Бихевиоризм в психологии это кратко: суть педагогического подхода / Skillbox Media

Содержание

10 типов бихевиоризма, история, теории и различия / психология

На протяжении всей истории психологии родились многочисленные школы мысли и школы, каждая из которых интерпретирует человеческий разум, психические и поведенческие процессы конкретным образом..

Одно из этих направлений было сосредоточено на том, что они считали единственным наблюдаемым коррелятом психики — поведением., игнорируя то, что они не могли измерить, и делая вид, что делает психологию наукой настолько научной и объективной, насколько это возможно. Это о бихевиоризме.

Но есть разные типы бихевиоризма. И заключается в том, что, несмотря на то, что они являются частью одной и той же парадигмы, разные авторы создали свое собственное видение в этом отношении, рассматривая различные подходы, методы и задачи. В этой статье мы представляем некоторые из различных теоретических разработок, которые поведенческий поток дал.

  • Рекомендуемая статья: «10 основных теорий психологии»

Поведенческая парадигма

Бихевиоризм является одним из основных теоретических направлений психологии. Родившийся в то время в истории, в котором преобладали психодинамические течения, бихевиоризм был против и сильно отличался от концепции этого.

Бихевиоризм сосредоточен на попытках дать как можно более научное и объективное объяснение психическим явлениям и поведению человека, избегая любой информации, которую нельзя наблюдать непосредственно. Предполагается, что единственным аспектом психики, явно наблюдаемым, является поведение, являющееся единственным элементом, с которым можно работать научным образом..

Он не отрицает такие аспекты, как психические процессы, но считает их вторичными, черный ящик, который невозможно изучить. Бихевиоризм — это парадигма экологической ориентации, являющаяся поведением, определяемым явлениями окружающей среды. В частности, это объясняется ассоциацией между стимулами, которые вызывают ответ. Если у нас есть нейтральный стимул, который связан с аппетитом или отвращением, ответ на первый будет таким же, как и второй, из-за того, что создается связь между обоими стимулами. Ответы обусловлены, этот аспект является одним из наиболее важных для поведенческой парадигмы.

Типы бихевиоризма

С момента рождения бихевиоризма, было много достижений и различных авторов, которые работали с ним, предлагая различные точки зрения и подтипы бихевиоризма. Здесь мы кратко представляем некоторые из наиболее актуальных.

1. Классический бихевиоризм Уотсона

Классический бихевиоризм сформулирован Джоном Б. Уотсоном под влиянием, среди прочего, работ Павлова и Торндайка. В этом типе исследований бихевиоризма основное внимание уделяется связи между стимулами и реакциями, что особенно важно при лечении фобий..

Он считает, что разум не является наблюдаемым или анализируемым, но является черным ящиком, который не учитывает (а в некоторых случаях его существование или реальная важность отрицается), и поведение является единственной вещью, которую можно проанализировать объективно. Поведение определяет среду и стимулы: для классического бихевиоризма субъект является пассивным и реактивным существом, которое действует через изучение ассоциаций. .

2. Радикальный бихевиоризм Скиннера

Другим типом бихевиоризма, одним из наиболее важных и признанных наряду с уотсоновским, является радикальный бихевиоризм Б. Ф. Скиннера. Этот автор считает, что поведение не может быть понято только с помощью простых процессов кондиционирования, несмотря на то, что организм действует, чтобы приспособиться к хорошему и плохому. Скиннер предположил, что объяснение поведения было более связано с восприятием последствий наших действий.

Мы узнаем, что выполнение определенного действия в данном контексте имеет приятные или неприятные последствия, на основании которых мы изменяем наше поведение, повторяя или подавляя указанные действия. Скиннер назвал этот способ модификации поведения оперантной обусловленностью. Это также подчеркивает обучение методом проб и ошибок.

3. Интер-бихевиоризм или бихевиоризм Кантора

Подобно радикальному бихевиоризму, он отличается от него тем, что рассматривает поведение как взаимодействие, а не интерпретирует его как простой ответ. Поведение позволяет субъекту и окружающей среде быть связанными и взаимозависимыми, это взаимодействие является тем, что следует изучить.

4. Намеренный или пропозициональный бихевиоризм Толмана

Эдвард К. Толман устанавливает другой из типов бихевиоризма, предлагая в этом случае, что все поведение состоит из действий, которые в конечном итоге направляют человека к цели.

Поведение является активным, а не выученной последовательностью. Он также предлагает создать когнитивные карты для достижения этих целей и использовать их в качестве механизма обучения. В этом типе бихевиоризма начинают видеть элементы, которые принимают во внимание психические процессы, такие как интенциональность. На самом деле, некоторые считают его первым когнитивистом.

5. дедуктивный бихевиоризм Халла

Кларк Л. Халл предлагает функциональное видение поведения: поведение и обучение понимаются как способ выживания в окружающей среде. Это объясняется формированием привычки, из которой можно удовлетворить или уменьшить импульсы. Субъект, оказывается, играет все более активную роль.

6. Рахлин телеологический бихевиоризм

Эта ветвь бихевиоризма утверждает, что поведение является чем-то позитивным, направленным на достижение цели, и это реализуется во времени. Говард Рахлин считает, что ум — это способ функционирования тела, а не что-то внутреннее, и идеи поведения, разработанные во времени. Это выдвигает на первый план идею временных рамок события: его прошлое, настоящее и будущее. Он также считает, что поведение происходит перед усиленным, наблюдая, что эффект возникает до причины (поведение является следствием желания есть).

7. Стаддон теоретический бихевиоризм

Теоретический бихевиоризм — это тип бихевиоризма, в котором поведение рассматривается как действие, производное от переменных среды а также биологических. Он не рассматривает когнитивные процессы как поведение, но как теоретический механизм, который выполняет функцию управления состояниями, связывающими поведение и окружающую среду. Это более когнитивистский и биологический подход, чем большинство вариантов поведения.

8. Состояние психологического бихевиоризма

Этот тип бихевиоризма выделяется для представления концепции основных поведенческих репертуаров, которые развиваются на протяжении всего обучения и накопления. Также показателен тот факт, что он придает значение эмоциональным факторам в поведении и обучении.

9. Тимберлейк биологический бихевиоризм

Этот тип бихевиоризма отличается поиском объяснений поведения и изучением их экологического видения. Для Уильяма Тимберлейка, поведение связано с контекстом, в котором развивается субъект, и имеет биологическое происхождение, которое предрасполагает нас чувствовать и действовать определенным образом.

10. Функциональный контекстуализм Хейса

Этот автор фокусирует свою точку зрения на словесном поведении: то есть на языке. Это служит промежуточным элементом между поведением и окружающей средой. Стивен Хейс также предлагает исследовать психические явления, если кто-то хочет понять поведение. Он также работает над такими аспектами, как влияние правил на поведение.

Другие виды бихевиоризма и воздействия в других течениях

Вышеупомянутые являются одними из основных типов бихевиоризма, которые были разработаны с течением времени. Но есть много других, таких как эмпирический бихевиоризм Бижу или философский, эмерджентный или системный бихевиоризм..

В дополнение к этому мы должны помнить, что эволюция бихевиоризма и преодоление его ограничений позволили появлению многих других теоретических моделей, таких как когнитивизм и конструктивизм..

это что такое? Бихевиоризм в психологии, его представители :: SYL.ru

Лето 2023: самые трендовые стильные цвета и оттенки волос на весь сезон

Техника играет значение. Как наносить маску для волос, чтобы получить эффект

Выбирайте яркие цвета: как носить летние костюмы в жару

Летний отпуск 2023: как составить капсульный гардероб из трендовых нарядов

Безглютеновое лакомство для всей семьи: готовим кокосовый крем-брюле

Трендовые дизайны лета на короткие квадратные ногти для женщин старше 50 лет

Почему нет эффекта от сыворотки для лица? Частые ошибки

Выбираем питание: какие витамины помогут сохранить загар

С гламурными оттенками: несколько ярких идей, в каком стиле оформить столовую

Помогают похудеть и не только: 7 наиболее полезных свойств солёных огурчиков

Автор

Бихевиоризм – это движение в психологии, которое полностью отрицало сознание человека как самостоятельное явление и отождествляло его с поведенческими реакциями индивида на различные внешние раздражители. Проще говоря, все чувства и мысли человека сводились к двигательным рефлексам, вырабатываемым у него с опытом в течение жизни. Эта теория в свое время произвела революцию в психологии. О ее основных положениях, сильных и слабых сторонах мы поговорим в этой статье.

Определение

Бихевиоризм – это направление в психологии, изучающее поведенческие особенности людей и животных. Свое название это течение получило не случайно — английское слово «behaviour» переводится как «поведение». Бихевиоризм на многие десятилетия определил облик американской психологии. Это революционное направление радикально преобразовало все научные представления о психике. В его основе была заложена мысль о том, что предметом изучения психологии является не сознание, а поведение. Поскольку в начале 20 века было принято ставить знак равенства между этими двумя понятиями, возникла версия, что устраняя сознание, бихевиоризм устраняет и психику. Основателем этого течения в психологии стал американец Джон Уотсон.

Суть бихевиоризма

Бихевиоризм – это наука о поведенческих реакциях людей и животных в ответ на влияние окружающей среды. Важнейшей категорией этого течения является стимул. Под ним понимается любое стороннее воздействие на человека. Сюда входит и наличная, данная ситуация, подкрепление и реакция, в качестве которых может выступать эмоциональное или словесное реагирование окружающих людей. При этом субъективные переживания не отрицаются, но ставятся в зависимое положение от этих воздействий.

Во второй половине ХХ века постулаты бихевиоризма были частично опровергнуты другим направлением – когнитивной психологией. Однако многие идеи этого течения и в наши дни широко используются в отдельных направлениях психотерапии.

Мотивы возникновения бихевиоризма

Бихевиоризм – это прогрессивное направление в психологии, возникшее на фоне критики основного метода изучения психики человека в конце XIX века – интроспекции. Основанием для сомнения в достоверности этой теории послужил недостаток объективных измерений и разрозненность получаемых сведений. Бихевиоризм призывал изучать поведение человека как объективный феномен психики. Философской основой этого течения стала концепция Джона Локка о появлении на свет индивида с чистого листа и отрицание существования некой мыслящей субстанции Гоббса Томаса.

В противоположность традиционной теории, психолог Уотсон Джон предложил схему, разъясняющую поведение всех живых существ на земле: стимул вызывает реакцию. Эти понятия можно было подвергнуть измерению, поэтому данное воззрение быстро нашло преданных сторонников. Уотсон придерживался мнения, что при верном подходе появится возможность полностью предсказывать поведение, формировать и контролировать с помощью изменения окружающей действительности поведение людей разных профессий. Механизмом данного влияния было объявлено обучение путем классического обуславливания, которое подробно изучил на животных академик Павлов.

Теория Павлова

Бихевиоризм в психологии основывался на исследованиях нашего соотечественника – академика Ивана Петровича Павлова. Он обнаружил, что на базе безусловных рефлексов у животных складывается соответствующее реактивное поведение. Однако с помощью внешних воздействий у них можно выработать и приобретенные, условные рефлексы и формировать тем самым новые модели поведения.

В свою очередь Уотсон Джон стал проводить эксперименты над младенцами и выявил у них три основополагающих инстинктивных реакции – страх, гнев и любовь. Психолог сделал вывод, что все остальные поведенческие отклики наслаиваются на первичные. Как именно формируются сложные формы поведения, ученым раскрыто не было. Эксперименты Уотсона были весьма спорными с точки зрения морали, что вызывало негативную реакцию окружающих.

Исследования Торндайка

На основе многочисленных исследований возник бихевиоризм. Представители разных психологических направлений внесли немалый вклад в развитие этого течения. Например, Эдвард Торндайк ввел в психологию понятие оперантного поведения, которое складывается на базе проб и ошибок. Этот ученый называл себя не бихевиористом, а коннексионистом (от английского «connection» — связь). Свои эксперименты он проводил на белых крысах и голубях.

То, что природа интеллекта базируется на ассоциативных реакциях, утверждал еще Гоббс. То, что соответствующее умственное развитие позволяет животному приспособиться к условиям окружающей среды, заметил Спенсер. Однако лишь с опытами Торндайка пришло понимание того, что сущность интеллекта может быть выявлена без обращения к сознанию. Ассоциация предполагала, что связь осуществляется не между некими идеями в голове у подопытного, и не между движениями и идеями, а между ситуациями и движениями.

За исходный момент движения Торндайк, в противоположность Уотсону, принимал не внешний импульс, заставляющий тело подопытного двигаться, а проблемную ситуацию, заставляющую организм приспосабливаться к условиям окружающей действительности и строить новую формулу поведенческого реагирования. По мнению ученого, в отличие от рефлекса, связь понятий «ситуация — реакция» можно было охарактеризовать такими признаками:

  • отправная точка – проблемная ситуация;
  • в ответ организм пытается противостоять ей как целое;
  • он активно ищет соответствующую линию поведения;
  • и выучивается новым приемам методом упражнения.

Бихевиоризм в психологии во многом обязан своим появлением теории Торндайка. Однако в своих исследованиях он пользовался понятиями, которые это течение впоследствии полностью исключило из понимания психологии. Если Торндайк утверждал, что поведение организма формируется на чувстве удовольствия любо дискомфорта и выдвигал теорию о «законе готовности» как о способе изменения импульсов реагирования, то бихевиористы запрещали обращаться исследователю и к внутренним ощущениям субъекта, и к его физиологическим факторам.

Положения бихевиоризма

Основоположником направления стал американский исследователь Джон Уотсон. Он выдвинул несколько положений, на которых основывается психологический бихевиоризм:

  1. Предметом изучения психологии является поведение и поведенческие реакции живых существ, так как именно эти проявления могут быть исследованы путем наблюдения.
  2. Поведение определяет собой все физиологические и психические аспекты существования человека.
  3. Поведение животных и людей необходимо рассматривать как совокупность двигательного реагирования на внешние раздражители – стимулы.
  4. Зная характер стимула, можно предугадать последующую реакцию. Научиться верно предсказывать действия индивида – основная задача направления «бихевиоризм». Поведение человека можно формировать и контролировать.
  5. Все реакции индивида имеют либо приобретенную природу (условные рефлексы), либо передаются по наследству (безусловные рефлексы).
  6. Поведение человека – это результат обучения, когда успешные реакции путем многократного повторения автоматизируются, закрепляются в памяти и впоследствии могут быть воспроизведены. Таким образом, формирование навыков происходит с помощью вырабатывания условного рефлекса.
  7. Речь и мышление также следует считать навыками.
  8. Память является механизмом удержания приобретенных навыков.
  9. Развитие психических реакций происходит всю жизнь и зависит от окружающей действительности – условий жизни, социального окружения и так далее.
  10. Периодизация возрастного развития отсутствует. Никаких общих закономерностей в формировании детской психики на разных возрастных этапах нет.
  11. Под эмоциями нужно понимать реакции организма на позитивные и негативные стимулы окружающей среды.

Плюсы и минусы бихевиоризма

В каждом направлении научной деятельности существуют свои сильные и слабые стороны. Направление «бихевиоризм» также имеет свои плюсы и минусы. Для своего времени это было прогрессивное направление, но сейчас его постулаты не выдерживают никакой критики. Итак, рассмотрим достоинства и недостатки этой теории:

  1. Предмет бихевиоризма – изучение поведенческих реакций человека. Для своего времени это был весьма прогрессивный подход, ведь ранее психологами изучалось лишь сознание индивида в отрыве от объективной реальности. Однако расширив понимание предмета психологии, бихевиористы сделали это неадекватно и однобоко, полностью игнорируя сознание человека как явление.
  2. Последователи бихевиоризма остро поставили вопрос об объективном изучении психологии индивида. Однако поведение человека и других живых существ рассматривалось ими только во внешних проявлениях. Ненаблюдаемые психические и физиологические процессы ими полностью игнорировались.
  3. Теория бихевиоризма подразумевала, что поведением человека можно управлять в зависимости от практических нужд исследователя, однако из-за механического подхода к изучению проблемы поведение индивида сводилось к совокупности простейших реакций. Вся активная деятельная сущность человека при этом игнорировалась.
  4. Бихевиористы сделали метод лабораторного эксперимента основой психологического исследования, ввели практику опытов над животными. Однако при этом ученые не видели особой качественной разницы между поведением человека, зверя или птицы.
  5. При установлении механизма выработки навыков были отброшены важнейшие компоненты – мотивация и психический образ действия как основа его реализации. Социальный фактор бихевиористами исключался полностью.

Представители бихевиоризма

Джон Уотсон являлся лидером бихевиористического направления. Однако один исследователь не способен в одиночку создать целое движение. Еще несколько ярких исследователей пропагандировали бихевиоризм. Представители этого течения были выдающимися экспериментаторами. Один из них, Хантер Уильям, создал в 1914 году схему для изучения поведенческих реакций, которую назвал отсроченной. Он показывал обезьяне банан в одном из двух ящиков, затем закрывал от нее это зрелище ширмой, которую через несколько секунд убирал. Обезьяна после этого успешно находила банан, что доказывало, что животные изначально способны не только на непосредственную, но и отсроченную реакцию на импульс.

Другой ученый – Лешли Карл – пошел еще дальше. Он с помощью экспериментов вырабатывал у какого-нибудь животного навык, а затем удалял ему различные части мозга, чтобы выяснить зависит от них выработанный рефлекс или нет. Психолог пришел к выводу, что все части мозга равноценны и с успехом могут заменить друг друга.

Другие течения бихевиоризма

И все же попытка низвести сознание до совокупности стандартных поведенческих реакций не увенчалась успехом. Бихевиористам требовалось расширить понимание психологии и включить в него понятия мотива и редукции образа. В связи с этим в 1960-е годы появилось несколько новых течений. Одно из них – когнитивный бихевиоризм – было основано Э. Толменом. Оно основывается на том, что психические процессы при научении не ограничиваются связью «стимул – реакция». Психолог нашел промежуточную фазу между этими двумя событиями – когнитивное представление. Таким образом, он предложил свою схему, разъясняющую суть поведения человека: стимул – познавательная деятельность (знак-гештальт) – реакция. Знаки-гештальты он видел состоящими из «когнитивных карт» (умственных образов изученной местности), возможных ожиданий и прочих переменных. Свои взгляды Толмен доказывал различными экспериментами. Он заставлял животных искать корм в лабиринте, и они находили пищу разными путями вне зависимости от того, к какой дороге были приучены. Очевидно, что для них цель была важнее, чем способ поведения. Поэтому Толмэн назвал свою систему взглядов «целевым бихевиоризмом».

Существует направление «социальный бихевиоризм», которое также вносит свои коррективы в стандартную схему «стимул-реакция». Ее сторонники считают, что при определении стимулов, которые должным образом будут воздействовать на поведение человека, нужно учитывать индивидуальные особенности индивида, его социальный опыт.

Бихевиоризм и психоанализ

Полностью отрицал сознание человека бихевиоризм. Психоанализ, в свою очередь, был направлен на изучение глубинных особенностей человеческой психики. Основоположник теории Зигмунд Фрейд вывел два ключевых понятия в психологии – «сознание» и «бессознательное» — и доказал, что многие поступки человека нельзя объяснить рациональными методами. В основе некоторых поведенческих реакций человека лежит тонкая интеллектуальная работа, протекающая вне сферы сознания. Бессознательным могут оказаться угрызение совести, чувство вины, острая самокритика. Первоначально теория Фрейда была встречена в научном мире прохладно, однако со временем она завоевала весь мир.

Благодаря этому движению психология вновь начала изучать живого человека, проникать в сущность его души и поведения.

Со временем бихевиоризм изжил себя, так как его представления о человеческой психике оказались слишком однобокими.


Похожие статьи

  • Самосознание в психологии — это что такое?
  • Социальная перцепция как инструмент педагогического воздействия
  • Сознание в психологии: особенности, структура, фунции
  • Что такое психология: определение. Психология как наука
  • Индифферентный — это человек с интересной жизненной позицией
  • Известные психологи в зарубежной и отечественной научной школе
  • Психотерапия — это что такое? Методы психотерапии

Также читайте

Behavioral Approach — Psychologist World

Поведенческий подход основан на концепции объяснения поведения через наблюдение и вере в то, что наше окружение заставляет нас вести себя иначе или страдать от болезней. Основные категории бихевиоризма:

Классический бихевиоризм:

Инициирован, предположительно, Джоном Б. Уотсоном с его публикацией «Психология с точки зрения бихевиористов» (часто называемой манифестом бихевиористов), , который описал свой бихевиористский подход в психологии как «чисто объективную экспериментальную ветвь естествознания». Подробнее о классическом бихевиоризме

Методологический бихевиоризм:

Методологический бихевиоризм основан на идее, что все виды психологических исследований в большей или меньшей степени основаны на наблюдении за поведением ; некоторые могут возразить, что самое близкое понимание чьего-то психологического склада у нас есть в настоящее время. Подробнее о методологическом бихевиоризме

Радикальный бихевиоризм:

Радикальные бихевиористы утверждают, что все наши действия можно объяснить факторами окружающей среды. Это несколько крайняя точка зрения, поскольку она игнорирует биологические и когнитивные влияния, особенно с учетом исследований, которые обнаружили, что генетические факторы играют роль в таких расстройствах, как шизофрения и депрессия, а также успех когнитивных методов лечения, таких как рационально-эмоциональная терапия (РЭТ). Популярными сторонниками радикального бихевиористского подхода были Дж. Б. Уотсон и Скиннер, но сегодня психологи широко признают важность когнитивных и биологических факторов в объяснении расстройств и поведения. Подробнее о радикальном бихевиоризме

Что предполагается?
  1. Бихевиористы предполагают, что мы можем понять людей,
    наблюдая
    их поведение. Это контрастирует с когнитивным подходом, который рассматривает мыслительные процессы и другие ненаблюдаемые действия.
  2. Поведение можно наблюдать с точки зрения ответов на определенные стимулы . Например, если человека просят подержать книгу (стимул), он ответит, держа книгу. Эта теория стимул-реакция лежит в основе обусловливание , которое предполагает, что обучение у людей и животных может происходить посредством ассоциации реакции с определенными стимулами.
  3. Бихевиоризм также предполагает, что мы рождаемся как чистый лист , или tabula rasa, и таким образом равны при рождении. Факторы окружающей среды, а не генетические или биологические различия, заставляют нас вести себя по-разному. Бихевиоризм в значительной степени представляет аспект спора о природе и воспитании.
Оценка поведенческого подхода:

Собаки Скиннера и Павлова продемонстрировали важность классического и оперантного обусловливания в обучении.

Имеется существенная поддержка — в первую очередь исследования близнецов и семей — показывающие значение биологических факторов в заболеваниях. Гипотеза дофамина , которая предполагает, что шизофрения связана с аномальными уровнями нейротрансмиттера дофамина, привела к созданию успешных лекарственных препаратов. Готтесман (1991) обобщил около 40 исследований моно- и дизиготных близнецов и обнаружил, что существует потенциальная генетическая связь с шизофренией.

См. также:
  • Поведение: Альтруизм: Почему мы помогаем другим людям? Узнайте об альтруизме у людей и о том, что альтруизм животных говорит нам о нас самих. Подробнее…
  • Кондиционирование: как кондиционирование влияет на поведение человека. Кондиционирование
  • Реакция «бей или беги»: как эта острая реакция на стресс превратилась в жизненно важный механизм выживания. Реакция «бей или беги»
  • Asch’s Conformity Study: Интригующее исследование влияния группового давления на нас. Соответствие
  • Стэнфордский тюремный эксперимент Зимбардо: исследование с ролевой игрой, демонстрирующее влияние наших социальных ролей. Стэнфордская тюрьма
Поведенческая терапия:
  • Поведенческая терапия: Наводнение: Если бы вы выпрыгнули из самолета, смогли бы вы преодолеть страх высоты? Подробнее…
  • Терапия отвращением: терапия отвращением использует принципы поведенческого подхода, согласно которым можно «выучить» новое поведение, чтобы преодолеть зависимости, навязчивые идеи или, как показано в фильме Кубрика 9.0005 Заводной апельсин , агрессивное поведение. Подробнее…
  • Научитесь читать язык тела: углубленный онлайн-курс. Курс языка тела
Дополнительные подходы:
  • Биологический подход: Информация и оценка биологического подхода в психологии. Биологический подход
  • Когнитивный подход: предположения, его сравнение с другими подходами, оценка. Когнитивный подход
  • Гуманистический подход: истоки подхода и связанные с ним исследования, а также оценка гуманистической психологии. Гуманистический подход

Что такое поведенческая терапия? Полное практическое руководство

«Терапия модификации поведения проста как азбука: предыстория, поведение, последствия» — это крылатая фраза, которую мы использовали, когда я работала медсестрой по психическому здоровью, готовя длительно пребывающих психиатрических пациентов к выписке в местное сообщество.

Эти пациенты десятилетиями госпитализировались, что привело к потере жизненных навыков, необходимых для самостоятельной жизни, и в реабилитационном отделении следовали принципам поведенческой терапии.

В этой статье будут рассмотрены истоки поведенческой терапии, ее развитие, практическое применение и противоречия, связанные с этим подходом. Наконец, мы рассмотрим различия между поведенческой терапией, когнитивно-поведенческой терапией (КПТ) и психоанализом, а затем составим список рекомендуемых книг.

Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших позитивных упражнения КПТ. Эти научно обоснованные упражнения предоставят вам подробное представление о положительной КПТ и дадут вам инструменты для применения ее в терапии или коучинге.

Эта статья содержит:

  • Что такое поведенческая терапия?
  • Краткая история поведенческой терапии
  • На чем он фокусируется?
  • 3 интересные теории и результаты исследований
  • 3 реальных примера поведенческой терапии
  • Цели сеанса поведенческой терапии
  • 6 плюсов и минусов поведенческой терапии
  • Поведенческая терапия против когнитивно-поведенческой терапии и психоанализа
  • 3 книги по теме
  • Ресурсы PositivePsychology. com
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Что такое поведенческая терапия?

Поведенческая терапия относится к набору терапевтических вмешательств, направленных на устранение неадекватного, саморазрушительного поведения и замену его здоровым, адаптивным поведением.

Поведение приобретается и является результатом обусловливания; поэтому во время поведенческой терапии клиент учится конструктивному поведению, которое преодолевает неадекватное поведение и достигает намеченных целей (Bambara & Knoster, 19).98).

Традиционная поведенческая терапия до сих пор используется для лечения фобий и компульсий посредством систематических стратегий десенсибилизации и подавления. Он также используется для мотивации адаптивного поведения в терапевтических сообществах с использованием токен-экономики (Каздин, 1982).

Жетоны выдаются в качестве вознаграждения за адаптивное поведение, ведущее к приобретению привилегий, таких как специальная еда, дополнительное время для отдыха или приятные занятия. Примеры символической экономики включают жилые сообщества для людей с трудностями в обучении, реабилитационные сообщества для тех, кто выздоравливает от злоупотребления психоактивными веществами, а также различные типы исправительных учреждений.

Поведенческая терапия с годами развивалась и диверсифицировалась в ряд различных психологических вмешательств в сочетании с другими подходами. Примеры включают:

  • Поведенческая терапия и когнитивная психология, приводящая к когнитивно-поведенческой терапии
  • Осознанность и когнитивно-поведенческая терапия, результатом которых является когнитивная терапия, основанная на осознанности
  • Внимательность и контекстуальная поведенческая наука, приводящая к терапии принятия и приверженности
  • КПТ, осознанность и гуманизм, приводящие к диалектической поведенческой терапии

Все эти вмешательства имеют одну общую основу: они направлены на изменение поведения клиента таким образом, чтобы его действия соответствовали желаемым жизненным целям.

Большая часть этой статьи посвящена терапии модификации поведения, которая имеет прямое происхождение от бихевиоризма или того, что сейчас называется наукой о поведении.

Краткая история поведенческой терапии

Поведенческая терапия была разработана в начале 1900-х годов и стала признанным подходом к лечению различных психических расстройств в 19 веке.50-х и 60-х годов. Он уходит корнями в бихевиоризм, возникший в результате изучения отношений между стимулом, реакцией и подкреплением как характеристик процесса обучения (McKenna, 1995).

Хотя Джон Б. Уотсон считается отцом бихевиоризма, он развивал свои идеи, исследуя открытия Ивана Павлова (1927/1960).

Когда Павлов исследовал процессы пищеварения у собак, он заметил, что ассоциации возникают, когда стимул (пища), вызывающий пищеварительную реакцию (слюноотделение), сочетается со стимулом, не вызывающим реакции (звонок). Ассоциация, которую собаки создавали между звонком и едой, означала, что в конечном итоге звонок вызывал слюноотделение в отсутствие еды. Павлов назвал этот тип выученной реакции классическим обусловливанием.

Уотсон использовал классическую обусловленность Павлова, чтобы подчеркнуть, что любое поведение является результатом обучения. Он исследовал происхождение фобий, изучая маленького ребенка по имени Альберт. Сначала Альберт не боялся крыс, но после того, как Ватсон соединил крысу с громким шумом, это напугало Альберта, и после нескольких повторений он стал бояться крыс. Его страх угас, когда эксперимент не повторялся в течение месяца (Watson, 1924/1997).

Затем Б. Ф. Скиннер (1963) обнаружил, что частота поведения зависит от событий, следующих за поведением, которые он назвал оперантным обусловливанием. Например, если поведение вознаграждается, оно положительно подкрепляется и с большей вероятностью будет повторяться. И наоборот, если поведение игнорируется, оно будет погашено.

Между тем вклад Долларда и Миллера в теорию поведения выявил четыре элемента поведения: побуждение, сигнал, реакцию и подкрепление (Metzner, 1963). Джозеф Вольпе также открыл процесс, известный как реципрокное торможение, когда появление новой реакции уменьшает силу параллельной реакции. Это привело к его систематической десенсибилизации для лечения фобий (Metzner, 1963).

Наконец, Бандура (1977) применил принципы классической и оперантной обусловленности для разработки теории социального научения. Бандура обнаружил, как люди учатся, наблюдая за поведением других или моделируя их. Все эти принципы бихевиоризма легли в основу развития поведенческой терапии.

На чем он фокусируется?

Поведенческая терапия направлена ​​на изменение поведения путем усиления адаптивного поведения и устранения нежелательного поведения.

Поведенческое угасание часто достигается простым игнорированием поведения или аверсивным обусловливанием (Bambara & Knoster, 1998).

Аверсивное обусловливание можно использовать, чтобы помочь клиенту отказаться от употребления алкоголя. Они могут выбрать, чтобы им прописали лекарство, которое вызывает у них тошноту, когда они делают глоток алкогольного напитка (Элкинс, 19 лет).75). Вскоре они начнут ассоциировать употребление алкоголя с плохим самочувствием, и это, вероятно, изменит их поведение. Цель состоит в том, чтобы у них развилось отвращение к употреблению алкоголя.

Между тем, стратегии угасания часто рекомендуются родителям, стремящимся изменить поведение ребенка.

Часто родители невольно подкрепляют вызывающее поведение, уделяя ребенку больше внимания, когда он ведет себя плохо, и хотя это внимание может носить корректирующий или даже карательный характер, это может привести к подкреплению поведения, особенно если ребенку уделяется меньше внимания, когда он ведет себя хорошо . Родителей могут попросить игнорировать истерики своего ребенка или использовать тайм-аут, чтобы убрать все поощрения (Ducharme & Shecter, 2011).

Тайм-аут — это стратегия модификации поведения, используемая для подавления нежелательного поведения и предоставления ребенку возможности успокоиться. Между тем, соответствующее поведение вознаграждается по истечении тайм-аута. Видео ниже описывает этот популярный инструмент управления поведением.

Поведенческая терапия в клинических условиях обычно начинается с проведения функциональной поведенческой оценки путем систематического наблюдения за предшествующими событиями, поведением и последствиями (ABC) с использованием контрольного списка ABC (Maag, 1995).

Контекстные элементы, окружающие поведение, называются непредвиденными обстоятельствами, которые формируют поведение и определяют его функцию. Контрольный список ABC часто используется для мониторинга и реализации стратегий модификации поведения, особенно для управления сложным поведением в терапевтических сообществах, стационарных психиатрических учреждениях, судебно-медицинских учреждениях и исправительных учреждениях.

3 Интересные теории и результаты исследований

1. Изменение вашего мозга

Ученые-бихевиористы обнаружили, что изучение нового поведения может изменить нейронные пути в мозге благодаря нейропластичности (Voss et al., 2017). Это имеет много последствий для вмешательств поведенческой терапии, которые требуют от клиента принятия мер путем изучения новых навыков.

Одним из хорошо задокументированных примеров является использование медитации осознанности в качестве инструмента управления стрессом и ее влияние на нейрофизиологию (Bremner et al. , 2017).

2. Расширенное обучение

Новое исследование, обучающее взрослых пациентов, перенесших инсульт, играть в развлекательные видеоигры, показало, что это поведенческое вмешательство может повторно активировать бездействующие нейромодуляторы, способствуя развитию новых нейронных путей в мозге (Bavelier et al. , 2010).

Этот подход поведенческой терапии использует обогащение окружающей среды для повторной активации нейромодуляторов, которые позволяют развивающемуся мозгу учиться быстрее и глубже, чем зрелый мозг.

3. Виртуальная реальность

Экспозиционная терапия, ориентированная на действие (ACET) — это новый подход, ориентированный на поведенческую терапию, который использует интерактивную среду виртуальной реальности для лечения пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) и уменьшения психологического стресса (Kamkuimo Kengne). и др., 2018).

ACET использует интерактивные методы геймификации, которые помещают пользователя в активную обучающую среду, чтобы стимулировать новые, не вызывающие проблем ассоциации с ранее травмирующими стимулами посредством дифференцированных уровней косвенного и прямого воздействия. ACET — это новый подход к лечению посттравматического стресса, и необходимы дополнительные эксперименты.

3 реальных примера поведенческой терапии

Как это применяется в реальной жизни? Давайте взглянем.

1. Поведенческое обучение родителей (BPT)

BPT — это основанная на фактических данных поведенческая терапия для родителей детей, демонстрирующих проблемное поведение (Tucker et al., 1998).

BPT вооружает родителей навыками, необходимыми для изменения собственного поведения таким образом, чтобы вызвать изменения в поведении их детей.

Родители обучены методам управления поведением, которые усиливают просоциальное поведение их ребенка и устраняют разрушительное поведение.

Обучение родителей обычно требуется при лечении ряда поведенческих проблем у детей, включая синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), агрессию, гиперактивность, импульсивное поведение, раздражительность и отказ от школы.

Плохое поведение детей может не помнить рекомендации терапевта о более просоциальном, адаптивном поведении или сохранять мотивацию к их воспроизведению, когда они испытывают сильные негативные эмоции дома или в школе. Важно, чтобы родители также были вовлечены.

В этом видеоролике Научно-исследовательского института CHOPS рассказывается, как BPT используется для поддержки лиц, осуществляющих уход за детьми с СДВГ.

2. Терапия прикладного поведенческого анализа (АВА)

АВА-терапия для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) направлена ​​на устранение эксцессов и дефицитов поведения, уникальных для каждого ребенка.

Поведенческие аналитики не интересуются теориями причин аутизма. Их внимание только к поведению привело к постоянному развитию и совершенствованию их подхода, что делает современные программы ABA гибкими, функциональными и увлекательными для ребенка (Alberto & Troutman, 19 лет). 99).

Исследования показывают, что АВА-терапия (также известная как раннее интенсивное поведенческое вмешательство) наиболее эффективна при интенсивном использовании (30–40 часов в неделю). Тем не менее, специальные техники ABA, нацеленные только на один тип поведения, также могут быть очень полезными без интенсивной программы.

Приведенное ниже видео Центра терапии аутизма Хоупбриджа объясняет, как работает АВА-терапия, и уходит своими корнями в работу поведенческого психолога Б. Ф. Скиннера.

3. Поведенческая терапия на основе воздействия

Поведенческая терапия, основанная на воздействии воздействия, подвергает клиентов, страдающих фобией, воздействию раздражителей, которые их пугают, и имеет убедительную доказательную базу, демонстрирующую их эффективность (Böhnlein et al. , 2020).

С поведенческой точки зрения специфические фобии поддерживаются путем избегания фобических раздражителей. Это избегание не позволяет фобическому клиенту научиться новым адаптивным поведенческим реакциям на раздражители, которых он боится. Экспозиционная терапия поддерживает повторное взаимодействие фобического клиента с пугающими стимулами или ситуациями (будь то в реальности, виртуальной реальности или воображаемых упражнениях), чтобы со временем снизить их чувствительность.

Как правило, поведенческая терапия, основанная на воздействии, следует индивидуально подобранной иерархии страха, которая начинается со стимулов, вызывающих легкую тревогу, и постепенно переходит к ситуациям, вызывающим панику.

Поведенческая терапия, основанная на воздействии, также накапливает доказательную базу, демонстрирующую ее эффективность при лечении посттравматического стрессового расстройства, тревоги и депрессии. Видео ниже лицензированного консультанта Джастина К. Хьюза объясняет больше.

Цели сеанса поведенческой терапии

Короче говоря, поведенческие терапевты помогают своим клиентам в достижении их личных и профессиональных целей, сотрудничая с ними в следующем:

  • Постановка взаимно согласованных целей
  • Устранение неадекватного поведения, препятствующего достижению цели
  • Замена неадекватного поведения конструктивным поведением, соответствующим согласованным целям (Haynes & O’Brien, 2000).

Загрузите 3 бесплатных инструментария Positive CBT Tools Pack (PDF)

Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.

6 Плюсы и минусы поведенческой терапии

Как и на многое в жизни, нужно смотреть на это со всех сторон и учитывать как положительные, так и отрицательные стороны. Рассмотрим плюсы и минусы поведенческой терапии.

3 Преимущества

  1. Терапия модификации поведения в символической экономике, такой как реабилитационные центры и исправительные учреждения (Каздин, 1982), предусматривает мгновенное вознаграждение за поведенческое согласие и просоциальное поведение. Это дает очень эффективные результаты в краткосрочной перспективе.
  2. Из-за мгновенной обратной связи, обеспечиваемой методами модификации поведения, исследователи обнаружили, что эти вмешательства очень эффективны для учащихся, которые могут бороться с долговременной памятью и отсроченным удовлетворением, таких как дети с СДВГ, РАС и другими трудностями в обучении (Nowacek & Mamlin, 2007).
  3. Поведенческая экспозиционная терапия посттравматического стрессового расстройства и систематическая десенсибилизация путем постепенного воздействия фобических раздражителей являются очень экономически эффективными методами лечения, дающими положительные долгосрочные результаты (Resick et al. , 2012).

3 Недостатки

  1. Эффекты символической экономии очень мало применимы за пределами учреждений, где они применяются, таких как реабилитационные и исправительные учреждения. При отсутствии других терапевтических методов частота рецидивов и рецидивов остается высокой (Каздин, 1982).
  2. Поведенческая терапия должна применяться очень последовательно, что требует высокой степени мастерства. Те, у кого нет необходимых навыков, могут вернуться к наказанию при управлении вызывающим поведением, что может вызвать защитную реакцию и дальнейшие поведенческие проблемы (Maag, 19).95).
  3. Поведенческая терапия может упускать из виду тот факт, что люди имеют разные стили обучения и учатся по-разному (Bandura, 1977). Он может серьезно недооценивать сложность человеческого развития и обучения, особенно биологических компонентов нейроразнообразия и личности, влияния социально-политической среды (например, класса, расы, пола и сексуальности) на обучение и влияния раннего детства. опыт нейропластичности и способности к обучению (Bavelier et al., 2010).

Поведенческая терапия против когнитивно-поведенческой терапии и психоанализа

Как объяснялось выше, поведенческая терапия не занимается психологическими причинами рассматриваемой проблемы, а вместо этого фокусируется на изменении поведения (Skinner, 1963).

Тем временем когнитивно-поведенческая терапия исследует взаимосвязь между мыслями, чувствами и поведением клиента и то, как они усиливают друг друга с точки зрения повторяющихся внутренних сценариев. КПТ бросает вызов этим неадаптивным сценариям и заменяет их действиями, которые усиливают адаптивное поведение, одновременно уделяя внимание познанию, аффекту и поведению клиента (Carr et al., 2009).).

Наконец, психоанализ обращает внимание на коренные причины психологических проблем в раннем детстве, которые часто бессознательно повторяются в паттернах отношений взрослой жизни. Психоанализ фокусируется на интерпретации внутреннего мира клиента, чтобы разрушить бессознательные связи между подавленными ранними переживаниями и психологическим функционированием взрослого человека, чтобы улучшить психическое здоровье клиента и общее качество жизни (Nash, 1999).

3 книги по теме

Мы предлагаем выбрать любую из следующих рекомендуемых книг, чтобы узнать больше о поведенческой терапии и понять ее.

1.

Наука и поведение человека – Б. Ф. Скиннер

Эта книга считается классикой психологии и основополагающим текстом в области поведенческой терапии.

Теория человеческого поведения Скиннера повлияла на целое поколение психологов и вдохновила многие стратегии, используемые сегодня в поведенческой терапии.

Найдите книгу на Amazon.

 


2.

Терапия длительного воздействия при посттравматическом стрессовом расстройстве: эмоциональная обработка травматического опыта – Эдна Б. Фоа, Элизабет А. Хембри, Барбара Оласов Ротбаум и Шейла А. М. Раух

Эта книга предоставляет терапевтам все инструменты, необходимые им для лечения пациентов с посттравматическим стрессом с помощью длительной экспозиционной терапии, научно проверенной поведенческой терапии. для лечения жертв травм, в том числе ветеранов войны, пострадавших от жестокого обращения и пострадавших от несчастных случаев и стихийных бедствий.

Во время этой процедуры клиентам предлагаются образы, связанные с их травмирующими воспоминаниями, а также реальные жизненные ситуации, связанные с травмирующим событием, в тщательно срежиссированных фазах. Дыхательная переподготовка преподается как метод, помогающий клиенту справляться с беспокойством в повседневной жизни.

Эта книга представляет собой руководство, предназначенное для того, чтобы помочь клиницистам помочь своим клиентам избавиться от посттравматического стрессового расстройства.

Найдите книгу на Amazon.


3.

Экспозиционная терапия тревоги: принципы и практика – Джонатан С. Абрамовиц, Бретт Дж. Дикон и Стивен П. Х. Уайтсайд

исследуя его причины.

Хотя тревога, по-видимому, опосредуется как экологическими, так и биологическими переменными, психологическое лечение не может «отменить» исторические события или изменить биологическую предрасположенность.

Книга объясняет теоретическую основу экспозиционной терапии в науке о поведении и то, как проводить вмешательство, представляет серию примеров из тематического исследования и обсуждает ее применение с различных поведенческих точек зрения, включая терапию принятия и приверженности.

Найдите книгу на Amazon.


Ресурсы PositivePsychology.com

На PositivePsychology.com есть ряд ресурсов, которые помогут вам в использовании поведенческой терапии.

Вы можете бесплатно скачать наши 3 упражнения для достижения целей. Кроме того, рабочий лист замены вознаграждения определяет поведение, которое клиент хотел бы изменить, и то, как заменить его новым целенаправленным поведением.

В то же время рабочий лист «Контракт о поведении» создает конкретное соглашение с друзьями и семьей клиента, чтобы определить, как они могут помочь вашему клиенту улучшить свое самочувствие посредством изменения поведения.

Наш набор инструментов по позитивной психологии© также содержит большой выбор полезных инструментов поведенческой терапии.

Одним из них является инструмент «Изменение поведения с помощью положительного подкрепления» , который помогает вашему клиенту достичь своих целей, планируя вознаграждения, укрепляющие адаптивное поведение. Инструмент гарантирует, что ‌клиенты поймут, что:

  • Изменение поведения требует времени.
  • Они должны нацеливаться только на одно или два поведения одновременно.
  • Возможны неудачи.
  • Вознаграждение должно быть легким и не должно вызывать чувства раскаяния.

Кроме того, инструмент Habit Tracker помогает клиентам отслеживать изменения в своем поведении, чтобы избавиться от вредных привычек и развить полезные. Вышеуказанные пункты также применяются в дополнение к следующему:

  • Трекер привычек следует размещать на видном месте.
  • Каждая старая и новая привычка должна быть записана сразу же после возникновения поведения.
  • Сигналом для отслеживания и записи новых привычек является завершение самой привычки.
  • Трекер привычек не является статичным. Скорее, это гибкий инструмент, который можно пересматривать и корректировать при необходимости.

Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим с помощью КПТ, ознакомьтесь с этой коллекцией из 17 проверенных позитивных инструментов КПТ для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим преодолеть бесполезные мысли и чувства и развить более позитивное поведение.

Сообщение на вынос

Поведенческая терапия уходит своими корнями в самые ранние основы психологической науки. Поведенческая терапия не занимается внутренним миром клиента, а направлена ​​только на изменение наблюдаемого поведения.

Общая цель состоит в том, чтобы заменить неадекватное поведение здоровым поведением, которое позволит клиенту достичь своих жизненных целей.

Поведенческая терапия вдохновила на создание широкого спектра современных психологических методов лечения, включая когнитивно-поведенческую психотерапию и третью волну поведенческой терапии, основанной на осознанности. Тем не менее, он остается методом выбора при определенных поведенческих проблемах, особенно в терапевтических сообществах. Чтобы быть эффективной, поведенческая терапия требует от поведенческого терапевта полной последовательности и высокого мастерства.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Для получения дополнительной информации не забудьте бесплатно загрузить три наших позитивных упражнения CBT.

  • Абрамовиц, Дж. С., Дикон, Б. Дж., и Уайтсайд, С. П. Х. (2019). Экспозиционная терапия тревоги (2-е изд.). Гилфорд Пресс.
  • Альберто, П.К., и Траутман, А.К. (1999). Прикладной анализ поведения для учителей (5-е изд.). Меррилл.
  • Бамбара, Л. М., и Кностер, Т. (1998). Разработка планов поддержки позитивного поведения . Американская ассоциация умственной отсталости.
  • Бандура, А. (1977). Теория социального обучения . Прентис Холл.
  • Бавелье, Д., Леви, Д.М., Ли, Р.В., Дэн, Ю., и Хенш, Т.К. (2010). Устранение тормозов пластичности мозга взрослых: от молекулярных до поведенческих вмешательств. Journal of Neuroscience, 30 (45), 14964–14971.
  • Бёнляйн, Дж., Альтегер, Л., Мак, Н.К., Розманн, К., Редлих, Р., Даннловски, У., и Лихр, Э.Дж. (2020). Факторы, влияющие на успех экспозиционной терапии при специфических фобиях: систематический обзор. Neuroscience and Biobehavioral Reviews,   108 , 796–820.
  • Бремнер Дж. Д., Мишра С., Кампанелла К., Шах М., Кашер Н., Эванс С., Фани Н., Шах А. Дж., Рейфф К., Дэвис Л. Л., Ваккарино В. ., & Кармоди, Дж. (2017). Пилотное исследование влияния снижения стресса на основе осознанности на симптомы посттравматического стрессового расстройства и реакцию мозга на травматические напоминания о боевых действиях в ходе операций «Несокрушимая свобода» / «Операция «Иракская свобода» у ветеранов боевых действий с посттравматическим стрессовым расстройством. Frontiers in Psychiatry, 8 .
  • Карр, Дж. Э., ЛеБлан, Л. А., и Лав, Дж. Р. (2009). Экспериментально-функциональный анализ проблемного поведения. В W. O’Donohue & J. E. Fisher (Eds.), Общие принципы и эмпирически подтвержденные методы когнитивно-поведенческой терапии . Джон Уайли и сыновья.
  • Дюшарм, Дж. М., и Шектер, К. (2011). Преодоление разрыва между клиническим вмешательством и вмешательством в классе: подходы Keystone для учащихся с проблемным поведением. School Psychology Review , 40 , 257–274.
  • Элкинс, Р.Л. (1975). Терапия отвращением к алкоголизму: химическая, электрическая или словесно-воображаемая? International Journal of the Addictions , 10 (2), 157–209.
  • Фоа Э., Хембри Э. А., Ротбаум Б. О. и Раух С. (2019). Терапия длительного воздействия при посттравматическом стрессовом расстройстве: эмоциональная обработка травматического опыта (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета.
  • Хейнс, С. Н., и О’Брайен, Х. В. (2000). Принципы и практика оценки поведения . Клювер Академик.
  • Камкуимо Кенгне, С.А., Фоссарт, М., Жирар, Б., и Менелас. Б. А. Дж. (2018). Экспозиционная терапия, ориентированная на действие (ACET): новый подход к использованию виртуальной реальности для лечения людей с посттравматическим стрессовым расстройством. Науки о поведении , 8 (8),76.
  • Каздин А.Е. (1982). Экономика токенов: десятилетие спустя. Журнал прикладного анализа поведения , 15 , 431–445.
  • Мааг, Дж. В. (1995). Управление поведением: теоретические выводы и практические применения . Линкольн.
  • МакКенна, Г. (1995) Упрощенные теории обучения: бихевиоризм. Стандарт сестринского дела,   9 (29), 29–31.
  • Мецнер, Р. (1963). Переоценка Вольпе и Долларда/Миллера. Поведенческие исследования и терапия , 1 (2–4), 213–215.
  • Нэш, Дж. (1999). Функция женственности как полого контейнера: феминистский пересмотр теории мышления Кляйн. Психоаналитические исследования , 1 (2), 159–176.
  • Новачек, Э. Дж., и Мамлин, Н. (2007). Учителя и учащиеся общеобразовательных школ с СДВГ: какие изменения внесены? Предотвращение неуспеваемости в школе: альтернативное образование для детей и молодежи , 51 (3), 28–35.
  • Павлов И. П. (1960). Условный рефлекс: Исследование физиологической деятельности коры головного мозга . Дуврские публикации. (Оригинальная работа опубликована 1927)
  • Резик П.А., Бовин М.Дж., Кэллоуэй А.Л., Дик А.М., Кинг М.В., Митчелл К.С., Сувак М.К., Уэллс С.Ю., Стирман С.В. и Вольф Э.Дж. (2012). Критическая оценка сложной литературы по посттравматическому стрессу: значение для DSM-5. Journal of Traumatic Stress , 25 (3), 241–251.
  • Скиннер, Б.Ф. (1963). Оперативное поведение. Американский психолог , 18 (8), 503–515.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *