Artefact | Статьи
#1
5dd60dc51aeb1e6493ad433b-original.jpg
Из-под дерева бодхи в бурятский дацан
#2
Буддизм считается первой мировой религией по времени возникновения и четвертой — по числу последователей: это более 520 миллионов человек, живущих от Шри-Ланки до Бурятии и Тувы, от Калмыкии до Японии. Сегодня в Российской Федерации действует больше 30 дацанов — буддийских храмовых комплексов и культурных центров. Рассказываем, как появился буддизм и в каком виде пришел в Россию.
#4
Буддизм возник на северо-востоке индийского субконтинента. Его основателем стал Сиддхартха Гаутама из рода Шакья, живший в V или IV веке до нашей эры. Точные даты его рождения и паринирваны, или смерти, неизвестны, но считается, что Сиддхартха Гаутама жил до походов Александра Македонского в Индию.
#5
«Буддизм» — это европейский термин, придуманный в XIX веке. В этот период религия стала распространяться в западных странах. Сами последователи учения называют его дхарма — «учение», или буддхадхарма — «учение Будды».
#6
Сиддхартха Гаутама принадлежал к касте кшатриев — воинов и царей. Это сыграло важную роль в становлении буддизма, поскольку он выступил против доминировавшего в регионе брахманизма — власти индуистских жрецов. Ведическая религия переживала упадок, и появилось множество шраманов — аскетов и странствующих философов, которые отвергали авторитет Вед и брахманов, своими силами искали истину в познании, созерцании, йоге и проповедовали этот поиск другим.
Одним из таких шраманов стал Гаутама. До 29 лет он жил во дворце без контактов с внешним миром и во время первой охоты столкнулся с жестокостью и общечеловеческим уделом — болезнями и смертью. Но встретив мудреца, погруженного в созерцание, Гаутама понял, что путь к избавлению от страданий есть — и он лежит в самопознании. Он отказался от роскошной жизни и тайно уехал.
Гаутама изучал практики разных шраманских групп, к которым присоединялся в странствиях. В поисках пути к освобождению он занимался самоистязаниями и жил в аскезе — ограничивал себя во всем. Это не приблизило Гаутаму к цели, и тогда он сел под дерево бодхи в роще Урувелла и поклялся, что не сойдет с места, пока не освободится. После клятвы Гаутама погрузился в созерцание, и через 49 дней медитации ему открылись Четыре благородные истины о том, что существуют: страдание; его причина — в виде страстного желания; прекращение страдания — нирвана; и путь, который ведет к ней, — Восьмеричный путь, или арья-аштанга-марга. Он лежит между наслаждением и самоистязанием. В этот момент он достиг просветления и стал Буддой — Пробужденным. Его называли Будда Шакьямуни, по имени рода Шакья, из которого он происходил.
Когда Будда прочитал свою первую проповедь — о повороте колеса дхармы, слушавшие его аскеты приняли учение и образовали сангху — общину. Так появилась триратна — Три драгоценности любого буддиста: Будда, дхарма и сангха. Кроме аскетов, Будду слушали две газели. Их часто изображают на крышах дацанов рядом с колесом учения как символ буддийской проповеди.
Следующие 45 лет Будда проповедовал на северо-востоке субконтинента и посетил много государств. Где-то дхарму поддерживали местные цари — кшатрии, где-то подавляли брахманы. Но сангха разрасталась, вскоре в ней было больше десяти тысяч человек и даже появилась женская община для буддийских монахинь. Когда пришло время, Будда дал последние наставления ученикам, погрузился в созерцание и ушел в вечную нирвану.
#8
Сразу после ухода Будды Шакьямуни его учение разделилось на множество разных школ. Они дали начало основным направлениям буддизма — тхераваде и махаяне, или Великой колеснице. Другое название тхеравады, которое ей дали сторонники махаяны, — это хинаяна, или Малая колесница.
Тхеравада переводится как «учение старейшин» и происходит от ранних буддийских школ III века до нашей эры. Тхеравада консервативна в вопросах канонических текстов и винаи — так называется свод правил и распорядок монашеской общины. Главным текстом направления считается Палийский канон — собрание священных текстов на языке пали, в котором содержатся основы учения и биография Будды. В наши дни тхераваду практикуют на Шри-Ланке, в Юго-Восточной Азии, в меньшей степени — в Китае, во Вьетнаме, Бангладеш, Малайзии и Индонезии.
Махаяна сформировалась в Индии в конце I века до нашей эры. В ее основу легли сутры, или своды высказываний и правил, написанные на санскрите. Махаяну практикуют в Индии и азиатских странах: Китае, Японии, Корее, Непале, Бутане, на Тибете и в Монголии.
Основное отличие тхеравады от махаяны заключается в отношении к идеальной личности и цели буддийского пути. Последователи тхеравады считают целью буддизма освобождение от страданий. Идеальной личностью становится архат — монах, который полностью освободился от страданий и достиг нирваны. Согласно доктринам, стать архатом может только монах, практикующий дхарму самостоятельно, причем на пути ему понадобится множество перерождений.
Простые люди могут лишь улучшать свою карму добрыми делами и поддерживать сангху, тогда в последующих жизнях они получат шанс стать монахами, после чего начнут свой путь к нирване.
Кроме решения следовать пути, ведущему к освобождению и нирване, буддисту следует взращивать в себе метту — доброту ко всем живым существам.
Идеальная личность в махаяне не архат, а бодхисаттва — принявший решение стать буддой, чтобы нести благо всем живым существам. Цель буддийского пути — просветление, а не нирвана. Бодхисаттвой может стать любой монах или мирянин. При этом махаяна называет архатов тхеравады шраваками, то есть слушающими голос. Это ученики Будды, которые увлеклись идеей собственного спасения и не постигли всей глубины дхармы. Уйдя в нирвану, они остаются вне мира, не проповедуют другим и лишают их шанса на просветление.
#13
Будда Шакьямуни. Конец XIX века. Забайкальский краевой краеведческий музей
Буддийская икона-танка. XIX век — первая треть ХХ века. Музей кино
Николай Рерих. Ступа. Ладак. 1937. Государственный Русский музей
#10
Направление ваджраяна, или Алмазная колесница, образовалось внутри махаяны примерно в V веке нашей эры. Его еще называют тантрическим буддизмом.
Тантра в буддизме означает непрерывность. Как и сутры, это тип канонических текстов. Сторонники тантризма противопоставляют свое учение классическому пути постепенного совершенствования.
Ваджраяна базируется на философии махаяны, имеет ту же цель — достижение просветления на благо всех живых существ. Ваджраяна считается более эффективной и опасной: по ней человек может достичь просветления в течение одной жизни, но любая ошибка будет стоить разума. Приверженцы ваджраяны практикуют йогу, медитации и ритуалы, начитывают мантры, используют технику визуализации — представляют Будду или бодхисаттву как живого человека, с которым можно беседовать. Считается, что безопасные практики невозможны без участия духовного учителя, или гуру.
Тибетский буддизм стал направлением, наиболее близким к ваджраяне. Учение проникло на территорию Тибета в VII веке, когда жены царя Сонгцэна Гампо — китайская и непальская принцессы — привезли с собой буддийские реликвии и тексты. В следующие несколько веков в стране строили монастыри, а приверженцы индийских доктрин спорили с приверженцами китайских, какая из них ближе к дхарме Будды. В итоге тибетский буддизм принял идеи индийских монахов и йогинов. Он опирается на сборник переводов канонических текстов, сутр и тантр с санскрита, который называется «Ганджур», а также на свод комментариев к ним — «Танджур».
Для тибетского буддизма традиционной считается система реинкарнации живых будд и бодхисаттв, к самым влиятельным из которых относится далай-лама — линия реинкарнации Авалокитешвары, бодхисаттвы сострадания. С XVII до середины XX века далай-ламы фактически правили Тибетом и были духовными лидерами народа. Тибетский буддизм практикуют в странах Гималаев, в Монголии и в регионах Российской Федерации — Бурятии, Туве, Калмыкии.
#12
В XV–XVI веках в Тибете росло влияние буддийской школы гелуг, лидером которой был далай-лама. Ее последователи создали большую сеть дацанов, которые становились культурными и образовательными центрами, подчиненными более крупным монастырям.
В больших дацанах было три факультета — общий, или философский, медицинский и тантрический. На последний принимали только тех монахов, кто получил философскую подготовку. Небольшие дацаны имели только общий факультет. Кроме того, в каждом дацане были свои храмовые комплексы, административные здания, печатни, библиотеки и книгохранилища. В тибетских дацанах обучались около 15 лет. Выходцы из этих университетов путешествовали и проповедовали буддизм, поэтому в течение нескольких столетий дацаны активно строились на территории Тибета, Монголии и Забайкалья.
Тибетский буддизм школы гелуг прижился среди бурятских племен. К началу XVIII века в Забайкалье было уже 11 дацанов. В 1727 году Российская империя и империя Цин провели границу, и бурятские племена с севера Монголии вошли в состав Российской империи. Кочевники постепенно стали оседлыми. В начале 1740-х годов был достроен Цонгольский дацан, а в 1741 году империя разрешила бурятским ламам обучать буддизму местное население и освободила их от налогов и повинностей. В 1764 году Екатерина II учредила титул главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья — пандита-хамбо-лама. Буддизм стал одной из государственных религий Российской империи.
Первым европейским дацаном стал Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге, основанный в 1909 году. Это самый северный буддийский храм в России. Строительство курировали Эспер Ухтомский и Николай Рерих.
Империя ограничила иностранное влияние на бурятских буддистов, поэтому, кроме дацанов, никаких других монашеских организаций, характерных для тибетского буддизма в других странах, не появлялось. Бурятские дацаны стали монастырями.
Блог — Томский областной краеведческий музей
Будда-младенец
Жизнь индийского царевича Сиддхарты Гаутамы из рода Шакья окутана множеством легенд. Согласно одной из них, едва Сиддхарта появился на свет, он тут же встал на ноги и сделал свои первые семь шагов, а потом показал одной рукой на землю, а другой на небо. Это означало, что буддизм распространится и на земле, и на небесах — во всех мирах, где есть живые существа.
Скульптура «Будда-младенец» попала к нам из Китая, и потому одет младенец именно как китайский ребенок, в передник. Передники для детей обычно шились из ткани красного цвета, который, по представлениям китайцев, защищал от всяких напастей и привлекал будущее богатство. Даже у металлических скульптур пальцы — весьма уязвимое место, они легко ломаются и теряются, пострадали пальцы и у музейного изображения Будды. Кстати, стоит он на стилизованном многолепестковом цветке лотоса. Многие буддийские божества восседают на таких двойных лотосовых тронах из лепестков и листиков цветочной чашечки.
1. Будда-младенец. Сиддхартха Гаутама. Китай. ХVIII в. Медный сплав. ТОКМ 3114/2.
Будда в медитации
Этот образ самый популярный и связан с моментом, когда Шакьямуни, наконец, стал Буддой, «пробужденным», то есть, отказался от всех желаний, которые приносили ему страдания, и вышел из круга перерождений. Буддисты вслед за индусами считали, что люди постоянно перерождаются в мире страданий, и в зависимости от их деяний они могут родиться людьми, животными, демонами или даже богами, но в любом перерождении они обречены на страдания и неудовлетворенность желаний.
В скульптуре или на иконах-танка Будда Шакьямуни касается правой рукой земли. Это не случайный жест. По легенде, перед самым Просветлением к нему явился демон Мара и начал искушать и пугать разными способами.
А последним испытанием стал вопрос «Кто докажет, что ты стал Буддой?» И Шакьямуни молча коснулся почвы, мол, земля мне свидетель. После этого демон оставил его.В другой руке Будда держит чашу для сбора подаяний. Она символизирует так называемый Срединный путь — буддисты не истязают себя суровой аскезой, но искать богатства, власти и мирских благ они тоже не должны. Также буддийские монахи изначально жили на подаяние: и чаша символизирует такой образ жизни. Одет Будда Шакьямуни в индийское монашеское одеяние кашая, мантию по-нашему. Но порой родоначальника учения могут изображать в «украшениях царевича» — двух ожерельях, браслетах на руках и ногах, с серьгами в ушах.
2. Фрагмент танки «Будда Шакьямуни с двумя учениками». Монголия или Китай, XVIII–XIX вв.
Будда с учениками
В искусстве Будду Шакьямуни изображают с разным числом учеников. Иногда их двое, и тогда это ученики Будды и наставники буддистов Маугдальяяна и Шарипутра (изображаются молодым и пожилым соответственно, хотя могут выглядеть и одинаково). Иногда изображаются 16 любимых учеников Будды, а иногда художники пытаются изобразить целый буддийский собор числом в 500 лиц. В обоих случаях художник должен показать все фигуры разными, и это действительно вызов мастерству.
3. Скульптурная композиция. Будда с учениками. Китай. XVIII в. Медный сплав, позолота, пигменты. ТОКМ 3114/11.
Будда уходит в Нирвану
Нирвана («угасание») — сложное буддийское понятие. Можно сказать, что это состояние, когда над тобой не властна даже смерть — ты сам выбираешь, перерождаться или нет, ты полностью владеешь собой, свободен от всех привязанностей. То есть, в некотором роде стать Буддой и достичь Нирваны это одно и то же.
Момент, когда Будда Шакьямуни ушел в Нирвану, совпадает с моментом его смерти. В искусстве Будда изображается лежащем на правом боку, в «позе льва», на прекрасном ложе, и окружают его бодхисаттвы — «пробужденные существа» в прекрасных одеяниях.
4. Паранирвана Будды. Китай. XIX в. ТОКМ 3114/19.
Памятник Будде
По легенде, Будда Шакьямуни предсказал свою смерть, и восемь царей из восьми стран света попросили оставить им хотя бы по пряди волос Учителя, чтобы буддизм на их земле не угасал. Будда согласился, и в восьми сторонах света были построены особые гробницы, от которых произошли буддийские здания-реликварии — ступы (санскрит), чортены (по-тибетски), субурганы (по-монгольски) и пр. Реликвариями их можно называть, т.к. в них вкладывают разные священные предметы, например, книги или скульптуры. Ступы бывают разных размеров — огромные, как здания, или малые, как памятники. Также буддисты делают скульптуры или иконы с образами таких ступ, которые помещаются в храмовые или домашние алтари. Кроме того, бывают ступы, посвященные 8 периодам жизни Будды Шакьямуни, а бывают посвященные другим буддийским божествам и святым.
На данном металлическом субургане есть маленькое нарисованное изображение медитирующего Будды Шакьямуни. Это значит, что ступа посвящена именно ему.
5. Ступа. Тибет. XVIII в. Медный сплав, позолота, полудрагоценные камни, стекло, пигменты. Литье, чеканка. ТОКМ 3114/270.
Котенко Александра Леонидовна
научный сотрудник научно-исследовательского отдела Томского областного краеведческого музея
Поделиться
Был ли Будда пробужденным принцем или скромным странником?
В Ват Дой Кхам, мой местный храм в Чиангмае в Таиланде, каждую неделю приходят тысячи посетителей. Неся деньги и гирлянды из жасмина, преданные падают ниц перед небольшой статуей Будды, бормоча торжественные молитвы и прося исполнения их желаний. Подобные ритуалы совершаются в буддийских храмах по всей Азии каждый день, и, как и в Ват Дои Кхам, их внимание обычно сосредоточено на мифическом изображении Будды, безмятежно сидящего в медитации, с таинственной полуулыбкой, замкнутого и отчужденного.
Будда существует не только в буддийских храмах в совершенно мифической форме. Буддийские ученые, сбитые с толку слоями легенд, густыми, как облака ладана, в основном отказались от попыток понять историческую личность. Это может показаться странным, учитывая постоянную актуальность идей и практик Будды, что в последнее время проявляется в растущей популярности медитации осознанности. По мере появления западных версий буддизма может ли освободиться место для настоящего Будды, потерянного мудреца из древней Индии? Возможно ли отделить миф от реальности и таким образом вернуть Будду в современный разговор?
Легендарная версия жизни Будды гласит, что Сиддхаттха Готама родился как принц племени Сакья и вырос в городе Капилаваттху за несколько столетий до христианской эры. Живя в роскошном уединении, Сиддхаттха оставался в неведении о трудностях жизни, пока посещение за стенами дворца не открыло четыре шокирующих зрелища: больного человека, старика, покойника и святого человека. Вызванный этим экзистенциальный кризис побудил Сиддхатху отречься от мира, чтобы искать духовное решение жизни. После шести лет опробования различных практик, в том числе крайнего аскетизма, в возрасте 35 лет Сиддхаттха достиг духовной реализации. Отныне известный как «Будда», что означает просто «пробудившийся», Сиддхаттха провел остаток своей жизни, путешествуя по северной Индии и учреждая новый религиозный орден. Он умер в возрасте 80 лет.
Только голые детали этого рассказа выдерживают историческую проверку. Согласно современному академическому мнению, Будда жил в 5 веке до н.э. ( c 480-400 до н.э.). Но неспособность идентифицировать Капилаваттху подразумевает, что он не был принцем, жившим в большом дворце. Наиболее вероятными местами являются непальский город Тилауракот, старый торговый город примерно в 10 км к северу от границы с Индией, и индийский район Пипрахва, к югу от Тилауракота и сразу за границей с Индией. Но останки кирпича в обоих местах на несколько столетий позже Будды, что, по крайней мере, согласуется с древнейшими литературными источниками: согласно палийскому канону — единственному полному собранию буддийской литературы древней Индии — в мире Будды вообще не было кирпичей, а единственным примечательным зданием Капилаваттху был племенной «зал собраний» (9). 0009 santhāgāra ), открытая хижина с соломенной крышей ( sālā ).
Поскольку Сиддхаттха жил в деревянном доме, он не провел бы свою юность в заточении во дворце, не имея возможности испытать болезненные факты жизни. Действительно, в Палийской Махападана Сутте , одном из наиболее важных источников ранних буддийских мифов, история юности Будды приписывается полностью мифической фигуре бывшего Будды Випасси, который, как говорят, жил 91 эон назад (невообразимо много времени). Этот текст не является надежным источником информации о жизни Сиддхаттхи Готамы; чтобы создать более достоверную картину, мы должны рассмотреть более старые части палийского канона. Ни в одном из них Будда никогда не назывался Сиддхаттха. Действительно, поскольку это слово означает «тот, кто исполнил [ сиддха ] его цель [ аттха ]’, это очень похоже на мифический титул и на самом деле используется только в поздних мифических текстах, таких как Палийский Ападана .
Вместо этого в ранних текстах Будда упоминается как «аскет Готама». В то время как Махападана Сутта утверждает, что «Готама» было названием семьи Будды, другие свидетельства говорят о другом. В большинстве текстов говорится, что семья Будды принадлежала к линии «Солнца» ( ādicca ), что согласуется с часто повторяемым эпитетом Будды «родственник Солнца» ( ādicca-bandhu ). Поскольку нет надежных доказательств того, что семья Будды принадлежала к линии преемственности Готамы, и масса текстовых свидетельств против этого, как мы можем объяснить это имя? Вполне вероятно, что «Готама» было личным именем Будды, точно так же, как его санскритский эквивалент (Гаутама) является распространенным личным именем в современной Индии.
Другие аспекты мифа должны быть убраны. Отец Будды Суддходана, вероятно, не был королем. В ранней истории Будда вспоминает, как в детстве достиг медитативного состояния, сидя под деревом, когда его отец работал поблизости. Должны ли мы представить себе, что царь сакьев должен был обрабатывать свои собственные поля? В лучшем случае Суддходана числился бы среди вождей сакья. Смерть матери Будды, Майи, при его рождении не служит мифом и поэтому может быть принята как факт, но нет ранних свидетельств того, что до своей религиозной карьеры Готама был женат на девушке по имени Ясодхара. . Когда упоминается сын Будды Рахула, его мать называют просто «матерью Рахулы».
Соединяя воедино достоверные исторические фрагменты и отбрасывая мифические разработки, получается более скромная картина Будды. Готама родился в небольшом племени, в отдаленном и неважном городке на периферии доимперской Индии. Он жил в мире на пороге урбанизации, хотя в нем по-прежнему не хватало денег, писательства и торговли на дальние расстояния. Что еще более важно, мы могли бы спросить, что случилось с Готамой после того, как он был втянут в контркультуру аскетов и философов, и особенно после того, как он достиг своего «пробуждения». В текстах говорится, что Будда сразу же добился выдающихся успехов в качестве учителя, но это кажется маловероятным.
Палийский рассказ о «Первой проповеди» Будды утверждает, что пятеро слушателей сразу же достигли просветления. Но другие тексты дают повод усомниться в этом. Действительно, эти ученики почти не упоминаются в текстовой записи, да и появление некоторых из них время от времени не совсем лестно. В одном тексте рассказывается история встречи Будды и Конданьи, самого выдающегося из первых учеников. После длительного отсутствия у Будды Конданья ведет себя как умоляющий преданный, а не как просветленный буддийский святой (9).0009 arahant ): говорят, что он распростерся на земле, поглаживая и целуя стопы Будды, все время провозглашая: «Я Кондання, я Кондання!» Ассаджи упоминается еще в нескольких местах. Но в одном тексте записан случай, когда он заболел и расстроился, потому что больше не мог достичь медитативного погружения. Как и в тексте об эмоциональном воссоединении Конданьи с Буддой, Ассаджи не изображается просветленным святым. Это говорит о том, что в старой буддийской литературе древней Индии сохранились домифические рассказы о жизни Будды. Дальнейшие исторические фрагменты можно извлечь из мифа, например, первичный рассказ о «пробуждении» Будды на языке пали, где нам говорят, что Готама считал не утруждать себя учением, поскольку его никто не понял. После того как Готама решил учить, первый человек, встретивший его, аскет по имени Упака, не был впечатлен. Упака спрашивает, кто учитель Готамы. Когда Готама отвечает, что он полностью пробудился и поэтому у него нет учителя, Упака просто качает головой и уходит, говоря «может быть».
Он появляется как одинокий голос из пустыни, вдохновляя других присоединиться к аскетичному культу медитации
Таким образом, критическое изучение текстовых записей предлагает удивительную историю: Готама сомневался в своих способностях к обучению, первые не восприняли его всерьез человек, чтобы засвидетельствовать его (как Будду), и не добился заметного успеха со своей первой аудиторией. Как же тогда ему это удалось? То, что Будда оказал большое влияние на индийскую культуру и общество, не подлежит сомнению; не было предпринято никаких сопоставимых попыток сохранить записи о какой-либо другой фигуре в древней индийской истории. Хорошее представление о личном влиянии Готамы можно увидеть в свидетельстве старого духовного искателя по имени Пингия:
Вижу его мысленно, как бы глазами,
прилежно, день и ночь,
Ночу чту его,
и думаю, что нет с ним разлуки.
Моя вера, радость и осознанность
не отклоняются от устроения Готамы,
Куда бы ни пошел тот, кто преисполнен мудрости,
Я склоняюсь в том направлении.
Что вдохновило на такую приверженность? Хотя декларация Пингии не говорит нам очень многого, ее положение в Сутта-нипате («Собрание рассуждений») — старом корпусе литературы мудрости — более показательно. Здесь Готама появляется как одинокий голос из пустыни, вдохновляя других призывом присоединиться к суровому культу медитации. Важным текстом в сборнике является Муни Сутта («Беседы о Безмолвном Мудреце»), почти наверняка известный индийскому императору Ашоке (который правил в с 268-232 до н.э.) как Муни-гатха («Стихи о Безмолвном Мудреце»), и, таким образом, в его сохранившейся форме, датируемой 4 веком до нашей эры, вскоре после индийской кампании Александра Македонского ( c 326 до н.э.). В этом тексте Будда описывает мудреца как радикального аутсайдера:
Опасность рождается из близости, пыль поднимается из дома. Без дома, без знакомства: таково видение мудреца.
Избегая обволакивающей «пыли» общества, мудрец остается в стороне от мирских ценностей, «не дрожит от порицания или похвалы, как лев, не трясущийся от звуков… как лотос, не омываемый водой». Вместо этого, сосредоточив свое внимание на поиске глубоких состояний медитации в лесу, мудрец уподобляется быстро летящему лебедю, тогда как домохозяин представляется павлином с синей хохолкой, красивым, но медлительным. Аналогичный образ можно найти в Khagga-visana Sutta («Беседа о носороге»), еще одном древнем тексте 9-го века.0009 Sutta-nipāta , в которой указывается, что даже два золотых браслета будут конфликтовать при ношении на одном запястье. Посыл ясен: лучше бродить в одиночестве, в глуши, как однорогий индийский носорог.
Потусторонность Готамы также можно увидеть во многих историях о его квиетизме. В отчете о его посещении особняка принца Бодхи «Коканада» говорится, что он хранит молчание и игнорирует приглашение подняться на верхнюю террасу. Но, бросив выразительный взгляд на своего помощника Ананду, принцу велено свернуть ткань, покрывающую лестницу: Готама настолько удален от цивилизованных норм, что не пойдет по покрытой земле и даже не прервет молчания, чтобы объяснить сам. В другом месте Готама принимает приглашения, храня молчание, и выражает признательность за то, что он один в лесу или на дороге. Он также советует своим последователям сохранять «благородное молчание», чтобы, когда Аджатасатту, царь Магадхи, приезжал с визитом, напряженная тишина, с которой он сталкивался, была настолько ошеломляющей, что он боялся попасть в ловушку.
Спокойствие Готамы также находит загадочное выражение в его учении. Наиболее поразительно то, что можно было бы назвать «диалектикой молчания»: когда задают абстрактные метафизические вопросы, например, вечен ли мир, отлична ли душа от тела или что происходит с освобожденным человеком ( татхагата ) после смерти и так далее, Готама хранит молчание или указывает, что отложил эти темы в сторону. Причина этого была отчасти прагматичной: говорят, что такие вопросы не служат никакой духовной цели. Но есть и более тонкая причина.
В ранних палийских текстах философская сдержанность Будды иногда объясняется формой скептицизма: Готама не принимает предпосылки вопросов. Термин будда («пробуждённый») указывает на то, что нормальный опыт — это сон, от которого проснулся Готама. Один старый рефрен говорит нам, что будды сбрасывают «завесу» с реальности. Таким образом, Готама видит вещи такими, какие они есть на самом деле, и с этой пробужденной точки зрения осознает, что такие идеи, как «мир», «я» или «душа», в конечном счете не реальны. И если эти аспекты опыта относятся к непробужденной перспективе, то вопросы остаются без ответа. Абсолютная истина, к которой пробудился Готама, состоит в том, что наш мир переживаний принадлежит уму:
Я заявляю, что мир, его возникновение, прекращение и путь к нему происходят в этом очень длинном в сажень «трупе» ( kaḷevare ), наделенном восприятием и разумом.
Это своеобразное учение предполагает, что мир, в котором мы живем, является состоянием опыта, а не объективно реальной сущностью. Это объясняет внимание Готамы к болезненной природе человеческого опыта и особенно к средствам его деконструкции. Однако этот анализ не лишен логических проблем. Ибо если индивидуальное существование в мире есть концептуальная или познавательная конструкция, то в чем смысл духовной жизни? Как духовная дисциплина может быть полезной и значимой без существенного субъекта или «души», способной осознать сущностную реальность?
Это мудрая аллегория о существенной трагедии человеческого существования и возможности искупления
Ранние буддийские учения обходят эти проблемы, сосредотачиваясь на факте страдания (или неудовлетворенности: дуккха ) и возможности его прекращение ( дуккха-ниродха ). В этой изящной схеме духовная практика является формой внимательного самоанализа: если уделять пристальное внимание опыту и следить за симпатиями и антипатиями, которые втягивают в него, болезненный опыт обусловленной реальности распутывается сам по себе. Этот подход к духовной жизни хорошо выражен в учении Будды ищущему по имени Меттагу:
Что бы ты ни наблюдал, Меттагу,
вверху, внизу или вокруг посередине,
Отгоняя восторг и привязанность к этим объектам,
не позволяй своему сознанию задерживаться в бытии.
Живя так, помня и прилежно,
странствующий нищий отказывается от присвоений;
Тот мудрый, что здесь, оставит страдание,
рождение, дряхлость, скорбь и плач.
Ранние буддийские описания пути к освобождению основаны на этом подходе. Классический источник — Sāmanña-phala Sutta («Рассуждение о плодах аскетизма»), в которой отсутствует что-либо, что можно было бы назвать медитативной «практикой». Вместо этого это указывает на то, что развитие внимательности приводит к отказу от негативных состояний ума, после чего нищий должен только сидеть в одиночестве, осознавая «переднюю часть» (тела), чтобы произошла медитативная трансформация. Предпоследняя стадия медитации, прокладывающая путь к невыразимому состоянию освобождения, описывается следующим образом:
С отказом от удовольствия, боли и всех прежних состояний радости и неудовлетворенности нищий пребывает в четвертой стадии медитации, полного очищения невозмутимости и внимательности. Подобно тому, как человек может сесть, обернувшись всем телом до головы в белую ткань, так и нищий пронизывает свое тело очищенным умом, так что ни одна часть его тела не пронизана им.
Подобно диалектике безмолвия, это описание личной трансформации старательно избегает метафизики абсолютной реальности. Страдание прекращается. Ни душа, ни духовная реальность не утверждаются. Система Готамы тонка и неуловима — неудивительно, что он колебался, прежде чем учить, и неудивительно, что более поздние последователи создали миф о Будде. Возможно, первые создатели мифов понимали, что движению Готамы нужно нечто большее, чем медитативное спокойствие и учитель, который не будет отвечать на некоторые вопросы. Вместо этого они попытались передать некоторые истины Готамы в поэтической форме. Миф о Будде как о принце, уединенном во дворце и слепом к страданиям мира, — это мудрая аллегория трагедии человеческого существования, а также возможности искупления через пробуждение.
Нам повезло, что мифотворцы не сильно испортили устоявшиеся традиции. Это позволило выжить ранним рассказам о Готаме, и даже если текстовая запись неполна и фрагментарна, ее изображение Готамы как странствующего мудреца тщательно нарисовано и удивительно свежо. Как говорится в Муни Сутте , мудрец остается в стороне от общества, как «ветер, не пойманный в сеть». Согласно Сарипутта Сутте , другому старому тексту из Сутта-нипаты (и, вероятно, также упоминается Ашокой), пустыня является подходящим местом для духовной дисциплины, несмотря на множество опасностей. Именно здесь нищий может внимательно наблюдать за своими внутренними желаниями и, таким образом, пребывать с «освобожденным умом».
На протяжении тысячелетий раздробленное буддийское движение упускало из виду образ жизни и идеи Готамы. Монастырские учреждения сохранили мифические версии его Дхармы, и в большинстве мест они оказывали существенную поддержку государству. Когда некоторые из этих учреждений мигрировали на Запад в 20 веке, они принесли с собой местные традиции, а не подлинные учения основателя. Хорошим примером является современное движение осознанности. Американцы, которые адаптировали осознанность в конце 20-го века, опирались на 19Возрождение медитации в Бирме в 19-м веке. И поэтому вместо того, чтобы передавать древнюю практику, они вместо этого продвигали новую духовную дисциплину, сформулированную, когда бирманская тхеравада страдала в тени Британской империи.
Характерной чертой современного движения осознанности, унаследованного от относительно недавних бирманских нововведений, является его обращение к мирянам и, следовательно, его по существу терапевтическая, а не спасительная цель. Ничто не могло быть дальше от радикального идеала мудрости Будды. Настаивая на аскетической дисциплине и бездомной скитальческой жизни, Готама представил осознанность как полное жизненное обязательство. Практикуемое таким образом внимание к составляющим опыта может быть трансформирующим: Готама утверждал, что это способ разрушить мысленно сконструированный мир вместе со всей его неудовлетворительностью и страданием.
Независимо от того, прав Готама или нет, его голос стоит услышать. Его антиреалистический анализ, в котором мир зависит от активности нашего разума и органов чувств, мог бы оказать полезную помощь современной когнитивной науке и расширить фокус движения осознанности за пределы терапии. Возможно, в более общем плане можно было бы возродить радикальный подход Готамы к исследованию. С его сочетанием медитации и строгого концептуального анализа он может открыть новую область спекуляций, в которой стремление к мудрости является суровым призванием, жизненным обязательством, а не вопросом религиозной веры.
Блуждая по руинам бывших тайских королевств, от Аюттхая до Сукхотаи, натыкаешься на древние иконы Будды. Некоторые все еще стоят высоко и блестяще; другие можно найти здесь и там, под деревьями и в окружении лиан, их цвета мягко выцветают, а их прежняя эстетика рушится в небытие. Полная линия изображений, восходящая к Будде, проведет нас мимо изысканных икон современности и за пределы великих останков древности. След ведет нас глубоко в лес, и именно здесь мы находим Готаму, Шакьямуни.
Спящий под открытым небом, питающийся один раз в день и часто в дороге, Готама ведет себя более сурово, чем ожидалось. Его безмолвная мудрость исходит откуда-то еще. Мы узнаем о его ранних неудачах, а затем о странной истории его успеха: как он создал древний культ медитации с помощью загадочного молчания, радикальных идей и простого настойчивого осознания момента.
Жизнь Будды
Он основал религию, которая просуществовала два с половиной тысячелетия, но кем был Будда?
История жизни Будды начинается в Лумбини, недалеко от границы Непала и Индии, около 2600 лет назад, где родился Сиддхартха Гаутама.
Хотя он родился принцем, он понял, что обусловленный опыт не может обеспечить прочное счастье или защиту от страданий. После долгих духовных поисков он погрузился в глубокую медитацию, где осознал природу ума. Он достиг состояния безусловного и прочного счастья: состояния просветления, состояния будды. Это состояние ума свободно от беспокоящих эмоций и выражается в бесстрашии, радости и активном сострадании. Всю оставшуюся жизнь Будда учил всех, кто спрашивал, как они могут достичь такого же состояния.
«Я учу, потому что вы и все существа хотите быть счастливыми и хотите избежать страданий. Я учу тому, как обстоят дела с ».
– Будда
Ранняя жизнь Будды
Греко-буддийское изображение Будды Шакьямуни из древнего региона Гандхара, восточный Афганистан. Греческие художники, скорее всего, были авторами этих ранних изображений Будды.Индия во времена Будды была очень духовно открыта. В обществе присутствовали все основные философские взгляды, и люди ожидали, что духовность положительно повлияет на их повседневную жизнь.
В это время больших возможностей Сиддхартха Гаутама, будущий Будда, родился в королевской семье на территории нынешнего Непала, недалеко от границы с Индией. В детстве Будда был исключительно умен и сострадателен. Высокий, сильный и красивый Будда принадлежал к касте воинов. Было предсказано, что он станет либо великим царем, либо духовным лидером. Поскольку его родители хотели, чтобы их королевство было могущественным правителем, они пытались помешать Сиддхарте увидеть неудовлетворительную природу мира. Они окружили его всевозможными удовольствиями. Ему дали пятьсот привлекательных дам и все возможности для спорта и азарта. Он полностью овладел важной боевой подготовкой, даже победив свою жену Ясодхару в соревновании по стрельбе из лука.
Внезапно, в возрасте 29 лет, он столкнулся с непостоянством и страданием. Во время редкого выхода из своего роскошного дворца он увидел кого-то безнадежно больного. На следующий день он увидел дряхлого старика и, наконец, мертвого человека. Он очень расстроился, осознав, что старость, болезни и смерть придут ко всем, кого он любил. У Сиддхарты не было убежища, чтобы предложить им.
На следующее утро принц прошел мимо медитатора, который сидел в глубоком погружении. Когда их взгляды встретились и их разумы объединились, Сиддхартха остановился, загипнотизированный. В мгновение ока он понял, что совершенство, которое он искал снаружи, должно быть внутри самого разума. Встреча с этим человеком дала будущему Будде первый и манящий вкус ума, истинное и прочное прибежище, которое, как он знал, он должен испытать сам на благо всех.
Просветление Будды
Картина с изображением дерева Бодхи, под которым, как говорят, Сиддхартха Гаутама достиг просветления и стал БуддойБудда решил, что должен оставить свои королевские обязанности и свою семью, чтобы достичь полного просветления. Он тайно покинул дворец и отправился один в лес. В течение следующих шести лет он познакомился со многими талантливыми учителями медитации и овладел их техниками. Он всегда обнаруживал, что они показывали ему потенциал разума, но не сам разум. Наконец, в месте под названием Бодхгая будущий Будда решил оставаться в медитации, пока не познает истинную природу ума и не сможет принести пользу всем существам.