Познавательная коммуникация это – —

Познавательная коммуникация — Психология

Цель: расширить информационный фонд партнера, передать необходимую информацию, прокомментировать инновационные сведения.

Условия организации коммуникации: учет познавательных возможностей конкретных деловых партнеров, их индивидуальных установок на получение новой информации и интеллектуальных возможностей для ее переработки, понимания и восприятия.

Коммуникативные формы: лекции и семинары, доклады и сообщения, беседы и консультации, отчеты, а также письменные работы (рефераты, контрольные, курсовые, дипломные, проектные), позволяющие оценить степень усвоения теории вопроса, просмотр обучающих программ.

Коммуникативные средства и технологии: комментарий, аргументация и доказательство; характеристика причинно-следственных связей, сравнительный анализ; интерпретация новой лексики, резюмирование, использование вербальных и невербальных ключей доступа в аудиальный, визуальный и кинестетический каналы, речевая культура и ораторское мастерство.

Ожидаемый результат: освоение новой информации и применение ее в практической деятельности, внедрение инноваций и саморазвитие.

Убеждающая коммуникация

Цель:вызвать у делового партнера определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником.

Условия организации коммуникации: опора на восприимчивость партнера, его личностную мотивацию и интеллектуально-эмоциональную культуру.

Коммуникативные формы: убеждающая, призывающая к действию речь, пресс-конференция, дискуссия, спор. Переговоры, напутствие, комплимент, беседа, презентация, “круглые столы”.

Коммуникативные средства и технологии: аргументация, демонстрация и доказательство; разъяснение и сравнительный анализ; факты, цифры и примеры, показывающие преимущества; опора на эмоциональный настрой партнера и включение его кинестетического канала с помощью вербальных и невербальных ключей доступа; учет контраргументов партнера; психологические приемы присоединения, формирование аттракции, создание атмосферы доверия.

Ожидаемый результат: привлечение партнера на свою позицию, изменение личностных установок, взглядов, убеждений, переориентация целей.

Экспрессивная коммуникация

Цель: сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому действию.

Условия организации коммуникации: опора на эмоциональную сферу партнера, использование художественно-эстетических средств воздействия на все сенсорные каналы партнера.

Коммуникативные формы: речи по специальному поводу, презентации; беседы и собрания; митинги; рассказы о ситуации, о фирме, о человеке; брифинги; мозговой штурм, синектика, демонстрации видео-, кинофрагментов; анализ возможных последствий; лозунги и призывы.

Коммуникативные средства и технологии: аудио-, видео- и художественные средства; краткость речевых конструкций; эмоционально окрашенная, образная лексика; актерское мастерство: улыбка, голос, взгляд; яркость жестикулирования, мимики; демонстрация конгруэнтности; опора на актуальные потребности слушателей; искренность демонстрируемых чувств.

Ожидаемый результат: изменение настроя партнера, провоцирование необходимых чувств (сострадания, сопереживания), вовлечение в конкретные акции и действия.

Суггестивная коммуникация

Цель:оказать внушающее воздействие на делового партнера для изменения мотивации, ценностных ориентаций и установок, поведения и отношения.

Условия организации коммуникации: внушаемость партнера, его недостаточная информированность, недостаточная критичность ума, слабый уровень контрсуггестии, высокий авторитет суггестора (осуществляющего внушение), создание атмосферы доверительности.

Коммуникативные формы: беседы, митинги, пресс-конференции, брифинги, дебаты, реклама, собрания, консультации , тренинг.

Коммуникативные средства и технологии: разъяснение внушаемых установок; управление эмоциональным напряжением; внушение через приемы: идентификация, ссылки на авторитет, персонификация; предупреждение, угроза, шантаж, психологический террор, моббинг и другие приемы манипулирования; психологическое присоединение.

Ожидаемый результат: изменение поведения партнера, смена установок, ценностных ориентаций.

Ритуальная коммуникация

Цель: закрепить и поддерживать конвенциальные отношения в деловом мире; сохранять ритуальные традиции фирмы, предприятия, создавать новые.

Условия организации коммуникации: ритуальный (церемониальный) характер акций, художественно оформленная пространственная среда; соблюдение конвенций; опора на национальные, профессиональные традиции и нормы общения.

Коммуникативные формы: торжественная, рамочная, траурная речи, ритуальные акты, церемонии, обряды; праздники, посвящения, чествования; презентации и торжественные собрания.

Коммуникативные средства и технологии: использование вербальных и невербальных ключей доступа в аудиальный, визуальный и кинестетический каналы участников; включение участников в активную массовую деятельность; неординарность сюжетов при сохранении традиций.

Ожидаемый результат: формирование чувства патриотизма и национальной гордости; сохранение традиций, закрепление новых ритуалов.

Перечисленные виды коммуникации позволяют определить специфику, грамотно использовать жанр, коммуникативные средства и технологии, получить планируемый результат, более эффективно подготовиться к той или иной коммуникативной деятельности, разработать сценарии вербального и невербального поведения в конкретной ситуации делового общения и учесть особенности делового партнера.

Основным различием системы межличностных отношений и массовой коммуникации является то, что в рамках межличностной коммуникации устанавливается непосредственный контакт между индивидами с помощью межличностных средств общения, в то время как в массовой коммуникации обмен информацией опосредуется техническими средствами коммуникации.

Среди различных типов коммуникаций, помимо личностной, межличностной, массовой и специализированной (деловой, профессиональной, политической и т.д.), особого внимания заслуживают визуальная, мифологическая и перформансная коммуникации. Это объясняется тем, что специалист по связям с общественностью работает в особо организованной среде.

Визуальная коммуникация – это передача информации посредством жестов, мимики, телодвижений. По данным специалистов, невербальными средствами передается около 65% информации. Часто, чтобы дать понять человеку наше отношение к нему, мы ничего не говорим, а только смотрим на него с определенным выражением лица. Преимущество визуальной коммуникации в том, что она понятна большинству.

Мифологическая коммуникация основывается на мифах. Использование мифологических структур позволяет коммуникатору осуществлять неосознаваемое явно влияние на аудиторию. В силу неосознаваемости и автономности существования этих структур, аудитория не может противостоять им. В массовой политической психологии, например, реальные социальные проблемы заменяются упрощенным представлением о вечной борьбе двух мифологизированных общностей: красные — белые, коммунисты — капиталисты, Восток – Запад и т.д.. Отношение же к этим группам строится по принципу “мы — они”: мы — хорошие, они — плохие. М. Элиаде, рассматривая психотерапевтическую функцию мифа, говорит о том, что каждый герой повторяет архетипические действия, каждая война возобновляет борьбу между Добром и Злом, несправедливость отождествляется со страданиями Спасителя. Благодаря такому подходу миллионы людей могли в течение столетий терпеть могучее давление истории не впадая в отчаяние, не кончая самоубийством и не приходя в состояние духовной иссушенности, которое неразрывно связано с нигилистическим видением истории.

Миф, таким образом, представляет определенную грамматику поведения и несет свою эстетическую направленность. Он является моделью и до некоторой степени оправданием всех человеческих поступков. Миф разворачивается в каком-то нетрадиционном пространстве, где есть опасность или внеобыденность. Но мифологическое пространство не только нетрадиционно, оно еще и не реализуемо: ведь если все Золушки будут превращаться в принцесс, то кто будет мыть посуду? Миф актуален и сегодня. Современные средства коммуникации, в особенности телевидение и Internet, конструируя реальность, формируют свое мифологическое пространство. Появляются новые мифы и герои, под воздействием которых происходит трансформация современной культуры. Реальные или мифические герои продолжают оказывать влияние на юношеское сознание. Они являются образцами для подражания и указателями приоритетного направления развития социума.

Перформансная (performance – представление, спектакль) коммуникация основывается на ритуалах. Ритуалы – важная составляющая жизни любого общества. Они несут в себе символически выраженные коммуникативные сообщения. Перформансная коммуникация часто характеризуется театральностью со своими правилами и ролями. Под ее влиянием происходят не только культурные, но и политические мероприятия. В рамках связей с общественностью, например, ритуалы превращаются в такое явление, как презентации.

Источник http://dvo.sut.ru/libr/sotciolo/volod/n6.htm

student2.ru

Познавательная коммуникация

Цель: расширить информационный фонд партнера, передать необходимую информацию, прокомментировать инновационные сведения.

Ожидаемый результат: освоение повой информации и применение ее в практической деятельности, внедрение инноваций и саморазвитие.

Условия организации коммуникации: учет познавательных возможностей конкретных деловых партнеров, их индивидуальных установок на получение новой информации и интеллектуальных возможностей для ее переработки, понимания и восприятия.

Коммуникативные формы: доклады, сообщения, лекции, консультации, семинары, беседы, отчеты, а также письменные работы (рефераты, контрольные, курсовые, дипломные, проектные), позволяющие оцепить степень усвоения теории вопроса, просмотр обучающих программ.

Коммуникативные средства и технологии: комментарий, аргументация и доказательство; характеристика причинно-следственных связей, сравнительный анализ; интерпретация новой лексики, резюмирование, использование вербальных и невербальных ключей доступа в аудиальный, визуальный и кинестетический каналы, речевая культура и ораторское мастерство.

Убеждающая коммуникация

Цель: вызвать у делового партнера определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником.

Ожидаемый результат: привлечение партнера на свою позицию, изменение личностных установок, взглядов, убеждений, переориентация целей.

Условия организации коммуникации: опора на восприимчивость партнера, его личностную мотивацию и интеллектуально-эмоциональную культуру.

Коммуникативные формы: убеждающая, призывающая к действию речь, пресс-конференция, дискуссия, спор. Переговоры, напутствие, комплимент, беседа, презентация, «круглые столы».

Коммуникативные средства и технологии: аргументация, демонстрация и доказательство; разъяснение и сравнительный анализ; факты, цифры и примеры, показывающие преимущества; опора на эмоциональный настрой партнера и включение его кинестетического канала с помощью вербальных и невербальных ключей доступа; учет контраргументов партнера; психологические приемы присоединения, формирование аттракции, создание атмосферы доверия.

Экспрессивная коммуникация

Цель: сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому действию.

Ожидаемый результат: изменение настроя партнера, провоцирование необходимых чувств (сострадания, сопереживания), вовлечение в конкретные акции и действия.

Условия организации коммуникации: опора на эмоциональную сферу партнера, использование художественно-эстетических средств воздействия на все сенсорные каналы партнера.

Коммуникативные формы: речи по специальному поводу, презентации; беседы и собрания; митинги; рассказы о ситуации, о фирме, о человеке; брифинги; мозговой штурм, синектика, демонстрации видео-, кинофрагментов; анализ возможных последствий; лозунги и призывы.

Коммуникативные средства и технологии: аудио-, видео- и художественные средства; краткость речевых конструкций; эмоционально окрашенная, образная лексика; актерское мастерство: улыбка, голос, взгляд; яркость жестикулирования, мимики; демонстрация конгруэнтности; опора на актуальные потребности слушателей; искренность демонстрируемых чувств.

Суггестивная коммуникация

Цель: оказать внушающее воздействие на делового партнера для изменения мотивации, ценностных ориентации и установок, поведения и отношения.

Ожидаемый результат: изменение поведения партнера, смена установок, ценностных ориентации.

Условия организации коммуникации: внушаемость партнера, его недостаточная информированность, недостаточная критичность ума, слабый уровень контрсуггестии, высокий авторитет суггестора (осуществляющего внушение), создание атмосферы доверительности.

Коммуникативные формы: беседы, митинги, пресс-конференции, брифинги, дебаты, реклама, собрания, консультации, тренинг.

Коммуникативные средства и технологии: разъяснение внушаемых установок; управление эмоциональным напряжением; внушение через приемы: идентификация, ссылки на авторитет, персонификация; предупреждение, угроза, шантаж, психологический террор, моббинг и другие приемы манипулирования; психологическое присоединение.

Ритуальная коммуникация

Цель: закрепить и поддерживать конвенциальные отношения в деловом мире; сохранять ритуальные традиции фирмы, предприятия, создавать новые.

Ожидаемый результат: формирование чувства патриотизма и национальной гордости; сохранение традиций, закрепление новых ритуалов.

Условия организации коммуникации: ритуальный (церемониальный) характер акций, художественно оформленная пространственная среда; соблюдение конвенций; опора па национальные, профессиональные традиции и нормы общения.

Коммуникативные формы: торжественная, рамочная, траурная речи, ритуальные акты, церемонии, обряды; праздники, посвящения, чествования; презентации и торжественные собрания.

Коммуникативные средства и технологии: использование вербальных и невербальных ключей доступа в аудиальный, визуальный и кинестетический каналы участников; включение участников в активную массовую деятельность; неординарность сюжетов при сохранении традиций.

Данные виды коммуникации позволяют определить особенность, грамотно использовать жанр, коммуникативные средства и технологии, получить планируемый результат, более эффективно подготовиться к коммуникативной деятельности, разработать сценарии вербального и невербального поведения в конкретной ситуации делового общения и учесть особенности делового партнера.

Для специалиста, работающего в парадигме «человек — человек» особого внимания заслуживают также визуальная, мифологическая и перформансная коммуникации.

Визуальная коммуникация — это передача информации посредством жестов, мимики, телодвижений. Согласно данным исследователей, невербальными средствами передается около 65% информации. Преимущество визуальной коммуникации в том, что она понятна большинству.

Мифологическая коммуникация основывается на мифах. Использование мифологических структур позволяет коммуникатору осуществлять скрытое влияние на аудиторию. В силу неосознаваемости и автономности существования этих структур аудитория не может противостоять им. Например, это используют в своих целях политики: реальные социальные проблемы заменяются упрощенным представлением о вечной борьбе двух мифологизированных общностей: красные — белые, коммунисты — капиталисты, Восток — Запад и т.д. Отношение к этим группам строится по принципу «мы — они»: мы — хорошие, они — плохие». Более подробно это будет рассмотрено в соответствующей главе. М. Элиаде, рассматривая функции мифа, отмечает, что каждый герой повторяет архетипические действия, каждая война возобновляет борьбу между Добром и Злом, несправедливость отождествляется со страданиями Спасителя. Благодаря такому подходу миллионы людей могли в течение столетий терпеть могучее давление истории, не впадая в отчаяние, не кончая самоубийством и не приходя в состояние духовной искушенности, которое неразрывно связано с нигилистическим видением истории.

Миф, таким образом, представляет определенную грамматику поведения и несет свою эстетическую направленность. Он является моделью и до некоторой степени оправданием всех человеческих поступков. Миф разворачивается в каком-то нетрадиционном пространстве, где есть опасность или внеобыденность. По мифологическое пространство не только нетрадиционно, оно еще и не реализуемо: ведь если все Золушки будут превращаться в принцесс, то кто будет мыть посуду? Миф актуален и сегодня. Современные средства коммуникации, в особенности телевидение и Internet, конструируя реальность, формируют свое мифологическое пространство. Появляются новые мифы и герои, под воздействием которых происходит трансформация современной культуры. Реальные или мифические герои продолжают оказывать влияние на сознание. Они являются образцами для подражания и указателями приоритетного направления развитая социума.

Перформансная (performance — представление, спектакль) коммуникация основывается на ритуалах. Ритуалы — важная составляющая жизни любого общества. Они несут в себе символически выраженные коммуникативные сообщения. Перформансная коммуникация часто характеризуется театральностью со своими правилами и ролями. Под ее влиянием происходят не только культурные, но и политические мероприятия. В рамках связей с общественностью, например, ритуалы превращаются в такое явление, как презентации.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Варианты коммуникации — основные типы, невербальная коммуникация

Существуют различные виды процессов взаимодействия людей между собой.

Варианты коммуникации – это многогранные процессы обмена информацией того или иного характера между двумя или более индивидуумами, которая может заключать в себе их интересы, познания, переживания, различные идеи или даже фантазию и выражаться вербальным или невербальным методом.

Основные типы коммуникации

Говоря о межкультурной коммуникации, подразумевают общесоциальные основные типы коммуникации, которые могут быть как межличностные, так и коллективные.

В зависимости от информационного содержания, целенаправленности и стиля, коммуникация может быть экспрессивной, убеждающей, ритуальной, познавательной и суггестивной. В целом, любая коммуникация между двумя определенными личностями происходит в виде общения, для которого обязательным фактором является сходство преследуемых участниками целей, заинтересованность и активность обеих сторон.

К примеру, целью познавательной коммуникации является заинтересованность в расширении информационного поля своего собеседника. При этом сам собеседник также должен преследовать цель усвоить предоставляемую информацию.

Такой вид общения может заключаться не только в передаче непосредственно новой информации для собеседника, но также приобретать вид комментариев к уже усвоенных им фактов. Хорошим примером познавательной коммуникации является проведение лекций, семинаров, различного рода докладов и отчетов.

В таком случае часто пользуются различными коммуникативными методами, например, убеждением, комментированием предоставленной информации, аргументированием, различными вариантами интерпретаций и сравнений.

Результат такого рода коммуникации заключается в качественном усвоении собеседником переданной им информации, при чем успех этого зависит от обеих сторон, требуя не только умения слушать, но и умения преподнести материал.

Убеждающая коммуникация ставит перед собой целью сформировать у собеседника определенный ряд мыслей и переживаний, повлиять на его ориентацию в ценностях. Говоря иными словами, к убеждению прибегают тогда, когда необходимо «привить» другому индивидууму свои убеждения, планы, предложения, и убедить в их правильности.

Успех подобной формы общения зависит от того, насколько учтена индивидуальная восприимчивость собеседника, его эмоциональная сфера, а также личные черты характера и ценности, культурные особенности.

Убеждающая коммуникация, в случае, когда оба участника принимают активную позицию, выражается в таких формах как дискуссия, спор, переговоры. При этом основными техниками достижения цели являются доказательства, демонстрация преимущества путем доводов, опирающихся на факты, цифры, статистические данные.

Помимо этого, может осуществляться упор на эмоциональность партнера, учет возможных контрмер оппонента, применение различных интерпретаций определенной информации. Целью, как правило, является переубеждение собеседника в своей правоте, привлечение его на свою сторону.

Наиболее сложной и эмоциональной коммуникацией является экспрессивная. Передаваемая в данном случае информация представляет собой чувства и переживания, а также призыв к определенным действиям.

Соответственно, среди всех вариантов коммуникации экспрессивный больше всего требует упора на эмоциональную восприимчивость собеседника, применение художественных и эстетических приемов во время беседы. Она направлена на формирование у собеседника определенных эмоций и чувств, может привести к вовлечению его в определенные действия.

Несколько схожей является ритуальная форма коммуникации, однако ее целью является закрепление и удержание определенных традиций и принятых ритуалов среди коллектива и больших компаний. Основу ритуальной коммуникации составляют торжественные речи, создание необходимой окружающей атмосферы, различные мероприятия с уклоном в церемониальность.

перейти наверх

Невербальная коммуникация

Помимо прямой передачи информации путем ведения разговора существует также невербальная коммуникация, которая представляет собой набор различных жестов, мимики, телодвижений и поз.

Она необходима для регулирования контакта с собеседником, дополнительного выражения или подчеркивания передаваемой информации. Спецификой данного типа коммуникации является то, что она в достаточной степени зависит от народности и национальности субъекта.

Невербальное общение, помимо всего, не является полностью самостоятельным. Оно может помочь подчеркнуть дополнительную эмоциональную или эстетическую окраску информации, но не способно в достаточной мере передать основное содержание.

Помимо различных поз и жестов, а также смены мимики, совокупность которых принято обозначать термином «кинесика», используются и тактильные методы. Они основываются на прикосновениях к собеседнику, которые могут обладать разным характером и передавать соответствующую дополнительную информацию на подсознательном уровне.

Прикосновения могут усиливать или тормозить коммуникационный процесс, располагать к себе собеседника или же насторожить его. Следует понимать, что уместность той или иной формы прикосновения, например, дружеского похлопывания по плечу, зависит от непосредственного отношения к этому самого собеседника, а также особенностей его культуры.

Также существует понятие сенсорной коммуникации. Она в меньшей степени подчинена сознанию индивидуумов, однако может играть не мене важную роль. Сенсорика основывается на восприятии собеседника органами чувств, то есть, помимо слухового восприятия речи также активно работают зрительная система, обоняние, восприятие тепла, цвета и его сочетания.

Оценке может подвергаться даже формы тела собеседника, звуковые характеристики его голоса. В частности, термин «паравербальная коммуникация» как раз затрагивает вопрос о влиянии постановки, тембра и частоты голоса на усваивание передаваемой им информации.

Если ритм и характер голоса собеседника оцениваются слушающим как «приятные», то он будет гораздо более склонен к тому, чтобы сконцентрироваться на восприятии того, что ему говорят.

psytheater.com

Коммуникации в деятельности коммерсанта

Совместная деятельность людей предполагает контакты, обмен информацией. Акт передачи информации от одного лица другому и ее восприятия называется коммуникацией. Значительное место в деятельности коммерсанта занимает участие в различных коммуникационных актах: устные контакты, изучение информации, содержащейся в документах, составление документов.

По своему содержанию коммуникации делятся на следующие виды:

1. Познавательная коммуникация. Главной ее целью является непосредственная передача информации, а главной проблемой — правильное использование терминологии. Примерами такой коммуникации может быть объяснение преподавателя на занятиях, чтение диктором новостей по телевидению или составление отчета.

2. Экспрессивная коммуникация. Этот вид коммуникации используется в тех случаях, когда мы хотим передать не только смысл

сообщения, но и свое отношение к сказанному, свои чувства или точку зрения. Это наиболее распространенный вид коммуникации, т.к. даже при простом обмене мнениями обычно трудно бывает сохранять полную беспристрастность.

3. Убеждающая коммуникация. Целью этой коммуникации является стремление повлиять на человека, заставить его изменить свою точку зрения или откликнуться на просьбу. Особенно широко используется в рекламе.

4. Социально-ритуальная коммуникация. Она предназначена для поддержания норм и обычаев культурного поведения. Сюда относятся общепринятые фразы приветствия при встрече и расставании: «Здравствуйте!», «Добрый день!», «Всего хорошего!», а так же процедуры знакомств, обычаи гостеприимства, поздравления и т.п.

5. Несловесная коммуникация. Это мимика, позы, жесты, которые используются в процессе общения. Они могут использоваться сознательно для того, что бы подчеркнуть, выделить какую-то часть сообщения или придать ей желаемый смысл, как это делают опытные ораторы. Однако обычно мы используем эти средства общения неосознанно, т.к. одними словами не всегда можно полностью выразить смысл сказанного.

По направлению передачи информации все коммуникации можно разделить на три группы:

нисходящая коммуникация — передача информации от руководителя фирмы к подчиненным; в этом направлении передаются приказы руководителя, распоряжения, инструкции и различная информация, необходимая для организации работы предприятия.

восходящая коммуникация — передача информации от подчиненных к руководителю; к ней относятся отчеты о выполнении задания, мнения и предложения по работе, а так же просьбы.

горизонтальная — передача информации между людьми, не являющимися по отношению друг к другу руководителем или подчиненным. По объему передаваемой информации этот вид коммуникации занимает в деятельности коммерсанта наибольшее место.

И, наконец, по способу передачи информации различают непосредственную коммуникацию, когда лица обмениваются информацией без помощи какого-либо промежуточного звена (беседа, занятия в классе, разговор по телефону), и опосредованную — через прессу, радио, телевидение, письма и т.п.

Можно выделить три основные проблемы коммуникации. Первая проблема — техническая состоит в том, насколько точно переданы символы коммуникации. Символами коммуникации являются слова устной речи, буквы и цифры письменного сообщения. Помехи на пути коммуникации на этом уровне могут быть вызваны нечеткой дикцией собеседника, шумами в телефонной сети или плохим шрифтом печатного текста. Их легко обнаружить и, следовательно, достаточно легко устранить, например, путем повторения сообщения.

Вторая проблема коммуникации — семантическая — связана с тем, насколько точно передан смысл сообщения. Наиболее ярким примером искажения смысла является знаменитая фраза «Казнить нельзя, помиловать», смысл которой полностью изменяется на противоположный при перестановке запятой. Аналогичные ошибки могут возникнуть при переносе запятой, отделяющей целую часть десятичного числа от дробной, или при неправильном употреблении какого-либо термина. Для избежания подобных ошибок необходимо внимательно проверять составляемые документы и следить за устной речью.

Третья проблема коммуникации — это проблема эффективности, т.е. насколько эффективно воспринятый смысл влияет на людей в желаемом направлении. Эффект коммуникации зависит от множества различных факторов, среди которых можно выделить такие, как психологические особенности личности, сложившиеся взгляды и мнения, опыт, образование, возраст, профессия и многие другие. Добиться эффективной коммуникации возможно только при учете всех этих факторов.

Повысить эффективность непосредственной коммуникации несколько легче, чем опосредованно, т.к. в этом случае собеседники видят или слышат реакцию на свое сообщение, имеют возможность задать вопрос или сообщить недостающие подробности. Однако, и в этом случае проблема эффективности остается. Можно сформулировать следующие рекомендации, которые позволяют улучшить общение.

Будьте открытым к собеседнику и принимайте его таким, как есть. Такое отношение основано на уважении к собеседнику и заставляет его выражать свои мысли более открыто и честно, а слушать более внимательно. Напротив, отрицательное отношение, неуважение, подозрение приведут лишь к закрытости и уменьшению эффективности коммуникации. Для создания благоприятной атмосферы общения это условие является решающим.

Постарайтесь услышать все значение сообщения целиком. Умение слушать является большим искусством, т.к. большинство людей гораздо охотнее говорит, чем слушает. Часто мы торопимся с выводами, не дослушав собеседника до конца. Следует помнить, что не все умеют кратко выражать свои мысли, поэтому желательно дать собеседнику полностью высказаться. Кроме того, следует обращать внимание на интонацию речи, а также на неречевое поведение (мимику, жесты), поскольку использование этих средств может придать сообщению более полный, а иногда и противоположный смысл.

Внимание к собеседнику должно быть физическим. Необходимо повернуться лицом к собеседнику, свою речь подкреплять соответствующими жестами или мимикой. Не стоит забывать, что общение требует концентрации, не важно, говорите Вы или слушаете.

Участие в общении должно быть активным и ответственным. Не стоит стесняться переспросить непонятное сообщение или уточнить, правильно ли Вас понял собеседник. Обратная связь нужна всем участникам коммуникации, чтобы знать, дошло ли сообщение до «адресата» и какую оценку получило.

Выражайтесь ясно. Коммерсант должен научиться говорить так, чтобы люди его слушали и понимали, что он хочет сказать, т.к. от этого во многом зависит конечный результат его работы.

Оценить эффективность опосредованной коммуникации значительно сложнее, т.к. во-первых, между моментом создания информации и моментом ее получения проходит некоторое время, и, во-вторых, не всегда существует обратная связь между отправителем информации и ее получателем. Поэтому так важно заранее определить круг лиц, для которых предназначена информация, и строить сообщение исходя из их характеристик (уровень образования, взгляды, традиции и т.п.). Особенно важно это помнить коммерсанту при составлении рекламных объявлений и деловых писем.

Похожие статьи

znaytovar.ru

Типы коммуникации Особенности личностной, межличностной, массовой, специализированной коммуникаций — Коммуникация

Межличностная коммуникация осуществляется в тех видах общения, которые предполагают прагматические цели и конструктивность решений, и готовность каждого партнера к адекватному поведению. Панфилова А.П. различает пять видов коммуникации: познавательную, убеждающую, экспрессивная, суггестивную, ритуальную. Для каждого из них характерны свои цели и ожидаемый результат, условия организации, а также коммуникативные формы и средства.

Познавательная коммуникация

Цель: расширить информационный фонд партнера, передать необходимую информацию, прокомментировать инновационные сведения.

Условия организации коммуникации: учет познавательных возможностей конкретных деловых партнеров, их индивидуальных установок на получение новой информации и интеллектуальных возможностей для ее переработки, понимания и восприятия.

Коммуникативные формы: лекции и семинары, доклады и сообщения, беседы и консультации, отчеты, а также письменные работы (рефераты, контрольные, курсовые, дипломные, проектные), позволяющие оценить степень усвоения теории вопроса, просмотр обучающих программ.

Коммуникативные средства и технологии: комментарий, аргументация и доказательство; характеристика причинно-следственных связей, сравнительный анализ; интерпретация новой лексики, резюмирование, использование вербальных и невербальных ключей доступа в аудиальный, визуальный и кинестетический каналы, речевая культура и ораторское мастерство.

Ожидаемый результат: освоение новой информации и применение ее в практической деятельности, внедрение инноваций и саморазвитие.

Убеждающая коммуникация

Цель: вызвать у делового партнера определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником.

Условия организации коммуникации: опора на восприимчивость партнера, его личностную мотивацию и интеллектуально-эмоциональную культуру.

Коммуникативные формы: убеждающая, призывающая к действию речь, пресс-конференция, дискуссия, спор. Переговоры, напутствие, комплимент, беседа, презентация, “круглые столы”.

Коммуникативные средства и технологии: аргументация, демонстрация и доказательство; разъяснение и сравнительный анализ; факты, цифры и примеры, показывающие преимущества; опора на эмоциональный настрой партнера и включение его кинестетического канала с помощью вербальных и невербальных ключей доступа; учет контраргументов партнера; психологические приемы присоединения, формирование аттракции, создание атмосферы доверия.

Ожидаемый результат: привлечение партнера на свою позицию, изменение личностных установок, взглядов, убеждений, переориентация целей.

Экспрессивная коммуникация

Цель: сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому действию.

Условия организации коммуникации: опора на эмоциональную сферу партнера, использование художественно-эстетических средств воздействия на все сенсорные каналы партнера.

Коммуникативные формы: речи по специальному поводу, презентации; беседы и собрания; митинги; рассказы о ситуации, о фирме, о человеке; брифинги; мозговой штурм, синектика, демонстрации видео-, кинофрагментов; анализ возможных последствий; лозунги и призывы.

Коммуникативные средства и технологии: аудио-, видео- и художественные средства; краткость речевых конструкций; эмоционально окрашенная, образная лексика; актерское мастерство: улыбка, голос, взгляд; яркость жестикулирования, мимики; демонстрация конгруэнтности; опора на актуальные потребности слушателей; искренность демонстрируемых чувств.

Ожидаемый результат: изменение настроя партнера, провоцирование необходимых чувств (сострадания, сопереживания), вовлечение в конкретные акции и действия.

Суггестивная коммуникация

Цель: оказать внушающее воздействие на делового партнера для изменения мотивации, ценностных ориентаций и установок, поведения и отношения.

Условия организации коммуникации: внушаемость партнера, его недостаточная информированность, недостаточная критичность ума, слабый уровень контрсуггестии, высокий авторитет суггестора (осуществляющего внушение), создание атмосферы доверительности.

Коммуникативные формы: беседы, митинги, пресс-конференции, брифинги, дебаты, реклама, собрания, консультации , тренинг.

Коммуникативные средства и технологии: разъяснение внушаемых установок; управление эмоциональным напряжением; внушение через приемы: идентификация, ссылки на авторитет, персонификация; предупреждение, угроза, шантаж, психологический террор, моббинг и другие приемы манипулирования; психологическое присоединение.

Ожидаемый результат: изменение поведения партнера, смена установок, ценностных ориентаций.

Ритуальная коммуникация

Цель: закрепить и поддерживать конвенциальные отношения в деловом мире; сохранять ритуальные традиции фирмы, предприятия, создавать новые.

Условия организации коммуникации: ритуальный (церемониальный) характер акций, художественно оформленная пространственная среда; соблюдение конвенций; опора на национальные, профессиональные традиции и нормы общения.

Коммуникативные формы: торжественная, рамочная, траурная речи, ритуальные акты, церемонии, обряды; праздники, посвящения, чествования; презентации и торжественные собрания.

Коммуникативные средства и технологии: использование вербальных и невербальных ключей доступа в аудиальный, визуальный и кинестетический каналы участников; включение участников в активную массовую деятельность; неординарность сюжетов при сохранении традиций.

Ожидаемый результат: формирование чувства патриотизма и национальной гордости; сохранение традиций, закрепление новых ритуалов.

Перечисленные виды коммуникации позволяют определить специфику, грамотно использовать жанр, коммуникативные средства и технологии, получить планируемый результат, более эффективно подготовиться к той или иной коммуникативной деятельности, разработать сценарии вербального и невербального поведения в конкретной ситуации делового общения и учесть особенности делового партнера.

Основным различием системы межличностных отношений и массовой коммуникации является то, что в рамках межличностной коммуникации устанавливается непосредственный контакт между индивидами с помощью межличностных средств общения, в то время как в массовой коммуникации обмен информацией опосредуется техническими средствами коммуникации.

Среди различных типов коммуникаций, помимо личностной, межличностной, массовой и специализированной (деловой, профессиональной, политической и т.д.), особого внимания заслуживают визуальная, мифологическая и перформансная коммуникации. Это объясняется тем, что специалист по связям с общественностью работает в особо организованной среде.

Визуальная коммуникация – это передача информации посредством жестов, мимики, телодвижений. По данным специалистов, невербальными средствами передается около 65% информации. Часто, чтобы дать понять человеку наше отношение к нему, мы ничего не говорим, а только смотрим на него с определенным выражением лица. Преимущество визуальной коммуникации в том, что она понятна большинству.

Мифологическая коммуникация основывается на мифах. Использование мифологических структур позволяет коммуникатору осуществлять неосознаваемое явно влияние на аудиторию. В силу неосознаваемости и автономности существования этих структур, аудитория не может противостоять им. В массовой политической психологии, например, реальные социальные проблемы заменяются упрощенным представлением о вечной борьбе двух мифологизированных общностей: красные — белые, коммунисты — капиталисты, Восток – Запад и т.д.. Отношение же к этим группам строится по принципу “мы — они”: мы — хорошие, они — плохие. М. Элиаде, рассматривая психотерапевтическую функцию мифа, говорит о том, что каждый герой повторяет архетипические действия, каждая война возобновляет борьбу между Добром и Злом, несправедливость отождествляется со страданиями Спасителя. Благодаря такому подходу миллионы людей могли в течение столетий терпеть могучее давление истории не впадая в отчаяние, не кончая самоубийством и не приходя в состояние духовной иссушенности, которое неразрывно связано с нигилистическим видением истории.

Миф, таким образом, представляет определенную грамматику поведения и несет свою эстетическую направленность. Он является моделью и до некоторой степени оправданием всех человеческих поступков. Миф разворачивается в каком-то нетрадиционном пространстве, где есть опасность или внеобыденность. Но мифологическое пространство не только нетрадиционно, оно еще и не реализуемо: ведь если все Золушки будут превращаться в принцесс, то кто будет мыть посуду? Миф актуален и сегодня. Современные средства коммуникации, в особенности телевидение и Internet, конструируя реальность, формируют свое мифологическое пространство. Появляются новые мифы и герои, под воздействием которых происходит трансформация современной культуры. Реальные или мифические герои продолжают оказывать влияние на юношеское сознание. Они являются образцами для подражания и указателями приоритетного направления развития социума.

Перформансная (performance – представление, спектакль) коммуникация основывается на ритуалах. Ритуалы – важная составляющая жизни любого общества. Они несут в себе символически выраженные коммуникативные сообщения. Перформансная коммуникация часто характеризуется театральностью со своими правилами и ролями. Под ее влиянием происходят не только культурные, но и политические мероприятия. В рамках связей с общественностью, например, ритуалы превращаются в такое явление, как презентации.

ifreestore.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *