Биографические методы в психологии: Биографические методы в психологии

Биографический метод исследования в психологии

Главной задачей биографического метода исследования в области психологии является получение личной информации от индивида. Данная информация относится не только к обычным жизненным фактам, но также затрагивает чувства человека, его переживания и эмоции. Благодаря такому психологическому подходу специалист может увидеть основные проблемы и составить план действий по их устранению. В этой статье вы узнаете о плюсах и минусах биографического подхода.


Использование биографического метода

В психологии под биографическим методом понимают действия, направленные на изучение ситуаций, которые произошли в жизни личности, а также тщательный их анализ. Во время работы с пациентом психолог обращает внимание даже на незначительные вещи, которые могли бы оставить отпечаток. Позитивные моменты идут во благо и помогают развить личные качества.

Особое внимание во время использования данного метода специалист обращает на период, когда индивид испытывал не самые лучшие времена.

Именно в этот момент что-то в психике может пошатнуться и привести к серьезным последствиям. Когда индивид не способен удовлетворить свои новые потребности, негативные черты характера могут обостриться и закрепиться навсегда.

Большой интерес к изучению биографического метода проявил психолог Б. Г. Ананьев. По его мнению, на становление личности влияют общество, государство, окружающие люди, а также их отношение к личности. Согласно видению Ананьева, биографический метод должен содержать следующие задачи:

  • определение психологического статуса личности;
  • выявление основных черт характера;
  • распознание способностей человека;
  • анализ событий, которые повлияли на происходящее.

Преимущества и недостатки биографического метода

Биографический метод имеет ряд достоинств:

  1. Специалист изучает человека в динамике, благодаря чему он может понять, как проходила ранее жизнь индивида, и то, как он проживает ее на сегодняшний день.
  2. Использовать данный метод может даже тот, кто не имеет образования в социологии. Биографический метод часто используют при приеме на работу, чтобы лучше познакомиться с кандидатом.
  3. Специалист очень тщательно изучает все события, происходящие в жизни клиента, анализируя, что именно привело человека к тому или иному решению.

Есть и несколько минусов:

  1. Данный вид изучения личности имеет небольшие погрешности, так как многие произошедшие события не связаны с чувствами.
  2. Значительным недостатком является то, что для данной процедуры необходимо потратить много времени и сил, так как нужно не только собрать информацию, но и проанализировать ее.
  3. Биографический метод предполагает индивидуальность, поэтому информация об одном человеке никак не может быть применена по отношению к другой личности.
  4. Может проявляться субъективное мнение во время опроса. Так, к примеру, когда психолог начинает общаться с родственниками, те могут немного преувеличивать события.
  5. Может допускаться ложная информация, так как не каждый человек готов откровенно рассказать о себе все не самые хорошие факты.

Косвенно к недостаткам относится забывчивость, потому что иногда на сеансе клиента подводит память, и он может не вспомнить какие-то важные детали.

Техники биографического метода

Существует 7 разных техник, которые относятся к данному методу:

  1. Личное дело предполагает изучение анкет, дневников и характеристик.
  2. Анкета наиболее часто применяется при приеме на работу, где индивид заполняет общую информацию о себе.
  3. Автобиографию можно написать заранее или же спонтанно, таким образом человек делает презентацию самого себя.
  4. Биографическое интервью предполагает несколько длительных сеансов, где психолог расспрашивает о жизненном пути личности.
  5. Круг общения характеризуется составлением графика, где указываются люди, которые сыграли немаловажную роль в жизни личности.
  6. События предполагают краткий рассказ о наиболее значимых жизненных событиях.
  7. Впечатления — вид в биографическом методе, когда человек вспоминает и описывает события, которые у него вызвали бурю эмоций.

С помощью биографического метода можно лучше узнать человека и понять его чувства, эмоции. А научиться читать людей по невербальным признакам поможет курс Викиум «Профайлинг».

Никандров В. В. Экспериментальная психология

доктор психологических наук Е. П. Ильин (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена),

доктор психологических наук А. И. Худяков (Санкт-Петербургский государственный университет)

Н 62 Экспериментальная психология. Учебное пособие. СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 480 с. ISBN 5-9268-0217-2

В учебнике экспериментальная психология рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, разрабатывающая теорию и практику психологического исследования и имеющая в качестве основного предмета изучения систему психологических методов. Психологическое исследование представлено как специфический процесс научного познания со своей логикой и фазами развития. В систематизированном виде приведена совокупность используемых в психологии методов. Рассмотрены как процессуально-практические, так и теоретико-методологические аспекты способов получения, обработки и интерпретации психологических сведений. Основное внимание уделено эмпирическим методам психологии.

Книга предназначена для профессиональных психологов любой специализации, а также для студентов, аспирантов и слушателей психологическихвузов и факультетов.

Введение 5

Глава 1. ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» 5

Глава 2. ИЗ ИСТОРИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 10

Часть I ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ 14

Глава 3. ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 14

Глава 4. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 18

4.1. ОБЩАЯ СХЕМА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 18

4.2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 18

4.3. ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ 21

4. 4. ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 22

4.5. СБОР ДАННЫХ 23

4.5.1. Общее понятие о данных 23

4.5.2. Классификация данных 23

4.5.3. Процедура сбора данных 25

4.6. ОБРАБОТКА ДАННЫХ 25

4.6.1. Общее представление об обработке 25

4.6.2. Первичная обработка 27

4.6.3. Вторичная обработка 30

4.6.3.1. Общее представление о вторичной обработке 30

4.6.3.2. Меры центральной тенденции 32

4.6.3.3. Меры изменчивости (рассеивания, разброса) 32

4.6.3.4. Меры связи 33

4.6.3.5. Нормальное распределение 35

4.6.3.6. Некоторые методы статистического анализа данных при вторичной обработке 37

4.7. Интерпретация результатов 38

4.7.1. Интерпретация как теоретическая обработка эмпирической информации 38

4.7.2. Объяснение результатов 39

4.7.2.1. Общее представление об объяснении 39

4.7.2.2. Виды объяснения в психологии 40

4.7.3. Обобщение результатов 43

4.8. Выводы и включение результатов в систему знаний 44

Часть II МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 46

Раздел А 46

Общее представление о системе методов в психологии 46

Глава 5. КАТЕГОРИЯ «МЕТОД» В СИСТЕМЕ СМЕЖНЫХ ПОНЯТИЙ 46

Глава 6. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ 49

Раздел Б Неэмпирические методы 57

Глава 7. Организационные методы (подходы) 58

7.1. Сравнительный метод 58

7.2. Лонгитюдный метод 58

7.3. Комплексный метод 59

Глава 8. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ 60

8.1. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ 60

8.2. Качественные методы 65

Глава 9. Интерпретационные методы (подходы) 68

Раздел В Эмпирические методы общепсихологического значения 71

Глава 10. Наблюдение 73

10.1. Общее представление о методе наблюдения 73

10.2. Виды наблюдения 76

10.3. Интроспекция – специфический метод психологии 81

Глава 11. Вербально-коммуникативные методы 88

11.1. Беседа 88

11.1.1. Сущность и специфика психологической беседы 88

11.1.2. Основные способы ведения и виды психологической беседы 91

11.1.3. Особенности беседы с детьми 94

11.2. ОПРОС 95

11.2.1. Общие сведения об опросных методах 95

11. 2.2. Интервью 102

11.2.2.1. Интервью как единство беседы и опроса 102

11.2.2.2. Процедура интервьюирования 102

11.2.2.3. Требования к интервьюеру 106

11.2.2.4. Виды интервью 107

11.2.3. Анкетирование 109

11.2.3.1. Специфика анкетирования как опросного метода 109

11.2.3.2. Анкета 112

11.2.3.3. Виды анкетирования 113

11.2.4. Сравнительный анализ интервью и анкетирования 114

Глава 12. ЭКСПЕРИМЕНТ 115

12.1. Общая характеристика психологического эксперимента 115

12.1.1. Определение 115

12.1.2. Основные элементы экспериментального метода 116

12.1.3. Уровни эксперимента 118

12.2. Процедурные особенности эксперимента 118

12.2.1. Предъявление независимой переменной 118

12.2.1.1. Виды НП 118

12.2.1.2. Требования к процедуре предъявления НП 120

12.2.1.3. Планирование эксперимента 120

12.2.2. Контроль дополнительных переменных 124

12.2.2.1. Контроль внешних ДП 124

12. 2.2.2. Контроль внутренних ДП 125

12.2.3. Фиксация эксперимента 127

12.3. Виды эксперимента 129

12.4. Эксперимент как совместная деятельность исследователя и испытуемого 137

12.4.1. Доэкспериментальное общение 138

12.4.2. Экспериментальное взаимодействие 141

12.4.3. Послеэкспериментальное общение 143

Глава 13. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 144

13.1. Общее представление о психологическом тестировании 144

13.2. Возникновение и развитие метода тестирования 145

13.3. Классификация психологических тестов 146

13.4. Субъективные тесты 146

13.5. Объективные тесты 150

13.6. Проективные тесты 152

13.7. Компьютерное тестирование 156

13.8. Требования к построению и проверке тестовых методик 157

Глава 14. Моделирование в психологии 160

14.1. Определение 160

14.2. Немного истории 160

14.3. Понятие «МОДЕЛЬ» 161

14.3.1. Общее представление о модели 161

14.3.2. Функции моделей 162

14. 3.3. Классификация моделей 162

14.4. Специфика моделирования в психологии 164

14.5. Основные направления моделирования в психологии 165

14.5.1. Моделирование психики 166

14.5.1.1. Общие сведения о моделировании психики 166

14.5.1.2. Моделирование физиологических основ психики 169

14.5.1.3. Моделирование психологических механизмов 179

14.5.2. Психологическое моделирование 179

Раздел Г Эмпирические методы частнопсихологического значения 181

Глава 15. ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 181

15.1. Метод семантического дифференциала 181

15.2. Метод семантического радикала 181

15.3. Метод репертуарных решеток 182

Глава 16. ПСИХОМОТОРНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ 183

16.1. Методы исследования свойств нервной системы 183

16.2. Методы исследования моторики 184

16.3. Методика миокинетической психодиагностики 188

Глава 17. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ 191

17.1. Социометрия 191

17. 2. Групповая оценка личности 193

17.3. Референтометрия 194

17.4. Методика фидлера 194

Глава 18. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 196

18.1. Общее представление о психотерапии 196

18.2. Гипнотерапия 197

18.3. Аутогенная тренировка 198

18.4. Рациональная (разъяснительная) психотерапия 198

18.5. Игровая психотерапия 199

18.6. Психоэстетотерапия 200

18.7. Наркопсихотерапия 200

18.8. Телесная психотерапия 201

18.9. Социальная психотерапия 201

Глава 19. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ 203

203

Глава 20. БИОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 204

20.1. Общие сведения о системе биографических методов 204

20.2. Психобиография 205

20.3. Каузометрия 205

20.4. Формализованная биографическая анкета 205

20.5. Психологическая автобиография 206

Глава 21. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 208

21.1. Психофизиологические методы как объективные способы изучения психики 208

21. 2. Методы исследования работы вегетативной нервной системы 209

21.2.1. Измерение кожно-гальванической реакции 209

21.2.2. Методы исследования работы сердечно-сосудистой системы 211

21.2.3. Методы исследования работы дыхательной системы 213

21.2.4. Методы исследования работы пищеварительной системы 214

21.2.5. Методы исследования работы глаз 214

21.3. Методы исследования работы соматической нервной системы 216

21.4. Методы исследования работы центральной нервной системы 216

21.4.1. Электроэнцефалография (ЭЭГ) 216

21.4.2. Метод вызванных потенциалов 217

Глава 22. ПРАКСИМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 218

22.1. Общее представление о праксиметрии 218

22.2. Общие методы исследования отдельных движений и действий 218

22.3. Специальные методы исследования трудовых операций и деятельности 219

ЛИТЕРАТУРА 221


Каталог: book -> common psychology
common psychology -> Хайнц Хекхаузен Психология мотивации достижения
common psychology -> Церебральный
common psychology -> Андрей Александрович Вербицкий Наталья Анфиногентовна Бакшаева Психология мотивации студентов
common psychology -> Виктор Иванович Слободчиков Евгений Иванович Исаев Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе
common psychology -> Юридическая психология
common psychology -> М. А. Холодная Психология интеллекта: парадоксы исследования
common psychology -> Самостоятельности
common psychology -> Шпаргалка по общей психологии психология как наука: предмет изучения, задачи
common psychology -> Психология семьи и больной ребенок
common psychology -> В психологию

Sage Research Methods — Использование биографических методов в социальных исследованиях

Книги Добавить в список Добавлено в список

Больше информацииМеньше информации

«Использование биографических методов в социальных исследованиях» представляет собой информативное, всестороннее, доступное и практическое руководство по природе и использованию биографических методов, сочетающее рассмотрение теоретических вопросов с практическими рекомендациями, а также размышления о личном опыте проведения исследований. Барбара Меррилл и Линден Уэст рассматривают важные вопросы о том, для кого и для чего предназначены исследования и что делает их достоверными, наряду с практическими вопросами проведения интервью, расшифровки, анализа и записи биографических данных. Авторы опираются на свою социологическую и психологическую ориентацию, чтобы обеспечить действительно междисциплинарный подход к предмету, и приводят многочисленные примеры биографических исследований в социальных науках. Эта книга вооружит студентов всеми навыками, необходимыми для проведения биографических исследований, а также для полного понимания того, что они делают, и предположений, которые они делают о природе правды, знания, рассказывания историй и человеческого бытия. Он будет полезен студентам и исследователям, использующим биографические методы в ряде дисциплин, включая социологию, социальную политику, социальную психологию, здравоохранение и образование.

  • Передняя часть

    • Авторские права
    • Преданность
    • Благодарности
  • Главы

    • Глава 1 | Введение: Настройка сцены

    • Глава 2 | Биографические методы: вводная история

    • Глава 3 | Картирование современного использования биографических исследований

    • Глава 4 | Определение некоторых теоретических вопросов

    • Глава 5 | Примеры передового опыта: тематические исследования

    • Глава 6 | Начало исследований

    • Глава 7 | Опыт проведения интервью и записи

    • Глава 8 | Разбираемся в биографии: анализ

    • Глава 9 | Представление историй: написание

    • Глава 10 | Является ли биографическое исследование действительным и этичным?

    • Глава 11 | О работе биографического исследователя

  • Материал спинки

    • Глоссарий
    • Рекомендации
84188

  • Загрузка. ..

значок блокировки

Войдите, чтобы получить доступ к этому содержимому

Получите БЕСПЛАТНУЮ ПРОБНУЮ ВЕРСИЮ на 30 дней

  • Смотрите видео из разных источников, чтобы оживить школьные темы

  • Читать современные, разнообразные бизнес-кейсы

  • Исследуйте сотни книг и справочников

Зарегистрируйтесь сегодня!

Биография | Определение и примеры

Джорджио Вазари

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Чарльз Дадли Уорнер Сэмюэл Джонсон Френсис Бэкон Уинстон Черчилль Вирджиния Вульф
Похожие темы:
автобиография агиография мемуары Книжные награды Коста писатель персонажей

Просмотреть весь связанный контент →

биография , форма литературы, обычно считающаяся документальной, предметом которой является жизнь человека. Одна из древнейших форм литературного выражения, она стремится воссоздать в словах жизнь человека, как она понимается с исторической или личной точки зрения автора, опираясь на все доступные свидетельства, в том числе сохранившиеся в памяти. в виде письменного, устного и изобразительного материала.

Аспекты

Исторические

Биография иногда рассматривается как раздел истории и более ранние биографические сочинения, такие как Мемуары французского государственного советника 15 века или жизнь Джорджа Кавендиша 16 века кардинала Томаса Вулси, часто рассматривались как исторический материал, а не как самостоятельные литературные произведения. Некоторые записи в древних китайских хрониках включали биографические очерки; заложен в книге римского историка Тацита 9.0190 Annals — самая известная биография императора Тиберия; и наоборот, великолепная жизнь сэра Уинстона Черчилля о его предке Джоне Черчилле, первом герцоге Мальборо, может быть прочитана как история (написанная с особой точки зрения) Британии и большей части Европы во время войны за испанское наследство (1701–1714 гг. ). ). Однако сегодня общепризнано, что история и биография — совершенно разные формы литературы. История обычно имеет дело с обобщениями о периоде времени (например, Возрождение), о группе людей во времени (английские колонии в Северной Америке), об институте (монашество в Средние века). Биография обычно сосредотачивается на одном человеке и имеет дело с подробностями жизни этого человека.

Однако и биография, и история часто связаны с прошлым, и именно в поиске, оценке и выборе источников они родственны. В этом смысле биографию можно рассматривать как ремесло, а не как искусство: методы исследования и общие правила проверки доказательств могут быть изучены кем угодно и, таким образом, требуют сравнительно небольшой личной приверженности, связанной с искусством.

Биографу, занимающемуся поиском давно умершего человека, обычно мешает отсутствие источников: часто невозможно проверить или проверить, какие письменные свидетельства имеются; нет свидетелей для перекрестного допроса. Еще не разработан метод, с помощью которого можно было бы преодолеть такие проблемы. Однако каждая жизнь представляет как свои возможности, так и определенные трудности для биографа: изобретательность, с которой биограф справляется с пробелами в летописи, предоставляя, например, информацию о возрасте, которая проливает свет на предмет, имеет большое значение. делать с качеством полученной работы. Джеймс Босуэлл сравнительно мало знал о ранних годах Сэмюэля Джонсона; это одно из величий его Жизнь Сэмюэля Джонсона, доктор юридических наук. (1791), что ему удалось, не изобретая материю и не обманывая читателя, дать ощущение прогрессивно разворачивающейся жизни. Еще один шедевр реконструкции перед лицом небольшого количества свидетельств — A.J.A. Биография Саймонса английского писателя и эксцентрика Фредерика Уильяма Рольфа, В поисках Корво (1934). Еще одна трудность заключается в ненадежности большинства коллекций бумаг, писем и других памятных вещей, отредактированных до 20 века. Мало того, что редакторы не стеснялись опускать и перемещать материалы, но иногда авторы документов пересматривали свои личные записи на благо потомков, часто фальсифицировали записи и ставили своих биографов в затруднительное положение, когда оригиналы уже не сохранились.

Биограф, пишущий жизнь недавно умершего человека, часто сталкивается с противоположной проблемой: обилием живых свидетелей и обилием материалов, среди которых есть бумаги и письма субъекта, иногда расшифровки телефонных разговоров и конференций, а также запись интервью, предоставленных биографу друзьями и соратниками субъекта. Франку Фриделю, например, при создании биографии президента США Франклина Д. Рузвельта пришлось возиться с примерно 40 тоннами бумаги. Но, наконец, при описании жизни любого человека, давно умершего или недавно умершего, главная обязанность биографа — энергично проверять подлинность собранных материалов с помощью любых доступных правил и методов. Когда предмет биографии все еще жив и участвует в работе, задача биографа состоит в том, чтобы изучить точку зрения субъекта на фоне многочисленных, даже противоречивых источников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *