Урок по самопознанию 4 класс «Цель жизни»
Школа: КГУ гимназия №93
Тема: №4 «Цель жизни»
Дата:
Педагог: Бектасова Ж.Ж.
Класс: 4 «Е», «Ж»
Ценность: праведное поведение
Качества: единство мысли, слова и дела, вера в себя, быть ответственным
Цель: расширение представления о цели жизни через общечеловеческую ценность праведное поведениеЗадачи:
углублять у учащихся понятие уважение ко всему;
воспитывать у учащихся честность в своих поступках;
развивать дисциплину.
Ресурсы:
Ход урока:
1.Организация учебного процесса. Позитивный настрой.
Мысленная прогулка в лесу.
Сядьте поудобней. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух и лучи солнца мягко греют лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Подойдите к какому-нибудь цветку, понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Смотрите, как деревья становятся выше и больше, Послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Как легко и спокойно нам и какое ощущение счастья. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!
2.Проверка домашнего задания.
Эссе «Цель моей жизни»
3. Позитивное высказывание (цитата).
«Мне хочется, чтобы дети с самых малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастья в служении человечеству. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться. Раскрыть себя каждый должен»
Цель – это определенное место назначения.
Цель – это нечто большее, чем мечта. Это мечта в сочетании с действием.
Цель – это больше, чем просто «хотелось бы .. ».
Цель всегда ясная и конкретная: «Я стремлюсь к …». Ничего не происходит, пока не поставлена цель.
Цель в жизни — самая большая задача, которую хочется в жизни реализовать. У человека может быть много больших жизненных целей — получить достойное образование, жить в своем особняке на берегу такого-то моря, вырастить таких-то детей, но поставить цель в жизни — это самое главное из всех других жизненных целей.
4. Подарок от учителя. Притча «Каким путем идти к цели»
В один из солнечных дней Хинг Ши вышел прогуляться по берегу реки, сопровождаемый тремя своими учениками. Остановившись на берегу, Хинг Ши сказал:
– Посмотрите на реку, она – сама Жизнь, то мерно, то бурно протекающая. Река меняется с каждым мгновением, никогда не повторяя свой облик дважды.
Ученики долго смотрели на реку, пока мудрец не спросил их:
– А как вы бы стремились к своей цели?
Первый ученик сказал:
– Я бы всегда боролся с течением, плыл против него вперёд, к своей цели, – отважно сказал один.
– Это хорошо, – сказал Хинг Ши, – но ты рискуешь однажды утонуть, так и не справившись с рекой. Мой тебе совет – до того, как плыть против течения, узнай, лежит ли путь к твоей цели наперекор ему.
Второй ученик сказал:
– А я бы плыл по течению, как тот лепесток, что скользит по волнам, и набирался бы опыта в пути.
– Это хорошо лишь в том случае, если течение несёт тебя к твоей цели, в противном случае ты, действительно, уподобляешься лепестку, которому всё равно куда плыть, ибо ему так же не важно в какой заводи сгнить, – заметил Хинг Ши.
Третий ученик ответил:
– А я бы плыл к своей цели, постоянно меняя тактику, то отдаваясь на волю течения, то стремясь его побороть. Я бы обходил опасные места, останавливался на отдых, но потом, отдохнувшим и окрепшим, всегда продолжал свой путь.
– Твой ответ хорош, но недостаточно мудр, – заметил Учитель, развернулся и пошёл обратно к дому. Его ученики ещё какое-то время стояли на берегу реки, думая над его словами, а потом последовали за Учителем. Поравнявшись с ним, они спросили:
– Ну а твой путь по реке жизни, Учитель, каков он?
Хинг Ши остановился, посмотрел на своих учеников и, улыбнувшись, сказал:
– Я бы даже не пускался в плаванье.
– Но разве твоя цель уже достигнута? – удивились ученики.
– Нет, – сказал Хинг Ши, – но ведь и не ко всякой цели можно добраться вплавь.
Как каждый из учеников стремился к своей цели?
Какой совет учитель давал каждому ученику?
В чем мудрость учителя?
О чем эта притча?
Путь к цели какого из учеников выбрали бы вы?
5. Творческая работа.
Нарисуйте то, каким вы видите себя в будущем. Я сейчас Я через 10-15 лет
6. Групповое пение. «Дорога добра»
Спроси у жизни строгой, Какой идти дорогой?
Куда по свету белому Отправиться с утра?
Иди за Солнцем следом, Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра!
Забудь свои заботы, Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба ведёт Себя не как сестра,
А если с другом худо — Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди Дорогою добра!
Ах, сколько будет разных Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь — Не детская игра!
Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра!
Спроси у жизни строгой, Какой идти дорогой?
Куда по свету белому Отправиться с утра?
Иди за Солнцем следом, Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра!
7.Домашнее задание.
Возьмите интервью у человека, который вам интересен.
–Подготовьте вопросы для интервью со взрослым человеком, которого вы знаете. Это может быть кто-то из близких, соседей, ваш учитель, врач или уважаемый всеми человек. Расспросите его о мечте, цели жизни, путях её достижения.
Примерные вопросы:
О чем вы мечтали в детстве?
Осуществилась ли ваша мечта?
К какой цели вы стремитесь сейчас?
Как добиваетесь поставленной цели?
8. Заключительная минута тишины.
Закройте глаза и мысленно поблагодарите всё, что вас окружало сегодня.
Я уверенна, что в ваших сердечках добра и радости стало намного больше; вы не останетесь равнодушными к чужой беде и станете, более бережно относиться ко всему живому. Ведь мир во всём огромном мире начинается с очень маленького.
infourok.ru
План урока по самопознанию 4 класс «Цель жизни»
Цель: содействовать раскрытию содержания общечеловеческой ценности – истина через раскрытие духовного мира человека, его интересов и склонностей. Задачи: Актуализировать понимание важности качества характера скромность для жизни человека, как основы для его развития; Развивать любознательность – внутренний стимул для получения новых знаний; Воспитывать позитивное отношение к жизни. Ход урока: 1. Организационный момент. Тема урока: «Мои увлечения» Позитивный настрой «Концетрация на свет» — Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и отпускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый. Представьте, что свет начинает распространяться по всему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать только хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и вашей голове только добрые, светлые мысли. Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви, Покоя… Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо. — Кто хотел бы поделиться впечатлениями? | Ресурсы: 1. Калачева И.В., Кудышева Б.К.- 2. Учебник «Самопознание» 4 класса, Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2010; аудиозапись музыки для позитивного настроя концентрация на свет; 3. Калачева И.В., Кудышева Б.К.- Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2010 г., рабочие тетради по самопознанию; 4. Причта про позитивное мышление http://wiolife.ru/5135 5. Видео: Фонограмма песни на слова А.Арканова,музыку К.Певзнера «Оранжевое небо» 6. Оборудование: ватман, фломастеры. | 4.Рассказывание истории Сочинение ученицы 9 класса Марины Дорофеевой Вопросы: — О ком рассказывается в притче? — Почему увлечение Димы стало его профессией? — Что помогло Диме добиться намеченной цели? — Какими качествами обладает мальчик Дима? — Объясните, что такое оптимизм? Как он помог Диме? — Какими качествами характера обладает Дима? — Какой общечеловеческой ценности соответствуют такие качества как оптимизм, любознательность и скромность? — Что в вашем понимании истина? — Приведите пример, когда оптимизм и любознательность помогали вам в жизни достичь своей цели. | 6.Групповое пение. Фонограмма песни на слова А.Арканова,музыку К.Певзнера «Оранжевое небо» (стр. 20 учебника) Вот уже два дня подряд Я сижу рисую. Красок много у меня, Выбирай любую. Я pаскpашу целый свет В самый свой любимый цвет. Оpанжевое небо, Оpанжевое моpе, Оpанжевая зелень, Оpанжевый веpблюд. Оpанжевые мамы Оpанжевым pебятам Оpанжевые песни Оpанжево поют. |
multiurok.ru
Урок самопознания «Цель жизни» — классному руководителю, прочее
Школа-гимназия № 17 Дата: № урока 2. Тема: «Цель жизни» Ценность: Праведное поведение Качества: бескорыстное служение обществу Педагог: Дмитриева В.Н. Класс: 4 Кол-во учащихся: 33 Цель: расширять представления учащихся об истинном предназначении человека о бескорыстном служении обществу через практикум праведного поведения. Задачи: — раскрыть значение понятий «цель жизни», «смысл жизни», «призвание». — развивать потребность в служении обществу, через праведное поведение — воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели. Ресурсы: Учебник «Самопознание» 4 класс Аудиозапись музыки для позитивного настроя. Песня «Волшебный цветок» Музыка Юрия Чичкова Слова Михаила Пляцковского Из мультфильма «Шелковая Кисточка» (1977) Ход урока. 1.Орг.момент. Позитивный настрой. «Свет». Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в свое сердце. Представьте, что внутри вашего сердечка раскинулся великолепный сад – сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое зеленой кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь красотой. А теперь медленно вернитесь в класс и откройте глазки. 2.Проверка домашнего задания. И. Токаш «Мечты сбываются» стр. 13-14. Как Саша стремилась к своей цели? Добьется ли Саша намеченного? Почему? Назовите качества, которыми обладает целеустремленный человек. . Учитель читает текст под музыку. Целеустремленность — это качество человека, который уверенно движется к достижению поставленных целей. Целеустремленность помогает человеку познать себя. Терпение и выдержка, доброжелательность позволяют добиться целей, которые приносят радость и пользу людям. 3. Позитивное высказывание (цитата) Цель жизни – стать человеком, найти свое призвание. Дмитрий Писарев, русский критик. Беседа по содержанию цитаты: -Прочитайте цитату хором -Как вы понимаете смысл данного высказывания? -А вы уже определили свое призвание? 4. Рассказывание истории (беседа). Подарок. Притча «Каким путем идти к цели» В один из солнечных дней Хинг Ши вышел прогуляться по берегу реки, сопровождаемый тремя своими учениками. Остановившись на берегу, Хинг Ши сказал: – Посмотрите на реку, она – сама Жизнь, то мерно, то бурно протекающая. Река меняется с каждым мгновением, никогда не повторяя свой облик дважды. Ученики долго смотрели на реку, пока мудрец не спросил их: – А как вы бы стремились к своей цели? Первый ученик сказал: – Я бы всегда боролся с течением, плыл против него вперёд, к своей цели, – отважно сказал один. – Это хорошо, – сказал Хинг Ши, – но ты рискуешь однажды утонуть, так и не справившись с рекой. Мой тебе совет – до того, как плыть против течения, узнай, лежит ли путь к твоей цели наперекор ему. Второй ученик сказал: – А я бы плыл по течению, как тот лепесток, что скользит по волнам, и набирался бы опыта в пути. – Это хорошо лишь в том случае, если течение несёт тебя к твоей цели, в противном случае ты, действительно, уподобляешься лепестку, которому всё равно куда плыть, ибо ему так же не важно в какой заводи сгнить, – заметил Хинг Ши. Третий ученик ответил: – А я бы плыл к своей цели, постоянно меняя тактику, то отдаваясь на волю течения, то стремясь его побороть. Я бы обходил опасные места, останавливался на отдых, но потом, отдохнувшим и окрепшим, всегда продолжал свой путь. – Твой ответ хорош, но недостаточно мудр, – заметил Учитель, развернулся и пошёл обратно к дому. Его ученики ещё какое-то время стояли на берегу реки, думая над его словами, а потом последовали за Учителем. Поравнявшись с ним, они спросили: – Ну а твой путь по реке жизни, Учитель, каков он? Хинг Ши остановился, посмотрел на своих учеников и, улыбнувшись, сказал: – Я бы даже не пускался в плаванье. – Но разве твоя цель уже достигнута? – удивились ученики. – Нет, – сказал Хинг Ши, – но ведь и не ко всякой цели можно добраться вплавь. Вопросы: 1. Как каждый из учеников стремился к своей цели? 2. Какой совет учитель давал каждому ученику? 3. В чем мудрость учителя? 4. О чем эта притча? 5. Путь к цели какого из учеников выбрали бы вы? (Ответы учащихся.) – Цели и пути их достижения у каждого человека свои. Одни хотят изучать языки, другие – овладеть техникой рисования, третьи – достигнуть высоких результатов в спорте. Важно, чтобы пути к цели были честными, обогащали вас, открывали новые горизонты возможностей. Важно прислушаться к себе и определить, каково ваше призвание. 6. Творческая деятельность. Предварительно предлагаю ответить на вопросы. 1. Изменились ли вы за последние 3-4 года? 2. Что вы приобрели со времени первой встречи со школой? 3. Какими вы видите себя через 10-15 лет? 4. Что нужно изменить в себе самом, чтобы достичь своей цели? 5. Что нужно сделать для достижения цели жизни? Упражнение. Представьте себе зеркало, состоящее из трех частей. Пофантазируйте и нарисуйте, а также опишите себя в возрасте первоклассника, в настоящее время и через 10-15 лет. Я в 7 лет Я сейчас Я через 10-15 лет Проверка работы осуществляется по группам Дети формируют группы по одинаковым профессиям. Работа в тетради Задание № 1 6. Групповое пение. М. Пляцковский «Волшебный цветок» Из мультфильма «Шелковая Кисточка» (1977) Музыка Юрия Чичкова Слова Михаила Пляцковского Есть на свете цветок алый-алый. Яркий, пламенный, будто заря, Самый солнечный и небывалый, Он мечтою зовется не зря. Припев: Может, там, за седьмым перевалом, Вспыхнет свежий, как ветра глоток, Самый сказочный и небывалый, Самый волшебный цветок. В жизни хочется всем нам, пожалуй, Как бы путь ни был крут и далек, Отыскать на земле небывалый, Самый, самый красивый цветок. Вспоминая о радостном чуде, Вдаль шагая по звонкой росе, Тот цветок ищут многие люди, Но, конечно, находят не все. 7. Домашнее задание – Возьмите интервью у человека, который вам интересен. – Подготовьте вопросы для интервью со взрослым человеком, которого вы знаете. Это может быть кто-то из близких, соседей, ваш учитель, врач или уважаемый всеми человек. Расспросите его о мечте, цели жизни, путях её достижения. Примерные вопросы: • О чем вы мечтали в детстве? • Осуществилась ли ваша мечта? • К какой цели вы стремитесь сейчас? • Как добиваетесь поставленной цели? 8. Заключительная минута тишины. -Давайте помечтаем. Каким вы представляете будущее? -Как может сложиться ваша жизнь после школы? -Где вы будете учиться, работать? -Может быть захотите создать дружную, счастливую семью? -Может быть, займетесь творчеством, самообразованием, укреплением здоровья? Школа-гимназия № 17 Дата: № урока 2. Тема: «Цель жизни» Ценность: Праведное поведение Качества: бескорыстное служение обществу Педагог: Дмитриева В.Н. Класс: 4 Кол-во учащихся: 33 Цель: расширять представления учащихся об истинном предназначении человека о бескорыстном служении обществу через практикум праведного поведения. Задачи: — раскрыть значение понятий «цель жизни», «смысл жизни», «призвание». — развивать потребность в служении обществу, через праведное поведение — воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели. Ресурсы: Учебник «Самопознание» 4 класс Аудиозапись музыки для позитивного настроя. Песня «Волшебный цветок» Музыка Юрия Чичкова Слова Михаила Пляцковского Из мультфильма «Шелковая Кисточка» (1977) Ход урока. 1.Орг.момент. Позитивный настрой. «Свет». Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в свое сердце. Представьте, что внутри вашего сердечка раскинулся великолепный сад – сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое зеленой кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь красотой. А теперь медленно вернитесь в класс и откройте глазки. 2.Проверка домашнего задания. И. Токаш «Мечты сбываются» стр. 13-14. Как Саша стремилась к своей цели? Добьется ли Саша намеченного? Почему? Назовите качества, которыми обладает целеустремленный человек. . Учитель читает текст под музыку. Целеустремленность — это качество человека, который уверенно движется к достижению поставленных целей. Целеустремленность помогает человеку познать себя. Терпение и выдержка, доброжелательность позволяют добиться целей, которые приносят радость и пользу людям. 3. Позитивное высказывание (цитата) Цель жизни – стать человеком, найти свое призвание. Дмитрий Писарев, русский критик. Беседа по содержанию цитаты: -Прочитайте цитату хором -Как вы понимаете смысл данного высказывания? -А вы уже определили свое призвание? 4. Рассказывание истории (беседа). Подарок. Притча «Каким путем идти к цели» В один из солнечных дней Хинг Ши вышел прогуляться по берегу реки, сопровождаемый тремя своими учениками. Остановившись на берегу, Хинг Ши сказал: – Посмотрите на реку, она – сама Жизнь, то мерно, то бурно протекающая. Река меняется с каждым мгновением, никогда не повторяя свой облик дважды. Ученики долго смотрели на реку, пока мудрец не спросил их: – А как вы бы стремились к своей цели? Первый ученик сказал: – Я бы всегда боролся с течением, плыл против него вперёд, к своей цели, – отважно сказал один. – Это хорошо, – сказал Хинг Ши, – но ты рискуешь однажды утонуть, так и не справившись с рекой. Мой тебе совет – до того, как плыть против течения, узнай, лежит ли путь к твоей цели наперекор ему. Второй ученик сказал: – А я бы плыл по течению, как тот лепесток, что скользит по волнам, и набирался бы опыта в пути. – Это хорошо лишь в том случае, если течение несёт тебя к твоей цели, в противном случае ты, действительно, уподобляешься лепестку, которому всё равно куда плыть, ибо ему так же не важно в какой заводи сгнить, – заметил Хинг Ши. Третий ученик ответил: – А я бы плыл к своей цели, постоянно меняя тактику, то отдаваясь на волю течения, то стремясь его побороть. Я бы обходил опасные места, останавливался на отдых, но потом, отдохнувшим и окрепшим, всегда продолжал свой путь. – Твой ответ хорош, но недостаточно мудр, – заметил Учитель, развернулся и пошёл обратно к дому. Его ученики ещё какое-то время стояли на берегу реки, думая над его словами, а потом последовали за Учителем. Поравнявшись с ним, они спросили: – Ну а твой путь по реке жизни, Учитель, каков он? Хинг Ши остановился, посмотрел на своих учеников и, улыбнувшись, сказал: – Я бы даже не пускался в плаванье. – Но разве твоя цель уже достигнута? – удивились ученики. – Нет, – сказал Хинг Ши, – но ведь и не ко всякой цели можно добраться вплавь. Вопросы: 1. Как каждый из учеников стремился к своей цели? 2. Какой совет учитель давал каждому ученику? 3. В чем мудрость учителя? 4. О чем эта притча? 5. Путь к цели какого из учеников выбрали бы вы? (Ответы учащихся.) – Цели и пути их достижения у каждого человека свои. Одни хотят изучать языки, другие – овладеть техникой рисования, третьи – достигнуть высоких результатов в спорте. Важно, чтобы пути к цели были честными, обогащали вас, открывали новые горизонты возможностей. Важно прислушаться к себе и определить, каково ваше призвание. 6. Творческая деятельность. Предварительно предлагаю ответить на вопросы. 1. Изменились ли вы за последние 3-4 года? 2. Что вы приобрели со времени первой встречи со школой? 3. Какими вы видите себя через 10-15 лет? 4. Что нужно изменить в себе самом, чтобы достичь своей цели? 5. Что нужно сделать для достижения цели жизни? Упражнение. Представьте себе зеркало, состоящее из трех частей. Пофантазируйте и нарисуйте, а также опишите себя в возрасте первоклассника, в настоящее время и через 10-15 лет. Я в 7 лет Я сейчас Я через 10-15 лет Проверка работы осуществляется по группам Дети формируют группы по одинаковым профессиям. Работа в тетради Задание № 1 6. Групповое пение. М. Пляцковский «Волшебный цветок» Из мультфильма «Шелковая Кисточка» (1977) Музыка Юрия Чичкова Слова Михаила Пляцковского Есть на свете цветок алый-алый. Яркий, пламенный, будто заря, Самый солнечный и небывалый, Он мечтою зовется не зря. Припев: Может, там, за седьмым перевалом, Вспыхнет свежий, как ветра глоток, Самый сказочный и небывалый, Самый волшебный цветок. В жизни хочется всем нам, пожалуй, Как бы путь ни был крут и далек, Отыскать на земле небывалый, Самый, самый красивый цветок. Вспоминая о радостном чуде, Вдаль шагая по звонкой росе, Тот цветок ищут многие люди, Но, конечно, находят не все. 7. Домашнее задание – Возьмите интервью у человека, который вам интересен. – Подготовьте вопросы для интервью со взрослым человеком, которого вы знаете. Это может быть кто-то из близких, соседей, ваш учитель, врач или уважаемый всеми человек. Расспросите его о мечте, цели жизни, путях её достижения. Примерные вопросы: • О чем вы мечтали в детстве? • Осуществилась ли ваша мечта? • К какой цели вы стремитесь сейчас? • Как добиваетесь поставленной цели? 8. Заключительная минута тишины. -Давайте помечтаем. Каким вы представляете будущее? -Как может сложиться ваша жизнь после школы? -Где вы будете учиться, работать? -Может быть захотите создать дружную, счастливую семью? -Может быть, займетесь творчеством, самообразованием, укреплением здоровья?
Просмотр содержимого документа
«урок самопознания «Цель жизни» »
kopilkaurokov.ru
Урок №4 по Самопознанию «Цель жизни»
«Утверждаю»
Директор КГУ «Казнаковская средняя школа»
________________________
«08» октября 2016 г.
План урока самопознания
Школа: КГУ «Казнаковская средняя школа» Дата 08. 10. № 4
Педагог: Даулбаева Гульмира Жетписовна
Класс: 4 «Б» Кол-во уч-ся 6 Тема Цель жизни
Ценность: Истина Качества: скромность, любознательность
Цель: расширить представления учащихся о значении общечеловеческой ценности «Истина» через осознание цели в жизни каждого человекаЗадачи:
— способствовать раскрытию понимания учащимися качества «скромность»;
— содействовать развитию у учащихся стремления к поиску и приобретению новых знаний, т.е. развитию любознательности;
— воспитывать мировоззренческую позицию о необходимости человеку быть скромным и любознательным, чтобы реализовать цели в своей жизни
Ресурсы: (материалы, источники)
Калачева И.В., Кудышева Б.К., Самопознание. Методическое пособие: Для учителей 4 — класса общеобразовательных школ. / Алматы. ННПООЦ «Бөбек», 2010.-128с.
Калачева И.В. Самопознание: Учебн для 4 кл. – Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2015.-160с Калачева И.В. Самопознание.
Тетрадь ученика для 4 класса общеобразовательных школ. И.В. Калачева, Л.А. Саинова/ Алматы. ННПООЦ «Бөбек», 2010.-83с.
Журнал Самопознание KZ № 3,4 2015г
притча О розе сердца
Позитивный настрой «Мысленное путешествие в подводное царство», Музыка для позитивного настроя «Мечта дельфина» pritchi/58-dlya-detei/470-veter-i…
6 Песня: «Дорогою добра» Муз. — Марка Минкова, Сл. — Юрия Энтина.
Beethoven — Moonlight Sonata.mp
7. Цветные карандаши, фломастеры, ватман.
Ход урока:
1. Орг.момент. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжаем тему «Цель жизни»
Позитивный настрой «Мысленное путешествие в подводное царство». Музыка для сопровождения. Мечта дельфина»
Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, что бы взять Вас с собой на дно моря.
Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет Вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно под водой, когда вы почувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда… это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (Учитель может помолчать несколько секунд).
А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует, посмотрите вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял в такое интересное путешествие.
Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.
— Поделитесь своими впечатлениями
Проверка домашнего задания.
Учебник Самопознание 4 класс. прочитать стр.28 Притча, «Каким путем идти к цели?».
В один из солнечных дней Хинг Ши вышел прогуляться по берегу реки, сопровождаемый тремя своими учениками. Остановившись на берегу, Хинг Ши сказал:
– Посмотрите на реку, она – сама Жизнь, то мерно, то бурно протекающая. Река меняется с каждым мгновением, никогда не повторяя свой облик дважды.
Ученики долго смотрели на реку, пока мудрец не спросил их:
– А как вы бы стремились к своей цели?
Первый ученик сказал:
– Я бы всегда боролся с течением, плыл против него вперёд, к своей цели, – отважно сказал один.
– Это хорошо, – сказал Хинг Ши, – но ты рискуешь однажды утонуть, так и не справившись с рекой. Мой тебе совет – до того, как плыть против течения, узнай, лежит ли путь к твоей цели наперекор ему.
Второй ученик сказал:
– А я бы плыл по течению, как тот лепесток, что скользит по волнам, и набирался бы опыта в пути.
– Это хорошо лишь в том случае, если течение несёт тебя к твоей цели, в противном случае ты, действительно, уподобляешься лепестку, которому всё равно куда плыть, ибо ему так же не важно в какой заводи сгнить, – заметил Хинг Ши.
Третий ученик ответил:
– А я бы плыл к своей цели, постоянно меняя тактику, то отдаваясь на волю течения, то стремясь его побороть. Я бы обходил опасные места, останавливался на отдых, но потом, отдохнувшим и окрепшим, всегда продолжал свой путь.
– Твой ответ хорош, но недостаточно мудр, – заметил Учитель, развернулся и пошёл обратно к дому. Его ученики ещё какое-то время стояли на берегу реки, думая над его словами, а потом последовали за Учителем. Поравнявшись с ним, они спросили:
– Ну а твой путь по реке жизни, Учитель, каков он?
Хинг Ши остановился, посмотрел на своих учеников и, улыбнувшись, сказал:
– Я бы даже не пускался в плаванье.
– Но разве твоя цель уже достигнута? – удивились ученики.
– Нет, – сказал Хинг Ши, – но ведь и не ко всякой цели можно добраться вплавь.
Вопросы для обсуждения
Назовите главных героев притчи.
Что говорил каждый из учеников?
Путь к цели какого из учеников выбрали бы вы?
Какие действия необходимо предпринять, чтобы достичь цели в жизни?
Тетрадь ученика выполнить задание № 1.
Представьте себе зеркало, состоящее из трех частей. Пофантазируйте и нарисуйте, а так же опишите себя в возрасте первоклассника, в настоящее время и через 10-15 лет.
Примечания
1 минута
4-5 минут
5 минут
Позитивное высказывание (цитата).
«Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру». Лев Николаевич Толстой Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) – один из наиболее известных русских писателей и мыслителей.
— Как вы понимаете это изречение?
минуты
4. Рассказывание истории (беседа).
Притча «О розе сердца»
Однажды мальчику приснился сон – будто его сердце превратилось в прекрасную розу, у которой много лепестков. В каждый лепесток было вложено по одному чувству. И когда лепестки соединялись все вместе, они составляли чудесную гамму чувств, которые цветок делали еще прекрасней и совершенней.
И вдруг заметил мальчик, задумался над тем, как вернуть былую красоту розе. Раздумывая о цветке своего сердца, мальчуган вдруг улыбнулись малышу, который готов был вот-вот заплакать, погладил котенка и подал руку старенькой бабушке, которой трудно было подняться с лавочки То, что он увидел, было настоящим чудом: на месте опавших лепестков появились новые, еще краше прежних!
Великая тайна открылась перед мальчиком!
— Надо начать жизнь по новому, — сказал себе мальчик — и тогда с каждым добрым словом будет оживать лепесток, с каждым хорошим поступком вырастет новый.
Проснувшись, он твердо решил, что будет творить только добрые дела, потому что у него появились огромное желание вырастить в своей груди цветок сердца.
Вопросы:
— Назовите героев притчи.
-После, каких дел совершенных мальчиком, сердце его превратилось в цветок?
— Какие поступки вложены в лепестки?
— Что сделал мальчик, чтобы начать жизнь по-новому?
— Был ли мальчик скромным? Обоснуйте свой ответ.
— Как мальчик открыл для себя новые знания?
— Что такое общечеловеческая ценность «истина»
— Приведите примеры, когда вы подобно мальчику из притчи, выращивали у себя цветок сердца?
5. Творческая деятельность, групповая работа
Ученикам предлагается разыграть ситуацию и предложить свой выход, решение ситуации.
Одноклассник не может решить задачу во время контрольной и обращается к вам за помощью, потому что знает, что вы хорошо усвоили эту тему. Как вы поступите?
Друзья позвали вас в кино, но именно в это время бабушка просит помочь ей приготовить ужин. Как вы поступите?
Вы торопитесь в школу, а навстречу вам идет соседка, которая несет из магазина тяжелые сумки. Как вы поступите?
Вопрос для обсуждения:
Что вы испытывали после того, как приняли решение поступить таким образом?
Приведите примеры из личной жизни, когда вы делали выбор подобно третьему мальчику в достижении своей цели?
минут
6. Групповое пение.
Исполнение песни «Дорогою добра»
Муз. — Марка Минкова,
Сл. — Юрия Энтина.
1.Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за Солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
2.Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба ведёт
Себя не как сестра,
А если с другом худо –
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
3.Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь
Не детская игра!
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
4.Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за Солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
5 минут
7. Домашнее задание.
1. Учебник Самопознание стр. 22-24 прочитать текст «Необычная коллекция» (по Е. Пермяку) Ответить на заданные вопросы. Какое увлечение могло бы объединить ребят вашего класса и стать полезным для всех?
2. Тетрадь ученика выполнить
задание №2 придумать и нарисовать эмблему, отражающую мир ваших увлечений.
№3 перечислите, какие увлечения человека вам известны.
2 минуты
8. Заключительная минута тишины.
А сейчас закройте глаза и подумайте о том, что нового и хорошего вы узнали на уроке. Сохраните это в своем сердце. Пусть это вам поможет в вашей жизни.
3-4 минуты
Beethoven — Moonlight Sonata.mp3
infourok.ru
«Цель жизни» Поурочные планы, Поурочные планы по самопознанию 4 класс, Самопознание
Цель: через праведное поведение, расширить представления учащихся об истинном предназначении человека Задачи: раскрыть значение понятий «праведное поведение», «цель жизни», «смысл жизни», «призвание»; развивать потребность в служении обществу; – воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели | Ресурс ы : (материал ы , источники ) Интерактивная доска, видеофильмы, релаксационная музыка | Ход урока: Организационный момент. Позитивный психологический настрой «Свет» – Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и отпускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый. Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения,, на все живое повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви, Покоя… Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо. 2. Проверка домашнего задания. Детям было предложено, написать небольшое эссе на тему: «Как я добился успеха» 1. Что вам помогло добиться успеха? 2. Встречались ли преграды перед вами, когда вы стремились к успеху? | Анализ хода урока | Позитивное высказывание. Цитата Цель жизни – стать человеком, найти свое призвание. Дмитрий Писарев, русский критик Вопросы для обсуждения: – Почему человек должен ставить основной целью стать настоящим человеком? – Что значит выражение «найти свое призвание»? – Актуально ли высказывание в наше время? – Может ли жизнь быть прожита бессмысленно? Почему? Можете привести пример из жизни, когда ваш знакомый человек добился успеха в жизни. | Подарок детям. Показ видеоролика «Смысл жизни» – смешарики Беседа по вопросам: – Кого отправились искать барашик со своим другом? – Нашел ли ответы на свои вопросы барашик? – Кто помог барашику найти ответы на его вопросы? – Как вы поступили в этой ситуации, если бы оказались на месте каркуши? 5. Творческая работа Игра Дети становятся в круг. Учитель, идя по внешней стороне круга, дотрагивается до кого-нибудь из ребят. Тот, до кого дотронулся учитель, выходит в центр круга и рассказывает, к чему он стремиться. И так продолжается игра пока все ребята не побывают в кругу. |
informatik.kz
Конспект урока самопознания 4 класс
План урока самопознания
Школа__№21___________Дата____________№__3___
Тема___Цель в жизни
Ценность_праведное поведение________________
Качества:_ уверенность в себе, говорить правду, послушание, храбрость.
Педагог___Варга.Н.В._______________________________________________
Класс___4_________ Кол-во уч-ся__26_____
Цель: через праведное поведение, расширить представления учащихся об истинном предназначении человекаЗадачи:
— раскрыть значение понятий «праведное поведение», «цель жизни», «смысл жизни», «призвание»;
— развивать потребность в служении обществу;
— воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели
Ресурсы:(материалы,источники)
Интерактивная доска, видеофильмы, релаксационная музыка
Ход урока:
1. Организационный момент.
Позитивный психологический настрой «Свет»
2. Проверка домашнего задания
Детям было предложено, написать небольшое эссе на тему: «Как я добился успеха»
1. Что вам помогло добиться успеха?
2. Встречались ли преграды перед вами, когда вы стремились к успеху?
Папка «Позитивный настрой на урок», релаксация
урока
3. Позитивное высказывание. Цитата
Цель жизни – стать человеком, найти свое призвание.
Дмитрий Писарев, русский критик
Вопросы для обсуждения:
— Почему человек должен ставить основной целью стать настоящим человеком?
— Что значит выражение «найти свое призвание»?
— Актуально ли высказывание в наше время?
— Может ли жизнь быть прожита бессмысленно? Почему?
Можете привести пример из жизни, когда ваш знакомый человек добился успеха в жизни.
цитата
4. Подарок детям
Близкая и далекая цель
Два путника шли через пустыню. Один был учителем, другой — учеником. Они бежали от царского гнева и не успели взять достаточно воды и еды. Пришлось экономить каждый кусок и каждый глоток. На третий день все припасы кончились.
— Терпи, юноша, завтра мы придем в оазис. Там есть колодец, полный воды, — сказал учитель. Ученик, услышав эти слова, приободрился и двинулся вперед. На следующий день путники не увидели оазиса, но им удалось утолить жажду с помощью кактуса.
— Я не учел, что мы идем слишком медленно. Завтра мы обязательно дойдем до оазиса и до колодца с водой, — спокойно сказал учитель. Так учитель говорил в течение многих дней. Каждый раз он уверял юношу, что завтра они найдут колодец с водой. Иногда им удавалась собрать несколько капель росы с колючего кустарника или найти съедобный кактус. Но были дни, когда жажда отнимала все силы. Только слова учителя заставляли юношу идти вперед.
Наконец они увидели долгожданный оазис. Хозяин оазиса был другом учителя и принял двух путников как дорогих гостей.
— Как долго ты сюда шел? — спросил хозяин учителя. — Десять дней, как обычно. Моему ученику было тяжело без воды. — Как же ты смог заставить его идти? — удивился хозяин оазиса. — Каждый день я обещал ему, что завтра мы увидим колодец с водой. Жажда терпима — если колодец не высох. Юноша первый раз попал в пустыню. Он не смог бы дойти до колодца, который находится далеко, — объяснил учитель.
Вопросы и задания:
Почему учитель не сказал юноше, что оазис находится далеко?
Одни люди выбирают большую цель и долго трудятся, чтобы достичь ее, другие — выбирают маленькую цель, чтобы быстро достичь ее.
К каким людям относитесь вы?
Как бы вы поддержали друга в дальней дороге, если • бы у него было мало сил?
Подумайте, какой цели вы хотите достичь, и на-• рисуйте большими красивыми буквами слова: «Я СМОГУ».
Чаще повторяйте эти слова, когда хотите чего-то достичь.
5. Творческая работа
Игра
Дети становятся в круг. Учитель, идя по внешней стороне круга, дотрагивается до кого-нибудь из ребят. Тот, до кого дотронулся учитель, выходит в центр круга и рассказывает, к чему он стремиться. И так продолжается игра пока все ребята не побывают в кругу.
Притча
«Близкая и далекая цель»
6. Исполнение групповой песни
А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть, давайте встанем и споем все вместе песню «Дорога добра»
7. Домашнее задание
Выполнить задание 1 в тетради.
Представьте себе зеркало, состоящее из трех частей. Пофантазируйте и нарисуйте, а так же опишите себя в возрасте первоклассника, в настоящее время и через 10-15 лет.
Тетрадь ученика
8. Заключительная минута тишины.
А сейчас я вам предлагаю закрыть глазки, и вспомнить, о чем мы с вами сегодня говорили, что вам запомнилось из сегодняшнего урока.
Цель жизни – стать человеком, найти свое призвание.
Дмитрий Писарев, русский критик
infourok.ru
Самопознание 4 класс — Начальные классы
Критерии оценивания:
Смысл понятен-
Смысл непонятен-
-А кто сможет объяснить, что такое цель?
Работа с учебником на странице 12. Прочитайте определение.
Цель — это определенное место назначения.
Цель — это нечто большее, чем мечта. Это мечта в сочетании с действием.
Цель — это больше, чем просто «хотелось бы .. ».
Цель всегда ясная и конкретная: «Я стремлюсь к …».
Ничего не происходит, пока не поставлена цель.
Цель в жизни — самая большая задача, которую хочется в жизни реализовать. У человека может быть много больших жизненных целей — получить достойное образование, жить в своем особняке на берегу такого-то моря, вырастить таких-то детей, но поставить цель в жизни — это самое главное из всех других жизненных целей.
-Чему мы будем учиться на уроке?(Ставить перед собой цели)
-Скажите у вас есть ли цели в жизни?
-Попробуйте поставить цель.
Подарок учителя.
Показ видеоролика о птичке киви.
Сегодня я хочу вам рассказать о об одной необычной птичке.Обитает она в Новой Зеландии. Это самая маленькая из нелетающих птиц. По размеру она похожа на курицу. Ее вес от 1 до 5 кг.
Крылья у птицы не развиты, хвост отсутствует, перья напоминают густую шерсть.
Мультфильм «Цель жизни» — киви.
— Я хочу вам показать одну очень интересную историю о маленькой и отважной птичке, которая смогла достигнуть своей цели.
— Какую цель поставила перед собой птица?
Работа в парах.
В тетради на печатной основе выполнить задание 3 на странице 11.
Инструкция.
Прочитать и подчеркнуть те качества, которые характеризуют целеустремленного человека.
Проверка по образцу.
Оценивание (самопроверка).
Если все верно- нарисуйте веселый смайлик
Если есть ошибки- нарисуйте грустный смайлик
Коллективная работа.
Работа с текстом. Один ученик читает у доски выразительно.
Юра лежал на диване, смотрел в потолок и мысленно ругал себя: «Давно пора взяться за уроки, а я лежу себе, и хоть бы что! Абсолютно никакой силы воли! Так и жизнь пройдёт, а я ничего не успею сделать. Никаких открытий, никаких рекордов… Помню, где-то читал, что Моцарт уже в три года музыку сочинял. А я? Я даже бабушке письмо сочинить не могу! И в школе сплошные неприятности. Взять хотя бы последний месяц. Два раза проспал. По физкультуре — «пара»: забыл дома кеды. По литературе – трояк: не мог вспомнить, почему поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем… Нет, так дальше не пойдёт! Пора начинать новую жизнь. Прямо с завтрашнего дня. Что у нас завтра? Пятница? Нет, лучше с новой недели! Пропускаю два дня и сразу — с понедельника! И никаких себе поблажек!»
Вопросы:
— Какую цель поставил перед собой Юра?
— Сможет ли осуществить Юра, то что он задумал?
– Как вы думаете, от чего зависит осуществление поставленной цели? Каких качеств не хватает Юре? (Целеустремленности.)
Вывод на странице 15 в учебнике
multiurok.ru