Бог кто он на самом деле: Откуда взялся Бог? Кто Его создал? – Православный журнал «Фома»

Откуда взялся Бог? Кто Его создал? – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 3 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Бога никто не создавал. На то Он и Бог. Бог трансцендентен нашей вселенной, то есть находится как бы за ее пределами и не подчиняется законам причинно-следственных отношений. При этом Он пребывает в нашем тварном мире Своими нетварными Божественными энергиями, в результате чего мир, собственно, и существует. Чтобы было понятнее, можно привести сравнение (очень условное, как и всякая аналогия в данном случае) с композитором, написавшим прекрасную симфонию. Последняя отражает творческую личность автора, проникнута его переживаниями и эмоциями, несет в себе частицу его таланта, но при этом сам ее творец не имманентен своему произведению, то есть, присутствуя в нем, одновременно не разделяет его сущностных свойств, является инаковым, внешним по отношению к нему.

Мы привыкли к изменчивости и текучести всего существующего, к тому, что «все имеет свой конец, свое начало». Человек рождается и очень скоро умирает. Как отмечал псалмопевец, дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро (Пс 89:10). Но и окружающий нас мир, включая насчитывающие миллионы лет скалы, небесные тела, планеты и галактики, тоже ограничен во времени. Все это обладает относительным бытием, то есть существует, только будучи обусловленным чем-то, к нему не относящимся. В отличие от тварного мира Бог — это абсолютное бытие, которое по своим свойствам автономно, трансцендентно и непостижимо. Оно не только не обусловлено ничем, но само выступает условием для всего сущего. Как писал сэр Исаак Ньютон, «Он (Бог. — Прим. ред.) пребывает вовеки; присутствует везде; Он конституирует длительность времени и пространство».

Таким образом, Бог — причина всего существующего, однако Сам Он не имеет причины, которая бы запустила Его существование.

Об этом еще в древности писал греческий философ Аристотель, разработавший так называемое космологическое доказательство бытия Бога. В сжатом виде его можно представить так: каждая вещь в мире и вся Вселенная в целом имеет причину своего существования, но продолжать эту последовательность, цепочку причин до бесконечности нельзя — где-то должна быть Первопричина, которая уже не обусловливается никакой иной, иначе все оказывается безосновательным, «повисает в воздухе». Такой первопричиной является Бог, Который находится вне времени и пространства и существует вечно, являясь Создателем видимой Вселенной и ее законов.

Так что вопросы «откуда взялся Бог?», «кто Его создал?» или «что является причиной?» правомерны только по отношению к относительному бытию; применительно к Богу они просто не имеют смысла.

Радость же и уникальность христианского откровения о Боге заключается в том, что непостижимый и трансцендентный Бог в Лице Сына Божьего (христиане верят в Бога, Который един по существу, но троичен в Лицах), не меняясь и не изменяя Своей природы, в определенный момент нашей истории сошел на землю, родился от Духа Святого и Марии Девы и сделался во всем подобным нам, кроме греха. Иисус Христос — совершенный Бог и совершенный Человек — пострадал за грехи человечества, воскрес и навсегда соединил в Себе Божество и человечество, открыв нам возможность стать причастниками Его Божественной жизни. В итоге бесконечный и всемогущий Бог, непостижимый и чуждый всем несовершенствам этого мира, оказывается близким и доступным в нашем единстве со Христом.

| Читайте также:

Про фильм «Кто такой Бог?»

Предыдущий Сле­ду­ю­щий

20:26

Про фильм “Кто такой Бог?”

Рас­шиф­ров­ка видео

Один из моих под­пис­чи­ков при­слал мне ссыл­ку на ролик с назва­ни­ем «Кто такой Бог» и попро­сил его про­ком­мен­ти­ро­вать. Вер­нее, пол­ное назва­ние это­го роли­ка «Кто такой Бог – я сам в шоке. Это видео уда­ля­ют со всех паб­ли­ков» Ну, я посмот­рел это видео. У него доволь­но-таки бре­до­вое содер­жа­ние, и сна­ча­ла я думал, сто­ит ли вооб­ще это ком­мен­ти­ро­вать, мало ли бре­до­вых роли­ков на Юту­бе. Одна­ко когда я уви­дел, что там у него почти 5 млн. про­смот­ров, ну и так­же неко­то­рые неоязыч­ни­ки в ком­мен­та­ри­ях к дру­гим роли­кам нача­ли ссы­лать­ся на эти бред­ни, как на что-то уже дока­зан­ное, так что я решил всё-таки про­ком­мен­ти­ро­вать дан­ный ролик.

Итак, в самом же нача­ле дан­ный моло­дой чело­век, кото­рый явля­ет­ся авто­ром роли­ка, зада­ёт сле­ду­ю­щий вопрос:

Кто такой Бог, что вы зна­е­те о его про­ис­хож­де­нии, вот отку­да он взялся? 

И даль­ше он раз­ви­ва­ет, что вот эти моно­те­и­сты, они не зна­ют, отку­да взял­ся их Бог:

А теперь заду­май­тесь, это важ­но? Что вы зна­е­те о вашем Боге? Спро­си­те себя или свя­щен­ни­ка о про­ис­хож­де­нии Бога, и вы услы­ши­те что-то напо­до­бие тако­го ответа:

Мы име­ну­ем Бога без­на­чаль­ным, поэто­му у Него нет ни нача­ла, ни кон­ца, вот Бог как раз живёт в веч­но­сти ( прот. Д.Смирнов)

Дру­ги­ми сло­ва­ми, никто ниче­го не зна­ет о том Боге, в кото­ро­го все верят.

И более того, даже мыс­ли о том, что Бог име­ет Своё нача­ло, кощун­ствен­ны, они запретны.

Мыс­ли эти не кощун­ствен­ны и не запрет­ны, они про­сто глу­пы. Есть такое сло­во «веч­ность», оно обо­зна­ча­ет поня­тие о том, что не име­ет ни нача­ла, ни кон­ца. Это не толь­ко рели­ги­оз­ная – фило­соф­ская кате­го­рия. Так вот, если автор это­го филь­ма смо­жет закон­чить шко­лу и посту­пить в инсти­тут, где у него будет хоть в каком-то изло­же­нии фило­со­фия, и он задаст пре­по­да­ва­те­лю вопрос «а когда нача­лась веч­ность» или «когда кон­чит­ся бес­ко­неч­ность», ему объ­яс­нят, что он про­сто смо­ро­зил чушь, пото­му что он не пони­ма­ет смыс­ла слов, кото­рые упо­треб­ля­ет. Так вот, хри­сти­ане и дру­гие моно­те­и­сты, т. е. люди, веря­щие в Еди­но­го Бога Твор­ца, гово­рят о том, что они верят в Бога, Кото­рый вечен. И поэто­му зада­вать вопрос, когда Бог начал­ся, отку­да Он явил­ся – это про­сто пока­за­тель глу­по­сти, непо­ни­ма­ния чело­ве­ком того, о чём он гово­рит.

Не слу­чай­но в этом роли­ке при­ве­ден при­мер с вопро­сом шести­лет­не­го ребёнка:

Мой шести­лет­ний сын спро­сил у меня: Отку­да взял­ся Бог? Как сле­ду­ет отве­тить ему на этот вопрос?

Это дей­стви­тель­но уро­вень шести­лет­не­го ребён­ка, но для шести­лет­не­го ребён­ка, кото­рый ещё в силу сво­е­го воз­рас­та не зна­ком с серьёз­ны­ми поня­ти­я­ми, это изви­ни­тель­но, а для авто­ра дан­но­го филь­ма и тем, кто ему пове­рил, если им боль­ше шести лет, то это, ска­жем так, не изви­ни­тель­но. Пони­ма­ние того, что Бог вечен, оно не слу­чай­но в моно­те­и­сти­че­ских рели­ги­ях. Еди­ный Бог Тво­рец не может не быть веч­ным в силу того, что вре­мя – это при­над­леж­ность наше­го твар­но­го мира. Бог, Кото­рый сотво­рил этот мир, Он не может быть свя­зан вре­ме­нем, соот­вет­ствен­но, Он не может появить­ся, пото­му что появ­ле­ние есть изме­не­ние соот­вет­ствен­но. Гово­рить, что Бог появил­ся – это зна­чит гово­рить, что Он под­чи­нён кате­го­ри­ям изме­не­ния и времени.

Хоро­шо, кто-то может воз­ра­зить нам и ска­зать, что мне не важ­но, отку­да Он взял­ся, для меня важ­но, что я знаю, что Бог есть, что Бог всё создал, создал чело­ве­ка, и т.д.

Ещё раз: Бог по опре­де­ле­нию не может ниот­ку­да взять­ся, точ­но так же как вода в жид­ком состо­я­нии по опре­де­ле­нию мок­рая, она не была когда-то сухой, а потом намок­ла. Если этот парень сни­мал бы ролик о том, что вода в жид­ком состо­я­нии не была все­гда мок­рой, а была сухой и потом намок­ла, все бы ска­за­ли, что это про­сто чело­век, мяг­ко гово­ря, фан­та­зи­ру­ет. К нашей реаль­но­сти, в кото­рой мы живём, это не име­ет ника­ко­го отно­ше­ния. Вот то же самое и здесь. Все после­ду­ю­щие его рас­суж­де­ния о том, отку­да взял­ся Бог, они не име­ют ника­ко­го отно­ше­ния к тому, во что верят люди, кото­рые гово­рят, что они верят в Еди­но­го Бога. Пото­му что Бог, кото­рый про­изо­шёл, имел нача­ло во вре­ме­ни – это не тот Бог, о кото­ром гово­рят эти люди.

Пре­крас­но. Но в такой систе­ме миро­воз­зре­ния воз­ни­ка­ет вопрос: каким обра­зом появи­лось зло в мире? Ответ вы услы­ши­те один: был такой ангел Люци­фер, он отпал от Бога и стал сата­ной, и начал тво­рить зло.

Зло появи­лось из-за зло­упо­треб­ле­ния даром сво­бо­ды со сто­ро­ны разум­ных существ, сотво­рен­ных Богом – вот какой ответ вы може­те услы­шать. Сво­бо­да и пред­по­ла­га­ет авто­ном­ные дей­ствия разум­ных существ. И в силу этой авто­ном­но­сти имен­но эти суще­ства явля­ют­ся авто­ра­ми сво­их дей­ствий. Но подо­зре­ваю, что с поня­ти­ем сво­бод­но­го выбо­ра у авто­ра это­го роли­ка так­же пло­хо обсто­ит дело, как и с поня­ти­ем веч­но­сти. Одно дело, когда чело­ве­ку не нра­вит­ся хри­сти­ан­ство или вооб­ще вера в Бога. Дру­гое дело, когда чело­век «несет пур­гу» по пово­ду того, во что верят веру­ю­щие. Если ты о чем-то гово­ришь, ты дол­жен разо­брать­ся и понять это явле­ние, даже если оно тебе и не нра­вит­ся. Если бы автор задал­ся целью не лап­шу на уши зри­те­лям наве­шать, а понять то, во что верят – пусть даже пре­зи­ра­е­мые им моно­те­и­сты, это­го роли­ка бы не появилось.

Ну, а сей­час про­сто ска­жу, что в Биб­лии нет ни одно­го места, кото­рое бы гово­ри­ло о пад­шем анге­ле, тако­го места нет.

Глав­ное заявить с аплом­бом, что­бы тебе зри­те­ли пове­ри­ли, да? А как насчет вот это­го места:

Он же ска­зал им: Я видел сата­ну, спад­ше­го с неба, как мол­нию (Лк. 10:18)

Бог анге­лов согре­шив­ших не поща­дил, но, свя­зав уза­ми адско­го мра­ка, пре­дал блю­сти на суд для нака­за­ния(2 Пет. 2:4)

Лад­но, смот­рим дальше.

Каким обра­зом доб­рый Бог создал суще­ство, кото­рое зара­нее было пред­рас­по­ло­же­но ко злу?

Не был дья­вол зара­нее пред­рас­по­ло­жен ко злу, соглас­но хри­сти­ан­ско­му уче­нию. Автор опять либо соврал, либо про­сто демон­стри­ру­ет чудо­вищ­ное неве­же­ство в том, о чем он гово­рит. Но глав­ное, что­бы голо­сок уве­рен­но звучал.

Если все создал Бог, то Он дол­жен был создать и зло, а если Он создал зло, зна­чит Он не такой уж хоро­ший и доб­рый, как нам рассказывают.

Бог создал всё суще­ству­ю­щее, а зло не явля­ет­ся сущ­но­стью, зло – это направ­лен­ность воли и выра­же­ние этой направ­лен­но­сти воли опре­де­лён­ных разум­ных существ, кото­рые исполь­зо­ва­ли дар сво­бо­ды таким вот обра­зом. Про­пис­ные исти­ны на самом деле – для любо­го, кто хоть немно­го раз­би­ра­ет­ся в хри­сти­ан­ском уче­нии. Даль­ше, исхо­дя из этих лож­ных посы­лов, автор дела­ет лож­ные выво­ды, что вполне естественно:

В любом слу­чае зло само по себе, как и всё осталь­ное, не мог­ло воз­ник­нуть. Если веру­ю­щие отри­ца­ют, что зло создал Бог, зна­чит, оста­ёт­ся толь­ко дру­гой вари­ант: зло суще­ство­ва­ло ещё до Него.

Нет, есть ещё вари­ант с тем, что зло – это порож­де­ние сво­бод­но­го выбо­ра сотво­рён­ных сво­бод­ных существ, как я уже гово­рил. Далее начи­на­ет­ся кам­ла­ние на тему сло­ва «Эло­хим» в Библии.

А теперь к сути. Мое вни­ма­ние при­влек­ло то обсто­я­тель­ство, что в Биб­лии на иври­те или как ее назы­ва­ют, в масо­рет­ской Биб­лии, более 2,5 тысяч раз напи­са­но сло­во «Эло­хим», что пере­во­дит­ся как «боги», это сло­во сто­ит уже с само­го пер­во­го сти­ха Биб­лии: «в нача­ле сотво­рил Бог небо и зем­лю». В иври­те сто­ит сло­во «эло­хим», то есть не «Бог сотво­рил», а «боги сотворили».

Здесь автор, как обыч­но, врёт, гово­ря, что как бы «сотво­ри­ли боги» напи­са­но в Биб­лии. Нет, гла­гол «сотво­рил» сто­ит в един­ствен­ном лице. По пово­ду само­го сло­ва «Эло­хим» тут он, конеч­но, такую «тай­ну» открыл… Пред­став­ляю, что будет, если на гла­за это­му авто­ру попа­дут­ся доку­мен­ты Рос­сий­ской импе­рии, Мани­фест госу­да­ря Нико­лая II – види­те там «Мы, Нико­лай Вто­рый». Смот­ри­те, уже гото­вый мате­ри­ал для ново­го роли­ка дан­но­го чело­ве­ка – «исто­ри­ки опять скры­ва­ли от нас прав­ду, а на самом деле в Рос­сий­ской импе­рии было мно­го­ца­рие!» – то есть фор­ма прав­ле­ния мно­гих царей одно­вре­мен­но, ведь там же упо­треб­ле­но мно­же­ствен­ное лицо пра­виль­но? Всё дока­за­но. И назвать: «Я в шоке, видео уда­ля­ют со всех исто­ри­че­ских пабликов»…

На самом деле царь, конеч­но, был один, но это фор­ма, кото­рая, кста­ти гово­ря, и в дру­гих язы­ках суще­ству­ет во мно­гих, она назы­ва­ет­ся «мно­же­ствен­ное пре­вос­ход­ства», она каса­ет­ся тех слу­ча­ев, когда имен­но в силу того, что тот, о ком отзы­ва­ют­ся, обла­да­ет осо­бым вели­чи­ем о нём, хотя он один, гово­рят так как бы во мно­же­ствен­ном лице. Впро­чем, что­бы понять это, не обя­за­тель­но обра­щать­ся к древ­но­сти, пото­му что и в совре­мен­ном нашем рус­ском язы­ке, когда мы обра­ща­ем­ся к одно­му чело­ве­ку, но к кото­ро­му мы хотим обра­тить­ся ува­жи­тель­но, мы гово­рим ему «Вы», хотя перед нами один чело­век, а не мно­го. В древ­не­ев­рей­ском язы­ке, как в дру­гих семит­ских язы­ках, сло­во «эль» озна­ча­ло «бог», а «эло­хим»– мно­же­ствен­ная фор­ма это­го сло­ва, но оно упо­треб­ля­ет­ся по отно­ше­нию к Богу, к Еди­но­му Богу в Свя­щен­ном Писа­нии, одна­ко, как пра­ви­ло, гла­гол все­гда сто­ит в един­ствен­ном числе.

Люди вери­ли во мно­гих богов, эта вера во мно­гих богов нашла свой отпе­ча­ток в Биб­лии. Итак, мы можем видеть, что даже древ­ние евреи вери­ли во мно­гих богов, а под сло­вом «эло­хим», как мы пом­ним, древ­ние евреи под­ра­зу­ме­ва­ли имен­но богов.

Та идея, что это яко­бы явля­ет­ся отоб­ра­же­ни­ем древ­них поли­те­и­сти­че­ских взгля­дов евре­ев, кото­рую автор в этом роли­ке озву­чи­ва­ет как некое откро­ве­ние, она была сомни­тель­ной и уста­рев­шей ещё задол­го до его рож­де­ния. Так, напри­мер, ещё Виль­гельм Гене­зи­ус писал: «Пред­по­ло­же­ние что “эло­хим” сто­ит рас­смат­ри­вать как про­сто оста­ток более позд­них поли­те­и­сти­че­ских взгля­дов, как мини­мум, весь­ма мало­ве­ро­ят­но, и более того, не объ­яс­ня­ет ана­ло­гич­ные при­ме­ры упо­треб­ле­ния мно­же­ствен­но­го чис­ла». И он при­во­дит при­ме­ры там «када­шим», «тера­фим» – сло­ва, кото­рые по кон­тек­сту упо­треб­ля­ют­ся толь­ко по отно­ше­нию к одно­му, но при этом име­ют фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла. Соглас­но Гене­зи­усу, это даже не мно­же­ствен­ное пре­вос­ход­ство, а мно­же­ствен­ное абстрак­ции, выра­жа­ю­щее отвле­чён­ную сово­куп­ность харак­те­ри­стик вещи, что вполне в духе семит­ских язы­ков. Древ­не­ев­рей­ский язык исполь­зу­ет мно­же­ствен­ное чис­ло для пере­да­чи поня­тий моло­дость, ста­рость, дев­ствен­ность, и так далее. Так­же есть при­мер упо­треб­ле­ния в Биб­лии сло­ва «гос­по­дин» во мно­же­ствен­ном чис­ле по отно­ше­нию к царю или хозя­и­ну. Вот, напри­мер, у про­ро­ка Исайи: И пре­дам Егип­тян в руки вла­сти­те­ля жесто­ко­го, и сви­ре­пый царь будет гос­под­ство­вать над ними, гово­рит Гос­подь, Гос­подь Сава­оф (Ис. 19:4). «Жесто­ко­го» в един­ствен­ном чис­ле, «вла­сти­те­ля» дослов­но «адо­ним» – господа.

Так же и в дру­гом месте: И поло­жил раб руку свою под стегно Авра­ама, гос­по­ди­на сво­е­го, и клял­ся ему в сем. (Быт.24:9) « Гос­по­ди­на» так­же сто­ит во мно­же­ствен­ном чис­ле, хотя Авра­ам был один. Ну, я думаю, что с этим мы разо­бра­лись, это про­сто упо­треб­ле­ние слов, свой­ствен­ное для древ­не­ев­рей­ско­го язы­ка, и это ника­кая не тай­на, ника­кой не сек­рет. Даже в Вики­пе­дии автор дан­но­го роли­ка мог бы под­черп­нуть на эту тему мно­го инте­рес­но­го, и осо­знать, какую пур­гу он несет.

Далее автор делит­ся дру­гим «откры­ти­ем»:

На иври­те в масо­рет­ском тек­сте «бог стал в сон­ме богов» зву­чит как «эло­хим нит­цав баа­а­дат эль», что пере­во­дит­ся как «боги ста­ли в собра­нии Эля». Бог Эль – это самый вер­хов­ный бог хана­ан­ско­го пан­тео­на богов.

И далее он раз­ви­ва­ет эту тему, что мол, Бог, о Кото­ром гово­рит­ся в Биб­лии, это яко­бы тот самый эль, в кото­ро­го вери­ли хана­ан­ские пле­ме­на, и т. д. Ну, это при­мер­но как гово­рить, что Ким Чен Ын и Ким Кар­да­шьян – это один и тот же чело­век, пото­му что и того и дру­го­го зовут Ким. Сло­во «эль» не толь­ко в древ­не­ев­рей­ском, но и в дру­гих семит­ских язы­ках озна­ча­ло «бог». Точ­но так­же как и в сла­вян­ских язы­ках – в рус­ском, в серб­ском, в поль­ском, в бол­гар­ском – вез­де мы видим это сло­во «бог», пото­му что это род­ствен­ные язы­ки, одно и тоже сло­во озна­ча­ет одно и тоже поня­тие. А теперь пред­ставь­те, что дан­ный автор сни­мет дру­гой ролик, где он пока­жет что: смот­ри­те-ка, а у поля­ков тоже бог, сло­во «бог» упо­треб­ля­ет­ся, зна­чит, рус­ские пра­во­слав­ные, когда гово­рят сло­во «бог», они на самом деле покло­ня­ют­ся поль­ско­му богу. Бред же, не прав­да ли? Вот то же самое он дела­ет со сло­вом «эль», есте­ствен­но сов­па­да­ю­щим в семит­ских язы­ках, род­ствен­ных язы­ках. И точ­но так­же, кста­ти гово­ря, как в сла­вян­ских язы­ках сло­во «бог» может обо­зна­чать и еди­но­го Бога, может упо­треб­лять­ся и ко мно­гим богам, точ­но так­же и в Биб­лии в древ­не­ев­рей­ском язы­ке сло­во «Эло­хим» оно мог­ло озна­чать Еди­но­го Бога, а мог­ло упо­треб­лять­ся и по отно­ше­нию ко мно­гим богам, лож­ным богам, в том чис­ле отвер­га­е­мым богам. Это не имя соб­ствен­ное Бога – это сло­во, обо­зна­ча­ю­щее божество.

Даль­ше авто­ра «несёт», и он заяв­ля­ет, что и упо­ми­на­е­мая в Еван­ге­лии гора Еле­он­ская тоже непо­сред­ствен­но свя­за­на с хана­ан­ским боже­ством элем:

 И то, что Иисус всё вре­мя ходил молить­ся на гору Еле­он­скую, то есть на гору бога Эля, это тоже очень стран­но как-то выглядит.

Вооб­ще-то Эле­он – это сло­во из гре­че­ско­го язы­ка, ника­ко­го отно­ше­ния к семит­ским язы­кам не име­ю­щее. Сло­во это обра­зо­ва­но от назва­ния дере­ва на гре­че­ском язы­ке – мас­ли­на или олив­ко­вое дере­во. Так назы­ва­лась гора из-за того, что на ней рос­ли и до сих пор рас­тут рощи олив­ко­вых дере­вьев или мас­лин. Автор мог бы с таким же успе­хом при­пле­сти хана­ан­ско­го Бога эля к горе Эльбрус.

Но в Биб­лии напи­са­но, что это не так. И Авра­ам был, по сути, един­ствен­ным чело­ве­ком на зем­ле, кото­рый пове­рил в это­го Еди­но­го Бога.

При­ме­ча­тель­но, что автор чуть далее упо­ми­на­ет Мел­хи­се­де­ка, про кото­ро­го Биб­лия гово­рит, что он верил в того же Бога, что и Авраам:

Он встре­ча­ет свя­щен­ни­ка Мел­хи­се­де­ка, кото­ро­му он отда­ёт деся­ти­ну со все­го, что име­ет, и кото­рый послан к нему от того само­го Бога.

Соот­вет­ствен­но Авра­ам, соглас­но Биб­лии, не был един­ствен­ным, кто верил в Еди­но­го Бога тогда. Но автор даже не заме­ча­ет, что он сам себе про­ти­во­ре­чит в одном роли­ке с раз­ни­цей в несколь­ко минут:

 Это чрез­вы­чай­но стран­но. В древ­ние вре­ме­на счи­та­лось, что все горо­да были постро­е­ны бога­ми или богом, кото­ро­му в этом горо­де и покло­ня­лись, и име­нем кото­ро­го этот город и назывался.

Да не были древ­ние люди таки­ми глу­пы­ми, они пре­крас­но пони­ма­ли, что горо­да осно­вы­ва­ют­ся людь­ми! В Биб­лии, кста­ти гово­ря, это вполне зафик­си­ро­ва­но. Внимание:

Из сей зем­ли вышел Ассур и постро­ил Нине­вию, Рехо­воф-ир, Калах и Ресен меж­ду Нине­ви­ею и меж­ду Кала­хом; это город вели­кий.(Быт.10:11-12)

В его дни Ахи­ил Вефи­ля­нин постро­ил Иери­хон (3 Цар.16:34)

Но что Мел­хи­се­дек – он царь и свя­щен­ник горо­да Сали­ма, царь Салим­ский. Город Салим — это Иеру­са­лим. Иеру­са­лим в пере­во­де зву­чит как «осно­ван­ный Сали­мом». Вы може­те почи­тать об этом в Вики­пе­дии, напри­мер, это доступ­ная инфор­ма­ция. То есть древ­ний город Иеру­са­лим, свя­той город, был горо­дом бога Сали­ма, или Шали­ма, или Шали­му – есть вари­ан­ты зву­ча­ния. То есть пред­ставь­те себе: до того, как в Иеру­са­ли­ме про­воз­гла­си­ли культ Яхве, в нём суще­ство­вал культ бога Салима.

Ну, а Санкт-Петер­бург стал Пет­ро­гра­дом, потом Ленин­гра­дом в совет­ское вре­мя. Озна­ча­ет ли это, что в совет­ское вре­мя был культ свя­то­го Пет­ра, озна­ча­ет ли это? Город Иеру­са­лим, если дей­стви­тель­но Салим, о кото­ром гово­рит­ся в отно­ше­нии Мел­хи­се­де­ка, это Иеру­са­лим – есть такое мне­ние, есть мне­ние, что это вооб­ще дру­гой насе­лён­ный пункт; но даже если это Иеру­са­лим, то этот город насе­лял­ся дру­гим наро­дом до того, как его заво­е­вал царь Давид, кото­рый жил намно­го поз­же Авра­ама. Насе­ля­ли его иеву­сеи, и он даже назы­вал­ся Иеву­сей. А после захва­та это­го горо­да царь Давид пере­име­но­вал его в город Дави­да, этот город так назы­вал­ся какое-то вре­мя. Так что ана­ло­гия с Ленин­гра­дом и Санкт-Петер­бур­гом здесь вполне умест­на. Любой мало-маль­ски древ­ний город на зем­ле когда-то насе­лял­ся каким-то наро­дом, кото­рый имел какой-то культ како­го-то язы­че­ско­го бога. Это не име­ет ника­ко­го отно­ше­ния к тем наро­дам, кото­рые жили в этом горо­де позд­нее, и тем наро­дам, тем людям, кото­рые живут в этом горо­де сейчас.

Далее автор нако­нец изла­га­ет свою соб­ствен­ную кон­цеп­цию, кото­рая слиш­ком бре­до­вая, что­бы ком­мен­ти­ро­вать её подробно.

Вер­хов­ным богом был бог Эль. Эль родил 70 сыно­вей, в том чис­ле он родил Сали­ма, но не толь­ко его. Салим родил­ся не один, он родил­ся с бра­том-близ­не­цом Шаха­ром, и эти два бога были бога­ми утрен­ней зари и вечер­ней зари. Шахар был богом утрен­ней зари, а Салим был богом вечер­ней зари.

Корот­ко гово­ря, соглас­но авто­ру эти боги реаль­но суще­ству­ют – види­мо, он в них верит, в дан­ных хана­ан­ских богов, и вот он гово­рит, что один из этих богов-близ­не­цов Салим враж­до­вал со сво­им бра­том Шаха­ром, и стал выда­вать себя за сво­е­го отца Эля зачем-то, и под име­нем сво­е­го отца Эля стал тем самым богом, кото­ро­го почи­та­ют яко­бы хри­сти­ане, евреи, мусуль­мане, дру­гие моно­те­и­сты. И соот­вет­ствен­но его ответ на вопрос «отку­да взял­ся Бог» это то, что он родил­ся от Эля. У меня здесь к авто­ру один вопрос: ты дей­стви­тель­но в это веришь? То есть богов мно­го, зна­чит, они друг от дру­га отде­ле­ны. Зна­чит, где-то здесь закан­чи­ва­ет­ся, допу­стим, один бог, и начи­на­ет­ся дру­гой бог, а потом он закан­чи­ва­ет­ся и начи­на­ет­ся тре­тий, и так далее. Если их несколь­ко, зна­чит, где-то меж­ду ними есть гра­ни­ца, где закан­чи­ва­ет­ся один бог и начи­на­ет­ся дру­гой бог. Соот­вет­ствен­но полу­ча­ет­ся, они отде­ле­ны друг от дру­га про­стран­ством, то есть они нахо­дят­ся в про­стран­стве. И полу­ча­ет­ся, посколь­ку они полу­чи­ли нача­ло, были рож­де­ны, зна­чит, они огра­ни­че­ны и вре­ме­нем. При этом так­же ты гово­ришь, что они борют­ся меж­ду собою, враж­ду­ют, что они лгут. Здесь тогда воз­ни­ка­ет вопрос: поче­му ты при­ла­га­ешь к таким суще­ствам сло­во «бог»? К суще­ствам, под­па­да­ю­щим под твое опи­са­ние, в нашем наро­де тра­ди­ци­он­но при­ла­га­ет­ся сло­во «бес», как в Псал­ти­ри гово­рит­ся: все боги языч­ни­ков – идо­лы, а Гос­подь небе­са сотво­рил (Пс. 95:5). То есть всё то, что ты опи­сал, к тому Богу, о Кото­ром ты яко­бы гово­ришь, и Кото­ро­му ты яко­бы посвя­ща­ешь свой фильм, не име­ет ника­ко­го отно­ше­ния. Это допу­стим, как кто-то при­шел бы к вам и ска­зал: «Зна­ешь, я тебе сей­час рас­ска­жу про твою жену, она такая цыган­ка, такая низ­ко­рос­лая, чер­но­гла­зая, у нее еще на пра­вом пред­пле­чье тату­и­ров­ка дра­ко­на». И вы ему гово­ри­те: «Это не моя жена!» Он гово­рит: «Да нет, я тебе сей­час ещё рас­ска­жу: зубы золо­тые у неё». И вы ему гово­ри­те: «Это не моя жена! То, что ты опи­сы­ва­ешь, это что угод­но, толь­ко не моя жена, пото­му что свою жену я знаю, и она не такова».

Хри­сти­ане верят в Бога Твор­ца, Кото­рый не под­вла­стен ни вре­ме­ни, ни про­стран­ству, пре­вы­ше все­го это­го мира. Он Все­мо­гу­щий, Все­со­вер­шен­ный, Веч­ный, Без­на­чаль­ный, Бес­пре­дель­ный. Про это­го Бога ты нам ниче­го не рас­ска­зал, вме­сто это­го пич­кал нас боль­ше два­дца­ти минут эру­ди­ро­ван­ным бре­дом. Имен­но в силу того, что этот бред эру­ди­ро­ван, на него и могут пове­стись люди – несве­ду­щие люди, конеч­но. Пото­му что для более-менее све­ду­ще­го чело­ве­ка всё вот это, даже то, что я не стал там рас­смат­ри­вать, там мно­го подоб­ных вещей – это про­сто посто­ян­ный фей­с­палм. Но я думаю, что автор это­го филь­ма на самом деле не верит в то, что он гово­рит, пото­му что если бы он верил, что суще­ству­ет такой вот ковар­ный, жесто­кий бог, кото­рый под­чи­нил себе боль­ше 2/3 насе­ле­ния зем­но­го шара, то он бы сидел под лав­кой и помал­ки­вал насчёт него. Если такой бог спра­вил­ся с дру­ги­ми бога­ми, то уж с авто­ром-то филь­ма неуже­ли не спра­вит­ся, неуже­ли он не захо­чет ему ото­мстить? Но автор, конеч­но, не верит во всю эту чушь, для него это как вот как фан­та­сти­ка. Рань­ше моло­дые люди писа­ли фан­та­сти­ку, а теперь они её наго­ва­ри­ва­ют под раз­ные кар­тин­ки и выкла­ды­ва­ют видео на Ютубе.

 И всё не так ясно и понят­но, как нам рас­ска­зы­ва­ют в Церк­ви. Посколь­ку при­знай Цер­ковь, что всё сде­ла­ли имен­но боги, то при­шлось бы при­знать и жизнь в дру­гих мирах. И самый глав­ный факт: что чело­ве­че­ство – это дале­ко не самая раз­ви­тая фор­ма жизни.

И ведь кто-то начи­на­ет верить во всю эту фан­та­сти­ку – почти  пять мил­ли­о­нов про­смот­ров, не все стра­ны име­ют такое насе­ле­ние. Что здесь мож­но ска­зать? Дове­рять­ся таким фан­та­зи­ям, такой фан­та­сти­ке – это зна­чит себя не уважать

  • Кар­та Сбер­бан­ка: 4279 0100 3476 7942
  • PayPal: [email protected]
  • Яндекс коше­лек: 41001409981867

КТО ТАКОЙ БОГ? — Земля и Алтарь

Христианство 101

Автор Ханна Блэк

Фото с Unsplash.

Бог не старик в небе. Бог создал время и пространство и поэтому находится вне времени и пространства. Это означает, что Бог не является низким, высоким, мужчиной, женщиной, молодым или старым. Сложность разговора о Боге заключается в том, что Божья природа настолько превосходит нашу собственную, что мы можем лишь мельком увидеть Божью славу; невозможно использовать человеческий разум, чтобы понять все о Боге, или использовать человеческий язык, чтобы уловить все о Боге.

Откуда мы знаем о Боге?

Все, что мы знаем о Боге, мы в основном знаем из Библии. Бог идентифицирует себя как Бог Авраама, Исаака и Иакова в Ветхом Завете (Исход 3:15; Деяния 7:32). Он также описывает себя как «Я есть». По этим двум именам мы знаем, что Бог одновременно глубоко личен и заботится об отдельных людях, которых он нежно любит и , он является самым высшим существом, даже само «бытие».

Авраам, Исаак и Иаков — не случайная горстка имен. В Ветхом Завете Бог заключает заветы, связанные клятвами, с каждым из них. Бог предлагает этот завет Авраму (который будет переименован в Авраама) в Бытие 12:1-3:

«Теперь Господь сказал Авраму: „Иди из своей страны, и из родства твоего, и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные».

Когда Бог заключает заветы со Своим народом, Он всегда сначала дает им представление о том, каким Богом Он является. В случае с Аврамом (Авраамом) он чудесным образом дает ему и его жене Саре (Саре) ребенка в старости. Гораздо позже Бог освобождает Израиль от египетского рабства и помогает ему перейти через Красное море на свободу. Затем , он предлагает им, чтобы он был их Богом, а они были его народом в Исходе 19:

«Тогда Моисей взошел к Богу; Господь воззвал к нему с горы, говоря: так скажи дому Иакова и скажи сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал с Египтянами, и как Я понес вас на орлиных крыльях и привел вас в сам. Итак, если вы послушаетесь голоса Моего и сохраните завет Мой, то будете Моим сокровищем из всех народов. Да, вся земля моя, а вы будете для меня царством священническим и народом святым. Вот слова, которые ты скажешь израильтянам».

В каждом поколении отношения Бога со Своим народом — это история спасения, любви и преданности.

Затем Бог воплощается — становится человеком — открывается нам больше, чем когда-либо прежде. В Ветхом Завете народ Божий надеялся, жаждал, слышал пророчества о своем «Мессии», что в переводе с греческого означает «Христос». Сын, Который должен был быть назван Иисусом, был этим долгожданным Христом.

Бог устанавливает Новый Завет, или Новый Завет. В 22-й главе Луки мы видим, как Иисус устанавливает этот «Новый Завет» — или новый Божий способ иметь отношения любви и преданности со Своим народом — на Тайной вечере. Он говорит,

«Тогда он взял буханку хлеба и, поблагодарив, преломил ее и дал им, говоря: „Это мое тело, которое отдается за вас. Сделай это в Мое воспоминание». То же самое он сделал с чашей после вечери, говоря: «Эта чаша, которая за вас изливается, есть новый завет в Моей крови».

Сразу после этого Иисуса распяли за грехи мира. В словах 1 Коринфянам 15: «Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он был погребен, и что Он воскрес в третий день, по Писанию…» Умирание и воскресение Иисуса Христа из мертвых чтобы спасти человечество, открылась новая эпоха, или путь, в котором Бог пребывает в любовном общении со Своим народом, — путь, о котором до сих пор мечтали и пророчествовали.


Что такое Троица?

Одним из наиболее важных аспектов христианского понимания Бога является то, что Бог триедин. Причудливый богословский способ говорить о Троице состоит в том, чтобы сказать, что Бог — это один Бог и три лица ( tri означает три ). Христиане не поклоняются трем богам, но Отец, Сын и Святой Дух являются каждый отдельными «личностями» (не отдельными, отдельными людьми, как мы знаем людей), которые не являются друг другом, но все являются одним и тем же Богом. Это чрезвычайно загадочно для человеческого интеллекта, и это нормально, чтобы быть сбитым с толку. Если вы когда-нибудь задавались вопросом: «Является ли Иисус Богом?» или «Как Бог создал мир?» или «Поддерживает ли Бог мир или он более невмешателен?» или «Слышит ли Бог мои молитвы?» вы уже задавали вопросы о Троице.

Прекрасным и полезным примером тринитарного мышления является Никейский символ веры, который представляет собой заявление о вере, читаемое каждое воскресенье в различных деноминациях христианских церквей по всему миру. Никейский символ веры выражает отношения Сына с Отцом такими словами, чтобы выразить эту реальность:

«Бог от Бога, Свет от Света,
истинный Бог от истинного Бога,
рожденный, не сотворенный,
Единосущный с Отцом. ”

Еще одним инструментом для понимания тринитарной динамики является щит Троицы, который существует уже много столетий и изображен ниже.

Фото с Викисклада

Заманчиво попытаться сравнить Троицу с физическими объектами или реальностями, которые мы можем видеть и понимать, например с яйцом (желток, белок, скорлупа) или водой (твердый лед, жидкая вода, пар). Однако по иронии судьбы эти иллюстрации больше иллюстрируют неверные или «еретические» взгляды на Троицу, чем помогают. Вода, например, является отличной иллюстрацией того, что называется «модализмом», то есть непониманием того, что Бог становится Отцом, Сыном или Святым Духом в разных контекстах, вместо того, чтобы всегда быть всеми тремя, объединенными. Как бы пугающе ни звучало слово «ересь», на самом деле это всего лишь способ помочь нам оставаться в границах христианского богословия. Если мы сможем описать, что такое Бог , а не , у нас будет лучшее представление о том, что Бог есть .

Суть тринитарного богословия не в том, что мы описываем Бога как три, а в том, что мы сталкиваемся с Богом как с тремя. Мы прежде всего понимаем Троицу через взаимодействие Троицы с нами. В творении Бог-Отец сотворил посредством Слова (которое есть Сын), когда Святой Дух парил (или, если угодно, витал) над поверхностью вод, когда они образовывались и разделялись. Подобным же образом троичный Бог осуществляет и наше спасение, которое иногда рассматривается как воссоздание: Бог-Отец совершил спасение посредством того, что Иисус стал человеком, умер человеческой смертью и воскрес из мертвых как «первенец из числа умер» (Колоссянам 1:8). После того, как Иисус вознесся обратно к Богу Отцу, Бог послал Святого Духа быть со Своим народом (и даже внутри). Церковь, как Божий народ, теперь наделена идентичностью и задачей быть телом Христовым на Земле.

Может быть полезно помнить о тринитарной жизни Бога, чтобы понять, как мы молимся — Мы молимся Богу Отцу (Матфея 6:9), через Иисуса, поскольку Он объединяет нашу человечность с божественностью (Евреям 7:25), и в силе Святого Духа, который побуждает нас молиться (Римлянам 8).


Есть ли у Бога пол?

Бог не мужчина и не женщина. Хотя у нас есть привычка использовать местоимение «Он», когда мы говорим об Отце, Сыне, Святом Духе или Троичном Боге, было бы категорической ошибкой применять род к Троице или любому из трех Лиц Бога. Троица. Слова «Отец» и «Сын» используются для того, чтобы помочь нам представить, какие отношения между «личностями», в которых отец порождает Сына (Иоанна 3:16). С тем же успехом мы могли бы говорить о Боге, нашей Матери, как это действительно делали некоторые на протяжении всей христианской истории. В Бытии 1:27 нам представлена ​​поэма, в которой подчеркивается кульминационный момент в повествовании о сотворении мира:

«И сотворил Бог человека по образу Своему,
по образу Божию сотворил их;
мужчину и женщину он создал их».

Эта поэтическая структура ясно сообщает, что быть по образу Божьему означает быть мужчиной и женщиной. Эта поэма о человечестве была бы абсурдной, если бы Бог был исключительно мужчиной. В Библии есть множество метафор, изображающих Бога как мать, и их полезно запомнить (Бытие 1:1-2, Бытие 2:7, Второзаконие 32:11-12, Притчи 1:20, Матфея 11:19)., Луки 3:22, Иоанна 3:5-6 для начала).


Каков Бог?

Христиане любят думать о Боге, вспоминая Его атрибуты, иногда называемые Божественными Совершенствами. Вот некоторые из них:

  1. Бог есть один . Второзаконие 6:4, строка под названием Shema , говорит: «Слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един». (См. также Марка 12:29 и Иакова 2:19.) Это прежде всего утверждение о монотеизме — есть один Бог. Кроме того, в христианской доктрине три лица троицы составляют одно. Человеческая и божественная природа Христа едины. Все атрибуты Бога едины. Они не являются его аспектами или характеристиками, а являются Богом 9.0017 — это Один, Всемогущий, Мудрость, Любовь и многое другое. (Иногда это называют «божественной простотой», имея в виду, что Бог и Его атрибуты совершенны, цельны и едины.) Хотя мы можем разделить эти атрибуты на списки и фрагменты из-за конечности нашего понимания — поскольку мы заперты во времени, пространстве , а язык — Бог однозначно один. Бог — это единый Бог вселенной, и он в своем существе един. Это чудо и тайна для нас, чтобы созерцать.

  2. Бог вездесущ (все присутствующие). Бог не вещь среди прочего. Он не объект где-то во вселенной, ибо он Творец всех вещей. Он невидим; это даже иногда называют «божественной скрытностью». Именно поэтому Бог может быть нашим убежищем и убежищем. Хотя Сын принял образ человека и теперь — хоть сегодня! — это навеки воскресшее человеческое существо, Единый Тринитарный Бог не ограничен одним конкретным местом. Как говорит псалмопевец: «Взойду ли я на небо, и Ты там; если постелю постель мою в шеоле, то Ты там» (Псалом 139).:8). Бог присутствует повсюду в сотворенном Им порядке. Бог со мной и с тобой, всегда и везде.

  3. Бог всемогущий (всемогущий). Всемогущий Бог владычествует над всем творением. Дело не в том, что Бог обладает властью или проявляет силу; он это мощность. Тем не менее, в отличие от большинства земных сил, он не может испортиться. Именно благодаря этой силе «мы Им живем и движемся и существуем» (Деяния 17:28). Именно этой силой он создал и поддерживает нашу вселенную из избытка любви. И именно в этой силе он решил принять образ младенца, отказавшись от царской славы в акте смирения и любви, ради блага человечества (Филиппийцам 2:6-11). Это та сила, которой является Бог — Бог есть одновременно Сила, Доброта, Смирение и Любовь.

  4. Бог всезнающий (всезнающий). Это означает больше, чем то, что Бог знает каждый факт, который должен быть известен. Бог — это Знание, Мудрость, Понимание и Истина. Бог, сотворив сам Вселенную, знает ее изнутри. Бог, сотворив каждого человека сам, знает каждого человека глубочайшим образом. Бог, совершенный в благости, совершенный в силе и совершенный в мудрости, есть Праведность, Справедливость и Истина. Он полностью трансцендентен и полностью совершенен. Бог как Истина и Праведность часто изображается как Сияние и Свет. Говоря словами 1 Иоанна 1:5, «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». По словам Псалма 119:105: «Слово Твое — светильник ноге моей / и свет стезе моей».

  5. Бог есть любовь . Об этом конкретно говорится в 1 Иоанна 4:8, но это можно увидеть во всей Библии. Внутри собственной тринитарной жизни Бог есть любовь, и в своем отношении ко всему творению, включая человечество, Бог проявляет сильную, неизменную любовь:

«Кто не любит, тот не познал Бога, ибо Бог есть любовь. Любовь Божия открылась среди нас таким образом: Бог послал в мир Сына Своего Единородного, чтобы мы могли жить через Него. В этом любовь не в том, что мы любили Бога, а в том, что Он возлюбил нас и послал Своего Сына в искупительную жертву за наши грехи. Возлюбленные, раз Бог так возлюбил нас, то и мы должны любить друг друга. Никто никогда не видел Бога; если мы любим друг друга, то Бог живет в нас, и Его любовь совершенна в нас. (1 Иоанна 4:8-12)

Бог родственный, и Он создает, поддерживает и спасает нас благодаря своей неизменной любви к нам. Бог не создал человечество и вселенную из нужды или недостатка внутри себя. Такого нет. Он Совершенен и цел. Скорее, из-за избытка любви Бог пожелал, чтобы мы могли существовать и испытать славную, гармоничную реальность, мотивированную и отмеченную любовью.

Мы никогда не сможем полностью описать Бога, и познание Бога относительно гораздо более осуществимо, чем познание Его интеллектуально . В то же время нам любопытно, какое место Бог занимает во вселенной, на что он похож и на что он не похож. Несмотря на то, что кое-что из этого находится за пределами нашего понимания, Бог милостиво открыл нам так много о Себе.

Познать Бога — значит познать Свет, Жизнь и Любовь во всей ее полноте и славе. Это значит быть принятым в Божью семью и познать любовь и заботу, которую Бог питает к вам и ко всей семье Божьего народа. Это значит познать Творца вселенной и суметь погрузиться в жизнь Троицы через молитву.

Апрель 2021

Ханна Блэк

Ханна Блэк — доктор философии. кандидат богословия в Кембриджском университете. Ее исследования сосредоточены на сотериологических образах в богословии св. Григория Нисского и на том, что оно может предложить современному феминистскому богословию. Когда Ханна не работает над своей докторской диссертацией, она обычно общается по FaceTime со своими племянницами и племянниками, вяжет или планирует будущие путешествия со своим мужем Гриффином.

Как увидеть Бога таким, какой Он есть на самом деле

У Трейси Микс был выбор: либо она могла верить, что Бог суверенный, добрый и любящий, либо нет.

Всего через 4 года после замужества у мужа Трейси, Дейва, обнаружили злокачественную неоперабельную опухоль головного мозга.

«Прохождение через это лишило меня всего, что я, как мне казалось, знал о Боге», — говорит Трейси. «В каком-то смысле мне пришлось многое начинать заново. Как мне молиться? Молиться ли мне «Да будет воля Твоя»? Молиться ли мне об исцелении?»

Три с половиной года Дейв боролся с опухолью, которая медленно лишала его способности общаться и мыслить. В конце концов это забрало его жизнь.

Новоиспеченной матери-одиночке двоих детей пришлось бороться с оставшимися без ответа вопросами, болью и выбором — должна ли она изменить свое отношение к Богу?

Многие христиане могут перечислить слова, описывающие Бога: Он милостив, могуч, праведен, свят и справедлив. Но когда жизнь трудна, описываем ли мы Бога по-прежнему так же?

Как и у Трейси, у нас есть выбор, правильно или нет относиться к Богу. Посреди своей невероятно реальной боли и печали Трейси усердно работала над тем, чтобы иметь правильное представление о Нем и привести свою жизнь в соответствие с этим представлением.

Это важно и для нас. Но почему наше представление о Боге так важно?

«Все в нашей жизни — наше отношение, мотивы, желания, действия и даже наши слова — находится под влиянием нашего взгляда на Бога», — писал Билл Брайт, основатель Cru, в God: Discover His Character . Его сын Брэд помог запустить DiscoverGod.com, чтобы лучше узнать Бога.

Проще говоря, наше представление о Боге напрямую влияет на то, какую карьеру мы выберем, на ком женимся или как будем воспитывать наших детей — на важные жизненные решения. Наше желание сделать правильный выбор приводит нас к выбору, основываясь на том, кем мы понимаем Бога.

Но наше представление о Боге также влияет на все остальное — на наши намерения, действия и мнения — пусть даже только подсознательно.

А.В. Тозер, писавший в начале 1960-х годов, признавал огромную важность точного взгляда на Бога. «То, что приходит нам на ум, когда мы думаем о Боге, — это самое важное о нас», — писал он в «Познании святого» .

Поскольку это влияет на каждый выбор, который мы делаем, и на все, что мы делаем, он сравнил правильное представление о Боге с фундаментом здания. «Там, где она неадекватна или выходит из строя, — писал он, — вся структура должна рано или поздно рухнуть».

Тозер считал, что мало-помалу церковь сменила некогда возвышенное представление о Боге на низкое.

Это не новая проблема. Даже избранные Богом люди поддались неверным представлениям о Нем. После многих лет египетского рабства Бог вывел израильтян из рабства через расступившееся Красное море.

Каждое утро Он давал им в пищу манну, которая сыпалась с неба. Однако, когда они не смогли найти воды, они усомнились в Боге как в кормильце: «Они роптали на Моисея и говорили: „Зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши?“ «(Исход 17:3).

Время от времени Бог обеспечивал, но израильтяне не доверяли Его доброте и обеспечению.

Это заблуждение может быть опасным, поскольку ведет к идолопоклонству, или, другими словами, к поклонению чему-то ложному. «Идолопоклонническое сердце предполагает, что Бог иной, чем Он есть, — писал Тозер, — и заменяет истинного Бога сотворенным по своему подобию».

Когда мы неправильно смотрим на Бога, мы рискуем поклоняться Ему не таким, какой Он есть на самом деле, а таким, каким мы Его создали. Мы можем не размахивать золотым тельцом, как израильтяне, но мы потихоньку создаем более тонкие заменители.

Бог хочет, чтобы вы имели правильное представление о Нем: «Хвалящийся пусть хвалится тем, что понимает и знает Меня» (Иеремия 9:24). Вот несколько практических советов, как развить правильное представление о Боге:

Первый шаг к изменению — быть открытым для изменений.

«Бог по-настоящему познается в душе только тогда, когда мы отдаем себя Ему», — писал пастор и учитель Библии Артур Пинк в Атрибуты Бога .

Сами по себе мы не можем начать правильно смотреть на Бога. Попросите Святого Духа помочь вам правильно взглянуть на Него и определить ложь, в которую вы верите, относительно Божьего характера. «Мы должны научиться мерить себя не своими познаниями о Боге, не своими дарами и обязанностями в церкви, а тем, как мы молимся и что происходит в нашем сердце», — пишет богослов И.И. Упаковщик в Познание Бога .

«Некоторые люди думают о [Боге] как о большом хулигане, космическом полицейском или божественном Санта-Клаусе», — писал Билл Брайт. Часто мы не осознаем, что наши представления о Боге искажены.

Чтобы проанализировать ваши взгляды, составьте список из 3 столбцов. Сначала напишите слова, которые приходят на ум, когда вы думаете о Боге. Во второй колонке приведите пример того, как ваша жизнь отражает каждую истину.

Например, вы говорите: «Бог благ» только после того, как произошло что-то великое, или также и после трудных времен? В третьем столбце сопоставьте свои слова с тем, что Бог говорит о Себе в Писании. Как сравнить списки?

Предостережение: Стремление к истинному пониманию Бога — действительное познание Его — не то же самое, что понимание того, почему Он что-то делает или не делает. Бог очень ясно дает понять, что Его пути выше наших путей (Исаия 55:9), поэтому нам нужно бороться с искушением свести жизнь к причинно-следственным связям. Хорошие и плохие обстоятельства не только преподают нам уроки.

Бог дал нам Свое Слово как самое ясное описание того, кто Он есть.

В Ветхом Завете Бог открывает Свой характер — Свою любовь, праведность, гнев, справедливость и обетования.

В Новом Завете Бог открывает Иисуса — Свой характер во плоти.

Посреди своей боли Трейси Микс нашла в Писании ясную картину Божьего характера. Каждый день после смерти Дейва она искала новый куплет, чтобы сохранить его.

«Я только что потеряла человека на этой земле, который обожал меня больше всего, и я думала, что меня больше никогда не будут так обожать», — говорит Трейси. «Но я знал, что Бог обожает меня гораздо больше, чем Дэйв».

Бог подтвердил это, подведя ее к нескольким стихам, в том числе: «Я увлеку ее, приведу ее в пустыню и буду говорить с нею ласково» (Осия 2:14) и «Как жених радуется о невесте, так и ваш Бог будет радоваться о вас» (Исайя 62:5).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *