Оперантный бихевиоризм Б. Скиннера — Pro-Psixology.ru
Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скиннера. Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) выдвинул теорию оперантного бихевиоризма.
Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, он сформулировал положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.
Первые два вида вызываются стимулами (S) и называются респондентным, отвечающим поведением. Это реакции обусловливания типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но ими одними не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб — воздействий организма на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Часть из таких реакций (R), не вызываемых стимулом, а выделяемых («испускаемых») организмом, оказывается правильными и подкрепляются. Их Скиннер и назвал оперантными. Это реакции типа R.
Оперантное поведение предполагает, что организм активно воздействует на окружение и в зависимости от результатов этих активных действий они закрепляются или отвергаются. По Скиннеру, именно эти реакции — преобладающие в адаптации животного: они являются формой произвольного поведения. Катание на роликовой доске, игра на фортепиано, обучение письму — это все примеры оперантных действий человека, контролируемых их последствиями. Если последние благоприятны для организма, тогда вероятность повторения оперантной реакции усиливается.
Проанализировав поведение, Скиннер сформулировал свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного наведения на нужную реакцию».
Скиннер выделяет четыре режима подкрепления:
- Режим подкрепления с постоянным соотношением, когда уровень положительного подкрепления зависит от количества правильно выполненных действий. (Например, работнику платят пропорционально количеству произведенной продукции, т. е. чем чаще возникает правильная реакция организма, тем больше подкреплений он получает.)
- Режим подкрепления с постоянным интервалом, когда организм получает подкрепление после того, как пройдет строго фиксированное время с момента предыдущего подкрепления. (Например, работнику платят зарплату через каждый месяц или у студента сессия через каждые четыре месяца, при этом скорость реагирования ухудшается сразу после получения подкрепления — ведь следующая зарплата или сессия будет еще не скоро.)
- Режим подкрепления с вариативным соотношением. (Например, выигрыш-подкрепление в азартной игре бывает непредсказуем, непостоянен, человек не знает, когда и каким будет следующее подкрепление, но всякий раз надеется на выигрыш — такой режим значимо воздействует на поведение человека.)
- Режим подкрепления с вариативным интервалом. (Через неопределенные интервалы времени человек получает подкрепления или знания студента контролируют с помощью «неожиданных контрольных» через случайные промежутки времени, что побуждает соблюдать более высокий уровень прилежания и реагирования в отличие от подкрепления с «постоянным интервалом». )
Скиннер выделял «первичные подкрепления» (пища, вода, физический комфорт, секс) и вторичные, или условные (деньги, внимание, хорошие оценки, привязанность и т. п.). Вторичные подкрепления генерализуются, объединяются со многими первичными: например, деньги являются средством для получения множества удовольствий. Еще более сильным генерализованным условным подкреплением является социальное одобрение: ради его получения со стороны родителей, окружающих человек стремится хорошо себя вести, соблюдать социальные нормы, прилежно учиться, делать карьеру, красиво выглядеть и т. п.
Ученый полагал, что условные подкрепляющие стимулы очень важны в контроле поведения человека, а аверсивные (болевые или неприятные) стимулы, наказание — это наиболее общий метод контроля над поведением. Скиннер выделял позитивные и негативные подкрепления, а также позитивные и негативные наказания (табл. 5.2).
Таблица 5.2.
Позитивное | Негативное | |
Подкрепление | Предъявление положительного подкрепления (удовольствие) | Удаление аверсивного (болевого) стимула |
Наказание | Предъявление аверсивного стимула (ругают, бьют, исключают из школы, сажают в тюрьму и т. | Удаление положительного стимула (запрещают смотреть телевизор, гулять и т. п.) |
Скиннер боролся против того, чтобы использовать наказание для контроля над поведением, потому что это вызывает отрицательные эмоциональные и социальные побочные эффекты (страх, тревогу, антисоциальные действия, ложь, потерю самоуважения и уверенности). Кроме того, оно всего лишь на время подавляет нежелательное поведение, которое вновь проявится, если уменьшится вероятность наказания.
Вместо аверсивного контроля Скиннер рекомендует позитивное подкрепление как наиболее эффективный метод для устранения нежелательных и поощрения желательных реакций. «Метод успешного приближения или формирования поведения» заключается в положительном подкреплении тех действий, которые наиболее близки к ожидаемому оперантному поведению. К этому приближаются шаг за шагом: одна реакция закрепляется, а затем заменяется другой, более близкой к предпочтительной (так формируют речь, трудовые навыки и т.
п.).Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер перенес на поведение людей, что привело к биологизаторской трактовке. Так, возник скиннеровский вариант программированного обучения. Его принципиальная ограниченность состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность человека, следовательно, нет обучения как сознательного процесса. Вслед за установкой уотсоновского бихевиоризма Скиннер исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию психики. Мышление, память, мотивы и тому подобные психические процессы он описывает в терминах реакции и подкрепления, а человека — как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств.
Биологизация мира людей, характерная для бихевиоризма в целом, принципиально не проводящего различий между человеком и животным, достигает у Скиннера своих пределов. Культурные явления оказываются в его трактовке «хитроумно придуманными подкреплениями».
Для разрешения социальных проблем современного общества Б. Скиннер выдвинул задачу создания технологии поведения, которая призвана осуществлять контроль одних людей над другими. Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание, управление поведением не связано с сознанием. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми. Для наибольшей эффективности необходимо учитывать, какое подкрепление наиболее важно, значимо, ценно в данный момент ( закон субъективной ценности подкрепления), а затем предоставлять такое субъективно ценное подкрепление в случае правильного поведения человека или угрожать его лишением в случае неправильного поведения. Подобный механизм и позволит управлять поведением.
Скиннер сформулировал закон оперантного обусловливания:
«поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем».
Человек способен предвидеть возможные последствия своего поведения и избегать тех действий и ситуаций, которые приведут к негативным для него последствиям. Он субъективно оценивает вероятность их наступления: чем больше возможность негативных последствий, тем сильнее это влияет на поведение человека (
2.1. Социальный бихевиоризм
Таблица 2.1. Основные сведения о социальном бихевиоризме
Основоположник | Дж. Уотсон |
Последователи | А. Бандура, Э. Богардус, Е. Галантер, Э. Гатри, Д. Доллард, Г. Келли, Н. Миллер, Ф. Олпорт, К. Прибрам, Б. Скиннер, К. Спенс, Э. Толмен, Э. Торндайк, Дж. Тибо, К. Халл, Г. Хоманс |
Основной подход | Информационно-вероятностный подход |
Основная цель | Выяснить, какое влияние информация (стимул) оказывает на поведение (реакция) |
Основное понятие | Поведение |
Понятия | Стимул, реакция, научение, побуждение, подкрепление, агрессия,медиатор, фрустрация, |
Основные теории | топерантный подход теория социального научения теория взаимодействия исходов теория элементарного социального поведения |
Истоки бихевиоризма заложены в начале XX в. в трудах И. П. Павлова, Дж. Уот-сона (J. Watson), Э. Торндайка (Е. Thorndike). Выдающийся русский физиолог И. П. Павлов (1849-1936) открыл в начале XX в. тип научения, известный как классическое обусловливание. Он доказал, что посредством одновременного предъявления безусловного стимула (мяса) и условного стимула (звук камертона) можно сделать так, что условный стимул в конце концов будет вызывать реакцию (слюноотделение), вначале возникавшую только на безусловный стимул. Слюноотделение в ответ на звук камертона рассматривалось как условная реакция.
Американский психолог Джон Уотсон (1878-1958) задался целью создать объективную психологию. Он критиковал существовавшее в те годы представление о психологии как об уникальной науке, направленной на исследование сознания только с помощью метода самонаблюдения (интроспекции). Психология, полагал Уотсон, должна использовать те же методы, что и естественные науки. Опираясь на идеи И. П. Павлова, он создал теорию, которую назвал бихевиоризмом. Эта объективная и учитывающая влияние социальной среды точка зрения на долгие годы стала доминирующей в американской психологии. Последователями Уотсона были Э. Торндайк, Э. Толмен (Е. Tolinan), Э. Гатри (Е. Guthrie), К. Халл (С. Hull), К. Спенс (К. Spence) и многие другие. Их исследования были в основном направлены на процесс научения (learning), передачи опыта и информации от одного индивида другому [201, с. 542].
Классический бихевиоризм изучал психику животных на основе принципиальной формулы
S —» R (стимул —> реакция). Этот универсальный принцип распространялся на стимулы и реакции от биологических, врожденных, непроизвольно возникающих до сложнейших социальных, специально заученных. Задача бихевио-ристов заключалась в том, чтобы по стимулам (биологическим или социальным) предугадать реакции и, наоборот, по реакциям — понять стимулы.
Ф. Оллпорт (1890-1978) был первым, кто применил принципы бихевиоризма в социальной психологии. Он считал, что человек сам является стимулом для другого. Социальное поведение — это такое поведение, которое стимулирует других людей или само стимулируется ими. Социальными стимулами выступают речь, жесты, мимика, некоторые соматические реакции, а социальными реакциями -подражание, симпатии-антипатии, совместная работа и пр.
В общую схему поведения в конце 30-х гг. бихевиористы стали включать промежуточные детерминанты. Так, Толмен в формулу «стимул —> реакция» ввел такие врожденные и приобретенные детерминанты, как стремления, намерения, осознание целей. Формула приобрела вид: S —» N —> R, где S — стимул, N — намерение, R — реакция.
Н. Миллер (N. Miller) с соавторами добавили к формуле такие средние звенья, как образ и план действий. По их мнению, поведение человека строится по схеме: test — operate — test — exit (проба — операция — проба — исполнение).
Б. Скиннер (В. Skinner) выделял два типа поведения: респондентное и оперант-ное. Респондентное поведение вызывается стимулом, ему предшествующим. Опе-рантное поведение представляет собой подкрепляемую наблюдателем случайную реакцию, когда стимул, следующий за реакцией, подкрепляет нужное поведение. Он детально разработал схему оперантного обусловливания. Суть научения по данной схеме состоит в том, что экспериментатор ждет случайного проявления реакции: например, ребенок сам берет карандаш и пытается рисовать. Это проявление сразу же подкрепляется одобрением, что стимулирует ребенка к дальнейшему экспериментированию с карандашом. Таким образом, результатом оперантного поведения оказывается научение. Схема оперантного обусловливания занимает ведущее место в исследованиях бихевиористов в области социальной психологии [8, с. 50].
Сводная таблица основных теоретических вкладов психологических научных школ
Сводная таблица основных теоретических вкладов психологических научных школ | |
Школа | Вклад |
Античная психология | Античные мудрецы и испытатели природы подняли на невиданную высоту культуру теоретической мысли, которая, преобразуя данные опыта, срывала покровы с видимостей здравого смысла и религиозно-мифологических образов. |
Психологическая мысль в период средневековья | Психология средневековья во много стремилась решить вопрос взаимосвязи речи и процесса мышления, выделяя общие понятия. Вклад средневековья в психологию сложно недооценить, поскольку именно в этот период был заложен базис для развития современной науки о психологии человека. |
Экспериментальная психология | Эксперимент в психологии стал решающим фактором в преобразовании психологических знаний, он выделил психологию из философии и превратил ее в самостоятельную науку. В настоящее время методы экспериментальной психологии широко применяются в различных областях человеческой деятельности. |
Дифференциальная психология | Факты и выводы, полученные дифференциальной психологией, имеют важное значение для решения многих практических задач (отбор и обучение персонала, диагностика и прогностика развития отдельных свойств, склонностей, способностей индивидов и др. ). |
Функционализм | Предложил вопреки
казавшемуся неоспоримым представлением
о том, что эмоция служит источником физиологических
изменений в различных системах рассматривать
ее не как первопричину, а как результат
этих изменений. Джон Дьюи — выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат рефлекторные дуги. В атмосфере слабости функционализма зарождается новое психологическое течение. На смену функционализма приходит бихевиоризм. |
Бихевиоризм | Бихевиоризм расширил
область психологии, включив в
нее также внешние, телесные реакции. Идеи бихевиоризма оказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, семиотику и стали одним из истоков кибернетики. Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем. |
Необихевиоризм | Допустил, что в качестве предмета анализа могут быть не только наблюдаемые поведенческие акты. Для объяснения устанавливаемых связей используются определенные гипотетические конструкты — в схеме S — R появились „промежуточные переменные“(или опосредствующее звено), понимаемые как совокупность различных познавательных и побудительных факторов (образ, цель, потребность, интеллект, ожидание, успех — неуспех). |
Фрейдизм | Идеи фрейдизма раскрыли духовные основания различных массовых движений: молодежных, экологических, феминистских. Обосновалась концепция «нового психологического общества». В нем психоанализ превращается в основание поведенческой культуры, участвует в процессах социальной организации и управления. Психоанализ показывает человеку, каков он есть на самом деле, какие требования общества он должен выполнять, каким нормам следовать, а также насколько широки и разнообразны возможности его развития и самосовершенствования. |
Неофрейдизм | Отбросив «устаревшие» положения учения Фрейда, его последователи сохранили тезис о том, что поведение человека, его культура определяются прежде всего бессознательными влечениями. Неофрейдизм назвал свою теорию «культурно-психоаналитическим подходом», сделав заявку на установление взаимосвязи между психикой, культурой и обществом. |
Гештальтпсихология | Она способствовала утверждению целостного подхода к психике, а ее глубокий интерес к проблемам сознания сказался на работах психологов в области клинической психологии, психологии обучения, восприятия, мышления и социальной психологии. Она оказала существенное влияние на развитие психологии и в целом может расцениваться как успех. |
Когнитивная психология | Она восстановила роль сознания не только на уровне человека, но и на уровне животных. Зоопсихология, или сравнительная психология, можно сказать, проделала полный круг: от наблюдений за психической деятельностью животных Романе — через механистическую схему «стимул-реакция» бихевиористов — до признания элементов сознания у животных в когнитивной психологии. |
Гуманистическая психология | Она в значительной мере способствовала трансформации основных направлений психоанализа, усиливая идею о том, что человек должен быть в состоянии свободно и сознательно влиять на формирование собственной личности. |
Примеры бихевиоризма
Бихевиоризм — это теория, которая фокусируется на формировании поведения посредством обусловливания. Он фокусируется на подкреплении надлежащего или желаемого поведения с помощью положительного или отрицательного подкрепления, а также на устранении нежелательного поведения с помощью наказания. Он фокусируется только на поведении, которое можно наблюдать или измерить. Он не включает изучение эмоций или мотивов. Просмотрите несколько примеров бихевиоризма, чтобы узнать больше.
примеры бихевиоризма с использованием диаграммы домашних дел
Реклама
Положительное подкрепление
Положительное подкрепление предполагает применение желаемого стимула после желаемой реакции. Идея состоит в том, что человек будет продолжать демонстрировать определенное поведение, если он получит за это вознаграждение. Есть много примеров положительного подкрепления.
- У четырехлетней Эммы есть график домашних дел, который включает в себя такие действия, как заправлять постель, одеваться, чистить зубы и нести тарелку с завтраком в раковину. Если она выполняет свою работу по дому, она получает наклейку в своем графике работы. Как только у нее будет пять наклеек, она сможет выбрать, что будет на десерт для всей семьи.
- Родители часто используют систему поощрений, когда приучают малыша к горшку. Каждый раз, когда ребенок совершает желаемое действие — например, садится на горшок, утром у него сухой подгузник или идет в туалет на горшке, — родитель дает ребенку награду, например, наклейку или конфету. . Надежда состоит в том, что ребенок будет продолжать демонстрировать желаемое поведение из-за вознаграждения, пока оно в конечном итоге не станет привычкой.
- Компании часто предлагают повышение заработной платы сотрудникам, демонстрирующим отличные результаты. Надежда на повышение может служить мотивацией для сотрудников хорошо выполнять свою работу.
- Второклассник миссис Смит ведет себя плохо. Она разрабатывает систему управления поведением в надежде мотивировать их вести себя лучше. В конце каждого часа, если учащиеся выполнили правила на приемлемом уровне, она ставит отметку на доске. В конце дня, если оценок больше пяти, она рисует на доске звезду. Как только будет десять звезд, класс получит пиццерию. Она надеется, что вечеринка с пиццей побудит их следовать правилам.
- Клиент пишет благодарственное письмо, в котором хвалит члена команды. Начальник хвалит сотрудника, о котором было написано письмо, на собрании персонала и добавляет бонус в размере 50 долларов к зарплате сотрудника. Это положительное подкрепление за превышение ожиданий клиентов.
- Человека, который предлагает идею, хвалят за это, даже если эта идея неосуществима. Поскольку человек знает, что его усилия были оценены по достоинству, он с радостью продолжает вносить предложения и идеи.
Отрицательное подкрепление
Отрицательное подкрепление также является инструментом для подкрепления желаемого поведения, но оно включает устранение нежелательного стимула. Идея состоит в том, что человек, вероятно, продолжит определенное желаемое поведение, если это означает, что он может избежать последствий, которых он или она не хочет. Есть много поведенческих перспективных примеров отрицательного подкрепления.
- Мать Стива злится и кричит на него, когда он забывает делать свою работу по дому. Он не хочет, чтобы на него кричали, поэтому старается не забыть закончить свою работу по дому.
- Сотрудники, которые не выполняют свою недельную норму продаж, должны представить отчет с объяснением причин невыполнения нормы и того, что они будут делать по-другому на следующей неделе. Сотрудник, который не любит писать отчеты, может быть мотивирован работать усерднее, чтобы выполнить свою норму, чтобы избежать написания отчета.
- Учителя, которые хотят, чтобы учащиеся хорошо справлялись с викторинами, могут поощрять их к этому, давая домашнее задание, которое они должны выполнить только в том случае, если их оценка за викторину в классе ниже определенного уровня. Учащиеся могут усерднее готовиться к тесту, чтобы им не приходилось делать домашнюю работу.
- Пациентка не хочет, чтобы ее врач беспокоил ее из-за ее веса, когда она идет на осмотр. Чтобы этого не произошло, пациент ест здоровую пищу, считает калории и регулярно занимается спортом.
- Человек, который не любит ходить к стоматологу, понимает, что лучший способ избежать болезненных и дорогостоящих стоматологических процедур – ходить на чистку зубов каждые полгода.
- Джилл действительно не любит заниматься спортом, но она знает, что ее кости и суставы будут болеть, если она не будет заниматься регулярно. Она продолжает регулярно заниматься спортом, чтобы избежать этого нежелательного последствия.
Реклама
Наказание
Наказание направлено на устранение поведения, а не на его усиление. Это может включать в себя отнятие того, что человек хочет, что является негативным наказанием. Или это может включать применение отрицательного последствия, то есть положительного наказания. В конечном счете, человек должен усвоить, что ему нужно прекратить вести себя так, чтобы предотвратить последствия, которых он не хочет.
- Если старшеклассник опаздывает в школу более трех раз за отчетный период, он или она получает отработку и должен оставаться после уроков. Школьные чиновники надеются, что возможность отбывать срок в заключении побудит учеников приходить в школу вовремя.
- Сара имеет привычку превышать скорость по дороге на работу. Однажды утром ее остановил полицейский и выписал штраф в размере 275 долларов за превышение скорости. После этого она больше никогда не разгоняется. Страх получить еще один билет и необходимость заплатить еще больше своих с трудом заработанных денег является достаточным сдерживающим фактором, чтобы удержать ее от повторного превышения скорости.
- Студенты-спортсмены должны поддерживать по крайней мере оценку C в каждом классе, чтобы участвовать в различных видах спорта. Если оценка падает ниже C, спортсмен не будет допущен к соревнованиям, пока он или она не улучшит оценку. Наказание за то, что они не участвуют в играх, может мотивировать учеников быстро делать то, что необходимо для улучшения его или ее оценки.
- То, что один человек считает положительным подкреплением, на самом деле может рассматриваться как наказание. Начальник, стремящийся вознаградить лучших сотрудников, пригласив их на обед, должен понимать, что сотрудники могут не захотеть пойти с ним на обед. Некоторые сотрудники могут рассматривать это как наказание и таким образом мотивировать на неудовлетворительную работу.
- Если над членом команды, который предлагает идеи по поводу проекта, смеются или иным образом ругают, это пример наказания. В следующий раз, когда появится возможность поделиться идеями, член команды, скорее всего, не будет высказываться из-за негативных последствий, которые были применены в прошлый раз, когда он или она это сделали.
- Когда люди пытаются избавиться от вредных привычек, они иногда надевают резинку на запястье и щелкают ею всякий раз, когда ловят себя на том, что делают то, что хотят прекратить. Если кто-то, кто много ругается, делает это каждый раз, когда появляется термин, который ему не следует использовать, этого может быть достаточно для прекращения такого поведения.
Реклама
Примеры поведенческой психологии
Эти примеры положительного и отрицательного подкрепления и наказания иллюстрируют бихевиоризм в действии. Просмотрите несколько примеров оперантного обусловливания, чтобы узнать больше о поведенческой психологии. Затем погрузитесь глубже в психологию, узнав о когнитивной психологии и о том, как ее использовать.
Штатный писатель
- средняя школа
- колледж
Статьи по теме
Примеры оперантного обусловливания
Оперантное обусловливание – это процесс обучения, при котором преднамеренное поведение подкрепляется последствиями. Он отличается от классического обусловливания, также называемого респондентным или павловским обусловливанием, при котором непроизвольное поведение вызывается внешними раздражителями.
Реальные примеры положительного наказания
«Позитив» и «наказание» кажутся двумя словами, которые вы не стали бы использовать вместе. Тем не менее, положительное наказание обретет смысл, как только вы выучите определение и изучите несколько примеров положительного наказания. Посмотрите, чем положительное наказание отличается от отрицательного и какое из них более эффективно.
Аргументы бихевиористов | Критика аргументов бихевиористов | Ответы бихевиористов на критику | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наблюдение: доводы против интроспекции | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интроспекция, т. е. внутреннее наблюдение собственного сознания, следует отвергнуть, поскольку сознание не является объективным объектом наблюдения. | НО этот аргумент либо
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самоанализ следует отвергнуть, потому что он особенно подвержен ошибкам. | НО интроспекция, если она проводится правильно, может быть столь же объективной, как и любой другой вид наблюдения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самоанализ следует отвергнуть, поскольку он ненадежен. Самоанализ ненадежен, потому что вербальное сообщество не может точно сопоставить различение вербальных самоотчетов о внутренних стимулах (например, «я чувствую голод») и различение частных внутренних раздражителей (например, голодных мук). Следовательно, связь между интроспективными вербальными сообщениями и внутренними раздражителями ненадежна. (Скиннер [1986], например, придерживается этой позиции.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Существует различие между государственным и частным. Интроспекция должна быть отвергнута, потому что интроспективные свидетельства и наблюдения являются частными, т. е. доступными только одному наблюдателю, и, таким образом, не являются объективными.
| НО интроспективные наблюдения, такие как сообщения об НЛО, могут быть подтверждены косвенно из
| ДА, НО интроспективные наблюдения, в отличие от сообщений об НЛО, не подлежат публичной проверке в принципе. Невозможно установить корреляцию пищевого поведения с внутренним состоянием типа голода (в отличие от просто самоотчетов о голоде). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Различий между государственным и частным нет. Всякое наблюдение является частным: знание внешнего мира на самом деле является выводом из непосредственного, но частного восприятия. | НО это означает, что нет причин не доверять частному самоанализу. | НЕТ, ПОТОМУ ЧТО наука сотрудничает. Публичное (не личное, интроспективное) поведение обеспечивает наибольшее согласие и общение между наблюдателями. Следовательно, вместо субъективного и объективного различия следует провести следующее методологическое различие.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Язык поведенческих данных: выбор предметной области для психологии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Это априорное различие между поведением и физиологией. Молярный бихевиоризм: Возможна и желательна наука о поведении, независимая от физиологии.
| НО трудно определить границу между поведенческими и физиологическими событиями. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Это апостериорное различие между поведением и физиологией. Поведенческие исследования ведут к открытию законов, некоторые из которых охватывают больше, чем простое понимание поведения. «Поведение» можно определить как все, что соответствует этим законам. Затем эти законы организуются поведенческими теориями. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Язык поведенческих данных: выбор описательного языка для отчетов о наблюдениях | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Могут быть чисто объективные описания. Хотя теория влияет на наблюдение, это влияние можно преодолеть путем более тщательного наблюдения, что приведет к созданию объективной базы данных. | НО все наблюдения основаны на теории. | ДА, НО для оценки теоретико-нагруженности тезиса требуется либо
Не может быть чисто объективных описаний. | Существует континуум от более к менее нагруженным теорией описаниям наблюдений. Интерсубъективное согласие по описаниям указывает на приемлемую степень «объективности». НО межсубъектное согласие может указывать только на то, что наблюдатели разделяют общую теоретическую основу или парадигму. | ДА, НО это приемлемо. Наука о поведении может развиваться как нормальная наука в своих собственных теоретических рамках или парадигмах. | Цель НЕ относится к описательным качествам поведения. |
Цель ДЕЙСТВИТЕЛЬНО относится к описательным качествам поведения. |
Теоретические концепции Теоретический словарь должен быть ограничен операционально определенными понятиями. | Теоретические концепции должны быть связаны с языком данных посредством операционных определений. НО операционизм не дает подходящих критериев для индивидуализации понятий. Любые две вещи можно считать похожими или разными в бесконечном разнообразии способов. (Ср. обсуждение проблем описания в социобиологии [Lewontin, 1979]. ) Нельзя знать, когда |
ДА, НО |
Теоретический словарь НЕ должен ограничиваться понятиями, определяемыми в ходе эксплуатации, но должен включать ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ. | Использование промежуточных переменных должно быть разрешено, но такие переменные являются лишь метками для наблюдаемых взаимосвязей, а не ненаблюдаемыми сущностями или событиями. Не существует уникального набора действительных промежуточных переменных, и они не имеют уникального представления. НО |
НЕТ, ПОТОМУ ЧТО теории черного ящика соответствуют дедуктивно-номологическому методу объяснения (Hempel & Oppenheim, 1948): описания поведения выводятся из общих законов плюс начальные условия. | Теоретический словарь НЕ должен ограничиваться операционально определенными понятиями, но должен включать ГИПОТЕТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ. | Использование гипотетических конструкций должно быть разрешено, и такие конструкции относятся к ненаблюдаемым объектам или событиям, как и в физике. НО психология отличается от физики тем, что |
ГИПОТЕТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ (продолжение) | Использование гипотетических конструктов должно быть разрешено, потому что гипотетические конструкты ликвидируют разрыв между психологией и физиологией. НО |
Теоретизация В рамках бихевиоризма есть два способа теоретизирования. Оба предполагают, что существует строгое разделение между теорией и наблюдениями. |
НО |
(а) теория определяет то, что принимается за факт, (б) теория не всегда может приспосабливаться к противоречивым данным, и (c) социологические факторы, а не данные, часто определяют принятие или отклонение теории. Нагруженность наблюдений теорией просто означает, что наука о поведении будет развиваться как нормальная наука, т. е. линейно и непрерывно (пока научная революция не свергнет бихевиоризм и не заменит его новой парадигмой). | S-R Психология Ни один крупный бихевиорист не считает поведение рефлексивным, т. е. что стимул необходим и достаточен для реакции. | Некогнитивный подход к обучению | Окружающие события, которые не вызывают определенного движения, могут вызвать его благодаря обучению. Таким образом, конкретный стимул не является необходимым условием для конкретной реакции. Обучение состоит из ассоциации стимулов и реакций. Когнитивный подход к обучению | НО обучение следует описывать как приобретение знаний. НЕТ, ПОТОМУ ЧТО тогда связь между знанием и поведением остается неопределенной. В теориях, постулирующих когнитивные карты или наблюдательное обучение, поведение выводится из теории, предполагая, что организм будет вести себя соответствующим образом, учитывая его знания. Такие предположения неприемлемо объективны. | События внутри организма, так же как и вне его, можно считать «раздражителями». | НО Скиннер, например, считает ошибочным предполагать наличие внутренних раздражителей (Evans, 1968, стр. 21). | Наблюдаемое поведение является результатом интеграции многих рефлексов. Поэтому он может обладать свойствами, которыми не обладает ни один отдельный рефлекс. | Оперантные ответы испускаются, а не вызываются стимулами. Таким образом, тезис о рефлексах S-R можно свести к утверждению, что любое поведение функционально зависит от окружающей среды. | НО окружающая среда и поведение причинно взаимозависимы. | ДА, взаимная детерминация , при которой организмы изменяют среду, которая их контролирует, включена во многие бихевиористские теории. | Организация поведения: цель Бихевиористы категорически отвергают телеологические объяснения, не отрицая при этом, что поведение имеет целеустремленные характеристики (например, настойчивость, гибкость). Эти характеристики объясняются нетелеологически тремя способами, подробно описанными ниже. | Цель – это состояние организма, определяющее соотношение между стимулами и реакциями. Цель — это переменная состояния, которая вызывается определенными мотивационными переменными и увеличивает вероятность определенного класса ответов. | Цель можно объяснить как стимулы, которые сохраняются до тех пор, пока не устраняются целевой реакцией. Поведение показывает настойчивость , потому что различные целевые реакции будут продолжаться до тех пор, пока стимулы не исчезнут. Поведение показывает гибкость когда новым целевым реакциям удается устранить стимулы. | Целеустремленность только кажущаяся, а не реальная. Ответы возникают не для достижения будущих целей, а потому, что они были подкреплены в прошлом. Поведение показывает настойчивость из-за прерывистого подкрепления. Поведение демонстрирует гибкость, потому что многие различные виды реакций могут быть подкреплены, и, таким образом, организм может обладать большим репертуаром реакций. | |