Биографический метод в психологии это: Биографические методы в психологии

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД • Большая российская энциклопедия

Авторы: О. М. Маслова, В. В. Нуркова

БИОГРАФИ́ЧЕСКИЙ МЕ́ТОД, один из ме­то­дов гу­ма­ни­тар­ных на­ук, в ко­то­ром ис­точ­ни­ка­ми эм­пи­рич. дан­ных слу­жат лич­ные до­ку­мен­ты (днев­ни­ки, пись­ма, ав­то­био­гра­фии, ме­муа­ры), а так­же спец. био­гра­фич. (нар­ра­тив­ные) ин­тер­вью. В ка­ж­дой на­уке Б. м. име­ет свою спе­ци­фи­ку.

В со­цио­ло­гии Б. м. яв­ля­ет­ся ме­тодом изу­че­ния со­ци­аль­ной ре­аль­но­сти на ос­но­ве обоб­ще­ния ма­те­риа­лов об ин­ди­ви­ду­аль­ных судь­бах лю­дей, один из осн. ме­то­дов в т. н. ка­че­ст­вен­ной (по­ни­маю­щей, ин­тер­пре­та­тив­ной) со­цио­ло­гии. Раз­вёр­ну­тое обос­но­ва­ние Б. м. пред­ло­жил В. Диль­тей, от­ме­тив­ший, что че­ло­век – это не толь­ко не­по­вто­ри­мая ин­ди­ви­ду­аль­ность, но и но­си­тель об­раза ок­ру­жаю­ще­го ми­ра. В этом смыс­ле био­гра­фии отд. ин­ди­ви­дов ре­пре­зен­та­тив­ны, т. е. в них на­ли­че­ст­ву­ют со­ци­аль­но ти­пич­ные ха­рак­те­ри­сти­ки стра­ны, вре­ме­ни, на­ро­да, со­ци­аль­но­го слоя, воз­раст­ной груп­пы и т.  п. В зап. со­цио­ло­гии ста­нов­ле­ние Б. м. свя­за­но с клас­сич. ис­сле­до­ва­ни­ем У. То­ма­са и Ф. Зна­нец­ко­го «Поль­ский кре­сть­я­нин в Ев­ро­пе и Аме­ри­ке» (1918–20), в ко­то­ром изу­ча­лись про­цес­сы взаи­мо­дей­ст­вия суб­куль­ту­ры поль­ских эмиг­ран­тов и амер. об­раза жиз­ни. Зна­нец­кий раз­ра­бо­тал ме­то­до­ло­гию ана­ли­за био­гра­фий.

Б. м. по­лу­чил раз­ви­тие в США, Гер­ма­нии и Поль­ше в 1920–30-х гг. при изу­че­нии суб­куль­тур мар­ги­наль­ных, де­ви­ант­ных за­кры­тых групп: без­ра­бот­ных, не­фор­маль­ных мо­ло­дёж­ных объ­е­ди­не­ний, экс­тре­ми­ст­ских об­ществ, дви­же­ний. В 1940–60-х гг. ин­те­рес к Б. м. за­мет­но сни­зил­ся, по­сколь­ку счи­та­лось, что субъ­ек­тив­ный фак­тор, при­сут­ст­вую­щий в био­гра­фич. по­ве­ст­во­ва­ни­ях, сни­жа­ет уро­вень дос­то­вер­но­сти по­лу­чае­мых дан­ных. С 1970-х гг. ис­поль­зо­ва­ние Б. м. за­мет­но ак­ти­ви­зи­ро­ва­лось в свя­зи с изу­че­ни­ем но­вых со­ци­аль­ных дви­же­ний (эко­ло­гич., мо­ло­дёж­ных, жен­ских). По­зна­ва­тель­ные воз­мож­но­сти Б. м. рас­ши­ри­лись за счёт гер­ме­нев­ти­ки (Х. Га­да­мер), эт­но­ме­то­до­ло­гии (Х. Гар­фин­кел), фе­но­ме­но­ло­гии, со­цио­ло­гии по­все­днев­но­сти (А. Шюц, Ф. Шют­це, П. Бер­гер, Т. Лук­ман).

В Рос­сии к Б. м. об­ра­ща­лись зем­ские ста­ти­сти­ки в свя­зи с изу­че­ни­ем со­ци­аль­ных по­след­ст­вий от­ме­ны кре­по­ст­но­го пра­ва (про­ект В. Н. Те­ни­ше­ва, 1897). Л. Н. Тол­стой ис­поль­зо­вал био­гра­фии ча­ст­ных лиц при изу­че­нии сель­ской и го­род­ской бед­но­сти. Яр­кий при­мер «уст­ной ис­то­рии» – ра­бо­та рус. пи­са­тель­ницы С. З. Фе­дор­чен­ко «На­род на вой­не» (отд. час­ти выш­ли со­от­вет­ст­вен­но в 1917, 1925 и 1983). В ра­бо­тах пси­хо­ло­га Н. А. Рыб­ни­ко­ва 1920–30-х гг., по­свя­щён­ных изу­че­нию био­гра­фии, от­ме­ча­лось на­ли­чие в них цен­ной ин­фор­ма­ции и о по­ло­же­нии разл. со­ци­аль­ных групп. По­сле дли­тель­но­го пе­ре­ры­ва ин­те­рес к Б. м. стал воз­рож­дать­ся в рос. со­цио­ло­гии в сер. 1990-х гг.

Био­гра­фич. ин­тер­вью от­но­сит­ся к груп­пе не­фор­ма­ли­зо­ван­ных (сво­бод­ных, «мяг­ких») ме­то­дов: рес­пон­дент рас­ска­зы­ва­ет о сво­ей жиз­ни в сво­бод­ной фор­ме, са­мо­стоя­тель­но оп­ре­де­ляя объ­ём по­ве­ст­во­ва­ния, сте­пень его под­роб­но­сти, со­бы­тия, о ко­то­рых сто­ит упо­мя­нуть, стиль по­ве­ст­во­ва­ния (эмо­цио­наль­ный или су­хой, серь­ёз­ный или иро­ни­че­ский и т. д.).

Б. м. да­ёт воз­мож­ность ис­сле­до­вать мик­ро­уро­вень со­ци­аль­ных про­цес­сов и яв­ле­ний, по­нять, как фор­ми­ру­ет­ся жиз­нен­ная стра­те­гия отд. гра­ж­дан (со­ци­аль­ных ак­то­ров) во взаи­мо­дей­ст­вии с об­ще­ст­вом. Срав­не­ние био­гра­фич. нар­ра­ти­вов (по­ве­ст­во­ва­ний) об­на­ру­жи­ва­ет ти­пич­ные со­ци­аль­но одоб­ряе­мые или от­кло­няю­щие­ся (де­ви­ант­ные) жиз­нен­ные стра­те­гии и прак­ти­ки. В со­цио­ло­гии пе­ре­ход от ана­ли­за ин­ди­ви­ду­аль­ных био­гра­фич. нар­ра­ти­вов к обоб­щён­ным пред­став­ле­ни­ям об изу­чае­мых со­ци­аль­ных фе­но­ме­нах обес­пе­чи­ва­ет­ся ме­то­до­ло­ги­ей изу­че­ния отд. слу­чая (case study).

В пси­хо­ло­гии, пе­да­го­ги­ке, ме­ди­ци­не Б. м. на­прав­лен на изу­че­ние и опи­са­ние од­ной че­ло­ве­че­ской жиз­ни, вклю­чая мир пред­став­ле­ний и пе­ре­жи­ва­ний кон­крет­ной лич­но­сти (в этом ва­ри­ан­те Б. м. ино­гда на­зы­ва­ют ав­то­био­гра­фи­че­ским). В этой сфе­ре с по­мо­щью Б. м. изу­ча­ет­ся со­от­но­ше­ние ус­ло­вий внеш­ней де­тер­ми­на­ции и са­мо­де­тер­ми­на­ции в ис­то­рии отд. че­ло­ве­ка и его лич­но­ст­ных из­ме­не­ний. Пу­тём ис­сле­до­ва­ния био­гра­фич. по­ве­ст­во­ва­ний о се­бе (од­но­крат­ных или лон­ги­тюд­ных, те­ма­ти­че­ски ог­ра­ни­чен­ных или ка­саю­щих­ся жиз­ни в це­лом) ана­ли­зи­ру­ют­ся опыт лич­но­сти, сме­на его ин­тер­пре­та­ций и оце­нок, со­дер­жа­ния цен­но­ст­но-смы­сло­вой и мо­ти­ва­ци­он­ной сфер, ди­на­ми­ка «Я-кон­цеп­ции», внут­рен­няя ло­ги­ка жиз­нен­ных це­лей и стра­те­гий по­ве­де­ния, а так­же ис­то­рия «кон­ст­руи­ро­ва­ния» соб­ст­вен­ной лич­но­сти и судь­бы. Ре­аль­ное те­че­ние жиз­ни не то­ж­де­ст­вен­но рас­ска­зу субъ­ек­та, ди­аг­но­стич­ны­ми яв­ля­ют­ся: от­бор эпи­зо­дов; со­кры­тия, умол­ча­ния, при­вле­че­ние ком­мен­та­ри­ев; за­бы­ва­ние со­бы­тий и эта­пов жиз­ни, ис­ка­же­ние фак­тов и вре­ме­ни их осу­ще­ст­в­ле­ния; ре­ин­тер­пре­та­ции, по­ка­зы­ваю­щие, как на­стоя­щее пе­ре­оп­ре­де­ля­ет про­шлое. Б. м. пред­по­ла­га­ет ана­лиз со­дер­жа­тель­ных (со­став и ие­рар­хия жиз­нен­ных тем, ус­той­чи­вые сю­же­ты и сим­во­лы) и фор­маль­ных ха­рак­те­ри­стик (напр., сти­ле­вые осо­бен­но­сти). Для ус­та­нов­ле­ния ис­тин­но­сти по­лу­чае­мых дан­ных раз­ра­бо­та­ны про­це­ду­ры ве­ри­фи­ка­ции: струк­ту­ри­ро­ва­ние те­ма­ти­ки ин­тер­вью, кон­тент-ана­лиз тек­стов, при­вле­че­ние до­пол­нит. ис­точ­ни­ков ин­фор­ма­ции (до­ку­мен­тов, оче­вид­цев, экс­пер­тов и др.).

В ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии Б. м. – спо­соб ис­сле­до­ва­ния, при ко­то­ром био­гра­фия и лич­ность пи­са­те­ля рас­смат­ри­ва­ют­ся как оп­ре­де­ляю­щие мо­мен­ты его твор­че­ст­ва. Б. м. был под­го­тов­лен эс­те­ти­кой ро­ман­тиз­ма с её вос­при­яти­ем жиз­ни и по­эзии как еди­но­го це­ло­го, а так­же гер­ме­нев­ти­кой Ф. Шлей­ер­махе­ра, по­ла­гав­ше­го не­об­хо­ди­мым изу­чать фак­ты внеш­ней и внут­рен­ней жиз­ни пи­са­те­ля для луч­ше­го по­ни­ма­ния его про­из­ве­де­ний. Ос­но­ва­те­лем Б. м. счи­та­ет­ся Ш. О.  Сент-Бёв, для ко­то­ро­го изу­че­ние на­след­ст­вен­но­сти, лит. и по­ли­тич. ок­ру­же­ния пи­са­те­ля бы­ло не­пре­мен­ным ус­ло­ви­ем по­сти­же­ния его твор­че­ст­ва. Б. м. на­шёл при­ме­не­ние в тео­рии и прак­ти­ке куль­тур­но-ис­то­ри­че­ской шко­лы (Г. Лан­сон, И. А. Тэн), по­вли­ял на ста­нов­ле­ние «ис­то­ри­ко-пси­хо­ло­ги­че­ско­го» ме­то­да Г. Бран­де­са, на «им­прес­сио­ни­сти­че­скую» кри­ти­ку ру­бе­жа 19–20 вв., за­ня­тую по­ис­ком от­ра­же­ния в тек­сте «со­кро­вен­но­го Я» пи­са­те­ля. С Б. м. свя­за­но ста­нов­ле­ние лит. порт­ре­та как осо­бо­го жан­ра ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния («Ста­рин­ные порт­ре­ты» Н. А. Кот­ля­рев­ско­го, 1907; «Си­лу­эты рус­ских пи­са­те­лей» Ю. И. Ай­хен­валь­да, вып. 1–3, 1906–10, и др.).

Глава 1. БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД — СРЕДСТВО НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Психологическая энциклопедия 1vc0

Страницы: 1 2 3 4 5

Операциональный аппарат биографического метода

Операциональный аппарат биографического метода, предназначенный для получения, добывания эмпирической биографической информации и психологической помощи людям, также своеобразен. Здесь широко используются тексты биографического характера, так называемые личные документы, поэтому нередко говорят о методе личных документов. Это роднит его с гуманитарным источниковедением, в котором разработаны приемы критики источников, техника контент-анализа.
Биографический метод в психологии включает в свой арсенал и квазиэкспериментальные методики, опросники, биографическое интервью, сбор свидетельских показаний, продуктов деятельности, графические методики, позволяющие выявить и зафиксировать в удобной для обработки форме факты жизненного пути личности. Так как биографический метод применяется в целях психоконсультирования и коррекции, то в этом плане разработаны особые методики, приёмы и процедуры, в частности биографический тренинг, разные его формы. Они помогают развить позитивное биографическое мышление, поднять уровень самосознания субъекта жизни. О них мы будем специально говорить в последующих главах.

Отличительные свойства биографического метода

Подводя итоги нашему первому знакомству с биографическим методом, перечислим его отличительные свойства, которые определяются самим предметом биографических исследований. Метод является историческим: он рассматривает жизнь личности на фоне и в связи с историей общества, поколения, к которому принадлежит субъект жизнедеятельности. История выступает партнером в жизненной драме, она детерминирует исходные условия, макрообстоятельства жизненного пути человека, «единицей” индивидуальной и общественной истории является событие. Как макроистория на уровне общества, так и микроистория на уровне индивида отражается в различного рода текстах — в письменных документах и преданиях, а также памятниках типа продуктов деятельности, реликвий. Психолог, как историк, изучает тексты, материальные памятники прошлой жизни, чтобы по ним воссоздать историю личности, особенно историю ее души. Поэтому и в методической части биографирование сближается с историческим исследованием.

По своей направленности биографический метод является генетическим, а по организационной форме — лонгитюдным. Причем речь не идёт о многолетнем исследовании одних и тех же субъектов, а об охвате длительных периодов жизни за счёт ретроспекции и использования «памятников» прошлой жизни личности, за счет прогнозов и предвидений личности относительного собственного будущего.
Лонгитюдность здесь имеет значение темпоральности, т.е. обязательного соотнесения всех биографических данных со временем жизни.
Вследствие указанных свойств биографический метод широко используется для исследований закономерностей развития человека в масштабе индивидуальной жизни от рождения до самой смерти. Становление так называемой всевозрастной психологии не возможно без биографического метода, который в принципе позволяет получить информацию о состоянии развития на всем протяжении жизни человека. Личность развивается в процессах жизнедеятельности, совершая поступки, планируя и осуществляя изменения в собственной жизни и тем самым в собственном развитии. Именно биографический метод помогает раскрыть субъектный характер развития личности, то, кем человек был, что он сделал и кем стал.
Как уже сказано, лонгитюдность биографического метода обеспечивается его значительной ретроспективностью. История жизненного пути — это прошлые события и обстоятельства. Мы можем реконструировать их на основе источников-памятников.
Но было бы неверным свести биографическое исследование только к изучению прошедшего времени. Современный биографический метод направлен и в будущее. Субъект жизнедеятельности — изучаемый человек — дает отчет о собственных планах, предвидениях, жизненных ожиданиях, мечтах и т. п., без этой информации биограф не может понять характер жизненного пути и тенденции развития личности. Полоса жизни, принадлежащая настоящему времени, также в поле зрения биографа, ибо в настоящем формируется будущее, осмысливается и переосмысливается прошлое. Вся жизнь в ее временной целостности является объектом биографического исследования.
Биографический метод отличается от лабораторного эксперимента или теста высокой экологической валидностью, естественностью в том смысле, что он оперирует жизненными показателями — данными, которые взяты из естественного хода жизни, не подверженному специальному исследовательскому влиянию (побочное влияние может иметь место, но оно учитывается как помеха для объективности исследования или как фактор личностного развития, что важно для проведения психокоррекционной работы на основе биографического метода).

Жизненные показатели первостепенно значимы в деле изучения таких сложных структурных образований личности, как талант и характер, поскольку те соотносятся не с лабораторными проявлениями личности, а с ее реальным участием в жизненной борьбе и общественно значимом творчестве.
Естественность, жизненность биографического метода задает его синтетический характер, так как он оперирует крупными, целостными единицами, выражающими личность в целом. Именно эта особенность роднит его с искусством, отсюда же значительная описательность метода. В то же время эту особенность не надо абсолютизировать. Современный биограф анализирует жизнь по измеряемым элементам, а затем проводит синтез на основе концепции жизненного пути.
Объективность интерпретации биографических фактов зависит от истинности и четкости руководящей теории жизненного пути, а ее лучше всего строить на основе фактов. Единство анализа и синтеза — общий логический метод научного исследования, в том числе и биографического.
Соответственно в процедуре биографического исследования сочетаются различные конкретные методы как аналитического, так и синтетического характера и потому метод является комплексным. Биографическое изучение личности обычно трудоемко и длительно, развертывается по этапам, опирается на серию конкретных биографических методик и техник.
Психолог понимает жизненный путь как взаимосвязь внешней и внутренней жизни, объективной и субъективной и уделяет последней не меньше внимания, чем событийной канве биографии. Обнаружение фактов внутренней жизни — переживаний зависит от воли самого субъекта жизни. Только он знает о том, что творится в его душе, каково содержание его переживаний. Только он может рассказать об этом в своих исповедях, дневниках, личных письмах, создавая биографические тексты на основе самонаблюдения. Такая особенность метода может быть названа интимностью. Ее необходимо учитывать, устанавливая доверительные отношения, с изучаемым человеком, побуждая его к самораскрытию, преодолевая естественную «защиту биографии».
Трудности глубинного познания жизни личности велики. Поэтому возникают порой сомнения: а под силу ли это науке? Жан-Поль Сартр отвечал на этот вопрос отрицательно: «В действительности субъективная жизнь, переживаемое, не может быть предметом познания, она принципиально не подвластна познанию… Кьеркегор прав, когда он утверждает, что горе, печаль, потребности, сострадание, человеческие заботы не охватываются познанием реальности…, что определенные области действительно не охватываемы человеческой мыслью» (20, 15).
И все же наука дерзает познать и понять личность во всей её полноте, и в этом большие надежды возлагает на биографический метод. Без него не постигнуть самого существенного в личности, и психология останется безжизненной, далекой от страдающего, борющегося и самоутверждающегося человека.
Итак, биографический метод — инструмент научного познания человека. Он может дать жизненные факты, без которых теория личности неполна. Его исследовательский потенциал постоянно растёт благодаря усилиям психологов-биографистов* и других ученых. (*В психологии недавно появился наряду со старым термином «биограф» термин — «биографист», относящийся к психологу, специализирующемуся в области психологии жизненного пути, или биографической. Биограф занимается биографией конкретного, обычно выдающегося человека на основе его личных документов, а биографист работает в области психологии жизненного пути и использует разные биографические методы, включая квазиэксперименты.) Но есть и прикладные цели применения этого метода.
Он используется как диагностический инструмент в работе с кадрами (личные биографические анкеты, опросники), при обследовании пациентов (анамнез), психологической экспертизе в судебной, педагогической практике.
Наконец, биография так или иначе кладётся в основу психологической помощи личности. На биографической основе возможна психоконсультационная работа, направленная на совершенствование личности через оптимизацию её субъективной картины жизненного пути и самой жизнедеятельности в социальном пространстве и времени.
Представления о закономерностях прохождения жизненного пути в определённом историческом времени служат для личности ориентирами в жизни, чтобы лучше удалось реализовать и развить свои потенциалы, получить подлинное удовлетворение от процесса и результатов жизни. Иначе говоря, анализ биографии сквозь призму теоретической модели оптимального жизненного пути, помогает личности управлять своим развитием. В практическом плане психологи-биографисты накопили опыт создания своеобразного биографического тренинга и отдельных психотехник, повышающих культуру жизни личности (См.
гл. 10).
В нашей книге речь будет идти обо всех трёх сферах применения и развития биографического метода — исследовательском, прикладном и практическом. Но главное внимание мы уделяем теории метода, полагая, что она определяет успех в конкретном его использовании в целях психологического познания, диагностики и помощи личности. Причем теория строится на базе представлений об индивидуальном жизненном пути, и процедура биографического метода раскрывается в процессе монографического исследования личности.


Литература к главе 1
1. Biographie und Psychologie. Herausgegeben von G. Juttemann und H.Thomae. Springer verlag. 1987
2. Allport G.W. The use of personal documents in psychological science.// Soc.Sci.Res.Coun.Bull. 1942. N49
3. Gottshalk L., Kluckhohn C. and Angell R. The use of Personal Documents in History, Anthropoloqy and Sociology // Sac.Sci.Res.Coun.Bull. 1945. N 53
4. Психология и новые идеалы научности.//Вопросы философии. 1993. №5.
5. Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства?// Психология личности. Тексты. М.: МГУ, 1982. С.208- 215.
6. Франкл. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс 1990. 368с.
7. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознаиия. М.: Наука. 1977. 379 с.
8. Психология: Словарь. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1999.
10. Buhler Сh. Der menschliche Lebenslauf als psychologisches probleme. Leipzig, 1933.
11. Логинова Н. А. Ш.Бюлер — представитель гуманистической психологии//Вопросы психологии. 1980. №1. С. 154-158.
12. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 327 с.
13. Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психологического развития человеческой жизни//Принцип развития в психологии М.: Наука, 1978. — С 173-196.
14. Боброва Е. Ю. Основы исторической психологии. СПб: СП6ГУ, 1997. 236 с.
15. Выгодская Г.Л. Каким он был//Вопросы психологии. 1996.№5.
16. Абульханова — Славская К. А. Деятельность и психология личности М.: Наука. 1980. 334 с.
17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М. 1979.
18. Платонов А.А. Из неопубликованного//Новый мир. 1991. №1. С 130 — 155.
19. Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
20. Бyeвa Л. П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.

Страницы: 1 2 3 4 5

Биографический метод в психологии

В литературоведении, социологии и психологии используется биографический метод исследования, позволяющий изучить художественное произведение, особенности общественного развития, психологического развития личности через описание биографии писателя , отдельный член общества или конкретное лицо.

В психологии этот метод представлен в трех вариантах. Первый – это описание и анализ человека ретроспективно, на основе уже имеющихся документов и других источников. Второй вариант — длительное исследование, сбор биографических данных на протяжении всей жизни для последующего анализа. Третий путь — посредством каузометрии, т. е. установления связей между различными событиями жизни, указываемыми и оцениваемыми человеком по их значимости.

Традиционный биографический метод

Как правило, для описания и изучения жизни человека используются различные документальные источники: письма, дневники, воспоминания современников и собственные, все, что сохранилось во времени. Но такие данные, как правило, неполны, отдельные периоды жизни просто превращаются в «черные дыры» биографий, и узнать о них что-либо становится невозможно. Еще одной проблемой изучения post factum является недостоверность некоторых фактов, субъективность их оценки, непоследовательность в описании одних и тех же событий разными людьми.

Исследователю-психологу важно не только получить достоверную информацию о биографии, внешней жизни человека, описанием которой он занимается, но, в первую очередь, его эмоциональные, эмоциональные переживания, связанные с определенными события, их значимая оценка. К сожалению, документальные факты лишь частично отражают психологическое состояние человека, а иногда и вовсе не дают такой информации.

Лонгитюдный биографический метод в психологии

Еще один способ изучения биографии человека основан на многолетних наблюдениях за его жизненным путем. Это психологический эксперимент, который длится всю жизнь. Аналогичные исследования касаются направления в науке, называемого «онтогенетической психологией», которое широко развито в Америке и Европе.

Продольные наблюдения в ракурсе развития личности, безусловно, более полны и дают возможность выбирать различные объекты и объекты для анализа. Кроме того, они позволяют использовать реальные измерения различных психологических параметров, а не опираться на документальные свидетельства. Но длительность во времени делает их размытыми и не дает цельного представления о развитии индивидуальности. Еще одним недостатком таких исследований является соразмерность проводимых многолетних наблюдений личности экспериментатора, что дает весьма субъективную оценку жизненным событиям.

Причинно-биографический метод

Этот метод был основан А. А. Кроником, который пытался моделировать жизненный путь человека с помощью специальных приемов, прослеживающих причинно-следственную связь жизненных событий. Суть метода заключается в том, что человек выбирает наиболее значимые для него события, которым дает определенную положительную или отрицательную оценку в зависимости от их влияния на жизнь. Привязав эти ценности к личности, характеру и темпераменту, а также значимые ценности, можно оценить прошлую жизнь и построить правильные перспективы в будущем. На это нацелены методы каузального анализа, использующие различные средства получения экспериментального материала: интервью, проективные методики, моделирование игровых ситуаций.

Полученные данные субъективны, но этот биографический метод, в отличие от традиционного, более терапевтичен и полезен, так как позволяет человеку оценить собственный образ жизни, структурировать его, что позволяет провести более глубокий анализ и оценку.

Карл Ясперс и биографический метод в психиатрии

3 минуты

Последнее обновление: 18 августа 2020 г.

Карл Ясперс был немецким психиатром и философом, оказавшим сильное влияние на психиатрию и философию. Благодаря этому многие специалисты считают его одним из пионеров экзистенциализма. Кроме того, он также известен тем, что создал биографический метод, который имеет важное психиатрическое применение.

Ясперс родился в Ольденбурге, Германия, в 1883 году. Он изучал медицину в Ольденбургском университете и получил докторскую степень в 1909 году. Он сразу же начал свою психиатрическую практику в университетской больнице Гейдельберга. Вскоре он заинтересовался тем, как в то время лечили психические заболевания.

«Философствовать — значит учиться умирать».

-Карл Ясперс-

В 1921 году Карл Ясперс стал профессором психологии Гейдельбергского университета. Мало-помалу преподавание стало занимать все его время. По этой причине он ушел из клинической практики. Это действительно огорчило его.

Нацизм и Вторая мировая война

Жена Карла Ясперса была дочерью еврейской пары. По этой причине, а также с ростом нацизма он был освобожден от должности профессора. Вторая мировая война была тяжелым временем для его семьи. Он получил свою работу только в 1946 когда закончилась война.

С тех пор  Карл Ясперс стал важной фигурой во время реконструкции Германии. В частности, он был одним из ответственных за восстановление нормального образования. Его главной целью было искоренить всех нацистов из немецких школ.

Вскоре он разочаровался в политике вообще. В результате он решил пойти работать в Базельский университет в 1948 году. Постоянные разочарования и сама война определенно повлияли на его экзистенциалистские взгляды.

Биографический метод Карла Ясперса

Одним из основных достижений Карла Ясперса был биографический метод. А именно, он состоит в том, чтобы попросить пациента объяснить в письменной форме, как он воспринимает свои симптомы. Другими словами, чтобы записать их восприятие реальности. Этот метод позволил профессионалам понять, что происходит в сознании их пациентов.

В частности,  это важно, потому что придает значение словам пациента,  , что нечасто случается в современной психиатрии. Психиатры склонны считать слова своих пациентов следствием нарушения работы мозга. Однако биографический метод придает этой «чепухе» некоторую ценность и использует ее для понимания изменений в восприятии пациентов.

Точно так же Карл Ясперс тщательно писал о своих пациентах. Он также максимально точно описал их симптомы. Он искал элементы в жизни своих пациентов, которые позволили бы ему понять их расстройства.

Другие публикации

Карл Ясперс также постулировал существование двух типов бреда: первичного и вторичного. Первичные заблуждения — это те, которые проявляются без видимой причины. Поэтому они автономны и непонятны с психологической точки зрения.

С другой стороны, вторичный бред проявляется как попытка объяснить нерегулярные переживания и психологически объясним.

Ясперс опубликовал свои выводы в своей книге Общая психопатология. Эта книга стала классикой и заложила основу для будущих разработок в области психиатрии.

Ясперс также занимался философией и теологией. Такие книги, как Философия существования или Человек в Новое время , сделали его по-настоящему знаменитым. К сожалению, в книги Карла Ясперса трудно попасть. Он был писателем, которого вы сможете понять, только прочитав его книги несколько раз.

Последние годы жизни

Карл Ясперс всегда интересовался политикой, религией и философией. Он написал несколько эссе по этим вопросам. Один из его самых интересных — Атомная бомба и будущее человечества .

Многие его работы показывают, насколько он разочаровался в своей стране.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *