Битянова проектное мышление – Развитие проектного мышления: условия и средства

Развитие проектного мышления: условия и средства

Тема: «Развитие проектного мышления: условия и средства»

План

 

1. Понятие о проектном мышлении

2. Задачи формирования проектного мышления

3.Этапность формирования проектного мышления учащихся  в ходе работы над проектом

4. Вопросы для учащихся, направляющие проект

5. Курс, направленный на формирование проектного мышления учащихся

 

Вопросы для самоконтроля

Литература

 

Аннотация. В предлагаемом материале раскрывается понятие о проектном мышлении, задачи его формирования у учащихся, рассматриваются вопросы для учащихся, направляющие проект, предлагается программа курса, направленного на формирование проектного мышления учащихся. Материал лекции можно использовать  для обучения членов Вашего педагогического коллектива в режиме методических семинаров или заседаний методических объединений.

 

 

1. Понятие о проектном мышлении

 

Проектное мышление — взгляд на дела, как на проекты, отношение к ним, как к проектам. Проектное мышление — эффективнее, чем мышление шаблонное.

Основные черты проектного мышления:

·   Результатная ориентированность: проект делается не ради процесса, а ради четко определенного результата.

·   Свобода выбора средств: поскольку у нас определен результат, а не процесс, мы может выбирать разные пути достижения результата, использовать разные, а не только традиционные средства.

·   Понимание, что перед проектом мы свободны: любой проект мы можем как начинать, так и нет. Любой проект также может быть нами закрыт.

Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют  умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призваны решить проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Выполняя творческие проекты, учащиеся овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, а также интегрировать их.

 

2.     Задачи формирования проектного мышления

 

·   развивать у учащихся умения и качества, необходимые человеку 21-го века: ответственность и адаптивность, творчество и любознательность, критическое и системное мышление, умение работать с информацией и медиасредствами, способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности, способность выявлять, анализировать и решать проблемы, направленность на саморазвитие, социальную ответственность;

·   формировать умение описывать объекты реальной действительности, выделять существенные и несущественные признаки объектов, выявлять отношения между понятиями, строить определение понятия через родовое понятие и видовое отличие, производить естественную и вспомогательную классификацию объектов, строить общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные суждения, строить правильные умозаключения;

·   формировать умение использовать информационные технологии для наглядного представления результатов исследования;

·   овладеть такими приёмами формирования понятий, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение;

·   воспитывать ответственное отношение к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.

 

3. Этапность формирования проектного мышления учащихся  в ходе работы над проектом

 

Первоначально учитель определяет цель и задачи учебного проектирования. Затем проводится начальная диагностика развития учащихся для оценки их индивидуальных способностей, уровня развития качеств личности, степени сформированности знаний и умений.

С учетом выбранной цели, программы, требований стандарта и диагностических данных производится отбор содержания обучения во время выполнения проекта школьниками. На этой стадии учителем оцениваются имеющиеся ресурсы (время, методическое, дидактическое и материальное обеспечение, собственные способности и умения, сотрудничество с учителями других предметов) и разрабатывается план педагогического проекта.

В ходе планирования учебного проектирования педагогу желательно разработать варианты названия проекта школьников, сформулировать для них потребность (проблему) и краткую формулировку задачи, определить условия запуска проекта и ожидаемые результаты проектной деятельности учащихся.

Затем необходимо уточнить вид проекта, выполняемого школьниками. Если проект, включает детальную проработку учащимися всех компонентов (этапов) проектирования, то он является полным. Количество таких проектов зависит от уровня проектировочных и технологических умений учащихся и должно расти от класса к классу. Однако нецелесообразно в каждом проекте в одинаковой степени прорабатывать все компоненты (этапы). При планировании проектов на учебный год для каждого из них необходимо определить акцент, или “фокус” на отдельные компоненты (этапы проектирования) с тем, чтобы учащиеся постепенно осваивали их. В классах, где учащиеся только знакомятся с учебным проектированием, целесообразно планировать коллективные небольшие по объему проекты, сфокусированные на отдельных компонентах. В этом случае все учащиеся выполняют проект по одной теме, выбирая свой вариант конструкции, формы, отделки изделия. По мере овладения школьниками проектировочными и технологическими знаниями и умениями нужно увеличивать число групповых и индивидуальных проектов, постепенно усложняя их и повышая долю самостоятельной работы. Особенностью индивидуальных проектов является самостоятельный выбор каждым учащимся темы проекта и объекта проектирования.

В проекте на основе проведенных исследований, дискуссий, игр и обзора литературы учащимися изучаются основы формальной логики, формируются такие понятия, как ощущение, восприятие, представление, объект. Учащиеся знакомятся с формами мышления: понятие, суждение, умозаключение. В ходе дискуссий осознанно используются такие приемы формирования понятий как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. В процессе игр и упражнений учащиеся рассматривают содержание и объём понятия, отношения между понятиями, учатся классифицировать. Учащиеся знакомятся с видами суждений, учатся формировать умозаключения. В процессе работы над проектом учащиеся приходят к выводу, что умение мыслить – уникальная способность, присущая человеку.

  4.     Вопросы для учащихся, направляющие проект Вопросы, направляющие проект делятся на основополагающие, проблемные и учебные. Ниже приведем примеры вопросов разного типа.

 

Основополагающий вопрос:

·   Как мы мыслим?

Проблемные вопросы:

·   Зачем нужно думать?

·   Мыслят ли предметы, растения, животные, грудные дети?

·   Что значит «мыслить»?

·   Что значит «правильно мыслить»?

·   Можно ли мыслить «неправильно»?

·   Как отличить один предмет от другого?

·   Есть ли правила, как думать?

·   Можно ли их изучить?

·   Какое значение имеет способность мыслить для человека?

·   Как мы создаём представление об окружающем мире?

·   В чём может помочь знание правил мышления?

Учебные вопросы:

·   Когда люди впервые задумались о правилах мышления?

·   Какая наука изучает правила мышления?

·   Кто является её основоположником?

·   Что такое «реальная действительность»?

·   Какими средствами приёма сигналов из внешнего мира обладает человек?

·   Из чего складывается восприятие?

·   Из чего состоят мысли?

·   Что такое «объект», «класс объектов»?

·   Что такое «понятие»?

·   Чем отличается реально существующий объект от понятия?

·   С помощью чего можно описать любой предмет?

·   Как отличить один предмет от другого?

·   Как найти сходство и различие между предметами?

·   Есть ли предметы, которые невозможно сравнить?

·   С помощью чего удобно представлять отношения между понятиями?

·   Для чего нужна классификация?

·   Что такое суждение?

·   Какие бывают суждения?

·   Как правильно рассуждать?

·   Что такое умозаключение?

·   Как строятся умозаключения?

·   Как делать правильные выводы?

·   Как знание правил мышления может помочь в решении задач?

 

 

5. Курс, направленный на формирование проектного мышления учащихся

 

Умение рассматривать проблемную ситуацию, возникшую в процессе деятельности как задачу, предполагающую поиск, нахождение и реализацию оптимального варианта решения — важная составная часть субъектной позиции личности. Как следствие, обучение такому подходу к проблемной ситуации должно быть необходимым элементом образовательного процесса. С проблемными ситуациями учащиеся сталкиваются в различных сферах школьной жизни: в учебном процессе (на уроках и при подготовке домашних заданий), в общении со сверстниками и взрослыми, в общественной жизни класса и школы, в процессе решения собственных жизненных задач. Готовность и способность работать с проблемной ситуацией как с задачей предполагает, что человек (в нашем случае – учащийся) способен проанализировать проблему, вычленить ее суть, переформулировать проблему в задачи собственной деятельности, спланировать шаги по их решению, осуществить необходимые действия и оценить полученный результат с точки зрения поставленной цели. Такой подход к проблеме мы назвали проектным. Интеллектуальной составляющей подобного подхода является проектное мышление. Развитие проектного мышления мы рассматриваем как важную образовательную задачу школы, над решением которой должны работать различные школьные специалисты, используя для этого специфические ситуации своего профессионального общения со школьниками (урок, время самоподготовки, проектную работу, факультативные часы и т.д.). Кроме того, с нашей точки зрения, необходимы и специальные краткосрочные программы, непосредственно направленные на развитие навыков проектного подхода к проблемам.

 

Почему именно младшие подростки? С нашей точки зрения, дети этого возраста уже способны осуществлять учебную деятельность такой направленности. Тем более что в рамках нашей школы мы специально формируем готовность детей к проектному подходу к проблемам. На эту задачу работают проектные и исследовательские технологии, применяемые на уроках учителями начальной школы и учебная программа по психологии «Профессия – школьник». Проектная деятельность с элементами коллективной практической и исследовательской работы интересна школьникам 10-12 лет, увлекает их, а следовательно, способствует общему психологическому развитию. Наконец, — и это немаловажно — навыки проектного мышления чрезвычайно востребованы в средней школе, и целесообразно готовить детей к такой деятельности уже в самом начале обучения в среднем звене.

Целью данного курса является развитие  навыков проектного подхода к проблемам, формирование основ проектного мышления. Под проектным мышлением в данном курсе понимается способность рассматривать проблемную ситуацию как задачу с последующим построением деятельности, направленной на ее решение.

В рамках курса предполагается решение следующих задач:

1.     Формирование у школьников психологической готовности к восприятию проблемной ситуации как личной задачи деятельности.

2.     Формирование у школьников представлений о типах проблемных ситуаций и типах подходов к их решению.

3.     Развитие навыков коллективной проектной деятельности и решения специфических проблемных ситуаций, возникающих в групповом процессе.

4.     Формирование у школьников готовности к переносу полученных учебных навыков в ситуации реальной жизнедеятельности и реального общения с другими людьми.

5.     Развитие ряда социально-психологических качеств личности: способности цивилизованно отстаивать свое мнение, коммуникативной культуры и др.

Обучение методам коллективного решения проблем осуществляется на занятиях и в парах, и в мини-группах, и в составе всей учебной группы (оптимальное количество участников — 15-20 человек). Однако авторами предпочтение отдается работе в мини-группах по 3-5 человек (в зависимости от упражнения).

Продолжительность занятий: курс включает цикл из 17 учебных часов: 13 занятий-уроков (по 40 минут каждый) и две сюжетно-ролевые игры (по 90 минут каждая), закрепляющие учебные навыки в модельной проблемной ситуации. Уроки желательно проводить в рамках расписания 1 раз в неделю, а игры — во второй половине дня.

Необходимое оборудование и условия проведения: рабочие тетради школьника, цветные карандаши по числу участников для каждого занятия, музыкальное сопровождение, листы бумаги, картинки для раскрашивания по одной на 4 участников, тематические карточки, мозаика — пазлы, описанные в приложении к курсу и другие материалы, подобранные по теме каждого занятия.

Примечания: курс сочетает элементы традиционного урока с игровыми и тренинговыми фрагментами. В течение всех уроков дети ведут тетрадь, в которой записывают основные понятия и выполняют письменные тренировочные упражнения. Кроме того, каждый урок включает в себя как минимум одно задание, предполагающее погружение детей в учебную проблему, ее групповое обсуждение и выработку общего решения. В конце каждого урока дети обсуждают, как и в какой форме они могут применить полученные знания в жизни.

Структура учебного курса. Курс состоит из трех частей.

Первая часть — вводная — направлена на формирование навыков сотрудничества и знакомство с понятием проблемной ситуации.

Вторая часть ориентирована на ознакомление с типами проблемных ситуаций (их три), формирование навыков их распознавания и адекватного решения. Кроме того, ребята знакомятся с двумя проблемными ситуациями, возникающими в коллективной деятельности, и способами их решения.

Третья часть посвящена отработке практических навыков распознавания и решения проблемных ситуаций различного рода.

Курс включает цикл из 13 занятий-уроков (по 40 минут каждый) и две сюжетно-ролевые игры (по 90 минут каждая), закрепляющие учебные навыки в модельной проблемной ситуации. Уроки желательно проводить в рамках расписания 1 раз в неделю, а игры — во второй половине дня.

Вопросы для самоконтроля

 

1.     Раскройте понятие проектного мышления.

2.     В чем отличие проектного мышления от шаблонного?

3.     Какими типичными чертами характеризуется проектное мышление?

4.     Можете ли вы на сегодняшний день назвать свое педагогическое мышление проектным?

5.     Раскройте задачи, направленные на формирование проектного мышления.

6.     Какие из задач удается достигать в процессе работы над проектами с учащимися?

7.     Какие операции мышления формируются на каждом конкретном этапе работы над проектом?

8.     Какова роль каждого вида вопросов, направляющих проект?

9.     Используете ли Вы прием направляющих вопросов в своей педагогической деятельности? Если да, то преимущественно какие вопросы Вы используете?

10. Ставите ли Вы себе цель формирования у учащихся проектного мышления и если да, то каким образом Вы это осуществляете на практике?

 

Литература

 

1. Битянова, М.Р., Беглова, Т.В. Учимся решать проблемы: Программа развития проектного мышления у младших подростков. — М.: Генезис, 2009.

2. Бурков, В.Я. Как управлять проектами / В.Н. Бурков, Д.А. Новиков. -М.: СИНТЕГ-ГЕО, 2007.

2. Воропаев, В.Я. Управление проектами в России / В.И. Воропаев. — М: Алане, 2005.

3. Громыко, Ю.В. Проектирование и программирование разви­тия образования / Ю.В. Громыко. — М.: МАРО, 2006.

4. Гречихин, В. Г. Лекции по методике и технике социологиче­ских исследований / В.Г. Гречихин. — М.: Изд-во МГУ,
2008.

infourok.ru

Программа развития проектного мышления у младших школьников

Министерство образования и науки Самарской области

Северо-Восточное территориальное управление образования

ГБОУ гимназия №1 города Похвистнево

Самарской области

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ

Составитель: педагог-психолог

                  Сумбаева Т. В.

город Похвистнево

2013 год

Аннотация

         Умение рассматривать проблемную ситуацию, возникшую в процессе деятельности, как задачу, предполагающую поиск, нахождение и реализацию оптимального варианта решения, является важной составной частью субъектной позиции личности. Обучение такому подходу к проблемной ситуации должно стать необходимым элементом образовательного процесса.

Готовность и способность работать с проблемной ситуацией как с задачей предполагает, что человек (в данном случае – учащийся) способен:

  • проанализировать проблему
  • вычленить ее суть
  • переформулировать проблему в задачу собственной деятельности
  • спланировать шаги по решению этой задачи
  • осуществить необходимые шаги
  • оценить полученный результат с точки зрения поставленной цели.

Проектная деятельность с элементами практической и исследовательской работы интересна младшим школьникам, а следовательно, способствует их общему психологическому развитию. Навыки проектного мышления востребуются в средней школе, поэтому целесообразно подготавливать детей к подобной деятельности уже в начальной школе.

Цель: формирование основ проектного мышления. Под проектным мышлением в данном курсе понимается способность рассматривать проблемную ситуацию как задачу с последующим построением деятельности, направленной на ее решение.

Задачи:

  • формирование у школьников психологической готовности к восприятию проблемной ситуации как личной задачи деятельности,
  • формирование представлений о типах проблемных ситуаций и подходов к решению,
  • развитие навыков коллективной проектной деятельности и решения специфических проблемных ситуаций, возникающих в групповом процессе,
  • формирование готовности к переносу полученных учебных навыков в ситуации реальной жизнедеятельности и реального общения,
  • развитие социально-психологических качеств личности.

Адресат: учащиеся 3-4 классов.

Учебная программа рассчитана на 17 часов.

Режим занятий 1 час в неделю.

Курс состоит из трех частей.

Первая часть – вводная – направлена на формирование у детей навыков сотрудничества и знакомство с понятием «проблемная ситуация».

Вторая часть ориентирована на ознакомление с типами проблемных ситуаций, на формирование навыков их распознавания и адекватного решения.

Третья часть посвящена отработке практических навыков распознавания и решения проблемных ситуаций различного рода.

УЧЕБНЫЙ  ПЛАН

Развитие проектного мышления

Цель: формирование основ проектного мышления.

Адресат: учащиеся 3-4 классов.

Срок обучения: 17 часов.

Режим занятий 1 час в неделю.

№ п/п

Название разделов

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лек.

Практ.

1

Учимся сотрудничать

2

0

2

2

Учимся распознавать  проблемы

8

0

8

3

Учимся решать проблемы

7

0

7

Итого:

17

0

17

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Развитие проектного мышления

Цель: формирование основ проектного мышления.

Адресат: учащиеся 3-4 классов.

Срок обучения: 17 часов.

Режим занятий 1 час в неделю.

№ п/п

Название разделов

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лек.

Практ.

1.

«Учимся сотрудничать»

1.1

Учимся решать проблемы вместе

1

0

1

Обратная связь

1.2

Учимся договариваться и уступать

1

0

1

Обратная связь

2

Учимся распознавать проблемы

2.1

Проблемы, похожие на мозаику

1

0

1

Обратная связь

2.2

Проблемы, похожие на многослойное желе

1

0

1

Обратная связь

2.3

Проблемы, похожие на снежинку

1

0

1

Обратная связь

2.4

Сюжетная игра-проект «Мы строим парк»

3

0

3

Обратная связь

2.5

Проблемы, похожие на притчу о слоне

1

0

1

Обратная связь

2.6

Проблемы, похожие на олимпийские кольца

1

0

1

Обратная связь

3

«Учимся решать проблемы»

3.1

Учимся распознавать проблемы

1

0

1

Обратная связь

3.2

Учимся находить решение проблемы

3

0

3

Обратная связь

3.3

Итоговая игра

 «Однажды в городе N…»

3

0

3

Обратная связь

Итого:

17

0

17

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Развитие проектного мышления

Цель: формирование основ проектного мышления.

Адресат: учащиеся 3-4 классов.

Срок обучения: 17 часов.

Режим занятий 1 час в неделю.

Тема 1. Учимся решать проблемы вместе (1ч.)

Цель: создание мотивации к изучению предложенной темы, определение понятия «проблема».

Содержание: коллективное обсуждение вопросов: что такое проблема, почему часто коллективное решений лучше группового (игра «Что такое скрепка»). Диагностика умения сотрудничать – выполнение в группах по 3-4 человека упр. «Покажи животное».

 Тема 2. Учимся договариваться и уступать (1ч.)

Цель: дать детям опыт групповой работы разного уровня сложности: в паре, мини-группе, классе.

Содержание: упр. «Сладкая проблема» (задача детей – договориться в паре),

упр. «Покажи предмет» (задача – договориться в группе), упр. «Счет на пальцах» (задача – договориться всем вместе). Коллективное обсуждение качеств, помогающих человеку сотрудничать с другими людьми.

Тема 3. Проблемы, похожие на мозаику (1ч.)

Цель: ознакомление с проблемой, похожей на мозаику.

Содержание: исследование и решение проблем данного типа посредством групповой дискуссии и игры «Новый год в джунглях».

Тема 4. Проблемы, похожие на многослойное желе (1ч.)

Цель: ознакомление с проблемой, похожей на многослойное желе.

Содержание: исследование и решение проблем данного типа. Индивидуальная работа «Составь рассказ» (последовательные картинки). Разработка коллективного проекта в малых группах «Как вырастить цветок».

Тема 5. Проблемы, похожие на снежинку (1ч.)

Цель: ознакомление с проблемой, похожей на снежинку.

Содержание: исследование и решение проблем данного типа. Выполнение коллективного проекта в малых группах «Кабинет нашего класса».

Тема 6. Мы строим парк (3ч.)

Цель: дать ученикам опыт проектирования в рамках совместной практической деятельности, создать условия для развития у детей навыков командной работы.

Содержание: сюжетная игра-проект «Мы строим парк».

Тема 7. Проблемы, похожие на притчу о слоне (1ч.)

Цель: ознакомление с проблемой, похожей на притчу о слоне.

Содержание: исследование и решение проблем данного типа. Игровые упражнения: ноль или буква «о»?, подготовка к контрольной работе, когда начинается день?

Тема 8. Проблемы, похожие на олимпийские кольца (1ч.)

Цель: ознакомление с проблемой, похожей на олимпийские кольца.

Содержание: исследование и решение проблем данного типа. Выполнение игры «Почта».

Тема 9. Учимся распознавать проблемы (1ч.)

Цель: дифференциация проблем разного типа.

Содержание: обобщение знаний, работа с индивидуальными учебными бланками, групповое обсуждение.

Тема 10. Учимся находить решение проблемы (3ч.)

Цель: закрепить навыки дифференциации проблем, развивать навыки выступления в групповой дискуссии.

Содержание: анализ проблемных ситуаций и коллективное нахождение ее названия и решения, работа с коллективными учебными бланками. Игры: «Шифровка», «Самое главное».

Тема 11. Итоговая игра (3ч.)

Цель: проектирование в рамках совместной практической деятельности.

Содержание: сюжетно-ролевая игра «Мы строим парк».

Литература

  1. Битянова М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. СПб.: Речь, 2002.
  2. Битянова М.Р. Развитие проектного мышления. Учебный психологический курс. СПб.: Речь, 2001.
  3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: В 4 т.-М.: Генезис, 1998.

nsportal.ru

Развитие проектного мышления школьников

Мастер — класс

Тема: «Развитие проектного мышления»

Аннотация. В предлагаемом материале раскрывается понятие о проектном мышлении, задачи и этапы его формирования у учащихся. Материал предназначен для обучения членов педагогического коллектива в режиме методических семинаров или заседаний методических объединений.

1. Понятие о проектном мышлении.

Проектное мышление — взгляд на дела, как на проекты, отношение к ним, как к проектам. Проектное мышление — эффективнее, чем мышление шаблонное.

Основные черты проектного мышления:

• Результатная ориентированность: проект делается не ради процесса, а ради четко определенного результата.

• Свобода выбора средств: поскольку у нас определен результат, а не процесс, мы может выбирать разные пути достижения результата, использовать разные, а не только традиционные средства.

• Понимание, что перед проектом мы свободны: любой проект мы можем как начинать, так и нет. Любой проект также может быть нами закрыт.

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Выполняя творческие проекты, учащиеся овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, а также интегрировать их.

2.Задачи формирования проектного мышления

• развивать у учащихся умения и качества, необходимые человеку 21-го века: ответственность и адаптивность, творчество и любознательность, критическое и системное мышление, умение работать с информацией и медиасредствами, способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности, способность выявлять, анализировать и решать проблемы, направленность на саморазвитие, социальную ответственность;

• формировать умение описывать объекты реальной действительности, выделять существенные и несущественные признаки объектов, выявлять отношения между понятиями, строить определение понятия через родовое понятие и видовое отличие, производить естественную и вспомогательную классификацию объектов, строить общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные суждения, строить правильные умозаключения;

• формировать умение использовать информационные технологии для наглядного представления результатов исследования;

• овладеть такими приёмами формирования понятий, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение;

• воспитывать ответственное отношение к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.

3. Этапы формирования проектного мышления учащихся в ходе работы над проектом.

Рассмотрим этапность, формирования проектного мышления на примере конкретного урока.

Тема: Информация о товарах. 8 класс.

Какие методы вы используете на своих уроках для изучения данной темы?

Цель урока: познакомить учащихся с информацией о товарах: назначением торговых символов, этикеток, штрих-кода.

Задачи урока:

Образовательная: дать определение понятию «сертификация»; изучить назначение торговых символов, этикеток, штрихкодов;

Развивающая: развивать логику, мышление, творческие способности детей.

Воспитательная: воспитывать в учащихся грамотного покупателя.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: проектная деятельность.

Возьмем за этапы проекта пять «П» проектной деятельности.

На первом этапе проекта – ПРОБЛЕМА – учитель ставит перед обучающимися проблему: «В г. Куртамыше открыли цех по производству молочной продукции. Для молока и сметаны уже разработаны упаковки-этикетки. А творог до сих пор продают в полиэтиленовых пакетах. В связи с этим вам предложили изготовить эскиз упаковки-этикетки для данного вида товара.»

Задание: согласно проблеме определите цель и задачи учебного проектирования.

Умения, формируемые на данном этапе:

1. Целеполагание как умение формулировать цель деятельности;

2. Умение осмыслить задачи, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

На втором этапе – ПОИСК ИНФОРМАЦИИ — с учетом выбранной цели, производится отбор необходимой информации для выполнения проекта.

Задание: разработать план действий по выполнению проекта.

Умения, формируемые на данном этапе:

1. Умение ответить на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле.

3. Умение находить несколько вариантов решения проблемы.

4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

На третьем этапе – ПРОЕКТИРОВАНИЕ – осуществляется деятельность по выполнению проекта.

Задание: разработать эскиз упаковки.

Умения, формируемые на данном этапе:

1. Разрабатывать и планировать собственную деятельность в соответствии с целями проектного задания;

2. Умение проектировать процесс или изделие.

3. Умение оформления результата с использованием возможностей современной компьютерной техники;

На четвертом этапе – ПРОДУКТ — осуществляется анализ выполнения проекта и достигнутых результатов.

Задание: провести анализ своего проекта.

Умения, формируемые на данном этапе:

Навыки анализа собственной деятельности.

На пятом этапе – ПРЕЗЕНТАЦИЯ – осуществляется подготовка отчёта о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов.

Задание: представить проект.

Умения, формируемые на данном этапе:

1. Навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления,

умение использовать различные средства наглядности при выступлении или защите проекта.

Умение рассматривать проблемную ситуацию, возникшую в процессе деятельности как задачу, предполагающую поиск, нахождение и реализацию оптимального варианта решения — важная составная часть субъектной позиции личности. Как следствие, обучение такому подходу к проблемной ситуации должно быть необходимым элементом образовательного процесса. С проблемными ситуациями учащиеся сталкиваются в различных сферах школьной жизни: в учебном процессе (на уроках и при подготовке домашних заданий), в общении со сверстниками и взрослыми, в общественной жизни класса и школы, в процессе решения собственных жизненных задач. Готовность и способность работать с проблемной ситуацией как с задачей предполагает, что человек (в нашем случае – учащийся) способен проанализировать проблему, вычленить ее суть, переформулировать проблему в задачи собственной деятельности, спланировать шаги по их решению, осуществить необходимые действия и оценить полученный результат с точки зрения поставленной цели. Такой подход к проблеме назвается проектным. Интеллектуальной составляющей подобного подхода является проектное мышление.

Литература

1. Битянова, М.Р., Беглова, Т.В. Учимся решать проблемы: Программа развития проектного мышления у младших подростков. — М.: Генезис, 2009.

2. Крылова, Н.Ю. Проектная деятельность школьника как прин-цип организации и реорганизации образования / Н.Ю. Крыло-ва // Народное образование. — 2007. — № 2. — С. 113-121.

3. Павлова, М.Б. Метод проектов в технологическом образо¬вании школьников: пособие для учителя / М.Б. Павлова, Дж. Питт, М.И. Гуревич, И.А. Сасова; под ред. И.А. Сасовой. — М.: Вентана-Граф, 2008.

multiurok.ru

Учимся решать проблемы. Программа развития проектного мышления у детей

Пособие является частью учебно-методического комплекта материалов для преподавания курса «Учимся решать проблемы: программа развития проектного мышления у младших подростков». В нем представлен методический план курса и сценарии занятий.

Основная цель курса — развитие у учеников 5 — 6 классов умения анализировать проблему, вычленять ее суть, формулировать задачи, планировать и осуществлять шаги по их решению, а также оценивать полученный результат с точки зрения поставленной цели.

Курс состоит из трех частей.

  • Первая часть — вводная — направлена на формирование навыков сотрудничества и знакомство с понятием проблемной ситуации.
  • Вторая часть ориентирована на ознакомление с типами проблемных ситуаций, формирование навыков их распознавания и адекватного решения. Кроме того, ребята знакомятся с двумя проблемными ситуациями, возникающими в коллективной деятельности, и способами их решения.
  • Третья часть посвящена отработке практических навыков распознавания и решения проблемных ситуаций различного рода.

Издание предназначено для психологов и педагогов, а также для студентов психологических и педагогических вузов.

  • Сценарии учебных занятий
  • Часть первая. Учимся сотрудничать
    • Занятие 1. Учимся решать проблемы вместе
    • Занятие 2. Учимся договариваться и уступать
  • Часть вторая. Учимся распознавать проблемы
    • Занятие 3. Проблемы, похожие на мозаику — 1
    • Занятие 4. Проблемы, похожие на мозаику — 2
    • Занятие 5. Проблемы, похожие на многослойное желе
    • Занятие 6. Проблемы, похожие на снежинку — 1
    • Занятие 7. Проблемы, похожие на снежинку — 2
    • Занятия 8-9. Сюжетная игра-проект «Мы строим парк»
    • Занятие 10. Проблемы, похожие на олимпийские кольца — 1
    • Занятие 11. Проблемы, похожие на олимпийские кольца — 2
    • Занятие 12. Проблемы, похожие на притчу о слоне
  • Часть третья. Учимся решать проблемы
    • Занятие 13. Учимся определять тип проблемы.
    • Занятие 14. Учимся находить решение проблемы — 1
    • Занятие 15. Учимся находить решение проблемы — 2
    • Занятия 16-17. Сюжетно-ролевая игра «Однажды в городе N…»

e-bookshelf.info

Развитие проектного мышления школьников

Мастер — класс

Тема: «Развитие проектного мышления»

Аннотация. В предлагаемом материале раскрывается понятие о проектном мышлении, задачи и этапы его формирования у учащихся. Материал предназначен для обучения членов педагогического коллектива в режиме методических семинаров или заседаний методических объединений.

1. Понятие о проектном мышлении.

Проектное мышление — взгляд на дела, как на проекты, отношение к ним, как к проектам. Проектное мышление — эффективнее, чем мышление шаблонное.

Основные черты проектного мышления:

• Результатная ориентированность: проект делается не ради процесса, а ради четко определенного результата.

• Свобода выбора средств: поскольку у нас определен результат, а не процесс, мы может выбирать разные пути достижения результата, использовать разные, а не только традиционные средства.

• Понимание, что перед проектом мы свободны: любой проект мы можем как начинать, так и нет. Любой проект также может быть нами закрыт.

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Выполняя творческие проекты, учащиеся овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, а также интегрировать их.

2.Задачи формирования проектного мышления

• развивать у учащихся умения и качества, необходимые человеку 21-го века: ответственность и адаптивность, творчество и любознательность, критическое и системное мышление, умение работать с информацией и медиасредствами, способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности, способность выявлять, анализировать и решать проблемы, направленность на саморазвитие, социальную ответственность;

• формировать умение описывать объекты реальной действительности, выделять существенные и несущественные признаки объектов, выявлять отношения между понятиями, строить определение понятия через родовое понятие и видовое отличие, производить естественную и вспомогательную классификацию объектов, строить общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные суждения, строить правильные умозаключения;

• формировать умение использовать информационные технологии для наглядного представления результатов исследования;

• овладеть такими приёмами формирования понятий, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение;

• воспитывать ответственное отношение к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.

3. Этапы формирования проектного мышления учащихся в ходе работы над проектом.

Рассмотрим этапность, формирования проектного мышления на примере конкретного урока.

Тема: Информация о товарах. 8 класс.

Какие методы вы используете на своих уроках для изучения данной темы?

Цель урока: познакомить учащихся с информацией о товарах: назначением торговых символов, этикеток, штрих-кода.

Задачи урока:

Образовательная: дать определение понятию «сертификация»; изучить назначение торговых символов, этикеток, штрихкодов;

Развивающая: развивать логику, мышление, творческие способности детей.

Воспитательная: воспитывать в учащихся грамотного покупателя.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: проектная деятельность.

Возьмем за этапы проекта пять «П» проектной деятельности.

На первом этапе проекта – ПРОБЛЕМА – учитель ставит перед обучающимися проблему: «В г. Куртамыше открыли цех по производству молочной продукции. Для молока и сметаны уже разработаны упаковки-этикетки. А творог до сих пор продают в полиэтиленовых пакетах. В связи с этим вам предложили изготовить эскиз упаковки-этикетки для данного вида товара.»

Задание: согласно проблеме определите цель и задачи учебного проектирования.

Умения, формируемые на данном этапе:

1. Целеполагание как умение формулировать цель деятельности;

2. Умение осмыслить задачи, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

На втором этапе – ПОИСК ИНФОРМАЦИИ — с учетом выбранной цели, производится отбор необходимой информации для выполнения проекта.

Задание: разработать план действий по выполнению проекта.

Умения, формируемые на данном этапе:

1. Умение ответить на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле.

3. Умение находить несколько вариантов решения проблемы.

4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

На третьем этапе – ПРОЕКТИРОВАНИЕ – осуществляется деятельность по выполнению проекта.

Задание: разработать эскиз упаковки.

Умения, формируемые на данном этапе:

1. Разрабатывать и планировать собственную деятельность в соответствии с целями проектного задания;

2. Умение проектировать процесс или изделие.

3. Умение оформления результата с использованием возможностей современной компьютерной техники;

На четвертом этапе – ПРОДУКТ — осуществляется анализ выполнения проекта и достигнутых результатов.

Задание: провести анализ своего проекта.

Умения, формируемые на данном этапе:

Навыки анализа собственной деятельности.

На пятом этапе – ПРЕЗЕНТАЦИЯ – осуществляется подготовка отчёта о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов.

Задание: представить проект.

Умения, формируемые на данном этапе:

1. Навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления,

умение использовать различные средства наглядности при выступлении или защите проекта.

Умение рассматривать проблемную ситуацию, возникшую в процессе деятельности как задачу, предполагающую поиск, нахождение и реализацию оптимального варианта решения — важная составная часть субъектной позиции личности. Как следствие, обучение такому подходу к проблемной ситуации должно быть необходимым элементом образовательного процесса. С проблемными ситуациями учащиеся сталкиваются в различных сферах школьной жизни: в учебном процессе (на уроках и при подготовке домашних заданий), в общении со сверстниками и взрослыми, в общественной жизни класса и школы, в процессе решения собственных жизненных задач. Готовность и способность работать с проблемной ситуацией как с задачей предполагает, что человек (в нашем случае – учащийся) способен проанализировать проблему, вычленить ее суть, переформулировать проблему в задачи собственной деятельности, спланировать шаги по их решению, осуществить необходимые действия и оценить полученный результат с точки зрения поставленной цели. Такой подход к проблеме назвается проектным. Интеллектуальной составляющей подобного подхода является проектное мышление.

Литература

1. Битянова, М.Р., Беглова, Т.В. Учимся решать проблемы: Программа развития проектного мышления у младших подростков. — М.: Генезис, 2009.

2. Крылова, Н.Ю. Проектная деятельность школьника как прин-цип организации и реорганизации образования / Н.Ю. Крыло-ва // Народное образование. — 2007. — № 2. — С. 113-121.

3. Павлова, М.Б. Метод проектов в технологическом образо¬вании школьников: пособие для учителя / М.Б. Павлова, Дж. Питт, М.И. Гуревич, И.А. Сасова; под ред. И.А. Сасовой. — М.: Вентана-Граф, 2008.

multiurok.ru

Формирование проектного типа мышления

Формирование проектного типа мышления

Проектное мышление носит методологический характер. Слово «методология» обычно пугает специалиста-практика, ибо он не улавливает смысла этого понятия. А смысл очень прост – «знание о способе», «осознание пути», «постижение метода», которым изучается и преобразовывается действительность, умение определить основания для деятельности, в данном случае проектной. Обозначив методологические основания, человек проявляет для себя содержательно-смысловые рамки возможных действий и их последствий. Методология предполагает процедуру осмысленного отбора центральных положений и ведущих идей, которыми мы пользуемся, принципов, которыми мы руководствуемся. Проектному мышлению свойственна также рефлексивность, способность к отчуждению, отстранению от наблюдаемых явлений и процессов. В основе рефлексии лежит также свойство развитого мышления производить знание «из самого себя». Мышление в данном случае воспроизводит себя через постоянное развитие, оставаясь «живым». Используя способность сознания, человек вступает на новый путь познавательных, более глубоких отношений с реальностью, позволяющих получить суждение о сущности того, что становится предметом рефлексии. В отличие от анализа акт рефлексии предполагает одновременную работу мышления, направленную на удержание в сознании целостности объекта и последовательное структурированное рассмотрение этой целостности. Рефлексия необходима, когда речь идет о развитии категориального мышления, методологических знаний и умений, когда требуется сформировать опыт ценностного отношения или творчества; когда требуется осознанная корректировка деятельности. Как мы уже знаем, все это необходимо участнику проектной деятельности.

«Проект- это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий. Где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда. Результатом работы младшего школьника над проектом является новый продукт- конкретный опыт или знания , приобретенные самостоятельно. Работа над проектом всегда предполагает решение какой-либо проблемы , предусматривающей , с одной стороны , использование разнообразных методов , средств обучения , а с другой – интегрирование знаний , умений из различных областей науки , техники, технологии , творческих областей.»

Умение рассматривать проблемную ситуацию, возникшую в процессе деятельности, как задачу, предполагающую поиск, нахождение и реализацию оптимального варианта решения, является важной составной частью субъектной позиции личности. Обучение такому подходу к проблемной ситуации должно стать необходимым элементом образовательного процесса.

С проблемными ситуациями учащиеся сталкиваются в различных сферах школьной жизни: в учебном процессе (на уроках и при подготовке домашних заданий), в общении со сверстниками и взрослыми, при участии в общественной жизни класса и школы, в процессе решения собственных жизненных задач.

Готовность и способность работать с проблемной ситуацией как с задачей предполагает, что человек (в нашем случае — учащийся) способен:

— проанализировать проблему;

— вычленить ее суть;

— переформулировать проблему в задачу собственной деятельности;

— спланировать шаги по решению этой задачи;

— осуществить необходимые шаги;

— оценить полученный результат с точки зрения поставленной цели.

Такой подход к проблеме мы назвали проектным. Интеллектуальной составляющей такого подхода к проблемам является проектное мышление

По общему признанию, XXI столетие — это период «глобальных инноваций» во всех областях экономики, техники, образования, культуры, общественной и индиви­дуальной жизни. По своему основному смыслу понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но к преобразованиям и изменени­ям в образе деятельности, стиле мышления, которые с этими новшествами связаны.

Навыки мышления, общественное сознание и психология поведения всех субъектов, в частности, образовательного процесса уже не соответствуют новым ус­ловиям, в которые властно поставила нас жизнь.

Важнейшей составляющей инновационного образования должна быть методо­логия деятельности как система процедурных правил, принципов и приемов, кото­рые составляют содержание человеческой деятельности, ее стратегию и тактику, связывают теорию и практику. Развиваясь первоначально в наукоемких отраслях промышленности, методология инновационной деятельности в настоящее время все более проникает в социальную сферу. В частности, инновационное обучение созда­ет новый тип учебно-воспитательного процесса, раскрепощающий личность учителя и ученика. Такой тип обучения (и образования) помимо поддержания существующих традиций сти­мулирует активный отклик на возникающие проблемные ситуации, как перед от­дельным человеком, так и перед обществом.

В педагогических нововведениях центральное место занимают технологии обучения, развивающие личность обучаемых, их способности, в частности, творче­ские технические способности. Одной из таких технологий является метод проектов.

Метод проектов (путь исследования) — это система обучения, основанная на индуктивном принципе, заключающемся в обобщении знаний и умений, получен­ных при решении частных задач во время проектирования. Самостоятельное полу­чение теоретических знаний обеспечивает лучшее их усвоение и запоминание. Это явилось основой широкого распространения метода проектов в ряде передовых стран.

Первоначально он был предложен в конце XIX столетия американскими уче­ными Д. Снезден, Д. Дьюи, У. Х. Кипарк. Большое внимание этому методу уделял один из ведущих педагогов дореволюционной России С. Т. Шацкий. Ныне он возродился вновь и широко пропагандируется в периодической и иной педагогической литературе. Однако, на мой взгляд, еще мало освещена практиче­ская организация проектирования.

За последние годы в российской системе дополнительного образования появился опыт внедрения развивающих задач, определяемых как проект. Результатом этой педагогической деятельности является создание ребенком собственного проекта на предложенную тему. Под проектом в контексте дополнительного образования понимается результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогических условиях. Она даёт ребенку возможность действовать самостоятельно, реализовывать замысел и получать определенный результат.\\\

Главной целью использования метода проектов является обучение умениям и навыкам проблематизации, целеполагания, выдвижения гипотез, структурирования и систематизации, планирования, организации мышления и деятельности по решению разнообразных теоретических и практических задач.

Педагогическая цель: вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс, развитие художественно-эстетических способностей, проектировочных и технологических умений.

Задачи:

практическое использование знаний, умений, навыков;

формирование навыков исследовательской деятельности;

освоение работы с технологической документацией.

Развитие проектного мышления у детей младшего школьного возраста включает в себя следующие основные стадии разработки проекта:

1. Организационно – подготовительная: проблематизация – разработка проектного задания (выбор).

2. Разработка проекта: исследовательский этап, разделение проекта на части и анализ составляющих частей.

3. Технологическая: реализация частей, составляющих проект, включающий в себя оценку использования различных источников информации, планирование деятельности, применение различных приемов и материалов конструирования.

4. Заключительная: оформление результатов – презентация, обсуждение, саморефлексия.

Уровень креативности у детей младшего школьного возраста определяется доминированием в мышлении четырех основных особенностей. Это:

Оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне;

Семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта;

Образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые скрытые стороны;

Семантическая спонтанная гибкость, т. е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей (А. Г. Маклаков).

Эти особенности позволяют проследить на занятиях прямую взаимосвязь между дивергентным мышлением и проектной деятельностью детей, как деятельностью творческого характера. Формирование и развитие проектного мышления происходит в процессе приобщения детей к конструированию и моделированию объектов техники, создании сюжетных макетов, разработке интерьера комнат и другие.

Чтобы достичь высокого уровня проектного мышления, дети должны пройти все этапы разработки проекта. Необходимо так же помнить, что такие задачи ставятся, когда учащиеся имеют определенный уровень знаний и опыт работы, хорошие графические навыки, знают свойства материалов, умеют пользоваться инструментами и приспособлениями.

Таким образом, созданы благоприятные условия для развития проектного мышления, реализации творческого потенциала детей.

multiurok.ru

Как меняет жизнь проектное мышление?

Сейчас проектное мышление – одна из ключевых компетенций в бизнесе. И ясно  почему. Такой тип мышления позволяет достигать запланированных результатов  тогда, когда задачи сложны, неясны, запутаны, есть много неизвестных и риски, которые сложно оценить. А условия могут постоянно меняться. Это классические вводные «эпохи   турбулентности». Причем, не только для бизнеса. Так что же такое проектное мышление и как его можно использовать в каждодневной реальности?

Что это

Первое и самое главное – это практическое мышление. Здесь нет ничего отвлеченного, «из головы». Принцип такой: придумал-попробовал-сделал вывод. И далее по этой схеме – пока не будет достигнут нужный результат. Кстати, о результате. Он – самое главное. Ради него все и затевается. Сначала – ясный  образ желаемого результата. Потом – план по его достижению.

Второе  – это управляемый риск, упорядоченный хаос и распутывание даже самого запутанного.  Проектировщик – человек, которого такие «мелочи» не пугают. Он знает, что если немного поработать – все можно сделать управляемым. И в итоге придти к ранее нарисованной картинке. Навык мыслить и действовать проектно помогает предусмотреть все: сроки, ресурсы, приоритеты, последовательность, риски и т.д.

Третье – как этому научиться? Это опыт. Но он приходит не сразу. А сразу есть цель, необходимость достичь ее и смелость с известной долей здорового авантюризма. Смелость, идущая от значимой цели. Такая смелость дает несокрушимую уверенность, что «ты все можешь». Не знаешь – найдешь, где узнать. Не хватает ресурсов – найдешь, где взять. Не получается сразу – найдешь как сделать так, чтобы получилось.

Что проект, а что — нет

Но для начала хорошо бы определиться в понятиях. Что можно назвать проектом? Проект — конкретная задача с четкими сроками и результатом — цель и план.

Поэтому желание больше зарабатывать – это не проект. Нет ясности насколько нужно увеличить доход, когда и за счет чего. Это направление, которое при желании можно преобразовать в проект. «Я хочу в два раза повысить свой доход в течении полугода. Для этого мне нужна более высокооплачиваемая работа в крупной компании. Мое резюме удовлетворяет этим требованиям. Для достижения желаемого результата  нужно сделать следующие шаги». Отлично, вот теперь это плодотворная дебютная идея для проекта. С ней можно двигаться дальше.

Как это происходит

Для того, чтобы проект начал реализовываться, его надо проверить по чек-листу этапов работы. В основе проектного мышления лежит «золотой треугольник»: Результат — Стоимость — Время. Если сказать проще, то результат достигается оптимальным способом с учетом соотношения «цена-качество» в указанные сроки. И это – основной ориентир. Если нарезать этого слона на части, то можно выделить следующие этапы разработки проекта:

1 этап — анализ ситуации

У каждого проекта есть контекст – своеобразная окружающая среда. И для того, чтобы принять решение, открывать этот проект или нет, — необходим анализ.

Зачем этот проект нужен, каковы перспективы и риски. Для того, чтобы принять правильное решение – посмотрите на реалистичность, рентабельность и смысл проекта для себя лично. Здесь и сейчас это для вас реально? Есть ли у вас нужные ресурсы и можете ли вы найти недостающее? Осуществляя этот проект вы приобретете больше, чем потратите?  Лично вам это интересно? Этот проект связан с чем-то еще более важным в вашей жизни?

2 этап – формулирование цели проекта

Для реализации проекта вы должны ясно и четко представлять, что вы хотите в результате достичь. И цель должна быть ясной, четкой, сформулированной в позитивном утверждении (без частицы «не»). Для формулировки можно использовать принцип SMART.

Цель должна быть обязательно записана! Пока это есть только в вашей голове – это не цель, это мечты.

3 этап – планирование

Каждый проект должен отвечать на вопросы «Что?», «Когда?» и «За сколько?». Что будет делаться, в какие сроки, сколько потребуется ресурсов. Какие-то из этих параметров могут быть определены еще на входе, какие-то – нет. Оно будут дорабатываться в процессе планирования и реализации.

План отвечает на вопрос «Как?» и представляет собой последовательность задач и сроки. Детальный план может родиться не сразу. Его можно дорабатывать в процессе осуществления проекта.

Для первичного плана достаточно общего видения крупных этапов – фаз проекта. А важнее на данном этапе задать себе вопрос: как узнаю, что достиг этого и обозначить  конкретные цифры, факты и т.д.

4 этап – оценка рисков

На 1 этапе была проведена общая оценка ресурсов. А теперь нужно сделать это более детально. Что есть уже сейчас и что нужно дополнительно. И где это можно взять. Также необходимо оценить риски и продумать, как можно их минимизировать. Что может помешать вам в выполнение задуманного, а что или кто будет поддержкой. Такой «план Б» очень поможет на этапе реализации.

5 этап  — контроль

Это финальный этап подготовки. Здесь уже общий план разбит на более мелкие подзадачи.  Определены сроки. Осталось только определиться с тем, как и кем будет осуществляться контроль за их выполнением.

Что становится возможно

Теперь осталось на входе в проект заполнить для себя чек-лист, дальше действовать по плану, гибко подстраиваясь под текущие условия, планируя риски и руководствуясь «треугольником» проектного управления.  Да, трудности будут возникать, особенно когда опыт думать проектно только нарабатывается. Но оно того стоит. Проектное мышление не гарантирует абсолютного успеха – это не волшебная пилюля.  Но оно дает возможности!

По факту проектное мышление дает живучесть – мы учимся находить устраивающий нас выход даже из самой сложной и тяжелой ситуации. От того, что есть сейчас, мы находим путь к тому, что хотим – четкому и определенному результату.

Больше свободы – так как мы знаем, что сможем организовать себе достойные условия почти в любой ситуации, мы становимся меньше зависимы: от страха, от мнения и прихоти других людей, от обстоятельств и т.д. Можно экспериментировать и выбирать разные пути достижения результата, использовать разные, а не только традиционные средства. И еще одна удивительная вещь – наша свобода перед проектом. Мы можем его начинать или нет, и закрыть при желании.

Осознанность – модный нынче термин. Но, тем не менее, это так. Проектное мышление учит нас осознанности и тренирует ее в нас. В проекте мы все время должны наблюдать и отслеживать – следить за ходом действий, и за их результативность,  и за собой. Ответ себе на простой вопрос: «А как я влияю на ход событий и что еще могу с собой сделать, чтобы обеспечить оптимальное с точки зрения параметра «результат-стоимость-время» движение своего проекта к желаемому результату?» — принесет больше осознанности, чем многие сложные практики.

Возможность увеличить доход. С помощью проектного мышления сокращаются потери, увеличивается конкретная измеримая польза. А где как не в такой парадигме водиться финансовому достатку?

И интересную жизнь — так как реализовывать свои мечты очень увлекательно.

Ваша Анастасия Тахтарова-Иванова

yes2life.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *