Что такое репутация деловая репутация – Деловая репутация — Википедия

Содержание

Деловая репутация юридического лица в российском гражданском праве: понятие и отличительные черты

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) устанавливает, что к объектам гражданских прав, помимо имущества, имущественных и иных прав, относятся также и нематериальные (неимущественные) блага (права). По общему правилу, отличительными особенностями нематериальных благ являются:

-        отсутствие экономического содержания и невозможность денежной оценки;

-        неразрывная связь с личностью их обладателя, поэтому такие права не могут передаваться и отчуждаться;

-        «не регламентируются законодательством и ограничены одним требованием, суть которого состоит в том, чтобы осуществление этих прав одним лицом не нарушало прав другого лица» [1, c. 3].

Перечень нематериальных благ, принадлежащих юридическому лицу, значительно уже, чем нематериальных благ, которыми обладает гражданин, что проистекает из правовой природы юридического лица как «персонифицированного имущества, отделенного от своего людского субстрата» [2]. Кроме того, нематериальные блага юридического лица (в частности, деловая репутация) имеют ряд особенностей, отличающих их от нематериальных благ, принадлежащих гражданину (например, возможность денежной оценки, отчуждения в пользу третьего лица и др.).

Понятие деловой репутации в российском законодательстве не закреплено, а вследствие же различных подходов к определению, что из себя представляет деловая репутация как объект гражданских прав, попытки высших судов и правоприменительной практики восполнить имеющиеся пробелы нельзя признать удовлетворительными. Как верно замечает Н. Г. Фроловский, закон не только не вводит легального понятия «деловой репутации юридического лица», но и «фрагментарно подходит к регулированию отношений, связанных с защитой деловой репутации организаций» [3].

Среди исследователей отсутствует единый подход к тому, что из себя представляет деловая репутация юридического лица как объект гражданских прав, каковы ее отличительные черты. К тому же, давая понятие деловой репутации, ученые-правоведы не указывают на ее имущественную сторону как объекта гражданских прав, на то, что деловая репутация юридического лица — это, прежде всего, его нематериальный актив. Данное обстоятельство можно объяснить тем, что деловая репутация есть частный случай общего понятия «репутации», наполнение которого в юридической литературе близко по содержанию к понятию «чести» «как общественного мнения о положительных качествах человека», которое «не содержит апелляции к самой личности и касается лишь ее оценки в общественном сознании или общественном мнении» [4, c. 35].

Например, М. А. Рожкова трактует деловую репутацию как «сложившееся общественное мнение о физическом или юридическом лице, основанное на оценке его профессиональной деятельности и деловых качеств» [1, c. 4]. По мнению Н. Г. Фроловского, «деловая репутация организации — это сложившееся мнение третьих лиц о профессиональных (деловых) качествах юридического лица» [3]. М. Н. Малеина понимает деловую репутацию как «набор качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по работе, поклонников (для шоу-бизнеса), избирателей (для выборных должностей) и персонифицируется среди других профессионалов в этой области деятельности» [цит. по: 3].

Вместе с тем, не все ученые согласны, что целесообразно выделять различные виды репутаций. По мнению А. М. Эрделевского, ссылающегося на практику англо-американской системы права, деловую, профессиональную и прочие виды репутаций целесообразно заменить общим термином «репутация», а в случае ущемления репутации вопрос о ее виде решать непосредственно в суде в зависимости от субъекта, обратившегося за защитой [5, c. 64].

На наш взгляд, использование общего термина применительно к разным видам репутаций неоправданно и приведет лишь к дополнительным трудностям. Так, передача исключительно на усмотрение суда вопроса об определении вида репутации, за защитой которой обратился истец, неизбежно повлечет за собой увеличение количества выносимых судами общей юрисдикции отказов в принятии к рассмотрению исковых заявлений на основании неверно определенной истцом подсудности спора.

Помимо процессуального, необходимо учитывать и следующий момент. Как разъяснил Верховный Суд РФ в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», «право граждан на защиту чести, достоинства и деловой репутации является их конституционным правом, а деловая репутация юридических лиц — одним из условий их успешной деятельности» [6]. Процитированное положение наглядно показывает, что деловая репутация физического и юридического лиц имеет различную природу, вследствие чего на законодательном уровне необходимо установить границу между деловой репутацией юридического лица как субъекта предпринимательской деятельности и «деловой репутацией» лица физического, не отдавая этот вопрос на откуп судейскому усмотрению. Поэтому, говоря о деловой репутации, необходимо отличать профессиональную репутацию гражданина, не являющегося субъектом предпринимательской деятельности, от деловой репутации юридического лица.

«Распространить понятие деловой репутации на всех субъектов нецелесообразно, так как в предпринимательском обороте деловая репутация обладает определенной спецификой. Физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, в силу того, что проявляют деловую активность, также обладают деловой репутацией, которая, однако, имеет несколько иную природу. Целесообразно употребление термина «деловая репутация» в отношении юридических лиц (в том числе некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность), а также граждан — индивидуальных предпринимателей. В отношении иных физических лиц более применим термин «доброе имя», так как он, имея весьма широкий смысл, вполне охватывает отношения, связанные с использованием и защитой физическими лицами сложившегося в обществе представления об их профессиональных навыках» [1, c. 5–6].

Можно согласиться с М. А. Рожковой, что необоснованно ставить знак равенства между деловой репутацией юридического лица и «деловой репутацией» гражданина, не осуществляющего предпринимательскую деятельность. Вместе с тем, понятие «доброе имя» вряд ли адекватно отражает «сложившиеся в обществе представления о профессиональных навыках» гражданина. «Добрым именем» охватывается более широкий круг отношений, нежели только представления о профессиональных навыках. Например, в него уместно включать и сформировавшееся представление о человеке в сфере личных и дружеских отношений. Что касается сложившегося представления в сфере профессиональной деятельности, здесь уместно использовать понятие «профессиональной репутации».

Учитывая сказанное выше, деловую репутацию юридического лица можно определить как нематериальный актив последнего, основанный на сложившемся представлении о нем как субъекте предпринимательства и формируемый в процессе предпринимательской деятельности юридического лица. В соответствии с данным определением укажем отличительные черты деловой репутации юридического лица.

Например, согласно А. В. Кудрявцевой и С. П. Олефиренко, деловая репутация юридического лица представляет собой:

-        динамическую категорию, которая приобретается юридическим лицом в процессе своей деятельности;

-        распространенное мнение, т. е. «сам факт наличия деловой репутации…должен оцениваться как общеизвестный факт местного, российского или международного масштаба, иначе наличие деловой репутации юридического лица также должно подлежать доказыванию»;

-        оценку деловых качеств организации, т. е. «качество выпускаемой продукции или оказываемых услуг, надежность как партнера в договорных отношениях; платежеспособность, добросовестность при осуществлении деятельности»;

-        условие успешной деятельности организации [7, c. 126–127].

Несмотря на неполноту приведенной классификации с пунктами 1–2, 4 можно согласиться, в то же время пункт 3 ошибочен постольку, поскольку относится не к деловой репутации как таковой, а к более широкому понятию — goodwill (гудвилл), о котором будет сказано ниже. Кроме того, необходимо обратить внимание, что А. В. Кудрявцева и С. П. Олефиренко в своей классификации не раскрывают, что представляет из себя деловая репутация как динамическая категория. Что касается такой черты, как залог успешной деятельности (пункт 4), то, на наш взгляд, она не отражает особенность деловой репутации именно юридического лица ввиду того, что и профессиональная репутация гражданина, не являющегося предпринимателем, также является залогом успешной деятельности последнего в качестве работника, члена общественного движения или политической партии.

Чтобы избежать недостатков, имеющихся в перечне А. В. Кудрявцевой и С. П. Олефиренко, попробуем указать те отличительные черты деловой репутации юридического лица, которые, по нашему мнению, наиболее ярко выявляют сущность этого явления.

Во-первых, деловой репутацией может обладать только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, т. е. деловая репутация формируется и существует исключительно в сфере предпринимательской деятельности. Так, если некоммерческая организация для достижения уставных целей осуществляет предпринимательскую деятельность, в процессе такой деятельности у НКО, по смыслу абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ, формируется деловая репутация. При осуществлении НКО основной деятельности, не преследующей коммерческого интереса и построенной на иных принципах, нежели деятельность предпринимательская, представление, сложившееся об организации, целесообразно именовать профессиональной, но не деловой репутацией постольку, поскольку в данном случае «дело» как «бизнес», «предпринимательство» отсутствует. Пример с НКО является удачным в том смысле, что он наглядно показывает разницу между репутацией субъекта предпринимательской деятельности и репутацией, складывающейся в процессе иной, нежели предпринимательская, сфере деятельности субъекта. Судебная практика признает, что деловой репутацией может обладать и орган государственной власти или местного самоуправления, «если распространенные сведения касаются осуществления им экономической деятельности от имени публичного образования» [8].

Во-вторых, деловая репутация юридического лица отчуждаема. В соответствии с п. 1 ст. 150 ГК РФ нематериальные блага, принадлежащие гражданину, неотчуждаемы и непередаваемы. Однако эти признаки нельзя автоматически переносить на нематериальные блага юридических лиц ввиду нетождественности личности физического лица и «личности» лица юридического. В отношении юридического лица как «персонифицированного имущества, отделенного от людского субстрата» [2], могут быть совершены все те сделки, которые могут быть совершены с имуществом и/или имущественными правами. В отношении личности гражданина совершить подобные действия невозможно. Например, деловая репутация может быть отчуждена третьему лицу в составе предприятия по договору купли-продажи (ст. 132 ГК РФ) либо передана на определенный срок или бессрочно по договору коммерческой концессии (п. 2 ст. 1027 ГК РФ). При этом важно подчеркнуть, что пользователь обязан использовать деловую репутацию правообладателя только в той сфере предпринимательской деятельности, в какой она наличествовала у последнего.

Кроме того, деловая репутация может быть внесена в качестве вклада в общее имущество простого товарищества (п. 1 ст. 1042 ГК РФ) и составлять, «наряду с имуществом, находящимся в их общей собственности, общее имущество товарищей» (абз. 2 п. 1 ст. 1043 ГК РФ). Таким образом, товарищ, внесший деловую репутацию в качестве вклада в общее дело товарищества, осуществил ее отчуждение в пользу третьего лица — создаваемого простого товарищества — и с этого момента его деловая репутация становится нематериальным активом простого товарищества.

Из отчуждаемости можно вывести следующую отличительную черту деловой репутации юридического лица: ей может быть дана стоимостная оценка. Например, п. 1 ст. 1042 ГК РФ устанавливает, что вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в частности, деловую репутацию и деловые связи. По общему правилу, стоимость вкладов товарищей предполагается равной, если иное не определено в договоре простого товарищества или не следует из фактических обстоятельств. Денежную оценку стоимости вносимых вкладов товарищи осуществляют по соглашению между собой (п. 2 ст. 1042 ГК РФ). Следовательно, деловая репутация как вклад в общее дело простого товарищества всегда может быть выражена в денежном эквиваленте с той либо иной степенью точности.

Приведенные примеры показывают, что деловая репутация юридического лица проявляет черты, несвойственные неимущественным благам гражданина, а именно: возможность отчуждения в пользу третьего лица и выражения в конкретной денежной сумме в любой период времени.

Будучи приобретенной третьим лицом, деловая репутация должна быть поставлена на бухгалтерский учет как нематериальный актив компании. Отнесение деловой репутации компании к ее нематериальным активам широко распространено как в англо-американской системе права, так и в континентальном, в частности, германском или французском праве [9, 127–128].

Сначала в странах общего права, а затем и в континентальной системе права нематериальные активы компании, подлежащие отражению в финансовой отчетности, объединяются понятием goodwill (гудвилл). Однако нельзя забывать, что гудвилл в зарубежных правопорядках, помимо деловой репутации как таковой, включает в себя и другие категории, выступающие «визитной карточкой» предпринимательской деятельности компании (например, образование, квалификация, профессиональные навыки сотрудников, их способность к усвоению нового и внедрению нестандартных подходов к ведению дел) [10].

Термин «гудвилл» в русской транскрипции как синоним понятия «деловая репутация организации» нашел свое отражение в российском законодательстве. В частности, он используется Росстатом для осуществления контроля движения нематериальных активов организаций [11], Банком России при ведении реестра бюро кредитных историй [12] и др.

Минфин России в своих нормативно-правовых актах, говоря о нематериальных активах организации, использует понятие деловой репутации, наполняя при этом его содержанием, свойственным гудвиллу [13]. Так, согласно разделу VIII. Приказа Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)», при приобретении предприятия как имущественного комплекса деловую репутацию последнего необходимо отразить в бухгалтерском учете в числе нематериальных активов. При этом «стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой и суммой всех активов и обязательств приобретаемого предприятия по бухгалтерскому балансу на дату его покупки. Положительную деловую репутацию следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами. Отрицательную деловую репутацию следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т. п». [13, п. 43].

По нашему мнению, включать в содержание деловой репутации юридического лица дополнительные характеристики, приводящие к совпадению деловой репутации с гудвилл, нецелесообразно постольку, поскольку это создает трудности для соотносимости оценки компании как бизнеса с точки зрения международных стандартов оценки и с позиции отечественного бухгалтерского учета.

Кроме того, российское законодательство предполагает постановку на учет в качестве нематериального актива только приобретенной у третьего лица (внесенной в качестве вклада в общее имущество) деловой репутации. Деловая репутация, формируемая самой компанией в процессе своей деятельности, не учитывается как нематериальный актив, из чего следует, что деловой репутации как бы не существует либо она ничего не стόит. Такой подход позволяет некоторым исследователям утверждать, что деловая репутация не имеет реальной экономической ценности [9, 132] (и это при том, что нематериальные активы, в состав которых входит деловая репутация, составляют в среднем 50 % стоимости бизнеса, достигая в отдельных случаях соотношения 9 к 1 [10]. На этом, в свою очередь, строится позиция, согласно которой вред, причиненный юридическому лицу вследствие ущемления его деловой репутации, не носит имущественный характер и, следовательно, не может быть взыскан с деликвента.

Полагаем, что такой подход в корне неверен постольку, поскольку, как было сказано выше, деловая репутация в любой момент времени может оценена и выражена в определенной денежной сумме. Кроме того, отсутствие оценки, сколько стόит компания как бизнес в целом в тот или иной момент времени, создает дополнительные сложности в судебном процессе по обоснованию расчета вреда, нанесенного компании-истцу вследствие ущемления ее деловой репутации. С правовой же точки зрения, не существует принципиальной разницы между созданной самой компанией и приобретенной у третьего лица деловой репутацией — они обе представляют собой нематериальный актив организации [9, c. 132] вне зависимости от того, что вторая поставлена на бухгалтерский учет, а первая — нет.

В-четвертых, деловая репутация юридического лица, в отличие неимущественных прав гражданина, не является данностью, она формируется в процессе деятельности организации, на протяжении жизненного цикла последней, т. е. присущ динамизм. Юридическое лицо в момент создания не обладает деловой репутацией постольку, поскольку своими действиями еще не заявило о себе как о субъекте предпринимательской деятельности. Говоря, что юридическое лицо в момент создания не обладает деловой репутацией, мы имеем в виду, что организация не обладает собственной деловой репутацией, а не приобретенной у третьего лица. «Деловая репутация не присваивается правом юридическому лицу в силу его учреждения, подобно тому, как любому человеку присваиваются определенные и защищаемые законом блага…Закон лишь охраняет право на деловую репутацию, но не создает ее. Деловая репутация создается собственными усилиями организации. Внешние факторы могут так или иначе влиять на деловую репутацию, но не могут создать ее» [14].

Организация в процессе предпринимательской деятельности всегда ориентируется на то, каким образом конкретные шаги повлияют на ее деловую репутацию, т. е. организация выстраивает, формирует свою деловую репутацию. Именно поэтому деловая репутация не может быть одинаковой на протяжении всего периода существования компании. В зависимости от сферы деятельности фактор деловой репутации может играть решающую роль. Например, для организации, занимающейся предоставлением юридических, страховых или медицинских услуг, ущемление деловой репутации может не просто негативно сказаться на деятельности организации, но и привести к ее ликвидации.

Как отмечает М. Н. Шеметов, «юридическое лицо планирует свои действия с учетом того, как они отразятся на деловой репутации. Целый ряд действий имеет исключительной целью повышение деловой репутации. Но и все прочие действия юридического лица…обязательно предполагают достижение положительного для деловой репутации эффекта…Именно такое положение вещей является правилом и презюмируется точно так же, как презюмируется направленность предпринимательской деятельности на получение прибыли» [14].

В-пятых, существование деловой репутации ограничено периодом «активной жизни» юридического лица. Деловая репутация есть мнение о лице, сложившееся в процессе осуществления им предпринимательской деятельности, и поэтому предпринимательскую деятельность необходимо рассматривать как источник и условие формирования и существования деловой репутации. Следовательно, только компания, ведущая деятельность, может обладать деловой репутацией или, в терминологии бухгалтерского учета, осуществлять «полезное использование деловой репутации» [13, п. 25–26].

При этом установленный «период полезного использования» деловой репутации не всегда равняется всему сроку существования юридического лица, и определяется, прежде всего, на основании того, в течение какого периода времени организация предполагает использовать нематериальный актив с целью получения экономической выгоды [13, п. 25–26]. Только в том случае, когда невозможно с необходимой степенью достоверности определить срок полезного использования нематериального актива компании, такой срок считается неопределенным, но в любом случае, он не может превышать срок деятельности организации.

При этом здесь важно обратить внимание на следующее обстоятельство. В отличие от определенных законом случаев, когда деловая репутация может быть отчуждена в пользу третьего лица либо быть внесена в общее имущество простого товарищества, по общему правилу деловая репутация как неимущественное благо не может переходить к другому лицу в порядке универсального правопреемства [15, c. 107].

Подводя итог, скажем, что деловую репутацию юридического лица можно определить как нематериальный актив последнего, основанный на сложившемся представлении о нем как субъекте предпринимательства и формируемый в процессе предпринимательской деятельности юридического лица. Деловой репутации юридического лица присущи следующие отличительные черты: динамизм, отчуждаемость, оцениваемость, ограниченный срок существования, а основной особенностью — неразрывная связь с предпринимательской деятельностью, вследствие чего обладать деловой репутацией может только субъект предпринимательства. Недействующее либо «пустое» юридическое лицо деловой репутацией не обладает. В то же время, репутацию, складывающуюся у организаций и граждан в процессе иной, нежели предпринимательская, деятельности, целесообразно именовать «профессиональной», а не «деловой».

 

Литература:

 

1.       Рожкова М. А. Судебная практика по делам о защите деловой репутации юридических лиц и предпринимателей // Приложение к журналу «Хозяйство и право». 2010. № 2. С. 3–80.

2.       Суханов Е. А. Сравнительное корпоративное право. — М.: Статут, 2014 // СПС КонсультантПлюс.

3.       Фроловский Н. Г. Защита деловой репутации юридического лица // Законы России: опыт, анализ. Практика. 2012. № 4. // URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=493 (дата обращения: 20.03.2015 г.).

4.       Понятие чести, достоинства и деловой репутации: Спорные тексты СМИ и проблемы их анализа и оценки юристами и лингвистами. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. М. В. Горбаневского, А. К. Симонова. — М.: Медея, 2004.

5.       Эрделевский А. М. Компенсация морального вреда: анализ и комментарий законодательства и судебной практики. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2004.

6.       Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Российская газета. 2005. 15 марта. № 50.

7.       Кудрявцева А. В., Олефиренко С. П. Доказывание морального вреда в уголовном судопроизводстве. — М.: Юрлитинформ, 2011.

8.       Обобщение Арбитражного суда Свердловской области практики рассмотрения споров, связанных с защитой деловой репутации // http://www.arbitr.ru/as/pract/ac_prac/?id_rubric=6 (дата обращения: 20.03.2015 г.).

9.       Рожкова М. А., Ворожевич А. С. Правовая сущность гудвилл // Закон. 2015. № 1. С. 126–133.

10.   Ершова Е. А. Гудвилл бизнеса. — М.: Статут, 2013 // СПС КонсультантПлюс.

11.   Приказ Росстата от 07.10.2013 № 392 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за наличием, движением и составом нематериальных активов» // СПС КонсультантПлюс.

12.   «Положение о порядке ведения Банком России государственного реестра бюро кредитных историй и требованиях к финансовому положению и деловой репутации участников бюро кредитных историй» (утв. Банком России 28.12.2014 № 452-П) // СПС КонсультантПлюс.

13.   Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)» // Российская газета. 2008. 02 февраля. № 22.

14.   Шеметов М. Н. Защита репутации юридического лица // URL: http://www.shemetov.ru/stati/zaschita-reputaci-yuridicheskogo-lica.html (дата обращения: 15.03.2015 г.).

15.   Федеральный арбитражный суд Уральского округа. Рекомендации Научно-консультативного совета, постановления Президиума, обзоры судебной практики и итоговые справки по вопросам, возникающих из гражданских и иных правоотношений (2008–2013). Том 2 / Сост. М. Ю. Грабовская. — Екатеринбург: Типография «Коллаж», 2013.

moluch.ru

Деловая репутация организации: оценка, защита имиджа

Любой компании, будь она крупная или не очень, важна репутация. Ведь ей приходится взаимодействовать с партнерами, искать новых клиентов, бороться с конкурентами за постоянных. Многое тут зависит именно от имиджа. Поэтому в данной статье мы подробнее поговорим о том, что собой представляет деловая репутация организации и какой она бывает.

Зачем нужна

В чем же может компании помочь хорошая репутация, и так ли она важна? Помогает она в следующем:

  • Увеличивает ценность услуг и товаров компании.
  • Привлекает новых клиентов.
  • Привлекает в компанию квалифицированных работников.
  • Увеличивает эффективность продаж и рекламных кампаний.
  • Дает большую привлекательность для банков и позволяет выстоять в экономически тяжелые времена.

Респектабельная репутация дает большую привлекательность для банков и позволяет выстоять в экономически тяжелые времена.

Именно поэтому компания, желающая расти и активно развиваться в своем направлении, должна заботиться о своей репутации.

Психологический образ фирмы

Каждый потенциальный или реальный клиент представляет конкретную фирму по-своему, у него складывается так называемый психологический образ, который чаще называют имиджем. Имидж компании – это комплекс впечатлений о ней.

Как оценивается

Существует понятие «гудвил». Оно обозначает преимущества данной компании, которые не являются ее материальными активами. Оценка деловой репутации происходит исходя из этих параметров. Определяется разность между ценой всех активов компании, ее имуществом и той ценой, которую готов заплатить потенциальный покупатель компании. Чем больше эта разница, тем лучше деловая репутация.

Как рассчитывается

Известно несколько методов, благодаря которым можно точно рассчитать гудвил. Самый известный и считающийся традиционным – это пропорциональный. Заключается он в определении разницы между ценой инвестиций инвестора и его долей. Метод полного гудвила немного отличается. Тут высчитывается разница между ценой всего купленного бизнеса и стоимостью его активов. Все эти сведения заносятся в специальную таблицу для расчетов, где учитывается каждый показатель.

Какой бывает

Условно деловую репутацию можно разделить на два больших вида: положительная и отрицательная. Как было сказано выше, высчитывается деловая репутация путем сравнения цены бизнеса и стоимости его активов. Если эта разница будет отрицательной, имеет место отрицательная деловая репутация. Если же разница со знаком плюс, это положительная деловая репутация.

Естественно, каждый предприниматель должен стремиться ко второму варианту. Это увеличит стоимость его фирмы и позволит заполучить больше клиентов и партнеров. Положительная репутация оказывает существенное влияние на доверие к компании. Порча имущества, проведение нечестных сделок и обман партнеров сказываются отрицательным образом на имидже фирмы.

В итоге

Мы выяснили, что деловая репутация организации представляет собой нечто невещественное и нематериальное. Но она очень важна для каждой компании. Ее защита и поддержание – это одна из основных задач руководства фирмы. Рассматривать этот аспект не менее важно, чем стараться получить максимальную прибыль. А небрежное отношение к такому явлению – образец некомпетентности и недальновидности.

zhazhda.biz

Деловая репутация и критерии её оценки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

При выборе поставщика предлагаемая им цена контракта не всегда оказывается решающей. Важную роль играет и деловая репутация компании. При участии в тендерах, реализуемых в рамках 223-ФЗ, может понадобиться пакет документов, которые подтверждают надежность компании. 44-ФЗ с этой точки зрения оказывается мягче. В данной статье мы попробуем разобраться в основных особенностях подтверждения деловой репутации в соответствии с действующим законодательством.

Что входит в понятие «Деловая репутация»

Деловая репутация – это совокупность факторов, которые позволяют оценить добропорядочность и стабильность организации. Она становится своеобразным нематериальным активом компании. Положительная репутация приводит к повышению спроса на услуги фирмы, так как она позволит контрагенту быть уверенным в положительном результате сотрудничества. 

 

Чтобы иметь хорошую репутацию компания должна отвечать следующим общепринятым требованиям:

  1. Оказывать услуги или реализовывать товары высокого качества;
  2. Иметь профессиональный штат сотрудников;
  3. Обладать хорошими кредитными показателями;
  4. Иметь добросовестные отношения со всеми контрагентами;
  5. Отличаться высокой корпоративной культурой. 

 

При наличии одинаковых материальных ресурсов фирмам с плохой деловой репутацией продать товар значительно сложнее.

 

Оценка деловой репутации по 44-ФЗ

Какого-либо нормативно-правового акта, который бы четко устанавливал понятие «деловая репутация» не существует. При этом согласно постановлению Правительства №1085 от 28.11.2013 г. Одним из критериев оценки заявок может выступать деловая репутация. Заказчик вправе запрашивать у потенциальных поставщиков следующую информацию:

  1. Наличие положительных отзывов о деятельности компании;
  2. Стаж работы;
  3. Количество и квалификацию кадров, которые будут принимать участие в исполнении контракта;
  4. Достаточность основных средств для исполнения взятых на себя обязательств.

 

В середине января 2017 года было опубликовано письмо Министерства экономики и развития № ОГ-Д28-761. Согласно нему заказчик может самостоятельно разрабатывать закупочную документацию для открытых конкурсов и указывать в ней такой критерий оценки заявок, как наличие положительной деловой репутации. При этом непредставление участником документов, подтверждающих репутацию, не является основанием для отклонения заявки.

 

Деловая репутация в рамках 223-ФЗ

В 223-ФЗ нет прямого запрета на установление заказчиками требований о наличии у поставщика хорошей деловой репутации. Поэтому этот вопрос вызывает немало споров. В ФАС поступает немало жалоб от поставщиков, заявки которых были отклонены по причине непредставления документов, подтверждающих деловую репутацию. 

Из практики ФАС становится понятно, что контролирующие органы считают установление подобных требований избыточными. Деловая репутация никак не может отразиться на исполнении поставщиком своих обязательств по контракту. Следовательно, действия заказчика должны быть признаны неправомерными.

 

Какие документы подтверждают деловую репутацию

Если заказчик устанавливает в документации требование о подтверждении участником своей деловой репутации, то он обязан указать и перечень прилагаемых для этого документов. Это позволит обеспечить объективный подход при выборе поставщика. Документами, которые могли бы подтвердить репутацию, могут стать:

  1. Благодарственные письма от контрагентов.
  2. Грамоты и дипломы, полученные компанией. 
  3. Дипломы сотрудников организации.
  4. Сертификат на право оказания услуг.

 

Такие документы предоставляются участником в составе заявки. Наличие сертификатов не является для компании обязательным, так как их получение требует немалых затрат как временных, так и финансовых.

Хорошая деловая репутация – важная часть любого бизнеса. Ее наличие расширяет возможности для участников госзакупок. Поэтому всем фирмам следует прикладывать усилия для сохранения положительного имиджа.

goszakupkirf.ru

Что такое деловая репутация в современном бизнесе

Предприниматели, бизнесмены формируют своими действиями, поступками, коммерческими шагами собственную деловую репутацию.

У некоторых может возникнуть вопрос, что такое деловая репутация, для чего она нужна?

Деловая репутация — некая разновидность нематериальных благ, которая являет собой оценку деятельности лица как юридического, так и физического, по его деловым качествам, характеристикам.

В мире бизнеса, особенно это касается развитых зарубежных стран: США, Великобритании, Франции, существует также понятие деловой репутации, как части оценочных (стоимостных) показателей ее имущественного комплекса.

Деловая репутация организации в этом случае представляется разницей между покупной ценой предприятия и стоимости ее в соответствии с бухгалтерским балансом.

Так что такое деловая репутация с точки зрения современного бизнеса? Она представляет собой «доброе имя» фирмы, предпринимателя.

А еще она учитывается сегодня в составе нематериальных активов юридических лиц наряду с ноу-хау, авторскими правами, торговыми марками.

Деловая репутация положительна, если компания или предприниматель зарекомендовали себя хорошо или отрицательной, когда юридические и физические лица негативно оценивают их деятельность.

Положительная деловая репутация непосредственно связана с позитивным отношением контрагентов — партнеров по бизнесу к ее обладателю, с их доверием к нему, уверенностью в благоприятном результате сотрудничества.

Отрицательная же деловая репутация характеризует нестабильность положения ее обладателя в экономических взаимоотношениях, недоверие к нему со стороны его контрагентов.

Сегодня, выясняя, что такое деловая репутация,  стоит помнить следующее. В настоящее время деловая репутация оценивается не только качественными, но и количественными показателями.

Примером количественного показателя является используемая в российской экономической практике стоимостная оценка деловой репутации при ведении бухгалтерского учета нематериальных активов.

Здесь стоимость деловой репутации определена,  как предлагаемая владельцу актива разница между текущей рыночной ценой при продаже предприятия.

В целом или его части, как имущественного комплекса. стоимостью всех активов, обязательств по составленному бухгалтерскому балансу на дату приобретения.

Эти статьи блога Вам должны быть интересны:

berichnow.ru

2. Повышение деловой репутации

Известно, что в странах с развитой рыночной экономикой в составе причин банкротств различных организаций преобладают внешние факторы. Среди них значительное место занимает деловая репутация организации, которая играет важную роль в обеспечении устойчивого функционирования и развития.

Деловая репутация это показатель отношения к организации со стороны внешнего ее окружения, показатель доверия, готовности к сотрудничеству, приемлемости ее стратегии, понимание целей, стиля и намерений ее деятельности [кор, с. 276].

Деловая репутация — важная часть бизнеса, ее невозможно отделить от компании. Деловая репутация представляет собой своего рода «доброе имя» лица и учитывается в составе его нематериальных активов наряду с авторскими правами, ноу-хау и торговыми марками. Деловая репутация позволяет организации иметь большую норму прибыли по сравнению с текущей рыночной прибылью. Расходы на создание деловой репутации фирмы осуществляются за счет прибыли.

Деловая репутация может быть как положительной, так и отрицательной. Положительная деловая репутация связана с доверием и уверенностью в положительном результате сотрудничества. Отрицательная деловая репутация показывает нестабильность положения ее обладателя в экономическом обороте, недоверие к нему со стороны контрагентов.

Компании, которые сформулировали для себя лишь финансовые цели, как правило, не достигают тех финансовых результатов, каких достигают компании с более широким шапазоном ценностных установок. Конкретнее этот более широкий диапазон ценностей можно определить как идеологию компании, ее деловаю репутацию.

В настоящее время в научной и специальной литературе н на практике существуют различные толкования содержания категории «деловая репутация». У этой категории множество синонимов и близких по смыслу и значению терминов, таких как «бренд», «имидж», «образ компании», известность». Эти термины часто используются для обоб­щенной, иногда даже эмоциональной оценки. Например, бренд совокупность устойчивых связей торговой марки компании или ее продукции с потребителем, которые создаются с помощью рекламы, фирменного стиля и/или обслуживания. Имидж — это переменная составляющая бренда, т.е. изменения в образе, носящие информирующий или корректирующий характер и др. [кор, с. 277].

Имидж должен быть адекватен реально существующему образу и быть адресован конкретной группе потребителей, при этом оставаясь пластичным и динамичным. Не следует- забывать, что при практически идентичных качествах продукции разных производителей, конкурентная борьба ведется не столько между видами продукции, сколько между их имиджами. Умело разработанный и последовательно внедряемый в сознание потребителей положительный имидж, подкрепленный качеством продукции и уровнем сервиса, позволяет предприятию занять ведущее место на рынке.

Следовательно, создание позитивного имиджа организации, фирмы, корпорации может повысить уровень доверия к ней, ее престиж и авторитетность, а также мобилизовать неиспользованный потенциал и ресурсные возможности, преодолевая «эффект отчуждения» и утверждая все ее преимущества Имидж — это не только средство, инструмент управления, но объект управления. Позитивный имидж создается основной деятельностью компании, а также целенаправленной информационной работой, ориентированной на целевые группы общественности. Эта работа осуществляется и значительной мере посредством маркетинговых коммуникаций (связи с общественностью, реклама, личные продажи, стимулирование продаж, послепродажное обслуживание). Работа по созданию имиджа ведется целенаправленно для каждой группы и различными средствами.

Отличительные признаки имиджа.

  1. Имидж должен быть синтетическим, производить определенное впечатление с помощью фирменного знака, торговой марки и сорта товара. Фирменный знак американской корпорации «Найк» ассоциируется в массовом сознании с изображением — символом крыла богини Ники.

  2. «Образ корпорации» должен быть правдоподобным. Никому не нужен имидж, если он не пользуется доверием у людей. Чтобы быть живым и заслужить большую попу­лярность, чем сам оригинал (т.е. корпорация как таковая), он должен отвечать требованиям здравого смысла. Наилучший путь к правдоподобности — сдержанные высказывания, некоторые преуменьшения и замалчивания.

  3. Он должен быть пассивным. Поскольку имидж в определенной мере отвечает действительности, то создающая его фирма (корпорация) стремится уподобиться имиджу, а не сделать имидж своим подобием. Если имидж уже сформировался, он вообще становится настолько важной реальностью, что она обуславливает поведение корпорации, а не наоборот. Корпорация становится подобием имиджа.

  4. Образ должен быть ярким и конкретным. Он лучше срабатывает, если апеллирует к чувствам, быстро воспринимается, когда сосредотачивается на определенных чертах и ярко высвечивает один или несколько характерных признаков корпорации.

  5. Образ компании должен быть упрощенным.

  6. Несмотря на конкретность, образ должен быть в некоторой степени неопределенным и витать где-то между чувствами и рассудком, между ожиданиями и реальностью. Он должен устоять перед непредвиденным развитием событий, изменениями во вкусах [кор, с. 278].

Для крупных организаций при поддержке имиджа осбенно важна работа со СМИ, поскольку крупный масштаб операций требует достаточно широкой известности, дости­жимой, прежде всего, с помощью масс-медиа.

Каждая компания стремится к формированию положительного имиджа. Однако очень немногие руководители действительно занимаются работой, необходимой для построения имиджа и закладки фундамента безупречной деловой репутации.

Создание имиджа предприятия, повышение деловой репутации — это продуманный и хорошо организованный процесс, на его решение требуются затраты денежных, людских ресурсов, определенное время на исследование. Этап непосредственно создания имиджа требует как соответствующих специалистов, так и времени на трансформацию сознания потребителей, изменение их отношения к предприятию, создания у них яркого образа компании. Однако усилия предприятия не пропадут даром; все, что вложено в формирование положительного имиджа принесет не только достойную прибыль, но создаст хороший фундамент для дальнейшего роста.

Формирование деловой репутации, ее оценка контактными группами.

Последовательность процесса формирования корпоративного имиджа:

  • корпоративная миссия,

  • корпоративная индивидуальность,

  • корпоративная идентичность,

  • корпоративный имидж [кор, с. 280].

Процесс управления деловой репутацией начинается задолго до разработки визуальных атрибутов организации (логотипа, интерьера). Сначала формулируется миссия как определение социально-значимого статуса организации. Затем определяется корпоративная индивидуальность или «личность» фирмы. Это уже более конкретные характеристики, отражающие корпоративную культуру, ценности, суждения и нормы поведения. Корпоративная индивидуальность преломляется в организационном «жиз­ненном стиле». Это образ жизни компании, то, как она проводит время, использует материальные, финансовые, информационные, человеческие и прочие ресурсы. После определения «характера» компании принимается решение о том, как донести этот выгодно отличающийся от других «характер» до целевой группы, как сделать достоянием групп общественности реальные достоинства компании. На этом этапе формируется корпоративная идентичность.

Рис. 1. Процесс формирования корпоративного имиджа

Это система коммуникативных средств — названий, символов, знаков, логотипов, цветов, мифов, ритуалов — проецирующих или отражающих индивидуальность компании. Только в результате тотальных корпоративных коммуникаций (в том числе и маркетинговых) возникает корпоративный имидж. Успешный процесс его формирования требует управления (планирования, организации, контроля). Деятельность по формированию имиджа оценивается качественно (цели, структура, содержание, исполнение, технологии) и количественно (затраты, сроки, результаты, экономический эффект).

Стандарты поведения и внешнего вида. Пйсьменное изложение принятых в компании стандартов — последний кирпич в фундаменте имиджа. Стандарты определяют действия, отвечающие философии, целям и принципам предприятия. Стандарты — инструменты в руках сотрудников предприятия, которыми они поддерживают имидж компании в глазах общества. Разрабатывая стандарты, необходимо учитывать аспекты, которые могут хоть как-то повлиять на имидж компании. Если сотрудники в нерабочее время носят униформу компании, эмблемы или значки с ее названием или девизом, их поведение должно соответствовать установленным стандартам. Истинный профессионал познается по тому, как он ведет себя вне стен компании, думая, что его никто не видит.

Для любой компании имидж не может быть завершенным, если он не включает в себя размещение информации о компании в Интернете. В наш век передовых технологий, компания без своего собственного сайта вызывает недоумение, смешанное с сомнением в респектабельности этой компании. В связи с этим каждая уважающая себя компа­ния считает своим долгом оставить свой след во Всемирной паутине.

Деловая репутация — это целостное представление о компании как субъекте определенного вида деятельности, которое складывается из восприятия и оценки результатов и последствий этой деятельности, независимо от организа- ционно-правовых форм или масштабов, различными заинтересованными лицами (стейкхолдерами) и контактными группами[кор, с. 282].

Оценка содержания деловой репутации включает два направления:

  • качественную оценку состояния или положения компании;

  • количественную меру стоимости компании как субъекта рыночных отношений.

Рис. .2. Оценка деловой репутации компании со стороны контактных групп

Количественная мера стоимости компании (гудвилл) это стоимостная оценка набора активов, которая может быть определена только в результате продажи всей совокупности активов как целостного имущественного комплекса в виде разницы между рыночной ценой компании и балансовой стоимостью ее активов (критерий ПБУ 14/2007) [кор, с. 284].

Свойства гудвилла:

  • существование гудвилла напрямую зависит от наличия у предприятия какого-либо преимущества, обеспечивающего ему прибыли, превышающие средний уровень по отрасли;

  • гудвилл, которым обладает бизнес, неотделим от него;

  • перечень элементов, формирующих гудвилл, по своим свойствам не дает четкой возможности идентифициро- нать его границы;

  • величина гудвилла учитывается только при сделке купли-продажи компании.

Значительное внимание необходимо уделять систематизации деловой репутации.

Гувилл как элемент деловой репутации и рыночный индикатор финансового положения компании может быть положительной или отрицательной величиной. Положи тельное значение гудвилла (good will) означает, что финансовый аналитик (или рынок) полагает, что стоимость ком­пании выше величины ее собственного капитала (чистых активов), отрицательное (bad will) — стоимость компании ниже суммарной стоимости активов и обязательств этой компании. Нулевая репутация обычно свойственна компаниям, только что вышедшим на рынок и не успевшим сформировать мнение о себе.

Причиной возникновения отрицательного гудвилла может быть завышение стоимости активов, занижение величины обязательств, ожидаемые в будущем убытки от работы компании и др. Отрицательное значение гудвилла может быть следствием обесценения ценных бумаг, когда рыночная стоимость акций компании становится ниже их балансовой стоимости. Любая успешно работающая компания должна иметь положительный гудвилл, иначе она может быть объектом поглощения с целью распродажи ее активов но частям. Отрицательный гудвилл означает, что суммарная рыночная оценка активов превосходит цену, по которой оценивает компанию рынок.

Устойчивость развития организации — способность со хранить позитивные тенденции изменений в условиях неу стойчивости внешней среды, обостряющейся конкуренции и неопределенности ситуаций.

Финансовая устойчивость — способность компании эффективно функционировать в условиях рыночной сре ды, что достигается с помощью взаимозависимых много факторных составляющих, которые обеспечивают расши ренный процесс воспроизводства на научно-технической основе. Взаимодействие всех составляющих финансовой устойчивости поддерживается различными источниками финансовых ресурсов, достаточный объем которых позволит своевременно обеспечить расширенное воспроизводство на инновационной основе и, тем самым, будет способствовать повышению финансовой устойчивости и, следовательно, укреплению деловой репутации компании.

Основные факторы устойчивости:

  • производственные;

  • институциональные;

  • платежно-расчетные;

  • финансово-бухгалтерские;

  • управленческие;

  • доходность финансовых инструментов;

  • финансовый риск.

Объективная и достоверная информация о финансовой устойчивости компании и ее деловой репутации определяется индикаторами, динамика значений которых свидетель­ствует об изменениях и тенденциях в положении компании. В качестве таких индикаторов можно использовать:

  • стоимость чистых активов;

  • базовую прибыль на акцию;

  • «разводненную» прибыль на акцию;

  • отношение Р/Е;

  • деловую репутацию.

Деловая репутация — комплексная характеристика компании, многогранная и сложная в идентификации, верификации и оценке. В создании деловой репутации прямо или косвенно участвует рынок — внешний фактор по отношению к фирме.

По этой причине выделяют две составляющие деловой репутации: 1) внутреннюю, характеризирую- щую конкретную компанию; 2) внешнюю, обусловленную рынком.

Первую составляющую характеризуют внутренние факторы — атмосфера внутри компании, позитивное и нега­тивное отношение сотрудников к руководителям и полити­ке компании, которая

Кадровая политика компании включает в себя следу­ющее: уровень заработной платы, полномочия сотрудника в той или иной должности, возможность продвижения по служебной лестнице, премии и внутренние коммуника­ции.

Ориентация и тренинги персонала — ключевое звено создания у сотрудников представления о компании и ее стандартах. Тренинги дают персоналу знания и мотивацию, необходимые для представления компании перед покупателями. Ориентация и тренинги персонала определяют, насколько эффективно сотрудники установят эмоциональные связи сначала с компанией, а потом с покупателями, насколько компетентно и профессионально они будут выполнять свои обязанности.

И, наконец, программы поощрения сотрудников. Затраты на этот самый эффективный способ создания высокой мотивации и морального настроя окупают себя с лихвой. Эти программы затрагивают основную эмоциональную потребность человека — стремление к ощущению своей значимости и потребность в одобрении со стороны окружающих.

Рис..3. Вид и структура деловой репутации (гудвилла)

Деловая репутация, прежде всего — восприятие обществом вашей компании. Можно улучшить ее путем проведения занятий с сотрудниками, направленных на повышение уровня обслуживания покупателей, создание высоких стандартов работы персонала.

Внутренний имидж, имидж компании в глазах ее сотрудников, — наиболее недооцениваемая часть формулы деловой репутации. В то время как позитивный внешний имидж в глазах общества дает вам право быть услышанным, именно внутренний имидж определяет, есть ли у вас, что сказать покупателю.

studfiles.net

Деловая репутация представляет собой

Деловая репутация – важная составляющая успеха компании

Так как юридическое лицо ведет хозяйственную деятельность, то деловая репутация прямо может отразиться на доходах. Если вследствие рассеивания неправдивой информации компания понесла убытки, то в суд можно обратиться с исковым требованием восполнить имеющиеся потери. Однако в этом случае есть вероятность столкнуться с определенными проблемами.

Деловая репутация представляет собой

Репутация компании направлена, прежде всего, на потребителей и отражает стремление компании сделать их лояльными к самой компании и выпускаемым ею продуктам. Высокая репутация компании служит для потребителя гарантией качества продаваемой продукции и (или) предоставляемой услуги. Уверенность представителей общественности в том, что компания с положительной репутацией не продаст товар ненадлежащего качества, отразится на увеличении скорости и объемов реализации товаров.

Деловая репутация – неотъемлемый актив организации

Ярким примером является покупка Nokia и Skype фирмой Microsoft за 5,44 и 6,77 млрд. долларов соответственно.Лишь одна новая идея обеспечила Skype крайне высокую сумму следки и колоссальную деловую репутацию, по сравнению с Nokia. Для справки — у последней лишь патентный портфель составил 1,65 млрд. долларов от общей стоимости.

Деловая репутация представляет собой

То есть, бренд является менее ценным, если он не выигрывает в конкурентной борьбе и не дает продавать товар дороже, чем аналогичный продукт конкурента. Таким образом, Гудвилл является отрицательным — и негативно влияет на итоговую стоимость компании, поскольку при таких же материальных активах реализовать продукцию будет сложнее, чем с положительным Гудвиллом.

Что такое деловая репутация

Обычно собственники бизнесов склонны преувеличивать ценность нематериальных ресурсов, находящихся в их распоряжении. Чтобы не ошибиться с оценкой гудвилла, важно помнить, что он должен конвертироваться в доход. Причем этот доход должен быть больше среднего по рынку.

Оценка деловой репутации (goodwill)

В большинстве случаев собственники бизнеса любят переоценивать влияние имеющихся у них нематериальных активов, из-за чего реализуемая стоимость бизнеса существенно увеличивается. Важно учитывать, что неосязаемый (нематериальный) капитал должен конвертироваться в доход — и показатель этого дохода должен существенно превышать среднерыночный. То есть, бренд является менее ценным, если он не выигрывает в конкурентной борьбе и не дает продавать товар дороже, чем аналогичный продукт конкурента. Таким образом, Гудвилл является отрицательным — и негативно влияет на итоговую стоимость компании, поскольку при таких же материальных активах реализовать продукцию будет сложнее, чем с положительным Гудвиллом.

Финансовый словарь

финансовых результатов При изучении этапов производства сталкиваемся с проблемой определения некоторых понятий таких как производство . словарь определяет понятие производство как относительно обособленную часть технологического процесса результатом которого является выполнение определенного

  • Анализ финансовых потоков предприятий черной металлургии

    Деловая репутация представляет собой

    Это система коммуникативных средств — названий, символов, знаков, логотипов, цветов, мифов, ритуалов — проецирующих или отражающих индивидуальность компании. Только в результате тотальных корпоративных коммуникаций (в том числе и маркетинговых) возникает корпоративный имидж. Успешный процесс его формирования требует управления (планирования, организации, контроля). Деятельность по формированию имиджа оценивается качественно (цели, структура, содержание, исполнение, технологии) и количественно (затраты, сроки, результаты, экономический эффект).

    ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ

    Ранее отрицательная деловая репутация учитывалась как доходы будущих периодов и равномерно в течение 20 лет относилась на финансовые результаты организации. Теперь при приобретении предприятия как имущественного комплекса отрицательная деловая репутация в полной сумме относится на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов.

    Повышение деловой репутации организации

    Внутренний имидж — это имидж компании глазами ее сотрудников, имидж, который возникает у покупателей при общении с ее сотрудниками. Негативный внутренний имидж означает неизбежную потерю компанией покупателей и утрату деловой репутации. Несмотря на то, что испорченный внутренний имидж очень трудно восстановить, его возврат все же обойдется дешевле, чем поиск новых покупателей.

    Деловая репутация представляет собой

    Так, ст. 131 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, а также многие другие законодательные акты устанавливали нормы о возмещении морального вреда (ряд этих законодательных актов является действующим и в настоящее время). О невозможности «возмещения» морального вреда писали не только противники, но и сторонники этой идеи. «Если под возмещением вреда понимать исключительно приведение нарушенного блага в то состояние, в котором оно находилось до нарушения (реституцию), то, строго говоря, моральный вред невозместим», а значит, недопустима и компенсация морального вреда. Присуждение денежного эквивалента, способное устранить имущественный ущерб, не в состоянии погасить вред моральный, речь может идти исключительно о возмещении.

    Деловая репутация: учет и защита

    В этом случае нужно обращаться в суд и требовать опровержения таких сведений, а также возмещения убытков и морального вреда. Имейте в виду: пострадавшая сторона вправе требовать возмещения не только реального ущерба, но и упущенной выгоды. Фиаско, как правило, грозит лишь в одном случае: если другая сторона докажет суду, что распространенная информация соответствует действительности.

    Деловая репутация предприятия

    Качественная характеристика управления поведением организации является репутация организации. Репутация организации — это элементы внутренней и внешней среды организации, влияющие на создание устойчивого мнения о качествах, достоинствах (недостатках) организации, состоящие из имиджа организации, авторитета первого лица, известности организации на рынке. Репутация, строго говоря, значит «доброе имя». Хотя мы слышим и сочетание «дурная репутация». Репутация — то, что молвят у Вас за спиной (Эдгар Хау).

    Деловая репутация

    Деловая репутация – это невероятно важная в наше время вещь, которая одинаково необходима и отдельному человеку, и целому предприятию. Сейчас, в условиях жесткой конкуренции, каждый человек хочет пользоваться только теми услугами и товарами, которые хорошо себя зарекомендовали, и сотрудничать с теми компаниями, которые проверены временем. Надежная репутация – важнейшая вещь, которая позволяет выгодно выделяться среди конкурентов и преуспевать в выбранном деле.

    Большая Энциклопедия Нефти и Газа

    Определение МСФО: Деловая репутация фирмы ( гудвилл) — это чистая разность между первоначальной стоимостью бизнеса, который был куплен, и стоимостью его чистых активов за вычетом обязательств. Чистая разность означает, что накопленная амортизация должна быть отделена от первоначального гудвилла. Деловая репутация фирмы ( гудвилл), относящаяся к покупке, должна быть показана в отчетах как прочие нематериальные основные фонды.  [5]

  • zakonandpravo.ru

    Деловая репутация компании: оценка, защита, пример

    Деловой репутацией называют благо нематериального характера, представляющее оценочную активность совокупности деятельности физического, юридического лица. Имидж помогает ведению бизнеса, способствует успешному проведению переговоров (может негативно влиять на течение дел фирмы). Понятие включает критерии оценки деловой репутации компании: совокупность мнений партнеров, аналитиков, кредиторов, сотрудников.

    Деловая репутация компании

    Данное понятие – ключевой фактор успеха работы юридической организации, формирующее общественное мнение, подкрепленное доводами, фактами относительно функционирования фирмы. Понятие включает совокупность влияния разного рода факторов: правовых, политических, социальных, экономических, финансовых. Деловая репутация в финансовой устойчивости компании занимает одну из главных позиций, поскольку качество работы фирмы сопоставимо потенциальным доходам.

    Имидж может работать двумя противоположными путями: помогать работе предприятия или усугублять положение. Положительное влияние связано с доверительным отношением клиентов, отсутствием задолженностей перед кредиторами, финансовой историей, престижностью работы фирмы для сотрудников. Негативное отношение деятельности предприятия – совокупность отрицательных факторов влияния общественного мнения, касающихся работы фирмы.

    Понятие деловой репутации компании

    Согласно законодательной базе, репутацию представляют разницей цены приобретения активов компании с балансовой их себестоимостью. Сюда необходимо приложить фактор обстоятельств. Биржа отмечает поднятие акций, значит, дела компании продвигаются вверх. Снижение стоимости активов означает ухудшение доверия к предприятию. Говоря, как оценить деловую репутацию компании, необходимо обратится к специализированным биржам (например, «Оценщик»).

    Главная функция службы, занимающейся успешностью деятельности фирмы относительно активов акций, – создание привлекательного образа путем регламентирования работы внешних, внутренних фактор риска. Важными составляющими понятия считаются:

    • качество услуг, продуктов, предоставляемых компанией;
    • имидж, харизма руководителя;
    • образ предприятия среди конкурентов, заказчиков, аналитиков;
    • этикет отношений касательно внешней политики, инвесторов, клиентов, кредиторов;
    • динамика роста, процветания;
    • повышение активов фирмы биржевого рынка, устойчивость периода экономического кризиса;
    • доступность информационного поля компании.

    Деловая репутация компании (пример разбора) положительная, когда все вышеперечисленные факторы являются удовлетворительными. Отсутствие нескольких позиций показывает балансирующее положение, снижение уровня доверия кредиторов, инвесторов.

    Формирование деловой репутации

    Руководитель компании имеет собственные стратегии управления деловой репутацией компании. Рассмотрим универсальный план формирования образа. Необходимо влияние внешних, внутренних факторов воздействия.

    Внешними факторами называют элементы, касающиеся политики фирмы за пределами компании. Главное звено регулировки – имидж, позиция, относительно которой фирма позиционируется на рынке оказания услуг. Сюда входит атрибутика, рекламная, политическая деятельность, социальные показатели.

    Внешние формирование имиджа включает уровень сервиса, товаров, услуги, предлагаемые предприятием (качество, положительные отзывы, «сарафанное радио», мнение покупателей, формирующее репутацию). Важным аспектом считается информационное поле. Доверием клиентов пользуются фирмы, часто описывающимися средствами массовой информации (положительные факторы, нейтральное упоминание). При положительной деловой репутации при покупке компании информационное поле играет главную роль.

    Внутренние факторы влияние – аспекты ведения политики коллектива. Это:

    • политика кадрового плана;
    • социальная ответственность;
    • культура корпоративной среды.

    Кадровая политика включает список присутствующих нормативно-правовых актов, согласно которым осуществляется трудовая деятельность сотрудников. Виды документации зависят непосредственно от положения работников относительно иерархической структуры фирмы. Защита деловой репутации компании включает социальную ответственность. Работники должны чувствовать себя защищенными относительно деловой сферы (выплата зарплаты, компенсации, наличие премий). Культура корпоративной среды – необходимость ведения страниц социальных сетей, показывающих жизнь фирмы изнутри.

    Гудвилл

    Реальная стоимость активов, оценка материального аспекта, имидж, фирменный знак, присутствие постоянной клиентской базы называется гудвилл. Зарубежная литература подает слово фактически как синоним деловой репутации.

    Гудвилл показывает раскрутку бренда, подчеркивая разницу реальной, оценочной себестоимости предприятия. Защита чести, достоинства и деловой репутации компании происходит согласно наличию имиджа (актуально для ценовой политики). Приобрести фирму, имеющую отличный гудвилл, можно за цену, превышающую реальную стоимость активов.

    Вопрос формирования имиджа – дальнейшее будущее активов фирмы. Не стоит экономить относительно раскрутки предприятия, разработки информационного поля, привлечения клиентов, формируя положительный гудвилл.

    Положение фирмы относительно клиентской базы, конкурентов – важный аспект деятельности. Письмо о деловой репутации от самой компании не всегда свидетельствует о реальном положении вещей. Для успешного функционирования, роста активов, престижа фирмы необходимо наличие устойчивой репутации. Наличие последней позволит поднять авторитет в глазах клиентов, оппонентов, кредиторов, инвесторов, что улучшит положение фирмы относительно рыночного сегмента.

    Также интересно:

    surzhyk.info

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о