Целостный образ – целостный образ — это… Что такое целостный образ?

целостный образ — это… Что такое целостный образ?


целостный образ

Aviation medicine: Gestalt

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

  • целостный метод обучения упражнению
  • целостный образ, готовый гардероб

Смотреть что такое «целостный образ» в других словарях:

  • Образ — 1. Постановка вопроса. 2. О. как явление классовой идеологии. 3. Индивидуализация действительности в О.. 4. Типизация действительности в О. 5. Художественный вымысел в О. 6. О. и образность; система О. 7. Содержательность О. 8. Общественная… …   Литературная энциклопедия

  • образ — Художественное обобщение; явления, типы, характеры в живописи, литературе, музыке, на сцене и т. п. Абстрактный, аллегорический, архаичный, бесцветный, бледный, великий, верный, впечатляющий, выдуманный, выпуклый, выразительный, глубокий,… …   Словарь эпитетов

  • ОБРАЗ — (Image; Bild) контекст, в который заключен символ, как личный, так и коллективный.«Когда я говорю об образе, то разумею при этом не психическое отображение внешнего объекта, а такое созерцаемое, которое в поэтике именуется образом фантазии. Такой …   Словарь по аналитической психологии

  • Целостный анализ (музыка) — Целостный анализ  искусствоведческий термин, введённый в научное обращение советскими теоретиками музыки В. А. Цуккерманом[1], И. Я. Рыжкиным[1] и Л. А. Мазелем.[1] Содержание 1 Значение термина …   Википедия

  • ОБРАЗ ПОЛЕТА — понятие, обозначающее факт отражения летчиком ситуации полета, формирования у него целостного представления о пространственном положении самолета и соответствии режима полета заданному. По своему значению близко к понятиям оперативный образ,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Образ другого — это целостный психич. акт, обладающий всеми свойствами результата отражения: пространственно временной локализацией, предметностью, целостностью, константностью, обобщенностью, структурностью. Образ другого является теоретико методологическим… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • целостный — ая, ое; тен, тна, тно. Обладающий внутренним единством, воспринимающийся как единое целое; цельный, единый. Ц ое впечатление. Ц. образ. Ц ая теория. Ц ая личность. ◁ Целостно, нареч. Ц. воспринимать действительность. Целостность, и; ж. Ц.… …   Энциклопедический словарь

  • ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника. О. х. рождается в воображении художника (Воображение художественное), воплощается в создаваемом им произв. в той или иной материальной форме… …   Эстетика: Словарь

  • целостный — ая, ое; тен, тна, тно. см. тж. целостно, целостность Обладающий внутренним единством, воспринимающийся как единое целое; цельный, единый. Ц ое впечатление. Це/лостный образ. Ц ая теория. Ц ая личность …   Словарь многих выражений

  • Ментальный образ — Образ в психологии формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта. Когда человек смотрит и воспринимает объект окружающей среды, в его голове формируется мысленный образ этого объекта.… …   Википедия

  • Мысленный образ — Образ в психологии формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта. Когда человек смотрит и воспринимает объект окружающей среды, в его голове формируется мысленный образ этого объекта.… …   Википедия


universal_ru_en.academic.ru

Предложения со словосочетанием ЦЕЛОСТНЫЙ ОБРАЗ

Хорошо вычленяет целостный образ среди фона или помех. Иванова), с ядами декадентства, с тенденциями распыления, распада целостного образа мира и человека и, в конечном счёте, с дезонтологизацией искусства. Дополняя данные оперативной психодиагностики, графология позволяет создать целостный образ исследуемого лица. Но дело в том, что целостный образ состоит именно из деталей. Но благодаря мозгу мы не видим дыры в пейзаже, а воспринимаем
целостный образ
, создаваемый как бы из мозаики.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: служанка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Итак, именно внушение целостного образа позволяет выявить в гипнозе уникальные возможности, о которых сам человек не догадывается. Мы хотели бы, чтобы в сознании читателя возник целостный образ ребёнка с его чувствами, стремлениями, со своеобразным, не таким, как у нас, внутренним миром. Но левое полушарие, работая изолированно, по-видимому, не в состоянии интегрировать воспринятые и выделенные элементы в
целостный образ
. Понятие гештальта — целостного образа — легло в основу воззрений данной школы. В конце анализа следует вновь вернуться к целостному образу предмета. Происходит восполнение недостающих звеньев, «перебрасывание мостов», самодостраивание целостного образа. Даже при неполном отражении свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа предмета.
Целостный образ
другого человека формируется на основе оценки, прежде всего, его внешнего вида и поведения. Её целостный образ складывается из двух совершенно разных людей. Происходит восполнение недостающих звеньев, «перебрасывание мостов», самодостраивание целостного образа вокруг выбранного ключевого звена. Объединившись, ощущения рождают восприятие, продуктом которого является целостный образ. Целостный образ совершенства осуществляется по частям, не иначе, как с помощью науки. Они стали автономны, не служат больше целостному образу совершенства, и потому их махровый расцвет бесплоден. Дикарь, погружённый в природу, действительно черпает в ней верное и полное знание: в нём глубоко напечатлён
целостный образ
совершенства. Но если это пережито, выношено, выстрадано народным сознанием, если это сложилось в нём как целостный образ, то, значит, и — было. Наглядность позволяет получить целостный образ товара за небольшой отрезок времени. Однако на создание целостного образа человека не могут претендовать философские концепции, в которых человек рассматривается как часть системы. Особый подход к проблеме человека, к созданию его целостного образа
представлен в тех философских учениях, которые можно означить как философия человека. Для этого этапа характерны наиболее целостные образы мира, содержащего наиболее сложные связи. И только постепенно и медленно временное и пространственное единство вещи органически объединяются в целостный образ. В тебе есть целостный образ, но ты не можешь передать его весь сразу и потому передашь побуквенно. — Конечно, отыскивая множество разрозненных сведений и создавая из них целостный образ. Вера и убеждение выражают синтез душевной жизни, достигнутый ею целостный образ, образование личности. Социальное восприятие представляет собой
целостный образ
другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения. Потеряна логика жизни, её целостный образ. С другой стороны, мы выхватываем этот целостный образ нашей судьбы из какого-то момента. Вместе с тем воссоздание целостного образа абхазской культуры оказалось трудно разрешимой задачей. Однако задача системного анализа конфликта и воссоздания его целостного образа так и осталась невыполненной. И какая основная характеризующая черта этого моего целостного образа? Но при этом теоретик мыслит ещё не отдельными категориями, а целостными образами, блоками. Они неразрывно связаны, дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и определяя в нём место человека. Цель. Продолжать учить детей застёгивать пуговицы, развивая мелкие движения рук; формировать целостный образ предмета, составляя целое из частей. Целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения — это восприятие. Ассоциация — создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Именно поэтому в англоязычных странах популярны методы обучения чтению, в которых просто заучивают целостный образ слова. Однако, работая изолированно, левое полушарие не может интегрировать воспринятые и выделенные элементы в целостный образ. Его результатом является целостный образ предмета. По сравнению с целостным образом труднее истолковывать детали. Ощутить во плоти, так сказать, его целостный образ. Есть понятие «гештальт» — целостный образ: люди увязывают все события и информацию в единый образ — так её удобнее «хранить». Целостность — внутренняя мысленная достройка некоторых частей объекта до целостного образа.

kartaslov.ru

целостный образ — с английского на русский

См. также в других словарях:

  • Образ — 1. Постановка вопроса. 2. О. как явление классовой идеологии. 3. Индивидуализация действительности в О.. 4. Типизация действительности в О. 5. Художественный вымысел в О. 6. О. и образность; система О. 7. Содержательность О. 8. Общественная… …   Литературная энциклопедия

  • образ — Художественное обобщение; явления, типы, характеры в живописи, литературе, музыке, на сцене и т. п. Абстрактный, аллегорический, архаичный, бесцветный, бледный, великий, верный, впечатляющий, выдуманный, выпуклый, выразительный, глубокий,… …   Словарь эпитетов

  • ОБРАЗ — (Image; Bild) контекст, в который заключен символ, как личный, так и коллективный.«Когда я говорю об образе, то разумею при этом не психическое отображение внешнего объекта, а такое созерцаемое, которое в поэтике именуется образом фантазии. Такой …   Словарь по аналитической психологии

  • Целостный анализ (музыка) — Целостный анализ  искусствоведческий термин, введённый в научное обращение советскими теоретиками музыки В. А. Цуккерманом[1], И. Я. Рыжкиным[1] и Л. А. Мазелем.[1] Содержание 1 Значение термина …   Википедия

  • ОБРАЗ ПОЛЕТА — понятие, обозначающее факт отражения летчиком ситуации полета, формирования у него целостного представления о пространственном положении самолета и соответствии режима полета заданному. По своему значению близко к понятиям оперативный образ,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Образ другого — это целостный психич. акт, обладающий всеми свойствами результата отражения: пространственно временной локализацией, предметностью, целостностью, константностью, обобщенностью, структурностью. Образ другого является теоретико методологическим… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • целостный — ая, ое; тен, тна, тно. Обладающий внутренним единством, воспринимающийся как единое целое; цельный, единый. Ц ое впечатление. Ц. образ. Ц ая теория. Ц ая личность. ◁ Целостно, нареч. Ц. воспринимать действительность. Целостность, и; ж. Ц.… …   Энциклопедический словарь

  • ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника. О. х. рождается в воображении художника (Воображение художественное), воплощается в создаваемом им произв. в той или иной материальной форме… …   Эстетика: Словарь

  • целостный — ая, ое; тен, тна, тно. см. тж. целостно, целостность Обладающий внутренним единством, воспринимающийся как единое целое; цельный, единый. Ц ое впечатление. Це/лостный образ. Ц ая теория. Ц ая личность …   Словарь многих выражений

  • Ментальный образ — Образ в психологии формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта. Когда человек смотрит и воспринимает объект окружающей среды, в его голове формируется мысленный образ этого объекта.… …   Википедия

  • Мысленный образ — Образ в психологии формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта. Когда человек смотрит и воспринимает объект окружающей среды, в его голове формируется мысленный образ этого объекта.… …   Википедия


translate.academic.ru

целостный образ — с русского на английский

См. также в других словарях:

  • Образ — 1. Постановка вопроса. 2. О. как явление классовой идеологии. 3. Индивидуализация действительности в О.. 4. Типизация действительности в О. 5. Художественный вымысел в О. 6. О. и образность; система О. 7. Содержательность О. 8. Общественная… …   Литературная энциклопедия

  • образ — Художественное обобщение; явления, типы, характеры в живописи, литературе, музыке, на сцене и т. п. Абстрактный, аллегорический, архаичный, бесцветный, бледный, великий, верный, впечатляющий, выдуманный, выпуклый, выразительный, глубокий,… …   Словарь эпитетов

  • ОБРАЗ — (Image; Bild) контекст, в который заключен символ, как личный, так и коллективный.«Когда я говорю об образе, то разумею при этом не психическое отображение внешнего объекта, а такое созерцаемое, которое в поэтике именуется образом фантазии. Такой …   Словарь по аналитической психологии

  • Целостный анализ (музыка) — Целостный анализ  искусствоведческий термин, введённый в научное обращение советскими теоретиками музыки В. А. Цуккерманом[1], И. Я. Рыжкиным[1] и Л. А. Мазелем.[1] Содержание 1 Значение термина …   Википедия

  • ОБРАЗ ПОЛЕТА — понятие, обозначающее факт отражения летчиком ситуации полета, формирования у него целостного представления о пространственном положении самолета и соответствии режима полета заданному. По своему значению близко к понятиям оперативный образ,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Образ другого — это целостный психич. акт, обладающий всеми свойствами результата отражения: пространственно временной локализацией, предметностью, целостностью, константностью, обобщенностью, структурностью. Образ другого является теоретико методологическим… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • целостный — ая, ое; тен, тна, тно. Обладающий внутренним единством, воспринимающийся как единое целое; цельный, единый. Ц ое впечатление. Ц. образ. Ц ая теория. Ц ая личность. ◁ Целостно, нареч. Ц. воспринимать действительность. Целостность, и; ж. Ц.… …   Энциклопедический словарь

  • ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника. О. х. рождается в воображении художника (Воображение художественное), воплощается в создаваемом им произв. в той или иной материальной форме… …   Эстетика: Словарь

  • целостный — ая, ое; тен, тна, тно. см. тж. целостно, целостность Обладающий внутренним единством, воспринимающийся как единое целое; цельный, единый. Ц ое впечатление. Це/лостный образ. Ц ая теория. Ц ая личность …   Словарь многих выражений

  • Ментальный образ — Образ в психологии формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта. Когда человек смотрит и воспринимает объект окружающей среды, в его голове формируется мысленный образ этого объекта.… …   Википедия

  • Мысленный образ — Образ в психологии формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта. Когда человек смотрит и воспринимает объект окружающей среды, в его голове формируется мысленный образ этого объекта.… …   Википедия


translate.academic.ru

Целостный образ мира :: Федеральный образовательный портал

Опубликовано на портале: 06-08-2004

Директор школы. 1995.  № 3. С. 51-61. 
Тематический раздел:
«Учителю об экономике и экологии для малышей». Пособие с таким названием недавно выпущено издательством «ВИТА ПРЕСС». Оно предназначено для педагогов начальной школы. По сути, это целая программа, разработанная в русле концепции личностно-ориентиро-ванного подхода к образованию и направленная на развитие экономического, экологического и социального сознания школьников. У слов «экономика» и «экология» один из корней — общий. Это — «эко», что в переводе с греческого означает «дом», «жилище», «местопребывание». Так что «экология» — это наука об отношениях между различными существами, их сообществами, населяющими наш общий «дом» — планету. А вот «экономика» (в переводе с греческого) буквально означает «искусство ведения домашнего хозяйства».

О нашем общем доме

«Учителю об экономике и экологии для малышей». Пособие с таким названием недавно выпущено издательством «ВИТА ПРЕСС». Оно предназначено для педагогов начальной школы.

По сути, это целая программа, разработанная в русле концепции личностно-ориентиро-ванного подхода к образованию и направленная на развитие экономического, экологического и социального сознания школьников.

У слов «экономика» и «экология» один из корней — общий. Это — «эко», что в переводе с греческого означает «дом», «жилище», «местопребывание». Так что «экология» — это наука об отношениях между различными существами, их сообществами, населяющими наш общий «дом» — планету. А вот «экономика» (в переводе с греческого) буквально означает «искусство ведения домашнего хозяйства». Очевидно, «искусство ведения домашнего хозяйства» предусматривает и заботу об этом «хозяйстве», его охрану и защиту, создание благоприятных условий для каждого, кто входит в «население» «дома-планеты». Поскольку к этому «населению» относятся и окружающие ребенка люди (его семья, товарищи по классу, представители разных профессий, с которыми он постоянно встречается и повседневной жизни, и т.л.), то в рамках нашей программы естественен разговор и об отношениях между ними. Мы стремимся дать каждому учащемуся возможность не только разобраться в том, как функционирует экономическая система в современном обществе, но и использовать полученные представления в жизни.

Для освоения этой части курса можно воспользоваться книгой И. В. Липсица «Удивительные приключения в стране Экономика» (М., 1992), а затем учебным пособием того же автора «Экономика без тайн» (М., 1993).

Что касается экологической части, то при ее разработке мы во многом опираемся на подходы, предложенные В.А. Сухомлинским (см., например, Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям», Киев, 19К4). Василий Александрович не только создавал условия для того, чтобы дети обнаруживали все новые и новые связи в окружающей их среде, радуясь своим открытиям, но и старался ввести их в прекрасный мир природы так, чтобы они не могли не полюбить ее.

Из имеющихся учебных пособий экологической направленности наиболее близка нашему курсу серия учебников По естествознанию для начальной школы Н.Я. Дмитриевой и И.П. Товпинец, а также учебные пособия по природоведению А.А. Плешакова.

Среди задач собственно экологического воспитания в нашей программе мы выделяем следующие.
·развитие у детей отношения к природе как к ценности, к источнику материальных богатств и духовных сил общества;
·развитие представлений о взаимосвязях в природе и способности прогнозировать последствия своего вмешательства в эти взаимосвязи;
·развитие заботы об улучшении окружающей среды, стремления бороться с ее разрушением и загрязнением.

Нетрудно увидеть, что эти задачи тесно связаны с необходимостью развивать представления детей как об экологических, так и об экономических категориях.

Проиллюстрируем интегрированный характер программы на примере темы «Потребности». Ее содержание включает развитие представлений детей как об экономических, так и социальных потребностях, а также о потребностях не .только людей, но и других живых существ. Кроме того, большое внимание уделено установлению демократических правил поведения в детском сообществе — таких, которые позволяют удовлетворять разные потребности учеников: и физиологические, и социальные, в том числе потребности в безопасности, в уважении и самореализации. Чрезвычайно важно создать условия для накопления детьми непосредственного опыта — для их прямого участия в разработке правил жизни в демократическом сообществе, которым должен стать их класс (группа).

«Полет мысли и фантазии»

Современное образование видит свои основные цели в развитии личности каждого ребенка, в превращении его в «субъект собственной жизни в мире» путем приобщения к культуре, накопленной человечеством. Этот подход лежит в рамках культурно-исторической теории психического развития человека Л. С. Выготского и его последователей (А. И. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.).

С этих позиций общие цели развития детей можно условно разделить на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные цели включают в себя формирование и развитие у ребенка базиса личностной культуры, его приобщение к способам познания, преобразования мира, эмоционально-ценностного отношения к нему. Прикладные цели предусматривают знакомство детей с разными областями действительности, расширение опыта познавательной, эмоциональной и деятельно-стной активности и — благодаря этому — создание и постепенное расширение целостного образа мира. .

Основная ценность образования, на наш взгляд, состоит в том, что оно расширяет мир человека, лает ему возможность жить полнее, чувствовать себя свободнее, ощущать радость творчества, «полет мысли и фантазии» (по выражению Ф. Фребеля).

Свою задачу мы видим в создании условий для того, чтобы лети открыли эти свои возможности, чтобы с процессом образования у них были связаны положительные эмоции, не угасало желание пополнять и расширять его.

В современном обществе человек не может чувствовать себя свободным, если он не способен предвидеть последствия тех или иных событий, активно влиять на них. В частности, это относится к экономической жизни. Так, экономически неграмотные люди-к сожалению, их в нашей стране сейчас большинство — остро ощущают свою зависимость, некомпетентность, будучи не в состоянии определить, как поступить, какое решение принять в той или иной ситуации. Им не хватает знания законов экономического развития и умений пользоваться ими. Они не могут разобраться в специфике языка, с помощью которого экономисты описывают происходящее, не видят связи событий в экономике с целым рядом других, имеющих жизненно важное значение для всех людей, в том числе и для них самих.

То же касается и экологических проблем. История нашего государства накопила немало примеров, когда неграмотное вмешательство человека в жизнь природы, неумение предвидеть его последствия приводило к пагубным результатам.

Очевидно, что без знания экономических и экологических закономерностей, демократических правил существования человек не может быть свободен в определении собственного пути в современном обществе. С другой стороны, знакомство детей с этими закономерностями и правилами важно не столько само по себе, сколько с позиций тех изменений, которые благодаря этому происходят в общем развитии личности. Для того, чтобы и то, и другое состоялось, необходимо дать возможность детям еще в дошкольном и младшем школьном возрасте накопить конкретный опыт, без которого у них не могут’ сложиться представления (пока еще не понятия) об экономической, экологической и социальной картине мира. В частности, представления о таких категориях, как природа, живое и неживое, потребности и способы их удовлетворения, человек и его здоровье, окружающая среда, ресурсы и их ограниченность. Причем обсуждаются не только природные ресурсы (в частности, вода, почва, воздух), но и человеческие: ресурсы собственного «я», других людей. Помимо этого, речь в нашем курсе идет о следующих категориях: производство, потребление, рынок, товары и услуги, спрос и предложение, обмен и деньги, специализация и взаимозависимость, проблема выбора и альтернативные издержки, а также и о некоторых других категориях, причем не только экономического, но и неэкономического характера.

Безусловно, дети знакомятся не с самими категориями, а с близкими им, легко доступными для наблюдения, анализа и обсуждения явлениями, в которых эти категории проявляются достаточно ярко. Содержание такого знакомства зависит не столько от биологического, сколько от психологического возраста детей, уровня их подготовки в данной области. Поэтому, не зная конкретных детей, можно лишь весьма приблизительно сказать, когда именно им следует изучать тот или иной материал, с какой степенью глубины это делать.

«Как много вокруг интересного!»

Предлагаемая программа рассчитана на детей разного возраста. Работу по ней можно начать с шести-, семи-, или восьмилетними детьми, корректируя ее в соответствии с их возрастными особенностями и той общеобразовательной программой, которой придерживается учитель. Необходимо учитывать конкретные условия. в которых идет образовательный процесс (к ним, в частности, относятся условия образовательного учреждения, особенности окружающей его среды). При адаптации данной программы к конкретным условиям, несомненно, следует руководствоваться уровнем развития, интересами и склонностями и детей, и педагогов.

Работу по каждой теме мы условно делим на три этапа.

На первом этапе дети обнаруживают, что окружающий их мир полон загадок, что рядом с ними «живет» множество «открытий». Мы так и назвали этот этап — «Как много вокруг интересного!». Дети накапливают свои впечатления, получаемые на основе предметно-чувственного опыта, связывают их с уже имеющимися представлениями. Они делают простейшие предположения по поводу действий, необходимых для решения тех или иных проблем. Используют простейшие средства и способы познания, простейшие «языки». На втором этапе картина мира расширяется и углубляется. Развиваются способности детей проводить наблюдения и эксперименты, сравнивать и сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, объясняющие характер увиденного.

Третий этап дает детям возможность использовать обобщенные способы решения задач, выделять не только причинные, но и функциональные связи. Они учатся предвидеть, как будет развиваться ход событий в реальной и воображаемой обстановке, как он может быть воспринят разными существами, исходя из позиций каждого из них.

Каков бы ни был возраст детей, работа с ними по нашей программе, очевидно, начнется с первого этапа. Скорость и глубина прохождения каждого из этапов, безусловно, зависят от уровня развития детей, от конкретных условий. Поэтому изучение каждой темы разворачивается не по классам, как это традиционно принято, а по этапам.

Кроме того, необходим определенный объем предварительной работы с детьми. Мы полагаем, что начинать ее следует еще до школы. Это, безусловно, связано не со стремлением дать как можно больше знаний, а с ценностными и целевыми ориентациями детей и в первую очередь с развитием отношения ребенка к образованию.

В самом деле, любое образование невозможно просто получить из чьих-то рук. Мы можем лишь пытаться создать условия для такого «получения» — показывать, объяснять и т.д. Но «присвоить» то, что ему предлагается, сделать своим достоянием каждый должен сам. А для этого надо как минимум иметь стремление совершать такой труд, относиться к этому дополнительному «грузу» как к нужному и желанному. С другой стороны, из исследований психологов известно, что становление самоценных форм активности — таких, которые представляют ценность не столько в связи с результатом, но благодаря привлекательности самого процесса деятельности, — начинается именно в дошкольном возрасте. При этом, конечно, необходим соответствующий подход к организации процесса образования. Именно он лает возможность развивать отношение к нему как к собственной ценности: образование — это то, что позволяет открывать для себя мир, наполнять его смыслом, совершенствовать его и, кроме того, раздвигать границы собственных действий в нем.

В связи с этим мы считаем целесообразным предварить работу по программе игровыми занятиями с дошкольниками, направленными в то же время на их познавательное, эмоциональное и волевое развитие. Не имея возможности подробно раскрывать здесь содержание этой предварительной работы, мы при обсуждении каждой из тем коротко останавливаемся на итогах этого этапа — на том уровне представлений, который необходим детям для вхождения в проблемы, предлагаемые им согласно нашей программе. Если такая предварительная работа не была проведена с дошкольниками, то, возможно, следует уделить ей определенное внимание и время-в зависимости от уровня развития детей.

Есть и дополнительная причина, по которой, на наш взгляд, важно еще в дошкольном детстве создавать условия для накопления конкретного опыта оперирования рассматриваемыми категориями. Она связана с тем, что если человек в определенный период своей жизни не прошел через этапы развития сенсомоторного интеллекта и развития конкретных операций (пользуясь терминологией Ж. Пиаже), то в дальнейшем он испытывает большие трудности в развитии логического мышления.

Детям необходимы элементарные представления о тех естественнонаучных свойствах и закономерностях, которые обусловливают отношения между природой и производственными объектами, транспортом, деятельностью человека. Эти представления они получают во время целенаправленного восприятия окружающей действительности, наблюдений, обследований объектов, экспериментирования, моделирования, измерений, сравнения фактов и критического анализа, построения суждений и умозаключений. Тем самым решается проблема знакомства со средствами и способами познания действительности, без которого не может состояться приобщение ребенка к человеческой культуре, а следовательно и развитие его личности. Кроме того, дети описывают свою деятельность, обмениваются информацией с помощью разных «языков»: математического, графического, пантомимического, языка творческой игры, игры-драматизации и т.д. Не меньшее внимание, чем познанию, следует уделить и приобщению детей к средствам и способам преобразования мира, а также общения с ним. Одна из задач Эко-программы состоит в том, чтобы показать результаты труда Человека, приобщить детей к творческому — «умному» — труду, не отделимому от мышления и воображения.

В виде учебных ситуации

Эко-программа, имея интегрированный характер, во многом осуществляется на междисциплинарном уровне: в тесной связи с занятиями математикой, родным языком и развитием речи, рисованием. обществе и поп слезным, ручным трудом, трудом в природе, конструированием и т.д. Но помимо этого, требуются и специально отведенные для нее часы.

Мы посчитали целесообразным представить содержание программы не в виде традиционных уроков, а в виде циклов учебных ситуаций. Такой вариант представляется нам более гибким, поскольку лает возможность вставлять предложенные ситуации в учебно-воспитательный процесс, протекающий как более, так и менее традиционно. Использовать в целом или отдельными частями в контексте разнообразных занятий в зависимости от ресурса времени, которым располагает учитель, от наличия необходимых материалов, от быстроты утомляемости детей, в связи с другими темами и т.д.

Остановимся еще на нескольких условиях, необходимых для успешной работы по данному пособию. Полноценное осуществление Эко-программы возможно лишь при хорошем контакте между детьми и педагогами, предусматривающем равные позиции взрослого и ребенка, отбор содержания, близкого и интересного и тем, и другим.

Все виды деятельности детей организуются так, чтобы вызвать их живой интерес, радость общения с окружающим миром, его познания и преобразования, активного участия в его жизни. При этом важно «отталкиваться» от тех видов занятий (в широком смысле идеи в области экономики и экологии, обсуждения социальных проблем должны вытекать из жизненных ситуаций, с которыми сталкиваются лети. Конечно, вопрос может быть поставлен педагогом (что зачастую и происходит). В таком случае детям дается возможность «войти в проблему» с тем, чтобы она стала проблемой каждого из них, чтобы ребенку было интересно ее решать.

Обратите внимание на возможности, которые открываются благодаря дидактическому театру. Его действующими лицами могут стать гном Эконом, его друзья — гномы Умейка, Узнайка, Улыбка и Волшебник, другие герои книг, мультфильмов, радио и телевизионных передач, хорошо знакомые, близкие детям или придуманные ими. Они помогут педагогу ввести детей в экономические, экологические, социальные проблемы, поставить перед ними задачи и активизировать их решение. Кроме того, освоению Эко-программы будет способствовать активное участие детей в таких традиционных вилах деятельности, как игровая, литературно-художественная, изобразительная, труд в природе, а также их стремление совершенствоваться в чтении, письме, счете и т.д.

Чрезвычайно важна связь школы (или детского сада) с родителями воспитанников. Необходимо постоянно посвящать их в то, что происходит на занятиях, всячески вовлекать в учебный процесс. Для этого следует использовать самые разные формы: устную и письменную информацию о содержании, методах и результатах занятий, а также консультации, родительские конференции, обмен опытом родителей друг с другом, обсуждение прочитанной литературы, дискуссии и т.д.

Так, например, взрослым полезно прочитать и обсудить «Отрывки из журнала Маши» В.Ф. Одоевского и с позиции того, какими могут быть способы рационального веления домашнего хозяйства, и с точки зрения того, какие методы можно использовать для организации знакомства детей с этими способами. Целесообразно провести конференцию. посвященную проблеме создания в школе и дома условий для того, чтобы лети овладевали способами веления хозяйствования, причем делали это с удовольствием.

При работе с родителями полезно остановиться и на таких произведениях Я. Корчака, как «Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых» и «Маленький бизнесмен». Они дают интересный материал для размышлений и обсуждений не только экономических, но и социальных проблем, о которых взрослые порой лаже и не догадываются, хотя дети то и дело сталкиваются с ними.

Что касается художественных произведений для чтения и обсуждения с детьми, то часть из них помещена в Литературном приложении к. пособию. К сожалению, здесь невозможно было поместить все произведения, которые были бы полезны при работе по Эко-программе. (Для этого необходимо создание специальной хрестоматии). Поэтому мы отобрали лишь те, без которых учитель может испытывать определенные трудности при организации учебного процесса. Эти произведения, кроме того, невелики по объему и часто труднодоступны, поскольку разбросаны по разным источникам. В некоторых случаях, не имея возможности привести произведение, мы указываем, где его можно найти.

Увеличению самостоятельности и творчества детей способствует и специально разработанный раздаточный материал — комплект рабочих листов для детей. В них содержатся разнообразные задания, которые даются от имени гнома Эконома. Эти листы могут быть использованы по-разному: для введения детей в проблему, для индивидуальной работы, для коллективного обсуждения, для проверки того, насколько усвоен материал и т.д. По мере необходимости можно обсуждать возможные варианты выполнения задании, содержащихся в листах, ход их работы, ее результаты.

Безусловно, можно использовать не все рабочие листы (так же, как и не все предлагаемые нами учебные ситуации), а лишь те, работа с которыми, с точки зрения педагога, полезна для его детей и целесообразна в его условиях. С другой стороны, учитель может составить дополнительные листы или изменить то, что посчитает необходимым, в существующих.

Хотим еще раз подчеркнуть, что вовсе не обязательно следовать всем предлагаемым нами рекомендациям. В этом случае их число может показаться избыточным. В самом деле, среди рекомендуемых учебных ситуаций есть сходные по цели, но различающиеся по используемым средствам, по видам деятельности детей. Мы сделали это умышленно для того, чтобы дать учителю возможность выбрать такие ситуации, которые наиболее интересны тем или иным детям, соответствуют их склонностям, приемлемы в определенных условиях и наиболее близки ему.

Полная свобода предоставляется и в выборе темпа прохождения предлагаемого материала. Весьма возможно к тому же, что он будет различен у разных детей класса (группы) в зависимости от их индивидуальных особенностей, стилей обучения.

По принципиальным соображениям мы не предлагаем какой бы то ни было план работы с детьми (тем более почасовой). Предлагаем лишь проект, модели работы. Принимать или не принимать эти модели — дело самого учителя.

Нам видится его задача в том, чтобы, используя данный проект, разработать собственную программу знакомства детей с основами экономики, экологии, с демократическими правилами школьной жизни. Приведем здесь для ориентира лишь один из вариантов.

I. 1-й класс — подготовительная работа и первый этап каждой из тем;
2-й класс — второй этап каждой из тем;
3-й класс — третий этап каждой из тем;

II. 1 -и класс — первые этапы тем I-III;
2-й класс — первый этап темы IV, вторые этапы тем I и II;
3-й класс — вторые этапы тем III и IV, третьи этапы тем I-IV.

Вполне вероятно, что в разных школах варианты распределения материала по классам будут значительно отличаться от этих примеров.

Для проверки эффективности работы по Эко-программе необходимо вести систематические наблюдения за тем, как детям удается использовать полученные представления и навыки (в том числе аналитические) на практике, в повседневной жизни. Проследить, как изменяется их отношение к окружающему, характер общения с природой, предметами человеческой культуры, с другими существами, с самим собой, их поведение со сверстниками, со взрослыми людьми, знакомыми и незнакомыми, в школе, лома, в других местах.

Надеемся, что реализация предлагаемой нами программы поможет детям научиться лучше понимать других людей, общаться с ними, стать грамотными потребителями и производителями.

ecsocman.hse.ru

целостный образ — со всех языков на русский

См. также в других словарях:

  • Образ — 1. Постановка вопроса. 2. О. как явление классовой идеологии. 3. Индивидуализация действительности в О.. 4. Типизация действительности в О. 5. Художественный вымысел в О. 6. О. и образность; система О. 7. Содержательность О. 8. Общественная… …   Литературная энциклопедия

  • образ — Художественное обобщение; явления, типы, характеры в живописи, литературе, музыке, на сцене и т. п. Абстрактный, аллегорический, архаичный, бесцветный, бледный, великий, верный, впечатляющий, выдуманный, выпуклый, выразительный, глубокий,… …   Словарь эпитетов

  • ОБРАЗ — (Image; Bild) контекст, в который заключен символ, как личный, так и коллективный.«Когда я говорю об образе, то разумею при этом не психическое отображение внешнего объекта, а такое созерцаемое, которое в поэтике именуется образом фантазии. Такой …   Словарь по аналитической психологии

  • Целостный анализ (музыка) — Целостный анализ  искусствоведческий термин, введённый в научное обращение советскими теоретиками музыки В. А. Цуккерманом[1], И. Я. Рыжкиным[1] и Л. А. Мазелем.[1] Содержание 1 Значение термина …   Википедия

  • ОБРАЗ ПОЛЕТА — понятие, обозначающее факт отражения летчиком ситуации полета, формирования у него целостного представления о пространственном положении самолета и соответствии режима полета заданному. По своему значению близко к понятиям оперативный образ,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Образ другого — это целостный психич. акт, обладающий всеми свойствами результата отражения: пространственно временной локализацией, предметностью, целостностью, константностью, обобщенностью, структурностью. Образ другого является теоретико методологическим… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • целостный — ая, ое; тен, тна, тно. Обладающий внутренним единством, воспринимающийся как единое целое; цельный, единый. Ц ое впечатление. Ц. образ. Ц ая теория. Ц ая личность. ◁ Целостно, нареч. Ц. воспринимать действительность. Целостность, и; ж. Ц.… …   Энциклопедический словарь

  • ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника. О. х. рождается в воображении художника (Воображение художественное), воплощается в создаваемом им произв. в той или иной материальной форме… …   Эстетика: Словарь

  • целостный — ая, ое; тен, тна, тно. см. тж. целостно, целостность Обладающий внутренним единством, воспринимающийся как единое целое; цельный, единый. Ц ое впечатление. Це/лостный образ. Ц ая теория. Ц ая личность …   Словарь многих выражений

  • Ментальный образ — Образ в психологии формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта. Когда человек смотрит и воспринимает объект окружающей среды, в его голове формируется мысленный образ этого объекта.… …   Википедия

  • Мысленный образ — Образ в психологии формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта. Когда человек смотрит и воспринимает объект окружающей среды, в его голове формируется мысленный образ этого объекта.… …   Википедия


translate.academic.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗА ПРЕДМЕТА

⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 24Следующая ⇒

Восприятие предмета как целого лежит в основе освоения ре-
бенком окружающего мира, способствует развитию всей его дея-
тельности. Целостный образ предмета вначале бывает нечетким,
расплывчатым, недифференцированным, т. е. ребенок узнает знако-
мый предмет, но не может передать его в рисунке, лепке. Это про-
исходит не потому, что он не умеет лепить и рисовать. Он просто
не представляет себе предмет достаточно четко, не способен выде-
лить его контур, части, из которых состоит данный предмет.

У умственно отсталого ребенка формирование целостного об-
раза происходит в более поздние сроки и без специального кор-
рекционного воздействия остается недостаточным, что отрицательно
сказывается на развитие трудовой деятельности. Дети плохо осоз-
нают внешний вид и строение предмета, зачастую не узнают его
в изображении.

В данном разделе даны дидактические игры на формирование
у умственно отсталых детей целостного образа предмета. При про-
ведении игр желательно придерживаться предлагаемой последова-
тельности, так как она учитывает закономерности формирования
целостного образа — от узнавания к восприятию и представлению.

Узнавание и различение предметов

Развитие целостного восприятия предмета начинается с узна-
вания. Умственно отсталые дети не всегда могут узнать предмет в
новой ситуации, выделить его из общего фона. Они испытывают
трудности при опознании предмета в рисунке, особенно если этот
предмет изображен в необычном ракурсе или в несколько изме-
ненной форме. А так как ознакомление с окружающим, обучение
речи, счету ведутся с помощью картинок, то у детей могут сформи-
роваться неправильные представления, недостаточно точно отнесен-
ные к слову. Вот почему играм на узнавание предметов уделяется
большое внимание.

Найди свою игрушку

Цель. Учить узнавать знакомые предметы среди других, раз-
вивать внимание, вызывать положительное отношение к игрушке.
Оборудование. Игрушки по числу детей.
Ход игры. Педагог раздает каждому по одной игрушке и пред-

лагает поиграть с ними. Детям, которые не могут сами начать игру,
помогает выбрать игровое действие (покачать куклу, поплясать
с мишкой, покатать мяч, разобрать и собрать матрешку и т.п.).
Затем просит детей принести игрушку к нему на стол, собирает
их, перемешивает, накрывает салфеткой, отсчитывает до 15—20
и говорит, что тот, кто найдет свою игрушку, получит ее обратно
и сможет поиграть с ней, чужую игрушку брать нельзя. Дети по
одному подходят к столу и берут игрушки. Когда останется только
две игрушки, педагог незаметно подкладывает еще две, чтобы у
детей был выбор. При необходимости помогает им вспомнить,
какие игрушки у них были («С чем ты играл?», «Что ты катал?»,
«Кого ты качала?» и т. п.). Результаты каждого выбора закрепля-
ются в слове: «Верно, ты играл с мишкой и нашел своего мишку».
Получив свои игрушки, дети играют с ними.

Найди свое место

Цель. Та же.

Оборудование. Игрушки по числу детей.

Ход игры. Дети с игрушками садятся на стулья, поставленные
в ряд. По сигналу педагога они разбегаются по комнате, оставив
игрушки на стуле и так же по сигналу бегут на свои места, ори-
ентируясь на игрушки. Игра повторяется 2—3 раза. По мере осво-
ения игры задание усложняется: пока дети бегают, педагог меняет
местами игрушки на стульях.

Игрушки идут на праздник

Цель. Учить подбирать одинаковые (парные) предметы по об-
разцу, активизировать внимание.

Оборудование. Парные игрушки (два одинаковых мишки,
две куклы, два зайца; второй набор: четыре куклы — две пары,
отличающиеся друг от друга по величине, два одинаковых мишки и
т.п.).

Ход игры. Один комплект игрушек педагог раскладывает на
своем столе, другой на таком же столе, находящемся на некотором
расстоянии и говорит: «Куклы, мишки, зайки хотят идти на празд-
ник парами, но не могут найти свои пары: мишке нужен такой же
мишка, кукле — кукла, зайке — зайка. Помогите им, ребята». Дети
по очереди подходят к столу педагога, берут по одной игрушке и
находят ей пару на соседнем столе, устанавливают их парами друг
за другом. Педагог берет бубен или барабан, и дети передвигают
игрушки по столу. Игра повторяется с другими детьми. Затем каж-
дый ребенок получает по одной игрушке, по сигналу бубна дети
разбегаются по комнате. Найдя свою пару, они маршируют с игруш-
ками по комнате.

Что на картинке

Цель. Узнавать предмет в рисунке, развивать внимание.
Оборудование. Наборы предметов ипарных к ним изобра-
жений (игрушки, посуда, одежда, овощи, фрукты и др.).

 

Ход игры. Педагог расставляет на отдельном столе предметы
(на 2—3 предмета больше, чем количество участников), вызывает
ребенка, показывает ему картинку так, чтобы другие дети ее не
видели, и говорит: «Сейчас вы будете угадывать, что нарисовано
на этой картинке». Кладет картинку на свой стол, просит ребенка
дать такой же предмет (игрушку), не называя его. Ребенок выби-
рает предмет и ставит на большой стол. Педагог спрашивает всех,
что нарисовано на картинке. После ответа ребенок показывает
картинку всем играющим. Дети оценивают правильность выбора.
Если ребенок выбрал не тот предмет, педагог предлагает ему
исправить ошибку. Затем педагог подытоживает результат: «Вы
угадали — на картинке нарисована машина, и Таня принесла ма-
шину».

Сначала выбор производится из 3 предметов, в дальнейшем
из 6—8.

Лото (узнавание предметов по картинке)

Цель. Учить выбирать парные предметы по образцу, развивать
внимание, интерес к узнаванию и различению предметов, изоб-
раженных на картинке.

Оборудование. Карты лото с изображением трех знакомых
детям предметов, маленькие карточки с изображениями тех же пред-
метов.

Ход игры. Педагог раздает детям карточки лото, а сам под-
нимает одну из маленьких карточек и спрашивает: «У кого такая
картинка?» После того как выбор сделан, ребенок получает кар-
точку, а педагог называет предмет: «У Вовы ложка, правильно».

При повторных проведениях игры каждому ребенку дают не 1,
а по 2—3 карты лото (6—9 картинок).

Запомни и найди

Цель. Продолжать узнавать одинаковые изображения, запоми-
нать их и соотносить мысленно в представлении, закреплять зна-
ние названий предметов.

Оборудование. То же, чистые листы бумаги или картона.

Ход игры. Принцип организации аналогичен ранее приведен-
ным играм. Только педагог, показав маленькую карточку, говорит:
«У кого такая?»

Запомни и назови

Цель. Учить соотносить название предмета с его изображе-
нием, вспоминать предмет по слову-названию.

Оборудование. То же.

Ход игры. Принцип организации и методика проведения игры
аналогичны играм, предложенным ранее.

Что изменилось

Цель. Учить запоминать предметы и их изображения, распо-
ложение предметов и картинок в пространстве, развивать внимание,

 

воспитывать интерес к внешнему виду предметов и их различению.

Оборудование. Предметы, игрушки, картинки, экран (сал-
фетка), наборное полотно.

Ход игры. 1-й вариант. На столе педагога стоят четыре
предмета (например, тарелка, чашка, матрешка, машина). Педагог
просит детей внимательно рассмотреть предметы, закрывает их
салфеткой или загораживает экраном, отсчитывает до 15, незаметно
забирает, прячет один из предметов, снимает салфетку (экран) и
спрашивает: «Чего не стало?» При повторном проведении игры ко-
личество предметов увеличивается.

2-й вариант. Та же игра проводится с картинками, которые
вставляются в наборное полотно и закрываются экраном.

3-й вариант. Игра проводится так же, как и в 1-м варианте,
но педагог не прячет игрушки, а меняет их местами. Сняв экран,
спрашивает: «Что изменилось?»

4-й вариант. Проводится так же с картинками.

Целостное восприятие предмета
и осознание отдельных частей в этом предмете

Цели, которые стоят перед дидактическими играми данного раз-
дела, значительно сложнее. Детям предстоит осознать, что внешний
вид предмета может меняться в зависимости от того, с какого
положения на него смотрят — спереди, сзади, сбоку, снизу или
сверху, но это все равно будет один и тот же предмет. Нужно
также дать понять, что целый предмет может состоять из отдельных
частей, каждая из которых не только имеет свою функцию, но и
свою форму, величину, свое определенное место в целом, неиз-
менное пространственное расположение. Все это, естественно, вы-‘
зывает большие трудности у умственно отсталого ребенка.

Поставь правильно

Цель. Обратить внимание на то, что предметы могут по-разному
выглядеть спереди, сзади, сбоку; продолжать развивать внимание;
уточнять представление о предмете.

Оборудование. Объемные предметы, имеющие резко раз-
личный вид спереди и сзади или спереди и сбоку (например, такие:
дом, у которого спереди дверь, окна и крыльцо, а сзади глухая
стена; кукла, слон, шкаф из набора кукольной мебели, автобус,
обезьянка, матрешка и др.), бумага, фломастер.

Ход игры. Игра проводится индивидуально или с двумя детьми.
Педагог берет одну игрушку и рассматривает ее с ребенком в
разных положениях — сначала спереди, потом сзади. Например,
рассматривая матрешку спереди, обращает внимание на то, что
видно лицо, на лице глаза, нос, рот, видны руки и фартук; по-
том рассматривает матрешку сзади и отмечает, что лица не видно,
На голове платок, фартука тоже не видно, а видны завязки. Затем
Педагог просит ребенка отвернуться и закрыть глаза, кладет
На стол изображение матрешки или в присутствии ребенка рисует

 

контур матрешки. Ребенок должен обязательно сидеть рядом с
педагогом, чтобы рисунок воспринимался с одной точки. После
этого ребенок берет матрешку, а педагог предлагает ему поста-
вить ее так, как она нарисована. Педагог трижды меняет рисунки,
на которых матрешка нарисована в разных ракурсах (спереди и
сзади), но порядок чередования должен быть различным, чтобы
ребенок при рассматривании рисунка соотносил его с положением
предмета.

По этому же принципу проводится игра и с другими предме-
тами. По мере освоения игра проводится двумя детьми: один выкла-
дывает рисунки, а другой меняет положение предмета. Это побуж-
дает детей к самостоятельной оценке результата.

Найди свою половинку

Цель. Та же.

Оборудование. Картинки-половинки, изображающие пред-
меты с разных сторон — спереди и сзади (кукла спереди и.та же
кукла со спины; мишка спереди и со спины; клоун спереди и со
спины; дом спереди и сзади; портфель школьный спереди и сзади;
шкаф спереди и сзади; матрешка спереди и сзади; телевизор спереди
и сзади и др.), целлофановые мешочки, бубен.

s Ход игры (проводится подгруппами из 6 детей). Играющие
сидят на стульях, расставленных в ряд. Педагог кладет на боль-
шой поднос мешочки с картинками и предлагает каждому взять
по одному мешочку. По сигналу бубна дети разбегаются по
комнате. С окончанием звучания останавливаются, педагог пред-
лагает раскрыть мешочки, достать картинки и найти свою пару,
чтобы сесть на стул рядом. Дети достают картинки и сличают их.
Затем парами садятся на стулья, складывая картинки так,
чтобы получилось единое двустороннее изображение.

Чего не хватает

Цель. Обратить внимание на то, что при отсутствии какой-
либо части целое нарушается; уточнять представление о предме-
тах, о соотношении частей.

Оборудование. Сборно-разборные игрушки (игрушки, у
которых можно снимать отдельные детали), картинки с изобра-
жением предметов, у которых отсутствуют существенные или ха-
рактерные детали.

Ход игры. 1-й вариант. Педагог ставит на стол сборно-
разборную игрушку без какой-либо важной и легко выделяемой
части (например, дом без крыши или машину без колес) и просит
сказать, целая ли это игрушка. Если дети говорят, что нет, спра-
шивает, чего в ней не хватает. После ответа или в случае затруд-
нений достает коробку с деталями. В ней, кроме нужных, имеются
и другие детали. Педагог предлагает кому-либо найти в коробке то,
чего не хватает. Вместе с ребенком окончательно собирает иг-
рушку.

2-й вариант. Педагог размещает на доске крупное апплика-

 

тивное изображение какого-либо предмета, просит внимательно
рассмотреть, чего не хватает в изображении, что еще надо наклеить.
По мере того как дети называют недостающие части, педагог их
наклеивает. Когда работа завершена, нужно рассмотреть ее с деть-
ми, раскрывая целое и анализируя детали, составляющие это
целое.

3-й вариант. Педагог раздает детям предметные картинки
по одной на каждого и просит рассмотреть, чего в них не хватает.
Затем дети поочередно встают, показывают свои картинки и рас-
сказывают, каких деталей не хватает в предметах, изображен-
ных на их картинках.

Что это такое

Цель. Активизировать представления о предметах , разви-
вать внимание и воображение.

Оборудование. Элементы аппликации — многократно
повторенные формы на отдельных листах бумаги, дополнитель-
ные элементы, благодаря которым можно превратить основной
элемент в часть того или иного предмета или осмыслить как целый
предмет (см. вклейку).

Ход игры. Игра проводится индивидуально или подгруп-
пами. В любом случае детям сначала дают образец действия. На
доске полоска бумаги, на которой на определенном расстоянии
друг от друга расположены прямоугольники. Педагог берет за-
ранее заготовленные прямоугольники меньшего размера и выкла-
дывает или наклеивает на первом прямоугольнике окна и двери.
Спрашивает: «Что это?» Дети отвечают: «Дом». Педагог выклады-
вает на втором прямоугольнике голубую полосу и двух рыбок —
получает аквариум. Третий прямоугольник превращает в телевизор.
К четвертому добавляет два небольших круга и полоску и полу-
чает вагон. Затем выкладывается на доме вторая полоса, на ко-
торой расположены круги, и уже ребенок (дети) вместе с педаго-
гом превращает, например, один круг в мяч, другой — в воздуш-

4 Зак. 2373 А. А. Катаева

ный шар (добавляет полоску — веревочку), следующий — в ябло-
ко (добавляет черенок с листочком) и т. п. Детям можно предло-
жить и полукруг (зонтик, шляпа, гриб, лодочка с парусом и др.),
овал (цыпленок, лимон, рыба и др.), треугольник (крыша дома,
шляпа, елка и др.).

2-й вариант. Детям раздают листы бумаги, формы (двум
рядом сидящим — разные формы) и ставят подносики с элемен-
тами для составления изображения. В процессе работы педагог под-
ходит к детям и в случае необходимости помогает им. По окон-
чании каждый ребенок называет, какие он придумал и сделал кар-
тинки.

3-й вариант. Детям раздают листы бумаги с нарисован-
ными формами, карандаши или фломастеры и предлагают приду-
мать и дорисовать картинки.

Лото-вкладки

Цель. Продолжать формировать целостный образ предмета,
обратить внимание на пространственное расположение деталей и
на их соотношение с другими частями целого.

Оборудование. Карты лото с изображениями (предмет-
ными, сюжетными) разной степени сложности, имеющие вырезы и
вкладки, заполняющие эти вырезы; на фоне выреза помещается
контурный рисунок вырезанной части изображения; вырезы и
соответствующие им вкладки могут быть разного размера и раз-
ной формы (круглые, квадратные, шестигранные, прямоуголь-
ные). Каждая карта состоит из двух картонных слоев, наклеенных
друг на друга и образующих необходимую объемность. На одних
картах могут быть вырезаны одна-две части предметов.

Ход игры. Вначале ребенок рассматривает целую карту,
заполненную вкладками, по возможности называет изображенные
предметы и ситуацию или показывает те или иные предметы по
просьбе педагога. Затем взрослый вынимает 2—3 вкладки, пере-
мешивает их и просит ребенка вставить «окошки» в свои места.
Если ребенок допускает ошибки при вкладывании формы (пере-
путает верх, низ), то педагог указывает на контур. В дальней-
шем карты с простым сюжетным изображением заменяются более
сложными, с большим количеством вырезов.

Сделай игрушку

Цель. Та же.

Оборудование. Части предметов: плоскостные — картон-
ные, обтянутые материей (поезд—несколько вагонов, колеса;
лопата — основание и черенок; дом — два этажа, один с окнами и
дверью, другой только с окнами и крышей; автобус — корпус и
колеса; машина — кузов, кабина и колеса; фигурки мишки, птички,
разделенные на составные части). Все детали могут иметь разные
способы соединения: шнурками, кнопками, пуговицами или крюч-
ками.

Ход игры. Педагог предлагает детям сделать себе игрушки




 

 


 

и поиграть с ними. Например, один будет делать машину, а дру-
гой — поезд и т. д. Каждому ребенку дает несколько элементов
для своей игрушки и оказывает помощь в соединении частей. Иг-
рушки обыгрываются.

Собери целое

Цель. Продолжать уточнять представления о предметах;
учить выделять части и соединять их в целое; развивать мелкую
моторику.

Оборудование. Стандартные сборно-разборные игрушки.

Ход игры (проводится с небольшими подгруппами из 2—3 де-
тей). Дети сидят вокруг стола педагога, на котором разложены
части сборно-разборной игрушки и ее изображение. Педагог
показывает картинку, дети называют предмет, который будут скла-
дывать, находят его основные части сначала на картинке, а потом
среди деталей и также называют их. С помощью педагога соеди-
няют сначала основные, а затем второстепенные части. Готовую
игрушку обязательно обыгрывают (машину катают, прокатывают
в ворота, ставят в гараж или перевозят на ней игрушки).




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *