Концепции Выготского: современная актуальность и актуальная современность
Прежде, чем перейти к концепциям и прочему научному наследию Льва Семеновича Выготского, стоит сказать несколько слов о нем самом. Его биография не просто интересна, она дает ответ на вопрос, как в одном человеке могло совместиться столько талантов, и как ученому удалось добиться впечатляющих успехов в самых разных сферах науки. Прожив всего 37 лет, Выготский оставил после себя огромное научное наследие: порядка трех сотен книг, лекций, статей, монографий по психологии развития, дефектологии, искусствоведению и другим сферам знаний.
Лев Выготский: биография
Лев Семенович Выготский родился в 1896 году в семье коммерсанта и учительницы, получил хорошее домашнее образование, позволившее ему сдать экзамены за 5 классов и поступить сразу в 6-й класс гимназии. В студенческие годы он успел поучиться на медицинском и юридическом факультете Московского университета, и, в конце концов, сделал выбор в пользу историко-философского факультета университета Шанявского.
Его научные интересы были чрезвычайно многогранны, а опыт преподавательской работы весьма разнообразен. В разное время он читал лекции в профтехшколах, педагогическом техникуме, на курсах переподготовки воспитателей дошкольных учреждений и даже в консерватории.
Пик научной активности Льва Выготского пришелся на 20-е и начало 30-х годов ХХ столетия, однако многие его изыскания актуальны до сих пор. Его работы выдержали множество переизданий, и издаются по сей день. В целом научное наследие Выготского можно сгруппировать по трём основным направлениям, в которых он добился наиболее впечатляющих результатов, актуальных и востребованных до настоящего времени.
Основные концепции Выготского:
- Культурно-историческая концепция и учение о высших психологических процессах.
- Эстетическая искусствоведческая концепция.
- Педагогическая концепция.
Интересно, что еще в юности Выготский изменил одну букву своей фамилии, чтобы, выражаясь современным языком маркетинга, «отстроиться» от биографии и успехов своего двоюродного брата Давида Выгодского. Как показало время, ему это удалось в полной мере. После его смерти популярность работ ученого стала настолько велика, что многие современники называли это явление не иначе, как «культ Выготского».
Культурно-историческая концепция и учение о высших психологических процессах
Суть культурно-исторической концепции Выготского заключается в том, что ученый считает необходимым принципиально различать низшие и высшие психологические функции, непосредственно влияющие на поведение человека. Выготский подчеркивал, что, цитируем, «сознание определяет жизнь, но оно само возникает из жизни».
Ученый выделял два плана поведения человека: так называемый «натуральный» или «природный», предопределенный биологической составляющей и не регулируемый волей человека, и так называемый «культурный», «общественно-исторический», полностью контролируемый человеком. Все аспекты поведения, которые человек в состоянии регулировать, Выготский относил к высшим психологическим процессам, а те, на которые личность не может влиять сознательно, соответственно, к низшим психологическим функциям.
По ситуации на 20-30-е годы прошлого столетия такой подход был настоящим прорывом, так как большинство ученых либо идеализировали психологические функции как таковые, считая их полностью осознанными, либо сводили их к цепочке биологических и физиологических реакций. Более того, Выготский был, пожалуй, первым, кто взялся описать и систематизировать разные стороны однотипных психологических реакций.
Так, в рамках культурно-исторической концепции стоит выделить теорию внимания Выготского. Согласно его теории, внимание может быть как непроизвольным, то есть низшей психической функцией, так и осознанным, то есть относиться к высшим психологическим функциям. Непроизвольное внимание превалирует в самые первые годы жизни ребенка. Соответственно, произвольное, то есть осознанное внимание, это уже характеристика более зрелой личности.
Таким образом, Выготский выводит следующие признаки психологических функций, по которым их можно отнести к высшим: социальность, произвольность, опосредованность, системность. Такая классификация, если даже не является безупречной и единственно верной, однако заметно упрощает анализ и систематизацию многих наблюдаемых явлений.
Эстетическая искусствоведческая концепция
Методология эстетической концепции Выготского во многом сходна с уже рассмотренной культурно-исторической концепцией. Ученый акцентировал внимание на двух тесно взаимосвязанных составляющих искусства. С одной стороны, искусство влияет на жизнь и восприятие жизни, с другой, оно само во многом предопределено жизнью и восприятием жизни.
Чтобы разобраться и понять сущность того или иного произведения искусства, Выготский предлагал разбирать его структуру. В произведении следовало выделять два ключевых элемента: форму и материал. Материалом, согласно концепции Выготского, нужно считать то, из чего состоит произведение: буквы и слова, если это литературное произведение, слова и звуки, если это театральная постановка. В свою очередь, под формой подразумевается та или иная конфигурация материала: поэзия, проза и так далее.
Далее с целью большей наглядности своих выводов Выготский предлагал рассматривать произведение искусства как некий антропоморфный субъект, имеющий свою анатомию и физиологию. Структура – это анатомия, а взаимодействие структурных элементов – это физиология. Применительно к литературному произведению это означает, что сначала нужно разделить сюжет и фабулу (форму и материал), а потому изучить их взаимодействие.
По Выготскому, секрет успешного литературного произведения заключается в конфликте сюжета и фабулы, причем форма должна одержать верх над материалом. Это был принципиально новый взгляд на искусство, так как до Выготского считалось, что сюжет и фабула должны гармонично кооперироваться. Тем не менее, Выготский увидел эту проблему совсем иначе. Тут будет уместным заметить, что Выготский был не только великим ученым, но и заядлым театралом: посещал все премьеры в московских театрах, когда учился и работал в Москве, и в других городах, куда его забрасывала судьба ученого.
По свидетельству современников, он был лично знаком с Мейерхольдом, Станиславским, Эйзенштейном, Айхенвальдом, Мандельштамом. Свои первые театральные рецензии он начал писать еще в студенческие годы, а в качестве дипломной работы представил двухсотстраничный труд, посвященный пьесе Шекспира «Гамлет». Ключевой работой, наиболее полно раскрывающей суть эстетической концепции, считается работа Льва Выготского «Психология искусства», которая была представлена и защищена в качестве диссертационной в 1925 году.
Педагогическая концепция
И, пожалуй, наиболее значимое научное наследие, оставленное Выготским, это его работы в области детской психологии. Можно даже сказать, что сам факт выделения детской психологии в отдельную науку во многом является личной заслугой Льва Выготского.
Так, он исследовал взаимосвязи между обучением и развитием, мышлением и речью, творчеством и воображением, социальной средой и задержками умственного развития. Он вывел основные принципы воспитания глухонемых и незрячих детей, детей с признаками умственной отсталости, а также предложил свою классификацию в дефектологии.
Основные дефекты развития (по Выготскому):
- Дефекты воспринимающих органов (слепота, глухота, слепоглухота).
- Дефекты частей ответного аппарата, отсутствие рабочих органов (калеки).
- Дефекты центральной нервной системы (слабоумие).
Значение предложенной Выготским классификации чрезвычайно велико, так как от типа дефекта напрямую зависит тип компенсации и развитие компенсаторного механизма у детей в будущем. Все эти нюансы тщательно рассмотрены в работах Выготского и оформлены в виде конкретных рекомендаций и педагогических приемов по работе с детьми, имеющими дефекты развития. Заметим, что наличие прикладных и методических материалов повышает ценность инноваций в образовании.
Эти рекомендации находят применение в специализированных учебных заведениях и интернатах, а также обретают особую актуальность в связи с развитием инклюзивного обучения, то есть совместного обучения детей с обычными и особыми образовательными потребностями в обычных общеобразовательных школах. Также работы Выготского полезны родителям, желающим разобраться в педагогических и психологических проблемах воспитания детей.
Интересно, что, исследуя развитие как нормотипичных детей, так и детей с дефектами развития, Выготский нашел общие закономерности в работе с обеими категориями. Как оказалось, обучение и развитие нормотипичных и имеющих отклонения детей подчиняются общим принципам.
Основные принципы обучения и развития:
- Обучение не тождественно развитию.
- Обучение должно опережать развитие.
- Обучение должно проходить в «зоне ближайшего развития».
Таким образом, Выготский ввел в детскую психологию понятие «Зона ближайшего развития». В двух словах, это то, что ребенок уже в состоянии осознать и понять, но еще не может сделать полностью самостоятельно и нуждается в помощи взрослого. Например, ребенок понимает необходимость завязывать шнурки на ботинках, но не может завязать их сам, ребенок знает цифры, но пока не умеет их складывать и вычитать. Если в этот момент взрослые придут на помощь и покажут, как завязывать шнурки, расскажут, что такое сложение и вычитание, то очень скоро ребенок сможет справляться с этими задачами самостоятельно.
Показательно, что принцип обучения в «зоне ближайшего развития» следует применять и к детям с дефектами развития. В противном случае, если обучение будет потакать текущему уровню и физическому состоянию ребенка, то он рискует остаться на том же уровне, либо развиваться очень медленными темпами. Вот таковы основные концепции Выготского, сохранившие актуальность по ситуации на сегодняшний день. Заметим, что это далеко не полный перечень направлений, в которых Лев Выготский проводил научные исследования.
Тем, кто хотел бы дать своим детям больше и воспитать их гармонично развитыми личностями, были бы интересны работы ученого, посвященные сенситивным периодам развития, то есть периодам максимальных возможностей для наиболее эффективного формирования какого-либо знания, навыка, чувственного восприятия. Зная особенности разных сенситивных периодов, можно выбрать оптимальное время для начала обучения детей музыке, рисованию, математике.
Тем, кого пугает привычка ребенка разговаривать с самим собой, стоит прочитать книгу Выготского «Мышление и речь», чтобы понять, насколько этот этап необходим для формирования внутренней, а затем и грамотной письменной речи. Поэтому читайте, узнавайте больше и обязательно применяйте полученные знания на практике!
Ключевые слова:1LLL, 1Когнитивистика
📖 Л. С. Выготский (1896–1934), Сергей Степанов. Психология в лицах. Психология в лицах. Степанов С. С. Страница 35. Читать онлайн
…
Выдающийся советский психолог А. Р. Лурия в научной автобиографии, отдавая дань своему наставнику и другу, писал: «Не будет преувеличением назвать Л. С. Выготского гением». В унисон звучат и слова Б. В. Зейгарник: «Он был гениальный человек, создавший советскую психологию». С этими оценками, наверное, согласится любой российский психолог — по крайней мере, каждый, кто не пожелал под напором рыночной стихии сменить квалификацию психолога на массовика-затейника или толкователя снов. По сей день идеи Выготского и его школы составляют основу научного мировоззрения тысяч настоящих профессионалов, в его научных трудах черпают вдохновение новые поколения психологов не только в России, но и по всему миру.
Биография Л. С. Выготского не богата внешними событиями. Жизнь его была наполнена изнутри. Тонкий психолог, эрудированный искусствовед, талантливый педагог, большой знаток литературы, блестящий стилист, наблюдательный дефектолог, изобретательный экспериментатор, вдумчивый теоретик. Все это так. Но прежде всего Выготский был мыслителем.
«Лев Семенович Выготский бесспорно занимает исключительное место в истории советской психологии Именно он заложил те основы, которые стали исходными для ее дальнейшего развития и во многом определили ее современное состояние… Нет почти ни одной области психологических знаний, в которую Л. С. Выготский не внес бы важного вклада. Психология искусства, общая психология, детская и педагогическая психология, психология аномальных детей, пато- и нейропсихология — во все эти области он внес новую струю» — так журнал «Вопросы психологии» писал к 80-летию со дня рождения Выготского. Трудно поверить, что эти слова относятся к человеку, посвятившему психологии немногим более десяти лет своей жизни, и лет нелегких, отягощенных болезнью, сведшей его в могилу, сложностями быта, отнимавшими время от трудов и размышлений, непониманием и даже травлей.
Лев Семенович Выготский, второй из восьми детей банковского служащего, родился 5(17) ноября 1896 г. в Орше, недалеко от Минска. Его родители были людьми небогатыми, но высокообразованными, владели несколькими языками. Их примеру последовал и сын, в совершенстве овладевший английским, французским и немецким.
В 1897 г. семья переехала в Гомель, который Выготский всегда считал своим родным городом. Здесь прошли его детские годы, здесь в 1913 г. он с отличием закончил гимназию. Продолжить образование Выготский решил в Московском университете. Ему повезло, он попал в «процентную норму» для лиц еврейского происхождения. Перед этой категорией молодых людей выбор факультетов был невелик. Наиболее реальные перспективы профессиональной карьеры сулила специальность либо врача, либо юриста. При выборе специальности юноша поддался уговорам родителей, которым казалось, что медицинское образование сможет обеспечить сыну в будущем интересную работу и средства к существованию. Но занятия на медицинском факультете не увлекли Выготского, и менее чем через месяц после поступления в университет он перевелся на юридический факультет. Окончание этого факультета открывало возможности поступления в адвокатуру, а не на государственную службу. Это давало разрешение жить вне «черты оседлости».
Наряду с государственным университетом Выготский посещал занятия в учебном заведении особого типа, созданном на средства либерального деятеля народного образования А. Л. Шанявского. Это был Народный университет, без обязательных курсов и посещений, без зачетов и экзаменов, где мог обучаться всякий желающий. Диплом Университета Шанявского официального признания не имел. Однако уровень преподавания был там чрезвычайно высок. Дело в том, что когда после студенческих волнений 1911 г. и последовавших за этим репрессий Московский университет в знак протеста против политики правительства покинули свыше ста выдающихся ученых (в их числе К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский, С. А. Сакулин, С. А. Чаплыгин, Н. Д. Зелинский и др.), многие из них нашли приют в народном Университете Шанявского. Психологию и педагогику в этом университете преподавал П. П. Блонский.
В Университете Шанявского Выготский сблизился с либерально настроенной молодежью, а его наставником стал известный литературный критик Ю. Айхенвальд. Сама атмосфера народного университета, общение с его студентами и преподавателями значили для Выготского намного больше, чем занятия на юридическом факультете. И вовсе не случайно, что годы спустя, тяжело больной, он обратился с просьбой об издании своих работ именно к Айхенвальду.
Конечно, и юридическое образование наложило отпечаток на его мировоззрение. Друг его юности С. Ф. Добкин вспоминал, как в 1916 г., приехав на каникулы в Гомель, Выготский вместе с товарищами организовал своеобразный «литературный суд». Для обсуждения был избран рассказ М. Гаршина «Надежда Николаевна», герой которого совершает убийство из ревности. При распределении ролей Выготскому предстояло выбрать роль либо прокурора, либо защитника. Он соглашался и на то и на другое, готовый отстаивать противоположные точки зрения. Товарищей это поначалу удивило: как же так — хоть суд и литературный, но возможно ли защищать любую из непримиримых позиций? Добкин пишет: «Потом я понял, в чем тут было дело. Он умел увидеть аргументы в пользу как одной, так и другой стороны. Именно такой подход к обстоятельствам дела воспитывали у будущего юриста на факультете. Но Лев Семенович и по самому складу мышления был чужд односторонности, предвзятости, излишней уверенности в правильности именно такой-то концепции. Замечательная способность понимать не только то, что было ему внутренне близко, но и чужую точку зрения, характерна для всей его научной деятельности».
Интерес к психологии пробудился у Выготского в студенческие годы. Первые книги из этой области, о которых с достоверностью известно, что они были им прочитаны, — это известный трактат А. А. Потебни «Мысль и язык», а также книга У. Джемса «Многообразие религиозного опыта». С. Ф. Добкин называет также «Психопатологию обыденной жизни» 3. Фрейда, которая, по его словам, сильно заинтересовала Выготского. Вероятно, этот живой интерес впоследствии привел Выготского в ряды Русского психоаналитического общества, что, впрочем, явилось нехарактерной страницей его научной биографии. Судя по его трудам, идеи Фрейда заметного влияния на него не оказали. Чего, напротив, не скажешь о теории А. Адлера. Понятие компенсации, центральное для индивидуальной психологии Адлера, впоследствии становится краеугольным камнем дефектологической концепции Выготского.
Зародившееся в студенческие годы увлечение психологией определило всю последующую судьбу Выготского. Сам он об этом писал так: «Еще в университете занялся специальным изучением психологии… и продолжал его в течение всех лет». И позже подтверждал: «Научные занятия по психологии начал еще в университете. С тех пор ни на один год не прерывал работы по этой специальности». Небезынтересно, что специального психологического образования как такового в ту пору практически не существовало, и Л. С. Выготский, подобно большинству пионеров этой науки, дипломированным психологом не был.
В официальной справке о своей научно-исследовательской работе Выготский записал: «Начал заниматься исследовательской работой в 1917 г., по окончании университета. Организовал психологический кабинет при педтехникуме, где вел исследования».
Эти слова относятся к гомельскому периоду его деятельности. В родной город Выготский вернулся в 1917 г. и занялся преподавательской работой. В Гомеле им были написаны две большие рукописи, вскоре привезенные в Москву, — «Педагогическая психология» (издана в 1926 г., новое издание вышло в 1991 г.) и «Психология искусства», защищенная как диссертация, но опубликованная лишь через много лет после его смерти, а до того ходившая в списках и пользовавшаяся популярностью как среди немногочисленных в то время психологов, так и среди деятелей искусства. Оба произведения дают основание оценить уже «раннего» Выготского как зрелого самостоятельного мыслителя, высокоэрудированного и ищущего новые пути разработки научной психологии в той исторической ситуации, когда психология на Западе охвачена кризисом, а в России идеологическое руководство страны требовало внедрить в науки принципы марксизма.
В России в предреволюционный период в научном изучении психики возникла парадоксальная ситуация. С одной стороны, существовали психологические центры (главный из них — Психологический институт при Московском университете), где доминировала отживавшая свой век психология сознания, которая строилась на субъективном методе. С другой стороны, руками русских физиологов была создана наука о поведении, опиравшаяся на объективный метод. Ее исследовательские программы (авторами которых являлись В. М. Бехтерев и И. П. Павлов) позволили изучать закономерность механизма поведения исходя из тех же принципов, которым следуют все естественные науки. Концепция сознания оценивалась как идеалистическая. Концепция поведения (основанная на условных рефлексах) — как материалистическая. С победой революции, когда государственно-партийные органы потребовали повсеместно истребить идеализм, эти два направления оказались в неравном положении. Рефлексология (в широком смысле) получала всемерную государственную поддержку, тогда как со сторонниками воззрений, считавшихся чуждыми материализму, расправлялись с помощью различных репрессивных мер. В этой атмосфере Выготский занял своеобразную позицию. Он обвинил повсеместно торжествовавших свою победу рефлексологов в дуализме. Его первоначальный план сводился к тому, чтобы объединить знание о поведении как системе рефлексов с зависимостью этого поведения, когда речь идет о человеке, от сознания, воплощенного в речевых реакциях. Эту идею он положил в основу своего первого программного доклада, с которым выступил в январе 1924 г. в Петрограде на съезде исследователей поведения.
Речь докладчика, «просвещенца» из Гомеля, обратила на себя внимание участников съезда новизной мысли, логикой изложения, убедительностью аргументов. Да и всем своим обликом Выготский выделялся из круга привычных лиц. Четкость и стройность основных положений доклада не оставляли сомнений, что провинциал хорошо подготовлен к представительному собранию и удачно излагает лежавший перед ним на кафедре текст. Когда же после доклада один из делегатов подошел к Выготскому, то с удивлением увидел, что никакого текста пространного доклада не было. Перед выступавшим лежал чистый лист бумаги. Этим делегатом, пожелавшим выразить восхищение выступлением Выготского, был уже хорошо известный, несмотря на свою молодость, своими экспериментальными работами (которым патронировал сам Бехтерев) и своими занятиями психоанализом — (с ним переписывался сам Фрейд), а впоследствии и всемирно известный психолог А. Р. Лурия. В своей научной биографии Лурия писал, что жизнь свою делит на два периода: «маленький, несущественный — до встречи с Выготским, и большой и существенный — после встречи с ним».
Доклад, сделанный Выготским, произвел на Лурию такое впечатление, что он, несмотря на молодость, бывший уже тогда ученым секретарем Психологического института, сразу бросился убеждать К. Н. Корнилова, возглавлявшего институт, немедленно, сейчас же этого никому не известного человека из Гомеля переманить в Москву. Выготский предложение принял, переехал в Москву, и его поселили прямо в институтском подвале. Работать он начал в непосредственном сотрудничестве с А. Р. Лурией и А. Н. Леонтьевым. Он поступил в аспирантуру и формально был как бы учеником Лурии и Леонтьева, но сразу же стал, по существу, их руководителем — образовалась знаменитая «тройка», переросшая потом в «восьмерку». Никто из входивших в эти своеобразные объединения молодых людей тогда не предполагал, что судьба столкнула их с замечательным человеком, который в свои 27 лет уже был сложившимся ученым. Они не знали, что в 19 лет он написал замечательную работу «Трагедия о Гамлете, принце Датском» и ряд других хорошо известных сегодня работ (психологический анализ басен, рассказов И. А. Бунина), что до приезда в Москву он успел выработать совершенно новый взгляд на психологию искусства и его роль в жизни человека, по сути дела, заложив основы психологического подхода к литературному творчеству. Сам Выготский об этих своих трудах не упоминал, а его товарищам по работе в Психологическом институте не приходило в голову, что У него может существовать еще один обширный круг интересов — настолько глубокими были мысли, которыми он с ними делился, что, казалось, они не могут оставить в сознании человека места ни для чего другого.
Мысль Выготского развивалась в совершенно новом для тогдашней психологии направлении. Он впервые показал — не почувствовал, не предположил, а аргументированно продемонстрировал, — что наука эта находится в глубочайшем кризисе. Лишь в начале восьмидесятых в собрании его сочинений будет опубликован блестящий очерк «Исторический смысл психологического кризиса». В нем взгляды Выготского выражены наиболее полно и точно. Работа написана незадолго до смерти. Он умирал от туберкулеза, врачи дали ему три месяца жизни, и в больнице он лихорадочно писал, чтобы изложить свои главные мысли.
Суть их в следующем. Психология фактически разбилась на две науки. Одна — объяснительная или физиологическая, она на самом деле раскрывает смысл явлений, но оставляет за своими границами все сложнейшие формы человеческого поведения. Другая наука — описательная, феноменологическая психология, которая, наоборот, берет самые сложные явления, но лишь рассказывает о них, потому что, по мнению ее сторонников, явления эти недоступны объяснению.
Выход из кризиса Выготский видел в том, чтобы уйти от этих двух совершенно независимых дисциплин и научиться объяснять сложнейшие проявления человеческой психики. И вот тут был сделан капитальнейший шаг в истории советской психологии. Тезис Выготского был таким: чтобы понять внутренние психические процессы, надо выйти за пределы организма и искать объяснения в общественных отношениях этого организма со средой. Он любил повторять: те, кто надеется найти источник высших психических процессов внутри индивидуума, впадают в ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить свое отражение в зеркале позади стекла. Не внутри мозга или духа, но в знаках, языке, орудиях, социальных отношениях таится разгадка тайн, интригующих психологов. Поэтому Выготский называл свою психологию либо «исторической», поскольку она изучает процессы, возникшие в общественной истории человека, либо «инструментальной», так как единицей психологии были, по его мнению, орудия, бытовые предметы, либо же, наконец, «культурной», потому что эти вещи и явления рождаются и развиваются в культуре, — в организме культуры, в теле ее, а не в органическом теле индивида.
Мысли такого рода звучали тогда парадоксально, они были приняты в штыки и абсолютно не поняты. Не без сарказма вспоминал Лурия, как Корнилов говорил:
«Ну, подумаешь, „историческая“ психология, зачем нам изучать разных дикарей? Или — „инструментальная“. Да всякая психология инструментальная, вот я тоже динамоскоп применяю».
Директор института психологии даже не понял, что речь идет вовсе не о тех инструментах, которые используют психологи, а о тех средствах, орудиях, что применяет сам человек для организации своего поведения…
Культурно-историческая концепция Выготского вызвала активное сопротивление. Стали появляться статьи, в которых автор ее разоблачался в различного рода отклонениях от истинной науки. Одна из наиболее опасных была написана неким Феофановым, сотрудником того же института. Он назвал ее «Об одной эклектической теории в психологии», но типография напечатала «Об одной электрической теории…». Эта забавная опечатка сильно снизила убойную силу статьи, но следующие за нею были набраны более тщательно. Новые идеи непросто входили в науку.
Еще в «Психологии искусства» Выготский ввел понятие эстетического знака как элемента культуры. Обращение к знаковым системам, которые творятся культурой народа и служат посредниками между тем, что обозначается системами знаков, и субъектом (личностью, которая ими оперирует), изменило общий подход Выготского к психическим функциям. Применительно к человеку, в отличие от животных, он рассматривает знаковые системы как средства культурного развития психики. Это глубоко новаторское представление побудило его выделить в круг психических функций человека знаково-опосредованный уровень их организации.
Знакомясь с марксизмом, он переносит на знаки марксистское учение об орудиях труда. Знаки культуры — это также орудия, но особые, психологические. Орудия труда изменяют вещество природы. Знаки же изменяют не внешний материальный мир, а психику человека. Сперва эти знаки используются в общении между людьми, во внешнем взаимодействии. А затем этот процесс из внешнего становится внутренним (переход извне внутрь был назван интериоризацией). Благодаря этому и происходит «развитие высших психических функций» (под таким названием Выготский написал в 1931 г. новый трактат).
Руководствуясь этой идеей, Выготский и его ученики провели большой цикл исследований развития психики, прежде всего таких ее функций, как память, внимание, мышление. Эти работы вошли в золотой фонд исследований развития психики у детей. В течение ряда лет главная исследовательская программа Выготского и его учеников заключалась в детальном экспериментальном изучении отношений между мышлением и речью. Здесь на передний план выступило значение слова (его содержание, заключенное в нем обобщение). То, как значение слова изменяется в истории народа, давно изучалось лингвистикой. Выготский и его школа, проследив стадии этого изменения, открыли, что это происходит в процессе развития индивидуального сознания. Итоги этой многолетней работы обобщила его монография «Мышление и речь» (1934), которую он, к сожалению, так и не увидел напечатанной, но которая стоит на книжной полке тысяч психологов во многих странах мира.
Работая над монографией, он одновременно подчеркивал важность изучения мотивов, которые движут мыслью, тех побуждений и переживаний, без которых она не возникает и не развивается.
Этой теме он уделил основное внимание в большом трактате об эмоциях, который опять-таки оставался неопубликованным в течение десятков лет. Следует помнить, что все свои работы, касающиеся развития психики, Выготский непосредственно связывал с задачами воспитания и обучения ребенка. В этой области им был выдвинут целый цикл продуктивных идей, в частности ставшая особенно популярной концепция «зоны ближайшего развития». Выготский настаивал на том, что эффективным является лишь то обучение, которое «забегает вперед развития», как бы тянет его за собой, выявляя возможности ребенка решать при участии педагога задачи, с которыми он самостоятельно справиться не может.
Выготским было обосновано великое множество других новаторских представлений, в дальнейшем развитое его многочисленными учениками и последователями.
По оценке М. Г. Ярошевского, «несмотря на раннюю смерть (он не дожил до 38 лет), ни один из выдающихся психологов мира не смог обогатить свою науку столь значительно и разносторонне, как Выготский». Ему приходилось повседневно преодолевать множество трудностей, связанных не только с катастрофически ухудшавшимся состоянием здоровья, материальными невзгодами, но и лишениями, вызванными тем, что ему не предоставлялась достойная работа, а чтобы заработать, приходилось ездить читать лекции в другие города. Ему с трудом удавалось прокормить небольшую семью. Одна из слушательниц его лекций, А. И. Липкина, вспоминает, что студенты, чувствуя его величие, удивлялись тому, как он бедно одет. Лекции он читал в изрядно потертом пальто, из-под которого виднелись дешевые брюки, а на ногах (в суровом январе 1934 г.) — легкие туфли. И это у тяжело больного туберкулезом! На его лекции стекались слушатели из многих московских вузов. Обычно аудитория была переполнена и лекции слушали стоя у окон. Прохаживаясь по аудитории, заложив руки за спину, высокий, стройный человек с Удивительно лучистыми глазами и нездоровым румянцем на бледных щеках ровным, спокойным голосом знакомил слушателей, которые ловили каждое его слово, с новыми воззрениями на психический мир человека, которые для следующих поколений приобретут ценность классических. К этому нужно добавить, что неортодоксальный смысл психологического анализа, который культивировал Выготский, постоянно вызывал у бдительных идеологов подозрения в отступлениях от марксизма.
После приснопамятного постановления 1936 г. его труды, посвященные детской душе, попали в проскрипционный список запрещенных. С ликвидацией педологии, одним из лидеров которой он был объявлен, они оказались в «спецхране». Прошли десятки лет, прежде чем он был признан во всем мире величайшим новатором и началось триумфальное шествие его идей. Взращенные в московских школах и лабораториях, они придали мощный импульс движению научно-психологической мысли как в нашей стране, так и во многих странах мира.
Когда весной 1934 г. его из-за очередного страшного приступа болезни отвезли в санаторий в Серебряный Бор, он взял с собой только одну книгу — любимого шекспировского «Гамлета», заметки к которому служили для него на протяжении многих лет своего рода дневником. В трактате о трагедии он еще в юности записал: «Не решимость, а готовность — таково состояние Гамлета».
По воспоминаниям медсестры, лечившей Выготского, его последними словами были: «Я готов». В отведенный ему срок Выготский исполнил больше любого психолога за всю историю науки о человеке.
Создатели американского биографического словаря по психологии, включившие Выготского в когорту великих, завершают статью о нем такими словами: «Нет смысла гадать, чего мог бы достичь Выготский, проживи он столько, сколько, например, Пиаже, или доживи он до своего столетия. Он наверняка подверг бы конструктивной критике современную психобиологию и теории сознания, однако нет сомнений в том, что он сделал бы это с улыбкой».
Биография Выготского кратко
В статье изложена биография Льва Выготского, советского психолога, основателя культурно-исторической школы.
Выготский Лев Семенович биография кратко
Лев Выготский краткая биография которого начинается 17 ноября 1896 года. Родился в городе Орша в многодетной семье банковского служащего. Когда мальчику был всего год, его отец основал в городе Гомеле публичную библиотеку и привел сюда жену и девять детей.
В 1914 году поступил на медицинский факультет Московского университета. Немного поучившись на факультете, Выготский поступает на юридический факультет и одновременно учится на историко-филологическом факультете Народного университета. А. Л. Шанявский. Будучи студентом, он начинает публиковать свои рецензии на книги известных писателей-символистов — В. И. Иванова, А. Белого, Д. С. Мережковского. В это же время он пишет свое большое первое произведение на тему «Трагедия Гамлета Датского» У. Шекспира. Хотя свет она увидела только через 50 лет в его сборнике «Психология искусства».
Лев Выготский интересные факты
В 1917 году Лев Семенович вернулся в Гомель и принял активное участие в процессе создания школы нового типа. Он начинает проводить исследования в специально организованном психологическом кабинете при педагогическом колледже.
В 1924 году назначен делегатом II Всероссийского съезда в Петрограде по психоневрологии. На нем он анонсировал доклад о тех рефлексологических приемах, которые применял при изучении механизмов сознания. После феерического выступления на этом съезде Выготский был приглашен на работу директором Института экспериментальной психологии в Москве Н.К. Корнилов. Через 2 года под его руководством был создан дефектологический экспериментальный институт, впоследствии переименованный в Институт коррекционной педагогики РАО. Благодаря усилиям Льва Выготского были заложены основы дефектологии в СССР.
Зарекомендовал себя как талантливый образованный психолог. В 1926 году он издал книгу «Педагогическая психология», в которой отстаивал индивидуальность ребенка. Через год психолог Лев Выготский начинает публиковать статьи, анализирующие различные области мировой психологии. Он также разработал новую концепцию в психологии — культурно-историческую. Согласно концепции поведение человека, регулируемое сознанием, тесно связано с различными формами культуры, искусства и языка.
Лев Выготский разработал понятие знака, символа, как особого психологического инструмента, служащего средством превращения психики из биологической в историческую. В результате в 1960 г. была написана работа под названием «История развития высших психических функций».
Свою последнюю монографию «Мышление и речь» он написал в 1936 году и посвятил ее строению сознания. В 30-е годы Льва Семеновича стали обвинять в отступлении от марксистского учения. Бесконечные обвинения, работа над износом туберкулеза, который он подцепил от брата, практически вымотали психолога. Выготский умер от 11 июня 1934 г. от обострения болезни.
Полное руководство по теориям обучения Льва Выготского
Имя Льва Выготского хорошо известно большинству учителей, его работы легли в основу современных научных исследований в области образования.
Каковы теории обучения Выготского?
- Зона ближайшего развития
- Область понимания, выходящая за пределы того, что они знают, но способны учиться
- больше знающих других
- Человек, занимающий обучение, родитель или учитель
- Каркасы. Теория
- Процесс, посредством которого учащиеся переходят от мыслей вслух к использованию внутренней речи для обучения
Кем был Лев Выготский?
Лев Выготский 1896-1934Влияние Льва Выготского в области психологии развития тем более необычайно, что его относительно короткая жизнь оборвалась туберкулезом в возрасте 37 лет.
Родился в 1896 г. Россия, Выготский с юных лет демонстрировал интеллектуальные способности. Его формальное образование включало домашнее обучение, посещение еврейской школы, а затем поступление в Московский университет по системе квот, которая гарантировала, что три процента принятых студентов были евреями.
Его интеллектуальные интересы в то время были самыми разнообразными, включая психологию, но не ограничиваясь ею. Однако, когда ему было около 20 лет, он сосредоточил свою научную работу на психологии, защитив в 1925 году диссертацию по психологии искусства (типичная междисциплинарная тема для мыслителя с такими широкими и разнообразными интересами).
Он получил степень заочно из-за резкого рецидива туберкулеза, который едва не унес его жизнь. Хотя он выздоровел после этого эпизода, болезнь унесла его жизнь менее чем через десять лет в 1934.
Чем известен Выготский?
Зона ближайшего развития (ZPD), Другие более осведомленные (MKO), Строительные леса и Теория социального обучения. Все это описано в этой статье.
Ключевые понятия Выготского:
Зона ближайшего развития
Зона ближайшего развития (ЗБР) — это термин, обозначающий область знаний, выходящую за пределы того, что человек в настоящее время имеет, но способен воспринять. Чаще всего используется в отношении детей, он описывает те концепции, которые ребенок способен усвоить и которые находятся в пределах его досягаемости, но еще не усвоены.
Если представить ЗБР как зону, окружающую текущее понимание ребенка, то нижняя граница — это точка, в которой ребенок может достичь понимания своими собственными усилиями. Верхний диапазон зоны — это понятия, которые ребенок способен понять, но которые находятся вне досягаемости, если другая сторона не вмешается, чтобы помочь ребенку в получении этих знаний.
Ключевым ответвлением этой концепции является то, что обучение не основано исключительно на развитии когнитивных способностей ребенка до обучения. Скорее, сам процесс обучения способствует когнитивному развитию.
Что приводит нас к:
Больше Знающих Других
Идея «Более Знающих Других» (МКО) работает рука об руку с концепцией ZPD. Этот человек, как следует из самого термина, знает больше об изучаемом понятии, чем ребенок.
Наиболее очевидными примерами таких людей являются родители и учителя, но они не ограничиваются этими группами и не обязательно должны быть взрослыми. Сверстники также могут быть MKO, если они лучше владеют концепцией, чем ребенок.
МКО служит средством, с помощью которого ребенок может изучать и понимать понятия, которые он не смог бы понять, если бы был предоставлен самому себе. Именно благодаря этому процессу когнитивное развитие происходит посредством обучения, а не чего-то, что должно произойти до процесса обучения. Достижение способности изучать концепцию и обучение могут происходить одновременно, а не одно за другим.
MKO — это основной способ, с помощью которого ребенок может расширить свое понимание за пределы своих нынешних способностей, предоставляя рекомендации и обратную связь.
Как ZPD, так и MKO можно ретроспективно рассматривать как метакогнитивные стратегии.
Выготский Леса
Часть ЗПД, Строительные леса включает деятельность, предусмотренную МКО. Эти действия поддерживают учащегося при прохождении ZPD.
Уровень поддержки постепенно снижается по мере того, как ученик становится более компетентным и уверенным в себе. Это известно как строительные леса, поскольку это аналогично тому, как строительные леса снимаются со здания по мере завершения строительства.
В конце концов, все строительные леса убраны, и учащийся снова может выполнить задание самостоятельно.
Леса Выготского также являются неотъемлемой частью Принципов обучения Розеншайн.
Узнайте больше о строительных лесах.
Теория социального научения Выготского
Выготский о языке и мышлении
Возможно, самые драматические и далеко идущие идеи Выготского сосредоточены на роли языка в отношении к мышлению и сознанию.
Выготский считал, что в то время как ребенок изучал внешний язык (то есть разговорный и, в конечном итоге, письменный язык) в молодом возрасте, это использование языка в конечном итоге интернализировалось и создавало ментальный ландшафт самого сознания.
На ранних стадиях дети буквально «думают вслух», используя разговорный язык, чтобы понимать концепции и рассуждать через них. Однако это все больше становится внутренним процессом («внутренней речью»), что в конечном итоге приводит к когнитивным процессам, зависящим от языка, но уже не очень похожим на внешний язык устных и письменных слов.
Тем не менее, как продукт языкового развития, мысль (включая сознание в его более узком смысле полного самосознания) в конечном счете была создана социально.
Выготский о личности и обществе
Если разобраться в следствиях этих идей, то легко увидеть, как Выготский пришел к тому взгляду на отношения индивида/общества, который он сделал.
Для Выготского индивидуум не был ни самодостаточным агентом, ориентирующимся в социальном мире, ни набором воплощенных ответов на окружающие его стимулы, созданные обществом. Скорее, индивидуум и общество существовали в интерактивных отношениях, когда одно влияло на другое.
Общество сильно повлияло на пути развития отдельных людей, что затрудняет выявление универсальных моделей развития. Однако индивид не был пассивным участником этого процесса, а мог (в большей или меньшей степени) влиять на окружающую его социальную среду.
Кто повлиял на Выготского?
Барух Спиноза
Самое глубокое философское наследие Выготского принадлежит Баруху Спинозе, голландскому философу XVII века. В частности, Выготский опирался на интерес Спинозы к теме сознания и роли эмоций в мышлении.
Карл Маркс
Выготский также находился под влиянием философии Карла Маркса, чье внимание к связям между материальным миром и человеческим мышлением оказало большое влияние на Выготского, особенно в начале его карьеры.
Кроме того, идеи Зигмунда Фрейда и Ивана Павлова подготовили почву для Выготского. Хотя тоже современники, эти два мыслителя были значительно старше Выготского.
Зигмунд Фрейд
Акцент Фрейда на важности детского опыта в становлении личности и роли эмоций в сознании предвосхитил акцент Выготского на развитии детства и месте чувств в познании.
Иван Павлов
Интерес Павлова к взаимодействию между внешними символами и внутренними состояниями ума может быть связан с представлениями Выготского о социальной роли языка в создании сознания. Что еще более важно, интерес Павлова к применению психологических открытий к теории научения во многом совпадает с интересом Выготского.
Кем были современники Выготского?
Короткая жизнь Выготского совпала с жизнью таких известных психологов, как Фрейд, Павлов, Уильям Джеймс, Джон Дьюи, Вольфганг Келер и Б. Ф. Скиннер. Однако самым известным современником Выготского был Жан Пиаже.
Пиаже против Выготского
Они не только принадлежали к одному поколению психологов и имели схожие интересы, но и их идеи предлагают четкое исследование контрастов. Хотя оба они разделяли живой интерес к тому, как развивается мышление у детей и как происходит обучение, они пришли к существенно разным выводам по ряду вопросов.
Пиаже уделял больше внимания взаимодействию со сверстниками как средству когнитивного развития, чем Выготский. Как отмечалось выше, Выготский определенно считал, что взаимодействие со сверстниками может иметь решающее значение, но прежде всего в той мере, в какой сверстники играли роль «более знающего другого».
Эту роль чаще всего играли важные взрослые в жизни ребенка, такие как родители и учителя.
У этих двоих также были разные представления о роли общества в формировании личности. Как мы видели, Выготский считал, что общество играет ключевую роль в развитии и что природа этой роли различается от культуры к культуре. Однако Пиаже считал, что развитие носит более универсальный характер.
Несмотря на влияние общества, когнитивное развитие шло относительно стандартным путем независимо от социального окружения человека.
Ответвлением этого является то, что Пиаже сформулировал кодифицированную серию шагов, через которые, по его мнению, проходило развитие, в то время как Выготский считал этот процесс слишком гибким и изменчивым, чтобы его можно было разбить на стандартные шаги, которые всегда следовали друг за другом в предсказуемом порядке.
Возможно, наиболее важным был тот факт, что теории Пиаже относительно мало говорили о роли языка в когнитивном развитии, в то время как у Выготского она была абсолютно центральной.
НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ, чтобы узнать больше о Piaget
Наследие Выготского
Влияние Выготского было минимальным в течение первых нескольких десятилетий после его смерти. Его идеи не ладились с советскими мыслителями, которые часто критиковали их. За пределами СССР было доступно несколько переводов с русского языка. Прежде всего, ранняя смерть Выготского оставила незавершенными многие важные аспекты его зрелой мысли.
Хотя его работы были известны за пределами его родины, Выготский не пользовался большим влиянием за пределами круга последователей в СССР.70-х и 1980-х годов. В частности, его идеи повлияли на ряд мыслителей об обучении в классе.
Например, на теорию когнитивных инструментов Кирана Игана повлияла работа Выготского.
Однако не обошлось без некоторых вопросов. Незавершенность более поздних работ Выготского привела к тому, что многие «выготскианские» концепции имеют сомнительное отношение к его фактическим письменным работам, а либеральные — даже фантастические — разработки его идей подпадают под лозунг «выготских исследований».
Однако независимо от того, сформулировал ли сам Выготский или мог бы сформулировать идеи, возникшие после его смерти и связанные с ним, его работа, безусловно, послужила катализатором дальнейших размышлений в области детского развития и обучения.
Применение работ Выготского в образовании
Идеи Выготского приобретают все большее значение в последние несколько десятилетий в области образования.
Учитывая центральную роль «более знающего другого», концепции Выготского придают особое значение роли учителя как катализатора не только обучения, но и когнитивного развития.
Конкретным примером подхода Выготского к обучению является концепция «строительных лесов», при которой учащийся сначала изучает понятия и навыки, которые затем позволяют ему достичь второго, более высокого уровня понятий, и так далее, пока, наконец, не овладеет навыками. достижения общего навыка или идеи.
Именно благодаря этому процессу учащийся продвигается по ZPD, изучая не только содержание, но и *как изучать* содержание, что позволяет ему достичь более высоких уровней понимания.
Другим конкретным применением является использование взаимного обучения. Как уже отмечалось, «МКО» не обязательно должен быть учителем для взрослых. Сверстники, которые лучше разбираются в теме или имеют более развитые навыки, могут выступать в роли MKO, помогая одноклассникам достичь большего мастерства. В идеале, взаимное обучение включает в себя группы, в которых каждый человек может быть «MKO» в отношении какого-либо аспекта концепции или навыка, при этом каждый вносит свой вклад в обучение своих сверстников.
Одним из ответвлений важности сверстников в развитии является значение игр в классе, включая (но не ограничиваясь) образовательные игры.
Выготский предположил, что игра — это по своей сути полезная деятельность, не зависящая от каких-либо конкретных понятий, усвоенных в процессе. Включение игр — даже тех, которые предназначены исключительно для развлечения и социального взаимодействия — уходит корнями в Выготского.
Наконец, центральное место в изучении языка в классе по всем предметам, а не только тем, которые обычно связаны с вербальными навыками, является наследием Выготского.
Методы работы в классе, которые просят учащихся описать или объяснить свое мышление как средство не только оценки понимания, но и развития когнитивных навыков, которые будут важны в будущем обучении, являются выготскими в своих предположениях.