Психология речь как средство общения – Речь как средство общения | PSYERA

Речь как средство общения | PSYERA

В любом общении, где используется речь, функционируют три основных элемента: субъект речевой коммуникации, речевое сообщение и объект (получатель) сообщения. В связи с этим успех здесь связан с особенностями коммуникатора, качеством его речевой «продукции» и психическим состоянием того, кто эту «продукцию» получает и усваивает.

Как видно, необходимо качественное и надежное функционирование речи в трех аспектах:

  • в порождении речевых элементов;
  • в структуре и содержании сообщения;
  • в готовности объекта воспринять и переработать это сообщение.

Порождение речи — это процесс перекодировки мыслей в звуковые или графические структуры. Он связан не только с чисто мыслительными манипуляциями психики, но затрагивает также личностные и межличностные факторы. Порождение речи — это всегда какое-то отношение к ситуации, эмоциональная окраска речевых единиц коммуникации. Отсюда специфическое выражение речи в соответствующем тоне и громкости голоса, при определенных телодвижениях, а также нацеленности взгляда.

Тон речи служит индикатором психического состояния говорящего. По тону можно легко догадаться о том, верит ли сам говорящий в то, что он излагает слушателям, придает ли вообще а своему сообщению какое-либо значение. Тон может возбудить у слушателя сознание того, что говорящий высказывает свое неудовольствие или укоряет его в чем-то. По тону собеседник может легко сообразить, что его в чем-то поучают, и от этого он по-своему воспримет поведение говорящего. Но ведь бывает и так, что тон и содержание сообщения не совпадают: например, тон — мягкий, а содержание речи жесткое (говорят — «мягко стелет»).

Громкость голоса тоже имеет связь с намерениями говорящего, отношением его к слушающим. Когда хотят оказать влияние, громкость голоса увеличивается. То же самое происходит, когда возмущаются. Однако в странах Востока при возмущении переходят на шепот. От этого представителям западных регионов бывает не по себе. Мы привыкли громкость отождествлять с эмоциями, а тишину с расслаблением. Поэтому в своей культуре мы находим оптимальный уровень громкости и тем самым, когда говорим, сигнализируем другим о своем предрасположении.
 
Телодвижения говорящего как бы усиливают его самовыражение. Так, если при каком-то сообщении говорящий слегка поднимается и наклоняется к слушающему, то каждому становится ясно, что рассказчик придает своему сообщению известную значимость. Когда же говорящий после сообщения откидывается, например, на спинку сиденья, многие чувствуют, что он ждет одобрения. Если, скажем, при сообщении говорящий трогает слушателя за руку или кладет свою руку ему на плечо, многим кажется, что говорящий уверен в искренности слушающего. В разных культурах имеются свои нормы телодвижений, дистанция общения, жестикуляции, все они таят в себе вполне конкретное значение. Однако при всем разнообразии этих невербальных факторов ими руководит один главный принцип — гармония.

Чтобы оказывать на слушателей речевое влияние, нужно обеспечить гармоничное сочетание речи и телодвижений. Этому же принципу подчиняется и устремленность глаз при говорении.

Глаза — окна души человека. Через них люди познают истинное настроение своих собеседников. Устремленность глаз служит каналом связи между говорящими. Устремление имеет свою сложную азбуку.

Так, когда люди чего-то просят и делают это со смущением, они опускают свои глаза вниз. Такое поведение просителей, конечно, не осознанно, однако оно может вызвать ответное смущение у того, к кому обращаются (при условии, конечно, если соблюдается такт общения). Во всех случаях отведенный в сторону взгляд просителя вызывает удивление. «К чему бы это?» «Не хотят ли мне солгать?» — подсознательно думает тот, к кому обращаются с просьбой. Человек, у которого механизм эмпатии (чувствительности) находится в неразвитом состоянии, может и не обратить внимания на устремленность взгляда, а если и обратит, то по-своему. Например, если проситель смущенно смотрит в пол, то и собеседник начинает смотреть туда же.

Во всяком случае устремленность взгляда сопровождает вполне определенное высказывание, и с этим фактом нельзя не считаться. Управлять устремленностью не так-то просто, однако знание того, как проявляется в коммуникации данный феномен, очень важно. Знание дает уверенность, а это вносит гармонию в речевое общение, что во многом и решает успех дела. Руководитель, менеджер, предприниматель, которые и минуты не могут провести без того, чтобы не поговорить с кем-то, должны принимать во внимание все эти нюансы коммуникации.

Теперь о самом сообщении, о его содержании и структуре. Здесь, как ни в каких других случаях, следует вспомнить о единстве формы и содержания. Главное, конечно, содержание. Однако не облеченное в достойную форму содержание становится блеклым и мало влиятельным.

Вспомним, как обычно, в спокойной обстановке мы высказываем свои соображения кому-то, кого мы уважаем. Обычно мы описываем ситуацию, определяем своё отношение к происходящему и разъясняем, что бы нам хотелось сделать. Не отдавая и отчета, мы строим свое сообщение по законам речевой коммуникации:

  • ситуация;
  • реакция на ситуацию;
  • побуждение к деятельности.

Обратите внимание: так люди делают, когда держат под контролем свои эмоции. Когда же эмоции берут верх, все меняется. В ход идут крепкие выражения, взаимные претензии и т. д. У получателя сообщения возникают ответные реакции, конечно, негативного плана и тоже сугубо эмоциональные. В результате — сотрясение воздуха со стороны выступающего и во многих случаях заговор молчания со стороны слушающего.

Иначе и быть не может. Эмоция на эмоцию. Отрицательная эмоция отправителя порождает отрицательную эмоцию у получателя. Это закон порождения эмоций в процессе общения. Отсюда следует вывод: сообщение должно быть пропитано положительными эмоциями. Это не значит, что вообще вредны возмущения. Нет. Возмущения нужны, они крайне необходимы как реакция на неблагополучия. Дело здесь в том, с каким подтекстом высказывается эта реакция. Если возмущения пронизаны верой говорящего в ликвидацию неблагополучной ситуации, то они воспринимаются положительно. Если же в возмущениях сквозит тон оскорблений, то ответом может быть только отрицательная эмоция. Все это закладывается в структуре сообщения.

Итак, неизменной структурой побуждающей речевой коммуникации является единство трех компонентов: определение ситуации, реакция на ситуацию и побуждение к деятельности.

Определение ситуации. В доходчивой убедительной форме создается картина происходящего. При этом не следует обращать внимание на то, что многие из слушающих находятся в курсе дела по поводу ситуации. Выступающий как бы фиксирует события, вкладывая в сообщение свое отношение. При этом он, подобно живописцу, пользуется яркими мазками: «за один потерянный день предприятие недодает столько-то». «Сколько же оно недодаст за тысячи потерянных дней?» и т. д. При этом, конечно, избегается употребление категоричных выражений — «никогда», «всегда», «навсегда» и т. д. И самыми нежелательными, конечно, будут оценочные штампы: «разгильдяи», «глупцы», «тунеядцы» и т. д.

Дело здесь заключается не в том, скажем, что ярлыки «разгильдяй» или «тунеядец» больно затрагивают чувство собственного достоинства человека, а в том, что люди, к которым эти ярлыки приклеиваются, обычно уверены в том, что именно они-то и не являются таковыми. Приклеивание ярлыков обычно не приносит успеха. Так стоит ли прибегать к ним?

Картина ситуации должна создаваться в строгих и четко обозначенных тонах. Нужно помнить, что люди не против строгости и требовательности, они сами тянутся к строгости, лишь бы эта строгость была обоснованной и не подменялась грубостью, унижающей человеческой «Я». Именно эти соображения берутся на вооружение при формулировке реакции на происходящее.

Реакция на ситуацию. Она должна быть лаконичной и по форме напоминать телеграфное сообщение. Психологически приемлемым здесь может быть высказывание озабоченности, переживания, удивления. Такие чувства, как негодование или сарказм, уместны только по отношению к лицам, с которыми имеется намерение расстаться. Но и здесь следует избегать ярости и оскорблений. Некоторые руководители считают, что крепкое словцо никогда не липшее, оно якобы помогает в любых случаях. В этом есть, конечно, известная доля правды. Однако по отношению к кому крепкое словцо выступает как стимулирующий фактор? Хорошо известно, что только к угодникам и безынициативным исполнителям. Людей самостоятельных, охваченных творческим порывом, крепкое словцо дезорганизует.

Побуждение к деятельности. Здесь должна быть конкретность, ясность и совсем не уместны указания типа: «Надо покончить с формальным отношением к трудовой дисциплине!» «Необходимо наладить дисциплину труда!» или «Надо начать борьбу с потерей рабочего времени!» Данного рода призывы в известной степени оскорбляют руководителей, которым доверили управлять производством. В таких случаях от выступающего ждут конкретных рассуждений, советов, рекомендаций.

Учет закономерностей деловой коммуникации во всех случаях благотворно сказывается на процессе управления. Однако следует подчеркнуть и то, что содержательная сторона коммуникации здесь играет не меньшую роль. В данном случае имеется в виду профессиональный аспект коммуникации, т.е. профессиональная речь.

psyera.ru

Речь как средство общения - ПСИХОЛОГИЯ.  КУРС ЛЕКЦИЙ

Современному состоянию речи как универсальному средству общения предшествовал длительный процесс филогенетического развития человека. Возможно, возникновение речи было связано со способностью человека трудиться, так как в процессе коллективного труда возникла необходимость координировать совместные усилия участников трудового процесса.

У современной науки есть основание полагать, что первым средством общения была комплексная кинетическая речь. Предполагается, что эта форма речи, связанная с первобытным образным мышлением, существовала уже у людей второй межледниковой эпохи, т. е. примерно около полумиллиона лет тому назад. Под комплексной кинетической речью понимается простейшая система передачи информации с использованием движений тела. Эта форма общения очень близка к языку общения животных. С помощью подобного языка первобытный человек мог проявить угрозу или расположение к своему оппоненту, выразить свою обиду и возмущение, а также еще ряд простейших состояний. Конечно, общение использовалось и в процессе совместного труда, однако движения общения и движения, связанные с трудом, скорее всего, не имели четкой дифференциации.

Дальнейший этап в развитии речи был связан с постепенным отделением речевых движений от трудовых действий и их специализацией в качестве средств общения, т. е. превращением их в жесты. Подобное разделение движений на речевые и трудовые было вызвано усложнением трудовой деятельности людей. В результате возник специализированный ручной язык и ручная речь.

Переход к звуковой речи, вероятно, начался более 100 тысяч лет назад, в четвертую ледниковую эпоху. Скорее всего, это было связано с развитием производства и первичным разделением труда. Возникла существенная потребность в речи, с помощью которой предметы и явления могли бы обозначаться гораздо более точно - в системе расчлененных понятий. Этому требованию ручная речь уже не могла соответствовать, поэтому все более стала возрастать роль связанных с ручными жестами звуков голоса.

Звуковая речь сразу не была столь совершенной, какой является сейчас. Скорее всего, после своего возникновения звуковая речь длительное время оставалась близкой по своему содержанию к кинетической речи. Первоначально слова, как и жесты рук, имели весьма общие, расплывчатые значения. Одно и тоже слово могло использоваться для обозначения разных по содержанию предметов. Подобное явление получило название первобытного полисемантизма, или многозначности слов.

Следующим этапом развития речи явилось создание письменности. Письменная речь, как и устная, в своем развитии пережила ряд этапов. Вначале письменные знаки возникли и развивались под влиянием кинетической речи, а позднее, с возникновением звуковой речи, письменные знаки стали отражать смысл звуков, что привело к возникновению письма современного буквенно-фонетического типа.

students-library.com

«Речь как средство общения» - «Дошколёнок.ру»

В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного человеческого опыта, регуляции поведения и деятельности.

Речевое развитие дошкольника претерпевает следующие изменения:

1. Социальное – совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения с взрослыми и сверстниками.

2. Семантическое развитие (обозначающая, знаковая) – речь становится основой качественного преобразования психических процессов и способствует развитию мышления.

3. Проходит два этапа, закономерно сменяющих друг друга:

- Пассивное владение словом, когда ребенок понимает речь, но еще не умеет говорить;

- Активное использование речи.

4. Формы речевой деятельности:

- ситуативная речь;

- контекстная, связная;

- объяснительная.

По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, проявление словотворчества.

При правильной организации всей жизни и деятельности ребенка речь уже в раннем возрасте становится основным средством общения. Подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности, бедности, не насыщенности ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности. Игра стимулирует общение между детьми, следовательно, и речи. Общение со сверстниками существенно отличается у детей от общения с взрослыми.

При контакте со сверстниками ребенок проявляет почти в десять раз больше экспрессивно – мимических проявлений и ярких выразительных интонаций, чем в общении ребенка и взрослого, где он проявляет более сдержанный характер.

Следующая отличительная особенность состоит в нестандартности детских высказываний, в отсутствии жестких норм и правил. Если взрослый дает ребенку нормы общения, учит говорить как надо, как все, то сверстник создает условия для самостоятельного речевого творчества.

В контактах с другими детьми ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого ребенка. Поэтому беседы между сверстниками не получается, дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера. Общаясь же с взрослым, дошкольник предпочитает больше слушать, чем говорить сам.

Общение со сверстниками значительно богаче по своему назначению и функциям. От взрослого ребенок ждет либо оценки своих действий, либо новой информации, то есть он управляем и направляем им. В общении же со сверстниками дети самостоятельно могут управлять действиями партнера, осуществлять контроль его действий, навязывать собственные образы, организовывать совместную игру, сравнивать партнера с собой.

Общаясь с детьми, ребенок может фантазировать, выражать обиду, притворяться, а такое разнообразие отношений порождает разнообразие контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения, требования.

Общаясь друг с другом, дошкольники более полно и активно используют различные речевые средства, нежели беседуя с взрослым, так как ребенок является менее понятливым и гибким партнером. Именно непонятливость сверстника, как ни странно, играет положительную роль в развитии речи детей. Ребенок старается связно и четко выражать свои намерения, мысли, желания. Именно потребность быть понятым, услышанным сверстниками, получить ответ, делает речь дошкольников связной, полной, понятной.

Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывают значительные трудности и в общении с взрослыми, несмотря на активное желание поговорить с ними.

Таким образом, для полноценного развития речи необходимо как общение с взрослым, так и со сверстниками.

 

Краткая характеристика видов речи

В речевой деятельности выделяют ведущие виды речи.

Внешняя речь – основное средство общения. Это речь для других, произносимая вслух, слышимая и понимаемая окружающими, направленная на коммуникацию или взаимодействие с ними. Характеризуется относительной развернутостью и насыщенностью.

Внутренняя речь – основное средство мышления. Это речь для себя, идущая извне внутрь, лишенная внешнего, слышимого, звукового оформления, протекающая в мыслительном плане и осуществляющая функции планирования деятельности, обработки информации. Характеризуется фрагментарностью, отрывочностью и ситуативностью.

Внешняя речь включает речь устную (монологическую и диалогическую) и письменную.

Диалогическая – это речь, обусловленная ситуацией и контекстом (смыслом) предыдущего высказывания. Диалогическая речь не только более высокая форма речевого общения, но и исторически первая. Диалог – это процесс двустороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнера периоды говорения и слушания чередуются. Диалогическая речь свернута во времени, многое в ней лишь подразумевается благодаря знанию ситуации собеседниками.

Диалог представляет значительные трудности для детей и обычно бывает очень кратким. Но эта форма речевого общения имеет большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога один ребенок привлекает другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним.

Монологическая – это относительно развернутая форма речи, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом без опоры на речь собеседника. Обычно монолог обслуживает процесс одностороннего обмена информацией. Человек выражает в монологе экспрессию, использует мимические и жестовые средства, которые подчеркивают выразительность речевой информации.

Содержание монолога отвечает требованиям последовательности, доказательности и лаконичности изложения, грамматически правильному построению предложений.

Овладение монологической речью должно опираться на умение свободно общаться, которое развивается в диалоге. Поэтому обучение дошкольников монологу должно иметь под собой твердую почву. Самое главное условие в таком обучении – способствовать развитию желания говорить, а для этого ребенок не должен чувствовать себя скованно, быть зажатым, бояться собственных ошибок. Ему надо дать возможность высказываться. Постоянные поправки речи остаются или совсем незамеченными, или надоедают ребенку – он может совсем замкнуться, лишь бы не ошибиться. Лучший способ помочь ребенку - повторить правильно в форме подведения итога всего сказанного им, чаще хвалить, особенно за реальные достижения.

Эгоцентрическая речь – это уникальное сочетание монологической и диалогической, внутренней и внешней видов речи человека и необходимый этап становления речевого развития ребенка. Это – мысли и рассуждения вслух, осуществляемые в вопросное – ответной форме, это разговор с самим собой как с воображаемым партнером по общению. Функция эгоцентрической речи родственна функции внутренней речи. Это «речь для себя», в отличие от социализированной речи «для других», когда ребенок разговаривает с партнером.

В психологическом развитии ребенка эгоцентрическая речь – явление временное, но необходимое, так как является важнейшей предпосылкой становления планирующей функции мышления.

Несмотря на свое раннее появление, в возрасте 2 – 3 лет, эгоцентрическая речь не исчезает полностью и навсегда. Становясь внутренней, она довольно часто встречается и у взрослых, особенно в такие периоды, когда человек сталкивается с особо трудной задачей, ситуацией.

Письменная речь – способ запоминания и воспроизведения информации. Это речь для собеседника, являющаяся разновидностью монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь, но в то же время более произвольна. Это связано с тем, что письменная речь предполагает отсрочку или отсутствие обратной связи с собеседником: он не может переспросить нас, и мы не можем по его поведению судить о том, правильно ли он нас понял. Письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего текст, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Восприятие письменной речи обязательно предполагает работу воображения, вживания читателя в текст. Письменная речь требует от человека высокой степени абстрагирования – это абстракция двойного уровня.

1-й уровень абстрагирования – описываю окружающее, называю словом, отвлекаюсь от своих чувств, эмоций; употребляю слово в речи, отвлеченной (абстрактно) от предмета. При этом со мной остается слово.

2-й уровень абстрагирования – отвлекаюсь от чувственной природы слова, наделяю его знаком (знак тоже обладает чувственной природой). Записываю.

Именно по причине двойного абстрагирования не только дети, но и взрослые с трудом овладевают письменной речью. Ребенку особенно сложно оторваться от чувственной природы звучащего слова, поэтому он пишет, произнося его вслух. С одной стороны, это как бы мешает развитию техники письма. Но с другой стороны, если прервать эту связь, то ребенок не сможет подняться на вторую ступень абстрагирования. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку необходимо обеспечить возможность прочного освоения первого уровня абстракции. Но делать это надо постепенно, не форсируя процесс обучения. Нужно стараться, по возможности, сделать обучение непроизвольным, игровым, не нарушающим общего развития ребенка.

 

Овладение правильной речью

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.

Известно, что речь у ребенка развивается, прежде всего, в процессе общения с окружающим. Потому очень важна чистая речь тех, среди кого находится ребенок, а также контроль и правильное руководство формированием его речи.

В речевой функции, носящей системный характер, различают проявления, включающие в себя взаимодействия различных компонентов языка: звуковое произношение, лексику и грамматический строй.

Для развития произносительной стороны речи (произношение звуков, составляющих слова, интонация, слоговая структура слов, ритм и мелодика речи, фонемное образование) необходима полноценная деятельность слухового и речевого анализаторов.

Восприятие звуков речи становится доступным ребенку не сразу. Звуковые раздражения, поступающие в кору головного мозга, постепенно уточняются и дифференцируются. При этом особенно важна четкость артикуляции тех звуков, которые воспринимаются ребенком. Тесное взаимодействие процессов восприятия и воспроизведения звуков способствует быстрейшему становлению речи ребенка. Важно в это время не только формирование правильного произношения звуков, но и усвоение слов различной слоговой структуры. Сопоставляя свое произношение с речью окружающих, ребенок, хотя и в элементарной форме, усваивает операции сравнения; анализа и синтеза.

Накопление словарного запаса, овладение грамматическим оформлением речи во многом определяется развивающимся у ребенка предметным восприятием.

При этом он не только видит предметы, действия, признаки, но и воспринимает их разнообразные словесные обозначения.

Активное общение с окружающими способствует формированию не только лексического запаса, но и грамматического строя речи.

Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Важно, чтобы этот переход был тщательно подготовлен.

При нормальном речевом развитии ребенок в возрасте 5-6 лет, полноценно общаясь с окружающими, достаточно прочно осваивает фонемы родного языка, не смешивает слова, отличающиеся одним звуком, которые близки по звучанию, но разные по смыслу. Дошкольник, самостоятельно овладевший правильным произношением, после небольшого обучения может сознательно улавливать в звучащем слове отдельные звуки, выделять гласные и согласные из слога и слова, дифференцировать согласные по принципу мягкости и твердости, глухости и звонкости.

Среди самых разнообразных методов и приемов работы по развитию речи детей дошкольного возраста важное место занимает работа с картинками. Картинки – это наглядное изображение предметов, их признаков, а также ситуаций, событий, эпизодов. По картинкам педагогу и родителям легко провести с детьми живую, непринужденную беседу, во время которой активизируется лексика.

Благодатный материал для развития речи детей дают картинка к сказкам. Сказочный мир увлекает, трогают радости и печали героев, захватывает динамичность событий. Язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами: сравнениями, точными определениями, метафорами, эпитетами, яркими описаниями.

Из сказок дети получают первые представления о времени и пространстве; о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют ребенку понять, что такое храбрость и стойкость, добро и зло.

Развивать кругозор детей, учить их навыкам общения друг с другом и с окружающими людьми, формировать их эстетические и нравственные чувства, помогать им - овладевать приемами грамотного построения фраз и учить их почувствовать красоту родного языка надо с самого раннего возраста.

Эта непростая и ответственная работа должна проводиться с учетом детской психологии, с пониманием того, что лучше всего даже самые сложные понятия ребенок усваивает в игре.

 

Использованная литература:

  1. Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. Москва, 2010.
  2. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург, 1997.
  3. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Читаем сказки с логопедом. С-Петербург, 2007
  4. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль, 1998.
  5. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. М., 2009.

dohcolonoc.ru

Общение и речь. Психология. Полный курс

Общение и речь

Сущность понятия «общение» в контексте взаимодействия заключается в установлении и развитии контактов между людьми, возникающих под влиянием потребности в совместной деятельности. Общение состоит из нескольких элементов. Первый из них – обмен информацией между субъектами деятельности, второй – выработка совместной стратегии деятельности с включенными субъектами общения, третий – восприятие и понимание людьми друг друга в процессе решения совместных задач.

Некоторые исследователи отождествляют понятие «общение» с понятиями «социальные отношения» и «межличностные отношения». Но понятие «общение» является наиболее широким. Общение возникает вследствие совместной жизнедеятельности людей в условиях их взаимодействии с социальной средой и внутри групп. Понятие же «социальные отношения» включает, прежде всего, безличностность. В данном случае люди общаются не как личности, а в качестве представителей социальных классов, экономических структур, формальных групп и т. п. В основе межличностных отношений лежат деловые и эмоциональные оценки и личностные предпочтения людей. Благодаря общению в обществе происходит объединение индивидов. Оно способствует формированию и развитию личности во всех сферах ее жизнедеятельности (учебной, профессиональной и т. д.). Общение обнаруживает себя во всех проявлениях социальных и межличностных отношений, как в положительных, так и в отрицательных, и в радости, и в печали, и в празднике, и в трауре (будучи облечено в символические, соответствующие ситуации разворачивания коммуникации, формы).

Речь является высшей функцией центральной нервной системы, важнейшим механизмом интеллектуальной деятельности (поскольку мысль формируется вербально), формой общения людей. Мышление неразрывно связано с обществом. Можно выделить три типа речи: видимую (письменную), слышимую (устную) и произносимую (вслух или про себя) речь.

Л. С. Выготский, исследуя проблемы мышления и речи, объяснил механизмы преобразования общения в сознание личности, раскрыл культурно-исторический смысл трансформации общения как аспекта культуры в сознание личности.

Механизмы преобразования общения в индивидуальный мир личности и другие связанные с этим процессы (преобразование общения в индивидуальный мир личности, порождение в процессе развития личности мира общения) изучает культурно-историческая психология на основе данных языкознания.

Язык – это система знаков, которая служит средством человеческого общения, мышления и выражения отраженной в сознании действительности. Язык помогает человеку познавать мир, в языке объективируется самосознание личности.

Язык развивается вместе с народом в процессе его исторического становления, преобразуясь по мере слияния племен и образования народностей в язык народностей, затем, с образованием наций, – в национальный язык. Важнейшими функциями языка являются:

1. Коммуникативная (функция общения), которая состоит в том, чтобы язык служил средством общения между людьми. Эта функция языка позволяет сделать установку участникам речевой коммуникации на плодотворность и полезность общения, на адекватность понимания речи.

2. Мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли) позволяет языку служить средством оформления и выражения мысли. С помощью слова не только выделяется и оформляется понятие, но и устанавливается отношение между единицами мышления и знаковыми единицами языка.

3. Экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего) позволяет языку не только проявлять внутреннее состояние говорящего (и/или сообщать информацию), но и делать понятным его отношение к содержанию сказанного или к собеседнику, к ситуации общения. С помощью языка выражаются также и эмоции человека.

4. Эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка) – установка на удовлетворение эстетического чувства адресата единством формы и содержания сообщения.

Язык всегда служил инструментом определения уровня жизни и развития народа, выполняя, таким образом, знаковую функцию (запрет на употребление некоторых слов для отдельных сословий, некоторых телодвижений).

Психологией доказано, что общество (как и человек), пытаясь «маскироваться», может заявлять в открытой форме о себе отнюдь не то, что соответствует истинному положению дел.

Благодаря социальной коммуникации (от лат. сommunico – «делаю общим») происходит формирование культуры и общественного сознания.

Язык может развиваться только в обществе, поскольку человек, будучи частью целого, всегда принадлежит племени, народу, человечеству.

Наряду со звуковой речью важнейшим средством общения людей является невербальная речь, которая именуется паралингвистической, или экстралингвистической. Благодаря средствам невербальной коммуникации возможности общения людей существенно расширяются. Средства этого вида коммуникации, будучи лаконичными и зачастую более выразительными, являются значительно более действенными, чем вербальные.

Формальные (производственные коллективы) и неформальные группы для обозначения вида деятельности, социального статуса и т. п. выбирают соответствующую символику.

Каждый человек обладает системой вербальной и невербальной коммуникации, используемой в общении и сформированной в процессе воспитания, обучения и профессионального развития. В мире существуют универсальные, понятные всем коммуникационные жесты (улыбка, приветственный или прощальный жест руки и т. п.). Но некоторые «слова» языка тела, достаточно красноречиво передающие то или иное внутреннее состояние человека, понятны только тем, кто принадлежит к определенной культуре или субкультуре.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Речь как средство общения и обобщения — Мегаобучалка

Формы речи.

Отличия речи от языка.

Значение и смысл слова.

Слово как понятие.

Сокращенная и развернутая речь, их психологические особенности.

Теории усвоения языка и развития речи.

Первоначальная функция речи.

Проблема врожденных и приобретенных способностей человека к усвоению и пользованию речью.

Речь как инструмент мышления.

Значение слова как единицы мышления и речи.

Внутреняя речь и ее особенности.

Эгоцентрическая речь.

Патология речи.

Вопрос 1. Речь как средство общения и обобщения.

Речь - это основное средство человеческого общения. Она имеет познавательное значение. Благодаря речи, индивидуальное сознание человека обогащается опытом других людей. Речь - средство мышления, памяти, информации, управления поведением других людей. Речь является полиморфной деятельностью, исходя из многообразия ее функций.

 

 

Вопрос 2. Форма речи.

 

Внешняя - средство общения.

 

Внутренняя - средство мышления.

 

Письменная - средство запоминания информации.

 

Монолог - процесс одностороннего обмена информацией.

 

Диалог - процесс двухстороннего обмена информацией.

 

 

Вопрос 3. Отличие речи от языка.

 

Язык - система условных символов, передающих сочетания звуков, имеющих

определенный смысл.

 

Речь - совокупность звуков, имеющих тот же смысл, что и соответствующая им

система письменных знаков.

 

Отличия.

Язык. Речь

 

1. Един для всех людей, отражает психологию народа.

1. Выражается психология отдельно взятого человека.

 

2. Может существовать и развиваться относительно независимо

2. Речь без усвоения языка невозможна.

 

Вопрос 4. Значение и смысл слова.

 

Значение: слово - связывающее звено между языком и речью и выражается в единицах языка и речи.

 

Смысл: слово выражается в мыслях, чувствах, образах, которые данное слово

вызывает у человека.

 

Роль слова: обобщенно отражает действительность, существующую независимо от индивидуального человеческого сознания и вне его.



Вопрос 5. Слово как понятие.

 

Слово - понятие, относящееся к целому классу предметов, выделенному по совокупности общих и специфических признаков.

- Оно позволяет нам обобщать и углублять знания об объектах. Владея понятием, мы знаем о предмете многое.

- Понятие выступает важным моментом восприятия, внимания, памяти, мышления и речи, придавая этим процессам избирательность и глубину.

 

Вопрос 6. Сокращенная и развернутая речь, их психологические

особенности.

 

Развернутый тип: говорящий использует все значения символического выражения

смыслов, значений.

Характеристика типа: большой словарный запас, богатство грамматических форм, частных употреблений, предлогов, местоимений, грамматическое структурирование.

 

Сокращенный тип: достаточно для понимания среди знакомых людей. Но он

затрудняет выражение и восприятие сложных абстрактных мыслей, связанных с тонкими различиями.

 

Вопрос 7. Теории усвоения языка и развития речи.

 

Теория научения: утверждает, что основными механизмами формирования и развития речи являются подражание и подкрепление. (У ребенка врожденная способность к подражанию, получающая подкрепление и ведущая к быстрому усвоению речи.)

 

Теория Н.Хомского: утверждает, что у человека имеются с рождения специфические задатки к усвоению речи, которые созревают к году и дают возможность для ускоренного развития речи.

 

Когнитивная теория: утверждает, что развитие речи зависит от врожденной способности ребенка воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Речевое развитие зависит от развития мышления.

 

Психологическая теория: утверждает, что усвоение речи - это повторяющиеся переходы от мысли к слову и обратно. Этот процесс начинается с выделения речевых сигналов, сигналы объединяются в слова, предложения, фразы.

 

 

Вопрос 8. Первоначальная функция речи. Отличия речи человека

от животных.

 

- В филогенезе речь была средством общения людей, способом обмена

информацией.

 

- У шимпанзе развита человекоподобная речь, но она выражает ограниченные потребности животных. Это система эмоционально-экспрессивных выражений.

Для животных речь - средство психологического контакта с себе подобными.

 

- Для человека характерно осмысленное речевое высказывание, то есть отнесение

передаваемого содержания к какому-либо известному классу предметов, что требует абстракции и обобщения, связанных с процессом мышления.

Вопрос 9. Проблема врожденности или приобретенности способности человека к усвоению и пользованию речью.

Позиция неврожденности: есть доказательства существования фактов отсутствия признаков членораздельной речи у детей, выросших в изоляции.

 

Позиция врожденности: дети с рождения отличают речь человека и выделяют ее из разнообразия других звуков, избирательно на нее реагируют и быстро обучаются. Кроме этого есть одинаковая для всех последовательность стадий развития речи.

 

 

Вопрос 10. Речь как инструмент мышления.

 

Речь непосредственно связана с мышлением. Исследование голосового аппарата показали, что в напряженные моменты мышление у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок. Эта активность проявляется в двух формах:

 

а) физическая - фиксируется в виде высокоамплитудных и нерегулярных вспышек речедвигательных потенциалов, связанных со скрытым проговариванием слов;

 

б) тоническая - фиксируется как постепенное нарастание амплитуды электромиограммы; связана с повышением речедвигательной активности.

 

Вопрос 11. Значение слова как единицы мышления и речи.

 

Слово - средство общения, входящее в состав речи.

Л.С.Выготский писал о взаимоотношении слова, речи и мышления. Слово он представлял как живую клетку с основными свойствами, присущими речевому мышлению. Слово обобщенно характеризует предмет или явление. Л.С.Выготский объединил эти понятия и создал новое, назвав его речевыммышления.

 

 

Вопрос 12. Внутренняя речь и ее особенности.

 

- Внутренняя речь имеет свой синтаксис, ей присущи фрагментарность, сокращенность.

 

- Существует закон превращения внешней речи во внутреннюю, когда сокращается подлежащее и остается сказуемое и другие части предложения, определяющее последнее.

 

- Основа внутренней речи - “диалог людей, понимающих друг друга без слов”.

 

- Внутренняя речь сжимает смысл до высшей точки. В отличие от внешней речи, внутренняя - имеет предикативную форму и обширный смысл.

 

- Особенность внутренней речи - аггмотинация - слияние слов в одно с их существенным сокращением.

 

- В работах А.Н.Соколова отмечено, что в процессе мышления внутренняя речь выступает как активный неосознанный артикуляционный процесс.

 

 

Вопрос 13. Эгоцентрическая речь.

 

- Речь, направленная на себя, не предполагающая обратной реакции со стороны другого человека.

 

- Речь - размышление, обслуживающая само мышление.

 

- Эгоцентрическая речь имеет внешнюю форму и внутреннюю психологическую функцию.

 

Вопрос 14. Патология речи.

 

1) Переход на беззвучную, полностью или частично, речь вызывается нередко заболеванием периферических органов речи.

2) Потеря голоса возникает на почве функциональных нарушений нервной системы. Часто при истерии ( афонии), иногда при переутомлении.

3) Тембр речи меняется при некоторых эндокринных заболеваниях.

4) При неправильном положении органов речи –физиологическое косноязычие (искажение, замещение, смазанность произношения отдельных речевых звуков,шепелявость, картавость, пришепетывание.

5) Дизартрии-( нарушения произношения отдельных речевых звуков ) возникают при нарушениях движений мышц, участвующих в произношении членораздельной речи (мышцы языка, мягкого неба, голосовых связок).

6) Анартрии- характерна смазанность, неясность произношения, носовой оттенок речи, голос теряет звонкость, становится глухим,изменяются тембр и высаота.

7) Семантическая сторона речи нарушается при шизофрении (изменяется значение слов.), При энцефалите говорят очень быстро,. или наоборот, очень медленно.

8) При эпилепсии- обстоятельно.

9) Заикание при некоторых органических и функциональных заболеваниях ( неврозах), возникает страх речи.

10) Болезнь Паркинсона- обеднение интонаций, малая способность пользоваться для выразительной речи голосовыми средствами.

11) Атеросклероз сосудов головного мозга- нарушения называния.

12) Акинетический мутизм- снижение речевой активности вплоть до полного выключения экспрессивной речи.

13) Алексия – нарушения чтения.Виды алексий: вторичные (нарушения речевой зоны коры головного мозга), вторичные ( поражения оптической зоны теменно- затылочной области коры головного мозга), литеральная алексия (нарушение распознавания букв), вербальная алексия ( непонятно значение слов), гемианопсия (выпадение части поля зрения или с неспособностью передвигать взор по горизонтали, переводить его по вертикали, со строки на строку),

14) Аграфии – расстройства письма, обусловленные очаговыми поражениями в различных отделах головного мозга: в оптической зоне, в речевой, в двигательной). Нарушения письма – определяется личностными изменениями. При шизофрении приобретает черты вычурности (непривычное распределение букв и слов, необоснованные подчеркивания).

15) Афазия –нарушения различных видов речи, в особенности устной, а также чтения, письма, внутренней речи. Возникает вследствие поражения речевых зон коры головного мозга.Нарушается правильный выбор слов и составляющих их речевых звуков, грамматическое строение самостоятельной речи и понимание обращенной.

Формы афазий: моторная и сенсорная.

- моторная - нарушения самостоятельной при понимании обращенной речи;

-Сенсорная – расстройства понимания обращенной речи ( нарушения в задних отделах верхней височной извилины слева).

 

 

Лекция 12

Тема:

Мышление

План

 

Определение мышления.

Сущность мышления.

Изучение мышления.

megaobuchalka.ru

Речь как средство общения - Конспект лекций по учебной дисциплине «Общая психология»

В филогенезе речь первоначально выступала, вероятно, как средство общения людей, способ обмена между ними информацией. В пользу такого предположения говорит факт наличия  у многих животных развитых средств коммуникации и только у человека способности пользоваться речью при решении интеллектуальных задач. У шимпанзе, например, мы находим относительно высоко развитую речь, которая в некоторых отношениях человекоподобна. Речь шимпанзе, однако, выражает только органические потребности животных и их субъективные состояния. Это – система эмоционально-экспрессивных выражений, но никогда не символ или знак чего-либо, находящегося за пределами животного. Язык животных не имеет тех значений, которыми богата человеческая речь, и тем более смыслов. В разнообразных формах жестомимического и пантомимического общения шимпанзе на первом месте находятся эмоционально-выразительные движения, хотя и очень яркие, богатые по форме и оттенкам.

У животных, кроме того, можно обнаружить выразительные движения, связанные с так называемыми социальными эмоциями, например специальные жесты– приветствия друг друга. Высшие животные, как показывает опыт внимательного наблюдения за их общением, прекрасно разбираются в жестах и мимике друг друга. При помощи жестов они выражают не только свои эмоциональные состояния, но и побуждения, направленные на другие предметы. Самый распространенный способ общения шимпанзе в таких случаях состоит в том, что они начинают то движение или действие, которое хотят воспроизвести или к которому хотят побудить другое животное. Этой же цели служат хватательные движения, выражающие желание обезьяны получить от другого животного какой-либо предмет. Для многих животных характерна связь выразительных эмоциональных движений со специфическими голосовыми реакциями. Она же, по-видимому, лежит в основе возникновения и развития человеческой речи.

Обратим внимание еще на одну генетическую предпосылку развития у человека речи как средства общения. Для многих животных речь является не только системой эмоционально-выразительных реакций, но также средством психологического контакта с себе подобными. Ту же самую роль, формирующаяся в онтогенезе речь первоначально выполняет и у человека, по крайней мере, в возрасте до полутора лет. Эта речевая функция также еще не связана с интеллектом.

Но человеческого индивида не может удовлетворять такая, весьма ограниченная в своих возможностях коммуникативная роль речи. Для того чтобы передать какое-либо переживание или содержание сознания другому человеку, нет иного способа кроме означивания речевых высказываний.

В последние годы ведется немало споров и дискуссий по вопросу о том, является способность к усвоению речи у человека врожденной или нет. Мнения ученых в этом вопросе разделились: одни стоят на позиции неврожденности этой способности, другие придерживаются точки зрения о ее генетической обусловленности.

С одной стороны, есть убедительные доказательства того, что ни о какой врожденности речи человека говорить нельзя. Это, к примеру, факты отсутствия каких бы то ни было признаков членораздельной человеческой речи у детей, выросших и изоляции от говорящих на родном языке людей и никогда но слышавших человеческого голоса. Это также данные многочисленных неудачных опытов обучения высших животных языку человека, умению пользоваться хотя бы элементарными понятиями. Только у человека, причем лишь в условиях правильно организованного обучения и воспитания, может появиться и развиться вербальная понятийная речь.

С другой стороны, имеются не менее достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что многие высшие животные обладают развитой системой коммуникаций по многим своим функциям напоминающей речь человека. Высшие животные (обезьяны, собаки, дельфины и некоторые другие) понимают обращенную к ним речь человека.

students-library.com

РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ — Мегаобучалка

В филогенезе речь первоначально выступала, вероятно, как средство общения людей, способ обмена между ними информацией. В пользу такого предположения говорит факт наличия

 

у многих животных развитых средств коммуникации и только у человека способности пользоваться речью при решении интеллектуальных задач. У шимпанзе, например, мы находим относительно высоко развитую речь, которая в некоторых отношениях человекоподобна. Речь шимпанзе, однако, выражает только органические потребности животных и их субъективные состояния. Это — система эмоционально-экспрессивных выражений, но никогда не символ или знак чего-либо, находящегося за пределами животного. Язык животных не имеет тех значений, которыми богата человеческая речь, и тем более смыслов. В разнообразных формах жесто-мимического и пантомимического общения шимпанзе на первом месте находятся эмоционально-выразительные движения, хотя и очень яркие, богатые по форме и оттенкам.

У животных, кроме того, можно обнаружить выразительные движения, связанные с так называемыми социальными эмоциями, например специальные жесты — приветствия друг друга. Высшие животные, как показывает опыт внимательного наблюдения за их общением, прекрасно разбираются в жестах и мимике друг друга. При помощи жестов они выражают не только свои эмоциональные состояния, но и побуждения, направленные на другие предметы. Самый распространенный способ общения шимпанзе в таких случаях состоит в том, что они начинают то движение или действие, которое хотят воспроизвести или к которому хотят побудить другое животное. Этой же цели служат хватательные движения, выражающие желание обезьяны получить от другого животного какой-либо предмет. Для многих животных характерна связь выразительных эмоциональных движений со специфическими голосовыми реакциями. Она же, по-видимому, лежит в основе возникновения и развития человеческой речи.

Обратим внимание еще на одну генетическую предпосылку развития у человека речи как средства общения. Для многих животных речь является не только системой эмоционально-выразительных реакций, но также средством психологического контакта с себе подобными. Ту же самую роль формирующаяся в онтогенезе речь первоначально выполняет и у человека, по крайней мере в возрасте до полутора лет. Эта речевая функция также еще не связана с интеллектом.



Но человеческого индивида не может удовлетворять такая, весьма ограниченная в своих возможностях коммуникативная роль речи. Для того чтобы передать какое-либо переживание

 

или содержание сознания другому человеку, нет иного пути, кроме означивания речевых высказываний, т.е. отнесения передаваемого содержания к какому-либо известному классу предметов или явлений. Это непременно требует абстракции и обобщения, выражения обобщенного абстрагированного содержания в слове-понятии. Общение развитых в психологическом и культурном плане людей непременно предполагает обобщение, развитие словесных значений. Это и есть магистральный путь совершенствования человеческой речи,.сближающий ее с мышлением и включающий речь в управление всеми другими познавательными процессами.

В последние годы ведется немало споров и дискуссий по вопросу о том, является способность к усвоению речи у человека врожденной или нет. Мнения ученых в этом вопросе разделились: одни стоят на позиции неврожденности этой способности, другие придерживаются точки зрения о ее генетической обусловленности.

С одной стороны, есть убедительные доказательства того, что ни о какой врожденности речи человека говорить нельзя. Это, к примеру, факты отсутствия каких бы то ни было признаков членораздельной человеческой речи у детей, выросших в изоляции от говорящих на родном языке людей и никогда не слышавших человеческого голоса. Это также данные многочисленных неудачньн опытов обучения высших животных языку человека, умению пользоваться хотя бы элементарными понятиями. Только у человека, причем лишь в условиях правильно организованного обучения и воспитания, может появиться и развиться вербальная понятийная речь.

С другой стороны, имеются не менее достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что многие высшие животные обладают развитой системой коммуникаций, по многим своим функциям напоминающей речь человека. Высшие животные (обезьяны, собаки, дельфины и некоторые другие) понимают обращенную к ним речь человека, избирательно реагируют на эмоционально-экспрессивные ее аспекты.

Имеются определенные экспериментальные доказательства того, что дети с рождения способны отличать речь человека и выделять ее из множества других звуков, избирательно на нее реагировать и очень быстро обучаться. Если иметь в виду то, что основное отличие врожденных и приобретенных форм поведения состоит в том, что наследственно обусловленные (имеющие соответствующие задатки) его виды при наличии соот-

 

ветствующих внешних условий развиваются быстрее, то вполне можно допустить, что какие-то генотипические факторы, способствующие быстрому усвоению ребенком столь сложной формы поведения, какой является речь, все же существуют.

Полностью приобретенное поведение, не имеющее врожденных задатков для развития, формируется и прогрессирует медленно, совсем не так, как это имеет место в случае усвоения речи. Сначала при его развертке появляются простейшие элементы приобретенного поведения, которые становятся своеобразными задатками, и только затем на их основе конструируются более сложные формы поведения. Этот процесс, как правило, длителен и охватывает весьма значительный период времени в жизни индивида. Примером тому является процесс усвоения детьми понятий, который завершается лишь к подростковому возрасту, хотя речь оказывается сформированной уже в возрасте около трех лет.

Другим доказательством возможного существования врожденных предпосылок к усвоению речи у человека является типичная последовательность стадий ее развития. Эта последовательность одинакова у всех детей независимо от того, где, в какой стране и когда они родились, в условиях какой культуры развивались и на каком языке говорят. Дополнительным, косвенным доказательством той же самой мысли является следующий факт: речь ребенком, как известно, не может быть усвоена раньше определенного периода времени, например до одного года жизни. Это становится возможным лишь тогда, когда в организме созревают соответствующие анатомо-физиологиче-ские структуры.

Основная трудность, которую необходимо разрешить для того, чтобы найти окончательный ответ на вопрос о наличии или отсутствии у человека прирожденных (генотипических) факторов, определяющих усвоение им языка, состоит в том, что факты, которые обычно используют для доказательства или опровержения положений, связанных с обсуждаемым вопросом, допускают различные толкования. Да и сами эти факты порой достаточно противоречивы. Приведем примеры.

1. В США, в Калифорнии, был обнаружен ребенок в возрасте около 14 лет, с которым никто не общался по-человечески, т.е. с помощью речи, примерно с 2-месячного возраста. Естественно, что он не владел речью и не проявлял никакого знания языка. Несмотря на значительные затраченные усилия, обучить его пользоваться речью по-настоящему так и не удалось.

11. Р. С. Немов, книга 1

321

 

2. В одном из проведенных психологами исследований изучался процесс речевого развития у шести глухих с рождения детей. Их родители имели вполне нормальный слух и долгое время не позволяли своим детям пользоваться в общении языком мимики и жестов. Однако еще до того, как эти дети получили возможность воспринимать и понимать речь людей по движениям губ, самостоятельно произносить звуки речи, т.е. прежде чем они приобрели какие бы то ни было знания в области своего родного языка, они уже начали пользоваться жестами. Эти дети, в конечном счете неплохо овладев речью, прошли в ее развитии те же стадии, что и здоровые дети. Сначала они научились правильно пользоваться жестами, обозначающими отдельные слова, затем перешли к двух-трехсловным жестам-предложениям, наконец, к целым многофразовым высказываниям.

Весьма интересен, но не менее сложен и следующий вопрос: в состоянии ли высшие животные осваивать человеческую речь? Многочисленные ранние опыты обучения речи обезьян не дали, как мы знаем, удовлетворительного ответа на данный вопрос. Антропоидов в этих опытах обучали вербальному языку и пользованию понятиями, но все эти попытки завершились неудачно.

Впоследствии ученые, занимающиеся этой проблемой, отказались от обучения животных высшей форме речи человека, связанной с мышлением, и решили попробовать научить животных пользоваться человеческим языком мимики и жестов, тем, который употребляют глухие от рождения люди. И опыт удался.

Одно из наиболее известных и плодотворных исследований подобного типа было проведено в 1972 г. Его авторы, американские ученые Б.Т.Гарднер и РАХарднер, предприняли попытку обучить шимпанзе женского пола пользованию некоторыми специальными знаками, заимствованными из американского варианта языка глухих. Обучение началось, когда шимпанзе было около одного года (примерно то же время, когда начинает активно усваивать речь человеческий ребенок), и продолжалось в течение четырех лет. Все те, кто ухаживал за животными, должны были в общении с ними пользоваться только языком мимики и жестов.

Поначалу люди активно подкрепляли любые попытки обезьяны самостоятельно воспроизвести и практически использовать в общении с человеком тот или иной демонстрируемый ей жест. Позднее, после того как экспериментатор, взяв руки обезьяны в свои, в нужный момент изображал в течение достаточно длительного периода времени изучаемый жест, она научилась хорошо пользоваться подобного рода знаками. В конечном счете

 

животное самостоятельно стало осваивать новые жесты, просто наблюдая за тем, как их использует человек.

К возрасту около 4 лет Уоши (так звали обезьяну) могла уже вполне самостоятельно воспроизводить около 130 различных жестов, а понимала еще больше. Подобного рода положительный результат затем был получен и другими исследователями. Например, Ф.Г.Паттерсон, обучая жестовому языку обезьяну-гориллу по имени Коко с 1 года и до 7 лет, научил ее пользоваться в общении с людьми 375 знаками.

Эти исследования, конечно, окончательно не доказывают, что животные — в данном случае высшие человекообразные обезьяны — в состоянии усваивать именно человеческую речь, понимать и пользоваться ею на уровне понятий. Высшие, понятийные формы речи им все же недоступны, а те знаки, которыми они учатся пользоваться, не выходят за пределы реализации коммуникативной функции. Более того, до сих пор нет каких-либо убедительных фактов, свидетельствующих о том, что животные в состоянии складывать из знаков предложения, менять порядок слов для выражения одной и той же мысли. Иначе говоря, в мире животных не установлено пока никакого движения вперед к слиянию мысли и слова.

megaobuchalka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *