Ценность жизни человека – 4. Смысл и ценность жизни человека

4. Смысл и ценность жизни человека

Имеет ли жизнь человека какой-либо смысл и ценность? Стоит ли жизнь того, чтобы жить? Эти вопросы не покидают страницы философской литературы.

Среди тех, кто положительно решает вопрос о смысла жизни, можно встретить такие ответы: смысл жизни — в согласии с соб­ственной природой и удовлетворении потребностей, в получении наслаждения и радости, в развитии творческих способностей и труде на благо общества. И наконец, можно встретить взгляд, согласно которому смысл жизни — в самом существовании. Уже этот перечень философских мнений свидетельствует о том, насколь­ко противоречивы оценки цели жизни.

Не менее многочисленны и разнообразны отрицательные оцен­ки ценности человеческой жизни. В XIX в. самые пессимистичес­кие оценки жизни дали два немецких философа Шопенгауэр и Э.Гартман. Говоря о пессимизме в оценке жизни, следует дать его определение.

Пессимизм— это философское направление, кото­рое в противоположность оптимизму рассматривает мир с отрица­тельной стороны, как безнадежно погрязший во зле и страдании, а жизнь человека — бессмысленной.

Одно из первых выражений пессимизма дано в Ветхом Завете, в книге Екклезиаст. «Суета сует, — все суета». «Во многой муд­рости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». «И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все — суета и томле­ние духа, и нет от них пользы под солнцем» (11. Гл. 1:2; 1:18; 2:11).

В XIX в. пессимистический взгляд на человека приобрел фи­лософскую направленность. Мир лежит во зле, и человек не в состоянии что-либо изменить. Зло присуще миру в силу его сущ­ности, и жизнь человека неотделима от страдания и скорби.

По мнению Шопенгауэра, в основе мира заложена воля, стрем­ление к внешнему выражению. Мир — это объективация воли. Но всякое стремление имеет своим источником неудовлетворен­ность. Человек проявляет волю в том случае, когда его потребнос­ти не обеспечены и он вынужден действовать в поисках средств их удовлетворения. В свою очередь неудовлетворенность свидетель­ствует о напряжении и страдании. Таким образом, природа чело­века содержит в себе вечное напряжение и страдание, при этом – низменное страдание, своеобразный ненасытный голод.

Удовлетворив свой желудок, человек попадает в объятия скуки, ибо, как правило, в силу своей материальной природы, у людей нет таких возвышенных желаний и потребностей, которые требуют без остатка всей жизни, всех помыслов и каждой минуты.

Страдания жизни обостряются их осознанием. Чем развитее человек, тем глубже его страдания. Шопенгауэр почти дословно повторяет Екклизиаста: кто умножает познания, то умножает и страдания.

С точки зрения Шопенгауэра, даже удовольствие отрицательно, ибо оно иллюзорно, лишено положительного содержания и означает отсутствие страдания. Реально лишь зло, добро есть отрицание зла. Отсутствие страдания человек воспринимает как удовольствие, как добро. Но для мира, для человека существенно не то, что отсутству­ет, а то, что им присуще, это страдания, болезни, горести и мучения.

«Мы похожи на ягнят, которые резвятся на лугу в то время, как мясник выбирает глазами того или другого, — писал Шопенгау­эр, — ибо мы среди счастливых дней не ведаем, какое злополучие готовит нам рок — болезнь, преследование, обеднение, увечье, сле­поту, сумасшествие и т.д.». «Кто хочет подвести итог своей жизни в смысле благополучия, должен вести счет не по пережитым им на­слаждениям, а по количеству избегнутых им зол» (82. С. 106, 198).

Хотя, как думает Шопенгауэр, не жить лучше, чем жить, он не предлагает самоубийство в качестве избавления от мира и страда­ний. Следуя буддийской философии, он предлагает подавление воли, отказ от желаний как лекарство от мирового зла. Мировое зло держит на крючке того человека, который думает жить в свое удовольствие, но оно бессильно против тех, кто добровольно от­казывается от наслаждений, удовольствий, желаний. Идеалом для Шопенгауэра оказывается буддийское бесстрастие.

Другой представитель философского пессимизма — Э.Гартман, который доказывал, что сущностью мира является бессознатель­ное. Оно объективируется в мире, порождая в конечном счете лю­дей с их сознанием. Последние целью жизни считают счастье, но оно недостижимо.

На пути к пониманию этой простой истины люди, по Гартману, проходят три стадии: 1) наивная вера детства, когда верят в достижение в этом мире счастья; 2) юношеские годы, характери­зующиеся убеждением, что счастье возможно после смерти и 3) зрелость с его предположением, что счастье возможно в одном из последующих периодов мирового развития.

Гартман разъяснял, что все эти стадии веры в счастье ложны, так как мир так устроен, что в нем больше зла, чем радости, и его не переделать. Человек не в состоянии избавиться от своих по­требностей, и каждая потребность должна быть удовлетворена. Само удовлетворение потребности — лишь мгновение в непре­рывном обнаружении все новых и новых желаний. Такие жела­ния — существенная черта жизни, ее своеобразное проклятие, делающее пребывание индивида на этом свете трагедией. Даже удовлетворение потребностей — это истощение организма, его нервной системы, органов чувств, разрушение мозга, перенапря­жение сердца и т.д. За все радости, успехи люди должны платить собственным здоровьем, прожитыми годами, истощением интел­лектуальной энергии, деформацией наследственности.

В жизни люди ценят здоровье, молодость, семью, любовь и богатство. Но что они такое? Здоровье — это отсутствие болезни, молодость — отсутствие старости, семья — отсутствие холостяц­кой озабоченности и т.д. Таким образом, здоровье, молодость, семья, любовь и богатство — это всего лишь отрицательные сто­роны болезней, старческой немощи, холостяцкого одиночества, ненависти и бедности. И поэтому не удовольствие, а болезнь, не­мощь, одиночество, ненависть и материальная нужда подлинные хозяева в жизни. Так кому нужна такая жизнь? В чем ее цен­ность? Жизнь в ценностном отношении ниже небытия.

Гартман не верит в пользу мирового прогресса. Культура только портит людей. Самые счастливые народы состоят из дикарей и варваров, а в цивилизованных странах наиболее счастливы необ­разованные люди. Чем больше человек знает, чем он культурнее, тем меньше он доволен жизнью.

Гартман один из первых указал на то, что ни наука, ни искус­ство не делают людей счастливыми. Наука вырождается в теоре­тические конструкции, недоступные для среднего человека, а ее приложения в виде техники несут комфорт, но не надежность и устойчивость в жизни. Что касается искусства, то оно превраща­ется в средство развлечения, в своеобразный опиум, с помощью которого люди пытаются спастись от скуки.

Нет надежды и на мировой прогресс. Тем стадиям иллюзорной веры индивида в счастье, по мнению Гартмана, соответствуют три стадии в жизни человечества: древность, Средние века и Новое время. Гартман заключает: «После трех стадий иллюзий, надеж­ды на положительное счастье человечество, наконец, увидит без­умие своих стремлений и, отказавшись от положительного счас­тья, будет стремиться только к абсолютной безболезненности, к Нирване, к ничто, к уничтожению» (79. С. 421).

При всей оригинальности позиции, на наш взгляд, пессимизм Шопенгауэра и Гартмана недостаточно глубок и обоснован. Ко­нечно, смысл и ценность жизни переосмысливаются в различные исторические эпохи. И своими трудами они как раз обратили вни­мание на необходимость отказа от абсолютизации того или иного смысла и ценности жизни. А то, как понимается смысл и ценность жизни — это определяется контекстом исторической эпохи. Те ценности, в которые верил буржуа в XIX в., оказались узкими, но это не значит, что жизнь имеет отрицательную ценность и что лучше не жить, чем жить. Скептически относившийся к Шопен­гауэру как философу, М.Хайдеггер разъяснял, что философия не должна стоять на позициях нормального человека (обывателя). «Этот нормальный человек принимает свои маленькие приятства за мерило того, что должно считаться радостью. Этот нормаль­ный человек принимает свои худосочные испуги за мерило того, что следует расценивать как страх и ужас. Этот нормальный человек принимает свой сытый комфортик за мерило того, что может считаться обеспеченностью и соответственно необеспеченностью» (76. С. 343-344).

И Хайдеггер требует, чтобы философия в подходе к смыслу и ценности жизни исходила не из поверхностных явлений, а из специфики человеческого бытия. Чего же требует само человеческое бытие?

Человеческое бытие характеризуется тем, что вся ответственность за него лежит на людях. Предпринимаемые человеком проекты, выбираемые способы решения конфликтных ситуаций ни когда не были и в принципе не могут быть безошибочными. Они всегда заключают в себе определенную долю риска. Но это не значит, что в руках человека все вырождается, вырождается он сам и снижается уровень его нравственности. Наоборот, бытие человека неразрывно связано с культурой, созиданием ценностей, а также критическим осознанием собственных достижений и промахов. И это позволяет людям шаг за шагом устранять то, что они не доделали или пересолили.

Хайдеггер различает два вида пессимизма: «пессимизм от силы и как сила» и «пессимизм от слабости и как слабость» (76. С. 93).

Пессимизм Шопенгауэра и Гартмана – это от слабости и как слабость, это абсолютизация признания бессмысленности человеческого бытия и никчемности жизни людей. Он противоестест­вен для общества и в лучшем случае выражает духовный кризис потерявшего себя человека.

Пессимизм от силы и как сила — относительный пессимизм, – сторона широкого спектра мироотношения. Он выражает собой состояние человека, знающего, во имя каких ценностей стоит жить и бороться и одновременно понимающего, что такая жизнь и борьба не могут завершиться абсолютным царством добра. Если победа и успех — светлая сторона человеческой деятельности, то риск, ошибки, заблуждения – все это ее негативная сторона. И к ней следует относиться с полным сознанием как к существенной черте общественной жизни.

Один из последователей французского экзистенциализма А. Камю пишет, что человеку суждено нести «крест несчастья и факел надежды». Он должен «улучшать в мироздании все, что может быть улучшено. Но и после этого, даже в самом совершенном обществе, будут умирать невинные дети. При всем желании человек способен лишь арифметически уменьшить количество горя в мире. Но несправедливость и страдания останутся, и, сколь бы ограниченны они ни были, они не перестанут быть причиной соблазна. Вовек не умолкнет «отчего?» Дмитрия Карамазова» (34. С. 354).

Смысл существования – в самом существовании, в самом бытии человека, и ценность его жизни — в способности, несмотря на все трудности, совершенствуя мир, совершенствоваться самому.

studfiles.net

Жизненные ценности человека

Жизненные ценности есть у каждого человека. Они формируются еще в детстве, а во взрослой жизни оказывают влияние на поступки людей, принятие их решений, на личностный выбор. Ценности – отражение сущности, движущая сила, которая влияет на мировоззрение и формирование личности. В чем конкретно заключаются ценности жизни и как их подобрать для себя?

Откуда зарождаются жизненные ценности?

В список возможных ценностей жизни человека входит и материнская любовь

Хотя ценности человека стабильная структура, они меняются под влиянием внешних обстоятельств и внутренних переживаний. Фундаментальное значение имеют те ценности, которые закладываются еще в детстве. При этом они не возникают мгновенно, они формируются с течением жизни. Чем взрослее становится человек, тем более стабильные ценности его отличают. Для кого-то существенное значение имеют в жизни деньги, слава, власть и предметы роскоши. Другие же считают важным духовное самосовершенствование, творческое развитие, здоровье, семью и детей.

На формирование жизненных ценностей оказывают влияние:

воспитание и семья;
друзья;
одноклассники;
коллектив на работе;
пережитые травмы и потери;
экономическая обстановка в стране.

Базовые ценности жизни человека

Счастливая семья является примером жизненной ценности, семьи

Хотя каждый человек индивидуален, есть ценности, которые объединяют всех людей:

Любовь к себе. Это не связано с эгоизмом. Такая любовь помогает достичь счастья в жизни и самосовершенствоваться.
Ближний. Проявление этой ценности заключается в уважении каждого человека, его мнения и позиции в жизни.
Семья. Счастливая семейная жизнь – высшая ценность для большинства людей.
Супруг или супруга. Эмоциональная, духовная и физическая близость с любимым человеком для некоторых стоит на первом месте.
Любовь к детям.
Родина. Место, где родился человек, влияет на менталитет и отношение к жизни.
Работа. Есть люди, которые стремятся раствориться в деятельности, они готовы браться за любое поручение на работе для достижения всеобщего блага.
Друзья. Отношения в коллективе и самовыражение в нем занимают немаловажное значение для любого человека.
Отдых. Эта сфера жизни позволяет личности сконцентрироваться на своих ощущениях, расслабиться и развеяться от бесконечной суеты.
Общественная миссия – деятельность. Альтруисты в первую очередь стремятся делать что-либо на благо общества. Удовлетворение своих потребностей и желаний стоит уже на втором месте.

Нельзя сказать, что каждый человек выделяет для себя одну общечеловеческую ценность и живет по ней. Перечисленные области гармонично переплетаются, просто мы отмечаем для себя несколько и ставим их на первое место в жизни.

Жизненные ценности представляют собой сложную структуру, которая отражается на постановке цели в жизни и способе достижения. В результате человек предвидит неприятные ситуации и возможные неудачи.

Список возможных ценностей жизни человека

Помимо базовых жизненных ценностей каждый человек может иметь и индивидуальные, порой неординарные ценности. Ниже представлен лишь неполный список возможных ценностей человека, потому что продолжать его можно до бесконечности.

Оптимизм. «Пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности». Такую черту характера бесспорно можно считать ценностью и радоваться наличию оптимизма в вашей жизни: с ним жизнь становится ярче и полнее.
Терпение. «Терпение и труд всё перетрут». Наличие терпения, особенно у современного поколения, однозначно стоит считать своей ценностью. Только при наличии терпения вы сможете добиться поставленных целей. Это что касается ваших личных выгод. Но и ваши друзья и партнеры, наверняка, оценят это качество.
Честность. «Честность всего дороже». Важно быть честным не только с другими, но и с самим собой. Если для вас эта ценность стоит в одном ряду с базовыми, вероятно, вы счастливый человек: как это ни парадоксально, но честным людям живется легче, чем тем, кто любит приврать.
Дисциплинированность. «Делу время, а потехе час». Большинство людей к этой ценности относят крайне скептически, ведь дисциплина равна, по их мнению, ограничениям, несвободе. И только с годами многие приходят к выводу, что если вы дисциплинированный человек, это не значит, что вы как-то себя ограничиваете, вы скорее находите путь в свободе и счастью с помощью этой черты характера.

Примеры жизненной ценности

Задаваясь вопросом: «Что для меня ценно?», многие оказываются в тупике. Однако очень важно дать себе однозначный ответ, чтобы при возникновении новой для себя ситуации быть верным своим ценностям.

Жизненные ценности не связаны с мнением других и признанием вас, как личности, благодаря достигнутым высотам.

В определении своих ценностей помогает следующая последовательность действий:

Останьтесь наедине с собой. Чтобы понять, что для вас важно в жизни, а что занимает второстепенное значение, рекомендуется очистить пространство от постороннего влияния. Занимайтесь исследованием своей личности в полном одиночестве, без влияния внешних факторов.
Вспомните важные события в своей жизни. Необязательно это должны быть только положительные ситуации, поразмышляйте и над отрицательными. Запишите главные переживания на листке бумаги, подумайте, что вас впечатлило, а что расстроило, и без чего вы не представляете своей жизни.
Изучите общечеловеческие ценности, ведь из них вытекают личностные потребности и взгляды. Следите за взаимосвязью между полученным списком и повседневной жизнью. Некоторые пункты из перечисленного — только желание, а не установившаяся ценность в жизни.
Наблюдайте за собой. Выделите хотя бы один день, в который вы исследовали бы себя, поведение, выбор и мотивы поступков. Решения, который мы принимаем ежедневно, – показатель личностного выбора человека и его ценностей.
Если список ценностей получился слишком длинным, его придется сократить. Остаться должны 3 максимум 4 ценности. Остальное – это лишь дополнения и вытекающие решения в жизни.

Прокручивая в голове список возможных ценностей в жизни, человек может столкнуться с конфликтом личности

Заключение

Некоторые ценности, которые одновременно важны для человека, могут конфликтовать. Посмотрев на составленный список, решите, что между собой не совмещается. Это и вызывает творческий конфликт личности, которая пребывает с дисгармонии с самим собой. Важно помнить об уравновешенности и влиянии наших ценностей на жизнь других людей.

Каждый человек индивидуален, поэтому ценности отличаются в зависимости от характера и устоявшихся ориентиров в жизни человека. Хотя склонность к рефлексии и исследовании самого себя наблюдается далеко не у каждого человека, все же стоит на мгновение остановиться и задуматься, что для меня ценно. Иначе вы будете ведомым человеком, без собственного стержня. При новых обстоятельствах вы тут же потеряете себя и свою личность!

sunmag.me

почему это важно и какие они должны быть?

Всем привет! Ценности жизни – это практически фундамент личности человека, его стержень и опора. Помните поговорку: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»? Вот точно также можно охарактеризовать любого, узнав, что для него наиболее важно, к чему он стремится, и жаждет.

Роль и значение в жизни человека

Ценности помогают нам принимать решения и выбирать путь, по которому хочется идти. Вернее сказать, они его определяют. Потому что, благодаря ним, мы ориентируемся в этом мире, и понимаем, что следует делать, а что лучше не стоит. Иначе удовлетворить потребности и реализовать мечты не выйдет. Они нередко дают нам смысл жизни. Привносят стабильность и уверенность в успешном будущем. Главное, удержаться от того, чтобы начать навязывать их окружающим, иначе они преобразуются в идеологию. А это не всегда сулит хороший исход.

Именно они вдохновляют, мотивируют и придают нам сил для свершений. Потому что человека, который точно знает, чего хочет, и свято верит в правильность выбранного пути – не остановить. Можно без тени сомнений утверждать, что они помогают обрести смысл своего существования. Они формируют характер и помогают создавать близкие, глубокие связи с людьми, которые схожи в выборе расставленных приоритетов. Согласитесь, очень сложно быть рядом с тем, кто обесценивает. Или совсем не понимает важности каких-то процессов, значимых для собеседника или партнёра.

Также они позволяют сформировать убеждения и чёткую позицию касательно политических и, в принципе, социальных вопросов. Формируют самооценку. Ими руководствуются в обществе, в виде норм и правил поведения.

Классификация

Помимо материальных и духовных, профессор психологии и педагогики, Филипп Лерш, выделил три основных вида:

Жизненные

Это наши увлечения, хобби, желания и чувства. Если сказать проще – образ и стиль жизни. Для кого-то наиболее значимым является качественный отдых, отчего он пытается как можно чаще получать удовольствие и удовлетворение от путешествий. А кому-то важнее вкладываться в материальные вещи, радуясь пополнению коллекции марок или фигурок.

Собственной значимости

Эта категория больше характерна для личностей, которые стремятся реализовать себя, достигнуть высот и успеха, получив признание и уважение окружающих. Отчего все ресурсы и свободное время направляют в трудовую деятельность. Примером служат заядлые карьеристы, стремящиеся, во что бы то ни стало прийти к власти и прочее.

Смысловые

Исходя из названия, можно понять, что они придают смысл и значение действиям, желаниям, мечтам. Это стремление к творчеству, поиск чего-то идеального и совершенного. Искренние порывы служить на благо общества и помогать тем, кто нуждается в помощи.

7 главных ценностей

Человек находится в непрерывном процессе развития, за исключением случаев деградации. Он абсолютно разный в разные этапы своей жизни. Отчего и происходит постоянная смена ценностей.

К примеру, нередки случаи, когда успешные бизнесмены оставляли бизнес, продавали дома, машины и уезжали жить в безлюдные места. Чтобы соединиться с природой и почувствовать удовольствие от жизни. Их система приоритетов была полностью изменена, старые стереотипы и стремления «отпадали», и вырабатывались новые. Они осознавали свою проблему и стремились исправить, наполнить потраченные впустую года. А порой и наоборот, мир получал гениев и просто творческих личностей, которые насытились уединением и изголодались по общению.

Так вот, несмотря на то, что у каждого свои взгляды на окружающий мир и потребности, всё-таки существуют сферы, которые ни в коем случае нельзя игнорировать. Чтобы как в предыдущих примерах, не доводить до крайностей. Итак, основные ценности:

Здоровье

На первом месте, так как без него достаточно сложно обходиться, а порой и невозможно. Согласитесь, без боли и каких-либо физических ограничений намного проще реализовывать свои цели и мечты. Хорошее самочувствие – лучший спутник на пути к успеху. Прилив сил, бодрость и энергичность – разве не об этом мечтает большинство из нас?

Поэтому важно заниматься спортом, вовремя обращаться к врачам и периодически проходить обследования, чтобы убедиться, что состояние организма в норме, либо чтобы предвосхитить возникновение какого-либо заболевания. Прислушивайтесь к ощущениям в теле, следуйте своим желаниям и завязывайте с любого рода зависимостями. Ведь, как говорится, в здоровом теле – здоровый дух.

Если не знаете, с чего следует начать, не беда. Рекомендации о том, как правильно вести здоровый образ жизни, чтобы он был полезен и в удовольствие, а не состоял из одних ограничений, вы получите, нажав на эту ссылку.

Духовность

Духовность достаточно многогранна, и состоит из веры, этики, внутреннего баланса и гармонии с окружающим миром, природой, понимания смысла жизни и своего предназначения. А также затрагивает нравственную сторону личности. Это всё в совокупности помогает ощущать счастье, понимать, какие поступки стоит совершать, а какие нет. Справляться с трудностями, ведь, что, как не вера даёт нам сил и мотивации действовать и двигаться дальше, несмотря ни на что? Очень важно развивать в себе духовность, а как это сделать, вы узнаете тут.

Близость

Её важно получать как в дружеских отношениях, так и в семейных. Общение по факту является нашей наиболее важной потребностью, после, конечно же, физиологических. Продолжать свой род, ощущать поддержку и опору за спиной, знать, что есть соратники и вообще люди, которым вы не безразличны – действительно ценно.

Многие, не получая близости, пытаются заменить её материальными вещами, которые дают иллюзию того, что в принципе, можно прожить и без любви. Но на самом деле насыщение и удовлетворение от этого поверхностны, и кратковременны. Ничто не может полноценно заменить контакт с другим человеком, здоровый и полный чувств.

Финансовое положение

Финансовая независимость обеспечивает человеку комфорт, спокойствие, стабильность, а порой и здоровье. Каждый из нас просто обязан уметь планировать расходы, иметь пассивный вид дохода и избегать попадания в долговую яму. Иначе тревога, стресс и плохое самочувствие – будут постоянными спутниками.

Благодаря деньгам мы можем приобретать качественные продукты, обустраивать быт так, чтобы было уютно. Путешествовать по миру, расширяя кругозор и границы сознания, познавать новое и прочее. Проблема возникает тогда, когда личность пытается подменить все остальные потребности непосредственно деньгами, игнорируя отношения, отдых, хобби. Поэтому берите на вооружение эту статью и принимайтесь улучшать материальное положение.

Карьера

Реализация своих амбиций и способностей порой жизненно необходимы, так как позволяют получить признание коллег, близких, общества в целом. Достигая карьерных успехов и профессиональной компетентности, человек испытывает самоуважение, а это благоприятно влияет на его самооценку.

Сюда относится не только профессиональная деятельность, но и благотворительность. Помощь другим как нельзя лучше повышает самоценность, а некоторым ещё и даёт понимание своего предназначения.

Отдых

Чтобы вдохновиться и зарядиться энергией, важно уметь качественно отдыхать. И поверьте, не каждый на это способен. Жизненные неурядицы и грандиозные планы порой так затягивают, что человек боится расслабиться даже на минуту. Валяние перед телевизором или времяпрепровождение за компьютерными играми и в социальных сетях на самом деле отнимают время, и не позволяют в достаточной мере восстановить силы и ресурсы.

Чтобы получить новые эмоции – необходимо сменить привычный уклад жизни. Культура современного общества пропагандирует целую массу развлечений и возможностей качественно расслабиться, попробовать новое для себя. Так что выбирайте момент и проводите отпуск и выходные в удовольствие, не коря себя за лень.

Саморазвитие

Нет предела совершенству, и, несмотря на уровень вашего развития, всегда найдётся то, чему ещё можно поучиться. Познавайте не только окружающий мир, но и свою внутреннюю структуру, так сказать, устройство личности. Вы ведь постоянно меняетесь, и очень важно замечать малейшие перемены, чтобы знать, как с собой обращаться, строить отношения с другими, а также продвигаться в карьере.

Заключение

Чтобы понимать, какая сфера требует вашего срочного внимания, хочу предложить вам интересный метод, который называется «Колесо баланса». Он поможет увидеть целостную картину ваших проблемных зон и наоборот, преимуществ. Ознакомиться с ним вы сможете, нажав сюда.

И напоследок, я в очередной раз рекомендую посмотреть вот этот бесплатный тренинг. Он состоит из 30 уроков, из которых вы узнаете как жить в удовольствие.

Материал подготовила психолог и гештальт-терапевт, Журавина Алина.

qvilon.ru

Лекция 2. Ценности человеческой жизни

Лекция 2. Ценности человеческой жизни

Абсолютная ценность человека делает его жизнь как ценность особенной, не похожей на все другие. Выше обсуждался вопрос, как понимать абсолютную ценность человека. Теперь подошла очередь определить, что входит в содержание ценностей человеческой жизни. Признаком, по которому мы можем определять, входит ли та или иная ценность в число жизненно важных, будет такое проявление жизни, которое окажется самым глубоким, изначальным, полным и непосредственным, неделимым на части ее проявлением.

Поясним на примере. Скажем, под обломками обрушившегося дома обнаружили человека. Его спасают независимо от того, верующий он или атеист, образован или нет, герой он или обыкновенный гражданин. Его спасают, прежде всего, как живое существо, спасают его жизнь.

Такие ценности, как было отмечено выше, называются экзистенциальными, составляющими базис всех других жизнепроявлений и ценностей, что связано с фундаментальными смыслами человеческого существования. К числу этих ценностей принадлежат: жизнь, смерть (не сама по себе, а поскольку конечность жизни составляет ее важнейшую характеристику), любовь, секс, семья, рождение и воспитание детей, свобода, уединенность, участие, труд, отдых, творчество.

Жизнь или существование – это стержневая, базовая ценность человека. Она является общим условием всех его состояний и действий. Но важно подчеркнуть, что приоритетна не ценность жизни, а ценность человека, поскольку именно личность есть, личность живет, личность существует, тогда как жизнь, какой бы ценной и значимой сама по себе она нам ни казалась, есть не более чем самое непосредственное место, средоточие возникновения личности, способ ее бытия в мире.

Современная антропология, психология и философия показали, что рождение человека – это сложный, многоступенчатый процесс. Вначале нам дано наше непосредственное существование, жизнь. Личность рождается на ее основе, но не одновременно с нашим биологическим рождением, а позже.

Если личность – это сущность, а жизнь – существование, то наше существование предшествует нашей сущности. Сказать, что сущность существует, значит сказать, что личность живет. Но именно сущность, личностное начало является смысловым и ценностным центром человека.

Для правильного понимания человека нужно преодолеть опасность так называемого генетического редукционизма, т.е. сведения сущности последующего к сущности предшествующего, порождающего это последующее. Сведения лишь только на том основании, что одно предшествовало другому. Неправильно, скажем, считать человека «по существу» обезьяной лишь потому, что человек произошел от обезьяны. Также неправильно сводить сущность человека к его существованию, а личность – к ее жизни.

Жизнь, как ее понимает гуманизм, – это способ бытия личности как обладателя, владельца жизни, ее хозяина и властелина.

Если же имеет место обратная ситуация, то тогда личность превращается в раба своей жизни, а жизнь в радость превращается в жизнь в тягость.

Человек – это цель. Его жизнь – средство для этой цели.

Ценность жизни как таковой двойственна. С одной стороны, жизнь дана нам как высший дар, универсальная возможность, и потому мы должны высоко ценить жизнь, испытывать к ней благоговение и уважение. С другой стороны, жизнь дана тому, кто есть не просто жизнь, а человек – существо, живущее своей жизнью, существо свободное, мыслящее, творческое, знающее жизнь, ее начало и конец, ее безграничные возможности и ее биологические границы, существо, осознающее конечность жизни. И потому тот, кому она подарена, отдана (буквально ни за что!) для того чтобы быть им прожитой – приоритетнее, важнее жизни, является ее субъектом. Хорошим или плохим – это другой вопрос.

Бывают гениально, а бывают и бездарно прожитые жизни.

Возможно, существует даже закон жизни: мы либо выше жизни, если проживаем ее достойно, либо – ниже, т.е. оказываемся недостойны этого дара, если живем как-нибудь, плывя по течению. Но в любом случае, человек и его жизнь – это не одно и то же. Рождение личности – это акт выхода жизни за свои биологические пределы. Это значит, что в ее чреве рождается разум и свобода, порождающие целый фейерверк уникальных феноменов культуры, не сводимых к жизни как биологическому процессу.

Жизнь либо есть, либо ее нет. Но ее качество может быть различным. Если мы живем, поддерживаем нашу жизнь, любим и заботимся о ней во имя блага и не за счет жизней и ценностей других людей, то мы человечны, и наша жизнь есть благо и богатство. Если в нас берут верх бесчеловечные начала, то наша жизнь начинает деградировать, ослабляться, становиться все беднее и слабее. Ценность ее уменьшается в той мере, в какой ее прожигает, убивает бесчеловечное в нас.

Чем гуманнее, богаче наша жизнь, тем выше ее ценность. Жизнь в той мере ценность, в какой я человечный хозяин своей жизни.

«Просто жить», жить пассивной, растительной жизнью, отдаваясь потоку повседневности и сиюминутности, – значит бездумно растрачивать свой стартовый капитал, тот изначальный резерв жизни, который у всех у нас есть уже к моменту появления первых актов сознания и самосознания, к моменту пробуждения в нас личности и человечности. Есть высказывание: один человек живет, чтобы есть, другой – ест, чтобы жить. Гуманный человек может сказать, что он ест и живет, чтобы становиться и быть человечным человеком, чтобы творить самого себя и ценности личной, общественной и вселенской жизни, чтобы совершенствоваться и возвышать достоинство человека.
Жизнь есть ценность потому, что она является исходной базой, способом, процессом, в ходе которого мы только и можем проявлять, вызывать к деятельному бытию, реализовывать нашу человечность, все наши положительные качества и добродетели, все наши ценности.

От одного этого человеческая жизнь становится беспредельно ценной, становится универсальной ценностью. Безграничная ценность жизни проявляется уже в том, что на свой пир, на пир жизни она зовет всех и вся, для всех и всякого человеческого существа она находит место на своем празднике. Как наш бесценный дар и действительный шанс она без всяких предварительных условий говорит каждому из нас – живи!

Возможно, только что сказанное прозвучало слишком декларативно. Существуют болезни, делающие само существование испытанием, ранние смерти и т.п. И все же в бесконечной ценности жизни, покуда мы можем жить, как бы тонут все ее черные пятна. Каждый психически здоровый человек дорожит жизнью независимо от того, выглядит ли она по принятым меркам удавшейся или нет, – вот лишнее подтверждение нашей мысли.

Однако и сама жизнь, независимо от ее оценки, которая всегда вторична, требует к себе гуманного отношения. Чтобы реализоваться как ценность, она должна быть, должна сохраняться как таковая, она должна поддерживаться, укрепляться и обогащаться. Но одних внутренних резервов жизни, инстинктов ее самосохранения недостаточно. И вот почему.

Жизнь – универсальная, всеохватывающая основа человеческого существования. Это значит, что она открыта и человечному, и бесчеловечному в нас. Именно поэтому она может быть и радостью, и горем, и крыльями, и ярмом на шее, и роскошью, удачей, и нищетой, неудачей и проклятием. Миллионы и десятки миллионов наркоманов и алкоголиков, беспризорных и бездомных детей, сирот, сотни миллионов бедняков, обреченных в разных странах на прозябание, голод и страдания по вине тоталитарных и невежественных правящих сил и по причине архаичных традиций несвободы и покорности, – все они оказались не в состоянии или были лишены возможности реализовать свой жизненный потенциал.

Но в любом случае жизнь сама по себе не может не быть ценностью. Она становится бременем или даже невыносимой не в силу своей собственной сущности, а лишь постольку, поскольку пронизывается, облекается негативом антигуманного в человеке или того существующего вне человеческого существа, что угнетает его, подрывает, лишает сил.

Если понимать под человеческой жизнью не одну только биологическую ее сторону, но и психическую и интеллектуальную (а только такую целостность и можно назвать человеческой жизнью), то легко представить себе, сколь широк диапазон вторжения античеловеческого в нас, в нашу собственную жизнь.

Когда почему-либо на пути этого вторжения не установлен надежный заслон, когда антигуманному не противостоит гуманное, то процесс жизни начинает приобретать отрицательный смысл, становится бесчеловечным и разрушительным и для самого человека, и для общества, и для среды обитания.

Одни лишь биологические начала жизни и примитивные инстинкты выживания могут еще поддерживать жизнь человеконенавистника, убийцы или насильника.

Жизнь тем более становится сумеречной, ущербной и ослабленной, чем более она поражена бесчеловечностью, цинизмом и нигилизмом.

Самое страшное, что может случиться с человеком – это победа антигуманного в нем. Его окончательная победа означает духовную деградацию и смерть, стимулирующие, так или иначе, деградацию и смерть физические. Ни один злодей не бывает по-настоящему счастлив, а средняя продолжительность жизни закоренелых преступников гораздо ниже среднестатистической продолжительности жизни.

У жизни есть не только внутренние враги в лице самого человека, но и враги внешние, существующие за пределами личности и общества. Особенно очевидны опасности, грозящие жизни как биологическому процессу: болезни, стихийные бедствия, нездоровая среда обитания. Хотя во многом эти враги могут быть социально обусловленными, и либо стимулироваться социальными факторами, либо ослабляться, а некоторые и побеждаться принимаемыми социальными мерами, сама природа этих угроз связана с физическими, общебиологическими или экологическими законами. В этом контексте возникает вопрос о той составляющей нашей жизни, которая связана с нашей плотью и с ее ценностью.

Ценность нашего тела не только биологическая, физическая и эстетическая. Она собственно жизненная, экзистенциальная, поскольку фундаментальным образом связана с нашим существованием как жизнью.

Наше тело – это единственно возможный способ нашего физико-биологического существования.

Сколь бы захватывающими ни были перспективы создания искусственного мозга или искусственного человека, телесное, биологическое всегда будет неотделимо от нас как личностей, от нашего внутреннего мира, нашего я. (Так что можно понять и тех, кого эти перспективы пугают…)
Общее ценностное состоянием телесной тотальности, в которую облечена личность, мы называет здоровьем.

Здоровье – общее условие благоприятной и плодотворной жизни.

Существует несколько простых гуманистических правил отношения человека к своему физическому и психическому здоровью.

Необходимо:

– правильно питаться;
– ежедневно делать физические упражнения;
– избегать ненужных стрессов;
– уметь расслабляться и отдыхать;
– быть разумным и умеренным в получении удовольствий.

Здоровье не бывает просто физическим или психическим. В принципе оно неделимо и относится к человеку как единству физического, биологического, психического, морального, интеллектуального и мировоззренческого.

Когда мы говорим о теле человека как ценности, мы должны ответить на вопрос об инвалидах. К сожалению, в современном языке нет адекватного современной культуре понятия, относящегося к хронически больным людям или человеку с рожденья не имеющего или при жизни потерявшего, скажем, зрение или руку. Все имеющиеся понятия: «инвалид», «человек с ограниченными физическими возможностями» и им подобные, – в какой-то степени оскорбительны, задевают достоинство таких людей.

Разве такие люди принципиально ущербны и заведомо лишены возможности счастья, богатой, плодотворной, достойной и совершенной жизни? Гуманизм отвечает на этот вопрос отрицательно. Ни в одной священной или научной книге не сказано, что человек может быть полноценным только в том случае, если с его плотью все в порядке: четыре конечности, десять пальцев, два глаза, уха и две ноздри, если у него девять естественных отверстий в теле, весь набор исправно работающих внутренних органов и стандартное телосложение.

История и современность дают нам массу примеров победы человека над своими недугами, преодоления физических недостатков. Человек устроен так мудро и высоко адаптивно, обладает такими замечательными качествами, как мужество, целеустремленность, настойчивость, что в состоянии превратить даже тяжелые недомогания или, скажем, слепоту в ступень для совершенствования, дополнительный мотив к поддержанию высоконравственного, гуманного, порой героического образа жизни. Болезнь может побудить человека не просто к ее преодолению, но и к восхождению, к укреплению воли к жизни.

В современных цивилизованных обществах много делается для того, чтобы снять те физические, психологические и правовые препятствия, которые дискриминируют или затрудняют жизнь инвалидов. Диапазон таких действий очень широк: от устройства специальных спусков в домах и на улицах до организации спортивных соревнований для инвалидов и максимального сокращения перечня профессий, запрещенных для инвалидов.

Общество должно стремиться к разумному стиранию различий между инвалидами и другими людьми, к тому, чтобы отпала необходимость в привилегиях, которые, к сожалению, слишком напоминают милостыню и бывают оскорбительны для человека.

Вопросы к лекции

Чем ценности человеческой жизни отличаются от всех других?
Назовите основные жизненные ценности человека?
Как соотносится личность, если ее понимать как ядро человека или вместилище его сущности, с существованием человека?
В чем отличие ценность жизни от ценности человека?
Каковы два принципиальных вектора жизни?
В чем состоит ценность человеческого тела?
В чем ценность здоровья и каковы основные правила отношения к нему?

Вопросы для размышления

1. В чем состоит двойственность ценности жизни?
2. Почему ценности человеческой жизни можно назвать стартовыми, но не окончательными (целевыми)?
3. С чем связаны цели и средства в области жизненных ценностей?
4. Почему люди с ограниченными физическими возможностями не являются неполноценными людьми?
5. В чем достоинства и границы жизни как бесценного дара?

www.humanism.ru

Главная ценность — жизнь человека

Большую часть своей жизни мы тратим на пустые разговоры, мелочные обиды, бесполезные споры, в которых не рождается истина. И тратим слезы на тех, кто этого не заслуживает, и ждем чего-то все время. Но наступает такой момент, когда начинаешь понимать, что все, что было- ерунда, и только Настоящее, сама жизнь- самое ценное, что есть. У каждого этот период возникает в разное время. Для одних — как удар бейсбольной битой по голове, для других- логичный исход.

Осознаешь, что жизнь- главное, когда сталкиваешься со смертью. Она беспощадным образом забирает тех, кто дорог и не дорог, приходит неожиданно и уходит, не прощаясь.

Осознаешь, что жизнь- главное, когда болеешь. Сейчас я пишу это эссе и слушаю грустную музыку, в комнате много людей. Все они помогают моей болеющей подруге, мажут ее препаратами, каждый использует свой метод лечения. Я ничем не могу помочь. Я смотрю на нее и думаю, чтобы она поскорее выздоровела, потому что болеть- это ужасно. Даже маленькая ранка выводит нас из колеи.

Осознаешь, что жизнь-главное, когда есть для чего или кого жить. Я благодарна судьбе, Богу или кому-то другому, который следит за нами и создал этот мир, за то, что у меня есть люди, с которыми я хочу быть. Я хочу проводить с ними целые дни напролет, я каждый день понимаю, что счастлива, и засыпаю с улыбкой на лице, потому что знаю, что хочу жить. Впереди у меня так много вершин, которые необходимо покорить, так много задач, целые моря ощущений и приключений ждут меня! В мои-то 18! Я не скрою, что жизнь ставит нам подножки несмотря на наш возраст, но я всегда поднимаюсь. Потому что все раны заживают, а если не полностью, то я перебинтую их и буду жить дальше.

Осознаешь, что жизнь-главное, когда есть вера. Если бы у меня ее не было, то все мое существование было бы бессмысленным. Вот случается что-то неприятное, просишь Бога помочь, и он помогает, тогда вера твоя укрепляется и хочется жить, жить, жить!!!

Осознаешь, что жизнь-главное, когда играешь в театре. Я прихожу на репетиции и забываю обо всем том, что происходит за пределами четырех стен танцевального зала. Я играю роль, я выступаю на сцене, и, о счастье, я получаю такое чувство наслаждения, которое не описать.

Осознаешь, что жизнь-главное, когда засыпаешь. Ведь никто не может быть уверен, что проснется утром. Но мы не задумываемся об этом. Мы с уверенностью ставим будильники, и прекрасно, что у нас есть надежда.

Осознаешь, что жизнь-это главное, когда слушаешь музыку. О эти прекрасные переливы. Закрываешь глаза, и вот тебе поют колыбельные фавны из Нарнии, играют с тобой волшебники из Вейверли Плейс, или ангелы кружат в прекрасном танце. Я бегу босиком в длинном платье по разноцветному полю, мои кудрявые волосы падают мне на лицо, я заливаюсь смехом и зову за собой всех друзей, падаю на траву и щурюсь от солнца! Спасибо музыке за это. Настоящей музыке.

Осознаешь, что жизнь- это главное, когда рождается новая жизнь. У был период, когда я хотела, чтобы наступил Конец Света и все люди умерли в один день. Но в моей семье появился новый маленький подарочек. И теперь все, чего я хочу, это долгой, счастливой жизни для всех деток мира на земле!

Осознаешь, что жизнь-главное, когда в ищешь в ней смысл. Бывают дни, а точнее ночи, когда думаешь, ну что же я делаю на земле и от кого произошли люди, когда раскроется тайна мироздания. Ответов никогда не находишь, но всегда признаешь, что   жизнь- это чудо, которое надо ценить и беречь.

Все мы беззащитны. Никто ни от чего не застрахован. Богатый или бедный, белый или черный, здоровый или больной, плохой или хороший- все смертны. Представьте, что Вы уйдете, а жизнь будет продолжаться без Вас. Был человек и нет человека. Тогда все, что было сделано, канет в лету, и никому мы не будем нужны.

Грустно, да, но правда.

Хотела написать позитивно, но все само собой повернулось в негативное русло.

Недавно меня спросили, что бы я сделала, если узнала, что сегодняшняя ночь- последняя в моей жизни. Я ответила, что пошла бы гулять по городу и купила бы мороженое, потому что я так сильно хотела мороженого! Глупо? Не знаю. Потом я подумала, поняла, что, о нет, пусть таких ночей будет миллион еще в моей жизни!

Недавно меня спросили, что я выберу: жизнь или вечный сон. Я ответила жизнь, а мой знакомый выбрал себе вечное успокоение.

Какой бы ни была эта жизнь, на которую мы обижаемся, ругаем ее, обвиняем ее, мы должны любить ее.

Как много на свете несправедливости. Люди страдают от болезней, каждый день по всему миру рождаются и умирают тысячи и тысячи. Где-то идет война, которая забирает невинных, где-то мерзавцы, прикрываясь религией, уничтожают целые города. Для них ничего не значит лишить себя жизни. Для них смерть за веру- это честь. Да все это наглая ложь! Все эти мерзавцы-террористы ничего не знают о вере! Ничего не знают о Боге, в которого я верю и люблю, ничего не знают о том, что правильно.

Как много в мире самоубийц. Сначала я хотела написать дураков, но передумала. Один мой друг писал как-то, что совсем уж бесправные люди. Общество осуждает тех, кто накладывает на себя руки, но ведь это их выбор. Это его мнение. Я пока не имею своего взгяда насчет этого, наверное, у таких людей свои причины, которые мы не в состоянии понять.

Я люблю жизнь! Так сильно, что готова кричать об этом на весь мир! Я люблю жизнь, такой, какой она есть и пытаюсь сделать ее лучше! И пусть я слушаю «Реквием» Моцарта, я думаю о том, что то, что я живу- это самое прекрасное, что может быть!

   

yvision.kz

Вопрос 35. Ценность и смысл человеческой жизни

Вопрос 35. Ценность и смысл человеческой жизни

Абсолютная ценность человека делает его жизнь как ценность особенной, не похожей на все другие. Выше обсуждался вопрос, как понимать абсолютную ценность человека. Теперь подошла очередь определить, что входит в содержание ценностей человеческой жизни. Признаком, по которому мы можем определять, входит ли та или иная ценность в число жизненно важных, будет такое проявление жизни, которое окажется самым глубоким, изначальным, полным и непосредственным, неделимым на части ее проявлением.

Поясним на примере. Скажем, под обломками обрушившегося дома обнаружили человека. Его спасают независимо от того, верующий он или атеист, образован или нет, герой он или обыкновенный гражданин. Его спасают, прежде всего, как живое существо, спасают его жизнь.

Такие ценности, как было отмечено выше, называются экзистенциальными, составляющими базис всех других жизнепроявлений и ценностей, что связано с фундаментальными смыслами человеческого существования. К числу этих ценностей принадлежат: жизнь, смерть (не сама по себе, а поскольку конечность жизни составляет ее важнейшую характеристику), любовь, секс, семья, рождение и воспитание детей, свобода, уединенность, участие, труд, отдых, творчество.

Жизнь или существование – это стержневая, базовая ценность человека. Она является общим условием всех его состояний и действий. Но важно подчеркнуть, что приоритетна не ценность жизни, а ценность человека, поскольку именно личность есть, личность живет, личность существует, тогда как жизнь, какой бы ценной и значимой сама по себе она нам ни казалась, есть не более чем самое непосредственное место, средоточие возникновения личности, способ ее бытия в мире.

Современная антропология, психология и философия показали, что рождение человека – это сложный, многоступенчатый процесс. Вначале нам дано наше непосредственное существование, жизнь. Личность рождается на ее основе, но не одновременно с нашим биологическим рождением, а позже.

Если личность – это сущность, а жизнь – существование, то наше существование предшествует нашей сущности. Сказать, что сущность существует, значит сказать, что личность живет. Но именно сущность, личностное начало является смысловым и ценностным центром человека.

Для правильного понимания человека нужно преодолеть опасность так называемого генетического редукционизма, т.е. сведения сущности последующего к сущности предшествующего, порождающего это последующее. Сведения лишь только на том основании, что одно предшествовало другому. Неправильно, скажем, считать человека «по существу» обезьяной лишь потому, что человек произошел от обезьяны. Также неправильно сводить сущность человека к его существованию, а личность – к ее жизни.

Жизнь, как ее понимает гуманизм, – это способ бытия личности как обладателя, владельца жизни, ее хозяина и властелина.

Если же имеет место обратная ситуация, то тогда личность превращается в раба своей жизни, а жизнь в радость превращается в жизнь в тягость.

Человек – это цель. Его жизнь – средство для этой цели.

Ценность жизни как таковой двойственна. С одной стороны, жизнь дана нам как высший дар, универсальная возможность, и потому мы должны высоко ценить жизнь, испытывать к ней благоговение и уважение. С другой стороны, жизнь дана тому, кто есть не просто жизнь, а человек – существо, живущее своей жизнью, существо свободное, мыслящее, творческое, знающее жизнь, ее начало и конец, ее безграничные возможности и ее биологические границы, существо, осознающее конечность жизни. И потому тот, кому она подарена, отдана (буквально ни за что!) для того чтобы быть им прожитой – приоритетнее, важнее жизни, является ее субъектом. Хорошим или плохим – это другой вопрос.

Бывают гениально, а бывают и бездарно прожитые жизни.

Возможно, существует даже закон жизни: мы либо выше жизни, если проживаем ее достойно, либо – ниже, т.е. оказываемся недостойны этого дара, если живем как-нибудь, плывя по течению. Но в любом случае, человек и его жизнь – это не одно и то же. Рождение личности – это акт выхода жизни за свои биологические пределы. Это значит, что в ее чреве рождается разум и свобода, порождающие целый фейерверк уникальных феноменов культуры, не сводимых к жизни как биологическому процессу.

Жизнь либо есть, либо ее нет. Но ее качество может быть различным. Если мы живем, поддерживаем нашу жизнь, любим и заботимся о ней во имя блага и не за счет жизней и ценностей других людей, то мы человечны, и наша жизнь есть благо и богатство. Если в нас берут верх бесчеловечные начала, то наша жизнь начинает деградировать, ослабляться, становиться все беднее и слабее. Ценность ее уменьшается в той мере, в какой ее прожигает, убивает бесчеловечное в нас.

Чем гуманнее, богаче наша жизнь, тем выше ее ценность. Жизнь в той мере ценность, в какой я человечный хозяин своей жизни.

«Просто жить», жить пассивной, растительной жизнью, отдаваясь потоку повседневности и сиюминутности, – значит бездумно растрачивать свой стартовый капитал, тот изначальный резерв жизни, который у всех у нас есть уже к моменту появления первых актов сознания и самосознания, к моменту пробуждения в нас личности и человечности. Есть высказывание: один человек живет, чтобы есть, другой – ест, чтобы жить. Гуманный человек может сказать, что он ест и живет, чтобы становиться и быть человечным человеком, чтобы творить самого себя и ценности личной, общественной и вселенской жизни, чтобы совершенствоваться и возвышать достоинство человека.

Жизнь есть ценность потому, что она является исходной базой, способом, процессом, в ходе которого мы только и можем проявлять, вызывать к деятельному бытию, реализовывать нашу человечность, все наши положительные качества и добродетели, все наши ценности.

От одного этого человеческая жизнь становится беспредельно ценной, становится универсальной ценностью. Безграничная ценность жизни проявляется уже в том, что на свой пир, на пир жизни она зовет всех и вся, для всех и всякого человеческого существа она находит место на своем празднике. Как наш бесценный дар и действительный шанс она без всяких предварительных условий говорит каждому из нас – живи!

Возможно, только что сказанное прозвучало слишком декларативно. Существуют болезни, делающие само существование испытанием, ранние смерти и т.п. И все же в бесконечной ценности жизни, покуда мы можем жить, как бы тонут все ее черные пятна. Каждый психически здоровый человек дорожит жизнью независимо от того, выглядит ли она по принятым меркам удавшейся или нет, – вот лишнее подтверждение нашей мысли.

Однако и сама жизнь, независимо от ее оценки, которая всегда вторична, требует к себе гуманного отношения. Чтобы реализоваться как ценность, она должна быть, должна сохраняться как таковая, она должна поддерживаться, укрепляться и обогащаться. Но одних внутренних резервов жизни, инстинктов ее самосохранения недостаточно. И вот почему.

Жизнь – универсальная, всеохватывающая основа человеческого существования. Это значит, что она открыта и человечному, и бесчеловечному в нас. Именно поэтому она может быть и радостью, и горем, и крыльями, и ярмом на шее, и роскошью, удачей, и нищетой, неудачей и проклятием. Миллионы и десятки миллионов наркоманов и алкоголиков, беспризорных и бездомных детей, сирот, сотни миллионов бедняков, обреченных в разных странах на прозябание, голод и страдания по вине тоталитарных и невежественных правящих сил и по причине архаичных традиций несвободы и покорности, – все они оказались не в состоянии или были лишены возможности реализовать свой жизненный потенциал.

Но в любом случае жизнь сама по себе не может не быть ценностью. Она становится бременем или даже невыносимой не в силу своей собственной сущности, а лишь постольку, поскольку пронизывается, облекается негативом антигуманного в человеке или того существующего вне человеческого существа, что угнетает его, подрывает, лишает сил.

Если понимать под человеческой жизнью не одну только биологическую ее сторону, но и психическую и интеллектуальную (а только такую целостность и можно назвать человеческой жизнью), то легко представить себе, сколь широк диапазон вторжения античеловеческого в нас, в нашу собственную жизнь.

Когда почему-либо на пути этого вторжения не установлен надежный заслон, когда антигуманному не противостоит гуманное, то процесс жизни начинает приобретать отрицательный смысл, становится бесчеловечным и разрушительным и для самого человека, и для общества, и для среды обитания.

Одни лишь биологические начала жизни и примитивные инстинкты выживания могут еще поддерживать жизнь человеконенавистника, убийцы или насильника.

Жизнь тем более становится сумеречной, ущербной и ослабленной, чем более она поражена бесчеловечностью, цинизмом и нигилизмом.

Самое страшное, что может случиться с человеком – это победа антигуманного в нем. Его окончательная победа означает духовную деградацию и смерть, стимулирующие, так или иначе, деградацию и смерть физические. Ни один злодей не бывает по-настоящему счастлив, а средняя продолжительность жизни закоренелых преступников гораздо ниже среднестатистической продолжительности жизни.

У жизни есть не только внутренние враги в лице самого человека, но и враги внешние, существующие за пределами личности и общества. Особенно очевидны опасности, грозящие жизни как биологическому процессу: болезни, стихийные бедствия, нездоровая среда обитания. Хотя во многом эти враги могут быть социально обусловленными, и либо стимулироваться социальными факторами, либо ослабляться, а некоторые и побеждаться принимаемыми социальными мерами, сама природа этих угроз связана с физическими, общебиологическими или экологическими законами. В этом контексте возникает вопрос о той составляющей нашей жизни, которая связана с нашей плотью и с ее ценностью.

Ценность нашего тела не только биологическая, физическая и эстетическая. Она собственно жизненная, экзистенциальная, поскольку фундаментальным образом связана с нашим существованием как жизнью.

Наше тело – это единственно возможный способ нашего физико-биологического существования.

Сколь бы захватывающими ни были перспективы создания искусственного мозга или искусственного человека, телесное, биологическое всегда будет неотделимо от нас как личностей, от нашего внутреннего мира, нашего я. (Так что можно понять и тех, кого эти перспективы пугают…)

Общее ценностное состоянием телесной тотальности, в которую облечена личность, мы называет здоровьем.

Здоровье – общее условие благоприятной и плодотворной жизни.

Существует несколько простых гуманистических правил отношения человека к своему физическому и психическому здоровью.

Необходимо:

правильно питаться;

ежедневно делать физические упражнения;

избегать ненужных стрессов;

уметь расслабляться и отдыхать;

быть разумным и умеренным в получении

удовольствий.

Здоровье не бывает просто физическим или психическим. В принципе оно неделимо и относится к человеку как единству физического, биологического, психического, морального, интеллектуального и мировоззренческого.

Когда мы говорим о теле человека как ценности, мы должны ответить на вопрос об инвалидах. К сожалению, в современном языке нет адекватного современной культуре понятия, относящегося к хронически больным людям или человеку с рожденья не имеющего или при жизни потерявшего, скажем, зрение или руку. Все имеющиеся понятия: «инвалид», «человек с ограниченными физическими возможностями» и им подобные, – в какой-то степени оскорбительны, задевают достоинство таких людей.

Разве такие люди принципиально ущербны и заведомо лишены возможности счастья, богатой, плодотворной, достойной и совершенной жизни? Гуманизм отвечает на этот вопрос отрицательно. Ни в одной священной или научной книге не сказано, что человек может быть полноценным только в том случае, если с его плотью все в порядке: четыре конечности, десять пальцев, два глаза, уха и две ноздри, если у него девять естественных отверстий в теле, весь набор исправно работающих внутренних органов и стандартное телосложение.

История и современность дают нам массу примеров победы человека над своими недугами, преодоления физических недостатков. Человек устроен так мудро и высоко адаптивно, обладает такими замечательными качествами, как мужество, целеустремленность, настойчивость, что в состоянии превратить даже тяжелые недомогания или, скажем, слепоту в ступень для совершенствования, дополнительный мотив к поддержанию высоконравственного, гуманного, порой героического образа жизни. Болезнь может побудить человека не просто к ее преодолению, но и к восхождению, к укреплению воли к жизни.

В современных цивилизованных обществах много делается для того, чтобы снять те физические, психологические и правовые препятствия, которые дискриминируют или затрудняют жизнь инвалидов. Диапазон таких действий очень широк: от устройства специальных спусков в домах и на улицах до организации спортивных соревнований для инвалидов и максимального сокращения перечня профессий, запрещенных для инвалидов.

Общество должно стремиться к разумному стиранию различий между инвалидами и другими людьми, к тому, чтобы отпала необходимость в привилегиях, которые, к сожалению, слишком напоминают милостыню и бывают оскорбительны для человека.

studfiles.net

Ценность человеческой жизни: значение для современного человека

Я проснулась в 6 утра и стала размышлять: что такое ценность человеческой жизни? Да нет, конечно, бред какой-то, мне надо бежать на работу. Но эта мысль, однажды придя, запала мне в голову и не дает покоя.

Введение

Ценность, да еще и жизни, что это такое? Вроде все просто. Но насколько это многогранное и емкое понятие. Её нельзя измерить прожитыми годами, достижениями или накопленным богатством. Нет. Это суета сует.

Вот родился малыш, все радуются ему, и никто в этот час не думает, сколько на его долю может выпасть страданий и радости. В этом мире все так хрупко!

Цена жизни? Это одна составляющая ценности. Разве мы думаем об этом когда переходим на красный свет дорогу? Или оскорбляем кого-то в общественном транспорте, или из своего авто? Когда стреляем, употребляем наркотики, проходим мимо чужого горя? Мы не задумываемся об этом, а надо бы.

Жизнь дана свыше и она бесценна. Нация, где больше ценят жизнь человека, успешно развивается во всех сферах. Возьмите Европу и Африку. Контраст на лицо.

Я не зря привела в пример Африку. Как вы знаете, там жили племена людоедов и не только. Жизнь человека не ценилась, а определялась так:  кто кого съест. Хорошо, что меня там не было и это всё в прошлом.

Чему учит история?

Античная цивилизация. Она была всецело построена на рабстве.  Надо отметить, что вначале и греки, и римляне, понимали насколько рабство отвратительно. Но со временем почувствовали любовь к рабовладению, а это и взращивало их гордыню, похоть, любовь к деньгам и вольготной жизни. Цена жизни раба в античном мире приравнивалась к вещи. Раба собственно не считали за человека, его могли купить, продать, избить, убить без зазрения совести.

Также древний Рим был городом гладиаторов. Бои гладиаторов были притягательной силы зрелищем, не только для мужчин, но и для женщин. Гладиаторов заставляли убивать друг друга. Какова цена жизни гладиатора в глазах толпы, жаждущей крови? У них не было шанса выжить.

К сожалению и в другие времена и эпохи были не только бои, но и бойни. Где текла кровь невинных людей. Цена их жизни решалась, да и сейчас как мы видим, решается: монархами, царями, президентами и даже священниками. Помните из истории, крестовые походы?

Как жизнь ценится в современном мире?

Сегодня нет рабов. А вы уверены в этом? Кто-то как раб вынужден работать от зари до зари, чтоб заработать на необходимые вещи: квартиру, хотя бы недорогую машину, выучить детей, может быть съездить один раз в 3-5 лет в отпуск и т.д.

Общество разделилось на богатых и бедных.

Богатые ценят себя, т.е. свою жизнь высоко, но и они порой плачут. И  их жизни бывает, висят на волоске. Но, не смотря на это, они с пренебрежением относятся к низшим слоям общества, часто называя их «быдлом». Я не имею в виду совсем опустившихся людей.

Как человек сам обесценивает себя?

Есть понятие раб греха. Если человек не желает избавиться от вредных привычек, греховных дел, то он становится рабом греха. В таком случае он сам, значительно снижает цену своей жизни.

Заключение

Можно приводить много примеров и сравнений. Но я хочу сказать еще об одном и очень важном. Иуда и священники оценили жизнь Иисуса Христа за 30 сребреников. Христос умер, за все человечество, потому что наши жизни в его глазах бесценны.

Статью написала, Фирсова Ольга Константиновна. Город Новосибирск.

Спасибо Ольге Константиновне, за такую статью. Очень отрезвляет, не правда ли? Вот мы суетимся, что-то делаем, а о таких простых понятиях, многие из нас забывают, или вовсе не понимают — зачем об этом думать. Цените себя и своих близких. Будьте осознанными, помогайте людям.

Если вы стремитесь к саморазвитию и у вас есть страстное желание поделиться своими мыслями с другими людьми – пишите в обратную связь. Я обязательно рассмотрю ваши статьи. Если они будут соответствовать тематике сайта, я обязательно опубликую их. До скорых встреч, на страницах блога.

qvilon.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *