Основные функции и проявления психики: Основные функции психики

Функции психики

Функции психики — это определенные свойства и качества психики, обеспечивающие адаптацию к меняющимся условиям окружающей среды. Это целостная система, в которой полноценное взаимодействие мира и человека возможно за счет взаимосвязи и взаимообусловленности всех функций.

Такое определение функций проистекает из понимания того, для чего служит психика и что обеспечивает для человеческой жизнедеятельности. Благодаря психике, человек создает собственную картину реальности на основе отражения окружающего мира и может координировать свою деятельность и поведение.

Формы такого отражения могут быть разными, и присущи они, конечно же, не только человеку. То, что отличает человека от собаки или кошки, это механизмы действия психики, которые возникли под влиянием социокультурного развития общества. Функции психики лежат в основе таких сложных и многозначных психических процессов и явлений как память, речь, воображение, мышление, восприятие, которые, уже сами, образуют сознание. При этом существует также низший уровень психики, уровень бессознательного, который появляется в результате неосознаваемых воздействий.

Мир психики — это внутренний душевный мир человека. Субъективная реальность, в которой существуют мысли и чувства, эмоции, интересы, мечты и планы о будущем, отношения с людьми и с самим собой. Всё, что делает человека ни на кого непохожим, уникальным. Психика подвижна и переменчива, никогда не стоит на месте, всегда развивается за счет полученного жизненного опыта.

Исследование психики даже на сегодняшний день не закончено, и поэтому не существует единого понимания всех функций. В конце XIX века было принято считать, что у психики есть только одна функция — адаптация, позволившая человеку выжить в неблагоприятных условиях среды. Конечно же, этого объяснения было недостаточно, чтобы оправдать такие сложные явления как творчество или любовь. Сегодня в психологической литературе выделяют и описывают три функции психики, которые признаны самыми важными. Это в первую очередь, отражение окружающей действительности. Затем регуляция поведения. И в общем смысле — осознание своего места в мире.

1. Отражение окружающей действительности

Основная способность психики, проявляющаяся в непосредственном отражении окружающей среды. Это активный свободный процесс постоянного и непрерывного познания действительности, который носит субъективный характер. Это значит, что отражение зависит от индивидуальных личностных особенностей человека и даже от конкретного психоэмоционального состояния.

Именно поэтому, так нередко люди кардинально не совпадают во мнении относительно схожих предметов или явлений. Отражение позволяет строить свою уникальную картину мира, и у каждого человека она своя. При этом, однако, субъективность восприятия не отрицает объективности реальности окружающего мира, являясь, скорее, слепком реальности.

Еще одной особенностью отражения стала способность предугадывать ход событий, а также результат своих действий на основе познания закономерностей мира и жизненного опыта.

2. Регуляция поведения

Эта функция дает возможность реагировать и отвечать на раздражители. Поведение человека, притом, является внешним проявлением внутреннего мира. От этого зависит, какие мотивы и потребности руководят человеком, какими способами он добивается цели, какие принимает решения и планы на будущее. Эмоции в этом случае являются каналом обратной связи, показывающим, насколько удовлетворяет человека то, что его окружает и то, что он делает.

Основная характеристика этой функции — её произвольность. Человек волевым усилием контролирует свое поведение. Это очень важно, ведь люди живут в обществе и являются социальными существами. Невозможно было бы строить взаимоотношения с людьми, без умения волевым усилием регулировать своё поведение.

3. Осознание себя и своего места в мире

Человек осознает себя личностью, со всем своеобразием черт характера и индивидуальными особенностями поведения. Понимая своё отличие от других, каждый человек считает себя частью общества, благодаря чему возможно строить межличностные отношения.

Эта функция психики во многом позволяет обеспечить приспособление человека к окружающей действительности и возможность ориентироваться в ней. Важным показателем, при этом, является адекватность в отношении к себе и к миру. Некритичное отношение искажает картину мира и мешает строить взаимоотношения.

Поведение человека, как существа социального, отличается особой сложностью. А процессы отражения и регуляции зависят от активной направленности. Поэтому выделяют активное и реактивное регулирование и отражение. Человек, за счет наличия сознания, способен не только пассивно реагировать на изменения условий среды, но строить свое собственное осознанное поведение.

Существует другие классификации, более полно или более кратко описывающие функции психики и их предназначение. Вот пример подробной классификации психических функций.

Имплицидные функции и эксплицитные функции психики

Имплицидные функции (аффективные, гностические, регуляторные). Эти функции координируют взаимодействие человека с окружающим миром. Основа имплицидных функций — нервная система и мозг, которые являются органами психической деятельности. Оттого эти функции считаются заданными изнутри.

Эксплицитные функции (коммуникативные, когнитивные, эмотивные, конативные, информационные). Они организовывают и управляют взаимодействием человека с другими людьми, с самим собой и с миром вещей. Их основой являются психика и органы чувств, и потому они считаются заданными извне.

Гностические функции

Обеспечивают получение и ассимиляцию информации о свойствах объектов в процессе взаимодействия человека и внешнего мира.

Информация, полученная извне, перерабатывается во внутренних процессах — памяти, восприятии, воображении, ощущениях, представлении и мышлении. Человек получает возможность сформировать свое представление о мире, планировать свои действия и предвидеть исход поступков.

Гностические функции лежат в основе познавательной деятельности. Результатом их работы становятся знания и интеллектуальный потенциал.

Аффективные функции

Это отношение на уровне «нужен»-«не нужен» к объектам взаимодействия, причем в конкретной ситуации, зависящей от внутреннего состояния.

Это субъективная оценка, которая влияет на отношение к объекту. Отрицательные эмоции, например, могут предупреждать об опасности определенных вещей или людей. Из этого вырастают более сложные формы — чувства, являющиеся важнейшими компонентами личности, индивидуальности, характера.

Регуляторные функции

Управляют взаимодействием с миром и налаживанием отношений с людьми.

Они преображаются в поведение человека, его действия, поступки. Отношения с людьми налаживаются благодаря соблюдению общественных ритуалов и правил, обычаев и законов. И поэтому всегда имеют нравственный компонент в своем проявлении.

Воля — основа регуляции психики в сфере предметных действий, и потому является внутренним стержнем организации личности.

Коммуникативные функции

Отвечают за связь человека и объектов взаимодействия, благодаря органам чувств, речи, мимике и прочему.

Общение с другими индивидуумами, например, возможно именно из-за наличия обратной связи, реакции одного человека на поведение другого. Общение бывает невербальное и вербальное.

В результате общения и взаимодействия с другими людьми, человек развивает в себе коммуникативность, общительность, обаяние и харизму.

Информационные функции

Обеспечивают процесс передачи сведений в знаковой и символьной форме.

Благодаря ощущению и восприятию происходит прием сведений окружающего мира. Это так же накладывает отпечаток субъективности на всю информацию. Только унификация в символах и знаках, понятных любому, делает возможность полноценного общения между людьми.

Когнитивные функции

Обеспечивают осмысленность познавательной деятельности человека.

Личностная направленность человека задает определенную установку на воображение и мышление. И потому является отправной точкой в развитии интеллекта.

Под влиянием взаимодействия с миром, формируются такие процессы, как мышление, представление, воображения. Таким образом создается внутренняя модель мира и человек может предвидеть результаты действий. Благодаря этому, например, возможно находить взаимопонимание в общении с людьми.

Эмотивные функции

Это переживание влияния окружающего мира на человека.

Контакт с любым объектом внешнего мира вызывает эмоцию — отрицательную или положительную — в зависимости от душевного состояния человека. Формами проявления эмотивных функций выступают чувства, настроения, эмоциональные состояния, аффекты и первичные эмоции.

Внутренняя оценка и переработка этих чувств позволяет строить социальные отношения.

Конативные функции

Определяют направленность деятельности человека и его поведение.

Потребности и установки, желания, интересы, склонности и увлечения — становятся мотивами предметной деятельности. Конативные функции обуславливают способность к психологической устойчивости, саморегуляции и координации действий.

Креативные функции

Это творческий потенциал деятельности человека.

При помощи механизмов экстериоризации и интериоризации происходит трансформация творческого потенциала. Во внутренние — интериоризованные — психические состояния и свойства (память, эмоции, мышление) и во внешние — экстериоризованные — проявления возможностей человека в действиях и поведении. Это обеспечивает такие явления в общении, как заражение, подражание, внушение, которые появляются под влиянием другого человека.

Результатом развития этих функций становится самоактуализация личности, стремление к самосовершенствованию. Человек становится творцом. И создает свою новую реальность, отвечающую его потребностям, вместо приспосабливания к окружающей действительности.

В заключение

Психическая реальность существует в 2 плоскостях: внешней, направленной на мир и координацию жизнедеятельности. И внутренней, обращенной в себя — самосознанием, рефлексией, явлением интроспекции. Психика человека развивается всё время и процесс этот строго индивидуален, зависит от условий и образа жизни, от полученного образования, от социального окружения. Следовательно, осознанная целенаправленная деятельность оказывает влияние на развитие определенных способностей. Всё это возможно за счет того, что функции психики тесно увязаны. Это обеспечивает целостность психики, её непрестанное развитие и саморегуляцию.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Основные функции психики

Основные функции и различные проявления психики способствуют тому, что человек может слышать, понимать и чувствовать. В течение всей жизни психика может меняться в зависимости от полученных знаний и информации.

Основные функции психики позволяют привыкнуть к определенным условиям, обучаться, развиваться, иметь возможность общаться, а также, если нужно, то и выживать. Все составляющие психики имеют связь и объединяются в целостный механизм, который позволяет взаимодействовать с окружающей средой. Как и любая другая система, психика человека имеет структуру, динамику и организацию.

Структура и основные функции психики

Уже достаточно много времени, как люди обнаружили, что кроме окружающей видимой обстановки существует и внутренний мир, который позволяет выражать чувства, желания, делиться воспоминаниями и мечтать.

Основные функции психики человека мы рассмотрим ниже.

Отражательная функция психики

Эта функция может изменяться и модернизироваться в течение жизни. Ежедневно на человека действует огромное количество факторов, которые отражаются на психике. Стоит учитывать то, что конкретное явление может иметь совершенно разное действие, которое зависит от времени и условий воздействия. В психике отражается наиболее правильное понимание окружающего мира. Все образы, которые возникают в голове у человека, это определенные копии реально существующих предметов и событий. При помощи отражения человек может воспроизводить и изменять полученные объекты.

Всего существует 3 формы отражения:

  1. Первая помогает воспринимать конкретные объекты неживой природы.
  2. Вторая форма соответствует физиологическому отражению.
  3. Третья форма самая сложная и она отражает психическое состояние, то есть сознание. Оно помогает отделить в мыслях себя от окружающего мира, а также понять и осмыслить различные аспекты человеческого существования.
    Все это можно объединить одним понятием – самосознание.

Отражательная функция – активный процесс, который помогает определить и выбрать подходящий способ действия в конкретной ситуации. Действия человека прекрасно отражают окружающую ситуацию, а так же они имеют возможность преобразовать ее в процессе деятельности.

Регулятивная функция психики

Благодаря психике человек не только обладает способностью отражать влияние на него окружающего мира, а и регулировать процесс его восприятия, который определяет деятельность, реакции и поведение. Благодаря этому человек понимает необходимые мотивы и потребности, а также ставит перед собой цели и задачи. Кроме этого психика способна вырабатывать способы и возможные приемы для достижения той или иной цели. Поведение человека определяется, как внешняя форма проявления психики.

Из-за своей противоречивости регулятивная функция может выступать в двух формах:

  1. Конструктивная. Подразумевает выполнение определенных задач, которые направлены на достижение цели или задачи.
  2. Деструктивная. Подразумевает принятие определенного решения, которое имеет долю риска и авантюризма.

Познавательная функция психики

Эта функция помогает человеку адаптироваться и ориентироваться о любой ситуации, которая позволяет осмыслить все ее стороны и реалии. Психика способствует тому, что он может привыкнуть к любой случившейся ситуации. Кроме этого человек имеет возможность принимать себя, как отдельную личность, со всеми индивидуальными и психологическими чертами, благодаря которым он может стать частью социума, а точнее конкретного общества или группы. Психика человека – сложная система, в которой все составляющие элементы иерархически организованы и изменчивы.

 

Статьи по теме:

Чем отличается личность от индивида?

Нередко, употребляя в речи слова и термины, мы не совсем понимаем их истинное значение. Так происходит и с понятиями личности и индивида, о различии между которыми и пойдет речь в этой статье.

Как стать здоровым?

Быть абсолютно здоровым — мечта каждого человека, однако абсолютное здоровье недостижимо, в силу различных факторов. Эта статья расскажет, о чем стоит позаботиться, в первую очередь, на пути к здоровью и хорошему настроению.

Разочарование в человеке

Никто не застрахован от разочарований даже в тех людях, в которых была стопроцентная уверенность. Чаще всего причина таких разочарований мы сами, со своими иллюзиями и мечтами.

Расстройства памяти

Расстройства памяти чаще всего встречаются у пожилых людей, но бывает, что такого рода проблемам подвержена и молодежь. В этой статье мы расскажем о симптомах расстройств памяти и их последствиях.

Функция – Психологические функции Юнга

Функция

Форма психической активности или проявления либидо , которая в принципе остается одной и той же при различных условиях. (См. также дифференциация , подчиненные, первичные и вспомогательные функции ,    и типология .)

Юнговская модель типологии различает четыре психологические функции: мышление, чувство, ощущение и интуицию.

Ощущение устанавливает то, что действительно присутствует, мышление позволяет нам распознать его значение, чувство сообщает нам его ценность, а интуиция указывает на возможности относительно того, откуда оно появилось и откуда оно пришло идти в той или иной ситуации. [«Психологическая теория типов», CW 6, пар. 958.]

Хотя все функции существуют в каждой психике, одна функция неизменно более сознательно развита, чем другие, порождая односторонность, которая часто приводит к неврозу.

Чем больше [человек] идентифицирует себя с одной функцией, тем больше он вкладывает в нее либидо и тем больше он забирает либидо из других функций. Они могут терпеть лишение либидо даже довольно долгое время, но в конце концов они будут реагировать. Истощенные либидо, они постепенно опускаются ниже порога сознания, теряют с ним ассоциативную связь и, наконец, уходят в бессознательное. Это регрессивное развитие, возвращение к инфантильному и, наконец, к архаическому уровню… [которое] приводит к диссоциации личности. [«Проблема типа в эстетике», там же, пар. 502ф.]

Дифференциация

Отделение частей от целого, необходимое для сознательного доступа к психологическим функциям .

До тех пор, пока функция все еще настолько слита с одной или несколькими другими функциями — мышление с чувством, чувство с ощущением и т. д. — что она не может действовать сама по себе, она находится в архаичном состоянии, т. е. не дифференцированный, не отделенный от целого как особая часть и существующий сам по себе. Недифференцированное мышление не способно мыслить отдельно от других функций; оно постоянно смешивается с ощущениями, чувствами, интуициями, подобно тому как недифференцированное чувство смешивается с ощущениями и фантазиями. [«Определения», CW 6, пар. 705.]

Недифференцированная функция характеризуется амбивалентностью (каждая позиция влечет за собой свой негатив), что приводит к характерным торможениям в ее использовании.

Дифференциация состоит в отделении функции от других функций и в отделении ее отдельных частей друг от друга. Без дифференциации направление невозможно, так как направление функции к цели зависит от устранения всего лишнего. Слияние с неуместным исключает направление; только дифференцированная функция способный быть направленным. [Там же, пар. 705.]

© из Дэрила Шарпа Jung Lexicon , воспроизведено с любезного разрешения автора.

Четыре функции сознания — ОФИЦИАЛЬНЫЙ веб-сайт MARI®

Согласно C.G. Сознание Юнга состоит из четырех аспектов — мышления, чувства, ощущения и интуиции. Почти невозможно отделить один аспект от другого, поскольку они неразрывно связаны в нашем теле-разуме. MARI имеет доступ ко всем четырем функциям сознания.

Интуитивная функция

Интуитивная функция активируется с самого начала сеанса MARI. Испытуемого сначала просят создать нарисованную мандалу. Нарисованная мандала состоит из белого листа бумаги и коробки не менее чем с 24 пастелью. Идеальная бумага — белый квадрат размером 12 на 12 дюймов. На бумаге только нарисованный карандашом круг размером с обеденную тарелку. Направления просты — «Удиви себя». Субъект решает, с какого цвета начать, с чего начать, как заполнить пространство и хотят ли они укрепиться или остаться в пределах линии. Этот процесс полностью интуитивен и часто раскрывает очень интересную бессознательную информацию.

Выбор символов и цветов на MARI также полностью интуитивно понятен. Их просто просят позволить себе увлечься шестью символами, которые им нравятся или которые их больше всего привлекают, и одним символом, который им не нравится или который привлекает их меньше всего.

Затем субъекта просят подумать о проблеме в его жизни. Их просят думать об этом как можно яснее. Как правило, вопросы широкие, неясные, расплывчатые, связанные с другими вопросами. Испытуемому предлагается постараться как можно более ясно изложить проблему. Их просят упростить проблему до предложения, если это возможно, а затем позволить этой проблеме прокрутить их в уме.

Пока они думают о проблеме и позволяют ей крутиться в уме, им дается указание позволить своим глазам найти символ, который, кажется, представляет собой помощь или руководство по решению проблемы.

Карточки-инструкции имеют несколько важных аспектов. Во-первых, как только субъект выбрал свои символы и цвета, которые, кажется, сочетаются с этими символами, ему будет дана обратная связь. Другими словами, они войдут в аспекты мышления и чувств точно так же, как на сеансе консультирования. По этой причине важно получить от клиента как можно больше информации, пока он все еще находится в интуитивной функции.

Важно обратить внимание на тот факт, что испытуемого просят «подумать» о проблеме. Это важно, потому что функция мышления вербально вводится в интуитивную функцию. Это введение одного аспекта сознания в другой важно и требует другой ориентации на выбранные символы и цвета, когда дается обратная связь.

Функция обнаружения

Это, пожалуй, самый важный аспект в объяснении того, почему работает MARI. Хотя у нас есть пять чувств, в MARI важнее всего визуальное чувство. Чтобы понять, как и почему мы, люди, так визуально реагируем на символы и цвета, только начинают исследовать новые области эволюционной психологии и биологии. Наши реакции связаны с нашими инстинктами и интуитивными чувствами. По этой причине его трудно измерить. Тестируемость очень сложна с инстинктами и интуицией. Возможно, ближе всего к подтверждению того, как мозг обрабатывает символы и цвета, мы можем подойти с помощью фМРТ (функционального магнитно-резонансного томографа) 9.0017

Новая неврологическая информация захватывает. Теперь мы можем точно определить, где мозг обрабатывает слово или изображение. Зрительная кора активируется не только тогда, когда субъект выбирает символы и цвета, но, что более важно, когда субъект получает обратную связь.

Хотя исследования с фМРТ еще не проводились с MARI, мы можем сделать вывод из аналогичных исследований, что будет огромная разница в мозге субъектов, которые сидят и разговаривают, как в традиционной терапии, и субъектов, которые проводят MARI. В мозгу человека, проводящего MARI, обнаруживаются бесчисленные неврологические связи, активирующиеся и соединяющиеся с другими частями мозга. Теперь, когда мы разрабатываем инструменты, которые показывают нам, что происходит в мозгу, мы не можем уменьшить неврологическое воздействие, когда клиент «видит» свою жизнь в символах и цветах. Визуальное понимание при виде его или ее символов и цветов, правильно размещенных на Великом Круге, опережает на световые годы терапию только с двумя аспектами сознания.

Визуальное воздействие как минимум двоякое. Есть первоначальный эффект. MARI — единственный инструмент, дающий визуальную картину нашего психического содержания. Никогда прежде мы не видели этого.

И тот факт, что человек выбрал символ и цвет, а затем увидел эту комбинацию, помещенную в Большой Круг, сильно отличается от того, что терапевт говорит клиенту, что у него хорошая или плохая самооценка или более серьезные проблемы. Эта картина наполнена слоями информации, которые пробуждают воспоминания, чувства и озарения. Мы не можем недооценивать силу визуального образа и его влияние на тело-разум.

Если, например, субъект выбрал цвет, который говорит о старой боли или старой обиде на стадии полного сознания, это может означать как минимум две вещи: значение стадии и значение цвета. Во-первых, часть из них функционирует на стадии полного сознания и автономии. Во-вторых, там есть что-то тяжелое, вероятно, связанное со старой болью или старой обидой. Эта информация представляется субъекту в форме такого вопроса, как: «Хотя ясно, что вы действуете на стадии развитого сознания и во многих отношениях чувствуете себя в мире комфортно и успешно, тоже есть смысл, может там тоже какая-то тяжесть? Тяжесть, которая, возможно, связана со старой обидой и старой болью?»

Это важный момент для субъекта — он действительно видит проблему. Это регистрируется в психике, и субъект должен выражать свои мысли и чувства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *