Боулби дж: Джон Боулби «Привязанность» — социально-просветительский проект

Теория привязанности Дж. Боулби и М. Эйнсвотс

2.12.2011

Одним из наиболее популярных в настоящее время направлений психоанализа в западной психологии является теория привязанности, основателями которой стали американские психологи Джон Боулби и Мария Эйнсвотс. В этой теории, как и в психоанализе, центральное место занимают первые отношения ребенка с близкими взрослыми. Именно опыт отношений с родителями на первом году жизни, который порождает привязанность к близкому взрослому, определяет дальнейший ход психического развития.


Однако, в отличие от психоанализа, привязанность ребенка к матери определяется не тем, что мать является источником физического удовольствия (пищевого или сексуального), а тем, что она обеспечивает его защиту и безопасность. Привязанность обусловлена врожденными, генетическими механизмами. С точки зрения Дж. Боулби, мать и у животных, и у человека выполняет прежде всего роль защиты потомства от неблагоприятных воздействий среды.

В процессе эволюции вырабатывается определенный инстинктивный механизм, при «включении» которого ребенок ищет близости с матерью, особенно в ситуациях, потенциально опасных для него. Этот подход можно было бы назвать эволюционно-этологическим.

Следует заметить, что большинство исследований, подтверждающих эту точку зрения, проводились на животных.

Так, важным доказательством инстинктивного стремления младенца к защите матерью считаются опыты X. Харлоу с детенышами макак-резусов. В этих опытах обезьянкам предоставлялся «выбор» двух искусственных мам. Одна из них была «кормящей» (к ней был прикреплен рожок с молоком), но жесткой и холодной (сделанной из проволоки), а другая — теплой и пушистой (сделанной их меха), но не дающей никакой пищи. Оказалось, что маленькие макаки явно предпочитали пушистую маму (особенно в случае опасности), а к проволочной обращались только за пищей.

Эти эксперименты подтверждают второстепенную роль кормления для формирования привязанности детенышей к маме и доказывают решающее значение физического комфорта от соприкосновения с мягким теплым телом.

Хотя тенденция к формированию привязанности имеет эволюционно-генетическое происхождение, само качество привязанности зависит от внешних факторов — главным образом от опыта первых отношений с матерью. Если мать в первые месяцы жизни ребенка проявляет нежность, заботливость, чувствительность к потребностям и интересам ребенка, у него формируется надежная привязанность, которая дает чувство безопасности и способствует проявлению продуктивной активности в разных сферах. Если же мать недостаточно внимательна и заботлива к малышу, если слишком холодна и строга, у него возникает ненадежная привязанность и связанное с ней чувство собственной незащищенности и уязвимости. В том случае, когда поведение матери непоследовательно и непредсказуемо, привязанность приобретает тревожно-амбивалентный характер — ребенок становится капризным, склонным к манипулированию родителями.

Качество привязанности обычно выявляется в специальном тесте, разработанном М. Эйнсворт и получившем название «незнакомая ситуация». Этот тест включает ряд различных ситуаций, в которых варьируется присутствие или отсутствие матери и незнакомого взрослого в новой для малыша ситуации с незнакомой игрушкой. Главным показателем качества привязанности является реакция ребенка на появление и уход матери и его познавательная активность в новой обстановке. Для детей с надежной привязанностью характерны активная исследовательская деятельность в новой обстановке, отсутствие страха перед незнакомцем и радость при появлении матери.

Привязанность как мотивационно-поведенческая система складывается к концу первого года и становится тем базисом, на котором происходит дальнейшее развитие личности ребенка. К этому возрасту у ребенка складывается важнейшее психологическое образование, которое Боулби назвал «внутренняя рабочая модель». Эта модель представляет собой неразрывную и взаимообусловленную связь себя и другого. Ребенок воспринимает себя через отношение к нему близкого взрослого, а этого взрослого (фигуру или персону привязанности) через то, как он к нему относится.

Например, в случае надежной и безопасной привязанности ребенок воспринимает себя как любимого, достойного уважения, смелого, умного, а близкого взрослого — как источник любви, защиты и уважения. Если его привязанность ненадежна или небезопасна, он относится к себе как к отвергнутому, нелюбимому, ни к чему не способному, а предмет его привязанности становится источником страха и опасности. Таким образом, отношение ребенка к себе и его представление о себе определяют его отношение к близким взрослым (прежде всего к матери).

Привязанность включает две противоположные тенденции:

  1. стремление к познанию внешнего мира, к риску, к опасности;
  2. стремление к защите и к безопасности.

Первая тенденция уводит ребенка от матери в новый, неизвестный мир, вторая — напротив, возвращает к ней. Эти две тенденции неразрывно связаны и взаимообусловлены: чем надежнее и безопаснее привязанность, тем выше познавательная активность ребенка. Поэтому от качества привязанности зависит дальнейшее развитие всех познавательных и коммуникативных способностей ребенка.

В последнее время в американской и европейской психологии появляется все больше исследований, где доказывается решающее влияние качества привязанности ребенка к матери, возникшего в раннем детстве, на самые разные аспекты его дальнейшей жизни: успехи в школе, решение социальных и познавательных проблем, отношения с ровесниками, успешность адаптации к социальной среде и пр.

Ключевые слова: Привязанность

Источник: Смирнова Е.О., Детская психология

Материалы по теме

Теория привязанности и ее значение для психотерапии

Базисное руководство по психотерапии

Типы привязанности ребенка к матери

Мухамедрахимов Р.Ж., Мать и младенец

Теория аттракции

Столяренко Л. Д. — психология управления (Высшее образование)

Межличностная аттракция

Тертель А.Л., Психология. Курс лекций

Теория привязанности Джона Боулби и психоанализ

Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов…

Социально-психологическая поддержка дошкольников в свете теории привязанности Дж. Боулби

Детский психолог сегодня имеет в своем арсенале много средств индивидуальной и групповой работы с дошкольниками. Однако несмотря на это в спектре его воздействий имеется «ниша», которая обычно не рассматривается  психологами и к которой иногда интуитивно обращаются опытные воспитатели. И эту «нишу» можно увидеть и заполнить, если рассмотреть ее с точки зрения теории привязанности, разработанной Дж. Боулби.  Согласно ей в младенческом возрасте у ребенка формируется такое важнейшее личностное новообразование как привязанность к матери. Ее качество пытались «измерить» М.Эйнсворт и С. Белл с помощью процедуры, которую они назвали «тест чужого человека». Выделено 3 основных типа реакций, которые дали название качеству привязанности: уверенная привязанность, тревожно-требующая, тревожно-избегающая. Поскольку первый опыт взаимодействия с окружающими ребенок получает именно из общения с матерью, выработанные в нем паттерны поведения он использует и с другими людьми. Можно сказать, что поведение привязанности не исчезает вместе с уходящим детством и сохраняется на протяжении всей жизни в отношении тех людей, с которым человек вступает в близкие взаимоотношения. Понятно, что репертуар его поведенческих реакций с возрастом расширяется  и может меньше зависеть от качества привязанности. Однако у дошкольников он присутствует практически в чистом виде. Поэтому у них он во многом определяет его взаимодействие со значимыми взрослыми и сверстниками. Они либо доверяет им и чувствует в их присутствии себя защищенным, либо беспокоится и настойчиво требует заботы и внимания, либо очень сильно беспокоится и поэтому совсем уходит от близких отношений,. Понятно, что говорить о поведении можно только с учетом культурных особенностей.  И поскольку в нашей культуре большое значение придается тактильным взаимодействиям и контактам глаз, то вторая группа детей будет отличаться тем, что будет всячески стремится  к позитивным контактам ( объятия, ласки и т.п.) и остро реагировать на негативные ( толканье) или просто на отсутствие внимания. Третья- наоборот, будет отвергать любые телесные прикосновения и контакты глаз, проявлять внешнее равнодушие к общению.

Изучение привязанности у дошкольников старшей групп детского сада № 2522 в количестве 40 человек показало, что более половины детей  имеет тревожную привязанность: требующую или избегающую. И  впоследствии это может повлечь за собой различные тяжелые личностные нарушения. Именно поэтому мы считаем что важнейший акцент психолога дошкольного учреждения должен быть сделан на возможной  коррекции паттерна привязанности.

Для этого необходимо   такой вид деятельности психолога как свободное  специально не организованное общение с детьми, в которых взрослый идет за ребенком и делает то, что ребенок ему предлагает: выслушивает его рассказы, играет в предложенные ему игры.   При этом создаются условия для переноса на психолога образа матери. Дети с уверенной привязанностью  тревожно требующей будут инициировать телесные контакты, с тревожно- избегающей- проявлять безразличие к самой фигуре психолога. Может встать вопрос, почему мы говорим о наличии переноса, а не просто  о дружеских отношениях со знакомым доброжелательным взрослым. Мы полагаем, что о переносе мы можем судить по наличию у детей стремления инициировать у психолога те действия, которые обычно выполняются матерью. Они просят погладить их по голове, поцеловать, взять на руки и сами делают то же самое. Иногда они открыто «маркируют» психологу его роль словами: « Ты мне как мама». По мере увеличения времени взаимодействия психолога и детей, т.е. накопления у последних опыта получения позитивного контакта с человеком, пребывающим в роли «матери», наблюдается  следующая динамика. Дети с тревожно-требующей привязанностью начинают проявлять поведение, присущее уверенной привязанности, тревожно- избегающей- сначала поведение, присущее тревожно-требующей и потом также уверенной привязанности.

Встает вопрос, для ответа на который у нас нет данных: насколько отношение ребенка к психологу будет переноситься на других значимых взрослых. Мы может только высказать свое предположение, основанное на анализе литературных данных. Мы считаем, что многие дети будут переносить поведение, присущее уверенной привязанности, на тех взрослых, которые также будут проявлять в отношении них принимающую теплую позицию. Однако некоторым, имеющим слишком глубокий внутренний конфликт, обусловленный нарушением контакта с матерью потребуется индивидуальная коррекционная работа с привлечением его семьи. Хотя и для них, как нам представляется, опыт взаимодействия со взрослым, к которому они проявляли уверенную привязанность, будет достаточно важным. Он даст им возможность проявления новых паттернов поведения со взрослыми.

Джон Боулби

Джон Боулби (1907–1990) был британским психологом развития в психоаналитической традиции, известным своей новаторской работой в области теории привязанности.

История

Джон Мостин Боулби родился 26 февраля 1907 года в Лондоне в семье представителей высшего среднего класса. Он был четвертым из шести детей и воспитывался няней в традиционной британской моде своего класса. Его отец, сэр Энтони Боулби, первый баронет Боулби, был хирургом при королевском дворе, но с трагической историей; в возрасте пяти лет его собственный отец (дед Джона) был убит, когда служил военным корреспондентом во время англо-китайской опиумной войны. Обычно Джон видел свою мать только один час в день после чая, хотя летом она была более доступна. Она думала, что баловать своих детей опасно, так что внимание и ласка противоположны тому, что требуется от ребенка. Когда Боулби было почти четыре года, его любимая няня, которая фактически была его основным опекуном в первые годы, ушла из семьи. Позже он описал это так же трагично, как потеря матери.

В возрасте семи лет его отправили в школу-интернат. Его более поздние работы, например «Разлука: тревога и гнев», показали, что он считал это время ужасным для себя. Из-за такого опыта в детстве он на протяжении всей своей жизни проявлял необычайную чувствительность к детским страданиям.

Узнайте о своих возможностях сегодня

Он умер 2 сентября 1990 года в своем летнем доме на острове Скай, Шотландия. Он женился на Урсуле Лонгстафф, дочери хирурга, 16 апреля 19 г.38 лет, и у них было четверо детей, в том числе (сэр) Ричард Боулби, сменивший своего дядю на посту третьего баронета Боулби.

Карьера

Интеллектуальная карьера Джона Боулби началась в Тринити-колледже Кембриджского университета, где он изучал психологию и доклинические науки. Он получил призы за выдающиеся интеллектуальные достижения. После Кембриджа он какое-то время работал с неприспособленными детьми и детьми-правонарушителями, а затем в возрасте двадцати двух лет поступил в больницу Университетского колледжа в Лондоне. В возрасте двадцати шести лет он получил медицинское образование. Еще во время учебы в медицинском институте он также нашел время, чтобы поступить в Институт психоанализа. После окончания медицинской школы он обучался взрослой психиатрии в больнице Модсли. В 19В 37 лет он получил квалификацию психоаналитика.

Во время Второй мировой войны он был подполковником РАМЦ. После войны он был заместителем директора Тавистокской клиники, а с 1950 года консультантом по психическому здоровью Всемирной организации здравоохранения.

Из-за своей предыдущей работы с неадаптированными детьми и детьми-правонарушителями, он заинтересовался развитием детей и начал работать в Детской Консультационной Клинике в Лондоне.

Боулби интересовался выяснением реальных моделей взаимодействия в семье, связанных как со здоровым, так и с патологическим развитием. Он сосредоточился на том, как трудности с привязанностью передаются от одного поколения к другому. Три самых важных опыта для будущей работы Боулби и развития теории привязанности были связаны с его работой с:

Неадаптированные и правонарушители.

Джеймс Робертсон (в 1952 г. ) в создании документального фильма «Двухлетний ребенок попадает в больницу», который был одним из фильмов о «маленьких детях в краткосрочной разлуке». Документальный фильм иллюстрирует влияние потерь и страданий, которые испытывают маленькие дети, разлученные со своими основными опекунами.

Мелани Кляйн во время своего психоаналитического тренинга. Она была его куратором, однако у них были разные взгляды на роль матери в лечении трехлетнего мальчика.

Самой известной и продолжительной работой Джона Боулби было теоретизирование о стилях привязанности младенцев к основным опекунам. Он наблюдал и обобщал свои наблюдения и, следовательно, разработал научную теорию (теорию привязанности). По его мнению, поведение привязанности было эволюционной стратегией выживания для защиты младенца от хищников, и теория привязанности отражает это. Мэри Эйнсворт, ученица Боулби, расширила и проверила его идеи.

Наследие

Основная статья: Теория привязанности

Теория привязанности высоко ценится как хорошо изученное объяснение поведения младенцев и малышей, а также в области психического здоровья младенцев. Трудно представить какую-либо клиническую работу с младенцем или малышом, не связанную с привязанностью, поскольку было показано, что решение этой проблемы является важной задачей развития для этого возрастного периода.

Следуя указаниям Боулби, несколько авторитетных исследователей детского развития и другие специалисты предложили соответствующие развитию психического здоровья вмешательства для чуткого развития эмоциональных отношений между маленькими детьми и взрослыми. В этих подходах использовались проверенные методы, которые не только согласовывались с теорией привязанности, но и с другими установленными принципами развития ребенка. Кроме того, почти все основные подходы к профилактике и лечению расстройств привязанности основаны на теории привязанности. Программы лечения и профилактики включают Алисию Либерман («Родительско-детская психотерапия»), Стэнли Гринспена («Время на полу»), Дэниела Хьюза («Диадическая психотерапия развития»), Мэри Дозье (автономные состояния сознания), Роберта Марвина («Круг сознания»). Безопасность»), Филлис Джернберг («Тераплей»), Дэниела Шехтера (передача информации о травмах между поколениями) и Джой Ософски («Инициатива безопасного старта»).

Некоторые клиницисты использовали теорию Боулби в качестве основы для противоречивых вмешательств (обычно называемых «удерживающей терапией»), которые не получили признания среди признанных практиков или исследователей и которые не соответствуют стандартам, установленным различными группами, такими как Национальная ассоциация социальных работников. , Американская психологическая ассоциация, Американская академия детской и подростковой психиатрии или Американское профессиональное общество по жестокому обращению с детьми, и это лишь некоторые из них. (Привязанность и развитие человека, специальный выпуск: современные взгляды на расстройства привязанности, под редакцией Томаса О’Коннора и Чарли Зина, том 5, № 3, сентябрь 2003 г.)

Избранная библиография

Боулби, Дж. (1969, 1982) Приложение [Том. 1 приложения и потери]. Лондон: Хогарт Пресс; Нью-Йорк, Основные книги; Хармондсворт, Великобритания: Пингвин (1971). ISBN 0465005438 .

Боулби, Дж. (1973) Разделение: тревога и гнев [Том. 2 приложения и потери]. Лондон: Хогарт Пресс; Нью-Йорк: Основные книги; Хармондсворт: Пингвин (1975). ISBN 0465097162 .

Боулби, Дж. (1980) Потеря: печаль и депрессия [Том. 3 приложения и потери]. Лондон: Хогарт Пресс; Нью-Йорк: Основные книги; Хармондсворт: Пингвин (1981). ISBN 0465042376.

Боулби, Дж. (1988) Надежная база: привязанность родителей и детей и здоровое человеческое развитие. Лондон: Рутледж; Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 0415006406 .

Бретертон, И. (1992) «Истоки теории привязанности». Психология развития, 28:759-775.

Холмс, Дж. (1993) Джон Боулби и теория привязанности. Лондон: Рутледж. ISBN 041507729X. Получено с «http://en.wikipedia.org/wiki/John_Bowlby»

Эта статья находится под лицензией GNU Free Documentation License. Он использует материал из статьи Википедии «Джон Боулби».

Джон Боулби Биография | Известные психологи

Джон Боулби также является одним из самых цитируемых психологов всех времен. Хотите узнать о нем больше? Вы находитесь в нужном месте.

Кто такой Джон Боулби?

Джон Боулби был британским психологом, психоаналитиком и психиатром. Он широко известен как основатель теории привязанности, которая до сих пор считается действенной теорией. Боулби считал, что дети имеют врожденную склонность к развитию тесной эмоциональной связи со своими опекунами.

Ранние годы Джона Боулби

Эдвард Джон Мостин Боулби родился 26 февраля 1907 года в Лондоне. Его родителями были сэр Энтони Альфред Боулби и Мэри Бриджит Мостин. Джон Боулби был четвертым из шести детей. Его братьями и сестрами были Винни, Марион, Тони, Джим и Эвелин.

Джон Боулби Родители

Боулби вырос в викторианской семье, принадлежащей к высшему среднему классу. Его отец — сэр Энтони — был баронетом, высокопоставленным офицером британской армии и хирургом в королевском медицинском штабе. Сэр Энтони был известен своей сильной личностью и склонностью придерживаться своих решений, если считал их правильными. Мать Джона — Мэри — обучалась на дому и происходила из семьи среднего класса.

Родители Боулби поженились в 1898 году. В то время в британском обществе было принято, чтобы семьи с высоким социальным положением нанимали няню для воспитания детей. Общее мнение состояло в том, что дети станут избалованными, если им будет уделяться слишком много внимания и ласки.

Дети Боулби большую часть дня проводили в детской. Она располагалась на верхнем этаже дома и была изолирована от других комнат. В результате Боулби видел свою мать только один час каждый день после чая. Обычно он видел своего отца только по воскресеньям из-за того, что сэр Энтони работал в армии.

Летом мать Боулби старалась уделять ему и его братьям и сестрам больше времени. У Марии была глубокая любовь к природе, которую она пыталась передать своим детям. Она призвала их научиться ездить верхом, стрелять, ловить рыбу и узнавать птиц, цветы и бабочек. Вполне возможно, что Мэри пробудила у Джона любовь к природе в детстве, а также его будущий интерес к этологии.

Поскольку его родители обычно недоступны, Боулби был воспитан няней Френд и двумя ее нянями. Он был особенно близок с няней Минни, которая в основном ухаживала за детьми. Однако няня Минни ушла из дома, когда Боулби было четыре года. Позже Боулби заявил, что чувствовал себя так, как будто потерял мать.

После ухода няни Минни Няня Френд взяла на себя заботу о Боулби и его братьях и сестрах. Однако у нее не сложились очень близкие отношения с детьми, поскольку она была более саркастичной и холодной, чем няня Минни. Детей Боулби обучала на дому гувернантка, когда им исполнилось шесть лет. Позже Тони и Джон посещали дневную школу в Лондоне.

Детство Джона Боулби во время Первой мировой войны

Первая мировая война оказала большое влияние на семью Боулби. Это держало сэра Энтони вдали от его семьи, и в 1918 Джона и Тони отправили в школу-интернат под названием Линдисфарн. Хотя отправка детей в школу-интернат была обычной практикой того времени, родители Боулби также хотели обезопасить своих детей, поскольку в 1917 году Лондон подвергался воздушным налетам и бомбардировкам. Боулби описал свой опыт в Линдисфарне как ужасный и травмирующий.

Разлука была постоянной темой в детстве Джона Боулби. Помимо того, что он пережил разлуку со своими родителями, няней Минни и его семьей (после того, как его отправили в школу-интернат), он также потерял своего любимого крестного отца, который скончался. Это воспитание сделало Боулби очень чувствительным к страданиям детей, когда он стал взрослым. Его детские переживания также, вероятно, повлияли на его исследования разлуки в более позднем возрасте.

Образование

Боулби поступил в Королевский военно-морской колледж Британии в 1921 году. В то время он хотел стать морским офицером. В 1925 году он поступил в Тринити-колледж в Кембридже после того, как его отец призвал его изучать медицину. Однако у Боулби не было страсти к естественным наукам или анатомии. К тому времени, когда он окончил Тринити-колледж в 1928 году, он переключил свое внимание с медицины на психологию развития.

После окончания Кембриджа Боулби отклонил предложение стать учителем естественных наук в школе для мальчиков Святого Павла в Лондоне. Он стремился расширить свое понимание в области психологии развития и образования. Он устроился в Данхерст, младшую школу Бедейлса, в которой особое внимание уделялось свободе учащихся, самовыражению и обучению на практике. Несмотря на то, что он очень хорошо ладил с маленькими детьми в Данхерсте, он покинул эту должность через шесть месяцев, поскольку бюджетные ограничения означали, что у него было мало времени со студентами.

Позже Боулби пошел в другую прогрессивную школу под названием Priory Gates. В эту школу принимали неприспособленных учеников, чьи эмоциональные проблемы можно было проследить до их семейной жизни. Боулби описал свое пребывание в Priory Gates как «самые ценные шесть месяцев в моей жизни». Этот опыт научил его, что многие из проблем, с которыми сталкиваются люди сегодня, могут быть связаны с проблемами в раннем детстве.

Колледж

Когда ему было 22 года, Боулби зарегистрировался в больнице Университетского колледжа в Лондоне. Пока он изучал медицину, он также поступил в Институт психоанализа. Боулби получил медицинскую степень в возрасте 26 лет. Затем он обучался психиатрии в больнице Модсли и получил квалификацию психоаналитика в 19 лет.36 лет в возрасте 30 лет.

Боулби работал психиатром в Лондонской детской клинике с 1937 по 1940 год. Это была школа для неприспособленных детей. За время своего пребывания в клинике Боулби обследовал 44 ребенка, имевших в анамнезе воровство. В своей первой опубликованной работе «Сорок четыре несовершеннолетних вора » Боулби подчеркнул, что высокий процент детей с эмоциональными, психическими и поведенческими проблемами пережил раннюю и длительную разлуку со своим основным опекуном.

Военный опыт

Через шесть месяцев после начала Второй мировой войны Боулби поступил на службу в британскую армию. Он служил подполковником в Медицинском корпусе Королевской армии. Боулби провел исследование того, как использовать психологию при выборе офицеров. Он также продолжал помогать детям, разлученным со своими семьями из-за войны.

Военная служба Боулби познакомила его с людьми, работавшими в клинике Тависток. После войны он принял предложение стать заместителем директора клиники. Находясь в Тавистоке, Боулби руководил работой Мэри Эйнсворт в XIX веке.50-е годы. Позже Эйнсворт сыграла ключевую роль, помогая Боулби разработать и проверить его теорию привязанности.

В 1950 году Боулби пригласили работать во Всемирную организацию здравоохранения в качестве консультанта по психическому здоровью. Это было ярким событием в его карьере. Боулби попросили исследовать психическое здоровье бездомных детей после Второй мировой войны. В 1951 году он опубликовал книгу « Материнская забота и психическое здоровье », в которой подчеркнул важность материнской заботы для здорового развития ребенка.

Теория привязанности Джона Боулби

Опыт Боулби в лечении неприспособленных детей в Лондонской детской психологической клинике привел его к рассмотрению отношений ребенка и матери и того, как они могут влиять на когнитивное, социальное и эмоциональное развитие. Его особенно интересовало, как разлучение младенца с матерью на долгое время, по-видимому, предсказывало проблемы у ребенка в более позднем возрасте. На Боулби также сильно повлияло исследование 1935 года, в котором Конрад Лоренц показал, что только что вылупившиеся утята обладают врожденной способностью формировать привязанности и повышать выживаемость. Все эти переживания и влияния помогли Боулби разработать свою эволюционную теорию привязанности.

Что такое привязанность?

Привязанность относится к сильной эмоциональной связи, которая объединяет двух людей. Боулби считал, что процессы привязанности являются адаптивными, то есть необходимыми для выживания и благополучия младенцев. С эволюционной точки зрения у младенцев, которые оставались рядом со своими родителями, было больше шансов быть защищенными от хищников и других угроз в их среде. Следовательно, у них было больше шансов выжить, чем у отважившихся младенцев.

Что сказал Джон Боулби о привязанности?

Основная идея теории привязанности Боулби заключается в том, что младенцы рождаются с желанием сформировать тесную аффективную связь с одним конкретным опекуном, обычно с матерью. Боулби назвал эту тенденцию привязываться к одному человеку «монотропией». Он считал, что младенцы запрограммированы на поддержание близости и контакта со своими матерями посредством инстинктивного поведения, такого как плач, воркование, улыбка, ползание и хватание. Боулби назвал эти действия «социальными релизерами», потому что они высвобождали или запускали инстинктивное заботливое поведение у взрослых.

По мере того, как младенцы проявляют ряд социальных раздражителей, а их мать реагирует на них, между ними формируется привязанность. Матери, которые постоянно реагируют на потребности своих детей, помогают детям чувствовать себя в большей безопасности. Когда у ребенка есть надежная база, он или она чувствует себя в достаточной безопасности, чтобы исследовать и узнавать мир. По мнению Боулби, такой ребенок, скорее всего, вырастет в хорошо функционирующего взрослого человека.

Гипотеза материнской депривации

Боулби предположил, что ранний опыт общения с матерью оказывает долгосрочное влияние на социальные, эмоциональные и когнитивные функции человека. Он определил чувствительный период, длящийся от рождения до примерно двухлетнего возраста, когда постоянное присутствие наиболее значимой фигуры привязанности особенно важно. Боулби полагал, что если за это время не сформируется стабильная привязанность, ребенку будет гораздо труднее сформировать привязанность позже.

Согласно гипотезе Боулби о материнской депривации, неспособность сформировать привязанность в сензитивном периоде или нарушение такой привязанности, вероятно, приведет к серьезным последствиям в более позднем возрасте. К ним относится то, что Боулби назвал «безэмоциональной психопатией», состояние, характеризующееся трудностями в установлении близких, значимых отношений, отсутствием заботы о других и неспособностью испытывать вину или раскаяние. Боулби также назвал низкое интеллектуальное функционирование еще одним следствием материнской депривации.

Исследование сорока четырех воров

Боулби стремился предоставить доказательства своей гипотезы материнской депривации с помощью того, что обычно называют исследованием сорока четырех воров. Исследование проводилось между 1936 и 1939 годами с выборкой из 44 несовершеннолетних правонарушителей, которые были направлены в детскую консультативную клинику, где работал Боулби. Все подростки были замешаны в воровстве. Были проведены интервью с подростками и их семьями, чтобы определить, испытывали ли они длительную разлуку со своими основными опекунами в раннем возрасте и проявлялись ли у них симптомы аффективной психопатии. В исследование также была включена контрольная группа из 44 неправомерных подростков.

Из 44 несовершеннолетних правонарушителей 14 были идентифицированы как «беспристрастные психопаты», и из них 12 (86%) испытали длительную разлуку со своими матерями в возрасте до 2 лет. Из 30 правонарушителей, не отмеченных как «беспристрастные психопаты», только 5 (17%) пережили раннее разлучение с матерью. Что касается контрольной группы неправонарушителей, то только 2 (5%) были разлучены со своим основным опекуном в раннем возрасте. Основываясь на этих результатах, Боулби пришел к выводу, что раннее разлучение с матерью приводит к значительным и необратимым психологическим травмам.

Внутренние рабочие модели

Другим важным аспектом теории привязанности Боулби является его концепция внутренней рабочей модели. Это относится к мысленной репрезентации самых ранних отношений привязанности младенца. Боулби считал, что это внутреннее представление глубоко влияет на отношения ребенка в более позднем возрасте, в том числе на его отношения с собственными детьми.

Согласно Боулби, если внутренняя рабочая модель ребенка представляет собой отношения с любящим, внимательным и надежным опекуном, он или она, скорее всего, воспроизведет этот образец реагирования как родитель. С другой стороны, если ребенок усвоил рабочую модель отношений с жестоким или пренебрежительным опекуном, существует большая вероятность того, что он или она будет вести себя так же, как родитель. Наличие внутренних рабочих моделей помогло бы объяснить, почему определенные модели воспитания детей повторяются в течение нескольких поколений семьи.

Применение теории привязанности Боулби

Теория привязанности Боулби подчеркивает важность ранних отношений для будущего развития и благополучия. Основные положения его теории служат ориентиром для практиков и политиков в различных областях, в том числе:

  • Здравоохранение
  • Консультирование и психотерапия
  • Воспитание
  • Социальная работа

Здравоохранение

Во многих медицинских учреждениях и родильных домах в настоящее время подчеркивается важность контакта между матерью и ребенком в первые несколько часов жизни, поскольку считается, что это укрепляет привязанность. Создание отделений матери и ребенка (MBU) в таких странах, как Великобритания, также основывалось на теории привязанности. MBU — это стационарные отделения, которые обслуживают женщин, у которых развились проблемы с психическим здоровьем в течение года после рождения их ребенка. Блоки предназначены для того, чтобы держать мать и ребенка вместе и укреплять связь между ними, позволяя матери получать необходимое лечение.

Теория привязанности также оказала влияние на политику больниц в отношении прав на посещение родителей, дети которых госпитализированы. Во многих местах родителям и основным опекунам теперь разрешено неограниченное право посещения, при этом одному из родителей часто разрешается оставаться на ночь в больничной палате ребенка.

Консультирование и психотерапия

Терапевты, работающие в рамках теории привязанности, пытаются построить тесные и последовательные терапевтические отношения со своим клиентом. Таким образом, терапевт становится для клиента надежной фигурой привязанности, надежной базой, на которой он или она чувствует себя комфортно, исследуя прошлый опыт и новые модели поведения. Оценивая ранние отношения между родителями и детьми, терапевты могут помочь клиентам понять, как прошлый опыт с фигурами привязанности повлиял на их стратегии преодоления, эмоциональные проблемы и текущие отношения.

Социальная работа

В начале 1950-х годов Боулби подготовил отчет от имени Всемирной организации здравоохранения, в котором описывалось влияние материнской депривации на бездомных детей. Основываясь на сообщениях о негативных результатах, Боулби выступал против разлучения детей со своими матерями без веских оснований, таких как жестокое обращение или пренебрежение. С тех пор его аргументы сильно повлияли на практику социальной работы.

Воспитание детей

Для семей из групп риска было разработано несколько программ воспитания на основе привязанности. Эти программы предназначены для улучшения взаимодействия между младенцами и их опекунами посредством обучения основным принципам привязанности. Например, родители могут узнать, как их реакции на социальные релизы их младенца могут иметь долгосрочные последствия для развития этого ребенка.

Критика теории привязанности Боулби

Некоторые аспекты теории Боулби, такие как существование социальных релизеров и внутренних рабочих моделей, были подтверждены исследованиями. Однако, как и во всех теориях, существуют ограничения.

Материальная депривация и привязанность 

Основная критика заключается в том, что Боулби переоценил роль материнской привязанности в развитии ребенка. Хотя он не исключал возможности других привязанностей, он полагал, что привязанность ребенка к матери является самой ранней и наиболее значимой формируемой связью. Однако исследования показали, что привязанность ребенка к отцу также может оказывать значительное влияние на развитие, особенно в семьях, где присутствуют и мать, и отец. Идея Боулби о монотропии также была поставлена ​​под сомнение исследованиями, показывающими, что младенцы могут развивать одинаково сильную привязанность более чем к одному человеку.

Исследование сорока четырех воров, которое Боубли привел в качестве доказательства своей гипотезы материнской депривации, также подверглось критике по нескольким причинам. Одна критика касается возможности предвзятости исследователя. Большая часть данных для исследования — интервью и психиатрические оценки — были получены самим Боулби. Он диагностировал психопатию без аффекта и знал, какие участники принадлежали к группе правонарушителей, а какие к контрольной группе. Таким образом, собственные ожидания Боулби могли повлиять на процесс сбора данных и, в конечном счете, на результаты исследования.

Другое ограничение исследования связано с типом собираемых данных. Информация о разводе с матерью была собрана с помощью ретроспективных отчетов, а это означает, что респонденты должны были вспомнить периоды развода. Если бы воспоминания участников были неточными или если бы они ответили нечестно, полученные данные были бы скомпрометированы.

Основываясь на результатах этого исследования, Боулби пришел к выводу, что материнская депривация приводит к бесчувственной психопатии. Это классический пример ошибочного принятия корреляции за причинно-следственной связи. Результаты просто показали связь между двумя переменными, но не доказали, что одна из них вызывает другую. Диагноз аффективной психопатии мог быть обусловлен многими другими факторами, включая социально-экономический статус семьи, уровень образования, подверженность жестокому обращению и т. д.

Известный критик творчества Боулби Майкл Раттер далее утверждал, что Боулби не смог провести различие между тем, что он называл «лишением» и лишением. Согласно Раттеру, лишение — это полная неспособность сформировать эмоциональную привязанность, в то время как лишение — это нарушение уже сформированной привязанности, например, в результате разлуки или смерти. Раттер считал, что различие необходимо, поскольку лишение и лишение имеют разные последствия, причем первое приводит к более серьезным последствиям.

Наконец, другие критики утверждают, что дети более устойчивы, чем предполагает гипотеза Боулби о материнской депривации. Многие дети продолжают вести продуктивную, хорошо приспособленную жизнь, несмотря на ранние неблагоприятные условия и разлуку с основными опекунами. Кроме того, в то время как Боулби считал, что последствия материнской депривации носят длительный характер, другие теоретики утверждают, что эти последствия можно преодолеть в более позднем возрасте при надлежащем уходе и поддержке.

Книги, награды и достижения Джона Боулби

Боулби опубликовал шесть книг о своих исследованиях привязанности, а также биографию Чарльза Дарвина. Его работы перечислены ниже:

  • Bowlby, J. Материнская забота и психическое здоровье. Лондон: Джейсон Аронсон, 1950.
  • Боулби, Дж. Уход за детьми и рост любви. Лондон: Penguin Books, 1976.
  • Боулби, Дж. Приложение. Нью-Йорк: Основные книги, 1999.
  • Боулби, Дж. Разлука: тревога и гнев. Лондон: Hogarth Press, 19.73.
  • Боулби, Дж. Потеря: печаль и депрессия. Лондон: Hogarth Press, 1980.
  • Боулби, Дж. Надежная база: привязанность между родителями и детьми и здоровое человеческое развитие. Лондон: Рутледж, 1988.
  • Боулби, Дж. Чарльз Дарвин: Новая жизнь. Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1992 (опубликовано посмертно)
  • .

Он также получил следующие награды за свой вклад в психологию:

  • Премия Американской психологической ассоциации за выдающийся научный вклад (1989)
  • Член Королевского колледжа врачей (FRCP)
  • Кавалер Высшего ордена Британской империи (CBE)

Джон Боулби Дети и личная жизнь

16 апреля 1938 года Джон Боулби женился на Урсуле Лонгстафф. Урсула была дочерью доктора Тома Джорджа Лонгстаффа, хирурга. Супруги вместе воспитали четверых детей.

Джон Боулби все еще жив?

Джон Боулби умер в Шотландии 2 сентября 1990 года.

Боулби вдохновил многих своих современников и оставил будущим исследователям прочную основу для развития своих теорий. Его исследования произвели неизгладимое впечатление на ряд областей, включая психологию, лечение психических заболеваний, воспитание детей, уход за детьми и образование.

Ссылки

Американская психологическая ассоциация. (1990). Награды за выдающийся научный вклад: Мэри д. Солтер Эйнсворт и Джон Боулби. Американская психологическая ассоциация. Получено с https://psycnet.apa.org/buy/2009.-08862-001

Беквит, Х. (2018). Для чего используется теория привязанности? Получено с

https://www.acamh.org/blog/attachment-theory-applications/

Bretherton, I. (1992). Истоки теории привязанности: Джон Боулби и Мэри Эйнсворт. Психология развития , 28, 759-775. Получено с http://www.psychology.sunysb.edu/attachment/online/inge_origins.pdf

Comer, R. & Gould, E. (2011). Психология вокруг нас . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons.

Энциклопедия Нового Света. (2016). Джон Боулби. В Энциклопедии Нового Света . Получено с https://www.newworldencyclopedia.org/entry/John_Bowlby

Russel, J. & Jarvis, M. (2003). Углы прикладной психологии

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *