Бихевиористический подход в психологии: Бихевиористский (поведенческий) подход

Бихевиористский (поведенческий) подход

28.04.2011

В бихевиористстком (поведенческом) подходе фактически ставится под вопрос необходимость понятия «личность». Представители теории убеждены, что человек не наследует личностных свойств. Личность порождается воздействиями окружающей среды. Реагируя на эти внешние воздействия, человек обучается, т.е. приобретает навыки поведения в среде, а также определенные рефлексивные реакции. Другими словами, человек рассматривается бихевиористами как чистый лист бумаги, на котором с помощью специально составленной программы подкреплений и наказаний за выполненный им поведенческий акт можно «нарисовать» личность с любыми свойствами.

«Я гарантирую, что, выбрав наугад ребенка, могу сделать его специалистом любого профиля — врачом, адвокатом, художником, торговцем, даже нищим или вором-карманником — независимо от его склонностей и способностей, рода занятий и расовой принадлежности его предков», — писал в своей книге «Бихевиоризм» основатель подхода Дж.

Уотсон.

Он был уверен, что такой тотальный контроль за поведением человека позволит воспитать в нем личность, на которую всегда будет запрос со стороны семьи и общества. Этот подход к исследованию и формированию личности мало чем отличался от стратегии научения животных в виде жесткой дрессировки. Чего стоят лишь советы автора родителям, основанные на идеях бихевиоризма: детей нельзя обнимать, целовать, сажать к себе на колени, допускать сентиментальность в обращении с ними. Самое большее, что допускается, — это погладить ребенка по головке, если тому удалось выполнить выданное ранее задание.

Появлению бихевиоризма способствовали учение И. Павлова об условных рефлексах, законы научения Э. Торндайка, открытие В. Бехтеревым сочетательных рефлексов, отдельные работы представителей функционализма в психологии. Кроме того, бихевиоризм был продиктован самими социальными условиями: жизнь требовала выхода результатов теоретических исследований в психологии за пороги университетских городков.

«Психолог. Принимает круглосуточно» — на эти привлекательные дверные вывески работал прагматический механизм бихевиоризма.

Ключевые слова: Бихевиоризм

Материалы по теме

Бихевиористская теория Дж. Уотсона

Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера

Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Общая характеристика бихевиоризма

Григорович Л.А., Педагогика и психология

Бихевиористская (поведенческая) психотерапия: характеристика, методы

Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное…

Бихевиоризм. Основные теории

Р. В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии — Минск.: Изд-во МИУ, 2009…

Особенности необихевиористских подходов

Бихевиоризм и необихевиоризм

Исходные посылки бихевиоризма

Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.

БИХЕВИОРИСТСКИЙ ПОДХОД | это… Что такое БИХЕВИОРИСТСКИЙ ПОДХОД?

ТолкованиеПеревод

БИХЕВИОРИСТСКИЙ ПОДХОД

БИХЕВИОРИСТСКИЙ ПОДХОД.

Подход к обучению, сводящий усвоение речи к предъявляемым реакциям на стимулы и ставящий во главу угла формирование навыков путем многократного механического повторения языкового и речевого материала. См. также бихевиоризм. Был использован при психологическом обосновании концепции обучения по аудиолингвальному и аудиовизуальному методам. Основоположником подхода считается американский психолог Б. Скиннер (1904–1990), который развил теорию условных рефлексов И. П. Павлова применительно к обучению. Он ввел понятие «операция», под которым понимал различные варианты поведения человека в ответ на предъявляемые стимулы. Последующее закрепление такого поведения

с помощью различных приемов поощрения или наказания способствовало его воспроизведению либо отказу от него. Предполагалось, что Б. п. обеспечивает самостоятельное выполнение учащимися определенных действий, что приводит к формированию навыков. Скиннер предложил четыре основных принципа, направленных на повышение уровня образования:

1) учитель должен четко объяснять, чему он будет обучать;

2) задания должны носить пошаговый характер, а весь процесс обучения состоять из серии градуированных по трудности заданий;

3) с помощью индивидуальных обучающих программ обеспечивается возможность учащихся работать в индивидуальном режиме;

4) обучение носит «программированный характер» и обеспечивает успех в работе благодаря повторению и закреплению с помощью различных поощрений (Скиннер, 1968; Williams, Burden, 1997).

Б. п. имел много сторонников среди преподавателей языка, так как обеспечивал учащихся специально составленными материалами, которые градуировались по степени сложности и выполнялись небольшими порциями. Выполнение заданий учащиеся могли проверить благодаря наличию обратной связи, предусмотренной обучающей программой. Этот подход получил подробную разработку в рамках программированного обучения и созданных на его основе программированных учебников, популярных в СССР в 60-е гг. ХХ в. до появления компьютерных технологий. В то же время Б. п. подвергался критике в связи с тем, что в нем недостаточно учитывался принцип сознательности, а обучение строилось на имитации и механическом выполнении действий с учебным материалом. Б. п. оказал значительное влияние на обоснование концепции аудиолингвального в США и аудиовизуального во Франции методов обучения. Он также использовался английскими педагогами при разработке ситуативного метода обучения
(Колесникова, Долгина, 2008).

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

Игры ⚽ Нужен реферат?

  • БИХЕВИОРИЗМ
  • БОГАТСТВО РЕЧИ

Полезное


Польза от поведенческой терапии

Существует множество подходов к психотерапии, которые часто пересекаются. Поведенческий подход — это форма терапии, которая фокусируется на текущем поведении и проблемах, а также на том, какие изменения можно внести, чтобы устранить поведение, вызывающее трудности.

Суть поведенческого подхода заключается в том, что люди учатся на своем окружении, а проблемы возникают из-за неэффективного усвоенного поведения. Целью этого подхода к терапии является усиление поведения, которое является эффективным, и работа над устранением поведения, которое нежелательно или вызывает конфликты или проблемы.

Для получения дополнительной информации о наших программах лечения психических заболеваний
Позвоните нам по телефону: (310) 455-5258

Теория, лежащая в основе поведенческого подхода

Теория, лежащая в основе поведенческого подхода, заключается в том, что когда человек рождается, чистый лист. Любому поведению можно научиться, и поэтому его можно разучить или изменить.

Новому поведению можно научиться с помощью двух видов обусловливания:

  • Классическое обусловливание . В этом типе обусловливания реакции усваиваются посредством ассоциации. Это включает в себя непроизвольную реакцию, которая вызывается стимулом, например, у собак Павлова выделяется слюна при звуке обеденного звонка.
  • Оперантное обусловливание – относится к использованию подкрепления или наказания для усиления или ослабления поведения.

Классическое обусловливание является пассивным со стороны человека, обучающегося новому поведению, в то время как при оперантном обусловливании человеку необходимо выполнить определенное действие, чтобы получить вознаграждение или наказание. Десенсибилизация — это форма терапии, основанная на классическом обусловливании, которую можно использовать для уменьшения фобий. При оперантном обусловливании поведение, которое вознаграждается, скорее всего, будет повторяться, а поведение, которое не подкрепляется, начинает ослабевать.

Как работает поведенческий подход

Поведенческая терапия — это терапия, основанная на действиях. Это контрастирует с попыткой определить причину неэффективного поведения, например, с попыткой выявить нерешенные проблемы, уходящие корнями в детство.

Вместо того, чтобы сосредоточиться на понимании, этот тип терапии фокусируется на поиске новых способов поведения с использованием тех же стратегий обучения, которые привели к развитию нежелательного поведения. Поскольку старый подход к обучению приводил к неэффективному поведению, цель состоит в том, чтобы научиться новому, более эффективному поведению.

Кому может быть полезен поведенческий подход?

Поведенческий подход также известен как модификация поведения. Это может быть эффективно для людей всех возрастов, которые борются с различными проблемами.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) использует поведенческий подход в сочетании с изучением роли мыслей в улучшении настроения и функционирования. Теория, лежащая в основе когнитивно-поведенческой терапии, заключается в том, что мысли и восприятие влияют на поведение. Выявление и изменение вредных мыслей — первый шаг к изменению неэффективного поведения.

Примеры состояний, которые могут улучшиться с помощью КПТ, включают:

  • Панические расстройства
  • Тревога
  • Паранойя
  • Расстройства пищевого поведения
  • Расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ
  • Депрессия

Поведенческий подход нацелен на неэффективное поведение, которое имеет место в настоящем , а не пытаться выяснить, почему человек делает то, что он или она делает. Поскольку основное внимание уделяется не попыткам расшифровать все, что произошло в прошлом, лечение с использованием этого подхода может занять не так много времени, как другие подходы.

Поведение, связанное с избеганием таких ситуаций, как иррациональные фобии, можно изменить, работая над устранением реакции страха. Злоупотребление психоактивными веществами и алкоголизм можно улучшить с помощью формы поведенческой терапии, известной как терапия отвращением. Этот тип терапии направлен на то, чтобы научить человека ассоциировать наркотики или алкоголь с неприятными ощущениями, а не с приятными. Это не единственный способ. Фактически, гораздо большая часть лечения расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, заключается в использовании когнитивно-поведенческой терапии для лечения основного состояния психического здоровья, такого как депрессия, тревога, биполярное расстройство и т. д., и устранения искаженных мыслей, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами.

Всякий раз, когда человек ведет себя неэффективно, поведенческая терапия может рассматриваться как возможный подход к лечению. Методы поведенческой терапии могут использоваться для развития новых навыков и закрепления желаемого поведения. Многие типы проблемного поведения можно модифицировать или изменить с помощью терапевта, обученного использованию поведенческого подхода.

Если вы или ваш близкий боретесь с психическими расстройствами, позвоните нам по телефону (310) 455-5258 или заполните форму ниже, чтобы узнать больше о наших программах лечения в Лос-Анджелесе.

Поведенческий подход – все о шизофрении

Смрити С. (1830274)

Что такое поведенческий подход?

Поведенческий подход к психологии фокусируется на том, как окружающая среда и внешние раздражители влияют на поведение человека. Он считает, что всему поведению можно научиться, включая ненормальное поведение. Предполагается, что мы можем понять людей, наблюдая за их поведением, этому поведению можно научиться, а свободное заполнение не играет роли в действиях человека. Таким образом, мыслительные процессы человека и каждое выполняемое действие являются результатом поведения, усвоенного посредством классического обусловливания, оперантного обусловливания или наблюдения.

  Иллюстрация JR Bee , Verywell

Как поведенческий подход объясняет шизофрению?

Поведенческое объяснение шизофрении включает в себя основы теории обучения. Это предполагает, что шизофрения является результатом неправильного обучения. Основные принципы оперантного обусловливания, подкрепления и наказания являются ключом к пониманию шизофрении с поведенческой точки зрения.

Оперативное обусловливание: поощрение и наказание

Поведенческий подход предполагает, что отсутствие поощрения или обилие наказаний на ранних стадиях развития (детство) может заставить человека сосредоточить большую часть своего внимания на нерелевантных сигналах окружающей среды. Например, ребенок с низким подкреплением может уделять больше внимания движению рта при произнесении слов, а не самому слову. Таким образом, ребенок учится «странному» поведению из-за того, что фокусируется на нерелевантных сигналах. Это странное поведение привлечет к ребенку много внимания, полученное внимание действует как положительное подкрепление, следовательно, подкрепляет это поведение. Таким образом, ребенок продолжает развивать «странное» или «странное» поведение, пока, в конце концов, это поведение не будет названо шизофреническим, и у ребенка теперь будет диагностирована шизофрения.

Наказание ведет к отчуждению, что дает отверженному ярлык изгоя или чудака. Эта странная маркировка приводит к тому, что у человека развивается странное поведение, как объяснялось ранее, странное поведение привлекает внимание, которое усиливает это поведение. Это внимание заставляет их приспосабливаться к своей странной маркировке в соответствии с теорией маркировки Шеффа. Со временем поведение усиливается, и формируются более «странные» формы поведения, интенсивность которых увеличивается и они переходят из поведенческого состояния в психотическое, и все это для получения положительного подкрепления за счет внимания, которое привлекает их поведение.

Либерман предполагает, что если ребенок в раннем возрасте получает мало социального подкрепления или вообще не получает его (например, из-за пренебрежительного отношения со стороны родителей), он вместо обычного внимания к социальным стимулам будет обращать внимание на неуместные и не относящиеся к делу сигналы окружающей среды (например, звучание слова, а не его значение). В результате вербальные и другие поведенческие реакции ребенка в конечном итоге кажутся странными. Те, кто наблюдает за поведением ребенка, либо избегают его, либо реагируют беспорядочно. Это усилит странное поведение, которое в конечном итоге перерастет в психотическое состояние.

Шизофрения возникает из-за уменьшения подкрепления и усиления наказания, что вызывает крайнюю потребность в подкреплении. Эта потребность в подкреплении удовлетворяется странным поведением, привлекающим внимание, и через него положительным подкреплением их поведения, которое в конечном итоге становится психотическим и называется шизофреническим.

Каковы симптомы?

Первые симптомы обычно появляются в подростковом или раннем взрослом возрасте. Они могут привести к трудностям с долгосрочной независимостью, поскольку эти симптомы представляют собой усвоенное поведение, которое постоянно подкрепляется. Они также могут сделать определенные повседневные действия, такие как одевание и уход за собой, сложной задачей.

Положительные симптомы

Положительные симптомы вызваны повышенной активацией головного мозга. К ним относятся галлюцинации и бред.

  • Галлюцинация — это симптом, который относится к видению/слышанию вещей, которых нет. Шизофреники учатся реагировать на нерелевантные сигналы, которые могут быть причиной того, что они испытывают нечто иное, чем нейротипичные люди.
  • Бредовые идеи — это устойчивые убеждения, которые сохраняются, несмотря на доказательства того, что убеждения ошибочны. Шизофреники считают, что их поведение приносит им положительное подкрепление, и, следовательно, будут продолжать это поведение, поскольку его прекращение отвлечет их внимание и положительное подкрепление, которое оно предлагает.

Негативные симптомы

Негативные симптомы вызваны снижением мозговой активности. Это можно объяснить уходом в себя, вызванным наказанием.

К ним относятся:

  • неспособность нормально функционировать.
  • неспособность испытывать удовольствие
  • отсутствие стремления к каким-либо социальным связям
  • отсутствие проявления эмоций.

Некоторые другие поведенческие симптомы:

  • Трудности с самообслуживанием
  • «Сглаженный аффект», состояние, при котором человек не может испытывать нормальный диапазон человеческих эмоций.

Терапия или лечение 

  • Обучение социальным навыкам (SST)

SST использует принципы поведенческой терапии для обучения навыкам общения, уверенности в себе и другим навыкам, помогающим освоить новые модели поведения, которые являются более подходящими или нейротипичными. Навыки разбиты на несколько крошечных шагов, которые облегчают их изучение. Шаги строятся терапевтом для каждого отдельного клиента и его потребностей.

SST может быть индивидуальным или групповым, в групповых условиях обычно используется более одного метода лечения. Группы небольшие, чтобы облегчить изучение каждого человека. Навыки демонстрируются клиентам или участникам посредством ролевой игры. Затем каждому человеку предоставляется возможность практиковать и многократно повторять навыки, показанные терапевтом. Повторная практика и чрезмерное изучение навыков являются важными аспектами SST.

  • Программы экономики токенов

Программы символической экономии обычно используются в учреждениях длительного ухода, но могут быть адаптированы и для более короткого пребывания, а также для менее интенсивных программ лечения. Это комплексные поведенческие программы, основанные на принципах социального обучения, в которых участники получают подкрепление (например, жетоны или баллы) за выполнение четко определенных целевых действий. Эти поощрения предоставляются сразу после желаемого поведения, а затем обмениваются на материальные блага или желаемые привилегии. Есть только положительные подкрепления, отрицательное или нежелательное поведение не наказывается. Экономика токенов больше не используется в широкой практике, но по-прежнему является эффективным методом, если он тщательно разработан для обслуживания конкретного человека в зависимости от его симптомов и способности к обучению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *