10. Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм и необихевиоризм. Во втором десятилетии 20 века, т. е. спустя немногим более 30 лет после основания научной психологии, в ней произошла революция: смена предмета психологии. Им стало не сознание, а поведение человека и животных. Дж. Уотсон (1878-1958), пионер этого нового направления писал: «…психология должна… отказаться от субъективного предмета изучения, интроспективного метода исследования и прежней терминологии. Сознание с его структурными элементами, неразложимыми ощущениями и чувственными тонами, с его процессами, вниманием, восприятием, воображением — все это только фразы, не поддающиеся определению«. Итак, Дж. Уотсон заявил, что нужно пересмотреть вопрос о предмете психологии. Психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением. Направление получило название «бихевиоризм» (от англ. По сложившейся в психологии традиции под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. И в этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Иными словами, факты поведения и факты сознания разводят по методу их выявления. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается путем внешнего наблюдения, а процессы сознания протекают внутри субъекта и обнаруживаются путем самонаблюдения. Основания теории Дж. Уотсона: Первое основание — это соображения здравого смысла, те самые, которые привели и нас к выводу, что психолог должен заниматься поведением человека. Второе основание — запросы практики. К этому времени психология сознания дискредитировала себя. Лабораторная психология занималась проблемами, никому не нужными и не интересными, кроме самих психологов. В то же время жизнь заявляла о себе, особенно в США. Это была эпоха бурного развития экономики. «Городское население растет с каждым годом — писал Дж. Уотсон. — Жизнь становится все сложнее и сложнее Если мы хотим когда-либо научиться жить совместно то мы должны заняться изучением современной психологии». третье основание: Уотсон считал, что психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и должна ввести научный объективный метод. Вопрос о методе был одним из главных для нового направления: именно из-за несостоятельности метода интроспекции отвергалась идея изучения сознания вообще. Предметом науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т. е. факты поведения. В отрицании Дж. Уотсона существования сознания и выразилась такая «грубая сила» идей, которые он отстаивал. Надо заметить, что в отрицании сознания был главный смысл бихевиоризма и в этом же пункте он в дальнейшем не выдержал критики. Положительная теоретическая программа бихевиористов:
***Здесь напрашивается параллель с В. Вундтом. Ведь он также начал с выявления Реализация программы бихевеористов в ее теоретической части: Дж. Уотсон начинает с описания типов реакций. Он выделяет прежде всего реакции врожденные и приобретенные. Обращаясь к изучению новорожденных детей, Уотсон составляет список врожденных реакций. Среди них такие, как чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движения туловища, конечностей, головы и разные другие. Не врожденные реакции: здесь Уотсон обращается к работам И. П. Павлова и Б. М. Бехтерева с описанием механизмов возникновения условных, или, как они назывались в то время, «сочетательных», рефлексов. Дж. Уотсон принимает концепцию условных рефлексов в качестве естественнонаучной базы психологической теории. Он говорит, что все новые реакции приобретаются путем обусловливания. ***Безусловный стимул (Sб) вызывает безусловную реакцию (Rб). Если безусловному стимулу предшествует действие нейтрального условного стимула (Sy), то через некоторое количество сочетаний нейтрального и безусловного стимулов действие безусловного стимула оказывается ненужным: безусловную реакцию начинает вызывать условный стимул. Например, мать гладит ребенка, и у него на лице появляется улыбка. Прикосновение к коже — безусловный стимул, улыбка на прикосновение — безусловная реакция. Каждый раз перед прикосновением появляется лицо матери. Теперь достаточно одного вида матери, чтобы последовала улыбка ребенка. Сложные реакции по Уотсону образуются путем образования комплексов безусловных реакций. Предположим, имеется такая ситуация: первый безусловный стимул вызвал первую безусловную реакцию, второй — вторую, третий — третью. А потом все безусловные стимулы заменили на один условный стимул (А). В результате условный стимул вызывает сложный комплекс реакций. Экспериментальная программа Дж. Уотсона: Один из вопросов, который его интересовал: какие эмоциональные реакции врожденны у человека и какие нет? Например, на что появляется страх у новорожденного ребенка? Этот вопрос особенно интересовал Дж. Уотсона, поскольку, согласно его замечанию, жизнь взрослых полна страхов. «Эксперимент с маленьким Альбертом» (обусловливание) К моменту исследования- 7 мес., сын одной из кормилиц, работавших в доме ребенка, где долго работал Уотсон. Цель: сформировать у Альберта условную реакцию страха на белую крысу. До начала эксперимента выяснилось, что Альберт не боялся ничего, кроме двух ситуаций (только они вызывали реакции страха, по-видимому, врожденные): внезапный громкий звук и внезапная потеря опоры. В данном случае под «страхом» понимается не просто эмоциональное состояние субъекта, а внешне наблюдаемое поведение (задержка дыхания, подбрасывание ручек кверху, сморщивание лица, плач, уползание от источника страха). Наблюдение за Альбертом: от 7 до 11 мес. После этого начался собственно эксперимент по методу классического павловского обусловливания: 1) Ребенку поднесли белую крысу; в момент прикосновения к ней за головой ребенка с шумом ударили прутом. Альберт резко вскочил, упал лицом в матрац, однако. не заплакал. 2) Второе прикосновение – опять удар – плач. Больше пробы не повторялись, «чтобы не нанести психологический вред» ребенку. 3) Через неделю, возраст 11 мес. 10 дней. Крысу поднесли неожиданно, ребенок к ней не тянулся, удара не было. Потом животное поднесли ближе, Альберт стал делать пробные движения, тянуться рукой. При попытке крысы обнюхать его руку – отдергивание. Вывод: при сочетании двух раздражителей, данных на прошлой неделе, всего две пробы дали эффект. После еще нескольких проб плач стал вызывать простой показ крысы. Реакция, т.о., была сформирована. Перенесение реакции на другие стимулы, в чем-то напоминающие белую крысу (признак пушистости)? При предъявлении белого кролика реакция (следует описание) появилась сразу. Собака – бурной реакции не было, но ребенок сразу сжался и попытался уползти. Меховая шуба – отодвинулся, стал плакать. Вата – сбрасывание с ножки и т.д. Вывод: реакция страха, сформированная применительно к крысе, была перенесена непосредственно и без всяких добавочных опытов на другие предметы (которые уже не сочетались с безусловным стимулом). Возможно, перенос эмоциональных реакций есть причина немотивированных страхов и особой чувствительности к определенным предметам (как у детей, так и у взрослых). «Эксперимент с маленьким Питером» (разобусловливание) Активный, энергичный ребенок 3-х лет, хорошо приспособленный к жизни, но боявшийся меховых предметов, пальто, ваты, лягушек, рыб и механических игрушек. Эти страхи были «готовыми», а не сформированными в лаборатории, хотя и более резко выраженными. Цель: провести переучивание, размыкание условных связей. Полдник в доме ребенка, предъявление кролика на расстоянии во время приятного приема пищи. 2-3 день – приближение кролика к ребенку до появления признаков беспокойства. В итоге клетку с кроликом поставили на стол, потом на колени. Терпимое поведение постепенно перешло в положительное, и в результате ребенок смог одной рукой есть, а другой играть с кроликом. «Внутренние органы ребенка переучивались с его руками». После снятия страха на кролика – полное отсутствие негативных реакций на вату, перья, коврик и т. д. Питер их брал в руки, спокойно рассматривал и переключался на другие вещи. Вывод: управлять поведением можно, но это может идти на пользу и во зло человеку. Один из представителей позднего бихевиоризма — необихевиоризма Э. Толмен (1886-1959) ввел в эту схему существенную поправку. С его точки зрения, представления Уотсона о поведении не являются вполне адекватными, т.е., они не соответствуют реальному поведению человека и животных. Критика Толменом Уотсона принципиально сходна с критикой Вундта Джеймсом. Джеймс считал, что перед тем, как изучать сознание, следует разобраться, что представляет собой сознание как реальный эмпирический феномен. Толмен также предлагал обратить внимание на реальное поведение. По его мнению, поведение нельзя сводить к реакциям или сумме реакций (молекулярный подход в физике: целое, состоящее из атомов). Поведение – это целостный феномен, неразложимый на части. По Толмену, поведение – это всегда целенаправленное действие, характеризующееся специфическими способами достижения цели и гибко соотносящееся с реальными условиями. Оно кардинально отличается от определения Уотсона (реакция, возникающая в ответ на внешний стимул). Поведение нельзя считать полностью детерминированным внешними воздействиями. Для объяснения поведения как молярного феномена необходимо предположить существование внутренних детерминант поведения (у Уотсона – акцент на внешних детерминантах). Он предложил поместить между S и R среднее звено, или «промежуточные переменные» (V), в результате чего схема приобрела вид: S — V — R. Под «промежуточными переменными» Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредствуют действие стимула, т. е. влияют на внешнее поведение. К ним отнес такие образования, как «цели», «намерения», «гипотезы», «познавательные (когнитивные карты» (образы ситуаций) и т. п. По Толмену, механизм научения нельзя сводить к обусловливанию. Он описал т.н. латентное научение, в котором ведущая роль принадлежит промежуточным переменным. Новый шаг в развитии бихевиоризма составили исследования особого типа условных реакций (наряду с «классическими», т. е. павловскими), которые получили название инструментальных (Э. Торндайк, 1898) или оперантных (Б. Скиннер, 1938). Явление инструментального, или оперантного, обусловливания состоит в том, что если подкрепляется какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и затем воспроизводится с большими легкостью и постоянством (Например, если лай собаки регулярно подкреплять кусочком колбасы, то очень скоро она начинает лаять, «выпрашивая» колбасу). Согласно теории бихевиоризма, классическое и оперантное обусловливания являются универсальными механизмами научения, общими для животных и человека. При этом процесс научения представлялся как происходящий вполне автоматически: подкрепление приводит буквально к «закреплению» в нервной системе связей и успешных реакций независимо от воли, желания или какой-либо другой активности субъекта. Отсюда бихевиористы делали далеко идущие выводы о том, что с помощью стимулов и подкреплений можно «лепить» любое поведение человека, «манипулировать» им, что поведение человека жестко детерминировано, что он в какой-то мере раб внешних обстоятельств и собственного прошлого опыта. Все эти выводы в конечном счете были следствиями игнорирования сознания. «Неприкасаемость» к сознанию оставалась основным требованием бихевиоризма на всех этапах его развития. Заслуги бихевиоризма:
Недостатки бихевиоризма:
Каталог: olderfiles Скачать 102,38 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
4 Поведение как предмет психологии
метки:Поведение, Реакция, Научение, Теоретический, Навык, Уотсон, Основной, НеобихевиоризмПоведение как предмет психологии. Теоретические положения классического бихевиоризма и необихевиоризма. Основные виды научения.
План ответа
- Поведение как предмет психологии.
- Предпосылки возникновения
- Основы поведения как предмета психологии
- Теоретические положения классического бихевиоризма
- Реакция, поведение и процесс обусловливания
- Задачи бихевиоризма и формирование навыка
- Теоретические положения необихевиоризма.
- Толмэн
- Скиннер
- Основные виды научения
- Импринтинг
- Условнорефлекторное
- Оперантное
- Плюсы и минусы бихевиоризма
- Поведение как предмет психологии.
- Предпосылки возникновения
Фундаментальные недостатки метода интроспекции поставили под сомнение метод в целом, а с ним и предмет психологии сознания. Бессилие «психологии сознания» перед многими практическими задачами привело к возникновению во втором десятилетии XX в. нового направления психологии — бихевиоризма. Предметом психологической науки становится поведение. Предвестником бихевиоризма был Торндайк, использовал бихевиоральный стиль мышления. Ставил эксперименты с «проблемным ящиком» (кошка заперта в ящике, открыть можно нажав на рычаг. Кошка мечется, случайно нажимает на рычаг – открывает. Последующие периоды метания сокращаются. В конце – сразу нажимает на рычаг).
Метод проб и ошибок – способ решения задач у животных.
- Основы поведения как предмета психологии
В 20г XXв (статья Уотсона «Психология с точки зрения бихевиоризма» 1913) появился новый предмет в психологии – поведение, а не сознание, как было ранее. Поведение — внешнее проявление психической деятельности человека. В этом отношении поведение противопоставляется сознанию, как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов (но, к примеру, движения глаз – физиология, но и они имеют психологическое значение).
21 стр., 10094 слов
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей …
… мере того, как он взрослеет. В неё входят перинатальная психология, детская и юношеская психология, психология зрелого возраста. Предмет- конкретные возрастные периоды, причины переходов от одного периода … –планомерное манипулирование одной или несколькими переменными(факторами) и регистрация сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. По форме проведения выд-т два осн-х …
Внешнее проявление – неотъемлемая сторона внутреннего мира и непосредственное выражение характера человека, его опыта, его отношения и предмет собственного контроля. Как средство общения между людьми язык поведения, жестов часто говорит больше, чем сами слова.
- Теоретические положения классического бихевиоризма
- Реакция, поведение и процесс обусловливания
Реакция — любое изменение организма, если его можно объективно зарегистрировать (пример, выделение слюны, движение).
Реакция бывает приобретенной или наследственной, внешней или внутренней, условная или безусловная.
Поведение — это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул(S), посредством которого индивид приспосабливается. Поведение является результатом обучения. Классы типов поведения:
- внешние проявления физиологических процессов,
- отдельные двигательные акты,
- действия – система двигательных актов, направленных на достижение цели.
Врожденные элементарные движения — основа поведения. Поведение – система реакций, а формула S(стимул)-R(реакция) – единица поведения. По мнению Уотсона (основателя бихевиоризма), определенное внешнее воздействие вызывает у человека определенную ответную безусловную (врожденную) реакцию или комплекс безусловных (врожденных) реакций. Безусловный S вызывает безусловную R – это врожденная безусловная связь, на ее основе можно образовать условную).
Процесс обусловливания лежит в основе образования новых реакций. Правила классического обусловливания:
- условный стимул должен предшествовать безусловному,
- небольшой временной промежуток между предъявлением условного и безусловного стимула,
- совместное предъявление условного и безусловного стимулов должно повторяться несколько раз.
При формировании условных связей выявлены следующие феномены: 1. генерализация реакций – R не только на конкретный условный стимул, но и на широкий класс похожих. 2. дискриминация – организм научается реагировать на более узкий класс стимулов, чем изначально (звук определенной высоты).
Размыкание условной связи: предъявление условного стимула без безусловного приведет к затуханию связи – систематическая десенсибилизация.
- Задачи бихевиоризма и формирование навыка
Задачи бихевиоризма:
4 стр. , 1649 слов
Поведение экспрессивное
… и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или … Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками … принято, беседа надоела, что-то удивило или шокировало…; Непроизвольные реакции Эти ре
- описание поведения, т.е. выявить и описать типы реакций;
- объяснение поведения, т.е. исследовать процесс их образования;
- управление поведением, изучить основы их комбинаций, т.е. образование ложного поведения. По ситуации описать реакцию и наоборот.
Формирование навыка и научение становятся главной проблемой бихевиоризма. Речь и мышление — это виды навыков (индивидуально приобретенное или заученное действие).
Навыки образуются путем слепых проб и ошибок и представляют собой неуправляемый процесс.
- Теоретические положения необихевиоризма.
Бихевиористы проводили опыты на животных и переносили их на человека. Однако довольно скоро обнаружилась чрезвычайная ограниченность схемы «S-R» для объяснения поведения людей. Необихевиоризм стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив, однако, ее основную установку на биологизацию человеческой психики. Активно использует такие понятия, как образ, цель, потребность, интеллект, ожидание, успех-неуспех, которые являются феноменами поля сознания. К необихевиоризму относятся: концепция Б. Скиннера, концепция К. Холла, — концепция Э. Толмена.
- Толмэн
30-60-е годы — основы необихевиоризма заложил Толмен ввел в эту схему существенную поправку. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или промежуточные переменные (внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула) — V, в результате схема приобрела вид: «S-V-R. Толмен ввел поправку в схему S-R, т.к. стимул и реакция находятся в сложных взаимоотношениях и однозначную связь между ними проследить не возможно. V- цели, намерения, гипотезы, познавательные карты. Хотя в V был «отголосок сознания» (что невозможно для классического бихевиоризма), но вводились они как конструкты, о которых следует судить исключительно по свойствам поведения.
Противопоставил две трактовки поведения: 1. молекулярную, когда поведение разбивается на мельчайшие поведенческие реакции (жест, мимика).
2. молярную, где в качестве реакции рассматриваются более крупные единицы поведения – поведенческие акты. Толмен – сторонник молярной трактовки. Цель – некий теоретический конструкт, который позволяет более адекватно объяснить реальность. О наличии цели у человека (животного) свидетельствуют:
- поисковая активность,
- прекращение поисковой активности после получения результата,
- более быстрое достижение результата при повторном поиске. Экспериментальные исследования (крысы): Т-образный лабиринт. Y-образным лабиринтом. Толмен считал, что животные активно формируют когнитивную карту и затем применяют ее к действительности.
- Скиннер
Оперантное и инструментальное обусловливание – основа научения (автоматичное подкрепление, закрепление связей в НС вне зависимости от воли и желания).
6 стр., 2912 слов
Поведение как психофизиологический феномен
… независимо от его внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на …
В отличие от Уотсона, объяснявшего научение по принципу S-R , Скиннер предложил иной стиль научения – оперантное. Сначала: действие (операнта) + подкрепление (изменение окружающей среды в ответ на действие) + обусловливание по типу R.
Подкрепление: поощрение – благоприятное для организма изменение окружающей среды, наказание – неблагоприятное. При положительном подкреплении вероятность повторения операнта увеличивается. Эксперимент проводились на голубях: голуби поднимали голову на определенный уровень и получали корм. Иногда оперантная связь возникает очень быстро и сложно разрывается. Скиннер считал, что с помощью оперантного научения можно объяснить практически все поведение человека. Мы взаимодействуем со средой для получения поощрения.
Исходя из идеи об идентичности механизмов поведения животных и человека, Скиннер распространил свою концепцию на усвоение речи, психотерапию и обучение в школе, став инициатором программированного обучения, в трактовке которого у Скиннера сильны элементы механицизма
- Основные виды научения
- Импринтинг
Первый и простейший из них объединяет человека со всеми другими живыми существами. Это научение по механизму импритинга – быстрого, автоматического, почти моментального, по сравнению с длительным процессом обучения, приспособления организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения. Через описанный механизм импритинга формируются многочисленные прирожденные инстинкты, включая двигательные, сенсорные и другие.
- Условнорефлекторное
Второй вид научения — условнорефлекторное. Начало его исследованиям было положено работами И. П. Павлова. Данный вид научения предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал. Например, определенная, ставшая привычной обстановка, в которой неоднократно оказывается во время кормления младенец, условнорефлекторным путем может начать вызывать у него органические процессы и движения, связанные с приемом пищи.
- Оперантное
Третий вид научения — оперантное. При данном виде научения знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок.
Все описанные виды научения встречаются как у человека, так и у животных и представляют собой основные способы приобретения жизненного опыта различными живыми существами. Но у человека есть и особые, высшие способы научения, редко или почти не встречающиеся у других живых существ. Это, во-первых, научение через прямое наблюдение за повелением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Данный тип научения называется викарным и представлен у человека в наиболее развитой форме. Во-вторых, это вербальное научение, т. с. приобретение человеком нового опыта через язык. Благодаря ему человек имеет возможность передавать другим людям, владеющим речью, и получать сам необходимые способности, знания, умения и навыки, описывая их словесно достаточно подробно и понятно для обучаемого. Символическое, или вербальное, научение становится основным способом приобретения опыта, начиная с момента усвоения речи, и особенно при обучении в школе.
4 стр., 1940 слов
6.Основные формы поведения животных
… опыта в индивидуальном поведении в наибольшей степени нужно на начальных этапах поискового поведения. Способность к Н. фиксируется гинетически. Диапазон научения является строго видотипичным. Рамки к научению определяются морфологическими особенностями животного …
Бихевиоризм дал:
1. естественнонаучное направление развитию психологии,
2. объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, что способствовало развитию инструментальных приемов исследования. Расширился класс исследуемых объектов: поведение животных, младенцев. Изучены проблемы научения, образования навыков.
Недостатки:
1. не учитывается психическая деятельность человека,
2. сближение психики человека и животного,
3. игнорирование процессв сознания.
Анализ поведения и современная психология
Этуотер, Дж. Б., и Моррис, Э. К. (1988). Наблюдательный анализ указаний учителей в дошкольных классах. Журнал прикладного анализа поведения, 21 , 157–167.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Эйллон Т. и Азрин Н. Х. (1968). Экономика токенов . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
Google Scholar
Баарс, Б.Дж. (1986). Когнитивная революция в психологии . Нью-Йорк: Гилфорд.
Google Scholar
Филиал, М. (1977). О роли «памяти» в анализе поведения. Журнал экспериментального анализа поведения, 28 , 171–179.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Катания, AC (1998). Обучение (4-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
Google Scholar
Кьеза, М. (1992). Радикальный бихевиоризм и научные основы: от механистических до реляционных счетов. Американский психолог, 47 , 1287–1299.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Коулман С.Р. и Мелман С.Э. (1992). Эмпирическое обновление (1969–1989) тезиса Д. Л. Кранца об изолированности экспериментального анализа поведения. Поведенческий аналитик, 15 , 43–49.
Google Scholar
Костолл, А. П. (1984). Нужны ли теории восприятия? Обзор Gibson Экологический подход к визуальному восприятию. Журнал экспериментального анализа поведения, 41 , 109–115.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Костолл, А. П., и Стилл, А. (ред.). (1987). Когнитивная психология в вопросе . Нью-Йорк: Издательство Св. Мартина.
Google Scholar
Дарвин. К. (1871 г.). Происхождение человека . Лондон: Мюррей.
Google Scholar
Day, WF (1969a). Радикальный бихевиоризм в примирении с феноменологией. Журнал экспериментального анализа поведения, 12 , 315–328.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Day, WF (1969b). О некоторых сходствах между философскими исследованиями Людвига Витгенштейна и операционизмом Б. Ф. Скиннера. Журнал экспериментального анализа поведения, 12 , 489–506.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Дэй, WF (1980). Исторические предшественники современного бихевиоризма. В RW Rieber & K. Salzinger (Eds.), Психология: теоретико-исторические перспективы (стр. 203–262). Нью-Йорк: Академическая пресса.
Google Scholar
Дэй, WF (1988). Герменевтика и бихевиоризм. Американский психолог, 43 , 129–131.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Дельпрато, Д. Дж. (1987). Интеракционизм развития: интегративная основа поведенческой терапии. Достижения в поведенческих исследованиях и терапии, 9 , 173–205.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Дельпрато, Д. Дж. (в печати). Конвергентные движения в психологии. В BD Midgley & EK Morris (Eds.), Современные взгляды на Дж. Р. Кантора и интербихевиоризм. Рино, Невада: Context Press.
Google Scholar
Донахью, Дж. В., и Палмер, округ Колумбия (1989). Интерпретация сложного человеческого поведения: некоторые реакции на Параллельная распределенная обработка , под редакцией Дж. Л. Макклелланда, Д. Э. Румельхарта и исследовательской группы PDP. Журнал экспериментального анализа поведения, 51 , 399–416.
Google Scholar
Донахью, Дж. В., и Палмер, округ Колумбия (1994). Обучение и сложное поведение . Бостон: Аллин и Бэкон.
Google Scholar
Эпштейн, Р. (1984). Имитационное исследование в анализе поведения. Бихевиоризм, 12 , 41–59.
Google Scholar
Фэллон, Д. (1992). Экзистенциальный взгляд на Б. Ф. Скиннера. Американский психолог, 47 , 1433–1440.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Фриман, М., и Локурто, К. (1994). По следам Скиннера: бихевиоризм, постструктурализм и ирония интеллектуального дискурса. Новые идеи в психологии, 12 , 39–56.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Гарднер, Х. (1985). Новая наука о разуме: история когнитивной революции . Нью-Йорк: Основные книги.
Google Scholar
Герген, К. Дж. (1973). Социальная психология как история. Журнал личности и социальной психологии, 26 , 309–320.
перекрестная ссылка Google Scholar
Герген, К. Дж. (1985). Социальное конструкционистское движение в современной психологии. Американский психолог, 40 , 266–275.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Гевирц, Дж. Л., и Пелаес-Ногерас, М. (1991). Метафора привязанности и обусловленность детских социальных протестов. В JL Gewirtz & WM Kurtines (Eds.), Перекрестки с приложением (стр. 123–144). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Erlbaum
Google Scholar
Гибсон, Дж. Дж. (1979). Экологический подход к зрительному восприятию . Бостон: Хоутон-Миффлин.
Google Scholar
Гиорги, А. (1975). Схождения и расхождения между феноменологической психологией и бихевиоризмом. Бихевиоризм, 3 , 200–212.
Google Scholar
Готлиб, Г. (1992). Индивидуальное развитие и эволюция: генезис нового поведения . Нью-Йорк: Оксфорд.
Google Scholar
Герен, Б. (1992). Анализ поведения и социальное конструирование знания. Американский психолог, 47 , 1423–1432.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Хейк, Д. Ф. (1982). Базисно-прикладной континуум и возможные эволюции оперантно-социального и вербального поведения человека. Поведенческий аналитик, 5 , 21–28.
ПабМед Google Scholar
Hayes, S.C., Barnes-Holmes, D., & Roche, B. (ред.). (2001). Теория реляционных фреймов: постскиннеровское описание человеческого языка и познания . Нью-Йорк: Kluwer Academic/Plenum Publishers.
Google Scholar
Hayes, S.C., Hayes, L.J., & Reese, HW (1988). В поисках философского ядра: обзор гипотез Стивена К. Пеппера о мирах. Журнал экспериментального анализа поведения, 50 , 97–111.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Hayes, S.C., Hayes, L.J., Reese, H.W., & Sarbin, S.R. (Eds.). (1992). Разновидности научного контекстуализма . Рино, Невада: Context Press.
Google Scholar
Хефт, Х. (2001). Экологическая психология в контексте . Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Google Scholar
Hineline, PN (1990a). Сообщение от президента. Информационный бюллетень ABA, 13 (2), 2–3.
Google Scholar
Hineline, P. N. (1990б). Сообщение от президента. Информационный бюллетень ABA, 13 (3), 7–8.
Google Scholar
Хоффман, Р. Р., и Нид, Дж. М. (1983). Общий контекстуализм, экологическая наука и когнитивные исследования. Журнал разума и поведения, 4 , 507–560.
Google Scholar
Халл, Д.Л. (1988). Наука как процесс: эволюционный анализ социального и концептуального развития науки . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Google Scholar
Ивата, Б.А., Дорси, М.Ф., Слифер, К.Дж., Бауман, К.Е., и Ричман, Г.С. (1982). К функциональному анализу членовредительства. Анализ и вмешательство при нарушениях развития, 2 , 3–20.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Дженкинс, Дж. Дж. (1974). Помните ту старую теорию памяти? Ну, забудь! Американский психолог, 29 , 785–795.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Джонстон, Т. Д. (1985). Окружающие ограничения и естественный контекст поведения: Основания для экологического подхода к изучению детского восприятия. В G. Gottlieb & NA Krasnagor (Eds.), Измерение слуха и зрения в первый год постнатальной жизни: методологический обзор (стр. 91–108). Норвуд, Нью-Джерси: Ablex.
Google Scholar
Кантор, Дж. Р. (1924). Основы психологии, Том. 1 . Чикаго: Principia Press.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Кантор, Дж. Р. (1926). Принципы поведения, Том. II . Чикаго: Principia Press.
Google Scholar
Кантор Дж. Р. (1959). Межповеденческая психология . Чикаго: Principia Press.
Google Scholar
Кантор, Дж. Р. (1963). Научная эволюция психологии, Vol. 1 . Чикаго: Principia Press.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Кантор, Дж. Р. (1969). Научная эволюция психологии, Vol. 2 . Чикаго: Principia Press.
Google Scholar
Квале, С., и Греннесс, К.Э. (1967). Скиннер и Сартр: к радикальной феноменологии. Обзор экзистенциальной психологии и психиатрии, 7 , 129–150.
Google Scholar
Лихи, Т. Х. (1992a). История психологии: Основные течения психологической мысли (2-е изд.). Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
Google Scholar
Лихи, Т. Х. (1992b). Мифические революции в истории американской психологии. Американский психолог, 47 , 308–318.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Лихи, Т. Х. (2000). История психологии: Основные течения психологической мысли (4-е изд.). Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
Google Scholar
Ли, В. Л. (1988a). За пределами бихевиоризма . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Google Scholar
Ли, В. Л. (1988b). Язык действия: обзор книги Шафера «Новый язык психоанализа». Журнал экспериментального анализа поведения, 49 , 429–436.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Малкольм, Н. (1977). Память и разум . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета.
Google Scholar
Марр, М. Дж. (1983). Память: модели и метафоры. Психологическая запись, 33 , 12–19.
Google Scholar
Мазур, Дж. Э. (1998). Обучение и поведение (4-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
Google Scholar
Макклелланд, Дж. Л., Румельхарт, Д. Э., и Исследовательская группа PDP (редакторы). (1986). Параллельная распределенная обработка: Исследования микроструктуры познания: Vol. 2. Психологические и биологические модели . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Google Scholar
Мерло-Понти, М. (1962). Феноменология восприятия . Нью-Йорк: Гуманитарная пресса.
Google Scholar
Мерло-Понти, М. (1963). Структура поведения . Нью-Йорк: Beacon Press.
Google Scholar
Майкл, Дж. (1985). Анализ поведения: радикальная точка зрения. В BL Hammonds (Ed.), The G. Stanley Hall Lecture Series, Vol. 4: Психология и обучение (стр. 99–121). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Google Scholar
Мидгли, Б.Д., и Моррис, Э.К. (1992). Природа = f (воспитание): обзор книги Оямы . Онтогенез информации: системы развития и эволюция. Журнал экспериментального анализа поведения, 58 , 229–240.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Мидгли, Б.Д., и Моррис, Э.К. (1998). Природа и воспитание в бихевиоризме Скиннера. Мексиканский журнал поведенческого анализа, 24 , 111–126.
Google Scholar
Миллер, Д. Б. (1988). Проблема природы и воспитания: уроки сладкоежки из Пиллсбери. Преподавание психологии, 15 , 147–149.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Миллер, Х.Л. (1994). Превращение герменевтики в науку: перспективы и тактика, предложенные работой Б. Ф. Скиннера. Поведенческий аналитик, 17 , 35–43.
ПабМед Google Scholar
Мур, Дж. (1995). Некоторые исторические и концептуальные отношения между логическим позитивизмом, бихевиоризмом и когнитивной психологией. В JT Todd & EK Morris (Eds.), Современные взгляды на Б. Ф. Скиннера и современный бихевиоризм (стр. 51–84). Вестпорт, Коннектикут: Гринвуд.
Google Scholar
Моррис, Э. К. (1988). Контекстуализм: мировоззрение анализа поведения. Журнал экспериментальной детской психологии, 46 , 289–323.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Моррис, Э. К. (1989). Механизм психологии вопросов: обзор Костолла и Стилла «Когнитивная психология под вопросом». Поведенческий аналитик, 12 , 59–67.
Google Scholar
Моррис, Э. К. (1991). Контекстуализм, который представляет собой анализ поведения: альтернатива когнитивной психологии. В А. Стилл и А. Костолл (редакторы), Против когнитивизма: альтернативные основы когнитивной психологии (стр. 123–149). Хеммел Хемпстед: Комбайн-Пшеничный сноп.
Google Scholar
Моррис, Э. К. (1992). Цель, прогресс и эволюция анализа поведения. Поведенческий аналитик, 15 , 3–29.
ПабМед Google Scholar
Моррис, Э. К. (1993). Анализ поведения и механизм: Одно не другое. Поведенческий аналитик, 16 , 25–34.
ПабМед Google Scholar
Моксли, Р. А. (1992). От механистического к функциональному бихевиоризму. Американский психолог, 47 , 13:00–13:11.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Нейссер, У. (1984). На пути к экологически ориентированной когнитивной науке. В TM Shlechter & MP Toglia (Eds.), Новые направления в когнитивной науке (стр. 17–32). Норвуд, Нью-Джерси: Ablex.
Google Scholar
Нобл, В. (1981). Гибсоновская теория и прагматическая перспектива. Журнал теории социального поведения, 11 , 65–85.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Нобл, В. (1991). Экологический реализм и заблуждение «объективации». В А. Стилл и А. Костолл (редакторы), Против когнитивизма: альтернативные основы когнитивной психологии (стр. 199–223). Хеммел-Хемпстед: Комбайн-Пшеничный сноп.
Google Scholar
Ояма, С. (1982). Переформулировка идеи взросления. В PPG Bateson & PH Klopfer (Eds.), Perspectives in etology: Ontogeny (Том 5, стр. 101–131). Нью-Йорк: Пленум.
Google Scholar
Ояма, С. (1985). Онтогенез информации: системы развития и эволюция . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Google Scholar
Ояма, С. (1989). Онтогенез и центральная догма: нужна ли нам концепция генетического программирования, чтобы иметь эволюционную перспективу? В MR Gunnar & E. Thelen (Eds.), Системы и развитие: Миннесотский симпозиум по развитию детей (Том 22, стр. 1–34). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Google Scholar
Ояма, С. (1991). Тела и умы: Дуализм в эволюционной теории. Журнал социальных вопросов, 7 , 27–42.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Пакер, М. (1985). Герменевтическое исследование в изучении человеческого поведения. Американский психолог, 40 , 1081–1093.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Палмер, округ Колумбия (1991). Поведенческая интерпретация памяти. В LJ Hayes & PN Chase (Eds.), Диалоги о вербальном поведении (стр. 261–279). Рино, Невада: Context Press.
Google Scholar
Паттерсон Г. Р., ДеБарыше Б. Д. и Рэми Э. (1989). Эволюционный взгляд на антиобщественное поведение. Американский психолог , 44, 329–325.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Пеппер, Южная Каролина (1960). Мировые гипотезы: исследование доказательств . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. (Оригинальная работа опубликована в 1942 г.)
Google Scholar
Рахлин, Х. (1994). Поведение и разум: истоки современной психологии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Google Scholar
Риз, Э. П. (1986). Обучение обучению через обучение обучению: представление анализа поведения во вводном обзорном курсе. В WP Makosky (Ed.), The G. Stanley Hall Lecture Series (Том 6, стр. 69–127). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Рорти Р. (1979 г.). Философия и зеркало природы . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
Google Scholar
Розноу Р.Л. и Георгуди М. (ред.). (1986). Контекстуализм . Нью-Йорк: Прегер.
Google Scholar
Rumelhart, D.E., & McClelland, JL (1986). Модели PDP и общие вопросы когнитивной науки. В DE Rumelhart, JL McClelland и исследовательской группе PDP (Eds.). (1986). Параллельная распределенная обработка: Исследования микроструктуры познания: Vol. 1. Фонды (стр. 110–146). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Google Scholar
Rumelhart, D.E., & McClelland, JL (1986), PDP-модели и общие вопросы когнитивной науки. В DE, Rume; hart, LL McClelland, & the PDP Research Group (Eds.). (1986). Параллельная распределенная обработка: Исследования микроструктуры познания: Vol. 1. Фонды . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Google Scholar
Райл, Г. (1949). Концепция разума . Нью-Йорк: Барнс и Ноубл.
Google Scholar
Сартр, Дж. П. (1956). Бытие и ничто . Нью-Йорк: Философская библиотека.
Google Scholar
Шафер Р. (1976). Новый язык психоанализа . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
Google Scholar
Скиннер, Б. Ф. (1935). Общий характер понятий стимула и реакции. Журнал общей психологии , 12, 40–65.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Скиннер, Б.Ф. (1938). Поведение организмов: экспериментальный анализ . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
Google Scholar
Скиннер, Б. Ф. (1945). Оперативный анализ некоторых психологических терминов. Psychological Review, 52 , 270–277, 291–294.
Google Scholar
Скиннер, Б.Ф. (1947). Экспериментальная психология. В В. Деннисе (ред.), Современные тенденции в психологии (стр. 16–49). Питтсбург: Университет Питтсбурга Press.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Скиннер, Б.Ф. (1950). Нужны ли теории обучения? Psychological Review, 57 , 193–216.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Скиннер, Б. Ф. (1953). Наука и поведение человека . Нью-Йорк: Макмиллан.
Google Scholar
Скиннер, Б.Ф. (1956). Тематическое исследование в научном методе. Американский психолог, 11 , 221–233.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Скиннер, Б.Ф. (1963). Бихевиоризм в пятьдесят. Наука, 140 , 951–958.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Скиннер, Б.Ф. (1966). Филогенез и онтогенез поведения. Наука, 153 , 1204–1213.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Скиннер, Б.Ф. (1969). Непредвиденные обстоятельства подкрепления: теоретический анализ . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
Google Scholar
Скиннер, Б.Ф. (1974). О бихевиоризме . Нью-Йорк: Кнопф.
Google Scholar
Скиннер, Б.Ф. (1977). Почему я не когнитивный психолог. Бихевиоризм, 5 , 1–10.
Google Scholar
Скиннер, Б.Ф. (1981). Отбор по последствиям. Наука, 213 , 501–504.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Скиннер, Б.Ф. (1985). Когнитивная наука и бихевиоризм. Британский журнал психологии, 76 , 502–510.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Скиннер, Б.Ф. (1990). Может ли психология быть наукой о разуме? Американский психолог, 45 , 1206–1210.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Смит, Л. Д. (1986). Бихевиоризм и логический позитивизм: переоценка союза . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета.
Google Scholar
Стилл А. и Костолл А. П. (ред.). (1991). Против когнитивизма: Альтернативные основы когнитивной психологии . Хеммел-Хемпстед: Комбайн-Пшеничный сноп.
Google Scholar
Уоткинс, М. Дж. (1981). Человеческая память и метафора обработки информации. Познание, 10 , 331–336.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Уоткинс, М. Дж. (1990). Медиационизм и затемнение памяти. Американский психолог, 45 , 328–335.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Уоткинс, М. Дж. (1996). Медиационизм и затемнение памяти. Поведенческий аналитик, 19 , 91–103.
ПабМед Google Scholar
Уотсон Дж. Б. (1913а). Образ и привязанность в поведении. Журнал философии, психологии и научных методов, 10 , 421–428.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Уотсон, Дж. Б. (1913b). Психология с точки зрения бихевиористов. Psychological Review, 20 , 158–177.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Уайтхерст, Г. Л., и Вальдес-Менчака, М. К. (1988). Какова роль подкрепления в раннем овладении языком? Развитие ребенка, 59 , 430–440.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Уилкокс С. и Кац С. (1981a). Прямая реалистическая альтернатива традиционной концепции памяти. Бихевиоризм, 9 , 227–239.
Google Scholar
Уилкокс С. и Кац С. (1981б). Экологический подход к развитию: альтернатива когнитивизму. Журнал экспериментальной детской психологии, 32 , 247–263.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Уилсон, Э. О. (1999). Согласие . Нью-Йорк: Винтаж.
Google Scholar
Zuriff, GE (1980). Радикальная бихевиористская эпистемология. Психологическое обозрение, 87 , 337–350.
Google Scholar
Изучение поведенческой психологии с помощью онлайн-курсов и программ
Почему люди ведут себя так, а не иначе? Как окружение влияет на действия? Поведенческая психология стремится ответить на эти вопросы и понять, как взаимодействуют мысли и поведение. Изучите поведенческую психологию с помощью онлайн-курсов, проводимых через edX.
Что такое поведенческая психология?
Поведенческая психология исходит из убеждения, что внешняя среда человека определяет его поведение. Через призму бихевиористской теории психологи в рамках этого подмножества пытаются описать отношения между стимулом и реакцией. Другими словами, внешний фактор, такой как холод в воздухе, может заставить одного человека надеть куртку, а другого — добавить в список покупок лекарство от простуды.
Поведенческие психологи сочетают специализированные знания когнитивной психологии с различными теориями социального обучения, обработки эмоций и обработки информации, чтобы помочь людям улучшить свою жизнь. Footnote 1 Понимая, как и почему человек совершает конкретное действие, мы можем предсказывать будущее поведение и корректировать стимулы для достижения желаемых результатов.
Просмотреть онлайн-курсы по поведенческой психологии
Просмотреть все курсы
Посмотреть все курсы
Учебный план курса по психологии поведения
Учащиеся, которые хотят получить базовые знания в области теории психологии поведения, могут пройти вводные курсы, которые могут охватывать историю психологии, психологию развития и этапы развития человека. Онлайн-курсы также могут предоставить возможность учиться на примерах поведенческой психологии и тематических исследованиях для закрепления концепций. Они могут служить отправной точкой для изучения более нишевых тем, таких как социальная привязанность, биологические основы поведения, методы исследования и приложения психологии.
Если вы заинтересованы в изучении общих методов самосовершенствования или понимании науки о повседневном мышлении, изучите соответствующие курсы на edX. Изучение принципов психологии может быть полезным для профессионалов, занимающих руководящие должности в различных отраслях. Курсы могут дать рекомендации по руководству высокоэффективными командами, развитию эмпатии и эмоционального интеллекта на рабочем месте, а также преодолению разногласий между коллегами.
edX предлагает различные возможности обучения, в том числе специализированные учебные лагеря и программы полного обучения, позволяющие получить степень бакалавра или получить степень магистра . Вы можете получить степень магистра психологии или получить степень магистра в других областях, таких как образование или даже здравоохранение , где знания поведенческой психологии могут пригодиться в вашей полевой работе.
Ознакомьтесь с вакансиями психолога-бихевиориста
Профессии психолога-бихевиориста различаются по требованиям и обязанностям. Независимо от должности важно, чтобы кандидаты обладали глубоким сочувствием и сильными навыками слушания, чтобы наилучшим образом обслуживать своих клиентов. Некоторые более распространенные роли в этой области включают в себя:
Поведенческий консультант: консультирует лиц или семьи, страдающие от злоупотребления психоактивными веществами, поведенческих или психических расстройств. Если требуется дальнейшее вмешательство, поведенческие консультанты направят клиентов к соответствующим специалистам. Сноска 2
Социальный работник: оказывает помощь в навигации отдельным лицам, группам или семьям, испытывающим трудности в повседневной жизни. Эту роль можно найти в государственных, образовательных и медицинских учреждениях. Сноска 3
Семейный терапевт: консультирует пары и семьи с помощью методов когнитивной и/или поведенческой терапии.