Ценности человека основные – список и примеры базовых и истинных

Содержание

Жизненные ценности современного человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа жизненных ценностей отдельного человека, а тем более общества в целом. Наша задача — определить процесс социализации любого индивидуума, причины его приятия и неприятия обществом. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить вопрос, касающийся истории развития личности и общества в целом. Для достижения поставленной цели использованы общетеоретические методы. Результатом этого исследования является подтверждение факта, касающегося определения позиции личности в обществе, и сложившейся системой социальных отношений человека к человеку. Выводами статьи могут послужить предложения по изучению процессов и особенностей межкультурной коммуникации.

Ключевые слова:конситуент, культура, межкультурная коммуникация, социально-культурный подход, история, статус, социальное образование.

 

Данное исследование рассматривает вопросы, связанные с определением понятия термина “жизненные ценности”, определяет особенности восприятия представленного в работе феномена в качества одного из важнейших конситуентов формирования окружающей субъекта действительности.

Немаловажным фактором формирования личности субъекта, вовлеченного в образовательный процесс в высшем учебном учреждении является осознание человеком своего собственного Я, возможности учиться постоянно, не останавливаться на достигнутых результатах, иметь уникальную возможность перенимать лучшие характеристики иной культуры, быть образованным человеком и оставаться личностью в нелегких рыночных условиях и условиях, подчас, нечестной конкурентной борьбы.

В нашей работе мы опираемся на политику Томского политехнического университета и предлагаем рассмотреть понятие активной жизненной позиции, так необходимой в рамках интеграции нашей страны в мировое сообщество.

Предлагаемая тема была исследована ведущими специалистами в области социологии, философии и психологии, такими как: Бурдье П., Хайнц А., Бергер П., Лукман П., Рикёр П.

Человечество существует как специфическая материальная реальность, но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди.

В своей работе “Социология социального пространства” П. Бурдье пишет: “…можно изобразить социальный мир в форме многомерного пространства, построенного по принципам дифференциации и распределения, сформированным совокупностью действующих свойств в рассматриваемом социальном универсуме, то есть свойств, способных придавать его владельцу силу и власть в этом универсуме” [2, с. 15].

Общество — это конгломерат субъектов, принимающих определенные ценности, выраженные лингвистическими и нелингвистическими средствами и представленными в виде абстрактных и конкретных понятий, разделяемых представителями данного конкретного сообщества. Процесс усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций определенного общества формирует становление личности, этот процесс называется социализацией. В течение всей своей жизни человек учится выполнять особые социальные роли ― ребенка, родителя, супруга, студента, служащего и т. д.

Личность определяется не структурой мозга, а системой социальных отношений человека к человеку, опосредованных через созданные им вещи. В поле индивида личность реализует себя как принципиально отличное от тела и мозга социальное образование.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

Следовательно, реципиент пользуется определенными маркерами поведения и ценностных ориентаций, непосредственно принимая участие в их создании.

Психологи разделяют ценности на личностные и социальные. Личностные ценности направлены непосредственно на внутренний мир человека. Его душевный комфорт. Следует отметить, что ценностные характеристика каждой личности сугубо индивидуальны и представляют собой уникальную симфонию хитросплетений личностных ориентировок. К примеру, для одного человека ценным будет спасение чужой жизни за счет своей. Но, даже при наличии данной характеристики, он может поддерживать и являться последователем сообщества ксенофобов в собственном социальном пространстве. Для другого человека высшей ценностью будет воспитание собственных детей, так сказать в стиле fortissimo — но этот процесс будет затрагивать только интересы детей данного субъекта. Все остальные дети будут выполнять функцию неких раздражителей с точки зрения их пользы или вреда приносимых его отпрыскам. Такой субъект не пожалеет сил и возможностей навредить другим членам общества для того, чтобы извлечь личностную выгоду.

Важно отметить, что поступки указанных выше реципиентов будут иметь диаметрально противоположную логику выполнения определенных шагов при достижении заданной цели.

Резюмируя приведенные примеры, мы можем утверждать, что ценности даже у представителей одного коммуникативно-социального сообщества, скрепленного нарративными практиками структурированного опыта познания жизни, могут существенно отличаться и иметь различные смыслы восприятия, обработки и интерпретации окружающей их реальности.

Следует помнить, что нельзя путать ценности с убеждениями или потребностями. В реестр ценностей входят такие понятия как дом, красота, работа, семейные отношения, культура, мораль, духовность.

Социальный мир строится на основе деления его индивидов на группы, деление может носить различный характер: этнический, экономический, социально-статусный, образовательный и т. д.

Соответственно делению различных групп социального сообщества, мы можем говорить о социуме, как некой символической системе, объективно представленной в рамках социального мира, где пространство существования статусных групп и их стилей жизни регламентируется различным отношением общества к их поведенческим характеристикам.

Таким образом, можно утверждать, что восприятие социального мира имеет двойственную структуру.

Образы предметов или процессов реальной действительности, которые воспринимались субъектом ранее, и могут быть мысленно воспроизведены, называются представлениями.

Физиологической основой представлений является оживление в коре больших полушарий “следов” возбуждений, которые образовались при восприятии предметов или явлений.

Представления служат материалом для процессов памяти и воображения и вызываются образами памяти.

Представления, возникающие у индивида, классифицируют в соответствии со следующими критериями:

1)      по виду преобладающего ощущения, лежащего в основе представления;

2)      по характеру отражения, воспринятого ранее в представлении;

3)      по участию волевого усилия в возникновении представления.

Следовательно, мы можем говорить о таком феномене как наличие в сознании индивида ценностных восприятий ранее пережитого социального опыта.

Ценности ― это особый вид реальности, основой которой являются непосредственные связи с человеческим существованием, они становятся актуальными только при соблюдении особых условий, в особой уникальной среде при определенном витке определенного общества.

Социальные ориентации и позиции ― совокупность целей, установок и ценностных критериев личности, объективирующихся в соответствующих стереотипах социального поведения.

Основной признак существования ценностей ― это их связанная напрямую значимость чего-то или для кого-то. Здесь можно сказать о растяжениях смыслов предметов-знаков, когда один и тот же знак наделяется различными смыслами с точки зрения оценочной позиции, меняется под воздействием социального интерактивного пространства и принимает новое значение отличное от предыдущего, несмотря на то, что форма его визуального воплощения осталась прежней.

 

Литература:

 

1.                  http://www.tpu.ru/html/policy.htm

2.                  Бурдье П. Социология социального пространства/Пер с фр.; Отв. ред. перевода Н. А. Шматко. ― М.: Алетейя, 2005. — 288 с.

3.                  Хайнц А. Интеракция. Идентичность. Презентация. Введение в интерпретативную социологию. /Пер. с нем под общей редакцией Н. А. Головина и В. В. козловского. — Спб.: Алетейя. 1999. ― 272 с.

4.                  Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. М.: Изд-во “Наука”, 1991. — 452 с.

5.                  Гутарева Н. Ю. English language training in the social and cultural reality. “Современные исследования социальных проблем”. № 1 Красноярск: НИЦ, 2015. — 196 с. — С. 215–218.

moluch.ru

Виды ценностей. Понятие и виды человеческих ценностей

Ценность — это значимость, важность, полезность и польза чего-либо. Внешне она выступает как одно из свойств предметов или явлений. Но их полезность и значимость присущи им не в силу их внутренней структуры, то есть не даны от природы, они - не что иное, как субъективные оценки конкретных свойств, вовлеченных в область общественного бытия. Люди в них заинтересованы и испытывают потребность в них. В Конституции Российской Федерации написано, что высшей ценностью является сам человек, его свобода и права.

Употребление понятия ценности в различных науках

В зависимости от того, какая именно наука занимается изучением данного феномена в обществе, различают несколько подходов его употребления. Так, например, философия рассматривает понятие ценности следующим образом: это социально-культурная, личностная значимость конкретных объектов. В психологии же под ценностью понимают все те объекты окружающего индивид социума, которые представляют для него ценность. Этот термин в данном случае теснейшим образом связан с мотивацией. А вот в социологии под ценностями понимают те понятия, которыми названы совокупности целей, состояний, явлений, достойных того, чтобы к ним стремились люди. Как видите, и в данном случае прослеживается связь с мотивацией. К тому же, с точки зрения этих социальных наук, существуют следующие виды ценностей: материальные и духовные. Последние также называются вечными ценностями. Они не осязаемы, но иногда имеют гораздо большее значение для общества, чем все материальные предметы вместе взятые. Конечно же, они не имеют ничего общего с экономикой. В данной науке понятие ценности рассматривается как стоимость предметов. При этом различают два его типа: потребительная и меновая стоимость. Первые представляют ту или иную ценность для потребителей в зависимости от степени полезности товара или его способности удовлетворять человеческие потребности, а вторые ценны тем, что пригодны для обмена, а степень их значимости определяется тем соотношением, которое получается при эквивалентном обмене. То есть чем больше человек сознает свою зависимость от данного объекта, тем его ценность выше. Люди, живущие в городах, всецело зависят от денежных средств, поскольку они им необходимы для приобретения самых необходимых товаров, а именно еды. Для сельских жителей денежная зависимость не так велика, как в первом случае, поскольку необходимые для жизнедеятельности продукты они могут получить независимо от наличия денег, например, с собственного огорода.

Различные определения ценностей

Самым простым определением данного понятия является высказывание, что ценности – это все те предметы и явления, которые способны удовлетворить человеческие потребности. Они могут быть и материальными, то есть осязаемыми, а могут быть абстрактными, как любовь, счастье и т. д. Кстати, совокупность ценностей, которые присущи тому или иному человеку или группе, называются системой ценностей. Без нее любая культура была бы бессмысленной. А вот другое определение ценности: она является объективной значимостью многообразия компонентов (свойств и признаков того или иного предмета или явления) действительности, которые определяются интересами и потребностями людей. Главное, чтобы они были необхоимы человеку. Однако ценность и значимость не всегда являются эквивалентами. Ведь первая бывает не только позитивной, но и негативной, а вот ценность – она всегда позитивна. Не может то, что удовлетворяет потребности людей, быть негативным, хотя и здесь все относительно…

Представители австрийской школы считают, что основные ценности — это конкретное количество товаров или благ, которые необходимы для удовлетворения потребностей человека. Чем больше человеком осознается его зависимость от наличия данного объекта, тем выше его ценность. Одним словом, здесь важны взаимоотношения между количеством и надобностью. Согласно этой теории, блага, которые существуют в неограниченном количестве, например, вода, воздух и т. д., не имеют особой значимости, поскольку являются неэкономическими. А вот блага, количество которых не удовлетворяет потребности, то есть их имеется меньше, чем нужно, представляют настоящую ценность. Данный взгляд имеет как многих сторонников, так и противников, которые в корне не согласны с данным мнением.

Переменчивость ценностей

Эта философская категория имеет общественную природу, поскольку формируется в процессе практики. В связи с этим ценности имеют свойство изменяться с течением времени. То, что было значимым для этого общества, может не быть таковым для будущего поколения. И это мы видим на собственном опыте. Если оглянуться в прошлое, то можно заметить, что ценности поколений наших родителей и нашего во многом отличаются друг от друга.

Основные виды ценностей

Как уже было отмечено выше, основными видами ценностей являются материальные (способствующие жизни) и духовные. Последние дарят человеку моральное удовлетворение. Основные виды материальных ценностей - это простейшие блага (жилье, пища, предметы быта, одежда и т. д.) и блага более высокого порядка (средства производства). Однако и те и другие способствуют жизнедеятельности общества, а также повышению качества жизни его членов. A духовные ценности нужны людям для формирования и дальнейшего развития их мироощущений, а также мировосприятия. Они способствуют духовному обогащению личности.

Роль ценностей в жизни общества

Данная категория, помимо того, что представляет некую значимость для общества, также играет определенную роль. Например, освоение человеком различных ценностей способствует приобретению социального опыта, в результате чего он приобщается к культуре, а это, в свою очередь, влияет на формирование его личности. Другой важнейшей ролью ценностей в обществе является то, что человек стремится к созданию новых благ, при этом сохраняя старые, уже существующие. Кроме того, ценность мыслей, поступков, различных вещей выражается в том, насколько они важны для процесса общественного развития, то есть прогресса общества. А на личностном уровне – развития и самосовершенствования человека.

Классификация

Существует несколько классификаций. Например, по видам потребностей. Согласно ей различают материальные и духовные ценности. А вот по их значимости последние бывают ложные и истинные. Классификация также проводится по сферам деятельности, в зависимости от их носителя, и по времени действия. Согласно первой различают экономические, религиозные и эстетические, второй - общечеловеческие, групповые и ценности личности, а третьей – вечные, долговременные, кратковременные и сиюминутные. В принципе, есть еще и другие классификации, но они слишком узки.

Материальные и духовные ценности

Относительно первых мы уже успели рассказать выше, с ними все понятно. Это все материальные блага, которые нас окружают, которые делают нашу жизнь возможной. Что же касается духовных, то они являются составляющими внутреннего мира людей. И исходными категориями здесь являются добро и зло. Первые способствуют счастью, а вторые – все то, что ведет к разрушению и является причиной недовольства и несчастий. Духовные – это и есть истинные ценности. Однако чтобы быть таковыми, они должны совпадать со значимостью.

Религиозные и эстетические ценности

Религия основывается на безусловной вере в Бога, и она не требует никаких доказательств. Ценности в этой сфере – это ориентиры в жизни верующих, которые обусловлены нормами и мотивами их поступков и поведения в целом. А эстетические ценности - это все то, что доставляет человеку удовольствие. Они имеют непосредственное отношение к понятию "красота". Они связаны с творчеством, с искусством. Прекрасное является основной категорией эстетической ценности. Творческие люди посвящают свою жизнь созданию прекрасного, причем не только для самих себя, но и для других, желая этим доставить окружающим истинную радость, восторг, восхищение.

Личностные ценности

Каждый человек имеет собственные личностные ориентации. И они у разных людей могут в корне отличаться. То, что имеет значимость в глазах одного, для другого может быть отнюдь не ценным. Например, классическая музыка, которая приводит в состояние экстаза любителей данного жанра, кому-то может показаться скучной и неинтересной. На ценности личности имеют большое влияние такие факторы, как воспитание, образование, круг общения, окружающая среда и т. д. Конечно, наиболее сильное воздействие на личность оказывает семья. Это та среда, в которой человек начинает свое первичное развитие. Первое представление о ценностях он получает именно в своей семье (групповые ценности), однако с возрастом он может принять некоторые из них и отвергнуть другие.

К личностным относятся следующие виды ценностей:

  • те, которые являются компонентами смысла жизни человека;
  • наиболее общие смысловые образования, которые основываются на рефлексах;
  • убеждения, которые имеют отношение к желательному поведению или к завершению чего-то;
  • предметы и явления, к которым индивид питает слабость или просто неравнодушен;
  • то, что имеет важность для каждого человека человека, и то, что он считает своей собственностью.

Вот такими бывают виды ценностей личности.

Новый подход к определению ценностей

Ценности - это мнения (убеждения). Так считают некоторые ученые. Согласно им, это необъективные и холодные идеи. А вот когда они начинают активироваться, то смешиваются с чувствами, при этом получая определенный окрас. Другие же считают, что главные ценности - цели, к которым стремятся люди - равенство, свобода, благосостояние. А также это образ поведения, способствующий достижению данных целей: милосердие, сопереживание, честность и др. Согласно этой же теории, истинные ценности должны выступать как некие стандарты, руководящие оценкой или выбором людей, поступков и событий.

fb.ru

понятие, виды, классификация :: BusinessMan.ru

Рано или поздно каждый человек задумывается о смысле жизни, о том, зачем он приходит на эту планету и что после себя оставит. Мы читаем философские трактаты лучших мыслителей из разных эпох и понимаем, что вне зависимости от времени, ценности человека остаются неизменными. Попыток классифицировать блага было произведено бессчетное количество, однако, до сих пор никто не пришел к единому мнению.

Глубинные основы бытия

Для того чтобы определить смысл бытия, необходимо рассматривать сразу несколько аспектов. Для начала отыщем ценность человека и общества внутри самой жизни. Все, что присуще естественным процессам бытия прекрасно само по себе. Каждый человек дорожит жизнью и осознает, что он пришел в этот мир совсем не зря, а с какой-то миссией. Осознание собственной необходимости, поиски важной миссии уже наполняют существование человека глубинным смыслом.

Простые, но такие важные ценности человека имеют чувственное и эмоциональное начало. Мы говорим о любви и дружбе, преданности и честности, бескорыстии и добре, милосердии и сострадании, уважении и почтении. Все эти чувства вкупе с верностью, надеждой, мужеством и совестью помогают человеку справляться с внутренними демонами, с противоречивым несовершенством бытия. Говоря про высшие ценности человека, нельзя не упомянуть духовность, которая наполняет бытие в совокупности.

Действие в совокупности

Философы утверждают, что человек не может использовать глубинные основы бытия по отдельности. В этом случае искажается глубинный смысл. Все качества, которые мы перечислили, не могут работать по отдельности. Так, стремление к любви без бескорыстия и сострадания способно превратиться в эгоизм. Мужество и отвага без добра и совести превращаются в жестокость.

Каждому человеку в процессе бытия неоднократно предоставляется право выбора. Существование человека противоречиво, но оно невозможно без преодоления трудностей, без борьбы с искушением, без свободы. Ведь только обладая внутренней свободой, мы обретаем ценность. Человека можно научить ценить жизнь даже через страдания, лишения и невзгоды.

Что такое счастье?

В этой связи счастье никогда не являет собой абсолютное состояние. Как известно, человеку важен путь, который он проходит для достижения своей мечты, а не сам факт. Чем тернистей и извилистей дорога, ведущая к счастью, тем глубже осознание смысла бытия. Люди творческих профессий, не помещенные в жесткие рамки условий, всегда испытывают счастье. Они наслаждаются процессом, порой, невзирая на отсутствие материальных благ. Эти люди уверены в том, что они нашли смысл бытия в своих работах (картинах, скульптурах, песнях). В этих работах отражено все лучшее, что имеется в нашей жизни, и это лучшее будет жить в веках. Так мы плавно подошли ко второму аспекту человеческих ценностей, к тому, что ожидает человека за пределами жизни.

Религиозная составляющая

Оставляя после себя наследие, люди способны увековечить свое существование в памяти потомков. И каждый из нас хоть раз задумывался, а что ждет нас после смерти? Высшие ценности человека невозможно рассматривать без религиозной составляющей. Различные теологические учения говорят о том, что люди пришли в этот мир отнюдь не для того, чтобы умереть, а для того, чтобы жить вечно, переродившись после физической смерти в другое обличие.

Считается, что душа каждого человека бессмертна. Она будет существовать в потустороннем мире вечно. И в силах каждого человека сделать так, чтобы эта потусторонняя вечность была наполнена умиротворением, гармонией и добром. Для этого необходимо лишь отказаться от многих мирских благ, утех и материальных ценностей. Люди, ведущие аскетическое существование, глубоко религиозные личности, уверены, что их душа после того, как умрет физическая оболочка, обязательно попадет в рай.

Поиск смысла жизни отдельным индивидуумом

Помимо глубинных жизненных основ бытия и религиозного учения, существуют и неизведанные ценности человека. Ценности личности формируются в зависимости от каждого конкретного индивидуума, путем их поиска во время пребывания в этом мире. У таких ценностей нет единожды заданного смысла. Человек приходит в этот мир для того, чтобы отыскать и определить их. Каждый человек вправе решить, носят ли высшие ценности абсолютный характер, аксиома ли это, либо это понятие сугубо индивидуально. Дифференцированный философский подход к этому вопросу указывает на то, что существуют только лишь самодостаточные ценности, например, справедливость или счастье. Все остальное в этом мире имеет относительный характер.

В зависимости от эпох

Каждая эпоха человеческого бытия привносила что-то свое. Так, например, древнегреческие философы пропагандировали теоцентризм. По их мнению, люди приходят в этот мир для того, чтобы вести скромное существование и готовиться к вечной жизни на небесах после физической смерти. Аскетические ценности в жизни человека в древние времена сменились поисками счастья и земного блаженства в эпоху Возрождения.

В то время процветало так много индивидуалистов, полагавших, что смысл жизни заключается в самом бытии. Аскетизм был надолго забыт, на смену ему пришли разного рода мирские удовольствия. Однако, это опасный путь развития индивидуума, ведь, таким образом, он противопоставляет себя обществу. Развивать свои способности необходимо всесторонне, для того, чтобы они приносили максимум пользы обществу. Правда эпоха Возрождения подарили нам нечто большее: она выдвинула на первый план принципы гуманизма, отодвинув на второй план религиозную сущность.

Современный подход

И в наши дни философы спорят о смысле жизни, они придерживаются различных течений и создают абсолютно новые теории. Однако, ценности все больше рассматриваются, как конкретный предмет, способный принести пользу или удовлетворить потребности человека. Мир стал все более материально зависимым. Это не единственное наше отличие от древних или средневековых представлений о ценностях. Также в современном обществе на первый план выходят социальные ценности человека.

Классификация ценностей

Условно принято придерживаться следующей классификации ценностей. Они делятся по содержанию и по форме бытия.

Содержание - это не только потребительские и материальные ценности. Сюда входят нравственные, религиозные, политические, духовные, эстетические, социальные ценности.

Форма ценностей включает в себя духовность, приверженность идеалам.

Нравственность и набожность не идут рука об руку. Если религия учит человека заботиться лишь о представителях своей общины и думать о загробной жизни, то нравственность и мораль направлены на всех представителей общества. Люди учатся быть милосердными, проявляют сострадание не только к ближним, но и ко всем нуждающимся в этом. Так появляются меценаты и филантропы. Каждый человек формирует свое представление о добре и зле, о благе. Так появляются духовные идеалы. Духовность в нашей классификации помещена и в содержание, и в форму бытия.

Понятие ценности, иерархия

Само понятие ценности достаточно сложно охарактеризовать, чаще всего оно не имеет оболочки, но имеет значение. Это то, как одна личность относится к другой. Оно направлено на волю человека и заставляет осмысливать собственное существование. Существует иерархия высших ценностей:

  1. Здоровье;
  2. Добро, истина, красота;
  3. Стремление к добру, к познанию истины;
  4. Достижение цели, использование волевых качеств;
  5. Достижение состояния покоя (нирваны).

По этапам ценности переживают трансформацию, однако, при этом не происходит подмена одного понятия другим. Также ни одна из ступеней не может доминировать над другой.

businessman.ru

Ценности в жизни человека | Уроки успеха

Последнее обновление:7/02/17

Третий  урок на пути к успеху.    Ценности  в жизни человека

Зачем человеку нужно определяться со своими ценностями  в жизни?  Мы же уже писали список из 5 главных ценностей. Потому что, на самом деле ценностей  в жизни человека  гораздо больше.

Потому что жизненные ценности человека формируют  убеждения,  поведение, отношения,  симпатии и наоборот.

Поэтому, не определив своих  ценностей в жизни, человек  не сможет определить свой путь к успеху, не сможет сделать жизнь такой, как хочет.

Достижение цели, которая будет противоречить ценностям  в жизни человека, не принесет ему счастья.

Человек  по-прежнему будем ощущать неудовлетворенность своей жизнью.

Вывод такой — прежде чем ставить перед собой цели, определяем наши  ценности  в жизни, чтобы стало понятно, что действительно для нас важно в жизни.

Мы все хотим  счастливой жизни.  Как   уже говорилось, счастье, и успех  мы понимаем по-разному.

Ценности   в жизни человека   тоже  могут быть разными.

Перечень всех  ценностей   может быть очень большим. И  все же …

Ценности в жизни человека можно объединить в три группы:
— Личная жизнь, отношения, семья.
— Работа, карьера, дело, бизнес.
— Собственное развитие, образование.

Попробуйте определить свои главные ценности в жизни. Чем больше вы узнаете о себе и о том, что ценно для вас, тем проще вам будет определиться со своими целями, тем проще вам будет принимать решения.

Итак, ответьте на вопрос, что для вас главное в жизни, что вас радует, вдохновляет, к чему вы стремитесь?

Подумайте, что для вас означают такие понятия, как:  совершенство, творчество, красота.

Что  для вас значат:  вера, свобода,  любовь, преданность, честность и порядочность.

Может быть для вас важнее: служение идеалам, признание, смелость, мудрость, решительность, ответственность,  предприимчивость и так далее.

Свои ответы  обязательно  запишите.

Следующий шаг, Постарайтесь в нескольких словах объяснить, как вы понимаете каждую ценность в жизни человека.

Два человека могут совершенно по-разному понимать ценности.

Например,  для одного «любовь» будет обозначать заботу о близких,  а для другого — горячие объятия с конкретным человеком.

Например,  » совершенство» для одного человека — это будет забота о красоте тела,  для другого — о красоте души,  а для третьего —  воспитание в себе ответственности и организованности.

Получите удовольствие, подойдите творчески к составлению списка.

И вот список ваших  главных ценностей в жизни человека готов.

Переходите к анализу списка,  нужно оставить в списке не более семи ценностей в жизни самых важных для вас. Снова подумайте и запишите, почему вы выбрали именно эти ценности,  и как каждая из выбранных ценностей соотносится с вашей жизнью, с тем образом жизни, который вы ведете.

Вы не сможете двигаться дальше, пока не сделаете этого.  Без этого вы не сможете  правильно определить  свой путь к успеху.

В вашем списке должны остаться те ценности, без которых вы не представляете своей жизни, у каждого человека может быть свой список.

www.urokyuspeha.ru

Жизненные ценности человека | pro-psychology.net

Написал Alex в рубрике Статьи по психологии

Эта статья является продолжением статьи «Структура психики. Часть 1: Стимул-реакция». Если приступить сразу к чтению этой статьи, не читая предыдущей, многие вещи могут просто быть непонятны. Поэтому я рекомендую читать их последовательно.

 

Я убежден в том, что психика каждого человека в начале жизни – относительно чистый лист. Конечно, существует набор способностей, заложенный генетически. Но это скорее похоже на огромный потенциал, который можно в процессе жизни раскрыть, а можно и нет, как из глины определенного качества можно вылепить нечто прекрасное, а можно что-то кривое и непонятное.

 

Для ребенка мир целостный – без разделений на плохое и хорошее, правильное и неправильное, и нет определенных названий, нет фигур, не страхов или симпатий. Вселенная вокруг просто существует, а в ней появляются первые ощущения. Конечно, нужно учитывать тот факт, что психика формируется еще до родов, да и сами роды имеют влияние на ее формирование, и к рождению ребенок уже может иметь определенный опыт, который влияет на его дальнейшее развитие. Но, как правило, когда новый человек рождается, он начинает познавать мир посредством своих чувств: зрение, слух, осязание, вкус и запах. Начинает формироваться первичное отношение к вещам, проще говоря, «стимул-реакция». Пропуская информацию через любую из систем восприятия, ребенок получает определенную реакцию в теле. Когда какая-то реакция повторяется несколько раз – она закрепляется и становится автоматической. Если реакция сильная – то бывает достаточно и одного раза(импринт). Так появляется убеждение.

Пример:

 

 

Вижу маму – ощущаю радость, тепло, приятно, еда и т.д. После нескольких повторений появляется убеждение: «Мама – это хорошо; мама – это безопасно; маму я люблю».

 

Или – я кричу, после чего приходит мама, и я получаю еду, либо мне меняют пеленки. Пропадает дискомфорт. И вот я привыкаю, что таким образом управляю миром вокруг себя. Это тоже формирует определенное убеждение, и не важно, что я не могу его выразить словами.

 

Но если я кричу, и никто не подходит, и так много раз, у меня может появиться ряд убеждений, начиная от «я никому не нужен, меня не любят», и, заканчивая «я беспомощный, я ничего не могу сделать, чтобы изменить плохой мир».

 

Очень важно, чтобы на протяжении первых лет жизни ребенок получал позитивные ощущения, потому что здесь формируются базовые импринты . К примеру, если все хорошо и приятно, есть еда, теплая мама и т.д. – мир хороший. Если же ребенка оставили без еды в холодном помещении, он кричит и ничего не может сделать, то могут сформироваться глубинные убеждения: мир жестокий и опасный, я бессилен что-либо сделать в этом мире, меня никто не любит, я никому не нужен, вот я вырасту и всем вам докажу и т.д. в зависимости от ситуации. И потом, что бы человек ни делал, все будет пропускаться через фильтр этих убеждений. Сколько бы ни было денег, комфорта и успеха, все равно будет существовать ощущение какого-то беспокойства, постоянная фоновая тревожность, стремление еще больше себя обезопасить от «плохого мира» или еще больше что-то доказать, чтобы полюбили.

 

Таким образом, у человека в бессознательном (которое является ничем иным, как огромным хранилищем информации – опыта и выводов, сделанных из него) с каждым годом накапливается куча данных обо всем. Формируется отношение (реакция) ко всему, с чем он сталкивается в своей жизни. И как только в поле одной из наших систем появляется знакомый раздражитель (визуальный, аудиальный и т.д. якоря), наше бессознательное тут же подбрасывает нам информацию об этом, и мы реагируем привычным для нас способом.

 

Дальше важно понимать, что убеждения становятся нашими фильтрами, через которые мы видим мир. Поэтому если есть убеждение, что женщины глупые, то мы будем видеть именно это в женщинах и даже в самых умных будем находить, почему они не отличаются особым умом. Если мы верим, что мир жестокий, то все, что нам в нем встречается, будет нести в себе нотку этого негатива и относиться ко всему мы будем насторожено. Соответственно, меняя убеждения, мы меняем мир вокруг нас (точнее его восприятие), наше поведение и себя самих.

 

Следующее, что важно понимать – это то, что все реакции на окружающие раздражители в теле условно можно разделить на две категории: приятные и неприятные. Конечно, все эти реакции имеют свою силу и оттенки, но, тем не менее, для нас они всегда остаются позитивными и негативными. Роберт Дилтс называет их аттракторами. К позитивным ощущениям мы всегда стремимся, а негативные стараемся избегать. Таким образом, у нас есть две мотивирующие силы: «от» (избежать) и «к» (достигнуть).

 

Таких вот приятных и неприятных реакций у каждого тысячи. И именно они направляют на нашу жизнь, становясь нашими потребностями, целями и ценностями, которые мы стремимся достигать, или страхами, неприятностями, которых мы стремимся избегать. Это напоминает векторы сил, действующие на человека в разных направлениях и в результате он движется где-то посредине. То есть, когда разные силы тянут его в разные стороны, они накладываются друг на друга и человек движется по жизни с учетом всех этих сил. Очевидно, что векторы сил, направленные в противоположные стороны, гасят друг друга. Из этого следует, что самые сильные векторы задают направление по жизни. Но и для каждой конкретной области жизни есть свои, более мелкие векторы.

 

 

На картинке я специально изобразил векторы так, чтобы было понятно, что среди них существуют прямо противоположные друг другу. Обычно это и является причиной внутренних конфликтов, по поводу которых обращаются к психологу. Но об этом позже, сейчас я хочу более подробно объяснить, как работает данный механизм.

 

Эти векторы всегда подчинены определенным правилам:

 

1. Человек хочет для себя или других всегда что-то хорошее, то есть намерение несет позитивный характер. Даже когда векторы вроде курения или страха испытывать боль утраты тянут в другую сторону, они направлены на то, чтобы человек получил что-то важное для него, какую-то ценность. Например, страх – защищает человека от повторения той боли, которую он испытал однажды, более глубинная цель – это спокойствие, безопасность. А курение вообще может под собой иметь ряд более мелких целей – отдых, расслабление, решение задач, разбивка времени. Желание быть своим в компании, ощущение себя крутым, взрослым или сексуальным с сигаретой (обычно формируется рекламой).

 

2. Как уже стало видно из пункта 1, за одной целью может стоять другая, более важная, та, которую человек хочет достигнуть, достигнув цель более низкого уровня.

 

Пример:

 

Человек хочет купить машину, но машина ему нужна, чтобы чувствовать себя увереннее и значимее, а чувствовать себя увереннее и значимее нужно, чтобы было проще общаться с женщинами, а с женщинами общаться – чтобы найти ту, единственную, а эта единственная нужна, чтобы получить от нее любовь и завести семью. Поэтому цель не машина. Цель – это любовь и семья. Но часто в результате формирования ряда убеждений (обычно навязанных обществом) человек верит, что любовь можно получить только через покупку машины (отращивание большого пениса, зарабатывания всех денег мира, накачивания мышц, отбеливания зубов, избавления от перхоти и т.д.) Очень часто этим пользуются в рекламе, потому что вам продают не алкоголь и сигареты, а красивую жизнь, сексуальность, уверенность в себе, стиль, кучу друзей, и проч. Присмотритесь внимательно к рекламе. Продают не товар, продают ценность.

 

Если уж речь зашла о рекламе, то любой рекламщик отлично знает о мотивации «от» и «к». Вся реклама на этом построена. Лучше всего человек мотивируется на покупку чего-то, если есть двухсторонний мотиватор. Поэтому с одной стороны вам показывают, как плохо жить с перхотью, а с другой – какие красивые и яркие отношения начнутся сразу после того, как вы избавитесь от перхоти с помощью шампуня, показывая видеоряд с красивыми женщинами/мужчинами и прочие привлекательные картинки. Таким образом, ценность, которую человек в данном случае хочет получить (и вместо которой ему втюхивают шампунь) – это отношения с каким-то другим человеком (обычно очень хорошей рекламной внешности). А убеждение, которое вам сформировали, говорит о том, как это сделать: «избавиться от перхоти с помощью шампуня». Ниже будет написано, каким образом убеждения связаны с ценностями.

 

3. Очень важно понимать, что все эти векторы имеют свою силу, которая характеризуется эмоциональной (энергетической) заряженностью. В зависимости от силы заряда векторы формируют соответствующую иерархию.

 

Иерархия жизненных ценностей человека

 

Эта иерархия позволяет удовлетворять потребности последовательно, определить, что для человека важнее. Если бы не было иерархии, он бы просто зависал и не знал, куда двигаться дальше, его разрывали бы внутренние конфликты. Так же от важности (силы вектора) зависит то, сколько времени и ресурсов, какую часть жизни человек тратит на достижение этой ценности. Та ценность, которая стоит на вершине иерархии (на рисунке это любовь), и будет главным направляющим вектором в жизни. Это значит, что ради любви вы будете готовы пожертвовать своим здоровьем, дружбой, и всем остальным, потому что это самое важное в жизни.

 

Выше я привел пример иерархии самых важных позитивных аттракторов, то есть ценностей, того, что важно для человека. Но есть еще и иерархия негативных аттракторов – неприятных ощущений, то есть тех вещей, которых человек по жизни старается избегать, которых он боится больше всего, от чего защищается. В реальности они сосуществуют все вместе, как позитивные, так и негативные. Они могут как компенсировать, так и дополнять друг друга. Когда аттракторы дополняют друг друга, это является самой сильной мотивацией. Примером дополнения могут быть “нищета” и “богатство”, когда человек очень боится первого и очень хочет достичь второго.

 

Те, у кого в жизни больше позитивных аттракторов и достижений являются более счастливыми, у них больше приятного в жизни, те же, у кого больше избегания, волнений и т.д., являются более несчастными. В их жизни больше негативных ощущений. Очень часто в моей практике встречаются случаи, где люди проживают жизнь не достижением целей (позитивных аттракторов), а убеганием от негатива, при этом основная ценность в жизни человека – это безопасность.

 

Приведу пример: можно работать, потому что нравится работа и ты получаешь от этого удовольствие, а можно потому, что нужно выживать и боишься остаться на улице. Можно жить и брать на себя ответственность за свою жизнь, самому за себя решать чтобы достигать своих целей, а можно бояться принимать решения и ждать их от других, потому что с ответственностью связан негатив в прошлом. Поэтому ответственности нужно избегать. И т.д.

 

Проблемы также часто возникают тогда, когда все эти аттракторы напоминают лебедя рака и щуку, которые впряглись тянуть одну повозку (человека). Но все тянут туда, куда считают правильным, и каждый старательно выполняет свои обязанности автоматически. Повозка же начнет двигаться в ту сторону, куда тянет тот, у кого больше силы (больше заряд), преодолевая стремления остальных. Если же двоим, например, лебедю и раку в одну сторону, то повозка тем более будет двигаться именно туда. Но, поскольку они как бы все вместе в одной упряжке, то время уделяется каждому участнику, и время от времени тянут в его сторону тоже. Чем более значим участник (сильнее заряжен аттрактор), тем больше тянут в его сторону. Если совсем не значим, то на него времени уже не остается. Ну а если пара участников примерно одной силы и цели у них прямо противоположны, то они могут серьезно конфликтовать друг с другом. Это, к примеру, как желание общаться с женщинами и страх боли при отказе. Позитивный аттрактор – удовольствие от общения, негативный – боль от отказа. И если они одной силы, то человека прямо коробит при общении с противоположным полом. Хочется двух противоположных вещей одновременно, случается внутренний конфликт. За помощью в решении таких конфликтов обращаются к психологу, чья работа заключается в ослаблении одного аттрактора и усилении другого, или же в перенаправлении их таким образом, чтобы они не конфликтовали.

 

 

Но вернемся к нашим баранам. Все важные для нас вещи условно можно разделить на две категории: мелкие, слабо заряженные потребности-аттракторы (вроде покушать или кино посмотреть) и комплексные, сильно заряженные потребности, которые еще называют жизненными ценностями (любовь, семья, здоровье, секс и т.д., то, что я изобразил на рисунке выше). Жизненные ценности человека всегда состоят из целого ряда компонентов, они сложные. К примеру, сложно объяснить, что такое любовь одним словом, да и каждый человек под этим подразумевает что-то свое. Для кого-то это забота, для кого-то страсть, для кого-то понимание и доверие, чувство близости. Но что интересно, эти понятия, которые я назвал, тоже включают в себя еще кучу вещей или действий. К примеру, спросите себя, что для вас забота? Для кого-то – это завтрак в постель, а кому-то важно, чтобы находились с ним рядом, делали что-то для него.

 

 

У каждого человека ценности в жизни могут быть разными, и важно это понимать. Когда люди их обсуждают, то часто каждый говорит о своем, не подозревая, что у собеседника за теми же самыми словами совсем другой опыт и желания. То есть используя одни и те же ярлыки, такие как дружба, любовь, понимание и т.д., люди при этом могут говорить о совсем разных вещах. Поэтому вместо настоящего понимания между людьми есть иллюзия понимания, если не задавать вопросы и не разбираться глубоко.

 

Так же нужно понимать, что мелкие потребности (аттракторы) обычно присутствуют на бытовом уровне, а вот ценности – это сильно заряженные потребности, которые, находясь на высоком уровне, направляют нашу жизнь. Каждый человек, так или иначе, говорит о своих ценностях или демонстрирует их. Кому-то важна любовь, и он ее повсюду ищет, кто-то озабочен статусом, и это тоже постоянно можно видеть в его поведении, в вещах, которые его окружают. Для кого-то основной жизненной ценностью является здоровье, поэтому он может говорить о здоровом образе жизни и соответственно приглашать вас провести с ним время активно.

 

4. В статье «Механизм любви» я писал, что после удовлетворения, потребность пропадает, разряжается и перестает быть актуальной. Если же потребность никак не может быть удовлетворена, и человек продолжает думать о ней, вкладывать энергию (накручивать себя на достижение, стимулировать возбуждение), то постепенно она становится все важнее и важнее и превращается в идею фикс(навязчивая идея). На физиологическом уровне это проявляется в виде сильного возбуждения части коры головного мозга, связанной с удовлетворением этой потребности, в то время как в других участках коры развивается торможение. Тогда остальные потребности (ценности, аттракторы) отступают на задний план, и человека интересует удовлетворение только этой. Она становится смыслом жизни. Не хочется ни пить, ни есть, пока она не удовлетворена, кажется, что без нее вообще жить нельзя. Вся система психики перестраивается и формируется вокруг одного единственного желания(о том, что психика, как система формируется вокруг аттракторов, более детально будет сказано в статье «Структура психики. Часть 3: Травмы и компенсации»).

 

Примером сильно заряженного атрактора может быть сильная односторонняя любовь, сильное желание отомстить или заработать много денег, сильный навязчивый страх(если быть точным здесь аттрактор не страх, а то чего боятся) или желание быть нужным кому-то.

 

Поэтому чтобы сильно чего-то захотеть, чтобы что-то стало очень важным для человека, ему нужно долго об этом много думать, направлять на это свое внимание, рисовать в голове красочные картинки о достижении цели.

 

Когда-то мне довелось читать роман М. Лермонтова «Герой нашего времени» и там я увидел очень хороший пример того, как можно заряжать аттрактор(создать навязчивую идею). В главе «Белла» очень интересно описано, как Печерин дразнит парня чужой лошадью, постоянно о ней рассказывая, нахваливая, заставляя постоянно думать о ней. И это продолжается до тех пор, пока лошадь не становится чем-то очень важным для мальчишки, настолько важным, что он отваживается украсть сестру, бросить родителей, сбежать из родного дома, лишь бы заполучить ее.

 

Теперь следует понять, как взаимодействуют ценности (потребности) и убеждения в жизни человека. Если ценности – это то, что для нас важно получить, что к чему мы стремимся, то убеждения – это правила, которые:

 

А) Объясняют ценности, являются критерием ценностей

 

Б) Объясняют, как получить ценности, какие есть условия их получения

 

Убеждения объясняют, что делать, чтобы получить ценность, удовлетворить потребность. Поэтому именно они часто автоматически управляют поведением человека.

 

Давайте рассмотрим это на примере. Возьмем ценность человека «любовь».

 

Убеждения, которые могут касаться этой ценности:

 

1. Объясняющие:

 

Любовь – это особое ощущение в груди, когда бабочки….
Любовь – это когда ты можешь просто быть рядом с человеком и молчать.
Любовь – это самое главное в жизни (говорит о высокой значимости этой ценности).
Каждому человеку нужна любовь. Человек без любви чахнет.
И т.д.

 

2. Теперь правила, которые регулируют отношения с любовью и как ее получать:

 

Чтобы тебя любили, надо….. (был сильным, умным, богатым. Подставьте свой ответ.)
Настоящая любовь бывает только раз в жизни.
Если ты нашел человека, которого любишь по-настоящему, ты должен…..(беречь его, трахать ему мозг, держаться за него, делать для него все на свете. Подставьте свой ответ.)
Я достоин любви, потому что….( я хороший, я настоящий мужик, я много зарабатываю и т.д. Подставьте свой вариант).
Я смогу полюбить только….(лысого, толстенького, хромого, профессора математики, нобелевского лауреата, настоящего джентельмена… Подставить свой ответ).

 

Ну и так далее. Я могу продолжать этот список до бесконечности. Важно, чтобы вы понимали, что все эти убеждения вместе с ценностью, вокруг которой они группируются, формируют структуру, систему, в которой все они связаны между собой и которая автоматически диктует поведение человека по отношению к данной ценности. Поскольку в этой системе все убеждения переплетены между собой ее не так просто поменять. И потом, за каждым убеждением еще и опыт стоит, из которого человек обучился этому убеждению.

 

Так мы плавно подошли к структуре психики и формированию проблем, о которых я расскажу в третьей части. А пока я хочу подвести итог и перечислить важные принципы, описанные в данной статье:

 

1.Реакции формируют мотивацию (аттракторы) – стремления к чему-то «к» и избегания чего-то «от».
2. Сильное стремление к чему-то или от чего-то формирует наши жизненные ценности, направляет нашу жизнь.
3. За мотивацией «от», которая на первый взгляд имеет негативный заряд (страх, тревожность, боль, дискомфорт), всегда находятся положительные потребности, такие как спокойствие, расслабленность, безопасность и т.д. То есть избегание, но с хорошей целью.
4. Потребности (аттракторы) условно можно разделить на простые и комплексные (ценности).
5. Все потребности (аттракторы) имеют разную силу, поэтому существует иерархия и последовательность их удовлетворения.
6. Человек движется туда, куда направлены самые сильные аттракторы.
7. Человек в своей жизни тратит больше всего времени и ресурсов на те вещи и действия, которые приближают его к сильным позитивным или отдаляют от негативных аттракторов.
8. Потребности (аттракторы) всегда напрямую связаны с убеждениями. Если ценности – это то важное в жизни, что задает направление, то убеждения – это правила, которые объясняют ценность и то, как ее получить: какие есть условия достижения и что нужно для этого делать.

 

Читать продолжение в статье “Структура психики. Часть 3: Психологические травмы и компенсации“

pro-psychology.net

Какие ценности могут быть у человека

 

Каждое событие нашей жизни, каждый конкретный предмет - все имеет для нас разную ценность. Накопленный опыт поколений, история и культура играют большую роль в формировании ценностных ориентиров конкретной личности. Часть ценностей формируются за счет наших предков, и передается каждому из нас, а другая часть формируется за счет нашего индивидуального опыта прожитых лет.

 

Два основных вида ценностей -  это материальные и духовные.

 

Человек обычно имеет в себе оба вида ценностей, но часто один из них преобладает.

Когда человеку более близки материальные ценности он окружает себя различными предметами, которые кажутся ему важными. Такие люди много работают и стремятся заработать как можно больше. На заработанные деньги они стремятся купить себе более дорогие и красивые вещи, чем у их друзей, которые также имеют материальные ценности в жизни.

 

40 способов жить без сожалений

Как стать более уверенным человеком

 

Бывают люди, которые напротив, считают важными духовный мир человека и все что связанно с этим. Эти люди иногда практически полностью отказываются от благ цивилизации, ведя аскетичный образ жизни. Им достаточно иметь только самое необходимое для жизни.

 

Ценности бывают индивидуальные и групповые.

 

Групповые ценности относятся к направленности группы людей, общества или коллектива. В этой группе большинство людей разделяет схожие ценности. Часто ценности отдельного человека меняются под действием группы, в которую он попадает. Индивидуальные ценности присущи одному конкретному индивиду, вне зависимости от социальной группы.

Алкоголь это фактор, который влияет на ценности человека очень сильно. Пьющий человек совсем иначе смотрит на мир. Но иногда бывает и наоборот, когда конфликт ценностей приводит человека к употреблению алкоголя. Это происходит когда меняются условия внешней среды, но жизненные цели человека остаются неизменными. И ввиду того, что обстоятельства не дают человеку возможности идти к своей цели его личность не может быть удовлетворена. Тогда происходит конфликт возможностей и ценностей.

Часто человеческие возможности не позволяют достигать той цели, которой хочет достичь человек. Например, у человека нет достаточных знаний, умений или таланта. В этих случаях происходит сверхнапряжение психики и человек впадает в состояние аффекта.

Самое главное, что нужно для избегания таких состояний - сохранять баланс и соответствие между возможностями и потребностями.

Источник - mirrosta.ru


< Предыдущая   Следующая >

mirrosta.ru

Классификация ценностей современного человека

Министерство образования и науки мурманской области

Государственное областное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Мурманский технологический колледж сервиса

Реферат

Классификация ценностей современного человека

Дисциплина: Основы философии

Специальность: Моделирование и конструирование швейных изделий

Студент: Сазыкина Е. Д.

4 курс, 207 группа

Руководитель: Колесникова И.А.

Мурманск, 2010

Содержание

Введение

Ценности-цели и ценности-средства

Модель иерархии ценностей

Заключение

Источники информации

Введение

Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизнедеятельности, то простейшим и наиболее распространенным основанием для типологизации является их конкретное предметное содержание. По этому основанию различают ценности социальные, экономические, политические, духовные и т.д. Специалисты насчитывают многие десятки, даже сотни таких ценностей.

Ценности меняются вместе с развитием общества. Они формируются на основе потребностей и интересов, однако не копируют их. Ценности - это не слепок потребностей и интересов, а идеальное представление, которое не всегда им соответствуют.

Классификация ценностей

1. Традиционные - ориентированы на сохранение и воспроизводство сложившихся норм и целей жизни. Современные - возникают под влиянием изменений в общественной жизни.

2. Базовые - характеризуют основные ориентации людей в жизни и основных сферах деятельности. Формируются в процессе первичной социализации, затем оставаясь достаточно стабильными и второстепенные.

3. Терминальные (выражают важнейшие цели и идеалы, смыслы жизни) и инструментальные (одобряемые в данном общества средства достижения целей).

4. Возможна иерархия от низших ценностей к высшим.

За традиционной классификацией ценности разделяют на материальные (ценности, которые существуют в форме вещей — одежда, продукты питания, техника, храм, картина) и духовные — моральные, религиозные, художественные, политические и др. Но кроме ценностей, которые удовлетворяют материальные и духовные нужды, выделяют психические и социальные ценности, которые удовлетворяют соответствующие нужды. Так, переживание радости, счастье, душевного комфорта, к которым человек хочет и которые ценит, не принадлежат ни к духовной, ни к материальной сферам. Они являются душевными , а не духовными, ценностями. Социальные нужды также удовлетворяются определенными ценностями — такими, как социальная защищенность, занятость, гражданское общество, государство, церковь, профсоюз, партия и т.п. Их также нельзя однозначно квалифицировать как материальные или духовные ценности. Однако на бытовом уровне целиком достаточным есть деление ценностей на материальные и духовные. При этом материальными ценностями (их иногда называют благами) считают экономические, технические и приветственные ( состояние здоровья, экологии) ценности, которые удовлетворяют телесное бытие человека, а духовными — религиозные (святость), моральные (добро), эстетичные (прекрасное), правовые (справедливость), философские (истина), политические (благо общества) ценности, которые делают бытие человека людским, гарантируют ее существования как духовного существа.

ценность традиционный базовый цель

Ценности-цели и ценности-средства

Учитывая роль ценностей в жизни человека, выделяют ценности-цели и ценности-средства.

Ценностями-Целями считают изначальные жизненные ориентиры, которые не нуждаются в обосновании, а имеют значение сами по себе. Их человек воспринимает на веру, они являются очевидными для нее. Такими ценностями есть, например, истина, добро, прекрасное, жизнь, любовь, счастье.

Ценности-Средства воплощают в себе определенную ситуативную цель, они служат средствами достижения других, значимых целей. Например, молодые люди важным в своей жизни часто считают одежду. Для модниц он даже может быть самоцелью, но для большинства — средством самоутверждения, привлечение к себе внимания, которое также может рассматриваться лишь как средство в достижении жизненного успеха (карьеры, любовь), а карьера — как средство получения славы, богатства.

Ценности-Цели и ценности-средства должны согласовываться между собой. Благородную цель, например, нельзя воплощать никакими средствами, а если для ее утверждения нужны именно такие средства, то она не является благородной.

Модель иерархии ценностей

Ценности высшего порядка формируются, как правило, очень надолго или навсегда, и изменяются только под влиянием очень тяжелых экстремальных воздействий. Большой интерес представляют также ценности низшего порядка, ценность становится ценностью тогда, когда индивидуум обращает на феномен свое внимание, именно они формируют значительную часть разнообразия ценностей личности, как таковых. Так, в данной иерархии можно сформулировать еще одну закономерность, а именно: чем выше порядок ценностей, тем меньше ценностей данного порядка может существовать. Это можно объяснить, прежде всего, необходимостью выживания и адаптации, ибо если бы у человека все ценности были ценностями высших порядков, то он должен был бы или постоянно жертвовать жизнью, или принимать невыгодные для себя решения, что с точки зрения социальной адаптации, конечно, недопустимо. На рисунке 1 представлена модель иерархии ценностей.

Рис. 1.

На данном рисунке кружками разной толщины изображены ценности разных порядков, при этом отражено, что ценностей высоких порядков меньше, чем ценностей низких порядков.

Таким, образом, естественная иерархия ценностей базируется на представлении о том, что чем сильнее воздействие, под влиянием которого индивидуум способен отказаться от данного запрета, тем выше порядок ценностей. Ценности в процессе жизни меняют свой порядок, постоянно мигрируя. Чем выше порядок ценности, тем ниже ее возможность к изменению порядка (подвижность), но количество ценностей низкого порядка всегда больше, чем ценностей высокого порядка.

Однако, предложенная внутренняя классификация ценностей показывает лишь внутреннюю структуру ценностной системы. Между тем, как ценности отвечают за отношение к феноменам реальности. Следовательно, необходимо предложить классификацию ценностей, соответствующую различным сферам окружающей среды, с которыми сталкивается индивидуум. Такая классификация предложена, в частности, Н. Решером, он выделяет экономические, политические, интеллектуальные и другие ценности. На наш взгляд, такой подход страдает некоторой бессистемностью, хотя в целом предложенную классификацию можно принять и использовать. Тем не менее, мы предлагаем использовать в качестве критерия построения внешней классификации жизненные сферы, с которыми имеет дело индивидуум в процессе своего существования, тогда все ценности можно будет разделить на следующие группы:

1. Ценности здоровья – показывают, какое место в ценностной иерархии занимает здоровье и все связанное с ним, какие запреты являются более или менее сильными в отношении здоровья.

2. Личная жизнь – описывают совокупность ценностей, отвечающих за сексуальность, любовь и другие проявления межполового взаимодействия.

3. Семья – показывают отношение к семье, родителям и детям.

4. Профессиональная деятельность – описывают отношения и требования к работе и финансам для данного конкретного индивидуума.

5. Интеллектуальная сфера – показывают, какое место занимает в жизни человека мышление и интеллектуальное развитие.

6. Смерть и духовное развитие – ценности, отвечающие за отношение к смерти, духовному развитию, религии и церкви.

7. Социум – ценности, отвечающие за отношение человека к государству, обществу, политической системе и т.п.

8. Увлечения – ценности, описывающие, какими должны быть увлечения, хобби и проведение свободного времени индивидуумом.

Таким образом, предложенная классификация, на мой взгляд, отражает все типы жизненных сфер, с которыми может сталкиваться человек.

Заключение

Особенность ценностей как феномена культуры заключается в том, что разные, а иногда и противоположные ценности, могут сочетаться в сознании одного человека. Каждый индивид соотносит себя не с одной ценностью, а с какой-то их комбинацией. Ценности вступают во взаимодействия между собой, образуя систему, которая является существенным элементом организации человеческого поведения.

Источники информации

1. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования. - 1993. №9. с. 17-28.

2. Андреенкова А.В. Постматериалистические и материалистические ценности в России // Социологические исследования, 1994, № 11.

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *