Бихевиористский подход рассматривает личность как результат: Рабочая программа дисциплины история психологии наименование дисциплины Кафедра психологии история психологии 2018

Содержание

Способы психологического объяснения поведения людей

К настоящему времени в психологии сложились шесть основных способов описания людей, на которые в той или иной степени опираются попытки объяснения их поведения в особых условиях, включая работу. Речь идет о таких концепциях, как теория личностных черт, бихевиоризм, теория социального научения, психоанализ, когнитивная методология, гештальтпсихология и теория групповой динамики.

1. Поведение в теории личностных черт

Согласно теории личностных черт, наблюдаемую вариативность поведения людей, находящихся в одинаковых условиях, например, участвующих в выполнении общего производственного задания, следует объяснять индивидуальными (врожденными или приобретенными в ходе социализации) чертами.

Например, если сотрудник не выполняет норму выработки, то приверженец теории личностных черт объяснит этот факт ее врожденной медлительностью.

Согласно известному американскому психологу Г.

Олпорту, понимавшему поведение личности как борьбу за реализацию имеющихся у нее возможностей, человек может иметь от двух до десяти главных черт, характеризующих его образ жизни. Среди них — такие, например, как трудолюбие или склонность к праздности, честность, деловые качества, любовь к музыке и т.п. Другие многочисленные второстепенные черты связаны скорее с его установками в отношении конкретных ситуаций.

2. Бихевиористская модель поведения

Слово «бихевиоризм» (англ. behavior — поведение) обозначает науку или учение о поведении. Методология бихевиоризма — основа теоретической базы современных концепций организационного поведения. В целом она строится на отказе от объяснения причин поведения с помощью механизмов сознания, чем занималась классическая психология, оперируя такими понятиями, как «сознание», «воля», «мышление» и т.п.

Бихевиоризм понимает поведение человека достаточно упрощенно, как совокупность двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на воздействия (стимулы) внешней среды.

При этом субъекты поведения сознательно выбирают такую линию действий, которая позволит избежать негативных санкций и повысить вознаграждение. Таким образом, единица наблюдения — конкретная связь стимула S и реакции R: S →R.

Основатель бихевиоризма Дж. Уотсон («Психология с точки зрения бихевиориста», 1913) разделил все реакции на наследственные (рефлексы, простейшие эмоции) иприобретенные (привычки, мышление, речь, чувства, социальное поведение).

Согласно этой модели, развитие поведения происходит путем приобретения новых реакций на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы — стимулы, вызывающие строго определенные реакции. Например, эмоцию страха у младенца вызывают лишь два безусловных стимула — потеря равновесия и громкий звук. В последующем опыте жизни безусловные стимулы соединяются с условными (появляющимися одновременно с безусловными), которые способны вызывать аналогичную реакцию. Страх у взрослого человека может быть вызван заметно большим числом других, условных, стимулов, возникающих из опыта, например, страха наказания, страха потерн близкого человека, работы и т.

д. В процессе социализации элементарные реакции на разные стимулы связываются друг с другом, образуя сложные системы реагирования.

Кроме того, по критерию доступности для наблюдения реакции делятся на внешние(доступные для простого наблюдения — речь, эмоции, рефлексы) и внутренние(фиксируемые опосредованно с помощью специальных приборов — скрытые мускульные движения, изменения в процессах обмена веществ в организме).

Существенный вклад в развитие бихевиористской концепции применительно к поведению в организации внес Б. Скиннер, разработав концепцию оперантного поведения. Суть ее состоит в том, что в ответ на определенные стимулы животное или человек научаются производить соответствующие действия, которые либо обеспечивают положительное подкрепление, либо избавляют их от действия болевых травмирующих факторов. Таким образом, сами по себе эти действия выполняют функцию инструмента, обеспечивающего получение подкрепления (вознаграждение или ненаступление неприятного ощущения).

Б. Скиннер поставил следующий эксперимент. Голодную крысу помещают в изолированную от звуков, тускло освещенную клетку (ящик Скиннера), в одной из стенок которой находится рычажок. Если на него нажать, то из специального отверстия появляется съедобный шарик и крыса может частично утолить голод. Таким образом, для того чтобы насытиться, крыса должна выполнить определенную процедуру — оперант. До этого крыса несколько дней получала пищу с помощью автоматической кормушки, включение которой сопровождалось характерным звуком. Если бы кормушка включилась, а пища вдруг не появилась, то крыса все равно побежала бы к кормушке, поскольку образовался условный рефлекс (устойчивая связь между возникновением шума от включения кормушки и появлением пищи). Вот кормушка включается, а пищи нет. Для того чтобы она появилась, нужно нажать на рычаг, но крыса этого не знает. Как только она узнает об этом, случайно нажав на рычаг, то начинает выполнять это действие снова и снова. Рычаг можно закрепить, чтобы при нажатии пища не появлялась.

Если подобная ситуация продлится достаточно долго, то происходит угасание операнта — шаблонного действия, ведущего к достижению полезного результата.

В развитие концепции оперантного поведения П. Лоуренс и Дж. Лорш сформулировализакон ожидаемого результата. Этот закон в той или иной модификации используется в практике управления для стимулирования труда подчиненных. В соответствии с ним, чтобы добиться желательного трудового поведения персонала и обеспечить его устойчивость, необходимо разработать систему постоянно действующих позитивных стимулов (подкреплений).

3. Теория социального научения

Концепция бихевиоризма стала методологической основой теории социального научения. Согласно ей социальные, и в особенности сексуальные, роли людей, а также большинство форм социального поведения, составляющих основу адаптации к окружению, складываются в результате наблюдений за определенными социальными моделями: такими, как родители, учителя, товарищи по играм или герои романов и телевизионных фильмов. В итоге получается, что личность — это результат взаимодействия между индивидом (с его способностями, прошлым опытом, ожиданиями и т.д.) и окружающей средой, которую он стремится узнать, чтобы разобраться, в каких ситуациях его поведение окажется адекватным, а в каких неприемлемым в зависимости от связанных с ним поощрений или наказаний.

Теория социального научения объясняет зависимость между изменениями поведения человека и теми последствиями, которые они вызывают в определенных ситуациях. Она, однако, не позволяет понять личность в целом и те константы, которые характеризуют личность данного индивида. Особенно мало она пригодна для того, чтобы объяснить тот контроль, которому столь многие люди пытаются подвергнуть свое существование с целью придать ему какой-то смысл. Такую попытку делает когнитивный подход.

4. Психоаналитическое объяснение поведения

Психоаналитическое объяснение поведения является альтернативой бихевиористскому. Психоанализ рассматривает поведение как определенныйрезультат разрешения внутриличностного конфликта между тремя подсистемами психики:

  • подсознанием — id;
  • самосознанием — ego;
  • super-ego, представляющим «социальную» часть психики.

В этом конфликте ведущая роль отводится подсознанию, вследствие чего активность людей понимается как совокупность реакций на действие разных по своей направленности импульсов подсознания, функционирующего по своей собственной, не вполне понятной логике. Таким образом, наблюдаемое поведение людей по своей сути неосознанно и, следовательно, должно анализироваться и описываться как следствие внутренних конфликтов и противоречивых стремлений личности.

5. Когнитивная концепция поведения

Согласно когнитивной (англ. cognitive — познавательный) методологии поведение человека рассматривается не как механическая реакция на тот или иной стимул, а какрезультат интерпретации им конкретной ситуации, осуществляемой с учетом его знаний и всего совокупного опыта жизни. Человек по своей природе не является пассивным существом, чьи действия полностью зависят от контроля внешней среды. Характер его реакций на возникающие ситуации и события чаще всего определяется той когнитивной интерпретацией, которую происходящему с ним и вокруг него дает он сам.

Соответственно предмет когнитивной психологии составляют процессы и свойства личности, связанные с получением информации: восприятие, создание и распознавание образов, внимание, мышление, речь, воображение, принятие решений и пр.

Когнитивная концепция поведения исходит из приоритетной роли перечисленных психических явлений как факторов поведения. В соответствии с этим подходом человеческое поведение в организации следует рассматривать не как реакцию человека на объективную рабочую ситуацию, а скорее как реакцию на ее субъективный образ. Следовательно, предметом управленческого воздействия на поведение персонала должны быть не объективные условия работы, а результаты их восприятия. Хороший управляющий — тот, кто «господствует прежде всего над эмоциональными реакциями подчиненных» (Д. Мак-Грегор).

6. Гештальтпсихология

Приверженцы гештальтпсихологии (нем. gestalt — форма, структура, фигура) видят в поведении человека реализацию его жизненной стратегии, корректируемой с учетом жизненных стратегий других. В основе такого понимания лежит основной постулат гештальтпсихологов, согласно которому человек воспринимает окружающий его мир в виде целостных образов, а не путем последовательного накопления и суммирования ощущений. Например: музыкальную мелодию мы воспринимаем целиком, а не отдельными звуками; решение какой-либо задачи появляется одномоментно в целом виде; исполнение различных приемов в спорте, танцах, труде воспринимается в формах слитных плавных движений, а не в виде последовательного ряда перемещений тела и его частей в пространстве. Человек, который входит в комнату, где находятся другие люди, воспринимает не передвигающиеся пятна цвета и даже не лица и тела по отдельности. Он воспринимает комнату и находящихся в ней люден как некоторое единство, в котором один из элементов, выбранный из многих других, выделяется, в то время как остальные составляют фон.

Согласно методологии гештальта, человеческая природа (если под ней понимать психическую жизнь) организована в виде целостностей и только таким образом может быть воспринята и понята. Человек взаимодействует с окружающим миром, выделяя в нем актуальные для него в данный момент целостности. Что же касается поведения людей в организации, то его нужно понимать как одно из проявлений их бытия, переживаемое в виде единого образа.

Этот образ будет индивидуально различным в силу индивидуальности восприятия. Для одного сотрудника помещение, в котором он работает, будет выступать в качестве фигуры, а все остальное (включая сотрудников) — как фон. Для другого фигурой будет являться личность руководителя, а остальные сотрудники — фоном, и т.д. Сама же организация, очевидно, не для всех сотрудников будет являться целостным объектом восприятия и отношения, поэтому для гештальтпсихологов, изучающих феномен организационного поведения, описание происходящего «здесь и теперь» будет важнее поиска объяснения его причин.

7. Концепция групповой динамики

Концепция групповой динамики строится на утверждении о прямой обусловленности (детерминированности) поведения человека коллективным поведением группы, в первую очередь малой. Из такой точки зрения следует, что поведение человека в организации непосредственно связано с коллективной деятельностью, в которой он участвует, и является ее продуктом. В связи с этим анализировать и прогнозировать поведение людей на работе необходимо в контексте процессов группообразования в организации, внутригруппового взаимодействия и стадий развития группы.

8. Социологические теории, объясняющие особенности и факторы различий организационного поведения

Напомним, что социология изучает главным образом поведенческую активность не отдельных индивидов, а различных объединений людей — социальных общностей. Это отнюдь не означает, что для социологов не представляют интереса конкретные люди. Напротив, социология личности традиционно является одним из основных направлений социологических исследований и структурных элементов социологических теорий. В соответствии со своими взглядами на природу человеческой активности социологи объясняют особенности поведения отдельных людей двумя факторами:

  • принадлежностью их к конкретным социальным общностям, отличающимся размерами, культурой, целями, видами деятельности, образом жизни, интересами и пр. ;
  • положением, которое эти люди занимают в данных общностях.

В социологии (так же, как и в психологии) пока не сложилось единого целостного представления о собственном предмете исследования — обществе. В частности, существуют два противоположных взгляда на соотношение человека и общества:

  1. Согласно первому взгляду человек, точнее, его личность, — продукт того общества, в котором он появился на свет, рос, воспитывался, учился и работал.
  2. Согласно противоположной точке зрения общество и другие, менее масштабные социальные общности непрерывно создаются деятельностью людей и, таким образом, являются ее результатом.

О разнообразии социологических взглядов на природу поведения человека в организации дает представление следующий краткий обзор основных теоретических концепций, разработанных социологами.

Теория типичности социальных свойств. Поведение индивидов и групп в организации объясняется наличием у них как субъектов организационных отношенийсоциально типичных свойств, обусловленных принадлежностью к определенной социальной категории (культурной, профессиональной и др. ). Согласно данной логике, факт социальной принадлежности членов группы и группы в целом служит достаточным основанием для объяснения конкретных действий и прогнозирования особенностей их поведения в организации.

Теория социального действия. В соответствии с теорией социального действия (М. Вебер, Т. Парсонс и др.), поведение в организации необходимо рассматривать какследствие в основном рациональных и скоординированных коллективных действий, при которых каждый субъект поведения учитывает интересы, восприятия и ожидания других участников взаимодействия. В развитие данной теории возниклаконцепция ограниченной рациональности (Г. Саймон), учитывающая фактический предел возможностей человека в принятии (в условиях известного дефицита времени) полностью рациональных решений, которые требуют учета всей совокупности факторов, от которых зависит его принятие и выполнение. В условиях реального управления (в силу указанных обстоятельств) возможно принимать лишь условно рациональные решения.

Институциональная теория предполагает рассмотрение организационного поведения в контексте функционирования единой социальной системы и составляющих ее институтов, действие которых в свою очередь обеспечивается набором соответствующих социальных ролей, норм и санкций. Другими словами, поведение в организации понимается как результат принятия (соблюдения) субъектомустановленных в данном социуме ролевых требований и санкций за нестандартные действия. Все это обеспечивает необходимый уровень социального порядка и предсказуемости поведения персонала.

Функциональная теория объясняет поведение в организации, рассматривая его в качестве функционального элемента единой социальной системы. Другими словами, утверждается, что поведение в организации сводится к выполнению определенной функции или нескольких функций. При этом предполагается, что взаимодействующим субъектам — индивидам (группам) — свойственно изначальное стремление к сохранению и укреплению целостности данной системы и поэтому все процессы, включая процессы в организациях, осуществляются в целях ее выживания. Соответственно они направлены на обеспечение интеграции, сотрудничества, равновесия и т.п. Поведение же при таком понимании (в том числе и поведение в организации) удобно анализировать с помощью одномерной шкалы на континууме: функциональное — дисфункциональное. Ключевые понятия этой теории — «выживание организации», «социальные функции организации», «дисфункции в организации».

Интеракционизм видит предмет социологии в совокупности взаимодействий индивидов в малых группах. Отсюда поведение в организации — это поведение, связанное прежде всего с взаимодействием между сотрудниками формальных структурных подразделений и внутри малых неформальных групп. Поведение субъектов взаимодействия строится, как правило, исходя из учета фактического состава социальных позиций, ролей, ролевых предписаний и ожиданий. Соответственно основное внимание при его изучении должно уделяться рассмотрению и описанию процессов взаимодействия, детерминируемых системой ролей и ролевых ожиданий в группах.

Теории социального конфликта занимают видное место среди социологических объяснительных моделей поведения в социуме. Рассматривая поведение в организации, приверженцы данной теории главное внимание уделяют конфликтам, которые в свою очередь объясняют наличием и столкновением противоположных интересов и социальных позиций коллективных субъектов трудового взаимодействия. Варианты этой теории различаются в зависимости от того, какой именно социальный феномен рассматривается в качестве объекта конфликта (власть, собственность, материальные ресурсы, право на достойное вознаграждение). Теории социального конфликта также стремятся ответить на естественные вопросы о степени его неизбежности и возможных условиях разрешения.

Теории социального обмена основное внимание уделяют механизму поведения индивидов и групп. При этом они видят его пружины в рациональном,взаимовыгодном обмене деятельностями и вознаграждениями. Выявление и изучение правил, обеспечивающих такого рода обмен, составляет основную задачу ее сторонников. Нарушение этих правил рассматривается в качестве главной причины часто наблюдаемого распада групп и организаций.

Феноменологический подход к описанию поведения в организации опирается на идеи феноменологической социологии, называемой еще социологией повседневности, интересующейся сознательными аспектами поведения, соотнесением собственного потока сознания и восприятия сознания других. Ключевое понятие этого подхода —понятие жизненного мира, или мира повседневности, разделяемого многими людьми и вместе с тем содержащего частные, биографически конкретные аспекты. Соответственно в жизненном мире различаются интимные отношения лицом к лицу (мы-отношения) и сдержанные безличные отношения (они-отношения).

Формирование теории организационного поведения опирается на результаты исследований, относящихся не к одной, а ко многим психологическим и социологическим школам. Это вполне закономерно, поскольку организационное поведение как объект исследования само по себе достаточно сложно, чтобы его можно было адекватно, без искажения сути явления, описать и объяснить, находясь в узких рамках одной-единственной методологической позиции и концептуальных предпосылок.

Теории личности — Практическая психология на Aboutyourself.ru

Автор Татьяна в . Опубликовано Психология личности Последнее обновление: 20/03/2015

Психология личности рассматривает самые интересные теории целого ряда известных мыслителей, в том числе Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона. Давайте распределим их по группам их и рассмотрим каждую подробнее.

Биологические теории

Биологический подход предполагает, что личность определяется генетически. Достаточно большое количество исследований подтверждают идею о том, что существует связь между наследственностью и личностными качествами.

Одним из самых известных теоретиков в этой области был Ганс Айзенк, который и связал аспекты личности с биологическими процессами. Например, Айзенк утверждал, что интроверты имели повышенное возбуждение коры головного мозга, и что это делало ненужной дополнительную стимуляцию. С другой стороны, у экстравертов возбуждение было менее сильным, вследствие чего они стремятся к стимулирующему их опыту.

Бихевиористские теории

Бихевиористские теории предполагают, что личность является результатом взаимодействия человека и окружающей среды. Приверженцы поведенческого подхода к изучению личности изучают лишь наблюдаемые и измеримые проявления поведения, отвергая теории, которые принимают во внимание мысли и чувства человека.

Среди бихевиористов заметно выделяются Б.Ф. Скиннер и Джон Б. Уотсон.

Психодинамические теории

Все психодинамические теории личности сформировались, в значительной степени, под влиянием работ Зигмунда Фрейда; они подчёркивают влияние на процесс формирования и становления личности бессознательного и детских переживаний. К психодинамическим теориям относят теорию психосексуального развития Зигмунда Фрейда и этапы психосоциального развития, выделенные Эриком Эриксоном.

Фрейд полагал, что личность составляют Ид, Эго и Суперэго. Ид несёт ответственность за все потребности и побуждения, а Супер-эго за идеалы и мораль. Эго представляет собой баланс требований Ид, Супер-Эго и реальности.

Эриксон считал, что личность в своём развитии проходит серию стадий, на каждой из которых решается определённый конфликт. Успех зависит от успешного преодоления этих конфликтов.

Гуманистические теории

Гуманистические теории подчеркивают важность свободной воли и индивидуального опыта в развитии личности. Теоретики гуманистического взгляда на личность подчеркивали концепцию самоактуализации, которая подразумевает врождённую потребность в личностном росте, которая и мотивирует поведение. В рамках гуманистического подхода работали такие теоретики, как Карл Роджерс и Абрахам Маслоу.

Теории личностных черт

Теории личностных черт представляют один из крупнейших подходов в психологии личности. Согласно этому подходу, личность являет собой определённую совокупность характерных черт — в основном, относительно стабильную. Именно сочетание этих черт заставляет человека вести себя определённым образом. К наиболее известным теориям в рамках этого подхода относят теорию Айзенка и «Большую пятёрку».

Теги: личность, теории

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Psychology Chapter 2 Self and Personality Class 12 Notes |Leverage Edu

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему одни люди в трудных ситуациях проявляют спокойствие, а другие нервничают? Чем мыслительный процесс и мышление полностью отличаются от других? Каждый человек отличается друг от друга, у каждого свой характер. Есть что-то общее, но всегда есть какая-то уникальность в каждом человеке. Глава 2 из Psychology в CBSE раскрывает бихевиоризм, оценку личности и многое другое. Прочтите этот блог о себе и личности класса 12. Заметки.

Этот блог включает в себя:
  1. Я и личность
  2. Концепция Я
  3. Когнитивные и поведенческие аспекты Я
  4. Концепция личности
  5. Важные термины, относящиеся к личности
  6. Основные подходы к изучению личности 9001 0
  7. Подход на основе признаков
  8. Теория признаков Олпорта
  9. Метод Айзенка Факторная теория
  10. Кеттелл: Факторы личности
  • Пятифакторная модель личности
  • Типовой подход
    1. Теория типов телосложения Шелдона
    2. Теория Карла Юнга
    3. Теория типов
  • Психодинамический подход
  • Ключевые выводы психодинамического подхода 90 012
  • Структура личности
  • Механизм защиты Эго
  • Стадии психосексуального развития
  • Недостатки психодинамического подхода
  • Постфрейдистские подходы
    1. Карл Юнг: цели и стремления
    2. Альфред Адлер: образ жизни и социальные интересы
    3. Эрих Фромм. Проблемы человека
  • Поведенческий подход
  • Гуманистический подход
  • Культурный подход
  • Оценка личности
  • Ограничения самоотчетных показателей 900 12
  • Проективные методы
  • Ограничения проективных методов
  • Поведенческий анализ
    1. Я и личность, класс 12 NCERT PDF
  • Я и личность, класс 12 Примечания PPT
  • Часто задаваемые вопросы
  • Психология Класс 12 Глава 2 Примечания PDF Загрузить

    Я и личность

    Я и личность относятся к характерным способам, которыми люди определяют себя. Заметки «Я и личность» класса 12 помогут нам изучить и понять поведение себя и других.

    Читайте также: Лучшие страны для изучения психологии

    Концепция Я

    • Самость относится к совокупности сознательных переживаний, идей, мыслей и чувств человека по отношению к себе
    • Личная идентичность относится к атрибутам, которые отличают нас от других. Например, я трудолюбивый, я Картикея
    • .
    • Социальная идентичность относится к тем аспектам, которые связывают нас с социальной или культурной единицей. Например, я индус
    • Я как субъект что-то делает. Например, я психолог
    • Я как объект наблюдается и становится известным. Например, на меня повлияла его речь
    • В дальнейшем его можно разделить на две категории: Личное и Социальное Я
    • Личное Я в первую очередь касается самого себя, и акцент делается на таких аспектах, как личная свобода, личная ответственность и т. д.
    • Социальная самость возникает по отношению к другим, и основное внимание уделяется таким аспектам, как сотрудничество, единство, принадлежность и т. д.
    Кредиты: NCERT Point

    Когнитивные и поведенческие аспекты самости

    • Я-концепция определяется как то, как мы воспринимаем себя, и наши представления о наших компетенциях и способностях
    • Самоуважение определяется как ценностное суждение о нашей собственной значимости и ценности. Высокая самооценка помогает хорошо работать, а низкая самооценка приводит к депрессии и тревоге. Позитивное воспитание — необходимое условие для воспитания у детей высокой самооценки
    • Самоэффективность определяется как убеждение, которого мы придерживаемся относительно самих себя в отношении контроля и влияния на результаты своей жизни. Сильное чувство собственной эффективности помогает нам выбирать и конструировать жизненные ситуации и наоборот
    • Саморегуляция определяется как способность организовывать и контролировать собственное поведение
    • Самоконтроль относится к отсрочке удовлетворения потребностей и желаний, что играет важную роль в достижении долгосрочных целей.
    • Различные методы самоконтроля объясняются следующим образом:
      Самообучение относится к инструктированию самих себя для выполнения определенной задачи
    • Наблюдение за собственным поведением дает нам соответствующую информацию, необходимую для модификации и изменения собственного поведения
    • Под самоусилением понимается поощрение нашего целеустремленного поведения

    Читайте также: Лучшие страны для изучения психологии

    Концепция личности

    Личность относится к нашим характерным способам реагирования на людей и ситуации в нашей жизни. Вот некоторые из основных характеристик личности:

    • Она имеет как физические, так и психологические компоненты
    • Основные характеристики не меняются со временем
    • Это выражение В терминах Поведения, довольно уникальное для данного индивидуума
    Кредиты: Очень хороший ум
    • Темперамент относится к биологически обоснованному характерному способу реагирования на людей и ситуации
    • Черта относится к стабильному и постоянному поведению
    • Предрасположенность определяется как склонность человека реагировать на данную ситуацию определенным образом
    • Характер определяется как общий паттерн регулярно встречающегося поведения
    • Привычка — это выученный способ поведения
    • Ценности относятся к целям и идеям, которым важно следовать в жизни

    Также читайте : Learning Class 11 Psychology Notes

    Основные подходы к изучению личности

    Существуют различные подходы, используемые для изучения человеческой личности. Каждый подход имеет свои достоинства, недостатки и ограничения. Давайте рассмотрим основные подходы к изучению личности:

    Кредиты: Easy Learning

    Подход на основе черт

    Он фокусируется на конкретных психологических характеристиках, по которым люди отличаются последовательным и стабильным образом. Основное внимание уделяется доминирующим признакам. Некоторые из теорий, основанных на подходе черт, перечислены ниже:

    Теория черт Оллпорта

    Оллпорт придумал 3 типа черт для понимания человеческой личности, и эти черты — Кардинальные черты, Центральные черты и вторичные черты.

    • Кардинальные черты очень обобщены по своей природе, и человек становится известен благодаря этим чертам на протяжении всей жизни, например, Махатма Ганди был известен своей честностью и ненасилием.
    • Центральные черты носят менее общий характер, составляют основу личности человека и могут использоваться в профиле работы человека
    • Второстепенные черты проявляются только в определенных ситуациях и менее всего распространены. Например, Радж любит смотреть фильмы.

    Факторная теория Айзенка

    Эта теория включает три аспекта, которые включают ряд характеристик. Вот подробное описание всех трех измерений:

    • Нейротизм и эмоциональная стабильность относится к степени, в которой люди контролируют свои чувства. Люди с высоким уровнем невротизма эмоционально нестабильны, капризны и тревожны. Люди с высоким уровнем эмоциональной устойчивости спокойны, терпеливы
    • Экстраверсия против интроверсии относится к степени, в которой люди социально активны или сдержанны и замкнуты
    • Психотик против общительности относится к степени, в которой люди общительны или антисоциальны. Люди с высоким уровнем психотизма антисоциальны и эгоистичны, тогда как люди с высоким уровнем общительности склонны к сотрудничеству и дружелюбию. Личностный опросник Айзенка используется для изучения и оценки вышеперечисленных аспектов личности

    Читайте также: Курсы психологии в Канаде

    Кеттелл: Факторы личности

    Кеттелл обнаружил 16 первичных или исходных черт. Исходные черты стабильны по своей природе и определяются как строительные блоки нашей личности. Поверхностные признаки являются результатом взаимодействия исходных признаков. Кеттелл разработал опросник с шестнадцатью личностными факторами (16PF) для оценки личности.

    Кредиты: Mister Simplify

    Пятифакторная модель личности

    Он был предоставлен Полом Костой и Робертом МакКрэем и включал 5 факторов. Посмотрите на модель личностных факторов:

    • Открытость опыту . Те, у кого высокие баллы по этому фактору, любопытны, изобретательны и открыты новому опыту, а те, у кого низкие баллы по этому фактору, ригидны и негибки
    • Экстраверсия – Те, у кого высокие баллы по этому фактору, общительны, общительны, а те, у кого низкие баллы по этому фактору, замкнуты и предпочитают оставаться в одиночестве
    • Доброжелательность – Те, кто набирает высокие баллы по этому фактору, добры, готовы к сотрудничеству и дружелюбны, а те, у кого низкие баллы по этому фактору, эгоистичны и эгоистичны
    • Нейротизм – Те, у кого высокие баллы по этому фактору, эмоционально нестабильны, тревожны, капризны, а те, у кого низкие баллы по этому фактору, спокойны, терпеливы и эмоционально стабильны
    • Добросовестность – Те, у кого высокие баллы по этому фактору, целеустремленные и усердные, а те, у кого низкие баллы по этому фактору, беззаботные и импульсивные

    Читайте также: Диплом психолога

    Кредиты: Ниту Шарма

    Типовой подход

    Он пытается понять личность, понимая общие закономерности поведения. Он фокусируется на широком наборе характеристик поведения человека. Различные теории, основанные на типовом подходе, объясняются следующим образом:

    Теория типов телосложения Шелдона

    Согласно этой теории существует сильная корреляция между типом телосложения человека и его личностью. Шелдон предложил эндоморфную, мезоморфную и эктоморфную типологию. У эндоморфов округлое, пухлое телосложение, они общительны, общительны, дружелюбны. У эктоморфов атлетическое телосложение, они мужественны, сильны, напористы. Мезоморфы имеют худощавое и тонкое телосложение, они умны и чувствительны.

    Теория Карла Юнга

    Карл Юнг подразделяется на две основные категории – экстраверты и интроверты. Вот обе категории:

    • Интроверты замкнуты и предпочитают оставаться в одиночестве. Они замыкаются в себе, когда сталкиваются с эмоциональной проблемой в своей жизни
    • Экстраверты общительны и общительны. Они полностью наслаждаются своей общественной жизнью и предпочитают ту работу, которая связана с непосредственным общением с людьми, например, , преподавание , психологию и т. д.

    Теория типов

    Она была предложена Фридманом и Розенманом и разделена на четыре категории. Для лучшего понимания приведем подробное описание каждого типа:

    • Тип А Личности, обладающие высоким уровнем мотивации и являющиеся трудоголиками. Им не хватает терпения и они склонны к гипертонии.
    • Люди типа Б являются противоположностью личностей типа А, они спокойные и спокойные.
    • Люди типа С склонны к сотрудничеству и подавляют свои эмоции. Они склонны к раку
    • Люди с типом личности D склонны к депрессии и пессимистично смотрят на свою жизнь

    Читайте также: Более 50 тем для психологических проектов

    Психодинамический подход

    Психодинамический подход был предложен доктором Зигмундом Фрейдом в его клинической практике, где он использовал гипноз для лечения своих пациентов. Он заметил, что, когда пациенты делились своими проблемами, они чувствовали себя легко и расслабленно. Отсюда он придумал технику, называемую свободными ассоциациями, в которой люди делились своими проблемами открыто и без фильтров. Он также использовал анализ сновидений, чтобы понять, как работает разум. Согласно психодинамическому подходу существует три уровня сознания

    1. Сознание – Люди осознают свои мысли, чувства и умственную деятельность
    2. Предсознательный разум  – включает в себя те мысли, чувства, действия и умственную деятельность, которые при внимательном наблюдении могут быть доведены до сведения людей
    3. Подсознание – Включает те чувства и действия, о которых люди совершенно не подозревают

    Читайте также: Методы исследования в психологии

    Основные выводы из психодинамического подхода

    • Люди обычно подавляют свои сексуальные желания, агрессию  и скрывают их от сознания людей, чтобы избежать конфликтов
    • Анализ шуток, снов и неправильного произношения был использован доктором Зигмундом Фрейдом для понимания бессознательного
    • Он придумал терапевтическую процедуру, называемую психоанализом, чтобы понять безусловный разум, и, согласно психоанализу, человеческое поведение является динамическим проявлением бессознательных желаний и конфликтов, о которых мы в настоящее время не знаем

    Также прочитайте 100 фактов о психологии, которые вы должны знать!

    Структура личности

    Относительная сила идентичности, эго и суперэго определяет личность человека. Конфликт между идентичностью и суперэго приводит к оговорке по Фрейду. Структура Личности объясняется следующим образом:

    1. Она основана на принципе удовольствия и ориентирована на мгновенное удовлетворение потребностей
    2. Эго основано на принципе реальности и фокусируется на удовлетворении потребностей в соответствии с реальностью
    3. Суперэго сосредотачивается на моральных принципах, а потребности удовлетворяются только в том случае, если они этичны

    Механизм защиты эго

    Механизм защиты эго – это способ уменьшения беспокойства путем искажения реальности, и некоторые из основных механизмов защиты упомянуты ниже: их

  • Проекция. Люди склонны приписывать свои черты другим
  • Отрицание – Люди не принимают реальность и полностью ее отрицают
  • Формирование реакции. Люди защищаются от беспокойства, ведя себя противоположно своим истинным чувствам
  • Рационализация. Люди пытаются сделать необоснованные чувства рациональными и разумными.
  • Читайте также: Курсы психологии

    Стадии психосексуального развития

    Согласно психологии Фрейда, существует 5 стадий психологического развития. Ниже подробно описаны различные стадии психосексуального развития:

    • Оральная стадия — Инстинкты новорожденного сосредоточены на рту, а рот является основным центром поиска удовольствий для ребенка. Ребенок получает оральное удовольствие через рот, кормя грудью, сосет палец и кусает
    • Анальная стадия — К 2 или 3 годам дети учатся реагировать на некоторые требования общества, и одно из таких требований общества — контролировать функции организма при мочеиспускании и дефекации
    • Фаллическая стадия . Основное внимание на этой стадии уделяется гениталиям. Дети в возрасте около 4-5 лет узнают о сексуальности, различиях между мужчинами и женщинами и сексуальных отношениях между родителями. Дети мужского пола испытывают Эдипов комплекс, в котором ребенок влюбляется в свою мать и считает отца своим врагом. Ребенок женского пола испытывает комплекс Электры, в котором девочка влюбляется в отца, планирует создать семью и становится враждебной по отношению к матери
    • Латентная стадия . Она длится с 7 лет до полового созревания, при этом половое влечение становится спящим и латентным
    • Генитальная стадия – На этой стадии достигается зрелость, и люди общаются с представителями противоположного пола социально и сексуально зрелыми способами

    Читайте также: CBSE представляет программирование и науку о данных в качестве новых предметов

    Недостатки психодинамического подхода

    Он в основном основан на тематических исследованиях и не имеет надлежащей научной базы. Нетипичные люди используются в качестве образцов для выдвижения обобщений. Наконец, понятия не были должным образом определены в психодинамическом подходе.

    Постфрейдистские подходы

    После психоанализа различные психологи, бывшие учениками Фрейда, выдвинули свои собственные теории. Вот все постфрейдистские подходы, о которых вы должны знать в классе «Я и личность».

  • Архетипы — это унаследованные образы в коллективном бессознательном, которые формируют наше восприятие внешнего мира и проявляются, когда мы отвлекаемся (Сны и Фантазии). Например — Солнце, Бог, Мать-Земля
  • Читайте также: CBSE запускает приложение Dost for Life для учащихся и родителей

    • Основное предположение теории Альфреда Адлера состоит в том, что человеческое поведение является целенаправленным и целенаправленным
    • Каждый человек иногда страдает от комплекса неполноценности, который можно преодолеть, стремясь к превосходству и достижению своей цели в жизни, и это имеет решающее значение для оптимального развития личности

    Эрих Фромм: Человеческие заботы

    • Фромм рассматривал людей как социальных существ, и их можно было понять по их отношениям с другими
    • Таким образом, психологические качества возникли из стремления к свободе, справедливости и истине.

    Поведенческий подход

    Этот подход придает большое значение тому, что происходит здесь и сейчас, а не прошлому или будущему, и все модели поведения можно как выучить, так и забыть. Этот подход полностью отличался от психодинамического подхода. Основное внимание уделялось взаимодействию между стимулом и окружающей средой. Структурная единица личности называется реакцией, и в ней особое внимание уделяется подкреплению «стимул-реакция». Ключевые теории поведенческого подхода перечислены ниже:

    • Классическая теория обусловленности Ивана Павлова
    • Теория оперантного обусловливания Б. Ф. Скиннера
    • Теория социального обучения Альберта Бандуры

    Гуманистический подход

    • Карл Роджерс и Абрахам Маслоу рассматривали человеческую природу в положительном свете и, по мнению людей, имели потенциал для любви, радости и сотрудничества
    • Абрахам Маслоу придерживался точки зрения, что люди свободны формировать свою жизнь, задавать ей направление и самореализоваться
    • Карл Роджерс считал, что развитие личности представляет собой непрерывный процесс, и говорил о полностью функционирующем человеке
    • .
    • Люди пытаются слить свое идеальное «я» со своим реальным «я», и это привело бы к подлинному счастью и, наоборот, к несчастью
    • Роджерс считал, что люди склонны максимизировать самооценку посредством самоактуализации
    • Позитивные социальные условия порождают высокую самооценку и высокую самооценку и наоборот

    Читайте также: CBSE Sample Papers

    Культурный подход

    • Пытается понять личность в связи с особенностями экологического и культурного окружения
    • Климатические условия, характер местности, доступность пищи определяют экономические условия, образ жизни, социальные структуры, схемы расселения
    • Культурологический подход рассматривает личность как адаптацию индивидов и групп к требованиям их экологии и культуры
    • Люди изменяют свою личность и развивают различные качества, чтобы приспособиться к своей культуре

    Читайте также: CBSE делает большое объявление об изменениях в оценке для новой академической сессии

    Оценка личности

    Оценка личности — это официальная попытка, направленная на понимание личности человека. Для оценки личности используются различные методики. Некоторые из них перечислены ниже:

    0004 Это метод, с помощью которого человек предоставляет фактическую информацию о себе, убеждениях и мнениях, которых он придерживается. Различные меры самоотчета, используемые для оценки личности:

    Миннесотский многофазный личностный опросник (MMPI) . Он был разработан Хэтэуэем и МакКинли для психиатрической диагностики. Он состоит из 567 утверждений, и испытуемый должен оценить каждое утверждение как истинное или ложное. Тест разделен на десять подшкал

    • Ипохондрия
    • Депрессия
    • Истерия
    • Психопатическое отклонение
    • Мужественность-Женственность
    • Паранойя
    • Психастения
    • Шизофрения
    • Мания
    • Социальная интроверсия

    Опросник личности Айзенка (EPQ) . Он оценивает два измерения личности, называемые интроверсией-экстраверсией и эмоционально-стабильным и эмоционально-нестабильным. Позже было добавлено третье измерение под названием «Психотик против общительности», и те, кто набрал высокие баллы по психотизму, были эгоистичными и антисоциальными, а с другой стороны, те, кто набрал высокие баллы по общительности, были дружелюбными и готовы к сотрудничеству. Этот тест широко используется.

    Опросник шестнадцати личностных факторов (16 PF) – Он был разработан Рэймондом Кеттеллом и его коллегами. Метод факторного анализа был использован для выявления и измерения основных черт личности. Тест предоставляет декларативные утверждения, и субъект реагирует на конкретную ситуацию, выбирая из набора заданных альтернатив. Он используется со старшеклассниками и для таких целей, как консультирование по вопросам карьеры, профессиональное тестирование и т. д. Детская стипендия

    Ограничения показателей самоотчета

    Социальная желательность – это тенденция респондента реагировать на вопросы теста социально желательным образом. Согласие — это склонность соглашаться с вопросами независимо от того, о чем они спрашивают.

    Проективные техники

    Следующая тема из я и класс личности 12 заметок — это проективные техники. Эти методы были разработаны для оценки бессознательных мотивов и чувств, и основное предположение, лежащее в основе этих методов, заключается в том, что менее структурированные или неструктурированные стимулы позволяют человеку проецировать свои чувства и желания на ситуацию. Несколько проективных методик были следующими:

    Тематический апперцептивный тест (ТАТ) — Это проективная методика, целью которой является оценка моделей мышления, отношений и эмоциональных реакций человека на неоднозначные тестовые материалы. Эти неоднозначные материалы представляют собой набор карточек, на которых изображены люди в различных ситуациях. Субъекта просят рассказать терапевту историю, которую он может составить о каждой карточке.

    • Тест на завершение предложения. Тест состоит из нескольких неполных предложений, и испытуемого просят дать соответствующее окончание предложения. Окончание, которое делает субъект, раскрывает его отношение и мотивацию.
    • Тест «Нарисуй человека». Испытуемому предлагается нарисовать человека на листе бумаги, а затем его/ее просят нарисовать человека противоположного пола. Затем испытуемого просят сформулировать рассказ с использованием набросков людей, нарисованных
    • .

    Ограничения проективных методов

    • Интерпретация и понимание ответов требуют сложных навыков и специальной подготовки
    • Надежность, валидность и оценка проективных тестов по своей природе немного проблематичны

    Читайте также: Удален учебный план CBSE Class 12

    Поведенческий анализ

    Последняя тема Self and Personality Class 12 Notes — поведенческий анализ. Поведение человека в различных обстоятельствах дает нам значимую и существенную информацию о его личности. Вот список нескольких техник поведенческого анализа, упомянутых в примечаниях к классу 12 «Я и личность»:

    • Интервью . Он включает в себя беседу с оцениваемым человеком и задавание конкретных вопросов о проблеме, которую клиент хочет обсудить. Интервью могут быть структурированными или неструктурированными, и в структурированном интервью задается определенный набор вопросов, тогда как в неструктурированном интервью задаются открытые вопросы.
    • Наблюдение — это мощный и эффективный метод анализа поведения, поскольку он помогает понять явления в режиме реального времени. Некоторые из его ограничений заключаются в том, что это отнимает много времени и требует профессиональной подготовки и навыков, чтобы наблюдение происходило надлежащим и систематическим образом.
    • Номинация – Каждому человеку предлагается выбрать одного или двух человек в группе, с которыми он хотел бы работать или для любой другой деятельности. Выбор темы и причины того же самого многое говорят об их личности.

    Я и класс личности 12 NCERT PDF

    Я и класс личности 12 Notes PPT

    Я-концепция личности из Виджай Кумар Шарма

    Кредиты: SlideSha re

    Часто задаваемые вопросы

    Как вы определяете личность ? Каковы основные подходы к изучению личности?

    Личность относится к нашим характерным способам реагирования на людей и ситуации в нашей жизни, и два основных подхода, используемых для изучения личности, — это подход типа и подход на основе черт.

    Что такое личностный подход? Чем он отличается от типового подхода?

    Подход с чертами Сосредотачивается на конкретных психологических атрибутах, по которым люди различаются последовательно и стабильно, тогда как Подход с использованием типов пытается понять личность, понимая общие закономерности в поведении.

    Каково главное положение гуманистического подхода к личности? Что Маслоу имел в виду под самоактуализацией?

    Карл Роджерс и Абрахам Маслоу рассматривали человеческую природу в положительном свете и, по мнению людей, обладали потенциалом для любви, радости и сотрудничества. Абрахам Маслоу придерживался точки зрения, что люди свободны формировать свою жизнь, задавать ей направление и самореализоваться. Самоактуализация означает раскрытие своего потенциала в полной мере.

    Это все о себе и личности класса 12 заметок. Мы надеемся, что вы нашли это полезным при подготовке к экзаменам. Чтобы быть в курсе последних обновлений учебных блогов, вы можете подписаться на эксперты по обучению за рубежом на Instagram , Twitter и Facebook , а также подпишитесь на нашу рассылку. Вы также можете присоединиться к нашему сообществу Leverage Edu Community . Leverage Edu желает вам всего наилучшего во всех ваших будущих начинаниях.

    Расстройства личности — NHS

    Человек с расстройством личности думает, чувствует, ведет себя или относится к другим совершенно иначе, чем обычный человек.

    Существует несколько различных типов расстройств личности.

    На этой странице представлена ​​некоторая информация о расстройствах личности в целом со ссылками на другие источники для получения более подробной информации.

    Симптомы расстройства личности

    Симптомы различаются в зависимости от типа расстройства личности.

    Например, человек с пограничным расстройством личности (один из наиболее распространенных типов), как правило, имеет нарушенный образ мышления, импульсивное поведение и проблемы с контролем своих эмоций.

    У них могут быть напряженные, но нестабильные отношения, и они беспокоятся о том, что люди их оставят.

    Человек с антисоциальным расстройством личности обычно легко разочаровывается и с трудом контролирует свой гнев.

    Они могут обвинять других людей в проблемах своей жизни, быть агрессивными и жестокими, расстраивая других своим поведением.

    У человека с расстройством личности могут быть и другие проблемы с психическим здоровьем, такие как депрессия и злоупотребление психоактивными веществами.

    Узнайте больше о различных типах расстройств личности на веб-сайте Mind

    Лечение расстройства личности

    Лечение расстройства личности обычно включает разговорную терапию. Здесь человек разговаривает с терапевтом, чтобы лучше понять свои мысли, чувства и поведение.

    Лечение может длиться несколько месяцев или лет, в зависимости от тяжести состояния и других проблем, которые могут возникнуть у человека.

    Помимо выслушивания и обсуждения важных вопросов с человеком, терапевт может определить стратегии решения проблем и, при необходимости, помочь ему изменить свое отношение и поведение.

    Терапевтические сообщества

    Терапевтические сообщества (TC) — это места, куда кто-то приходит или остается для интенсивной формы групповой терапии. Глубоко исследуется опыт наличия расстройства личности.

    Человек обычно посещает в течение нескольких недель или месяцев.

    Лекарство

    Лекарство может быть назначено для лечения проблем, связанных с расстройством личности, таких как депрессия, тревога или психотические симптомы.

    Например, умеренные или тяжелые симптомы депрессии можно лечить с помощью антидепрессантов, называемых селективными ингибиторами обратного захвата серотонина (СИОЗС).

    Узнайте больше о лечении пограничного расстройства личности и антисоциального расстройства личности.

    Вы также можете посетить веб-сайт Королевского колледжа психиатров и благотворительные веб-сайты Mind and Rethink Mental Illness, чтобы получить информацию для пациентов о лечении других типов расстройств личности.

    Восстановление

    Многие люди с расстройством личности со временем выздоравливают. Психологическое или медицинское лечение часто бывает полезным, но иногда требуется только поддержка.

    Единого подхода, подходящего для всех, не существует — лечение должно подбираться индивидуально.

    Причины

    Неясно, что именно вызывает расстройства личности, но считается, что они возникают в результате сочетания генов, которые человек наследует, и раннего влияния окружающей среды — например, тревожного детского опыта (например, жестокого обращения или пренебрежения).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *