План-конспект занятия на тему: Дидактическая игра «Лото»
Дидактическая игра «Лото»
Цели: закрепление названий предметов, распределение карточек на тематические группы;
Задачи: Корригировать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Упражнять в диалогической речи, закрепить умение отвечать на вопросы.
Развивать внимание и мышление;
Оборудование: лото;
Ход игры:
Сюрпризный момент — Здравствуйте ребята! Посмотрите кто к нам пришел! Вы знаете кто это? А это кот Матвей! Он очень умный и знает всё всё.
Кот Матвей принес для вас игру, давайте откроем мешочек и постараемся вспомнить как называется она. (достаю из мешочка игру «лото»)
-Кто знает название игру? Молодцы! Теперь я разложу вам карточки, куда вы будете ставить выпавшие фишки в соответствии с картинками на ней.
-У кого шкаф?( у меня) У кого лиса? (у меня) и т.д.
(Таким образом дети заполняют фишками свои карточки)
-А теперь давайте каждый снимет с карточки фишки и найдет там животных.
Физминутка:
-Теперь давайте выйдем на ковер и каждый из вас покажет коту нашему Матвею своего животного с фишки, а все остальные должны будут угадать кто это и повторить те же движения.
(каждый ребенок изображает найденное им в фишках животное)
— Какие все молодцы! Теперь сядем за столы и продолжим играть! Давайте каждый из вас подумает, на сколько и на какие группы можно разложить свои фишки. Вспомним какие группы предметов бывают: мебель, посуда, игрушки, бытовая техника, овощи и т.д. (дети сами называют это классификации или с помощью подсказок)
-Ребята, вы все правильно назвали. Теперь раскладывайте фишки на группы(у каждого ребенка получается свое кол-во групп. Например: мебель, дикие животные, посуда и т.д.)
Заключение:
-Ребята, кот Матвей очень рад, что пришел в нашу группу! Он говорит спасибо, но ему пора уходить. Давайте скажем ему до свидания!
Анализ занятия:
-Скажите, а кто приходил к нам в гости? ( кот Матвей) А что он принес? (игру «лото») Что мы делали с фишками? (раскладывали на карточки и делили на группы) На какие группы мы разделили фишки? А в какую игру мы играли на ковре? (изображали и угадывали животных с карточек) А кто какого животного показывал? (каждый называет того, кого он изображал) Вам понравилась игра?(да) Спасибо ребята за игру, все были молодцы!
nsportal.ru
Дидактическая игра «Лото Профессии» для детей дошкольного возраста
Дидактическая игра
Лото Профессии
Для детей дошкольного возраста.
Автор: Климова О.В.
Цели игры:
Дидактические цели:
● Закрепить знания о профессиях
● Активизация словаря, пополнение словарного запаса
Развивающие цели:
● Концентрация внимания
● развивать память, речь, мышление
Воспитательные цели:
● Ранняя профориентация дошкольников,
● Уважение к труду взрослых
Правила игры
В игре могут участвовать от 2х до 16 игроков.
Детям раздаются карточки с изображением людей, занимающихся какой-либо профессией. Справа от изображения размещены 3 пустых поля. Один ребенок может взять от 1 до 2-3 карточек.
Воспитатель (водящий) перед собой раскладывает разрезные карточки с изображением инструментов, одежды и материалов, относящихся к профессиям. Далее, воспитатель наугад поднимает карточку, называет предмет. Игрок, на карточке у которого имеется соответствующая названному инструменту профессия, берет карточку, накладывает её на пустой квадрат.
Выигрывает тот участник, который первым закроет все 3 пустых поля.
Карточки для игры (16шт)
infourok.ru
Методическая разработка. Настольная игра «Лото»
Настольная игра «Лото»
Пояснительная записка
На уроках информатики при решении задач часто приходится выполнять вычисления. От учащихся требуется умение производить вычисления устно, быстро и безошибочно. Но при переходе в среднее звено учащиеся чаще всего теряют навыки устного счета, что затрудняет изучение нового материала. Поэтому на уроках информатики приходится организовывать устный счет, рассматривать свойства степеней и ряд других тем, изучаемых в математике.
Настольная игра «Лото» позволяет в игровой форме организовать устный счет, что готовит обучающихся к изучению новой темы.
Игра является хорошим средством активизации деятельности учащихся на уроках, в процессе, которой решаются учебные задачи. Игры направлены на формирование УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Игровая технология вызывает интерес и активность детей и даёт им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала. Использование игр на уроках помогает педагогу раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его личные качества, сохранить и укрепить учебную мотивацию.
Цель игры: организация устного счета в рамках изучения новой темы.
Задачи:
Развивать память, внимание, навыки счета, вычислений, смекалку;
Формировать и развивать логическое мышление;
Воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки; формировать навыки культурного поведения.
Правила игры «Лото».
В игре принимают участие от 2 до 12 человек.
Перед началом игры выбирают ведущего, который раздает всем игрокам одинаковое количество карточек и по 15 фишек на каждую карточку, раскладывает номерки числами вниз и перемешивают их.
Затем ведущий берет по одному номерку и называет число, указанное в нем, например 42. Это число из 5 десятка.
Игроки устно решают примеры из 5 столбца и, если в результате получается 42 (14×3), то клетку с примером накрывают фишкой.
Игра заканчивается, когда у кого-то будет закрыта полностью карточка. После проверки этот игрок станет победителем (проверка идет по номерам).
Если игрок ошибся, то он выбывает из игры. Остальные участники продолжают игру.
Аудитория: младшие школьники
Предмет: математика, информатика
Игровой инвентарь.
Игровой инвентарь состоит из набора карточек с примерами, составленными определенным образом, набором карточек с цифрами от 1 до 100 и набором фишек для закрытия ответов к примерам, расположенных на карточках.
Приложение 1 (набор карточек с примерами)
DOCX / 28.17 Кб
Приложение 2(набор карточек с числами от 1 до 100)
Приложение 3 (набор фишек)
DOCX / 14.98 Кб
Презентация игры «Лото»
PPTX / 1.79 Мб
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Лото для детей: польза и правила игры
Содержание статьи
Провести время с ребенком весело и с пользой поможет лото для детей – увлекательная настольная игра с соревновательным элементом, которая тренирует внимание и память. Правила довольно просты, поэтому приглашать принять участие можно малышей и 2-3 лет. А крохи до 2 лет с удовольствием поиграют с бочонками или фишками, развивая при этом мелкую моторику. Предлагаем узнать об этой игре поподробнее.
Что это такое?
Лото для малышей представляет собой ряд карточек (каждая из них – отдельное игровое поле) и фишек, содержащих какой-то рисунок. Сама забава очень похожа на привычное многим русское лото, однако вместо рядов цифр в клетках карточки нанесены изображения (фруктов, зверей, сказочных предметов), которые совпадают с картинками на фишках.
Фишки отличаются разнообразием, могут быть изготовлены из разных материалов – картона, пластика, дерева.
Польза
В чем же преимущества этой настольной игры, чему она учит малышей? Прежде всего, дети действительно получают удовольствие, особенно если игровой процесс проходит в веселой и непринужденной атмосфере. Но есть еще немало положительных моментов.
- Благодаря карточкам происходит развитие кругозора (можно выбрать варианты с иллюстрацией объектов животного и растительного мира и попутно рассказывать крохе о них пару интересных фактов).
- Работа с фишками помогает улучшить мелкую моторику, что положительным образом скажется на развитии речи крохи, ведь мозговые центры, отвечающие на движения пальцев и речевые навыки, напрямую взаимосвязаны.
- Ребенок учится моделировать игровую ситуацию, просчитывать вероятность победы, принимать решения. И при этом даже не догадается, что получает важный жизненный урок.
- Совершенствуется внимание, память, наблюдательность.
- В дальнейшем, используя карточки с цифрами, можно будет закрепить знания ребенка по счету до ста.
Купить интересующий вариант игры можно в магазинах (к счастью, современные производители предлагают массу вариантов на любой вкус), а можно и сделать своими руками.
Виды
Существует огромное количество разновидностей детского лото, поэтому несложно учесть предпочтения и интересы каждого конкретного малыша. Для самых маленьких предлагаются карточки с небольшим числом клеток и элементов. Так, есть карточки и фишки с изображениями героев сказок, животных, овощей и фруктов. Они подойдут для деток до 4 лет. А вот геометрические фигуры, цифры помогут повторить важный материал в ненавязчивой форме ребятами среднего и старшего дошкольного возрастов.
Есть и иные развивающие варианты. Например, познакомить детей с профессиями поможет набор, в котором игровые поля посвящены какой-то из них, а фишки представляют собой различные атрибуты (например, термометр и шприц относятся к врачу).
Правила игры
Итак, как же играть в детское лото? Организовать игровое соревнование можно вдвоем (например, родителю и малышу), но можно пригласить и большее количество участников (как правило, до 6).
Суть проста:
- Каждый игрок получает свою карточку.
- Ведущий достает из коробки одну из фишек, при этом подглядывать он не должен.
- Игрок, на поле которого находится объект, совпадающий с фишкой, забирает ее себе и помещает на поле.
- Ведущий извлекает вторую фишку и показывает ее играющим. Ребенок, у которого на карточке есть соответствующий элемент, забирает его себе.
- Победителем становится тот, чье игровое поле будет закрыто фишками первым.
Таковы правила игры. Как видим, забава очень похожа на привычное нам русское лото, только вместо номеров – веселые картинки. При этом ведущий может и сам принимать участие в игровом процессе, важно только, чтобы дети верили в его честность.
Своими руками
Дополнительное преимущество детского лото состоит в том, что его можно изготовить своими руками, при этом несложно сделать слоговое лото или же красочный вариант с картинками. Чаще всего в качестве материала используется плотный картон. Однако при возможности можно сделать и пластиковые фишки. Для придания особого интереса элементы лучше поместить в мешочек и доставать из него.
Самый простой вариант – подобрать в интернете подходящие картинки и распечатать их на цветном принтере в двух экземплярах: один станет игровым полем, второй нужно разрезать на квадраты – это будут фишки.
Кроме того, родители, обладающие некоторым умением рисовать, могут проявить фантазию и изобразить на игровой карточке что угодно – геометрические фигуры, овощи или фрукты, цифры или слоги. А затем изобразить эти же самые объекты на другой карточке, которую затем разрезать на отдельные квадраты.
Но если хочется предложить малышу нечто более сложное, чем треугольники и круги, то можно напечатать необходимые картинки.
Таково детское лото, веселая и полезная забава для детей всех возрастов. Обязательно предложите такое соревнование своему малышу!
Текст
razvivashka.online
Методическая разработка (средняя группа) на тему: Дидактическая игра лото » Кем быть»
Игра-лото «Кем быть?»
Для старшего дошкольного возраста
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие.
С учетом ФГОС дошкольного образования, врамках реализации образовательного проекта «ТЕМП» содержание совместной деятельности педагога с детьми направлено на знакомство с техническими профессиями нашего края.
Эта игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста, знакомит с представителями технических профессий Южного Урала, принадлежностями и орудиями труда, которые они используют в своей деятельности, расширяет кругозор и активизирует речь.
Цель игры:
- Формировать у детей первоначальные представления о роли труда и значимости профессии в жизни общества.
- Знакомить детей с профессиями: металлург, шахтер, программист, столяр, строитель, электрик, автомеханик, штукатур-маляр и результатами их труда.
- Развивать умение находить орудия труда (принадлежности), необходимые для определенной профессии.
- Расширить словарь профессиональной лексики.
- Развивать логическое и ассоциативное мышление, внимание.
- Воспитывать уважение к людям технических профессий и результатам их работы.
Оборудование: Восемь больших карточек с изображением представителя определённой профессии на каждой; маленькие карточки с изображением представителей разных профессий и орудий труда (принадлежностей) необходимых каждой профессии. (См. Приложение 1). Перед началом игры маленькие карточки разрезаются по цветным линиям.
Вариант 1 «Отгадай профессию»
Участвуют 2-8 человек и ведущий.
Правила игры:
- В игре используются только маленькие карточки с изображением представителей разных профессий.
- Ведущий загадывает загадки о профессиях (см. Приложение1).
- Игроки отвечают по очереди.
4. Тот, кто первый ответил правильно, получает карточку, с изображением представителя названной профессии.
5. Если ответ не последовал, предлагаются стихи-подсказки (см. Приложение 2).
6. Побеждает тот, у кого в конце игры будет больше всего карточек.
Вариант 2
«Кому что нужно»
Участвуют 2-8 человек и ведущий.Правила игры:
1. Дети выбирают большие карточки.
2. Ведущий показывает игрокам маленькие карточки и просит назвать то, что на них изображено (например, лампочка).
3. Затем ведущий просит ответить на вопрос: «Представителю, какой профессии принадлежит это орудие труда или атрибут?»
4. Игрок, у которого находится карта с изображением данной профессии, должен назвать профессию и закрыть свободное поле на большой карте.
5. Если игрок затрудняется с определением профессии, то карточка откладывается.
6. Игра продолжается до тех пор, пока вся большая карта не будет закрыта.
7. Выигрывает тот, кто быстрее всех и без ошибок закроет большую карту.
Вариант 3 «Ассоциации»
Участвуют 2-8 человек и ведущий.
Правила игры:
1. Дети поровну выбирают большие карточки.
2. Детям предлагается набор из 6 маленьких карточек с изображением орудий труда (принадлежностей), необходимых данной профессии, но одна карта лишняя.
3. Каждому ребенку нужно выбрать только те карточки, на которых изображены орудия труда (принадлежности), необходимые представителям тех профессии, которые изображены на больших картах и закрыть пустые поля. Объяснить свой выбор.
4. Выигрывает тот, кто без ошибок закроет большую карточку и объяснить свой выбор.
Вариант 4 «Кем быть?»
Участвуют 2-8 человек и ведущий.
Правила игры:
1. Детямпредлагаютсябольшие карточки с закрытым изображением профессии и набор маленьких карточек с орудиями (принадлежностями) труда к данной профессии.
2. Ребенку предлагается прочитать названия орудий труда (принадлежностей). Определить какой профессии необходимы данные орудия труда, и проверить себя, открыв изображение профессии.
3. Выигрывает тот, кто правильно справится с заданием.
Информационно-справочные материалы, используемые в работе:
- Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области ТЕМП. Приказ МОиН Челябинской области от 31.12.2014г. № 01/3810.
- М.В.Крулехт. Дошкольник и рукотворный мир. – С-П. Детство-Пресс, 2006г.
- http://www.maam.ru/detskijsad — картинки, стихи, загадки.
Приложение 1
Загадки
Для компьютера программ
составляет он всегда.
Циклы, классы, подпрограммы –
инструмент его труда.
(программист)
В механизмах самых сложных
Разобраться невозможно.
Но в запутанности схем
В заковырках всех систем
И в машинных страшных тайнах
Разбирается …
(механик)
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руке ведро,
Сам раскрашен он пестро.
(маляр)
Ходит он в защитной каске,
Есть у него кирпич и краски.
Большой построить сможет дом
Все уютно будет в нем.
(строитель)
Вдруг погас в квартире свет.
Как нам быть: кто даст совет?
Он приходит сразу в дом
Действует умело, четко,
С электричеством друзья,
Быть беспечными нельзя
(электрик)
Мы землю глубоко копаем
И в глубине земли
Мы людям уголь добываем
Чтоб дом могли топить могли
(шахтер)
Стружку он снимал с доски,
Закрепив ее в тиски
Может шкаф, а может бар
На столе творил.
(столяр)
Своей работой он поможет
Нам сделать так, чтобы металл
Расплавился и побежал.
А из горячего металла
Штампуйте все что, ни попало:
Машину, трактор, экскаватор,
А можно и рефрижератор.
(металлург)
Стихи-подсказки
Машина.
Сели на машину
Налили бензину.
На машине ехали
До реки доехали.
В машине, в машине
Шофер сидит.
Машина, машина
Идет, гудит.
Би-би-би.
А.Степанова
Строитель
Для строителя привычно
Строить новый дом кирпичный.
Экскаватором Степан
Вырыл в поле котлован,
В землю вбил большие сваи,
А теперь цемент мешает,
Ровно кирпичи кладет-
Ветер щелки не найдет.
Кирпичи с земли Степану
Поднимать сподручно краном.
Вот и новый дом готов,
Запускать пора котов!
А.Степанова
Столяр
У Семена-столяра
Дело спорилось с утра:
Он строгал, пилил, сверлил,
Гвоздик молотком забил,
А шуруп блестящий верткий
Быстро завернул отверткой.
Так он смастерил буфет,
Стол, комод и табурет.
А потом их шлифовал,
Ярким лаком покрывал
И приделывал к ним ручки,
Ножки и другие штучки.
А.Степанова
Приложение 2
Маляр
Есть у мастера сноровка –
Водит кистью очень ловко.
Тянет следом за собой
Ленту краски голубой.
Удивилась птичья стая,
Мимо дома пролетая:
«Вот так крыша – чудеса –
Голубей, чем небеса!»
А.Степанова
Штукатуры
Вы видали штукатура?
Приходил он к нам во двор
И, поглядывая хмуро,
Он размешивал раствор.
Что-то сеял через сито,
Головой качал сердито,
Был он чем-то озабочен,
В ящик воду подливал,
В пиджаке своем рабочем
Над раствором колдовал.
Наконец повеселел он,
Подмигнул: — Займемся делом.
А.Степанова
Шахтер
Как устроена земля
не могу увидеть я
Глубже всех в земные
недра опускается шахтер
Там земля откроет щедро
Всех ее богатств набор:
Уголь, сланцы и руду.
Да в шахтеры я пойду
А.Степанова
Механик
Поломка случилась, простои идут,
Беда приключилась, механика ждут.
С улыбкой во взгляде,
Не зная преград,
Он быстро наладит
Любой агрегат.
В.Захаров
Электрик
Если фаза замыкает,
Если рвутся провода,
Непременно приглашают
В дом электрика тогда
А.Косарев
Программист
Он программы пишет-пишет,
За компьютером сидит,
Все эмоции здесь лишни –
Лишь исходный код твердит.
А.Степанова
nsportal.ru
Настольная игра –лото «Играем вместе»
НАСТОЛЬНАЯ ИГРА –ЛОТО «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ»
«Лото» — широко известная игра, которая позволяет собрать за столом людей разных поколений. Организация учебно – воспитательного процесса в условиях детского дома предполагает реализацию множества образовательных, развивающих, коррекционных и воспитательных задач. Взяв за основу принцип настольной игры, мы разработали свою версию «Лото» с целью актуализации знаний воспитанников по темам «Безопасность», «Семья», «Профессии», «Правила поведения»
Цель игры:
Образовательная: Закрепление знаний по разделам: «Безопасность», «Семья», «Профессии», «Правила поведения».
Развивающая: Развитие умений актуализировать знания, функций мышления.
Воспитательная: Воспитывать умение работать в группе, доброжелательность, уважение друг к другу, взаимопомощь, сотрудничество.
Кроме того, игра тренирует внимание, мелкую моторику рук, развивает речь. В игре принимают участие от 1 до 9 человек и ведущий.
Описание игры:
Карточки и фишки
В игре используется 54 фишки.18 фишек красного цвета, 18- желтого,18- зеленого На каждый фишке нанесен номер. Все фишки кладутся в специальный непрозрачный мешок и тщательно в нём перемешиваются перед началом игры. Игровая карточка состоит из трёх строк, верхняя строка красного цвета, средняя – желтого цвета, нижняя – зеленого в каждой их которых 6 клеток, 2 из них занимают числа. Пустые клетки для игры не предназначены.
Подготовка к игре
Перед началом игры выбирается ведущий, который либо принимает участие в игре, наравне с другими игроками, либо только ведёт игру. Ему и вручается мешок с фишками. После этого каждый из игроков берёт себе одну или несколько карт, причём количество карт у каждого из игроков должно быть одинаковым. О количестве карт у каждого из игроков нужно договориться заранее.
Ход игры:
В игре принимают участие от 1 до 9 человек и ведущий. Ведущий, не глядя, достаёт из мешка одну фишку и громко и отчётливо произносит вслух номер и цвет. Таким образом, с каждым объявленным числом в мешке становится на 1 фишку меньше. После этого каждый игрок проверяет, есть ли у него число такого цвета на, его игровой карточке, ведущий задает соответствующий вопрос. Если игрок правильно отвечает на вопрос, то он закрывает соответствующую цифру на своей карточке
Каждый цвет содержит вопросы, на определенную тему: красный цвет – вопросы о безопасности, правилах поведения; жёлтый цвет – вопросы о семье; зелёный – о профессиях. Если игрок не знает ответа, то отвечает, тот, кто знает. Ответивший на вопрос правильно, забирает фишку и может закрыть любую цифру на своей карточке. Если такого числа нет, то игрок ждёт объявления следующего числа. Фишки достаются до тех пор, пока один из игроков не выиграет на оговорённых перед игрой условиях.
Конец игры:
После того, как один из игроков выигрывает, игра заканчивается. Желаем удачи!
Автор: социальный педагог Широколобова А. В.
Вопросы к игре:
Вопросы о профессиях
для детей младшего возраста
Кем был Печкин – персонаж произведения Э.Успенского «Трое из Простоквашино»? (почтальон)
Профессия героя сказки Корнея Чуковского, который пришёл на помощь заболевшим жителям Африки. (доктор)
Кем был старик из сказки о золотой рыбке А.С.Пушкина?
(рыбак)
Она шьёт иголкой медленно и тихо,
Новую одежду нам сошьёт …(портниха)
Есть у мамы на прилавке :куклы, мячики, булавки,
Обувь, платье и платки, чашки и в горшках цветки.
Всё, что нужно покупайте, ничего не забывайте.
Наша мама… (продавец)
Какой профессии научились три поросёнка, когда строили свои домики? (строитель).
Ножницы, шампунь, расческа — всем я делаю прически,
Стригу и взрослых, и детей. Отгадай меня скорей!(парикмахер)
Профессия коротышки из цветочного города по имени Тюбик. (художник).
Мой костюм мне не по росту. Я и грустный, и смешной.
Я смешу детей и взрослых. Ну, так кто же я такой? (клоун)
Профессия коротышки Пилюлькина из Цветочного городка. (доктор)
Профессия коротышки по имени Гусля. (музыкант)
Профессия дяди Стёпы из стихотворения С.В. Михалкова. (милиционер)
Скажи, кто аппетитно и вкусно умеет готовить блюда из капусты? (повар)
Кто спас Красную шапочку? (охотники)
Он гантели поднимает, далеко ядро бросает?
На ринге противника поражает. (спортсмен).
Профессия деда из сказки «Репка» (овощевод)
Мы всегда на пожаре нужны,
Смертельный огонь победить мы должны. (пожарные)
Встаём мы очень рано Ведь наша забота – всех отвозить по утрам на работу(водитель)
Вопросы о семье
для детей старшего возраста
Объясните, что означает слово «тёзка». (Одинаковое имя у разных людей).
Как вы думаете, что такое семья?
Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники?(только родственники)
Какой должна быть семья? (Дружная, крепкая, трудолюбивая)
Перечислите ласковые обращения к маме (мамочка, мамуля)
Перечислите ласковые обращения к папе (папочка, папенька)
— Как будут обращаться к вам, когда вы станете взрослыми?
— Что умеет делать мама? (стирать ,гладить, готовить обед)
Что умеет делать папа?
— Для мамы ты кто?
— Для бабушки ты кто?
— Перечислите близких родственников. (мама, папа,
Перечислите дальних родственников.( тетя, дядя, двоюродные братья и сестры)
— Сына зовут Сергей, папу зовут Ваня. Как будут называть сына, когда он вырастет?(Сергей Иванович)
Глава семьи – это кто? (папа, отец)
Самый старший член семьи ? (дедушка, бабушка, прадедушка или прабабушка)
Папа папы тебе кто? (дедушка)
Продолжи пословицу «Счастлив тот,……….. кто счастлив дома»
multiurok.ru
Методическая разработка (старшая группа) по теме: Дидактическая игра «Двойное лото»
Двойное лото
Педагог-психолог ГБОУ СОШ №827 «Березки»
Русакова Мария Сергеевна
Двойное лото – это дидактическая игра, представляющая собой нестандартную модификацию классического лото. Упражнения этого типа – обычные или измененные – оптимальны для дошкольников, так как позволяют им обращаться с бумажным материалом почти как с обычными игрушками и при этом развивают произвольное и непроизвольное внимание, усидчивость, работоспособность и темп. Двойное лото – игра, сохранившая в себе все эти преимущества, но вышедшая за пределы возможностей своего предшественника. В этом упражнении в процессе совместной деятельности детей и взрослого развитие высших психических функций осуществляется системно: дополнительно происходит развитие также произвольной слуховой памяти, речи, что весьма нетипично для классического лото.
Цель игрового сеанса «Двойное лото» – комплексное развитие произвольного внимания, речи, произвольной памяти, установки на уважительное отношение к высказыванию собеседника.
Задачи игрового сеанса:
1) формировать навык подбора карточек к игровому полю по принципу лото;
2) развивать умение описывать предметы по заданному речевому шаблону;
3) развивать навык актуализации полученной ранее информации.
Субъект игрового сеанса
В данную игру следует играть в подгруппе 2-5 человек. Оптимальной является численность 3 человека. Игровой сеанс ориентирован на повседневное взаимодействие детей средней и старшей групп с воспитателем, а также успешно может быть применен в ходе коррекционно-развивающих игровых сеансов педагога-психолога с детьми подготовительной группы.
Характеристика материала
Для игрового сеанса необходимо:
1) Игровое поле 5*3 или 6*4 клеток, в каждой из клеток нарисована отдельная предметная картинка. С этой целью возможно использование любой основы для игры в лото.
Большее количество клеток на поле соответствует большей сложности задания. Для детей средней группы оптимальным будет поле 5*3, для детей более старшего возраста выбор размера поля определяется их когнитивными возможностями, поэтому может быть как 5*3, так и 6*4.
- Два идентичных набора разрезных карточек, картинка на каждой из которых имеет свой аналог на игровом поле.
Длительность игрового сеанса: 20 мин. для средней группы, 25 мин. для старшей и 30 мин. для подготовительной.
Время проведения игрового сеанса: утреннее – при его высокой субъективной сложности для детей, вечернее – при средней и низкой степени субъективной сложности.
Ведущий: педагог-психолог; воспитатель.
Ход игрового сеанса
Игровой сеанс проводится целостно, но содержит семь смысловых этапов, на каждом из которых происходит развитие определенной совокупности высших психических функций.
- Подготовительный этап.
В начале игрового сеанса перед детьми раскладываются оба набора карточек вперемешку и само игровое поле.
Педагог: (Показывая на игровое поле) Ребята, посмотрите, что перед нами лежит. Что это? (Игровое поле, коврик и т. д.) Правильно! Верно ли оно расположено, правильно ли лежит (при этом коврик изначально уже положен вверх ногами или боком)? А почему не правильно? Что именно нам позволяет понять, что его надо перевернуть? (Например, дерево растет сверху вниз или собака стоит на хвосте). Хорошо.
Педагог: (Показывая на разрезные карточки) А это что? (Карточки). Посмотрите на них, можете взять в руки или подвигать.
Обычно дети сами видят, что у некоторых карточек есть пары. В этом случае необходимо стимулировать их к дальнейшему рассматриванию картинок, чтобы они поняли, что это применимо ко всем предметам без исключения. Если дети не видят сходства карточек, то отдельно спрашиваем: «Есть ли здесь одинаковые карточки?» Задаем этот вопрос до тех пор, пока дети не поймут, что пара есть у всего. Данный этап позволяет детям на доступном и простом материале настроиться на дальнейшую интеллектуальную активность.
2. Этап постановки проблемы.
Педагог: Как вы думаете, что же надо делать в этой игре, если у нас есть игровое поле с картинками и по две точно таких же карточки? (Надо положить карточки в свой домик на игровом поле, на коврик).
Если дети дают неверный ответ, то исходя из их слов мы конструируем игру по названным правилам и предлагаем в нее поиграть. Дети должны увидеть нереализуемость или неинтересность ошибочной версии. Далее мы путем наводящих вопросов стимулируем их к верному понимаю задания. Таким образом, второй этап содержит в себе элементы экспериментирования, открытия возможностей, таящихся в игровом материале.
3. Этап формулирования правил игры.
Педагог: Хорошо, тогда давайте начинать игру! Кто будет первый? (Один из детей, сидящих с краю, первый поднимает руку или говорит: «Я».) Хорошо, давайте начнем с Пети: он первый сказал. А кто тогда будет отвечать потом? (Дети должны догадаться, каким образом переходит право ответа). Только я попрошу вас соблюдать три важных правила.
1) Чтобы мы все сделали быстро и смогли поиграть во все, ищите свою карточку заранее, до того как наступит ваша очередь класть ее на поле.
2) Если кто-то уже положил картинку, не кладите пока вторую такую же, а возьмите новую.
3) Когда вы выберите картинку, назовите ее: «Это …» И скажите что-нибудь, что вы знаете об этом предмете. Например: «Это собака. Она умеет лаять».
Соблюдение первого условия не только экономит игровое время, но и побуждает детей к произвольному поддержанию игрового темпа, так как, описав карточку, им вновь самостоятельно приходится браться за новое задание. Соблюдение второго правила обеспечивает работу кратковременной зрительной памяти, в силу того что ребенок в момент поиска удерживает в своем сознании уже описанные картинки. Третье же условие ориентировано на развитие у детей речи, особенно ее произвольного аспекта, так как ответ всегда дается по определенному образцу.
Педагог: Катя, повтори три этих правила. А теперь их повторит Сережа. (Если дети путаются, взрослый им помогает: намекает на содержание правил, объединяет отрывки вместе и в случае возникновения у детей затруднения еще раз сам проговаривает их.) Молодцы! А теперь давайте начнем играть!
На выполнение первых трех этапов отводится до 20% всего времени. Несмотря на их подготовительный характер, они в наибольшей степени связаны с инициативностью в мыслительной и речевой деятельности детей, так как предполагают самостоятельность в анализе и постановке проблемы в отсутствие какого-либо образца для этого.
4. Этап первичного заполнения игрового поля.
На этом этапе дети заполняют поле карточками. Для этого используется один из двух способов.
а) Дети сами выбирают, какую карточку они будут класть. В этом случае развивается инициативность, уверенность детей в себе, игра становится более живой, но развитие произвольного внимания совмещено с развитием непроизвольного.
б) Дети заполняют карточки строго по строкам. Этот вариант подходит для менее дисциплинированных детей, так как направлен исключительно на развитие произвольного внимания и умения работать со строкой.
В обоих случаях педагог следит за точностью следования речевому образцу, а также за правильностью речи и полнотой описания. Например, высказывание: «Это елка. Она растет» грамматически верное, но не полное, так как речевой образец предполагает, что предмет назван и описан содержательно. Педагог может в этом случае попросить ребенка ответить полнее: «А елка растет где?» Можно добавить вопрос-ошибку: «В саду, в речке?»
Кроме этого, крайне желательно, чтобы дети сами соблюдали очередность ответа, и педагогу не приходилось их останавливать или, наоборот, побуждать к действию. Особенно сложным в этом отношении является этап перехода к последующей серии ответов, в случае когда дети не сидят по кругу.
Приблизительное время выполнения этой части – одна треть от запланированного общего времени игры (около 30%). После выполнения четвертого этапа уместно провести физкультминутку, содержание которой подчиняется выбору педагога и желанию детей.
5. Этап вторичного заполнения игрового поля.
Это более сложный этап. На него отводится около половины всего времени (около 50%). Игровое поле по-прежнему заполняется одним из двух способов. Используемый способ лучше не менять, чтобы не заставлять детей лишний раз перестраиваться и не усложнять игру чрезмерно.
Педагог: Смотрите, у нас ведь еще остались карточки, так? Теперь давайте и их отправим в свои домики – положим поверх первых. И мы с вами также будем каждую карточку называть и описывать. Но только теперь, когда мы рассказываем что-то о предмете, нельзя повторяться и говорить то, что было сказано до вас. Расскажите что-нибудь новое об этой картинке. Вам понятно? Тогда, Петя, начинай.
Первые верные ответы детей должны сопровождаться усиленной похвалой взрослого, чтобы дети легче освоили принцип игры. Захваливать их при этом не нужно, достаточно просто уверенным тоном говорить: «Хорошо!», «Молодец!», «Замечательно» и т. д.
Игру можно усложнить и сделать в большей степени ориентированной на развитие произвольной слуховой памяти. Для этого после каждого ответа ребенка у него необходимо спрашивать, что же было сказано о предмете ранее и кто именно из детей его описывал в первый раз.
Кроме этого, в игру можно включить соревновательный момент и давать ребенку фишку за каждое верное описание. Такой прием эффективен, когда игра проходит с трудом, и детей необходимо мотивировать на выполнение сложного для них задания.
6. Завершающий этап.
На завершающем этапе формируется установка на критичное отношение к результатам своей деятельности, отрабатываются навыки самопроверки.
Педагог: Дети, мы с вами разобрали все карточки? Тогда поправьте их на игровом поле, чтобы не было небрежностей. Где еще карточки лежат некрасиво? Так, а вот теперь мы все поправили. Как вы думаете, игра уже завершена? Конечно, завершена: все предметы разложены по домикам и лежат аккуратно. Поэтому на этом мы с вами и заканчиваем играть.
7. Этап обратной связи.
После окончания игры детям дается небольшая обратная связь по ее результатам.
Педагог: Петя сегодня занимался хорошо, он старался. А Сережа не слушал ни меня, ни ребят, поэтому путался на вторых карточках. И меня это совсем не порадовало. Хотя в первый раз Сережа смог собрать их четко и быстро. Теперь вы понимаете, почему так важно стараться и слушать друг друга? (Да). Тогда мы с вами встанем, задвинем свои стулья и займемся чем-нибудь другим.
Способ подачи обратной связи примерный. В реальной практике он строго индивидуален. Но традиционно негативная информация подается в середине, а позитивные факты в начале и конце текста. Если же ребенок не старался, не использовал свои возможности, и его сложно похвалить, то начать можно с нейтральной информации, но закончить нужно все же на положительной ноте. Обратная связь затрагивает только конкретное поведение ребенка на игровом сеансе, не касается его личности в целом, не содержит негативных прогнозов. Уместно говорить от первого лица и описывать свои эмоции как педагога. Во-первых, такую информацию сложнее отвергнуть, а во-вторых, дети существуют в социальном контексте и поэтому должны иметь представление о том, как окружающие реагируют на их действия в разных ситуациях.
Если в игре присутствуют фишки, а дети владеют счетом, то имеет смысл не сравнивать детей между собой – они и так все понимают – а работать с индивидуальным рекордом. В этом случае мы озвучиваем его перед ребенком и отмечаем, что в следующий раз, если он будет стараться еще больше, то сможет побить его и установить новый. Использование «рекордов» эффективно при взаимодействии с теми детьми, которым объективно трудно догнать сверстников. «Рекорд» смещает их внимание с чужих достижений на свой собственный успех. А окружающим детям прививает навык толерантного отношения к неудачам других детей и развивает у них сопереживание стараниям близкого.
*****
Двойное лото – это не просто занимательная игра. Данное упражнение отвечает требованиям ФГОС и оптимально для развития детей в условиях новых образовательных стандартов. Во-первых, развитие высших психических функций происходит именно в игре как ведущей деятельности, и как следствие, скорее всего, ребенок охотно согласится принять в ней участие. Во-вторых, одно и то же упражнение способствует многостороннему развитию детей: в этой игре затрагиваются такие образовательные области, как «Здоровье» (сохранение физического и психического здоровья детей за счет подбора сложности задания и возможности включения в игру физкультминутки), «Познание» (развитие нескольких высших психических функций, формирование целостной картины мира), «Труд» (развитие уважительного отношения к собственному и чужому интеллектуальному труду), «Коммуникация» (формирование позиции слушателя, развитие устной речи), «Социализация» (развитие умения соблюдать принятые правила). В-третьих, сложность этого задания регулируется в зависимости от психических особенностей ребенка, позволяя придерживаться индивидуальной траектории его развития. Особенное значение данный факт приобретает в контексте того, что формирование ребенка как личности – процесс не директивный, а естественный и напрямую зависящий от раскрытия его потенциала. Индивидуализация воспитательно-образовательного процесса, таким образом, позволяет в наибольшей степени содействовать саморазвитию детей, поддерживая их уверенность в своих силах и возможностях.
nsportal.ru