Инструментальные и терминальные ценности — Психологос
Инструментальные и терминальные ценности — понятия, описывающие разные виды ценностей в модели ценностных ориентаций (Милтон Рокич).
Инструментальные — ценности-средства, ценные в качестве средств, инструментов для достижения обычных целей. В качестве инструментальных ценностей обычно рассматриваются личностные черты, помогающие человеку в жизни: вежливый, ответственный, интеллигентный, храбрый, одаренный воображением, честолюбивый, контролирующий, логичный, нежный, честный, полезный, способный, чистый, прощающий, веселый, независимый, послушный, с широким кругозором.
Терминальные — это ценности, ценные сами по себе: самоценности. Ценности, которые нельзя обосновать другими, более общими или более важными ценностями. К таким ценностям обычно относят: полноценная любовь, счастье, безопасность, удовольствие, внутренняя гармония, чувство завершенности, мудрость, спасение, комфортная жизнь, воодушевление, свобода, дружба, красота, признание, уважение, надежная семья, равенство, всеобщий мир.
Терминальные ценности — практически то же самое, что ценности-цели или жизненные ценности.
Каковы признаки терминальной ценности? Обычно это ценности, где человек не может (состояние «удивления» — там вполне характерное и чётко калибруемое состояние, отличное от состояния «значение есть — найти не могу») найти ответа на вопросы:
— Зачем тебе это нужно?
— Что это для тебя обозначает?
Он конгруэнтно подтверждает, что эта ценность «важна сама по себе».
— Выбери какое-то поведение.
— Чищу зубы по утрам.
— Для чего ты это делаешь?
— Зубы будут чистыми и не будет кариеса.
— Что это тебе даст?
— Привлекательность.
— Зачем тебе привлекательность?
— Чтобы нравиться?
— Зачем тебе нравиться?
— Чтобы любили?
— Зачем тебе, чтобы тебя любили?
— Ни для чего. Чтобы любили…
— Чтобы любили, важно само по себе?
— Да, вполне.
— Представь, что тебя любят. Что ты при этом испытываешь?
— Подъём. Радость. Счастье… Трудно описать.
В данном примере «любили» – терминальная ценность.
www.psychologos.ru
Что такое терминальные ценности? Список, тест
В середине 20-го века американский психолог Милтон Рокич разработал уникальную концепцию ценностных ориентаций личности. До сих пор она считается востребованной и наиболее методически обоснованной у современных специалистов. Одним из главных ее понятий являются терминальные ценности. Что это такое, узнаем из данной статьи.
Общие положения
Ядром концепции Милтона Рокича является идея о том, что все ценности есть устойчивое убеждение в предпочтительности чего-то конкретного. Это могут быть мировоззрение, образ жизни, цели человека и т. д. Все эти убеждения Рокич разделил на два вида: инструментальные и терминальные.
Первые называют ценностями-средствами. Они связаны с образом действий человека, его личностными качествами. К терминальным ценностям относятся убеждения, касающиеся вопросов о том, для чего живет каждый человек, к чему он стремится. Счастливая семейная жизнь или мир во всем мире — конечная цель у каждой личности своя. Оба вида ценностей взаимосвязаны. Первые являются средствами для достижения вторых.
Список
Каждый вид ценностей имеет свой список. Это перечень убеждений, объединенных общей природой. В этой статье мы делаем акцент на терминальные ценности, поэтому представим стимульный материал данного вида. Он включает:
- Активную жизнедеятельность. Сюда входят путешествия, занятия спортом, эмоциональная насыщенность и т. п.
- Здоровье — предполагает хорошее самочувствие, отсутствие патологий для реализации активной деятельности.
- Увлекательную работу — дело, которое вызывает положительные эмоции, интерес, стремление к личностному росту.
- Искусство и природу — переживание прекрасного.
- Счастье в личной жизни.
- Любовь — духовная и физическая.
- Финансовый достаток.
- Наличие преданных друзей.
- Уважение и признание других людей — иными словами, это можно назвать социальным успехом.
- Возможность учиться — этот пункт обусловлен финансовой, физической свободой для получения высшего образования.
- Возможность жить продуктивно — использовать перспективы, возможности.
- Независимость и свободу — касается личной и финансовой сферы.
- Счастье других людей.
- Самоконтроль — самодисциплина, сдержанность.
Список показывает приоритеты существования личности. Далеко не все ценности могут принадлежать одному человеку. Как правило, стандартный набор составляют: здоровье, счастье в личной жизни и финансовый достаток. В зависимости от возраста, пола, социального статуса, личных качеств человека (инструментальных ценностей) этот арсенал целевых убеждений меняется, расширяется.
Специфика концепции
Методика Рокича универсальна. Она затрагивает, пожалуй, все сферы человеческой деятельности. Помимо деления на терминальные и инструментальные ценности, она предполагает классификацию убеждений, касающихся личной, деловой, общественной, финансовой, духовной и других сфер. Так, например, можно провести четкую корреляцию между финансовым достатком и трудолюбием, продуктивностью, ответственностью. А счастье в личной жизни зависит от таких качеств, как терпимость, чуткость и заботливость.
Тест
Как любая психологическая концепция, методика Рокича о ценностных ориентациях основывается на исследованиях. Существует два авторских теста, которые позволяют определить убеждения отдельного человека по важности. У каждого пункта в списке есть твой порядковый номер от 1 до 5:
- Единицей отмечены ценности, которые не имеют большого значения в жизни человека.
- Двойка — это оценка убеждений, которые могут быть первостепенными для некоторых людей.
- Тройка определяет ценности с конкретным значением.
- Четверкой и пятеркой отмечены убеждения, которые действительно являются главными для существования каждого человека.
Тест также предполагает изучение изменения ценностных ориентаций во времени. Для этого есть вопросы, касающиеся приоритетов определенной личности в прошлом, настоящем и в возможном будущем.
Тест необходим для того, чтобы понять смысл действий, поступков определенного индивида. Критерием оценки является шкала «достоверности». Она помогает узнать, насколько человек желает, чтобы его действия были отмечены окружающими положительно или отрицательно. И чем выше по баллам оказывается результат, тем ближе испытуемый к «одобряемому» образу.
Результаты
Очень важно, чтобы тест проводил специалист — психолог. Обычно это индивидуальное исследование, реже — групповое. Изучение ценностей человека в рамках такого теста допускает недостоверность данных. Испытуемый может намеренно искажать факты, чтобы достичь высокого результата. Поэтому Рокичем была определена критическая отметка — 42 балла. Результаты выше этого показателя говорят о неверности данных.
Так, например, для подростков приоритетными терминальными ценностями являются друзья, любовь. Последующие позиции могут занимать семья и здоровье. Это стандартный набор, который можно наблюдать у большинства формирующихся личностей. Люди в возрасте от 25 до 35 лет на первое место ставят семью, работу и финансовый доход. В случае если в лидеры ценностей попадают альтруистические убеждения, то можно предположить, что перед психологом либо сложная личность с высокой духовной организацией, либо идет намеренное искажение данных.
Заключение
- Терминальные ценности являются одним из ключевых понятий в методике Милтона Рокича. Они представляют собой смысл существования человека, его цели и приоритеты, которыми он руководствуется. Чем выше потребности индивида, тем шире список таких убеждений.
- Терминальные ценности Рокича зависят от другого вида — инструментальных убеждений. То есть качеств, которые помогают человеку достичь тех самых целей жизни.
- Рокич предложил два стандартных списка ценностей. Однако гибкость методики позволяет психологам, в зависимости от современных реалий и особенностей личности, предлагать и расширять стимульный материал. Так в списке терминальных ценностей появились пункты самореализации, мудрости, рационализма, возможности заниматься творчеством.
Важно понимать, что ценностные ориентации — это та база человеческого существования, которая способствует его гармоничному развитию и успеху. Корректировка убеждений по результатам тестирования позволяет решить многие психологические, личные, профессиональные и бытовые проблемы индивида.
fb.ru
Методика изучения ценностных ориентаций м. Рокича
Методика изучения ценностных ориентаций м. Рокича
Обычно у человека есть набор ориентиров его жизнедеятельности, зачастую многоуровневая система целей, к которым он стремится и которые определяют смысл его жизни. При этом цели, как и мотивы поведения, могут иметь свою диспозицию, расположение относительно друг друга в зависимости от их перспективы и важности. Диспозиция жизненных целей влияет на мотивацию поведения, точнее, цели разного уровня, важности и временного горизонта находятся в сложном взаимодействии друг с другом и потребностями, тем самым определяя мотивы поведения и их диспозицию. В трудовой деятельности представление о целях жизни работников позволяет уточнить особенности их направленности, точнее прогнозировать поведение и стимулировать их. Методика изучения ценностных ориентаций позволяет получить информацию о системе целей жизни человека. Она разработана в 1973 г. М. Рокичем. Автор определяет ценности личности, или ценностные ориентации, как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» 16.
Он считает, что люди обладают достаточно ограниченным набором ценностей, причем все считают ценностями одно и то же, хотя и в разной степени. К примеру, все ценят мир, однако у кого-то эта ценность получает более высокий приоритет, чем другие. Рокич выделяет два общих типа ценностей, причем в каждом из них может быть определена независимая система приоритетов (иными словами, две эти системы практически не связаны друг с другом). Первый тип ценностей можно назвать инструментальным, или ориентированным на средства, второй – терминальным, или ориентированным на конечные цели.
Инструментальные ценности
Терминальные ценности назначают конечные цели, или результаты индивида. Согласно Рокичу, нет достаточных оснований для того, чтобы считать их совокупность исчерпывающей для всех людей всех сообществ. Терминальные ценности могут быть личными (например, мир в душе) или социальными (например, мир во всем мире). Исследователь обнаружил, что повышение приоритета какой-либо личной ценности приводит к возрастанию приоритета личных ценностей вообще и к снижению приоритета социальных ценностей. И наоборот, возрастание приоритета социальных ценностей приводит к общему повышению приоритета других социальных ценностей и снижению приоритета личных. Люди, ратующие за мир во всем мире, вне всяких сомнений, считают равенство одним из главных своих приоритетов в ущерб таким приоритетам, как удовольствие или самоуважение. При выборе своих ценностей одни люди ориентируются на себя, другие же скорее ориентированы на иных людей. В табл. 8.5 приведены 18 терминальных и 18 инструментальных ценностей, в которых нашли отражение наиболее значимые ценности американского общества.
Таблица 8.5
Терминальные и инструментальные ценности
Исследование 567 менеджеров из 12 стран показало, что такие инструментальные ценности, как широта взглядов, наличие способностей и смелость, менеджерами всех стран были признаны самыми важными, однако в отношении 75 % ценностей выявлены существенные национальные различия. Другое исследование, в котором приняли участие 658 египтян, 132 американца, 43 африканца и 101 араб, позволило выявить значительные национальные различия и в инструментальных, и в терминальных ценностях, причем самыми непохожими на американцев оказались египтяне.
Американские ученые, исследовавшие мнения 1460 американских менеджеров, попытались выявить основные ценности, представляющиеся наиболее важными на работе. Используя опросный лист Рокича для выявления инструментальных ценностей, они установили, что самыми желательными качествами работников менеджеры назвали ответственность и честность (этого мнения придерживалось около 85 % менеджеров), далее следовали наличие способностей (компетентность) (65 %), богатое воображение (55 %) и логичность (49 %). Послушание, чистоплотность, воспитанность и снисходительность были отнесены к числу наиболее важных качеств только 10 % менеджеров.
Различные группы людей могут исходить из разных систем ценностей. К примеру, как было установлено в других исследованиях, учащиеся и профессора школ бизнеса в среднем оценивают такие качества, как честолюбие, компетентность, ответственность и свобода, выше, чем прочие категории исследуемых. Соответственно, они придают меньшее значение помощи другим людям и заботе о них, а также эстетическим и культурным ценностям и проблемам, обусловленным социальной несправедливостью. В одном из исследований сравнивались позиции самых удачливых, средне и наименее удачливых менеджеров. Оказалось, что для самых успешных менеджеров в отличие от прочих их коллег наиболее важны экономические (например, комфортная жизнь) и политические (например, общественное признание) ценности.
При сравнении менеджеров с представителями других слоев населения выясняется, что они придают намного большее значение таким ценностям, как
Этими ценностными предпочтениями можно объяснить, почему многие студенты школ бизнеса и даже многие практикующие менеджеры нередко подвергаются критике за излишний эгоцентризм и стремление к личным достижениям и продвижению. В будущем, как предполагается, менеджерам будет присуще более сбалансированное сочетание личных и общественных ценностей, таких, к примеру, как справедливость и взаимовыручка 17.
Устанавливать диспозицию ценностей по Рокичу предлагается методом прямого ранжирования: каждое наименование ценности заносится на отдельную карточку, и человек распределяет их по степени важности для себя. То же самое можно получить, предложив респонденту перечень ценностей в виде опросного листа и попросив проставить ранги для них: 1-й ранг – для самой важной, 2-й – для второй по важности и т. д. Обычно достаточно получить информацию о первых пяти ценностях, поскольку влияние менее важных ценностей на поведение можно считать пренебрежимо малым. Отдельно ранжируются терминальные и инструментальные ценности.
Для повышения надежности ранжирования собственных актуальных ценностей полезен прием, предложенный С. Р. Пантелеевым: испытуемому предлагается, завершив ранжирование, оценить в процентах степень достижения им каждой ценности на настоящий момент
Определяя собственный состав жизненных целей и способов и средств их достижения, вы можете дополнить оба списка, изменить трактовку, а затем расставить приоритеты, актуальные на настоящий момент или на перспективу. Целесообразно время от времени возвращаться к этой методике, особенно в случае важных событий в жизни, таких как исполнение желания, мечты, изменение внешней среды. Результаты предыдущих оценок не следует забывать, их лучше сохранять в архиве, чтобы можно было получить представление о динамике собственной личности (ценностные ориентации, мотивы, потребности, интересы, идеалы, мировоззрение – это личностные свойства) и правильно объяснять причины прошлых ошибок и заблуждений.
Попытайтесь сформулировать систему ценностей в вашей жизни, используя методику М. Рокича. Вы вправе добавить любые формулировки инструментальных и терминальных ценностей.
printpiter.com