Большая соц группа – ,

Социальная группа — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Социа́льная гру́ппа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, на котором основано их участие в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Первое письменное появление французского слова groupe, от которого, позже произошли его английский и немецкий эквиваленты, датируется 1668 г. Благодаря Мольеру, год спустя, это слово проникает в литературную речь, пока еще сохранив техническую окраску[1]. Широкое проникновение термина «группа» в самые разные области знания, его поистине общеупотребительный характер создают видимость его «прозрачности», то есть понятности и общедоступности. Оно чаще всего употребляется применительно к некоторым человеческим общностям как совокупностям людей, объединенным по ряду признаков некой духовной субстанцией (интересом, целью, осознанием своей общности и т. п.). Между тем социологическая категория «социальная группа» является одной из самых трудных для понимания в силу значительного расхождения с обыденными представлениями. Социальная группа — это не просто совокупность людей, объединенных по формальным или неформальным признакам, а групповая социальная позиция, которую занимают люди. «Мы не можем отождествлять агентов, объективирующих позицию, с самой позицией, даже если совокупность этих агентов является практической группой, мобилизованной для единых действий ради общего интереса»

[2].

Слово «группа» попало в русский язык в начале XIX в. из итальянского (ит. groppo, или gruppo — узел) как технический термин живописцев, используемый для обозначения нескольких фигур, составляющих композицию[3]. Именно так объясняет его словарь иностранных слов начала XIX в., где среди прочих заморских «диковин» содержится и слово «группа» как ансамбль, композиция «фигур, целое составляющих, и так приноровленных, что глаз разом их озирает»[4].

ru.wikipedia.org

Большая социальная группа | Психологическая энциклопедия 1vc0

Большая социальная группа — количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).

Большие социальные группы имеют структурно-функциональную форму организации. Их не следует смешивать с массовыми общностями (молодежь, женщины, мужчины, подростки, профессиональные общности).

Социально-психологические регуляторы жизнедеятельности большая социальной группы — центральные органы управления, групповое сознание, обычаи и традиции. Большая социальная группа характеризуется определенным психическим складом, имеет групповую психологию.

В каждой большой социальной группе формируются групповое сознание (партийное, классовое, национальное), система групповых идеалов, ценностных ориентаций, эмоциональных предпочтений. Отдельные стереотипизированные элементы сознания переходят в сферу группового подсознания («классовое чутье»). Эти групповые факторы существенно влияют на формирование соответствующего типа личности — типичных представителей класса, партии, нации и т. п. Такие личности становятся носителями групповых установок и стереотипов,

внушенных образцов поведения.

Средства массовой коммуникации большой социальной группы формируют общественное мнение — групповые устремления и чувства; ведут пропаганду, побуждая членов группы к определенным ценностным ориентациям и действиям.

Среди многообразия больших социальных групп две из них являются субъектами исторического процесса — этнические группы и классы.

Этническая группа, или этнос (от греч. ethnos — племя), — исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. В процессе исторического развития этносы могут утратить единство территории, но сохраняют язык, нормы поведения, обычаи, привычки, культуру.

Этнические группы отличаются культурной целостностью, обладают этническим самосознанием, основа которого — представление об общности происхождения всех представителей данного этноса, о совместном историческом опыте предков.

На высшей стадии развития многие этносы образуют устойчивую социально-экономическую целостность — нацию (от лат. natio — народ).

В психологии этнических общностей выделяется психический склад этноса — его характер, темперамент, нравы, обычаи, устойчивые этнические (национальные) чувства.

Для межэтнического взаимодействия характерны стереотипы восприятия, обусловленные историческим прошлым народа. Оценки достоинств этнических групп, основанные на расхожих стереотипах, обычно крайне поверхностны. Часто они обусловливаются этноцентризмом — приданием своему этносу эталонных качеств.

В сознании этноса формируется этническая картина мира — особая мировоззренческая ориентация, определяющая особенности его взаимодействия со средой, готовность воспринимать явления этнической и межэтнической жизни определенным образом, стереотипизировано в свете предвзятых представлений о психических качествах других этнических общностей. На основе этих представлений возникает поляризация социальных общностей по этническому признаку.

Источником межэтнических конфликтов в большинстве случаев служат не этнические, а социально-экономические и политические противоречия. Однако в нарастание межэтнического конфликта неизбежно включаются негативные этнические стереотипы, возрастающий этноцентризм, актуализируется националистическая идеология. При этом резко затрудняется урегулирование межэтнических конфликтов. Подобное урегулирование возможно лишь при экстренном удовлетворении базовых интересов конфликтующих сторон, миротворческой позиции национальных лидере, снижении значимости объекта межэтнического конфликта.

По месту больших социальных общностей и системе общественного производства различаются общественные классы (от лат. clasis — разряд). Существование общественных классов обусловлено общественным разделением труда, дифференциацией социальных функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности.

Различия между классами проявляются в образе жизни, социально-психологическом ( кладе, типичных эталонах поведения. Наряду с этим большие социальные группы входят в единый социум и несут в себе общие особенности того или иного общества, функционирующего на принципе социального партнерства всех социальных структур. Субъектами массового внегруппового поведения являются публика и масса.

Публика — большая социальная группа людей, имеющая общие интересы, подверженная единой эмоционально-сознательной регуляции на основе общих значимых объектов внимания (участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурных обществ). Различные экстремальные явления могут вызвать ее эмоционально-импульсивную регуляцию на основе психического заражения.

Масса — совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами. В массе возникают специфические социально-психологические явления: мода, субкультура, массовый ажиотаж и др. Масса выступает субъектом широких политических и социокультурных движений, аудиторией различных средств массовой коммуникации, потребителем произведений массовой культуры. Массовые общности образуются на всех уровнях общественной иерархии и отличаются значительным разнообразием (массы большие и малые, устойчивые и ситуативные, контактные и дисперсионные).

Сознательно-регуляционный компонент психологии больших социальных общностей — общественное сознание, а импульсивно-регуляционный компонент — массовидные явления (общественное настроение, паника и др.).

Общественное сознание — духовная сфера жизнедеятельности общества, обобщенное отражение объективных условий его существования, исторического типа общественного бытия, системы духовных ориентиров и общесоциальных ценностей. Можно выделить идеологический и социально-психологический уровни общественного сознания. Социальнопсихологический аспект общественного сознания состоит в осмыслении и эмоциональном переживании членами общества общественных процессов и отношений, концентрирующихся в поле их сознания. Поле внимания общественного сознания организуется как устойчивыми факторами, так и случайными обстоятельствами (захваченность общественного сознания экстремальной ситуацией, политической борьбой и т. п.).

Общественное сознание нации детерминировано ее историческим прошлым, этическими социостереотипами, длительно действовавшими в истории народа условиями его существования, культурными и экономическими традициями.

Общественное сознание — система духовно-опосредованных, социально-ценностных отношений людей к миру и самим себе, возникающих в процессе жизнедеятельности социума. Общественное сознание отражает общественное бытие, определяется им и воздействует на него.

Общественное сознание образуется совокупностью его форм — науки, соционормативной сферы (мораль, идеология, право, политика), искусства и религии. Пройдя определенные общественно-исторические этапы регионального развития, общественное сознание в настоящее время перерастает в общечеловеческое сознание.

Разновидность общественного сознания — массовое сознание. Оно всегда уже общественного сознания, за его пределами остаются специализированные формы духовного освоения действительности (научные, этические и эстетические концепции).

Массовое сознание характеризуется фрагментарностью, противоречивостью, повышенной динамичностью и стереотипностью. Его содержание определяется массовым интересом, общедоступными ценностями. Взаимодействуя с массовой культурой, оно формирует массовые поведенческие стереотипы. Массовому сознанию соответствуют общественное мнение и общественное настроение, выступающие в качестве непосредственных регуляторов массовых форм поведения.

Общественное мнение — состояние общественного сознания, вызванное отношением различных социальных слоев общества к определенным событиям. Содержание общественного мнения обусловлено обострением интереса к актуальным, дискуссионным проблемам. По структуре общественное мнение может быть монистичным (монизм — от греч. monos — один) и плюралистичным (множественным). Возникая на различных уровнях общественного сознания (в науке, идеологии, обыденном сознании), оно может быть адекватным и не адекватным реальности, содержать реальные и иллюзорные представления.

Адекватность общественного мнения зависит от развитости в обществе демократических свобод, его политической культуры. В демократических обществах общественное мнение — постоянно действующий фактор социального управления, обеспечения прогрессивности его развития. При этом специализированные органы регулярно выявляют общественное мнение, всемерно содействуя его свободному выражению (референдумы, выборочные опросы, пилотажные зондажи).

Общественное настроение — эмоциональная характеристика состояния общественной психологии, влияющая на импульсивное поведение масс; определенное состояние чувств и умов в большой социальной группе, предпосылка социально-политических сдвигов.

По способу освоения действительности различаются научное и обыденное сознание, общественное настроение.

Устойчивая форма нормативной регуляции, основанная на прошлом опыте этноса, — обычаи. Обычай выступают и как нормы поведения, и как форма социального контроля. Они выполняют функцию освящения (сакрализации) сложившихся общественных отношений. Обычаи предшествуют государственно-правовой регуляции. Но и до сих пор они остаются одной из основных форм социальной регуляции в бытовой сфере, гражданской обрядности.

wiki.1vc0.ru

2. Большие группы, их социальное значение и основные характеристики

Перечень всех учебных материалов

Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология

2. Большие группы, их социальное значение и основные характеристики

  Большие социальные группы. Большие группы разделяются на два вида. К первому относятся стихийно возникшие, кратковременно существующие общности: толпа, публика, аудитория. Ко второму виду относятся социальные группы в собственном смысле слова, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К таким группам можно отнести классы и социальные слои, различные этнические, профессиональные и половозрастные группы.
  Для всех долговременных больших групп характерны такие общие признаки, как нравы, обычаи, традиции, язык. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, которая воспроизводится на протяжении длительного исторического развития, передаваясь от поколения к поколению. На этой основе возникает такая важная характеристика большой группы как образ жизни, включающий особую систему потребностей, интересов, ценностей, социальных стереотипов, а также специфических форм общения, быта. Благодаря этому формируется так называемая групповая психология, которая выступает по отношению к отдельному индивиду как некая социальная реальность, выходящая за пределы его сознания и воздействующая на него вместе с остальными объективными условиями жизни.
  Влияние сходных условий существования большой группы на сознание и поведение ее представителей осуществляется посредством личного опыта каждого человека и через общение, которое происходит в особой социальной среде с четко выраженными чертами данной группы. В результате формируется социальный тип личности, т.е. типичный представитель данной социальной группы.
  В социологии используют такое понятие как социальные представления, которое обозначает обыденные представления какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т. е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ общества, его институтов, системы власти, законов и иных норм. Это происходит следующим образом: группа фиксирует некоторые аспекты социальной действительности, формирует отношение к нему, а на основе этой оценки уже происходит интеграция членов группы и закрепление этой оценки в каждом индивидуальном сознании. Тем самым формируется одновременно и такое явление как групповая идентичность. Посредством исследования социальных представлений можно изучать психологию большой социальной группы.
  Классы и социальные слои представляют в социологии большой интерес, так как классовая принадлежность часто связана с определением политической принадлежности. В традиционном для марксистского подхода понимании классов изучаются такие характеристики, как специфика образа жизни и политического поведения, традиции и обычаи, а также психологические особенности разных классов. Согласно этому подходу, социальное положение определяет объем и состав материальных и духовных благ представителей данного класса, что и задает определенную структуру их потребностей и соответственно интересов.
  Типичный устоявшийся образ поведения представителей данного класса нередко определяют как социальный характер. Социальный характер проявляется в привычках и социальных стереотипах, которые в разной степени влияют на индивидуальное поведение представителей разных классов и социальных слоев. Наиболее устойчивы привычки и стереотипы поведения у такого класса как крестьянство. Большой город с разнообразной системой общения способствует, напротив, известному смешению обычаев, привычек и традиций разных социальных групп. Радикальные преобразования в современной России привели к исчезновению старых и формированию новых классов и социальных групп: «новые русские», средний класс и т. п.
  Этнические группы (нация, народность и собственно этническая группа) представляют собой еще одну исторически сложившуюся устойчивую группу, весьма значимую в общественных процессах. Традиция исследования данного вида больших групп заложена работами В. Вундта, который интерпретировал понятие «народ» как этническую группу и считал, что методом изучения народной жизни должно быть исследование мифов, обычаев и языка.
  Национальная принадлежность индивида является для социологии и социальной психологии весьма значимым фактором, ибо фиксирует специфические характеристики той социальной среды, в которой формируется личность. Этнические особенности концентрируются в историческом опыте народа и через процесс социализации становятся достоянием каждого индивида. Способ осознания этнической принадлежности зависит от конкретных условий существования данной этнической группы.
  Наиболее распространенной характеристикой этнической группы является национальный характер, под которым одни авторы подразумевают темперамент, другие - личностные черты, третьи - ценностные ориентации. Но, конечно, речь должна идти не о каких-то наборах психологических свойств, а о специфике их проявления и степени выраженности той или иной черты у представителей различных этносов. Ведь нельзя сказать, что храбрость, трудолюбие свойственны одному народу и напрочь отсутствуют у другого (тогда как же он выжил в исторической борьбе с другими группами?).
  В исследовании национального характера особую роль играет изучение национального языка, поскольку передача черт данного характера осуществляется прежде всего посредством языка. Относительная устойчивость черт национального характера, несмотря на изменчивость исторических условий, объясняется тем, что возникает определенная инерция, обеспечиваемая передачей историко-культурного опыта от поколения к поколению.
  Еще одной значимой характеристикой этнической группы выступают этническая идентичность и этническое самосознание. Присущая всякой группе психологическая общность выражается, как уже было сказано, в формировании определенного «мы-чувства», которое у ее представителей фиксирует осознание особенностей этой группы, ее отличие от других. Образ других групп при этом обычно упрощается, складывается под влиянием межэтнических отношений, формирующих особую установку на представителя другой группы. При этом играет роль прошлый опыт общения с другой этнической группой. Если этот опыт носил враждебный характер, то это переносится и на каждого нового представителя этой группы. Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченности межэтнического общения.
  Складывающиеся таким образом стереотипы в дальнейшем влияют на возникновение этнических симпатий и антипатий. Психологически же при этом возникает явление этноцентризма, т.е. предпочтение своей этнической группы, стремление воспринимать все жизненные явления с ее позиции, сочувственная фиксация черт своей группы. Она не обязательно подразумевает формирование враждебного отношения к другим группам и может сочетаться с терпимым отношением к межгрупповым различиям. Этнические стереотипы, приобретая форму предубеждения, легко могут быть использованы в качестве орудия национальной розни. Однако, при изучении межэтнических различий, как и межклассовых, следует помнить, что различия не могут быть абсолютизированы и должны рассматриваться как производные от определенных исторических условий.
  Демографические группы можно разделить: по принципу пола - мужчины и женщины, по принципу возраста - молодежь, лица среднего возраста, пожилые. Наиболее изучены гендерные группы (феномены гендерной идентификации, гендерных стереотипов, гендерных ролей). Как правило, различие социальных ролей мужчины и женщины порождает проблему гендерных стереотипов, которые сказываются при решении проблемы равноправия полов. Изучение возрастных групп привлекает внимание к таким проблемам как проблема пенсионеров, проблема молодежи, конфликт поколений и т.п.
  Стихийные группы и массовые движения - это сравнительно кратковременные объединения большого числа лиц, собравшихся вместе по какому-то определенному поводу и демонстрирующие совместные действия. Участниками такого объединения являются представители таких социальных групп, как классы и социальные слои, этнические, профессиональные и демографические группы. В современном обществе от действий таких образований часто зависят принимаемые политические и социальные решения.

txtb.ru

Большие социальные группы: понятие, виды, признаки, структура

Социальная психология начиналась именно с исследования больших социальных групп. Как известно, немецкий философ М. Лацарус и языковед Г. Штейнталь, позднее немецкий психолог В. Вундт заложили основы изучения «психологии народов»; а идеи французских социологов Г. Тарда, Г. Лебона и итальянского юриста С. Сигеле легли в основу концепции «психологии масс». Эти исследования отцов-основателей социальной психологии носили теоретический характер. Но в первой половине XX в. стала бурно развиваться эмпирическая социальная психология и основной фокус внимания сместился на малые группы. Проблема больших социальных групп оказалась пасынком в значительной степени благодаря тому, что ослаб интерес к теоретическим исследованиям в социальной психологии, а также из-за сложности исследования больших групп эмпирическими методами.

В сущности социальная психология без раздела о психологии больших социальных групп, очевидно, вообще не может претендовать на то, чтобы быть социальной психологией в точном значении этого слова. Важно, что этот раздел включает в себя анализ психологических характеристик различных типов больших социальных групп, как организованных, так и стихийных.

Социально-психологический анализ больших групп можно рассматривать как «ключ» к познанию содержания психики индивида.

Конечно, наряду с опытом больших социальных групп важнейшее значение для понимания содержательных элементов общественной психологии имеют и массовые социальные процессы и движения. Характер общественных изменений и преобразований, непосредственное участие в революционных (или контрреволюционных) движениях, сложные процессы формирования общественного мнения — все это также немаловажные факторы, задающие весь строй психологических характеристик больших групп.

Какие же группы следует рассматривать в качестве «больших»? Далее, какова структура психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи? Каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами групповой психологии? Наконец, в-четвертых, какими методами можно пользоваться при изучении всех этих явлений? Сразу же нужно сказать, что ответы на эти вопросы приходится отыскивать не только, а может быть, и не столько в психологии, сколько в социологии. Это не означает, что в психологической литературе такие проблемы не освещаются, но на них делается недостаточное ударение.

Итак, что же такое «большая социальная группа»? В приведенной выше схеме было показано, что «большие» в количественном отношении образования людей разделяются на два вида:

  • случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория,
  • и социальные группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К этому второму виду следует отнести прежде всего социальные классы и слои, различные этнические группы (как их главную разновидность — нации), профессиональные группы, половозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).

Для всех организованных больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп:

1. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это — нравы, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики.

2. Рассмотренные в единстве особенности жизненной позиции этих групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми.

3. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности.

4. Не последнюю роль в психологической характеристике организованных больших групп играет зачастую наличие специфического языка. Для этнических групп — это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп язык может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессиональным группам, такой возрастной группе, как молодежь.

5. В отличие от малых групп, в больших группах этого типа гораздо более непосредственный характер приобретает социальная детерминация происходящих в них процессов, в частности, более очевидно значение ценностей и стереотипов.

6. Большие группы существуют на протяжении длительного периода времени, поэтому при их исследовании обязателен учет двух характеристик времени: синхрония (анализ процессов, протекающих в одно и то же время) и диахрония (анализ процессов в их временной протяженности, так как именно в этом сечении возможно проследить трансляцию признаков группы от поколения к поколению).

Теперь можно ответить на вопрос: какова структура психологии больших социальных групп? Влияние сходных условий существования группы на сознание ее представителей осуществляется двумя путями: а) через личный жизненный опыт каждого члена группы, определяемый социально-экономическими условиями жизни всей группы; б) через общение, большая часть которого происходит в определенной социальной среде с четко выраженными чертами данной группы.

Эти особенности групповой жизни обусловливают структуру психологии большой социальной группы, которая включает в себя целый ряд элементов. В широком смысле это — различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому, как этими же элементами обладает психика отдельного человека. В отечественной социальной психологии предпринят ряд попыток определить более точно элементы этой структуры. Почти все исследователи (Г. Г. Дилигенский, А. И. Горячева, Ю. В. Бромлей и др.) выделяют две составные части в ее содержании:

1) психический склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.) и

2) эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения). Каждый из этих элементов должен стать предметом специального социально-психологического анализа.

Третья проблема, которая была поставлена выше, — это проблема соотношения психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности, в нее входящей. В самом общем виде эта проблема решается так: психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам, и, следовательно, отнюдь не сумму черт, свойственных каждой личности.

students-library.com

Организованные большие группы: социальные классы.

Поделись с друзьями

Нужна помощь в написании работы?

СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ КЛАССА В представлении о границах и структуре социальных классов, во-первых, всегда констатируется наличие рабочего класса (пролетариата), включающего наемных индустриальных и сельскохозяйственных рабочих, а также низших и средних служащих (торговых и конторских работников). Во-вторых, отмечается существование класса буржуазии, в который входят крупные и средние собственники средств производства, в том числе и крупные фермеры, а также высший слой менеджеров. В-третьих, выделяют средние социальные слои, включающие в себя малкую буржуазию в промышленности и сельском хозяйстве и мелких собственников предприятий торговли и сферы обслуживания. Многочисленную социальную общность во многих странах мира составляют представители маргинальных слоев. Многие исследователи ведущим классообразующим признаком считают урозень дохода. Наиболее распространенная в США модель: 1) высший высший класс, который составляют очень богатые и знатные люди, представители влиятельных и богатых династий, обладающих весьма значительными ресурсами власти, богатства и престижа в масштабах государства; 2) низший высший класс, включающий банкиров, видных политиков, владельцев крупных фирм, которые достигли высших статусов в ходе конкурентной борьбы или благодаря различным личным качествам; 3) высший средний класс, включающий в себя преуспевающих бизнесменов, наемных управляющих фирмами, крупных юристов, врачей, выдающихся спортсменов, научную элиту;__ А) низший средний класс, который составляют наемные работники инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, руководители подразделений на предприятиях, высококвалифицированные рабочие и т. д.; 5) высший низший класс, состоящий из наемных рабочих, которые создают прибавочную стоимость в данном обществе; 6) низший низший класс составляют нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие и другие представители маргинальных групп населения. У данной модели общества много критиков, считающих, что уровень дохода нельзя читать главным критерием классовой принадлежности. Классы являются не только экономическими, но и социально-психологическими образованиями. Сообразно условиям жизни людей того или иного класса у них вырабатывается более или менее определенное классовое сознание, формируются соответствующие черты классовой психологии. Психология класса выступает как форма духовного освоения классом условий его бытия и представляет собой совокупность психологических черт, процессов и состояний. Психология одного класса отличается от психологии другого по тому, какие из общественно-психологических явлений е ней доминируют и каково их содержание в данный исторический момент. В классовой психологии находят свое отражение и национально-психологические особенности людей. Социальные условия жизни класса не создают всей совокупности психических черт индивида, но они подавляют одни черты, стимулируют развитие других и тем самым формируют типичные для данного класса черты личности. Поэтому, в общности психологических черт, типичных для представителей данного класса, и выражается реальность классовой психологии.

students-library.com

Социальные группы (большие и малые)

Какие ассоциации у вас возникают со словом группа?

Впервые это слово попало в русский из итальянского языка в начале девятнадцатого века, как термин, который использовали художники для обозначения нескольких фигур, составляющих композицию, то есть что-то общее.

Однако сегодня одни из вас подумали о своей любимой музыкальной группе, другие о группе ребят, которых вы постоянно видите во дворе, ну а третьи вспомнили свою группу в детском саду.

Во всех трёх случаях такую группу ещё можно назвать социальной. Что же означает данное понятие?  На этот вопрос достаточно трудно ответить.

В самом общем смысле социальная группа – это совокупность людей, которые объединены общим признаком.

Но если говорить более узко, то социальная группа – это совокупность людей, которые:

·        объединены общим значимым признаком;

·        совместно действуют;

·        связаны между собой определёнными отношениями, регулируемыми социальными институтами.

Социальный институт – это комплекс норм и правил, которые регулируют какую-либо сферу жизни или какие-либо общественные отношения.

Каждый из нас, хочет он этого или нет, с момента своего рождения принадлежит к какой-либо социальной группе, которая выступает своеобразным посредником между человеком и обществом в целом.

На нашей планете проживает более семи миллиардов человек, а количество социальных групп, по мнению учёных, доходит до четырнадцати миллиардов. Это возможно благодаря тому, что один человек может одновременно состоять в пяти-шести социальных группах.

Человек ходит на работу, играет в футбол за свою команду, как турист путешествует по миру, как избиратель участвует в политической жизни страны. А ещё он может коллекционировать монеты, водить мотоцикл или участвовать в митингах и демонстрациях. А вот если человек нарушит закон, то он станет участником ещё одной социальной группы – правонарушителей.

Всем социальным группам присущи определённые черты, связи и отношения с другими социальными группами.

Например, всё население нашей страны является одной социальной группой, которая входит в состав другой социальной группы – население планеты Земля.

Социальная группа непосредственно влияет на формирование характера человека, его поведение, восприятие мира, ценностные ориентиры.

Именно в группе вырабатывается система норм, правил, обычаев, стандартов поведения, которые регулируют деятельность и поступки людей, как участников этой группы, и определяют характер взаимоотношений между ними.

По мнению американского социолога Нейла Смейзера, можно выделить следующие функции социальных групп.

Функция социализации заключается в приобщении человека к жизни в обществе, усвоении им общественных норм и ценностей.

Только в группе человек может воспитать подрастающие поколения.

Пример такой группы – ваша семья. Ваши родители заботятся о вас, помогают вам, покупают одежду, кормят и так далее. И когда у вас самих появится семья, вы не только точно так же должны будете заботиться о собственных детях, но и о ваших престарелых родителях.

Инструментальная функция заключается в осуществлении той или иной деятельности людей. Например, посещая школу, вы получаете определённые знания, то есть осуществляете познавательную деятельность совместно с вашим классом.

Экспрессионная функция. Состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Согласитесь, что при любом вашем начинании найдутся люди, которые вам помогут или окажут поддержку. Это могут быть друзья, семья или коллеги по работе.

Поддерживающая функция заключается в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях.

Но любую ли группу людей можно назвать социальной? Представьте себе, что на дороге случайно встретились несколько путников, они продолжили путь вместе и непринуждённо общались между собой, так как оказалось, что между ними было много общего. Но когда солнце скрылось за горизонтом и на них напали разбойники, хотя путешественников было гораздо больше, разбойники обобрали всех до нитки: один разбойник держал одного из путников, пока другой отнимал у него вещи. И ни один путник не смог одолеть сразу двух разбойников. Как вы думаете, можно ли назвать наших путешественников социальной группой? Подумайте над этим вопросом!

На основании различных критериев принято выделять различные виды социальных групп. Например, по критерию численности различают большие и малые социальные группы.

Малая социальная группа – это объединение людей, которые вступают в непосредственные отношения друг с другом, знают о своей принадлежности к одному сообществу и зависят друг от друга при достижении общих целей.

Для малой социальной группы свойственны следующие признаки:

·        небольшое количество участников группы. Как правило, от двух-трёх до двадцати-тридцати человек;

·        прямые контакты между участниками группы и их взаимодействие;

·        распределение функций и социальных ролей между членами группы;

·        общие цели деятельности;

·        общие интересы, ценности, установки, стереотипы поведения, обычаи и традиции;

·        устойчивость во времени.

Такими малыми группами являются: семья, спортивная команда, компания друзей, школьный класс, студенческая группа и так далее.

Что же даёт человеку членство в малой группе?

Прежде всего именно в составе малой группы человек может достичь определённых целей, которых в одиночку достичь невозможно.

Во-вторых, другие участники малой группы могут помочь человеку в трудных жизненных ситуациях. Согласитесь, что в непростые моменты жизни человеку необходима поддержка, а оказать её зачастую могут только семья или очень близкие друзья.

В-третьих. Поддержка участников малой группы в любом начинании способна повысить самооценку человека. Мотивировать его на определённые действия, которые первоначально кажутся ему непосильными.

В-четвёртых. Малая группа позволяет построить очень близкие отношения. Например, найти хороших друзей.

В-пятых. Малая группа позволяет человеку чувствовать себя в безопасности. В любой трудной ситуации человек всегда может обратиться за помощью к участникам такой группы и получить защиту.

Малые социальные группы входят в состав больших социальных групп.

Большая социальная группа – это количественно неограниченная социальная группа, имеющая устойчивые ценности и нормы поведения.

Для большой социальной группы характерны следующие признаки:

·        многочисленность участников группы;

·        схожее положение членов группы в структуре общества;

·        общность интересов;

·        отсутствие прямых контактов между членами группы.

Человек входит не только в малые, но и в большие социальные группы.

К первой категории можно отнести группы, которые учёные различают по социальному положению (например, классы, сословия), по этнической принадлежности (например, нации и народности), по возрасту (например, дети, молодёжь, трудоспособные взрослые, пенсионеры), по месту жительства (например, городские и сельские жители), по половому признаку (например, мужчины и женщины), по профессиональной деятельности (например, работники умственного и физического труда).

Главной особенностью такого рода объединений людей является постоянное их существование.

Ко второй категории можно отнести публику, толпу или аудиторию, которые существуют на протяжении определённого промежутка времени, но при этом включены в единое эмоциональное пространство. Например, это могут быть болельщики сборной России по футболу. Их достаточно много в каждом городе нашей страны, и они, как правило, не знакомы друг с другом, но при этом, когда наша сборная выступает на чемпионате Европы или мира, они не только приезжают поддержать нашу команду на стадион, где проводится игра, но и болеют за неё у телевизора дома, на городских площадях и даже в космосе. Таким образом эти люди стихийно формируют единую большую социальную группу болельщиков сборной России по футболу.

Хотя конечно есть и поразительные совпадения, например, на Кубе в 2001 году в митинге с участием лидера страны Фиделя Кастро приняло участие более одного миллиона человек. Также многие кубинцы посмотрели выступление своего лидера по телевизору и ознакомились с его речью в газетах.

Как вы думаете, кем же на этот момент являлись все эти люди – участниками мероприятия или народом Республики Куба? Поразмышляйте об этом на досуге.

Как мы с вами увидели, социальных групп очень много и они сильно отличаются друг от друга. Но иногда их интересы пересекаются, тогда между различными группами может быть налажено сотрудничество.

Например, все ученики школы могут болеть за школьную футбольную команду.

Но бывает и так, что интересы социальных групп противоречат друг другу. Например, мотоциклисты постоянно соперничают с владельцами автомобилей за место на дороге.

Но так или иначе, представить человека без участия его в социальной группе невозможно. Как писал советский поэт Владимир Маяковский:

Плохо человеку, когда он один.

Горе одному, один не воин –

Каждый дюжий ему господин,

И даже слабые, если двое…

Единица – вздор,

Единица – ноль,

Один,

Даже если очень важный,

Не подымет

Простое пятивершковое бревно,

Тем более дом пятиэтажный.

В конце нашего урока давайте вспомним основные моменты. Сегодня мы узнали с вами о том, что такое социальная группа, а также познакомились с признаками большой и малой социальных групп.

videouroki.net

Социальная группа - это... Что такое Социальная группа?

Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. [1]

История

Слово «группа» попало в русский язык в начале 19 в. из итальянского (ит. groppo, или gruppo — узел) как технический термин живописцев, используемый для обозначения нескольких фигур, составляющих композицию.[2]. Именно так объясняет его словарь иностранных слов начала 19 в., где среди прочих заморских «диковин» содержится и слово «группа» как ансамбль, композиция «фигур, целое составляющих, и так приноровленных, что глаз разом их озирает»[3].

Первое письменное появление французского слова groupe, от которого, позже произошли его английский и немецкий эквиваленты, датируется 1668 г. Благодаря Мольеру, год спустя, это слово проникает в литературную речь, пока еще сохранив техническую окраску[4]. Широкое проникновение термина «группа» в самые разные области знания, его поистине общеупотребительный характер создают видимость его «прозрачности», то есть понятности и общедоступности. Оно чаще всего употребляется применительно к некоторым человеческим общностям как совокупностям людей, объединенным по ряду признаков некой духовной субстанцией (интересом, целью, осознанием своей общности и т. п.). Между тем социологическая категория «социальная группа» является одной из самых трудных для понимания в силу значительного расхождения с обыденными представлениями. Социальная группа — это не просто совокупность людей, объединенных по формальным или неформальным признакам, а групповая социальная позиция, которую занимают люди. «Мы не можем отождествлять агентов, объективирующих позицию, с самой позицией, даже если совокупность этих агентов является практической группой, мобилизованной для единых действий ради общего интереса»[5].

Признаки

Виды групп

Выделяются большие, средние и малые группы.

В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.

Одна из самых ранних и известных классификаций малых групп на первичные и вторичные была дана американским социологом Ч.Х. Кули, где он проводил различие между ними. "Первичная (базовая) группа" относится к тем личным отношениям, которые являются прямыми, лицом к лицу, относительно постоянными, и глубокими, такие, как отношения в семье, группе близких друзей и тому подобное. "Вторичные группы" (словосочетание, которое Кули на самом деле не использовал, но которое появились позже) относятся ко всем другим лицом-к-лицу отношениях, но особенно к таким группам или ассоциациям, как производственным, в которой человек относится к другим через формальные, часто юридические или договорные отношения.[6]

Структура социальных групп

Структура — это строение, устройство, организация. Структура группы — способ взаимосвязи, взаиморасположения её составных частей, элементов группы (осуществляется через групповые интересы, групповые нормы и ценности), образующих устойчивую социальную конструкцию, или конфигурацию социальных отношений.

Действующая большая группа имеет свою внутреннюю структуру: "ядро" (а в некоторых случаях — ядра) и "периферию" с постепенным ослаблением по мере удаления от ядра сущностных свойств, по которым идентифицируют себя индивиды и номинируется данная группа, то есть по которым она отделяется от других групп, выделяемых по определенному критерию.

Конкретные индивиды могут и не обладать всеми сущностными чертами субъектов данной общности, они постоянно переходят в своем статусном комплексе (репертуаре ролей) с одной позиции на другую. Ядро же любой группы относительно устойчиво, оно состоит из носителей этих сущностных черт — профессионалов символического представительства.

Другими словами, ядро группы — это совокупность типических индивидов, наиболее постоянно сочетающих присущие ей характер деятельности, структуру потребностей, нормы, установки и мотивации, отождествляемые людьми с данной социальной группой. То есть занимающие позицию агенты должны сложиться в качестве социальной организации, социальной общности, или социального корпуса, обладающего идентичностью (признанными представлениями о себе) и мобилизованного вокруг общего интереса.

Поэтому ядро — концентрированный выразитель всех социальных свойств группы, определяющих ее качественное отличие от всех иных. Нет такого ядра — нет и самой группы. В то же время состав индивидов, входящих в «хвост» группы, непрерывно меняется вследствие того, что каждый индивид занимает множество социальных позиций и может переходить с одной позиции на другую ситуативно, из-за демографического движения (возраст, смерть, болезнь и т. п.) или как результат социальной мобильности.

Реальная группа имеет не только свою структуру или конструкцию, но и свою композицию (а также декомпозицию).

Композиция (лат. compositio – составление) – организация социального пространства и его восприятия (социальной перцепции). Композиция группы – это сочетание её элементов, образующих гармоническое единство, которое обеспечивает целостность образа её восприятия (социального гештальта) как социальной группы. Композицию группы обычно определяют через индикаторы социального статуса.

Декомпозиция — противоположная операция или процесс разделения композиции на элементы, части, показатели. Декомпозиция социальной группы осуществляется путем проекции на различные социальные поля и позиции. Нередко композицию (декомпозицию) группы отождествляют с набором демографических и профессиональных ее параметров, что не совсем верно. Здесь важны не сами по себе параметры, а в той степени, в какой они характеризуют статусно-ролевую позицию группы и выступают в качестве социальных фильтров, позволяющих ей осуществлять социальное дистанцирование, чтобы не слиться, не быть "размытой" или поглощенной другими позициями.

Что касается членства в группе конкретного индивида как элемента композиции, то действительно он сталкивается с окружающим миром, который окружает его и позиционирует его как члена группы, т.е. его индивидуальность в этой ситуации становится «несущественной», в нем как в личности, как члене группы, видят прежде всего целую группу.

Функции социальных групп

Существуют различные подходы к классификации функций социальных групп. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп:

  • Социализации: только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений;
  • Инструментальную: состоит в осуществлении той или иной деятельности людей;
  • Экспрессивную: состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;
  • Поддерживающую: состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях.[7]

Социальные группы в настоящее время

Особенностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения и мотивации. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире - среднего слоя (среднего класса)[8][источник не указан 1315 дней].

Примечания

  1. Пособие для подготовки к ЕГЭ 2011: Обществознание, М:2010
  2. Классический пример — скульптурная композиция «Лаокоон» родосских мастеров Агесандра, Атенодора и Полидора (ок. 50 г до н. э.)
  3. Цит. по: Донцов А. И. Группа: психология и этимология // Вопросы психологии, 1983, № 4, с. 134.
  4. Донцов А. И. Группа: психология и этимология // Вопросы психологии, 1983, № 4, с. 133.
  5. Ю. Л. Качанов, Н. А. Шматко Проблема реальности в социологии: как возможна социальная группа? // Социологические исследования". 1996. № 12, с. 90-105
  6. "Social group." Encyclopaedia Britannica. Encyclopedia Britannica Online. Encyclopædia Britannica Inc, 2012. Web. August 26, 2012. - <Http://www.britannica.com/EBchecked/topic/551247/social-group>.
  7. Всероссийский банк учебных материалов РЕФ.РФ
  8. См. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. Раздел V. Социальные процессы. Глава 3. Социальная мобильность. М.: Наука, 1994.

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о