2. Взгляды на предмет социальной психологии в некоторых психологических теориях
Научный этап развития социально-психологической науки характеризуется тем, что она стремился зарекомендовать себя в научном мире как «законная» естественнонаучная дисциплина. Это выразилось в акцентированном внимании к лабораторным экспериментам, очень осторожном отношении к любой теории, не имеющей убедительных опытных подтверждений, в направленности на решение практических задач. В этот период возникли и оформились в самостоятельные течения как минимум четыре подхода к предмету социальной психологии. Каждый из них вторичен по отношению к общепсихологическим направлениям: бихевиоризму, когнитивизму, интеракционизму и неофрейдизму.
Бихевиоризм одним из первых обратился к социально-психологической проблематике. Его идеи наиболее соответствовали идеалу построения строго экспериментальной дисциплины. В рамках бихевиоризма разрабатывался ряд идей, которые и сегодня представляют несомненный интерес и ценность.
Бихевиоризм был ориентирован на модель «человека реагирующего», по образному выражению П. Шихирева. В послевоенные годы явственно обозначается ряд существенных ограничений этой модели, связанных с игнорированием специфики мыслительной деятельности конкретного человека. Этим обусловлено появление когнитивистской модели «человека думающего», хотя социобихевиоризм и сегодня находит в научных кругах немалое количество сторонников.
Когнитивизм — значительное явление в истории развития социальной психологии — возникает на основе гештальтпсихологии, существенно дополненной и развитой в работах К.
Левина и Ф. Хайдера. Р. Абельсон сформулировал положение, которое в значительной степени отражает суть социально-психологических воззрений когнитивизма: «Мой вариант каждого человека заставляет рассматривать его в большей степени как Думателя, чем как Делателя». Таким образом, главный акцент сделан на когнитивные процессы, формирующие те или иные социальные реакции человека. В рамках когнитивизма развивались взгляды крупнейшего теоретика социальной психологии середины XX в. К. Левина. К. Левину современная социальная психология обязана очень многим: не просто идеями и конкретными данными, а целыми областями социально-психологического знания. Это учение о групповой динамике и конкретные исследования в области сплочения, развития, взаимодействия личности и группы, лидерства и руководства; это методология активного социально-психологического обучения и принятия эффективных групповых решений; это подходы к пониманию и разрешению внутригрупповых и межгрупповых конфликтов и многое другое.Еще одним значимым теоретическим направлением, повлиявшим на развитие социально-психологического знания, является неофрейдизм. В его основе лежит ряд социально-психологических идей 3. Фрейда. Психоаналитическая социальная психология нашла свое выражение в различных теориях функционирования и развития группы, причем основной моделью выступала группа психотерапевтическая (Байон, У. Беннис и Г. Шепард), а также в представлениях о ведущих социальных мотивах поведения человека (У. Шутц, Т. Адорно).
Символический интеракционизм — течение научной социально-психологической мысли, берущее свое начало не в индивидуально-психологических, а в социологических представлениях о социальном поведении человека. Интеракционизм опирается на взгляды американского философа, социолога и социального психолога Дж. Мида. Основной интерес сосредоточен именно на осмыслении закономерностей социального процесса, который представляет собой интеракцию, взаимодействие людей в рамках конкретной социальной ситуации. Социальная ситуация есть не просто контекст, она — значимый фактор взаимодействия. Опираясь на данные ему культурой символические средства, прежде всего язык, человек интерпретирует, называет ситуацию. В зависимости от того, как он ее интерпретировал, назвал, разворачивается взаимодействие между людьми. Особая заслуга интеракционизма в том, что он выделил в качестве важнейших чисто человеческие, символические аспекты общения — речь, жест, мимическое выражение чувства и другие. Как квинтэссенция символического поведения человека рассматривается социальная роль — устойчивая внешняя и внутренняя позиция одного человека в отношении другого или социальной системы в целом. В рамках символического интеракционизма сформировались теории, имеющие огромное значение для современной социальной психологии.
Научный период развития социальной психологии богат эмпирическими открытиями, методическими находками (разработаны методики, которые позднее вошли во все учебники в качестве классических), реальными практическими результатами. Вместе с тем обозначилась и серьезная проблема: дальнейшее накопление лабораторного материала уже не способствовало формированию общей социально-психологической картины мира, она распадалась на отдельные фрагменты и эпизоды, которые к тому же не всегда имели место в реальной жизни людей. Освобождение от чар экспериментального подхода привело к кризису 1960-1970-х годов, когда было предложено много альтернативных вариантов развития социальной психологии. Главный эффект этого кризиса — либерализация социальной психологии и освобождение ее от искусственности лабораторного эксперимента.
Итак, предмет социальной психологии по-разному представлен в различных теориях. Бихевиоризм, сформировавший образ «человека реагирующего», особое внимание уделял проблемам социальной агрессии, межличностного взаимодействия и социального научения. Когнитивизм видит человека не столько «делателем», сколько «думателем», когнитивные процессы которого во многом определяют социальное поведение. Неофрейдизм фокусом своего изучения делает социальные мотивы поведения человека. Символический интеракционизм наиболее существенным среди других социально-психологических феноменов полагает взаимодействие людей в рамках конкретной социальной ситуации, которое строится с использованием символических средств (в первую очередь языка).
В рамках различных теорий накоплен богатый эмпирический материал, который в последнее время пополняется результатами изучения социального поведения в естественных условиях с учетом социокультурных контекстов.6.Первые формы социально-психологического знания.
Социальная психология имеет длинную предысторию, но короткую историю. Она формировалась из многих источников, поэтому в качестве предпосылок ее развития выступают различные области знаний: археология, этнография, языкознание, антропология, различные философские школы как идеалистического, так и материалистического толка. Уже на заре своего развития люди знали и использовали ряд социально-психологических явлений и закономерностей. Из поколения в поколение передавались обряды, ритуалы, табу, которые регулировали общественную жизнь людей. Способы воздействия на широкую публику были известны еще древним ораторам. Эти знания составляли первоначальную систему сведений о социально-психологических явлениях. Это
В 20-е годы XX в. оформляется научный этап развития социальной психологии. Его начало обычно связывают с работами В. Мёде (Германия) и Ф. Оллпорта (США). Они сформулировали требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину и перешли к систематическому экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах.
Научный этап развития социально-психологической науки характеризуется тем, что она стремилась зарекомендовать себя в научном мире как «законная» естественнонаучная дисциплина. Это выразилось в акцентированном внимании к лабораторным экспериментам, очень осторожном отношении к любой теории, не имеющей убедительных опытных подтверждений, в направленности на решение практических задач. В этот период возникли и оформились в самостоятельные течения как минимум четыре подхода к предмету социальной психологии. Каждый из них вторичен по отношению к общепсихологическим направлениям: бихевиоризму, когнитивизму, интеракционизму и неофрейдизму.
Бихевиоризм одним из первых обратился к социально-психологической проблематике, т.к. его идеи наиболее соответствовали идеалу построения строго экспериментальной дисциплины. В рамках бихевиоризма разрабатывался ряд идей, которые и сегодня представляют несомненный интерес и ценность. Это проблемы социальной агрессии и ее возможных детерминант (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура), путей и методов социального научения (Э. Толмен, Б. Скиннер, А. Бандура), технологий межличностного взаимодействия и опосредующих его факторов (Г. Келли, Дж. Тибо, Дж. Хоманс). Бихевиоральная социальная психология создала свою практику активного обучения и групповой психотерапии (прежде всего это группы навыков и умений).
Бихевиоризм был ориентирован на модель «человека реагирующего», по образному выражению П. Шихирева. В послевоенные годы явственно обозначается ряд существенных ограничений этой модели, связанный с игнорированием специфики мыслительной деятельности конкретного человека. Этим обусловлено появление когнитивистской модель «человека думающего», хотя социобихевиоризм и сегодня находит в научных кругах немалое количество сторонников.
Когнитивизм — значительное явление в истории развития социальной психологии — возникает на основе гештальтпсихологии, существенно дополненной и развитой в работах К. Левина и Ф. Хайдера. Р. Абельсон сформулировал положение, которое в значительной степени отражает суть социально-психологических воззрений когнитивизма: «Мой вариант каждого человека заставляет рассматривать его в большей степени как Думателя, чем как Делателя». Таким образом, главный акцент сделан на когнитивные процессы, формирующие те или иные социальные реакции человека. В рамках когнитивизма развивались взгляды крупнейшего теоретика социальной психологии середины XX в. К. Левина. К. Левину современная социальная психология обязана очень многим: не просто идеями и конкретными данными, а целыми областями социально-психологического знания. Это учение о групповой динамике и конкретные исследования в области сплочения, развития, взаимодействия личности и группы, лидерства и руководства; это методология активного социально-психологического обучения и принятия эффективных групповых решений; это подходы к пониманию и разрешению внутригрупповых и межгрупповых конфликтов и многое другое. Под воздействием его идей сформировался устойчивый социально-психологический взгляд на природу взаимосвязи человека и группы, личности и общества, взгляд с позиции динамической взаимосвязи и взаимозависимости. В рамках когнитивизма сформированы чрезвычайно распространенные сегодня представления о механизмах социального познания (С. Аш, Д. Креч и Р. Крачфилд), технологиях убеждающей коммуникации и межличностного взаимодействия (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер).
Еще одним значимым теоретическим направлением, повлиявшим на развитие социально-психологического знания, является неофрейдизм. В его основе лежат ряд социально-психологических идей 3. Фрейда. Психоаналитическая социальная психология нашла свое выражение в различных теориях функционирования и развития группы, причем основной моделью выступала группа психотерапевтическая (Байон, У. Беннис и Г. Шепард), а также в представлениях о ведущих социальных мотивах поведения человека (У. Шутц, Т. Адорно).
Символический интеракционизм — течение научной социально-психологической мысли, берущее свое начало не в индивидуально-психологических, а в социологических представлениях о социальном поведении человека. Интеракционизм опирается на взгляды американского философа, социолога и социального психолога Дж. Мида. Основной интерес сосредоточен именно на осмыслении закономерностей социального процесса, который представляет собой интеракцию, взаимодействие людей в рамках конкретной социальной ситуации. Социальная ситуация не просто контекст, она значимый фактор взаимодействия. Опираясь на данные ему культурой символические средства, прежде всего язык, человек интерпретирует, называет ситуацию. В зависимости от того, как он ее интерпретировал, назвал, разворачивается взаимодействие между людьми. Особая заслуга интеракционизма в том, что он выделил в качестве важнейших чисто человеческие, символические аспекты общения — речь, жест, мимическое выражение чувства и другие. Как квинтэссенция символического поведения человека рассматривается социальная роль — устойчивая внешняя и внутренняя позиция одного человека в отношении другого или социальной системы в целом. В рамках символического интеракционизма сформировались теории, имеющие огромное значение для современной социальной психологии. Прежде всего это теории ролевого поведения (Т. Сарбин, Э. Гофман, Р. Линтон и др.) и референтной группы как источника личных норм и ценностей человека (Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли).
Научный период развития социальной психологии богат эмпирическими открытиями, методическими находками (разработаны методики, которые позднее вошли во все учебники в качестве классических), реальными практическими результатами. Вместе с тем обозначилась и серьезная проблема: дальнейшее накопление лабораторного материала уже не способствовало формированию общей социально-психологической картины мира, она распадалась на отдельные фрагменты и эпизоды, которые к тому же не всегда имели место в реальной жизни людей. Освобождение от чар экспериментального подхода привело к кризису 1960-1970-х годов, когда было предложено много альтернативных вариантов развития социальной психологии. Главный эффект этого кризиса — либерализация социальной психологии и освобождение ее от искусственности лабораторного эксперимента. В последние годы много больше внимания уделяется изучению социального поведения в естественных условиях, а также изучению социального и культурного контекста с использованием методов наблюдения и современных корреляционных методик.
Краткая заметка о поведенческой модели
Улучшение статьи
Сохранить статью
- Уровень сложности: Easy
- Последнее обновление: 17 июн, 2020
Улучшить статью
Сохранить статью
Общее поведение системы можно полностью понять с помощью поведенческой модели.
Модель поведения специально разработана, чтобы помочь нам понять поведение и факторы, влияющие на поведение Системы. Поведение системы объясняется и изображается с помощью диаграммы. Эта диаграмма известна как диаграмма переходов состояний. Это совокупность состояний и событий. Обычно он описывает общие состояния, которые может иметь система, и события, ответственные за изменение состояния системы.
Итак, при возникновении определенного события предпринимается действие, и какое действие необходимо предпринять, представлено на диаграмме перехода состояний.
Пример:
Рассмотрим лифт. Этот лифт рассчитан на n этажей и имеет n кнопок, по одной на каждый этаж.
Работу лифта можно объяснить следующим образом:
- Кнопки лифта — это набор кнопок, которые есть на лифте. Для достижения определенного этажа, который вы хотите посетить, нажимаются «кнопки лифта» для этого конкретного этажа. Нажатие вызовет подсветку, и лифт начнет движение к тому конкретному этажу, для которого вы нажали «кнопки лифта». Как только лифт достигает этого этажа,
подсветка отключается. - Кнопки этажа — еще один тип кнопок на лифте. Если человек находится на определенном этаже и хочет подняться на другой этаж, то нажимается кнопка лифта этого этажа. Затем процесс будет таким же, как указано выше. Нажатие заставит освещение и лифт начать движение, а когда он достигнет нужного этажа, освещение отключится.
- Когда нет запроса на лифт, он остается закрытым на текущем этаже.
Диаграмма переходов состояний лифтовой системы показана ниже –
Преимущества:
- Поведение и работу системы можно легко понять без каких-либо усилий.
- Результаты более точны при использовании этой модели.
- Эта модель требует меньших затрат на разработку, так как стоимость ресурсов может быть минимальной.
- Он фокусируется на поведении системы, а не на теориях.
Недостатки:
- Эта модель не имеет никакой теории, поэтому стажер не может полностью понять основные принципы и основную концепцию моделирования.
- Это моделирование не может быть полностью автоматизировано.
- Иногда бывает непросто понять общий результат.
- Не достигается максимальная производительность из-за технических проблем или ошибок.
Следующий
Различия между тестированием черного ящика и тестированием белого ящика
Похожие статьи
Что нового
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство при просмотре нашего веб-сайта. Используя наш сайт, вы подтверждаете, что вы прочитали и поняли наши Политика в отношении файлов cookie & Политика конфиденциальности
Определение поведенческого моделирования
От
Адам Хейс
Полная биография
Адам Хейс, доктор философии, CFA, финансовый писатель с более чем 15-летним опытом работы на Уолл-стрит в качестве трейдера деривативов. Помимо своего обширного опыта торговли деривативами, Адам является экспертом в области экономики и поведенческих финансов. Адам получил степень магистра экономики в Новой школе социальных исследований и докторскую степень. из Университета Висконсин-Мэдисон по социологии. Он является обладателем сертификата CFA, а также лицензий FINRA Series 7, 55 и 63. В настоящее время он занимается исследованиями и преподает экономическую социологию и социальные исследования финансов в Еврейском университете в Иерусалиме.
Узнайте о нашем редакционная политика
Обновлено 24 апреля 2021 г.
Рассмотрено
Роберт С. Келли
Рассмотрено Роберт К. Келли
Полная биография
Роберт Келли является управляющим директором XTS Energy LLC и имеет более чем тридцатилетний опыт работы в качестве руководителя бизнеса. Он профессор экономики и привлек более 4,5 миллиардов долларов инвестиционного капитала.
Узнайте о нашем Совет финансового контроля
Факт проверен
Дэниел Рэтберн
Факт проверен Дэниел Рэтберн
Полная биография
Дэниел Рэтберн — редактор Investopedia, который занимается вопросами налогообложения, бухгалтерского учета, регулирования и криптовалюты.
Узнайте о нашем редакционная политика
Что такое поведенческое моделирование?
Поведенческое моделирование — это подход, используемый компаниями для лучшего понимания и прогнозирования действий потребителей. Поведенческое моделирование использует доступные данные о потребительских и деловых расходах для оценки будущего поведения в конкретных обстоятельствах. Поведенческое моделирование используется финансовыми учреждениями для оценки риска, связанного с предоставлением средств физическому или юридическому лицу, а также маркетинговыми фирмами для целевой рекламы. Поведенческая экономика также опирается на поведенческое моделирование для прогнозирования поведения агентов, выходящего за рамки того, что можно было бы считать полностью основанным на фактах или рациональным поведением.
Key Takeaways
- Поведенческое моделирование пытается объяснить, почему человек принимает решения, а затем модель используется для предсказания поведения в будущем.
- Компании используют поведенческое моделирование, чтобы нацеливать предложения и рекламу на клиентов. Банки также используют поведенческое моделирование для создания более глубоких профилей рисков групп клиентов.
- Поведенческое моделирование в основном использует набор данных компании, но также может использовать другие соответствующие общедоступные источники.
Понимание поведенческого моделирования
Поведенческое моделирование просто пытается уловить часть психологии принятия решений, чтобы обеспечить лучшее моделирование того, как решения принимаются потребителем, и вероятность того, что конкретный потребитель сделает один выбор вместо другого. Поведенческое моделирование используется компаниями для уточнения своих ценностных предложений или целевых маркетинговых кампаний на основе результатов модели. В этом смысле поведенческое моделирование в основном состоит из анализа данных для классификации подмножеств людей, которые имеют схожие привычки и триггеры покупки.
Финансовые учреждения, такие как банки и компании, выпускающие кредитные карты, используют поведенческое моделирование для сегментации и профилирования пользователей своих услуг. Например, компания, выпускающая кредитные карты, будет изучать типы предприятий, в которых обычно используется карта, расположение магазинов, частоту и сумму каждой покупки, чтобы оценить как поведение будущих покупок, так и вероятность того, что владелец карты столкнется с погашением. проблемы. Эти данные обычно объединяются, чтобы объединить клиентов в группы со схожими потребностями и моделями использования. Клиентам в определенной группе могут быть предложены различные рекламные акции, чтобы стимулировать более широкое использование карты или даже объединение других долгов в существующий счет.
Реальные примеры поведенческого моделирования
Когда вы становитесь клиентом компании, они, как правило, хотят, чтобы вы были постоянными или увеличивали количество взаимодействий и покупок. Это также верно для поставщиков кредитных карт. Компания, выпускающая кредитные карты, может заметить, например, что владелец карты за последние шесть месяцев перешел от покупок в дисконтных магазинах к магазинам высокого класса. Само по себе это может указывать на увеличение дохода держателя карты или на то, что держатель карты тратит больше, чем может себе позволить. Чтобы сузить варианты и создать более точный профиль риска, компания-эмитент карты также будет рассматривать другие точки данных, например, платит ли владелец карты только минимальный платеж или владелец карты сделал просроченные платежи.