Современные подходы и методы психологического консультирования
-
Методы психологического консультирования
-
Транзактный анализ
-
Как работает транзактный подход?
-
Когнитивно-поведенческий (когнитивно-бихевиоральный) подход
-
Как работает когнитивно-поведенческая терапия
-
Экзистенциальный анализ
-
Как работает экзистенциальный анализ
-
Телесно-ориентированный подход
-
Как работает телесно-ориентированный подход
-
Гештальт-терапия
-
Как работает гештальт-терапия
-
Заключение
Термин «психологическое консультирование» появился впервые в США, в 1951 году. Именно тогда начали понимать, что нужно выделить из области клинической психологии психологическое консультирование, как помощь людям психически и соматически здоровым.
Профилактика психических расстройств, деструктивные формы общения, нерациональный способ организации деятельности – все это является задачами психологического консультирования.
Методы работы психолога зависят от самого специалиста и от направления, в котором он работает (коучинг, семейная терапия, индивидуальные или групповые консультации и т. д.).
Расскажем в статье о методах и современных подходах в психологическом консультировании.
Методы психологического консультирования
Перечислим ниже основные методы психологического консультирования.
-
Беседа – в процессе беседы психолог тщательно собирает необходимую информацию о состоянии своего клиента, устанавливает доверительные отношения.
Этот метод психологического консультирования можно использовать как инструмент для снижения тревожности клиента. Беседа может вестись интуитивно, спонтанно, а может быть четко структурированной и спланированной заранее. -
Интервью – в психологическом консультировании есть несколько вариантов интервью. Стандартизированное – с четкой стратегией и структурой, частично стандартизированное – с четкой структурой, но меняющейся тактикой, свободное диагностическое – с заранее разработанной стратегией и свободной тактикой, которую можно «подгонять» под индивидуальные особенности клиента.
-
Активное слушание – когда психолог искренне заинтересован в том, что говорит ему клиент, задает уточняющие вопросы, повторяет реплики, подводит итоги и т. д. Активное слушание – обязательный метод при психологическом консультировании.
-
Эмпатическое слушание – специалист является «отражением» чувств своего клиента, сопереживает ему, не пытается оценивать или интерпретировать его слова и эмоции.
-
Наблюдение – специалист наблюдает за вербальным и невербальным поведением клиента, с целью исследовать изменения в поведении и найти причины этих изменений.
А дальше мы перечислим основные подходы в психологическом консультировании.
Транзактный анализ
Теорию транзактного подхода разработал американский психолог Эрик Берн. В основе этого метода лежит утверждение о том, что в каждом человеке есть три Эго-состояния: родитель, взрослый и ребенок, которые по очереди могут сменять друг друга.
Эго-родитель – это состояние формируется у нас под влиянием других авторитетных взрослых людей (родителей). Мы думаем, чувствуем, поступаем, как наши родители, переносим в свою жизнь их установки, ценности, предрассудки и т. д. Например, если родители кричали на нас в детстве, то, вероятнее всего, также мы будем воспитывать и собственных детей.
Эго-ребенок – опыт, который мы выносим из своего детства. Это наше творчество, оригинальность, мечты, желания, надежды, страхи. Эго-ребенок отвечает за модели детского поведения у взрослых людей – капризы, недовольство мелочами, нытье и т. д.
Эго-взрослый – выступает посредником между Ребенком и Родителем. Эго-взрослый решает, какую именно модель поведения сейчас нужно применить, как найти компромисс между Родителем и Ребенком. Это состояние отвечает за объективные и обдуманные решения, которые принимаются на основе имеющегося опыта.
Из-за внутренних конфликтов своих эго мы можем попадать в одни и те же жизненные сценарии, где будут повторяться одни и те же проблемы и стрессовые ситуации. Такой вот замкнутый круг.
Задача психолога-консультанта, который использует транзактный анализ – найти гармонию между тремя эго, привести их к согласию и дать вам возможность избавиться от проблемы, мешающей спокойно жить.
Как работает транзактный подход?
В кабинете психолога вы сможете разобрать конкретную ситуацию и отделить желания и потребности Эго-ребенка от установок Эго-родителя. Затем активируется Эго-взрослый, который принимает правильные решения.
Психолог помогает клиенту понять, в каких эго-состояниях он чаще всего находится, как это отражается на его жизни и работе. В результате клиент обретает внутреннюю гармонию, уверенность в себе, учится выражать свои эмоции в приемлемой форме, эффективно общается с окружающими.
Когнитивно-поведенческий (когнитивно-бихевиоральный) подход
Основателем когнитивно-поведенческой (КПТ) является Аарон Бек, американский психотерапевт, профессор психиатрии.
Метод КПТ обращается к сознанию человека, помогает освободиться от стереотипов, которые могут лишить свободы выбора и заставить действовать по определенному шаблону. КПТ корректирует неосознанные («автоматические») мысли человека. Они воспринимаются как истина, а на самом деле искажают реальное положение вещей. Именно эти мысли становятся источником негативных эмоций, болезненных состояний, депрессий, неадекватного поведения и др.
В процессе работы психолог вместе с клиентом разбирается, мешает ли ему привычный ход мыслей или помогает. В используемом подходе предполагается активное участие клиента, который не только «включается» на консультациях, но и выполняет домашние задания психолога.
В начале работы психолог вместе с клиентом разбирает жалобы и симптомы и постепенно доходит до неосознанных убеждений и установок, которые могут быть родом из детства.
Как работает когнитивно-поведенческая терапия
Психолог вместе с клиентом выясняет, как именно появляется проблема «автоматических» мыслей, как они влияют на его настроение, состояние, поведение и т. д.
Во время первой консультации психолог лишь внимательно выслушивает клиента, а уже на второй и последующих консультациях – обсуждают мысли клиента и его поведение в течение дня, составляют список тревожных моментов и ситуаций.
Затем специалист и клиент разрабатывают программу действий – выполнить задания, которые затрагивают «тревожные» точки (заговорить с начальником, проехать на лифте и т. д.). Эти задания помогают изменить поведение клиента и закрепить навыки, человек учится видеть новые стороны тревожной ситуации.
В результате у клиента меняется эмоциональное состояние, он перестает следить за чужими мыслями, учится различать свои эмоции, перестает судить себя, чувствует себя более свободным и счастливым.
Экзистенциальный анализ
Основоположником экзистенциального анализа (ЭА) является Виктор Франкл, венский невролог и психиатр, развивал и дополнял этот метод Альфрид Лэнгле, австрийский психотерапевт.
ЭА ставит перед собой цель, помочь человеку сказать четыре «да»: жизни, себе, миру и смыслу. В основе метода лежит утверждение, что человеком движут четыре основных мотивации:
-
возможность быть в мире, в условиях, которые есть;
-
иметь много хороших чувств, чтобы нравилось жить;
-
ощущать уникальность своей жизни;
-
видеть смысл.
Человек должен свободно проживать свою жизнь, избавиться от искажений и негативных фиксаций, принять ответственность за собственную жизнь. В представлении ЭА, человек – это триединство телесного, психического и духовного. Духовное измерение (Person) – это потенциал человека, то, что делает его уникальным. Если потенциал не реализован, то человек недоволен своей жизнью и страдает.
ЭА уникален тем, что он не пытается объяснить поступки и поведение человека, а ставит целью понять, что для человека является важным и ценным.
Как работает экзистенциальный анализ
На консультации с клиентом психолог беседует с ним, разговаривая о том, что волнует клиента, что его тревожит. Специалист, задавая множество поясняющих вопросов относительно проблемной ситуации, создает некий объемный взгляд на происходящее.
В процессе общения с психологом улучшается качество жизни, человек начинает лучше понимать себя и свои эмоции, осознает свою жизнь.
Как и в любом другом виде психологического подхода, специалист может использовать свои техники и упражнения, которые считает наиболее эффективным для каждого конкретного случая.
Телесно-ориентированный подход
Основоположником теории телесно-ориентированного подхода (ТОП) является Вильгельм Райх, австрийский и американский психолог, ученик Фрейда. Согласно ТОП, наше тело и психика неразрывно связаны между собой. Каждая негативная эмоция отражается в нашем теле в виде мышечных «зажимов», спазмов и болей.
У человека возникает некий «мышечный корсет» или «панцирь», который не дает свободно циркулировать жизненной энергии. С помощью упражнений, которые направлены на достижение определенной цели, можно повлиять на состояние человека.
ТОП применяют для избавления от стресса, хронической усталости, комплексов, страхов, лечения психосоматических заболеваний, депрессии, неврозов.
Как работает телесно-ориентированный подход
В телесно-ориентированном подходе множество техник и упражнений, с помощью которых специалист работает с вашим телом, это – аутотренинг, медитативные техники, упражнения на релаксацию, бодинамика, танцевальная терапия, биосинтез, массаж и др.
В ходе упражнений снимаются мышечные зажимы и спазмы, человек начинает чувствовать себя лучше, уходят тревожные состояния и неврозы.
Гештальт-терапия
Основатель гештальт-терапии – Фредерик Перлз, немецкий врач-психиатр. В центре гештальт-терапии – человек с его интересами, потребностями и желаниями, целостность и полнота жизни.
У каждого из нас бывают незавершенные желания, неудовлетворенные потребности, непрожитые чувства и т. д. (гештальты). Все, что мы не смогли «доделать», мешает нам жить.
Есть несколько стадий развития наших потребностей:
-
формируем и осознаем;
-
наш организм контактирует с внешней средой, чтобы удовлетворить потребность;
-
удовлетворяем потребность;
-
осмысляем полученный опыт.
Как работает гештальт-терапия
В беседе со специалистом, клиент проговаривает свои чувства, связанные с проблемой. Это помогает ему понять свое отношение к незаконченным делам и найти причину своего беспокойства.
Психолог обязательно выслушает клиента, расспросит его о жизни, внутренних переживаниях, наблюдая при этом, как проявляет себя клиент в беседе (интонация, мимика, язык жестов). Одна из особенностей гештальт-терапии – специалист может выражать свои эмоции по отношению к проблеме клиента.
В процессе работы у человека появляется уважение к себе, к собственным интересам и желаниям.
Заключение
Психология не стоит на месте, как и любая другая наука, в ней появляются новые методы и подходы, совершенно новые или выделившиеся из классических теорий. Например, большинство психологических подходов выделилось из классического психоанализа, основателем которого был Зигмунд Фрейд.
Современные люди стали все чаще задумываться о своем психическом здоровье, стараются разобраться, в чем корень проблем или найти причину тревожных состояний, наладить общение с другими людьми, повысить самооценку и т. д., поэтому профессия психолога сейчас одна из самых востребованных.
Пока есть люди и их проблемы, будут нужны психологи, так что всем, интересующимся этой интересной профессией можем рекомендовать наш курс.
Методологические основы психологического консультирования | Студент-Сервис
Теория, которой пользуется психолог, задает организующие принципы для консультирования, так же как и для любого другого вида психологической помощи.
Самое важное во всех разнообразных подходах к теории и практике консультирования — это индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность психолога, его оценка личности и социальной среды, применение методов позитивного роста и развития.
Цель психологического консультирования — культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения.
Главная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы создать для нормального, психически здорового клиента условия для создания им осознанных нешаблонных способов действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями культуры.
Психологу-консультанту надо вступить в такое взаимодействие с клиентом, чтобы он смог найти новые способы действия, новые переживания, новые мысли, новые цели для дальнейшей жизни.
При этом психолог, независимо от его теоретической ориентации, использует в своей работе такие понятия, как жизнь, смысл жизни, место человека в жизни, ценности, индивидуальность.
Мы кратко остановимся на характеристике возможных подходов к практике психологического консультирования, сложившихся в настоящее время в психологии, взяв за основу характеристики ее основные направления:
- глубинная психология — психоанализ (3. Фрейд), индивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психология (К. Юнг), транзактный анализ (Э. Берн) и др. ;
- бихевиоральное направление — социальное научение, тренинг социальной компетентности; самообучение; когнитивная терапия; рационально-эмоциональная терапия (А. Эоллис) и др.;
- гуманистическое направление — геш-тальтгерапия (Р. Перлз), групповая терапия (К. Роджерс), логотерапия (В. Франкл), психодрама (Морено).
Описание каждого направления будет представлять собой краткую аннотацию, позволяющую, на наш взгляд, выделить основные понятия, используемые в каждом направлении, и основные методы воздействия на клиента.
Итак, глубинная психология или психодинамические теории, великим основоположником которых был 3. Фрейд. Сегодня психодинамическая теория, созданная 3. Фрейдом, существует во множестве модификаций и представлена работами А. Адлера, Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни, К. Юнга, В. Рейха и др. Популярные сегодня транзактный анализ Э. Берна, гештальт-терапия Р. Перлза, биоэнергетика А. Лоувена родились нд основе работы их авторов в классической теории Фрейда.
Как известно, концепция бессознательного — основной пункт теории 3. Фрейда. Понятие бессознательного позволяет описать сложность и неоднозначность жизни человека.
Главной задачей психоанализа является выявление и изучение подсознательной сферы, которая управляет человеком. Психолог, работая с клиентом с позиции психодинамической теории, стремится к тому, чтобы клиент осознал свои подсознательные процессы и научился воздействовать на них. В этом случае считается, что цель взаимодействия психолога и клиента достигнута.
В этой теории считается, что устойчивые личностные характеристики обычно формируются очень рано. Эти детские стереотипы потом в разных вариантах воспроизводятся во взрослом поведении. Жизнь человека определяется его прошлым.
Психолог, работающий с клиентом, выделяет эти стереотипы, устанавливает из связь друг с другом и с детским опытом человека. Затем мысли и действия клиента обозначаются в терминах психоанализа, то есть интерпретируются.
3. Фрейд сформулировал теорию развития личности, выделив и обозначив в ней периоды, реализующие различные задачи развития личности, и описал кризисы развития; психолог работает с содержанием этих кризисов и помогает человеку достичь интенциональности.
Распознавание эмоциональных и поведенческих стереотипов можно осуществить через изучение защитных механизмов личности. Психоаналитическая консультация ставит в центр осознание истоков проблем клиента. Инсайта как момента осознания часто бывает достаточно для начала личностного изменения.
Личностные конфликты 3. Фрейд описывал в терминах Оно, Я и Сверх-Я. В современных модификациях теории задачей психолога является нахождение с помощью Я человека определенного непротиворечивого отношения между Оно и Сверх-Я. Оно — это область подсознательного. Сверх-Я — то, что личность приобрела в процессе социализации. Я — это проводник между Сверх-Я и Оно. Сильное Я, регулирующее отношения между Оно и Сверх-Я, — важнейшее условие достижения интенциональности.
Так как основной задачей Я является сохранение баланса между внешними (социальными) силами, действующими на человека и внутренними (бессознательными), то психолог постоянно работает с самозащитными механизмами личности. В психодинамических теориях считается, что большинство защитных механизмов применяется для подавления сексуальности.
Важными механизмами самозащиты являются также фиксации (задержка на одной стороне развития), регрессия (возврат при угрозе стресса на более раннюю стадию развития), перенос бессознательных переживаний в физическую сферу (например, в головную боль), провокационное поведение (вести себя таким образом, чтобы человек был вынужден обнаружить чувства, на которые неспособен сам провоцирующий, например, высказать гнев или любовь).
В процессе интервью психолог, работающий на основе психодинамической теории, использует следующие приемы:
- Анализ символов повседневности, например, направленная ассоциация клиента на заданное слово.
- «Фрейдовская ошибка» — это ошибки, описки, обмолвки клиента, которые рассказывают подсознательные чувства клиента. Свободное ассоциирова-ние является лучшим способом понять смысл этих ошибок.
- Анализ сновидений через поток свободных ассоциаций по поводу содержания сна.
- Анализ сопротивления как проявление более широкого механизма вытеснения.
- Анализ содержания переноса клиента. Перенос относится к чувствам клиента и по отношению к психологу. Обратный перенос — это содержание чувств психолога по отношению к клиенту. Психолог обязан идентифицировать, понять и проработать свои чувства к клиенту.
Осознание своих чувств по отношению к клиенту и умение обращаться со своими чувствами — составная часть работы практического психолога любого направления.
Итак, свободное ассоциирование — основа всех техник, применяемых психологами, использующими психодинамическую теорию.
Работа в русле психодинамических теорий требует от психолога интеллектуальной дисциплины, виртуозного владения техниками, что достигается путем длительного систематического обучения, при бессистемном использовании психоаналитических методик и приемов интерпретации результатов порождает «дикий» психоанализ, который не приносит клиенту облегчения.
Бихевиоральное направление в психологическом. консультировании
Исходная методологическая позиция психологов этого направления состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, вызвать конкретные перемены в его поведении. Исторически это направление идет от работ Д. Уотсона и Б. Скиндера.
Это весьма оптимистическое направление, основанное на научном прагматизме его приверженцев. Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия клиента с целью их изменения.
Это строится на следующих основных составляющих бихевиоральной психологии:
- Отношение психолога и клиента. Психолог-бихе-виорист делится своими планами с клиентом, надеясь на активность клиента во взаимодействии с собой.
- Определение проблемы через операционализацию поведения. Психолог-бихевиорист основывается на ясных и четких данных о поведении и поступках клиентов. Анализ предполагает ясное знание психологом того, что клиент делает и как он себя ведет. Цель операционализации поведения — перевести неясные слова в объективные, наблюдаемые действия. Психолог-бихевиорист задает себе и решает вопрос: «Могу ли я видеть, чувствовать, осязать понятия, которые употребляет мой клиент?».
- Понимание контекста проблемы через функциональный анализ. Функциональный анализ предполагает исследование событий, предшествующих поступку, сам поступок и его последствия, то есть результат. Так выясняются причинно-следственные связи в последовательности событий, определяющих внешнее поведение клиента.
- Установление социально важных целей для клиента. Установление социально важных целей для клиента обязательно предполагает участие клиента. Психолог выбирает и вырабатывает с клиентом достижение для него цели, предполагающие конкретный план действий на будущее. Бихевиоральный анализ — это акцент на конкретных действиях и поступках человека. Психолог-бихе-виорист делает упор на действиях человека, а не на его размышлениях по поводу действий.
Точно определив проблему, психолог готов предлагать клиенту ответы на решения.
Психолог-бихевиорист пользуется многими техниками. Среди них наиболее популярной является тренировка настойчивости. Тренировка настойчивости позволяет большинству клиентов преодолеть беспомощность и неадекватность, а это наиболее часто встречающиеся у клиентов типы проблем.
При тренировке настойчивости в ходе интервью, кроме открытых и закрытых вопросов, психолог использует ролевые игры, в ходе которых с помощью директив задает направление интервью.
Вопросы, ролевые игры и перечисление альтернатив для принятия решения — это арсенал психологабихевиориста, способствующий изменению поведения клиента.
Среди процедур изменения поведения психолог-бихе-виорист использует, кроме тренировки настойчивости, тренировку релаксации, целенаправленное уменьшение тревожности (фобии), основанное на обучении глубокой релаксации, построении иерархии страхов и увязыванием объекта тревоги с иерархией страхов на фоне упражнений на релаксацию.
Моделирование поведения и поощрение за жела-| емое поведение — это тоже бихевиористские методы ‘ обучения клиентов новому поведению.
Психологи-бихевиористы широко используют дневниковые и иные записи клиентов, которые они ведут во время работы с психологом.
Интересно
В бихевиоральном консультировании широко используются психологические стратегии, направленные на поддержание у клиента нужного поведения в повседневной жизни; это стратегии предотвращения рецидивов. Рецидивы, срывы случаются у большинства клиентов. Задача психолога состоит в том, чтобы на обобщающей стадии интервью построить программу, которая помогла бы справиться с рецидивом.
Эта стратегия дает возможность клиенту контролировать себя в трудных ситуациях. Стратегии предотвращения рецидивов разделяются по следующим категориям: предвидение трудных ситуаций, регулирование мыслей и чувств; выявление нужных дополнительных навыков, выстраивание благоприятных последовательностей.
Исследования показывают эффективность программ предотвращения рецидивов.
Основные пункты программы предотвращения рецидивов выглядят следующим образом:
- Выбор подходящего поведения. Описание его в деталях, решение клиентом вопроса о том, насколько часто еще ему будет нужно это поведение и как он поймет, что произошел срыв.
- Стратегия предупреждения рецидивов: стратегия поведения состоит в том, что клиент фиксирует происшедший рецидив и описывает, в чем он состоит. Затем анализирует, в чем разница между обучением трудному поведению и его использованию в трудных ситуациях. Затем анализируется, кто из известных клиенту людей может помочь ему придерживаться желаемого поведения. Затем обсуждаются ситуации с высоким уровнем риска, люди, события, места, которые провоцируют срыв.
- Стратегия рационального мышления предлагает анализ эмоционального отклика клиента на временный срыв или рецидив, а также анализ того, что поможет ему мыслить более эффективно в трудных ситуациях или после срыва.
- С клиентом обсуждается практика, направленная на поддержку выработанных навыков. Обсуждается вопрос о том, какие дополнительные навыки ему нужны, чтобы удержаться в рамках выработанного поведения.
- При стратегии определения желаемых выводов психолог и клиент обсуждают будущие выгоды его нового поведения, способы вознаграждения им себя за выполненное действие.
- Стратегия предсказания последствий первого рецидива направлена на описание в деталях первого рецидива — людей, мест, времени, возможного эмоционального состояния.
Техника предотвращения рецидива важна не только для психологии бихевиоризма. Проблема рецидивов существует в работе психологов всех направлений, решение ее психологами-бихевиористами заслуживает огромного внимания всех практических психологов.
Гуманистическое направление в психологии
Оно ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решений. Это отличает это направление от психодинамической теории, делающей акцент на то, как прошлое воздействует на настоящее, и от бихевиористской теории, использующей воздействие окружения на личность.
Гуманистическое, или экзистенционально-гума-нистическое направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом.
Их основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека — жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении.
Основные понятия, в которых это направление психологии анализирует жизнь человека, это понятие человеческого существования, принятие решения или выбор и соответствующее ему действие, облегчающее тревожность; понятие интенциональности — благоприятной возможности, утверждающей, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать воздействие мира на него.
Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения.
Революция, которая в практической психологии связана с работами К. Роджерса, состоит в том, что он стал подчеркивать ответственность самого человека за свои действия и решения. В основе этого — вера в наличие у каждого человека изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации.
Психолог поддерживает у клиента состояние психического здоровья, давая человеку возможность соприкасаться со своим внутренним миром.
Основное понятие, с которым работают психологи этого направления, — мироощущение конкретного клиента.
Работа с миром клиента требует от психолога навыков внимания и выслушивания, качественной эмпа-тии. Психолог должен уметь работать с противоречием реального и идеального образа «Я» клиента, устанавливая с клиентом взаимоотношение. В этом процессе во время интервью психолог должен добиваться конгруэнтности с клиентом. Психолог для этого должен обладать аутентичностью во время интервью, относиться к клиенту заведомо положительно и безоценочно.
Входе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми вопросами, отражением чувств, пересказом, самораскрытием и другими приемами, позволяющими клиенту проявить свое мироощущение.
Используя в общении с клиентом методы взаимодействия, позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает клиенту, как надо общаться с людьми. Клиент, услышанный и понятый психологом, может измениться.
В гуманистическом направлении психологии особое место занимает гештальттерапия (Ф. Перлз), отличающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и микротехник.
Перечислим некоторые из техник гештальттерапии: восприятие «здесь и теперь», директивность; речевые изменения; метод пустого кресла: беседа с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки» — авторитарной, директивной, и «нижней собаки» — пассивной с чувством вины, ищущей прощения; фиксированное ощущение; работа со снами. Кроме того, благодаря работам В. Франкла, в гуманистической психологии используются техники перемены отношения; парадоксальные намерения; переключение; метод убеждений (призыва). Осуществление этих техник требует от психолога красноречия, точности словесных формулировок, ориентации на мироощущение клиента.
Гуманистическое направление практической психологии постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента
Практический психолог, работающий с клиентом, вносит в интервью с ним собственное мировоззрение. Если психолог склонен навязывать свою точку зрения клиенту, то это может привести к неспособности слышать клиента, что разрушит ситуацию взаимодействия. Психолог, чтобы работать эффективно, не должен начинать работу с предвзятыми идеями о том, как должен быть устроен мир его клиента.
Практическая работа психолога — это работа с конкретной индивидуальностью человека. В том числе и с собственной индивидуальностью — составной частью его профессиональной позиции.
Психологу необходимо постоянно изучать свои личностные и профессиональные возможности, чтобы избежать ригидности или излишней свободы в развитии личных понятий.
Психолог и клиент — два разных человека — встречаются во время интервью. Независимо от его успешности оба участника его, в результате взаимодействия, изменяются.
Понимание теоретической ориентации в консультировании
Теоретическая ориентация в консультировании определяется Американской психологической ассоциацией как «организованный набор предположений или предпочтений в отношении данных теорий, который обеспечивает консультанта или клинициста концептуальной основой для понимания потребностей клиента и для формулирования обоснование конкретных вмешательств».
Это краеугольный камень в психотерапии, который фокусируется на психологических теориях, которые терапевты используют для понимания поведения, и на том, как профессионалы используют эти теории для руководства своей работой с клиентами. Теоретическая ориентация в консультировании по существу относится к тому, какие концепции или перспективы использует специалист в области психического здоровья для оценки, понимания и лечения своих клиентов.
Любая теория, которую поставщик психиатрических услуг использует для руководства своей практикой, является их теоретической ориентацией. Существуют десятки теоретических направлений, которыми могут руководствоваться провайдеры при работе с клиентами. Терапевт может изменить свою теоретическую ориентацию в зависимости от конкретных потребностей клиента.
Типы теоретических ориентаций или взглядов
Когнитивно-поведенческая теория
Когнитивно-поведенческая теория исходит из того, что как человек думает, чувствует и действует, все взаимодействует в тандеме. Медицинские работники, использующие когнитивно-поведенческую терапию в качестве теоретического ориентира при консультировании, относятся к клиентам, исходя из предположения, что мысли определяют чувства и поведение и что негативные мысли и чувства могут вызывать проблемы.
Примером когнитивно-поведенческой терапии в качестве теоретической ориентации в терапевтическом окружении может быть посещение медработником клиента, который постоянно испытывает негативные мысли и испытывает трудности с выполнением повседневных задач. Терапевт, использующий методы когнитивно-поведенческой терапии, предполагает, что мысли являются причиной неспособности выполнять задачи. Затем будет сформировано лечение, направленное на устранение негативных мыслей, чтобы поведение клиента могло улучшиться.
Диалектическая поведенческая терапия
Диалектическая поведенческая терапия (ДПТ) — это подкатегория КПТ, которая занимает более узкое место в своем подходе. Эта теоретическая ориентация направлена на регулирование сильных эмоций, поскольку они связаны с концепцией «я» и отношениями с другими людьми с упором на внимательность.
Примером теоретической ориентации ДПТ может быть клиент, обращающийся к врачу за помощью в связи с сильным беспокойством. Если у клиента есть проблемы с саморегуляцией своих эмоций, достаточной для того, чтобы успокоиться, то поставщик может счесть ДПТ полезным инструментом, который поможет ему достичь лучшего самоуспокоения и эмоционального контроля. Затем план лечения будет ориентирован на внимательность и навыки обучения, чтобы улучшить опыт клиента.
Гештальт
Гештальт-терапия вращается вокруг феноменологического метода осознания. Эта клиентоцентрированная психотерапия направлена на то, чтобы помочь клиентам полностью сосредоточиться на настоящем моменте, а не слишком долго останавливаться на прошлом или с тревогой бояться будущего. Эта теория считает, что люди контролируют свои эмоции и поведение и должны нести за них ответственность, если они надеются измениться.
Примером того, как терапевт может использовать гештальт-теоретическую ориентацию в консультировании, может быть клиент, ищущий услуги, который не может понять, как они играют роль в своих собственных действиях. У них может быть виноват человек в том, как они действуют, или событие в их жизни, которое, по их мнению, сделало их такими, какие они есть. Терапевт может выбрать гештальт-теоретическую ориентацию в консультировании, чтобы помочь своим клиентам понять свою собственную роль в своей жизни и помочь им обрести покой и ответственность в том, где они находятся в настоящий день.
Теория привязанности
Теория привязанности основана на идее о том, что привязанность человека или отношения с его опекунами играют решающую роль в будущих привязанностях. Существует несколько типов привязанностей, в том числе надежная, тревожная, дезорганизованная и избегающая. Эта теория исходит из предположения, что каждый стиль привязанности останется с человеком в процессе развития и обнаружит последствия этого стиля привязанности во взрослых отношениях.
Медработник может принять теоретическую ориентацию на привязанность в консультировании, если он сталкивается с клиентом, который испытывает трудности в своих романтических отношениях или, возможно, вообще пытается поддерживать здоровые отношения. Особенно, если у клиента проявляются симптомы, которые моделируют последствия какого-либо отдельного стиля привязанности. Затем лечение будет направлено на то, чтобы помочь клиенту понять этот стиль привязанности и научиться навыкам формирования надежных и здоровых привязанностей в будущих или текущих отношениях.
Существуют десятки других основанных на фактических данных теорий, которые поставщик услуг может принять в качестве своего теоретического ориентира при консультировании в зависимости от уникальных потребностей и ситуации клиента.
KASA поможет вам начать, развивать и управлять вашей терапевтической практикой, чтобы вы могли сосредоточиться на помощи своим клиентам.
Узнайте больше о решениях KASA для управления практикой
Рубрики: Блог
Команда KASA
Теории и подходы консультирования
Чарльз «Рип» МакАдамс, Эд.Д.
Профессор и заведующий кафедрой школьной психологии и консультанта по вопросам образования
William & Mary
Профессиональные консультанты применяют различные клинические подходы в своей работе, и на выбор предлагаются сотни подходов к клиническому консультированию. В последнем издании Энциклопедии теории консультирования и психотерапии SAGE перечислено более 300 различных подходов к практике консультирования. 1 Так как же консультанты узнают, какой подход им подходит? Чтобы ответить на этот вопрос, в первую очередь необходимо понять, что ни один подход к консультированию не лучше остальных. Это связано с тем, что подходы к консультированию основаны на теориях о функциях и изменениях человека, а не на неопровержимых доказательствах.
Определить, работает ли один подход к консультированию лучше, чем другой, сложно, потому что в процессе консультирования нужно учитывать очень много переменных. Например, если мы попытаемся сравнить эффективность двух консультантов, применяющих одну и ту же теоретическую модель, могут быть большие различия в результатах консультирования из-за различий в историях и ситуациях клиентов, различий в стилях общения консультантов и даже различий. в настроении клиента и консультанта в день сравнения.
Такие различия трудно контролировать экспериментально, что делает почти невозможным доказательство того, что один подход к консультированию является абсолютно лучшим. Без таких доказательств консультанты обязаны сделать все возможное, чтобы убедиться, что применяемые ими модели лечения являются наилучшими для удовлетворения потребностей каждого клиента. Эта ответственность начинается со знакомства с моделями, которые оказались наиболее полезными на практике.
К счастью, почти все многочисленные отдельные теоретические модели консультирования попадают в одну или несколько из шести основных теоретических категорий: гуманистическая, когнитивная, поведенческая, психоаналитическая, конструкционистская и системная.
Теории консультирования: изучение 6 основных теоретических категорий
Гуманистические: Гуманистические теории консультирования утверждают, что люди имеют внутри себя все ресурсы, необходимые им для здоровой и полноценной жизни, и что проблемы возникают в результате ограниченных или недоступных проблем- Решающие ресурсы. Гуманистические консультанты видят свою роль не в том, чтобы указывать клиентам, как решать их проблемы, а, скорее, в том, чтобы помогать клиентам открывать и получать доступ к ограниченным ресурсам, которые им нужны для самостоятельного решения проблем. Некоторые предпочтительные в настоящее время гуманистические методы консультирования включают личностно-ориентированную, экзистенциальную, эмоциональную, гештальт-психологию и позитивную психологию.
Когнитивные: Теории когнитивного консультирования утверждают, что люди испытывают психологические и эмоциональные трудности, когда их мышление не синхронизировано с реальностью. Когда это искаженное или «ошибочное» мышление применяется к решению проблем, результат по понятным причинам приводит к ошибочным решениям. Когнитивные консультанты работают над тем, чтобы бросить вызов ошибочным моделям мышления своих клиентов, чтобы клиенты могли найти решения, которые точно решают проблемы, с которыми они сталкиваются. В настоящее время предпочтительные методы лечения, основанные на когнитивной теории, включают когнитивно-поведенческую терапию, терапию реальностью, мотивационное интервьюирование и терапию принятия и приверженности.
Поведенческие: Теории поведенческого консультирования утверждают, что люди склонны к проблемному мышлению и поведению, когда их окружение поддерживает это. Когда окружающая среда усиливает или поощряет эти проблемы, они будут продолжать возникать. Поведенческие консультанты работают, чтобы помочь клиентам определить подкрепления, которые поддерживают проблемные модели мышления и действий, и заменить их альтернативными подкреплениями для более желательных моделей. В настоящее время предпочтительные методы лечения, основанные на теории поведения, включают поведенческую терапию, диалектическую поведенческую терапию, мультимодальную терапию и совместную сексуальную терапию.
Психоаналитический: Теории психоаналитического консультирования считают, что психологические проблемы являются результатом современного влияния бессознательных психологических побуждений или мотиваций, происходящих из прошлых отношений и опыта. Дисфункциональные модели мышления и поведения из прошлого стали бессознательными «рабочими моделями», которые направляют клиентов к продолжению дисфункциональных мыслей и поведения в их настоящей жизни. Психоаналитические консультанты стремятся помочь своим клиентам осознать эти бессознательные рабочие модели, чтобы их негативное влияние можно было понять и устранить. Некоторые в настоящее время предпочтительные методы лечения, основанные на психоаналитической теории, включают психоанализ, терапию привязанности, терапию объектных отношений и терапию Адлера.
Конструкционист: Конструкционистские теории консультирования утверждают, что знание — это просто придуманное или «сконструированное» понимание реальных событий в мире. Хотя реальные события в мире могут запускать процессы осмысления людей, именно эти осмысленные процессы, а не сами события, определяют то, как люди думают, чувствуют и ведут себя. Консультанты-конструкторы работают совместно с клиентами, чтобы исследовать и пересматривать проблемные конструкции клиентов о себе, отношениях и мире. Некоторые в настоящее время предпочтительные модели терапии, основанные на конструкционистской теории, включают краткую терапию, ориентированную на решение, нарративную терапию, феминистскую терапию, эриксоновскую терапию и консультирование по пересмотру идентичности.
Системный: Теории системного консультирования утверждают, что мышление, чувства и поведение в значительной степени формируются под давлением, оказываемым на людей социальными системами, в которых они живут. Соответственно, индивидуальное мышление, чувства и поведение лучше всего понять, если рассматривать их в связи с той ролью, которую они играют в семье человека или в других важных социальных сетях. Системно ориентированные консультанты работают над пересмотром динамики социальных сетей, которая влияет на нежелательные мысли, чувства и поведение клиента. Некоторые в настоящее время предпочтительные методы лечения, основанные на системной теории, включают структурную семейную терапию, стратегическую семейную терапию, семейную терапию процесса подтверждения личности и парную терапию по методу Готтмана.
Во время начального обучения консультанты обычно знакомятся с различными предпочтительными в настоящее время моделями консультирования, подпадающими под каждую из шести основных теоретических категорий. Исходя из этого, задача консультантов состоит в том, чтобы путем непрерывного обучения и опыта определить, какие модели лучше всего соответствуют (а) их личному взгляду на человеческие функции и изменения, (б) предпочитаемому ими стилю общения и (в) потребностям контингента клиентов, с которыми они работают. с которыми они работают в настоящее время, и/или количество клиентов, с которыми они планируют работать в будущем.
Большинство консультантов обнаружат, что некоторые модели терапии особенно хорошо подходят, а другие могут совсем не подходить. Следовательно, они, скорее всего, будут применять в консультационной практике те модели, которые попадают в их «зону комфорта/компетентности», и избегают тех, которые не входят в эту зону. Столкнувшись с ситуациями клиента, которые выходят за пределы их зоны комфорта и/или компетенции, консультанты должны сделать выбор между (а) работой над расширением своей зоны комфорта/компетентности, чтобы включить альтернативные модели, более соответствующие потребностям клиента, или (б) направлением клиента другому консультанту, который более удобен и компетентен в необходимых альтернативных моделях.
Прежде всего, это важное решение всегда должно определяться тем, какие действия необходимы для наилучшего удовлетворения потребностей каждого клиента в консультировании.