Биография сиддхартха гаутама: Будда – краткая биография — Русская историческая библиотека

Будда – краткая биография — Русская историческая библиотека

Читайте также статьи Буддизм в Древней Индии, Брахманизм и буддизм, Культура Древней Индии – кратко.

Отцом Будды легенда называет царя племени шакьев Шуддходану, жившего в своей столице Капилавасту (таково её санскритское название, на тесно связанном с буддийской литературой языке пали оно произносится как «Капилаваттху»).  Шуддходана был женат на двух дочерях соседнего царя колиев – народа, жившего на противоположном от шакьев берегу реки Рохини. Долгое время оба брака отца Будды оставались бездетными. Только на 45-м году супружества забеременела старшая из двух его жен, Майя. Когда она, как этого требовал обычай того времени и ее общественное положение, хотела удалиться в дом своих родителей, чтобы там дождаться родов, она по дороге неожиданного разрешилась от бремени в роще Лумбини (нынешний округ Сиддхартханагар, штат Уттар-Прадеш, в полутора километрах от границы с Непалом).

Рождение Будды царицей Майей

 

Майя родила сына, получившего имя Сиддхартхи. Это и есть настоящее имя Будды, которого чаще называют его фамильным именем – Гаутама (Готама). Все другие прозвища Будды – только эпитеты, и число их соответствует благоговению и почитанию, которое питали к нему его ученики. Все эти прозвища, подобно данным Иисусу – Спаситель, Избавитель, Христос и т. д., суть не что иное, как выражение его качеств; так, Шакья Муни – значит мудрец из рода Шакья, Шакья Сингха – Шакья-лев, Бхагават – достойный, Саттха – учитель, Джина – победитель и т. д.; имя Будда есть также только прозвище и обозначает «Познавший».

Рождение Сиддхартхи можно с некоторой вероятностью отнести к 560 – 557 гг. до н. э., год же его смерти к 480 – 477 до н. э. Мать будущего Будды умерла уже на седьмой день после его рождения, и воспитание его взяла на себя сестра покойной, Праджпати, растившая его с большой любовью. По обычаю того времени молодой Сиддхартха уже на девятнадцатом году был обвенчан с двоюродной сестрой своей Язодхарой, дочерью царя кольев; на десятом году этого супружества у него родился сын Рахула.

Другой на месте Сиддхартхи был бы счастлив и доволен: на его долю выпало все, что составляло идеал знатного кшатрия. Но его, 29-летнего мужа, все это не удовлетворяло: среди внешней роскоши, которой он был окружен, его серьезный и возвышенный ум с отвращением отворачивался от мирской суеты. Мысли будущего Будды о мировом несчастье и об освобождении от этого несчастья воплощаются в предании в объективную, очеловеченную форму: божество предстает перед ним сначала в виде дряхлого старца, затем в виде тяжелобольного, еще позже в виде разлагающегося трупа, и, наконец, в виде почтенного отшельника. Рождение сына было последним толчком, заставившим его привести в жизнь давно назревшее решение, – в ребенке он увидел только новые узы, связывавшие его с миром.

Повествование о бегстве Сиддхартхи – это самый трогательный эпизод из всей буддийской легенды о его жизни. Только еще один раз он хочет видеть самое дорогое, что у него есть на свете, и прижать к сердцу своего новорожденного сына. Тихо подкрадывается он в опочивальню, где спят его жена и сын. Но рука матери покоится на головке ребенка, и Сиддхартха, боясь разбудить мать, не решается обнять его.

Так, без прощания, оставляет будущий Будда жену и ребенка и один со своим возницей отправляется навстречу ночи. Далее он дарит вознице все свои украшения и поручает ему привезти своим родным весть о своем решении; после этого он обрезает коротко свои волосы, меняет богатые одежды на платье прохожего нищего и, одинокий, направляется к столице государства Магадха, Раджагриха, вблизи которой в скалистых пещерах жили отшельники. Он присоединился к ним в надежде от них узнать смысл великой загадки бытия.

Но метафизика брахманов не могла удовлетворить его пытливый ум: ни у Алары Каламы, ни у Уддака Рамапутты он не нашел того, чего искал, – пути к спасению от мировой скорби. Он оставляет обоих учителей и направляется к лесам Урувелы (при современном Будда-гае), где, посвятив себя самому строгому аскетизму, жило уже пять других отшельников. В течение шести лет тот, кому вскоре суждено стать Буддой, превосходит всех своих товарищей в самом беспощадном умерщвлении своей плоти; от прежнего Сиддхартхи, полного красоты и силы, остается одна только тень. Слава о его нечеловеческом самобичевании разносится далеко; сам же он, в то время как другие считают его уже на пути к спасению, чувствует себя все более несчастным.

Наконец слабость доводит его до обморока; после того, как он приходит в себя, он решает оставить избранный им ложный путь. Но когда он снова начинает принимать пищу, как все прочие люди, он теряет веру и уважение своих пяти товарищей; они не желают оставаться долее в его обществе и направляются к священному городу Бенаресу, чтобы там в более чистой обстановке продолжать предаваться умерщвлению плоти. Оставшемуся одиноким Сиддхартхе предстоит еще самая тяжелая душевная борьба. Буддийская легенда представляет нам происходящий в нем душевный и умственный разлад как борьбу светлых и темных духов, которая ведется с таким ожесточением, что весь мир содрогается и грозит обрушиться. На берегах Наиранджары на него, наконец, снисходит благодать познания. Все ему становится ясным – он получает откровение, которое указывает ему смысл страдания и путь к спасению. Теперь он становится Буддой – «Познавшим», достигшим не только для себя, но и для всего мира того познания, которое ведет к спасению.

Статуя Будды из Сарнатха (пригорода Варанаси — Бенареса). IV век н. э.

Источник фото

 

Семь дней Будда в возвышенной ясности духа, в блаженном просветлении под священной смоковницей (ficus religiosa; по-сингалезски: дерево бо – древо познания; на санскрите: bodhi). Находятся два добрых человека, которые приносят ему рисовые лепешки и мед. Он дает им взамен высшее, чем он обладает, – свое учение; и оба, Тапуса и Бхаллика, становятся его первыми последователями, они «приходят под защиту Будды и его учения». На просветленного Будду находит сомнение, будет ли в состоянии недалёкий ум народной массы обнять великую истину. Но бог мира Брахма заставляет его возвестить миру свое учение, и Будда уступает: он идет в тот самый лес, где пребывают его прежние пять товарищей по покаянию, и излагает им в «Бенаресской проповеди» основы своего учения – буддизма. Ни радости жизни, ни умерщвление плоти не могут привести к цели, к ней ведет только средний путь. В широких чертах излагает он им истину о страдании и восьмикратный путь к спасению.

С этого момента жизнь Будды наполнена поучением и обращением народа: небольшая община быстро увеличивается присоединением к ней шести знатных граждан из Бенареса; затем примыкают еще 50 учеников. Слух о новом учении разносится далеко; со всех сторон стекаются народы, чтобы услышать его. Будда высылает всех своих 60 учеников апостолами в мир: «Идите, о нищие, несите спасение и благо народам, спасение, пользу и благо богам и людям». Недолго пришлось оставаться Будде одиноким после того, как он выслал апостолов: скоро еще новых 30 богатых юношей, а затем 1000 аскетов-огнепоклонников примыкают к его учению. Но самым важным было присоединение к учению Будды Бимбисары, царя великого царства Магадха: в нем буддизм приобрел могущественного покровителя, и непосредственно за его обращением Будда уже десятками тысяч насчитывает своих духовных братьев. Еще важнее было присоединение самых выдающихся учеников Будды Сарипутты и Могалланы.

С присоединением к учению Будды царя Бимбисары впервые проявляется та черта, которая характеризует дальнейшее развитием этой религии: склонность приобретать благорасположение правителей и становиться под их защиту. И вот волна буддизма в отдельных государствах то приливает, то отливает в зависимости от того, процветает ли или падает господствующая в них династия; явление это мы видим, между прочим, и на Цейлоне, где буддийская община необыкновенно процветает под эгидой сильных и счастливых правителей, но зато при обрушившихся на страну политических несчастьях в период войны с дравидами, она неоднократно приходит в упадок и, наконец, совершенно исчезает. Буддизм всегда выказывал до известной степени податливость по отношению к сильным мира: уже первый высокий покровитель его, Бимбисара, сумел добиться того, чтобы в монашеской общине были введены принятые уже раньше у многих брахманских монахов ежемесячные покаяния (строгое соблюдение четырех лунных четвертей) и дни упосадха. В другой раз, когда Будда в одно из своих позднейших странствований возвращается в свой родной город, и собственный сын его, Рахула, примыкает к его общине, он по просьбе старого князя к правилам о принятии в общину присовокупляет еще постановление, по которому никакой сын не может сделаться монахом без согласия своего отца. Едва ли тоже Будда поборол бы свое отвращение к устройству орденов монахинь, если бы его приемная мать Праджапати, желавшая основать такой орден, не была царского рода.

С другой стороны, новое учение приобрело, благодаря покровительству сильных, не только благорасположение народа, но и желательную опору: бедность была обязательна лишь для отдельного монаха, – орден с самого начала с благодарностью принимал богатые приношения. Первым таким даром была бамбуковая роща при столице царства Магадха, и еще при жизни самого Будды цари и богатые люди соперничали между собой в таких приношениях; целый ряд обширных садов и парков уже при его жизни был завещан ордену; особенно знаменитым был сад в Джетаване при Саваттхи. На Цейлоне, относительно которого история буддизма более выяснена, в руках ордена находилась большая и самая лучшая часть всех плодородных земель.

Из учеников Будды, стоявших к нему особенно близко, самым симпатичным является двоюродный брат его Ананда; он не отличался большим умом, но его нежная заботливость и преданность учителю завоевывают наши сердца. Тесный круг людей, сплотившихся вокруг Будды, не был, однако, свободен от темных пятен, как и круг учеников Христа: в лице Девадатты, преисполненного высокомерия и неукротимого честолюбия, выступает перед нами уже во времена Будды дух сектантства, приводивший впоследствии неоднократно к расколу; многие последователи Будды отпали еще при жизни учителя. И как потом каждая секта старалась очернить другие, так и здесь легенда упрекает честолюбивого ученика даже в покушении на жизнь своего учителя.

Голова Будды. Индийский национальный музей, Дели

Источник изображения 

 

В течение 45 лет после того, как на него снизошло «озарение», Будда странствовал, поучая, по стране; и последователи его насчитывались уже многими тысячами, когда тяжелая болезнь впервые напомнила ему о близости кончины. Озабоченно задает себе вопрос община, кто после смерти его будет ее руководителем. Будда указывает им на них же самих: «Будьте сами себе светочем, сами себе прибежищем и не ищите другого прибежища; учение должно быть вашим светом, вашим прибежищем, и не ищите другого прибежища». Силой воли больной выздоравливает еще раз, но по его собственному предсказанию кончина его должна наступить через три месяца.

Легенда рисует нам последние дни Будды с такими реальными подробностями, что здесь, по всей вероятности, мы имеем дело уже с историческими воспоминаниями. Будда отправился со своим любимым учеником Анандой в Паву; в гостях у кузнеца Кунды, в обществе других монахов, Будда за трапезой вкушает испорченное кабанье мясо, после чего заболевает. Тем не менее он продолжает свой путь. Но уже вблизи Кусинары силы изменяют ему. В тени двух деревьев-близнецов, куда его положили, Будда ожидает смерти. Еще раз благодарит он своего верного Ананду за всю его любовь и преданность и спрашивает собравшихся вокруг него монахов, имеет ли кто-либо из них еще какие-нибудь сомнения; когда никто их не выражает, Будда обращается к окружающим с последними своими словами: «Истинно, о монахи, говорю вам: тленно все существующее, стремитесь без устали к совершенству». После этого существо его вступило в Нирвану.

«Как поступают с останками короля королей, так должно поступить с останками Совершенного», – таков был ответ Ананды, когда Маллы из Кусинары спросили его о способе погребения. Шесть дней продолжались приготовления; и, наконец, с большой торжественностью был зажжен погребальный костер Будды. Кости великого усопшего были собраны; со всех сторон стали требовать мощей, чтобы сохранить их в достойных мавзолеях («ступах»). Тогда решили разделить останки на восемь частей и раздать их главным государствам, в которых жил и учил Будда.

 

Будда — биография, учение, факты

Будда Шакьямуни (дословно «Пробужденный мудрец из рода Шакья»; 563-483 до н.э.) – духовный учитель и родоначальник буддизма – одной из 3-х мировых религий. Получив при рождении имя Сиддхаттха Готама/Сиддхартха Гаутама, позднее стал называться Буддой, что в переводе с санскрита буквально означает «Пробудившийся».

Сиддхаттха Гаутама является главной фигурой в буддизме. Его рассказы, изречения и разговоры с последователями легли в основу канонических собраний Священных буддийских текстов. Также пользуется авторитетом и в других религиях, включая индуизм.

В биографии Будды есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Сиддхартха Гаутамы.

Биография Будды

Сиддхартха Гаутама (Будда) появился на свет около 563 г. до н.э. (по другим источникам в 623 г. до н.э.) в городе Лумбине, который сейчас располагается на территории Непала.

На данный момент ученые не обладают достаточным количеством документов, которые бы позволили воссоздать подлинную биографию Будды. По этой причине, классическое жизнеописание основывается на буддийских текстах, которые возникли только спустя 400 лет после его кончины.

Детство и юность

Считается, что отцом Будды был раджа Шуддходана, тогда как его матерью являлась царица Махамайя – принцесса из царства колиев. В ряде источников говорится, что мать будущего учителя скончалась спустя неделю после родов.

В результате, воспитанием Гаутамы занялась его родная тетя по материнской линии Маха Праджапати. Любопытно, что Маха также являлась женой Шуддходаны.

Будда не имел родных братьев и сестер. Однако у него был сводный брат Нанда, сын Праджапати и Шуддходаны. Существует версия, что у него также была сводная сестра по имени Сундара-Нанда.

Отец Будды хотел, чтобы его сын стал великим правителем. Для этого, он решил оградить мальчика от всяких религиозных учений и знаний о страданиях, которые постигают людей. Мужчина построил для сына 3 дворца, где тот мог пользоваться любыми благами.

Еще в детстве у Гаутамы начали проявляться разные способности, вследствие чего он значительно опережал своих ровесников в изучении наук и спорте. Одновременно с этим он уделял много времени для размышлений.

Когда юноше было 16 лет, отец дал ему в жены принцессу Яшодхару, которая приходилась ему двоюродной сестрой. Позже у супругов родился мальчик Рахул. Первые 29 лет свой биографии Будда прожил в статусе принца Капилавасту.

Несмотря на то, что Сиддхартха жил в полном достатке он понимал, что материальные блага не являются главным смыслом в жизни. Как-то раз, парню удалось покинуть пределы дворца и воочию увидеть жизнь простых людей.

Будда увидел «4 зрелища», которые навсегда изменили его жизнь и отношение к ней:

  • нищего старика;
  • больного человека;
  • разлагающийся труп;
  • отшельника.

Именно тогда Сиддхартха Гаутама осознал суровую реальность жизни. Для него стало ясно, что богатство не в силах избавить человека от болезней, старения и смерти. Тогда же он понял, что путь самопознания является единственным способом для постижения причин страданий.

После этого Будда оставил дворец, семью и все нажитое имущество, отправившись на поиски пути для освобождения от страданий.

Пробуждение и проповедь

Оказавшись за пределами города, Гаутама встретил нищего, поменявшись с ним одеждой. Он начал странствовать по разным регионам, прося у прохожих милостыню.

Когда о странствиях царевича узнал правитель Бимбисара, он предложил Будде престол, но тот отказался от него. Во время своих путешествий, парень обучался медитации, а также был учеником у разных учителей, что позволило ему приобрести знания и опыт.

Статуя Будды

Желая достичь просветления, Сиддхартха начал вести крайне аскетичный образ жизни, порабощая любые желания плоти. Спустя примерно 6 лет, находясь на грани смерти, он понял, что аскетизм не приводит к просветлению, а только истощает плоть.

Тогда Будда в полном одиночестве продолжил свое путешествие, продолжая искать способы достижения духовного пробуждения. Однажды он оказался в роще, расположенной в видимой близости от Гайи.

Тут он утолил голод рисом, которым его угостила местная женщина. Интересен факт, что Будда был настолько физически истощен, что женщина приняла его за духа дерева. Поев он сел под фикусовым деревом и поклялся, что не двинется с места, пока не достигнет Истины.

В результате, 36-летний Будда якобы просидел под деревом 49 дней, после чего ему удалось достичь Пробуждения и полного представления о природе и причине страданий. Также ему стало ясно, каким образом можно избавиться от страданий.

Позже это знание стало именоваться «Четырьмя Благородными Истинами». Главным условием для Пробуждения являлось достижение нирваны. Именно после этого Гаутаму начали называть «Буддой», то есть – «Пробудившимся». В последующие годы биографии он проповедовал свое учение всем людям.

Оставшиеся 45 лет й жизни Будда проповедовал на территории Индии. К тому моменту у него появилось много последователей. Согласно буддийским текстам, тогда он совершал разные чудеса.

Зуб Будды

Люди толпами приходили к Будде, чтобы узнать о новом учении. Интересен факт, что правитель Бимбисара, также принял идеи буддизма. Узнав о скорой кончине родного отца, Гаутама отправился к нему. В результате, сын рассказал отцу о своем просветлении, вследствие чего тот стал архатом незадолго до собственной смерти.

Любопытно, что за годы биографии Будда неоднократно подвергался покушениям на свою жизнь со стороны оппозиционных религиозных групп.

Смерть

В 80-летнем возрасте Будда заявил, что в скорости достигнет абсолютного Покоя – нирваны, который не является «смертью» или «бессмертием» и находится вне постижения ума.

Перед смертью учитель сказал следующее: «Все составные вещи недолговечны. Стремитесь к своему высвобождению прилагая для этого все усилия». Будда Гаутама умер в 483 году до н.э., или 543 году до н.э., в возрасте 80 лет, после чего его тело было кремировано.

Мощи Гаутамы разделили на 8 частей, после чего положили у основания специально построенных ступ. Любопытно, что в Шри-Ланке находится место, где хранится зуб Будды. По крайней мере в это верят буддисты.

Если вам понравилась краткая биография Будды – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии великих людей или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на веб-сайт InteresnyeFakty. org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Будда | Биография, учения, влияние и факты

Будда

Смотреть все медиа

Дата рождения:
Лумбини Непал
Умер:
Индия
Известные члены семьи:
мать Маха Майя

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Будда , (санскрит: «Пробужденный») имя клана (санскрит)

Гаутама или (пали) Готама , личное имя (санскрит) Сиддхартха или (пали) Сиддхатха 3,900 c. до н.э., Лумбини, близ Капилавасту, республика Шакья, царство Косала [ныне в Непале] — умер, Кусинара, республика Малла, царство Магадха [ныне Касия, Индия]), основатель буддизма, одной из основных религий и философские системы Южной и Восточной Азии и мира. Будда — один из многих эпитетов учителя, жившего на севере Индии где-то между 6 и 4 веками до нашей эры.

Его последователи, известные как буддисты, проповедовали религию, известную сегодня как буддизм. Титул будда использовался рядом религиозных групп в древней Индии и имел ряд значений, но он стал наиболее тесно ассоциироваться с традицией буддизма и означать просветленное существо, то, что пробудилось ото сна. невежества и обрел свободу от страданий. Согласно различным традициям буддизма, будды были в прошлом и будут в будущем. Некоторые формы буддизма считают, что на каждую историческую эпоху существует только один будда; другие считают, что все существа в конце концов станут буддами, потому что они обладают природой будды (9).0041 татхагатагарбха

).

Все формы буддизма отмечают различные события в жизни Будды Гаутамы, включая его рождение, просветление и переход в нирвану. В некоторых странах три события отмечаются в один и тот же день, который в Юго-Восточной Азии называется Весак. В других регионах фестивали проводятся в разные дни и включают в себя различные ритуалы и практики. В этих странах рождение Будды празднуется в апреле или мае, в зависимости от лунной даты. В Японии, где не используется лунный календарь, рождение Будды отмечается 8 апреля. Празднование там слилось с местной синтоистской церемонией в праздник цветов, известный как Ханамацури.

Общие соображения

Имя клана исторической личности, именуемой Буддой (жизнь которого известна в основном из легенд), было Гаутама (на санскрите) или Готама (на пали), а его настоящее имя было Сиддхартха (санскрит: « тот, кто достигает своей цели») или Сиддхаттха (на пали). Его часто называют Шакьямуни, «мудрец из клана Шакья». В буддийских текстах к нему чаще всего обращаются как к Бхагавату (часто переводимому как «Господь»), а себя он называет Татхагатой, что может означать либо «тот, кто пришел таким образом», либо «тот, кто таким образом ушел». Информация о его жизни получена в основном из буддийских текстов, самые ранние из которых не были написаны до начала нашей эры, через несколько столетий после его смерти. События его жизни, изложенные в этих текстах, нельзя с уверенностью считать историческими, хотя его историческое существование признается учеными. Говорят, что он прожил 80 лет, но существует значительная неопределенность относительно даты его смерти. Традиционные источники о дате его смерти или, говоря языком традиции, «перехода в нирвану», варьируются от 2420 г. до н.э. до 29 г. до н.э.0 г. до н.э. Ученые в 20-м веке значительно ограничили этот диапазон, и мнения в целом разделились между теми, кто относил его смерть к 480 г. до н.э., и теми, кто относил ее на столетие позже.

Викторина по Британике

Будда и буддизм

Эта религия, основанная одним человеком, сегодня вдохновляет миллионы. Проверьте свое «просветление» в этой викторине о Будде и буддизме.

Исторический контекст

Будда родился в Лумбини (Руммин-деи), недалеко от Капилавасту (Капилбасту) на северной окраине бассейна реки Ганг, области на периферии цивилизации Северной Индии, на территории современного Южного Непала . Ученые предполагают, что в поздневедический период народы региона были организованы в племенные республики, управляемые советом старейшин или избранным лидером; великие дворцы, описанные в традиционных рассказах о жизни Будды, не видны среди археологических находок. Неясно, в какой степени эти группы на периферии социального устройства бассейна Ганга были включены в кастовую систему, но говорят, что семья Будды принадлежала к касте воинов (кшатриев). Центральный бассейн Ганга был организован примерно в 16 городов-государств, управляемых царями, часто воюющими друг с другом.

Возникновение этих городов центральной Индии с их дворами и торговлей привело к социальным, политическим и экономическим изменениям, которые часто называют ключевыми факторами подъема буддизма и других религиозных движений в 6-м и 5-м веках до н.э. В буддийских текстах упоминаются различные странствующие учителя, привлекавшие группы учеников. Некоторые из них учили формам медитации, йоги и аскетизма и излагали философские взгляды, часто сосредотачиваясь на природе человека и вопросе о том, имеют ли человеческие действия (карма) последствия в будущем.

Хотя Будда стал одним из этих учителей, буддисты считают его совершенно отличным от других. Таким образом, его место в традиции нельзя понять, сосредоточившись исключительно на событиях его жизни и времени (даже в той мере, в какой они доступны). Вместо этого его следует рассматривать в контексте буддийских теорий времени и истории.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Согласно буддийскому учению, вселенная есть продукт кармы, закон причины и следствия действий, согласно которому добродетельные действия создают в будущем удовольствие, а недобродетельные действия создают боль. Существа во вселенной перерождаются без начала в шести мирах: как боги, полубоги, люди, животные, призраки и существа ада. Действия этих существ создают не только их индивидуальный опыт, но и области, в которых они обитают. Цикл перерождений, называемый сансарой (буквально «скитание»), рассматривается как область страдания, и конечной целью буддийской практики является избавление от этого страдания.

Путь спасения остается неизвестным до тех пор, пока в течение миллионов жизней человек не совершенствует себя, в конце концов обретая силу открыть путь выхода из сансары, а затем с состраданием открывая этот путь миру.

Человек, отправившийся в долгое путешествие, чтобы открыть путь к свободе от страданий, а затем научить этому других, называется бодхисаттвой. Человек, открывший этот путь, прошедший по нему до конца и научивший этому мир, называется буддой. Будды не перерождаются после смерти, а входят в состояние за пределами страданий, называемое нирваной (буквально «уход из жизни»). Потому что будды появляются так редко с течением времени и потому что только они открывают путь к освобождению (мокше) от страданий (9).0041 дуккха

), появление будды в мире считается знаменательным событием в истории вселенной.

История конкретного будды начинается до его рождения и продолжается после его смерти. Он включает в себя миллионы жизней, проведенных на пути бодхисаттвы до достижения состояния будды, и постоянство будды в форме как его учений, так и его реликвий после того, как он перешел в нирвану. Исторический Будда не считается ни первым, ни последним буддой, появившимся в мире. Согласно некоторым традициям, он седьмой будда; по другому он 25-й; согласно еще одному он 4-й. Следующий будда по имени Майтрейя появится после того, как учения и реликвии Шакьямуни исчезнут из мира. Традиционные рассказы о событиях из жизни Будды следует рассматривать с этой точки зрения.

Источники жизни Будды

Рассказы о жизни Будды появляются во многих формах. Возможно, самые ранние из них можно найти в сборниках сутр (пали: сутта с), рассуждениях, традиционно приписываемых Будде. В сутрах Будда рассказывает об отдельных событиях своей жизни, которые произошли с того времени, когда он отказался от своей жизни в качестве принца, до тех пор, пока шесть лет спустя он не достиг просветления. Несколько рассказов о его просветлении также появляются в сутрах. Один палийский текст, Махапариниббана-сутта («Рассуждение об окончательной нирване») описывает последние дни Будды, его переход в нирвану, его похороны и раздачу его реликвий. Биографические отчеты в ранних сутрах содержат мало подробностей о рождении и детстве Будды, хотя некоторые сутры содержат подробное описание жизни доисторического будды Випашина.

Другая категория ранней буддийской литературы, виная (относящаяся якобы к правилам монашеской дисциплины), содержит рассказы о многочисленных случаях из жизни Будды, но редко в форме непрерывного повествования; биографические разделы, которые действительно встречаются, часто заканчиваются обращением одного из его первых учеников, Шарипутры. В то время как сутры сосредотачиваются на личности Будды (его предыдущих жизнях, его практике аскез, его просветлении и его переходе в нирвану), vinaya литература имеет тенденцию подчеркивать его карьеру учителя и обращение его первых учеников. Таким образом, сутры и тексты винаи отражают озабоченность как жизнью Будды, так и его учением, озабоченность, которая часто является взаимозависимой; ранние биографические отчеты появляются в доктринальных беседах, а точки доктрины и места паломничества узаконены через их связь с жизнью Будды.

Ближе к началу нашей эры были составлены независимые отчеты о жизни Будды. Они не рассказывают о его жизни от рождения до смерти, часто заканчивающейся его триумфальным возвращением в родной город Капилавасту (пали: Капилаваттху), которое, как говорят, произошло либо через год, либо через шесть лет после его просветления. Частичные биографии добавляют истории, которые должны были стать широко известными, такие как медитация принца-ребенка под розовой яблоней и его четыре знаменательные поездки на колеснице за город.

В этих описаниях обычно часто упоминаются события из предыдущих жизней Будды. Действительно, сборники рассказов о прошлых жизнях Будды, называемые « джатака с», образуют одну из первых категорий буддийской литературы. Здесь событие напоминает Будде о событии в прошлой жизни. Он рассказывает эту историю, чтобы проиллюстрировать моральную максиму, и, возвращаясь к настоящему, он идентифицирует различных членов своей аудитории как нынешние воплощения персонажей в его рассказе о прошлой жизни, а себя в качестве главного героя.

Рассказы « Джатака » (в одном палийском сборнике их 547) остаются одними из самых популярных форм буддийской литературы. Они являются источником около 32 каменных резных фигур на ступе II века до н. э. в Бхархуте на северо-востоке штата Мадхья-Прадеш; 15 резных фигурок на ступах изображают последнюю жизнь Будды. Действительно, резьба по камню в Индии является важным источником для определения того, какие события в жизни Будды считались общиной наиболее важными. 9Рассказы о 0041 Джатаке также хорошо известны за пределами Индии; в Юго-Восточной Азии история принца Вессантары (предпоследнего воплощения Будды), который демонстрирует свою преданность добродетели милосердия, отдав своего священного слона, своих детей и, наконец, свою жену, так же хорошо известна, как и история его последнего воплощения. продолжительность жизни.

Жизнеописания Будды, в которых прослеживаются события от его рождения до смерти, появились во 2 веке н.э. Одна из самых известных — санскритская поэма «Буддачарита 9». 0042 («Деяния Будды») Ашвагхоши. Такие тексты, как Муласарвастивада Виная (вероятно, датируемая 4 или 5 веком нашей эры), пытаются собрать множество историй о Будде в единый хронологический отчет. Целью этих биографий во многих случаях является не столько подробное описание уникальных деяний жизни Шакьямуни, сколько демонстрация того, каким образом события его жизни соответствуют образцу, которому следовали все будды прошлого. По мнению некоторых, все будды прошлого ушли из жизни домохозяина, увидев четыре достопримечательности, все практиковали аскезы, все достигли просветления в Бодх-Гайе, все проповедовали в оленьем парке в Сарнатхе и так далее.

Жизнь Будды писалась и переписывалась в Индии и во всем буддийском мире, элементы добавлялись и удалялись по мере необходимости. Места, которые стали важными местами паломничества, но не упоминались в предыдущих отчетах, будут ретроспективно освящены добавлением истории о присутствии там Будды. Регионы, в которые буддизм проник спустя много времени после его смерти, такие как Шри-Ланка, Кашмир и Бирма (ныне Мьянма), добавили рассказы о его магических посещениях к рассказам о его жизни.

Ни одна версия жизни Будды не будет принята всеми буддийскими традициями. На протяжении более века ученые сосредоточивались на жизни Будды, и самые ранние исследования пытались выделить и идентифицировать исторические элементы среди множества легенд. Из-за столетий, прошедших между реальной жизнью и составлением того, что можно было бы назвать полной биографией, большинство ученых отказались от этого направления исследования как бесплодного. Вместо этого они начали изучать процессы — социальные, политические, институциональные и доктринальные, — ответственные за региональные различия между повествованиями о Будде. Еще одна интересная тема — различные способы использования жизни Будды. Короче говоря, усилия ученых переместились от попытки получить достоверную информацию о жизни Будды к попытке проследить этапы и мотивы развития его биографии.

Важно повторить, что побуждение к созданию единой жизни Будды, начиная с его предыдущих рождений и заканчивая переходом в нирвану, возникло в истории буддизма довольно поздно. Вместо этого биографическая традиция Будды развивалась путем синтеза ряда более ранних и независимых фрагментов. И биографии Будды продолжали составляться на протяжении веков и по всему миру. Например, в современный период были написаны биографии, стремящиеся демифологизировать Будду и подчеркнуть его роль в провозглашении современных этических систем, социальных движений или научных открытий. Далее следует описание жизни Будды, хорошо известное, но синтетическое, объединяющее некоторые из наиболее известных событий из различных рассказов о его жизни, которые часто описывают и интерпретируют эти события по-разному.

Будда | Биография, учения, влияние и факты

Будда

Смотреть все медиа

Дата рождения:
Лумбини Непал
Умер:
Индия
Известные члены семьи:
мать Маха Майя

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Будда , (санскрит: «Пробужденный») имя клана (санскрит) Гаутама или (пали) Готама , личное имя (санскрит) Сиддхартха или (пали) Сиддхатха 3,900 c. до н.э., Лумбини, близ Капилавасту, республика Шакья, царство Косала [ныне в Непале] — умер, Кусинара, республика Малла, царство Магадха [ныне Касия, Индия]), основатель буддизма, одной из основных религий и философские системы Южной и Восточной Азии и мира. Будда — один из многих эпитетов учителя, жившего на севере Индии где-то между 6 и 4 веками до нашей эры.

Его последователи, известные как буддисты, проповедовали религию, известную сегодня как буддизм. Титул будда использовался рядом религиозных групп в древней Индии и имел ряд значений, но он стал наиболее тесно ассоциироваться с традицией буддизма и означать просветленное существо, то, что пробудилось ото сна. невежества и обрел свободу от страданий. Согласно различным традициям буддизма, будды были в прошлом и будут в будущем. Некоторые формы буддизма считают, что на каждую историческую эпоху существует только один будда; другие считают, что все существа в конце концов станут буддами, потому что они обладают природой будды (9). 0041 татхагатагарбха ).

Все формы буддизма отмечают различные события в жизни Будды Гаутамы, включая его рождение, просветление и переход в нирвану. В некоторых странах три события отмечаются в один и тот же день, который в Юго-Восточной Азии называется Весак. В других регионах фестивали проводятся в разные дни и включают в себя различные ритуалы и практики. В этих странах рождение Будды празднуется в апреле или мае, в зависимости от лунной даты. В Японии, где не используется лунный календарь, рождение Будды отмечается 8 апреля. Празднование там слилось с местной синтоистской церемонией в праздник цветов, известный как Ханамацури.

Общие соображения

Имя клана исторической личности, именуемой Буддой (жизнь которого известна в основном из легенд), было Гаутама (на санскрите) или Готама (на пали), а его настоящее имя было Сиддхартха (санскрит: « тот, кто достигает своей цели») или Сиддхаттха (на пали). Его часто называют Шакьямуни, «мудрец из клана Шакья». В буддийских текстах к нему чаще всего обращаются как к Бхагавату (часто переводимому как «Господь»), а себя он называет Татхагатой, что может означать либо «тот, кто пришел таким образом», либо «тот, кто таким образом ушел». Информация о его жизни получена в основном из буддийских текстов, самые ранние из которых не были написаны до начала нашей эры, через несколько столетий после его смерти. События его жизни, изложенные в этих текстах, нельзя с уверенностью считать историческими, хотя его историческое существование признается учеными. Говорят, что он прожил 80 лет, но существует значительная неопределенность относительно даты его смерти. Традиционные источники о дате его смерти или, говоря языком традиции, «перехода в нирвану», варьируются от 2420 г. до н.э. до 29 г. до н.э.0 г. до н.э. Ученые в 20-м веке значительно ограничили этот диапазон, и мнения в целом разделились между теми, кто относил его смерть к 480 г. до н.э., и теми, кто относил ее на столетие позже.

Викторина по Британике

Будда и буддизм

Эта религия, основанная одним человеком, сегодня вдохновляет миллионы. Проверьте свое «просветление» в этой викторине о Будде и буддизме.

Исторический контекст

Будда родился в Лумбини (Руммин-деи), недалеко от Капилавасту (Капилбасту) на северной окраине бассейна реки Ганг, области на периферии цивилизации Северной Индии, на территории современного Южного Непала . Ученые предполагают, что в поздневедический период народы региона были организованы в племенные республики, управляемые советом старейшин или избранным лидером; великие дворцы, описанные в традиционных рассказах о жизни Будды, не видны среди археологических находок. Неясно, в какой степени эти группы на периферии социального устройства бассейна Ганга были включены в кастовую систему, но говорят, что семья Будды принадлежала к касте воинов (кшатриев). Центральный бассейн Ганга был организован примерно в 16 городов-государств, управляемых царями, часто воюющими друг с другом.

Возникновение этих городов центральной Индии с их дворами и торговлей привело к социальным, политическим и экономическим изменениям, которые часто называют ключевыми факторами подъема буддизма и других религиозных движений в 6-м и 5-м веках до н.э. В буддийских текстах упоминаются различные странствующие учителя, привлекавшие группы учеников. Некоторые из них учили формам медитации, йоги и аскетизма и излагали философские взгляды, часто сосредотачиваясь на природе человека и вопросе о том, имеют ли человеческие действия (карма) последствия в будущем. Хотя Будда стал одним из этих учителей, буддисты считают его совершенно отличным от других. Таким образом, его место в традиции нельзя понять, сосредоточившись исключительно на событиях его жизни и времени (даже в той мере, в какой они доступны). Вместо этого его следует рассматривать в контексте буддийских теорий времени и истории.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Согласно буддийскому учению, вселенная есть продукт кармы, закон причины и следствия действий, согласно которому добродетельные действия создают в будущем удовольствие, а недобродетельные действия создают боль. Существа во вселенной перерождаются без начала в шести мирах: как боги, полубоги, люди, животные, призраки и существа ада. Действия этих существ создают не только их индивидуальный опыт, но и области, в которых они обитают. Цикл перерождений, называемый сансарой (буквально «скитание»), рассматривается как область страдания, и конечной целью буддийской практики является избавление от этого страдания. Путь спасения остается неизвестным до тех пор, пока в течение миллионов жизней человек не совершенствует себя, в конце концов обретая силу открыть путь выхода из сансары, а затем с состраданием открывая этот путь миру.

Человек, отправившийся в долгое путешествие, чтобы открыть путь к свободе от страданий, а затем научить этому других, называется бодхисаттвой. Человек, открывший этот путь, прошедший по нему до конца и научивший этому мир, называется буддой. Будды не перерождаются после смерти, а входят в состояние за пределами страданий, называемое нирваной (буквально «уход из жизни»). Потому что будды появляются так редко с течением времени и потому что только они открывают путь к освобождению (мокше) от страданий (9).0041 дуккха ), появление будды в мире считается знаменательным событием в истории вселенной.

История конкретного будды начинается до его рождения и продолжается после его смерти. Он включает в себя миллионы жизней, проведенных на пути бодхисаттвы до достижения состояния будды, и постоянство будды в форме как его учений, так и его реликвий после того, как он перешел в нирвану. Исторический Будда не считается ни первым, ни последним буддой, появившимся в мире. Согласно некоторым традициям, он седьмой будда; по другому он 25-й; согласно еще одному он 4-й. Следующий будда по имени Майтрейя появится после того, как учения и реликвии Шакьямуни исчезнут из мира. Традиционные рассказы о событиях из жизни Будды следует рассматривать с этой точки зрения.

Источники жизни Будды

Рассказы о жизни Будды появляются во многих формах. Возможно, самые ранние из них можно найти в сборниках сутр (пали: сутта с), рассуждениях, традиционно приписываемых Будде. В сутрах Будда рассказывает об отдельных событиях своей жизни, которые произошли с того времени, когда он отказался от своей жизни в качестве принца, до тех пор, пока шесть лет спустя он не достиг просветления. Несколько рассказов о его просветлении также появляются в сутрах. Один палийский текст, Махапариниббана-сутта («Рассуждение об окончательной нирване») описывает последние дни Будды, его переход в нирвану, его похороны и раздачу его реликвий. Биографические отчеты в ранних сутрах содержат мало подробностей о рождении и детстве Будды, хотя некоторые сутры содержат подробное описание жизни доисторического будды Випашина.

Другая категория ранней буддийской литературы, виная (относящаяся якобы к правилам монашеской дисциплины), содержит рассказы о многочисленных случаях из жизни Будды, но редко в форме непрерывного повествования; биографические разделы, которые действительно встречаются, часто заканчиваются обращением одного из его первых учеников, Шарипутры. В то время как сутры сосредотачиваются на личности Будды (его предыдущих жизнях, его практике аскез, его просветлении и его переходе в нирвану), vinaya литература имеет тенденцию подчеркивать его карьеру учителя и обращение его первых учеников. Таким образом, сутры и тексты винаи отражают озабоченность как жизнью Будды, так и его учением, озабоченность, которая часто является взаимозависимой; ранние биографические отчеты появляются в доктринальных беседах, а точки доктрины и места паломничества узаконены через их связь с жизнью Будды.

Ближе к началу нашей эры были составлены независимые отчеты о жизни Будды. Они не рассказывают о его жизни от рождения до смерти, часто заканчивающейся его триумфальным возвращением в родной город Капилавасту (пали: Капилаваттху), которое, как говорят, произошло либо через год, либо через шесть лет после его просветления. Частичные биографии добавляют истории, которые должны были стать широко известными, такие как медитация принца-ребенка под розовой яблоней и его четыре знаменательные поездки на колеснице за город.

В этих описаниях обычно часто упоминаются события из предыдущих жизней Будды. Действительно, сборники рассказов о прошлых жизнях Будды, называемые « джатака с», образуют одну из первых категорий буддийской литературы. Здесь событие напоминает Будде о событии в прошлой жизни. Он рассказывает эту историю, чтобы проиллюстрировать моральную максиму, и, возвращаясь к настоящему, он идентифицирует различных членов своей аудитории как нынешние воплощения персонажей в его рассказе о прошлой жизни, а себя в качестве главного героя.

Рассказы « Джатака » (в одном палийском сборнике их 547) остаются одними из самых популярных форм буддийской литературы. Они являются источником около 32 каменных резных фигур на ступе II века до н. э. в Бхархуте на северо-востоке штата Мадхья-Прадеш; 15 резных фигурок на ступах изображают последнюю жизнь Будды. Действительно, резьба по камню в Индии является важным источником для определения того, какие события в жизни Будды считались общиной наиболее важными. 9Рассказы о 0041 Джатаке также хорошо известны за пределами Индии; в Юго-Восточной Азии история принца Вессантары (предпоследнего воплощения Будды), который демонстрирует свою преданность добродетели милосердия, отдав своего священного слона, своих детей и, наконец, свою жену, так же хорошо известна, как и история его последнего воплощения. продолжительность жизни.

Жизнеописания Будды, в которых прослеживаются события от его рождения до смерти, появились во 2 веке н.э. Одна из самых известных — санскритская поэма «Буддачарита 9». 0042 («Деяния Будды») Ашвагхоши. Такие тексты, как Муласарвастивада Виная (вероятно, датируемая 4 или 5 веком нашей эры), пытаются собрать множество историй о Будде в единый хронологический отчет. Целью этих биографий во многих случаях является не столько подробное описание уникальных деяний жизни Шакьямуни, сколько демонстрация того, каким образом события его жизни соответствуют образцу, которому следовали все будды прошлого. По мнению некоторых, все будды прошлого ушли из жизни домохозяина, увидев четыре достопримечательности, все практиковали аскезы, все достигли просветления в Бодх-Гайе, все проповедовали в оленьем парке в Сарнатхе и так далее.

Жизнь Будды писалась и переписывалась в Индии и во всем буддийском мире, элементы добавлялись и удалялись по мере необходимости. Места, которые стали важными местами паломничества, но не упоминались в предыдущих отчетах, будут ретроспективно освящены добавлением истории о присутствии там Будды. Регионы, в которые буддизм проник спустя много времени после его смерти, такие как Шри-Ланка, Кашмир и Бирма (ныне Мьянма), добавили рассказы о его магических посещениях к рассказам о его жизни.

Ни одна версия жизни Будды не будет принята всеми буддийскими традициями. На протяжении более века ученые сосредоточивались на жизни Будды, и самые ранние исследования пытались выделить и идентифицировать исторические элементы среди множества легенд. Из-за столетий, прошедших между реальной жизнью и составлением того, что можно было бы назвать полной биографией, большинство ученых отказались от этого направления исследования как бесплодного. Вместо этого они начали изучать процессы — социальные, политические, институциональные и доктринальные, — ответственные за региональные различия между повествованиями о Будде. Еще одна интересная тема — различные способы использования жизни Будды. Короче говоря, усилия ученых переместились от попытки получить достоверную информацию о жизни Будды к попытке проследить этапы и мотивы развития его биографии.

Важно повторить, что побуждение к созданию единой жизни Будды, начиная с его предыдущих рождений и заканчивая переходом в нирвану, возникло в истории буддизма довольно поздно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *