«Что для человека важнее духовные или материальные ценности?» – Яндекс.Знатоки
Так, друзья, давайте начинать с понятий. Человек — кончтрукция многоуровневая, и если подходить с точки зрения свода наук, то видим биомеханика (тело, нейрофизиология) + психика + дух/душа. Стало быть человек не будет целостным, если упор делать на одну из составляющих, а остальное игнорировать.
Отсюда у каждого человека вытекают соответсвующие классы задач — выживание, налаживание состояния, управление настоящим и создание будущего для себя и своего окружения. И хотите вы или нет, а жизнь будет ставить перед вами такие задачи. И одеться надо и за квартиру заплатить и что-то из себя представлять. Поэтому в крайности впадать не надо. Этим вопросом нужно задаваться, когда у вас уже есть на что кушать. А зарабатывает человек, грубо говоря продавая свои способности. Что толкает нас управляемо стать специалистов в какой-то сфере и совершенствовать свои навыки постоянно.
Так вот, если опираться на как минимум три источника — Догматику испанской школы фехтования Дестрезы ( а любая традиционная школа — это воспитание личности — воина и ученого в одном лице), школу русского академика Попова (который при Сталине вместе с Яковлевым занимался вопросами памяти и сознания) и пркладные знания наших предшественников (можно сказать как справлялись с теми или иными задачами наши предшественники), то можно сказать коротко следующее:
Человека всегда помнят по его поступкам. Человек родился не для того чтобы себя увековечить в недвижимости и имуществе, т.к. все что сделано для себя будет разрушено и разорено сразу же после смерти алчными родственниками, а его самого скоро позабудут . Человек увековечивает себя своими поступками, выполняя долг (делает то, что должен на своем месте) и при этом он скромен — так выглядит вечная жизнь в памяти многих поколений.
И исторических примеров тому масса — вспомните Сергей Королев, Иеронимо де Карранза, Петр I, Карл V, Федор Ушаков и многие другие — их всех помнят по поступкам. И они всем при жизни владели, но никакого имущества за собой не имели — не потому что бедные, эти люди были сильными личностями и могущественными, а потому что приоритеты уже выстроились. Они могли обеспечить себе хлеб на столе и могли быть полезны другим. Тот, кто из себя ничего не представляет, тот будет накапливать и дрожать чтоб не потерять.
yandex.ru
Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных. Материальные и духовные ценности
Каждый человек имеет свою собственную неповторимую систему ценностей. В современном мире часто на первый план выходят материальные блага, при этом люди совершенно забывают о духовной стороне. Так что же все-таки важнее? Каковы материальные и духовные ценности человека?
Понятие и примеры материальных ценностей
Наше общество на данный момент построено так, что человек не сможет существовать без набора определенных вещей, предметов, делающих его жизнь проще и комфортнее. Таким образом, истоки материальных ценностей кроются в необходимости удовлетворения людьми своих потребностей.
Материальные ценности – это совокупность предметов, денежных средств, имущества, значимость которых для человека очень велика. Примерами таких ценностей являются недвижимость, автомобили, золотые украшения, меха, мебель, техника и аппаратура.
Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени подвержен зависимости от материальных благ. Некоторые люди не могут представить своего существования без дорогих вещей, другие ограничиваются лишь самым необходимым. Однако так или иначе материальные ценности занимают существенное место в жизни людей.
Основные духовные ценности человека
Духовные ценности – это совокупность моральных, религиозных, нравственных, этических убеждений человека, представляющих для него значимость. Они формируются с самого рождения, меняются и совершенствуются со временем. Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных для того, чтобы понять, насколько они важны в нашей жизни.
К духовным ценностям можно отнести любовь, дружбу, сочувствие, уважение, самореализацию, творчество, свободу, веру в себя и в Бога. Все это помогает нам обрести гармонию с собой и окружающими людьми. Эти ценности представляют особую важность, придают смысл жизни и делают нас людьми.
Что ответить, если просят: «Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных»?
Основываясь на понятиях и приведенных примерах духовных и материальных ценностей, можно сделать вывод о том, что сходство их заключается в значимости и важности для человека. И те, и другие делают наше существование без них ущербным и бессмысленным.
Итак, вас попросили: «Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных». Что вы ответите? Ответ сводится к тому, что первые из них нельзя увидеть и потрогать. Однако это не самое главное различие.
Прежде всего, как и любые ресурсы, материальные блага ограничены. Вопреки желаниям людей они не могут быть доступны каждому из нас. Духовные ценности же имеют всеобщий характер. Их количество бесконечно и не зависит от числа людей, обладающих ими. Духовные ценности могут стать достоянием каждого человека, не зависимо от его финансового положения и прочих факторов, являющихся препятствием на пути к получению материальных ценностей.
Какие ценности для человека важнее
Кто-то скажет, что ни в коем случае нельзя возвышать материальные блага над отношениями с близкими людьми и своей собственной совестью. Для других людей нет никаких запретов и границ на пути к богатству и славе. Кто же из них прав и что важнее для человека?
Материальные и духовные ценности культуры тесно взаимосвязаны. Люди не будут ощущать себя комфортно, имея только один из этих видов ценностей. К примеру, многие бизнесмены, заработавшие огромное состояние, часто ощущают себя несчастными, так как не смогли найти гармонию со своей душой. В то же время человек с богатым внутренним миром не будет чувствовать себя хорошо, лишившись жилья или средств к существованию.
Таким образом, если вас кто-то попросит: «Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных и поясни, какие из них важнее для человека», скажите, что на этот счет нельзя ответить однозначно. Каждый расставляет для себя приоритеты самостоятельно.
Ошибкой некоторых людей является стремление во что бы то ни стало завладеть как можно большими богатствами. При этом в погоне за деньгами они пренебрегают дружбой, честностью, теплыми отношениями со своими близкими. Неправильным также является подход, когда люди, живя в бедности, не прилагают никаких усилий для того, чтобы улучшить свое материальное положение. Они считают, что главное для них — богатый внутренний мир, а все остальное совершенно не важно. В идеале надо постараться найти правильный баланс между духовными и материальными ценностями.
fb.ru
Система ценностей человека по Альфреду Адлеру
Изначально ценности как критерии, мерила красоты или безобразия, добра и зла, истины и не истины, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого закрепляются в общественном сознании и культуре.
Ценности, выраженные в форме нормативных представлений (установки, императивы, запреты, цели, проекты), выступают ориентирами деятельности человека.
И все же ценности, объективные и непреходящие для культуры всего общества, для конкретного человека приобретают субъективный смысл только после соприкосновения с ними.
Именно когда речь идет об осознанности, отрефлексированности наиболее общих смысловых образований, которые становятся значимыми и важными для человека, уместно говорить о личностных ценностях. Итак,
Личностные ценности – это осознанные и принятые человеком общие компоненты смысла его жизни.
Личностные ценности должны быть обеспечены смысловым, эмоционально переживаемым, задевающим личность отношением к жизни. Ценностью можно назвать то, что обладает особой важностью для человека, то, что он готов оберегать и защищать от посягательств и разрушения со стороны других людей.
Личностные ценности есть у каждого человека. Среди этих ценностей как уникальные, характерные только для данного индивида, так и ценности, которые объединяют его с определенной категорией людей.
Например, свобода творчества, инновационные идеи, уважение интеллектуальной собственности характерны для творческих людей.
Есть ценности, которые важны для всех людей и имеют общечеловеческое значение – например, мир, свобода, благополучие близких, уважение и любовь.
Наличие общих ценностей помогает людям понимать друг друга, сотрудничать, оказывать помощь и поддержку.
Отсутствие общих ценностей (объективное или субъективное) или противоречие ценностей разделяет людей по лагерям, превращает их в оппонентов, соперников и противников. Изучение ценностей занимает важное место в ПО, поскольку ценности являются такими индивидуальными особенностями, которые влияют на установки, отношения, восприятие, потребности и стремления людей.
Родители, друзья, учителя, социальные группы могут влиять на формирование индивидуальных ценностей человека. Иерархическая система ценностей личности формируется в процессе обучения и приобретения жизненного опыта под воздействием сложившихся культурных условий. Так как процесс обучения и накопления опыта у каждого свой, то различия в составе и иерархии системы ценностей неизбежны.
Психолог М. Рокич определил ценности как глубокие убеждения, которые определяют действия и суждения в различных ситуациях. Им же разработана наиболее распространенная сейчас методика изучения ценностных ориентаций, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.
Он разделяет ценности на две большие группы: терминальные ценности (ценности-цели) – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться, и инструментальные ценности (ценности-средства), которые отражают убежденность в том, что какой-то образ действия или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. К базовым ценностям относят те, которые значимы для человека сами по себе.
В качестве примера можно назвать успех, мир и гармонию, безопасность и свободу, здравый смысл и спасение души.
К инструментальным ценностям относят все то, что имеет значение как средство или способ достижения целей, например, смелость и великодушие, способности и кругозор, помощь и независимость.
Особый интерес представляет система жизненных ценностей А. Адлера, приведенная в табл.
Система ценностей человека (по Альфреду Адлеру)
Другая классификация ценностей разработана в 1930-х гг. психологом Гордоном Оллпортом и его коллегами. Они разделили ценности на шесть типов:
- теоретический интерес в обнаружении правды путем аргументирования и систематических размышлений;
- экономический интерес в полезности и практичности, включая накопление богатства;
- эстетический интерес в красоте, форме и гармонии;
- социальный интерес к людям и любви в качестве отношений между людьми;
- политический интерес в обладании властью и влиянии на людей;
- религиозный интерес в единении и понимании космоса.
В 1990 г. исследователи выделили еще несколько специфических ценностей, непосредственно касающихся работающих людей:
- выполнение (упорство) – завершать начатое и усердно работать для преодоления жизненных трудностей;
- помощь и забота – заботиться и помогать другим людям;
- честность – говорить правду и делать то, что считаешь правильным;
- справедливость – быть беспристрастным судьей.
Известный социолог профессор С. С. Фролов относит к ним следующие ценности: благополучие (включает в себя здоровье и безопасность),
- богатство (обладание различными материальными благами и услугами),
- мастерство (профессионализм в определенных видах деятельности),
- образованность (знания, информационный потенциал и культурные связи),
- уважение (включает в себя статус, престиж, славу и репутацию).
Такая ценность, как власть считается одной из наиболее универсальных и значимых, поскольку позволяет приобрести любые другие ценности.
Влияние личностных ценностей на поведение человека зависит от степени их ясности и непротиворечивости. Размытость ценностей обусловливает непоследовательность поступков, поскольку оказывать влияние на такого человека легче, чем на человека с четкой и очевидной системой ценностей. Сила личности напрямую зависит от степени кристаллизации личностных ценностей. Ясные и непротиворечивые ценности проявляются в активной жизненной позиции, ответственности человека за себя и окружающую его ситуацию, готовность идти на риск для достижения целей, инициативе и творчестве.
Критериями ясности личностных ценностей являются:
- регулярные размышления о том, что важно и неважно, хорошо и плохо
- понимание смысла жизни
- способность подвергнуть сомнению устоявшиеся собственные ценности
- открытость сознания для нового опыта
- стремление понять взгляды и позиции других людей
- открытое выражение своих взглядов и готовность к дискуссии
- последовательность поведения, соответствие слов и дела
- серьезное отношение к вопросам ценностей
- проявление твердости и стойкости по принципиальным вопросам
- ответственность и активность
Руководитель, которому неясны собственные ценности, не имеет твердой базы для действий, он склонен к принятию спонтанных и непродуманных решений. Ценности не являются чем-то, что можно увидеть, и поэтому они часто ускользают от понимания. Их можно распознать, только изучая реакции, лежащие в основе поведения своего и других людей. Изучение понимания ценностей важно для менеджеров, поскольку ценности могут влиять на поведение человека на рабочем месте.
Например, исследования, проведенные в реальных производственных условиях, показали, что если возникла конгруэнтность ценностей (исполнительности, помощи, честности и справедливости) между начальником и подчиненными, то подчиненные получают большее удовлетворение от работы с этим начальником. Однако когда ценности не совпадают, то возникают конфликты из-за того, какие цели должны быть поставлены и каким образом их можно достичь.
Несовпадение систем ценностей иногда вызвано тем, что люди растут и формируются как личности в разные периоды времени и в разных социально-экономических условиях. Культурные корни также могут быть источником несовпадения систем ценностей.
Приоритеты ценностей – это то, что отличает одну национальную культуру от другой.
При существовании культурных различий можно ожидать возникновения проблем, если люди с различными этническими корнями работают вместе. Современные менеджеры должны вовремя понять, какие интересы и желания преобладают у работников, поскольку более высокая производительность труда именно там, где молодые работники заняты работой, максимально удовлетворяющей их интересы, и при этом менеджеры имеют схожие с ними стремления.
Изменение ценностей является сложной задачей для менеджеров, особенно когда трудовые, производственные ценности вступают в противоречие с остальными (например, проблема несоответствия интересов работы и семьи). К способам, с помощью которых люди стараются повлиять на ценности других людей, можно отнести следующие: морализирование, личный пример, невмешательство, помощь в прояснении конкретных ценностей, например, при необходимости соответствующего изменения. Итак, система ценностей – это индивидуальное свойство личности, зависящее от культурных корней. Но существуют также и интересы организации, которые являются частью организационной культуры.
Источник
icennosty.blogspot.com
Примеры жизненных целей, или ценностей. Компетентность в современном обществе
Примеры жизненных целей, или ценностей
Пытаясь разработать таксономию ценностей, мы создали представленный ниже достаточно обширный список возможных ценностей, не претендуя, однако, на какую-либо его завершенность. Некоторые не вполне одобряемые в обществе цели также включены в этот список. Мы еще не имеем данных о частоте предпочтения тех или иных ценностей у всего населения, хотя такие данные совершенно необходимы.
– Организация успешного сотрудничества людей: работа «интегратора».
– Организация социальных институтов, с помощью которых люди смогут направлять свою энергию на действия, приносящие пользу скорее организации в целом или обществу, нежели им самим.
– Персональное продвижение, определяемое как достижение все большего контроля над другими и способность влиять на события их жизни.
– Персональное продвижение, определяемое как выполнение работы, ценной для общества: финансирование и внедрение важных проектов и управление персоналом, задействованным в их реализации.
– Персональное продвижение, определяемое как получение больших возможностей для достижения собственных целей при меньших помехах со стороны окружающих.
– Достижение, определяемое как профессиональная карьера (включая повышение доходов и статуса), осуществленное путем приспособления к внешним правилам с минимумом усилий (например, в научном мире – продуцирование большого количества бессодержательных печатных работ).
– Достижение, определяемое как увеличение объема знаний и выход на новый уровень понимания, которое не отражается на статусе.
– Хорошие отношения с другими людьми.
– Желание не выглядеть нескромным в глазах других людей.
– Желание быть «таким, как все».
– Содействие тому, чтобы люди работали ради собственных интересов.
– Способность внушить свои взгляды другим людям.
– Помощь другим людям в достижении их целей.
– Вступление в контакт со сверхъестественными силами.
– Получение разнообразного чувственного (или мистического) опыта.
– Сексуальные победы.
– Беззаботность.
– Достижение умиротворенности.
– Установление приемлемого баланса возбуждения и покоя.
– Создание чего-то нового.
– Воспитание пытливости в других людях.
– Формирование восприимчивости к знаниям у других людей.
– Примерное исполнение наказаний: причинение страданий другим людям.
– Усугубление или разрешение семейных или социальных конфликтов.
– Укрепление семейной субординации.
– Повышение комфорта и создание благоприятных условий в доме, на рабочем месте, в социальном или физическом окружении.
– Повышение эффективности (например, комфорта и удобства) выполнения определенных задач.
– Улучшение социальных систем для повышения их жизнеспособности, экономии денег, создания гарантий нормального функционирования общества.
– Улучшение среды обитания для обеспечения красоты, экономичности, общительности, простоты или жизнеспособности.
– Сохранение ресурсов, включая природные.
– Предотвращение загрязнений окружающей среды.
– Обеспечение порядка, при котором люди не получат того, на что не имеют права, путем изобретения сложных систем формальных правил, процедур учета и контроля.
– Увеличение числа новых идей, разрабатываемых обществом.
– Повышение предсказуемости жизни общества или организации.
– Прохождение экзаменов и других оценочных процедур с целью получения нового ранга и статуса при минимуме усилий.
– Умение заставить подчиненных делать то, чего хочет их начальник.
– Умение заставить руководителей делать то, чего хотят подчиненные.
– Завоевание уважения других людей.
– Завоевание привязанности других людей.
– Внушение опасений другим людям с целью самозащиты.
– Способность портить репутацию других людей и унижать их в глазах окружающих.
– Завышение сложности и статуса работы.
– Способность вводить других в заблуждение и успешно лгать.
– Продолжение какой-либо работы при отсутствии действительной необходимости в ней.
– Минимизация беспокойства, причиняемого собственной праздностью.
– Избегание нововведений в обществе, в собственной жизни и на работе.
– Способность помочь другим людям, не причинив обиды.
– Способность запугивать властью.
– Умение заставить одних людей делиться материальными благами с другими людьми.
– Способность увеличить свою личную долю от национального дохода.
– Умение забавлять детей.
– Умение развлекать других людей и шутить.
– Способность чинить препятствия другим людям.
– Способность раздражать людей.
– Способность управлять мнениями окружающих о себе самом и о других людях.
– Способность изменять производимое на людей впечатление с тем, чтобы всегда получать высокую оценку.
– Проявление честности и гордости независимо от внешнего контроля.
– Уважение к другим людям.
– Независимость мышления.
– Осознание социальных последствий своих действий.
– Умение находить лазейки в законодательстве.
– Устранение людей, символизирующих «мировое Зло» (католиков, протестантов, евреев, коммунистов, ведьм, анархистов или тиранов).
– Возможность получить все, на что «имеешь право».
– Победы в спорах вместо поиска истины.
– Предотвращение любой ценой того, чтобы другие получили больше, чем им реально причитается (например, в трудовых отношениях).
– Избегание того, чтобы оказаться в глазах других людей глупцом или простаком.
– Использование других людей в своих корыстных целях.
– Проявление героизма.
– Проявление стоицизма.
– Стремление ни в коем случае не «опускаться».
– Обеспечение выполнения инструкций окружающими.
– Участие в интеллектуальных играх.
– Стремление к истине.
– Существование в «потоке сознания».
Большинство приведенных в списке личностно значимых целей представляют собой специфические примеры заинтересованности в достижении, власти или сопереживании. Отметим, что чем больше ситуаций человек относит к тем случаям, когда требуется применить властное, аффилиативное или направленное на достижение поведение, тем увереннее можно утверждать, что он заинтересован в этой конкретной цели (власть, аффилиа-ция или достижение). В связи с работой Макклелланда о власти желательно разграничить заинтересованность в деньгах, статусе и высокой оценке и заинтересованность в стремлении контролировать других людей, в особенности состояние их умов. Также имеет смысл различать стремление к контролю как самоцель и как средство достижения какой-то другой цели.
Следование определенным целям часто приводит к незапланированным последствиям как для самого человека, так и для общества, в котором он живет. Так, например, поиск новых и лучших способов действия в сочетании со способностью долго и усердно работать для достижения поставленной цели при относительно низкой заинтересованности в деньгах и в том, что на них можно купить, могут привести к экономическому развитию общества. Стремление к деньгам и материальным ценностям может привести к обогащению одного-двух индивидов, но в целом ведет к конфликту, так как предполагает увеличение доли мирового или национального «пирога» для некоего лица без каких-либо усилий, направленных на увеличение общего размера этого «пирога».
В свете этого анализ последствий, к которым ведет стремление к тем или иным целям, представляется необходимой предпосылкой для компетентного обсуждения самих целей. Со временем такая информация должна привести к переосмыслению и новой формулировке самих целей.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
marketing.wikireading.ru