Бихевиоризм основные идеи таблица: Access to this page has been denied.

Содержание

Оперантный бихевиоризм Б. Скиннера — Pro-Psixology.ru

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скиннера. Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) выдвинул теорию оперантного бихевиоризма.

Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, он сформулировал положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.

Первые два вида вызываются стимулами (S) и называются респондентным, отвечающим поведением. Это реакции обусловливания типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но ими одними не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб — воздействий организма на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Часть из таких реакций (R), не вызываемых стимулом, а выделяемых («испускаемых») организмом, оказывается правильными и подкрепляются. Их Скиннер и назвал оперантными. Это реакции типа R.

Оперантное поведение предполагает, что организм активно воздействует на окружение и в зависимости от результатов этих активных действий они закрепляются или отвергаются. По Скиннеру, именно эти реакции — преобладающие в адаптации животного: они являются формой произвольного поведения. Катание на роликовой доске, игра на фортепиано, обучение письму — это все примеры оперантных действий человека, контролируемых их последствиями. Если последние благоприятны для организма, тогда вероятность повторения оперантной реакции усиливается.

Проанализировав поведение, Скиннер сформулировал свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного наведения на нужную реакцию».

Скиннер выделяет четыре режима подкрепления:

  1. Режим подкрепления с постоянным соотношением, когда уровень положительного подкрепления зависит от количества правильно выполненных действий. (Например, работнику платят пропорционально количеству произведенной продукции, т. е. чем чаще возникает правильная реакция организма, тем больше подкреплений он получает.)
  2. Режим подкрепления с постоянным интервалом, когда организм получает подкрепление после того, как пройдет строго фиксированное время с момента предыдущего подкрепления. (Например, работнику платят зарплату через каждый месяц или у студента сессия через каждые четыре месяца, при этом скорость реагирования ухудшается сразу после получения подкрепления — ведь следующая зарплата или сессия будет еще не скоро.)
  3. Режим подкрепления с вариативным соотношением. (Например, выигрыш-подкрепление в азартной игре бывает непредсказуем, непостоянен, человек не знает, когда и каким будет следующее подкрепление, но всякий раз надеется на выигрыш — такой режим значимо воздействует на поведение человека.)
  4. Режим подкрепления с вариативным интервалом. (Через неопределенные интервалы времени человек получает подкрепления или знания студента контролируют с помощью «неожиданных контрольных» через случайные промежутки времени, что побуждает соблюдать более высокий уровень прилежания и реагирования в отличие от подкрепления с «постоянным интервалом». )

Скиннер выделял «первичные подкрепления» (пища, вода, физический комфорт, секс) и вторичные, или условные (деньги, внимание, хорошие оценки, привязанность и т. п.). Вторичные подкрепления генерализуются, объединяются со многими первичными: например, деньги являются средством для получения множества удовольствий. Еще более сильным генерализованным условным подкреплением является социальное одобрение: ради его получения со стороны родителей, окружающих человек стремится хорошо себя вести, соблюдать социальные нормы, прилежно учиться, делать карьеру, красиво выглядеть и т. п.

Ученый полагал, что условные подкрепляющие стимулы очень важны в контроле поведения человека, а аверсивные (болевые или неприятные) стимулы, наказание — это наиболее общий метод контроля над поведением. Скиннер выделял позитивные и негативные подкрепления, а также позитивные и негативные наказания (табл. 5.2).

Таблица 5.2.

Теория Б. Скиннера
 ПозитивноеНегативное
ПодкреплениеПредъявление положительного подкрепления (удовольствие)Удаление аверсивного (болевого) стимула
НаказаниеПредъявление аверсивного стимула (ругают, бьют, исключают из школы, сажают в тюрьму и т.
п.)
Удаление положительного стимула (запрещают смотреть телевизор, гулять и т. п.)

Скиннер боролся против того, чтобы использовать наказание для контроля над поведением, потому что это вызывает отрицательные эмоциональные и социальные побочные эффекты (страх, тревогу, антисоциальные действия, ложь, потерю самоуважения и уверенности). Кроме того, оно всего лишь на время подавляет нежелательное поведение, которое вновь проявится, если уменьшится вероятность наказания.

Вместо аверсивного контроля Скиннер рекомендует позитивное подкрепление как наиболее эффективный метод для устранения нежелательных и поощрения желательных реакций. «Метод успешного приближения или формирования поведения» заключается в положительном подкреплении тех действий, которые наиболее близки к ожидаемому оперантному поведению. К этому приближаются шаг за шагом: одна реакция закрепляется, а затем заменяется другой, более близкой к предпочтительной (так формируют речь, трудовые навыки и т.

п.).

Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер перенес на поведение людей, что привело к биологизаторской трактовке. Так, возник скиннеровский вариант программированного обучения. Его принципиальная ограниченность состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность человека, следовательно, нет обучения как сознательного процесса. Вслед за установкой уотсоновского бихевиоризма Скиннер исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию психики. Мышление, память, мотивы и тому подобные психические процессы он описывает в терминах реакции и подкрепления, а человека — как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств.

Биологизация мира людей, характерная для бихевиоризма в целом, принципиально не проводящего различий между человеком и животным, достигает у Скиннера своих пределов. Культурные явления оказываются в его трактовке «хитроумно придуманными подкреплениями».

Для разрешения социальных проблем современного общества Б. Скиннер выдвинул задачу создания технологии поведения, которая призвана осуществлять контроль одних людей над другими. Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание, управление поведением не связано с сознанием. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми. Для наибольшей эффективности необходимо учитывать, какое подкрепление наиболее важно, значимо, ценно в данный момент (

закон субъективной ценности подкрепления), а затем предоставлять такое субъективно ценное подкрепление в случае правильного поведения человека или угрожать его лишением в случае неправильного поведения. Подобный механизм и позволит управлять поведением.

Скиннер сформулировал закон оперантного обусловливания:

«поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем».

Человек способен предвидеть возможные последствия своего поведения и избегать тех действий и ситуаций, которые приведут к негативным для него последствиям. Он субъективно оценивает вероятность их наступления: чем больше возможность негативных последствий, тем сильнее это влияет на поведение человека (

закон субъективной оценки вероятности последствий). Эта субъективная оценка может не совпадать с объективной вероятностью последствий, но на поведение влияет именно она. Поэтому один из способов воздействовать на поведение человека — «нагнетание обстановки», «запугивание», «преувеличение вероятности негативных последствий». Если человеку кажется, что последняя, вытекающая из какой-либо его реакции, незначительна, он готов «рискнуть» и прибегнуть к данному действию.

2.1. Социальный бихевиоризм

Таблица 2.1. Основные сведения о социальном бихевиоризме

Основоположник

Дж.

Уотсон

Последователи

А. Бандура, Э. Богардус, Е. Галантер, Э. Гатри, Д. Доллард, Г. Келли, Н. Миллер, Ф. Олпорт, К. Прибрам, Б. Скиннер, К. Спенс, Э. Толмен, Э. Торндайк, Дж. Тибо, К. Халл, Г. Хоманс

Основной подход

Информационно-вероятностный подход

Основная цель

Выяснить, какое влияние информация (стимул) оказывает на поведение (реакция)

Основное понятие

Поведение

Понятия

Стимул, реакция, научение, побуждение, подкрепление, агрессия,медиатор, фрустрация,

Основные теории

топерантный подход

теория социального научения теория взаимодействия исходов

теория элементарного социального поведения

Истоки бихевиоризма заложены в начале XX в. в трудах И. П. Павлова, Дж. Уот-сона (J. Watson), Э. Торндайка (Е. Thorndike). Выдающийся русский физиолог И. П. Павлов (1849-1936) открыл в начале XX в. тип научения, известный как классическое обусловливание. Он доказал, что посредством одновременного предъ­явления безусловного стимула (мяса) и условного стимула (звук камертона) можно сделать так, что условный стимул в конце концов будет вызывать реакцию (слюно­отделение), вначале возникавшую только на безусловный стимул. Слюноотделение в ответ на звук камертона рассматривалось как условная реакция.

Американский психолог Джон Уотсон (1878-1958) задался целью создать объективную психологию. Он критиковал существовавшее в те годы представление о психологии как об уникальной науке, направленной на исследование сознания только с помощью метода самонаблюдения (интроспекции). Психология, полагал Уотсон, должна использовать те же методы, что и естественные науки. Опираясь на идеи И. П. Павлова, он создал теорию, которую назвал бихевиоризмом. Эта объективная и учитывающая влияние социальной среды точка зрения на долгие годы стала доминирующей в американской психологии. Последователями Уотсона были Э. Торндайк, Э. Толмен (Е. Tolinan), Э. Гатри (Е. Guthrie), К. Халл (С. Hull), К. Спенс (К. Spence) и многие другие. Их исследования были в основном направ­лены на процесс научения (learning), передачи опыта и информации от одного индивида другому [201, с. 542].

Классический бихевиоризм изучал психику животных на основе принципиальной формулы

S —» R (стимул —> реакция). Этот универсальный принцип распро­странялся на стимулы и реакции от биологических, врожденных, непроизвольно возникающих до сложнейших социальных, специально заученных. Задача бихевио-ристов заключалась в том, чтобы по стимулам (биологическим или социальным) предугадать реакции и, наоборот, по реакциям — понять стимулы.

Ф. Оллпорт (1890-1978) был первым, кто применил принципы бихевиоризма в социальной психологии. Он считал, что человек сам является стимулом для дру­гого. Социальное поведение — это такое поведение, которое стимулирует других людей или само стимулируется ими. Социальными стимулами выступают речь, жесты, мимика, некоторые соматические реакции, а социальными реакциями -подражание, симпатии-антипатии, совместная работа и пр.

В общую схему поведения в конце 30-х гг. бихевиористы стали включать про­межуточные детерминанты. Так, Толмен в формулу «стимул —> реакция» ввел такие врожденные и приобретенные детерминанты, как стремления, намерения, осознание целей. Формула приобрела вид: S —» N —> R, где S — стимул, N — на­мерение, R реакция.

Н. Миллер (N. Miller) с соавторами добавили к формуле такие средние звенья, как образ и план действий. По их мнению, поведение человека строится по схеме: test — operate — test — exit (проба — операция — проба — исполнение).

Б. Скиннер (В. Skinner) выделял два типа поведения: респондентное и оперант-ное. Респондентное поведение вызывается стимулом, ему предшествующим. Опе-рантное поведение представляет собой подкрепляемую наблюдателем случайную реакцию, когда стимул, следующий за реакцией, подкрепляет нужное поведение. Он детально разработал схему оперантного обусловливания. Суть научения по данной схеме состоит в том, что экспериментатор ждет случайного проявления ре­акции: например, ребенок сам берет карандаш и пытается рисовать. Это проявление сразу же подкрепляется одобрением, что стимулирует ребенка к дальнейшему экс­периментированию с карандашом. Таким образом, результатом оперантного поведе­ния оказывается научение. Схема оперантного обусловливания занимает ведущее место в исследованиях бихевиористов в области социальной психологии [8, с. 50].

Сводная таблица основных теоретических вкладов психологических научных школ

Сводная таблица основных теоретических вкладов  психологических  научных школ
ШколаВклад
Античная  психологияАнтичные мудрецы  и испытатели природы подняли  на невиданную высоту культуру теоретической  мысли, которая, преобразуя данные опыта, срывала покровы с видимостей здравого смысла и религиозно-мифологических образов.
Психологическая мысль в период средневековьяПсихология средневековья  во много стремилась решить вопрос взаимосвязи речи и процесса мышления, выделяя общие понятия. Вклад средневековья в психологию сложно недооценить, поскольку именно в этот период был заложен базис для развития современной науки о психологии человека.
Экспериментальная психологияЭксперимент в психологии стал решающим фактором в преобразовании психологических знаний, он выделил психологию из философии и превратил ее в самостоятельную науку. В настоящее время методы экспериментальной психологии широко применяются в различных областях человеческой деятельности.
Дифференциальная  психологияФакты и выводы, полученные дифференциальной психологией, имеют важное значение для решения многих практических задач (отбор и обучение персонала, диагностика и прогностика развития отдельных свойств, склонностей, способностей индивидов и др. ).
ФункционализмПредложил вопреки  казавшемуся неоспоримым представлением о том, что эмоция служит источником физиологических изменений в различных системах рассматривать ее не как первопричину, а как результат этих изменений. 
Джон Дьюи — выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат рефлекторные дуги. 
В атмосфере слабости функционализма зарождается новое психологическое течение. 
На смену функционализма приходит бихевиоризм.
БихевиоризмБихевиоризм расширил область психологии, включив в  нее также внешние, телесные реакции. 
Идеи бихевиоризма оказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, семиотику и стали одним из истоков кибернетики. Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем.
НеобихевиоризмДопустил, что в качестве предмета анализа могут быть не только наблюдаемые поведенческие акты. Для объяснения устанавливаемых связей используются определенные гипотетические конструкты — в схеме S — R появились „промежуточные переменные“(или опосредствующее звено), понимаемые как совокупность различных познавательных и побудительных факторов (образ, цель, потребность, интеллект, ожидание, успех — неуспех).
ФрейдизмИдеи фрейдизма раскрыли духовные основания различных массовых движений: молодежных, экологических, феминистских. Обосновалась концепция «нового психологического общества». В нем психоанализ превращается в основание поведенческой культуры, участвует в процессах социальной организации и управления. Психоанализ показывает человеку, каков он есть на самом деле, какие требования общества он должен выполнять, каким нормам следовать, а также насколько широки и разнообразны возможности его развития и самосовершенствования.
НеофрейдизмОтбросив «устаревшие» положения учения Фрейда, его последователи  сохранили тезис о том, что  поведение человека, его культура определяются прежде всего бессознательными влечениями. Неофрейдизм назвал свою теорию «культурно-психоаналитическим подходом», сделав заявку на установление взаимосвязи между психикой, культурой и обществом.
ГештальтпсихологияОна способствовала утверждению целостного подхода к психике, а ее глубокий интерес к проблемам сознания сказался на работах психологов в области клинической психологии, психологии обучения, восприятия, мышления и социальной психологии. Она оказала существенное влияние на развитие психологии и в целом может расцениваться как успех.
Когнитивная психологияОна восстановила роль сознания не только на уровне человека, но и на уровне животных. Зоопсихология, или сравнительная психология, можно сказать, проделала полный круг: от наблюдений за психической деятельностью животных Романе — через механистическую схему «стимул-реакция» бихевиористов — до признания элементов сознания у животных в когнитивной психологии.
Гуманистическая психологияОна в значительной мере способствовала трансформации основных направлений психоанализа, усиливая идею о том, что человек должен быть в состоянии свободно и сознательно влиять на формирование собственной личности.

Примеры бихевиоризма

Бихевиоризм — это теория, которая фокусируется на формировании поведения посредством обусловливания. Он фокусируется на подкреплении надлежащего или желаемого поведения с помощью положительного или отрицательного подкрепления, а также на устранении нежелательного поведения с помощью наказания. Он фокусируется только на поведении, которое можно наблюдать или измерить. Он не включает изучение эмоций или мотивов. Просмотрите несколько примеров бихевиоризма, чтобы узнать больше.

примеры бихевиоризма с использованием диаграммы домашних дел

Реклама

Положительное подкрепление

Положительное подкрепление предполагает применение желаемого стимула после желаемой реакции. Идея состоит в том, что человек будет продолжать демонстрировать определенное поведение, если он получит за это вознаграждение. Есть много примеров положительного подкрепления.

  • У четырехлетней Эммы есть график домашних дел, который включает в себя такие действия, как заправлять постель, одеваться, чистить зубы и нести тарелку с завтраком в раковину. Если она выполняет свою работу по дому, она получает наклейку в своем графике работы. Как только у нее будет пять наклеек, она сможет выбрать, что будет на десерт для всей семьи.
  • Родители часто используют систему поощрений, когда приучают малыша к горшку. Каждый раз, когда ребенок совершает желаемое действие — например, садится на горшок, утром у него сухой подгузник или идет в туалет на горшке, — родитель дает ребенку награду, например, наклейку или конфету. . Надежда состоит в том, что ребенок будет продолжать демонстрировать желаемое поведение из-за вознаграждения, пока оно в конечном итоге не станет привычкой.
  • Компании часто предлагают повышение заработной платы сотрудникам, демонстрирующим отличные результаты. Надежда на повышение может служить мотивацией для сотрудников хорошо выполнять свою работу.
  • Второклассник миссис Смит ведет себя плохо. Она разрабатывает систему управления поведением в надежде мотивировать их вести себя лучше. В конце каждого часа, если учащиеся выполнили правила на приемлемом уровне, она ставит отметку на доске. В конце дня, если оценок больше пяти, она рисует на доске звезду. Как только будет десять звезд, класс получит пиццерию. Она надеется, что вечеринка с пиццей побудит их следовать правилам.
  • Клиент пишет благодарственное письмо, в котором хвалит члена команды. Начальник хвалит сотрудника, о котором было написано письмо, на собрании персонала и добавляет бонус в размере 50 долларов к зарплате сотрудника. Это положительное подкрепление за превышение ожиданий клиентов.
  • Человека, который предлагает идею, хвалят за это, даже если эта идея неосуществима. Поскольку человек знает, что его усилия были оценены по достоинству, он с радостью продолжает вносить предложения и идеи.

Отрицательное подкрепление

Отрицательное подкрепление также является инструментом для подкрепления желаемого поведения, но оно включает устранение нежелательного стимула. Идея состоит в том, что человек, вероятно, продолжит определенное желаемое поведение, если это означает, что он может избежать последствий, которых он или она не хочет. Есть много поведенческих перспективных примеров отрицательного подкрепления.

  • Мать Стива злится и кричит на него, когда он забывает делать свою работу по дому. Он не хочет, чтобы на него кричали, поэтому старается не забыть закончить свою работу по дому.
  • Сотрудники, которые не выполняют свою недельную норму продаж, должны представить отчет с объяснением причин невыполнения нормы и того, что они будут делать по-другому на следующей неделе. Сотрудник, который не любит писать отчеты, может быть мотивирован работать усерднее, чтобы выполнить свою норму, чтобы избежать написания отчета.
  • Учителя, которые хотят, чтобы учащиеся хорошо справлялись с викторинами, могут поощрять их к этому, давая домашнее задание, которое они должны выполнить только в том случае, если их оценка за викторину в классе ниже определенного уровня. Учащиеся могут усерднее готовиться к тесту, чтобы им не приходилось делать домашнюю работу.
  • Пациентка не хочет, чтобы ее врач беспокоил ее из-за ее веса, когда она идет на осмотр. Чтобы этого не произошло, пациент ест здоровую пищу, считает калории и регулярно занимается спортом.
  • Человек, который не любит ходить к стоматологу, понимает, что лучший способ избежать болезненных и дорогостоящих стоматологических процедур – ходить на чистку зубов каждые полгода.
  • Джилл действительно не любит заниматься спортом, но она знает, что ее кости и суставы будут болеть, если она не будет заниматься регулярно. Она продолжает регулярно заниматься спортом, чтобы избежать этого нежелательного последствия.

Реклама

Наказание

Наказание направлено на устранение поведения, а не на его усиление. Это может включать в себя отнятие того, что человек хочет, что является негативным наказанием. Или это может включать применение отрицательного последствия, то есть положительного наказания. В конечном счете, человек должен усвоить, что ему нужно прекратить вести себя так, чтобы предотвратить последствия, которых он не хочет.

  • Если старшеклассник опаздывает в школу более трех раз за отчетный период, он или она получает отработку и должен оставаться после уроков. Школьные чиновники надеются, что возможность отбывать срок в заключении побудит учеников приходить в школу вовремя.
  • Сара имеет привычку превышать скорость по дороге на работу. Однажды утром ее остановил полицейский и выписал штраф в размере 275 долларов за превышение скорости. После этого она больше никогда не разгоняется. Страх получить еще один билет и необходимость заплатить еще больше своих с трудом заработанных денег является достаточным сдерживающим фактором, чтобы удержать ее от повторного превышения скорости.
  • Студенты-спортсмены должны поддерживать по крайней мере оценку C в каждом классе, чтобы участвовать в различных видах спорта. Если оценка падает ниже C, спортсмен не будет допущен к соревнованиям, пока он или она не улучшит оценку. Наказание за то, что они не участвуют в играх, может мотивировать учеников быстро делать то, что необходимо для улучшения его или ее оценки.
  • То, что один человек считает положительным подкреплением, на самом деле может рассматриваться как наказание. Начальник, стремящийся вознаградить лучших сотрудников, пригласив их на обед, должен понимать, что сотрудники могут не захотеть пойти с ним на обед. Некоторые сотрудники могут рассматривать это как наказание и таким образом мотивировать на неудовлетворительную работу.
  • Если над членом команды, который предлагает идеи по поводу проекта, смеются или иным образом ругают, это пример наказания. В следующий раз, когда появится возможность поделиться идеями, член команды, скорее всего, не будет высказываться из-за негативных последствий, которые были применены в прошлый раз, когда он или она это сделали.
  • Когда люди пытаются избавиться от вредных привычек, они иногда надевают резинку на запястье и щелкают ею всякий раз, когда ловят себя на том, что делают то, что хотят прекратить. Если кто-то, кто много ругается, делает это каждый раз, когда появляется термин, который ему не следует использовать, этого может быть достаточно для прекращения такого поведения.

Реклама

Примеры поведенческой психологии

Эти примеры положительного и отрицательного подкрепления и наказания иллюстрируют бихевиоризм в действии. Просмотрите несколько примеров оперантного обусловливания, чтобы узнать больше о поведенческой психологии. Затем погрузитесь глубже в психологию, узнав о когнитивной психологии и о том, как ее использовать.

Штатный писатель

  • средняя школа
  • колледж

Статьи по теме

  • Примеры оперантного обусловливания

    Оперантное обусловливание – это процесс обучения, при котором преднамеренное поведение подкрепляется последствиями. Он отличается от классического обусловливания, также называемого респондентным или павловским обусловливанием, при котором непроизвольное поведение вызывается внешними раздражителями.

  • Реальные примеры положительного наказания

    «Позитив» и «наказание» кажутся двумя словами, которые вы не стали бы использовать вместе. Тем не менее, положительное наказание обретет смысл, как только вы выучите определение и изучите несколько примеров положительного наказания. Посмотрите, чем положительное наказание отличается от отрицательного и какое из них более эффективно.

Великие идеи личности — бихевиоризм

. или взрослые. В то время как некоторые методы лечения сосредоточены на изменении мыслительных процессов, которые могут повлиять на поведение, модификация поведения фокусируется на изменении конкретных моделей поведения без учета мыслей или чувств человека. Ход и результат вмешательства можно измерить и оценить. Во-первых, необходимо провести функциональный анализ антецедентов и последствий проблемного поведения. Это позволяет определить конкретные целевые модели поведения, которые станут предметом лечения. Затем можно манипулировать некоторыми переменными с помощью поощрений и наказаний, чтобы изменить проблемное поведение. Цель состоит в том, чтобы устранить или уменьшить неадекватное поведение. В этом упражнении рассматриваются показания и противопоказания для модификации поведения и подчеркивается роль межпрофессиональной команды в лечении пациентов с поведенческими расстройствами.

Цели:

  • Укажите показания к поведенческой терапии.

  • Опишите противопоказания к терапии модификации поведения.

  • Опишите клиническую пользу поведенческой терапии.

  • Объясните стратегии межпрофессиональной команды по улучшению координации помощи и коммуникации, чтобы расширить использование поведенческой терапии и улучшить результаты лечения пациентов.

Получите доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

Введение

Модификация поведения — это психотерапевтическое вмешательство, которое в основном используется для устранения или уменьшения неадекватного поведения у детей или взрослых. В то время как некоторые методы лечения сосредоточены на изменении мыслительных процессов, которые могут повлиять на поведение, например, когнитивно-поведенческая терапия, модификация поведения фокусируется на изменении конкретных моделей поведения без учета мыслей или чувств человека. Ход и результат вмешательства можно измерить и оценить. Должен быть идентифицирован функциональный анализ антецедентов и последствий проблемного поведения. Это приводит к созданию конкретных целевых моделей поведения, которые станут центром изменений. Затем можно манипулировать некоторыми переменными с помощью поощрений и наказаний, чтобы изменить проблемное поведение. Цель состоит в том, чтобы устранить или уменьшить неадекватное поведение.[1][2][3]

Модификация поведения — это разновидность поведенческой терапии. Б. Ф. Скиннер продемонстрировал, что поведение можно формировать с помощью подкрепления и/или наказания. Скиннер отметил, что подкрепление — это последствие, которое увеличивает вероятность повторения поведения, а наказание — это последствие, уменьшающее вероятность. Положительные и отрицательные используются в математических терминах. Положительное указывает на то, что что-то добавляется, а отрицательное указывает на то, что что-то вычитается или убирается. Таким образом, положительное подкрепление происходит, когда поведение поощряется вознаграждением. Если ребенку нравятся конфеты, а уборка комнаты является желаемым поведением, конфета является положительным подкреплением (вознаграждением), потому что это то, что дается или добавляется, когда происходит поведение. Это повышает вероятность повторения поведения. Отрицательное подкрепление устраняет стимул как следствие поведения, но приводит к положительному результату для человека. Например, штраф отменяется, и человек больше не должен сидеть в тюрьме. Устранение отрицательного стимула (штрафа) приводит к положительному результату для человека, без тюремного заключения.

И наоборот, положительное наказание является дополнением неблагоприятного последствия. Например, ребенка шлепают, когда он переходит улицу, не взяв маму за руку. После этого он больше не переходит улицу один. Шлепанье является положительным наказанием, потому что оно является дополнительным последствием ситуации, которое снижает вероятность того, что ребенок перейдет улицу в одиночку. Негативное наказание устраняет благоприятные последствия для уменьшения нежелательного поведения. Например, если Эмили не закончит домашнюю работу вовремя, у нее отберут мобильный телефон. Она считает своим приоритетом закончить домашнее задание сразу после школы, прежде чем делать что-либо еще. Изъятие мобильного телефона было бы «негативом», потому что он что-то убирает, уменьшая вероятность того, что она не закончит домашнюю работу в следующий раз.

Поощрение и наказание работают как независимо друг от друга, так и вместе, как часть плана поведения. Положительное подкрепление работает намного лучше и быстрее, чем наказание. В детской психиатрии родители часто приходят в офис рассерженными и расстроенными из-за своего ребенка, потому что «ничего не работает». Они пробовали несколько видов наказаний, когда имело место плохое поведение, используя удаление игрушек или привилегий или помещая ребенка в тайм-аут. Часто положительные типы не подкрепляются. Одним из непосредственных преимуществ планов модификации поведения является переход от наказания за нежелательное поведение к поощрению за хорошее поведение.

(Таблица 1, Scott and Cogburn, 2017)

В таблице 1 обратите внимание, что наказание и подкрепление не имеют ничего общего с хорошим или плохим поведением, только если они увеличивают или уменьшают вероятность повторения поведения .

Существует несколько режимов подкрепления, которые могут повлиять на поведение. Когда план поведения изначально установлен, для установления и закрепления поведения используются непрерывные два. Как только поведение установлено, непрерывное подкрепление может смениться прерывистым подкреплением, которое называется 9.0152 истончение . Существует четыре типа прерывистого подкрепления. К ним относятся:

  1. Фиксированный интервал, когда человек подкрепляется установленным количеством ответов

  2. Переменный интервал, когда человек подкрепляется переменным количеством ответов

  3. Фиксированное соотношение, когда человек подкрепляется после определенное количество ответов

  4. Переменное соотношение, при котором человек получает подкрепление после переменного количества ответов. Периодическое подкрепление с переменным соотношением является наиболее эффективным режимом для подкрепления поведения.

  Примеры

  1. Фиксированный интервал: вознаграждение человека в конце каждого дня

  2. Переменный интервал: вознаграждение человека иногда в конце дня, иногда в конце недели, иногда каждые несколько дней

  3. Фиксированное соотношение: вознаграждение человека после выполнения желаемого действия четыре раза

  4. Переменное соотношение: вознаграждение человека после выполнения желаемого действия после трех раз, затем после шести раз, затем после двух раз. Азартные игры — реальный пример переменного коэффициента подкрепления.

Показания

Показаниями для разработки плана изменения поведения могут быть любое нежелательное, дезадаптивное или аберрантное поведение. Его также можно использовать для обучения и закрепления новых желаемых моделей поведения. В клинических условиях лечащая группа использует концепцию оперантного обусловливания, чтобы подкреплять просоциальное поведение за счет положительных последствий, как это видно из экономии токенов, формирования, дифференцированного подкрепления желаемого поведения, и гасить нежелательное поведение за счет негативных последствий, таких как чрезмерная коррекция, затраты на реагирование, время. ауты

В детской психиатрии изменение поведения часто является частью планирования лечения, когда у ребенка диагностирован синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), оппозиционно-вызывающее расстройство, расстройство поведения, перемежающееся взрывное расстройство или другие экстернализирующие расстройства (в отличие от интернализирующих расстройств). как глубокая депрессия). Хотя поведенческая терапия не ограничивается экстернализацией поведенческих расстройств, она часто является ключевой частью плана лечения, поскольку существующая проблема связана с поведением. [4] [5] [6] [7].

Прикладной поведенческий анализ (ABA) — один из распространенных терапевтических методов, используемых для модификации поведения. Доказано, что он очень эффективен у людей с диагнозом расстройства аутистического спектра и другими подобными нарушениями развития.

Модификация поведения также является компонентом терапии взаимодействия родителей и детей (PCIT), которая обучает родителей определенным навыкам, которые они могут использовать для улучшения физического и словесного обмена со своими детьми. PCIT — это основанное на доказательствах вмешательство для предотвращения жестокого обращения с детьми и отсутствия заботы о них, полезное для детей, которые демонстрируют деструктивное поведение и/или пережили травму, детей с аутистическим спектром, и, как было показано, снижает риск антисоциального и преступного поведения ребенка в более позднем возрасте. .

Программа Triple P — Positive Parenting Program опирается на социальное обучение, когнитивную терапию, модификацию поведения и теорию развития, а также на изучение факторов риска, связанных с развитием социальных и поведенческих проблем у детей. Он направлен на то, чтобы дать родителям навыки и уверенность, которые им необходимы, чтобы быть самодостаточными и иметь возможность решать семейные проблемы без постоянной поддержки.

Многие обзоры и метаанализы научной литературы установили, что поведенческие методы лечения, включая краткосрочное вмешательство, супружескую и семейную терапию, поведенческую терапию пар, профилактику рецидивов и другие когнитивно-поведенческие методы в дополнение к подкреплению сообщества и подходам к управлению непредвиденными обстоятельствами, относятся к числу наиболее эффективные методы лечения AUD[8][9]]

Противопоказания

План поведения не следует начинать, если он не может быть выполнен должным образом с последовательностью и долговечностью. Часто формирование, то есть подкрепление и вознаграждение поведения по мере приближения к желаемому поведению, необходимо до того, как желаемое поведение будет полностью достигнуто. Совершенство не может быть ожиданием от плана поведения. Ошибки и неудачи являются обычным явлением, когда ожидаются изменения в поведении, поэтому последовательность и терпение важны от лиц, осуществляющих уход, и врача. Если план поведения выполняется лишь частично, это может привести к ухудшению поведения.

Оборудование

Диаграмма изменения поведения часто используется при реализации плана изменения поведения. Диаграммы поведения требуют конкретных, объективных, поддающихся количественной оценке задач, которые вознаграждаются заранее оговоренным образом, будь то баллы, наклейки или учетные отметки.

(Таблица 2, Scott and Cogburn, 2017)

  • 3 балла в день равны 30 минутам экранного времени

  • 6 баллов в день равны 1 часу экранного времени

  • 20 баллов в неделю равняются выбору игрушки стоимостью от 5 до 10 долларов в магазине.

(Вышеприведенная таблица поведения с последующими вознаграждениями подходит для детей от пяти до десяти лет)

«Экономика жетонов» является синонимом плана изменения поведения. Жетон (наклейка, фишка, балл, подсчет) — это все, что можно заработать, демонстрируя желаемое поведение, которое затем можно обменять на поощрение.

Поощрения или поощрения являются ключевой частью плана поведения, но они уникальны для каждого ребенка. Подкрепление должно быть ценным для ребенка, чтобы программа была эффективной. У ребенка может быть мотивация заправлять постель каждый день, если он каждый раз получает сосунок, но он может не заправлять постель, если у него есть дополнительное время для чтения. Она должна ценить награду, чтобы награда была оценена.

Поощрения и наказания должны применяться во время поведения, чтобы повысить вероятность успеха плана модификации поведения. Чем ближе к поведению, тем лучше. Например, хвалить ребенка за то, что он ходит в туалет, пока он им пользуется, а не позже в тот же день. Поощрение должно быть уместным, например, давать ребенку наклейку каждый раз, когда он говорит «пожалуйста», или давать подростку дополнительное время у экрана за хорошее отношение. И, наконец, поощрение должно быть последовательным, когда поведение вознаграждается всеми опекунами, как было согласовано ранее, и не должно избегать наказания из-за вины опекуна или неудобства.

Персонал

План изменения поведения может быть запущен и реализован отдельным человеком или группой людей. Родитель, учитель или поставщик услуг по уходу за детьми могут начать план. Часто план поведения может быть реализован в нескольких условиях, например, в школе и дома (вознаграждение за сдачу домашнего задания учителю и вознаграждение за уборку вашей комнаты родителем). Чем шире настройки плана поведения, тем лучше.

Подготовка

Требуется время для определения проблемного поведения. Затем необходимо определить желаемое поведение с помощью соответствующих вознаграждений. Если рассматривать наказание, конкретные наказания должны сопровождаться конкретным отклоняющимся от нормы поведением.

Техника

Основой планов изменения поведения является последовательность.

Осложнения

В начале следует ожидать сопротивления как со стороны ребенка, так и со стороны родителя или учителя. Дети часто противятся пробовать что-то новое, потому что они устали от наказаний и выговоров за свое ненормальное поведение. Они не хотят больше привилегий или предметов, отнятых или изгнанных. У них может быть низкая самооценка или отсутствие уверенности в том, что они смогут адекватно выполнить план поведения. Здесь важна формовка. Если они приближаются к достижению желаемого поведения, они могут быть частично или полностью вознаграждены за свои усилия с целью однажды полностью достичь цели.

Родители или авторитетные лица иногда сопротивляются, потому что злятся или расстраиваются из-за ребенка и не хотят вознаграждать его за позитивное поведение. Они также могут быть обеспокоены тем, что это не сработает. Это может быть новый способ мышления, который является сложным и требует постоянной работы по внедрению.

Клиническое значение

Поведенческая терапия достигает целей в терапии, которых невозможно достичь с помощью одних только лекарств. Это оказывает долгосрочное воздействие на человека даже после того, как план поведения больше не действует, потому что новое поведение уже установлено. Поведение может изменить то, как человек думает и чувствует о себе, что в психиатрии является конечной целью.

Улучшение результатов работы команды здравоохранения

План изменения поведения может быть запущен и реализован отдельным лицом или группой лиц, включающей психиатрическую медсестру, психолога, социальных работников, поставщика первичной медико-санитарной помощи, родителя, учителя или воспитателя. Часто план поведения может быть реализован в нескольких условиях, например, в школе и дома (вознаграждение за сдачу домашнего задания учителю и вознаграждение за уборку вашей комнаты родителем). Чем шире настройки плана поведения, тем лучше. Было показано, что межпрофессиональное участие улучшает качество медицинской помощи и результаты для пациентов, клиентов, семей и лиц, осуществляющих уход.

Поведенческая терапия достигает целей в терапии, которые не могут быть достигнуты с помощью одних только лекарств. Это оказывает долгосрочное воздействие на человека даже после того, как план поведения больше не действует, потому что новое поведение уже установлено. Поведение может изменить то, как человек думает и чувствует о себе, что в психиатрии является конечной целью.

Контрольные вопросы

  • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

  • Комментарий к этой статье.

Рисунок

Диаграмма изменения поведения. Предоставлено Ханной Скотт

Рисунок

Техники модификации поведения. Предоставлено Ankit Jain, MD

Ссылки

1.

Fantini ML, Durif F, Marques A. Нарушения контроля над импульсами при расстройстве поведения во сне REM. Варианты лечения Curr Neurol. 2019 08 апр;21(5):23. [PubMed: 30957207]

2.

Leggieri M, Thaut MH, Fornazzari L, Schweizer TA, Barfett J, Munoz DG, Fischer CE. Подходы к музыкальному вмешательству при болезни Альцгеймера: обзор литературы. Фронтальные нейроски. 2019;13:132. [Бесплатная статья PMC: PMC6424022] [PubMed: 30930728]

3.

Sivasathiaseelan H, Marshall CR, Agustus JL, Benhamou E, Bond RL, van Leeuwen JEP, Hardy CJD, Rohrer JD, Warren JD. Лобно-височная деменция: клинический обзор. Семин Нейрол. 2019 апр; 39 (2): 251-263. [PubMed: 30925617]

4.

Лоу Э., Фишер Э., Экклстон С., Палермо ТМ. Психологические вмешательства для родителей детей и подростков с хроническими заболеваниями. Кокрановская система базы данных, ред. 2019 г.18 марта; 3:CD009660. [Бесплатная статья PMC: PMC6450193] [PubMed: 30883665]

5.

Daffner MS, DuPaul GJ, Kern L, Cole CL, Cleminshaw CL. Улучшение социальных навыков детей младшего возраста с СДВГ: эффекты вмешательства, опосредованного братьями и сестрами. Модификация поведения. 2020 сен;44(5):698-726. [PubMed: 30971091]

6.

Hetkamp M, Bender J, Rheindorf N, Kowalski A, Lindner M, Knispel S, Beckmann M, Tagay S, Teufel M. Систематический обзор эффекта нейробиоуправления при раке Пациенты. Интегр Рак Тер. 2019январь-декабрь;18:1534735419832361. [Бесплатная статья PMC: PMC6416750] [PubMed: 30832518]

7.

Элдевик С., Арли Х., Тайтстад К.Б., Каземи Э., Эльски Г. Влияние обучения функциональной дискриминации на исходную рецептивную речь у людей с расстройством аутистического спектра . Модификация поведения. 2020 сен;44(5):670-697. [PubMed: 30961361]

8.

Finney JW, Monahan SC. Экономическая эффективность лечения алкоголизма: второе приближение. Джей Стад Алкоголь. 1996 мая; 57(3):229-43. [PubMed: 8709580]

9.

Miller WR, Wilbourne PL. Меса Гранде: методологический анализ клинических испытаний методов лечения расстройств, связанных с употреблением алкоголя. Зависимость. 2002 март; 97 (3): 265-77. [PubMed: 11964100]

10.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Аргументы бихевиористов

Критика аргументов бихевиористов

Ответы бихевиористов на критику

Наблюдение: доводы против интроспекции

Интроспекция, т. е. внутреннее наблюдение собственного сознания, следует отвергнуть, поскольку сознание не является объективным объектом наблюдения. НО этот аргумент либо
    возникает вопрос, что является объективным или основывается на метафизических представлениях об объективности.
Самоанализ следует отвергнуть, потому что он особенно подвержен ошибкам. НО интроспекция, если она проводится правильно, может быть столь же объективной, как и любой другой вид наблюдения.
Самоанализ следует отвергнуть, поскольку он ненадежен. Самоанализ ненадежен, потому что вербальное сообщество не может точно сопоставить различение вербальных самоотчетов о внутренних стимулах (например, «я чувствую голод») и различение частных внутренних раздражителей (например, голодных мук). Следовательно, связь между интроспективными вербальными сообщениями и внутренними раздражителями ненадежна. (Скиннер [1986], например, придерживается этой позиции.)
Существует различие между государственным и частным.

Интроспекция должна быть отвергнута, потому что интроспективные свидетельства и наблюдения являются частными, т. е. доступными только одному наблюдателю, и, таким образом, не являются объективными.

    Личное = субъективное. Публичное = объективное.
НО интроспективные наблюдения, такие как сообщения об НЛО, могут быть подтверждены косвенно из
    данные о предшествующем и последующем поведении субъекта, точность субъекта в сообщении о других видах наблюдений, и отчеты других интроспекторов.
Например, «лживые» пункты в вопросниках для самоотчетов (например, «Я читаю каждую редакционную статью в газете каждый день») указывают на то, что испытуемый имеет определенный набор ответов, отличный от ответов других, и, вероятно, отвечает неточно, чтобы предстать в лучшем свете.
ДА, НО интроспективные наблюдения, в отличие от сообщений об НЛО, не подлежат публичной проверке в принципе. Невозможно установить корреляцию пищевого поведения с внутренним состоянием типа голода (в отличие от просто самоотчетов о голоде).
Различий между государственным и частным нет.

Всякое наблюдение является частным: знание внешнего мира на самом деле является выводом из непосредственного, но частного восприятия.

НО это означает, что нет причин не доверять частному самоанализу. НЕТ, ПОТОМУ ЧТО наука сотрудничает. Публичное (не личное, интроспективное) поведение обеспечивает наибольшее согласие и общение между наблюдателями. Следовательно, вместо субъективного и объективного различия следует провести следующее методологическое различие.
    Личное = субъективное. Публичное = интерсубъективное.

Язык поведенческих данных: выбор предметной области для психологии

Это априорное различие между поведением и физиологией.

Молярный бихевиоризм: Возможна и желательна наука о поведении, независимая от физиологии.

    Молярный бихевиоризм, но не физиологическая психология, ведет к легкому прогнозированию и контролю, отчасти потому, что поведенческие переменные поддаются наблюдению. Забота о физиологии приводит к отсутствию заботы о поведении. Физиологическая психология находит непосредственную причину, но оставляет ее необъяснимой, открывая дверь для магических объяснений с точки зрения агентов и воли.
НО трудно определить границу между поведенческими и физиологическими событиями.
Это апостериорное различие между поведением и физиологией.

Поведенческие исследования ведут к открытию законов, некоторые из которых охватывают больше, чем простое понимание поведения. «Поведение» можно определить как все, что соответствует этим законам. Затем эти законы организуются поведенческими теориями.

Язык поведенческих данных: выбор описательного языка для отчетов о наблюдениях

Могут быть чисто объективные описания.

Хотя теория влияет на наблюдение, это влияние можно преодолеть путем более тщательного наблюдения, что приведет к созданию объективной базы данных.

НО все наблюдения основаны на теории. ДА, НО для оценки теоретико-нагруженности тезиса требуется либо
    теоретически нейтральные факты, или нагруженные теорией факты из другой теоретической ориентации, и если тезис о нагруженности теорией сам по себе является теорией, то он будет диктовать наблюдения, которые подтверждают его.
Не может быть чисто объективных описаний.

Существует континуум от более к менее нагруженным теорией описаниям наблюдений. Интерсубъективное согласие по описаниям указывает на приемлемую степень «объективности».

НО межсубъектное согласие может указывать только на то, что наблюдатели разделяют общую теоретическую основу или парадигму. ДА, НО это приемлемо. Наука о поведении может развиваться как нормальная наука в своих собственных теоретических рамках или парадигмах.
Цель НЕ относится к описательным качествам поведения.
    Преднамеренные целеустремленные описания в высшей степени интерпретативны и, следовательно, не допускают межсубъективного консенсуса. Целенаправленные качества всегда следует объяснять в терминах более основных свойств поведения.
Цель ДЕЙСТВИТЕЛЬНО относится к описательным качествам поведения.
    Намеренные, целеустремленные качества поведения могут быть приписаны организмам на основе объективных критериев и, следовательно, допускают интерсубъективный консенсус. Целенаправленные качества являются эмерджентными и поэтому не могут быть объяснены с точки зрения более базовых качеств поведения.

Теоретические концепции

Теоретический словарь должен быть ограничен операционально определенными понятиями.

Теоретические концепции должны быть связаны с языком данных посредством операционных определений.

НО операционизм не дает подходящих критериев для индивидуализации понятий. Любые две вещи можно считать похожими или разными в бесконечном разнообразии способов. (Ср. обсуждение проблем описания в социобиологии [Lewontin, 1979]. ) Нельзя знать, когда
    игнорировать различия и считать две вещи похожими, или игнорируйте сходство и рассматривайте две вещи по-разному.
Не существует уникальной стенограммы наблюдений.
ДА, НО
    различия на самом деле проводятся только постфактум, таким образом, чтобы максимизировать простоту и полноту. Даже рабочее определение может быть изменено постфактум.
Теоретический словарь НЕ должен ограничиваться понятиями, определяемыми в ходе эксплуатации, но должен включать ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ.

Использование промежуточных переменных должно быть разрешено, но такие переменные являются лишь метками для наблюдаемых взаимосвязей, а не ненаблюдаемыми сущностями или событиями. Не существует уникального набора действительных промежуточных переменных, и они не имеют уникального представления.

НО
    промежуточные переменные не являются действительно объяснительными. Законы «черного ящика» и «ввод-вывод» могут позволить предсказание, но не объяснение. Гипотетические построения должны быть разрешены, потому что они ведут к научному прогрессу. История науки показывает, что ненаблюдаемым гипотетическим конструктам приписывались свойства, когда их позже можно было наблюдать.
НЕТ, ПОТОМУ ЧТО теории черного ящика соответствуют дедуктивно-номологическому методу объяснения (Hempel &amp Oppenheim, 1948): описания поведения выводятся из общих законов плюс начальные условия.
Теоретический словарь НЕ должен ограничиваться операционально определенными понятиями, но должен включать ГИПОТЕТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ.

Использование гипотетических конструкций должно быть разрешено, и такие конструкции относятся к ненаблюдаемым объектам или событиям, как и в физике.

НО психология отличается от физики тем, что
    в психологию теоретические термины не вводятся через набор постулатов, психологи привносят в свою работу концепции народной психологии, психология — менее развитая наука.
ГИПОТЕТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ (продолжение)

Использование гипотетических конструктов должно быть разрешено, потому что гипотетические конструкты ликвидируют разрыв между психологией и физиологией.

НО
    гипотетические конструкции могут быть не лучше для теоретической редукции, чем промежуточные переменные, и физиологические механизмы являются лишь условностями в том же смысле, что и промежуточные переменные.

Теоретизация

В рамках бихевиоризма есть два способа теоретизирования. Оба предполагают, что существует строгое разделение между теорией и наблюдениями.
    Гипотетико-дедуктивный метод Халла : Теория позволяет вывести теоремы о наблюдаемых, и эти теоремы можно проверить экспериментально. Теория, подтвержденная повторными испытаниями, позволяет прогнозировать и контролировать. (Нет ничего более практичного, чем хорошая теория. ) Экспериментальный анализ поведения Скиннера : Исследования следует проводить не для проверки теорем, а для нахождения упорядоченности в поведении. Поиск упорядоченности является интуитивным, а не структурированным научным методом. Теория – это формулировка, в которой используется небольшое количество терминов для объяснения большого количества фактов.
НО
    наблюдение не зависит от теории, оно нагружено теорией. Следовательно, наблюдение не может ни проверить теорию (Халл), ни расширить теорию (Скиннер). Данные не диктуют теории; скорее
    (а) теория определяет то, что принимается за факт,
    (б) теория не всегда может приспосабливаться к противоречивым данным, и
    (c) социологические факторы, а не данные, часто определяют принятие или отклонение теории.
Нагруженность наблюдений теорией просто означает, что наука о поведении будет развиваться как нормальная наука, т. е. линейно и непрерывно (пока научная революция не свергнет бихевиоризм и не заменит его новой парадигмой).

S-R Психология

Ни один крупный бихевиорист не считает поведение рефлексивным, т. е. что стимул необходим и достаточен для реакции.
Некогнитивный подход к обучению

Окружающие события, которые не вызывают определенного движения, могут вызвать его благодаря обучению. Таким образом, конкретный стимул не является необходимым условием для конкретной реакции. Обучение состоит из ассоциации стимулов и реакций.

Когнитивный подход к обучению

НО обучение следует описывать как приобретение знаний.

НЕТ, ПОТОМУ ЧТО тогда связь между знанием и поведением остается неопределенной. В теориях, постулирующих когнитивные карты или наблюдательное обучение, поведение выводится из теории, предполагая, что организм будет вести себя соответствующим образом, учитывая его знания. Такие предположения неприемлемо объективны.
События внутри организма, так же как и вне его, можно считать «раздражителями». НО Скиннер, например, считает ошибочным предполагать наличие внутренних раздражителей (Evans, 1968, стр. 21).
Наблюдаемое поведение является результатом интеграции многих рефлексов. Поэтому он может обладать свойствами, которыми не обладает ни один отдельный рефлекс.
Оперантные ответы испускаются, а не вызываются стимулами. Таким образом, тезис о рефлексах S-R можно свести к утверждению, что любое поведение функционально зависит от окружающей среды. НО окружающая среда и поведение причинно взаимозависимы. ДА, взаимная детерминация , при которой организмы изменяют среду, которая их контролирует, включена во многие бихевиористские теории.

Организация поведения: цель

Бихевиористы категорически отвергают телеологические объяснения, не отрицая при этом, что поведение имеет целеустремленные характеристики (например, настойчивость, гибкость). Эти характеристики объясняются нетелеологически тремя способами, подробно описанными ниже.
Цель – это состояние организма, определяющее соотношение между стимулами и реакциями. Цель — это переменная состояния, которая вызывается определенными мотивационными переменными и увеличивает вероятность определенного класса ответов.
Цель можно объяснить как стимулы, которые сохраняются до тех пор, пока не устраняются целевой реакцией. Поведение показывает настойчивость , потому что различные целевые реакции будут продолжаться до тех пор, пока стимулы не исчезнут. Поведение показывает гибкость когда новым целевым реакциям удается устранить стимулы.
Целеустремленность только кажущаяся, а не реальная. Ответы возникают не для достижения будущих целей, а потому, что они были подкреплены в прошлом. Поведение показывает настойчивость из-за прерывистого подкрепления. Поведение демонстрирует гибкость, потому что многие различные виды реакций могут быть подкреплены, и, таким образом, организм может обладать большим репертуаром реакций.