Близнецовый метод исследования: Близнецовый метод — Психологос

наука или трагедия? / Лента / Альпина нон-фикшн

Близнецовый метод представляет собой сопоставление психологических особенностей близнецов и тем самым позволяет определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных качеств человека. Это метод основан на том, что однояйцевые близнецы имеют идентичный генотип, а двуяйцевые — неидентичный.

Данные, полученные с помощью близнецового метода, касаются как физических признаков — роста, цвета глаз, сердцебиения, — так и поведенческих — застенчивости, щедрости, интеллекта. Близнецовые исследования периодически подвергаются критике в научной среде. Считается, что вклад наследственности переоценивается, ведь часто в семье близнецов одинаково одевают, кормят одной и той же едой и общение с ними строится по одинаковым схемам. Наука не оставляет попыток ответить на вопрос, что важнее: наследственность или среда? Но в некоторых случаях такие попытки приводят к настоящим трагедиям.

Одна из таких историй произошла в 1980-х годах в США, а в 2018 в прокат вышел документальный фильм-расследование «Три одинаковых незнакомца». Мотивом для создания фильма стало желание привлечь к ответственности коллектив психиатров и агентство по усыновлению, которые в попытке совершить прорывное открытие поломали жизни нескольких семей.


Братья-тройняшки Эдвард, Дэвид и Роберт родились 2 июля 1961 года. Мать передала детей в агентство по усыновлению при Центре развития ребенка в Манхэттене. После полугода в приюте мальчиков поместили в три семьи, которые жили в Нью-Йорке и ближайших городах. У семей был разный социальный и финансовый статус, а также разная профессиональная принадлежность.

Братья встретились спустя 19 лет благодаря случайности и моментально стали национальной сенсацией, о них говорили все ведущие СМИ и ток-шоу Америки. Оказалось, что братья занимаются одним и тем же видом спорта, им нравится одинаковый типаж девушек, даже их движения очень похожи, а мысли удивляют синхронностью. Казалось, что страна наблюдает чудо в прямом эфире.

Однако очень быстро начали появляться подробности, которые показали эту историю совершенно с другого угла. Оказалось, что братьев разлучили не случайно, а ради эксперимента. Центр развития ребенка в Манхэттене, который помог усыновить детей, в те годы сотрудничал с психиатром Питером Нойбауэром, который запустил большой эксперимент, посвященный исследованию врожденных и приобретенных признаков. Эдвард, Дэвид и Роберт были не единственными детьми, ставшими участниками этого исследования. Более шестидесяти близнецов были отданы в разные семьи с различными условиями жизни с единственной целью — понять, насколько велика роль социума в становлении человека.


На протяжении многих лет психологи навещали детей — участников эксперимента, чтобы тестировать уровень их интеллекта и замечать личностные особенности. Приемные родители были уверены, что такие частые посещения врачей совершенно нормальны и желательны для детей, которые провели какое-то время в приюте.

Доктор Нойбауэр ставил перед собой благородную цель — понять, как помочь человеку на ранних этапах жизни и создать оптимальные условия для развития личности. Но основная морально-этическая проблема заключалась в том, что он ставил эксперимент над другими людьми, оставляя их при этом в абсолютном неведении. В фильме как сами братья, так и их родители сравнивают эксперимент с опытами доктора Менгеле, проводившего медицинские опыты на узниках концлагеря Освенцим во время Второй мировой войны.


Эдвард, Роберт и Дэвид стали единственными участниками эксперимента, кому удалось воссоединиться. Их приемные родители хотели судиться с центром и Нойбауэром, но ни одна юридическая фирма не взялась за это дело. Позже у братьев проявились психические и поведенческие проблемы. В 1995 году Эдварду поставили диагноз «биполярное расстройство», спустя несколько месяцев он застрелился в своем доме. Роберт и Дэвид возобновили общение только во время съемок фильма, чтобы заставить Центр развития ребенка в Манхэттене и команду врачей, которые принимали в этом участие, признать эксперимент неэтичным, добиться раскрытия засекреченных документов и получить компенсации. Ничего из этого не было сделано. Нойбауэр умер в 2008 году. В одном из интервью он сказал, что все документы, касающиеся эксперимента, будут храниться засекреченными в Йельском университете до 2065 года.

Близнецовый метод изучения генетики человека

Метод введен в медицинскую практику Ф. Гальтоном в 1876 г. Он позволяет определить роль генотипа и среды в прояв­лении признаков. Суть метода заключается в сравнении проявления признаков в разных группах близнецов при учете сходства и различия их генотипов.

Различают моно- и дизиготных близнецов. Монози­готные (однояйцевые) близнецы развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки. Монозиготные близнецы имеют совершенно одинаковый генотип и, если они отли­чаются фенотипически, то это обусловлено воздействием факторов внешней среды.

Дизиготные (двуяйцевые) близнецы развиваются пос­ле оплодотворения сперматозоидами нескольких одновре­менно созревших яйцеклеток. Близнецы будут иметь раз­ный генотип и их фенотипические различия обусловлены как генотипом, так и факторами внешней среды.

Монозиготные близнецы имеют большую степень сход­ства по признакам, которые определяются в основном генотипом. Например, монозиготные близнецы всегда од­нополы, у них одинаковые группы крови по разным сис­темам (АВО, RH, МN и др.)» одинаковый цвет глаз, одно­типны дерматоглифические показатели на пальцах и ла­донях и др. Эти фенотипическке признаки и используют­ся в качестве критериев диагностики зиготности близ­нецов.

Процент сходства группы близнецов по изучаемому признаку называется конкордантностью, а процент раз­личия – дискордантностью (рис.11.6). Так как монозиготные близнецы имеют одинаковый генотип, то конкордантность их выше, чем у дизиготных.

Генетическая предрасположенность к наследственным и многофакторным заболеваниям определяется с помощью близнецового метода следующим образом:

    1. Если заболевание обусловлено только наследственными факторами, то КМБ=100%, КДБ=25-50%.

    2. При МФЗ – низкий уровень конкордантности для МЗБ и ДЗБ.

    3. КМБ=КДБ – ведущая роль среды.

Для оценки роли наследственности и среды в разви­тии того или иного признака используют формулу Хольцингера (рис.11.7):

где Н – доля наследственности,

CMZ – конкордан­тность монозиготных близнецов,

CDZ – конкордант­ность дизиготных близнецов.

При Н=100% признак полностью определяется наследственным компонентом. При Н=0 – средовым. При Н=50% — одинакова роль наследственности и среды (МФЗ).

Основан на изучении активности ферментных систем (либо по активности са­мого фермента, либо по количеству конечных продуктов реакции, катализируемой данным ферментом). Они позволяют выявлять генные мутации – причины болезней обмена веществ (например, фенилкетонурия, серповид­но-клеточная анемия).

С помощью биохимических нагрузочных тестов мож­но выявлять гетерозиготных носителей патологических генов, например, фенилкетонурии. Исследуемому челове­ку вводят внутривенно определенное количество амино­кислоты фенилаланина и через равные промежутки вре­мени определяют его концентрацию в крови. Если чело­век гомозиготен по доминантному гену (АА), то концент­рация фенилаланина в крови довольно быстро возвраща­ется к контрольному уровню (определяется до введения фенилаланина), а если он гетерозиготен (Аа), то сниже­ние концентрации фенилаланина идет вдвое медленнее.

Аналогично проводятся тесты, выявляющие предрас­положенность к сахарному диабету, гипертонии и др. бо­лезням.

Близнецовая методология в психологических исследованиях

Выделите поисковый запрос
  • Сохранять
  • Цитировать
  • Отправить этот контент по электронной почте

    Поделиться ссылкой


    Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

    Отправить этот контент по электронной почте

    или скопируйте ссылку напрямую:

    https://oxfordre. com/psychology/display/10.1093/acrefore/9780190236557.001.0001/acrefore-9780190236557-e85; Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

    Ссылка успешно скопирована


  • Поделись этим

Войти Навигация по статье

Войти

Имя пользователя

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

Пароль

Пожалуйста, введите ваш пароль

Забыли пароль?
Нет учетной записи?

Статья Содержание

Покажите резюме. эмоции, различаются между людьми. Основная цель исследований близнецов — изучить роль генетических факторов (природы), факторов окружающей среды (воспитания) и их взаимодействия в индивидуальных различиях различных черт. В последние несколько десятилетий классический близнецовый дизайн (т. е. одномерные и многомерные исследования близнецов), а также другие типы близнецовых исследований (например, исследования детей близнецов) широко используются в исследованиях психологических черт. Важно отметить, что широкомасштабные исследования близнецов были проведены в разных странах мира, и они способствовали изучению природы и воспитания в различных географических, социальных и культурных условиях. Однако при интерпретации результатов исследований близнецов необходимо учитывать конкретные методологические допущения и ограничения. Например, предположение о равной среде (EEA) предполагает, что сходство как монозиготных, так и дизиготных пар близнецов, воспитанных в одной семье, примерно одинаково, но это может быть не всегда так.

Среди наиболее важных результатов исследований психологических особенностей близнецов является установление относительного вклада генетических и экологических влияний на здоровье и поведение. Существенный вклад генетических факторов был продемонстрирован во многих психологических чертах, но ни одна из изученных психологических черт не является на 100% наследуемой. Кроме того, исследования близнецов показали, что генетические эффекты могут изменяться в зависимости от пола, возраста, а также под воздействием окружающей среды. Более того, наш генетический состав может формировать окружающую среду. В совокупности исследования с использованием близнецового дизайна внесли значительный вклад в наше понимание этиологии индивидуальных различий многих психологических черт.

Keywords

  • monozygotic twins
  • dizygotic twins
  • family studies
  • siblings
  • behavioral genetics
  • heritability
  • nature and nurture
  • individual differences

Subjects

  • Clinical Psychology: Disorders and Therapies

В настоящее время у вас нет доступа к этой статье

Войти

Пожалуйста, войдите, чтобы получить доступ ко всему содержимому.

Подписка

Доступ к полному содержанию требует подписки

Исследования близнецов — Психология — Оксфордские библиографии

Введение

Исследование близнецов — это информативный подход к пониманию генетических и средовых влияний, влияющих на поведенческие, физические и медицинские характеристики. Простая, но элегантная логика близнецового метода вытекает из различий в генетическом родстве между двумя типами близнецов. Однояйцевые (монозиготные или MZ) близнецы имеют 100% общих генов, в то время как разнояйцевые (дизиготные или DZ) имеют в среднем 50% общих генов. Двойня MZ возникает, когда оплодотворенная яйцеклетка (яйцеклетка) делится в течение первых двух недель после зачатия, тогда как двойня DZ возникает, когда женщина одновременно выпускает две яйцеклетки, которые оплодотворяются двумя отдельными сперматозоидами. Близнецы MZ всегда одного пола, тогда как близнецы DZ могут быть однополыми или разнополыми. Однако редкие события иногда вызывают необычные двойные вариации MZ и DZ. Исследователи близнецов сравнивают сходство между близнецами MZ и DZ по определенной черте, такой как рост или вес. Большее сходство между близнецами MZ, чем между близнецами DZ, свидетельствует о том, что изучаемый признак находится под частичным генетическим контролем. Существуют также различные способы использования близнецов и их семей в исследованиях для увеличения потенциального результата исследования. Сложные биометрические методы могут оценить степень различий между людьми, связанных с их генами, общей средой и неразделенной средой. Исследования близнецов получили широкое распространение в последние годы. Во многом это связано с тем, что возможности близнецового метода для понимания происхождения и развития человеческих черт все больше ценятся исследователями, представляющими различные области. Количество близнецов также резко возросло с 1980, особенно уровень братских близнецов в результате лечения бесплодия. Были достигнуты ошеломляющие успехи в количественной математической методологии, которые продолжают увеличивать ценность исследований близнецов. Наконец, в области молекулярной генетики и геномики произошли огромные изменения в отношении связывания генов, создающих повышенный риск определенного поведения и заболеваний. Близнецы будут продолжать играть заметную роль в этих начинаниях. Источники, представленные в этой статье, представляют широкий спектр направлений и тем близнецовых исследований. Предоставляются общие обзоры области, как исторические, так и текущие, а также список специальных коллекций в исследованиях близнецов, то есть книг и журналов, посвященных определенной теме или теме, и веб-адреса. Самый большой раздел включает в себя темы, отражающие расширяющийся спектр психологических, биологических и медицинских характеристик, которые были изучены с помощью методов исследования близнецов. В разделе, посвященном взглядам близнецов, представлены источники, посвященные необычным темам, связанным с близнецами.

Reference Works

Исследования близнецов имели успешное, но противоречивое прошлое, и эта тенденция продолжается и в настоящее время. Несмотря на обилие информации, полученной в результате исследований близнецов, различные методологические и интерпретационные аспекты продолжают подвергаться сомнению. Исторические корни близнецовых исследований, их принятие в основное русло психологических и медицинских исследований и связанные с ними проблемы задокументированы в ряде книг, статей и эссе. Ресурсы в этом разделе охватывают широкий спектр тем, связанных с близнецами. Пять книг предназначены для опытных исследователей и начинающих ученых, а также для широкой аудитории, ищущей информацию о многих способах использования близнецов в научных исследованиях. Джонсон и др. 2009 г.и Бумсма и др. 2002 углубляются в текущие тенденции в исследованиях близнецов, но будут интересны всем, кто интересуется тем, что исследования близнецов могут (и потенциально могут) раскрыть о происхождении различий в поведенческих и физических чертах человека. Выборка здесь включает общие обзоры биологических и психологических аспектов близнецов (Scheinfeld 1967), дебаты о природе и воспитании (Wright 1997), обзоры необычных тем в изучении близнецов (Segal 2000) и культурные вопросы (Stewart 2003, Пионтелли 2008).

Также представлен более старый, но все еще информативный отчет о биологии и психологии близнецов (Брайан 1983).

  • Бумсма, Доррет, Андреас Бусян и Леона Пелтонен. 2002. Классические исследования близнецов и не только. Обзоры природы (генетика) 3:872–882.

    DOI: 10.1038/nrg932

    Описывает и документирует потенциал больших реестров близнецов для изучения сложных человеческих черт. Обсуждаются различные схемы исследований близнецов (например, классическое исследование близнецов, контроль близнецов, генотипирование маркерных локусов) и их применение в научных исследованиях. Включает списки регистров близнецов в европейских странах и за их пределами.

  • Брайан, Элизабет. 1983. Природа и воспитание близнецов . Лондон: Бальер Тиндалл.

    Всестороннее исследование биологических и психологических аспектов близнецов, проведенное британским врачом. Включает полезную информацию о типах близнецов, коэффициентах близнецов и связанных темах.

    Также включает в себя некоторые конкретные темы, не затронутые в другом месте, такие как потеря близнецов и близнецы с особыми потребностями.

  • Джонсон, Венди, Эрик Теркхаймер, Ирвинг И. Готтесман и Томас Дж. Бушар-младший, 2009 г.. Помимо наследственности: исследования близнецов в поведенческих исследованиях. Современные направления психологической науки 18:217–220.

    DOI: 10.1111/j.1467-8721.2009.01639.x

    Приводит аргумент, что наследуемость большинства поведенческих черт теперь известна, однако исследования близнецов сохраняют жизненно важное место в психологических исследованиях. Исследования близнецов должны уделять больше внимания влиянию окружающей среды на поведение в стремлении определить лежащие в его основе механизмы.

  • Пьонтелли, Алессандра. 2008. Близнецы в мире: легенды, которые они вдохновляют, и жизнь, которую они ведут . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.

    Изучает убеждения и обычаи близнецов с межкультурной точки зрения. Опыт автора в области неврологии, психиатрии, психоанализа и акушерства существенно обогащает описываемый ею личный опыт.

  • Шайнфельд, Амрам. 1967. Близнецы и суперблизнецы . Филадельфия: Дж. Б. Липпинкотт.

    Более старый, но полный обзор истории, биологии и психологии близнецов до того, как он стал общепринятой наукой. Часто включает информацию, которую трудно найти в другом месте.

  • Сигал, Нэнси Л. 2000. Переплетение жизней: Близнецы и что они говорят нам о человеческом поведении . Нью-Йорк: Плюм.

    Всесторонний обзор предыстории, методов, результатов и последствий исследований близнецов. Девять из шестнадцати глав посвящены специальным темам, таким как спортивные результаты, юридические обстоятельства, сиамские близнецы и заслуживающие внимания пары близнецов. Написано профессором психологии.

  • Стюарт, Эллен. 2003. Изучение близнецов: К социальному анализу близнецов . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *