Основные направления социальной психологии
Основные направления социальной психологии
К середине 30-х гг. и далее не один десяток лет социальная психология как самостоятельная отрасль знания уже не существует. В Большой советской энциклопедии 1957 г. социальная психология характеризуется как одна из ветвей буржуазной психологии, которая подменяет исторический анализ общественных явлений их психологическим объяснением. Конечно, социально-психологическая мысль продолжила развиваться и в эти годы в трудах и практических исследованиях общепсихологического характера педагогов, психофизиологов. Однако научное развитие социальной психологии в России на многие годы практически замерло. Америка стала безраздельной хозяйкой целой области человекознания.
Экспериментальный период развития социальной психологии чрезвычайно богат эмпирическими открытиями, методическими находками, реальными практическими результатами. На это и была направлена социально-психологическая мысль 20—60-х гг.
Этому этапу развития научная социальная психология обязана большей частью фактологии и методических находок, имеющихся в ее распоряжении. Идет накопление исходного эмпирического материала, правда, материала весьма специфического, полученного в лабораторном эксперименте и в рамках достаточно своеобразных представлений о предмете социальной психологии. В этот период возникли и оформились в самостоятельные течения как минимум четыре подхода к предмету социальной психологии. Каждый из них вторичен по отношению к общепсихологическим парадигмам: бихевиоризму, когнитивизму, интеракционизму и неофрейдизму. В самом общем виде рассмотрим тот вклад, который каждая из этих парадигм внесла в развитие социально-психологических представлений XX в.
К конкретным теориям и экспериментальным схемам мы обратимся в тех разделах, которые тематически с ними соотносятся.Бихевиоризм одним из первых обратился к социально-психологической проблематике, не усмотрев в ней ничего специфического, требующего какого-то отдельного концептуального или методического подхода. «Если мышь, двигаясь по лабиринту, предпочитает левый коридор правому, потому что в левом лежит пища, то это поведение изучает психолог. Если же мышь поворачивает налево, потому Что в правом коридоре сидит другая мышь, то таким поведением должен заниматься социальный психолог» (132, с. 27). В рамках бихевиоризма разрабатывался ряд идей, которые сегодня представляют несомненный интерес и ценность. Это проблемы социальной агрессии и ее возможных детерминант (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура), путей и методов социального научения (Э. Толмен, Б. Скиннер, А. Бандура), технологий межличностного взаимодействия и опосредующих его факторов (Г. Келли, Дж.
Бихевиоральная социальная психология создала свою практи-» ку активного обучения и групповой психотерапии (прежде всего это группы навыков и умений) (94). Интересно, что все разнообразие социально-психологических подходов в рамках бихевиоризма основано на весьма ограниченном наборе концептуальных понятий данной парадигмы: поведение, стимул, реакция, подкрепление (поощрение, наказание), научение. Бихевиоризм ориентирован на модель человека, которая, по образному выражению П. Шихирева, может быть обозначена как модель «человека реагирующего» (132). В послевоенные годы явственно обозначается ряд ее существенных ограничений. Прежде всего игнорирование специфики человека как объекта изучения. На смену бихевиоральной в качестве ведущей Приходит когнитивистская модель «человека думающего», хотя со-циобихевиоризм и сегодня, находит в американских научных кругах немалое количество сторонников.
Когннтивизм — значительное явление в истории развития психологии вообще и социальной психологии в частности — воз-
»никает на основе гештальтпсихологии, существенно дополненной и развитой в работах К. Левина и Ф. Хаидера (10,124). К когнитивистам в начале 80-х гг. XX в. относили себя три четверти американских социальных психологов.
Р. Абельсон сформулировал положение, которое в значительной степени отражает суть социально-психологических воззрений когнитивизма: «Мой вариант каждого человека заставляет рассматривать его в большей степени как Думателя, чем как Делателя» (10, с. 93). Таким образом, главный акцент сделан на когнитивные процессы, формирующие те или иные социальные реакции человека:
«Впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются различные идеи, верования, ожидания, аттитюды, которые и выступают регуляторами социального поведения» (10, с. 92).
В рамках когнитивизма развивались взгляды двух самых крупных теоретиков американской психологии середины XX в. — Курта Левина и Леона Фестингера. Левину современная социальная психология обязана очень многим: не просто идеями и конкретными данными, а целыми областями социально-психологического знания. Это учение о групповой динамике и конкретные исследования в области сплочения, развития, взаимодействия личности и группы, лидерства и руководства; это методология активного социально-психологического обучения и принятия эффективных групповых решений; это подходы к пониманию и разрешению внутригрупповых и межгрупповых конфликтов и многое другое. Влияние К. Левина на частные направления в социальной психологии велико, но важнее другое: под воздействием его идей сформировался устойчивый социально-психологический взгляд на природу взаимосвязи человека и группы, личности и общества, взгляд с позиции динамической взаимосвязи и взаимозависимости. Л. Фестингер внес значительный вклад в формирование теорий когнитивного соответствия как осно- вы индивидуального и социального поведения человека. В рамках когнитивизма сформированы чрезвычайно распространенные сегодня представления о механизмах социального познания (С. Аш, Д. Креч и Р. Крачфилд), технологиях убеждающей коммуникации и межличностного взаимодействия (Ф.
С точки зрения 3. Фрейда, в основе группы — система эмоциональных либидозных связей, то есть группа обретает свое психологическое содержание благодаря межличностной «любви», связывающей между собой рядовых членов группы. Однако связи рядовых членов группы между собой вторичны; они возникают только благодаря тому, что каждый член группы устанавливает особые по содержанию связи с лидером (вожаком). Психологическая суть первичных связей «член группы — лидер» — это идентификация. Член группы переносит на лидера свое «идеальное «я», идентифицируется с его поведением, чертами характера, ценностями и т.д. Благодаря связи каждого с лидером возникает и связь второго порядка — членов группы между собой. Особую психологическую позицию в групповой системе занимает лидер — вожак. Он не идентифицируется ни с кем, он любит только себя. Такая обращенность на себя и делает его кумиром группы (120).
Психоаналитическая социальная психология нашла свое выражение в различных теориях функционирования и развития группы, причем основной моделью выступала группа психотерапевтическая (Байон, У. Беннис и Г. Шепард), а также в представлениях о ведущих социальных мотивах поведения человека (У. Шутц, Т. Адорно). В целом, как отмечает П. Шихирев, «влияние идей фрейдизма и неофрейдизма невелико… Оно никогда и не было особенно значительным, а в последние два десятилетия неуклонно уменьшается» (132, с. 79-80).
Символический интеракционизм — течение научной социально-психологической мысли, берущее свое начало не в индивидуально-психологических, а в социологических представлениях о социальном поведении человека. Интеракционизм опирается на взгляды американского философа, социолога и социального психолога Дж. Мида. В его основе — последовательное понимание группы как целого. Эта целостность преобладает над индивидом. Поведение человека в группе анализируется и интерпретируется в рамках целостной групповой активности.
Основной интерес сосредоточен именно на осмыслении закономерностей социального процесса, который представляет собой не что иное, как интеракцию, взаимодействие людей в рамках конкретной социальной ситуации. Социальная ситуация — не просто контекст, она — значимый фактор взаимодействия. Опираясь на данные ему культурой символические средства, прежде всего язык, человек интерпретирует, называет ситуацию. В зависимости от того, как он ее интерпретировал, назвал, разворачивается взаимодействие между людьми. Особая заслуга интеракционизма в том, что он выделил в качестве важнейших чисто человеческие, символические аспекты общения — речь, жест, мимическое выражение чувства и другие. Социальное поведение человека признается принципиально отличным от стадного поведения животного. Как квинтэссенция символического поведения человека рассматривается социальная роль — устойчивая внешняя и внутренняя позиция одного человека в отношении другого или социальной системы в целом.
В рамках символического интеракционизма сформировались теории, имеющие огромное значение для современной социальной психологии. Прежде всего это теории ролевого поведения (Т. Сар-бин, Э. Гофман, Р. Линтон и другие) и референтной группы как источника личных норм и ценностей человека (Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли).
Как уже было сказано, американская социальная психология, доминирующая в 30—50-е гг., внесла значительный вклад в развитие науки: произошло насыщение ее фактологией и методами исследования. Вместе с тем обозначилась и серьезная проблема: дальнейшее накопление лабораторного, материала уже не способствовало формированию общей социально-психологической картины мира, она рас- плывалась, распадалась на отдельные фрагменты и эпизоды, которые к тому же не всегда имели место в реальной жизни людей. Сама американская психология долгое время игнорировала эту проблему. Т«к, в середине 70-х гг. историк социальной психологии У. Саакян пишет: «Сегодня… социальная психология предстает во всем своем великолепии, когда общество зависит от нее в исследовании и решении главных своих проблем настолько, что предлагает ей достаточно грантов в надежде, что финансовая поддержка будет взаимовыгодна» (132, с. 38).
Однако наряду с традиционной американской психологией, ориентированной на когнитивизм, развивается иная ветвь социально-психологического мышления. В начале 70-х гг. появляется концепция социального конструкционизма К. Дж. Гергена и его последователей. Для Гергена социальная психология — наука гуманитарного характера, что обусловлено двумя существенными обстоятельствами: «ценностная предвзятость» социально-психологического знания и исторический характер фактов, на которые это знание опирается. Анализируя фактологический и теоретический багаж американской социальной психологии (теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера, феномен послушания Мильграма, феномен конформизма Г. Аша и другие), Герген приходит к выводу, что «зафиксированные закономерности, а следовательно, и теоретические принципы жестко привязаны к текущим историческим обстоятельствам» (29, с. 26). Занятие социальной психологией с точки зрения социального конструкционизма есть по преимуществу занятие историческое, направленное на систематизацию и объяснение современных социальных явлений. Причем объяснения эти носят обязательно оценочный характер: «Приверженность ценностям — неизбежный побочный продукт социального бытия, и мы как участники социального процесса, преследуя свои профессиональные цели, вряд ли можем отгородиться от ценностей общества. …Видимо, лучший выход — это предельное внимание к собственной предвзятости и откровенность ее выражения» (29, с. 24). Важнейшее следствие такого отношения к цен-Местному контексту научного исследования — введение этического аспекта в пространство социальной психологии как науки. Конструктивизм, по словам Гергена, «заключает в скобки проблему моральных принципов, поощряя… исследование практики в отношениях между людьми, позволяющей им достичь жизни, которую они считают «моральной» (132, с. 363).
С 70-х гг. XX в. другая социальная психология, отличная от традиционных экспериментальных образцов, тяготеющих к естест-1 веннонаучному подходу, начинала произрастать и на собственно американской, и на европейской почве. Наиболее значительный вклад в ее развитие внесли европейские психологи Г. Тэджфел, Р. Харре, С. Московичи, Дж. Тернер и другие.
3.3. На рубеже XX и XXI вв.
Состояние социальной психологии в Европе конца 50-х — начала 60-х гг. хорошо отражает следующее высказывание из книги П. Шихирева: «Трудно сказать, как развивалась бы западная социальная психология, если бы не было Второй мировой войны. Очевидно одно — западноевропейцам не пришлось бы 25 лет догонять США, учиться по американским учебникам и копировать американские методы исследования. В течение длительного времени США были для Западной Европы той Меккой, без паломничества в которую ученый значительно терял в авторитете. В 1963 г. Ж. Стетцель в первом (!) французском учебнике по социальной психологии писал:
«Современная социальная психология в ее нынешнем виде как по ближайшему прошлому, так и по сути своего развития вплоть до наших дней — почти исключительно американская наука» (132, с. 184).
С начала 70-х гг. в европейской социальной психологии начинают развиваться сначала критические, а затем и собственные содержательные течения и направления. Основной пафос критики, направленной в адрес американской социальной психологии по многим важным направлениям, одновременно явился и программнымПредставители функционализма изучали людей и социальные группы с точки зрения их приспособления к требованиям общественной среды. Исследовались феномены независимости, самоподдержания, развития, стабилизации и распада социальных систем. Главной социально-психологической проблемой данной школы стало выявление наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.
Именно в рамках функционализма впервые появилось большое количество исследований, ориентированных на практический результат. Представители данного течения фиксировали внимание не на внутренних психических процессах человека, а на их функциях, имеющих значение как при мсжличностном, так и при межгрупповом взаимодействии в условиях конкретной социальной системы. Они ввели новые методы исследования личности и группы —тесты, опросники, интервью, которые получили широкое применение в более позднее время. Кроме того, именно функционализм способствовал формированию таких актуальных направлений психологических исследований, как развитие ребенка и взрослого человека, психология индивидуальных различий, психология бизнеса, рекламы и т. п.
Бихевиоризм имеет в своей основе экспериментальное изучение животных. Его родоначальники — Э. Торндайк (1874-1949) и Дж. Уотсон (1878-1958) — предложили отказаться от непосредственного изучения сознания, а вместо этого исследовать человеческое поведение по схеме «стимул — реакция». По мнению бихевиористов, манипулируя внешними раздражителями, можно довести до автоматизма любые нужные формы социального поведения, игнорируя врожденные задатки человека и его неповторимый жизненный опыт. Закономерности поведения выводились, таким образом, из закономерностей внешнего стимулированияНеобихевиоризм, представителями которого являются Б. Скиннер, Н. Доллард, Дж. Хоманс и др., сохранил свои позиции в последующие десятилетия. Особый интерес в социально-психологическом необихевиоризме представляет теория социального обмена Дж. Хоманса (1910-1989). Хоманс выдвигает пять взаимосвязанных постулатов, объясняющих социальное поведение:
1) Постулат успеха: все действия человека подчинены основному правилу — чем чаще они одобряются, тем вероятнее их воспроизведение.
2) Постулат стимула: если стимул (или их совокупность) вызвал действие, которое оказалось успешным, то в случае повторения этого стимула человек будет стремиться воспроизвести ту же реакцию.
3) Постулат ценности: чем более ценным представляется человеку результат его действия, тем с большей вероятностью он будет к нему стремиться. .4) Постулат насыщения— голодания: чем регулярнее вознаграждается поступок человека, тем менее ценится каждое последующее вознаграждение. 5) Постулат агрессии — одобрения: если действие не вызывает ожидаемого вознаграждения, то действующий субъект будет демонстрировать агрессивное поведение. И, наоборот, при получении предполагаемого одобрения или отсутствии ожидаемого наказания он, вероятно, воспроизведет одобряемое поведение,-поскольку оно будет для него наиболее ценным. Одной из центральных социально-психологических проблем бихевиоризма стала проблема научения — приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок. Сформулировано четыре основных закона научения: эффекта, упражнения, готовности и ассоциативного сдвига.
Сущность закона эффекта заключается в том, что из всех реакций на одну и ту же ситуацию закрепляется и становится доминирующей только та, которая сопровождается положительными эмоциями от стимулирования или позитивного подкрепления окружающих. Закон упражнения проявляется в том, что реакция на ситуацию закрепляется пропорционально частоте, силе и длительности повторения. Данный закон лежит в основе формирования социальных привычек человека и любых процессов обучения, а также установления и стабилизации социальных шаблонов поведения на индивидуальном и групповом уровнях. Закон готовности определяет возможности человека посредством упражнений повышать предрасположенность организма к определенным реакциям, к проведению соответствующих нервных импульсов (адаптация на психофизиологическом уровне). Закон ассоциативного сдвига гласит: если при одновременном действии двух раздражителей один из них вызывает положительную (отрицательную) реакцию, то и другой (до этого относительно нейтральный) приобретает способность вызывать ту же реакцию.
Значительное влияние на развитие социальной психологии оказал психоанализ 3. Фрейда (1856-1939).
В данном направлении представлена попытка синтеза двух плоскостей исследования человеческой природы: определение ее биологических элементов и раскрытие психических влечений, смысла человеческого поведения и значения социальных образований для формирования личности.
Согласно этой теории, каждый из нас находится «между двух огней», становясь ареной борьбы взаимоисключающих, противоборствующих начал — бессознательных врожденных инстинктов, влечений, импульсов и сознания как результата влияния нашего окружения, требований обще-Й ства, воспитания (системы норм и социально одобряемых! | эталонов поведения, идеалов и т. д.). Душевное состояние1» человека определяется соотношением этих начал. Борьба между ними всегда имеет драматический характер, а неизбежный антагонизм сознания и бессознательного приводит к конфликтам человека с обществом. Преступная деятель- ность, ярко выраженная агрессивность, нервные срывы и:
другиезз деструктивные проявления поведения трактуются как следствия этого противостояния. Роль бессознательных пр(»»оцессов в нашей жизни трудно переоценить. Они служат едймной цели; не перегружать сознание человека, не до-пускатггь в его область ту часть информации о самом субъекттге и окружающем мире, которая противоречит мо-ральныям нормам. Несмотря на то что большая часть пси-хическовой деятельности индивида происходит на уровне неосозйнаваемых процессов, она существенно влияет на принятие р!» ешений и поступки человека.
Особбая роль бессознательного связана с источниками социаль&ной активности личности. Фрейд полагал, что цен-тральноо-й движущей силой выступает совокупность инстинктивный побуждений, основой которых является половое влечениге. Становление психического склада личности происходит»‘ в первые годы жизни ребенка, когда его естественные влечения сталкиваются с системой нормативных запретов. Глубинные тенденции личности (биологические по своей проироде) вытесняются за пределы сознания. Они могут прояК вляться в виде неожиданных ассоциаций, ошибочных действий, оговорок и т. д. Если эти тенденции не находят адекватного выхода, то они обусловливают различные нарушеягая психики и соматики.
Позднее некоторые вопросы психоаналитического на-правленьня, связанные с социальной психологией, получили свое развитие в работах учеников Фрейда — К. Юнга и А. Адлера.
Психоанализ очерчивает две социально-психологические проблемы: конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений с социальными запретами, и источники социальной активности личности. Многие аспекты человеческой деятельности объясняются с точки зрешия редукции напряжения. Однако эта теория не в состоянии объяснить некоторые формы поведения, по-Скольку нормальному человеку свойственно не только снимать напряжение, но и, напротив, стремиться к нему: ставить перед собой новые задачи и решать их новыми способами. Деятельность человека требует усилий, а его поступки целенаправленны. Многое в социальном поведении личности можно объяснить с точки зрения стремления к достижению, успеху.
Вопрос об источниках социальной активности человека рассматривается и в рамках гуманистической психологии, представителями которой являются Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. Данное направление определяет человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации. В каждом из нас заложена тенденция личностного роста, желание выразить себя, создать что-то неповторимое, в чем, как в зеркале, отразились бы наши индивидуальные особенности, поскольку результаты любой деятельности несут на себе отпечаток ее субъекта. Таким образом, высшие потребности — потребности роста — заставляют человека идти вперед и преодолевать трудности.
Итак, с одной стороны, источником активности индивида является стремление к снятию напряжения, с другой — к его повышению. Личность функционирует как активная, открытая, саморазвивающаяся система, которая постоянно что-то получает от окружающего мира и что-то отдает ему. Личность интенциональна, то есть нацелена на окружающий мир. Она функционирует на нескольких уровнях социальной адаптации, на одних она действительно стремится к разрядке напряжения, а на других — наоборот. Диалектическое единство данных тенденций и составляет основу социальной активности. Нарушение ее баланса обычно связано с явным преобладанием одной из двух указанных склонностей. Например, у больного человека сильнее выражена тенденция к редукции напряжения. С другой сторо ны, многие стрессы сопровождаются повышенной активностью и чрезмерным возбуждением, что также наносит ущерб здоровью.
В настоящее время большое распространение в социальной психологии получают когнитивные теории (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд и др.). В отличие от бихевиоралыюго направления, когнитивизм подчеркивает значение «менталистских» образований в объяснении социального поведения человека, делая акцент на процессе дознания мира посредством психических процессов (память, внимание, ощущение и т. д.), на развитии интеллектуальных функций, изменении системы представлений и ценностей. Образы, понятия, идеи и менталитет играют существенную роль в социальном поведении человека, так как на основании подобных феноменов происходит процесс принятия решений, что, собственно, и является ведущей социально-психологической проблемой когнитивизма. Речь идет о структуре восприятия, когда та или иная ситуация видится под особым углом зрения. В отличие от психоанализа, когнитивная психология в основном занимается сознательными процессами. Психика человека рассматривается, прежде всего, как сознание. Когнитивисты полагают, что людям свойственно развивать упорядоченный взгляд на мир, структурировать его. Если возникает диссонанс между знаниями, убеждениями и тем, что происходит в реальности, то человек стремится разрешить это противоречие посредством субъективной интерпретации, чтобы вновь достигнуть состояния внутренней когнитивной согласованности.
Когнитивное течение возникло как реакция на бихевиоризм, отрицающий значение внутренней организации психических процессов в поведении человека. В связи с этим представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, У. Найсер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое внимание на способы формирования знания: преобразование сенсор- ной информации, возникновение и развитие структурных блоков познавательных процессов, организацию знания в памяти субъекта, интеллектуальные функции и соотношение вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Изучение данных проблем показало, что человек во многих ситуациях своей жизни принимает решения опосредованно и это связано с типичными для него особенностями мышления.
4. Экспериментальный период развития социальной психологии
В 20-е годы XX в. оформляется научный этап развития социальной психологии. Его начало обычно связывают с работами В. Мёде (Германия) и Ф. Оллпорта (США). Они сформулировали требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину и перешли к систематическому экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах.
Научный этап развития социально-психологической науки характеризуется тем, что она стремилась зарекомендовать себя в научном мире как «законная» естественнонаучная дисциплина. Это выразилось в акцентированном внимании к лабораторным экспериментам, очень осторожном отношении к любой теории, не имеющей убедительных опытных подтверждений, в направленности на решение практических задач. В этот период возникли и оформились в самостоятельные течения как минимум четыре подхода к предмету социальной психологии. Каждый из них вторичен по отношению к общепсихологическим направлениям: бихевиоризму, когнитивизму, интеракционизму и неофрейдизму.
Бихевиоризм одним из первых обратился к социально-психологической проблематике, т.к. его идеи наиболее соответствовали идеалу построения строго экспериментальной дисциплины. В рамках бихевиоризма разрабатывался ряд идей, которые и сегодня представляют несомненный интерес и ценность. Это проблемы социальной агрессии и ее возможных детерминант (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура), путей и методов социального научения (Э. Толмен, Б. Скиннер, А. Бандура), технологий межличностного взаимодействия и опосредующих его факторов (Г. Келли, Дж. Тибо, Дж. Хоманс). Бихевиоральная социальная психология создала свою практику активного обучения и групповой психотерапии (прежде всего это группы навыков и умений).
Бихевиоризм был ориентирован на модель «человека реагирующего», по образному выражению П. Шихирева. В послевоенные годы явственно обозначается ряд существенных ограничений этой модели, связанный с игнорированием специфики мыслительной деятельности конкретного человека. Этим обусловлено появление когнитивистской модель «человека думающего», хотя социобихевиоризм и сегодня находит в научных кругах немалое количество сторонников.
Когнитивизм — значительное явление в истории развития социальной психологии — возникает на основе гештальтпсихологии, существенно дополненной и развитой в работах К. Левина и Ф. Хайдера. Р. Абельсон сформулировал положение, которое в значительной степени отражает суть социально-психологических воззрений когнитивизма: «Мой вариант каждого человека заставляет рассматривать его в большей степени как Думателя, чем как Делателя». Таким образом, главный акцент сделан на когнитивные процессы, формирующие те или иные социальные реакции человека. В рамках когнитивизма развивались взгляды крупнейшего теоретика социальной психологии середины XX в. К. Левина. К. Левину современная социальная психология обязана очень многим: не просто идеями и конкретными данными, а целыми областями социально-психологического знания. Это учение о групповой динамике и конкретные исследования в области сплочения, развития, взаимодействия личности и группы, лидерства и руководства; это методология активного социально-психологического обучения и принятия эффективных групповых решений; это подходы к пониманию и разрешению внутригрупповых и межгрупповых конфликтов и многое другое. Под воздействием его идей сформировался устойчивый социально-психологический взгляд на природу взаимосвязи человека и группы, личности и общества, взгляд с позиции динамической взаимосвязи и взаимозависимости. В рамках когнитивизма сформированы чрезвычайно распространенные сегодня представления о механизмах социального познания (С. Аш, Д. Креч и Р. Крачфилд), технологиях убеждающей коммуникации и межличностного взаимодействия (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер).
Еще одним значимым теоретическим направлением, повлиявшим на развитие социально-психологического знания, является неофрейдизм. В его основе лежат ряд социально-психологических идей 3. Фрейда. Психоаналитическая социальная психология нашла свое выражение в различных теориях функционирования и развития группы, причем основной моделью выступала группа психотерапевтическая (Байон, У. Беннис и Г. Шепард), а также в представлениях о ведущих социальных мотивах поведения человека (У. Шутц, Т. Адорно).
Символический интеракционизм — течение научной социально-психологической мысли, берущее свое начало не в индивидуально-психологических, а в социологических представлениях о социальном поведении человека. Интеракционизм опирается на взгляды американского философа, социолога и социального психолога Дж. Мида. Основной интерес сосредоточен именно на осмыслении закономерностей социального процесса, который представляет собой интеракцию, взаимодействие людей в рамках конкретной социальной ситуации. Социальная ситуация не просто контекст, она значимый фактор взаимодействия. Опираясь на данные ему культурой символические средства, прежде всего язык, человек интерпретирует, называет ситуацию. В зависимости от того, как он ее интерпретировал, назвал, разворачивается взаимодействие между людьми. Особая заслуга интеракционизма в том, что он выделил в качестве важнейших чисто человеческие, символические аспекты общения — речь, жест, мимическое выражение чувства и другие. Как квинтэссенция символического поведения человека рассматривается социальная роль — устойчивая внешняя и внутренняя позиция одного человека в отношении другого или социальной системы в целом. В рамках символического интеракционизма сформировались теории, имеющие огромное значение для современной социальной психологии. Прежде всего это теории ролевого поведения (Т. Сарбин, Э. Гофман, Р. Линтон и др.) и референтной группы как источника личных норм и ценностей человека (Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли).
Научный период развития социальной психологии богат эмпирическими открытиями, методическими находками (разработаны методики, которые позднее вошли во все учебники в качестве классических), реальными практическими результатами. Вместе с тем обозначилась и серьезная проблема: дальнейшее накопление лабораторного материала уже не способствовало формированию общей социально-психологической картины мира, она распадалась на отдельные фрагменты и эпизоды, которые к тому же не всегда имели место в реальной жизни людей. Освобождение от чар экспериментального подхода привело к кризису 1960-1970-х годов, когда было предложено много альтернативных вариантов развития социальной психологии. Главный эффект этого кризиса — либерализация социальной психологии и освобождение ее от искусственности лабораторного эксперимента. В последние годы много больше внимания уделяется изучению социального поведения в естественных условиях, а также изучению социального и культурного контекста с использованием методов наблюдения и современных корреляционных методик.
5. Особенности развития социально-психологического знания в отечественной СП.
Отечественная СП возникла на рубеже 19 и 20 в.в. Путь ее становления имеет ряд стадий: зарождение СП в общественных и естественных науках, отпочкование от родительских дисциплин (социологии и психологии) и превращение в самостоятельную науку, возникновение и развитие экспериментальной СП. Таким образом, история СП в России имеет четыре периода.
Первый период (60-е г.г. 19 в. – начало 20 в.).
СП идеи в этот период успешно развивались представителями общественных наук, прежде всего социологами. Для истории СП большой интерес представляет психологическая школа в социологии (П.Л. Лавров, Н. И. Кареев, М. М. Ковалевский, Н.К. Михайловский). Наиболее разработанная СП концепция содержится в трудах Н.К. Михайловского. По его мнению, СП фактору принадлежит решающая роль в ходе исторического процесса. Законы, действующие в социальной жизни, надо искать в СП. Михайловском принадлежит разработка психологии массовых социальных движений, одной из разновидностей которых являются революционные движения.
Особое место в предреволюционной истории развития российской социальной науки занимает В.М. Бехтерев. В специальной социально-психологической работе «Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки» (1911) содержится развернутое изложение его взглядов на сущность СП явлений, на предмет СП, методы этой отрасли знания. Через 10 лет Бехтерев публикует свой фундаментальный труд «Коллективная рефлексология» (1921), который можно рассматривать как первый в России учебник по СП. Здесь он дает развернутое определение предмета СП. На нынешнем языке – это изучение поведения коллективов, личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношениях их членов.
Бехтерев выделяет системообразующие признаки коллектива: общность интересов и задач, побуждающих коллектив к единству действий. В качестве СП феноменов В.М. Бехтерев выделяет взаимодействие, взаимоотношения, общение, коллективные наследственные рефлексы, коллективное настроение, коллективное творчество, согласованные коллективные действия. Объединяющими людей в коллективе факторами являются: механизмы взаимовнушения, взаимоподражания, взаимоиндукции. Особый фактор – язык.
В.М. Бехтерев рассматривал вопрос о методах этой новой отрасли науки. В его работе содержится описание большого эмпирического материала, полученного при применении объективного наблюдения, анкет, опросов. Эксперимент, поставленный им совместно с М.В. Ланге, показал, как СП явления – общение, совместная деятельность – влияют на формирование процессов восприятия, представлений, памяти. Работой этих ученых положено начало в России экспериментальной СП. Их исследования положили начало особому направлению в психологии – изучению роли общения в формировании психических процессов.
Второй период (20-е годы – первая половина 30-х г.г. 20 в.).
Характерной особенностью развития СП в этот период был поиск своего пути в развитии мировой СП мысли. Этот поиск осуществлялся двумя способами: 1) в дискуссиях с основными школами зарубежной СП; 2) путем освоения марксистских идей и применения их к пониманию сущности СП явлений.
Освоение марксизма в 20-30 г.г. осуществлялось в социальной и общей психологии совместно. Это было естественно и объяснялось тем, что их представителями обсуждался ряд кардинальных методологических проблем: соотношение СП и индивидуальной; соотношение СП и социологии; природа коллектива как основного объекта СП.
Одним из направлений в СП 20-30 г.г. было исследование проблемы коллектива. Обсуждался вопрос о природе коллективов. Были высказаны 3 точки зрения.
Согласно первой точке зрения коллектив — простая сумма составляющих его индивидов.
Представители другой утверждали, что поведение индивида фатально предопределено общими задачами и структурой коллектива.
Среднее положение между двумя крайними заняли представители третьей точки зрения, согласно которой индивидуальное поведение в коллективе изменяется, вместе с тем коллективу как целому присущ самостоятельный творческий характер поведения.
В детальной разработке теории коллектива участвовали многие социальные психологи – Б.В. Беляев, А.С. Залужный, М.А. Рейснер, Г.А. Фортунатов и др. Таким образом, вопрос относительно предмета СП не был решен. С одной стороны, СП отождествлялась с учением о социальной детерминации психических процессов, и сторонники этой точки зрения справедливо утверждали, что вся психология социальная и никакой другой СП не надо. Те же, кто считал задачей СП исследование личности в коллективе и самих коллективов, — не смогли предложить адекватное решение проблем, используя в качестве методологических основ марксистскую философию.
В результате борьбы мнений закрепилось понимание СП как науки о социальной детерминации психики. Так как в этом случае никакого самостоятельного статуса для СП не предполагалось, попытки построения ее как самостоятельной дисциплины (или хотя бы как части психологической науки) прекратились на довольно длительный срок.
Третий период (вторая пол. 30-х г.г. – вторая половина 50-х г.г. ХХ века).
Во второй половине 30-х г.г. ситуация резко изменилась. Началась изоляция отечественной науки от западной психологии. Перестали публиковаться переводы трудов западных авторов. Внутри страны возрос идеологический контроль за наукой. Это порождало боязнь исследовать социально острые вопросы. Наступил перерыв в развитии российской СП.
Кроме общеполитической ситуации, причины этого перерыва заключались в практической невостребованности результатов исследований. Изучение мнений, интересов, настроения людей, психологической атмосферы в обществе были никому не нужны. Более того, тот факт, что СП в тоже время продолжала развиваться на Западе в рамках немарксистской традиции, привел некоторых психологов к отождествлению СП вообще с ее «буржуазным» вариантом, исключив саму возможность существования СП в нашей стране. Само понятие «СП» стало синонимом реакционной дисциплины.
Но это был перерыв в самостоятельном существовании СП, что не исключало реального существования отдельных исследований, являющихся по своему предмету социально-психологическими. Эти исследования были продиктованы потребностями педагогической практики. Определяющими облик СП были работы А.С. Макаренко. В историю СП он вошел как исследователь коллектива и воспитания личности в коллективе. Стержневая идея СП концепции А.С. Макаренко – единство коллектива и личности. Это определило его практическое требование: воспитание личности в коллективе, посредством коллектива и для коллектива.
Четвертый период (вторая половина 50-х – первая половина 70-х г. г. ХХ века).
В этот период сложилась особая социальная и интеллектуальная ситуация в стране: «потепление» общей атмосферы, ослабление администрирования в науке, снижение идеологического пресса, демократизация во всех сферах жизни обусловили возрождение творческой активности ученых. Для СП было важно то, что возрос интерес к человеку. Начался период возрождения СП. Формально начало возрождения связывают с дискуссией по СП. Эта дискуссия началась публикацией А.Г. Ковалева «О социальной психологии» в Вестнике ЛГУ, 1959, №12. Дискуссии продолжились на 11 съезде психологов СССР, на страницах журналов «Вопросы психологии» и «Вопросы философии».
Основная полемика касалась двух вопросов: 1) понимания предмета СП и соответственно круга ее задач; 2) соотношение СП с психологией, с одной стороны, и с социологией с другой.
По вопросу о предмете психологии сложилось 3 подхода.
Первый, который получил распространение в основном среди социологов, понимал СП как науку о массовидных явлениях психики. В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение , например, изучение психологии классов, других больших социальных общностей. В других случаях больше внимания уделялось формированию общественного мнения. Предметом изучения СП многие социологи считали общественную психологию – уровень общественного сознания, характерный для отдельных социальных групп (классов).
Второй подход, главным предметом исследования СП видит напротив личность. С одной стороны, больший акцент ставился на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. Другие ученые выделяли положение личности в группе, межличностные отношения, всю систему общения.
Третий подход в каком-то смысле синтезировал два предыдущих. СП была рассмотрена как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. В рамках этого подхода предприняты попытки дать перечень основных проблем СП. По мнению Б.Д. Парыгина СП изучает:
Социальную психологию личности;
Социальную психологию общностей и общения;
Социальные отношения;
Формы духовной деятельности.
Согласно В.Н. Мясищеву, СП исследует:
В 70-х г.г. завершилось организационное становление СП. Произошла институционализация ее как самостоятельной науки. В 1962 году организована первая в стране лаборатория СП в ЛГУ; в 1968 г. – первая кафедра СП в том же университете; в 1972 г. – аналогичная кафедра в МГУ. В институте психологии АН СССР в 1972 г. создан первый в стране сектор СП.
Методы понимания поведения потребителей
К Адам Хейс Полная биографияАдам Хейс, доктор философии, CFA, финансовый писатель с более чем 15-летним опытом работы на Уолл-стрит в качестве трейдера деривативов. Помимо своего обширного опыта торговли деривативами, Адам является экспертом в области экономики и поведенческих финансов. Адам получил степень магистра экономики в Новой школе социальных исследований и докторскую степень. из Университета Висконсин-Мэдисон по социологии. Он является обладателем сертификата CFA, а также лицензий FINRA Series 7, 55 и 63. В настоящее время он занимается исследованиями и преподает экономическую социологию и социальные исследования финансов в Еврейском университете в Иерусалиме.
Узнайте о нашем редакционная политика
Обновлено 24 апреля 2021 г.
Рассмотрено Роберт С. КеллиРассмотрено Роберт К. Келли
Полная биографияРоберт Келли является управляющим директором XTS Energy LLC и имеет более чем тридцатилетний опыт работы в качестве руководителя бизнеса. Он профессор экономики и привлек более 4,5 миллиардов долларов инвестиционного капитала.
Узнайте о нашем Совет финансового контроля
Факт проверен Дэниел РэтбернФакт проверен Дэниел Рэтберн
Полная биографияДэниел Рэтберн — редактор Investopedia, который занимается вопросами налогообложения, бухгалтерского учета, регулирования и криптовалюты.
Узнайте о нашем редакционная политика
Что такое поведенческое моделирование?
Поведенческое моделирование — это подход, используемый компаниями для лучшего понимания и прогнозирования действий потребителей. Поведенческое моделирование использует доступные данные о потребительских и деловых расходах для оценки будущего поведения в конкретных обстоятельствах. Поведенческое моделирование используется финансовыми учреждениями для оценки риска, связанного с предоставлением средств физическому или юридическому лицу, а также маркетинговыми фирмами для целевой рекламы. Поведенческая экономика также опирается на поведенческое моделирование для прогнозирования поведения агентов, выходящего за рамки того, что можно было бы считать полностью основанным на фактах или рациональным поведением.
Ключевые выводы
- Поведенческое моделирование пытается объяснить, почему человек принимает решения, а затем модель используется для предсказания поведения в будущем.
- Компании используют поведенческое моделирование, чтобы нацеливать предложения и рекламу на клиентов. Банки также используют поведенческое моделирование для создания более глубоких профилей рисков групп клиентов.
- Поведенческое моделирование в основном использует набор данных компании, но может также использовать другие релевантные общедоступные источники.
Понимание моделирования поведения
Поведенческое моделирование просто пытается уловить часть психологии принятия решений, чтобы обеспечить лучшее моделирование того, как решения принимаются потребителем, и вероятность того, что конкретный потребитель сделает один выбор вместо другого. Поведенческое моделирование используется компаниями для уточнения своих ценностных предложений или целевых маркетинговых кампаний на основе результатов модели. В этом смысле поведенческое моделирование в основном состоит из анализа данных для классификации подмножеств людей, которые имеют схожие привычки и триггеры покупок.
Финансовые учреждения, такие как банки и компании, выпускающие кредитные карты, используют поведенческое моделирование для сегментации и профилирования пользователей своих услуг. Например, компания, выпускающая кредитные карты, будет изучать типы предприятий, в которых обычно используется карта, расположение магазинов, частоту и сумму каждой покупки, чтобы оценить как поведение будущих покупок, так и вероятность того, что владелец карты столкнется с погашением. проблемы. Эти данные обычно объединяются, чтобы объединить клиентов в группы со схожими потребностями и моделями использования. Клиентам в определенной группе могут быть предложены различные рекламные акции, чтобы стимулировать более широкое использование карты или даже объединение других долгов в существующий счет.
Реальные примеры поведенческого моделирования
Как только вы становитесь клиентом компании, они обычно хотят, чтобы вы были постоянными или увеличивали ваше взаимодействие и покупки. Это также верно для поставщиков кредитных карт. Компания, выпускающая кредитные карты, может заметить, например, что владелец карты за последние шесть месяцев перешел от покупок в дисконтных магазинах к магазинам высокого класса. Само по себе это может указывать на увеличение дохода держателя карты или на то, что держатель карты тратит больше, чем может себе позволить. Чтобы сузить варианты и создать более точный профиль риска, компания-эмитент карты также будет рассматривать другие точки данных, например, платит ли владелец карты только минимальный платеж или владелец карты сделал просроченные платежи. Просроченные платежи могут быть показателем того, что владелец карты подвергается большему риску неплатежеспособности.
Поведенческое моделирование также используется ритейлерами для оценки потребительских покупок. Например, розничный торговец может изучить типы продуктов, которые потребитель покупает в магазине или в Интернете, а затем оценить вероятность того, что потребитель купит новый продукт, исходя из того, насколько он похож на его предыдущие покупки. Это особенно полезно для розничных продавцов, которые предлагают программы лояльности клиентов, которые позволяют им более детально отслеживать индивидуальные модели расходов. Например, если магазин определяет, что потребители, которые покупают шампунь, также купят мыло, если им будет предоставлен купон, магазин может предоставить купон на мыло в торговой точке покупателю, который покупает только шампунь. Этот тип поведенческого моделирования был преобразован в подполе, известное как поведенческая аналитика.
Три вида модели поведения
Три вида модели поведенияТри вида модели поведения
Конрад Бок
Перепечатано из
Journal Of Object-Oriented Programming.
Том 12, № 4, июль/август 1999 г.
Copyright © 1999
SIG Publications, Inc, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк
- Когда должен быть сделан каждый шаг?
Когда определяются входы для каждого шага?
- Поток управления выполняет каждый шаг, когда другой шаг (или шаги)
полной, возможно, с учетом других условий, но без учета
наличие вводов. Входы определяются во время переходов
между шагами, но не требуются для начала шага. Никаких ограничений нет
размещены на том, как определяются входы.
- Например, почтальон начинает обход после того, как пришел на работу.
независимо от того, нуждается ли почта в доставке, потому что может быть почта, которую нужно забрать
вверх. Поток управления — старейшая и наиболее популярная форма модели поведения.
выражены на императивных языках (C, Java, Basic, Ada, Fortran,
Cobol и т. д.), и когда-то он был изображен на блок-схемах. Это также самый
популярный подход к бизнес-моделированию [3,4,
5].
- Поток данных выполняет каждый шаг, когда другие шаги предоставляют его входные данные.
Входные данные определяются путем передачи непосредственно из выходных данных других шагов.
- Например, при производстве «точно в срок» каждый этап сборки выполняется
при поступлении деталей от других сборок. Поток данных лежит в основе функциональных языков , таких как Lisp, когда он используется без побочных эффектов,
и связан с сетями Петри, моделью поведения, включающей организацию очередей.
функции. Поток данных также распространен в производстве, как в приведенном выше примере.
[6, 7].
- Конечные автоматы выполняют каждый шаг в зависимости от того, когда происходят события в
среда совершаемого поведения. Входные данные для каждого шага
рассчитывается как часть самого шага.
- Например, в торговом автомате внесение денег приводит к тому, что сумма
отображается покупателю. Конечные автоматы являются основой диаграмм состояний Харела и
Поведенческие модели UML. Они чаще всего используются во встроенных и в реальном времени
системы [2, 8].
- Каждый шаг начинается на основе условий, которые являются либо внутренними , либо внешний по отношению к определяемому поведению.
- Все входные значения для каждого шага определяются непосредственно перед выполнением шага, или каждый вход определяется отдельно в свое время перед шагом начинается.
Управление потоком | Поток данных | Конечный автомат | ? | |
Входы определены | В начале | Перед началом | В начале | Перед началом |
Условия запуска | Внутренний | Внутренний | Внешний | Внешний |
Приведенные выше модели поведения можно объединить в одну, но за счет они более громоздки в использовании. Следующая статья посвящена этой теме.
Читатель, который использовал различные языки программирования, знает, что они одинаково выразительны по большей части, но некоторые из них больше подходят для определенных приложений, чем другие. Например, APL является наиболее кратким для работы с массивами. приложений, даже если можно использовать C, Fortran или другие языки для одни и те же задачи. Различия между языками заключаются в том, насколько легко писать определенные типы приложений и насколько легко компилировать эффективный код от них.То же наблюдение применимо к трем типам модели поведения. Каждая модель может использоваться для всех задач программирования. Например, поток управления может быть используется во встроенных системных приложениях путем определения специальных шагов, которые ожидают внешние события. Однако каждая модель подчеркивает определенные аспекты поведения. и принижает значение других, делая каждый более подходящим для конкретного Приложения. Например, в потоке управления особое внимание уделяется последовательности шагов. требует, чтобы один шаг был завершен до начала другого. Он преуменьшает значение расчет входных данных с использованием любой доступной информации когда шаг начинается, согласно некоторому неограниченному алгоритму. Это делает поток управления больше подходит для приложений, в которых точная последовательность шаги наиболее важны, как и в бизнес-приложениях.
Поток данных подчеркивает расчет входных данных, требуя выходных данных одного шаг, который должен быть явно связан с входными данными другого шага или шагов. Это преуменьшает значение последовательности шагов, потому что время, в которое все поступления входных данных к шагу определяется тем, насколько длительными будут различные входные шаги. взять для завершения. Это означает, что некоторые шаги могут получить все свои входные данные раньше, чем другие в менее строгом порядке, чем поток управления. Эти характеристики сделать поток данных более подходящим для приложений, в которых правильное определение входов является наиболее важным, как и в производственных приложениях.
Конечные автоматы подчеркивают реакцию на внешние стимулы, требуя, чтобы каждый шаг запускается только тогда, когда в среде системы происходят определенные события. Он не акцентирует внимание на последовательности шагов, позволяя контролировать ее внешние события. Это также снижает внимание к расчету входных данных для каждого шага. делая это как часть самих шагов. Это делает конечные автоматы более подходит для приложений, которые работают в ответ на их окружение, как в приложения реального времени или встроенные приложения.
Ориентация объекта различает операцию и конкретную поведение, которое выполняет операцию, называемую методом в Терминология UML [9]. Самый простой способ сделать различные модели поведения объектно-ориентированным является использование их в качестве методов. Например, поток управления такой язык, как C, не является объектно-ориентированным, но подходит для определения метод, если нет необходимости отправлять сообщение изнутри метода. То же самое относится и к потоку данных, например, когда LISP используется в функциональном стиль для написания метода. Государственные автоматы, пожалуй, наименее подходят для определение метода, потому что они могут бесконечно ждать внешних событий перед окончанием, но даже они могут быть уместны в некоторых приложениях.Другой способ сделать модель поведения объектно-ориентированной — вызвать операции вместо функций на каждом из его шагов. Например, метод, написанный на C можно частично перевести на C++, заменив функцию передачей сообщений звонки. Точно так же шаги в потоке данных или конечные автоматы могут отправлять сообщения. вместо выполнения более сложных или не объектно-ориентированных вычислений. Такой перевод делают такие языки, как CLOS, и методы моделирования, такие как OOIE. очень просто, используя один и тот же синтаксис для вызовов функций и передачи сообщений. В этих языках полиморфизм вводится операторами, которые являются отдельными из вызова функции или операции. Ни один из кодов, вызывающих функцию необходимо изменить, когда функция становится объектно-ориентированной. Это облегчает переход от спецификаций поведения, написанных некомпьютерными профессионалов, таких как специалисты по моделированию делового поведения, до объектно-ориентированных реализации [10, 11].
Две простые техники, описанные выше, могут преобразить, казалось бы, старомодный интерьер. модель поведения в объектно-ориентированную. Например, поток управления Модель на рис. 1 неприемлема для практикующего ООП, потому что она не связывает шаги или поведение в целом с объектами, ответственными за их. Это неполное использование нотации деятельности UML [2].
Применение двух методов дает модель на рис. 2, которая объектно-ориентированный. Он использует соглашение OOIE о том, что тип получаемого объекта сообщение указывается в круглых скобках под названием операции, которую оно поддерживает. Например, операция FIX ORDER доступна для типа объекта ПОДДЕРЖКА КЛИЕНТОВ, потому что сторонники несут ответственность за связь с клиента и помочь им исправить заказ. UML, к сожалению, не имеет краткое обозначение для этого еще. Он обеспечивает дорожек , где каждый шаг присваивается столбцу на диаграмме, соответствующему типу объекта ответственность за этот шаг. На рис. 2 также представлена вся модель потока управления. в метод, связав его с реализуемой им операцией, а именно с ОПЕРАЦИЯ ОБРАБОТКА ЗАКАЗА по объекту ОТДЕЛ ПРОДАЖ. UML использует « реализовать » зависимость для моделирования этого, обозначенная пунктирной стрелкой. Эти два дополнения делают модель объектно-ориентированной, связывая шаги и все поведение объектов, которые их обрабатывают.
Попутно следует упомянуть, что распространенной ошибкой является предположение сообщения передаются между шагами. Например, на рисунке 2 это может быть ошибочно принято, что когда шаг RECEIVE ORDER выполнен, он отправляет сообщение для ПРОСМОТРА ЗАКАЗА, чтобы начать. Такая интерпретация ухудшит возможность повторного использования шагов, потому что шаг подразумевал бы то, что другие должен быть выполнен после него, а не позволять последовательности шагов определяться связями потока управления на каждой диаграмме, где шаг использовал. Лучшей интерпретацией является то, что сообщения передаются из метод, содержащий шаги операции на каждом шаге. Например на рис. 2 метод операции ОБРАБОТКА ЗАКАЗА на ПРОДАЖЕ Объект DEPARTMENT вызывает операцию SHIP ORDER для объекта SHIPPING. объект. Таким образом, операции, вызываемые шагами, не зависят друг на друга. Метод, содержащий шаги, координирует шаги по определение их порядка и условий, при которых они вызываются, не делая операции в них зависимыми друг от друга.
Ан передовой метод сделать модель поведения объектно-ориентированной состоит в том, чтобы связывать каждый шаг с изменениями в объектах, которые шаг намерены вызвать, и связать эти изменения с шагами, которые они инициировать [12, 13]. Для Например, на рис. 3 показаны последствия крепления крыши, а именно крыша и рабочие доступны для другой работы. У каждого свой эффект, выставление счетов заказчику и назначение работников соответственно. Фигура использует нотацию потока сигналов UML в диаграммах действий для обозначения Эффект каждого шага. Это досадно, потому что вынуждает пользователя использовать объектный поток для моделирования причины и следствия. Например, стационарная крыша не обязательно будет входом для выставления счета клиенту, только причиной для этого. UML будет обсуждаться более подробно в следующем статья об унифицированных моделях поведения. Эта техника обычно не применяется к потоку данных, потому что эффекты шага неявно моделируются в структуре объектов, возвращаемых для использования последующими шагами. Применительно к конечным автоматам этот метод не следует путать. с событиями, запускающими начало шагов в конечном автомате. Объект модели событий конечного автомата изменяется, но они вызваны внешние факторы, ни на шаг в государственной машине.
В дополнение к общим методам, описанным до сих пор, есть пара методы, применимые к конкретным типам моделей. Полностью объектно-ориентированный поток данных требует, чтобы данные, передаваемые между шагами, были объектами определенных типы, возможно, также в определенных состояниях, а не неструктурированные или необъектно-ориентированные данные. Обычно используется один из объектов, передаваемых на шаг. как цель операции шага. С этими ограничениями становится поток объектов .
Полностью объектно-ориентированный конечный автомат требует, чтобы он был связан с один тип объекта, и что каждый шаг в машине соответствует конкретная конфигурация данных в объекте. Эти конфигурации называется штатов . Например, конечный автомат для автомата с газировкой может иметь шаги для состояния готовности ТРК к приему заказа, взяв деньги, раздав соду и дав сдачу. А более полная модель состояний и конечных автоматов будет представлена позже. статья.
Эта статья открывает серию статей о моделировании поведения с обзора трех традиционные виды моделей поведения и как их можно использовать в объектно-ориентированный способ. Это особенно важно для практиков объектного ориентацию, чтобы отметить, что модели управления и потока данных могут быть обновлены до объектно-ориентированная форма, а не только конечные автоматы, и используется для получения значительной выгоды в современных приложениях. Анализируются различные виды поведенческих моделей. в двух измерениях, что дает новый тип модели для будущего рассмотрение. Описаны характеристики каждой модели, а также приложений, для которых они наиболее подходят. Следующая статья из цикла рассмотрит попытки создать унифицированные модели поведения, включающие Особенности всех трех моделей. [1] Бок, Конрад и Джеймс Оделл, «Более полная модель отношений и их реализации, Часть IV: Агрегация», Журнал объектно-ориентированного Программирование , 11(5):68-70, сентябрь 1998 г.[2] Rational Software и др.