Биографический метод в психологии: Биографические методы в психологии

Биографический метод в психологии, исследования

Биографический метод — психологическое исследование, главная цель которого — получить личную информацию о человеке. Эта информация касается не только сухих фактов из его жизни, но также чувств, переживаний и эмоций в определенные моменты. Исследование помогает психологу увидеть внутренние проблемы и противоречия, а также составить план дальнейших действий.

Содержание

  • Использование биографического метода
  • Плюсы и минусы биографического метода в психологии
  • Техники биографического метода
  • Пример использования биографического метода
  • Заключение

Использование биографического метода

Биографический метод в психологии — это метод психологического воздействия, изучение и анализ жизненных ситуаций, произошедших с отдельным человеком или группой лиц. Психолог рассматривает даже, казалось бы, незначительные моменты, которые могли как-то повлиять на становление личности, формирование ценностей, мнения и позиции. Те, которые носят позитивный характер, он предлагает использовать для развития личностных качеств.

Особое внимание специалист уделяет тем периодам, когда человек переживал кризис. И не важно, возрастной он или нормативный. В такие моменты обычно происходят серьезные психические сдвиги, которые в результате меняют поведение, привычки, отношения с окружающими. Последнее приводит к конфликтным ситуациям.

Какие-то негативные черты характера обостряются, а после закрепляются. Так происходит, если обновленные потребности индивида не находят удовлетворения, если его идеям общество и окружающие его люди не дают реализовываться.

О биографическом методе исследования человеческой личности много говорил психолог и доктор педагогических наук Б. Г. Ананьев. Он связывал его с теорией индивидуальности. По его мнению, главная задача — ближе познакомиться с жизненным путем каждого отдельного человека. Ананьев считал, что биографический метод — это изучение влияния социальной среды на становление человеческой личности. И происходит оно не только в рамках одного субъекта, но и общества, государства, эпохи в целом. Немаловажную роль здесь играют и окружающие люди, у которых либо хорошее, либо плохое отношение к индивиду.

Ананьев ставил перед биографическим методом такие задачи:

  1. Определить психологический статус человека.
  2. Выявить основные черты его характера.
  3. Распознать способности.
  4. Понять, что стало причиной тех или иных поворотных событий.

Интересно, что биографический метод применим как для исследования отдельной личности, так и целой группы.

Развитие этого психологического метода исследования связывают с гуманитарными науками. Можно сказать, что это биографический жанр, который предполагает подробное описание жизненного пути, всех важных для человека событий, моментов, приведших к его становлению как личности.

Плюсы и минусы биографического метода в психологии

Преимуществ у биографического метода несколько:

  1. Динамичность. Психолог изучает человека в динамике, а не в статике. Благодаря этому он видит, как тот жил раньше, что и почему изменилось к сегодняшнему дню. Становится ясно, как индивид строил отношения с окружающими, сложно ли ему было адаптироваться в социальной среде, какие ценности и уроки он усвоил. Все это в совокупности помогает психологу составить план дальнейшей работы.
  2. Нет необходимости в подготовке. Будет, конечно, лучше, если специалист имеет социологическое образование. Однако провести опрос может и тот, кто совсем не знаком с социологией. Так, биографическим методом часто пользуются работодатели, принимая на работу новых сотрудников.
  3. Во время сеанса царит дружелюбная, непринужденная атмосфера. Разговор проходит настолько тонко и деликатно, что человек совсем не чувствует давления. Наоборот, ему кажется, что он просто беседует с хорошим другом.
  4. Есть много источников. Например, если есть необходимость изучения публичного человека, психолог может воспользоваться записями его выступлений, интервью, пообщаться с кем-то из круга его общения и т. д. Он берет во внимание всю доступную ему информацию.
  5. Обилие фактов. Психолог концентрирует внимание на событиях, которые имели место в жизни человека. Он изучает, а после анализирует предпосылки, причины, мотивы. Ему важно построить логическую цепочку, выяснить, что привело к принятию индивидом того или иного решения.

Помимо плюсов, биографический метод имеет и ряд минусов:

  1. Описательность. Во многих случаях события или действия никак не связаны с чувствами, эмоциями и ощущениями. Хотя последние на самом деле — неотъемлемая часть психологического портрета. Именно поэтому в биографическом методе часто допускаются небольшие погрешности. К тому же психологам иногда приходится делать выводы, основываясь на предположениях.
  2. Большие затраты времени и сил. Биографический метод довольно трудоемкий. Нужно не только получить всю нужную информацию, но и тщательно проанализировать ее. Не всегда есть такая возможность.
  3. Индивидуальность. Возьмем, к примеру, использование этого метода при приеме на работу потенциального сотрудника.
    Конечно, работодатель может изучить его биографию и подобрать оптимальные условия работы и подходящую должность. Но это информация об одном человеке. Сделанные на ее основе выводы вряд ли подойдут для кого-то другого.
  4. Субъективность. Проявляется, если психолог для составления портрета общается с родными и друзьями человека. Они могут сгущать краски, высказывать свою личную точку зрения или умалчивать какие-то моменты. В результате специалист попадает в тупик.
  5. Ложь. Не каждый человек способен рассказать нелицеприятные факты из своей жизни. Всем хочется показать себя с лучшей стороны, поэтому иногда люди либо приукрашивают, либо недоговаривают. Даже опытный психолог не всегда сразу распознает обман. Поэтому и психологический портрет личности получается слегка неполным, смазанным.

И еще один существенный минус — забывчивость. Во время сеанса человеку нужно вспомнить какие-то важные моменты из его прошлого. Но память не всегда может воспроизвести всю нужную информацию.

Поэтому часто психолог получает искаженные данные.

Техники биографического метода

Их всего 7:

  1. Личное дело. Проводится анализ дневников, автобиографии, анкет, характеристик и прочих подобных бумаг. Сюда же относятся фотографии и письма. Это помогает понять, почему у человека появились те или иные черты характера, как проявляется его психологическая зрелость, какими еще способами можно исследовать его внутренний мир. В личном деле обращают внимание на социальное происхождение, окружение индивида, вид информации, которую он получает из окружающих источников, основные события из жизни.
  2. Анкета. Эта техника биографического метода чаще всего используется во время беседы с соискателем. Заполняя анкетные данные, человек систематизирует воспоминания из прошлого, а также сообщает такую информацию, которой нет в других источниках, например, болезни, перенесенные в детстве, или участие в общественной жизни.
  3. Автобиография. Бывает спонтанной или целенаправленной (спровоцированной). Во втором случае ее пишут по заранее составленному плану. Благодаря этой технике психолог может составить общее представление о жизненном пути человека.
  4. Биографическое интервью. Занимает много времени — 2-3 сеанса длительностью по 5 часов. Психолог задает вопросы относительно жизненного пути. Это так называемая ступенька к тому, чтобы человек рассказал о своих ощущениях и переживаниях. В процессе важно фиксировать эмоциональные реакции на то или иное событие.
  5. Круг общения. Здесь нужно составить график, отображающий длительность и интенсивность общения с людьми, которые сыграли важную роль в становлении личности. Анализу подлежит структура общения в разные периоды жизни, количество связей, продолжительность дружбы с отдельными индивидами.
  6. События. Еще один вид биографического метода в психологии. Предполагает перечисление и краткое описание фактов, которые человек считает наиболее значимыми в своей судьбе. В этом случае также нужно составить график.
  7. Впечатления. Человеку нужно сначала вспомнить, а потом описать события, которые произвели на него сильное впечатление.

Для анализа полученной информации то, что сказал человек, рекомендуется заносить в таблицу. В ней должны быть записаны даты, события, субъективная оценка, характеристики психологического состояния и личная оценка индивида.

Пример использования биографического метода

Представьте, что вы — руководитель крупной компании. Сейчас ваша главная задача — принять на работу нового сотрудника. Вам нужно узнать не только о его профессиональных качествах, но и о том, какой он внутри. Конечно, соискатель заполнит анкету и, возможно, предоставит автобиографию. Но этого мало. Здесь на помощь и придет биографический метод.

Вам нужно поговорить с человеком. Попросите вспомнить важные события из его жизни. Пусть он расскажет, что чувствовал в тот момент, опишет эмоции. Ведите себя не как руководитель. Создайте дружелюбную атмосферу.

Заключение

Биографический метод в социологии и психологии — это возможность лучше узнать человека. Сказать он может что угодно. Но, чтобы понять его чувства и мысли, придется постараться. В этом поможет интервью — разговор о самых сильных впечатлениях и значимых событиях.

Биографический метод психодиагностики

Биографический метод – метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей.

Учёт биографии изучаемого лица имеет свое обоснование в принципе историзма. Суть принципа историзма заключается в том, что при оценке любого явления надо исследовать его возникновение, развитие и настоящее состояние.

Структура жизненного пути имеет свои фазы и генетические переходы между ними. Именно на этих переходах и стыках происходят важнейшие жизненные перемены.

Установление времени переходов от фазы к фазе в истории жизни изучаемого лица и наложение этих периодов на события жизни нации (группы) может способствовать пониманию особенностей психологии этого лица, к объяснению его поведения.

Изучение жизненного пути человека целесообразно начинать с трёхлетнего возраста. Личность человека в огромной мере  формируется  на  протяжении первых трёх-пяти лет жизни.

Трёхлетний возраст связан с наиболее  ранними  переживаниями детства, сначала с осознания своего «Я». В этот период человек впервые «встречается» с самим собой, у него начинает складываться отношение к себе.

Здесь большую роль оказывают родители, которые, находясь в условиях независимой от них социальной ситуации, закладывают в ребёнка определённые идеальные «программы», которые у личности  становятся  «мостом» от  прошлого к будущему.

Эти программы преломляются через эмоциональный мир детей на восприятие мира в детском саду, ВУЗе, в повседневной жизни.

В соответствии с этими программами формируются черты характера.

Подобное характерно и для других периодов, особенно для стыков между этими периодами. Здесь полезно руководствоваться данными генетической психологии.

Из многих схем, получивших признание научной общественности, целесообразно рассмотреть схему Э.ЭРИКСОНА

Согласно ЭРИКСОНУ человек в своём психическом развитии проходит 8 фаз:

1. ПЕРВЫЙ ГОД — (доверие – недоверие). В зависимости от ухода у ребёнка формируется отношение к обстановке, хаосу, враждебности.

2. ВТОРОЙ и ТРЕТИЙ ГОДЫ — (самостоятельность – зависимость). Формируются навыки и качества самостоятельности, адекватности в реакциях и  самоконтроля. Усиленная опека ведёт к формированию чувства стыда и сомнений.

3. ЧЕТВЁРТЫЙ и ПЯТЫЙ ГОД — (инициатива – чувство вины). Отношение родителей к самостоятельности в действиях ведут к формированию инициативы или полнейшей безынициативности.

4. ШЕСТОЙ –  ОДИННАДЦАТЫЙ ГОД — (трудолюбие – комплекс  неполноценности). Стремление ребёнка к познанию общих  закономерностей  бытия, овладение техническими умениями и навыками ведёт его к воспитанию трудолюбия. Если же всему ставятся всяческие препятствия, активность ребёнка классифицируется как глупость, и от него отмахиваются, то создаются условия для культивирования комплекса неполноценности.

5. ДВЕНАДЦАТЬ – ВОСЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ — (идентификация личности–смещение ролей). В этот период подросток начинает смотреть на мир с разных сторон. При неблагоприятных условиях подросток переживает смятение в ролевом поведении, не находя себе места в социальном окружении.

6. РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ — (интимность – изоляция). Взаимодействие  с противоположным полом ведёт к воспитанию интимности, неудачи – к развитию одиночества.

7. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ — (коллективизм – эгоизм). Жизненная активность может вылиться далеко за пределы личности. Человек может ориентироваться на семью, общество, будущее.

8. СТАРОСТЬ — (чувство исполненного  долга – отчаяние). В эту последнюю стадию жизни человек оценивает пройденный путь. Один может удовлетвориться своими делами и спокойно ждать смерти, другой от сознания напрасно потраченных лет, может прийти в отчаяние.

Получил широкое распространение в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии.

Биография | Определение и примеры

биография

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Чарльз Дадли Уорнер Сэмюэл Джонсон Френсис Бэкон Уинстон Черчилль Вирджиния Вульф
Похожие темы:
автобиография агиография мемуары Пулитцеровская премия Книжные награды Коста

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

биография , форма литературы, обычно считающаяся документальной, предметом которой является жизнь человека. Одна из древнейших форм литературного выражения, она стремится воссоздать в словах жизнь человека, как она понимается с исторической или личной точки зрения автора, опираясь на все доступные свидетельства, в том числе сохранившиеся в памяти. в виде письменного, устного и изобразительного материала.

Аспекты

Исторический

Биография иногда рассматривается как раздел истории, и более ранние биографические сочинения, такие как Mémoires 15-го века французского государственного советника Филиппа де Коммина или жизнь Джорджа Кавендиша 16-го века кардинала Томаса Вулси, часто воспринимались как исторический материал, а не как самостоятельные литературные произведения. Некоторые записи в древних китайских хрониках включали биографические очерки; заложен в книге римского историка Тацита 9.0033 Annals

— самая известная биография императора Тиберия; и наоборот, великолепная жизнь сэра Уинстона Черчилля о его предке Джоне Черчилле, первом герцоге Мальборо, может быть прочитана как история (написанная с особой точки зрения) Британии и большей части Европы во время войны за испанское наследство (1701–1714 гг. ). ). Однако сегодня общепризнано, что история и биография — совершенно разные формы литературы. История обычно имеет дело с обобщениями о периоде времени (например, Возрождение), о группе людей во времени (английские колонии в Северной Америке), об институте (монашество в Средние века). Биография обычно сосредотачивается на одном человеке и имеет дело с подробностями жизни этого человека.

Однако и биография, и история часто связаны с прошлым, и именно в поиске, оценке и отборе источников они родственны. В этом смысле биографию можно рассматривать как ремесло, а не как искусство: методы исследования и общие правила проверки доказательств могут быть изучены кем угодно и, таким образом, требуют сравнительно небольшой личной приверженности, связанной с искусством.

Биографу, занимающемуся поиском давно умершего человека, обычно мешает отсутствие источников: часто невозможно проверить или проверить, какие письменные свидетельства имеются; нет свидетелей для перекрестного допроса. Еще не разработан метод, с помощью которого можно было бы преодолеть такие проблемы. Однако каждая жизнь представляет как свои возможности, так и определенные трудности для биографа: изобретательность, с которой биограф справляется с пробелами в летописи, предоставляя, например, информацию о возрасте, которая проливает свет на предмет, имеет большое значение. делать с качеством полученной работы. Джеймс Босуэлл сравнительно мало знал о ранних годах Сэмюэля Джонсона; это одно из величий его Жизнь Сэмюэля Джонсона, доктор юридических наук. (1791), что ему удалось, не изобретая материю и не обманывая читателя, дать ощущение прогрессивно разворачивающейся жизни. Еще один шедевр реконструкции перед лицом небольшого количества свидетельств — A.J.A. Биография Саймонса английского писателя и эксцентрика Фредерика Уильяма Рольфа, В поисках Корво (1934). Еще одна трудность заключается в ненадежности большинства коллекций бумаг, писем и других памятных вещей, отредактированных до 20 века. Мало того, что редакторы не стеснялись опускать и перемещать материалы, но иногда авторы документов пересматривали свои личные записи на благо потомства, часто фальсифицировали запись и ставили своих биографов в затруднительное положение, когда оригиналы уже не сохранились.

Биограф, пишущий жизнь недавно умершего человека, часто сталкивается с противоположной проблемой: обилием живых свидетелей и обилием материалов, среди которых есть бумаги и письма субъекта, иногда расшифровки телефонных разговоров и конференций, а также запись интервью, предоставленных биографу друзьями и соратниками субъекта. Франку Фриделю, например, при создании биографии президента США Франклина Д. Рузвельта пришлось возиться с примерно 40 тоннами бумаги. Но, наконец, при описании жизни любого человека, давно умершего или недавно умершего, главная обязанность биографа — энергично проверять подлинность собранных материалов с помощью любых доступных правил и методов. Когда предмет биографии все еще жив и участвует в работе, задача биографа состоит в том, чтобы изучить точку зрения субъекта на фоне многочисленных, даже противоречивых источников.

Использование биографических методов в социальных исследованиях

  • Описание
  • Содержание
  • Отзывы
  • Предварительный просмотр

«Использование биографических методов в социальных исследованиях» представляет собой информативное, всестороннее, доступное и практическое руководство по природе и использованию биографических методов, сочетающее рассмотрение теоретических вопросов с практическими рекомендациями, а также размышления о личном опыте проведения исследований.

Барбара Меррилл и Линден Уэст рассматривают важные вопросы о том, для кого и для чего предназначены исследования и что делает их достоверными, наряду с практическими вопросами проведения интервью, расшифровки, анализа и описания биографических данных. Авторы опираются на свою социологическую и психологическую ориентацию, чтобы обеспечить действительно междисциплинарный подход к предмету, и приводят многочисленные примеры биографических исследований в социальных науках.

Эта книга вооружит учащихся всеми навыками, необходимыми для проведения биографических исследований, а также для полного понимания того, что они делают, и предположений, которые они делают о природе правды, знания, рассказывания историй и человеческого бытия. Он будет полезен студентам и исследователям, использующим биографические методы в ряде дисциплин, включая социологию, социальную политику, социальную психологию, здравоохранение и образование.

ВВЕДЕНИЕ: Установка сцены

Биографические методы: вводная история

Картирование современного использования биографических исследований

Определение некоторых теоретических проблем

Иллюстрация Good Practice.

Начало работы в исследованиях

 

Интервьюирование и запись опыта

 

Понимание биографии: анализ

 

Представление историй: написание

 

Является ли биографическое исследование достоверным и этичным?

 

Быть биографическим исследователем

  • Загрузить еще

Предварительный просмотр этой книги

◀▶➕➖

Для инструкторов

Выберите формат:

Цифровая печать

Выберите вариант приобретения

  • Электронный Варианты заказа

в мягкой обложке

ISBN: 9781412929585

£ 40,99


В твердом переплете

ISBN: 9781412929592

£ 119,00

родственных продуктов продукции.

SAGE Research Methods — это инструмент методов исследования, созданный для помощи исследователям, преподавателям и студентам в их исследовательских проектах. SAGE Research Methods связывает более 175 000 страниц известных книг, журналов и справочных материалов SAGE с действительно продвинутыми инструментами поиска и обнаружения. Исследователи могут изучать концепции методов, чтобы помочь им разработать исследовательские проекты, понять конкретные методы или определить новый метод, провести свое исследование и записать свои выводы. Поскольку SAGE Research Methods сосредотачивается на методологии, а не на дисциплинах, ее можно использовать в социальных науках, науках о здоровье и многом другом.

С помощью SAGE Research Methods исследователи могут исследовать выбранный ими метод по всей глубине и широте контента, расширяя или уточняя свой поиск по мере необходимости; читать онлайн, распечатывать или отправлять по электронной почте полнотекстовый контент; использовать предлагаемые связанные методы и ссылки на соответствующих авторов из надежной библиотеки SAGE Research Methods и уникальных функций; и даже делиться своими коллекциями контента с помощью списков методов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *