Биографический метод в психологии, исследования
Биографический метод — психологическое исследование, главная цель которого — получить личную информацию о человеке. Эта информация касается не только сухих фактов из его жизни, но также чувств, переживаний и эмоций в определенные моменты. Исследование помогает психологу увидеть внутренние проблемы и противоречия, а также составить план дальнейших действий.
Содержание
- Использование биографического метода
- Плюсы и минусы биографического метода в психологии
- Техники биографического метода
- Пример использования биографического метода
- Заключение
Использование биографического метода
Биографический метод в психологии — это метод психологического воздействия, изучение и анализ жизненных ситуаций, произошедших с отдельным человеком или группой лиц. Психолог рассматривает даже, казалось бы, незначительные моменты, которые могли как-то повлиять на становление личности, формирование ценностей, мнения и позиции. Те, которые носят позитивный характер, он предлагает использовать для развития личностных качеств.
Особое внимание специалист уделяет тем периодам, когда человек переживал кризис. И не важно, возрастной он или нормативный. В такие моменты обычно происходят серьезные психические сдвиги, которые в результате меняют поведение, привычки, отношения с окружающими. Последнее приводит к конфликтным ситуациям.
Какие-то негативные черты характера обостряются, а после закрепляются. Так происходит, если обновленные потребности индивида не находят удовлетворения, если его идеям общество и окружающие его люди не дают реализовываться.
О биографическом методе исследования человеческой личности много говорил психолог и доктор педагогических наук Б. Г. Ананьев. Он связывал его с теорией индивидуальности. По его мнению, главная задача — ближе познакомиться с жизненным путем каждого отдельного человека. Ананьев считал, что биографический метод — это изучение влияния социальной среды на становление человеческой личности. И происходит оно не только в рамках одного субъекта, но и общества, государства, эпохи в целом. Немаловажную роль здесь играют и окружающие люди, у которых либо хорошее, либо плохое отношение к индивиду.
Ананьев ставил перед биографическим методом такие задачи:
- Определить психологический статус человека.
- Выявить основные черты его характера.
- Распознать способности.
- Понять, что стало причиной тех или иных поворотных событий.
Интересно, что биографический метод применим как для исследования отдельной личности, так и целой группы.
Развитие этого психологического метода исследования связывают с гуманитарными науками. Можно сказать, что это биографический жанр, который предполагает подробное описание жизненного пути, всех важных для человека событий, моментов, приведших к его становлению как личности.
Плюсы и минусы биографического метода в психологии
Преимуществ у биографического метода несколько:
- Динамичность. Психолог изучает человека в динамике, а не в статике. Благодаря этому он видит, как тот жил раньше, что и почему изменилось к сегодняшнему дню. Становится ясно, как индивид строил отношения с окружающими, сложно ли ему было адаптироваться в социальной среде, какие ценности и уроки он усвоил. Все это в совокупности помогает психологу составить план дальнейшей работы.
- Нет необходимости в подготовке. Будет, конечно, лучше, если специалист имеет социологическое образование. Однако провести опрос может и тот, кто совсем не знаком с социологией. Так, биографическим методом часто пользуются работодатели, принимая на работу новых сотрудников.
- Во время сеанса царит дружелюбная, непринужденная атмосфера. Разговор проходит настолько тонко и деликатно, что человек совсем не чувствует давления. Наоборот, ему кажется, что он просто беседует с хорошим другом.
- Есть много источников. Например, если есть необходимость изучения публичного человека, психолог может воспользоваться записями его выступлений, интервью, пообщаться с кем-то из круга его общения и т. д. Он берет во внимание всю доступную ему информацию.
- Обилие фактов. Психолог концентрирует внимание на событиях, которые имели место в жизни человека. Он изучает, а после анализирует предпосылки, причины, мотивы. Ему важно построить логическую цепочку, выяснить, что привело к принятию индивидом того или иного решения.
Помимо плюсов, биографический метод имеет и ряд минусов:
- Описательность. Во многих случаях события или действия никак не связаны с чувствами, эмоциями и ощущениями. Хотя последние на самом деле — неотъемлемая часть психологического портрета. Именно поэтому в биографическом методе часто допускаются небольшие погрешности. К тому же психологам иногда приходится делать выводы, основываясь на предположениях.
- Большие затраты времени и сил. Биографический метод довольно трудоемкий. Нужно не только получить всю нужную информацию, но и тщательно проанализировать ее. Не всегда есть такая возможность.
- Индивидуальность. Возьмем, к примеру, использование этого метода при приеме на работу потенциального сотрудника.
- Субъективность. Проявляется, если психолог для составления портрета общается с родными и друзьями человека. Они могут сгущать краски, высказывать свою личную точку зрения или умалчивать какие-то моменты. В результате специалист попадает в тупик.
- Ложь. Не каждый человек способен рассказать нелицеприятные факты из своей жизни. Всем хочется показать себя с лучшей стороны, поэтому иногда люди либо приукрашивают, либо недоговаривают. Даже опытный психолог не всегда сразу распознает обман. Поэтому и психологический портрет личности получается слегка неполным, смазанным.
И еще один существенный минус — забывчивость. Во время сеанса человеку нужно вспомнить какие-то важные моменты из его прошлого. Но память не всегда может воспроизвести всю нужную информацию.
Поэтому часто психолог получает искаженные данные.Техники биографического метода
Их всего 7:
- Личное дело. Проводится анализ дневников, автобиографии, анкет, характеристик и прочих подобных бумаг. Сюда же относятся фотографии и письма. Это помогает понять, почему у человека появились те или иные черты характера, как проявляется его психологическая зрелость, какими еще способами можно исследовать его внутренний мир. В личном деле обращают внимание на социальное происхождение, окружение индивида, вид информации, которую он получает из окружающих источников, основные события из жизни.
- Анкета. Эта техника биографического метода чаще всего используется во время беседы с соискателем. Заполняя анкетные данные, человек систематизирует воспоминания из прошлого, а также сообщает такую информацию, которой нет в других источниках, например, болезни, перенесенные в детстве, или участие в общественной жизни.
- Автобиография. Бывает спонтанной или целенаправленной (спровоцированной). Во втором случае ее пишут по заранее составленному плану. Благодаря этой технике психолог может составить общее представление о жизненном пути человека.
- Биографическое интервью. Занимает много времени — 2-3 сеанса длительностью по 5 часов. Психолог задает вопросы относительно жизненного пути. Это так называемая ступенька к тому, чтобы человек рассказал о своих ощущениях и переживаниях. В процессе важно фиксировать эмоциональные реакции на то или иное событие.
- Круг общения. Здесь нужно составить график, отображающий длительность и интенсивность общения с людьми, которые сыграли важную роль в становлении личности. Анализу подлежит структура общения в разные периоды жизни, количество связей, продолжительность дружбы с отдельными индивидами.
- События. Еще один вид биографического метода в психологии. Предполагает перечисление и краткое описание фактов, которые человек считает наиболее значимыми в своей судьбе. В этом случае также нужно составить график.
- Впечатления. Человеку нужно сначала вспомнить, а потом описать события, которые произвели на него сильное впечатление.
Для анализа полученной информации то, что сказал человек, рекомендуется заносить в таблицу. В ней должны быть записаны даты, события, субъективная оценка, характеристики психологического состояния и личная оценка индивида.
Пример использования биографического метода
Представьте, что вы — руководитель крупной компании. Сейчас ваша главная задача — принять на работу нового сотрудника. Вам нужно узнать не только о его профессиональных качествах, но и о том, какой он внутри. Конечно, соискатель заполнит анкету и, возможно, предоставит автобиографию. Но этого мало. Здесь на помощь и придет биографический метод.
Вам нужно поговорить с человеком. Попросите вспомнить важные события из его жизни. Пусть он расскажет, что чувствовал в тот момент, опишет эмоции. Ведите себя не как руководитель. Создайте дружелюбную атмосферу.
Заключение
Биографический метод в социологии и психологии — это возможность лучше узнать человека. Сказать он может что угодно. Но, чтобы понять его чувства и мысли, придется постараться. В этом поможет интервью — разговор о самых сильных впечатлениях и значимых событиях.
Биографический метод психодиагностики
Биографический метод – метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей.
Учёт биографии изучаемого лица имеет свое обоснование в принципе историзма. Суть принципа историзма заключается в том, что при оценке любого явления надо исследовать его возникновение, развитие и настоящее состояние.
Структура жизненного пути имеет свои фазы и генетические переходы между ними. Именно на этих переходах и стыках происходят важнейшие жизненные перемены.
Установление времени переходов от фазы к фазе в истории жизни изучаемого лица и наложение этих периодов на события жизни нации (группы) может способствовать пониманию особенностей психологии этого лица, к объяснению его поведения.
Изучение жизненного пути человека целесообразно начинать с трёхлетнего возраста. Личность человека в огромной мере формируется на протяжении первых трёх-пяти лет жизни.
Трёхлетний возраст связан с наиболее ранними переживаниями детства, сначала с осознания своего «Я». В этот период человек впервые «встречается» с самим собой, у него начинает складываться отношение к себе.
Здесь большую роль оказывают родители, которые, находясь в условиях независимой от них социальной ситуации, закладывают в ребёнка определённые идеальные «программы», которые у личности становятся «мостом» от прошлого к будущему.
Эти программы преломляются через эмоциональный мир детей на восприятие мира в детском саду, ВУЗе, в повседневной жизни.
В соответствии с этими программами формируются черты характера.
Подобное характерно и для других периодов, особенно для стыков между этими периодами. Здесь полезно руководствоваться данными генетической психологии.
Из многих схем, получивших признание научной общественности, целесообразно рассмотреть схему Э.ЭРИКСОНА.
Согласно ЭРИКСОНУ человек в своём психическом развитии проходит 8 фаз:
1. ПЕРВЫЙ ГОД — (доверие – недоверие). В зависимости от ухода у ребёнка формируется отношение к обстановке, хаосу, враждебности.
2. ВТОРОЙ и ТРЕТИЙ ГОДЫ — (самостоятельность – зависимость). Формируются навыки и качества самостоятельности, адекватности в реакциях и самоконтроля. Усиленная опека ведёт к формированию чувства стыда и сомнений.
3. ЧЕТВЁРТЫЙ и ПЯТЫЙ ГОД — (инициатива – чувство вины). Отношение родителей к самостоятельности в действиях ведут к формированию инициативы или полнейшей безынициативности.
4. ШЕСТОЙ – ОДИННАДЦАТЫЙ ГОД — (трудолюбие – комплекс неполноценности). Стремление ребёнка к познанию общих закономерностей бытия, овладение техническими умениями и навыками ведёт его к воспитанию трудолюбия. Если же всему ставятся всяческие препятствия, активность ребёнка классифицируется как глупость, и от него отмахиваются, то создаются условия для культивирования комплекса неполноценности.
5. ДВЕНАДЦАТЬ – ВОСЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ — (идентификация личности–смещение ролей). В этот период подросток начинает смотреть на мир с разных сторон. При неблагоприятных условиях подросток переживает смятение в ролевом поведении, не находя себе места в социальном окружении.
6. РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ — (интимность – изоляция). Взаимодействие с противоположным полом ведёт к воспитанию интимности, неудачи – к развитию одиночества.
7. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ — (коллективизм – эгоизм). Жизненная активность может вылиться далеко за пределы личности. Человек может ориентироваться на семью, общество, будущее.
8. СТАРОСТЬ — (чувство исполненного долга – отчаяние). В эту последнюю стадию жизни человек оценивает пройденный путь. Один может удовлетвориться своими делами и спокойно ждать смерти, другой от сознания напрасно потраченных лет, может прийти в отчаяние.
Получил широкое распространение в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии.
Биография | Определение и примеры
биография
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Чарльз Дадли Уорнер Сэмюэл Джонсон Френсис Бэкон Уинстон Черчилль Вирджиния Вульф
- автобиография агиография мемуары Пулитцеровская премия Книжные награды Коста
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
биография , форма литературы, обычно считающаяся документальной, предметом которой является жизнь человека. Одна из древнейших форм литературного выражения, она стремится воссоздать в словах жизнь человека, как она понимается с исторической или личной точки зрения автора, опираясь на все доступные свидетельства, в том числе сохранившиеся в памяти. в виде письменного, устного и изобразительного материала.
Аспекты
Исторический
Биография иногда рассматривается как раздел истории, и более ранние биографические сочинения, такие как Mémoires 15-го века французского государственного советника Филиппа де Коммина или жизнь Джорджа Кавендиша 16-го века кардинала Томаса Вулси, часто воспринимались как исторический материал, а не как самостоятельные литературные произведения. Некоторые записи в древних китайских хрониках включали биографические очерки; заложен в книге римского историка Тацита 9.0033 Annals
— самая известная биография императора Тиберия; и наоборот, великолепная жизнь сэра Уинстона Черчилля о его предке Джоне Черчилле, первом герцоге Мальборо, может быть прочитана как история (написанная с особой точки зрения) Британии и большей части Европы во время войны за испанское наследство (1701–1714 гг. ). ). Однако сегодня общепризнано, что история и биография — совершенно разные формы литературы. История обычно имеет дело с обобщениями о периоде времени (например, Возрождение), о группе людей во времени (английские колонии в Северной Америке), об институте (монашество в Средние века). Биография обычно сосредотачивается на одном человеке и имеет дело с подробностями жизни этого человека.Однако и биография, и история часто связаны с прошлым, и именно в поиске, оценке и отборе источников они родственны. В этом смысле биографию можно рассматривать как ремесло, а не как искусство: методы исследования и общие правила проверки доказательств могут быть изучены кем угодно и, таким образом, требуют сравнительно небольшой личной приверженности, связанной с искусством.
Биографу, занимающемуся поиском давно умершего человека, обычно мешает отсутствие источников: часто невозможно проверить или проверить, какие письменные свидетельства имеются; нет свидетелей для перекрестного допроса. Еще не разработан метод, с помощью которого можно было бы преодолеть такие проблемы. Однако каждая жизнь представляет как свои возможности, так и определенные трудности для биографа: изобретательность, с которой биограф справляется с пробелами в летописи, предоставляя, например, информацию о возрасте, которая проливает свет на предмет, имеет большое значение. делать с качеством полученной работы. Джеймс Босуэлл сравнительно мало знал о ранних годах Сэмюэля Джонсона; это одно из величий его Жизнь Сэмюэля Джонсона, доктор юридических наук. (1791), что ему удалось, не изобретая материю и не обманывая читателя, дать ощущение прогрессивно разворачивающейся жизни. Еще один шедевр реконструкции перед лицом небольшого количества свидетельств — A.J.A. Биография Саймонса английского писателя и эксцентрика Фредерика Уильяма Рольфа, В поисках Корво (1934). Еще одна трудность заключается в ненадежности большинства коллекций бумаг, писем и других памятных вещей, отредактированных до 20 века. Мало того, что редакторы не стеснялись опускать и перемещать материалы, но иногда авторы документов пересматривали свои личные записи на благо потомства, часто фальсифицировали запись и ставили своих биографов в затруднительное положение, когда оригиналы уже не сохранились.
Биограф, пишущий жизнь недавно умершего человека, часто сталкивается с противоположной проблемой: обилием живых свидетелей и обилием материалов, среди которых есть бумаги и письма субъекта, иногда расшифровки телефонных разговоров и конференций, а также запись интервью, предоставленных биографу друзьями и соратниками субъекта. Франку Фриделю, например, при создании биографии президента США Франклина Д. Рузвельта пришлось возиться с примерно 40 тоннами бумаги. Но, наконец, при описании жизни любого человека, давно умершего или недавно умершего, главная обязанность биографа — энергично проверять подлинность собранных материалов с помощью любых доступных правил и методов. Когда предмет биографии все еще жив и участвует в работе, задача биографа состоит в том, чтобы изучить точку зрения субъекта на фоне многочисленных, даже противоречивых источников.
Использование биографических методов в социальных исследованиях
- Описание
- Содержание
- Отзывы
- Предварительный просмотр
«Использование биографических методов в социальных исследованиях» представляет собой информативное, всестороннее, доступное и практическое руководство по природе и использованию биографических методов, сочетающее рассмотрение теоретических вопросов с практическими рекомендациями, а также размышления о личном опыте проведения исследований.
Барбара Меррилл и Линден Уэст рассматривают важные вопросы о том, для кого и для чего предназначены исследования и что делает их достоверными, наряду с практическими вопросами проведения интервью, расшифровки, анализа и описания биографических данных. Авторы опираются на свою социологическую и психологическую ориентацию, чтобы обеспечить действительно междисциплинарный подход к предмету, и приводят многочисленные примеры биографических исследований в социальных науках.
Эта книга вооружит учащихся всеми навыками, необходимыми для проведения биографических исследований, а также для полного понимания того, что они делают, и предположений, которые они делают о природе правды, знания, рассказывания историй и человеческого бытия. Он будет полезен студентам и исследователям, использующим биографические методы в ряде дисциплин, включая социологию, социальную политику, социальную психологию, здравоохранение и образование.
ВВЕДЕНИЕ: Установка сцены
Биографические методы: вводная история
Картирование современного использования биографических исследований
Определение некоторых теоретических проблем
Иллюстрация Good Practice.
Начало работы в исследованиях
Интервьюирование и запись опыта
Понимание биографии: анализ
Представление историй: написание
Является ли биографическое исследование достоверным и этичным?
Быть биографическим исследователем
- Загрузить еще
Предварительный просмотр этой книги
◀▶➕➖
Для инструкторов
Выберите формат:
Цифровая печать
Выберите вариант приобретения
- Электронный Варианты заказа
в мягкой обложке
ISBN: 9781412929585
£ 40,99
В твердом переплете
ISBN: 9781412929592
£ 119,00
родственных продуктов продукции.
SAGE Research Methods — это инструмент методов исследования, созданный для помощи исследователям, преподавателям и студентам в их исследовательских проектах. SAGE Research Methods связывает более 175 000 страниц известных книг, журналов и справочных материалов SAGE с действительно продвинутыми инструментами поиска и обнаружения. Исследователи могут изучать концепции методов, чтобы помочь им разработать исследовательские проекты, понять конкретные методы или определить новый метод, провести свое исследование и записать свои выводы. Поскольку SAGE Research Methods сосредотачивается на методологии, а не на дисциплинах, ее можно использовать в социальных науках, науках о здоровье и многом другом.
С помощью SAGE Research Methods исследователи могут исследовать выбранный ими метод по всей глубине и широте контента, расширяя или уточняя свой поиск по мере необходимости; читать онлайн, распечатывать или отправлять по электронной почте полнотекстовый контент; использовать предлагаемые связанные методы и ссылки на соответствующих авторов из надежной библиотеки SAGE Research Methods и уникальных функций; и даже делиться своими коллекциями контента с помощью списков методов.