Благородный человек винит себя малый человек винит других эссе: эссе на тему «благородный муж винит себя, малый человек винит других» — Спрашивалка

О Конфуции — Институт Конфуция ДВФУ

Фотоальбом

При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.

Расписание занятий и экзаменов

Поиск по сайту

Подписка на рассылку

Главная страница / О Конфуции

 

    Конфуций (кит. Кун-Цзы, реже кит. Кун Фу-Цзы, латинизировано как Confucius) — китайский мыслитель и философ. Его учение оказало глубокое влияние на цивилизацию Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя — Кун Цю , но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы — «Учитель». И это не случайно: уже в возрасте немного более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной.

Биография Конфуция

    Родился Конфуций в 551 г.

до нашей эры в царстве Лу. Отец Конфуция Шу Лянхэ был храбрым воином из знатного княжеского рода. В первом браке у него родились только девочки, девять дочерей, а наследника не было. Во втором браке столь долгожданный мальчик родился, но, к несчастью, был калекой. Тогда, в достаточно почтенном возрасте (около 66 лет), он решается на третий брак, и его женой соглашается стать молодая девушка из рода Янь, которая считает, что нужно выполнить волю отца. Видения, которые посещают ее после свадьбы, предвещают появление великого человека. Рождению ребенка сопутствует множество чудесных обстоятельств. Когда подошло время родов, Шу Лянхе и Янь Чжи отправились совершать молебен в пещере глинистого холма, который по верованиям лусцев обладал магической силой. Там и родился Конфуций. Мальчика назвали Цю и дали прозвище Чжун Ни. Цю — холм, Ни — глина. Согласно традиции, на его теле имелось 49 знаков будущего величия.

    Так родился Кун-фу-цзы, или Учитель из рода Кун, известный на Западе под именем Конфуция.

    Отец Конфуция умер, когда мальчику было 3 года, и молодая мать посвятила всю жить воспитанию мальчика. Ее постоянное руководство, чистота личной жизни сыграли большую роль в формировании характера ребенка. Уже в раннем детстве Конфуций отличался выдающимися способностями и талантом предсказателя. Он любил играть, подражая церемониям, бессознательно повторяя древние священные ритуалы. И это не могло не удивлять окружающих. Маленький Конфуций был далек от игр, свойственных его возрасту; главным его развлечением стали беседы с мудрецами и старцами. В 7 лет его отдали в школу, где обязательным было освоение 6 умений: умение выполнять ритуалы, умение слушать музыку, умение стрелять из лука, умение управлять колесницей, умение писать, умение считать.

    Конфуций родился с беспредельной восприимчивостью к учению, пробужденный ум заставлял его читать и, самое главное, усваивать все знания, изложенные в классических книгах той эпохи, поэтому впоследствии о нем говорили: «Он не имел учителей, но лишь учеников».

При окончании школы Конфуций один из всех учащихся сдал сложнейшие экзамены со стопроцентным результатом. В 17 лет он уже занимал должность государственного чиновника, хранителя амбаров. «Мои счета должны быть верны — вот единственно о чем я должен заботиться», — говорил Конфуций. Позже в его ведение поступил и скот царства Лу. «Быки и овцы должны быть хорошо откормлены — вот моя забота», — таковы были слова мудреца.

    «Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься».

    В двадцать пять лет за свои бесспорные достоинства Конфуций был отмечен всем культурным обществом. Одним из кульминационных моментов в его жизни стало приглашение благородного правителя посетить столицу Поднебесной. Это путешествие позволило Конфуцию в полной мере осознать себя наследником и хранителем древней традиции (таковым считали его и многие современники). Он решил создать школу, основанную на традиционных учениях, где человек учился бы познавать Законы окружающего мира, людей и открывать собственные возможности.

Конфуций хотел видеть своих учеников «целостными людьми», полезными государству и обществу, поэтому учил их различным областям знания, основывающимся на разных канонах. Со своими учениками Конфуций был прост и тверд: «Почему тот, кто не задает себе вопросы «почему?», заслуживает того, чтобы я задавал себе вопрос: «Почему я его должен учить?». «Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. А тот, кто по одному углу не может выявить соотношения трех углов, — я для того не повторяю».

    Слава о нем распространилась далеко за пределы соседних царств. Признание его мудрости достигло такой степени, что он занял пост Министра правосудия — в те времена самую ответственную должность в государстве. Он сделал так много для своей страны, что соседние государства стали опасаться царства, блестяще развивавшегося усилиями одной личности. Клевета и наветы привели к тому, что правитель Лу перестал внимать советам Конфуция. Конфуций покинул родное государство и отправился в путешествие по стране, наставляя правителей и нищих, князей и пахарей, молодых и стариков. Везде, где он проходил, его умоляли остаться, однако он неизменно отвечал: «Мой долг распространяется на всех людей без различия, ибо я считаю всех, кто населяет землю, членами одной семьи, в которой я должен исполнять священную миссию Наставника».

    Для Конфуция знание и добродетель были едины и неразделимы, и поэтому жизнь в соответствии со своими философскими убеждениями являлась неотъемлемой частью самого учения. «Подобно Сократу, он не отбывал «рабочее время» со своей философией. Не был он и «червем», зарывшимся в свое учение и сидящим на стуле вдали от жизни. Философия была для него не моделью идей, выставляемых для человеческого осознания, но системой заповедей, неотъемлемых от поведения философа». В случае Конфуция можно смело ставить знак равенства между его философией и его человеческой судьбой.

    Умер мудрец в 479 году до нашей эры; свою смерть он предсказал ученикам заранее.

    Несмотря на внешне скромные биографические данные, Конфуций остается величайшей фигурой в духовной истории Китая. Один из его современников говорил: «Поднебесная давно пребывает в хаосе. Но ныне Небо возжелало сделать Учителя пробуждающим колоколом»

    Конфуций не любил говорить о себе и весь свой жизненный путь описал в нескольких строчках:

    «В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.
    В 30 лет — я обрёл прочную основу.
    В 40 лет — я сумел освободиться от сомнений.
    В 50 лет — я познал волю Неба.
    В 60 лет — я научился отличать правду от лжи.
    В 70 лет — я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».

    В этом высказывании весь Конфуций — человек и идеал традиции, известной как конфуцианство. Его путь от учёбы через познание «воли Неба» к свободному следованию желаниям сердца и соблюдению правил поведения, которые он считал священными, «небесными», стал нравственным ориентиром всей культуры Китая.

Читать онлайн «Ларец мудрости. Афоризмы великих мыслителей» – Литрес


Фалес Милетский


Ок. 625—547 г. до н. э.

Древнегреческий философ, родоначальник античной философии и науки, основатель милетской школы.

Фалес происходил из г. Милета в Ионии, область Малой Азии на западном побережье Эгейского моря. Он много путешествовал по странам Востока, учился у египетских жрецов и вавилонских халдеев. По преданию, используя знания, полученные в Египте, Фалес предсказал солнечное затмение 28 мая 585 г. до н. э., которое помогло лидийскому царю Алиатту принудить мидийцев к миру на выгодных условиях. Во время войны с персами Фалес был военным инженером на службе у другого лидийского царя – Креза.

В своей философии Фалес все многообразие явлений и вещей возводил к единой основе, которой считал «влажную природу», воду: все возникает из воды и в нее превращается.

Важнейшей заслугой Фалеса в области математики считается перенесение им из Египта в Грецию начал теоретической элементарной геометрии.

Древнегреческими писателями Фалесу приписывается также решение двух геометрических задач практического характера: определения расстояния корабля на море от Милетской гавани и определения высоты пирамиды по длине ее тени.

Сочинения Фалеса до наших дней не дошли. По словам Аристотеля, это первый ионийский философ. Имя Фалеса уже в V в. до н. э. стало нарицательным для мудреца. Его называли «отцом философии» в его время.

Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума – в знании.

Когда легче всего сносить несчастье? Когда видишь, что твоим врагам еще хуже.

Многословие еще не залог разумения.

Мудрее всего – время, ибо оно раскрывает все.

Надо не с виду быть хорошим, а характером пригожим.

Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях.

О друзьях должно помнить не только в присутствии их, но и в отсутствие.

Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями.

Пусть никакие толки не отвратят тебя от тех, кто тебе доверился.

Самое трудное – познать самого себя, самое легкое – давать советы другим.

Сильнее всего – неизбежность, ибо она властвует надо всем.

Человека, клевещущего на других, изгоняй из дома.

Что самое общее для всех? Надежда; ибо если у кого более ничего нет, то она есть.

Конфуций


551—479 гг. до н. э.

Мыслитель и философ Древнего Китая Кун-фу-цзы, или Учитель из рода Кун, известный на Западе как Конфуций. Родился Конфуций в царстве Лу в семье 63-летнего чиновника знатного рода и его 17-летней наложницы. Рождению ребенка сопутствовало множество чудесных обстоятельств, а на его теле насчитали 49 знаков будущего величия.

Уже в раннем детстве Конфуций отличался выдающимися способностями. В 7 лет его отдали в школу. В 17 лет он уже занимал должность государственного чиновника, хранителя амбаров в государстве Лу. Позже в его ведение поступил весь скот. В 25 лет за свои выдающиеся достоинства Конфуций стал значительной фигурой – его пригласили посетить благородного правителя в столице Поднебесной.

Конфуций создал школу, где ученики могли познавать законы окружающего мира, людей и открывать собственные возможности.

Слава о Конфуции распространилась далеко за пределы соседних царств, что не помогло ему уберечься от завистников и недоброжелателей. Он покинул родное государство и отправился в путешествие по стране, наставляя богатых и бедных, молодых и старых.

Ученики Конфуция из его высказываний составили книгу «Суждения и беседы», которая стала основной книгой конфуцианства.

Благородный муж винит себя, малый человек винит других.

Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.

Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но, когда его обманывают, он первый замечает это.

Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.

Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.

Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, недостоин зваться таковым.

В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.

Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.

Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

Если так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?

Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.

Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.

Жаловаться на неприятную вещь – это удваивать зло; смеяться над ней – это уничтожить его.

Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.

Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.

Каждый ошибается в зависимости от своей пристрастности. Вглядись в ошибки человека – и познаешь степень его человечности.

Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?

Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.

Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов.

Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспевать за собственными словами.

Мы доверяем своим глазам, но им нельзя верить; мы полагаемся на свое сердце – но и на него не стоит полагаться. Запомните же, ученики: поистине нелегко познать человека!

Наблюдайте за поведением человека, вникайте в причины его поступков, приглядывайтесь к нему в часы досуга. Останется ли он тогда для вас загадкой?

Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, но беспокойся о том, что ты не знаешь людей.

Не поговорить с человеком, который достоин разговора, – значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора недостоин, – значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.

Не происходит изменений лишь с высшей мудростью и низшей глупостью.

Плати за зло чистосердечием, а за добро плати добром.

Полезные друзья – это друг прямой, друг искренний и друг, много слышавший. Вредные друзья – это друг лицемерный, друг неискренний и друг болтливый.

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее – и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.

По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки.

Посещать и слушать злых людей – это уже начало злого дела.

При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.

Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном.

Сердитый человек всегда полон яда.

Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.

Служа отцу с матерью, увещевайте их как можно мягче. Если ваши советы не возымеют действия, будьте по-прежнему почтительны и смиренны. Даже если вы раздосадованы в душе, не высказывайте своего недовольства.

С ученым, который, стремясь к истине, в то же время стыдится плохого платья и дурной пищи, не стоит рассуждать.

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.

Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.

Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.

Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, конченый человек.

Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен.

У сдержанного человека меньше промахов.

Утром познав истину, вечером можно умереть.

Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу – разве это не прекрасно!

Гераклит Эфесский


Ок. 540 г. до н. э. —?

Древнегреческий философ-материалист, один из основоположников диалектики, родился и жил в малоазийском г. Эфесе. Гераклит принадлежал к знатному роду, но отказался от привилегий в пользу своего брата. Считается, что Гераклит, возненавидев людей, удалился в горы и жил там отшельником.

Гераклит не был ничьим учеником, и, скорее всего, у него не было учеников. Однако его влияние на античную философию огромно. С идеями Гераклита были знакомы Сократ, Платон, Аристотель.

Единственное сочинение Гераклита «О природе» дошло до нас в 130 отрывках, а также многочисленных цитатах и перифразах.

Гераклит считал, что все непрерывно меняется. Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них.

Бессмертные – смертны, смертные – бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают.

Взаимную беседу следует вести так, чтобы каждый из собеседников извлек из нее пользу, приобретая больше знаний.

 

Даже прекраснейшая из обезьян безобразна.

Доверять неразумным ощущениям – свойство грубых душ.

Если бы счастье заключалось только в телесных удовольствиях, мы бы назвали счастливыми быков, нашедших горох для еды.

Звери, живя вместе с нами, становятся ручными, а люди, общаясь друг с другом, становятся дикими.

Многознайство уму не научит.

Мышление – великое достоинство, и мудрость в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно.

Народ должен защищать закон как свой оплот, как охранительную свою стену.

Правда настигает лжецов и лжесвидетелей.

Природа любит прятаться.

Своеволие следует гасить скорее, чем пожар.

Ум – бог для каждого.

Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим.

Я искал самого себя.

Антисфен из Афин


Ок. 444/435—370/360 гг. до н. э.

Древнегреческий философ, уже в зрелом возрасте стал последователем Сократа. Присутствовал при предсмертной беседе своего учителя. После смерти Сократа создал собственную школу в гимнасии для неполноправных граждан – Киносарге, по названию которого последователи Антисфена стали именоваться киниками.

По утверждению Антисфена, основная задача философии – исследование внутреннего мира человека, понимание того, что для человека является благом. Сам Антисфен и его ученики доказывали, что благо для человека – быть добродетельным.

Известны названия около 70 сочинений Антисфена, которые дошли до наших дней отрывками. Полностью сохранились два текста: «Аякс» и «Одиссей».

Образ мудреца, созданный Антисфеном, был далее развит в стоицизме, а по изобретенному им внешнему виду одежды – короткий двойной плащ на голое тело, длинная борода, посох, нищенская сума – киников опознавали на протяжении всей Античности.

Безвестность есть благо, равно как и труд.

Блаженнее всего для человека – умереть счастливым.

Братская близость единомыслящих крепче всяких стен.

Государства погибают тогда, когда перестают отличать дурных от хороших.

Делать хорошее и слышать дурное – удел царей.

Добродетель – орудие, которого никто не сможет отнять.

Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний.

Как ржавчина съедает железо, так завистников – их собственный нрав.

Красивая жена – общее достояние, некрасивая – наказание мужа.

Лучше достаться стервятникам, чем попасть к льстецам. Те пожирают мертвых, а эти – живых.

Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших.

Мудрец женится, чтобы иметь детей, притом от самых красивых женщин; он не будет избегать и любовных связей, ибо только мудрец знает, кого стоит любить.

Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои погрешности.

Самая необходимая наука – это наука забывать ненужное.

Сдержанность нужнее тем, кто слышит о себе дурное, нежели тем, в кого бросают камнями.

Справедливого человека цени больше, чем родного.

Сходиться нужно с теми женщинами, которые сами за это будут благодарны.

Удовольствиями пользоваться можно по праву только после трудов, а не прежде них.

Чтобы быть счастливым, достаточно быть добродетельным.

Демокрит Абдерский


Ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.

Древнегреческий философ-материалист, один из первых представителей атомистики, ученик Левкиппа. Демокрит родился в г. Абдере во Фракии. По отрывочным сведениям о жизни Демокрита известно о его многочисленных путешествиях в Египет, Иран, Индию, Эфиопию.

Демокрит занимался всеми существовавшими тогда науками – этикой, математикой, физикой, астрономией, медициной, филологией, техникой, теорией музыки и т. д. Однако образ жизни Демокрита казался странным согражданам. Он часто уходил из города, скрывался на кладбищах, где предавался размышлениям. Иногда Демокрит без видимой причины разражался смехом, отсюда пошло его прозвище Смеющийся философ. Сограждане сочли Демокрита умалишенным и даже пригласили для его освидетельствования знаменитого врача Гиппократа. Тот признал Демокрита абсолютно здоровым как физически, так и психически.

Из примерно 70 сочинений Демокрита до нас дошло только около 300 фрагментов.

Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, и, напротив, рад тому, что имеет.

Благоразумие отца есть самое действенное наставление для детей.

Быть верным долгу в несчастье – великое дело.

Быть хорошим человеком – значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого.

Враг не тот, кто наносит обиду, а тот, кто делает это преднамеренно.

Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими.

Все говорить и ничего не желать слушать есть признак гордости.

В счастье легко найти друга, в несчастье же – в высшей степени трудно.

Всякий вид работы приятнее, чем покой.

Выражение лица в зеркале видится, души же в беседах проявляются.

Делающий постыдное должен прежде всего стыдиться самого себя.

Для меня слово мудрости ценнее золота.

Должно приучать себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели.

Дружба одного разумного человека дороже дружбы всех неразумных.

Единомыслие создает дружбу.

Если даже ты наедине с собой, не говори и не делай ничего дурного. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других.

Если не желаешь признать похвалы заслуженными, то считай их лестью.

Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным.

Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостней нужды, ибо чем больше растут желания, тем большие потребности они порождают.

Желающий учить того, кто высокого мнения о своем уме, попусту тратит время.

Жить дурно, неразумно, невоздержанно – значит не плохо жить, но медленно умирать.

Забвение своих собственных прегрешений порождает бесстыдство.

Завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу.

Зависть порождает раздор среди людей.

Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется.

Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных: первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше.

Из мудрости вытекают следующие три особенности: выносить правильные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует.

Из удовольствий наиболее приятны те, которые случаются наиболее редко.

Истина в глубине.

Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной – тот потерял и дочь.

Кто сам не любит никого, того, кажется мне, тоже никто не любит.

Лучше думать перед тем, как действовать, чем после.

Лучше изобличить собственные ошибки, чем чужие.

Лучше, чтобы хвалил нас кто-нибудь другой, чем хвалить самого себя.

Медицина – сестра философии.

Многие, которые кажутся друзьями, на самом деле не суть друзья, и, наоборот, некоторые, не кажущиеся друзьями, на самом деле друзья.

Многие многознайки не имеют ума.

Многие, совершающие постыднейшие поступки, говорят прекрасные речи.

Мужество делает ничтожными удары судьбы.

Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим.

Наихудшее, чему может научиться молодежь, – легкомыслие. Ибо последнее порождает те удовольствия, из которых развивается порок.

Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков.

Некоторые люди, не зная о разрушении смертной природы человека, терзаемые дурно проводимой жизнью, пребывая в треволнениях и страхах, измышляют лживые басни о том, что будет после смерти.

Не родственные связи создают друзей, но общность интересов.

Не слово, а несчастье есть учитель глупцов.

Не стоит жить тому, у кого нет ни одного истинного друга.

Не стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой.

Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость.

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.

Отказывайся от всякого удовольствия, которое не полезно.

Откровенная речь – свойство свободного духа, однако опасно выбрать для нее неподходящий момент.

Подобно тому как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни.

Постыдно чужие недостатки тщательно примечать, а на свои не обращать внимания.

Признак ума – предотвратить обиду, не ответить же на нанесенную обиду – признак бесчувственности.

Причина ошибки – незнание лучшего.

Приятен старик, который приветлив и серьезен.

Раскаяние в постыдных делах есть спасение жизни.

Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится.

Сила и красота суть блага юности, преимущество же старости – расцвет рассудительности.

Сильно вредят дуракам те, кто их хвалит.

Слово – тень дела.

Страх порождает лесть.

Суть дела не в полноте знания, а в полноте разумения.

Счастлив тот, кто при малых средствах пользуется хорошим расположением духа; несчастлив тот, кто при больших средствах не имеет душевного веселья.

Только та любовь справедлива, которая стремится к прекрасному, не причиняя обид.

Тот, кто склонен противоречить и много болтать, не способен изучить то, что нужно.

Тот человек, у которого истинные друзья не остаются долго, имеет тяжелый нрав.

Узнав секрет от друга, не выдавай его, сделавшись врагом: ты нанесешь удар не врагу, а дружбе.

У кого характер упорядочен, у тех и жизнь благоустроена.

Украшение женщины – молчаливость; похвальна также и простота наряда.

Умеренность умножает радости жизни и делает удовольствие еще большим.

Хороший друг должен на веселье являться по зову, на бедствие же друга приходить без зова.

Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы.

Человека нужно оценивать не только по его делам, но и по его стремлениям.

Честный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но из того, чего они желают.

Сократ


Ок. 470/469—399 г. до н. э.

Древнегреческий философ. Главное действующее лицо «Диалогов» Платона. Учение Сократа – поворотный момент в античной философии: от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.

Сократ родился в зажиточной семье. Получил разностороннее образование. Принимал активное участие в общественной жизни Афин, воевал.

Свое учение Сократ излагал только в устной форме, в беседах с разными лицами и учениками.

Дельфийским оракулом Сократ был провозглашен «мудрейшим из людей» (об этом рассказывает Платон в «Апологии» Сократа). Размышляя об этом событии, он заявил, что «знает только то, что ничего не знает», и сделал вывод, что это убеждение и делает его мудрейшим, поскольку другие люди не знают даже этого.

Познание меры собственного (и других людей) незнания стало общим принципом сократовского учения.

В 399 г. ему по суду было предъявлено обвинение в «нечестии» и «развращении молодежи». Сократ не пожелал признать свою вину. Как свободный афинский гражданин он не был подвергнут казни, а принял яд сам.

Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.

Брак, если уж говорить правду, зло, но необходимое зло.

В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества – приличие, а признак щегольства – излишество.

Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.

Высшая мудрость – различать добро и зло.

Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой.

Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, – это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека.

Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим.

Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

Есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество.

Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая – станешь философом.

Женишься ты или нет – все равно раскаешься.

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны!

Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так нельзя лечить тело, не леча душу.

 

Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души?

Когда слово не убьет, то палка не поможет.

Красота – это королева, которая правит очень недолго.

Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!

Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.

Мудрость – царица неба и земли.

Наслаждение, роскошь – вот что вы называете счастьем, а я думаю, что ничего не желать – вот блаженство богов, и потому нуждаться лишь в небольшом есть приближение к этому высшему счастью.

Нужно есть для того, чтобы жить, а не жить для того, чтобы есть.

Познай самого себя.

Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает. Счастье не меняет нравов: оно их подчеркивает.

Расплавляется пламя ветром, а влечение – близостью.

Сделанное наспех редко бывает хорошо сделано.

Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры.

То, что я понял, – прекрасно, из этого я заключаю, что и остальное, чего я не понял, – тоже прекрасно.

У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.

Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи.

Хороший советчик лучше любого богатства.

Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.

Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.

Я знаю только то, что ничего не знаю.

Я хочу при помощи гимнастики всего тела сделать его более уравновешенным.

Обвинение других — это не что иное, как оправдание самого себя…

Если что-то пойдет не так, то виноват в этой ситуации должен быть кто-то другой, а не я. Это правило игры в вину. Зачем брать на себя ответственность за ситуацию, когда можно обвинить других? Зачем признаваться в собственных ошибках и недостатках, которые, скорее всего, способствовали возникновению ситуации?

Почему мы обвиняем других людей?

Обвинять других легко. Обвинение означает меньше работы, поскольку, когда мы обвиняем, нам не нужно нести ответственность. На самом деле это противоположность ответственности и всей связанной с этим работы.

Обвинение означает, что вам не нужно быть уязвимым. Если нам не нужно нести ответственность, то нам не нужно быть уязвимыми. Подотчетность по определению является уязвимым процессом. Это значит, что я звоню тебе и говорю, что это задело мои чувства, и говорю. Люди, которые много обвиняют, редко обладают упорством и выдержкой, чтобы привлечь людей к ответственности, и это одна из причин, по которой мы упускаем возможность проявить сочувствие.

Обвинение других подпитывает вашу потребность в контроле. Не обвинять кого-то означает, что вы должны признать, что была ситуация, когда вы, возможно, действовали не так, как гордитесь. Другими словами, вы немного вышли из-под контроля. Не обвинять кого-то также означает, что вы должны выслушать их версию их истории, а это еще одна вещь, которую вы не можете контролировать. Но если вы обвиняете кого-то, то вы контролируете историю, и прошлое, и будущее — они плохие, значит, все произошло так, как произошло, и это все их вина, следовательно, вам не нужно разбираться с этим дальше.

Обвинение освобождает от скрытых чувств. Склонны ли вы редко проявлять эмоции, или считаете, что «никогда не расстраиваетесь» или относитесь к «расслабленному и спокойному типу»? В то же время склонны ли вы перекладывать вину на других, когда дело доходит до дела? Вполне вероятно, что вы используете вину, чтобы высвободить эмоциональную боль, которую вы чувствуете, но подавляете. И разгрузка может принести большое облегчение, так что вы можете много винить именно по этой причине.

Обвинение защищает ваше эго. В каком-то смысле обвинение — это форма социального сравнения, которая представляет собой поиск статуса. Конечно, некоторые люди используют обвинения, чтобы сделать себя жертвой. На самом деле это все еще эгоистический ход, поскольку, когда вы находитесь в режиме «бедный я», это означает, что вы привлекаете всеобщее внимание и по-прежнему остаетесь «хорошим» человеком. Используете ли вы вину, чтобы возвыситься или стать жертвой, и то, и другое происходит из-за отсутствия чувства собственного достоинства. Вопрос, который нужно задать, может быть даже не столько «почему я виню», сколько «почему я так плохо себя чувствую, что должен обвинять других, чтобы чувствовать себя лучше?»

Что вы теряете, обвиняя? Если вы хотите думать, что обвинять не стоит, подумайте еще раз. Обвинение других может иметь долгосрочные последствия для вашей жизни и личности.

Ваш личностный рост. Обвинение — это защита. И тратить время на то, чтобы постоянно защищать себя, — это на самом деле работа неполный рабочий день, которая также оставляет нас закрытыми для того, что другие могут предложить нам с точки зрения уроков и роста.

Ваша сила. Перекладывая все на других, вы на самом деле делаете себя бессильным. Подумайте об этом — если во всем виноват кто-то другой, то это означает, что у вас нет сил что-то изменить, так как бразды правления у них.

Ваше сочувствие. Если вы используете вину, чтобы избежать ответственности, вы также избегаете говорить правду о том, что вы чувствуете, и не принимаете и не слушаете, что чувствуют другие. Постоянно уклоняясь от этого мощного и уязвимого процесса переговоров и общения, вы вряд ли разовьете в себе сочувствие к другим.

Здоровые отношения. Учитывая, что обвинение мешает здоровому общению, которое необходимо для процветания отношений, неудивительно, что, если вы обвиняете, у вас, вероятно, нет крепких отношений с другими. Обвинение других — это способ принизить людей, поэтому, естественно, это также отличный способ вместо этого оттолкнуть людей или создать опасную среду, в которой нет доверия, и другой человек не может расслабиться, поскольку он всегда чувствует себя осужденным и обесцененным.

Ваше положительное влияние на других и на себя. Обвинение оказалось заразным. Если вы обвиняете, окружающие с большей вероятностью повернутся и обвинят в чем-то других. Другими словами, вы распространяете тенденцию избегать ответственности на окружающих, как на работе, так и дома. И вы оказываете негативное влияние на себя, а также. Было обнаружено, что обвиняющие больше защищают свое эго и хронически неуверенны в себе. Таким образом, чем больше вы вините, тем меньше у вас чувство собственного достоинства.

Что делать, если вы понимаете, что слишком быстро обвиняете?

Начните с работы над самооценкой. Чем больше у вас самоуважения, тем больше вы сможете справляться с ответственностью за себя. И чем больше вы можете принять свою человечность и способность ошибаться, тем больше вы, вероятно, примете и поймете это и в других.

Это также может помочь перестать рассказывать истории.  Всем нам время от времени нужно выговориться с друзьями, которым мы доверяем, но обвинения, о которых слишком много рассказывают, имеют тенденцию разрастаться, как снежный ком. Каждый раз, когда мы рассказываем историю о том, что другой человек стал причиной того, что что-то пошло не так, мы добавляем немного больше, делая его более ответственным, а нас — менее. В конце концов, даже не замечая, мы можем обвинять их в вещах, которые даже не связаны с ними. Так что перестаньте рассказывать эту историю. Проведите день спокойно и обратите внимание, как это влияет на ваши энергетические уровни и ментальные рассуждения вокруг ситуации — вина часто создает туман, который, когда он рассеивается, мы можем видеть совершенно другую перспективу без него.

В конце концов, никто не выигрывает игру с обвинением. Вина создает предубеждения. Мы обвиняем других, чтобы защитить нашу позицию. Предубеждения мешают вашему восприятию того, что произошло на самом деле. Принятие какой-либо стороны ослепляет вас. Обвинение — это избегание. Легче думать, что другая часть неправа или плоха, чем заглянуть внутрь себя. Вместо того, чтобы разделить ответственность, вы обвиняете одного человека. И избежать всякой ответственности с вашей стороны. Обвинение других ослепляет вас.

Как узнать, обвиняешь ли ты себя? Вы не решаетесь взять на себя какую-либо ответственность за свой выбор и действия, особенно если они привели к неблагоприятному результату. Обвинитель также пытается выбраться из щекотливой ситуации. Они намеренно сделают так, чтобы это выглядело как вина кого-то другого, даже если они частично или полностью виноваты. Да, обвинять легко, даже слишком легко, но это также крайне непродуктивно и вредно. Быть «продуктивным и творческим» лидером также означает брать на себя ответственность. Используйте эти ошибки как бесценные уроки. Присмотритесь к тому, что привело к этой негативной серии событий и решениям, которые способствовали провалу. Это идеальный способ расти как лидер и команда и учиться. Великий лидер всегда будет брать на себя ответственность за результаты. Они не будут искать оправдания или обвинять других, потому что, когда вы возлагаете вину на кого-то другого, вы, в конечном счете, тянете ручник для любого улучшения. Когда мы обвиняем других, мы также лишаемся возможности решить проблему.

Итак, что вам нужно сделать? Простой. Спросите себя: «Что я могу сделать, чтобы исправить ситуацию, в которой мы находимся, и заставить ее работать?» Когда вы действительно отступаете и берете на себя ответственность, это создает идеальную возможность для инноваций и повышения ценности. Короче говоря, принятие ответственности позволяет вам смотреть вперед. Взятие на себя ответственности — это то, что задает тон для организации. Мало того, вы невольно подаете отличный пример другим — вы поощряете всех брать на себя ответственность за свои ошибки. Вместо того, чтобы создавать культуру обвинения, смотрите вперед и вместо этого создавайте культуру ответственности.

Вы можете обвинить других или спасти себя

«Вы можете спасти себя или остаться неспасенным». ~Элис Себолд, Лаки

Прошлый год был для меня годом больших перемен. Я разорвал токсичные отношения, длившиеся три с половиной года, я начал новые отношения (которые распались через шесть месяцев), я подал заявку на семестр за границей и начал работать на полную ставку во время учебы на дневном отделении. также.

Честно говоря, не знаю, как мне удалось выжить в это напряженное время, но я выжил и в январе 2012 года уехал в Стокгольм.

Это были лучшие шесть месяцев в моей жизни.

Я познакомился с замечательными людьми со всего мира и нашел среди них настоящих друзей. Я был в местах, о которых всегда мечтал. Я учился в одном из лучших университетов Европы. Я путешествовал, исследовал и снова веселился в своей жизни. Я осуществил свою мечту своим упорным трудом и упорством.

Несмотря на то, что все казалось идеальным, я чувствовал, что чего-то не хватает.

Я боролся со своими эмоциями и стрессом после шести месяцев напряженной работы, чтобы позволить себе жить за границей в течение следующих шести месяцев. Я также имел дело с периодами депрессии.

Я борюсь с депрессией с тринадцати лет. Худший период был, когда я учился в старшей школе, когда я думал о самоубийстве. В конце концов я справился с этим с помощью моих друзей и психолога.

В настоящее время мое настроение стабильно, но я все еще испытываю резкие перепады настроения и депрессивные эпизоды, которые появляются «ни с того ни с сего». Так было и с моим семестром за границей. Однажды я был доволен своей жизнью, а через пару дней не мог найти в себе силы встать с кровати.

То ли стресс, то ли суровая шведская зима с недостатком дневного света, то ли что-то другое. В течение двух недель в феврале я не хотел выходить из своей комнаты.

Я пытался сделать так много вещей, чтобы использовать свое время за границей по максимуму, чтобы у меня не было ощущения, что я зря потратил время после возвращения домой.

Больше всего я старался вести блог. Писать для меня было так же естественно, как дышать. Но я не мог этого сделать. Мне было трудно собрать все свои мысли.

Моему бывшему парню, с которым я не общалась в последнее время, не понравилось, что я так много писала во время наших отношений. Он всегда жаловался, что больше узнал обо мне, читая мои посты, чем разговаривая со мной.

Мы не были идеальной парой, но мы оставались вместе годами и месяцами, и в это время я столкнулся с писательским кризисом, который, как мне казалось, я не мог преодолеть.

Каждый раз, когда я садился писать что-то, чтобы выразить свои чувства в блоге, меня охватила волна вины. Я чувствовал себя виноватым из-за того, что предпочел написать сообщение в блоге или короткий рассказ, который выражал бы то, что я чувствовал, вместо того, чтобы говорить со своим парнем.

Он много жаловался на это, и в результате я просто перестал писать.

Затем, примерно за месяц до отъезда из Стокгольма домой, я встретила своего нынешнего парня. Во время одного из наших долгих разговоров я упомянул, как сильно скучаю по писательству и почему тогда мне было трудно писать.

Он сказал мне одну очень мудрую вещь: «Это все еще есть в тебе. Это не зависит ни от каких других людей. Это ты; это все о вас.»

Это было похоже на луч света. Я сразу понял: ты спасаешься или остаешься неспасенным.

Я обвинила своего бывшего парня в том, что у меня был писательский блок, и я была так сосредоточена на том, чтобы обвинить его, что на самом деле ничего не сделала, чтобы разблокировать себя! Я просто злился на себя каждый раз, когда садился, чтобы что-то записать.

То же самое было, когда у меня была депрессия. Я был так уверен, что кто-то придет и поможет мне. Так что я терпеливо ждал и ждал, и ничего не произошло. Меня некому было спасти.

В моей жизни были люди, но мне нужно было сделать первый шаг к выздоровлению. Пришлось пойти к психологу, поговорить с ней и начать лечение.

Ответ на все ваши вопросы внутри вас .

Вы являетесь контейнером для своих проблем, но вы также и для их решения. Но сначала вы должны захотеть спасти себя. Вы должны хотеть двигаться вперед.

Так как же спасти себя?

Однозначного ответа нет — у каждого человека свои проблемы, — но есть несколько простых вещей, которые вы можете сделать для начала:

Постарайтесь понять свою ситуацию . Не меняйте его и не лгите об этом. Постарайтесь увидеть его как можно яснее, с разных точек зрения; ориентироваться в собственном окружении.

Определите свои проблемы . В чем дело? Что вас останавливает и расстраивает? Почему вы обвиняете других людей?

Будьте честны с собой . Это непросто, но без этого никуда не уедешь.

Хватит обвинять других людей . Это не помогает. Это не меняет ситуацию. На самом деле, это даже не улучшит ваше самочувствие. Это большая трата вашего времени и энергии. Вы действительно хотите тратить свое время на что-то настолько непродуктивное?

Возьмите на себя ответственность за свою жизнь . Не ждите, что кто-то придет и полностью изменит вашу жизнь. Даже если у вас есть поддержка друзей и квалифицированных специалистов, они не смогут вас спасти или помочь, если вы не сделаете первый шаг.

Звучит так, будто это пустынная дорога, но на самом деле это не так. Если вам посчастливилось назвать кого-то настоящим другом, я уверен, что она или он помогут вам справиться с ситуацией.

Но первый шаг должен сделать ты . Вы должны быть тем, кто начинает говорить и что-то делать по поводу вашей проблемы.

По собственному опыту я знаю, что иногда поиск и получение поддержки извне, даже от квалифицированных специалистов, могут занять месяцы, но пусть это не мешает вам начать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *