Что делать, если подросток не хочет учиться
Причина 1. Самая простая: достигнув подросткового возраста, дети вдруг задаются вопросом: для чего это нужно? Да, не удивляйтесь. Ведь аргументы, бывшие вескими для нас, до нынешних ребят попросту не доходят. Еще 15-20 лет назад чувство «долга перед страной, перед будущими поколениями, перед комсомолом» было вполне реальным. Сегодня – нет! Ваше поучение о том, что они должны учиться, для подросших детей – пустой звук. Мало того, вызывает сомнение и утверждение: «Только если будешь хорошо учиться, достойно устроишься в жизни». Во-первых, они видят «прекрасно устроенных» в жизни явно не самых лучших в прошлом учеников. Во-вторых, ребенок как до, так и после 14 лет, зачастую не очень способен к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ним через пять-шесть лет, да еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки – непосильный труд для разума.
Маленький совет. Ежедневно, при каждом удобном случае, нужно рассказывать и показывать своему повзрослевшему чаду, что образование делает жизнь интересней и полнее, помогает понять мир и многое в нем. И не стесняйтесь приводить доступные, понятные, интересные примеры.
Причина 2. Отсутствие интереса к учебе. Кстати говоря, этим грешат обычно как раз способные, одаренные дети. Им просто неинтересно, и никакие ваши убеждения, мольбы и угрозы не помогут. Масла в огонь добавляют «непедагогичные» учителя и совершенно неинтересные и скучные уроки. Хотя это вовсе необязательно, потому что в любой школе есть отличные педагоги, уроки которых по-настоящему заинтересовывают детей. Еще сильнее снижает интерес к учебе ярлык «негодяй» – то есть плохая репутация, сложившаяся у ребенка в школе (из-за чрезмерной разговорчивости, подвижности, шумности, веселости и т.д.). В этом случае подросток оказывается крайним практически в любой проделке или конфликтной ситуации. В результате он, даже имея легкий и добродушный характер, постепенно настраивается «против» школы.
Маленький совет. Если подросток действительно одарен и ему неинтересно, потому что школьная программа для него «простовата», подыщите школу или программу, более адекватную для его возможностей. Не бойтесь загрузить, если видите, что можно. Вернется интерес к учебе – повысится успеваемость, И срочно стирайте ярлыки. Поговорите с учителем о вашем ребенке: может, он слишком категоричен в «создании» неприглядного образа?
Причина 3. Конфликты в школе. В средних классах это встречается особенно часто. Во-первых, когда взрослеющий ребенок хочет быть лидером, но не имеет сил или способностей вести за собой других. Во-вторых, если подросток попадает между двумя компаниями одноклассников и не может определиться, «куда ему нужно», конфликтует с обеими сторонами, оказываясь в результате в проигрыше. В-третьих, если переходит в другой класс или школу (что нынче бывает довольно часто в средней и старшей школе), где отношения уже сложились – друзей у него пет, а первым он начать общение не решается. Подростку некомфортно в «чужом» классе и, естественно, он не может хорошо учиться, не хочет идти в школу.
Маленький совет. Первым делом проанализируйте причины конфликтов вашего ребенка с одноклассниками. Поговорите с ним по душам, не обвиняя, не унижая и не ругая (даже если он в чем-то неправ). Помните: нарушенные взаимоотношения в школе – это всегда беда, а не вина вашего ребенка. Потому больше думайте о том, как ему помочь, а не о том, в чем его можно обвинить. Ищите способ изменить ситуацию К лучшему Оказывайте ребенку всемерную поддержку в семье. В конце концов, если потребуется, обратитесь к специалисту за индивидуальной или групповой психотерапией.
Как помочь ребенку?
- Не стоит говорить подростку о том, что он должен учиться в любом случае, несмотря на все чувства, которые он по этому поводу испытывает. И не надо «успокаивать», мол, ну не любишь ты школу, ничего страшного: вон Иван Иваныч как ненавидел школу, а все же добился в жизни кое-чего. Расскажите лучше о тех, кто благодаря любви к учебе многого добился.
- Никогда не сравнивайте своего сына (или дочку) со сверстником, который учится лучше, особенно если он испытывает к этому ребенку антипатию (это может быть сосед, одноклассник или дочь (сын) вашей подруги). Никогда не акцентируйте внимание своего ребенка на успехах другого, его хорошей учебе, помощи маме и уважении к ст
psylist.net
Если подросток не хочет учиться: советы психолога – польза
Переходный возраст – это самое сложное время не только в жизни подростков, но и их родителей. Это возраст, когда подросший ребёнок жаждет самостоятельности, требует принятия собственных решений, ищет себя и своё жизненное предназначение.
К сожалению, довольно часто этот возраст сопровождается проблемами с учёбой. Ещё недавно прилежно учащийся ребёнок вдруг начинает демонстрировать абсолютное неприятие школы и всего что с ней связано. Дневник подростка начинает наполняться двойками и тройками, интерес к учёбе резко падает, а учителя просто разводят руками, не в силах что-либо сделать.
Есть ли вообще проблема?
Изначально, каждый ребёнок стремиться к знаниям, природой в нём заложены любознательность и желание понять неизвестное. Однако, в настоящее время система школьного образования очень далека от идеальной. Многие родители и учителя больше всего заинтересованы в прилежных детях, не имеющих собственного мнения и внимательно слушающих что говорят старшие. Не удивительно, что многие ученики выступают против этой системы. Вполне объяснимо, что ребёнок не желает учиться.
Вспомните себя, вам правда нравились все учебные дисциплины, изучаемые в школе? А много ли школьных знаний пригодилось вам во взрослой жизни? Возможна, проблема не так серьёзна как вам кажется.
Почему дети не хотят учиться?
Чтобы понять своего «трудного подростка», важно выявить причину или совокупность причин, отбивающих у ребёнка интерес к учёбе.
Вполне вероятно, нежелание учиться может быть спровоцировано чрезмерной нагрузкой. Многие дети настолько загружены выполнением домашних заданий, что у них не остаётся свободного времени на обычные подростковые радости.
Вторая причина – разочарование в преподавательском составе. Ребёнок младшего возраста смотрит на учителя как на короля только благодаря его профессиональной принадлежности. К 12 годам подросток сам способен формировать оценочные суждения об окружающих людях. Скучная, вялая подача информации и грубый назидательный тон учителя надолго отобьют у ребёнка интерес к предмету.
Сложные отношения с одним из педагогов или с одноклассниками вызывают стойкое нежелание ходить в школу. Тут родителям обязательно надо вмешаться в ситуацию, иначе плохие отношения с авторитетным учителем или сверстниками могут привести к печальным последствиям.
Частой причиной, по которой у ребёнка пропадает желание учиться являются проблемы в семье. Родители склонны полагать что их мелкие семейные скандалы никак не связаны с двойками и тройками их ребёнка. Однако, это утверждение ошибочно. Подросток, не воспринимающий семью как надёжную тихую гавань, не имеет ресурса к получению знаний, поскольку все его моральные силы уходят на переживание семейных конфликтов.
Если подросток не хочет учиться: советы психолога помогут ему и родителям правильно расставить приоритеты и наладить сложные отношения со школой.
Как же помочь подростку?
- Не игнорируйте его чувства, заставляя садиться за уроки. Знания силой не засунешь, а раздражение и злость при этом неизбежны;
- Не стоит потворствовать безделью. Не надо «успокаивать» подростка, мол, не нравится тебе ходить в школу, ну ничего страшного : вот Николай Владимирович тоже на одни двойки учился, а сейчас директором фирмы стал;
- Ни в коем случае не сравнивайте своего ребёнка со сверсником, который учится намного лучше его. Кроме антипатии к этому самому сверстнику и недоверия к вам, вы не добьётесь этим методом ничего;
- Никогда не обсуждайте в негативном ключе школу или учителей при ребёнке. Для него слова мамы и папы имеют большое значение. И если уж вам не нравятся школьные учителя, то почему вы ждёте что они будут нравиться вашему ребёнку;
- Не надо запугивать подростка высказываниями о том, какая ужасная судьба ждёт его, если он не будет стойко сидеть за партой и делать все уроки. «Вот вырастешь —будешь дворы мести» — самая любимая страшилка большинства родителей. Также не стоит рассказывать о том, что своим профессиональным успехом вы обязаны тому, что 11 лет смотрели учителю в рот;
- Чаще хвалите ребёнка. Не ругайте за плохую оценку, называя криворуким лентяем, лучше подскажите как её исправить или просто постарайтесь поднять ребёнку настроение;
- Если ваш подросток больше увлечён построением отношений с противоположным полом чем учёбой, не старайтесь этому помешать. В конце концов, первая влюблённость – это важнейший этап становления личности ребёнка, который формирует его дальнейшее отношение к браку и семье. Вполне возможно, это даже более важно чем синусы и интегралы.
Главный совет, который нужно дать родителям – доверяйте своему ребёнку, любите его и дайте ему право выбрать свой жизненный сценарий.
detilehim.ru
Подросток не хочет учиться и работать
Добрый день. Помогите разобраться, правильно ли я приняла тактику по воспитанию своих детей или нет? И как мне себя вести в такой ситуации?У меня два сына, 20 и 14 лет, вот как год муж решил пожить от семьи отдельно, уехал в другой город и перестал интересоваться нашей жизнью.
Кратко опишу отношения в семье. В браке мы 20 лет, имеем свой бизнес, к которому мы с мужем шли вместе, т.е. дети, когда росли, видели нас практически всегда дома, т.е. на работу от звонка до звонка мы не ходили, были практически всегда на виду у детей. С детьми у отца как то не было времени нормально общаться, по причине, что он всегда им говорил, что он занят и у него на уме один только заработок. Если приходилось обращать внимание на детей, то только тогда когда они что ни будь натворят. Тогда он орал на них, унижал, иногда ремнем давал. Конечно , строгость мальчикам нужна, но это все происходило с унижениями. Если он хотел провести с ними воспитательную беседу, то это получался ни диалог с, а монолог. Т.е. дети не могли сказать ни слова, а только слушали нравоучения. Когда старшему исполнилось 17 лет, он стал искать себя, (черные ногти, накрашенные глаза, проколотые уши , эрокез на голове), мужа естественно это все бесило, доходило дело до драки, кидали друг в друга стулья, после чего сын спрыгнул ночью со второго этажа с балкона и пошел бродить городу. Потом затихало это все и опять, какие ни будь финты выкручивал. После школы поступил в институт, отец выселил его из квартиры в однокомнатную, давал ему деньги на еду, таким образом приучая его к самостоятельности и сберегая свои нервы. Через год сын перешел опять к нам домой. Отучився на первом курсе, сын решил перевестись на заочку, при этом говорил, что учеба ему не нужна. Я заметила, когда он стал жить самостоятельно, стал много читать — Ошо, Киасаки, Экхарт Толле и еще кучу всякой психологии., смотрит Бизнес Молодость (это я все пишу с его слов, что запомнила, может с ошибками), смотрит какие-то поучительные фильмы, слушает какой-то трансерфинг , медитирует, теперь он решил перейти на сыроедение. Так вот, после его начитанности он пошел в институт, написал заявление , чтоб его отчислили, но надо было долг заплатить, я ему денег не дала, а он взял продал свой ноутбук , оплатил долг и забрал документы. Я его стала выгонять на работу, на что он мне отвечал, что будет заниматься самообразованием, а работать ему некогда. Т.е. сидит целый день за моим ноутбуком, а я пошла работать, т.к. муж не дает денег, чтоб накормить их. Дошло у меня как-то дело до драки с ним, я его выгнала из дома, собрала сумку ему с его вещами и он ушел. В 12 ночи позвонил и попросился домой, сказал что пойдет работать. Пошел на следующий день на автомойку, поработал 10 дней, ему там что-то заплатили, и он больше туда не вернулся. Сел опять дома и стал вроде как работу искать, я уже устала с ним ругаться и решила отстать от него. Но самое страшное, что второй сын стал подражать ему, читает все тоже самое, что и брат, прочитал Богатый папа, бедный папа, и решил что учиться ему не зачем, стал медитировать, слушать какую-то ерунду, тоже сказал что будет сыроедом и вести здоровый образ жизни. Вобщем я вижу, как мои дети превращаются в зомби. Старший ходит лохматый и не бритый, ему все равно, что на нем одето, как пещерный человек, и младший тоже не стрижется, одевает на себя что попало, мне аж стыдно…он сейчас в 9 классе, учится плохо, вот решил что ему аттестат не нужен и в школу он больше ходить н будет, я уже и к учительнице обращалась, проводили беседы с ним, отец пару раз с ним разговривал, а он так спокойненько с такими осоловелыми глазками говорит, что мы все не просветленные и нам надо почаще медитировать!!! Вобщем я не знаю, что мне делать, и я решила принять их позицию, я перестала обращать на их бздики внимание и решила им подиграть, на свой выходной ушла из дома на целый день, младший в 5 вечера опомнился что меня долго нет и позвонил мне, я ему сказала, что я не в городе и уехала к морю, решила помедитировать, и побыть на едине с природой, все я это говорила таким голосом как кришнаидка какая-то, малой естественно сказал что я накурилась, и чтоб я дурью не маялась. Я ему сказала, что они с братом совершенно правы по поводу сыроедения, и что я тоже больше не буду есть вареную еду. Зачем мне мыть посуду, которую они оставляют периодически , лучше от нее совсем избавиться, т.к. все можно есть и без тарелок. Вобщем за целый день они подоедали все, что было в холодильнике, и вареное и жареное, а я вечером пришла домой включила этническую музыку и стала медитировать. Демонстративно залила себе гречку сырой водой и сказал, что это мой завтрак. Утром естественно я это съесть не смогла и сказала малому, чтоб он угощался моей едой, что это очень полезно и ушла на работу. При этоим детям сказала, что я решила уйти с работы т.к. поняла, что это не мое и буду искать себя в медитации. К вечеру малой позвонил и попросил, чтоб я купила еды, на что я ответила, что у меня нет денег на еду, будем доедать морковку. Честно я даже не знаю, что они ели, у меня душа разрывается, я пришла домой в девятом часу вечера, младший уже спит, а старший позамачивал себе какие-то зерна, чтоб их есть потом. Еще утром, перед работой, я сказала старшему, чтоб он собирался и ехал к отцу, т.к. продукты остались только на меня и на брата. И нет денег их покупать, на данный момент в холодильнике пусто, только соления всякие стоят. Не знаю на сколько меня хватит, чтоб все это выдержать, но думаю может хоть старший одумается и пойдет хоть где-то подработает. Очень надеялась, что заберут его весной в армию, позвонила в военкомат, сказали может только осенью его призовут. Очень больно за младшего, ходит голодный, лупает своими голубыми глазками, типа просветленный, учиться не хочет, и после 9 класса собирается дома сидеть и самообразовываться. Страшно, что будет с ними дальше, я хочу гордиться своими детьми, увы, не получается. Меня они совсем не слушают и ни к чьему мнению тоже не прислушиваются, оба считают, что вокруг них тупое общество, которое работает всю жизнь на государство и подчиняется общим моралям…а они так жить не хотят, и доказывают мне что никто не в силах на них повлиять….
Почему подростки не хотят учиться? – 9psy.ru
У многих подростков в средней школе успеваемость снижается, они начинают прогуливать уроки, отказываются выполнять домашнюю работу или врут, что ничего не задано. Такое отношение к учебе не может не волновать родителей, которые четко осознают: без хороших знаний ребенок не сможет хорошо сдать ЕГЭ, поступить в вуз и получить хорошую профессию, а в дальнейшем и хорошую работу.
Но подросток этого понимать не хочет, сколько не объясняй. Как же заставить его учиться?
Почему дети в этом возрасте не хотят учиться?
Стоит сразу же предупредить: заставить подростка делать что-либо против его воли невозможно или, по крайней мере, крайне трудно. Однако средства вернуть в его дневник приличные отметки существуют. Выбор этих средств будет зависеть от причин, по которым подросток забросил учебу.
- Главная причина – переключение познавательных интересов в новую сферу, социальную. В переходном возрасте главная цель – научиться общению со сверстниками, в частности – с представителями противоположного пола. Подростки учатся оценивать людей, вызывать симпатию окружающих, дружить и любить. Это очень важные знания, получение которых отложить на потом не получится. Получить их можно только в детском коллективе, путем личного общения, переписки в социальных сетях. Тот факт, что школьные занятия отходят на второй план, и намного важнее и интересней становится общение с друзьями, естественен.
- Перегрузка. Для младшего школьника авторитет родителей непререкаем. Желая сделать из своего отпрыска многогранную личность, преуспевающую во всем, мамы и папы загружают своих чад по максимуму: записывают в спортивную секцию, в музыкальную школу, шахматный кружок, танцевальную и театральную студии. Малыш старательно тянет этот воз, пока не достигает подросткового возраста. Подросший гений устал, ему хочется отдохнуть и заняться чем-нибудь более легким и интересным, а многое из того, чем его загрузили «предки» кажется ему ненужным. В итоге ребенок устраивает бунт, отказываясь от всего, что считает тяжелым, лишним, неинтересным и бесполезным. Отказаться при этом он может не только от дополнительных занятий, но и от основных – школьных.
- Качество преподавания, неуважение к учителю. Для младших школьников учитель является авторитетом уже за то, что он учитель. Для подростков этого мало: в авторитете у него окажется только тот, кто заслуживает уважения. Человек, не уважающий личность подростка, никогда не будет уважаем. Если учитель оскорбляет детей, считает их «лентяями» и «дураками», не готовится к уроку, не старается сделать занятия интересными, знает лишь два метода воздействия – «двойки» и вызов в школу родителей, то он попадет в «черный список». На уроки к такому педагогу подросток ходить не будет, интерес к преподаваемому этим человеком предмету пропадет.
- Конфликтные ситуации в школе. Если у подростка конфликт с учителем или с одноклассниками, если его дразнят и унижают, то он не захочет ходить в школу вообще, даже если хочет учиться.
- Негативное влияние окружения. Возможно, что в кругу общения подростка преобладает мнение, что учиться – это «не круто», а «круто» – не учиться. Стараясь завоевать популярность в детском коллективе, подросток забрасывает учебу.
- Неуверенность в своих силах. Если подросток считает, что успехов в учебе ему не добиться, то и силы на это тратить не хочет.
- Плохое самочувствие. В переходном возрасте в организме происходят серьезные физиологические изменения, наблюдается интенсивный рост различных органов, и не всегда рост и развитие происходят пропорционально. В этот период могут наблюдаться суставные боли, анемия, головная боль и головокружение, другие недуги, сопровождаемые апатией и усталостью. На хорошую учебу у подростка может просто не хватать сил.
Установив причину плохой учебы можно попытаться вернуть к ней утраченный интерес.
Как вернуть интерес к учебе?
Действия родителей в ситуации, когда подросток отказывается учиться, должны строиться с учетом причин, которые вызвали эту реакцию.
- Когда ребенок много времени проводит со сверстниками, да и в школу ходит лишь для того, чтобы пообщаться с ними, можно попробовать побыстрее удовлетворить его интерес к познанию самого себя и жизни в коллективе сверстников. В этом помогут книги о современных подростках, научно-популярная литература, общение на тематических форумах, рассказы взрослых о том, как они сами переживали переходный период. Когда подросток почувствует, что чувствует в компании сверстников как рыба в воде, и психологических знаний у него достаточно, интерес к урокам должен вернуться.
- С «лошадкой», сбросившей надоевший груз, разговор должен быть другой: с подростком нужно обсудить ситуацию, выяснить, что ему интересно, а что в тягость, и освободить его от лишних обязанностей. Лучше всего сделать это до того, как он взбунтуется.
- Регулярно обсуждая с ребенком его дела в школе, интересуясь его жизнью вне дома, можно выяснить, нет ли в школе конфликтных ситуаций. Если есть, то придется их решать с учетом конкретной ситуации. Не исключено, что придется обратиться к психологу, сменить школу. Из-за некачественного преподавания отдельного предмета идти на столь кардинальные меры не стоит: постарайтесь сами заинтересовать ребенка «провальным» предметом, найти интересные сведения по теме, в конце-концов обратиться за помощью к репетитору.
- Если есть основания предполагать, что отказ от учебы – метод доказать свою «крутизну», то вполне реально объяснить «заблудшей овечке», что выделиться и заслужить авторитет хорошей учебой можно с еще большей долей вероятности. К тому же с образованным человеком представителям противоположного пола общаться намного интересней и приятней.
- Подозревайте, что подросток чересчур не уверен в своих силах? Повышайте его самооценку, как можно чаще хваля его за достижения и успехи.
- Подросток жалуется на плохое самочувствие? Не следует делать вывод, что он притворяется. Пройдите медицинское обследование, проконсультируйтесь с врачом – помогите преодолеть временный недуг.
Все меры, направленные на то, чтобы убедить подростка учиться, должны быть дружескими, не содержать насилия. Время, когда ребенка можно было заставить что-то делать ремнем, угрозами, лишением каких-либо благ и жалобами на свое плохое самочувствие, безвозвратно ушло.
9psy.ru
Что делать, если подросток не хочет учиться. 85 вопросов к детскому психологу
Что делать, если подросток не хочет учиться
Причина 1. Самая простая: достигнув подросткового возраста, дети вдруг задаются вопросом: для чего это нужно? Да, не удивляйтесь. Ведь аргументы, бывшие вескими для нас, до нынешних ребят попросту не доходят. Еще 15–20 лет назад чувство «долга перед страной, перед будущими поколениями, перед комсомолом» было вполне реальным. Сегодня – нет! Ваше поучение о том, что они должны учиться, для подросших детей – пустой звук. Мало того, вызывает сомнение и утверждение: «Только если будешь хорошо учиться, достойно устроишься в жизни». Во-первых, они видят «прекрасно устроенных» в жизни явно не самых лучших в прошлом учеников. Во-вторых, ребенок как до, так и после 14 лет, зачастую не очень способен к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ним через пять-шесть лет, да еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки – непосильный труд для разума.
Маленький совет. Ежедневно, при каждом удобном случае, нужно рассказывать и показывать своему повзрослевшему чаду, что образование делает жизнь интересней и полнее, помогает понять мир и многое в нем. И не стесняйтесь приводить доступные, понятные, интересные примеры.
Причина 2. Отсутствие интереса к учебе. Кстати говоря, этим грешат обычно как раз способные, одаренные дети. Им просто неинтересно, и никакие ваши убеждения, мольбы и угрозы не помогут. Масла в огонь добавляют «непедагогичные» учителя и совершенно неинтересные и скучные уроки. Хотя это вовсе необязательно, потому что в любой школе есть отличные педагоги, уроки которых по-настоящему заинтересовывают детей. Еще сильнее снижает интерес к учебе ярлык «негодяй» – то есть плохая репутация, сложившаяся у ребенка в школе (из-за чрезмерной разговорчивости, подвижности, шумности, веселости и т. д.). В этом случае подросток оказывается крайним практически в любой проделке или конфликтной ситуации. В результате он, даже имея легкий и добродушный характер, постепенно настраивается «против» школы.
Маленький совет. Если подросток действительно одарен и ему неинтересно, потому что школьная программа для него «простовата», подыщите школу или программу, более адекватную для его возможностей. Не бойтесь загрузить, если видите, что можно. Вернется интерес к учебе – повысится успеваемость. И срочно стирайте ярлыки. Поговорите с учителем о вашем ребенке: может, он слишком категоричен в «создании» неприглядного образа?
Причина 3. Конфликты в школе. В средних классах это встречается особенно часто. Во-первых, когда взрослеющий ребенок хочет быть лидером, но не имеет сил или способностей вести за собой других. Во-вторых, если подросток попадает между двумя компаниями одноклассников и не может определиться, «куда ему нужно», конфликтует с обеими сторонами, оказываясь в результате в проигрыше. В-третьих, если переходит в другой класс или школу (что нынче бывает довольно часто в средней и старшей школе), где отношения уже сложились – друзей у него нет, а первым он начать общение не решается. Подростку некомфортно в «чужом» классе и, естественно, он не может хорошо учиться, не хочет идти в школу.
Маленький совет. Первым делом проанализируйте причины конфликтов вашего ребенка с одноклассниками. Поговорите с ним по душам, не обвиняя, не унижая и не ругая (даже если он в чем-то неправ). Помните: нарушенные взаимоотношения в школе – это всегда беда, а не вина вашего ребенка. Потому больше думайте о том, как ему помочь, а не о том, в чем его можно обвинить. Ищите способ изменить ситуацию к лучшему. Оказывайте ребенку всемерную поддержку в семье. В конце концов, если потребуется, обратитесь к специалисту за индивидуальной или групповой психотерапией.
Как помочь ребенку?
• Не стоит говорить подростку о том, что он должен учиться в любом случае, несмотря на все чувства, которые он по этому поводу испытывает. И не надо «успокаивать», мол, ну не любишь ты школу, ничего страшного: вон Иван Иваныч как ненавидел школу, а все же добился в жизни кое-чего. Расскажите лучше о тех, кто благодаря любви к учебе многого добился.
• Никогда не сравнивайте своего сына (или дочку) со сверстником, который учится лучше, особенно если он испытывает к этому ребенку антипатию (это может быть сосед, одноклассник или дочь (сын) вашей подруги). Никогда не акцентируйте внимание своего ребенка на успехах другого, его хорошей учебе, помощи маме и уважении к старшим.
• Больше хвалите и меньше указывайте на недостатки своего подростка. Не стоит обзывать его лентяем, безмозглым и безруким. И не «пугайте», что все эти качества «останутся с ним навсегда, потому что он совсем не работает над собой» – он все равно не поверит, но очень обидится, замкнется.
• Никогда не ругайте в присутствии ребенка его учителей и школу в целом. Ни с домашними, ни с подругой по телефону! Все-таки вы для него – авторитет. Послушает и сделает неутешительные выводы, дескать, точно – и школа плохая, и учителя никуда не годятся. Это только усугубит его нежелание учиться, к тому же может стать причиной излишней грубости по отношению к учителям. Кого вы тогда будете винить? Его? Постарайтесь при ребенке всегда положительно отзываться о школе и об учителях, не помешает и похвала – и подросток под вашим влиянием будет более позитивно воспринимать школу, учебу, преподавателей.
• Не запугивайте, не давите на то, какая ужасная судьба ребенка, если он не будет хорошо учиться. Примеры криминальных и асоциальных элементов – категорически неуместны. Как и ваши высказывания, что успехам в жизни вы обязаны тому, что десять лет кряду смотрели в рот учительнице. Не причитайте (если (вдруг) вы сами считаете себя неудачниками), что всё это потому, что недостаточно хорошо учились в школе, и вот сын (дочка) повторяет вашу судьбу. Подростку в трудном возрасте нужна всяческая поддержка, а не пессимизм не всегда счастливых в жизни взрослых.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
educ.wikireading.ru
Если подросток не хочет учиться…
Опубликовано: 13 апреля 2009 г.
Грубит, лжет, прогуливает школу, убегает из дома… Несносный подросток. Как с ним справиться?
…Если бы папе Леше несколько лет назад сказали, что будет вытворять Антон в пятнадцать лет, Алексей бы просто рассмеялся. Это их-то Антошка, который в младших классах занимался бальными танцами, а потом – футболом, хорошо учился, радовал маму и папу примерным поведением, будет бродяжничать и после 9-го класса бросит школу?! К сожалению, случилось именно так. Потянулись месяцы ничегонеделания. Пробовали устроить парня на работу, но это показалось ему скучным. Антон болтался целыми днями с друзьями, иногда у них ночевал, иногда куда-то уезжал. Ничем не занимался. И поражал безграничной необязательностью: чего ни попросишь, вроде, не отказывал, но не выполнял. Казалось, он не жил, а безвольно плыл по течению, как упавший в воду листок.
Иногда родителям звонили Антошкины друзья и жаловались, что он взял взаймы деньги и не возвращает. Родители возмущались, но долги сына раздавали… Однажды в день оформления квартирной сделки они всей семьей должны были прийти к нотариусу в заранее назначенное время, о чем сто раз родители напомнили сыну. И он действительно был дома, только на полчаса вышел к приятелю, соседу по подъезду, а вернулся… через два дня. Отец – красноречивый адвокат – не нашел слов, чтобы оценить поступок сына, а просто вытащил из брюк ремень и выдрал парня…
Что же заставляет подростков вести себя так, будто они с ума посходили?
ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЭНДОКРИНОЛОГА
Такое поведение принято объяснять поиском своего места в обществе. Подростки хотят получить права взрослых, но не спешат взять на себя их обязанности, да и не могут, потому что не готовы. Все это так. Но есть и другие причины – биохимические.
Любовь Самсонова, кандидат медицинских наук, доцент кафедры эндокринологии детского и подросткового возраста ГОУ ДПО РМАПО Росздрава:
– Одна из причин, по которым подросткам трудно учиться, – дефицит йода. Им страдают 80–90% населения России – те, кто живет вдали от моря. Йод не вырабатывается в организме, не накапливается, он каждый день должен поступать с пищей и расходоваться на синтез гормонов щитовидной железы. Эти гормоны регулируют работу всех систем организма, в первую очередь, центральной нервной системы. Недостаточно гормонов – снижается память, ухудшается наглядно-образное мышление, рассеивается внимание. Подросткам йода требуется больше, у них очень высока скорость всех обменных процессов. Безволие, лень, утомляемость – это опять-таки нехватка йода, он определяет не только интеллектуальную работоспособность, но и физическую.
Что делать родителям? Используйте йодированную соль. И обязательно давайте подростку йодид калия. Он должен получать не менее 200 мкг йода в сутки каждый день в течение всего полового созревания, то есть на протяжении 3–5 лет.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ ПСИХИАТРА
Анатолий Северный, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник НЦ психического здоровья РАМН, президент Ассоциации детских психиатров и психологов:
– У мальчика неустойчивый тип характера. Такие подростки зависимы, идут на поводу у окружения. Интересов, кроме как «потусоваться», у них нет.
К тому же парень явно переживает кризис мотивации – состояние, которое у подростков отмечается часто, но, к сожалению, мало изучено. Ребенок обычно хочет того, чего хотят и ждут от него родители. Ему важно получить одобрение мамы и папы. В подростковом возрасте эта мотивация сменяется собственной. Теперь он должен реализовать то, что хочет сам. Но если родительская мотивация уже отвергнута, а собственная еще не созрела, подростку ничего не хочется, он делает то, что делает его ближайшее окружение: идет за тем, кто позовет, живет «за компанию»…
Что делать родителям? Ждать, пока у ребенка возникнет собственная мотивация. Но не сложа руки, а постоянно предоставляя ему возможность попробовать себя в каком-нибудь деле.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Мария Радионова, кандидат психологических наук, доцент факультета психологического консультирования МГППУ:
• Наберитесь терпения. Закончится гормональная перестройка, уйдут импульсивность, раздражительность, агрессия, созреет кора головного мозга, легче станет учиться. Но останавливайте любые проявления неуважения к себе! Не превращайтесь в безропотную жертву.
• Продолжайте любить ребенка, который ведет себя сейчас так скверно, всячески показывайте ему, что вы не махнули на него рукой, а верите, что он хороший и способен на хорошие поступки. Ему не менее трудно, чем вам.
• Как можно чаще говорите по душам, без угроз и обвинений. Даже если вы не разделяете взглядов сына или дочери, выслушайте чужую точку зрения.
• Старайтесь сохранять спокойствие. Потому что гарант спокойствия в отношениях с ребенком – именно вы, человек взрослый.
• Чтобы поддержать душевное равновесие, используйте прием «изменение видения». Не думайте о глобальных катастрофах в перспективе: «станет наркоманом», «пойдет на панель»… Рассматривайте каждый конкретный день, плюсы и минусы вашего общения сегодня. И обсуждайте их, сохраняя уважение к подростку.
Опубликовано: 13 апреля 2009 г.
zdr.ru
Что делать если подросток не хочет учиться?
Подростковый период очень сложный период, как для самого подростка, так и для его родителей. Кстати, еще неизвестно кому сложнее, то ли родителям с ним, то ли ему с родителями.
В любом случае, необходимо искать точки соприкосновении, приходить к так называемому консенсусу, иначе это может обернуться большими неприятностями и сложностями в отношениях друг с другом.
Проблем в подростковом возрасте предостаточно, но особая, волнующая родителей и занимающая все их мыли, когда подросток не хочет учиться.
В чем причины и что же делать?
Причин, по которым ребенок отказывается ходить в школу либо же просто отлынивает от выполнения уроков – довольно много.
Приведем некоторые из них:
- подросток не понимает объяснений учителя;
- у него сложились конфликтные отношения с преподавателем;
- не может решить задачи;
- не понимает и, как следствие, не усваивает тему;
- не может выделить главное.
При этом, и родители, и учителя в один голос заверяют, что если бы он «взялся бы за ум», «изъявил желание учиться» — все бы наладилось. Действительно ли это так и что же предпринять, чтобы заставить свое чадо учиться?
Прежде всего, выяснить причину его нежелания учиться. Ведь ничего не бывает просто так. Может подростку не подходит школа, либо учителя, а может, не сложились отношения с одноклассниками. Если родители заинтересованы в качественном обучении, то обязательно найдут нужное и попытаются восстановить его интерес к обучению.
Не нужно давить на ребенка, заставлять его и применять на нем свои амбиции в виде постоянной смены школы. Не забывайте, он хоть и младше вас по возрасту, но все-таки личность.
Не обращать на его капризы и различные ухищрения внимания, и просто заставить. Поверьте, когда он станет старше и произойдет переосмысление ценностей – он вам еще спасибо скажет, что вы его наставили на необходимый путь.
Порою дети приводят аргумент – зачем вообще нужно учиться? Задача родителей, объяснить им, на своем либо каком другом примере, что без знаний ничего в жизни не добьешься. К тому же, образование и определенные знания делают жизнь намного интереснее и насыщеннее.
Встречается и такое, что способный подросток просто скучает на уроках. В этом случае, может и вправду поискать для него другую школу, с другой, более интересной для него программой.
Конфликтные отношения с одноклассниками также могут вызвать стойкое нежелание посещать занятия. Родителям необходимо выяснить первопричину конфликтов и помочь решить ее, как можно быстрее. Или найти способ изменить ситуацию, в любом случае, подросток нуждается в вашей поддержке и отказ в помощи может быть расценен, как предательство.
Не имейте моды сравнивать своего ребенка со сверстниками, приводить кого-либо из них в пример. Реакция может быть непредсказуемой, лучше будет, если вы будете побольше ребенка хвалить. Не нужно обзывать лентяем, бестолковым, от этого он только замкнется.
Нет необходимости обсуждать в присутствии подростка школу либо учителей. Услышанное может вызвать у него нежелание посещать такую плохую с ваших слов школу, к тому же не удивляйтесь, если он станет дерзить преподавателям. Ведь вы сами на это его подтолкнули своими необдуманными разговорами. Отзывайтесь положительно о школе и учителях, даже если ваше мнение диаметрально противоположно. Оставьте его при себе.
Не запугивайте его несчастливой судьбой, особенно если вы сами считаете себя неудачниками по жизни. У подростка в этом возрасте нестабильная психика и ваш пессимизм сыграет отрицательную роль в его восприятии окружающей жизни.
nebolet.com