопасного поведения в различных сложных ситуациях в быту и на улице.

—Пополняется словарный запас и налаживается тесный контакт с родителями.

nsportal.ru

Статья по ОБЖ на тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

«Самое дорогое у человека- это жизнь»

Н. А. Островский.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. Нами совместно с родителями ведется в этой области целенаправленная работа.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

— формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

— воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости — действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

— знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

— развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

— воспитание грамотного участника дорожного движения;

— воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

— системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;

— доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ;

— включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;

— наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ;

— динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;

— психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .

Этапы реализации данных задач:

1 этап — заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

2 этап — ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

3 этап — на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

Формы организации учебно — воспитательного процесса:

— занятия;

— заучивание стихотворений;

— сбор фотоматериалов;

— игры – занятия;

— заучивание правил безопасного поведения;

— беседы;

— дидактические игры;

-подвижные игры ;

-чтение художественной литературы;

-рассматривание иллюстраций по теме;

-наблюдения;

-экскурсии;

— театрализованные представления;

-сюжетно – ролевые игры;

-игры — тренинги;

-просмотр мультфильмов;

-трудовая деятельность;

-продуктивная деятельность;

-отгадывание загадок;

-развлечения;

-досуги;

-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

-встреча с интересными людьми;

-участие в различных конкурсах;

-личный пример взрослых.

Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят:

1. Уголок безопасности, который содержит материалы:

— щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

Создание автогородка на участке для использования полученных знаний в игровой деятельности.

2. Игротека, которая содержит:

— дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ;

— настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Рекомендуемая художественная литература:

— Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;

— В. Житков «Пожар», «В дыму»;

— С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;

— Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;

— К. Зайцева «Уроки Айболита»;

— Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.

— Ю. Соколова «Правила безопасности»;

— И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;

— Е. Пермяков «Торопливый ножик»;

— Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом! », «Огуречик»;

— А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»;

— И. А. Яворская «Дети и дорога»;

— И. Лешкевич «Светофор»;

— Н. Носов «Автомобиль»;

— Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;

— А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;

— Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;

— А. Дмоховский «Чудесный островок»;

— В. Семернин «Запрещается – разрешается»;

— А. Северный «Три чудесных цвета».

Работа с родителями — одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителям — объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями используется информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы; наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

Благодаря проделанной работе ожидаются результаты:

1. Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

nsportal.ru

Статья на тему: Обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка

«Обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка»

Современный мир очень многообразен  в своих проявлениях. Несомненно,  современную цивилизацию отличает, прежде всего,  небывалый прогресс в развитии науки и техники. Но человечество за свои же достижения  вынуждено жестоко расплачиваться.  Телефоны, компьютеры, бизнес. Наша жизнь проходит в стремительном беге за счастливым «завтра», и при этом мы упускаем   самое важное – отношения между взрослыми и детьми.  Нам кажется, что дети наши — взрослые и они все могут сами, и в том числе — постоять за себя.  А вот преступники — маньяки так не считают, они лучше знают наших детей, их психологию,  поэтому дети, оставшись без взрослых, без их советов, становятся беззащитными  объектами их гнусных деяний. Кто в этом виноват – преподаватели, не сумевшие донести до детей основы безопасности жизнедеятельности, или дети, не усвоившие  азы безопасного поведения, или мамы, папы, бабушки и дедушки,  которые, прежде всего, несут ответственность за своих детей.

          Что же должны знать родители о криминальной опасности в отношении детей? Их перечень весьма обширен. В Уголовном кодексе РФ есть специальная глава, которая так и называется – «Преступления против семьи и несовершеннолетних». В ней, в частности, говорится о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления и антиобщественных действий, о торговле  несовершеннолетними, в том числе  и в целях «изъятия у несовершеннолетнего органов и тканей для трансплантации».  

         К наиболее часто совершаемым преступлениям в отношении детей относятся изнасилования, истязания, насильственные действия сексуального характера, похищения и некоторые другие.

          Ежегодно жертвами  различных преступных посягательств становится огромное количество детей – порядка ста тысяч! Существует еще одна печальная цифра – это количество без вести пропавших несовершеннолетних. Телевидение и газеты почти ежедневно  сообщают о малолетних жертвах: тут убили, там изнасиловали.  Но некоторые родители принципиально не хотят знать о страшных случаях – берегут нервы, да и думают: с моим ребенком ничего подобного не произойдет. Знание криминальной ситуации в стране – мощный побудительный сигнал к тому, чтобы серьезно заняться безопасностью детей.

         Можно ли по внешнему виду определить преступника, вынашивающего преступные замыслы в отношении детей? Увы, их нет, ведь преступники ничем не выделяются среди окружающих. Так, почти все разоблаченные маньяки обладали обыкновенной, заурядной внешностью, были внимательны, участливы, добродушны. Некоторые из них работали врачами, педагогами, инженерами, водителями, имели семьи.

        Тем не менее,  иногда, теряя бдительность, они своим поведением обнаруживают себя. И тут главное – обратить на это внимание.   По тому, как ведут себя такие преступники. Их можно разделить на две группы: те кто внезапно нападают на свою жертву и те, кто прежде чем напасть на ребенка, заманивают его тем или иным способом в укромные места. Главная цель заманивающего преступника – увести ребенка подальше от людских глаз. Их излюбленные места – новостройки, или наоборот, заброшенные подвалы, чердаки, парки, скверы,  а в последнее время это и подъезды, лифты.  Преступники могут пригласить покататься на машине или мотоцикле, предложить сфотографироваться,  записаться в школу моделей, пообещать помочь сняться в кино, а то и просто вместе попутешествовать.  Все чаще фиксируются случаи, когда детей заманивают для производства порнофильмов с их участием. При этом роль «завлекателей» нередко исполняют ребята уже с опытом. Еще есть одна группа преступников, которые совершают имущественные правонарушения. Способы весьма разнообразны. У детей отнимают деньги, шантажируют, заставляя  уносить из дома ценные вещи. Под тем или иным предлогом проникают в квартиры и совершают кражу или грабеж. Иногда такое «проникновение» заканчивается убийством. Не так редки случаи нападения преступников на детей, когда они, вернувшись из школы, с прогулки, открывают дверь своим ключом.   В последние годы очень процветает так называемый детский рэкет.  Предлоги для «выбивания» денег могут быть различными, а последствия невыполнения требований, которые обычно сопровождаются избиениями, — самыми печальными.

      Каковы же основные правила поведения детей, обеспечивающие их безопасность? Дает ли соблюдение этих правил 100% гарантию от нападения? Наверное, нет. Но то, что они в значительной степени снижают риск оказаться жертвой преступника, — несомненно. Как обезопасить себя от внезапно нападающих преступников? Во-первых, нужно следовать правилу: «Избегай опасных, заброшенных, малопроходимых  мест!», во-вторых: «Не гуляй допоздна!», и,  наконец, «Не будь в одиночестве!».  Учитывая рост преступлений в подъездах, необходимо соблюдать определенные правила. Ребенок ни в коем случае не должен входить в подъезд, заметив рядом незнакомца. Нужно пройти мимо, когда пойдет кто-то из живущих в подъезде, или позвонить домой и попросить, чтобы  кто-то вышел навстречу. Нельзя входить и в лифт с незнакомым человеком.

         Как обезопасить себя от «заманивающих» преступников? Правило поведения, нейтрализующее этих преступников, звучит так: «Не вступай ни в какие разговоры с незнакомцем, немедленно отойди от него туда, где есть люди!».

        Как уберечь детей от «знакомых» преступников? Здесь все  зависит от круга общения ребенка, от того, как он проводит свободное время, а самое главное, от семейной атмосферы: делится ли он с родителями своими опасениями, страхами. Ведь, как правило, эти преступники не сразу добиваются своих целей, а исподволь: приглашают к себе домой, на прогулку, проявляют неожиданные ласки, показывают порнографические открытки. Родители должны обратить внимание на эти настораживающее признаки. А чтобы они стали известны, ребенок должен быть приучен делиться своими впечатлениями.

          А как должен ребенок вести себя дома, если он остается один? Прежде всего, нельзя открывать дверь, не посмотрев в глазок и не убедившись, что там стоит хорошо знакомый в семье человек. На вопросы незнакомца лучше всего отвечать так: «Сейчас должен подойти папа!». Если звонки продолжаются или глазок закрыт снаружи, нужно позвонить соседям  или по телефону 02  (102 — с сотового телефона), если не работают телефоны (домашний или сотовый), а дверь пытаются открыть, следует громко поступать в стену, в пол, по батареям (о таких сигналах тревоги тоже надо заранее договориться с соседями). Можно позвать на помощь, открыв окно или выйдя на балкон.  

         Главное в обучении детей безопасному поведению – научить предвидеть возможную угрозу и вести себя так, чтобы не попасть в трудную ситуацию.  Ребята школьного возраста могут пострадать из-за своей самоуверенности, бравады, тяги к разного рода приключениям, желания прослыть среди сверстников смелым и «крутым».  Большое значение в семье имеет контакт с ребенком, особенно если он по натуре скрытный, замкнутый, доверчивый. Таких детей надо хвалить  за принятое самостоятельное решение в каких-либо ситуациях.  Если ребенок допустил ошибку, не ругайте его, а спокойно укажите на нее, помогите исправить, расскажите о возможных последствиях. Если ребенок найдет контакт в своей семье, ему не будет необходимости искать понимания, душевного участия в других местах, у чужих людей. Особое внимание  надо обращать на разного рода изменения в поведении ребенка: вдруг он стал замкнутым, тревожным, или наоборот, где-то пропадает, утратил интерес к прежним занятиям.  Подобные изменения сигнализируют о каком-то событии в жизни ребенка, которые могут иметь различный характер, в том числе и связанные с сексуальными и имущественными домогательствами.  Но не получится ли так, что пытаясь обезопасить ребенка от преступника его можно запугать до такой степени, что он станет бояться выходить на улицу, общаться и знакомиться с новыми людьми.  Рассказывая ему страшные истории, родители могут добиться обратного результата – ребенок в сложной, опасной ситуации становится более уязвимым, поскольку внушенный страх парализует его, мешая предпринять что-то самостоятельно: он не может не закричать, ни оттолкнуть, ни убежать. Криминальная информация должна быть строго дозирована в зависимости от возраста ребенка, а во-вторых, передана в  таких словах, которые бы его не травмировали. Это особенно важно соблюдать в отношении детей с сильно развитым воображением и отклонениями в психическом развитии.  

        Цель «безопасного» воспитания – внушить ребенку уверенность в его возможностях. И только общими усилиями милиции, семьи, школы можно помешать преступникам осуществить их замыслы. Не нужно оставаться равнодушными, когда вы видите, что в дом входят подозрительные личности, какой-то мужчина ведет ребенка на стройку или в гаражи, или услышите детский плач в подъезде. Сегодня вы поможете чужому ребенку, а завтра кто-то спасет Вашего!  

Список использованной литературы

1. Уголовный Кодекс РФ// Российская газета от 19.06.1996 № 114// Раздел VII , гл. 20;

2. Гостюшин А.В. //Основы безопасности жизнедеятельности//Аст, 2003;

3. Усачев А.А., Березин А.И. // Основы безопасности жизнедеятельности //Аст, 2008.

                                                        

nsportal.ru

Безопасность жизнедеятельности детей — определение термина. Справочник

Безопасность жизнедеятельности детей (БЖД) – это комплекс мер направленных на безопасное взаимодействие ребенка с окружающей средой. Его превентивная защита от потенциально возможных искусственных или природных опасностей. БЖД является часть педагогической программы, которая направлена на снижение детского травматизма и смертности. В задачи педагогов и родителей входит ознакомление с принципами защиты ребенка от окружающих опасностей. Особенно это касается детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые в силу недостаточного опыта и развития часто неспособны оценить уровень опасности. Подробней вы можете прочесть в статье «Безопасность жизнедеятельности детей школьного возраста».

Безопасность жизнедеятельности детей разделяет среду обитания ребенка на основные зоны (улица, дом, учебное заведение), а также классифицирует опасности и определяет модель поведения взрослых по минимизации рисков, связанных с возможной негативной ситуацией.

К распространенным темам БЖД относятся:

  • Правила обращения с электроприборами;
  • Техника пожарной безопасности;
  • Обеспечение отсутствия доступа ребенка к острым, режущим и легковоспламеняющимся предметам, а также лекарственным и химическим препаратам;
  • Защита ребенка от падений с большой высоты;
  • Правила поведения на дороге;
  • Правила поведения в экстремальных ситуациях.

Чтобы не потерять статью и поделиться с друзьям в соцсетях сохраните её адрес, нажав одну из иконок:

   

Или же узнать о всех новых материалах в Твиттере или RSS-ленте:

bezopasnost-detej.ru

Правила безопасности жизнедеятельности для детей – малышей

Прививать навыки безопасного поведения необходимо именно с дошкольного возраста, впоследствии развивая и усложняя эти правила в течение всего школьного обучения. Маленькие дети должны усвоить, желательно в игровой форме преподнесения материала, самые базовые понятия о себе, о здоровье, механизмах общения и возможных опасных ситуациях.

Рассмотрим основные правила безопасности жизнедеятельности для детей и постараемся придать им некую игровую форму для более легкого восприятия материала. Еще вы можете прочесть статью «Безопасность детей летом», а воспитателям будет особенно интересен материал «Детский сад беседы с родителями по безопасности».

Правила безопасности жизнедеятельности детей – основные моменты

 

Разбить обучение малышей можно на следующие мини разделы:

  • Самоидентификация – общие знания о здоровье и себе
  • Ребёнок и окружающая природа – возможные опасности
  • Малыш в домашних условиях
  • Бережем здоровье, избегаем опасностей
  • Находимся на улице – возможные опасности

В качестве методик эффективно применять картинки, игровые ситуации, сказки и активное общение с малышами. В зависимости от выбранной насыщенности материала каждому разделу можно посвятить одно или несколько занятий.

Малыш должен усвоить моменты:

  • Нельзя брать опасные предметы ни дома ни на улице.
  • Нельзя пользоваться без взрослых сложными электрическими и тепловыми приборами.
  • Нельзя делать опасные для себя или окружающих поступки.
  • Нельзя общаться с незнакомцами, идти с ними или брать что-то у них.
  • Надо всегда быть осторожными и знать о информацию о себе и о возможных проблемах, дома, на улице, в природе.

Уроки обучения детей правилам безопасности жизнедеятельности

 

Приведем возможные уроки по безопасности жизнедеятельности детей.

Урок по безопасности жизнедеятельности на тему «кто я?»

Ребенок должен усвоить основные понятия о себе и своих близких. К таким знаниям относятся:

  • Имя, Фамилия, домашний адрес и телефон. Имена родителей.
  • Базовые особенности организма: об острое можно пораниться, об горячее обжечься, об тяжелое удариться и т.д.
  • Ребенок в общих чертах должен понять, каких ситуаций надо избегать: трогать огонь, падений на асфальт, бросков камней и т.д.
  • Ребенок должен понять, что окружающие люди тоже подвержены опасности, поэтому вести себя надо аккуратно, чтобы не нанести им вред (например, детям, которые рядом)

В занятии используйте картинки и описание ситуаций. Общайтесь с детьми, расскажите историю, в которой знания помогли ребенку избежать опасности. Расскажите об устройстве человека, о кровообращении, о том когда может понадобиться знание адреса.

Урок по безопасности жизнедеятельности на тему «Природа и её опасности»

Изучение правил безопасности жизнедеятельности детей в условиях природы должно сопровождаться прогулками, экскурсиями, показом картинок и плакатов. Всегда учитывайте особенности вашей местности.

Малыш должен усвоить, что

  • В природе существуют опасные явления – удары молний, град и т.д.. Привяжите информацию к вашему региону, например, возможные наводнения или землетрясения или оползни.
  • В природе существуют опасные болезни. Методы защиты от них. Гигиена, закаливание и т.д.
  • В природе существуют опасные животные, в том числе опасность может исходить и от городских животных, например, собак.

Активно применяйте игровые ситуации и изображения опасностей, закрепите визуальную память у малышей.

Урок безопасности жизнедеятельности детей на тему «Наш дом – правила безопасного поведения»

Правила безопасности жизнедеятельности детей в домашних условия очень важны, сделайте особый акцент на этом уроке.

Ребята должны усвоить следующие понятия:

  • Дома есть опасные предметы, которые нельзя вообще трогать детям. Зажигалки, электрообогреватели, розетки и т.д.
  • Дома есть вещи, которые можно использовать только со взрослыми. Наример, телевизор, компьютер и т.д.
  • Дома есть опасные предметы, с которыми надо быть аккуратным. Ножницы, ножи, иголки и т.д.
  • Дома есть вещи, которые должны брать только взрослые. Лекарства, бытовая химия, красители и т.д.
  • Есть места, куда подходить нельзя. Включенная плита, открытые окна и т.д.
  • Есть ситуации, когда для детей может быть опасно. Например, стоит кастрюля с горячим супом или включенный утюг.
  • Дома нельзя открывать чужим людям двери или говорить с ними по телефону.
  • Нельзя открывать газовый кран или оставлять без присмотра открытый кран с водой.

Все сопровождайте картинками, плакатами. Ведите живое и активное общение с малышами.

Безопасности жизнедеятельности детей — урок на тему «Общие опасности»

Обучая правилам безопасности жизнедеятельности детей, опишите общие опасности, с которыми малыши могут столкнуться. Ребенок должен усвоить:

  • Опасность общения с незнакомцами
  • Опасность падений на твердую поверхности
  • Опасность порезаться, обжечься.
  • Как избежать травм и как не нанести их окружающим. Нельзя бросать камни, палки, лезть на большую высоту, бить детей и ит.д.
  • Чего нельзя делать самому? Например, включать плиту, утюг, зажигать спички.
  • Что опасного вокруг: розетки, осколки стекла, открытые люки, большие собаки и т.д.

Задавайте ребятам много вопросов, пусть они комментируют любые ситуации и говорят о правильном и неправильном проведении.

Урок про безопасность жизнедеятельности на тему «Возможные опасности на улице»

Обучение правилам безопасности жизнедеятельности детей должно содержать перечень потенциальных проблем на улице и автомобильной дороге. Ребята должны усвоить:

  • Нельзя поднимать с земли предметы, особенно брать или подходить к опасным предметам: шприцы, ножи, битые бутылки и т.д.
  • Нельзя говорить или идти куда-то с чужими людьми, что-то у них брать.
  • Малыш должен знать, как действовать, если он потерялся, например, в супермаркете. Что надо стоять ждать родителей. Ему надо знать к кому подходить в первую очередь, например, к охраннику магазина, продавцу или полицейскому (милиционеру).
  • Нельзя убегать от родителей, прятаться.
  • Ребенок должен усвоить базовые правила ПДД (правил дорожного движения). Переход только по переходу, на зеленый свет, не играть возле дороги и т.д.

Итог по правилам безопасности жизнедеятельности для детей

Всегда объясняйте правила доходчиво и просите ребят комментировать полученные сведения, так вы узнаете уровень усвоения материала. Правила безопасности жизнедеятельности для детей должны прививаться совместно с родителями, для этого следует также проводить активную работу со взрослыми, чтобы они на практике закрепляли у малышей подобные знание. А также важно, чтобы взрослые не показывали своим поведением дурной пример.


Чтобы не потерять статью и поделиться с друзьям в соцсетях сохраните её адрес, нажав одну из иконок:

   

Или же узнать о всех новых материалах в Твиттере или RSS-ленте:
Ознакомьтесь с похожими статьями на нашем сайте, нажмите на интересующую тему:

bezopasnost-detej.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *