Условные и безусловные рефлексы, классификация и различия, примеры
Инстинкты, условные и безусловные рефлексы
Отличие условных рефлексов от безусловных
Первым, кто стал изучать рефлекторный характер деятельности головного мозга (рефлексы условные и безусловные), был И. М. Сеченов. По его следам пошел И. П. Павлов, который занимался экспериментальным исследованием функций коры больших полушарий.
Ученым было доказано, что в нижних отделах центральной нервной системы происходит врожденные рефлекторные реакции, а в коре больших полушарий осуществляется создание и выработка нервных связей, при чем, для каждого человека индивидуально — в ходе воздействия на организм множества раздражителей.
Выработка условных рефлексов происходит на базе безусловных. Образование условного рефлекса связано с сочетанием изменений, происходящих в окружающей среде, и тех, которые происходят с внутренним состоянием организма, с действием определенного безусловного рефлекса.
Есть некоторые характеристики условных рефлексов:
- они связаны с реакцией, приобретаемой организмом в ходе индивидуального развития;
- непостоянство;
- индивидуальность;
- замыкание на уровне коры больших полушарий;
- образование в случае разнообразных раздражителей;
- возникновение при функциональных временных связях.
Безусловные рефлексы — это рефлексы, которые можно охарактеризовать следующим образом:
- в этом случае говорят о врожденной и передающейся по наследству реакции;
- образование на адекватные раздражители;
- являются видовыми;
- являются постоянными, присутствуют на протяжении всей жизни;
- замыкаются на уровне спинного мозга и стволовой части головного мозга;
- появляются на филогенетической, анатомически выраженной и закрепленной рефлекторной дуге.
Примеры безусловного рефлекса — глотание, кашель, чихание и др.
Особенности классификации безусловных рефлексов и условных
Основные виды безусловных рефлексов и условных выделяются на основании признаков и функций.
Если в основе лежит рецепторный признак, то выделяют группы рефлексов:
- экстерорецептивные. Среди них — вкус, обоняние, зрение и др;
- интерорецептивные. В этой группе изменения химического состава, давления, температуры внутренних органов.
Если в основе лежит эффекторный признак, то выделяют:
- вегетативные рефлексы. Это дыхательные, сердечно-сосудистые, пищеварительные и др;
- соматодвигательные. Это оборонительные рефлексы.
Также в основе деления могут лежать биологические функции. В таком случае выделяют:
- пищевые рефлексы. Слюноотделения, голодания, сосания, жевания, секреции сока поджелудочной железы и желудка и др;
- оборонительные рефлексы. К ним относят все реакции избавления от болевых и повреждающих раздражений;
- статокинетические и локомоторные. Среди них — рефлексы, которые поддерживают положение тела и его перемещение в пространстве;
- половые рефлексы. Выделяют рефлексы полового акта, выкармливания и выхаживания потомства;
- гомеостатические. Это рефлексы терморегуляции, сосудистые, дыхательные и др;
- ориентировочные. Они выступают в качестве ориентира в пространстве. В основном они фокусируются на повороте глаз, головы и всего тела в сторону раздражителя.
Условные и безусловные рефлексы в таблице.
Основные компоненты безусловных и условных рефлексов
Под компонентом условного и безусловного рефлекса понимают реакцию, направленную на раздражение.
Среди примеров компонентов безусловного рефлекса — дыхательный, сердечно-сосудистый, двигательный, секреторный. К условному рефлексу относят главные специфические и второстепенные компоненты. Для исследований условного рефлекса лучше выбирать как показатель главный компонент: двигательный и секреторный (либо вазомоторный рефлекс).
Значение условных рефлексов в биологии
Замечание 1Биологическое значение условных рефлексов сводится к тому, что организм приспосабливается к окружающим условиям существования и выживания.
Условные рефлексы помогают человеку находить себе пищу, избегать опасности, исключать вредное воздействие и др. Условный рефлекс предшествует раздражителю безусловному: он делает безусловный рефлекс сильнее, ускоряет его развитие.
Инстинкт и рефлекс
Условный и безусловный рефлекс рассматриваются параллельно с инстинктами.
Под инстинктами понимают сложные безусловные реакции, которые проявляются в конкретные периоды жизни.
Инстинкты в отличие от безусловных рефлексов:
- отличаются приспособленностью к адаптации;
- являются видовыми;
- программируются в генах, формируются в ходе индивидуального развития.
Есть несколько факторов, при которых происходит проявление инстинкта:
- внутренние. Имеют в виду гуморально-гормональные отклонения в организме;
- внешние. То есть, ключевые стимулы.
Автор: Станислав Янкевич
Преподаватель биологии и химии
классификация и виды рефлексов человека, центры условных рефлексов, отличие от инстинктов, рефлексы передающиеся по наследству, рефлекторная дуга
Биология
12. 11.21
12 мин.
Условные и безусловные рефлексы свойственны всему животному миру.
Оглавление:
- Классификация рефлексов
- Что такое условный рефлекс
- Где располагаются центры условных рефлексов
- Отличие безусловных рефлексов от условных
- Условные и безусловные рефлексы — сравнительная таблица
- Отличие инстинктов от безусловных рефлексов
- Когда угасают условные рефлексы
- Безусловные рефлексы головного мозга
- Отдергивание руки от горячего предмета это пример какого рефлекса
- Мигательный рефлекс — условный или безусловный
- Слюноотделение у человека при виде лимона – какой рефлекс
- Как выработать условный рефлекс у человека
- Какова роль условных рефлексов в жизни животного
- Заключение
В биологии они рассматриваются как результат длительного эволюционного процесса и представляют собой ответ центральной нервной системы на внешние воздействия окружающей среды.
Они обеспечивают очень быстрый ответ на тот или иной стимул, чем значительно экономят ресурсы нервной системы.
Классификация рефлексов
В современной науке такие реакции описывают с помощью нескольких классификаций, по-разному описывающих их особенности.
Итак, они бывают следующих видов:
- Условные и безусловные – в зависимости от того, как они сформированы.
- Экстерорецептивные (от «экстра» – внешние) – реакции внешних рецепторов кожи, слуха, обоняния и зрения. Интерорецептивные (от «интеро» — внутри) – реакции внутренних органов и систем. Проприорецептивные (от «проприо» – особенный) – реакции, связанные с ощущением собственного тела в пространстве и образованные взаимодействием мышц, сухожилий и суставов. Это классификация по типу рецепторов.
- По типу эффекторов (зон рефлекторного ответа на информацию, собранную рецепторами) выделяют: двигательные и вегетативные.
- Классификация на основании определенной биологической роли.
Выделяют виды, направленные на защиту, питание, ориентировку в среде и размножение.
- Моносинаптические и полисинаптические – в зависимости от сложности нейронной структуры.
- По типу влияния выделают возбудительные и рефлексы торможения.
- И по тому, где расположены рефлекторные дуги, выделяют мозговые (включены различные отделы головного мозга) и спинальные (включены нейроны спинного мозга).
Что такое условный рефлекс
Это термин, обозначающий рефлекс, образованный в результате того, что одновременно в течение длительного времени стимул, который не вызывает никакой реакции, предъявляется с тем стимулом, который вызывает какой-то определенный безусловный рефлекс. То есть рефлекторный ответ в результате распространяется на изначально безразличный стимул.
Где располагаются центры условных рефлексов
Так как это более сложный продукт нервной системы, центральная часть нейронной дуги условных рефлексов расположена в головном мозге, а конкретно в коре больших полушарий.
Примеры условных рефлексов
Самый яркий и классический пример – собака Павлова. Собакам предъявлялся кусок мяса (это вызывало выделение желудочного сока и слюноотделение) вместе с включением лампы. В результате спустя время процесс активизации пищеварения запускался, когда лампу включали.
Знакомый пример из жизни – чувство бодрости от запаха кофе. Кофеин еще не оказывает непосредственно воздействия на нервную систему. Он вне организма – в кружке. Но включается чувство бодрости только от запаха.
Многие механические действия и привычки также являются примерами. Переставили мебель в комнате, а рука тянется в ту сторону, где раньше стоял шкаф. Или кот, который бежит к миске, когда слышит шорох коробки с кормом.
Отличие безусловных рефлексов от условных
Отличаются они тем, что безусловные являются врожденными. Они одинаковые для всех животных того или иного вида, так как передаются по наследству. Они достаточно неизменчивы в течение всей жизни человека или животного. С рождения и всегда возникают в ответ на раздражение рецептора, а не вырабатываются.
Условные приобретаются в течение жизни, с опытом во взаимодействии со средой. Поэтому они довольно индивидуальны – в зависимости от того, в каких условиях проходило его формирование. Они непостоянны в течение жизни и могут угаснуть, если не получают подкрепления.
Условные и безусловные рефлексы — сравнительная таблица
Безусловные | Условные |
Врожденные | Формируются в течение жизни |
Постоянны, неизменчивы | Меняются. Вплоть до полного угасания |
Однообразны у всех животных вида | Обладают высокой индивидуальной изменчивостью |
Помогают адаптации в стабильных условиях среды | Помогают адаптации в меняющихся условиях среды |
Центральная часть рефлекторной дуги проходит через спинной и головной мозг | Центральная часть рефлекторной дуги проходит через кору больших полушарий |
Отличие инстинктов от безусловных рефлексов
Инстинкт, как и рефлекс, является биологически значимой формой поведения животного.
Безусловный рефлекс запускается всегда. А вот инстинкт – только в состоянии биологической готовности организма и запустить то или иное поведение. Например, брачное поведение у птиц запускается только в определенный период года, когда выживание птенцов может быть максимальным.
Что не характерно для безусловных рефлексов
Если кратко, то они не могут меняться в течение жизни. Не отличаются у разных животных одного вида. Они не могут исчезнуть или перестать возникать в ответ на раздражитель.
Когда угасают условные рефлексы
Угасание происходит в результате того, что раздражитель (стимул) перестает совпадать по времени предъявления с тем раздражителем, который вызывал реакцию. Нуждаются в подкреплении. Иначе, не подкрепляясь, теряют свое биологическое значение и угасают.
Безусловные рефлексы головного мозга
К ним относят следующие виды: мигательный, глотательный, рвотный, ориентировочный, поддержания равновесия, связанные с голодом и насыщением, торможения движения в инерции (например, при толчке).
Нарушение или исчезновение какого-то из видов данных рефлексов может быть сигналом серьезных нарушений в работе мозга.
Отдергивание руки от горячего предмета это пример какого рефлекса
Пример болевой реакции – отдергивание руки от горячего чайника. Это безусловный вид, ответная реакция организма на опасное воздействие среды.
Мигательный рефлекс — условный или безусловный
Мигательная реакция – это безусловный вид. Он возникает в результате сухости глаза и для защиты от механического повреждения. Есть у всех животных и человека.
Слюноотделение у человека при виде лимона – какой рефлекс
Это условный вид. Он образуется благодаря тому, что насыщенный вкус лимона провоцирует слюноотделение настолько часто и сильно, что в результате простого взгляда на него (и даже воспоминания о нем) запускается ответная реакция.
Как выработать условный рефлекс у человека
У человека, в отличие от животного, условный вид вырабатывается быстрее. Но для всех механизм един – совместное предъявление стимулов. Одного, вызывающего безусловный рефлекс, и другого – индифферентного.
Например, для подростка, упавшего с велосипеда под какую-то конкретную музыку, в дальнейшем возникающие неприятные чувства под эту же музыку могут стать приобретением условного рефлекса.
Какова роль условных рефлексов в жизни животного
Они дают возможность животному с регидными, неизменными безусловными реакциями и инстинктами адаптироваться к условиям, которые постоянно меняются.
На уровне всего вида – это возможность жить на максимально больших территориях с разными погодными условиями, с разным уровнем обеспечения пищей. В целом, они дают возможность гибко реагировать и подстраиваться под среду.
Заключение
Безусловные и условные реакции крайне важны для выживания животного. Но именно во взаимодействии они позволяют адаптироваться, размножаться и выращивать максимально здоровое потомство.
Классическое обусловливание — Ассоциативное обучение
Классическое обусловливание, тип ассоциативного обучения, происходит, когда соответствующая реакция на стимул становится обусловленной реакцией на другой связанный стимул.
Классическое обусловливание — это форма обучения, при которой условный стимул (CS) связывается с несвязанным безусловным стимулом (US) для получения поведенческой реакции, известной как условная реакция (CR). Условная реакция — это выученная реакция на ранее нейтральный стимул . Безусловный раздражитель обычно представляет собой биологически значимый раздражитель, такой как пища или боль, который с самого начала вызывает безусловную реакцию (НП). Условный раздражитель обычно нейтрален и сначала не вызывает особой реакции, но после обусловливания вызывает условную реакцию.
Самый известный из экспериментов Павлова связан с изучением слюноотделения собак. Первоначально Павлов изучал слюну собак, связанную с пищеварением, но, проводя свои исследования, он заметил, что у собак начиналось выделение слюны каждый раз, когда он входил в комнату, даже если у него не было еды. Собаки ассоциировали его вход в комнату с кормлением. Это побудило Павлова разработать серию экспериментов, в которых он использовал различные звуковые объекты, такие как зуммер, для состояние реакция слюноотделения у собак.
Он начал с того, что включал зуммер каждый раз, когда собакам давали еду, и обнаружил, что у собак начинается слюноотделение сразу после того, как они услышат зуммер, даже до того, как увидят еду. Через некоторое время Павлов начал бить зуммером, вообще не давая еды, и обнаружил, что у собак продолжало выделяться слюноотделение при звуке зуммера даже в отсутствие еды. Они научились ассоциировать звук зуммера с кормлением.
Если мы посмотрим на эксперимент Павлова, мы сможем выделить четыре фактора классического обусловливания в действии:
– Необусловленной реакцией было естественное слюноотделение собак в ответ на то, что они увидели или понюхали свою пищу.
– Безусловным раздражителем был вид или запах самой пищи.
– Условным раздражителем был звон колокольчика, ранее не имевший связи с пищей.
– Таким образом, условным рефлексом было слюноотделение собак в ответ на звон колокольчика, даже когда еды не было.
Павлов успешно связал безусловную реакцию (естественное слюноотделение в ответ на пищу) с условным раздражителем (зуммер), в конечном итоге создав условный ответ (слюноотделение в ответ на звуковой сигнал). Этими результатами Павлов создал свою теорию классической обусловленности.
В классической обусловленности начальный период обучения известен как приобретение , когда организм учится связывать нейтральный стимул и безусловный стимул. Во время усвоения нейтральный раздражитель начинает вызывать условную реакцию, и, в конце концов, нейтральный раздражитель становится условным раздражителем, способным вызывать условную реакцию сам по себе. Время важно для кондиционирования происходит. Как только мы установили связь между безусловным раздражителем и условным раздражителем, как нам разорвать эту связь и заставить собаку, кошку или ребенка перестать реагировать? В терминах классического обусловливания вы бы давали условный раздражитель, а не безусловный. Павлов исследовал этот сценарий в своих экспериментах с собаками: озвучивать тон, не давая собакам мясного порошка. Вскоре собаки перестали реагировать на тон. Угашение это снижение условной реакции, когда безусловный раздражитель больше не предъявляется вместе с условным раздражителем. При предъявлении одного условного раздражителя собака, кошка или другой организм давали бы все более и более слабый ответ и, наконец, не реагировали бы. В терминах классического обусловливания происходит постепенное ослабление и исчезновение условной реакции.
Что происходит, когда обучение какое-то время не используется — когда то, что было изучено, остается бездействующим? Как мы только что обсуждали, Павлов обнаружил, что при многократном предъявлении звонка (условный раздражитель) без мясного порошка (безусловный раздражитель) происходило угашение; собаки прекратили слюнотечение к звонку. Однако после пары часов отдыха от этой тренировки на вымирание у собак снова началось слюноотделение, когда Павлов позвонил в колокольчик. Поведение собак Павлова иллюстрирует концепцию, которую Павлов назвал спонтанное восстановление : возвращение ранее погашенной условной реакции после периода отдыха.
Это кривая приобретения, угасания и спонтанного восстановления. Восходящая кривая показывает быстрое усиление условной реакции за счет многократного сочетания условного и безусловного раздражителей (приобретение). Затем кривая снижается, что показывает, как ослабевает условная реакция при предъявлении только условного раздражителя (угашение). После перерыва или паузы в обусловливании вновь появляется условная реакция (спонтанное восстановление).
Приобретение и угасание связаны с усилением и ослаблением, соответственно, изученной ассоциации. Два других процесса обучения — различение стимула и обобщение стимула — участвуют в различении того, какие стимулы вызовут выученную ассоциацию. Животные (включая людей) должны различать раздражители — например, звуки, которые предсказывают угрожающее событие, и звуки, которые этого не делают, — чтобы они могли реагировать соответствующим образом (например, убегать, если звук угрожающий). Когда организм учится по-разному реагировать на различные сходные раздражители, это называется0005 различение стимулов . В терминах классического обусловливания организм демонстрирует условный ответ только на условный раздражитель. Собаки Павлова различали основной тон, который звучал перед тем, как их покормили, и другие тона (например, звонка в дверь), потому что другие звуки не предсказывали приход еды.
С другой стороны, когда организм демонстрирует условную реакцию на стимулы, сходные с условным раздражителем, это называется генерализацией стимула , противоположность различению стимулов. Чем больше раздражитель похож на условный раздражитель, тем больше вероятность того, что организм даст условный ответ.
Практические вопросы
Академия Хана
Изучение клинического применения классического обусловливания
Пощекочи меня, Ним. Говорят ли приматы на языке?
Кошки и собаки и кондиционирование
Официальная подготовка MCAT (AAMC)
Онлайн-карточки Психология Вопрос 18
Образец теста P/S, раздел 5, вопрос 30
Образец теста, P/S, раздел 5, вопрос 31
Практический экзамен 1, P/S, раздел 2, вопрос 9
Практический экзамен 2, P/S, раздел 9, вопрос 48
Практический экзамен 2 P/S Секция Прохождение 9 Вопрос 49
Практический экзамен 4 P/S Секция. 6 Вопрос 32
Ключевые моменты
• Иван Павлов известен своим знаменитым экспериментом с кондиционированием ответа с заседанием в собак, что привело к классическому обусловливанию.
• Классическое обусловливание — это форма обучения, при которой условный стимул ассоциируется с несвязанным с ним безусловным стимулом, чтобы вызвать поведенческую реакцию, известную как условная реакция.
• Обучая собак ассоциировать звук зуммера с кормлением, Павлов установил принципы классического обусловливания.
• На основе работы Павлова были разработаны различные поведенческие терапии для управления страхом и тревогой, такие как десенсибилизация и затопление.
• В классическом обусловливании начальный период обучения известен как приобретение, когда организм учится связывать нейтральный стимул и безусловный стимул.
• Угасание — это снижение условной реакции, когда безусловный раздражитель больше не предъявляется вместе с условным раздражителем.
• Когда организм учится по-разному реагировать на различные сходные стимулы, это называется распознаванием стимулов.
• Когда организм демонстрирует условный ответ на стимулы, сходные с условным стимулом, это называется генерализацией стимула.
Ключевые термины
состояние : Формировать поведение человека или животного.
овладение: период начального обучения классическому обусловливанию, в котором человек или животное начинает связывать нейтральный и безусловный раздражители таким образом, что нейтральный раздражитель начинает вызывать условную реакцию
классическое обусловливание: обучение в котором стимул или опыт возникают до поведения, а затем объединяются или ассоциируются с поведением
условная реакция (CR): реакция, вызванная условным раздражителем снижение условной реакции когда безусловный раздражитель больше не сочетается с условным раздражителем
нейтральный раздражитель (НС) раздражитель, который изначально не вызывает реакции
спонтанное восстановление возврат ранее погашенной условной реакции
различение стимулов способность по-разному реагировать на сходные раздражители
генерализация стимула аналогичны условному раздражителю
безусловная реакция (UCR) естественное (необученное) поведение в ответ на данный раздражитель
безусловный раздражитель (UCS) стимул, вызывающий рефлекторную реакцию
Обусловливание респондента: объяснение эффектов изменения функции и поведения (ABA) – Простое поведение
(Примечание: речь идет о респондентных, а НЕ оперантных процедурах)
(или филогенетического) происхождения.
Примеры:
- Рефлексы
- Кинес
- Такси
- Шаблоны фиксированных действий
Рефлексы – это реакции между стимулом (антецедентом) и рефлексом. Это отношение стимул-реакция (или S-R). Простой пример рефлекса: когда собака видит еду, у нее выделяется слюна. Пища — это раздражитель, а реакция (рефлекс) — слюноотделение.
(изображение с сайта khan academy.org. Пища — это безусловный раздражитель, а слюноотделение — безусловный рефлекс)
Терминология рефлекторных реакций:
Стимул в данном случае — пища, а реакция — слюноотделение. Еда ВЫЗЫВАЕТ слюноотделение. Это РЕФЛЕКСНАЯ реакция. Термин Elicit не подходит для использования во время оперантных функциональных отношений.
Вызывать означает, что сильно, надежно вызывает реакцию и используется исключительно в функциональных отношениях респондента. Безусловный рефлекс представляет собой взаимосвязь между этими непроизвольными реакциями. Это реакция, вызванная раздражителем. Рефлекс не является реакцией. Его можно назвать безусловным или невыученным рефлексом.
- Рефлексы обычно стереотипны и не сильно различаются по своей топографии (внешнему виду).
- Они врожденные (филогенные) по происхождению и непроизвольные
- Они опосредованы вегетативной нервной системой, а не центральной нервной системой (ВНС и ЦНС)
- Рефлексы относительно консервативны, если нет генетических мутаций, вызывающих вариации этих рефлексов.
- Рефлексы включают гладкую мускулатуру и железы. Иногда они включают скелетные и сердечные.
- Время появления этих рефлексов в жизни организма может быть разным. Появляющиеся в раннем младенчестве, а затем другие, появляющиеся позже в жизни. Они могут быть сохранены или потеряны с течением времени.
(изображение из исследования blue.com)
Типы рефлексов: Рефлекс надколенника: Это обычно делается как коленный рывок у людей, но ветеринары используют его для проверки рефлексов и у собак.
Мигание глаз: Если в глаза попадает громкий звук или раздражитель, происходит моргание.
Слезный: При попадании в глаза раздражителя или аллергической реакции слезные протоки выделяют слезы, содержащие слизь и антитела.
Зрачок: Довольно понятно, но свет влияет на размер зрачка, а также связан с возбуждающими реакциями, которые влияют на путь, относящийся к сообщениям сфинктера и расширителя. Зрачки становятся больше, когда говорят, что организм «возбуждается» или интересуется стимулом (извините за пояснительную выдумку с этой терминологией). На приведенной ниже диаграмме прекрасно показано, как симпатическая и парасимпатическая системы взаимодействуют с размером зрачка.
(Изображение с сайта raypeatforum)
Дыхательный рефлекс: Здесь задействован закон Бойля. Давление воздуха в легких меняется при вдохе и выдохе человека. Один из лучших способов понять это — подумать о грелке. Когда в нем нет воды и крышка закрыта. Если вы держите стороны и тянете их наружу, воздух всасывается через верхнюю часть бутылки в результате расширения внутреннего пространства (надеюсь, это имеет смысл). Это тот же принцип расширения легких при вдохе!
Обратная перистальтика: Это приводит к рвоте и противоположно перистальтике. Это вызвано непроизвольными волнами мышечного сокращения и расслабления, которые заставляют пищу подниматься и выходить через пищеварительную систему. Перистальтика противоположна и представляет собой нормальное непроизвольное действие пищеварения, происходящее в организме.
Регулирование температуры: Низкие температуры вызывают озноб из-за сужения поверхностных сосудов кровеносных сосудов, что удерживает теплую кровь в центре тела и снижает потерю тепла. При высоких температурах кровеносные сосуды расширяются, и кровь достигает поверхности кожи, что позволяет телу охлаждаться за счет испарения пота на коже.
Громкий звук: Структуры уха, называемые барабанной перепонкой и стременной костью, сокращаются, что снижает амплитуду колебаний барабанной перепонки.
Рефлекс отдергивания: Если раздражитель вызывает боль, например, горячая поверхность или острый предмет, то организм реагирует, удаляя часть тела, которая находится рядом с объектом.
Рефлекс или синдром активации: Интенсивный, болезненный или неожиданный стимул (например, шок или необычное событие окружающей среды). Это приводит к учащению пульса, секреции адреналина, сужению висцеральных кровеносных сосудов и расширению сосудов скелетных мышц (вазоконстрикция и вазодилатация). Здесь также расширяются зрачки (см. диаграмму выше). Печень высвобождает сахар в кровь, чтобы обеспечить организм энергией. Когда тело находится в этом состоянии, происходят другие процессы, которые подавляют необходимую регуляцию ДНК и синтез белка, ответственного за синаптическую пластичность и обучение. Одна из причин, по которой мы не хотим создавать этот тип реакции, чтобы помочь любому организму освоить новые задачи — стресс, также известный как стресс, не способствует обучению (или положительному опыту обучения) 9.0003
Другие рефлексы:
Рефлекс чихания, кашля, копания, сосания, слюноотделения, глотания и перистальтики. Когда раздражитель попадает в нос и на слизистую оболочку, он вызывает чихание, чтобы удалить раздражитель.
(изображение из исследования blue.com)
Безусловный раздражитель называется УЗИ. Это ВЫЗЫВАЕТ безусловную реакцию, и это происходит без какого-либо предварительного обучения. Это врожденное или часто называемое филогенетическим. Он используется только тогда, когда мы говорим о поведении респондента, а не об операнте. Как и в любом поведении, изменение окружающей среды должно предшествовать ответной реакции. Именно этот раздражитель и приводит к безусловному рефлексу. Безусловная реакция называется УР.
Некоторые примеры УЗИ:
- Громкие звуки, еда во рту, боль.
- Будьте осторожны, не путайте их с обусловленными реакциями. Например, еда во рту может вызвать ответ «вкусно». Это условный ответ. Слюноотделение здесь является УР.
Привыкание
- Похоже, что большинство людей все еще понимают это неправильно.
Определение:
- Временное (транзиторное) снижение рефлекторного ответа из-за повторяющихся предъявлений вызывающего стимула (условного или безусловного УЗИ или КС).
- Эти проявления происходят в КОРОТКИЙ период (имеют тесную временную смежность) и относятся ТОЛЬКО к рефлексам.
- Привыкание возникает в результате повторного спаривания за короткий промежуток времени
- Повторное сопряжение КС/УЗ дает постепенное ослабление синдрома активации
- Используется только в REFLEXES
Адаптация
- Это уменьшение величины реакции или набора реакций вследствие длительного воздействия раздражителя в окружающей среде. Он основан на контексте окружающей среды.
Так, например, можно сказать, что собака приспосабливается к своему новому дому.
- Это определение относится к длительному воздействию
- Этот термин может относиться к рефлексам или оперантному поведению.
- Эффект НЕ временный. Постоянно
- Может использоваться в РЕФЛЕКСАХ или ОПЕРАТИВНОМ поведении
Потенцирование
- Временное повышение интенсивности рефлекса из-за многократного воздействия или представления вызывающего стимула. Обычно это относится к чему-то, что вызывает отвращение у организма. Эффекты преходящи.
- Это противоположность привыканию!
Сенсибилизация
- Это когда раздражитель вызывает РЕФЛЕКСНУЮ реакцию, которая была вызвана другим предыдущим раздражителем. В этом состоянии есть два стимула.
Описание Catania 2007 года:
«Понижение порога, когда предшествующая подача ОТВРАЩАЮЩЕГО стимула СНИЖАЕТ интенсивность, при которой шум (может быть другим стимулом) вызывает реакцию испуга».
- Например, ваша собака может слышать гром, что вызывает синдром активации. Затем через некоторое время кто-то стучится в вашу входную дверь. Теперь обычно ваша собака может быть в порядке, когда кто-то стучит в дверь (скажем, ради аргумента, что это он), но из-за звука грома этого достаточно, чтобы вызвать испуганную реакцию!!
- Старайтесь не путать потенцирование и сенсибилизацию. При потенцировании раздражитель только ОДИН, а при сенсибилизации их два!
- Эффекты обычно временные
Обусловливание респондента
- Очень известное исследование Ивана Павлова. Он был физиологом, изучавшим пищеварение и кровообращение. Он обнаружил то, что считалось психическим рефлексом. Он был одним из первых, кто ввел количественные измерения в область психологии, манипулируя событиями окружающей среды. Это часто называют классическим обусловливанием.
- Условный рефлекс — это простая связь между определенным раздражителем и условной непроизвольной реакцией.
- Эти условные рефлексы вырабатываются путем условного сочетания чего-то нейтрального (например, знаменитого колокольчика) с безусловным раздражителем (еда).
- Реакция (условная или CR) аналогична или идентична UR. Итак, колокольный звон CS = слюноотделение UR. Это условные рефлексы.
- Условные рефлексы образуются из безусловных рефлексов (из которых развиваются условные рефлексы). Они изучаются посредством условного спаривания. Так, например слюноотделительная собака (UR), мясо (US) и колокольчик (CS).
Нейтральный стимул:
- Это стимулы, которые не имеют вызывающего эффекта до того, как они будут условно соединены с США или другим CS. Так, в примере Павлова колокольчик был нейтральным стимулом (НС) до того, как был соединен с мясом. Кликер также сочетается с едой, чтобы он стал условным раздражителем. Это часто используется в дрессировке собак.
- Говорят, что условные раздражители имеют онтогенное (научное) происхождение.
Мы не используем этот термин в отношении стимулов, функционально связанных с оперантным поведением. На самом деле, лучший и наиболее подходящий термин — условный элиситор CE!!
- Так, например, после обусловливания звук колокольчика действует как КЭ (условный стимулятор) слюноотделения у собак.
- Условные реакции вызываются CS из-за этой непредвиденной ситуации обучения, которая возникает из-за онтогенного происхождения, это также называется условной реакцией. Это иногда сокращается до CR. Это ответная часть условного рефлекса. CR должен быть аналогичен или идентичен UR. Как только произошло обусловливание, например, звук колокольчика вызывает слюноотделение, которое является CR!
- Для нас важно уметь различать US, UR, CS и CR в наших примерах. Крайне важно, чтобы присутствовал безусловный рефлекс, иначе не может возникнуть реагирующее обусловливание.
Время кондиционирования важно для обучения. Именно здесь совершается много ошибок во время процедур модификации поведения, и поэтому некоторые люди до сих пор говорят, что обучение не работает. Базовая процедура с короткой задержкой наиболее оптимальна для обучения.
Короткая задержка
(важно соединить NS, представив сначала NS (например, колокольчик), а затем, примерно через секунду, представить США (мясо). После того, как вы узнали, что вы можете представить колокольчик без мяса и Звонок становится CS. CS ведет к CR.
Long Delay
. Разница здесь в промежутке времени между началом CS и началом УЗИ. быть перекрытием для того, чтобы это было эффективно.0003
Кондиционирование трассы
Здесь находится смещение CS перед началом US. Иногда это эффективно, но задержка должна быть не менее 5 секунд.
Одновременное кондиционирование
Обычно неэффективно. КС и США одновременно.
Обратное кондиционирование
Было показано, что это неэффективно. США представляют перед CS, и единственное свидетельство его эффективности исходит из эмпирических данных, в которых используются аверсивные условные стимулы.
Краткое описание процедур обусловливания и их эффективности
(изображение из исследования blue.com)
Обусловливание более высокого порядка
- Соединенные штаты. Порядок обычно ослабляет кондиционирующие эффекты. Часто можно увидеть обусловливание второго порядка, но 3-го или выше — редко.
- Чтобы НС стала обусловленной, она не может быть чем-то, что имеет сильную или сложную историю обучения, связанную с индивидуумом. Кроме того, стимулы, которые являются тонкими или непростыми для различения, также не годятся для использования.
Респондент Угашение
- Основным процессом здесь является распарывание стимулов. непредвиденные обстоятельства S-S больше не действуют. Отклик становится слабее из-за расстыковки CS с США. Когда это происходит с течением времени, CR больше не вызывается.
- Сравните это с привыканием, которое представляет собой временное ослабление УР из-за повторных предъявлений УЗИ. Гашение – это ослабление CR из-за распаривания.
Спонтанное выздоровление
- Это когда вновь появляется ранее погашенный CR. Обычно в зависимости от течения времени. Часто происходит в новых контекстах или другой среде.
Обобщение стимула респондента
- Здесь эффекты обусловливания респондента распространяются на другие условные стимулы. Если есть сходство между CS и другим, то именно тогда это, скорее всего, произойдет.
- Например звонок и дверной звонок.
ОБУЧЕНИЕ: особенности и переменные исчезновения и образования пар (случайность/смежность)
- Чем больше количество пар, тем больше CR. Пары, которые возникают в начале тренировки, важнее тех, которые возникают позже. В некоторых случаях достаточно одной пары.
- Если два стимула всегда появляются вместе, это дает сильную контингентность S-S.
Если они происходят независимо друг от друга, это не дает сильного CR.
- Время между сопряжением также является важным фактором, поэтому чем короче интервал между CS и УЗИ, тем лучше сопряжение (см. выше)
- Время между интервалами также важно. Общий оптимум составляет 20-30 секунд между последовательными попытками.
- Сложность и интенсивность также являются важными факторами, которые следует рассматривать как переменные и некоторые специфические признаки, такие как обоняние, тактильная стимуляция и т. д.
Готовность
- Природа УР связана с тем, насколько организм подготовлен с точки зрения его способностей, относящихся к филогенетическому происхождению.
- Сочетание вкуса с чем-то, что вызывает обратную перистальтику (рвоту), с большей вероятностью будет иметь результат обучения организма этому, чем сочетание других типов нейтральных раздражителей в окружающей среде, таких как звуки или другие нейтральные раздражители, с желудочно-кишечным трактом (желудочно-кишечный тракт).
ощущения.
- Для того, чтобы организм обучался, должна быть парасимпатическая активность и в меньшей степени симпатическая (как при стрессе). Хотя эти две системы действуют синергетически от момента к моменту, и обе они реагируют на предшествующие стимулы, которые связаны с тем, как организм может регулировать или вести себя, чтобы приспособить и регулировать наиболее эффективную реакцию для выживания и т. д. Мы хотим здесь подчеркнуть следующее. на самом деле обучение (с точки зрения реальных неврологических процессов), необходимое для пластичности, на самом деле тормозится, если организм подвергается стрессу. Вот почему методы, использующие силу и жесткие подсказки, не являются лучшими методами обучения. Лучшие подходы безошибочны и формируют то, что мотивирует животное, и обучают тому, как они учатся!! (подробнее об этом мы говорим в других наших курсах).
- Предыдущее воздействие условных и безусловных стимулов (КС и УЗИ) является очень важными переменными, которые необходимо учитывать.
Кроме того, предшествующий опыт с нейтральным стимулом может влиять на обусловливание и даже подавлять его!
- Было показано, что вариации толерантности к определенным лекарствам зависят от наличия или отсутствия CS. Иммунная система и иммуносупрессия имеют схожие характеристики ответа. Одна из причин, по которой люди передозируются героином, связана с так называемой компенсаторной реакцией. Когда они принимают героин в среде, где есть условные стимулы, такие как люди, место и т. д., у организма возникает реакция, которая помогает увеличить частоту сердечных сокращений и другие реакции (компенсаторная реакция, в противном случае частота сердечных сокращений снижается), и таким образом вырабатывается толерантность. Когда они принимают его в новых условиях, реакция не вызывается, и возникает передозировка.
Джон Бродус Уотсон
Считается отцом бихевиоризма. Он использовал маленький эксперимент Альберта как доказательство того, как младенцы учатся эмоциональным реакциям. Затем он работал с Рейнером (1920), чтобы показать, как устранить эти эмоциональные реакции. Его методы включали систематическую десенсибилизацию, затопление и имплозию. Он предложил способы противодействия фобиям и эмоциональным реакциям. При проведении оценок нам необходимо выяснить, какие компоненты являются респондентными и что используются другие подходы к лечению, чем для оперантов. Между двумя типами кондиционирования существует взаимодействие. Мы не используем флуд или имплозию.
Предоставлено функциональное обоснование терминов респондентов. ABA фокусируется на оперантах. Для нас важно иметь представление о функции. Чтобы определить и понять функциональные термины, нам необходимо знать происхождение стимула (США или CS) и какова функция стимула, вызывающая реакцию, или же он обусловливает другой стимул.
Функции респондента изменяют либо измерение, либо функцию. Их можно выучить или разучить. Теперь вместо условного раздражителя, когда мы имеем в виду реагирующую функцию, изменяющую воздействие раздражителей, на действие или обусловливание новых обусловливающих факторов, которые затем будут иметь новые эффекты, изменяющие поведение. Он разработал термины, чтобы помочь нам определить вызывающие эффекты США и CS. теперь они называются UE и CE соответственно (условные и безусловные элиситоры).
US — первая функция US, вызывающая UR. Это гораздо более точный способ определения и объяснения воздействия на США. УЭ – это пища, вызывающая ВР. Тогда колокол — это СЕ. Это обусловлено едой (УЭ), которая затем оказывает изменяющее поведение воздействие на слюноотделение, так что звонок затем вызывает слюноотделение. Затем звонок может обусловить свет, который затем является вторым CE, который оказывает эффект изменения поведения на UR, который теперь является CR. Пища по отношению к свету является безусловным кондиционером условного кондиционера, и тогда свет может обусловливать тон, чтобы иметь эффект изменения поведения на слюноотделение, так что затем тон вызывает слюноотделение от CE (3) до CR. Это означает, что свет является условным кондиционером еще одного условного вызывателя, а функция колокольчика тона состоит в том, что он является условным кондиционером условного кондиционера……. . Это очень сбивает с толку, не так ли?!
Это, вероятно, не так далеко, как вам нужно будет пройти в своих исследованиях, поскольку отношения довольно сложны, но для нас важно иметь некоторое представление о том, каковы функции и эффекты обусловливания, изменяющие поведение, и какова сила обусловливания. связаны в порядке обусловленности.
Этот пример называется кондиционированием 3-го порядка. Вы, вероятно, в основном будете сталкиваться с обусловливанием 1-го или второго порядка. В дрессировке собак мы используем свистки и кликеры. Так происходит обучение, которое сочетается с едой в качестве поощрения.
US имеет 3 функции
- UE= изменение измерения (безусловный элиситор)
- Изменение функции UC/CE (безусловный кондиционер другого обусловленного элиситора)
- Изменение функции UC/CC (затем кондиционер без кондиционера кондиционера с кондиционером
3-й эффект обычно наблюдается только при кондиционировании 2-го порядка, когда CS1 кондиционирует другой кондиционер, которым является CS2. Когда CS1 обусловливает CS3 через CS2, отношение между CS1 и CS3 является условным кондиционером условного кондиционера (это так забавно, но это используемый термин, а лучшего нам пока не дано). Если это звучит слишком запутанно, пожалуйста, не беспокойтесь об этом слишком сильно. Потратьте некоторое время на работу с примерами, пока не увидите, как это работает.
4 термина, как объяснил Джек Майкл.
- UC/CE некондиционированный кондиционер кондиционированного элиситора
- CC/CE кондиционированный кондиционер кондиционированного элиситора
- UC/CC Кондиционер без кондиционера кондиционера с кондиционером
- CC/CC кондиционер с кондиционером кондиционера с кондиционером
Следующий график был адаптирован из представления Тома Фримена с использованием различных стимуляторов кондиционирования, которые больше подходят для дрессировки животных. Это может быть звук поднятия лида, открывания холодильника, взятия предмета и т. д.
Причина, по которой линии становятся слабее, заключается в том, что сила обусловливания ослабевает по мере увеличения порядка.