Бихевиоризм методы исследования: Бихевиоризм

Содержание

Бихевиоризм: базовые принципы, экспериментальные методы исследования, этапы развития

Похожие презентации:

Темперамент. Типы темперамента

Воображение и его виды

Вербальные и невербальные средства общения

Конфликты и способы их разрешения

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Гуманистическая психология

Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи

Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

1. Бихевиоризм: базовые принципы, экспериментальные методы исследования, этапы развития

Бихевиоризм
англ. behavior — поведение)
это систематический подход к изучению поведения
людей и животных.
Личность)
Набор изучаемых моделей поведения. Опыт.
*Формула S — R (стимул — реакция)
Э. Торндайк

3. Научающе-бихевиоральное направление

Открытые (доступные наблюдению)
действия человека. Опыт.
Законы научения:
• «Закон упражнения»
• «Закон эффекта»

4. Теория классического обусловливания И. П. Павлов

Слюноотделение на пищу
безусловный рефлекс (БРФ)
Слюноотделение на свет
условным рефлексом (УРФ)
Процесс классического обусловливания
(classical conditioning)«выработка условных рефлексов»
Принципы
обуславливания:
1.
2.
3.
Угашение
Генерализация раздражителя 4.
Дифференцировка
Условные рефлексы высших
порядков

5. Теория классического обуславливания эмоций Д. Б. Уотсон

СТРАХ
ГНЕВ
ЛЮБОВЬ
«Стимул — реакция»
S—R
«Стимул – промежуточные переменные – реакция»
S—O—R

6. Теория оператного обуславливания Б. Ф. Скинер

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Принципы обуславливания
Подкрепление и угашение.
Незамедлительность подкрепления.
Дифференцировочные (сигнальные) стимулы.
Генерализация.
Постепенное формирование.
Цепи поведенческих реакций.
Режимы подкреплений.
Отрицательное подкрепление и наказание.
*При оперантном поведении животное не
обездвижено ремнями, а свободно передвигается и
«оперирует» с окружающей средой
Типы
подкрепления
Первичное
пища, вода,
физический
комфорт
Вторичное деньги,
внимание,
привязанность,
хорошие оценки.

8. Социальный бихевиоризм А. Бандуры

Наблюдение за
другими людьми
Реакция не
включается
автоматически
Анализ
поведения
в группе

9. Варианты поведения

1.Когда самоэффективность высока и условия среды
благоприятны, наиболее вероятен успешный результат.
2.Когда низкая эффективность сочетается с благоприятными
условиями, человек может впасть в депрессию, видя, как другие
преуспевают в делах, которые для него самого кажутся слишком
сложными.
3.
Когда люди с высокой самоэффективностью встречаются с
неблагоприятной ситуацией, они обычно умножают свои усилия,
стараясь изменить окружающую среду.
4.Когда низкая самоэффективность сочетается с
неблагоприятной средой, человек ощущает апатию, считает себя
беспомощным и склонен мириться со своим положением.

English     Русский Правила

Современный бихевиоризм. Большая российская энциклопедия

Научные направления

Совреме́нный бихевиори́зм (англ. contemporary behaviorism), зонтичное название ряда актуальных подходов, позиционируемых их представителями как бихевиористские. Характеризуется концептуальным, исследовательским, дисциплинарным и публикационным разнообразием. Единственным представителем т. н. золотого века бихевиоризма, не потерявшим свою актуальность и продолжающим развиваться в наше время, является радикальный бихевиоризм Б. Ф. Скиннера. Большинство остальных современных бихевиористских концепций могут быть охарактеризованы как постскиннерианские, как потому, что возникли после радикального бихевиоризма, так и потому, что в значительной степени являются его развитием или попыткой преодоления.

В нижеследующей таблице в хронологическом порядке приведён перечень основных концепций внутри современного бихевиоризма (таблица 1). В качестве даты основания указан год публикации, в которой впервые использовано название соответствующей концепции. Если указаны две даты, то первой является год публикации, в которой впервые описаны отличительные особенности нового подхода, а второй – год публикации, в которой подход получил название.

Таблица 1. Основные концепции современного бихевиоризма

Вид бихевиоризма

Создатель

Год

Краткая характеристика

Радикальный бихевиоризм

Radical Behaviorism

Б. Ф. Скиннер

B. F. Skinner

1938/1945

Философия науки, рассматривающая поведение как самоценный предмет изучения. Отрицает существование ментальных явлений, но признает существование личных событий. Фокусом анализа являются контингенции. Радикальный бихевиоризм ориентирован на экспериментальный анализ поведения в лабораторных условиях (Skinner. 1945). Является философской основой бихевиорологии (Vargas. 1993).

Полевой бихевиоризм

Field-Theory Behaviorism

Э. Рибес-Иньеста

E. Ribes-Iñesta

1985

Представляет собой развитие интербихевиоризма Дж. Р. Кантора. Отличает биологическое поведение от психологического поведения, рассматривая последнее как функциональные контакты в поле контингенций (Ribes-Iñesta. 1985; 2021).

Эмерджентный бихевиоризм

Emergent Behaviorism

П. Р. Киллин

P. R. Killeen

1984

Поведенческий, индуктивный и прагматический подход, признающий «каузальную значимость психических состояний» (Killeen. 1984. P. 36).

Контекстуалистский бихевиоризм

Contextualistic Behaviorism

С. Хейс, Л. Хейс

S. C. Hayes, L. J. Hayes

1992

Психологическая разновидность «функционального контекстуализма». Характеризуется выраженным прагматизмом. Единицей анализа является интерактивное целое, при этом поведение организма не может быть отделено от контекста (Hayes. 1992). Является основой теории реляционных фреймов и контекстуальной поведенческой науки (Hayes. 2021).

Телеологический бихевиоризм

Teleological Behaviorism

Г. Рахлин

H. Rachlin

1992

Подход, идентифицирующий разум с открытым поведением и допускающий, что он может быть целевой, но не производящей причиной поведения. Допускает использование ментальных понятий, но не существование внутренних причин. Рассматривает поведение как молярный феномен (Rachlin. 1992; 2013).

Теоретический бихевиоризм

Theoretical Behaviorism

Дж. Стаддон

J. Staddon

1993

Динамический подход, направленный на построение алгоритмических моделей, связывающих историю организма с его будущим поведением. Признаёт существование внутренних состояний, рассматривая их как чисто теоретические конструкции (Staddon. 1993).

Психологический бихевиоризм

Psychological Behaviorism

А. У. Стаатс

A. W. Staats

1993

Основан на объединённом позитивизме. Целью является «бихевиоризация» психологии, т. е. объяснение традиционных психологических феноменов разного уровня на основе поведенческих принципов и, таким образом, преодоление разобщенности психологической науки. Комплементарным процессом является «психологизация» бихевиоризма, подразумевающая сохранение традиционной психологической терминологии. Таким образом, цель состоит не в победе над психологией, а в усилении психологии (Staats. 1993; 1996).

Восстановленный психофизический бихевиоризм

Revitalized Psychophysical Behaviorism

У. Р. Уттал

W. R. Uttal

1993/1998

Подход характеризуется как математически дескриптивный, нередукционистский, молярный (холистический), эмпирический, рационалистический, многомерный, психофизический, монистический и антипрагматический необихевиоризм (Uttal. 1993. P. 32; 1998. P. 216; 2000. P. 138–149). Преимущественно направлен на решение классических проблем психологии восприятия.

Животноцентрический (тероморфный) биологический бихевиоризм

Animal-Centered (theromorphic) Biological Behaviorism

У. Тимберлейк

W. Timberlake

1997/1999

Подход, направленный на интеграцию экспериментального анализа поведения c этологией и нейрофизиологией. Фокусом исследования объявляются не общие принципы поведения, а поведение конкретных видов живых организмов в специфической для них среде обитания. Существование общих законов и важность генерализации при этом не отвергаются. Эволюция – это критическая детерминанта научения, а перцептивно-моторная организация животного является следствием процесса отбора в конкретной экологической нише (Timberlake. 1997; 1999).

Молярный многошкальный бихевиоризм

Molar multiscale Behaviorism

У. Баум

W. Baum

2002/2013

Эксплицитно естественно-научный подход, связанный с эволюционной теорией. Рассматривает поведение как активность целостного живого организма. Поскольку каждая ситуация допускает больше одного вида активности, то любое поведение – это выбор, и его можно оценить на основании распределения времени между конкурентными видами активности (Baum. 2013).

Интенциональный бихевиоризм

Intentional Behaviorism

Г. Р. Фоксалл

G. R. Foxall

2007

Исследовательская программа, соединяющая радикальный бихевиоризм Б. Ф. Скиннера и теорию интенциональных систем Д. Деннета. Опирается на стратегию теоретического минимализма: изначально строится исключительно бихевиористская модель поведения, а интенциональные и когнитивные переменные вводятся, только если построенная модель не выдерживает проверку (Foxall. 2007; 2016).

Биологический бихевиоризм

Biological Behaviorism

Дж. У. Донахоу

J. W. Donahoe

2017/2021

Рассматривает анализ поведения и нейронауку как комплементарные дисциплины. Целью является не изменение или замена радикального бихевиоризма Б. Ф. Скиннера, а его дополнение данными нейронауки (например, касающимися нейрональной основы процесса обусловливания) (Donahoe. 2017; 2021).

Даты, указанные в таблице, следует воспринимать как приблизительные ориентиры. Многие подходы внутри современного бихевиоризма имеют богатую историю. Так, например, бихевиоризм Стаатса начал развиваться в 1960-х гг. и изначально назывался социальным бихевиоризмом (Staats. 1975). Позднее он получил название парадигматического бихевиоризма (Staats. 1981), и только в начале 1990-х гг. по рекомендации У. Триона (Tryon. 1990) стал именоваться психологическим.

Также следует учесть, что названия, указанные в таблице, могут относительно редко использоваться некоторыми авторами. Хотя подход С. Хейса и Л. Хейс на ранних этапах своего развития обозначался как контекстуалистский бихевиоризм (Hayes. 1992), в последних публикациях С. Хейс это название не использует, предпочитая говорить о контекстуальной поведенческой науке, философской основой которой является функциональный контекстуализм (Hayes. 2021). Подход Э. Рибес-Иньесты изначально назывался теорией поведения, но за 30 лет своего развития превратился, по словам самого автора, в теорию психологии (Ribes-Iñesta. 2021). Джон Донахоу считает атрибут «биологический» по отношению к своему бихевиоризму излишним, т. к. экспериментальный анализ поведения Скиннера и так позиционирует себя как часть биологической науки (Donahoe. 2021).

Хотя вряд ли можно обозначить характеристики, общие для всех современных подходов внутри бихевиоризма, многие из них, если не большинство, характеризуют антимеханицизм, молярный подход, многомерность и интерес к сложным формам поведения.

Используя метафору из эволюционной биологии, концептуальное разнообразие современного бихевиоризма можно описать как результат адаптации бихевиоризма к новым исследовательским нишам и скрещивания с другими концепциями. Таким образом, по крайней мере отчасти концептуальное разнообразие современного бихевиоризма представляет собой следствие исследовательского разнообразия. Так, психофизический бихевиоризм Уттала возник в области изучения психофизиологии восприятия (в частности, зрительного), интенциональный бихевиоризм Фоксалла – в области исследования потребительского поведения, а контекстуалистский бихевиоризм Хейсов – в области клинической психологии и психотерапии.

На дисциплинарном уровне концептуальное и исследовательское разнообразие выражается в том, что современные бихевиористы считают себя представителями разных научных дисциплин и организуют различные профессиональные сообщества. Некоторые из них перечислены ниже (таблица 2).

Таблица 2. Профессиональные сообщества современного бихевиоризма

Профессиональная организация

Научная дисциплина

25-е отделение Американской психологической ассоциации: анализ поведения

APA Division 25: Behavior Analysis

Психология / Анализ поведения

Международная ассоциация анализа поведения

Association for Behavior Analysis International (ABAI)

Анализ поведения

Ассоциация контекстуальной поведенческой науки

Association for Contextual Behavioral Science (ACBS)

Психология (поведенческая психология)

Общество экспериментального анализа поведения

Society for the Experimental Analysis of Behavior (SEAB)

Анализ поведения

Международное общество бихевиорологии

International Society for Behaviorology (ISB)

Бихевиорология

Таким образом, основные научные дисциплины, с которыми ассоциируют себя бихевиористы, – это психология, анализ поведения и бихевиорология. При этом в то время как бихевиорология однозначно отличает себя от психологии, связь между психологией и анализом поведения остаётся сложной.

Публикационное разнообразие современного бихевиоризма выражается в существовании множества научных бихевиористских журналов, включая The Psychological Record (с 1937, ABAI), Journal of the Experimental Analysis of Behavior (с 1958, SEAB), Journal of Applied Behavior Analysis (с 1968, SEAB), Perspectives on Behavior Science (с 1978, ABAI; до 2017 включительно – The Behavior Analyst), Journal of Contextual Behavioral Science (с 2012, ACBS) и др.

Фёдоров Александр Александрович Дата публикации:  25 января 2023 г. в 13:54 (GMT+3)

Поведенческие исследования: важность и лучшие методы

Независимо от того, нравится нам это или нет, наши истории, привычки и эмоции играют важную роль в нашем поведении. Поведенческие исследования используют измерение и интерпретацию для изучения и понимания индивидуального и общественного поведения. В этом блоге мы обсудим, почему поведенческие исследования важны и как их проводить.

Что такое поведенческие исследования?

Поведенческие исследования представляют собой сочетание количественных и качественных методов измерения поведения человека, получения новых данных и анализа влияния ситуаций активного лечения на поведение человека.

Человеческое поведение восхищает многих людей. Что вызывает наше поведение? Что влияет или измеряет наше поведение? И почему так сложно изменить свое поведение?

Исследования человеческого поведения сыграли важную роль в повышении уровня жизни людей, страдающих психическими заболеваниями и поведенческими расстройствами. Это также способствовало прорывам в развитии детей, мониторинге организационной культуры и общественном здравоохранении. Профессионалы, заинтересованные в том, чтобы научиться анализировать человеческое поведение, хотят понять, почему люди принимают решения, чтобы лучше понять процесс принятия решений.

В чем важность поведенческих исследований?

Прикладной анализ поведения (ABA) — это предмет науки о поведении, который изучает принципы поведения, обучение, мотивацию и стратегии изменения поведения. Школы, клинические службы и учреждения по охране психического здоровья являются одними из мест, где могут работать прикладные поведенческие аналитики.

В их обязанности входит разработка и реализация стратегий модификации поведения на основе наблюдения и анализа данных. Консультирование, психология и специальное образование также являются специализациями, которые, безусловно, являются частью прикладного анализа поведения.

Исследования человеческого поведения охватывают широкий спектр научных и социальных дисциплин. Поведенческая наука определяется Американской психологической ассоциацией как любой предмет (например, психология, социология или антропология), который использует эксперименты и наблюдения для научного исследования человеческих и нечеловеческих действий и реакций.

Наука о поведении включает широкий спектр областей, включая антропологию, экономическое поведение, психологию познания, потребительское поведение, психологию социального взаимодействия и социологию.

Некоторые ученые-бихевиористы объединяют идеи, концепции и подходы из нескольких областей, чтобы полностью понять сложности человеческого поведения.

Ученые-бихевиорологи выясняют, почему люди иногда ведут себя так, что это вредит их благополучию. Они смотрят на то, как случайные влияния окружающей среды формируют наш выбор, убеждения и отношения. Исследователи также изучают, как можно побудить клиентов принять, избежать или скорректировать свои решения о покупке.

УЗНАТЬ О: 12 лучших инструментов для исследователей

Методы исследования поведения человека

1. Перспективы поведения

По мнению бихевиористов, все виды поведения приобретаются через опыт и через контакт с окружающей средой. Классическая и оперантная — две ключевые идеи в обучении новому поведению.

Что-то свежее сочетается с чем-то натуральным в классическом кондиционере. Через некоторое время новый стимул вызывает ту же реакцию, что и предыдущая стимуляция, что приводит к новой ассоциации.

Сравнение качественных и количественных исследований

Для измерения человеческого поведения доступны все виды исследовательских устройств. Эти инструменты классифицируются как качественные или количественные меры.

  • Качественные исследования

Изучая основные причины, убеждения и мотивы, качественные измерения помогают исследователям лучше понять человеческое поведение. Она направлена ​​на то, чтобы объяснить, «как» и «почему» люди действуют именно так, а не иначе.

Подробные беседы, обсуждения в фокус-группах, наблюдения и неструктурированные опросы с открытыми вопросами являются примерами методов измерения качественных данных. Качественное исследование в идеале должно проводиться в естественных условиях.

УЗНАТЬ О: Вопросы и анкеты для качественных исследований

  • Количественные исследования

Количественные показатели, с другой стороны, используются для измерения предпочтений, взглядов, фактов, действий и других типов проанализированных данных, а также для применения результатов из более широкой выборки. Это используется для предоставления числовых ответов на такие запросы, как «Сколько?», «Как часто?» и «Сколько?»

Опросы, структурированные анкеты и интернет-опросы с закрытыми вопросами являются примерами методов сбора этой информации.

2. Наблюдение

Проведение наблюдений является важнейшим элементом исследования человеческого поведения. Есть ли лучший способ понять чьи-то действия, чем наблюдать за ними? Как ваш участник теста взаимодействует с ребенком, пациентом или компьютером?

Наблюдательные исследования обычно проводятся дома, на работе или в специально оборудованной лаборатории наблюдения. Ненавязчивое наблюдение — лучший способ увидеть свое подлинное поведение.

Еще один метод наблюдения за чьим-либо поведением заключается в исследовании его внутренних органов, особенно их мозга. Поскольку большинство действий, которые происходят внутри, невидимы для всех нас, изучение активности мозга может дать новое представление о человеческом поведении.

При исследовании раненого мозга и его воздействия на пациента мы можем увидеть связь между поведением и активностью мозга. В определенных обстоятельствах данные о мозге помогают разрешить давние психологические загадки.

3. Показатели, которые не являются очевидными

Хотя анкеты отлично подходят для сбора идей, личностных качеств и проблем (психического) здоровья, у них есть существенные недостатки.

Приблизительно 95% наших действий бессознательны и автоматически. Исследователи разработали методы записи наших подсознательных мыслей, чувств и действий. Косвенные тесты требуют, чтобы люди быстро реагировали на различные входные данные. Различия во времени реакции показывают, как вы относитесь к чему-то или кому-то.

4. Медицинские исследования

Все дело в качестве жизни и, как следствие, качестве медицинской помощи в медицинской сфере исследований в области ухода. Согласно Википедии, «благополучное качество жизни» оценивает, как болезнь, инвалидность или недомогание могут со временем ухудшить благополучие человека. Величайшая цель поставщиков медицинских услуг — улучшить качество жизни своих пациентов, предоставив наиболее приемлемое доступное лечение.

Контакт между врачом и пациентом, архитектура операционной, симуляционное обучение, командная эффективность и общение, а также преодоление эмоций — все это возможные темы для исследований в области здравоохранения. Все эти факторы влияют на качество медицинской помощи и, следовательно, на жизнь.

5. Исследования в области образования и обучения

Благодаря образованию учащиеся узнают факты, события, ценности, идеи, основные понятия, принципы и многое другое. Обучение, с другой стороны, является методом приобретения способностей, а не просто изучением фактов. Обучение ориентировано на практическое применение, включая практический опыт. Они помогают людям внедрять новую систему, улучшать определенные способности или улучшать свои навыки в чем-либо.

Обучение и профессиональная подготовка могут проводиться в различных профессиях и в разных местах, включая классы и лаборатории навыков. В безопасной контролируемой атмосфере теория может быть применена на практике.

6. Исследование поведения потребителей

Самый невероятный метод для понимания поведения и предпочтений клиентов при принятии решений — это определение целевой аудитории. Как клиенты взаимодействуют с продуктом? Почему они решили купить товар в первую очередь? Было ли это из-за упаковки или планировки магазина? Или были какие-то бессознательные эмоции?

Заключение

Человеческая деятельность — это многогранная и динамичная тема поведенческих исследований, которая требует нескольких направлений исследований для получения информации. Процессы обучения задают основу для многих наших действий. Однако мы постоянно развиваемся, реагируя на окружающую среду.

Понимание наших действий — сложная задача, но мы приближаемся к ее завершению. Традиционные исследовательские подходы многому нас научили, и теперь нас могут направлять методы обнаружения.

Получите максимум от управления исследовательскими данными.

С QuestionPro вы можете получить доступ к самой развитой платформе и инструменту для исследования рынка, которые помогут вам собирать и анализировать наиболее важные сведения. Используя InsightsHub, унифицированный центр управления данными, вы можете использовать консолидированную платформу для организации, изучения, поиска и обнаружения ваших исследовательских данных в одном организованном репозитории.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

ПОДЕЛИТЬСЯ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ:

Методы исследования поведения — Psychonomic Society

Методы исследования поведения

Делиться |

#psynomBRM  
ISSN: 1554-3528
(электронная версия)

Публикуется шесть раз в год
(февраль, апрель, июнь, август, октябрь, декабрь)

Специальный выпуск

Запрос статей
Методологические проблемы сложных латентных моделей посредника и модератора

Прочтите выпуск
Вне лаборатории:
Использование больших данных для открытия принципов познания

Приглашенные редакторы:
Гэри Лупиан
Университет Висконсин-Мэдисон
Роб Голдстоун

Университет Индианы Блумингтон

 

Запрос статей

Методологические проблемы комплекса


Модели латентного посредника и модератора

Крайний срок: 31 марта 2023 г.

Behavior Research Methods публикует статьи, посвященные методам, техникам и инструментарию исследований в области экспериментальной психологии. Журнал уделяет особое внимание по использованию компьютерных технологий в психологических исследованиях. Этой области посвящен ежегодный спецвыпуск. Behavior Research Methods — публикация Психономического общества.







Открытый доступ к статьям старше 12 месяцев

на Springer.com.

 

РЕДАКЦИОННАЯ ГРУППА

Главный редактор

Марк Брисберт
Гентский университет, Бельгия

Заместители редактора

Райнер В.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *