METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF ORGANIZATIONAL BEHAVIOR
Research article
Mukhina E.R.
Issue: № 1 (32), 2015
Published:
2015/02/16
Мухина Е.Р.
Старший преподаватель,
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ
Аннотация
В статье рассмотрены типы организационного поведения в зависимости от разных классификационных признаков. Проанализированы подходы к изучению организационного поведения с точки зрения разных направлений.
Ключевые слова: организационное поведение, подходы, психология, социология, конфликтология.
Mukhina E.R.
Senior lecturer,
Perm National Research Polytechnic University
METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF ORGANIZATIONAL BEHAVIOR
Abstract
The article describes the types of organizational behavior according to different classifications.
Keywords: organizational behavior, approaches, psychology, sociology, conflict.
Вопросам, связанным с организационным поведением, посвящено множество трудов отечественных и зарубежных ученых. Сам термин «организационное поведение» возник в связи с осознанием необходимости обозначения различных поведенческих реакций личности (группы) на организационные воздействия (стимулы, ролевые и административные требования, предписания и санкции), а также в связи с вариативностью типов этих реакций.
В литературе выделяют различные классификационные признаки, в соответствии с которыми принято выделять следующие типы организационного поведения (рис.1).
Рис. 1 — Классификация типов организационного поведения
В научной литературе выделяется несколько подходов к изучению организационного поведения [1] (таблица 1).
Таблица 1 — Подходы к изучению организационного поведения
Подходы с точки зрения психологии | Подходы с точки зрения социологии | Подходы с точки зрения конфликтологии |
Подход индивидуальных различий, суть которого в том, что особенности поведения социальных субъектов объясняются наличием врожденных или приобретенных черт человека (группы) | Социально-типический подход предполагает характерные для группы как субъекта организационных отношений и объекта управления типичные (изначально присущие или выработанные) свойства и черты, обусловленные социальной (культурной, профессиональной и др. ) принадлежностью | Конфликтный подход, суть которого в следующем: организационное поведение рассматривается в терминах столкновения противоположных интересов и позиций участников взаимодействия; конфликт при этом рассматривается как явление, лежащее в основе изменений и повышения степени интеграции социальной системы. |
Бихевиористский и необихевиористский подходы: поведение описывается в терминах адекватных рациональных реакций на различные внешние воздействия, при которых человек (группа) сознательно выбирает определенную линию поведения. | Теория социального действия, рассматривающая организационное поведение как следствие рациональных скоординированных коллективных действий, при которых каждый индивид (группа) учитывает участников взаимодействия | Модели социального обмена, при которых взаимоотношения индивидов, групп и организаций описываются как рациональное поведение, под которым понимают взаимовыгодный обмен видами деятельности и вознаграждениями |
Психоаналитический подход, описывающий поведение через неосознанное и являющееся следствием внутриличностных конфликтов и двойственных стремлений человека | Нормативно-институциональный подход рассматривает организационное поведение во взаимосвязи с единой социальной системой | Феноменологический подход характеризует организационное поведение через следствие сознательного, постоянно корректируемого взаимодействия различных субъектов, которые преследуют свои цели, временно объединяются или конфликтуют между собой. |
Когнитивный подход: организационное поведение рассматривается как результат интерпретации индивидом (группой) конкретной ситуации | Функционалистский подход, при котором поведение индивида (группы) рассматривается в рамках единой социальной системы; предполагается, что взаимодействующим индивидам (группам) свойственно изначальное стремление к сохранению и укреплению социальной целостности; все процессы осуществляются в целях выживания социальной системы, обеспечения интеграции, сотрудничества, равновесия. | Инвайронментальный подход: человеческое поведение рассматривается как поиск наиболее рационального способа взаимодействия с внешним окружением |
Гештальтпсихология: реальное поведение индивида (группы) интерпретируется как реализация жизненных стратегий, корректируемых в соответствии с жизненными стратегиями других | Интеракционистский подход: организационное поведение характеризуется посредством описания процессов взаимодействия, когда индивид (группа) вынужден в своем поведении учитывать систему ожиданий (ролевых предписаний) | |
Концепция групповой динамики: индивидуальное и коллективное поведение описывается в контексте процессов развития группы |
Таким образом, на сегодняшний день наблюдается множество типов организационного поведения и множество методологических подходов к его изучению.
Литература
- Захарова Т.И. Организационное поведение. – М., 2009, 330с.
References
- Zaharova T.I. Organizacionnoe povedenie. – M., 2009, 330s.
Подход к этиологии личностных нарушений и невротических расстройств в бихевиоризме
1. Кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО
Дисциплина:Теории личности в клинической психологии
Тема:
Подход к этиологии личностных нарушений и
невротических расстройств в бихевиоризме
лекция № 6 для студентов 2 курса,
обучающихся по специальности 37.05.01 – Клиническая психология
канд.псх.н., доцент
Волкова Олеся Владимировна
Красноярск
2. План лекции:
1. Подход к этиологии личностных нарушенийи невротических расстройств в
бихевиоризме
2. Методы поведенческой психотерапии
3. Психопатология
4. Мифы о бихевиоризме и его критика
5. Достоинства и недостатки теорий научения
3.
I. Подход к этиологии личностных нарушений и невротических расстройств в бихевиоризмеЗдоровье и болезнь являются результатом того,чему человек научился и чему не научился,
личность понимается как приобретенный
человеком в течение жизни опыт. Норма в рамках
этого подхода — это адаптивное поведение, а
клинические симптомы или личностные
расстройства рассматриваются как неадаптивное
поведение, как усвоенная неадаптивная реакция. В
центре внимания оказывается не столько болезнь,
сколько симптом, который понимается как
нарушение поведения.
4. Подход к этиологии личностных нарушений и невротических расстройств в бихевиоризме
Невротическое поведение рассматривает каквыученное поведение. Невротическое поведение
является псевдоадаптивным. Симптом основан на
неправильном научении. Симптоматика связана с
индивидуальным особенностями обусловливания,
вегетативной лабильности, а также случайными
условиями окружающей среды. Излечение опирается
на актуальные привычки, и обращение к истории в
большинстве случаев излишне. Исцеление наступает,
когда устраняются симптомы, т.е. при погашении
неадаптивных и формировании желательных условных
реакций. исцеление симптома ведет к существенным
улучшениям, т.к. на этой основе происходит также
угашение вегетативных и двигательных рефлексов.
5. Подход к этиологии личностных нарушений и невротических расстройств в бихевиоризме
Адаптация является основной целью поведения,поэтому поведение, не обеспечивающее ее,
является патологическим.
Нарушения поведения в рамках поведенческого
направления являются приобретенными, т. е.
представляют собой усвоенную неправильную
реакцию, которая не обеспечивает необходимый
уровень адаптации.
Отказавшись от традиционных для академической психологии
понятий, прежде всего — сознания, недоступного объективному
изучению, психологи-бихевиористы сосредоточили внимание
на том, что «весомо, грубо, зримо», — феноменах поведения, и
именно в терминах поведения стали трактовать все явления
душевной жизни. Поведение трактовалось ими как
совокупность реакций на стимулы внешней среды. Знание
природы стимула позволяет предвидеть соответствующую
реакцию, и наоборот, по характеру реакции можно судить о
вызвавшем ее стимуле. Поэтому, используя необходимые
стимулы при умелом манипулировании подкреплением
(поощряя одни реакции и подавляя другие), можно добиться
желаемого поведения.
7. Бихевиоризм и другие подходы
Бихевиоризм подход хорошо сочетается с другимиподходами. Многие современные бихевиористы
используют элементы и гештальт-подхода, и
элементы психоанализа. Модификации
бихевиоризма широка распространены в
американской психологии и представлены прежде
всего теорией социального научения А. Бандуры и
Д.Роттера.
В психотерапии бихевиоральный подход — один из
многих часто используемых подходов.
8. II. Методы поведенческой психотерапии
Непосредственно связаны с определеннымипсихологическими теориями научения и представляют
собой их практическое приложение.
Поведение психотерапевта в данном случае также
полностью определяется теоретической ориентацией:
если задачи психотерапии состоят в научении, то роль
и позиция психотерапевта должна соответствовать
роли и позиции учителя или технического инструктора,
активно вовлекающего пациента в совместную работу.
Основная функция психотерапевта состоит в
организации эффективного, научно-обоснованного
процесса научения.
9. Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дезадаптивных ответов
на средовыераздражители.
Задача состоит в их ликвидации или модификации
Поведенческий психолог или терапевт отвечает на 4
вопроса:
Какое поведение является мишенью для изменении
и что в наблюдаемом поведении подлежит
усилению, ослаблению, поддержке?
Какие события поддерживали и поддерживают это
поведение?
Какие изменения в среде и систематические
вмешательства могут изменить это поведение?
Как может однажды установившееся поведение
быть поддержано и/или распространено на новые
ситуации за ограниченное время?
10.
Изменение поведения может происходить вследствие самоконтроляСамоконтроль включает в себя две взаимозависимые реакции:Контролирующая реакция, которая воздействует на среду,
изменяя вероятность возникновения вторичных реакций
(«уход» чтобы не выразить «гнев»; удаление пищи, чтобы
отвыкнуть от переедания).
Контролирующая реакция, направленная на наличие в
ситуации стимулов, которые могут сделать желательное
поведение более вероятным (наличие стола для осуществления
учебного процесса).
Изменение поведения может происходить и вследствие
осуществления поведенческого консультирования. Во многом
этот тип консультирования базируется на принципах научения.
11. Цели консультирования
(1) Изменение неадекватного поведения.(2) Научение принятию решения.
(3) Предотвращение проблем путем
антиципации результатов поведения.
(4) Устранение дефицита в поведенческом
репертуаре.
12. Этапы консультирования
(1) Поведенческая оценка, сбор информации оприобретенных действиях.
(2) Процедуры релаксации (мышечная,
вербальная и т.д.).
(3) Систематическая десенсибилизация — связь
расслабления с образом, вызывающим тревогу.
(4) Тренинг ассертивности
(5) Процедуры подкрепления.
13. Бихевиоральный подход эффективно работает и в психотерапии, и в направлении развития личности
Изначально в бихевиоральной терапиииспользовалось исключительно
обусловливание: классическое (по Павлову)
и оперантное. В настоящее время терапия в
бихевиоральном подходе та же, что и в
когнитивно-бихевиоральном.
14. Эффективность
Бихевиоральный подход более подходит дляпростых случаев психотерапии: избавления
от стандартных фобий (страхов),
нежелательных привычек, формирование
желательного поведения. В сложных,
запутанных, «личностных» случаях
использование бихевиоральных методов
дает недолговременный эффект.
15. Методы бихевиоральной терапии
Используется в специфических ситуациях:для лечения фобий,
дурных привычек (алкоголизм, курение, переедание),
решения некоторых медицинские проблемы (энурез),
широко используется в психиатрических заведениях.
При бихевиориальной (поведенческой) терапии психолог не ставит
задачи объяснить клиенту, в чем причина его проблем, он просто
воздействует на девиантное (дезадаптационное, нежелательное,
ошибочное) поведение, чтобы оно изменилось в нужную сторону.
Как метод воздействия, чаще всего используется оперантное научения
и классический метод условных рефлексов, — методы,
использующие положительное и отрицательное подкрепление.
Пациента не лечат — его обучают правильному поведению с
помощью обучающей программы.
16. Методы классического обусловливания
Классическое обусловливаниеКонтробусловливание = десенсибилизация — вы даете субъекту
способ совладать с ситуацией, а потом вводите ее в ситуации,
вызывающие тревогу, и переключаете его на то поведение, при
помощи которого в других ситуациях он мог совладать с собой
Аверсивное обусловливание — борьба с автоматизмами
Терапия с предъявлением модели — Используется для лечения
состояния тревожности, страха. Предполагается, что тревога у
больного должна исчезнуть, если он будет наблюдать и
повторять, подражать поведению терапевта, который с
легкостью выходит из той проблемной ситуации, где пациент
испытывает тревогу.
Бихевиориальные методики коррекции – это
манипуляции, иногда они нужны, иногда нет.
Это нужно знать, чтобы видеть, когда
манипулируют нами, видеть, когда мы
подменяем реальные взаимоотношения
манипуляцией, можно видеть, что у нас есть
устоявшиеся типы поведенческих
манипуляций
18. III. Психопатология
С точки зрения психологии научения нетнеобходимости искать объяснение
симптомов болезни в скрытых глубинных
причинах.
Патология, согласно бихевиоризму, не недуг, а
либо результат неусвоенной реакции, либо
усвоенная неадаптивная реакция.
19. Неусвоенная реакция или поведенческий дефицит
возникает в результате отсутствияподкрепления при формировании
необходимых навыков и умений. Депрессия
также рассматривается как результат
отсутствия подкрепления для формирования
или даже поддержания необходимых
реакций.
20. Неадаптивная реакция
результат усвоения действия,неприемлемого для общества, не
соответствующего нормам поведения. Такое
поведение возникает как следствие
подкрепления нежелательной реакции, либо
в результате случайного совпадения реакции
и подкрепления.
21. IV. Мифы о бихевиоризме и его критика
По Б.Ф.Скиннеруигнорирует наличие категории сознания, чувственных состояний и душевных
переживаний;
опираясь на тот аргумент, что все поведение приобретается в течение
индивидуальной истории, он пренебрегает врождёнными способностями
человека;
под человеческим поведением понимает просто совокупность ответных
реакций на определённые раздражители, таким образом индивид описывается
как автомат, робот, марионетка, машина;
не пытается учесть когнитивные процессы;
не отводится место для изучения намерений или целевых установок человека;
не может объяснить творческие достижения в изобразительном искусстве,
музыке, литературе или точных науках;
не отводится место индивидуальному ядру личности или его самочувствию;
он по необходимости является поверхностным и не в состоянии
обращаться к глубинным слоям души или индивидуальности;
ограничивается прогнозом и контролем поведения человека, и не касается
на этом основании сущности человека;
работает с животными, особенно с белыми крысами, а не с человеком,
поэтому его картина поведения человека ограничивается теми чертами,
которые человек разделяет с животными;
результаты, полученные в лабораторных условиях, не применимы к
повседневной жизни. То, что высказывается по поводу поведения
человека, поэтому есть лишь необоснованная метафизика;
наивен и излишне упрощён. То, что выдаётся в качестве действительных
фактов, является либо тривиальным, либо уже давно известным;
выглядит скорее наукообразным, нежели научным, и скорее подражает
естественным наукам;
его технические результаты (успехи), достижимы и посредством
использования здорового человеческого рассудка;
если утверждения бихевиоризма должны иметь силу, то они должны
относиться и к бихевиористски ориентированным исследователям.
Отсюда, следует то, о чём они говорят, является неверным, поскольку их
высказывания обусловлены лишь их способностью делать такие
высказывания;
«дегуманизирует» человека, он релятивирует всё и разрушает человека как
человека;
занимается лишь общими принципами, пренебрегая уникальностью
каждого индивида;
по необходимости антидемократичен, поскольку испытуемые
подвергаются манипуляции со стороны исследователя, поэтому его
результаты могли бы быть использованы скорее диктатором, чем
благонамеренными государственными деятелями;
рассматривает абстрактные идеи, например, мораль или правосудие
исключительно как фикций;
безразлично относится к теплу и многообразию человеческой жизни,
несовместим с творческой радостью в изобразительном искусстве, музыке
и литературе, а также с истинной любовью к ближнему.
24. V. Достоинства и недостатки теорий научения
Достоинства:Стремление к строгой проверке гипотез,
эксперименту, контролю дополнительных
переменных.
Признание роли ситуативных переменных,
параметров среды и их систематическое
изучение.
Прагматический подход к терапии позволил
создать важные процедуры для изменения
поведения.
Недостатки:
Редукционизм — сведение принципов поведения,
полученных на животных, к анализу поведения человека.
Низкая внешняя валидность вызвана проведением
экспериментов в лабораторных условиях, результаты
которых трудно перенести в естественные условия.
Игнорирование когнитивных процессов при анализе S-R
связей.
Большой разрыв между теорией и практикой.
Поведенческая теория не дает стабильных результатов.
Бихевиориальная терапия — это быстрая терапия, убирание
симптомов, можно контролировать последствия, однако есть
некоторое количество минусов.
она никогда не оказывается эффективнее интерпсихических
методов
важная роль, как и при классических психических методах,
отводится субъективным факторам, например, характеру
взаимоотношений между психотерапевтом и пациентом.
Пациент обязательно должен быть заинтересован. Без его
заинтересованности ничего не сформируется.
симптомы могут быть восстановлены (наркоманы, алкоголики),
устранение симптомов не устраняет причину их возникновения.
Когда мы обсуждаем бихевиориальную терапию, нужно знать
пределы компетентности, для каких задач она эффективна.
27. Резюме
Поведенческая психотерапия ставит своей целью устранениенежелательных форм поведения и выработку полезных для клиента
навыков поведения. Наиболее успешно поведенческая терапия
применяется для лечения фобий, поведенческих расстройств и
зависимостей, то есть тех состояний, в которых возможно выделить какойто определенный симптом как «мишень» для терапевтического
вмешательства.
Научной базой поведенческой психотерапии является теория
бихевиоризма. Поведенческая терапия может применяться как
самостоятельно, так и в комплексе с когнитивной психотерапией.
Поведенческая психотерапия является директивной и структурированной
формой психотерапии.
Её этапами являются: анализ поведения, определение этапов,
необходимых для коррекции поведения, постепенная тренировка новых
навыков поведения, отработка новых навыков поведения в реальной
жизни.
Основная цель поведенческой терапии — не понимание причин проблем,
возникших у пациента, а изменение его поведения.
28. Резюме
Для своего времени (начало XX в.) бихевиоризм явился новымпозитивным вкладом в науку, обеспечившим ее прогресс. Так
же, впрочем, как и фрейдизм, позволивший по-новому оценить
многие явления душевной жизни. Однако уже по прошествии
полувека эти две основные силы в психологии (об
интроспекционизме никто уже всерьез не вспоминал)
продемонстрировали присущие им слабости и издержки и
фактически побудили новое поколение психологов
объединиться в «третью силу» под знаменами гуманистической
психологии. Кстати, именно от гуманистов в адрес
бихевиоризма раздавалась самая серьезная критика.
29. Резюме
Бихевиоризм родился как протест против произвольных умозрительныхспекуляций исследователей, не определяющих понятия четким,
операциональным образом, и объясняющих поведение лишь
метафорически, не переводя красивые объяснения на язык четких
инструкций: что нужно конкретно сделать, чтобы получить от себя или
другого нужное изменение в поведении.
Всей историей своего развития бихевиоризм продемонстрировал значение этого научного направления и его историческая судьба сродни
тем, что характерны для любой психологической школы. В свое время его
рождение отвечало насущным требованиям науки и практики, всей
общественной жизни, явилось позитивным шагом в развитии науки,
поскольку позволило отвергнуть отжившие и малопродуктивные
представления прошлого.
30. Домашнее задание
1.2.
Приведите примеры того, как каждый из режимов
подкрепления (с постоянным соотношением, с постоянным
интервалом, с переменным соотношением, с переменным
интервалом) воздействует на различные аспекты Вашего
поведения
Подготовить доклады к семинарским занятиям в соответствие с
графиком!
31. Литература
Основная:1. Общая психология и психология личности /под ред.А.А.Реана. –
М.: АСТ, 2009.
Дополнительная:
1. Хьелл, Л. Теории личности: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006.
3. Хрестоматия по психологии личности. В 2 т. – СПб.: Питер, 2005.
Электронные ресурсы:
1. БД «MedArt»
2. БД «Медицина»
3. ЭК КрасГМУ
4. Электронная библиотека Absotheue
Спасибо за внимание!
здоровых изменений поведения | Научитесь вести более здоровый образ жизни
X Закрыть
Назначить встречу
Выберите свое местоположение, чтобы назначить встречу с врачом.
Расписание в Орландо Расписание в Тампе Расписание в футах Майерс Расписание в Майами-Дорал Расписание в Лейкленде TeleHealth Scheduling
Обратите внимание, что в настоящее время мы не принимаем пациентов Medicaid
X Закрыть
Орландо
Запишитесь на прием к врачу в Орландо.
Расписание онлайн 833-769-3524
Не знаете, какой провайдер вам подходит? Нажмите кнопку ниже, чтобы ответить на несколько вопросов, и наша команда скоро свяжется с вами.
Заполните анкету пациента Чтобы обратиться к своему поставщику медицинских услуг по телефону Telehealth , а не лично, позвоните в свой офис, и мы согласуем это изменение.
X Close
Тампа
Запишитесь на прием к врачу в Тампе.
Расписание онлайн 833-769-3524
Не знаете, какой провайдер вам подходит? Нажмите кнопку ниже, чтобы ответить на несколько вопросов, и наша команда скоро свяжется с вами.
Заполните анкету пациента Чтобы обратиться к своему поставщику медицинских услуг по телефону Telehealth , а не лично, позвоните в свой офис, и мы согласуем это изменение.
X Закрыть
Футов. Myers
Запишитесь на прием к врачу в Ft. Майерс.
Расписание онлайн 833-769-3524
Не знаете, какой провайдер вам подходит? Нажмите кнопку ниже, чтобы ответить на несколько вопросов, и наша команда скоро свяжется с вами.
Заполните анкету пациента Чтобы обратиться к своему поставщику медицинских услуг по телефону Telehealth , а не лично, позвоните в свой офис, и мы согласуем это изменение.
X Close
Майами-Дорал
Запишитесь на прием к врачу в Майами-Дорал.
Расписание онлайн 833-769-3524
Не знаете, какой провайдер вам подходит? Нажмите кнопку ниже, чтобы ответить на несколько вопросов, и наша команда скоро свяжется с вами.
Заполните анкету пациента Чтобы обратиться к своему поставщику медицинских услуг по телефону Telehealth , а не лично, позвоните в свой офис, и мы согласуем это изменение.
X Close
Лейкленд
Запишитесь на прием к врачу в Лейкленде.
Расписание онлайн 863-680-1950
Не знаете, какой провайдер вам подходит? Нажмите кнопку ниже, чтобы ответить на несколько вопросов, и наша команда скоро свяжется с вами.
Заполните анкету пациента Чтобы обратиться к своему поставщику медицинских услуг по телефону Telehealth , а не лично, позвоните в свой офис, и мы согласуем это изменение.
X Close
TeleHealth
Запишитесь на прием к одному из наших поставщиков услуг TeleHealth.
Расписание онлайн
Не знаете, какой провайдер вам подходит? Нажмите кнопку ниже, чтобы ответить на несколько вопросов, и наша команда скоро свяжется с вами.
Заполните анкету пациента
X Закрыть
Назначить встречу
- Имя*
- Фамилия*
- Адрес электронной почты*
- Номер телефона*
- CAPTCHA
Живой чат
Модель укрепления здоровья Пендера — Теория ухода за больными
Модель укрепления здоровья была разработана Нолой Дж. Пендер как «дополнительный аналог моделей охраны здоровья». Он определяет здоровье как положительное динамическое состояние, а не просто отсутствие болезни. Укрепление здоровья направлено на повышение уровня благополучия пациента. Модель укрепления здоровья описывает многоаспектную природу людей, когда они взаимодействуют с окружающей средой для достижения здоровья.
Модель Пендера фокусируется на трех областях: индивидуальные характеристики и опыт, поведенческие познания и аффекты, а также поведенческие результаты. Теория отмечает, что каждый человек обладает уникальными личными характеристиками и опытом, которые влияют на последующие действия. Набор переменных для поведенческих конкретных знаний и аффекта имеет важное мотивационное значение. Переменные могут быть изменены с помощью действий по уходу. Поведение, способствующее укреплению здоровья, является желаемым поведенческим результатом, что делает его конечной точкой в модели укрепления здоровья. Такое поведение должно привести к улучшению здоровья, расширению функциональных возможностей и повышению качества жизни на всех этапах развития. На конечный поведенческий спрос также влияют непосредственные конкурирующие спрос и предпочтения, которые могут подорвать намеченные действия по укреплению здоровья.
Модель укрепления здоровья делает четыре предположения:
- Люди стремятся активно регулировать свое поведение.
- Индивиды, во всей их биопсихосоциальной сложности, взаимодействуют с окружающей средой, постепенно трансформируя окружающую среду, а также трансформируясь с течением времени.
- Медицинские работники, такие как медсестры, составляют часть межличностной среды, которая оказывает влияние на людей на протяжении всей их жизни.
- Самостоятельная реконфигурация интерактивных паттернов «человек-окружающая среда» необходима для изменения поведения.
Модель содержит тринадцать теоретических утверждений. Они обеспечивают основу для исследовательской работы по поведению в отношении здоровья. Утверждения таковы:
- Предшествующее поведение, а также унаследованные и приобретенные характеристики влияют на убеждения, аффекты и реализацию поведения, способствующего укреплению здоровья.
- Люди обязуются вести себя таким образом, от которого они ожидают получения личной выгоды.
- Воспринимаемые барьеры могут ограничивать приверженность к действию, быть посредником поведения, а также фактическое поведение.
- Воспринимаемая компетентность или самоэффективность для выполнения данного поведения увеличивает вероятность приверженности действию и фактического выполнения поведения.
- Более высокая воспринимаемая самоэффективность приводит к уменьшению предполагаемых барьеров для определенного поведения в отношении здоровья.
- Положительное влияние на поведение приводит к большей воспринимаемой самоэффективности, что, в свою очередь, может привести к усилению положительного воздействия.
- Когда положительные эмоции или аффект связаны с поведением, повышается вероятность приверженности и действия.
- Люди с большей вероятностью примут участие в поведении, способствующем укреплению здоровья, когда значимые другие моделируют такое поведение, ожидают, что такое поведение произойдет, и оказывают помощь и поддержку, чтобы обеспечить такое поведение.
- Семья, сверстники и поставщики медицинских услуг являются важными источниками межличностного влияния, которое может увеличить или уменьшить приверженность и участие в поведении, способствующем укреплению здоровья.
- Ситуационное влияние внешней среды может увеличивать или уменьшать приверженность или участие в поведении, способствующем укреплению здоровья.
- Чем больше приверженность конкретному плану действий, тем больше вероятность того, что поведение, способствующее укреплению здоровья, будет сохраняться с течением времени.
- Приверженность плану действий с меньшей вероятностью приведет к желаемому поведению, когда конкурирующие требования, которые люди мало контролируют, требуют немедленного внимания.
- Люди могут изменять познание, аффекты, а также межличностную и физическую среду, чтобы создавать стимулы для действий в отношении здоровья.
Основными понятиями модели укрепления здоровья являются индивидуальные характеристики и опыт, предыдущее поведение и частота подобного поведения в прошлом. Прямое и косвенное влияние на вероятность участия в поведении, способствующем укреплению здоровья.
Личностные факторы подразделяются на биологические, психологические и социально-культурные. Эти факторы предсказывают данное поведение и формируются в зависимости от характера рассматриваемого целевого поведения. Биологические личностные факторы включают такие переменные, как возраст, пол, индекс массы тела, половое созревание, аэробные способности, сила, ловкость или баланс. Психологические личностные факторы включают такие переменные, как самооценка, самооценка, мотивация, личная компетентность, воспринимаемое состояние здоровья и определение здоровья. Социально-культурные личные факторы включают такие переменные, как раса, этническая принадлежность, аккукультурация, образование и социально-экономический статус.
Воспринимаемая польза от действий — это ожидаемые положительные результаты, которые могут возникнуть в результате здорового образа жизни. Воспринимаемые препятствия к действию являются ожидаемыми, воображаемыми или реальными препятствиями и затратами на понимание данного поведения. Воспринимаемая самоэффективность — это суждение или личная способность организовывать и осуществлять поведение, способствующее укреплению здоровья. Воспринимаемая самоэффективность влияет на воспринимаемые барьеры для действий, поэтому более высокая эффективность приводит к снижению восприятия барьеров для выполнения поведения.
Аффект, связанный с деятельностью, определяется как субъективное положительное или отрицательное чувство, возникающее на основе стимулирующих свойств самого поведения. Они влияют на самоэффективность, что означает, что чем позитивнее субъективное ощущение, тем больше ощущение эффективности. В свою очередь, повышенное чувство эффективности может вызвать дальнейший положительный эффект.
Межличностные влияния – это поведение, убеждения или отношения других людей, связанные с познанием. Межличностные влияния включают в себя: нормы (ожидания значимых других), социальную поддержку (инструментальное и эмоциональное поощрение) и моделирование (замещающее обучение через наблюдение за другими, занимающимися определенным поведением). Основными источниками межличностного влияния являются семьи, сверстники и поставщики медицинских услуг.
Ситуационные влияния — это личные восприятия и познания, которые могут способствовать или препятствовать поведению. Они включают в себя представления о доступных вариантах, а также характеристики спроса и эстетические особенности среды, в которой предполагается проводить данное укрепление здоровья. Ситуационные влияния могут оказывать прямое или косвенное влияние на поведение в отношении здоровья.
В рамках поведенческого результата существует приверженность плану действий, который представляет собой концепцию намерения и определение запланированной стратегии, которая ведет к реализации здорового поведения. Конкурирующие требования — это те альтернативные виды поведения, над которыми люди мало контролируют, поскольку существуют непредвиденные обстоятельства окружающей среды, такие как работа или обязанности по уходу за семьей. Конкурирующие предпочтения — это альтернативное поведение, над которым индивидуумы имеют относительно высокий контроль.