Целостность личности
Понимание личности не как личины, а как сущности человека, и притом такой, какой он сам ее ощущает, возникло еще в период античности. Личность начинает выступать как реальный регулятор поведения, представитель чего-то высшего в человеке. Когда поступки человека определяются требованиями социальной роли, а не устремлениями личности, он вступает в конфликт с самим собой. Перед ним встает проблема персональной вины, которая позднее, в христианстве превратится в проблему греха.
Во второй половине XIX—XX века особую остроту в философии приобретает проблема свободы человека в холодном и чужом «объективном» мире. Экзистенциализм, например, полагает крайне важным для человека решить вопросы о том, свободен ли он сам выбрать, самостоятельно создать себя независимо от чего бы то ни было; каковы его актуальная и потенциальная жизненные позиции, каковы границы его свободного выбора и социальной ответственности. Экзистенциалисты утверждают, что хотя отдельный человек и не властен над результатами совокупной общественной деятельности, он всегда обладает свободой выбора и именно этот выбор конституирует его как личность.
Современные философия и психология склонны видеть в личности не данность, а поиск, не нечто сотворенное, но творящее, активное начало, использующее в процессе самосозидания весь материал культуры: «Никто не в состоянии воспитать личность, если он сам не является личностью. И не ребенок, а только взрослый может достичь этого уровня развития в качестве спелого плода жизненных свершений, направленных на эту цель. Ведь достичь уровня личности означает максимально развернуть целостность индивидуальной сущности. Здесь требуется вся человеческая жизнь со всеми ее биологическими, социальными и психологическими аспектами. Личность — высшая реализация врожденного своеобразия у отдельного живого существа. Личность — результат наивысшей жизненной стойкости, абсолютного приятия индивидуально сущего и максимально успешного приспособления к общезначимому при величайшей свободе выбора… Личность развивается в течение всей жизни человека из темных или даже вовсе необъяснимых задатков, и только наши дела покажут, кто мы есть… Мы не знаем наперед, какие дела и злодеяния, какая судьба, какое добро и какое зло содержатся в нас; и только осень покажет, что было зачато весной» (К.Г. Юнг).
{52}
Личность — сложнейшая естественная система, совмещающая в себе биологические и социальные, сознательные и бессознательные, разумные (логические) и образные подсистемы, но не сводящаяся ни к одной из них и обладающая собственной неповторимой совокупностью системных качеств. В процессе становления личности совершаются отдельные прорывы в то или иное новое системное свойство, но происходит это неравномерно, не одновременно во всех подсистемах.
В психологии под личностью чаще всего подразумевается некое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Однако единого подхода к этому понятию в психологии до сих пор нет, различные модели личности по-разному описывают ее структуру и связи с культурным окружением. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, предложил модель личности, которая включает «Я», «Оно» и «сверх-Я»: «Оно» символизирует бессознательные влечения, стремления, побуждения; «сверх-Я» — принятые в обществе моральные и культурные нормы, а «Я», таким образом, оказывается в трудном положении между желаниями, требующими удовлетворения, и существующими культурными ограничениями.
Стремление к положительным эмоциям, свойственное бессознательным влечениям, ограничивается давлением цензуры общественных норм поведения («сверх-Я»), поэтому положение личности чревато как внешними, так и внутренними конфликтами: протестом против прямых запретов со стороны общества, столкновением между бессознательными побуждениями и перенесенной внутрь личности властной требовательностью культуры общества. Выбирая в этих трудных условиях направление своего жизненного пути в соответствии со своими наклонностями, человек вынужден искать для себя подходящую культурную нишу, примерять различные социальные роли.
Чисто рассудочный вывод из теории Фрейда мог бы состоять в том, что справиться с бессознательными и, в частности, агрессивными побуждениями невозможно, а это означало бы полную нравственную и правовую безответственность человека, но сам основатель психоанализа говорил: «На место Оно должно стать Я». Самость и самосознание, собеседуя друг с другом, прислушиваясь друг к другу, помогают личности нащупать собственный путь. Без обращения к этим высшим инстанциям личность и в самом деле может стать игрушкой своих бессознательных побуждений.
{53}
Самость всегда обозначает именно целостность человека, в какой бы системе категорий данное понятие не использовалось и сколь бы относителен не был его объем. Самость — это все существо целиком: «Самость есть величина, относящаяся к сознательному Я как целое к части. Она охватывает не только сознательную, но и бессознательную психею и потому есть как бы личность, которая между прочим есть и мы» (К.Г. Юнг). Впрочем, единство личности, как меланхолично заметил Юнг, довольно хрупкое достояние. Можно добавить, что и само наличие единства всегда под вопросом.
studfiles.net
Целостность личности — это… Что такое Целостность личности?
- Целостность личности
- — чаще всего представляется в единстве 3 составляющих: духовное богатство, моральная чистота и физич. совершенство. В психол. науке оформились наиболее четко 2 подхода к пониманию Ц. л. — как гармонии личности и как равновесия. Понятие «гармонической личности» раскрывается в единстве обозначенных составляющих. К. Г. Юнг рассматривает процесс поиска душевной гармонии, суть к-рого в достижении (восстановлении) психич. целостности (индивидуация, интеграция сознания, самопознание, интрапсихич. развитие). В социогуманитарной парадигме данный подход также реализовывается в категории «всесторонне развитая личность». Одним из первых Ц. л. стал рассматривать З. Фрейд, к-рый ввел в науч. оборот след. целостности: Супер-Эго и бессознательное, а также комплексы, паттерны повторения, сны.
Ф. Лерш раскрывает собственное видение личности именно с позиций целостности: с одн. стор., Ц. л. раскрывается в отношениях индивида с миром, в «горизонтальном» коммуникативном переплетении личности с социумом, а с др. стор. — в «вертикальном» измерении оформляется единство, к-рое существует внутри личности и имеет сложную иерархическую структуру. Во мн. филос. исследованиях Ц. л. связывается с неповторимостью и уникальностью. Г. М. Васильев, В. М. Келасьев данное явление рассматривают как созданное из Универсума в результате самовыделения, — это естеств. и понятные нашему восприятию, сознанию объекты, к-рые воспринимаются и понимаются как единые и существующие в собственном бытии. Т. е. целостность существует в Универсуме, впитывает из него потенциальные возможности материи, с одн. стор., а с др. стор., сама целостность является результатом саморазвития и самореализации Универсума. Осознание собственной целостности у личности осуществляется благодаря принятию опыта сообщества и культурных традиций общества в целом. Индивид пытается отыскать себя в безграничной сфере самоотношений исходя из личностного отношения к миру, взаимодействия с другими. Благодаря самореализации создает свою модель самоопределения и т. о., приближается к осознанию и отображению собственной целостности. Е. В. Селезнева выделяет след. психол. особенности Ц. л.: 1) развитое самосознание, преодолевающее внутр. и внеш. противоречия на основе общечеловеческих ценностей; 2) духовность как качество, к-рое позволяет осмысливать, переживать и присваивать высшие идеалы и ценности человека, социума и трансформировать деятельность в поведение, действия — в поступки; 3) социальная зрелость, т. е. способность принимать самост. решения и нести за них личную ответственность, самостоятельно, продуктивно разрешать жизненные противоречия в соответствии с общими целями и нравственными идеалами; 4) гражданственность как сложное идейно-нравственное качество, осн. элементами к-рого выступают патриотические и интернацион. чувства в их гармоническом единстве; 5) совесть как внутр. диалогическая инстанция, обеспечивающая возможность вслушиваться в собственный внутр. голос и глубже понимать возможности собственного Я; 6) баланс между интеллектуальным (способствует стабилизации и устойчивости существования личности в меняющемся мире) и творческим потенциалом (возможность саморазвития). Лит.: Васильев Г. Н., Келасьев В. Н. Самоорганизация целостности: психо- и социогенез. СПб., 2003; Селезнева Е. В. Самоопределение как условие самоосуществления // Мир психологии, 2007. № 2; Lersch Ph. Zum Personverstдndnis in der Psychologie // Der Mensch als Schnittpunkt: Fragen der Psychologie und Antropologie der Gegenwart. Mьnchen: C. H. Beck, 1966. Е. В. Гейко
Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.
- ХОХЛОВ Сергей Иванович
- Ценности личности в общении
Смотреть что такое «Целостность личности» в других словарях:
ЦЕЛОСТНОСТЬ — обобщённая характеристика объектов, обладающих сложной внутр. структурой (напр., общество, личность, биологическая популяция, клетка). Понятие «Ц.» выражает интегрированность, самодостаточность, автономность этих объектов, их… … Философская энциклопедия
Целостность — принцип полноты, внутреннего единства, непротиворечивости составляющих какой либо системы. Целостность – это качество системы, процесса, предмета. что выражается в их способности иметь структуру, быть устойчивыми и самостоятельно существовать,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Раздвоение личности (множественная личность) — – явление, при котором целостность личности индивида становится раздробленной, возникает две (или более) относительно независимые подличности, теряется ощущение целостности основы личности (патологическое явление). Ср.: Бобров бесцельно бродил… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ — предметная область социологии, занимающаяся: 1) исследованием социокультурной обусловленности человеческой сущности, 2) механизмов, способов и институционализируемых стратегий индивидуально надындивидуальных взаимоотношений и взаимодействий в… … Социология: Энциклопедия
Диссоциативное расстройство личности — Доктор Джекилл и мистер Хайд (на фотографии в исполнении американского актёра Ричарда Мэнсфилда) один из наиболее известных в художественной литературе примеров персонажей с расстройством множественной личности. Не следует путать с шизофренией… … Википедия
Множественость личности — Доктор Джекилл и мистер Хайд (на фотографии в исполнении американского актёра Ричарда Мэнсфилда) один из наиболее известных в художественной литературе примеров персонажей с расстройством множественной личности. Не следует путать с шизофренией… … Википедия
Раздвоение личности — Доктор Джекилл и мистер Хайд (на фотографии в исполнении американского актёра Ричарда Мэнсфилда) один из наиболее известных в художественной литературе примеров персонажей с расстройством множественной личности. Не следует путать с шизофренией… … Википедия
Расстройство множественной личности — Доктор Джекилл и мистер Хайд (на фотографии в исполнении американского актёра Ричарда Мэнсфилда) один из наиболее известных в художественной литературе примеров персонажей с расстройством множественной личности. Не следует путать с шизофренией… … Википедия
Расщепление личности — Доктор Джекилл и мистер Хайд (на фотографии в исполнении американского актёра Ричарда Мэнсфилда) один из наиболее известных в художественной литературе примеров персонажей с расстройством множественной личности. Не следует путать с шизофренией… … Википедия
ИДЕНТИЧНОСТЬ ПЕРСОНАЛЬНАЯ (тождество личности) — житейский (в западной культуре) и научный термин, означающий: 1) тождество я (сознания, разума), сознавание личностью единства своего сознания в разное время и в раз ных местах; 2) сохранение постоянного или продолжающегося единства деятельности… … Современный философский словарь
communication_psychology.academic.ru
Целостная личность как человек влияния
Целостная личность – это, прежде всего, всесторонне развитый человек, который для других нередко бывает примером для подражания. Личные качества человека, какими бы они не были, формируют не только его характер, манеру речи и образ жизни, но также и отношение к окружающим людям. Совокупность различных черт в одном человеке называется целостностью. Это понятие было актуальным во все времена и в современном мире по-прежнему ценится больше всего. Именно целостность личности является обязательным параметром для любого человека, который желает стать человеком влияния.
Введение
Для того, чтобы понять, что такое целостность, необходимо прежде всего объяснить, что является ее противоположностью, и далеко за примерами ходить не придется. Современный мир предоставляет нам все возможности для того, чтобы мы могли в полной мере удовлетворить свои животные инстинкты. Крупные бизнесмены нередко занимаются подкупом чиновников. Чиновники, пользуясь служебным положением, растрачивают деньги из государственной казны. Священнослужителей уличают в сексуальных скандалах, спортсменов ловят на употреблении наркотиков, полицейские нередко работают рука об руку с бандитами и список этот можно продолжать бесконечно.
Создается впечатление, что такие качества человека, как честность, порядочность, благоразумие, справедливость и не только, являются чем-то устаревшим и не вписывающимся в рамки современного скоротечного мира. Ложный путь для человека начинается с мыслей «Жизнь коротка, обманывай, если нужно. Лги ради собственной выгоды. Укради, если есть такая возможность» и так далее. Стоит ли говорить о том, что для каждого, кто желает обладать влиянием, подобные мысли совершенно недопустимы. Вы никогда не построите доверительных отношений на обмане. Рано или поздно он все равно будет раскрыт, и как только это произойдет, ваше двуличие сразу породит недоверие и что бы вы дальше ни делали, это будет восприниматься как манипуляция. Успех возможен только в том случае, если в основе вашей личности лежат хорошие качества. А теперь давайте попробуем в них разобраться.
Формирование целостной личности
Какое большое значение не имели бы ваши качества в достижении успеха в работе, бизнесе или спорте, еще большее значение они имеют, если вы хотите стать человеком влияния. Это фундамент, на котором стоят три кита: уважение, доверие и достоинство. Если фундамент этот хрупкий, то стать человеком влияния будет практически невозможно. Почему? Реальность жизни такова, что если вы не можете доверять человеку во всем, то вы фактически не можете доверять ему вообще ни в чем.
Для формирования целостности личности на основании положительных качеств, критически важно работать над ее фундаментом. Многие думают, что пока их не словили за руку, все в порядке. Но на практике такой подход является ошибочным. Если мы обратимся к Вебстерскому толковому словарю, то мы узнаем, что слово «Целостность» он трактует так: «это приверженность принципам морали и этики; прочные моральные убеждения человека; искренность и честность».
Этические, моральные и иные принципы не обладают гибкостью, а значит, небольшая ложь для достижения какой-то цели все равно остается ложью и как следствие, подрывает фундамент вашей целостности. Кража одного доллара это такая же кража, как если бы это было 100 долларов, 1000 или 100 тысяч. Целостность подразумевает под собой приверженность в первую очередь приоритетам личности, а не материальным интересам. Во главу угла ставится долгосрочное видение, а не извлечение сиюминутной выгоды. Вот хорошая практика, которая поможет вам работать над своей целостностью: «Каждый раз, когда вы думаете над тем, чтобы совершить тот или иной поступок, подумайте, как бы вы отреагировали, если бы завтра об этом написали в газетах».
Поиск и устранение ошибок
Одной из основных причин, по которым большая часть людей отвергает концепцию целостности личности заключается в том, что они, обладая определенными слабостями, ищут причину их возникновения извне, в то время, как развитие положительных качеств это поиск ответов внутри себя. Давайте рассмотрим три утверждения, которые совершенно не совпадают с общественным мнением относительно того, что такое целостность личности.
- Ложное утверждение №1: Вашу жизнь определяют обстоятельства. Целостная личность не привязывается к внешним обстоятельствам. В наши дни многие психологи сходятся в том, что большая часть слабых людей не были бы такими, если бы они выросли в других условиях. Так и есть, окружение в котором мы растем во многом определяет то, кем мы станем в будущем. В то же время, чем старше мы становимся, тем чаще мы начинаем замечать разницу между хорошим и плохим. Даже внутри одной семьи, два брата могут расти с одним и тем же воспитанием, в одном и том же окружении, но один станет целостной личностью, а другой нет. Так происходит потому, что именно за вами остается конечный выбор, идти по верному пути или стать на ложный. Ваше окружение влияет на вас ровно настолько, насколько отражение в зеркале влияет на то, что вы в нем видите. Другими словами, внешние обстоятельства не определяют за вас вашу жизнь, они лишь являются результатом выбора, который ранее сделали вы сами. Ваша жизнь всегда находится только в ваших руках.
- Ложное утверждение №2: Вашу ценность определяют достижения. Целостность личности никак не зависит от заслуг. В древние времена, в эпоху существования ремесленников, они на всю свою изготавливаемую продукцию наносили клеймо, некий символ, который обозначал, что данный продукт произведен именно ими. Ценность работы напрямую зависела от того, насколько мастерски она была выполнена. Одновременно с этим, личность мастера ценилась настолько высоко, насколько высоким было качество выполненной им работы. То же самое справедливо и сегодня. Многие люди хотят, чтобы о них судили не по их плохим или хорошим качествам, а по должностям, званиям и титулам, которыми они обладают. Такие люди хотят влиять на других не величиной своей личности, а весом своей должности. На самом же деле, когда речь идет о влиянии, никакие титулы вам не помогут, если по природе своей вы лжец, обманщик и проходимец. Истинного влияния может добиться только честный, порядочный и справедливый человек, и титулы здесь не играют роли.
- Ложное утверждение №3: Ваша целостность зависит от вашего статуса. На самом деле эти вещи вообще никак между собой не связаны. Репутация и имидж – это не более, чем тень самой личности человека. Царь Соломон говорил, что «Хорошее имя ценнее богатства». Он знал некий секрет, который был недоступен нижестоящим кастам того времени. Суть данного выражения носила следующий смысл: «Владеть хорошей репутацией, значит владеть золотом, но быть целостной личностью, значит обладать золотым рудником». Меньше заостряйте внимание на том, что скажут или подумают другие, и сосредоточьте все внимание внутри себя. Запомните простой постулат целостности: «Если вы позаботитесь о своей личности, то ваша репутация позаботится сама о себе». Репутация может сделать вас бедным или богатым, в то время как личность может сделать вас счастливым, либо несчастным. Обратите внимание на вопросы, приведенные ниже. Они помогут вам определиться с тем, насколько ваш путь формирования целостной личности является истинным.
Определение отправной точки
Сразу скажу, что не стоит слишком спешить отвечать на вопросы приведенные ниже. Если вы активно занимаетесь развитием своих положительных качеств и своей целостности, то быстро пробежав по вопросам, вы можете дать слишком предвзятые ответы, которые покажут не то, кем вы являетесь, а то, кем вы хотите стать. Хорошенько обдумайте каждый вопрос, возьмите для этого столько времени, сколько понадобится, а затем со всей ответственностью давайте ответ. Желательно даже все ответы записать на лист, чтобы затем обвести самые проблемные из них и в будущем понимать, над чем стоит работать. В конце теста я дам небольшой совет.
- Можете ли вы назвать себя человеком, достойным для подражания?
- Свойственно ли вам менять свое лицо, когда вы одни, и когда вы на публике?
- Умеете ли вы признавать свои ошибки, даже тогда, когда вас никто к этому не принуждает?
- Чьи интересы вы чаще всего отстаиваете при взаимодействии с другими людьми, их или свои?
- Среди ваших знакомых есть такие, которым вы можете помочь безоговорочно в любой ситуации?
- Если человек в той или иной ситуации не прав, вы говорите об этом ему самому, или другим о нем?
- Являетесь ли вы открытым и доброжелательным ко всем, даже к тем, с кем вы ранее не встречались?
- Как хорошо вы относитесь к тем людям (в том числе клиентам), от которых ничего не получаете взамен?
- В состоянии ли вы принять сложное решение, зная, что потом за него придется отвечать перед другими?
- Всегда ли вы руководствуетесь принципами морали и этики, или вы ориентируетесь по обстоятельствам?
Итак, совет, о котором я говорил выше. Запомните, что «Большинство людей достигает мгновенного успеха за счет того, что они знают; мало кто добился хотя бы временного успеха за счет того, что он сделал; в конце концов, единицы добились постоянного успеха за счет того, кем они являются». Вот почему так важно обдумать каждый вопрос, а не отвечать на автомате. Путь формирования своей целостности достаточно сложный, но это единственный способ оказаться в той точке, ради которой вы и начали все путешествие.
Польза формирования целостности
Главным козырем целостной личности является ее способность вызывать у людей доверие к вам, а если вы стремитесь к влиянию, без доверия вам не обойтись. Самым важным фактором как в личных, так и в профессиональных отношениях является именно доверие. Оно является тем цементом, который держит весь фундамент и предохраняет его от разрушения. В наши дни оно ценится особенно, поскольку, как я уже рассказывал в начале, современный мир предоставляет слишком много соблазнов, которые подталкивают человека к обману или мошенничеству, которые в свою очередь подрывают доверие окружающих. Это и является той причиной, по которой люди сейчас очень скептически относятся друг к другу.
Сегодня, если вы хотите оказывать влияние на других людей, вам для начала придется доказать им, что вы тот человек, которому можно доверять. Это именно то, что придает целостной личности важность. Если вы хотите, чтобы вам доверяли, вы должны показать людям, что вы являетесь примером целостной личности. А таким примером зачастую являются лидеры, в которых общество всегда остро нуждается. Для того, чтобы оказывать положительное влияние на людей, вы должны совершенствовать в себе следующие положительные качества.
- Постоянство личности и поведения. Люди не смогут вам доверять, если будут знать, что вы каждый раз ведете себя непредсказуемо. Доверять они начнут только в том случае, когда смогут положиться на вас в любой ситуации, независимо от обстоятельств.
- Искренность при общении. Люди не могут доверять тому, чьи слова расходятся с делом. Соответственно, если ваша цель – научиться положительно влиять на людей, вы должны вести себя как песня: текст и музыка должны идти в такт друг другу.
- Приверженность жизненным ценностям. При общении с вами, ваши собеседники могут выяснить ваши сильные и слабые стороны. Если вы будете скрывать очевидные вещи, это будет выглядеть как обман. Учитесь признавать свои ошибки и слабости.
- Скромность в словах и поведении. Никто не любит всезнаек и выскочек, тем более тех, которые пытаются всячески доказать, что они лучше других. Пусть лучше о вас узнают по вашим делам, чем по словам. Больше делайте и меньше говорите.
- Оказывайте другим поддержку. Ничто так не располагает к вам людей, как ваше желание поддержать и помочь им. Ищите возможности для мотивации и для оказания той помощи, которая вам по силам и вы сможете положительно влиять на людей.
- Придерживайтесь своих обещаний. Ни в коем случае не обещайте людям того, чего не можете или не хотите выполнять. Если пообещали, делайте что хотите, но доведите начатое до конца. В противном случае, лучше вообще ничего не обещать.
- Научитесь служить другим. Вопреки общественному мнению, успеха добивается не тот, кто хочет, чтобы служили ему, а тот, кому есть что дать другим. Чтобы что-то получить, нужно сначала научиться что-то отдавать. По-другому этот закон не работает.
- Побуждайте людей к взаимопомощи. Ваше влияние на людей увеличивается тогда, когда вы учите тех, кому помогаете сами – помогать другим. Помните о том, что цель влияния состоит не в манипулировании, а в совместном движении к результату.
Выводы
Каждый раз, когда вы идете на компромисс со своей целостностью, вы сами себе наносите огромный ущерб, ведь она для вас является наилучшим другом. Она ни при каких условиях не предаст вас и не поставит в неловкое положение. Она в полной мере солидарна с вашими жизненными приоритетами. В момент, когда вы стоите перед соблазном достигнуть цели путем обмана, она удерживает вас от ложного выбора. Когда вы подвергаетесь жесткой критике со стороны других, она помогает вам не смотря ни на что двигаться дальше. А в те моменты, когда критика со стороны окружающих справедлива и обоснована, она помогает вам признать свои ошибки, вынести из них урок и продолжить расти. Как вы уже поняли, и как я уже говорил в начале, только целостная личность способна оказывать влияние на других людей.
Автор статьи – Давиденко Феликс
crusfit.com
Целостность личности \ Книга Разума
Этот человек готов без внутренних сомнений принести в жертву своим убеждениям себя и свою жизнь. Он — на пути служения.
Целостность личности — это такое соединение ее частей, которое создает крепную и гармоничную целостность. Можно говорить о внешней, или общей целостности личности, имея в виду гармоничное единство ее телесной, душевной и духовно-нравственной жизни. Если человек днем учит здоровому образу жизни и нравственным ценностям, а ночью и до утра «гудит» в ночном клубе, снимая девушек легкого поведения, говорить о целостности такой личности трудно. Целостность личности предполагает соответствие содержания внутренней жизни человека и его внешней деятельности. Так, верующему человеку бывает трудно служить в армии, убивая людей: это разрушает его целостность.
В психологии чаще говорят о внутренней целостности личности, имея в виду способность человека в критических ситуациях сохранять свою жизненную стратегию, оставаться приверженным своим жизненным позициям и ценностным ориентациям. Это человек одновременно автономный — и открытый к людям и жизни. О целостностности личности говорят, когда человек имеет смелость посмотреть на вещи реалистично, делать свои выводы и, если необходимо, сказать об этом, в том числе противостоя внешнему давлению. Это личность, у которой есть устойчивое мировоззрение и система ценностей. Это человек, которого не терзают противоречия, у которого внутри покой и уверенность.
Антиподом понятия «целостная личность» является понятие «фрагментарная личность», т.е. личность, элементы которой входят в конфликт друг с другом и не составляют связной картины мира — диссертации по гуманитарным наукам — http://cheloveknauka.com.
Откуда берется или как складывается целостность личности? Целостность личности не дается от рождения, а формируется в первую очередь под влиянием внешнего окружения или во взаимодействии с внешним окружением. В зависимости от конкретного окружения и внутренней предрасположенности целостность личности может складываться по двум основным моделям: по силовой модели и модели внутренней гармонии.
В силовой модели целостность личности поддерживается жесткими убеждениями и способностью эти убеждения отстаивать в прямом и открытом конфликте. Такая личность может сломаться целиком, но сгибаться и «сдавать» свои убеждения она не будет. Чем устойчивее ценности личности, тверже ее убеждения, принципы, идеалы, тем более ярко проявляется и ее целостность. Заметим, что человек с невысоким уровнем развития личности, «упертый» на своих взглядах, будет называться «упертым», а не целостным. О целостности говорится в отношении людей уже с определенным уровнем развития, где в убеждениях есть не только воспроизведение бытовых стереотипов, но и высокая мораль, тем более представление о духовности. Человек, живущий под звездой своих идеалов и ценностей, готов без внутренних сомнений принести в жертву своим убеждениям себя и свою жизнь. Можно сказать, что это развитая личность на пути Служения.
Силовая модель целостности личности более характерна для мужчин и воспитывается в рамках мужской культуры. Мужчине непросто согласиться с внешними требованиями и внешним контролем, он должен эти требования принять внутри себя, действительно согласиться с ними. Но если он их принял, он будет следить за ними сам. Он стал — таким.
В модели внутренней гармонии целостность личности поддерживается двумя обстоятельствами: гармонией внутри и внутренней гибкостью. Когда отношения со средой складываются благополучно, то есть человек принимает среду, а она — его, то формируется здоровая, нормальная, внутренне непротиворечивая — цельная личность. Гармония внутри, которую иногда описывают как союз сознания и подсознания, как отсутствие конфликтов между внутренними частями личности, чаще представляет собой усвоение социально приемлемых убеждений и позитивное мировосприятие, когда человек понимает как окружающих, так и себя, отмечает в себе и окружающих в первую очередь положительные и сильные стороны и не склонен к самообвинениям. Мягкие движения, теплые интонации и естественная доброта дополняет образ такого человека. Что касается внутренней гибкости, то это способность на время приспосабливаться к жестким требованиям внутренней среды, используя при этом любую возможность для самовосстановления, для возврата к исходному состоянию.
Метафорически, это конструкция из резины, которую можно сжать, растянуть и согнуть, но как только будет ослаблено давление, все восстанавливается. Модель внутренней гармонии более характерна для женщин и воспитывается в рамках женской культуры. Женщине несложно согласиться с требованиями мужчины, но она будет следовать этим требованиям только до тех пор, пока за этим мужчина следит и ей напоминает. Со временем, если внешний контроль ослабевает, женщина делает все так, как она делала это всегда. Она — такая.
knigarazuma.ru
Как стать целостной, стабильной личностью, качества, формирование
Знаете, какое первое слово, которое у меня ассоциируется с настоящим христианином?
Целостность. Это человек-монолит, который стабильно и твердо поступает во всех обстоятельствах.
Что такое целостная личность?
Целостная личность – это неизменность в основных принципах Божьего Слова и искренняя жизнь по ним. Человек, который везде и во всех обстоятельствах живет и поступает по Слову Божьему, по истине.
Противоположность целостной личности в психологии – это фрагментарная личность, у которой есть конфликты внутри с собственными убеждениями.
Формирование целостной личности проходит точно также, как и в детстве.
Мы принимаем истину, правильные Божьи принципы и поступаем по ним. В детстве родители говорят нам, как правильно поступать. А мы решали – делать так или нет. Когда мы позврослели, то теперь сами стали взрослыми. И теперь у нас один Отец – Господь.
И путь христианина – это не просто отказ от удовольствий мира, как представляют себе это некоторые.
Нет, путь христианина – это постепенное и добровольное преобразование своей личности под мировоззрение Бога и Его принципов.
Путь христианина – это изменения своего мировоззрения в сторону Божьего.Пс.36:31 Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его.
Прит.10:30 Праведник во веки не поколеблется
Это Божье Слово.
Качества целостной личности
Во-первых – это устойчивое мировоззрение. Картина мира глубока и гармонична. Нет белых пятен.
Во-вторых – твердые убеждения, система ценностей
В-третьих – эмоциональная стабильность.
Целостный человек – живет по собственным убеждениям соответственно своей картины мира. Это дает ему стабильность. Например, это может быть преподаватель, который днем учит христианской этике, а вечером проводит время с родной женой и детьми.
На мой взгляд, неотъемлимая составляющая целостной личности – это картина мира, основанная на Божьих принципах (Подробнее о них читайте в нашем разделе “Вечные принципы“). Не просто на чем попало или собственных придуманных идеях.
Если бы только наличие собственной картины мира было залогом целостности, то сюда можно отнести и Адольфа Гитлера. Однако он не был целостной личностью.
Во-первых, вспышки ярости и гнева – были стандартной реакцией на любое неподчинение его воле.
Во-вторых, у пяти женщин, которые имели с ним отношения были попытки суицида. У некоторых, к сожалению, успешные (у его племянницы Гели Раубаль и Евы Браун)
Гитлер был очень неуравновешенной личностью. Вспышки ярости во время публичных речей не были редкостью.Даже апостол Петр, был момент, когда он стал лицемерить.
Вот как описывает это апостол Павел в послании к Галатам 2:12-14
«Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?»
При этом Господь использовал Петра до этого, и после этого. Но в тот момент Петр был плохим свидетельством Христу и подвергался нареканию. Слово «нарекание» с греческого переводится как «находить недостатки или вину (в ком-либо), обвинять, винить, порицать, нарекать, осуждать.». То есть Петра осуждали, порицали, находили в нем вину. А ведь он пришел учить Слову, так что это свидетельство могло быть впустую.
Апостол Петр на картине Рембрандта Харменса ван РейнаЦелостная личность + принцип как стать целостной личностью
Целостное развитие личности – это процесс. Невозможно родиться целостной личностью или благодаря наследственности быть целостной личностью.
Когда я размышляю о том, кто же цельная личность, на ум сразу приходит имя не очень известного, но популярного человека в Библии – Халева.
И вот почему.
Он сделал два громких дела, о которых говорит Библия. Между этими делами было 45 лет разницы.
И оба дела он сделал – смело, сильно, цельно.
Халев – пример целостной личностиИстория первая – когда был послан осматривать землю, которую Господь дал Израилю
Чисел 13:31-34
Халев успокаивал народ пред Моисеем, говоря: пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее. А те, которые ходили с ним, говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас. И распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми, говоря: земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые; там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших [пред ними], как саранча, такими же были мы и в глазах их.
Худая молва, которую распускали соглядатаи произвела ужасное действие.
Весь народ (по некоторым подсчетам людей было несколько миллионов мужчин, женщин и детей) пришел в уныние и гнев на Моисея. Смотрите, что было дальше. И обратите внимание на то, что сделал Халев.
Евреи в пустыне, фото из художественного фильмаЧисел 14:1-10
И подняло все общество вопль, и плакал народ во [всю] ту ночь; и роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы, и все общество сказало им: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! и для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? жены наши и дети наши достанутся в добычу [врагам]; не лучше ли нам возвратиться в Египет? И сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет. И пали Моисей и Аарон на лица свои пред всем собранием общества сынов Израилевых. И Иисус, сын Навин, и Халев, сын Иефонниин, из осматривавших землю, разодрали одежды свои и сказали всему обществу сынов Израилевых: земля, которую мы проходили для осмотра, очень, очень хороша; если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее – эту землю, в которой течет молоко и мед; только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их. И сказало все общество: побить их камнями!
Халев, несмотря на давление народа – оставался цельным и верным Богу и Его Слову.
История вторая. Халев в старости.
Халеву уже 85 лет. Прошло 45 долгих лет хождения по пустыне, пока большая часть народа не умерла за свой грех неверия.
И вот Иисус Навин вошел в обетованную землю. И Писание приводит нам диалог Халева и Иисуса Навина.
Иисус Навин 14:6-15
Сыны Иудины пришли в Галгал к Иисусу. И сказал ему Халев, сын Иефоннии, Кенезеянин: ты знаешь, что говорил Господь Моисею, человеку Божию, о мне и о тебе в Кадес-Варне; 7 я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю, и я принес ему в ответ, что было у меня на сердце: 8 братья мои, которые ходили со мною, привели в робость сердце народа, а я в точности следовал Господу Богу моему; 9 и клялся Моисей в тот день и сказал: “земля, по которой ходила нога твоя, будет уделом тебе и детям твоим на век, ибо ты в точности последовал Господу Богу моему”; 10 итак, вот, Господь сохранил меня в живых, как Он говорил; уже сорок пять лет [прошло] от того времени, когда Господь сказал Моисею слово сие, и Израиль ходил по пустыне; теперь, вот, мне восемьдесят пять лет; 11 но и ныне я столько же крепок, как и тогда, когда посылал меня Моисей: сколько тогда было у меня силы, столько и теперь есть для того, чтобы воевать и выходить и входить; 12 итак дай мне сию гору, о которой говорил Господь в тот день; ибо ты слышал в тот день, что там [живут] сыны Енаковы, и города [у них] большие и укрепленные; может быть, Господь [будет] со мною, и я изгоню их, как говорил Господь.
Халев открыл секрет своей цельности.
«Я в точности следовал Господу Богу моему;». Он всегда доверял Богу и поступал по Слову. Он не пытался скрыть свое истинное сердце.
Путь христианина – это учиться следовать принципам Христа. Преобразовывать свое мировоззрение.«Я в точности следовал Господу Богу моему;» – вот принцип, которому следовал Халев.
Именно благодаря ему он смог стать целостной личностью.
Как он это делал:
- Размышлял над Словом (Подробнее об этом вы можете прочитать тут, а также скачать планы чтения Библии)
- Превращал Божье Слово в часть своего мировоззрения и своих принципов жизни.
- Учился применять принципы Божьи стабильно, независимо от обстоятельств
Он не уклонялся ни направо, ни налево от данного Богом Слова.
Это и есть целостность, цельность. Потому что Божье Слово – это принципы, дающие жизнь.
Именно это делаю я, чтобы становиться целостным. Изучаю, размышляю над Словом Божьим и главное – применяю.
Автор текста: Владимир Багненко
Владимир БагненкоКоротко об авторе: Автор двух блогов (о текстах и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово”. Христианин, любит жену. Убежден в важности доброго и полезного контента в интернете.
obodrenie.info
5 СФЕР — блог-платформа о личностном развитии
Вы хотите достичь успеха? Хотите быть целостной личностью, которая знает, чего хочет от этой жизни? Тогда вы обязаны разобраться в том, кто такая целостная личность и какой характер она имеет.
Вокруг нас всегда много проблем, и часто большая половина из них связана с тем, что человек не выстроил в себе целостную личность, или утратили ее.
Целостной личностью является человек, который смог собрать воедино свои плюсы и минусы и принял себя таким, как есть. Целостная личность осознает свои таланты и чувствует внутреннюю силу.
Когда человек является целостной личностью, то он:
- Любит и ценит себя
- Осознает полноту внутренней энергии и умеет ею распоряжаться
- Имеет разносторонние таланты и проявляет их себе на пользу
- Признает свои негативные черты, но спокойно преодолевает их
- Строит отношения ради удовольствия
Не целостная личность же имеет низкую самооценку, поэтому он думает о том, что ни на что не способен, не признает своих талантов и отрицает всякую возможность реализации, что и лишает его счастья жизни.
Не целостный человек:
- Чувствует к себе больше ненависти, чем любви
- Желает достичь успеха, но ничего не делает для этого
- Не признает своих талантов, даже тех, которые ярко выражены
- Замечает только негатив, видеть недостатки в себе и в других
- Ищет отношений с людьми, чтобы почувствовать себя нужным
- Восхищается достижениями других, при этом умоляя собственные достижения
Целостная личность всегда знает чего хочет и достигает успеха во всем, потому что она понимает, чего достойна в этой жизни.
В современном мире важно иметь целостность, потому что нецелостная личность не может достичь результата и в первую очередь из-за своих внутренних установок. Целостность очень влияет на развитие вашего бизнеса, дела, карьерного роста. Как именно читайте далее
Станьте целостной личностью! Забудьте о том, кто и что о вас подумает! Будьте уверенны в себе, двигайтесь вперед и достигайте жизненного успеха и счастья.
5sfer.com
Целостная личность — Буддизм
Всем нам присуще желание изменяться, расти, эволюционировать. Именно это и означает быть человеком. И все же, как мы видели, эволюция сознания – это не автоматический процесс. Как знает каждый, кто когда-либо испытывал желание измениться, поддерживать стремление сделать это трудно. Какое бы вдохновение мы не испытывали временами, мы скорее всего обнаруживаем, что поддерживать это вдохновение или перевести его в постоянные усилия по достижению большей осознанности к себе почти невозможно.
Почему это происходит? Причина в том, что мы – это не столько «я», сколько последовательность «я», а иногда и узел «я». Мы не объединенное, постоянно действующее «я», а целый ряд «я», борющихся за превосходство, и лишь одно из них берет верх в любой момент времени. Это объясняет, почему нам так часто не удается сделать то, что мы решаем сделать. Например, за решением встать рано утром стоит предположение о том, что тот человек, который принимает решение, и тот, который приведет его в исполнение, – это один и тот же человек. Однако когда мы просыпаемся, мы чаще всего обнаруживаем, что за ночь на пост заступило другое «я», «я», у которого нет намерения вставать, ему скорее нравится поваляться с утра. И вот мы лежим, смутно припоминая решение, принятое вчера, и гадаем, что стало с нашей решимостью.
Следовательно, становление личности – это процесс обретения целостности. Так или иначе нам придется найти способ объединить различные «я», существующие внутри нас, объединить все наше существо, сознательное и бессознательное, интеллектуальное и эмоциональное. Наряду с этим объединением, которое можно назвать «горизонтальным», мы также должны достичь «вертикального» объединения: единства с нашим собственным нереализованным высшим потенциалом, которое достигается, когда мы позволяем себе ощутить собственные высоты – и собственные глубины. Размышляя о буддийской жизни в таких понятиях, мы можем увидеть, что преданность соблюдению этических наставлений помогает нам жить таким образом, чтобы мы говорили именно то, что думаем, а делали, то, что намеревались сделать; другими словами, мы развиваем целостность. Традиционная буддийская практика внимательности во всех своих формах также развивает целостность наших многочисленных «я», поскольку мы прикладываем усилия к тому, чтобы постоянно поддерживать осознанность во всех делах повседневной жизни. А медитацию можно описать, как непосредственный метод обретения целостности.
Во-первых, она способствует «горизонтальному» объединению, поскольку наши разрозненные «я» постепенно собираются вместе посредством сосредоточения на объекте концентрации. Далее, на основе этого горизонтального объединения мы можем начать практики медитации, на протяжении которых мы размышляем о высшей истине и все больше переживаем ее в процессе «вертикального» объединения. Практики поклонения и изучение Дхармы также помогают нам продвигаться в этом виде вертикального объединения.
Но даже если мы осознали необходимость развивать осознанность во всех смыслах этого слова и, возможно, начали попытки такого развития посредством описанных методов, это не обязательно означает, что мы будем развиваться в верном направлении. Есть опасность того, что вместо этого мы разовьем то, что я называю осознанностью отчуждения. В наш переходный век, когда не существует прочных, общепринятых ценностей, на которых мы можем основывать свою жизнь, многие люди теряют любое устойчивое ощущение личности. Кроме того, многие люди привыкли подавлять свои телесные ощущения, особенно те, что связаны с сексом, и негативные эмоции, чтобы почувствовать то, что, как им сказали, они должны чувствовать, а не то, что они чувствуют на самом деле. Поэтому, по ряду причин, многие из нас обнаруживают, что они не способны или не желают ощущать себя, особенно свои чувства и эмоции. В результате, когда мы пытаемся развивать осознанность, мы можем осознавать себя, на самом деле не ощущая себя. В каком-то смысле мы осознаем то, что не ощущаем себя, осознаем, что мы не здесь.
Эта неспособность ощутить себя ужасна, потому что склонна создавать трещину между сознательным и бессознательным, между той частью себя, которую мы позволяем себе постоянно ощущать, и той частью, которую мы бессознательно решили не ощущать и которую, следовательно, ощущаем лишь периодически и частично, если вообще ощущаем.
Но, если мы отказываемся ощущать определенную часть себя, это не означает, что та часть, о которой идет речь, прекращает свое существование. Возможно, она не признана нами, но, тем не менее, она очень жива, и не только жива, но и наносит нам удары. Так или иначе, она даст нам почувствовать свое присутствие, обычно в обличье настроений. Внезапно мы чувствуем депрессию, или гнев, или беспокойство. Кажется, что настроение взяло над нами верх, и мы на самом деле не понимаем, почему. Иногда мы так и говорим: «Сегодня я чувствую себя не в своей тарелке» или «Не знаю, что на меня нашло сегодня», – как будто мы почти чувствуем, что, пока мы в таком настроении, мы – это кто-то другой.
К несчастью, болезненное состояние осознанности отчуждения в прошлом усугубили некоторые духовные учителя Востока, которые делали разные утверждения, не приняв в расчет различия между современной западной ментальностью и традиционным восточным взглядом на вещи. Буддийские учителя, к примеру, и многие из их западных учеников, как известно, утверждали, основываясь на авторитете учения Будды об анатте, что у нас нет «я» или что «я» – это иллюзия. Индуистские учителя, между тем, скажут вам, что вы – не тело, не ум, не ваши чувства, эмоции или мысли; вы, на самом деле, Бог.
Подлинная осознанность, целостная осознанность, развивается, когда мы учимся ощущать себя более полно, относиться более осознанно к тому, что мы переживаем в своем физическом теле и в своих ощущениях и эмоциях, особенно тех эмоциях, относительно которых мы предпочитаем считать, что мы их не испытываем. Одна из самых простых, но очень важных функцийсангхи – в том, чтобы создать безопасную атмосферу, в которой мы можем открыться перед другими и – поскольку наши переживания признаются другими – постепенно научиться признавать их самим в большей мере.
Еще одна вещь, в которой очень большую роль играет сангха, – это помощь нам в том, чтобы мы начали осознавать, что происходит. Очевидно, нам очень сложно сказать, есть ли у нас те аспекты нашего опыта, которые мы не позволяем себе осознавать, поскольку проблема заключается в недостатке осознанности как таковой. Но наши духовные друзья зачастую могут увидеть, что происходит, лучше, чем мы сами, и найдут способ – добрый и дружелюбный, – чтобы привлечь к этому наше внимание. И, конечно, мы можем сделать то же самое для них.
Когда мы обсуждаем все это, неизбежно возникают определенные вопросы. Если осознанность заключается в переживании себя, что тогда понимается под словом «себя»? Тождественно ли это «я» сознанию? Какова связь между «я» и личностью? Это две разные вещи или одно и то же? И, опять же, что такое личность – и где в игру вступает эго? Обо всем этом говорилось немало в духовных традициях мира, в контексте философии, как древней, так и современной, и современной психологии. Это, в каком-то смысле, вариации самого главного вопроса: «Кто я?»
Я не собираюсь предложить вам обсуждение в этом контексте природы «я», хотя этот вопрос, определенно, интересен и важен. Здесь я просто хочу заметить несколько слов о терминологии. Все эти слова – я, личность, индивидуальность, эго – используются довольно свободно, но на самом деле очень важно, что они означают. Вопросы наподобие «Что такое «я»? – не просто проблема семантики, не просто игра слов. Или, скорее, это на самом деле вопрос семантики, но семантика оказывается делом величайшей практической важности, даже в духовной жизни.
Не кто иной, как Конфуций, подтверждает важность семантики. В Китае его дней (примерно во времена Будды) были сотни, даже тысячи, маленьких государств, каждое из которых управлялось князем или принцем, и, конечно, некоторыми из них управляли лучше, чем другими, что давало повод правителям, склонным к философии, к определенным размышлениям и совещаниям с мудрецами по поводу того, как лучше реформировать государство. Однажды Конфуция спросили: «Если кто-то хочет создать идеальное государство, с чего, прежде всего, нужно начать?» (Конечно, западные мудрецы, такие, как Платон и Томас Мор, также занимались этим вопросом). Легко представить, о каких вопросах начинало думать большинство людей: об обороне, государственных доходах, сельском хозяйстве, образовании, законах – даже, с натяжкой, о религии или культуре. Но Конфуций ответил: «Уточнение терминов»53. Это нужно сделать в первую очередь. Вам нужно начать с того, чтобы быть точным в том, о чем вы говорите, определив термины; если вы это сделаете, приказы будут точны, а действия будут давать результаты.
Этот совет важен не только в отношении реформирования государства, но и в отношении реформирования себя. И совет Конфуция особенно уместен для нас, живущих на современном Западе. Нам дают так много советов на выбор. Есть множество духовных учителей, и все они используют похожий язык, – но используют, чтобы вести вас в противоположных направлениях. Один из них может посоветовать вам просто спрашивать себя: «Кто я?» И ничего более. Когда вы говорите, спрашивайте себя: «Кто говорит?» Когда слушаете, спрашивайте: «Кто слушает?» Когда думаете, спрашивайте: «Кто думает?» Когда вы ощущаете что-нибудь, объект не имеет значения, заботьтесь только о субъекте и спрашивайте себя: «Кто это ощущает?» Идея в том, что вы просто продолжаете снова и снова прокручивать эти вопросы в уме.
Но другой, столь же авторитетный учитель, говорит: «Нет, отбросьте все мысли о «я». Это чистая иллюзия. Именно когда мы спрашиваем себя: «Кто я?», – и начинаются все беды». А потом еще один авторитет говорит: «Осознайте великое я, узрите, что ваше подлинное я – это Бог, что вы – это великое я, которое есть Бог». А кто-то еще настаивает, что вам нужно спуститься на землю и продолжать жить своей жизнью, быть собой, развивать собственную индивидуальность, делать свое дело, развивать себя снизу вверх. А потом кто-то еще говорит: «Нет, ты должен вырвать эго с корнем, взорвать его динамитом, если необходимо». Один известный британский буддист однажды сказал на лекции, что вам нужно вырезать огромные кровоточащие опухоли «я», чтобы облегчить себе путь к духовному восхождению.
Так мы можем прийти в замешательство относительно того, что является самым фундаментальным вопросом. Мы не знаем, кому верить, поэтому мы не знаем, что делать с самым основным и в то же время самым несовершенным аспектом нашего переживания. Когда мы пытаемся уловить его, мы обнаруживаем, что мы лишь смутно осознаем, что есть нечто такое, что мы называем «я», называем это «мной». Нам вполне ясно – по крайней мере, большую часть времени – что здесь что-то есть, как это ни назови, и, по-видимому, это нечто, которое мы называем «собой» или «мной», – это то же, к чему относятся такие слова, как эго, самость и так далее. Но что такое это нечто, вокруг которого мечутся все наши переживания? И что нам нужно с этим делать? Мы, вероятно, обнаружим, что по этому вопросу нет четкого согласия. Но переживание «меня» или «я», несомненно, наличествуют, даже если их не должно быть. Даже если мы говорим себе, что мы только «думаем», что оно здесь, что на самом деле его не существует, все же есть мысль, какой бы искаженной она ни была. Если мы хотим впасть в еще большее замешательство, можно даже подумать о том, что мы только думаем о том, что думаем, что это есть (то есть что наши мысли просто пытаются поймать самих себя за хвост).
Однако практический вопрос остается: что нам делать с чем-то, что мы называем «я» (или с мыслью о «я», потому что в итоге все сводится к тому же)? Должны ли мы развивать его, возвышать его, идеализировать его или отвергнуть его? А если мы собираемся отвергнуть его, должны ли мы искоренить его, игнорировать или подрывать изнутри? Или мы должны просто наблюдать его мягко и настойчиво, пока не увидим, что на самом деле ничего нет? Пока мы не решим этот вопрос, наша духовная жизнь более или менее стоит на месте.
Я рискну предположить, что политическое решение Конфуция – уточнение терминов – можно применить, чтобы найти выход из этого духовного тупика. Такие слова, как «я», личность, индивидуальность и эго, обладают несколько двойственным значением. Каждое из них можно или развивать, или искоренять, в зависимости от смысла, в котором используется слово. На самом деле, мы можем вычленить эти двойственные значения в отдельных словах, чтобы иметь возможность более четко определить, что нужно развивать, а что искоренять. Таким образом, есть подлинная индивидуальность и ложная индивидуальность, высшее я и низшее я, личность и индивидуальность, управление эго и эгоцентризм.
Но что лежит в основе различия между позитивными и негативными интерпретациями этих терминов? Если мы вернемся к вопросу об «осознанности отчуждения», мы увидим, что она появляется лишь по одной причине – в силу неспособности ощущать себя, особенно свои чувства и эмоции, и, что важнее всего, негативные чувства и негативные эмоции.
С практической точки зрения нам не нужно беспокоиться о реальности «я» или его отсутствия, реальности человека в каком бы то ни было метафизическом смысле. Мы осознаем себя, и, без сомнения, таково наше переживание. Задача, стоящая перед нами, – прояснить и усилить это переживание осознанности по отношению к себе, развивать высшее «я», подлинную индивидуальность и управляемое эго, и стать целостной личностью.
Следовательно, такова основа для проведения различия между отрицательными и положительными словоупотреблениями терминов «я», личность, индивидуальность и эго. Они относятся к степени целостности или объединения. Подлинная личность целостна, ложная – нет. Первую следует развивать, от второй – избавляться. То же самое справедливо по отношению к высшему «я» и низшему «я», личности и индивидуальности, управляемому эго и эгоцентризму. Первое в каждой паре этих выражений относится к переживанию, которое мы пытаемся развивать посредством духовной практики: переживанию «я» или «меня». Юнг хорошо дает понять это в следующем определении «я» (суммированном одним из его учеников): «Самость по определению содержит весь спектр качеств личности, от ее самых индивидуальных черт до самых обобщенных воззрений и переживаний, как действительных, так и потенциальных. Следовательно, она выходит за пределы существующих качеств личности. Архетип целостности или самости можно, таким образом, рассматривать как доминанту психического роста»54. Мы обретаем это переживание, возвращая и принимая любые аспекты себя, которые мы, возможно, пытались отторгнуть от себя, и позволяя себе снова их пережить.
Вот что означает стать подлинной личностью. Но возникает вопрос: так ли уж хорошо – стать личностью? Как эта идея о развитии личности уживается со знаменитым учением Будды об анатте («не-я»)55 или в целом с представлением о том, что подлинно духовная жизнь подразумевает, что мы становимся в некотором смысле «бессамостными»?
Учение Будды об анатте, несомненно, категорически опровергает существование «я» или чего-либо подобного. Когда я изучал Абхидхарму и буддийскую логику в Бенаресе, мой учитель частенько любил напоминать, что слово «анатта» (анатман на санскрите) – это составное выражение, образованное от слова «атта» («атман»), которое обычно переводится как «я», и приставки «ан», что означает «не» или «нет». Он продолжал, говоря, что если кто-нибудь захочет понять значение всего выражения, он сможет сделать это только после того, как поймет значение слова «атта». Вы не можете осознать истину не-я, если сначала не обретете некоторое представление о том, что подразумевается под «я». Возможно, это покажется очевидным, но, по-видимому, не всем. Некоторые тхеравадинские монахи были возмущены такой точкой зрения, которая показалась им совершенно еретической.
Но он был прав. Вы не можете понять, что подразумевается под не-я, пока не узнаете, какое конкретное представление о «я» отрицается этой приставкой. Из различных контекстов, в которых слово «анатта» упоминается в буддийских писаниях, становится ясно, что Будда стремился отвергнуть брахманское представление (которое преобладало в те времена) о постоянном неизменном «я». Он не учил тому, что наше переживание «я» — это полная и совершенная иллюзия и что на самом деле в реальности нас совсем не существует. Он проповедовал, что эмпирическое «я», психе – не устойчивое единство, что оно постоянно изменяется, и, поскольку оно изменяется, оно может развиваться. Все, что мы знаем, переживаем и именуем как «я», находится в состоянии постоянного потока – и именно это имеется в виду под «анаттой». Следовательно, цель учения об анатте чрезвычайно практична. Его следует воспринимать не как метафизическое утверждение, а как средство сохранять ясность на пути к Просветлению. Только если мы понимаем, не просто интеллектуально, но в глубине своего сердца, что в сущности нашего опыта нет ничего устойчивого, мы можем эволюционировать.
buddhayana.ru