Достоинства и недостатки бихевиоризма как направления, возникшего в психологии.
Достоинства и недостатки бихевиоризма как направления, возникшего в психологии.
1. Предпосылки возникновения бихевиоризма.
Введение
Предпосылкой возникновения бихевиоризма стало учение И. П. Павлова об условных рефлексах, которое он сам расценивал как физиологическую основу психологической науки, именно оно оказало большое влияние на развитие американской психологии.
В конце XIX в. американский психолог Э. Торндайк начал исследовать поведение животных, применяя методы, позволяющие проследить, как вырабатываются новые навыки животных в лабиринте. Эти исследования легли в основу нового направления в психологии, названного американским психологом Дж. Уотсоном бихевиоризмом (наукой о поведении).
В нем он видел естественно-научную форму психологической науки, которая должна заменить психологию. Исходя из положения, что «сознание» является не более как субъективным понятием, недоступным для объективного исследования, представители американского бихевиоризма предложили сделать предметом научного исследования лишь внешнее поведение животного, которое, по их предположениям, является результатом его биологических влечений (потребностей) и надстроенных над ними условных рефлексов. Так создалось новое направление в науке, которое отбрасывало всякое изучение субъективного мира и ограничивалось описанием внешних форм поведения, законы которого трактовались как механически образованная система навыков, полностью подлежащих естественнонаучному рассмотрению. Попытка заменить психологию изучением внешнего поведения и законов выработки сложных навыков была отражением борьбы за психологию как объективную науку и в свое время имела прогрессивное значение.
Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. (Отсюда и название – от англ. behavior, поведение.) Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и кончаются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Истинный смысл событий, связанных с возникновением и стремительным развитием бихевиористского движения, был иным и заключался не в аннигиляции психики, а в изменении понятия о ней.
2.Э.Торндайк. Эксперементальное изучение поведения животных.
Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874-1949). Сам он называл себя не бихевиористом, а «коннексионистом» (от англ. «коннексия» – связь). Однако об исследователях и их концепциях следует судить не по тому, как они себя называют, а по их роли в развитии познания. Работы Торндайка открыли первую главу в летописи бихевиоризма.
Свои выводы Торндайк изложил в 1898 году в докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных». Термины Торндайк употреблял традиционные – «интеллект», «ассоциативные процессы», но содержанием они наполнялись новым. Эту работу И.П. Павлов считал пионерской в объективных исследованиях поведения. После защиты диссертации Торндайк на протяжении 50 лет работал преподавателем учительского колледжа. Он опубликовал 507 работ по различным проблемам психологии. То, что интеллект имеет ассоциативную природу, было известно со времен Гоббса. То, что интеллект обеспечивает успешное приспособление животного к среде, стало общепринятым после Спенсера. Но впервые именно опытами Торндайка было показано, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания. Ассоциация означала уже связь не между идеями или идеями и движениями, как в предшествующих ассоциативных теориях, а между движениями и ситуациями.
Весь процесс научения описывался в объективных терминах. Торндайк использовал идею Вена о «пробах и ошибках» как регулирующем начале по ведения. Выбор этого начала имел глубокие методологические основания. Он ознаменовал переориентацию психологической мысли на новый способ детерминистского объяснения своих объектов. Хотя Дарвин специально не акцентировал роль «проб и ошибок», это понятие несомненно составляло одну из предпосылок его эволюционного учения. Поскольку возможные способы реагирования на непрестанно меняющиеся условия внешней среды не могут быть заранее предусмотрены в структуре и способах поведения организма, согласование этого поведения со средой реализуется только на вероятностной основе.
Эволюционное учение потребовало введения вероятностного фактора, действующего с такой же непреложностью, как и механическая причинность. Вероятность нельзя было больше рассматривать как субъективное понятие (результат незнания причин, по утверждению Спинозы). Принцип «проб, ошибок и случайного успеха» объясняет, согласно Торндайку, приобретение живыми существами новых форм поведения на всех уровнях развития. Преимущество этого принципа достаточно очевидно при его сопоставлении с традиционной (механической) рефлекторной схемой. Рефлекс (в его досеченовском понимании) означал фиксированное действие, ход которого определяется так же строго фиксированными в нервной системе путями. Невозможно было объяснить этим понятием адаптивность реакций организма и его обучаемость.
Торндайк принимал за исходный момент двигательного акта не внешний импульс, запускающий в ход телесную машину с предуготованными способами реагирования, а проблемную ситуацию, т.е. такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден ее построить собственными усилиями. Итак, связь «ситуация – реакция» в отличие от рефлекса (в его единственно известной Торндайку механистической трактовке) характеризовалась следующими признаками: 1) исходный пункт – проблемная ситуация; 2) организм противостоит ей как целое; 3) он активно действует в поисках выбора и 4) выучивается путем упражнения.
Прогрессивность подхода Торндайка по сравнению с подходом Дьюи и других чикагцев очевидна, ибо сознательное стремление к цели принималось ими не за феномен, который нуждается в объяснении, а за причинное начало. Но Торндайк, устранив сознательное стремление к цели, удержал идею об активных действиях организма, смысл которых состоит в решении проблемы с целью адаптации к среде. И так, Торндайк существенно расширил область психологии. Он показал, что она простирается далеко за пределы сознания. Раньше предполагалось, что психолога за этими пределами могут интересовать только бессознательные явления, скрытые в «тайниках души». Торндайк решительно изменил ориентацию. Сферой психологии оказывалось взаимодействие между организмом и средой. Прежняя психология утверждала, что связи образуются между феноменами сознания. Она называла их ассоциациями. Прежняя физиология утверждала, что связи образуются между раздражением рецепторов и ответным движением мышц. Они назывались рефлексами. По Торндайку, коннексия – связь между реакцией и ситуацией. Очевидно, что это новый элемент. Говоря языком последующей психологии, коннексия – элемент поведения. Правда, термином «поведение» Торндайк не пользовался. Он говорил об интеллекте, о научении. Но ведь и Декарт не называл открытый им рефлекс рефлексом, а Гоббс, будучи родоначальником ассоциативного направления, еще не употребил словосочетание «ассоциация идей», изобретенное через полстолетия после него Локком. Понятие созревает раньше термина.
Работы Торндайка не имели бы для психологии пионерского значения, если бы не открывали новых, собственно психологических закономерностей. Но не менее отчетливо выступает у него ограниченность бихевиористских схем в плане объяснения человеческого поведения. Регуляция человеческого поведения совершается по иному типу, чем это представляли Торндайк и все последующие сторонники так называемой объективной психологии, считавшие законы научения едиными для человека и остальных живых существ. Такой подход породил новую форму редукционизма. Присущие человеку закономерности поведения, имеющие общественно-исторические основания, сводились к биологическому уровню детерминации, и тем самым утрачивалась возможность исследовать эти закономерности в адекватных научных понятиях.
Торндайк, больше чем кто бы то ни было, подготовил возникновение бихевиоризма. Вместе с тем, как отмечалось, он себя бихевиористом не считал; в своих объяснениях процессов научения он пользовался понятиями, которые возникший позднее бихевиоризм потребовал изгнать из психологии. Это были понятия, относящиеся, во-первых, к сфере психического в ее традиционном понимании (в частности, понятия об испытываемых организмом состояниях удовлетворенности и дискомфорта при образовании связей между двигательными реакциями и внешними ситуациями), во-вторых, к нейрофизиологии (в частности, «закон готовности», который, согласно Торндайку, предполагает изменение способности проводить импульсы). Бихевиористская теория запретила исследователю поведения обращаться и к тому, что испытывает субъект, и к физиологическим факторам.
3. Д.Уотсон. Поведение как предмет психологии, задачи психологии.
Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Браадус Уотсон (1878-1958). Его научная биография поучительна в том плане, что показывает, как в становлении отдельного исследователя отражаются влияния, определившие развитие основных идей направления в целом.
После защиты диссертации по психологии в университете Чикаго Уотсон стал профессором университета Джона Гопкинса в Балтиморе (с 1908 года), где заведовал кафедрой и лабораторией экспериментальной психологии. В 1913 году он публикует статью «Психология с точки зрения бихевиориста», оцениваемую как манифест нового направления. Вслед за тем он публикует книгу «Поведение: введение в сравнительную психологию», в которой впервые в истории психологии был решительно опровергнут постулат о том, что предметом этой науки является сознание.
Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Это понятие зародилось в русской науке в трудах И.М.Сеченова, И.Л.Павлова и В.М.Бехтерева. Они доказали, что область психической деятельности не исчерпывается явлениями сознания субъекта, познаваемыми путем внутреннего наблюдения за ними (интроспекцией), ибо при подобной трактовке психики неизбежно расщепление организма на душу (сознание) и тело (организм как материальную систему). В результате сознание объединялось от внешней реальности, замыкалось в кругу собственных явлений (переживаний), ставящих его вне реальной связи земных вещей и включенности в ход телесных процессов. Отвергнув подобную точку зрения, русские исследователи вышли на новаторский путь изучения взаимоотношений целостного организма со средой, опираясь на объективные методы, сам же организм трактуя в единстве его внешних (в том числе двигательных) и внутренних (в том числе субъективных) проявлений. Этот подход намечал перспективу для раскрытия факторов взаимодействия целостного организма со средой и причин, от которых зависит динамика этого взаимодействия. Предполагалось, что знание причин позволит в психологии осуществить идеал других точных наук с их девизом «предсказание и управление».
Это принципиально новое воззрение отвечало потребностям времени. Старая субъективная психология повсеместно обнажала свою несостоятельность. Это ярко продемонстрировали опыты над животными, которые были главным объектом исследований психологов США. Рассуждения о том, что происходит в сознании животных при исполнении ими различных экспериментальных заданий, оказывались бесплодными. Уотсон пришел к убеждению, что наблюдения за состояниями сознания так же мало нужны психологу, как физику. Только отказавшись от этих внутренних наблюдений, настаивал он, психология станет точной и объективной наукой.
Общая тенденция перехода от сознания к поведению, от субъективного метода анализа психики к объективному наблюдалась на различных участках научного фронта. Прочитав (в немецком и французском переводе) книгу Бехтерева «Объективная психология», Уотсон окончательно утвердился во мнении, что условный рефлекс (Бехтерев называл его сочетательным) должен стать главной единицей анализа поведения. Знакомство с учением Павлова вселило в Уотсона уверенность, что именно условный рефлекс является ключом к выработке навыков, по строению сложных движений из простых, а также к любым формам научения, в том числе носящим аффективный характер. Находясь под влиянием позитивизма, Уотсон доказывал, будто реально лишь то, что можно непосредственно наблюдать. Поэтому, по его плану, все поведение должно быть объяснено из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями). Отсюда и главная формула Уотсона, воспринятая бихевиоризмом: «стимул – реакция» (S-R). Из этого явствовало, что процессы, которые происходят между членами этой формулы – будь то физиологические (нервные), будь то психические, психология должна устранить из своих гипотез и объяснений. Поскольку единственно реальными в поведении признавались различные формы телесных реакций, Уотсон заменил все традиционные представления о психических явлениях их двигательными эквивалентами. Зависимость различных психических функций от двигательной активности была в те годы прочно установлена экспериментальной психологией. Это касалось, например, зависимости зрительного восприятия от движений глазных мышц, эмоций – от телесных изменений, мышления – от речевого аппарата и т. д.
Эти факты Уотсон использовал в качестве доказательства того, что объективные мышечные процессы могут быть достойной заменой субъективных психических актов. Исходя из такой посылки, он объяснял развитие умственной активности. Утверждалось, что человек мыслит мышцами. Речь у ребенка возникает из неупорядоченных звуков. Когда взрослые соединяют с каким-нибудь звуком определенный объект, этот объект становится значением слова. Постепенно у ребенка внешняя речь переходит в шепот, а затем он начинает произносить слово про себя. Такая внутренняя речь (неслышная вокализация) есть не что иное, как мышление. Всеми реакциями, как интеллектуальными, так и эмоциональными, можно, по мнению Уотсона, управлять. Психическое развитие сводится к учению, т. е. к любому приобретению знаний, умений, навыков – не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. С этой точки зрения, научение – более широкое понятие, чем обучение, так как включает в себя и целенаправленно сформированные при обучении знания. Таким образом, исследования развития психики сводятся к исследованию формирования поведения, связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями (S-R).
Исходя из такого взгляда на психику, бихевиористы делали вывод, что ее развитие происходит при жизни ребенка и зависит в основном от социального окружения, от условий жизни, т. е. от стимулов, поставляемых средой. Поэтому они отвергали идею возрастной периодизации, так как считали, что не существует единых для всех детей закономерностей развития в данный возрастной период. Доказательством служили и их исследования научения у детей разного возраста, когда при целенаправленном обучении уже двух-трехлетние дети научались не только читать, но и писать, и даже печатать на машинке. Таким образом, бихевиористы делали вывод, что какова среда, таковы и закономерности развития ребенка.
Однако невозможность возрастной периодизации не исключала, с их точки зрения, необходимости создания функциональной периодизации, которая позволила бы установить этапы научения, формирования определенного навыка. С этой точки зрения, этапы развития игры, обучения чтению или плаванью являются функциональной периодизацией. (Точно так же функциональной периодизацией являются и этапы формирования умственных действий, разработанные в России П.Я.Гальпериным.)
Доказательства прижизненного формирования основных психических процессов были даны Уотсоном в его экспериментах по формированию эмоций. Казалось бы, гипотеза Джемса о первичности телесных изменений, вторичности эмоциональных состояний, должна была устроить Уотсона. Но он решительно ее отверг на том основании, что само представление о субъективном, переживаемом должно быть изъято из научной психологии. В эмоции, по Уотсону, нет ничего, кроме внутрителесных (висцеральных) изменений и внешних выражений. Но главное он усматривал в другом – в возможности управлять по заданной программе эмоциональным поведением.
Уотсон экспериментально доказывал, что можно сформировать реакцию страха на нейтральный стимул. В его опытах детям показывали кролика, которого они брали в руки и хотели погладить, но в этот момент получали разряд электрического тока. Ребенок испуганно бросал кролика и начинал плакать. Опыт повторялся, и на третий-четвертый раз появление кролика даже в отдалении вызывало у большинства детей страх. После того как эта негативная эмоция закреплялась, Уотсон пытался еще раз изменить эмоциональное отношение детей, сформировав у них интерес и любовь к кролику. В этом случае ребенку показывали кролика во время вкусной еды. В первый момент дети прекращали есть и начинали плакать. Но так как кролик не приближался к ним, оставаясь в конце комнаты, а вкусная еда (шоколадка или мороженое) была рядом, то ребенок успокаивался. После того как дети переставали реагировать плачем на появление кролика в конце комнаты, экспериментатор придвигал его все ближе и ближе к ребенку, одновременно добавляя вкусных вещей ему на тарелку. Постепенно дети переставали обращать внимание на кролика и под конец спокойно реагировали, когда он располагался уже около их тарелки, и даже брали его на руки и старались накормить. Таким образом, доказывал Уотсон, эмоциональным поведением можно управлять.
Принцип управления поведением получил в американской психологии после работ Уотсона широкую популярность. Концепцию Уотсона (как и весь бихевиоризм) стали называть «психологией без психики». Эта оценка базировалась на мнении, будто к психическим явлениям относятся только свидетельства самого субъекта о том, что он считает происходящим в его сознании при «внутреннем наблюдении». Однако область психики значительно шире и глубже непосредственно осознаваемого. Она включает также и действия человека, его поведенческие акты, его поступки. Заслуга Уотсона в том, что он расширил сферу психического, включив в него телесные действия животных и человека. Но он добился этого дорогой ценой, отвергнув как предмет науки огромные богатства психики, несводимые к внешне наблюдаемому поведению. В бихевиоризме неадекватно отразилась потребность в расширении предмета психологических исследований, выдвинутая логикой развития научного знания. Бихевиоризм выступил как антипод субъективной (интроспективной) концепции, сводившей психическую жизнь к «фактам сознания» и полагавшей, что за пределами этих фактов лежит чуждый психологии мир. Критики бихевиоризма в дальнейшем обвиняли его сторонников в том, что в своих выступлениях против интроспективной психологии они сами находились под влиянием созданной ею версии о сознании. Приняв эту версию за незыблемую, они полагали, что ее можно либо принять, либо отвергнуть, но не преобразовать. Вместо того, чтобы взглянуть на сознание по-новому, они предпочли вообще с ним разделаться.
Эта критика справедлива, но недостаточна для понимания гносеологических корней бихевиоризма. Если даже вернуть сознанию его предметно-образное содержание, превратившееся в интроспекционизме в призрачные «субъективные явления», то и тогда нельзя объяснить ни структуру реального действия, ни его детерминацию. Как бы тесно ни были связаны между собой действие и образ, они не могут быть сведены одно к другому. Несводимость действия к его предметно-образным компонентам и была той реальной особенностью поведения, которая гипертрофированно предстала в бихевиористской схеме.
Уотсон стал наиболее популярным лидером бихевиористского движения. Но один исследователь, скольбы ярким он ни был, бессилен создать научное направление.
Среди сподвижников Уотсона по крестовому походу против сознания выделялись крупные экспериментаторы У.Хантер (1886-1954) и К.Лешли (1890-1958). Первый изобрел в 1914 году экспериментальную схему для изучения реакции, которую он назвал отсроченной. Обезьяне, например, давали возможность увидеть, в какой из двух ящиков положен банан. Затем между ней и ящиками ставили ширму, которую через несколько секунд убирали. Она успешно решала эту задачу, доказав, что уже животные способны к отсроченной, а не только непосредственной реакции на стимул. Учеником Уотсона был Карл Лешли, работавший в Чикагском и Гарвардском университетах, а затем в лаборатории Иеркса по изучению приматов. Он, как и другие бихевиористы, считал, что сознание безостаточно сводится к телесной деятельности организма. Известные опыты Лешли по изучению мозговых механизмов поведения строились по следующей схеме: у животного вырабатывался какой-либо навык, а затем удалялись различные части мозга с целью выяснить, зависит ли от них этот навык. В итоге Лешли пришел к выводу, что мозг функционирует как целое и его различные участки эквипотенциальны, т. е. равноценны, и потому с успехом могут заменять друг друга.
Всех бихевиористов объединяла убежденность в бесплодности понятия о сознании, в необходимости покончить с «ментализмом». Но единство перед общим противником – интроспективной концепцией – утрачивалось при решении конкретных научных проблем. И в экспериментальной работе, и на уровне теории в психологии совершались изменения, приведшие к трансформации бихевиоризма. Система идей Уотсона в 30-х годах уже не была более единственным вариантом бихевиоризма.
Распад первоначальной бихевиористской программы говорил о слабости ее категориального «ядра». Категория действия, односторонне трактовавшаяся в этой программе, не могла успешно разрабатываться приредукции образа и мотива. Без них само действие утрачивало свою реальную плоть. Образ событий и ситуаций, на которые всегда ориентировано действие, оказался у Уотсона низведенным до уровня физических раздражителей. Фактор мотивации либо вообще отвергался, либо выступал в виде нескольких примитивных аффектов (типа страха), к которым Уотсон вынужден был обращаться, чтобы объяснить условно-рефлекторную регуляцию эмоционального поведения. Попытки включить категории образа, мотива и психосоциального отношения в исходную бихевиористскую программу привели к ее новому варианту – необихевиоризму.
Заключение
Возникнув в начале 20-го столетия, бихевиоризм стал ведущим направлением в американской психологии того времени. В качестве предмета психологии в данном направлении выступили поведение и поведенческие реакции, потому что именно эти явления могут быть объективно изучены опытным путем. Исследованием поведения занимались многие ученые, однако наиболее популярными являются взгляды Д. Уотсона и Э. Торндайка.
На основании проведенного анализа можно выделить некоторые достоинства и недостатки бихевиоризма как направления, возникшего в психологии.
Во-первых, бихевиоризм обозначил историческую потребность в том, чтобы расширить предмет изучения психологической науки и ввел в круг изучаемых явлений поведение человека, сделав его предметом своих исследований. Однако при этом потребность в расширении предмета трактовалась бихевиористами крайне неадекватно, так как игнорировалось сознание, как объективная сущность.
Следующим положительным моментом является проведение исследований поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии. Однако понимание поведения бихевиористами сводится лишь к внешним проявлениям, и игнорируются те физиологические и психические процессы, которые невозможно наблюдать.
Не менее важной заслугой бихевиоризма является обозначение задачи управления поведением человека, а также нацеленности научных исследований, которые проводились в рамках данного направления, на связь с практическими задачами. Однако из-за механистической трактовки поведения человек лишается своей активной деятельностной сущности и выступает как реагирующее существо.
Однако, несмотря на все существующие недостатки, бихевиоризм сыграл огромную роль в истории психологии, дал ей большое количество полезных идей и методик. Была создана целая наука о поведении, исследования которого способствовали утверждению объективного подхода в психологической науке.
Список литературы
1. Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. — М.: Прайм-Еврознак, 2003г.
2. Выготский Л.С. Психология. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000г.
3. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982г.
4. Константинов В.В. История психологии: учебное пособие. — Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2007г.
5. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. — Мн.: Нар. асвета, 1996г.
6. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПБ: Питер, 2008г.
7. Марцинковская Т.Д. История психологии. — М.: Академия, 2004г.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб: Питер, 2000г.
9. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. — М.: АСТ-ЛТД, 1998г.
10. Фрейджер Р. Радикальный бихевиоризм. Б. Скиннер. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007г.
12. Холл С.К., Линдсей Г. Теории личности. — М.: «КСП+», 1997г. 13. Ярошевский М.Г. Бихевиоризм
Достоинства и недостатки бихевиоризма.
Бихевиоризм существует поныне, хотя по сравнению с психоанализом и психологией гуманистической находится на втором плане. Но его несомненной заслугой признается показ возможности объективного подхода к психологическим явлениям и разработка методологии и техники экспериментальных исследований. Итак, бихевиоризм предметом изучения сделал поведение, и его приложения — педагогика и психотерапия (в обоих случаях предполагается формирование нужных реакций и исправление ошибочных). Идеи бихевиоризма оказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, семиотику и стали одним из истоков кибернетики.
Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем, в особенности касающихся научения — приобретения организмом новых форы поведения. Основное значение бихевиоризма для развития категориального аппарата психологии (-> категоризация) заключается в разработке категории действия, кое в прежних концепциях рассматривалось только как внутренний акт или процесс, тогда как бихевиоризм расширил область психологии, включив в нее внешние, телесные реакции.
Важные заслуги бихевиоризма следующие:
1) он внес в психологию сильный крен в естественнонаучную сторону;
2) он ввел объективный метод, основывающийся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов и событий, благодаря чему получили бурное развитие инструментальные приемы исследования процессов психических;
3) был чрезвычайно расширен класс исследуемых объектов, стало интенсивно изучаться поведение животных, младенцев и пр.;
4) были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в том числе проблемы научения, образования навыков и пр.
Основной недостаток бихевиоризма состоит в недоучете сложности психической деятельности, излишнем сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и пр.
Бихевиоризм прошел путь от сугубо механистических концепций до теорий, выдвигаемых современными необихевиористами. Хотя некоторые аспекты этого направления выглядят упрощенными и неспособными объяснить поведение во всей его полноте, главная заслуга его — в том, что оно внесло в изучение человеческой деятельности научную строгость и показало, как ею можно управлять.
Эволюция бихевиоризма показала, что его исходные принципы не могут стимулировать прогресс научного знания о поведении. Даже психологи, воспитанные на этих принципах, приходят к выводу об их недостаточности, о необходимости включить в состав главных объяснительных понятий психологии понятия образа, внутреннего, «ментального» плана поведения и прочие, а также обращаться к физиологическим
механизмам поведения. Ныне лишь немногие из американских психологов (особенно школа Скиннера) продолжают защищать постулаты ортодоксального бихевиоризма.
Вклад:
Подняли на высокий уровень исследования — эксперимент.
В результате проделанной работы было выявлено 16 типов поведения:
перцептивное уравновешивающее
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
защитное освобождающее
индуктивное атрибутивное
привычное экспрессивное
утилитарное автономное
ролевое утверждающее
сценарное исследовательское
моделирующее эмпатическое
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Достоинства и недостатки бихевиоризма.
От 250 руб
Контрольная работа
Достоинства и недостатки бихевиоризма.
От 250 руб
Курсовая работа
Достоинства и недостатки бихевиоризма.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимостьБихевиористский подход — Таблица преимуществ и недостатков в A Level и IB Psychology
Преимущества
- Использование строгих экспериментальных методов исследования повышает доверие к науке как научной дисциплине
- Он предоставляет веские аргументы в пользу воспитания в спорах о природе и воспитании
- Подход предоставил ряд практических приложений и методов для формирования поведения, т. е. использование вознаграждений в образовании
Недостатки
- Он игнорирует умственные процессы, участвующие в обучении, в отличие от когнитивного подхода, который рассматривает эти процессы как важные. Согласно бихевиористскому подходу, люди могут учиться только в результате своего опыта .
- Использование животных для применения законов обучения к людям подверглось критике, поскольку люди более сложны, чем животные.
- Принцип оперантного и классического обусловливания не учитывает спонтанное поведение у людей
- Он отвергает возможную роль биологических факторов в поведении человека, в отличие от биологического подхода, который рассматривает природу и важный фактор.
- Бихевиористы считают, что у людей есть пассивные ученики, в отличие от психологов-гуманистов, которые рассматривают людей как активных агентов, способных контролировать и определять свое собственное развитие.
Оценка
Особое внимание уделяется воспитанию, поскольку оно фокусируется на том, как окружающая среда влияет на поведение и формирует его. Это означает, что роль природы игнорируется, поскольку бихевиористы обычно игнорируют тот факт, что генетическая предрасположенность может влиять на то, как мы себя ведем. Многие внутренние факторы управляют поведением, одним из примеров этого является роль мотивации и эмоций, которые не учитываются в бихевиористском подходе. Хотя этот подход считается чрезмерно детерминистским, поскольку он предполагает, что поведение изучается посредством ассоциаций, созданных со стимулами окружающей среды и / или ответом, который мы получаем (подкрепление).
Эта точка зрения утверждает, что окружающая среда контролирует наше поведение, а не наши сознательные мысли и процессы управляют поведением.- Психология
- Подходы
- AS
- AQA
Бихевиоризм
БихевиоризмРеклама
1 из 45 90 049 Верхний обрезанный слайд
Скачать для чтения офлайнТехнологии
Образование
Реклама
Реклама
Реклама
Бихевиоризм
- Бихевиоризм: все дело в действии Сделано: Джен, Линда, Мелисса, Мориа, Пэм
- Участник Направления s Чтобы узнать о бихевиористском теория вы будете следовать этому PowerPoint презентация, ответы на вопросы со 100% точностью. s Отвечайте на вопросы по ходу дела и пройти тест в конце.
- Бихевиористская теория с Определение s Ученые, изучавшие бихевиористская теория s Ключевые понятия s Примеры в классе s Преимущества/недостатки
- Преимущества и недостатки бихевиористской теории Преимущества недостатки s Формирует поведение s Внутреннее мышление быстро (пример 1А) может не быть исходом (пример 1D) s Учащийся адаптируется s Учащийся адаптируется к к окружающей среде (пример 2А) (пример 2D) s Поведение может быть s Измеряемое поведение может измеренный (пример 3А) не соответствует действительности понимание (пример 3D)
- Пример преимущества и Недостаток 1 Быстро формирует поведение: s Каждый раз, когда ученик приходил в класс вовремя, учитель дать студенту (время очки). Эти очки могут быть использованы для купить часы в школьном магазине. Поведение не интернализуется: ■ Ученик может вести себя уважительно, но не испытывать уважения к учителю.
- Пример преимущества и Недостаток 2 Учащийся приспосабливается к среде ■ Класс приучен писать по полстраницы каждый день. Они есть усилен наклейкой со смайликом Учащийся приспосабливается к плохой среде s Учащийся приспосабливается к классу, в котором поведение других учащихся являются негативными и деструктивными для учебной среды.
- Пример Преимущество и Недостаток 3 Поведение можно измерить s Учащиеся могут пройти тесты, чтобы определить, могут ли они ответить на вопросы правильно. Измеряемое поведение может не соответствовать действительности картина понимания s Выполнение истинного или ложного теста с гарантией его повторного прохождения до тех пор, пока студент получает это правильно, может привести к угадыванию правильных ответов.
- Викторина Преимущества недостатки s Неудобство для бихевиориста теория состоит в том, что студенты могут учиться поведения быстро. Верно / Ложно s Преимущество бихевиористской теории является: Все студенты учатся лучше всего, используя это теория. Верно / Ложно
- Неправильная попытка еще раз
- Правильный переход к следующему вопрос
- Правильно! Готовы узнать больше?
- Кто такие бихевиористы? s Иван Павлов Нажмите на картинку с Джон Ватсон s Б. Ф. Скиннер
- Тебя тоже можно обучить! Вернуться к Бихевиористы
- Кто такие бихевиористы? s Иван Павлов s В 1903 г. результаты, называющие это — 1849 г.-1936 «условный рефлекс», разные s Павлов хотел посмотреть, не является ли врожденным рефлексом такой внешние раздражители могут отдергивать руку от воздействовать на процесс слюноотделения пламенем, в том смысле, что оно должно было – он позвонил в колокольчик, в то же время он узнал. давал подопытным собакам еду. – Через некоторое время собаки — которые Павлов назвал это обучение раньше только слюнки текли, когда видели процесс «кондиционирования» и ели их пищу — начинали выделять слюну, когда звонил звонок, даже если он думал, что это обусловлено еды не было. рефлексы могут объяснить поведение людей. Викторина Вернуться к сам http://llanes.panam.edu/edul6300/Behaviorists.html Бихевиористы
- Кто такие бихевиористы? s Джон Уотсон s Все животные, по его мнению, были чрезвычайно – 1878 – 1958 гг. сложные машины, s Уотсон был вдохновлен реагированием на ситуации Павлова по их «проводке», или s Он изучал поведение нервных путей, детей и пришли к выводу, что это обусловлено опытом. люди были просто больше с В 1913, он опубликовал сложная, чем животные статья с изложением его идей но оперировали так же — не согласен с Фрейдом — отклонил наследственность как существенную принципы. фактором, формирующим поведение человека. Викторина Вернуться к сам http://llanes.panam.edu/edul6300/Behaviorists.html Бихевиористы
- Кто такие бихевиористы? s Он использовал оперантный s Кондиционирование по методу Б. Ф. Скиннера – 1904 – 1990 гг. – награждение частичным s Развитое поведение Скиннера или случайное действие который приближается к желаемому поведенческие исследования крыс поведение. которые автоматически вознаграждают поведение. С Скиннер верил всем остальным сложные задачи могут быть s Он написал «Поведение разобрали и научили. организмов и начал свою роман Уолден II, о s Он разработал машины так коммуна, где студенты-бихевиористы могли учиться понемногу принципы создали новый вид бита, раскрывая ответы на утопии. немедленная «награда». Викторина Вернуться к сам http://llanes.panam.edu/edul6300/Behaviorists.html Бихевиористы
- Проверьте себя на Бихевиористы! 1. Павлов начал свое обучение а. Узнать, понравилось ли детям печенье б. Учим собак выделять слюну при звонке в колокольчик в. Разработка теории бихевиоризма Вернуться к Бихевиористы
- Проверьте себя на Бихевиористы! 2. Уотсон чувствовал, что а. Наследственность сыграла важную роль в формировании человека. поведение. б. Животные реагировали на ситуации согласно их обусловленный опыт. в. Что у Фрейда были все ответы Вернуться к Бихевиористы
- Проверьте себя на Бихевиористы! 1. Скиннер использовал _____, чтобы научить поведению а. стимулирующий б. голуби в. оперантного кондиционирования Вернуться к Бихевиористы
- Упс! Вам нужно вернуться и прочитать снова! Вернуться к Бихевиористы
- Отлично! Вы получаете «А» Вернуться к Бихевиористы
- Ключевые понятия s Классическое кондиционирование – Стимул-реакция – Действие вызывает реакцию – Звенит звонок, свидетельствующий о начале урока, и все ученики замолкают. вниз и сосредоточьте внимание на учителе.
- Основные понятия, продолжение. s Оперантное обусловливание — Стимул-реакция-подкрепление: – Конкретное действие вызывает желаемую реакцию, когда усиленный — Студенты очень усердно работают над тем, чтобы освоить свое время столы, и учитель дает бесплатный пропуск, чтобы пропустить домашнее задание по математике на этот вечер.
- Время викторины! s Выберите лучший ответ на вопрос, который описывает каждый срок: s Миссис Смит мигает светом, чтобы внимание учащихся. Студенты немедленно прекратить то, что они делают, и смотреть в ее сторону – А. Оперативное обусловливание – B. Классическое кондиционирование
- ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! Нажмите на картинку, чтобы продолжить.
- Ой! Попробуйте еще раз! Кликните сюда
- ВРЕМЯ ВИКТОРИНЫ! s Мистер Ли дает своим ученикам свободный выбор того, как они будут завершить их чтение задание после того, как они завершил чтение вслух часть всего класса и вел себя очень хорошо. – Классическое кондиционирование — Оперантного кондиционирования
- ВАУ! Нажмите на картинку, чтобы продолжить.
- О НЕТ! Попробуйте еще раз! Кликните сюда
- Поведение какое? s Вспомните свой Языковые искусства дни — что такое главное слово здесь бихевиоризм?
- Выберите базовое слово: поведение поведение изм быть
- «поведение» Большой! Вы выбрали часть слова бихевиоризм Это подводит итог его определению. Концепция бихевиоризма Выявляет, поощряет и измеряет поведение Выставляется человеком или животным. Хотите увидеть Более подробное определение? пример
- «изм» Это не часть слова ты Нужно сосредоточиться на. Выберите снова.
- «быть» Эта часть слова бихевиоризм не совсем подходит Ядро слова. Пожалуйста, выберите еще раз.
- «Хавиор» Это не то, на чем вы хотите сосредоточиться. Выбирайте снова!
- Веб-сайты в Интернете: Нажмите здесь, если вы хотите проходить викторины Выучить определения. Нажмите здесь, чтобы прочитать информацию о Джоне Ватсоне, Кого считают «отцом бихевиоризма» Нажмите здесь, чтобы прочитать подробное определение Бихевиоризм из Стэнфордской энциклопедии философии.
- Модификация поведения Вот ряд шагов, которые мог бы предпринять «бихевиорист». Используйте, чтобы заставить человека изменить свое поведение. 1. Выберите цель поведения для конкретного человека. 2. Определите, что движет этим конкретным человеком. 3. Разбейте поведение на несколько небольших шагов. 4. Выполните эти шаги и запишите результаты. 5. Оцените прогресс и при необходимости измените шаги.
- Поздравляем! Теперь у вас есть предварительный Понимание того, что означает «бихевиоризм». Пожалуйста, нажмите здесь, чтобы прочитать о ключе Понятия бихевиоризма. Щелкните здесь, чтобы узнать о людях, которые Популяризировал бихевиоризм. Пожалуйста, нажмите здесь, чтобы увидеть примеры Бихевиоризм, используемый в школьной классной обстановке. Пожалуйста, нажмите здесь, чтобы прочитать преимущества и Недостатки бихевиористского подхода.
- Примеры бихевиоризма в Класс s Компьютерная лаборатория s Чтение с Математика s Финальная викторина
- Компьютерная лаборатория s Запоминание компьютерные термины и части s Использование компьютера программы с автоматизированный позитивный негативный обратная связь
- Математика s Вспомнить факты для немедленное вознаграждение (сверлить) s Запоминание повторение
- Чтение s Использование флэш-карт для запоминать зрение слова s Написание орфографии слова неоднократно
- Что из следующего НЕ является примером Бихевиоризм в классе? s Использование компьютерных программ с автоматическая положительная/отрицательная обратная связь s Использование фонетики для произнесения слов s Многократное написание орфографических слов s Вспомнить факты для немедленного вознаграждения (сверлить)
- s Использование акустики для произносить слова приложение предварительное знание декодировать новый материал.