БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД • Большая российская энциклопедия
Авторы: О. М. Маслова, В. В. Нуркова
БИОГРАФИ́ЧЕСКИЙ МЕ́ТОД, один из методов гуманитарных наук, в котором источниками эмпирич. данных служат личные документы (дневники, письма, автобиографии, мемуары), а также спец. биографич. (нарративные) интервью. В каждой науке Б. м. имеет свою специфику.
В социологии Б. м. является методом изучения социальной реальности на основе обобщения материалов об индивидуальных судьбах людей, один из осн. методов в т. н. качественной (понимающей, интерпретативной) социологии. Развёрнутое обоснование Б. м. предложил В. Дильтей, отметивший, что человек – это не только неповторимая индивидуальность, но и носитель образа окружающего мира. В этом смысле биографии отд. индивидов репрезентативны, т. е. в них наличествуют социально типичные характеристики страны, времени, народа, социального слоя, возрастной группы и т. п. В зап. социологии становление Б. м. связано с классич. исследованием У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918–20), в котором изучались процессы взаимодействия субкультуры польских эмигрантов и амер. образа жизни. Знанецкий разработал методологию анализа биографий.
Б. м. получил развитие в США, Германии и Польше в 1920–30-х гг. при изучении субкультур маргинальных, девиантных закрытых групп: безработных, неформальных молодёжных объединений, экстремистских обществ, движений. В 1940–60-х гг. интерес к Б. м. заметно снизился, поскольку считалось, что субъективный фактор, присутствующий в биографич. повествованиях, снижает уровень достоверности получаемых данных. С 1970-х гг. использование Б. м. заметно активизировалось в связи с изучением новых социальных движений (экологич., молодёжных, женских). Познавательные возможности Б. м. расширились за счёт герменевтики (Х. Гадамер), этнометодологии (Х. Гарфинкел), феноменологии, социологии повседневности (А. Шюц, Ф. Шютце, П. Бергер, Т. Лукман).
В России к Б. м. обращались земские статистики в связи с изучением социальных последствий отмены крепостного права (проект В. Н. Тенишева, 1897). Л. Н. Толстой использовал биографии частных лиц при изучении сельской и городской бедности. Яркий пример «устной истории» – работа рус. писательницы С. З. Федорченко «Народ на войне» (отд. части вышли соответственно в 1917, 1925 и 1983). В работах психолога Н. А. Рыбникова 1920–30-х гг., посвящённых изучению биографии, отмечалось наличие в них ценной информации и о положении разл. социальных групп. После длительного перерыва интерес к Б. м. стал возрождаться в рос. социологии в сер. 1990-х гг.
Биографич. интервью относится к группе неформализованных (свободных, «мягких») методов: респондент рассказывает о своей жизни в свободной форме, самостоятельно определяя объём повествования, степень его подробности, события, о которых стоит упомянуть, стиль повествования (эмоциональный или сухой, серьёзный или иронический и т. д.).
Б. м. даёт возможность исследовать микроуровень социальных процессов и явлений, понять, как формируется жизненная стратегия отд. граждан (социальных акторов) во взаимодействии с обществом. Сравнение биографич. нарративов (повествований) обнаруживает типичные социально одобряемые или отклоняющиеся (девиантные) жизненные стратегии и практики. В социологии переход от анализа индивидуальных биографич. нарративов к обобщённым представлениям об изучаемых социальных феноменах обеспечивается методологией изучения отд. случая (case study).
В психологии, педагогике, медицине Б. м. направлен на изучение и описание одной человеческой жизни, включая мир представлений и переживаний конкретной личности (в этом варианте Б. м. иногда называют автобиографическим). В этой сфере с помощью Б. м. изучается соотношение условий внешней детерминации и самодетерминации в истории отд. человека и его личностных изменений. Путём исследования биографич. повествований о себе (однократных или лонгитюдных, тематически ограниченных или касающихся жизни в целом) анализируются опыт личности, смена его интерпретаций и оценок, содержания ценностно-смысловой и мотивационной сфер, динамика «Я-концепции», внутренняя логика жизненных целей и стратегий поведения, а также история «конструирования» собственной личности и судьбы. Реальное течение жизни не тождественно рассказу субъекта, диагностичными являются: отбор эпизодов; сокрытия, умолчания, привлечение комментариев; забывание событий и этапов жизни, искажение фактов и времени их осуществления; реинтерпретации, показывающие, как настоящее переопределяет прошлое. Б. м. предполагает анализ содержательных (состав и иерархия жизненных тем, устойчивые сюжеты и символы) и формальных характеристик (напр., стилевые особенности). Для установления истинности получаемых данных разработаны процедуры верификации: структурирование тематики интервью, контент-анализ текстов, привлечение дополнит. источников информации (документов, очевидцев, экспертов и др.).
В литературоведении Б. м. – способ исследования, при котором биография и личность писателя рассматриваются как определяющие моменты его творчества. Б. м. был подготовлен эстетикой романтизма с её восприятием жизни и поэзии как единого целого, а также герменевтикой Ф. Шлейермахера, полагавшего необходимым изучать факты внешней и внутренней жизни писателя для лучшего понимания его произведений. Основателем Б. м. считается Ш. О. Сент-Бёв, для которого изучение наследственности, лит. и политич. окружения писателя было непременным условием постижения его творчества. Б. м. нашёл применение в теории и практике культурно-исторической школы (Г. Лансон, И. А. Тэн), повлиял на становление «историко-психологического» метода Г. Брандеса, на «импрессионистическую» критику рубежа 19–20 вв., занятую поиском отражения в тексте «сокровенного Я» писателя. С Б. м. связано становление лит. портрета как особого жанра литературоведения («Старинные портреты» Н. А. Котляревского, 1907; «Силуэты русских писателей» Ю. И. Айхенвальда, вып. 1–3, 1906–10, и др.).
Глава 1. БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД — СРЕДСТВО НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Психологическая энциклопедия 1vc0
Страницы: 1 2 3 4 5
Операциональный аппарат биографического метода
Операциональный аппарат биографического метода, предназначенный для получения, добывания эмпирической биографической информации и психологической помощи людям, также своеобразен. Здесь широко используются тексты биографического характера, так называемые личные документы, поэтому нередко говорят о методе личных документов. Это роднит его с гуманитарным источниковедением, в котором разработаны приемы критики источников, техника контент-анализа.
Биографический метод в психологии включает в свой арсенал и квазиэкспериментальные методики, опросники, биографическое интервью, сбор свидетельских показаний, продуктов деятельности, графические методики, позволяющие выявить и зафиксировать в удобной для обработки форме факты жизненного пути личности. Так как биографический метод применяется в целях психоконсультирования и коррекции, то в этом плане разработаны особые методики, приёмы и процедуры, в частности биографический тренинг, разные его формы. Они помогают развить позитивное биографическое мышление, поднять уровень самосознания субъекта жизни. О них мы будем специально говорить в последующих главах.
Отличительные свойства биографического метода
Подводя итоги нашему первому знакомству с биографическим методом, перечислим его отличительные свойства, которые определяются самим предметом биографических исследований. Метод является историческим: он рассматривает жизнь личности на фоне и в связи с историей общества, поколения, к которому принадлежит субъект жизнедеятельности. История выступает партнером в жизненной драме, она детерминирует исходные условия, макрообстоятельства жизненного пути человека, «единицей” индивидуальной и общественной истории является событие. Как макроистория на уровне общества, так и микроистория на уровне индивида отражается в различного рода текстах — в письменных документах и преданиях, а также памятниках типа продуктов деятельности, реликвий. Психолог, как историк, изучает тексты, материальные памятники прошлой жизни, чтобы по ним воссоздать историю личности, особенно историю ее души. Поэтому и в методической части биографирование сближается с историческим исследованием.
Вследствие указанных свойств биографический метод широко используется для исследований закономерностей развития человека в масштабе индивидуальной жизни от рождения до самой смерти. Становление так называемой всевозрастной психологии не возможно без биографического метода, который в принципе позволяет получить информацию о состоянии развития на всем протяжении жизни человека. Личность развивается в процессах жизнедеятельности, совершая поступки, планируя и осуществляя изменения в собственной жизни и тем самым в собственном развитии. Именно биографический метод помогает раскрыть субъектный характер развития личности, то, кем человек был, что он сделал и кем стал.
Как уже сказано, лонгитюдность биографического метода обеспечивается его значительной ретроспективностью. История жизненного пути — это прошлые события и обстоятельства. Мы можем реконструировать их на основе источников-памятников. Но было бы неверным свести биографическое исследование только к изучению прошедшего времени. Современный биографический метод направлен и в будущее. Субъект жизнедеятельности — изучаемый человек — дает отчет о собственных планах, предвидениях, жизненных ожиданиях, мечтах и т. п., без этой информации биограф не может понять характер жизненного пути и тенденции развития личности. Полоса жизни, принадлежащая настоящему времени, также в поле зрения биографа, ибо в настоящем формируется будущее, осмысливается и переосмысливается прошлое. Вся жизнь в ее временной целостности является объектом биографического исследования.
Биографический метод отличается от лабораторного эксперимента или теста высокой экологической валидностью, естественностью в том смысле, что он оперирует жизненными показателями — данными, которые взяты из естественного хода жизни, не подверженному специальному исследовательскому влиянию (побочное влияние может иметь место, но оно учитывается как помеха для объективности исследования или как фактор личностного развития, что важно для проведения психокоррекционной работы на основе биографического метода).
Жизненные показатели первостепенно значимы в деле изучения таких сложных структурных образований личности, как талант и характер, поскольку те соотносятся не с лабораторными проявлениями личности, а с ее реальным участием в жизненной борьбе и общественно значимом творчестве.
Естественность, жизненность биографического метода задает его синтетический характер, так как он оперирует крупными, целостными единицами, выражающими личность в целом. Именно эта особенность роднит его с искусством, отсюда же значительная описательность метода. В то же время эту особенность не надо абсолютизировать. Современный биограф анализирует жизнь по измеряемым элементам, а затем проводит синтез на основе концепции жизненного пути.
Объективность интерпретации биографических фактов зависит от истинности и четкости руководящей теории жизненного пути, а ее лучше всего строить на основе фактов. Единство анализа и синтеза — общий логический метод научного исследования, в том числе и биографического.
Соответственно в процедуре биографического исследования сочетаются различные конкретные методы как аналитического, так и синтетического характера и потому метод является комплексным. Биографическое изучение личности обычно трудоемко и длительно, развертывается по этапам, опирается на серию конкретных биографических методик и техник.
Психолог понимает жизненный путь как взаимосвязь внешней и внутренней жизни, объективной и субъективной и уделяет последней не меньше внимания, чем событийной канве биографии. Обнаружение фактов внутренней жизни — переживаний зависит от воли самого субъекта жизни. Только он знает о том, что творится в его душе, каково содержание его переживаний. Только он может рассказать об этом в своих исповедях, дневниках, личных письмах, создавая биографические тексты на основе самонаблюдения. Такая особенность метода может быть названа интимностью. Ее необходимо учитывать, устанавливая доверительные отношения, с изучаемым человеком, побуждая его к самораскрытию, преодолевая естественную «защиту биографии».
Итак, биографический метод — инструмент научного познания человека. Он может дать жизненные факты, без которых теория личности неполна. Его исследовательский потенциал постоянно растёт благодаря усилиям психологов-биографистов* и других ученых. (*В психологии недавно появился наряду со старым термином «биограф» термин — «биографист», относящийся к психологу, специализирующемуся в области психологии жизненного пути, или биографической. Биограф занимается биографией конкретного, обычно выдающегося человека на основе его личных документов, а биографист работает в области психологии жизненного пути и использует разные биографические методы, включая квазиэксперименты.) Но есть и прикладные цели применения этого метода.
Наконец, биография так или иначе кладётся в основу психологической помощи личности. На биографической основе возможна психоконсультационная работа, направленная на совершенствование личности через оптимизацию её субъективной картины жизненного пути и самой жизнедеятельности в социальном пространстве и времени.
Представления о закономерностях прохождения жизненного пути в определённом историческом времени служат для личности ориентирами в жизни, чтобы лучше удалось реализовать и развить свои потенциалы, получить подлинное удовлетворение от процесса и результатов жизни. Иначе говоря, анализ биографии сквозь призму теоретической модели оптимального жизненного пути, помогает личности управлять своим развитием. В практическом плане психологи-биографисты накопили опыт создания своеобразного биографического тренинга и отдельных психотехник, повышающих культуру жизни личности (См. гл. 10).
В нашей книге речь будет идти обо всех трёх сферах применения и развития биографического метода — исследовательском, прикладном и практическом. Но главное внимание мы уделяем теории метода, полагая, что она определяет успех в конкретном его использовании в целях психологического познания, диагностики и помощи личности. Причем теория строится на базе представлений об индивидуальном жизненном пути, и процедура биографического метода раскрывается в процессе монографического исследования личности.
Литература к главе 1
1. Biographie und Psychologie. Herausgegeben von G. Juttemann und H.Thomae. Springer verlag. 1987
2. Allport G.W. The use of personal documents in psychological science.// Soc.Sci.Res.Coun.Bull. 1942. N49
3. Gottshalk L., Kluckhohn C. and Angell R. The use of Personal Documents in History, Anthropoloqy and Sociology // Sac.Sci.Res.Coun.Bull. 1945. N 53
4. Психология и новые идеалы научности.//Вопросы философии. 1993. №5.
5. Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства?// Психология личности. Тексты. М.: МГУ, 1982. С.208- 215.
6. Франкл. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс 1990. 368с.
7. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознаиия. М.: Наука. 1977. 379 с.
8. Психология: Словарь. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1999.
10. Buhler Сh. Der menschliche Lebenslauf als psychologisches probleme. Leipzig, 1933.
11. Логинова Н. А. Ш.Бюлер — представитель гуманистической психологии//Вопросы психологии. 1980. №1. С. 154-158.
12. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 327 с.
13. Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психологического развития человеческой жизни//Принцип развития в психологии М.: Наука, 1978. — С 173-196.
14. Боброва Е. Ю. Основы исторической психологии. СПб: СП6ГУ, 1997. 236 с.
15. Выгодская Г.Л. Каким он был//Вопросы психологии. 1996.№5.
16. Абульханова — Славская К. А. Деятельность и психология личности М.: Наука. 1980. 334 с.
17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М. 1979.
18. Платонов А.А. Из неопубликованного//Новый мир. 1991. №1. С 130 — 155.
19. Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
20. Бyeвa Л. П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.
Страницы: 1 2 3 4 5
Биографический метод в психологии
В литературоведении, социологии и психологии используется биографический метод исследования, позволяющий изучить художественное произведение, особенности общественного развития, психологического развития личности через описание биографии писателя , отдельный член общества или конкретное лицо.
В психологии этот метод представлен в трех вариантах. Первый – это описание и анализ человека ретроспективно, на основе уже имеющихся документов и других источников. Второй вариант — длительное исследование, сбор биографических данных на протяжении всей жизни для последующего анализа. Третий путь — посредством каузометрии, т. е. установления связей между различными событиями жизни, указываемыми и оцениваемыми человеком по их значимости.
Традиционный биографический метод
Как правило, для описания и изучения жизни человека используются различные документальные источники: письма, дневники, воспоминания современников и собственные, все, что сохранилось во времени. Но такие данные, как правило, неполны, отдельные периоды жизни просто превращаются в «черные дыры» биографий, и узнать о них что-либо становится невозможно. Еще одной проблемой изучения post factum является недостоверность некоторых фактов, субъективность их оценки, непоследовательность в описании одних и тех же событий разными людьми.
Исследователю-психологу важно не только получить достоверную информацию о биографии, внешней жизни человека, описанием которой он занимается, но, в первую очередь, его эмоциональные, эмоциональные переживания, связанные с определенными события, их значимая оценка. К сожалению, документальные факты лишь частично отражают психологическое состояние человека, а иногда и вовсе не дают такой информации.
Лонгитюдный биографический метод в психологии
Еще один способ изучения биографии человека основан на многолетних наблюдениях за его жизненным путем. Это психологический эксперимент, который длится всю жизнь. Аналогичные исследования касаются направления в науке, называемого «онтогенетической психологией», которое широко развито в Америке и Европе.
Продольные наблюдения в ракурсе развития личности, безусловно, более полны и дают возможность выбирать различные объекты и объекты для анализа. Кроме того, они позволяют использовать реальные измерения различных психологических параметров, а не опираться на документальные свидетельства. Но длительность во времени делает их размытыми и не дает цельного представления о развитии индивидуальности. Еще одним недостатком таких исследований является соразмерность проводимых многолетних наблюдений личности экспериментатора, что дает весьма субъективную оценку жизненным событиям.
Причинно-биографический метод
Этот метод был основан А. А. Кроником, который пытался моделировать жизненный путь человека с помощью специальных приемов, прослеживающих причинно-следственную связь жизненных событий. Суть метода заключается в том, что человек выбирает наиболее значимые для него события, которым дает определенную положительную или отрицательную оценку в зависимости от их влияния на жизнь. Привязав эти ценности к личности, характеру и темпераменту, а также значимые ценности, можно оценить прошлую жизнь и построить правильные перспективы в будущем. На это нацелены методы каузального анализа, использующие различные средства получения экспериментального материала: интервью, проективные методики, моделирование игровых ситуаций.
Полученные данные субъективны, но этот биографический метод, в отличие от традиционного, более терапевтичен и полезен, так как позволяет человеку оценить собственный образ жизни, структурировать его, что позволяет провести более глубокий анализ и оценку.
Карл Ясперс и биографический метод в психиатрии
3 минуты
Последнее обновление: 18 августа 2020 г.
Карл Ясперс был немецким психиатром и философом, оказавшим сильное влияние на психиатрию и философию. Благодаря этому многие специалисты считают его одним из пионеров экзистенциализма. Кроме того, он также известен тем, что создал биографический метод, который имеет важное психиатрическое применение.
Ясперс родился в Ольденбурге, Германия, в 1883 году. Он изучал медицину в Ольденбургском университете и получил докторскую степень в 1909 году. Он сразу же начал свою психиатрическую практику в университетской больнице Гейдельберга. Вскоре он заинтересовался тем, как в то время лечили психические заболевания.
«Философствовать — значит учиться умирать».
-Карл Ясперс-
В 1921 году Карл Ясперс стал профессором психологии Гейдельбергского университета. Мало-помалу преподавание стало занимать все его время. По этой причине он ушел из клинической практики. Это действительно огорчило его.
Нацизм и Вторая мировая война
Жена Карла Ясперса была дочерью еврейской пары. По этой причине, а также с ростом нацизма он был освобожден от должности профессора. Вторая мировая война была тяжелым временем для его семьи. Он получил свою работу только в 1946 когда закончилась война.
С тех пор Карл Ясперс стал важной фигурой во время реконструкции Германии. В частности, он был одним из ответственных за восстановление нормального образования. Его главной целью было искоренить всех нацистов из немецких школ.
Вскоре он разочаровался в политике вообще. В результате он решил пойти работать в Базельский университет в 1948 году. Постоянные разочарования и сама война определенно повлияли на его экзистенциалистские взгляды.
Биографический метод Карла Ясперса
Одним из основных достижений Карла Ясперса был биографический метод. А именно, он состоит в том, чтобы попросить пациента объяснить в письменной форме, как он воспринимает свои симптомы. Другими словами, чтобы записать их восприятие реальности. Этот метод позволил профессионалам понять, что происходит в сознании их пациентов.
В частности, это важно, потому что придает значение словам пациента, , что нечасто случается в современной психиатрии. Психиатры склонны считать слова своих пациентов следствием нарушения работы мозга. Однако биографический метод придает этой «чепухе» некоторую ценность и использует ее для понимания изменений в восприятии пациентов.
Точно так же Карл Ясперс тщательно писал о своих пациентах. Он также максимально точно описал их симптомы. Он искал элементы в жизни своих пациентов, которые позволили бы ему понять их расстройства.
Другие публикации
Карл Ясперс также постулировал существование двух типов бреда: первичного и вторичного. Первичные заблуждения — это те, которые проявляются без видимой причины. Поэтому они автономны и непонятны с психологической точки зрения.
С другой стороны, вторичный бред проявляется как попытка объяснить нерегулярные переживания и психологически объясним.
Ясперс опубликовал свои выводы в своей книге Общая психопатология. Эта книга стала классикой и заложила основу для будущих разработок в области психиатрии.
Ясперс также занимался философией и теологией. Такие книги, как Философия существования или Человек в Новое время , сделали его по-настоящему знаменитым. К сожалению, в книги Карла Ясперса трудно попасть. Он был писателем, которого вы сможете понять, только прочитав его книги несколько раз.
Последние годы жизни
Карл Ясперс всегда интересовался политикой, религией и философией. Он написал несколько эссе по этим вопросам. Один из его самых интересных — Атомная бомба и будущее человечества .
Многие его работы показывают, насколько он разочаровался в своей стране.