Что такое экосистема в бизнесе и зачем она нужна
Тренды
Телеканал
Pro
Инвестиции
Мероприятия
РБК+
Новая экономика
Тренды
Недвижимость
Спорт
Стиль
Национальные проекты
Город
Крипто
Дискуссионный клуб
Исследования
Кредитные рейтинги
Франшизы
Газета
Спецпроекты СПб
Конференции СПб
Спецпроекты
Проверка контрагентов
РБК Библиотека
Подкасты
ESG-индекс
Политика
Экономика
Бизнес
Технологии и медиа
Финансы
РБК КомпанииРБК Life
РБК Тренды
Фото: Shutterstock
По прогнозам McKinsey, к 2025 году около 30% корпоративного дохода в мире будут генерировать цифровые бизнес-экосистемы. Разбираемся, что они собой представляют и зачем их создавать
1
Все строят какие-то экосистемы. Что это такое?
Определение экосистем бизнес позаимствовал из биологии. Этот термин в 1930-х годах ввел британский ботаник Артур Тэнсли. Экосистемой он назвал локальные сообщества организмов, которые взаимодействуют друг с другом и окружающей средой. Чтобы процветать, эти организмы конкурируют и сотрудничают, совместно эволюционируют и адаптируются к внешним потрясениям.
Как работают экосистемы
В начале 1990-х годов бизнес-стратег Джеймс Мур перенял эту концепцию и предложил рассматривать компанию не как отдельного игрока, а как представителя бизнес-экосистемы, охватывающей множество участников из разных отраслей. «Как и ее биологический аналог, бизнес-экосистема постепенно переходит от случайного набора элементов к более структурированному сообществу», — отмечал Мур.
Сегодня экосистемы описывают как динамичные и постоянно развивающиеся сообщества, которые создают новую ценность через сотрудничество и конкуренцию. При этом, как подчеркивают в Deloitte, конкуренция здесь уходит на второй план. Общие цели и интересы, а главное, необходимость отвечать на растущие запросы потребителей, делают сотрудничество основой экосистемного бизнеса.
Алексей Петунин, управляющий директор по работе с партнерами и быстроразвивающимися компаниями в России и СНГ, SAP CIS:
«Клиент сегодня хочет чувствовать себя причастным к бренду, быть частью комьюнити. Например, есть сторонники систем Apple или Android, есть те, кто носит только Adidas или Nike. Быть частью такой экосистемы бренда — это как прийти в семейный ресторан где-нибудь в Европе, куда люди ходят годами, где все другу друга знают, обмениваются новостями и чувствуют, что им там рады. Сможете создать такой «ресторан» — вы выиграли».
2
Какие компании могут создать свою экосистему?
Практически любые. Среди самых успешных примеров — компания Apple. Она сформировала единое пользовательское пространство для владельцев гаджетов и предоставила им бесшовный доступ к множеству услуг — от Apple TV и iTunes до системы мобильных платежей Apple Pay и кредиток Apple Card.
Свои экосистемы активно развивают производители гаджетов и электроники
- Apple: iPhone, iPad, MacBook, Mac Pro, iMac, Apple Watch, iPod, AirPods, Apple TV, колонка HomePod, подписка на все сервисы, умный дом Home Kit, платежная система Apple Pay.
Как работает экосистема Apple
- Xiaomi: смартфоны, ноутбуки, часы, колонки, телевизоры, приставки, электросамокаты, умный дом Mi Home, все его элементы — начиная от бытовой техники и освещения. заканчивая умными замками и даже кошачьими туалетами.
Как работает экосистема Xiaomi
- Huawei: смартфон как главное устройство экосистемы, гаджеты, элементы умного дома, офисная и бытовая техника, интеллектуальная экосистема Huawei Seamless AI Life.
Презентация «умных» гаджетов Huawei
- Honor: смартфон как главный хаб экосистемы, ноутбуки, часы, наушники.
Презентация «умных» гаджетов Honor
- «Яндекс»: умные колонки и умные розетки, единая экосистема сервисов — такси, доставка, почта, музыка, виртуальный диск, поиск, голосовой помощник.
Как работает «умный» дом «Яндекса»
Подробнее читайте в материале РБК Трендов «Лучшие системы «умного» дома для новичков».
Еще один яркий кейс — китайская Alibaba, которая включила в свою экосистему розничную торговлю, платежи и даже кредитный скоринг.
По такому пути идут не только представители ИТ-индустрии. Автомобильные гиганты BMW и Daimler запустили совместный проект под названием You Now с участием нескольких стартапов. Они планируют развивать сервисы городской мобильности для 60 млн клиентов по всему миру. Сюда входят услуги каршеринга, парковки, вызова такси, зарядки для электромобилей и приложение для мультимодальных перевозок.
Александр Ведяхин, первый зампред правления Сбербанка:
«В центре экосистемы находится клиент с его ежедневными потребностями — от желания вкусно пообедать или посмотреть фильм до необходимости отправить посылку. Но речь не только о физических лицах. Другие два направления развития экосистемы — услуги для государства и бизнеса».
Похожие инициативы запускают правительства и государственные ведомства. Например, власти Канады хотят объединить отраслевые компании и исследовательские организации в общую сеть аэрокосмических инноваций. А в России планируют создать цифровую экосистему в сфере жилищного строительства. В ней клиент сможет в несколько кликов решить все вопросы — от выбора квартиры и оформления ипотеки до организации ремонта и переезда.
Как компании формируют мир внутри наших гаджетов: подкаст РБК Трендов.
Но самые масштабные экосистемы, как правило, формируются вокруг повседневных потребностей клиента и включают в себя сервисы для шопинга, поездок, платежей и развлечений. Такие проекты развивают, в частности, «Сбер», «Яндекс», «Тинькофф», Mail.ru Group и МТС.
3
Какие бывают экосистемы?
Аналитики выделяют два основных типа экосистем.
- Первый из них строится вокруг решений: участники создают или предоставляют пользователю продукт за счет координации разных компаний. Сюда можно отнести проект BMW и Daimler, которые совместными усилиями формируют продукт для потребителя.
- Второй тип — это экосистемы транзакций. Они связывают участников и потребителей через общую (как правило, цифровую) платформу. К этому типу относятся в том числе экосистемы «Сбера» и «Яндекса».
Читайте также: Как создать инновационную экосистему: опыт Сбербанка, «Северстали» и МТС
4
Чем экосистемы отличаются от других бизнес-моделей?
По мнению экспертов BCG, у экосистем есть несколько важных отличий.
- Модульный принцип
В отличие от вертикально-интегрированных или иерархических схем, в экосистемах компоненты предложения для потребителей могут разрабатываться независимо, но функционировать как единое целое. Обычно клиент сам выбирает, какие опции использовать и каким образом их комбинировать.
В этом смысле сервисы экосистемы похожи на приложения для смартфонов. Некоторые из них предустановлены, но большинство можно выбрать и загрузить самостоятельно.
- Кастомизация
Когда компания работает на открытый рынок, она ориентируется только на свои возможности и запросы своих потребителей. Но в экосистеме продукты должны быть взаимно совместимыми. Это означает, что если в нее, например, входит производитель видеоигр, то каждую новую игру придется адаптировать к общей платформе.
- Многосторонние отношения
Участников экосистемы связывают отношения, которые нельзя разложить на совокупность двусторонних взаимодействий. К примеру, входящий в систему маркетплейс или сервис по доставке одновременно сотрудничает с поставщиками, платежными системами, разработчиками приложений и другими игроками.
- Координация
Экосистема — слишком сложный механизм, чтобы пытаться управлять им «сверху вниз» и контролировать все из одной точки. Вместо этого здесь используют механизмы координации — прежде всего, через внедрение общих стандартов, правил и процессов.
Евгений Колбин, генеральный директор SberCloud:
«Экосистема — это не монолит и не набор одинаковых бизнес-подразделений. Это множество разных компаний с различными потребностями и продуктами. Но им нужен универсальный набор инструментов, позволяющих решать основные технологические задачи».
5
Когда появились первые бизнес-экосистемы?
Бизнес начал создавать то, что сейчас называют экосистемами, задолго до появления самого термина.
К примеру, организация Lloyd’s of London ведет свою историю с XVII века. Это полноценный страховой рынок, где встречаются участники корпорации и заключают договоры страхования и перестрахования. Сейчас в организацию входит больше 1 тыс. корпоративных участников и несколько сотен индивидуальных, а также агенты, сертифицированные брокеры и отраслевые синдикаты.
В XX веке собственные экосистемы создавали крупные автопроизводители, такие как Toyota или Volkswagen. Они объединяли поставщиков и дистрибьюторов в огромные горизонтальные сети.
Но современный тренд на создание экосистем появился в середине 2010-х годов, рассказывали в Accenture. Эту тенденцию задавали ИТ-гиганты.
В тренде на развитие экосистем находятся не только ИТ-гиганты и финтех-корпорации. Например, единую экосистему строит и крупнейший распространитель всероссийских государственных лотерей «Столото».
В 2014 году китайская площадка для электронной коммерции Alibaba вышла на IPO, которое стало одним из самых крупных в истории. В проспекте ценных бумаг, где компания излагала свою философию, видение и стратегию роста, слово «экосистема» встречалось 160 раз.
Пример Alibaba воодушевил многие бизнесы. Теперь экосистемы упоминаются в годовых отчетах в 13 раз чаще, чем десятилетие назад. Как правило, речь идет о цифровых экосистемах, которые опираются на digital-инструменты и платформы. Такие структуры будут генерировать около 30% корпоративного дохода уже к 2025 году, ожидают в McKinsey.
Андрей Ванин, старший вице-президент Сбербанка, руководитель SberX — дирекции по развитию экосистемы:
«Сейчас основной площадкой для общения и получения информации потребителю служат мессенджеры и социальные сети. Поэтому многие сервисы и продукты стали smm- или мессенджер-центричными. Но, по моим прогнозам, место мессенджеров и соцсетей уже в ближайшие три-пять лет займут личные цифровые ассистенты. Они будут выполнять массу разнообразных задач — от заказа билетов до подбора одежды — и станут главным связующим звеном между пользователем и экосистемой».
6
Какую пользу экосистемы приносят потребителю?
Экосистемы дают пользователям два основных преимущества — удобство и выгоду.
Удобными экосистемы делают бесшовная идентификация и единая платформа. Вам не нужно каждый раз вводить логины и пароли или подтверждать личность. Все сервисы узнают вас по единому клиентскому ID и зачастую доступны из одного приложения.
Кроме того, во многих экосистемах есть централизованная поддержка клиентов. Консультацию по любому из сервисов предоставят в общем контакт-центре.
Александр Тугов, директор по развитию услуг Selectel:
«Бизнес начинается с одного успешного сервиса, затем запускаются новые продукты и услуги. Когда у компании набирается пять-шесть успешных сервисов, появляется потребность в интеграции. Тогда и возникают экосистемы, способные генерировать дополнительную ценность для пользователя — например, более выгодные условия, удобство регистрации и идентификации».
Внутри экосистемы пользователь получает более привлекательные условия, чем при использовании только одного продукта или услуги. Прежде всего, за счет разнообразных подписок — таких как Amazon Prime, которая включает бесплатную доставку, ранний доступ к скидкам, бесплатные образцы продукции, медиатеку, музыкальный сервис и даже фотобанк.
В России есть свои экосистемные подписки — например, «СберПрайм» и «Яндекс Плюс», которые дают доступ к фильмам и сериалам, музыке, скидкам и другим привилегиям. Собственную подписку со скидками во всех магазинах сети тестирует X5 Retail Group: компания тоже двигается в сторону создания экосистемы.
Онлайн-конференция Х5Tech Future Night о новых технологиях и трендах в ретейле
Пользователи уже оценили плюсы этой модели, показывают исследования McKinsey. По данным компании, 71% потребителей готовы к комплексным экосистемным предложениям.
7
Что экосистемы дают бизнесу?
Внутри успешной экосистемы компания получает больше клиентов и продает больше товаров и услуг. Когда обычный потребитель приходит за доставкой еды, ему тут же предлагают и доставку продуктов, и готовые рационы здорового питания. А когда небольшой бизнес хочет открыть счет, ему можно заодно продать услуги по ведению бухгалтерии, платежное решение и юридическую поддержку.
Пользуясь общей инфраструктурой и базой клиентов, компании-участники растут быстрее. Так, кинотеатр Okko после подключения к экосистеме «Сбера» увеличил скорость наращивания клиентской базы примерно в 12 раз.
Внутри экосистемы бизнесы могут делиться данными, лучшими практиками и ноу-хау. И в результате — лучше и быстрее удовлетворять потребности клиентов.
Еще один тренд, связанный с развитием экосистем — ИТ-корпорации сливают свои сервисы в единые суперприложения. Примеры супераппов:
- WeChat (Китай) — финансовые, бытовые и государственные услуги;
- Alipay (Китай) — платежная система, финансовые услуги;
- Grab (Сингапур) — такси, доставка еды и посылок, аренда велосипедов и скутеров, оформление кредитов, платежная система, онлайн-медицина, страхование;
- Line Corporation (Япония) — логистика для ресторанов, доставка еды, платежная система;
- Gojek (Индонезия) — доставка еды, такси, курьерские услуги, финансовые сервисы;
- Uber (США) — такси, каршеринг, платежная система, доставка еды и товаров;
- Google Map (США) — планирование регулярных поездок, бронирование туров, отелей и авиабилетов, столиков в ресторанах, заказ еды, вызов такси;
- «Яндекс Go» (Россия) — такси, каршеринг, общественный транспорт, перевозка грузов, доставка еды из ресторанов и продуктов из «Яндекс Лавки»;
- «ВКонтакте» (Россия) — платежная система VK Pay, мини-приложения, через которые можно заказывать еду, смотреть фильмы и сериалы, слушать музыку, играть.
Подробнее читайте в материале РБК Трендов «Яндекс Go, WeChat, Uber: почему компании переходят на суперприложения»
Но главное, во многих индустриях бизнес чувствует себя все менее уверенно по одиночке. «Битва устройств превратилась в битву экосистем. Наши конкуренты не захватывают нашу долю рынка своими устройствами, они захватывают ее целой экосистемой. Это означает, что мы должны решить, как нам создать экосистему или присоединиться к ней», — отмечал бывший гендиректор Nokia Стивен Элоп в начале 2010 годов.
В итоге компания выбрала второй вариант и вскоре продала свой мобильный бизнес Microsoft.
8
Экосистемы всегда прибыльны?
Совсем необязательно. К примеру, сервис Spotify, который называют музыкальной экосистемой, продолжает терять деньги, несмотря на стремительный рост числа подписчиков. То же самое касается сети WeWork, развивающей офисные пространства и решения для них.
Экосистемы не застрахованы от ошибок и рисков, которые совершают обычные компании. Так, Spotify доступен по модели freemium (бесплатная базовая версия и платная премиум-подписка). Поэтому общий рост аудитории не всегда позволяет заработать.
В свою очередь, WeWork, как и многие другие игроки, столкнулась с трендом на снижение заполняемости офисов. В пандемию он принял глобальные масштабы и привел компанию к миллиардным убыткам.
Риски развития экосистем
- Ограничитель конкуренции. Порог выхода из экосистемы для пользователя максимально завышен, ее контур трудно покинуть из-за программ лояльности. Как итог — свобода выбора потребителя нивелируется.
- Тормоз инноваций. Усложнение и рост организационной структуры, к которым ведет развитие экосистем, снижает способность бизнеса к инновациям, свидетельствует исследование Harvard Business School.
- Бюрократизация коммуникаций. Клиент для экосистемы — набор цифровых шаблонов. Индивидуальный подход практиковать невозможно. Сервис среднего уровня становится рыночным стандартом
Подробнее читайте в материале РБК Трендов «Слон в посудной лавке: когда экосистема может не оправдать ожиданий».
9
От чего зависит успешность экосистем?
Для успеха нужно сочетание нескольких факторов. В первую очередь, это продуманная стратегия и ценностное предложение, сильная клиентская база. Кроме того, хорошему результату способствует широкая география. По статистике BCG, успешные экосистемы обычно имеют партнеров в десяти и более странах.
Но даже совокупность всех этих факторов не дает никаких гарантий.
Во-первых, многочисленные партнерства и взаимодействия еще нужно организовать и синхронизировать. Управляемость экосистемы — один из ключевых вызовов при ее создании и развитии.
Во-вторых, можно столкнуться с ограничениями со стороны регуляторов и антимонопольных структур. Например, китайская Tencent (владелец WeChat) потеряла больше $60 млрд рыночной стоимости после того, как регулятор высказал обеспокоенность по поводу расширения бизнеса. По данным СМИ, власти могут обязать Tencent создать самостоятельную холдинговую компанию для оказания банковских, страховых и платежных услуг. А это фактически означает выход сервисов за пределы экосистемы.
Обновлено 10.09.2021
Текст
Юлия Макарова
рассмотрим преимущества и недостатки — Сервисы на vc.ru
О том, какими бывают экосистемы и когда они необходимы на конкретных примерах.
18 513 просмотров
Всем привет, это Heads and Hands. Мы помогаем создавать мобильные приложения, веб-сервисы и супераппы, которые увеличивают лояльность клиентов и конвертируют внимание и пользовательский опыт в деньги.
Выбрали основные мысли из большой статьи “Do You Need a Business Ecosystem?” от The BCG Henderson Institute. В ней на конкретных примерах объясняется, что такое бизнес-экосистема и в каких случаях её построение оправдано. Приятного чтения!
Слово «бизнес-экосистема» прочно укоренилось среди модных управленческих терминов. Исследование, проведенное институтом BCG Henderson, показало, что в ежегодных отчетах оно встречается в 13 раз чаще, чем десять лет назад.
Многие менеджеры, опасаясь упустить этот тренд, испытывают необходимость создать собственные бизнес-экосистемы или по крайней мере стать частью существующих. При этом бывает не до конца понятно, чем на самом деле является экосистема. Проблема возникает из-за широты понятия, множественности и неопределенности трактовок и малого количества примеров.
Мы предлагаем рассматривать экосистему применительно к решению конкретных бизнес-задач, а также как способ реализации ценностных предложений. В этом случае бизнес-экосистема — это модель управления, которая конкурирует с другими: вертикальной организацией, иерархической цепочкой поставок и моделью открытого рынка.
В материале разбираем следующие вопросы:
- Что такое бизнес-экосистема и чем она отличается от других моделей управления?
- Каковы основные типы бизнес-экосистем?
- Когда экосистема является подходящей моделью управления?
- Каковы преимущества и недостатки бизнес-экосистем?
Что такое бизнес-экосистема?
Путаница c экосистемами начинается с вопроса о том, что они собой представляют и чем отличаются от других форм организации. Мы используем простое определение: бизнес-экосистема — это динамичная группа в значительной степени независимых игроков, которые производят товары или услуги, в совокупности составляющие взаимосвязанное решение.
Определение подразумевает, что каждая экосистема обладает конкретным ценностным предложением и четко определенной, хотя и изменяющейся, группой лиц с различными ролями (такими как производитель, поставщик, организатор, комплементатор).
Это определение исключает расплывчатые понятия экосистем без четкой связи с конкретной бизнес-проблемой, которые описывают простую принадлежность к отраслевым кластерам (Кремниевой долине или Бостонскому биотехнологическому кластеру) или партнерские сети компаний (Toyota и ее поставщики или Google и ее широкая сеть партнеров).
Даже в рамках данного определения бизнес-экосистема является широким понятием и включает в себя:
- Маркетплейсы, которые объединяют большое количество производителей товаров и услуг с потенциальными клиентами. Например, в ритейле: Amazon, eBay, Taobao; в гостиничном бизнесе: Airbnb, TripAdvisor, Open Table, в транспортных услугах: Uber, Lyft, Didi и для фрилансеров: Upwork, Croogster, Fiverr.
ИТ-системы, которые объединяют компоненты и приложения от многих поставщиков на общей платформе: Microsoft Windows, Apple iOS, Android, SAP NetWeaver.
- Предложения, которые объединяют компоненты от различных игроков рынка: видеоигры, электронные книги, системы умного дома, жилые решения для солнечной энергии, самоуправляемые транспортные средства, 3D-печать, IoT-решения.
- Предложения, объединяющие услуги различных поставщиков, например, системы кредитных карт, умные фермерские или горнодобывающие решения.
Несмотря на разнообразие бизнес-экосистем, есть общие характеристики, которые отличают их от других моделей управления:
- Модульность. В отличие от модели вертикальной интеграции или иерархических цепочек поставок, в бизнес-экосистемах компоненты предложения разрабатываются независимо, но функционируют как единое целое. Во многих случаях покупатель может выбрать один из компонентов и/или способов их сочетаний. Например, в смартфонах хотя некоторые приложения и предустановлены, большинство же пользователь выбирает и загружает самостоятельно.
Кастомизация. На контрасте с моделью открытого рынка, участники экосистемы, как правило, адаптируются под нее и стремятся к взаимной совместимости. Например, разработчикам видеоигр необходимо делать игры под конкретные платформы.
- Принцип многосторонних отношений (Мультилатерализм).
Все игроки в экосистеме взаимосвязаны, их отношения сложно разложить на отдельные взаимодействия. Успешный контракт между A и B (например, производителем смартфонов и разработчиком приложений) может быть подорван из-за невыполнения контракта между A и C (производителем смартфонов и поставщиком телекоммуникационных услуг).
- Координация. В отличие от модели вертикальной интеграции или цепочек поставок, бизнес-экосистемы не полностью контролируются иерархически. Тем не менее существует особый механизм координации, например, через стандарты, правила или процессы — помимо рыночных механизмов. Например, доступ к цифровым платформам и взаимодействие с ними обычно регулируются набором интерфейсов прикладного программирования (API).
Приведенные выше примеры демонстрируют, что многие современные экосистемы развиваются благодаря цифровизации, тем не менее концепция экосистемы не требует строго цифровой бизнес-модели.
Многие успешные экосистемы: платежная платформа Visa, основанная в 1958 году, и Гонконгская торговая компания Li & Fung с более чем столетней историей, очевидно начинали без цифровых платформ. Вопрос в том, возможен ли подобный сценарий в наше время.
Концепция бизнес-экосистем является более общей, чем концепция цифровых платформ, хотя многие из наиболее успешных экосистем нашего времени построены на таких платформах. Цифровые технологии повышают скорость, охват, удобство, эффективность и масштабируемость многих экосистем и поэтому являются важным фактором их нынешнего роста.
Основные типы экосистем
Существует два основных типа бизнес-экосистем:
Экосистемы решений создают или предоставляют товары или услуги, координируя различных участников рынка. Такая экосистема представляет собой основную компанию, которая управляет предложениями нескольких комплементарных компаний (которые создают дополняющие компоненты к основному продукту). Примерами таких экосистем являются: банковские карты, связывающие продавцов, потребителей и банки; решения для умного дома, объединяющие климатические, световые, развлекательные и охранные товары и услуги и 3D-печать, объединяющие поставщиков принтеров, исходников, программного обеспечения. Клиент, как правило, не является активным участником экосистемы решений, он оказывает влияние только через выбор основного продукта и комбинирование предложений от компаний-комплементоров.
- Экосистемы транзакций связывают независимых производителей товаров или услуг с клиентами через единую платформу. Например eBay соединяет независимых продавцов с покупателями. Uber позволяет пассажирам найти свободное такси. Upwork помогает компаниям искать внештатных сотрудников. Ценность такого типа экосистемы возрастает с количеством ее клиентов. Они даже могут стать производителями. Например, когда зрители на YouTube превращаются во влоггеров или арендаторы становятся арендодателями, выставляя свое жилье на Airbnb.
BCG Henderson Institute
Когда вы рассматриваете возможность создания экосистемы или присоединения к существующей, вы должны четко представлять, какой тип наилучшим способом подходит под ваше ценностное предложение. Иногда подходящим решением является гибридный формат экосистемы.
Apple начинали как экосистема решений, в которой они выступали в качестве основной компании, координирующей поставщиков компонентов, разработчиков приложений и телекоммуникационных провайдеров. Но после создания магазина приложений компания также стала и экосистемой транзакций.
С другой стороны Airbnb были созданы как транзакционная экосистема, но недавно начали развивать экосистему решений, приглашая внешних разработчиков для интеграции дополнительных приложений и услуг в платформу, например, инструментов для организации поездок и упрощения регистрации гостей, уборки и доставки белья. Точно так же LinkedIn перешли к модели экосистемы решений после того, как ее приобрели Microsoft.
Когда экосистема — подходящая модель управления?
Предположим, у вас есть бизнес-идея, и вы подбираете модель управления, которая позволит реализовать ее. У вас есть несколько вариантов:
Модель вертикальной интеграции — вы выполняете все ключевые действия внутри своей организации.
Иерархическая цепочка поставок — вы передаете некоторые виды деятельности на аутсорсинг поставщикам, у которых вы покупаете, и / или посредникам, которым вы продаете.
- Бизнес-экосистема — вы координируете свои действия с другими в значительной степени независимыми экономическими игроками, чтобы создать единое предложение.
- Модель открытого рынка — клиент выбирает и покупает необходимые компоненты у независимых и несогласованных поставщиков на открытом конкурентном рынке.
Бизнес-экосистема является подходящей моделью управления для бизнеса в случаях, если высока потребность в координации действий между несколькими игроками или если продукт или услуга обладают высокой модульностью, то есть компоненты можно легко и гибко комбинировать и интегрировать при низких (транзакционных) затратах.
BCG Henderson Institute
Например, производство смартфона iPhone из основных компонентов характеризуется низкой модульностью и должно выполняться оригинальным производителем оборудования (в данном случае в иерархической цепочке поставок). В то же время опыт использование iPhone объединяет сам смартфон, поставщика услуг связи и приложения от разных разработчиков — и это пример высокой модульности, так как все эти элементы потребитель может скомбинировать самостоятельно.
Высокая потребность в координации может возникать по следующим причинам:
- Сложно найти на рынке нужное предложение.
- Роли и обязанности различных партнеров не полностью определены. Например, медицинские платформы требуют четкого обмена данными между страховыми компаниями, отдельными специалистами, больницами, лабораториями, аптеками и технологическими компаниями.
- Сопряжение отдельных компонентов не стандартизовано.
- Характеристики систем или отдельных компонентов часто меняются, например, как во многих ПК и мобильных операционных системах.
- Изменение одного компонента требует изменений других компонентов.
Преимущества и недостатки бизнес-экосистем
Если вы все еще заинтересованы в создании экосистемы, разберем ее преимущества по сравнению с другими моделями управления и потенциальные недостатки.
Преимущества
Бизнес-экосистемы предлагают три важнейших преимущества: доступ к широкому спектру возможностей, быстрое масштабирование, гибкость и устойчивость.
В момент запуска экосистема может обеспечить быстрый доступ к инновациям извне, которые окажутся слишком дорогими или трудоемкими для внутренней разработки. Не всех умных людей можно нанять, но можно привлечь их для участия в вашей открытой экосистеме.
После запуска экосистемы могут масштабироваться гораздо быстрее, чем компании с другими моделями управления. Их структура позволяет легко и понятно добавлять новых участников, а облегченные бизнес-модели позволяют быстро расти. Airbnb превосходит большинство крупных гостиничных сетей по выручке и рыночной капитализации, не владея ни одним отелем.
Наконец, отчасти привлекательность бизнес-экосистем обусловлена их гибкостью и устойчивостью. Экосистема имеет центральное ядро или платформу, понятную систему подключения новых партнеров и модульную структуру — любой компонент с легкостью можно добавить в экосистему или убрать из нее. Поэтому экосистема позволяет успешно работать с потребителями, вкусы которых неоднородны и непредсказуемы, или с технологиями, пути развития которых не определены.
Недостатки
По определению экосистема состоит в основном из независимых экономических игроков, которые соглашаются на сотрудничество. Это подразумевает ограниченный контроль над всей системой со стороны каждого участника. Даже руководитель экосистемы имеет ограниченные средства для принуждения или контроля поведения партнеров, если сравнивать с иерархической цепочкой поставок или вертикальной моделью.
Ценность, которую создает экосистема, должна быть разделена между ее участниками. Основная компания в экосистеме решений или организатор платформы в экосистеме транзакций отвечает за обеспечение экономической привлекательности экосистемы для всех ее важных участников. Достижение этой цели может потребовать огромных инвестиций на этапе запуска и масштабирования, которые могут окупиться только после того, как экосистема будет полностью создана. Многие крупные цифровые платформы, достигшие высоких финансовых оценок, такие как Uber и Lyft, все еще борются за получение существенной прибыли.
Наконец, огромный успех нескольких крупных игроков не должен затмевать тот факт, что экосистемы могут потерпеть неудачу. Недавнее исследование Института BCG Henderson показало, что менее 15% из 57 исследованных экосистем были устойчивыми в долгосрочной перспективе.
Динамизм и гибкость экосистем также неоднозначны: модель эволюционирует и масштабируется, но требует постоянной корректировки. Устойчивый успех предполагает постоянное взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами, совершенствование и расширение предложения, а также инновации и обновления экосистемы.
Чек-лист: нужна ли вам экосистема
Когда вы размышляете о наилучшей модели для управления бизнесом, вам следует рассмотреть возможность создания бизнес-экосистемы, если:
- Вы сталкиваетесь с непредсказуемой, но очень податливой бизнес-средой, которая требует от вас сотрудничества с другими игроками, чтобы сформировать или перестроить отрасль.
- Отдельные компоненты решения могут быть легко и гибко объединены, но необходим определенный уровень координации для поиска партнеров, определения их ролей и согласования их деятельности.
- Вы сможете извлечь выгоду из открытости, быстрого масштабирования, а также гибкости и устойчивости, которые предлагает экосистема.
Если вы решили построить собственную бизнес-экосистему, убедитесь, что вы готовы к трудностям, связанным с ограничением контроля и ограниченного захвата стоимости, а также к стратегическим требованиям построения, роста и защиты такой экосистемы.
Есть веские причины для нынешней шумихи вокруг экосистем, но важно сохранять спокойствие и беспристрастно оценивать, является ли бизнес-экосистема лучшим решением для развития бизнеса.
Что такое бизнес-экосистема и как она работает?
Оглавление
Содержание
Что такое бизнес-экосистема?
Понимание бизнес-экосистемы
Экосистемы и конкуренция
К
Адам Хейс
Полная биография
Адам Хейс, доктор философии, CFA, финансовый писатель с более чем 15-летним опытом работы на Уолл-стрит в качестве трейдера деривативов. Помимо своего обширного опыта торговли деривативами, Адам является экспертом в области экономики и поведенческих финансов. Адам получил степень магистра экономики в Новой школе социальных исследований и докторскую степень. из Университета Висконсин-Мэдисон по социологии. Он является обладателем сертификата CFA, а также лицензий FINRA Series 7, 55 и 63. В настоящее время он занимается исследованиями и преподает экономическую социологию и социальные исследования финансов в Еврейском университете в Иерусалиме.
Узнайте о нашем редакционная политика
Обновлено 20 января 2021 г.
Рассмотрено
Майкл Дж. Бойл
Рассмотрено Майкл Дж. Бойл
Полная биография
Майкл Бойл — опытный специалист в области финансов, более 10 лет занимающийся финансовым планированием, деривативами, акциями, фиксированным доходом, управлением проектами и аналитикой.
Узнайте о нашем Совет по финансовому обзору
Что такое бизнес-экосистема?
Бизнес-экосистема — это сеть организаций, включая поставщиков, дистрибьюторов, клиентов, конкурентов, государственные учреждения и т. д., вовлеченных в поставку определенного продукта или услуги посредством конкуренции и сотрудничества. Идея состоит в том, что каждый объект в экосистеме воздействует на другие объекты и подвергается их влиянию, создавая постоянно развивающиеся отношения, в которых каждый объект должен быть гибким и адаптируемым, чтобы выжить, как в биологической экосистеме.
Основные выводы
- Бизнес-экосистема — это сеть организаций, включая поставщиков, дистрибьюторов, клиентов, конкурентов, государственные учреждения и т. д., вовлеченных в поставку определенного продукта или услуги посредством конкуренции и сотрудничества.
- Идея состоит в том, что каждый объект в экосистеме воздействует на другие объекты и подвергается их влиянию, создавая постоянно развивающиеся отношения, в которых каждый объект должен быть гибким и приспосабливаемым, чтобы выжить, как в биологической экосистеме.
- Экосистемы создают сильные барьеры для входа на рынок для новых конкурентов, поскольку экосистема уже состоит из игроков, которые позволяют ей функционировать.
- Теория бизнес-экосистемы была разработана бизнес-стратегом Джеймсом Муром в 1993 году.
Понимание бизнес-экосистемы
В 1930-х годах британский ботаник Артур Тэнсли ввел термин «экосистема» для описания сообщества организмов, взаимодействующих друг с другом и окружающей их средой: воздухом, водой, землей и т. д. Чтобы процветать, эти организмы конкурируют и сотрудничают друг с другом за доступные ресурсы. , совместно развиваться и совместно адаптироваться к внешним сбоям.
Бизнес-стратег Джеймс Мур принял эту биологическую концепцию в своей статье 1993 года Harvard Business Review «Хищники и добыча: новая экология конкуренции», в которой он провел параллель компаний, работающих во все более взаимосвязанном мире коммерции, с сообществом адаптирующихся и развивающихся организмов. выживать. Мур предложил рассматривать компанию не как отдельную фирму в отрасли, а как член бизнес-экосистемы с участниками, охватывающими несколько отраслей.
Подобно природным экосистемам, фирмы, участвующие в бизнес-экосистемах, конкурируют за выживание с адаптацией, а иногда и с исчезновением.
Развитие технологий и растущая глобализация изменили представления о лучших способах ведения бизнеса, и считается, что идея бизнес-экосистемы помогает компаниям понять, как преуспеть в этой быстро меняющейся среде. Мур определил бизнес-экосистему следующим образом:
Экономическое сообщество, поддерживаемое фундаментом взаимодействующих организаций и отдельных лиц — организмов делового мира. Экономическое сообщество производит товары и услуги, представляющие ценность для клиентов, которые сами являются членами экосистемы. Организмы-члены также включают поставщиков, ведущих производителей, конкурентов и других заинтересованных лиц. Со временем они совместно развивают свои возможности и роли и, как правило, следуют направлениям, установленным одной или несколькими центральными компаниями. Те компании, которые занимают лидирующие позиции, могут меняться со временем, но функция лидера экосистемы ценится сообществом, поскольку она позволяет участникам двигаться к общему видению, согласовывать свои инвестиции и находить взаимоподдерживающие роли.
По сути, бизнес-экосистема состоит из сети взаимосвязанных компаний, которые динамично взаимодействуют друг с другом посредством конкуренции и сотрудничества для увеличения продаж и выживания. Экосистема включает поставщиков, дистрибьюторов, потребителей, правительство, процессы, продукты и конкурентов. Когда экосистема процветает, это означает, что ее участники выработали модели поведения, которые оптимизируют поток идей, талантов и капитала по всей системе.
Экосистемы и конкуренция
Экосистемы создают серьезные барьеры для входа на рынок новой конкуренции, поскольку потенциальные участники должны не только дублировать или улучшать основной продукт, но и конкурировать со всей системой независимых дополняющих друг друга предприятий и поставщиков, образующих сеть.
Будучи частью бизнес-экосистемы, вы получаете механизмы для использования технологий, достижения превосходства в исследованиях и бизнес-компетентности, а также для эффективной конкуренции с другими компаниями. Некоторые другие цели бизнес-экосистемы включают в себя:
- Стимулирование нового сотрудничества для решения растущих социальных и экологических проблем
- Использование творчества и инноваций для снижения себестоимости продукции или предоставления членам новых клиентов
- Ускорение процесса обучения для эффективного сотрудничества и обмена идеями, навыками, опытом и знания
- Создание новых способов удовлетворения основных человеческих потребностей и желаний
Именно по этим причинам в сегодняшнем быстро меняющемся деловом мире компания создает свою собственную экосистему или придумывает способ присоединиться к существующей экосистеме, предоставляя преимущество, которого в настоящее время не хватает в этой экосистеме.
Источники статей
Investopedia требует, чтобы авторы использовали первоисточники для поддержки своей работы. К ним относятся официальные документы, правительственные данные, оригинальные отчеты и интервью с отраслевыми экспертами. Мы также при необходимости ссылаемся на оригинальные исследования других авторитетных издателей. Вы можете узнать больше о стандартах, которым мы следуем при создании точного и беспристрастного контента, в нашем редакционная политика.
Harvard Business Review. «Хищники и добыча: новая экология конкуренции». По состоянию на 16 июня 2021 г.
Консультанты по управлению TCI. «Обзор книги TCI. Смерть конкуренции — лидерство и стратегия в эпоху бизнес-экосистем. Джеймс Ф. Мур». По состоянию на 20 января 2021 г.
Дизайнерский подход к внедрению бизнес-экосистем
Бизнес-лидеры по всему миру все чаще обращаются к бизнес-модели экосистемы для достижения основных целей, таких как рост основного бизнеса, получение доходов от новых продуктов и услуг и создание новых пулы стоимости. Привлекательность экосистем — взаимосвязанных наборов услуг, с помощью которых пользователи могут удовлетворять различные межотраслевые потребности в рамках единого интегрированного опыта, — только возросла по мере того, как глобальная пандемия ускорила переход потребителей на цифровые технологии. Потребители принимают этот сдвиг: 71% из них заявили, что готовы к интегрированным экосистемам.
Действительно, к 2030 г. на интегрированную сетевую экономику может приходиться 25 % всей экономики (сегодня этот показатель вырос с 1 до 2 %) при общемировом доходе в 70 трлн долларов (Иллюстрация 1). Модель экосистемы, которая всего несколько лет назад была второстепенной темой, становится все более важной и актуальной. Спрос клиента ясен и измерим. Многие компании всех размеров и отраслей начали разрабатывать межотраслевые экосистемные предложения, и финансовые рынки признали силу экосистемных игр.
Однако перейти к экосистемной стратегии и монетизировать ее непросто. Недавнее исследование McKinsey показывает, что только 50% компаний сообщают о даже ограниченном раннем успехе своих игр в экосистеме; только примерно 10 процентов приносят значительный доход. Создание взаимосвязанных услуг, удовлетворяющих потребности пользователей в различных секторах, — сложная задача, требующая не только последовательной стратегии, но и подхода, основанного на разработке.
В этой статье описаны три этапа внедрения экосистемы — определение стратегии, проектирование экосистемы и построение экосистемы — и сформулированы преимущества проектного мышления на каждом этапе. Он включает в себя пример продуктового ритейлера, который использовал модель экосистемы для расширения в дополнительных потребительских секторах, тем самым предотвращая конкурентные угрозы и создавая новые источники ценности.
Хорошо известна важность дизайна при принятии бизнес-решений, особенно для достижения больших и амбициозных целей. Организации, которые используют дизайн как стратегический инструмент для разработки интуитивно понятных продуктов и опыта, отвечающих потребностям клиентов, опередили своих коллег. Благодаря тому, что дизайн встроен в их культуру, они могут постоянно внедрять инновации в масштабе.
Реализация стратегии экосистемы — это долгосрочная инициатива, состоящая из трех этапов: определение стратегии экосистемы, проектирование экосистемы и построение экосистемы. Каждый этап извлекает пользу из таких дисциплин проектирования, как исследование дизайна, дизайн взаимодействия, дизайн пользовательского интерфейса и, возможно, самое главное, дизайн услуг. Действительно, только благодаря продуманному инновационному дизайну услуг компания может гарантировать, что ее экосистема выйдет за пределы каждого сектора отрасли и станет по-настоящему взаимосвязанным бизнесом от начала до конца.
Определить стратегию экосистемы
Многие бизнес-лидеры не знают, как выбирать экосистемы или как определять наиболее ценные возможности. Формирование экосистемной стратегии требует целенаправленной работы по трем направлениям:
Определение наиболее актуальных тенденций. Сочетание социальных, экономических и технологических тенденций влияет на то, как ведут себя потребители и что им нужно и что они хотят от своих продуктов и услуг. Прогнозирование — мощный инструмент для понимания того, куда движутся эти тенденции. Дизайнеры могут использовать прогнозы тенденций для разработки сценариев, предполагающих, как потребители из разных секторов и рынков будут реагировать на изменения, и как компания может расширить свои продукты и услуги за пределы основных, чтобы лучше взаимодействовать с потребителями и обслуживать их. Поскольку они, как правило, хорошо разбираются в дивергентном и конвергентном мышлении, дизайнеры предлагают особую ценность в этих упражнениях и могут помочь найти инновационные, масштабные решения.
Спланируйте желаемую экосистему и определите пулы ценности. Стратегия экосистемы должна быть сосредоточена на областях быстрого роста, которые соответствуют бизнес-амбициям и возможностям организации. Методы проектирования и исследования, такие как этнографические исследования, в сочетании с количественными исследованиями, например, определение размера рынка и анализ пула ценности, могут помочь компании сосредоточиться на вариантах использования, потребительских сегментах и новых продуктах и услугах с наибольшей ценностью. оценить, может ли он их решить.
Четко определите основное ценностное предложение. При переходе к экосистемам многие организации не могут использовать свои отличительные преимущества, чтобы кристаллизовать конкретное ценностное предложение для клиентов. Наиболее характерные предложения основаны на совпадении данных о клиентах, рыночных тенденциях, клиентском опыте, бизнес-амбициях и видении. Серия сессий совместного творчества, на которых обсуждаются все эти соображения, может помочь в составлении списка потенциальных предложений. Примечательно, что эти предложения не должны ограничиваться каналом или рынком; скорее, они должны отражать тенденции поведения потребителей, характерные для разных секторов. Следующим шагом является оценка каждого потенциального ценностного предложения на основе текущих возможностей бизнеса, потребностей клиентов и потенциала роста. Оттуда бизнес-лидеры могут выбрать основное ценностное предложение для своих экосистем, включая оценки их стоимости.
Проектирование экосистемы
Проектирование новой экосистемы должно начинаться с точки зрения клиента и обеспечивать согласованное ценностное предложение и опыт. Для этого организации могут рассмотреть три области: потребители, секторы и партнеры, а также продукты и услуги. Дизайн играет центральную роль в каждом из них.
Потребители. Сделав ставку на то, как изменится поведение потребителей в будущем, компания может разработать свою экосистему. Картографирование путешествий — это основная деятельность по проектированию, которая помогает организациям представить опыт с точки зрения потребителей. Каждое путешествие разработано как взаимосвязанный сквозной опыт.
Проектирование схемы обслуживания согласуется с картой пути, которая шаг за шагом показывает, как внутри и между каналами будет работать экосистема с точки зрения потребителя, бизнес-операций и сотрудников. В нем также описываются изменения, которые компании необходимо будет осуществить, например, инвестирование в новые цифровые возможности, и партнерские отношения, которые ей необходимо наладить для поддержки экосистемы. Компании также необходимо будет определить финансовые изменения, необходимые для поддержки ее перехода к экосистемам. Создание успешной экосистемы требует дисциплины и сдержанности. Предложение экосистемы, которое охватывает слишком много сегментов без четкого ценностного предложения, может показаться общим и размытым. Пытаться выиграть все невозможно; чтобы действительно сдвинуть иглу, сначала сосредоточьтесь на меньшем сегменте.
Отрасли и партнеры. Экосистема по определению является межотраслевой, позволяя потребителям переходить от одного типа услуг, например покупки продуктов, к совершенно другому, например, к покупке страховки (см. врезку «Создание ценности во всех секторах»). На дизайнеров ложится задача определить потребности потребителей и создать маршрут, по которому им будет легко ориентироваться. Хорошо продуманный бесшовный опыт маскирует сложность, которая возникла при его создании, и отражает творческий подход и новаторский подход дизайнеров.
Каждое основное путешествие будет посвящено тому, как этот межотраслевой опыт будет разворачиваться на переднем и заднем концах. В случае с продовольственным ритейлером схема путешествия отражает то, как клиент беспрепятственно покупает продукты, находит страховое предложение, проходит предварительную квалификацию и подает заявку на страховку. Но дизайн для общего опыта не менее важен. Например, целостная программа привлечения клиентов и лояльности может позволить клиентам зарабатывать баллы, которые можно агрегировать и использовать в любом секторе, включенном в экосистему. Наконец, эти межотраслевые предложения, скорее всего, будут включать в себя сложный набор партнерских отношений, и дизайнеры могут помочь визуализировать развитие этих отношений.
Товары и услуги. Заложив основу — с помощью исследований, опросов клиентов, составления карт пути, чертежей и т. д. — компания может обратить внимание на свои подключенные продукты или услуги, будь то физические, цифровые или их комбинация. Эта связанность, которая является фундаментальной для модели экосистемы, может быть разработана как «суперприложение», цифровая платформа или набор предложений.
Прежде чем разрабатывать предложение, компания должна тщательно протестировать концепцию с целевыми клиентами — и с каждым бизнес-лидером, который имеет право на предложение, — чтобы кристаллизовать сквозной путь и партнерскую сеть, а также возможности, внутренняя архитектура и операционная модель, необходимые для ее внутренней поддержки. Учитывая масштаб предприятия, команда дизайнеров, владельцев продуктов и экспертов по эксплуатации затем разработает подробную дорожную карту для построения предложения, что позволит организации быстро выйти на рынок и воспользоваться возможностью раньше других.
Создание экосистемы
Для достижения успеха в экосистемах крайне важно создать гибкую и гибкую операционную модель, которая способна не только постоянно внедрять новые решения, но и управлять всем портфелем ценных предложений путем устранения сбоев, расширения в новые области и попутно меняя фокус. Это требует ряда культурных сдвигов.
Один культурный сдвиг может повлечь за собой вовлечение лидеров дизайна в процесс преобразования с самого начала. Изоляция дизайнеров в команде, занимающейся только дизайном, естественным образом создает разрозненность и барьеры для творчества и инноваций. Объединение дизайнеров с бизнес-стратегами, разработчиками и владельцами продуктов для совместного решения проблем и выработки решений приводит к превосходным результатам.
Кроме того, новая модель управления может помочь обеспечить подлинную интеграцию дизайна в операционную модель экосистемы. Он может прояснить роли, методы и действия при проектировании, от стратегии до текущей реализации, с указанием ожидаемых результатов на каждом этапе. Он также может детализировать последствия уклонения от проектирования, например, если не провести исследование клиентов перед выбором ценностного предложения, составить карту маршрутов, которые не связаны между собой, или подготовить чертежи, которые не полностью отражают внутренние действия (Иллюстрация 2). Разработайте ролевые модели и руководители организаций должны постоянно укреплять модель управления и продвигать ценность экосистемы, основанной на дизайне, посредством постоянного обучения и образования.
По мере того, как мы медленно восстанавливаемся после пандемии, компании, скорее всего, продолжат рост и инновации, переходя к экосистемам, разрабатывая новые продукты и услуги, а также многоканальный опыт, который по-новому привлекает клиентов.