Иван Петрович Павлов (1849—1936)
Академик Иван Петрович Павлов — советский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности и современных представлений о процессе пищеварения.
Из русских ученых он первым был удостоен Нобелевской премии в 1904 г. за многолетний труд по исследованию механизмов пищеварения. И. П. Павлов изучил характер секреции главных пищеварительных желёз при переваривании различных видов пищи и участие нервной системы в регуляции пищеварительного процесса, заново создав физиологию пищеварения. Для этого ему пришлось разработать целую серию остроумных операций, позволивших, не нарушая пищеварительных процессов, увидеть, что происходит в пищеварительных органах, скрытых в глубине тела.
И. П. Павлов внес важный вклад во многие разделы физиологии, в том числе в физиологию сердечно-сосудистой системы, исследовав особенности рефлекторной регуляции и саморегуляции кровообращения. Главная его заслуга — изучение функций больших полушарий головного мозга, создание учения о высшей нервной деятельности. В процессе этих исследований Павлов открыл особый тип рефлексов, образующихся у животных в индивидуальной жизни. Впоследствии их назвали условными рефлексами. С одной стороны, условные рефлексы представляют собой физиологические реакции и могут быть изучены физиологическими методами, а с другой — элементарное психическое явление.
Ни один физиолог мира не был так знаменит, как Павлов. Он был избран членом академий наук 22 стран и почетным членом 28 научных учреждений.
После Великой Октябрьской социалистической революции Совет Народных Комиссаров издал специальный декрет, подписанный В. И. Лениным, о создании условий для обеспечения научной деятельности ученого как совершенно исключительной, имеющей огромное значение. В Ленинграде был организован Физиологический институт, а в селе Колтуши — биостанция, получившая известность как «столица условных рефлексов».
Выдающийся ученый воспитал огромную армию учеников и последователей. От лица физиологов нашей планеты, собравшихся в 1935 г. в Ленинграде на Всемирный конгресс, Павлову был присвоен титул «старейшины физиологов мира». В том же году, обращаясь к молодежи, Иван Петрович писал: «Помните, что наука требует от человека всей его жизни». Вся его жизнь — подтверждение этих слов.
И. П. Павлова помнят не только как великого ученого, но и как борца за мир во всем мире. Делегаты конгресса из 37 стран стоя аплодировали ему, когда он, открывая заседание, обратился к полутора тысячам слушателей со страстным призывом заклеймить войну как самое позорное явление человеческой жизни. «…Я счастлив, — сказал ученый, — я счастлив, что правительство моей великой Родины, борясь за мир, впервые в истории провозгласило: «Ни пяди чужой земли…»
Все творчество Павлова было проникнуто горячей любовью к Родине. «Что ни делаю, — писал он, — постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мои силы, прежде всего моему отечеству, нашей русской науке».
Академик Иван Петрович Павлов — биология, презентации
Академик Иван Петрович Павлов
Биология
Рубцова Наталия Владимировна,
учитель биологии
МБОУ СОШ № 74 г. Воронежа.
« Павлов
– это звезда, которая освещает мир, проливает свет на еще не изведанные пути». Г.Уэллс
Академик
Иван Петрович Павлов
«.. наука требует от человека всей его жизни. И если бы у вас было бы две жизни, то и их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека».
Иван Петрович Павлов
(1849–1936)
Иван Петрович Павлов родился 14 (26) сентября 1849 года в городе Рязани. Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви. Отец Пётр Дмитриевич Павлов (1823-1899), мать — Варвара Ивановна (урождённая Успенская) (1826-1890).
Окончив в 1864 рязанское духовное училище, Павлов поступает в рязанскую духовную семинарию. На последнем курсе семинарии он прочитал книгу «Рефлексы головного мозга» профессора И. М. Сеченова, которая перевернула всю его жизнь
Великий русский физиолог Сеченов И.М.
«Никогда не думайте, что вы уже всё знаете. И как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда. Не давайте гордыне овладеть вами. Из-за неё вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за неё вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за неё вы утратите меру объективности».
И.П.Павлов
В 1870 Павлов поступил на юридический факультет (семинаристы были ограничены в выборе университетских специальностей), но через 17 дней после поступления перешёл на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета (специализировался по физиологии)
Первое научное исследование Павлова — изучение секреторной иннервации поджелудочной железы. За него И. Павлов и М. Афанасьев были награждены золотой медалью университета.
Санкт-Петербургский
государственный
университет
«Тот, кто хочет развить свою волю, должен научиться преодолевать препятствия».
И.П.Павлов
Павлов, как последователь Сеченова, много занимался нервной регуляцией. Сеченову пришлось переехать из Петербурга в Одессу, где он некоторое время работал в университете. Его кафедру в Медико-хирургической академии занял Илья Фаддеевич Цион, и Павлов перенял у Циона виртуозную оперативную технику .
«Каждый раз, начиная сложную работу, никогда не спеши, дай время, смотря по работе, чтобы войти в эту сложную работу, мобилизоваться в порядке, а не бессмысленно, суетливо».
И.П.Павлов
Летом 1878 года И.П.Павлов работал по приглашению С. Боткина в физиологической лаборатории при его клинике в Бреслау, в Германии
Медицинскую степень Павлов получил в 1879 году. В лаборатории Боткина Павлов фактически руководил всеми фармакологическими и физиологическими исследованиями.
В том же году Иван Петрович начал исследования по физиологии пищеварения, которые продолжались более двадцати лет. Многие исследования Павлова в восьмидесятых годах касались системы кровообращения, в частности, регуляции функций сердца и кровяного давления.
«Жизнь только для того красна, кто стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели».
И.П.Павлов
Павлов более 10 лет посвятил тому, чтобы получить фистулу (отверстие) желудочно-кишечного тракта. металлические трубки и Сделать такую операцию было чрезвычайно трудно, так как изливавшийся из кишечника сок переваривал кишечник и брюшную стенку. И. П. Павлов так сшивал кожу и слизистую, что никаких эрозий не было, и он мог получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта — от слюнной железы до толстого кишечника, что и было сделано им на сотнях экспериментальных животных
«Наука движется толчками в зависимости от успехов, делаемых методикой».
И.П.Павлов
И.П.Павлов проводил опыты с мнимым кормлением (перерезание пищевода так, чтобы пища не попадала в желудок), таким образом сделав ряд открытий в области рефлексов выделения желудочного сока. За 10 лет Павлов, по существу, заново создал современную физиологию пищеварения
«Всякое дело не идет без настоящей страсти и любви».
И.П.Павлов
К 1890 году труды Павлова получили признание со стороны учёных всего мира. С 1891 году он заведовал физиологическим отделом Института экспериментальной медицины, организованного при его деятельном участии; одновременно он оставался руководителем физиологических исследований в Военно-медицинской академии, в которой проработал с 1895 по 1925 год.
«Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки своих знаний хоть бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Как бы ни тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь — он неизбежно лопнет, и ничего, кроме конфуза, у вас не останется».
И.П.Павлов
В 1903 году 54-летний Павлов сделал доклад на XIV Международном Медицинском Конгрессе в Мадриде. И в следующем, 1904 году, Нобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желез была вручена И. П. Павлову, — он стал первым российским Нобелевским лауреатом
«Моя вера — это вера в то, что счастье человечеству даст прогресс науки».
И.П.Павлов
Диплом и золотая медаль
лауреата Нобелевской премии 1904 года
В Мадридском докладе, сделанном на русском языке, И. П. Павлов впервые сформулировал принципы физиологии высшей нервной деятельности, которой он и посвятил последующие 35 лет своей жизни. Такие понятия как подкрепление, безусловный и условный рефлексы, стали основными понятиями науки о поведении
Собака Павлова.
Музей Павлова
«Рефлекс целей есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только того прекрасна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой и никогда не достижимой цели. Вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура делается людьми, стремящимися к поставленной ими в жизни цели».
На протяжении всей своей научной жизни Павлов сохранял интерес к влиянию нервной системы на деятельность внутренних органов. В начале XX века его эксперименты, касающиеся пищеварительной системы, привели к изучению условных рефлексов.
Поражённый силой условных рефлексов, проливающих свет на психологию и физиологию, Павлов после 1902 года сконцентрировал свои научные интересы на изучении высшей нервной деятельности.
«Нет ничего более властного в жизни человеческого организма, чем ритм. Любая функция, в особенности вегетативная, имеет постоянную склонность переходить на навязанный ей режим».
И. П. Павлов.
В 1919-1920 годах, в период разрухи, Павлов, терпя нищету, отсутствие финансирования научных исследований, отказался от приглашения Шведской Академии наук переехать в Швецию, где ему обещали создать самые благоприятные условия для жизни и научных исследований, причём в окрестностях Стокгольма планировалось построить по желанию Павлова такой институт, какой он захочет. Павлов ответил, что из России он никуда не уедет. Затем последовало соответствующее постановление Советского правительства, и Павлову построили великолепный институт в Колтушах, под Ленинградом, где он и проработал до 1936 года
«Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства Родины».
И.П.Павлов
Памятник собаке Павлова в Колтушах
«Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд и физический и, пожалуй, даже больше второй… физическая работа служит величайшим средством в случае расстройства высшей нервной деятельности».
Преданный своему делу и высокоорганизованный во всех аспектах своей работы, будь то операции, чтение лекций или проведение экспериментов, Павлов отдыхал в летние месяцы; в это время он с увлечением занимался садоводством и чтением исторической литературы. Как вспоминал один из его коллег, «он всегда был готов для радости и извлекал её из сотен источников».
«Счастье человека — где-то между свободой и дисциплиной».
«Отдых — это перемена занятий».
И.П.Павлов
Нильс Бор и Иван Павлов
Серафима Васильевна преподавала в сельской школе только в течение одного учебного года, после чего вышла замуж за И.П.Павлова в 1881 году , посвятив свою жизнь заботам о доме и воспитанию четверых детей: Владимира (1884-1954), Веры (1890-1964), Виктора (1892-1919) и Всеволода (1893-1935).
Серафима Васильевна Павлова (урожденная Карчевская)
В 1881 году И.П.Павлов женился на Серафиме Карчевской.
Блестяще окончив гимназию в Ростове-на-Дону, она поступила на Женские педагогические курсы в Петербурге, где получила диплом педагога-математика.
Активно участвуя в организации литературных вечеров, С. Карчевская встречалась с И.С.Тургеневым и Ф.М.Достоевским. В доме Павловых до сих пор хранится фотография Достоевского, подаренная ей знаменитым писателем.
Павловы прожили вместе более пятидесяти лет, отметив золотую свадьбу в мае 1931 года.
С.В. Павлова с детьми.
Павлов умер 27 февраля 1936 года в Ленинграде от пневмонии. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Говоря о своём научном творчестве, Павлов писал:
«Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мои силы, прежде всего моему отечеству, нашей русской науке».
Иван Петрович Павлов говорил:
«Человек — высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным».
«Человек может жить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры».
Академией наук учреждены золотая медаль и премия имени И. Павлова за лучшую работу в области физиологии.
Золотая медаль РАН имени И.П.Павлова
Серебряная медаль им. академика И.П.Павлова.
Дата рождения :
26 сентября 1849
Место рождения: Рязань, Российская империя
Дата смерти:
27 февраля 1936 (86 лет)
Место смерти: Ленинград, РСФСР, СССР
Страна:
Российская империя → СССР
Научная сфера: Физиология
Альма-матер:
Санкт-Петербургский государственный университет
Знаменитые ученики: Орбели, Л. A., Быков К. М., Купалов, П. С., Анохин, П. К., Бабкин, Б. П., Н. Н. Трауготт
Известен как: Создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы
Награды и премии: Нобелевская премия по физиологии и медицине (1904)
Литература
https://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.medicinform.net/history/ludi/pavlov.htm
http://www.hrono.ru/biograf/bio_p/pavlov_ip.php
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/97770/%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2
http://biofile.ru/chel/2821.html
kopilkaurokov.ru
Иван Петрович Павлов, раздел «Биолог» — Юнциклопедия
Академик Иван Петрович Павлов — советский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности и современных представлений о процессе пищеварения.
Из русских ученых он первым был удостоен Нобелевской премии в 1904 г. за многолетний труд по исследованию механизмов пищеварения. И. П. Павлов изучил характер секреции главных пищеварительных желёз при переваривании различных видов пищи и участие нервной системы в регуляции пищеварительного процесса, заново создав физиологию пищеварения. Для этого ему пришлось разработать целую серию остроумных операций, позволивших, не нарушая пищеварительных процессов, увидеть, что происходит в пищеварительных органах, скрытых в глубине тела.
И. П. Павлов внес важный вклад во многие разделы физиологии, в том числе в физиологию сердечно-сосу-дистой системы, исследовав особенности рефлекторной регуляции и саморегуляции кровообращения. Главная его заслуга — изучение функций больших полушарий головного мозга, создание учения о высшей нервной деятельности. В процессе этих исследований Павлов открыл особый тип рефлексов, образующихся у животных в индивидуальной жизни. Впоследствии их назвали условными рефлексами. С одной стороны, условные рефлексы представляют собой физиологические реакции и могут быть изучены физиологическими методами, а с другой — элементарное психическое явление.
Ни один физиолог мира не был так знаменит, как Павлов. Он был избран членом академий наук 22 стран и почетным членом 28 научных учреждений.
После Великой Октябрьской социалистической революции Совет Народных Комиссаров издал специальный декрет, подписанный В. И. Лениным, о создании условий для обеспечения научной деятельности ученого как совершенно исключительной, имеющей огромное значение. В Ленинграде был организован Физиологический институт, а в селе Колтуши — биостанция, получившая известность как «столица условных рефлексов».
Выдающийся ученый воспитал огромную армию учеников и последователей. От лица физиологов нашей планеты, собравшихся в 1935 г. в Ленинграде на Всемирный конгресс, Павлову был присвоен титул «старейшины физиологов мира». В том же году, обращаясь к молодежи, Иван Петрович писал: «Помните, что наука требует от человека всей его жизни». Вся его жизнь — подтверждение этих слов.
И. П. Павлова помнят не только как великого ученого, но и как борца за мир во всем мире. Делегаты конгресса из 37 стран стоя аплодировали ему, когда он, открывая заседание, обратился к полутора тысячам слушателей со страстным призывом заклеймить войну как самое позорное явление человеческой жизни. «…Я счастлив, — сказал ученый, — я счастлив, что правительство моей великой Родины, борясь за мир, впервые в истории провозгласило: «Ни пяди чужой земли…»
Все творчество Павлова было проникнуто горячей любовью к Родине. «Что ни делаю, — писал он, — постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мои силы, прежде всего моему отечеству, нашей русской науке».
yunc.org
Иван Петрович Павлов, Физиология и медицина, 1904
Нобелевская премия «за работу по физиологии пищеварения»
Русский ученый-физиолог Иван Петрович Павлов родился в Рязани, городе, расположенном приблизительно в 160 км от Москвы. Его мать, Варвара Ивановна, происходила из семьи священника; отец, Петр Дмитриевич, был священником, служившим сначала на бедном приходе, но благодаря своему пастырскому рвению со временем ставшим настоятелем одного из лучших храмов Рязани. С раннего детства Павлов перенял у отца упорство в достижении цели и постоянное стремление к самосовершенствованию. По желанию своих родителей Павлов посещал начальный курс духовной семинарии, а в 1860 г. поступил в рязанское духовное училище. Там он смог продолжить изучение предметов, интересовавших его больше всего, в частности естественных наук; с увлечением участвовал он в различных дискуссиях, где проявились его страстность и настойчивость, сделавшие Павлов грозным оппонентом.
Увлечение физиологией возникло у Павлов после того, как он прочитал русский перевод книги английского критика Георга Генри Леви. Его страстное желание заняться наукой, особенно биологией, было подкреплено чтением популярных книг Д. Писарева, публициста и критика, революционного демократа, работы которого подвели Павлов к изучению теории Чарлза Дарвина.
В конце 1880-х гг. русское правительство изменило свое предписание, разрешив студентам духовных семинарий продолжать образование в светских учебных заведениях. Увлекшись естественными науками, Павлов в 1870 г. поступил в Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета. Его интерес к физиологии возрос, после того как он прочитал книгу И. Сеченова «Рефлексы головного мозга», но освоить этот предмет ему удалось только после того, как он прошел обучение в лаборатории И. Циона, изучавшего роль депрессорных нервов. Цион выяснял влияние нервов на деятельность внутренних органов, и именно по его предложению Павлов начал свое первое научное исследование – изучение секреторной иннервации поджелудочной железы; за эту работу Павлов и М. Афанасьев были награждены золотой медалью университета.
После получения в 1875 г. звания кандидата естественных наук Павлов поступил на третий курс Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге (реорганизованной впоследствии в Военно-медицинскую), где надеялся стать ассистентом Циона, который незадолго до этого был назначен ординарным профессором кафедры физиологии. Однако Цион уехал из России, после того как правительственные чиновники воспрепятствовали этому назначению, узнав о его еврейском происхождении. Отказавшись работать с преемником Циона, Павлов стал ассистентом в Ветеринарном институте, где в течение двух лет продолжал изучение пищеварения и кровообращения. Летом 1877 г. он работал в городе Бреслау, в Германии (сейчас Вроцлав, Польша), с Рудольфом Гейденгайном, специалистом в области пищеварения. В следующем году по приглашению С. Боткина Павлов начал работать в физиологической лаборатории при его клинике в Бреслау, еще не имея медицинской степени, которую Павлов получил в 1879 г. В лаборатории Боткина Павлов фактически руководил всеми фармакологическими и физиологическими исследованиями.
После длительной борьбы с администрацией Военно-медицинской академии (отношения с которой стали натянутыми после его реакции на увольнение Циона) Павлов, в 1883 г. защитил диссертацию на соискание степени доктора медицины, посвященную описанию нервов, контролирующих функции сердца. Он был назначен приват-доцентом в академию, но вынужден был отказаться от этого назначения в связи с дополнительной работой в Лейпциге с Гейденгайном и Карлом Людвигом, двумя наиболее выдающимися физиологами того времени. Через два года Павлов вернулся в Россию.
Многие исследования Павлов в 1880-х гг. касались системы кровообращения, в частности регуляции функций сердца и кровяного давления. Наибольшего расцвета творчество Павлов достигло к 1879 г., когда он начал исследования по физиологии пищеварения, которые продолжались более 20 лет. К 1890 г. труды Павлов получили признание со стороны ученых всего мира. С 1891 г. он заведовал физиологическим отделом Института экспериментальной медицины, организованного при его деятельном участии; одновременно он оставался руководителем физиологических исследований в Военно-медицинской академии, в которой проработал с 1895 по 1925 г. Будучи от рождения левшой, как и его отец, Павлов постоянно тренировал правую руку и в результате настолько хорошо владел обеими руками, что, по воспоминаниям коллег, «ассистировать ему во время операций было очень трудной задачей: никогда не было известно, какой рукой он будет действовать в следующий момент. Он накладывал швы правой и левой рукой с такой скоростью, что два человека с трудом успевали подавать ему иглы с шовным материалом».
В своих исследованиях Павлов использовал методы механистической и холистической школ биологии и философии, которые считались несовместимыми. Как представитель механицизма Павлов считал, что комплексная система, такая, как система кровообращения или пищеварения, может быть понята путем поочередного исследования каждой из их частей; как представитель «философии целостности» он чувствовал, что эти части следует изучать у интактного, живого и здорового животного. По этой причине он выступал против традиционных методов вивисекции, при которых живые лабораторные животные оперировались без наркоза для наблюдения за работой их отдельных органов.
Считая, что умирающее на операционном столе и испытывающее боль животное не может реагировать адекватно здоровому, Павлов воздействовал на него хирургическим путем таким образом, чтобы наблюдать за деятельностью внутренних органов, не нарушая их функций и состояния животного. В некоторых случаях он создавал условия, при которых пищеварительные железы выделяли свои секреты в фистулы, расположенные вне животного; в других случаях он отделял от желудка части в виде изолированного желудочка, полностью сохраняющего связи с центральной нервной системой. Мастерство Павлов в этой трудной хирургии было непревзойденным. Более того, он настойчиво требовал соблюдения того же уровня ухода, анестезии и чистоты, что и при операциях на людях. «После приведения организма животного в соответствие с нашей задачей, – говорил он, – мы должны найти для него modus vivendi, чтобы обеспечить ему абсолютно нормальную и продолжительную жизнь. Только при соблюдении этих условий полученные нами результаты можно считать убедительными и отражающими нормальное течение этих феноменов». Используя данные методы, Павлов и его коллеги показали, что каждый отдел пищеварительной системы – слюнные и дуоденальные железы, желудок, поджелудочная железа и печень – добавляет к пище определенные вещества в их различной комбинации, расщепляющие ее на всасываемые единицы белков, жиров и углеводов. После выделения нескольких пищеварительных ферментов Павлов начал изучение их регуляции и взаимодействия.
В 1904 г. Павлов был награжден Нобелевской премией по физиологии и медицине «за работу по физиологии пищеварения, благодаря которой было сформировано более ясное понимание жизненно важных аспектов этого вопроса». В речи на церемонии вручения премии К.А. Г. Мернер из Каролинского института дал высокую оценку вкладу Павлов в физиологию и химию органов пищеварительной системы. «Благодаря работе Павлов мы смогли продвинуться в изучении этой проблемы дальше, чем за все предыдущие годы, – сказал Мернер. – Теперь мы имеем исчерпывающее представление о влиянии одного отдела пищеварительной системы на другой, т.е. о том, как отдельные звенья пищеварительного механизма приспособлены к совместной работе».
На протяжении всей своей научной жизни Павлов сохранял интерес к влиянию нервной системы на деятельность внутренних органов. В начале XX в. его эксперименты, касающиеся пищеварительной системы, привели к изучению условных рефлексов. Павлов и его коллеги обнаружили, что если пища попадает в рот собаки, то начинает рефлекторно вырабатываться слюна. Когда собака просто видит пищу, то также автоматически начинается слюноотделение, но в этом случае рефлекс значительно менее постоянен и зависит от дополнительных факторов, таких, как голод или переедание. Суммируя различия между рефлексами, Павлов заметил, что «новый рефлекс постоянно изменяется и поэтому является условным». Таким образом, один только вид или запах пищи действуют как сигнал для образования слюны. «Любое явление во внешнем мире может быть превращено во временный сигнал объекта, стимулирующий слюнные железы, – писал Павлов, – если стимуляция этим объектом слизистой оболочки ротовой полости будет связана повторно… с воздействием определенного внешнего явления на другие чувствительные поверхности тела».
Пораженный силой условных рефлексов, проливающих свет на психологию и физиологию, Павлов после 1902 г. сконцентрировал свои научные интересы на изучении высшей нервной деятельности. Преданный своему делу и высокоорганизованный во всех аспектах своей работы, будь то операции, чтение лекций или проведение экспериментов, Павлов отдыхал в летние месяцы; в это время он с увлечением занимался садоводством и чтением исторической литературы. Как вспоминал один из его коллег, «он всегда был готов для радости и извлекал ее из сотен источников». Положение величайшего русского ученого защищало Павлов от политических коллизий, которыми изобиловали революционные события в России начала века; так, после установления советской власти был издан специальный декрет за подписью В.И. Ленина о создании условий, обеспечивающих работу Павлов Это было тем более примечательно, что большинство ученых находилось в то время под надзором государственных органов, которые нередко вмешивались в их научную работу.
В 1881 г. Павлов женился на Серафиме Васильевне Карчевской, учительнице; у них родились четыре сына и дочь. Известный своим упорством и настойчивостью в достижении цели, Павлов считался среди некоторых своих коллег и студентов педантом. В то же время он пользовался большим уважением в научном мире, а его личный энтузиазм и сердечность снискали ему многочисленных друзей.
Павлов умер в 1936 г. в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) от пневмонии. Похоронен на Волковом кладбище.
В 1915 г. Павлов был награжден французским орденом Почетного легиона, в том же году он получил медаль Копли Лондонского королевского общества. Павлов был членом Академии наук СССР, иностранным членом Лондонского королевского общества и почетным членом Лондонского физиологического общества.
malitikov.ru
Павлов Иван Петрович – Учителю биологии
Биография
Иван Петрович Павлов (26 сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград) — величайший ученый России, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «За работу по физиологии пищеварения».
Русский ученый-физиолог Иван Петрович Павлов родился в Рязани, городе, расположенном приблизительно в 160 км от Москвы. Его мать, Варвара Ивановна, происходила из семьи священника; отец, Петр Дмитриевич, был священником, служившим сначала на бедном приходе, но благодаря своему пастырскому рвению со временем ставшим настоятелем одного из лучших храмов Рязани. С раннего детства П. перенял у отца упорство в достижении цели и постоянное стремление к самосовершенствованию. По желанию своих родителей П. посещал начальный курс духовной семинарии, а в 1860 г. поступил в рязанское духовное училище. Там он смог продолжить изучение предметов, интересовавших его больше всего, в частности естественных наук; с увлечением участвовал он в различных дискуссиях, где проявились его страстность и настойчивость, сделавшие П. грозным оппонентом.
Увлечение физиологией возникло у П. после того, как он прочитал русский перевод книги английского критика Георга Генри Леви. Его страстное желание заняться наукой, особенно биологией, было подкреплено чтением популярных книг Д. Писарева, публициста и критика, революционного демократа, работы которого подвели П. к изучению теории Чарлза Дарвина.
В конце 1880-х гг. русское правительство изменило свое предписание, разрешив студентам духовных семинарий продолжать образование в светских учебных заведениях. Увлекшись естественными науками, П. в 1870 г. поступил в Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета. Его интерес к физиологии возрос, после того как он прочитал книгу И. Сеченова «Рефлексы головного мозга», но освоить этот предмет ему удалось только после того, как он прошел обучение в лаборатории И. Циона, изучавшего роль депрессорных нервов. Цион выяснял влияние нервов на деятельность внутренних органов, и именно по его предложению П. начал свое первое научное исследование – изучение секреторной иннервации поджелудочной железы; за эту работу П. и М. Афанасьев были награждены золотой медалью университета.
После получения в 1875 г. звания кандидата естественных наук П. поступил на третий курс Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге (реорганизованной впоследствии в Военно-медицинскую), где надеялся стать ассистентом Циона, который незадолго до этого был назначен ординарным профессором кафедры физиологии. Однако Цион уехал из России, после того как правительственные чиновники воспрепятствовали этому назначению, узнав о его еврейском происхождении. Отказавшись работать с преемником Циона, П. стал ассистентом в Ветеринарном институте, где в течение двух лет продолжал изучение пищеварения и кровообращения. Летом 1877 г. он работал в городе Бреслау, в Германии (сейчас Вроцлав, Польша), с Рудольфом Гейденгайном, специалистом в области пищеварения. В следующем году по приглашению С. Боткина П. начал работать в физиологической лаборатории при его клинике в Бреслау, еще не имея медицинской степени, которую П. получил в 1879 г. В лаборатории Боткина П. фактически руководил всеми фармакологическими и физиологическими исследованиями.
После длительной борьбы с администрацией Военно-медицинской академии (отношения с которой стали натянутыми после его реакции на увольнение Циона) П., в 1883 г. защитил диссертацию на соискание степени доктора медицины, посвященную описанию нервов, контролирующих функции сердца. Он был назначен приват-доцентом в академию, но вынужден был отказаться от этого назначения в связи с дополнительной работой в Лейпциге с Гейденгайном и Карлом Людвигом, двумя наиболее выдающимися физиологами того времени. Через два года П. вернулся в Россию.
Многие исследования П. в 1880-х гг. касались системы кровообращения, в частности регуляции функций сердца и кровяного давления. Наибольшего расцвета творчество П. достигло к 1879 г., когда он начал исследования по физиологии пищеварения, которые продолжались более 20 лет. К 1890 г. труды П. получили признание со стороны ученых всего мира. С 1891 г. он заведовал физиологическим отделом Института экспериментальной медицины, организованного при его деятельном участии; одновременно он оставался руководителем физиологических исследований в Военно-медицинской академии, в которой проработал с 1895 по 1925 г. Будучи от рождения левшой, как и его отец, П. постоянно тренировал правую руку и в результате настолько хорошо владел обеими руками, что, по воспоминаниям коллег, «ассистировать ему во время операций было очень трудной задачей: никогда не было известно, какой рукой он будет действовать в следующий момент. Он накладывал швы правой и левой рукой с такой скоростью, что два человека с трудом успевали подавать ему иглы с шовным материалом».
В своих исследованиях П. использовал методы механистической и холистической школ биологии и философии, которые считались несовместимыми. Как представитель механицизма П. считал, что комплексная система, такая, как система кровообращения или пищеварения, может быть понята путем поочередного исследования каждой из их частей; как представитель «философии целостности» он чувствовал, что эти части следует изучать у интактного, живого и здорового животного. По этой причине он выступал против традиционных методов вивисекции, при которых живые лабораторные животные оперировались без наркоза для наблюдения за работой их отдельных органов.
Считая, что умирающее на операционном столе и испытывающее боль животное не может реагировать адекватно здоровому, П. воздействовал на него хирургическим путем таким образом, чтобы наблюдать за деятельностью внутренних органов, не нарушая их функций и состояния животного. В некоторых случаях он создавал условия, при которых пищеварительные железы выделяли свои секреты в фистулы, расположенные вне животного; в других случаях он отделял от желудка части в виде изолированного желудочка, полностью сохраняющего связи с центральной нервной системой. Мастерство П. в этой трудной хирургии было непревзойденным. Более того, он настойчиво требовал соблюдения того же уровня ухода, анестезии и чистоты, что и при операциях на людях. «После приведения организма животного в соответствие с нашей задачей, – говорил он, – мы должны найти для него modus vivendi, чтобы обеспечить ему абсолютно нормальную и продолжительную жизнь. Только при соблюдении этих условий полученные нами результаты можно считать убедительными и отражающими нормальное течение этих феноменов». Используя данные методы, П. и его коллеги показали, что каждый отдел пищеварительной системы – слюнные и дуоденальные железы, желудок, поджелудочная железа и печень – добавляет к пище определенные вещества в их различной комбинации, расщепляющие ее на всасываемые единицы белков, жиров и углеводов. После выделения нескольких пищеварительных ферментов П. начал изучение их регуляции и взаимодействия.
В 1904 г. П. был награжден Нобелевской премией по физиологии и медицине «за работу по физиологии пищеварения, благодаря которой было сформировано более ясное понимание жизненно важных аспектов этого вопроса». В речи на церемонии вручения премии К.А. Г. Мернер из Каролинского института дал высокую оценку вкладу П. в физиологию и химию органов пищеварительной системы. «Благодаря работе П. мы смогли продвинуться в изучении этой проблемы дальше, чем за все предыдущие годы, – сказал Мернер. – Теперь мы имеем исчерпывающее представление о влиянии одного отдела пищеварительной системы на другой, т.е. о том, как отдельные звенья пищеварительного механизма приспособлены к совместной работе».
На протяжении всей своей научной жизни П. сохранял интерес к влиянию нервной системы на деятельность внутренних органов. В начале XX в. его эксперименты, касающиеся пищеварительной системы, привели к изучению условных рефлексов. П. и его коллеги обнаружили, что если пища попадает в рот собаки, то начинает рефлекторно вырабатываться слюна. Когда собака просто видит пищу, то также автоматически начинается слюноотделение, но в этом случае рефлекс значительно менее постоянен и зависит от дополнительных факторов, таких, как голод или переедание. Суммируя различия между рефлексами, П. заметил, что «новый рефлекс постоянно изменяется и поэтому является условным». Таким образом, один только вид или запах пищи действуют как сигнал для образования слюны. «Любое явление во внешнем мире может быть превращено во временный сигнал объекта, стимулирующий слюнные железы, – писал П., – если стимуляция этим объектом слизистой оболочки ротовой полости будет связана повторно… с воздействием определенного внешнего явления на другие чувствительные поверхности тела».
Пораженный силой условных рефлексов, проливающих свет на психологию и физиологию, П. после 1902 г. сконцентрировал свои научные интересы на изучении высшей нервной деятельности. Преданный своему делу и высокоорганизованный во всех аспектах своей работы, будь то операции, чтение лекций или проведение экспериментов, П. отдыхал в летние месяцы; в это время он с увлечением занимался садоводством и чтением исторической литературы. Как вспоминал один из его коллег, «он всегда был готов для радости и извлекал ее из сотен источников». Положение величайшего русского ученого защищало П. от политических коллизий, которыми изобиловали революционные события в России начала века; так, после установления советской власти был издан специальный декрет за подписью В.И. Ленина о создании условий, обеспечивающих работу П. Это было тем более примечательно, что большинство ученых находилось в то время под надзором государственных органов, которые нередко вмешивались в их научную работу.
В 1881 г. П. женился на Серафиме Васильевне Карчевской, учительнице; у них родились четыре сына и дочь. Известный своим упорством и настойчивостью в достижении цели, П. считался среди некоторых своих коллег и студентов педантом. В то же время он пользовался большим уважением в научном мире, а его личный энтузиазм и сердечность снискали ему многочисленных друзей.
П. умер в 1936 г. в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) от пневмонии. Похоронен на Волковом кладбище.
В 1915 г. П. был награжден французским орденом Почетного легиона, в том же году он получил медаль Копли Лондонского королевского общества. П. был членом Академии наук СССР, иностранным членом Лондонского королевского общества и почетным членом Лондонского физиологического общества.
biologys.ru
Павлов, Иван Петрович — Биологи
Иван Петрович Павлов (26 сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград) — один из авторитетнейших учёных России, физиолог, психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «За работу по физиологии пищеварения».
Биография
Иван Петрович родился 14 (26) сентября 1849 года в городе Рязани. Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви. Отец Пётр Дмитриевич Павлов (1823—1899), мать — Варвара Ивановна (урождённая Успенская) (1826—-1890).
Окончив в 1864 рязанское духовное училище, Павлов поступает в рязанскую духовную семинарию, о которой впоследствии вспоминал с большой теплотой. На последнем курсе семинарии он прочитал небольшую книгу «Рефлексы головного мозга» профессора И. М. Сеченова, которая перевернула всю его жизнь. В 1870 поступил на юридический факультет (семинаристы были ограничены в выборе университетских специальностей), но через 17 дней после поступления перешёл на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета (специализировался по физиологии животных у И. Ф. Циона и Ф. В. Овсянникова). Павлов, как последователь Сеченова, много занимался нервной регуляцией. Сеченову из-за интриг пришлось переехать из Петербурга в Одессу, где он некоторое время работал в университете. Его кафедру в Медико-хирургической академии занял Илья Фаддеевич Цион, и Павлов перенял у Циона виртуозную оперативную технику. Павлов более 10 лет посвятил тому, чтобы получить фистулу (отверстие) желудочно-кишечного тракта. Сделать такую операцию было чрезвычайно трудно, так как изливавшийся из кишечника сок переваривал кишечник и брюшную стенку. И. П. Павлов так сшивал кожу и слизистую, вставлял металлические трубки и закрывал их пробками, что никаких эрозий не было, и он мог получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта — от слюнной железы до толстого кишечника, что и было сделано им на сотнях экспериментальных животных. Проводил опыты с мнимым кормлением (перерезание пищевода так, чтобы пища не попадала в желудок), таким образом сделав ряд открытий в области рефлексов выделения желудочного сока. За 10 лет Павлов, по существу, заново создал современную физиологию пищеварения. В 1903 году 54-летний Павлов сделал доклад на XIV Международном Медицинском Конгрессе в Мадриде. И в следующем, 1904 году, Нобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желез была вручена И. П. Павлову, — он стал первым российским Нобелевским лауреатом.
В Мадридском докладе, сделанном на русском языке, И. П. Павлов впервые сформулировал принципы физиологии высшей нервной деятельности, которой он и посвятил последующие 35 лет своей жизни. Такие понятия как подкрепление (reinforcement), безусловный и условный рефлексы (не совсем удачно переведённые на английский язык как unconditioned and conditioned reflexes, вместо conditional) стали основными понятиями науки о поведении, см. также classical conditioning (англ.).
В 1919—1920 годах, в период разрухи, Павлов, терпя нищету, отсутствие финансирования научных исследований, отказался от приглашения Шведской Академии наук переехать в Швецию, где ему обещали создать самые благоприятные условия для жизни и научных исследований, причём в окрестностях Стокгольма планировалось построить по желанию Павлова такой институт, какой он захочет. Павлов ответил, что из России он никуда не уедет. Затем последовало соответствующее постановление Советского правительства, и Павлову построили великолепный институт в Колтушах, под Ленинградом, где он и проработал до 1936 года.
Воспитал целую плеяду выдающихся учёных: Б. П. Бабкин, А. И. Смирнов, В. Н. Болдырев и др.
«Идолизация»
После смерти Павлов был превращён в символ советской науки. Под лозунгом «защиты павловского наследия» была проведена в 1950 г. так называемая «Павловская сессия» АН и АМН СССР (организаторы — К. М. Быков, А. Г. Иванов-Смоленский), где подверглись гонениям ведущие физиологи страны.
Такая политика, однако, находилась в резком противоречии с собственными взглядами Павлова (см., например, приведенные ниже его цитаты).
Этапы жизни
В 1875 Павлов поступает на 3-й курс Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия), одновременно (1876—78) работает в физиологической лаборатории К. Н. Устимовича; по окончании ВМА (1879) был оставлен заведующим физиологической лабораторией при клинике С. П. Боткина.
1883 — Павлов защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца».
1884—86 — был командирован для совершенствования знаний за границу в Бреслау и Лейпциг, где работал в лабораториях у Р. Гейденгайна и К. Людвига.
1890 — избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии ВМА, а в 1896 — заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924. Одновременно (с 1890) Павлов — заведующий физиологической лабораторией при организованном тогда институте экспериментальной медицины.
1901 — Павлов был избран членом-корреспондентом, а в 1907 действительным членом Петербургской Академии наук.
1904 — Павлову присуждается Нобелевская премия за многолетние исследования механизмов пищеварения
1925 — до конца жизни Павлов руководил Институтом физиологии АН СССР.
1936 — 27 февраля Павлов умирает от пневмонии. Похоронен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища в Санкт-Петербурге.
faqo.ru
Иван Петрович Павлов – Педагог и воспитатель
Вообще Иван Петрович обладает громадным педагогическим талантом…
В. В. Савич
О педагогической деятельности Павлова следует сказать особо.
В 1875 году, после окончания университета, он поступил на третий курс Медико-хирургической академии (в 1881 году она была преобразована в Военно-медицинскую академию) и с 1876 по 1878 год состоял помощником профессора Устимовича в физиологической лаборатории ветеринарного отделения академии. Здесь, надо думать, и началась его педагогическая работа на практических занятиях со студентами.
Преподавание физиологии животных Иван Петрович Павлов вел на курсах фельдшериц при Георгиевской общине сестер милосердия (Петербург) в течение 1878-1881 годов. Уже на первых занятиях выявилась его характерная особенность как лектора: не читать, как принято говорить, лекции, а передавать материал в простой, ясной, всем понятной разговорной форме, что впоследствии вылилось в высокое мастерство. Огромный успех и увлекательность лекций Павлова сохранились в памяти его современников, О большом интересе к лекциям Павлова свидетельствует такой факт. Жена принца Ольденбургского, начав посещать лекции как попечительница курсов, вскоре стала их исправной слушательницей.
В 1886 году, после получения в 1883 году ученой степени доктора медицины, Иван Петрович Павлов читал курс лекций по физиологии прикомандированным врачам клинического военного госпиталя.
В 1888 году, будучи приват-доцентом, он читал лекции студентам Военно-медицинской академии.
И, наконец, став в 1890 году заведующим кафедрой фармакологии, Иван Петрович Павлов развернул педагогическую работу со студентами Военно-медицинской академии, сначала на этой кафедре, а с 1895 года – на кафедре физиологии и продолжал ее до 1925 года.
В те времена преподавание физиологии в университетах, в медицинских и педагогических институтах ограничивалось, как правило, чтением лекций без достаточного подкрепления теоретического материала опытами. И. М. Сеченов первый в России вел преподавание физиологии с обширной демонстрацией опытов. Иван Петрович Павлов под влиянием проф. Циона, своего учителя, талантливого физиолога, обладавшего «поистине артистическою способностью ставить опыты», и еще более под впечатлением блестящей научной и педагогической деятельности И. М. Сеченова организовал демонстрацию опытов почти на каждой лекции. Такие демонстрации он проводил систематически на протяжении трех десятков лет всегда, когда это было возможно и необходимо. Верный своему принципу, Иван Петрович Павлов начинал курс физиологии с пищеварения, с области, наиболее им разработанной и наиболее доступной для начинающих по ясности и точности фактов и по наглядности показываемых опытов, предварительно проведенных и проверенных в лабораториях. Если, например, речь шла о физиологии слюнных желез, то на собаках с заранее подготовленной слюнной фистулой демонстрировалась топкая приспособительная деятельность этих желез. Иван Петрович Павлов приглашал кого-нибудь из студентов сесть около собаки и отсчитывать по каплям или в кубических сантиметрах слюну, отделяющуюся то на камешки, то на песок, то на кислоту, то на кусочки сырого мяса, то на сухой мясной порошок. При этом слюны выделялось разное количество и слюна была, то жидкой, то густой в зависимости от раздражителя. Студент должен был громко называть всякий раз количество слюны на каждый раздражитель. Иван Петрович Павлов обращался к аудитории с предложением высказывать свои соображения и задавать вопросы о непонятных местах в опыте или в его изложении. Это, конечно, оживляло лекцию, поднимало интерес к предмету и делало материал понятным, а усвоение физиологии при наглядности изложения более прочным. Так проходила лекция за лекцией в течение всего курса физиологии. Подобно лекциям о слюнных железах проходил и иллюстрировался курс физиологии желудка, поджелудочной железы, печени, кишечника, почек и прочих органов. Перед глазами студентов все более и более выявлялись физиологические функции и их причинная зависимость, точная и разнообразная приспособляемость организмов к окружающей среде, что Иван Петрович Павлов тут же резюмировал и подчеркивал. Таким образом, лекции Павлова приобретали характер собеседований.
Иногда над вопросами, которые задавали студенты, Павлову приходилось задумываться, а иногда и откладывать ответ, чтобы еще раз проверить его в лаборатории специальным экспериментом. После этого Иван Петрович Павлов давал исчерпывающий ответ, расширяя его дополнительными сведениями и всегда при этом обращая внимание студентов на значение фактов, полученных в эксперименте.
Студентов воодушевляло отношение Павлова к опытам на лекциях. Иван Петрович часто говорил, что он всегда с наслаждением смотрит даже на старые опыты, которые много раз демонстрировались и которые при соблюдении необходимых условий воспроизводятся всегда одинаково и точно. Это значит, указывал он, что знание дает нам власть над физиологическими процессами, пока лишь некоторыми, но несомненно, что в будущем человек подчинит себе больше деятельность организма.
Насколько курс Павлова по физиологии был захватывающим, свидетельствуют воспоминания старых врачей, окончивших когда-то академию и видевших массу точных демонстраций. Они рассказывают, что в лекциях Ивана Петровича захватывала именно деловая сторона – интересно, толково и четко излагаемый физиологический материал, подтверждаемый экспериментами.
Нередко приходилось слышать от врачей, что опыты из лекционного цикла Павлова запоминались надолго, а насыщенность лекций фактами облегчала им лечение и распознавание заболеваний как отклонение от нормальной жизни организма. Эту норму они хорошо запомнили на лекциях Павлова. При этом кафедру физиологии они вспоминали особенно тепло, а Павлова – почтительно и любовно.
Так как из бывших слушателей-студентов некоторые становились учениками Павлова и научными сотрудниками, а затем и профессорами, заведующими кафедрами физиологии во многих городах России, то естественно, что они были пропагандистами павловских приемов и в научной работе, и в преподавании, вследствие чего влияние Павлова и его достижений получило широкое распространение.
Педагогическая и воспитательная работа Павлова не ограничивалась лекциями для студентов. Среди научных сотрудников в лабораториях эта работа продолжалась упорно и систематически. Если студентам Иван Петрович Павлов преподавал физиологический материал уже апробированным, то в лабораториях, где шли исследования и разработка новых вопросов, педагогическая и воспитательная роль руководителя приобретала особое значение. Об этом мы рассказали выше.
Похожие статьи:
- Иван Петрович Павлов – труд физический и отдых Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд и…
- Иван Петрович Павлов и Факты Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты. Факты – это воздух ученого. И….
- Иван Петрович Павлов и Научная деятельность Под нервизмом понимаю физиологическое направление, стремящееся «распространить влияние нервной системы…
автор admin
\\ теги: И.П. Павлов
www.physiologynorma.ru