Откуда взялся Бог? Кто Его создал? – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 3 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Бога никто не создавал. На то Он и Бог. Бог трансцендентен нашей вселенной, то есть находится как бы за ее пределами и не подчиняется законам причинно-следственных отношений. При этом Он пребывает в нашем тварном мире Своими нетварными Божественными энергиями, в результате чего мир, собственно, и существует. Чтобы было понятнее, можно привести сравнение (очень условное, как и всякая аналогия в данном случае) с композитором, написавшим прекрасную симфонию. Последняя отражает творческую личность автора, проникнута его переживаниями и эмоциями, несет в себе частицу его таланта, но при этом сам ее творец не имманентен своему произведению, то есть, присутствуя в нем, одновременно не разделяет его сущностных свойств, является инаковым, внешним по отношению к нему.
Мы привыкли к изменчивости и текучести всего существующего, к тому, что «все имеет свой конец, свое начало». Человек рождается и очень скоро умирает. Как отмечал псалмопевец, дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро (Пс 89:10). Но и окружающий нас мир, включая насчитывающие миллионы лет скалы, небесные тела, планеты и галактики, тоже ограничен во времени. Все это обладает относительным бытием, то есть существует, только будучи обусловленным чем-то, к нему не относящимся. В отличие от тварного мира Бог — это абсолютное бытие, которое по своим свойствам автономно, трансцендентно и непостижимо. Оно не только не обусловлено ничем, но само выступает условием для всего сущего. Как писал сэр Исаак Ньютон, «Он (Бог. — Прим. ред.) пребывает вовеки; присутствует везде; Он конституирует длительность времени и пространство».
Таким образом, Бог — причина всего существующего, однако Сам Он не имеет причины, которая бы запустила Его существование.
Об этом еще в древности писал греческий философ Аристотель, разработавший так называемое космологическое доказательство бытия Бога. В сжатом виде его можно представить так: каждая вещь в мире и вся Вселенная в целом имеет причину своего существования, но продолжать эту последовательность, цепочку причин до бесконечности нельзя — где-то должна быть Первопричина, которая уже не обусловливается никакой иной, иначе все оказывается безосновательным, «повисает в воздухе». Такой первопричиной является Бог, Который находится вне времени и пространства и существует вечно, являясь Создателем видимой Вселенной и ее законов.Так что вопросы «откуда взялся Бог?», «кто Его создал?» или «что является причиной?» правомерны только по отношению к относительному бытию; применительно к Богу они просто не имеют смысла.
Радость же и уникальность христианского откровения о Боге заключается в том, что непостижимый и трансцендентный Бог в Лице Сына Божьего (христиане верят в Бога, Который един по существу, но троичен в Лицах), не меняясь и не изменяя Своей природы, в определенный момент нашей истории сошел на землю, родился от Духа Святого и Марии Девы и сделался во всем подобным нам, кроме греха. Иисус Христос — совершенный Бог и совершенный Человек — пострадал за грехи человечества, воскрес и навсегда соединил в Себе Божество и человечество, открыв нам возможность стать причастниками Его Божественной жизни. В итоге бесконечный и всемогущий Бог, непостижимый и чуждый всем несовершенствам этого мира, оказывается близким и доступным в нашем единстве со Христом.
| Читайте также:
Про фильм «Кто такой Бог?»
Предыдущий | Следующий |
20:26 | Про фильм “Кто такой Бог?” |
Расшифровка видео
Один из моих подписчиков прислал мне ссылку на ролик с названием «Кто такой Бог» и попросил его прокомментировать. Вернее, полное название этого ролика «Кто такой Бог – я сам в шоке. Это видео удаляют со всех пабликов» Ну, я посмотрел это видео. У него довольно-таки бредовое содержание, и сначала я думал, стоит ли вообще это комментировать, мало ли бредовых роликов на Ютубе. Однако когда я увидел, что там у него почти 5 млн. просмотров, ну и также некоторые неоязычники в комментариях к другим роликам начали ссылаться на эти бредни, как на что-то уже доказанное, так что я решил всё-таки прокомментировать данный ролик.
Итак, в самом же начале данный молодой человек, который является автором ролика, задаёт следующий вопрос:
Кто такой Бог, что вы знаете о его происхождении, вот откуда он взялся?
И дальше он развивает, что вот эти монотеисты, они не знают, откуда взялся их Бог:
А теперь задумайтесь, это важно? Что вы знаете о вашем Боге? Спросите себя или священника о происхождении Бога, и вы услышите что-то наподобие такого ответа:
Мы именуем Бога безначальным, поэтому у Него нет ни начала, ни конца, вот Бог как раз живёт в вечности ( прот. Д.Смирнов)
Другими словами, никто ничего не знает о том Боге, в которого все верят. И более того, даже мысли о том, что Бог имеет Своё начало, кощунственны, они запретны.
Мысли эти не кощунственны и не запретны, они просто глупы. Есть такое слово «вечность», оно обозначает понятие о том, что не имеет ни начала, ни конца. Это не только религиозная – философская категория. Так вот, если автор этого фильма сможет закончить школу и поступить в институт, где у него будет хоть в каком-то изложении философия, и он задаст преподавателю вопрос «а когда началась вечность» или «когда кончится бесконечность», ему объяснят, что он просто сморозил чушь, потому что он не понимает смысла слов, которые употребляет. Так вот, христиане и другие монотеисты, т. е. люди, верящие в Единого Бога Творца, говорят о том, что они верят в Бога, Который вечен. И поэтому задавать вопрос, когда Бог начался, откуда Он явился – это просто показатель глупости, непонимания человеком того, о чём он говорит.
Мой шестилетний сын спросил у меня: Откуда взялся Бог? Как следует ответить ему на этот вопрос?
Это действительно уровень шестилетнего ребёнка, но для шестилетнего ребёнка, который ещё в силу своего возраста не знаком с серьёзными понятиями, это извинительно, а для автора данного фильма и тем, кто ему поверил, если им больше шести лет, то это, скажем так, не извинительно. Понимание того, что Бог вечен, оно не случайно в монотеистических религиях. Единый Бог Творец не может не быть вечным в силу того, что время – это принадлежность нашего тварного мира. Бог, Который сотворил этот мир, Он не может быть связан временем, соответственно, Он не может появиться, потому что появление есть изменение соответственно. Говорить, что Бог появился – это значит говорить, что Он подчинён категориям изменения и времени.
Хорошо, кто-то может возразить нам и сказать, что мне не важно, откуда Он взялся, для меня важно, что я знаю, что Бог есть, что Бог всё создал, создал человека, и т.д.
Ещё раз: Бог по определению не может ниоткуда взяться, точно так же как вода в жидком состоянии по определению мокрая, она не была когда-то сухой, а потом намокла. Если этот парень снимал бы ролик о том, что вода в жидком состоянии не была всегда мокрой, а была сухой и потом намокла, все бы сказали, что это просто человек, мягко говоря, фантазирует. К нашей реальности, в которой мы живём, это не имеет никакого отношения. Вот то же самое и здесь. Все последующие его рассуждения о том, откуда взялся Бог, они не имеют никакого отношения к тому, во что верят люди, которые говорят, что они верят в Единого Бога. Потому что Бог, который произошёл, имел начало во времени – это не тот Бог, о котором говорят эти люди.
Прекрасно. Но в такой системе мировоззрения возникает вопрос: каким образом появилось зло в мире? Ответ вы услышите один: был такой ангел Люцифер, он отпал от Бога и стал сатаной, и начал творить зло.
Зло появилось из-за злоупотребления даром свободы со стороны разумных существ, сотворенных Богом – вот какой ответ вы можете услышать. Свобода и предполагает автономные действия разумных существ. И в силу этой автономности именно эти существа являются авторами своих действий. Но подозреваю, что с понятием свободного выбора у автора этого ролика также плохо обстоит дело, как и с понятием вечности. Одно дело, когда человеку не нравится христианство или вообще вера в Бога. Другое дело, когда человек «несет пургу» по поводу того, во что верят верующие. Если ты о чем-то говоришь, ты должен разобраться и понять это явление, даже если оно тебе и не нравится. Если бы автор задался целью не лапшу на уши зрителям навешать, а понять то, во что верят – пусть даже презираемые им монотеисты, этого ролика бы не появилось.
Ну, а сейчас просто скажу, что в Библии нет ни одного места, которое бы говорило о падшем ангеле, такого места нет.
Главное заявить с апломбом, чтобы тебе зрители поверили, да? А как насчет вот этого места:
… Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания(2 Пет. 2:4)
Ладно, смотрим дальше.
Каким образом добрый Бог создал существо, которое заранее было предрасположено ко злу?
Не был дьявол заранее предрасположен ко злу, согласно христианскому учению. Автор опять либо соврал, либо просто демонстрирует чудовищное невежество в том, о чем он говорит. Но главное, чтобы голосок уверенно звучал.
Если все создал Бог, то Он должен был создать и зло, а если Он создал зло, значит Он не такой уж хороший и добрый, как нам рассказывают.
Бог создал всё существующее, а зло не является сущностью, зло – это направленность воли и выражение этой направленности воли определённых разумных существ, которые использовали дар свободы таким вот образом. Прописные истины на самом деле – для любого, кто хоть немного разбирается в христианском учении. Дальше, исходя из этих ложных посылов, автор делает ложные выводы, что вполне естественно:
В любом случае зло само по себе, как и всё остальное, не могло возникнуть. Если верующие отрицают, что зло создал Бог, значит, остаётся только другой вариант: зло существовало ещё до Него.
Нет, есть ещё вариант с тем, что зло – это порождение свободного выбора сотворённых свободных существ, как я уже говорил. Далее начинается камлание на тему слова «Элохим» в Библии.
А теперь к сути. Мое внимание привлекло то обстоятельство, что в Библии на иврите или как ее называют, в масоретской Библии, более 2,5 тысяч раз написано слово «Элохим», что переводится как «боги», это слово стоит уже с самого первого стиха Библии: «в начале сотворил Бог небо и землю». В иврите стоит слово «элохим», то есть не «Бог сотворил», а «боги сотворили».
Здесь автор, как обычно, врёт, говоря, что как бы «сотворили боги» написано в Библии. Нет, глагол «сотворил» стоит в единственном лице. По поводу самого слова «Элохим» тут он, конечно, такую «тайну» открыл… Представляю, что будет, если на глаза этому автору попадутся документы Российской империи, Манифест государя Николая II – видите там «Мы, Николай Вторый». Смотрите, уже готовый материал для нового ролика данного человека – «историки опять скрывали от нас правду, а на самом деле в Российской империи было многоцарие!» – то есть форма правления многих царей одновременно, ведь там же употреблено множественное лицо правильно? Всё доказано. И назвать: «Я в шоке, видео удаляют со всех исторических пабликов»…
На самом деле царь, конечно, был один, но это форма, которая, кстати говоря, и в других языках существует во многих, она называется «множественное превосходства», она касается тех случаев, когда именно в силу того, что тот, о ком отзываются, обладает особым величием о нём, хотя он один, говорят так как бы во множественном лице. Впрочем, чтобы понять это, не обязательно обращаться к древности, потому что и в современном нашем русском языке, когда мы обращаемся к одному человеку, но к которому мы хотим обратиться уважительно, мы говорим ему «Вы», хотя перед нами один человек, а не много. В древнееврейском языке, как в других семитских языках, слово «эль» означало «бог», а «элохим»– множественная форма этого слова, но оно употребляется по отношению к Богу, к Единому Богу в Священном Писании, однако, как правило, глагол всегда стоит в единственном числе.
Люди верили во многих богов, эта вера во многих богов нашла свой отпечаток в Библии. Итак, мы можем видеть, что даже древние евреи верили во многих богов, а под словом «элохим», как мы помним, древние евреи подразумевали именно богов.
Та идея, что это якобы является отображением древних политеистических взглядов евреев, которую автор в этом ролике озвучивает как некое откровение, она была сомнительной и устаревшей ещё задолго до его рождения. Так, например, ещё Вильгельм Генезиус писал: «Предположение что “элохим” стоит рассматривать как просто остаток более поздних политеистических взглядов, как минимум, весьма маловероятно, и более того, не объясняет аналогичные примеры употребления множественного числа». И он приводит примеры там «кадашим», «терафим» – слова, которые по контексту употребляются только по отношению к одному, но при этом имеют форму множественного числа. Согласно Генезиусу, это даже не множественное превосходство, а множественное абстракции, выражающее отвлечённую совокупность характеристик вещи, что вполне в духе семитских языков. Древнееврейский язык использует множественное число для передачи понятий молодость, старость, девственность, и так далее. Также есть пример употребления в Библии слова «господин» во множественном числе по отношению к царю или хозяину. Вот, например, у пророка Исайи: И предам Египтян в руки властителя жестокого, и свирепый царь будет господствовать над ними, говорит Господь, Господь Саваоф (Ис. 19:4). «Жестокого» в единственном числе, «властителя» дословно «адоним» – господа.
Так же и в другом месте: И положил раб руку свою под стегно Авраама, господина своего, и клялся ему в сем. (Быт.24:9) « Господина» также стоит во множественном числе, хотя Авраам был один. Ну, я думаю, что с этим мы разобрались, это просто употребление слов, свойственное для древнееврейского языка, и это никакая не тайна, никакой не секрет. Даже в Википедии автор данного ролика мог бы подчерпнуть на эту тему много интересного, и осознать, какую пургу он несет.
Далее автор делится другим «открытием»:
На иврите в масоретском тексте «бог стал в сонме богов» звучит как «элохим нитцав бааадат эль», что переводится как «боги стали в собрании Эля». Бог Эль – это самый верховный бог ханаанского пантеона богов.
И далее он развивает эту тему, что мол, Бог, о Котором говорится в Библии, это якобы тот самый эль, в которого верили ханаанские племена, и т. д. Ну, это примерно как говорить, что Ким Чен Ын и Ким Кардашьян – это один и тот же человек, потому что и того и другого зовут Ким. Слово «эль» не только в древнееврейском, но и в других семитских языках означало «бог». Точно также как и в славянских языках – в русском, в сербском, в польском, в болгарском – везде мы видим это слово «бог», потому что это родственные языки, одно и тоже слово означает одно и тоже понятие. А теперь представьте, что данный автор снимет другой ролик, где он покажет что: смотрите-ка, а у поляков тоже бог, слово «бог» употребляется, значит, русские православные, когда говорят слово «бог», они на самом деле поклоняются польскому богу. Бред же, не правда ли? Вот то же самое он делает со словом «эль», естественно совпадающим в семитских языках, родственных языках. И точно также, кстати говоря, как в славянских языках слово «бог» может обозначать и единого Бога, может употребляться и ко многим богам, точно также и в Библии в древнееврейском языке слово «Элохим» оно могло означать Единого Бога, а могло употребляться и по отношению ко многим богам, ложным богам, в том числе отвергаемым богам. Это не имя собственное Бога – это слово, обозначающее божество.
Дальше автора «несёт», и он заявляет, что и упоминаемая в Евангелии гора Елеонская тоже непосредственно связана с ханаанским божеством элем:
И то, что Иисус всё время ходил молиться на гору Елеонскую, то есть на гору бога Эля, это тоже очень странно как-то выглядит.
Вообще-то Элеон – это слово из греческого языка, никакого отношения к семитским языкам не имеющее. Слово это образовано от названия дерева на греческом языке – маслина или оливковое дерево. Так называлась гора из-за того, что на ней росли и до сих пор растут рощи оливковых деревьев или маслин. Автор мог бы с таким же успехом приплести ханаанского Бога эля к горе Эльбрус.
Но в Библии написано, что это не так. И Авраам был, по сути, единственным человеком на земле, который поверил в этого Единого Бога.
Примечательно, что автор чуть далее упоминает Мелхиседека, про которого Библия говорит, что он верил в того же Бога, что и Авраам:
Он встречает священника Мелхиседека, которому он отдаёт десятину со всего, что имеет, и который послан к нему от того самого Бога.
Соответственно Авраам, согласно Библии, не был единственным, кто верил в Единого Бога тогда. Но автор даже не замечает, что он сам себе противоречит в одном ролике с разницей в несколько минут:
Это чрезвычайно странно. В древние времена считалось, что все города были построены богами или богом, которому в этом городе и поклонялись, и именем которого этот город и назывался.
Да не были древние люди такими глупыми, они прекрасно понимали, что города основываются людьми! В Библии, кстати говоря, это вполне зафиксировано. Внимание:
Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховоф-ир, Калах и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий.(Быт.10:11-12)
В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон (3 Цар.16:34)
Но что Мелхиседек – он царь и священник города Салима, царь Салимский. Город Салим — это Иерусалим. Иерусалим в переводе звучит как «основанный Салимом». Вы можете почитать об этом в Википедии, например, это доступная информация. То есть древний город Иерусалим, святой город, был городом бога Салима, или Шалима, или Шалиму – есть варианты звучания. То есть представьте себе: до того, как в Иерусалиме провозгласили культ Яхве, в нём существовал культ бога Салима.
Ну, а Санкт-Петербург стал Петроградом, потом Ленинградом в советское время. Означает ли это, что в советское время был культ святого Петра, означает ли это? Город Иерусалим, если действительно Салим, о котором говорится в отношении Мелхиседека, это Иерусалим – есть такое мнение, есть мнение, что это вообще другой населённый пункт; но даже если это Иерусалим, то этот город населялся другим народом до того, как его завоевал царь Давид, который жил намного позже Авраама. Населяли его иевусеи, и он даже назывался Иевусей. А после захвата этого города царь Давид переименовал его в город Давида, этот город так назывался какое-то время. Так что аналогия с Ленинградом и Санкт-Петербургом здесь вполне уместна. Любой мало-мальски древний город на земле когда-то населялся каким-то народом, который имел какой-то культ какого-то языческого бога. Это не имеет никакого отношения к тем народам, которые жили в этом городе позднее, и тем народам, тем людям, которые живут в этом городе сейчас.
Далее автор наконец излагает свою собственную концепцию, которая слишком бредовая, чтобы комментировать её подробно.
Верховным богом был бог Эль. Эль родил 70 сыновей, в том числе он родил Салима, но не только его. Салим родился не один, он родился с братом-близнецом Шахаром, и эти два бога были богами утренней зари и вечерней зари. Шахар был богом утренней зари, а Салим был богом вечерней зари.
Коротко говоря, согласно автору эти боги реально существуют – видимо, он в них верит, в данных ханаанских богов, и вот он говорит, что один из этих богов-близнецов Салим враждовал со своим братом Шахаром, и стал выдавать себя за своего отца Эля зачем-то, и под именем своего отца Эля стал тем самым богом, которого почитают якобы христиане, евреи, мусульмане, другие монотеисты. И соответственно его ответ на вопрос «откуда взялся Бог» это то, что он родился от Эля. У меня здесь к автору один вопрос: ты действительно в это веришь? То есть богов много, значит, они друг от друга отделены. Значит, где-то здесь заканчивается, допустим, один бог, и начинается другой бог, а потом он заканчивается и начинается третий, и так далее. Если их несколько, значит, где-то между ними есть граница, где заканчивается один бог и начинается другой бог. Соответственно получается, они отделены друг от друга пространством, то есть они находятся в пространстве. И получается, поскольку они получили начало, были рождены, значит, они ограничены и временем. При этом также ты говоришь, что они борются между собою, враждуют, что они лгут. Здесь тогда возникает вопрос: почему ты прилагаешь к таким существам слово «бог»? К существам, подпадающим под твое описание, в нашем народе традиционно прилагается слово «бес», как в Псалтири говорится: все боги язычников – идолы, а Господь небеса сотворил (Пс. 95:5). То есть всё то, что ты описал, к тому Богу, о Котором ты якобы говоришь, и Которому ты якобы посвящаешь свой фильм, не имеет никакого отношения. Это допустим, как кто-то пришел бы к вам и сказал: «Знаешь, я тебе сейчас расскажу про твою жену, она такая цыганка, такая низкорослая, черноглазая, у нее еще на правом предплечье татуировка дракона». И вы ему говорите: «Это не моя жена!» Он говорит: «Да нет, я тебе сейчас ещё расскажу: зубы золотые у неё». И вы ему говорите: «Это не моя жена! То, что ты описываешь, это что угодно, только не моя жена, потому что свою жену я знаю, и она не такова».
Христиане верят в Бога Творца, Который не подвластен ни времени, ни пространству, превыше всего этого мира. Он Всемогущий, Всесовершенный, Вечный, Безначальный, Беспредельный. Про этого Бога ты нам ничего не рассказал, вместо этого пичкал нас больше двадцати минут эрудированным бредом. Именно в силу того, что этот бред эрудирован, на него и могут повестись люди – несведущие люди, конечно. Потому что для более-менее сведущего человека всё вот это, даже то, что я не стал там рассматривать, там много подобных вещей – это просто постоянный фейспалм. Но я думаю, что автор этого фильма на самом деле не верит в то, что он говорит, потому что если бы он верил, что существует такой вот коварный, жестокий бог, который подчинил себе больше 2/3 населения земного шара, то он бы сидел под лавкой и помалкивал насчёт него. Если такой бог справился с другими богами, то уж с автором-то фильма неужели не справится, неужели он не захочет ему отомстить? Но автор, конечно, не верит во всю эту чушь, для него это как вот как фантастика. Раньше молодые люди писали фантастику, а теперь они её наговаривают под разные картинки и выкладывают видео на Ютубе.
И всё не так ясно и понятно, как нам рассказывают в Церкви. Поскольку признай Церковь, что всё сделали именно боги, то пришлось бы признать и жизнь в других мирах. И самый главный факт: что человечество – это далеко не самая развитая форма жизни.
И ведь кто-то начинает верить во всю эту фантастику – почти пять миллионов просмотров, не все страны имеют такое население. Что здесь можно сказать? Доверяться таким фантазиям, такой фантастике – это значит себя не уважать
- Карта Сбербанка: 4279 0100 3476 7942
- PayPal: [email protected]
- Яндекс кошелек: 41001409981867
КТО ТАКОЙ БОГ? — Земля и Алтарь
Христианство 101
Автор Ханна Блэк
Фото с Unsplash.
Бог не старик в небе. Бог создал время и пространство и поэтому находится вне времени и пространства. Это означает, что Бог не является низким, высоким, мужчиной, женщиной, молодым или старым. Сложность разговора о Боге заключается в том, что Божья природа настолько превосходит нашу собственную, что мы можем лишь мельком увидеть Божью славу; невозможно использовать человеческий разум, чтобы понять все о Боге, или использовать человеческий язык, чтобы уловить все о Боге.
Откуда мы знаем о Боге?
Все, что мы знаем о Боге, мы в основном знаем из Библии. Бог идентифицирует себя как Бог Авраама, Исаака и Иакова в Ветхом Завете (Исход 3:15; Деяния 7:32). Он также описывает себя как «Я есть». По этим двум именам мы знаем, что Бог одновременно глубоко личен и заботится об отдельных людях, которых он нежно любит и , он является самым высшим существом, даже само «бытие».
Авраам, Исаак и Иаков — не случайная горстка имен. В Ветхом Завете Бог заключает заветы, связанные клятвами, с каждым из них. Бог предлагает этот завет Авраму (который будет переименован в Авраама) в Бытие 12:1-3:
«Теперь Господь сказал Авраму: „Иди из своей страны, и из родства твоего, и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные».
Когда Бог заключает заветы со Своим народом, Он всегда сначала дает им представление о том, каким Богом Он является. В случае с Аврамом (Авраамом) он чудесным образом дает ему и его жене Саре (Саре) ребенка в старости. Гораздо позже Бог освобождает Израиль от египетского рабства и помогает ему перейти через Красное море на свободу. Затем , он предлагает им, чтобы он был их Богом, а они были его народом в Исходе 19:
«Тогда Моисей взошел к Богу; Господь воззвал к нему с горы, говоря: так скажи дому Иакова и скажи сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал с Египтянами, и как Я понес вас на орлиных крыльях и привел вас в сам. Итак, если вы послушаетесь голоса Моего и сохраните завет Мой, то будете Моим сокровищем из всех народов. Да, вся земля моя, а вы будете для меня царством священническим и народом святым. Вот слова, которые ты скажешь израильтянам».
В каждом поколении отношения Бога со Своим народом — это история спасения, любви и преданности.
Затем Бог воплощается — становится человеком — открывается нам больше, чем когда-либо прежде. В Ветхом Завете народ Божий надеялся, жаждал, слышал пророчества о своем «Мессии», что в переводе с греческого означает «Христос». Сын, Который должен был быть назван Иисусом, был этим долгожданным Христом.
Бог устанавливает Новый Завет, или Новый Завет. В 22-й главе Луки мы видим, как Иисус устанавливает этот «Новый Завет» — или новый Божий способ иметь отношения любви и преданности со Своим народом — на Тайной вечере. Он говорит,
«Тогда он взял буханку хлеба и, поблагодарив, преломил ее и дал им, говоря: „Это мое тело, которое отдается за вас. Сделай это в Мое воспоминание». То же самое он сделал с чашей после вечери, говоря: «Эта чаша, которая за вас изливается, есть новый завет в Моей крови».
Сразу после этого Иисуса распяли за грехи мира. В словах 1 Коринфянам 15: «Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он был погребен, и что Он воскрес в третий день, по Писанию…» Умирание и воскресение Иисуса Христа из мертвых чтобы спасти человечество, открылась новая эпоха, или путь, в котором Бог пребывает в любовном общении со Своим народом, — путь, о котором до сих пор мечтали и пророчествовали.
Что такое Троица?
Одним из наиболее важных аспектов христианского понимания Бога является то, что Бог триедин. Причудливый богословский способ говорить о Троице состоит в том, чтобы сказать, что Бог — это один Бог и три лица ( tri означает три ). Христиане не поклоняются трем богам, но Отец, Сын и Святой Дух являются каждый отдельными «личностями» (не отдельными, отдельными людьми, как мы знаем людей), которые не являются друг другом, но все являются одним и тем же Богом. Это чрезвычайно загадочно для человеческого интеллекта, и это нормально, чтобы быть сбитым с толку. Если вы когда-нибудь задавались вопросом: «Является ли Иисус Богом?» или «Как Бог создал мир?» или «Поддерживает ли Бог мир или он более невмешателен?» или «Слышит ли Бог мои молитвы?» вы уже задавали вопросы о Троице.
Прекрасным и полезным примером тринитарного мышления является Никейский символ веры, который представляет собой заявление о вере, читаемое каждое воскресенье в различных деноминациях христианских церквей по всему миру. Никейский символ веры выражает отношения Сына с Отцом такими словами, чтобы выразить эту реальность:
«Бог от Бога, Свет от Света,
истинный Бог от истинного Бога,
рожденный, не сотворенный,
Единосущный с Отцом. ”
Еще одним инструментом для понимания тринитарной динамики является щит Троицы, который существует уже много столетий и изображен ниже.
Фото с Викисклада
Заманчиво попытаться сравнить Троицу с физическими объектами или реальностями, которые мы можем видеть и понимать, например с яйцом (желток, белок, скорлупа) или водой (твердый лед, жидкая вода, пар). Однако по иронии судьбы эти иллюстрации больше иллюстрируют неверные или «еретические» взгляды на Троицу, чем помогают. Вода, например, является отличной иллюстрацией того, что называется «модализмом», то есть непониманием того, что Бог становится Отцом, Сыном или Святым Духом в разных контекстах, вместо того, чтобы всегда быть всеми тремя, объединенными. Как бы пугающе ни звучало слово «ересь», на самом деле это всего лишь способ помочь нам оставаться в границах христианского богословия. Если мы сможем описать, что такое Бог , а не , у нас будет лучшее представление о том, что Бог есть .
Суть тринитарного богословия не в том, что мы описываем Бога как три, а в том, что мы сталкиваемся с Богом как с тремя. Мы прежде всего понимаем Троицу через взаимодействие Троицы с нами. В творении Бог-Отец сотворил посредством Слова (которое есть Сын), когда Святой Дух парил (или, если угодно, витал) над поверхностью вод, когда они образовывались и разделялись. Подобным же образом троичный Бог осуществляет и наше спасение, которое иногда рассматривается как воссоздание: Бог-Отец совершил спасение посредством того, что Иисус стал человеком, умер человеческой смертью и воскрес из мертвых как «первенец из числа умер» (Колоссянам 1:8). После того, как Иисус вознесся обратно к Богу Отцу, Бог послал Святого Духа быть со Своим народом (и даже внутри). Церковь, как Божий народ, теперь наделена идентичностью и задачей быть телом Христовым на Земле.
Может быть полезно помнить о тринитарной жизни Бога, чтобы понять, как мы молимся — Мы молимся Богу Отцу (Матфея 6:9), через Иисуса, поскольку Он объединяет нашу человечность с божественностью (Евреям 7:25), и в силе Святого Духа, который побуждает нас молиться (Римлянам 8).
Есть ли у Бога пол?
Бог не мужчина и не женщина. Хотя у нас есть привычка использовать местоимение «Он», когда мы говорим об Отце, Сыне, Святом Духе или Троичном Боге, было бы категорической ошибкой применять род к Троице или любому из трех Лиц Бога. Троица. Слова «Отец» и «Сын» используются для того, чтобы помочь нам представить, какие отношения между «личностями», в которых отец порождает Сына (Иоанна 3:16). С тем же успехом мы могли бы говорить о Боге, нашей Матери, как это действительно делали некоторые на протяжении всей христианской истории. В Бытии 1:27 нам представлена поэма, в которой подчеркивается кульминационный момент в повествовании о сотворении мира:
«И сотворил Бог человека по образу Своему,
по образу Божию сотворил их;
мужчину и женщину он создал их».
Эта поэтическая структура ясно сообщает, что быть по образу Божьему означает быть мужчиной и женщиной. Эта поэма о человечестве была бы абсурдной, если бы Бог был исключительно мужчиной. В Библии есть множество метафор, изображающих Бога как мать, и их полезно запомнить (Бытие 1:1-2, Бытие 2:7, Второзаконие 32:11-12, Притчи 1:20, Матфея 11:19)., Луки 3:22, Иоанна 3:5-6 для начала).
Каков Бог?
Христиане любят думать о Боге, вспоминая Его атрибуты, иногда называемые Божественными Совершенствами. Вот некоторые из них:
Бог есть один . Второзаконие 6:4, строка под названием Shema , говорит: «Слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един». (См. также Марка 12:29 и Иакова 2:19.) Это прежде всего утверждение о монотеизме — есть один Бог. Кроме того, в христианской доктрине три лица троицы составляют одно. Человеческая и божественная природа Христа едины. Все атрибуты Бога едины. Они не являются его аспектами или характеристиками, а являются Богом 9.0017 — это Один, Всемогущий, Мудрость, Любовь и многое другое. (Иногда это называют «божественной простотой», имея в виду, что Бог и Его атрибуты совершенны, цельны и едины.) Хотя мы можем разделить эти атрибуты на списки и фрагменты из-за конечности нашего понимания — поскольку мы заперты во времени, пространстве , а язык — Бог однозначно один. Бог — это единый Бог вселенной, и он в своем существе един. Это чудо и тайна для нас, чтобы созерцать.
Бог вездесущ (все присутствующие). Бог не вещь среди прочего. Он не объект где-то во вселенной, ибо он Творец всех вещей. Он невидим; это даже иногда называют «божественной скрытностью». Именно поэтому Бог может быть нашим убежищем и убежищем. Хотя Сын принял образ человека и теперь — хоть сегодня! — это навеки воскресшее человеческое существо, Единый Тринитарный Бог не ограничен одним конкретным местом. Как говорит псалмопевец: «Взойду ли я на небо, и Ты там; если постелю постель мою в шеоле, то Ты там» (Псалом 139).:8). Бог присутствует повсюду в сотворенном Им порядке. Бог со мной и с тобой, всегда и везде.
Бог всемогущий (всемогущий). Всемогущий Бог владычествует над всем творением. Дело не в том, что Бог обладает властью или проявляет силу; он это мощность. Тем не менее, в отличие от большинства земных сил, он не может испортиться. Именно благодаря этой силе «мы Им живем и движемся и существуем» (Деяния 17:28). Именно этой силой он создал и поддерживает нашу вселенную из избытка любви. И именно в этой силе он решил принять образ младенца, отказавшись от царской славы в акте смирения и любви, ради блага человечества (Филиппийцам 2:6-11). Это та сила, которой является Бог — Бог есть одновременно Сила, Доброта, Смирение и Любовь.
Бог всезнающий (всезнающий). Это означает больше, чем то, что Бог знает каждый факт, который должен быть известен. Бог — это Знание, Мудрость, Понимание и Истина. Бог, сотворив сам Вселенную, знает ее изнутри. Бог, сотворив каждого человека сам, знает каждого человека глубочайшим образом. Бог, совершенный в благости, совершенный в силе и совершенный в мудрости, есть Праведность, Справедливость и Истина. Он полностью трансцендентен и полностью совершенен. Бог как Истина и Праведность часто изображается как Сияние и Свет. Говоря словами 1 Иоанна 1:5, «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». По словам Псалма 119:105: «Слово Твое — светильник ноге моей / и свет стезе моей».
Бог есть любовь . Об этом конкретно говорится в 1 Иоанна 4:8, но это можно увидеть во всей Библии. Внутри собственной тринитарной жизни Бог есть любовь, и в своем отношении ко всему творению, включая человечество, Бог проявляет сильную, неизменную любовь:
«Кто не любит, тот не познал Бога, ибо Бог есть любовь. Любовь Божия открылась среди нас таким образом: Бог послал в мир Сына Своего Единородного, чтобы мы могли жить через Него. В этом любовь не в том, что мы любили Бога, а в том, что Он возлюбил нас и послал Своего Сына в искупительную жертву за наши грехи. Возлюбленные, раз Бог так возлюбил нас, то и мы должны любить друг друга. Никто никогда не видел Бога; если мы любим друг друга, то Бог живет в нас, и Его любовь совершенна в нас. (1 Иоанна 4:8-12)
Бог родственный, и Он создает, поддерживает и спасает нас благодаря своей неизменной любви к нам. Бог не создал человечество и вселенную из нужды или недостатка внутри себя. Такого нет. Он Совершенен и цел. Скорее, из-за избытка любви Бог пожелал, чтобы мы могли существовать и испытать славную, гармоничную реальность, мотивированную и отмеченную любовью.
Мы никогда не сможем полностью описать Бога, и познание Бога относительно гораздо более осуществимо, чем познание Его интеллектуально . В то же время нам любопытно, какое место Бог занимает во вселенной, на что он похож и на что он не похож. Несмотря на то, что кое-что из этого находится за пределами нашего понимания, Бог милостиво открыл нам так много о Себе.
Познать Бога — значит познать Свет, Жизнь и Любовь во всей ее полноте и славе. Это значит быть принятым в Божью семью и познать любовь и заботу, которую Бог питает к вам и ко всей семье Божьего народа. Это значит познать Творца вселенной и суметь погрузиться в жизнь Троицы через молитву.
Апрель 2021
Ханна Блэк
Ханна Блэк — доктор философии. кандидат богословия в Кембриджском университете. Ее исследования сосредоточены на сотериологических образах в богословии св. Григория Нисского и на том, что оно может предложить современному феминистскому богословию. Когда Ханна не работает над своей докторской диссертацией, она обычно общается по FaceTime со своими племянницами и племянниками, вяжет или планирует будущие путешествия со своим мужем Гриффином.
Как увидеть Бога таким, какой Он есть на самом деле
У Трейси Микс был выбор: либо она могла верить, что Бог суверенный, добрый и любящий, либо нет.
Всего через 4 года после замужества у мужа Трейси, Дейва, обнаружили злокачественную неоперабельную опухоль головного мозга.
«Прохождение через это лишило меня всего, что я, как мне казалось, знал о Боге», — говорит Трейси. «В каком-то смысле мне пришлось многое начинать заново. Как мне молиться? Молиться ли мне «Да будет воля Твоя»? Молиться ли мне об исцелении?»
Три с половиной года Дейв боролся с опухолью, которая медленно лишала его способности общаться и мыслить. В конце концов это забрало его жизнь.
Новоиспеченной матери-одиночке двоих детей пришлось бороться с оставшимися без ответа вопросами, болью и выбором — должна ли она изменить свое отношение к Богу?
Многие христиане могут перечислить слова, описывающие Бога: Он милостив, могуч, праведен, свят и справедлив. Но когда жизнь трудна, описываем ли мы Бога по-прежнему так же?
Как и у Трейси, у нас есть выбор, правильно или нет относиться к Богу. Посреди своей невероятно реальной боли и печали Трейси усердно работала над тем, чтобы иметь правильное представление о Нем и привести свою жизнь в соответствие с этим представлением.
Это важно и для нас. Но почему наше представление о Боге так важно?
«Все в нашей жизни — наше отношение, мотивы, желания, действия и даже наши слова — находится под влиянием нашего взгляда на Бога», — писал Билл Брайт, основатель Cru, в God: Discover His Character . Его сын Брэд помог запустить DiscoverGod.com, чтобы лучше узнать Бога.
Проще говоря, наше представление о Боге напрямую влияет на то, какую карьеру мы выберем, на ком женимся или как будем воспитывать наших детей — на важные жизненные решения. Наше желание сделать правильный выбор приводит нас к выбору, основываясь на том, кем мы понимаем Бога.
Но наше представление о Боге также влияет на все остальное — на наши намерения, действия и мнения — пусть даже только подсознательно.
А.В. Тозер, писавший в начале 1960-х годов, признавал огромную важность точного взгляда на Бога. «То, что приходит нам на ум, когда мы думаем о Боге, — это самое важное о нас», — писал он в «Познании святого» .
Поскольку это влияет на каждый выбор, который мы делаем, и на все, что мы делаем, он сравнил правильное представление о Боге с фундаментом здания. «Там, где она неадекватна или выходит из строя, — писал он, — вся структура должна рано или поздно рухнуть».
Тозер считал, что мало-помалу церковь сменила некогда возвышенное представление о Боге на низкое.
Это не новая проблема. Даже избранные Богом люди поддались неверным представлениям о Нем. После многих лет египетского рабства Бог вывел израильтян из рабства через расступившееся Красное море.
Каждое утро Он давал им в пищу манну, которая сыпалась с неба. Однако, когда они не смогли найти воды, они усомнились в Боге как в кормильце: «Они роптали на Моисея и говорили: „Зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши?“ «(Исход 17:3).
Время от времени Бог обеспечивал, но израильтяне не доверяли Его доброте и обеспечению.
Это заблуждение может быть опасным, поскольку ведет к идолопоклонству, или, другими словами, к поклонению чему-то ложному. «Идолопоклонническое сердце предполагает, что Бог иной, чем Он есть, — писал Тозер, — и заменяет истинного Бога сотворенным по своему подобию».
Когда мы неправильно смотрим на Бога, мы рискуем поклоняться Ему не таким, какой Он есть на самом деле, а таким, каким мы Его создали. Мы можем не размахивать золотым тельцом, как израильтяне, но мы потихоньку создаем более тонкие заменители.
Бог хочет, чтобы вы имели правильное представление о Нем: «Хвалящийся пусть хвалится тем, что понимает и знает Меня» (Иеремия 9:24). Вот несколько практических советов, как развить правильное представление о Боге:
Первый шаг к изменению — быть открытым для изменений.
«Бог по-настоящему познается в душе только тогда, когда мы отдаем себя Ему», — писал пастор и учитель Библии Артур Пинк в Атрибуты Бога .
Сами по себе мы не можем начать правильно смотреть на Бога. Попросите Святого Духа помочь вам правильно взглянуть на Него и определить ложь, в которую вы верите, относительно Божьего характера. «Мы должны научиться мерить себя не своими познаниями о Боге, не своими дарами и обязанностями в церкви, а тем, как мы молимся и что происходит в нашем сердце», — пишет богослов И.И. Упаковщик в Познание Бога .
«Некоторые люди думают о [Боге] как о большом хулигане, космическом полицейском или божественном Санта-Клаусе», — писал Билл Брайт. Часто мы не осознаем, что наши представления о Боге искажены.
Чтобы проанализировать ваши взгляды, составьте список из 3 столбцов. Сначала напишите слова, которые приходят на ум, когда вы думаете о Боге. Во второй колонке приведите пример того, как ваша жизнь отражает каждую истину.
Например, вы говорите: «Бог благ» только после того, как произошло что-то великое, или также и после трудных времен? В третьем столбце сопоставьте свои слова с тем, что Бог говорит о Себе в Писании. Как сравнить списки?
Предостережение: Стремление к истинному пониманию Бога — действительное познание Его — не то же самое, что понимание того, почему Он что-то делает или не делает. Бог очень ясно дает понять, что Его пути выше наших путей (Исаия 55:9), поэтому нам нужно бороться с искушением свести жизнь к причинно-следственным связям. Хорошие и плохие обстоятельства не только преподают нам уроки.
Бог дал нам Свое Слово как самое ясное описание того, кто Он есть.
В Ветхом Завете Бог открывает Свой характер — Свою любовь, праведность, гнев, справедливость и обетования.
В Новом Завете Бог открывает Иисуса — Свой характер во плоти.
Посреди своей боли Трейси Микс нашла в Писании ясную картину Божьего характера. Каждый день после смерти Дейва она искала новый куплет, чтобы сохранить его.
«Я только что потеряла человека на этой земле, который обожал меня больше всего, и я думала, что меня больше никогда не будут так обожать», — говорит Трейси. «Но я знал, что Бог обожает меня гораздо больше, чем Дэйв».
Бог подтвердил это, подведя ее к нескольким стихам, в том числе: «Я увлеку ее, приведу ее в пустыню и буду говорить с нею ласково» (Осия 2:14) и «Как жених радуется о невесте, так и ваш Бог будет радоваться о вас» (Исайя 62:5).