Когда человек ставит перед собой слишком сложные нереальные цели свидетельствует о – : . , —

Сергей Криндач: "Человек не способен оценивать других объективно, а себя адекватно". Статья. Часть 1: krinda4 — LiveJournal

У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т. е. каждому хочется уважать себя. У людей, страдающих неврозами, самооценка чаще бывает завышенной или заниженной, а иногда даже крайней (самый добрый, самый стеснительный, самый честный). Люди с истерическими про-явлениями высказывают такие суждения: «Я гораздо умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и самый больной».

Завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимает близко к сердцу). Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес. Излишне низкая самооценка человека влечет за собой чрезмерную его зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, проявляется робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих, формируется «комплекс неполноценности», поведение «неудачника».

На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве — отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14—15 годам подросток овладевает умением самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигну-. тые собственные результаты и тем самым оценивает себя («Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит, я способный» и т. п.). Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадек-ватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным. Уровень притязаний — тот уровень трудности задания, который человек обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения. На уровень притязания оказывает влияние динамика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень притязания может быть адекватным (человек выбирает цели, которые реально может достичь, которые соответствуют его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным, заниженным.

Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.

Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которого зависит, скромны мы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоенны, застенчивы или кичливы.

Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком простые, легкие цели (хотя он мог бы достичь значительно более высоких) возможен при низкой самооценке (человек не верит в себя, низко оценивает свои способности, возможности, чувствует себя «неполноценным»), но также возможен и при высокой самооценке (когда человек знает, что он умный, способный, но цели выбирает попроще, чтобы не «перетруждаться», «не высовываться», проявляя своеобразную «социальную хитрость»). Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, к разочарованию, фрустрациям.

Самоуважение — обобщенное отношение личности к самой себе, прямо пропорционально количеству достигнутых успехов и обратно пропорционально уровню притязаний (самоуважение = успех/притязание), т. е. чем выше притязание, тем большими должны быть достижения человека, чтоб он мог себя уважать.

Если человек выдвигает нереалистические притязания, он часто сталкивается с непреодолимыми препятствиями на пути к достижению цели, терпит неудачи, испытывает, по научному, фрустрацию.

Фрустрации — специфические эмоциональные состояния человека, возникающие в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели. Фрустрация проявляется как агрессия, озлобленность, которая может быть направлена на других («агрессивная фрустрация»), либо на себя, обвиняет в неудачах самого себя (регрессивная фрустрация). Часто повторяющиеся состояния фрустрации могут закрепить в личности человека некоторые характерные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность — у одних; вялость, неверие в себя, «комплекс неполноценности», безразличие, безынициативность — у других.

Если человек длительное время не выходит из фрустрационного состояния, то формируется невроз — болезнь, возникающая вследствие конфликта человека с окружающей средой на почве столкновений желаний человека и действительности, которая их не удовлетворяет.

Миллионы российских граждан «подрабатывают» политологами, экономистами и социальными психологами. Чуть ли не на каждой кухне можно услышать развернутое объяснение того, что происходит в России, на Украине, на всей планете. Мы не только способны оценить событие (самым объективным образом! По крайней мере, нам так кажется.), но и объяснить, что творится в голове у каждого из участников. Правда, на самом деле, это у нас редко получается сделать. Уж слишком много ловушек разбросано внутри нашего сознания. За минувшее столетие психологи экспериментально установили множество закономерностей нашего мышления.

01. Другие всегда одинаковы

Научное название эффект гомогенности аутгруппы.
Самая простая иллюстрация: нам кажется, что у нас, у европейцев, лица очень разные, а вот китайцы или негры все одинаковые. Или еще пример. Задайте любому жителю Центральной России простой вопрос: «Какого цвета волосы у чеченцев?» И вы тут же получите однозначный ответ: «Черные. Какие же еще?» Но у чеченцев волосы могут быть и черными, и медно-рыжими, и русыми.
То же самое происходит на уровне социальных характеристик. Адвокаты, полицейские, западные украинцы, рыбаки, жители сел, американцы, оппозиционеры… Нам кажется, что это единая масса с общими взглядами на жизнь и единым психологическим устройством.

Как работает

Разделение мира на «своих» и «чужих» выработалось еще в давние времена. Палеонтолог Александр Марков в своей книге «Эволюция человека» ссылается на эксперимент с обезьянами, которым показывали фотографии разных зверей — как обезьян того же вида, так и слонов, бегемотов, жирафов. Когда животное видело сородичей, то задерживало взгляд и рассматривало каждую фотографию как нечто новое. А вот слоны и бегемоты интереса не вызывали: зачем смотреть картинки, если там один и тот же зверь? У человека к этому врожденному механизму добавляется так называемый принцип когнитивной экономии.

Наш мозг очень ленив и всячески стремится сократить объем перерабатываемой информации. Зачем анализировать психологию каждого отдельного чиновника или полицейского, когда можно использовать простую схему: раз он относится к этой профессиональной группе, значит, он циничный, жадный, уверенный в себе, любит Путина1 и так далее.

02. Все немножко безумны
В психологии это называется субъективная ценность, иррациональной выбор. Понять действия других очень просто. Люди делают то, что им выгодно. Они предпочитают продавать подороже и покупать подешевле. Кто платит, тот и заказывает музыку. К счастью (или к сожалению), эта модель редко когда работает.Но реальные люди очень часто поступают абсолютно иррационально, совершая то, что, по идее, им невыгодно. Это относится и к торговле, и к политике, и к личным отношениям. Детально иррациональность потребителей описал в свое время психолог Даниэль Канеман, за что получил Нобелевскую премию по экономике.

Как это работает

Ценность принятого решения не исчисляется в рублях и долларах. Люди делают выбор, задействуя кучу факторов: эмоциональный фон, сравнение с окружающими, собственный опыт, культурные нормы и многое другое.

03. Плохие ситуации встречаются чаще, чем плохие люди
Называется это фундаментальная ошибка каузальной атрибуции. Зубодробительное название лишний раз показывает, что психология — это все-таки наука, а не досужие разговоры о смысле жизни. Если перевести на человеческий язык, то «каузальная атрибуция» — это про то, как мы объясняем причины поступков других людей или самих себя. Фундаментальная она потому, что встречается очень часто, а ошибка — она и есть ошибка.

Примеры
Представьте, что перед вами двое незнакомых мужчин. Один сурово произносит: «Все должно быть сделано так, как я сказал». Другой покорно кивает. Что мы можем предположить? Первый, скорее всего, человек авторитарный, любит командовать, стремится все контролировать, имеет решительный характер. Второй же наверняка труслив, обладает заниженной самооценкой, склонен подчиняться. Правильно?

Но ведь поведение этих двоих может быть связано вовсе не с их характером, а с конкретной ситуацией. Самое простое: один начальник, а другой подчиненный. Причем босс на самом деле человек мягкий и нерешительный, просто сегодня его попросили быть построже. А может, он и не начальник вовсе, а просто ответственный за проект. Тот же, кто покорно кивает, вполне вероятно, в другой ситуации окажется тираном и деспотом, просто сейчас он опоздал на работу, ощущает свою вину и поэтому не возражает. Вдобавок мы не можем исключить, что вчера он смешал коньяк с сухим вином или пивом, и теперь у него такое тяжкое похмелье, что силы есть только на кивание.

И даже зная, что человеку такое поведение навязано извне, мы продолжаем подозревать, что дело не в ситуации, а в характере. Классический эксперимент на эту тему был проведен психологами Эдуардом Джоунсом и Виктором Гаррисом еще в конце шестидесятых. Группе студентов нужно было произнести речь о Фиделе Кастро. Одним по жребию выпала задача его хвалить, другим ругать. Никакой связи с реальными политическими пристрастиями не было. Еще одна группа слушала эти выступления и должна была оценить, как на самом деле человек относится к кубинскому лидеру. И хотя наблюдатели знали, как распределились роли, они все равно были склонны считать, что люди, которым случайно выпало защищать Фиделя, в реальности ему тоже симпатизируют, и наоборот.

Этот эксперимент социальные психологи повторяли много раз в самых разных формах. И результат был всегда один: оценивая причины поступков других, люди склонны преувеличивать роль особенностей характера и приуменьшать влияние социальной ситуации. Человек, взявший в руки оружие, агрессивен и жесток, а жертвующий деньги сиротам — добр и отзывчив. Для большинства это истина и они даже допустить не могут, что их мнение может быть субъективно.

От этой ошибки не застрахованы даже сами ученые. Социальный психолог Дэвид Майерс признается в своей книге: «Однажды мне довелось помогать интервьюеру, проводившему отбор сотрудников на факультет. Одного претендента мы интервьюировали вшестером, и у каждого из нас была возможность задать ему два или три вопроса. Я ушел, думая: “Какой он зажатый, неуклюжий человек”. Со вторым кандидатом мы встретились с глазу на глаз за чашкой кофе, и сразу же оказалось, что у нас есть общий близкий друг. Наша беседа продолжалась, я все больше и больше восхищался тем, какой она “сердечный, обаятельный и располагающий к себе человек”».

Как работает
Одна из гипотез, объясняющих фундаментальную ошибку атрибуции, гласит, что все дело в фигуре и фоне. Для нас самое заметное — это поведение. Какие обстоятельства стоят за теми или иными действиями, со стороны не очень видно. Совсем другое дело, когда речь идет о нас. Вот если мы сами на кого-то кричим, то это вовсе не из-за нашей истеричности, а потому что нас достали. А если на чьем-то дне рождения мы сидим в уголочке, избегая общего веселья, то это не от стеснительности или сильной интроверсии, а от усталости после рабочего дня, да и компания подобралась неинтересная.

04. У хороших людей не бывает неприятностей
В психологии это называется иллюзия справедливого мира.
Например. Шла девушка ночью через парк, на нее набросился отморозок и изнасиловал. Конечно, нам жалко жертву, но при этом проскакиевают мыслишки: «Зачем она через парк ночью потащилась?», «Нечего было в короткой юбке ходить!», «Может, это ее знакомый был, и она его на секс спровоцировала…»

То же самое с любыми другими жертвами. Бездомный на улице? Наверное, пропил квартиру. Избили хулиганы? Наверное, спровоцировал их как-то. Страна объята войной? А нечего было бардак разводить и сомнительных политиков поддерживать.

Хочется процитировать Сергея Довлатова: «Когда забрали жившего ниже этажом хормейстера Лялина, отец припомнил, что Лялин был антисемитом. Когда арестовали филолога Рогинского, то выяснилось, что Рогинский пил. Конферансье Зацепин нетактично обращался с женщинами. Гример Сидельников вообще предпочитал мужчин. А кинодраматург Шапиро, будучи евреем, держался с невероятным апломбом…»

Как работает
Вокруг очень много боли и трагедий. Переживать это все безумно тяжело, можно с ума сойти или как минимум уйти в запой. Абстрагироваться от этого — станешь бесчувственным циником. Остается только успокаивать себя тем, что жертвы отчасти заслужили свою участь.Еще в человеке может проснуться героическое начало. Мол, если в мире есть несправедливость, то я должен с ней бороться. Но со всей мерзостью справиться все равно не получится. А раз я не могу немедленно вступить в схватку с драконом, пожирающим невинных девиц, значит, эти девицы не такие уж невинные.

Автор : Сергей Криндач.
Запись опубликована  рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

krinda4.livejournal.com

Психология. Тренировочный тест - Декан-НН

1. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает _____________ психология:
педагогическая
социальная
общая
дифференциальная

2. Метод _____ предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей:
тестов
независимых характеристик
анализа продуктов деятельности
наблюдения

3. Волевое и личностное развитие человека в онтогенезе:
предопределены анатомо-физиологическими особенностями нервной системы
генетически ограничены
не имеют предела
определяются только влиянием наследственности

4. Автором типологии личности по типам акцентуации характера является:
К. Леонгард
Э.Берн
У.Джемс
Р.Бернс

4. Когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, это свидетельствует о:
истероидной акцентуации характера
целеустремленности субъекта
завышенном уровне притязаний
повышенном уровне тревожности

5. Социальные нормы, установки, моральные ценности общества, в котором живет человек, согласно концепции о структуре личности основоположника психоанализа З.Фрейда, содержит:
ид
эго
суперэго
персона

6. Критерием психического А.Н. Леонтьев назвал:
раздражимость
чувствительность
инсайт
эмоции

7. К механизмам социальной перцепции относят (два правильных ответа):
интерференцию
интериоризацию
рефлексию
идентификацию

8. Процесс возникновения и исторического развития (эволюции) психики и поведения животных, возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества называется:
социогенезом
антропогенезом
онтогенезом
филогенезом

9. Деятельности человека свойственны (два правильных ответа):
предметность
импульсивность
немотивированность
субъектность

10. Условием возникновения непроизвольного внимания являются следующие особенности объектов (два правильных ответа):
новизна и необычность
целевая установка
волевое усилие
динамичность объекта

11. С репродуктивным воображением соотносятся такие направления в искусстве как (два правильных ответа):
натурализм
реализм
абстракционизм
импрессионизм

12. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения, называется(ются):
темпераментом
способностью
задатками
характером

nn.dekane.ru

Настойчивость и упорство в достижении цели

Большинство людей слабы, недостаточно упорны и недостаточно настойчивы, часто пасуют перед трудностями и лишают себя возможности добиться большего в своей жизни. Настойчивость и упорство в достижении цели.

«Настойчивость через скалы проходит»

Упорство и настойчивость – это очень важные и очень сильные волевые личностные качества, которые помогают человеку добиваться поставленных целей, успеха и побеждать. Однако большинство людей недостаточно упорны и недостаточно настойчивы, часто пасуют перед трудностями и тем самым лишают себя возможности добиться большего в своей жизни.

Люди, которые не умеют проявить настойчивость зачастую рано сдаются, отступают и проигрывают, вместо того чтобы идти до конца и добиваться желаемых результатов. Поэтому упорство и настойчивость необходимо развивать, эти качества должны быть в каждом уважающем себя человеке.

Что такое упорство и настойчивость?

Упорство – это способность человека добиваться конкретных целей, невзирая на всевозможные препятствия и неудачи. Упорные люди стрессоустойчивы, они способны проявлять решительный характер, особенно в ситуациях предстоящего выбора, при решении стоящих в настоящее время перед ними задач.

Важно не путать упорство с упрямством. Упрямство не позволяет человеку быть гибким при решении тех или иных стоящих перед ним трудностей, упрямство способствует совершению одних и тех же ошибок, тогда как упорство и настойчивость заставляет человека искать возможность обойти все препятствия.

Таким образом, упорный человек прилагает волевые усилия и преодолевает встречающиеся трудности для реализации важной для него конкретной и близкой цели. Благодаря настойчивости человек предпринимает одну попытку за другой, пробует снова и снова, раз за разом сделать то, что ему нужно, но при этом учитывает все свои прошлые ошибки и неудачи, остается гибким в преодолении трудностей.

Настойчивость – это качество личности, которое позволяет человеку преследовать отдаленные, долговременные цели, для достижения которых необходимо прилагать большие усилия и терпение к неудачам. Настойчивость происходит от слов – «настоять на своем».

Настойчивость личности проявляется в способности преодолевать жизненные препятствия в течение продолжительного времени. Настойчивый человек без сомнений и колебаний идет к намеченной цели и не отказывается от нее из-за различных трудностей, которые могут возникнуть на его пути.

В отличие от упорства, настойчивость требует от человека систематического проявления силы воли, для достижения отдаленной по времени цели. Упорный человек для достижения близких целей идет к более значительной цели, таким образом проявляя настойчивость.

Развитие смелости. Как проявить смелость?

Без упорства и настойчивости сложно добиться успеха в жизни. Без упорства и настойчивости невозможно сформировать крепкий несгибаемый характер, и абсолютно невозможно стать победителем.

Ведь жизнь состоит из огромного числа проблем, неудач и ошибок, с которыми абсолютно каждый человек постоянно сталкивается. И если мы не научимся быть достаточно упорными и настойчивыми, мы не сможем справиться, даже с мелкими проблемами, не говоря уже про достижение определенных целей.

Как проявить настойчивость?

Очень важно быть активным.

Нашему организму только дай возможность расслабиться и тогда он всячески будет убеждать нас не тревожить его. Мы слишком быстро привыкаем к хорошему, а нам всегда и во всем нужно знать меру. В этом смысле понедельник не является тяжелым днем, просто воскресенье слишком расслабляет нас.

Чтобы проявить настойчивость надо уметь правильно относиться к критике.

Если вам не удается избавиться от негативного окружения, постарайтесь тогда извлекать пользу из каждого критического замечания. Если таковой возможности не найдется, тогда научитесь не обращать внимания на подобные высказывания и людей, которые пытаются подорвать вашу веру в себя. Пусть это будет вашей маленькой целью, для достижения которой вы сможете проявить настойчивость

Важно не отступать и не сдаваться ни при каких обстоятельствах, пусть даже иногда ваше упорство и настойчивость будет походить на упрямство, которое подразумевает совершение человеком одних и тех же безуспешных действий. Главное, чтобы вы сами чувствовали себя сильным, несгибаемым человеком, которого невозможно сломать морально. Старайтесь всегда доводить все начатые дела до конца, чтобы таким образом доказывать себе, что у вас бойцовский характер, что вы сильная личность, чтобы вы можете бороться столько, сколько у вас хватит сил.

Формирование настойчивости в достижении цели

1. Настойчивость всегда идет рука об руку с целеустремленностью

Поэтому учитесь ставить перед собой правильные цели. Многие люди совершают большую ошибку, ставя перед собой слишком много целей или слишком нереальные цели. Если мы поставим перед собой слишком много целей, то это снижает вероятность того, что мы достигнем каждой из них в отдельности. Ведь наши силы, наше время и вообще наши ресурсы не безграничны. Впоследствии каждая такая неудача в достижении той или иной цели будет больно бить по самолюбию, по волевым качествам, и по проявлению настойчивости в осуществлении последующих целей.

Необходимо определиться с действительно желаемой целью, чтобы движение вперед не останавливалось и ничего не мешало проявить настойчивость. Цель необходимо максимально четко себе представить. Ваша цель должна быть конкретной и реальной. Не планируйте сдвинуть Луну с ее орбиты. Всё что необходимо, чтобы проявить настойчивость — это составить план действий так, чтобы использовать разнообразные способы в достижении цели.

2. Не торопитесь в постановке целей

Поставьте для начала маленькую цель и достигните ее. В следующий раз поставьте цель побольше и снова достигните ее. И таким образом, можно развить настойчивость до невероятных высот. Например, вы постоянно опаздываете на работу – поставьте цель приходить вовремя 5 дней подряд. Потом когда достигните этой цели, поставьте перед собой более сложную цель – быть пунктуальным месяц. И так далее. Этот же прием применим для достижения любой цели.

Основная причина, из-за которой большинство не может развить в себе настойчивость, заключается в том, что многие люди убегают от своих проблем или откладывают их на потом, не решая, а просто обсуждая саму проблему. Начните действовать, а не размышлять о проблеме и трудностях.

Лучший метод формирования настойчивости — это научиться принимать решения, не откладывая их в долгий ящик. Принимайте решения быстро, но торопитесь их менять, так как тот, кто часто передумывает или сомневается, просто не уверен в себе. Если вы приняли решение и знаете, что вам это нужно, дайте себе слово, что не измените своего решения в ближайшее время.

3. Прощайте себе минутные слабости, но делайте из этого выводы

Конечно, бывает так, что наступают периоды слабости, плохого настроения, апатии или даже малодушия, когда ничего не хочется делать, а работа становится просто мучением. Если вы сломались, то это не значит, что потом вы не сможете снова собраться и настроиться на достижение цели. Займитесь пока чем-нибудь другим, отвлекитесь, наберитесь сил для последующей настойчивости в достижении цели.

4. Обязательно верьте в себя

Формирование настойчивости невозможно без уверенности в себе, без веры в достижение своих результатов и своих побед.

mensby.com

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕНИЯ - История развития научной психологии 1 предмет и методы психологии 2


ВОПРОС

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

_______ присущи такие интеллектуально-познавательные национально-психологические особенности, как высокая способность к интеллектуальному восприятию мира, слабая скорость мыслительных операций, нелюбовь к абстрактным умозаключениям, интеллектуальный практицизм.

Англичанам

Автором концепции о самоактуализирующейся личности является …

А. Маслоу

Автором типологии личности по типам акцентуации характера является …

К. Леонгард

В теории …… личность образуется тремя структурными компонентами: ид (оно), эго (я), суперэго (сверх-я)

З.Фрейда

Ведущим компонентом в структуре личности является …

направленность

Главным в характеристике личности является ее _____ сущность.

общественная

Динамическая структура личности, элементами которой являются: 1) направленность; 2) опыт; 3) особенности психических процессов; 4) биопсихические свойства, выделена …

К.К. Платоновым

Дискриминационные действия, оскорбляющие людей лишь на том основании, что они принадлежат к определенной расовой группе, носят название …

расизма

Интересы – это эмоциональные проявления ________ потребностей человека.

познавательных

Когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели свидетельствует о …

завышенном уровне притязаний

Компонент самосознания личности, представляющий собой интеллектуальное познание себя, называется …

самопознанием

Личностный смысл понимается как ________ отношение личности к явлениям объективной действительности.

субъективное

По Э.Эриксону в возрасте 20 лет в процессе неконструктивного разрешения жизненного кризиса формируется …

психологическая изолированность

Подход к определению личности, базирующийся на взаимодействии внутренних и внешних факторов, а также собственной активности субъекта, называется …

интерактивным

Система отношений личности к социально-политическим и нравственным нормам общества проявляется в …

ценностных ориентациях

Социальные нормы, установки, моральные ценности общества, в котором живет человек, согласно концепции о структуре личности основоположника психоанализа З.Фрейда, содержит …

Суперэго

Сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей, называют …

индивидуальностью

Сторонниками типологического направления в исследовании личности являются …

К. Хорни

Установите соответствие между понятиями и их определениями.

  1. Индивид

  2. Личность

  3. Индивидуальность

1 отдельный представитель человеческой общности

2 системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи, формирующееся в совместной деятельности и в общении

3 те индивидные и личностные свойства человека и их сочетание, которые отличают данного человека от других людей


Установите соответствие между учеными-неофрейдистами и выделенными ими источниками поступков людей.

1. К. Лоренц

2. А. Адлер

3. К. Хорни

4. К. Юнг


1 агрессивность человека

2 стремление к власти и социальному контролю

3 стремление к самореализации в культуре

4 архетипы поведения и мышления, заложенные в культуре


Чрезмерная обеспокоенность человека своим здоровьем, когда он обнаруживает у себя любые болезни и испытывает болезненные ощущения в отсутствие объективных причин, носит название …

ипохондрии

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

Волевое и личностное развитие человека в онтогенезе …

не имеют предела

Переживания большой силой с коротким периодом протекания называется …

аффектами

Способность человека осуществлять деятельность в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу, - это …

  • самообладание

Установите последовательность выполнения сложного волевого акта

1 побуждение к совершению волевого действия

2 представление и осмысление цели действия

3 намерение осуществить данное действие

4 выполнение принятого решения


Установите соответствие между видами стресса и их описанием (по П.Т. Вонгу)

  1. Рабочий стресс

  2. Общественный стресс

  3. Личностный стресс

  4. Экологический стресс

1. связан с тяжелой рабочей нагрузкой, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом

2. относится к проблемам, которые переживают большие группы людей

3. проявляется в связи с такими явлениями, как нарушение здоровья, плохие привычки, скука

4. обусловлен воздействием экстремальных условий окружающей среды


Установите соответствие между видами чувств и конкретными их проявлениями.
1. Астенические чувства.
2. Стенические чувства.
3. Положительные чувства.
4. Отрицательные чувства.

  1. переживания, снижающие активность личности

  2. переживания, повышающие активность личности

  3. переживания, возникающие в ответ на удовлетворение потребности

  4. переживания, свидетельствующие о неудовлетворении потребности

Установите соответствие между волевыми качествами личности и их определениями.

1. Целеустремленность

2. Настойчивость

3. Самостоятельность

4. Решительность


1. сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности

2. умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями

3. умение не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений

4. умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения


Установите соответствие между волевыми качествами личности и их определениями.
1. Выдержка.
2. Смелость.
3. Организованность.
4. Дисциплинированность.

  1. умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения

  2. умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия или даже жизни

  3. разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности

  4. сознательное подчинение своего поведения, общепринятым нормам, установленному порядку

Установите соответствие между высшими чувствами и конкретными их проявлениями

  1. Интеллектуальные чувства

  2. Нравственные чувства

  3. Эстетические чувства

  4. Морально-политические чувства

  1. Любознательность

  2. Гуманность

  3. Восторг

  4. Патриотизм

Установите соответствие между основными компонентами волевого действия и их характеристикой.

1. Желание

2. Влечение

3. Намерение

4. Волевое усилие


1. существующее идеально содержание потребности

2. переходное состояние, переживаемое как специфическое тягостное состояние в виде тоски или неопределенности

3. внутренняя подготовка отсроченного действия, представляющая собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели

4. форма эмоционального стресса, мобилизующая внутренние ресурсы человека и создающая дополнительные мотивы к действию по достижению цели


Установите соответствие между основными эмоциями и их определениями.

1. Страх

2. Гнев

3. Удивление

4. Стыд


1. отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности

2. отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности

3. не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства

4. отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении


Установите соответствие между основными этапами волевого действия и проявляемыми на данном этапе волевыми качествами личности.

1. Побуждение волевого действия

2. Борьба мотивов

3. Волевое усилие

4. Исполнение решения


1 инициативность

2 решительность

3 настойчивость

4 энергичность


Установите соответствие между отрицательными волевыми качествами личности и их проявлением на этапе принятия решения в волевом действии.
1. Слабоволие.
2. Нерешительность.
3. Внушаемость.
4. Податливость.

  1. характеризуется принятием решения без стремления к выполнению

  2. связана с отсутствием принятия решения или часто меняющимся решением

  3. проявляется в принятии решения, данного извне

  4. выражается в легко меняющихся решениях

Установите соответствие между сложными психическими состояниями, включающими эмоции, и их определениями.
1. Апатия.
2. Вдохновение.
3. Депрессия.
4. Трагизм.

  1. психическое состояние, вызванное утомлением, тяжелым переживанием или заболеванием, проявляющееся в потере интереса и безразличии к окружающему

  2. психические состояние, в состав которого входят стенические эмоции и творческое мышление

  3. подавленное настроение, связанное со снижением побуждений, заторможенностью движений

  4. эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром

Установите соответствие между сложными психическими состояниями, включающими эмоции, и их определениями.
1. Юмор.
2. Ирония.
3. Сатира.
4. Сарказм.

  1. эмоциональное проявление такого отношения к чему-либо или к кому-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доброго

  2. сочетание смеха и неуважительного отношения, чаще всего пренебрежительного

  3. обличение, определенно содержащее осуждение объекта

  4. выраженное проявление недоброго, злого

Установите соответствие между учеными-неофрейдистами и выделенными ими источниками поступков людей.
1. К. Лоренц
2. А. Адлер
3. К. Хорни
4. К. Юнг

  1. агрессивность человека

  2. стремление к власти и социальному контролю

  3. стремление к самореализации в культуре

  4. архетипы поведения и мышления, заложенные в культуре

Установите соответствие между учеными и предложенными ими основными теориями эмоций

  1. Ч. Дарвин

  2. С. Шехтер

  3. У. Кэннон

  4. П.В. Симонов

1. эволюционная

2. когнитивно-физиологическая

3. психоорганическая

4. информационная


Установите соответствие между формами переживания чувств и их характеристиками.

  1. Аффекты

  2. Страсть

  3. Фрустрация

  4. Стресс

1 кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения

2 быстро возникающие, сильные, устойчивые, глубокие чувства, определяющие направление мыслей и поступков человека

3 психическое состояние, возникающее в ответ на появление объективно или субъективно непреодолимого препятствия на пути удовлетворения какой-то потребности

4 состояние человека, возникающее в ответ на экстремальное воздействие


Установите соответствие между формами протекания эмоциональных состояний и их определениями.

1. Настроение

2. Эмоции

3. Аффект

4. Фрустрация


1. общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека

2. непосредственное временное переживание какого-либо чувства

3. сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов

4. состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути достижения цели


Установите соответствие между функциями эмоций и их описанием.

1. Приспособительская функция

2. Отражательная функция

3. Переключательная функция

4. Коммуникативная функция


1. помогает устанавливать значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей

2. чувства позволяют дать обобщенную оценку событий, определить полезность и вредность воздействующих на него факторов

3. особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, когда возникает противоречие между инстинктом самосохранения и социальными мотивами, когда привлекательность мотива направляет деятельность человека в ту или иную сторону

4. мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим, информировать их о своем отношении к предметам


Устойчивое, сравнительно продолжительное эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности и поведении, называется …

настроением

Чрезмерная обеспокоенность человека своим здоровьем, когда он обнаруживает у себя любые болезни и испытывает болезненные ощущения в отсутствие объективных причин, носит название …

ипохондрии

Чувства, связанные с познавательной деятельностью человека называются …

интеллектуальными

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Авторами конституционных типологий темперамента являются …

  • Э.Кречмер

  • У.Шелдон

В типологиях Э. Кречмера и У. Шелдона астеническое телосложение соответствует _______ и ______ типам темперамента.

  • Шизотимический

  • церебротонический

Задатки обусловливают ______ и ______.

  •  уровень достижения

  •  быстроту развития

Знание себя в образе «Я» человека составляет … компонент

когнитивный

Исключительная, наивысшая степень одаренности, выражающаяся в качественно новых, уникальных результатах, достигнутых в одной или нескольких областях деятельности, называется …

гениальностью

К выразительным признакам характера относятся ________ , ________.

  • поступки и действия

  • внешний облик

К интеллектуальным чертам характера относятся …

  • глубокомыслие

  • любознательность

К основным формам направленности личности относят …

  • убеждение

  • интерес

К специальным способностям относятся

  • математические способности

  • технические способности

Определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-либо животным, а затем отождествляя его характер с характером животного, предлагали …

  • Аристотель

  • Платон

Основными компонентами темперамента являются _____ и _____.

  • Моторика

  • эмоциональность

По мнению И.П. Павлова, сангвиническому темпераменту соответствует … тип высшей нервной деятельности

сильный, уравновешенный, подвижный

Положение о том, что темперамент является природной основой характера, предложено …

  • Л. С. Выготским

  • Б. Г. Ананьевым

Преобладание желчи, по К.Галену, характерно для таких типов темперамента, как …

  • меланхолик

  • холерик

Признаками способностей являются ______, ______.

  • Скорость

  • качество

Психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов, называется

темпераментом

Сильными уравновешенными типами темперамента являются …

  • сангвинический

  • флегматический

Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения, называется(ются) …

характером

Социальная типология характера, предложенная Э. Фроммом, основана на отношении человека к ______ и _______.

  • жизни, обществу

  • нравственным ценностям

Способности, обеспечивающие успехи человека в различных видах деятельности, называются …

общими

Установите соответствие между типом высшей нервной деятельности (по И.П. Павлову) и типом темперамента.

  1. Инертный

  2. Слабый

  3. Сильный

  4. Безудержный

1 флегматический темперамент

2 меланхолический темперамент

3 сангвинический темперамент

4 холерический темперамент


Характер человека проявляется в системе отношений. К проявлению отношения к собственности можно отнести такие черты характера, как …

  • расточительность

  • аккуратность

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Асположите виды сценариев, используемых в общении (по Э.Берну), от простых до сложных

1. ритуал

2. времяпрепровождение

3. игры

4. деятельность


Взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера, называется …

общением

Дискуссия включает в себя ряд этапов…

  1. вступление в контакт

  2. уточнение мнений участников

  3. конфронтация участников

  4. установление согласия благодаря выбору оптимального решения

К механизмам социальной перцепции относят

  • рефлексию

  • идентификацию

К разновидностям информационной речи относятся …

  • доклад

  • инструкция

К устным монологическим видам делового общения относятся …

        • приветственная речь

        • торговая речь

Механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанника является …

эмпатия

Модель «Окно Джохари» включает 4 элемента, содержащие сведения об индивиде. Расположите их по степени убывания известности сведений о себе индивиду и окружающим.

  1. открытая зона

  2. слепая зона

  3. скрытая зона

  4. неизвестная зона

Обмен информацией между общающимися является характеристикой … стороны общения

коммуникативной

По тематике деловые совещания бывают …

  • административными

  • кадровыми

Расположите в правильной последовательности элементы модели коммуникативного процесса.

  1. Коммуникатор

  2. сообщение (текст)

  3. канал

  4. аудитория

  5. обратная связь

Распределите в нужной последовательности компоненты коммуникативного процесса от начала до его завершения.

1. замысел сообщения

2. кодификация сообщения

3. собственно сообщение

4. декодификация сообщения


Распределите виды общения от самого формального до самого близкого.

1. «контакт масок»

2. ролевое общение

3. деловое общение

4. межличностное общение


Расположите виды сценариев, используемых в общении (по Э. Берну), от простых до сложных.

  1. Ритуал

  2. Времяпрепровождение

  3. Игры

  4. Деятельность

Распределите зоны межличностного общения между собеседниками от самого дальнего до самого близкого.

  1. публичное расстояние

  2. социальное расстояние

  3. личное расстояние

  4. интимное расстояние

Распределите обязательные составные части поздравительной речи от начала до ее завершения.

1. обращение

2. характеристика события

3. краткий рассказ о юбиляре

4. добрые пожелания


Распределите средства манипулятивного воздействия в том порядке, в каком они включаются в процесс манипуляции.

  1. отвлечение внимания собеседника

  2. намек на свои широкие связи и возможности

  3. поиск слабостей собеседника

  4. давление по различным линиям, настойчивость

Распределите типы взаимоотношений, по А. Ковалеву, от объектного к субъектному

  1. доминирование

  2. манипуляция

  3. соперничество

  4. партнерство

Распределите этапы общения от начала общения до его завершения.

  1. потребность в общении

  2. ориентировка в целях и ситуации общения

  3. планирование содержания общения

  4. восприятие ответной реакции

Расположите этапы коммуникационного процесса по порядку.

  1. начало обмена информацией

  2. воплощение идеи в слова, символы, сообщение

  3. передача информации через использование выбранных каналов связи

  4. декодирование информации

  5. отклик получателя на полученную информацию

Расположите этапы развития общения в онтогенезе по порядку.

  1. биологическое по содержанию, контактное общение

  2. начальный этап познавательного общения

  3. возникновение координированного вербально-невербального общения

  4. появление делового и игрового общения

  5. развитие сюжетно-ролевого общения

Распределите этапы подготовки к публичному выступлению от начала подготовки до ее завершения.

1. выбор темы и определение целевой установки

2. подбор материала, подготовка плана выступления

3. работа над композицией, написание текста выступления

4. овладение материалом выступления


Установите соответствие между видами общения и основаниями для их классификации.

  1. По количеству участников

  2. По способу общения

  3. По положению общающихся

  4. По условиям общения

1 межличностное, групповое

2 вербальное, невербальное

3 контактное, дистантное

4 официальное, неофициальное


Установите соответствие между зонами общения и расстояниями между партнерами.

  1. Зона публичного общения

  2. Зона интимного общения

  3. Зона формального общения

1 более 3 м

2 0,5 м

3 1,5 – 3 м


Целью деловых переговоров является …

  • заключение соглашения

  • координация совместных действий

Я. Щепаньский построил структуру взаимодействия с описанием ступеней ее развития. Расположите ступени развития по порядку.

  1. пространственный контакт

  2. психический контакт

  3. социальный контакт

  4. взаимодействие

  5. социальное отношение

topuch.ru

Самооценка, уровень притязаний и фрустрации

Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которого зависит, скромны мы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоенны, застенчивы или кичливы.

У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т. е. каждому хочется уважать себя. У людей, страдающих неврозами, самооценка чаще бывает завышенной или заниженной, а иногда даже крайней (самый добрый, самый стеснительный, самый честный). Люди с истерическими проявлениями высказывают такие суждения: «Я гораздо умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и самый больной».

Завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимает близко к сердцу). Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес. Излишне низкая самооценка человека влечет за собой чрезмерную его зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, проявляется робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих, формируется «комплекс неполноценности», поведение «неудачника».

На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве — отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14—15 годам подросток овладевает умением самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя («Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит, я способный» и т. п.). Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.

Уровень притязаний — тот уровень трудности задания, который человек обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения. На уровень притязания оказывает влияние динамика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень притязания может быть адекватным (человек выбирает цели, которые реально может достичь, которые соответствуют его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным, заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.

Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком простые, легкие цели (хотя он мог бы достичь значительно более высоких) возможен при низкой самооценке (человек не верит в себя, низко оценивает свои способности, возможности, чувствует себя «неполноценным»), но также возможен и при высокой самооценке (когда человек знает, что он умный, способный, но цели выбирает попроще, чтобы не «перетруждаться», «не высовываться», проявляя своеобразную «социальную хитрость»). Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, к разочарованию, фрустрациям.

Самоуважение — обобщенное отношение личности к самой себе, прямо пропорционально количеству достигнутых успехов и обратно пропорционально уровню притязаний (самоуважение = успех/притязание), т. е. чем выше притязание, тем большими должны быть достижения человека, чтоб он мог себя уважать.

Если человек выдвигает нереалистические притязания, он часто сталкивается с непреодолимыми препятствиями на пути к достижению цели, терпит неудачи, испытывает фрустрацию.

Фрустрации — специфические эмоциональные состояния человека, возникающие в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели. Фрустрация проявляется как агрессия, озлобленность, которая может быть направлена на других («агрессивная фрустрация»), либо на себя, обвиняет в неудачах самого себя (регрессивная фрустрация). Часто повторяющиеся состояния фрустрации могут закрепить в личности человека некоторые характерные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность — у одних; вялость, неверие в себя, «комплекс неполноценности», безразличие, безынициативность — у других. Если человек длительное время не выходит из фрустрационного состояния, то формируется невроз — болезнь, возникающая вследствие конфликта человека с окружающей средой на почве столкновений желаний человека и действительности, которая их не удовлетворяет.

psyera.ru

Мотивационные характеристики личности. Интересы, склонности, убеждения, идеалы, притязания и ожидания.



Интересы личности — это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. У человека интересы обнаруживаются в желании глубже познать значимые объекты, понять их.

Роль интересов в мотивации очень велика, так как они побуждают работника к деятельности, отвечающей его потребностям, тем самым заставляя личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей "жажды знания и понимания".

Удовлетворение интереса к объекту, обладающему устойчивой значимостью, как правило, не приводит к угасанию интереса, а может обогатить и углубить его, вызвать возникновение новых интересов. Интересы являются постоянным побудительным "механизмом" познания. Классифицируют интересы по содержанию цели, широте и степени устойчивости.

По содержанию интересы распределяются на личные, общественные, профессиональные, учебные, деловые и др.

В зависимости от цели интересы подразделяют на непосредственные и опосредованные. Непосредственные интересы вызываются эмоциональной привлекательностью значимого объекта, а опосредованные возникают тогда, когда реальное значение объекта и его значимость для личности совпадают. Далеко не все компоненты трудовой деятельности эмоционально привлекательны: есть трудная, грязная, монотонная, неинтересная работа. Поэтому всегда актуальной является задача формирования опосредованных интересов, которые играют ведущую роль в сознательной организации процесса труда.

Интересы различают также по широте. У одних людей они концентрируются в одной области, у других оказываются распределенными между многими объектами, которые имеют для них устойчивую значимость. Разбросанность интересов нередко расценивают как отрицательную черту личности, однако ошибочно трактовать их широту как недостаток. Как показывают наблюдения, гармоничное развитие личности предполагает широту, а не узость интересов. Ценной особенностью личности является так называемая бифокальность (или многофокусность) интересов, когда содержательные интересы располагаются в двух (а иногда в трех) не связанных областях деятельности. Такое распределение интересов особенно благоприятно для смены видов деятельности, что является наилучшим средством восстановления затраченной энергии.

Интересы подразделяются также по степени их устойчивости. Устойчивость интереса выражается в длительности сохранения относительно интенсивного интереса. Устойчивые интересы наиболее полно выявляют основные потребности личности и в силу этого становятся существенными чертами ее психологического склада. Такой интерес свидетельствует о пробуждающихся способностях человека. Однако вывод о наличии у человека устойчивого интереса требует глубокого психологического анализа. Внешние проявления у работника интереса, даже достаточно отчетливо выраженные, могут вводить руководителя в заблуждение. Об устойчивости интереса следует судить по косвенным данным; при этом существенно важно преодолеть трудности в осуществлении деятельности, которая сама по себе не вызывает непосредственного интереса, но реализация которой является условием успешного выполнения интересующей человека деятельности.

Некоторая неустойчивость интересов — возрастная особенность молодых, начинающих работников. У них интересы часто принимают характер кратковременных увлечений. Берясь с интересом за одно дело, они, не вникнув в него, через некоторое время загораются новым интересом к другому делу. Интерес молодежи к различным занятиям связан с интенсивным поиском призвания; он помогает проявлять и обнаруживать способности молодых людей.

Склонности — избирательная направленность личности на занятие определенной деятельностью. Основной склонностью человека являются его глубокие устойчивые потребности в той или иной деятельности, а также стремление совершенствовать связанные с определенной деятельностью умения и навыки.

Убеждения — осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии с ее ценностными ориентациями. Содержание потребностей в форме убеждений образует упорядоченную систему взглядов и представляет собой мировоззрение человека, являясь регулятором его сознания и поведения. Убеждения личности выражаются в ее субъективном отношении к собственным поступкам; они связаны с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний, принципов и идеалов, которыми она руководствуется. Убеждения основываются на знаниях прежде всего мировоззренческого характера, которые, будучи тесно переплетенными с волей, составляют содержание мотивов деятельности, формируют установки личности.

Идеалы — чувственные и умозрительные образы, а также способы их построения и оперирования ими, духовные ценности и ориентации человека. Идеалы являются активным началом жизнедеятельности человека.

Притязания представляют собой привычный, обосновывающий поведение человека уровень удовлетворения его потребностей. На базе одной потребности могут сформироваться различные притязания. Так, один человек потребность в пище может удовлетворить, съев бутерброд, у другого же человека нормальное удовлетворение в пище предполагает изысканный обед в дорогом ресторане.

Ожидания конкретизируют притязания применительно к реальной ситуации, определенному поведению и самооценке работника. Основываясь на примерно одинаковых притязаниях, ожидания могут существенно различаться. Например, в условиях экономического спада ожидания работников значительно ниже, чем в обычное время.

При разных уровнях притязаний ожидания работников существенно различаются. Так, ожидания вознаграждения за примерно одинаковый труд у американского и российского специалиста сегодня почти несопоставимы.
В процессе мотивации очень важно учитывать разный уровень притязаний и ожиданий работников. Так, для одного работника,
привыкшего к небольшим заработкам, установление месячного оклада в 10000 р. будет действенным стимулом, мотивирующим добросовестный труд. У другого же, ранее высокооплачиваемого сотрудника, такой размер заработной платы вызовет недовольство и станет демотивирующим фактором.

Уровень притязаний человека определяется тем, какие цели он выбирает для достижения — трудные или легкие. Человек стремится пережить удачу (т. е. удовлетворить возникшую потребность наилучшим способом) и избежать неудачи (неудовлетворения потребности), поэтому чаще всего он определяет уровень своих притязаний где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями, чтобы сохранить для себя определенную перспективу. При этом работники с высоким уровнем притязаний выбирают трудные, порой нереальные цели, а те, у которых уровень притязаний занижен, выбирают легкодостижимые цели и часто удовлетворяются частичным результатом.

Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но также учетом и оценкой прошлых успехов или неудач.

Знание уровня притязаний работника предоставляет широкие возможности лучше понять мотивацию его поведения и осуществлять направленное воздействие, формирующее лучшие качества личности.

В одних случаях существенно важной для руководителя становится задача повышения уровня притязаний работника, так как он невысоко оценивает себя и свои возможности, что создает у него ощущение собственной ущербности, приводит к устойчивой потере уверенности в себе. Повторяющиеся неудачи могут стать причиной общего снижения самооценки, сопровождающегося тяжелыми эмоциональными переживаниями, конфликтами; в такой ситуации работник может "махнуть на себя рукой". Руководитель, который постоянно невысоко и, казалось бы, объективно оценивает его возможности, допускает при этом серьезную ошибку, не учитывая психологию подчиненного, примирившегося с подобным положением. Людям с заниженным уровнем притязаний следует помогать обрести веру в себя, поддерживать, ободрять их, отмечать даже незначительные успехи.

Пути повышения уровня притязаний различны; они зависят от особенностей личности работника, реальных возможностей руководителя и многих других факторов. Такими путями могут быть прямая помощь со стороны руководителя и рабочего коллектива, а также различные приемы создания перспективы для личности. Эти перспективы могут быть выявлены первоначально в другой области, не связанной с той, в которой обнаружились неудачи, с последующим переключением созданной таким образом активности в сферу, где надо повысить уровень притязаний работника и восстановить снизившуюся самооценку.

В других случаях для руководителя важно несколько снизить уровень притязаний работников, особенно тогда, когда они ставят перед собой слишком сложные задачи, их самооценка неоправданно завышена, они зазнаются, у них возникает своеобразный "комплекс превосходства" и т. п. Необходимость решения подобной задачи объясняется не только тем, что работника с неоправданно завышенным уровнем притязаний плохо воспринимает коллектив, но и тем, что его завышенная самооценка, многократно вступая в противоречие с реальными неудачами, порождает острые эмоциональные конфликты. При этом работник, пытаясь игнорировать личные неудачи, часто проявляет упрямство, обижается, ведет себя неадекватно, стремится объяснить свои неудачи чьим-то противодействием, становится подозрительным, озлобленным, агрессивным. При частом повторении подобные психические состояния могут быть закреплены в качестве устойчивых черт личности. В работе с такими людьми нужно аргументированно показывать, что их притязания должны быть более обоснованными и подкрепляться реальными достижениями в труде.

На уровень притязаний человека влияет также наличие информации о результатах его деятельности. Исследования показывают, что пока человек знает результаты своей деятельности, уровень его притязаний более реальный, мотивация деятельности целенаправленна, осмысленна. Как только работник перестает получать такую информацию, он начинает проявлять слепую и случайную активность.

infomanagement.ru

Уровни самооценки | Всё по специальности Менеджмент

Уровни самооценки:
1. Завышенная – трудности общения, пренебрежительное отношение к окружающим, неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, ревнивость, застенчивость, зависть.
2. Крайне завышенная (паранойя) — человек ощущает свое мнимое превосходство, остро воспринимает мелкие обиды, преувеличивает недостатки других, повышенно критичен, недоверчив, подозрителен, жалобщик.
3. Адекватная — человек объективно оценивает себя т свои способности, доверчив, доброжелателен.
4. Низкая — тревожны, ранимы, избегающие общения, представление о себе, как о невезучем, некрасивом, несчастном. Появляется комплекс неполноценности, несамостоятельность, робость, зависимость от других.
5. Крайне заниженная (психастения) — хроническое безволие, нерешительность, боязливость, мнительность, впечатлительность. Все время боятся опоздать, неуспеть, постоянно сомневаются во всем.
Уровни притязаний:
1. Заниженный — когда человек выбирает слишком простые, слишком легкие цели. Это возможно при заниженной самооценке, то есть человек низко оценивает свои способности; и при высокой самоценке, то есть знает что способный, но цели выбирает по проще.
2. Завышенный — человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, что приводит к неудачам.
Если «хочу» и «могу», то есть: идеальные и реальные цели слиты, то это не зрелая личность.
Зрелость — это достаточно высокие идеальные устремления, но в то же время готовность выполнять самые скромные задания.
Адлер: «Человек для компенсации низкой самооценки стремится к власти. Низкую самооценку составляют 5 субъективных негативных качеств:
1. Чувство собственной неважности, незначительности.
2. Чувство моральной неполноценности.
3. Чувство слабости.
4. Чувство посредственности.
5. Чувство индивидуальной неадекватности.»
Для повышения самооценки необходимо действовать, потому что любое дело может изменить отношение к себе. Старайтесь понять и простить тех, кто обидел Вас. Не позволяйте другим критиковать Ваши личностные качества, можно только действия. Спокойно относитесь к неудачам. Нужно составить список собственных положительных качеств.
Эмерсон: «Каждый человек, которого я встречаю, в каком-то отношении превосходит меня, и в этом я могу у него поучиться.»
Но часто чужое превосходство мы признаем неохотно.
Об уровне развития личности судят по тому, способен ли человек без зависти и раздражения принять чье-либо преимущество.
Зимбардо: «Главный источник душевных терзаний — неспособность обычных людей, которых большинство, угнаться за счастливчиками, коих единицы.» «Перестаньте соревноваться и сравнивать! Сравнивая себя с другими, Вы всегда найдете повод для огорчения. Сравнивайте себя с самим собой, но в прошлом. Если сегодня Вы добились большего, чем вчера, значит, Вы преуспели!»

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся 😉

Спасибо!

managment-study.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о