Ценности в психологии – Репозиторий Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва: Недопустимый идентификатор

Содержание

Ценность — Психологос

Ценность — то, чему человек осознанно назначает высокую цену, чем дорожит и ради чего готов жертвовать чем-то другим, платить усилиями, временем или деньгами. Это то, в безусловную важность чего человек верит, ради чего он живет, к чему стремится и чем руководствуется в своих выборах. У каждого из нас есть что-то очень важное, что мы любим, ценим и хотим, чтобы этого в нашей жизни было больше.

Вот мужчина купил машину. Он её с любовью моет, тщательно натирает полировкой, разговаривает с ней ласково – это его ценность. А вот мужчина встретил девушку и не жалеет своей машины, катает девушку по городу и за городом. Большей ценностью для него стала девушка. А вот мать торопится к ребёнку, ей нравится с ними играть, она радуется его успехам – ребёнок её ценность. Девушка весело крутит педали велотренажёра в спортзале, нагружает мышцы и сохраняет фигуру – её ценностью является ее красота.

Не все жизненные ценности человеком обдуманы, но все осознанны или легко становятся осознанными. Говорить о бессознательных ценностях — нонсенс, бессознательными у человека могут быть стремления, мотивы, влечения, но не ценности. Ценности растут только под светом сознания. Иногда ценностные ориентиры человека можно выразить одним или двумя характерными словами (ценность развития или ценность комфорта), чаще — это довольно широкий круг убеждений в обрамлении определенной философии и обеспеченный соответствующей технологией жизни. Образно это выглядит как паровозик, где за словами-лидерами (метками, ярлычками ценности) тянется хвост слов и понятий, частотно (вероятностно) с ними связанных: ценностный круг человека.

Так, например, разговоры о духовности или любви как жизненной ценности не значит ничего, пока вы не перейдете на уровень жизненной конкретики.

Есть ценности общественные, принятые в обществе как общая норма, есть ценности групповые (ценности старшего поколения отличаются от ценностей подростков), есть семейные ценности и есть ценности личные — лично мои и лично твои. Ценности есть у всех людей, но ценности «Бери от жизни все», пиво и компьютерные игры редко кто отнесет к высоким ценностям. Задача воспитания, возвышения ценностей актуальна всегда.

Важно различить инструментальные и терминальные ценности. Когда мы говорим о пользе, то это польза для чего-то, это некоторый инструмент, это ценность инструментальная. Ситуативные ценности (билет на самолет), профессиональные (диплом о защите диссертации) и просто личные интересы — все это противостоит тому, что ценно само по себе, противостоит жизненным ценностям. Терминальные ценности описывают то самое важное, что касается жизни человека в целом, то, что ценно для человека само по себе, безотносительно к его личным задачам, потребностям и интересам.

Мама. Родина. Мама дорога не тем, что стирает белье дешевле прачечной, а тем, что она — мама. Защита Родины для каждого отдельного человека выходит за рамки его личных интересов (лично он и погибнуть может), но если человек готов защищать Родину, говорят, что для него родная земля — ценность.

К сожалению, большая часть терминальных ценностей — скорее красивые слова, за которыми у людей редко стоит что-то реальное. Многие могут назвать среди своих высших ценностей мудрость, любовь и мир во всем мире, но к их реальной жизни эти слова имеют очень отдаленное отношение.

Значение ценностей в жизни людей сильно преувеличено, реально руководствуются ценностями в своей жизни мало кто и редко когда. О своих ценностях бывает приятно поговорить, о потерянных ценностях естественно попереживать, но жить, каждым действием реализуя собственные ценности — трудно и доступно не многим. Большая часть людей живет как организмы, а не как личности, а жизнь человека, как организма, определяется лишь привычками и обстоятельствами, а именно внешними предписаниями, влияниями поля и внутренними потребностями, чувствами и состояниями.

Заметьте: в этом списке убеждений и ценностей нет, эти категории за пределами повседневной жизни человека-организма. У него ценности только знаемые, он о них вспоминает только тогда, когда его о них его спросят. Впрочем, если психологи захотят сделать человеку приятное, они любые его выборы и предпочтения, включая импульсивную покупку новой кофточки, могут назвать его ценностными выборами. Для человека это будет приятная неправда, для науки — неоправдано расширительное толкование термина «ценности».

В отличие от декларируемых ценностей, жизненные ценности — ценности человека, реально организующие его жизнь. Если вы под Новый год имеете привычку подводить итоги прошедшего года и составлять планы на будущий год, это вполне удачное время разобраться со своими жизненными ценностями. Очень полезно записать то, что для вас по-настоящему важно, и после следить за тем, чтобы ваша жизнь соответствовала вашим жизненным ценностям. Только развитая личность живет, руководствуясь своими ценностями: из ее ценностей вытекают ее цели, цели разворачиваются в планы, планы конкретизируются в порядок дел, после чего личность – действует. Чем большее количество времени вы действуете не случайным образом, а в соответствии со своими обдуманными ценностями, тем в большей степени вы действуете, как человек-личность.

www.psychologos.ru

Глава 1. Теоретические аспекты исследования ценностей в подростковом возрасте.

    1. Категория ценностей в психологии

Проблема ценностей и ценностных ориентации явля­ется предметом изучения ряда наук о человеке и обще­стве, в частности, философии, социологии, психологии, педагогики. «Понятие ценности скорее, чем любое дру­гое, должно занять центральное место… способное объе­динить интересы разных наук, касающихся человеческо­го поведения». Эти слова, утверждающие центральное положение понятия «ценность», принадлежат перу пси­холога (Rokeach, 1973, р. 3), но сходного мнения при­держивались и социологи (например, Williams, 1968), и антропологи (например, Kluckholn, 1951). Эти ученые рассматривали ценности как критерии, которые исполь­зуются людьми для выбора и обоснования своих дейст­вий, а также для оценки других людей, себя и событий. Таким образом, ценности представляют собой в большей степени критерии оценки, чем качества, присущие са­мим объектам.[4]

Реформы, проводимые в России и странах ближнего зарубежья, повысили интерес к активной, целеустремлённой личности, проявляющей высокий уровень духовно-нравственной культуры, адаптивной к складывающимся в обществе нормам и ценностям. Именно социально-одобряемые ценности человека являются важным индикатором эффективности его включения в систему общественных связей и отношений.

     В психолого-педагогическом словаре мы находим, что ценности — это духовные идеи, заключённые в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения[1]. По мнению Б. Г. Ананьева, ценности – это переживания, отношения [2, с. 105]. С. Л. Рубинштейн под ценностями понимал значимость для человека чего-то в мире [3, с. 371]. С точки зрения Б. В. Зейгарник и Б. С. Братуся, ценность – это осознанный и принятый человеком общий смысл его жизни [3, с. 119]. По видению А. Лэнгле, ценности – это результат чувственного восприятия влияния чего-либо или кого-либо на жизнь субъекта. Специфика восприятия ценностей, по мнению автора, заключается в том, что их нельзя «думать», их можно только чувствовать [4, с. 5].

     Итак, обзор определений ценностей свидетельствует о том, что ценности могут быть рассмотрены и как элементы когнитивной сферы личности, и как элементы её аффективной сферы.

     В. Н. Карандашев выделяет ценности двух типов:

  • ценности общества и социальных групп, так называемые социальные ценности;

  • ценности личности, то есть индивидуальные ценности.

В социальных, психологических и педагогических ис­следованиях используются как понятие ценности, так и по­нятие ценностных ориентации. Однозначного различения этих понятий в литературе не прослеживается. Часто они употребляются как равнозначные. При изучении характе­ристик общества, культуры и отдельных социальных групп используется термин «ценность». При изучении отдельных индивидов употребимы как понятие ценностная ориен­тация, так и понятие ценность. Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориенти­ров. Ценностные ориентации — это интериоризированные личностью ценности социальных групп. Таким образом, оказывается вполне оправданным говорить о ценностях личности как ее ценностных ориентациях.

Исследования ученных авторов выявили огромное количество вариаций в ценностных приоритетах индивидов в каждом обществе, а также различия между социальными группами в рамках одной нации. Они позволили сделать выводы, что индивиды, принадлежащие одной и той же или различным социальным группам, довольно значительно отличаются в ценностных приоритетах. Эти различия отражают их генетическую наследственность, личный опыт, социальный статус и влияние культуры.

С одной стороны, ценностные приоритеты, превалирующие в обществе — это ключевой элемент в культуре. Ценностные приоритеты индивидов представляют центральные цели, которые связаны со всеми аспектами их поведения. С другой стороны, ценности испытывают прямое влияние повседневного опыта в изменяющемся экологическом и социально-политическом контексте.

Поэтому ценности являются хорошим индикатором для отслеживания процессов социального и индивидуального изменения, возникающего в результате исторических, социальных и личных событий. Кроме того, они могут быть положены в основу изучения различий между социальными культурами и субкультурами, которые появляются по мере того, как социальные общности развиваются в определенных направлениях в результате их уникального опыта.

В современной науке и практике существует актуальная потребность в таких инструментах измерения, которые могли бы быть использованы в кросс-культурных исследованиях, имели бы достаточно разработанную теоретическую основу и были бы эффективны для изучения ценностей и ценностных ориентации как групп, так и отдельных индивидов. К числу таких методик относится опросник ценностей, разработанный профессором Шварцем. Методика создавалась на основе методики М. Рокича, которая была существенно модифицирована и расширена.

studfiles.net

Ценности, убеждения и установки личности. Их виды, структура и влияние на развитие человека

Личность – сложное, многослойное образование, имеющее свою иерархию. В отечественной психологии высший уровень структуры личности называется направленностью. Это система формирующихся при жизни ценностей, убеждений и установок. Они во многом направляют деятельность человека и определяют его отношение к миру, себе и другим людям.

Ценности, их виды и иерархия

Все в нашей жизни имеет свою ценность, и речь здесь идет не только о материальном или денежном выражении. Но ценность объектов и явлений различна. Есть вещи, имеющие принципиальную важность, а есть такие, от которых мы легко можем отказаться в пользу других, более значимых и ценных. Эта система ценностей во многом определяет наши жизненные выборы, нашу карьеру, увлечения, принципы, отношения с окружающими.

Виды ценностей

В психологии под ценностями понимают значимые для человека объекты, явления, идеалы и т. д. Такие значимые вещи у каждого из нас есть в разных областях жизни, и содержание у них тоже различное. Выделяют 3 вида ценностей.

Материальные ценности

К ним относятся реальные объекты окружающего мира, которые необходимы человеку для ощущения комфорта. Некоторые из них жизненно важные, например, одежда, жилище, пища. А другие можно отнести к предметам роскоши или повышенного комфорта – автомобили, бытовая техника, смартфоны, украшения, аксессуары и др. Без них человек может обойтись, но для многих эти вещи являются символом благополучия, и владение ими считается престижным. То есть эти вещи имеют преходящую ценность, которая определяется или модой, или субъективными предпочтениями человека.

Духовные ценности

Они часто противопоставляются материальным и считаются более возвышенными и значимыми для человека и человечества в целом. Однако это не всегда так. Духовные ценности – это порождение сознания человека, и их значимость определяется в первую очередь культурными традициями, нравственными нормами, мировоззренческими принципами и т. д. Согласитесь, духовные ценности эпохи Средневековья далеко не всегда носят возвышенный характер, да и для современного человека не все они значимы.

Есть, конечно, общечеловеческие ценности, которые важны в любом обществе и в любую историческую эпоху. К ним относятся свобода, семья, любовь, дружба, верность и преданность, чувство долга.

С точки зрения эволюции человечества, духовные ценности сформировались позднее материальных и включают в себя несколько видов:

  • жизненные ценности, связанные с общечеловеческими нормами и имеющие принципиальное значение для жизни людей: любовь, вера, свобода, семья, здоровье, защита потомства и т. д.;
  • моральные ценности отражают отношение человека к базовым категориям нравственности: честности и верности, гуманизму и состраданию, долгу и уважению;
  • эстетические ценности, пожалуй, самый молодой из всех видов, связанный с эстетическими переживаниями, такими как чувство прекрасного, наслаждение формой, звуком, цветом и т. д.; эстетические ценности определяются культурными традициями.

Говоря о превосходстве духовных ценностей над материальными, не стоит забывать об их субъективном, индивидуальном характере. Так, возможно, для одного человека верность долгу будет значимой ценностью, а для другого не иметь вообще никакого значения. Кто-то будет верен выбранным принципам гуманизма, а кто-то пропагандировать беспринципность и человеконенавистничество.

Социальные ценности

Этот вид ценностей связан с межличностными отношениями и представлением человека о роли общества и своем месте в нем. К социальным ценностям относятся следующие:

  • принадлежность к определенной социальной группе;
  • круг общения;
  • друзья;
  • коммуникативные способности;
  • политические взгляды и убеждения;
  • социальный статус в иерархии межличностных отношений.

Человек – часть социума, и нормальная жизнь даже самого замкнутого и нелюдимого индивида невозможна вне общества. Поэтому социальные ценности имеют объективный характер и значимы для любого человека, даже если он не всегда это осознает.

Терминальные и инструментальные ценности

В психологии эти два вида ценностей описал М. Рокич (США) – автор известной методики психологической диагностики ценностных ориентаций личности.

Под терминальными ценностями понимаются базовые ценности, значимые сами по себе. К ним относятся и духовные, и социальные ценности, и жизненно важные материальные, например, дружба, красота, образование, карьера, семья, творчество, здоровье, свобода, комфорт и т. д. Иногда терминальные ценности сравнивают с целями жизни, которые ставит перед собой человек. Это то, к чему мы стремимся.

Инструментальные ценности, как и следует из названия – инструменты для достижения жизненных целей. К терминальным ценностям относятся в первую очередь качества личности, например, упорство, трудолюбие, ответственность, креативность, любознательность, воля, терпимость, широта взглядов и т. д. Это то, что мы ценим в других людях и в себе, то, что считаем нужным развивать.

Иерархия ценностей

Так как ценности имеют разный вес и различную значимость, то в психологии принято говорить об иерархии ценностей. Она может быть представлена в виде пирамиды из нескольких ступеней или уровней, и структура пирамиды у каждого человека своя.

У кого-то вершиной будет успех, карьера, материальное благополучие, выражающееся в автомобиле конкретной марки или пентхаусе. А у другого человека на вершине иерархии ценностей окажется любовь и счастливая семья. Считается, что духовные ценности важнее и значимее материальных, но далеко не у всех они находятся на верхних уровнях пирамиды.

Не менее важно и то, какие ценности лежат в основе нашей жизни и составляют основание иерархии. Кто-то таким прочным фундаментом считает семью, кто-то материальный достаток, а у кого-то в основании пирамиды человек, как мера всех вещей.

Убеждения личности

Под убеждениями в психологии понимается система взглядов человека на мир и свое место в нем, на отношение с другими людьми и отношение к делу. Убеждения формируются в течение всей жизни индивида под влиянием социальной среды и личного опыта.

Доминирующую роль играет социальный фактор, следовательно, основы убеждений закладываются в наше сознание обществом. Большое значение имеет авторитетность источника и фактор веры. Дети верят своим родителям и учителям, они для них являются авторитетами, поэтому оказывают решающее действие на формирование их мировоззрения. А взрослые верят политикам (хоть и не всегда в этом признаются), средствам массовой информации, авторитетным друзьям и книгам. Именно эти источники оказывают наиболее заметное влияние на убеждения личности.

Однако назвать человека пассивным объектом социального воздействия тоже нельзя. Он пропускает через себя и перерабатывает любую информацию, соотносит ее с имеющимся опытом и значимыми ценностями. Поэтому можно сказать, что убеждения – это своеобразный сплав социального и индивидуального.

Убеждения играют важную роль в жизни человека. Они во многом определяют его социальную позицию и направленность личности. Убеждения также тесно связаны с жизненными целями и установками.

Установки, их типы и роль в жизни человека

Установки – понятие неоднозначное, в психологии оно используется в двух значениях:

  • как определенный, заранее заданный ракурс восприятия реальности, событий, людей;
  • как предрасположенность к определенному поведению или типу социальной активности.

В целом же установку можно рассматривать как готовность человека совершать определенные действия, поступки. Например, прежде чем переходить дорогу, человек обычно машинально проверяет, не едет ли машина. Это срабатывает установка, сформированная еще в детстве. Или другой пример: увидев в окно, что на улице пасмурно и ветрено, мы одеваемся теплее, так как срабатывает установка – если ветер, то холодно.

Это так называемые житейские установки, а мировоззренческие установки во многом близки к убеждениям, связаны с ними и часто формируются в неразрывном единстве. Например, у человека с убеждениями националиста имеются установки на восприятие людей других национальностей как менее полноценных, ущербных, наделенных неприятными качествами.

В отличие от убеждений, установки менее осознанны. Например, есть такая распространенная установка, что чем выше социальный статус человека, тем он умнее, образованнее, профессиональнее. Поэтому мы, сами не осознавая почему, больше доверяем мнению своего начальника, чем подчиненного или даже коллеги.

Типы установок

В психологии выделяют 3 типа установок в зависимости от их влияния на определенную сферу деятельности:

  • Смысловые установки касаются содержания нашего сознания и включают в себя несколько компонентов: поведенческий – связанный с готовностью совершать поступки в соответствии с убеждениями; информационный, формирующий систему взглядов человека; оценочный, оказывающий влияние на отношение человека к миру и выражающийся в эмоциях симпатии и антипатии.
  • Целевые установки определяют процесс постановки цели. К этому типу установок относится, например, представление о значимости карьерного роста и необходимости тяжелого труда для достижения успеха или убежденность девушки, связывающей свое будущее исключительно с замужеством. Целевые установки поддерживают активность человека в случае неудачи и побуждают его вновь и вновь начинать движение к цели.
  • Операциональные установки управляют выбором способов и средств достижения цели. Этот тип, пожалуй, наименее устойчивый. Установки меняются под воздействием процесса обучения, личного опыта, советов окружающих, информации из различных внешних источников (книги, интернет и т. д.). Каким бы косным ни было мышление человека, он никогда не будет до бесконечности совершать действия, не приносящие результата, а постарается найти что-то более эффективное.

Выделение этих типов довольно условно, в реальном сознании человека все установки переплетены и взаимосвязаны.

Роль установок в жизни человека

Установки – это своеобразные стереотипы сознания или готовые шаблоны взглядов, мотивов, оценок, поведения и т. д. Как и у любых шаблонов, роль установок двоякая.

Положительное влияние установок проявляется в следующем:

  • они помогают ориентироваться в большом массиве разнообразной информации, отсеивая малозначимую;
  • снимают с человека ответственность за принятие психологически сложных решений;
  • определяют тип поведения в стандартных ситуациях;
  • установки часто включают что-то вроде условных рефлексов, освобождая человека от необходимости обдумывать каждое свое действие;
  • огромную роль установки играют в процессе воспитания, так как обеспечивают формирование у ребенка социально заданного типа поведения.

То есть установки вполне могут облегчать жизнь человека и упрощать его взаимодействие с другими людьми, однако отрицательного в установках не меньше, чем положительного. Они создают психологический барьер, мешающий человеку изменить неэффективные способы деятельности. Установки препятствуют адекватной оценке обстановки, которая может меняться и уже не соответствовать стереотипам восприятия. В итоге в сознании формируется искаженная картина мира. Например, гендерные установки отводят женщине подчиненную роль в обществе по сравнению с мужчинами. Это плохо влияет не только на межличностные отношения полов, но и на деловые и профессиональные контакты, служит источником конфликтов.

Косность и инерция мышления – это тоже следствие действия установок. Перегруженное стереотипами сознание плохо воспринимает новую информацию, поэтому задерживается интеллектуальное и профессиональное развитие личности. Установки препятствуют и творческому процессу, который требует оригинальности, нестандартности мышления и отказа от шаблонов мысли и поведения. Есть поговорка о том, как создаются изобретения: «Все знали, что так делать нельзя, но пришел человек, который этого не знал, и сделал». По сути дела, все прогрессивное развитие человечества – это путь разрушения стереотипов и шаблонов.

Таким образом, богатство и разнообразие содержания направленности личности делает каждого человека уникальным и неповторимым социальным объектом и субъектом деятельности. Меняясь с изменением общества, мы буквально каждый миг обновляемся, обогащая свое мировоззрение, ценностные ориентации, установки и убеждения. Помните, девизом Наутилуса капитана Немо была латинская фраза: Mobilis in mobile – «подвижный в подвижной среде»? Этот девиз в полной мере имеет отношение и к человеческой личности.

psychologist.tips

понятие, подходы к классификации – тема научной статьи по психологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Кузнецова Е.Г.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ: ПОНЯТИЕ, ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ

В статье рассмотрены подходы к определению понятия «личностные ценности», подходы к их классификации, а также проблема трансформации общечеловеческих ценностей в личностные.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, личностные ценности, нравственные ценности, общечеловеческие ценности, ценностное сознание.

Проблема трансформации общественных, общечеловеческих ценностей в личностные, «утверждения» их в индивидуальном сознании -одна из фундаментальных проблем человеческого существования. Культура задает систему ценностных представлений, регулирующих индивидуальное и социальное поведение человека, служит базой для постановки и осуществления познавательных, практических и личностных задач. Однако известные другим знания человек не может просто «взять» — он должен их переоткрыть для себя, должна состояться предельно личная встреча с ними. По единодушному мнению теологов, философов и психологов, усвоение общечеловеческих ценностей несводимо к безличному знанию: оно есть не только знание, но и отношение, возникающее в реальных жизненных связях субъекта с окружающим миром. Присвоенные индивидом общечеловеческие ценности в отечественной психологии обозначаются понятием «личностные ценности» или «субъективные ценности», которые Д.А. Леонтьев определяет как «консервированные» отношения личности с миром, отражающие инвариантные аспекты общечеловеческого опыта. Каждой личности присуща индивидуально-специфическая иерархия личностных ценностей, которые выступают связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием, являются механизмом детерминации индивидуальной жизнедеятельности, социокультурными регуляторами, формами представленности последних в психологической структуре личности. Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Этот процесс является существенной составляющей частью

процесса социализации личности. В структуре зрелой, развитой личности ценности выполняют функцию перспективных стратегических жизненных целей и мотивов жизнедеятельности, реализация которых выражается во вкладе личности в культуру, создании ее новых, объективированных форм ценностей. Таким образом, взаимодействие личности и социальных общностей выражается во взаимопереходах социальных и личностных ценностей. Становление системы ценностей в процессе индивидуального развития происходит путем интериоризации ценностей больших и малых социальных групп и превращения их в источники индивидуальной мотивации, наряду с генетически более ранними индивидуальными потребностями [3, с. 35-36].

B.C. Братусь [1] считает, что личностные ценности — это осознанные, «отрефлексирован-ные» наиболее общие смысловые образования.

По мнению некоторых исследователей (М. Рокич, Ш. Шварц, У. Билски), ценности личности характеризуются следующими общими признаками [4]:

• истоки ценностей — в культуре, обществе и личности;

• влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах;

• общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

• все люди обладают одними и теми же ценностями, но в различной степени;

• ценности организованы в системы и упорядочены по степени важности;

• ценности — это понятия или убеждения;

• ценности имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению;

• ценности имеют ситуативный характер;

• они управляют выбором или оценкой поведения, событий.

В философии и психологии к настоящему времени предложено множество классификаци-

онных схем личностных и общественных ценностей. Приведем наиболее известные из них (см. таблицу 1).

Таким образом, обобщая приведенные выше представления о видах и типах ценностей, можно вслед за М.С. Яницким (рассмотревшим ряд из вышеприведенных классификаций) утверждать, что по своему функциональному значению ценности личности могут быть разделены на две основные группы: терминальные и инструментальные (ценности-цели и ценности-средства). В зависимости от направ-

ленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения). Все вышеперечисленные ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития и проявляться в разных сферах жизни личности.

Глубокий анализ понятия «ценностная ориентация» осуществлен в работе Л.В. Зубовой [2]. Впервые понятие «ценностная ориентация» было введено в общественную науку представителями чикагской социологической

Таблица 1. Классификационные схемы личностных и общественных ценностей

Автор Основание классификации Ценности

1 2 3

Н.А. Бердяев ценность как объект направленности человека 1) духовные 2) социальные 3) материальные

В.П. Тугаринов сфера проявления ценностей 1) духовные (образование, наука, искусство) общественно-политические (свобода, братство, равенство, справедливость) 2) материальные (техника и материальные блага, могущие стимулировать индивидуально-психическое развитие в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями)

Д.А. Леонтьев форма существования ценности 1) общественные идеалы 2) предметные ценности 3) личностные ценности

Д.А. Леонтьев «блоки» терминальных и инструментальных ценностей (в оппозиции друг к другу) I. Терминальные ценности 1) конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь) и абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество) 2) ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) и ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь) 3) индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) и ценности межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других) 4) активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) и пассивные ценности (красота природы и искусства, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость) II. Терминальные ценности 1) этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам) — ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) — ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твёрдая воля, исполнительность) 2) индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твёрдая воля) -конформистские ценности (исполнительность, самоконтроль, ответственность) -альтруистические ценности (терпимость, чуткость, широта взглядов) 3) ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твёрдая воля) — ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов) 4) интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль) -ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость).

Э. Шпрангер доминирующая ценность, определягощая направленность личности (доминирующая ценность в связи с типом личности) 1) поиск истины (теоретический человек) 2) полезные и практические ценности (экономический человек) 3) стиль и гармония (эстетический человек) 4) любовь (социальный человек) 5) личная власть, влияние, известность (политический человек) 6) поиск смысла жизни как высшей духовной силы (религиозный человек)

Продолжение табл. 1.

1 2 3

Ш. Шварц, У. Билски мотивациоиная тенденция, определяемая ценностью 1) ценности сохранения (безопасность, конформность, традиции) — ценности изменения (полнота ощущений, саморегуляция) 2) ценности самоопределения (благополучие группы и человечества в целом) -ценности самовозвышения (власть, достижения, гедонизм)

М. Рокич функциональное значение ценностей (ценности-цели, ценности-средства) 1) терминальные ценности (убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точки зрения стоит того, чтобы к ней стремиться) 2) инструментальные ценности (убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной или общественной точки зрения предпочтительным в любой ситуации)

В. Момов место ценности в жизнедеятельности личности 1) ценности целевые (или мыслимые, желаемые или возможные): а) ценности-цели б) ценности-идеалы в) ценности-желания г) ценности должного (нормативные ценности) 2) ценности существующие (наличные, актуальные)

А. Маслоу уровень личностного бытия 1) ценности бытия (Б-ценности, «ценности развития») — высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина; добро, красота, справедливость и др.) 2) дефициентные ценности (Д — ценности, «регрессионные») — низшие ценности, ориентированные на удовлетворение какой либо фрустрированной потребности (мир, покой, сон, зависимость, безопасность и т. д.)

В. Франкл ценности как смысловые универсалии 1) ценности творчества, позволяющие человеку осознать, что он даёт обществу 2) ценности переживания, позволяющие человеку осознать, что он берет от общества 3) ценности отношения, позволяющие человеку осознать позицию, которую он занимает в отношении факторов, ограничивающих его жизнь: а) осмысленное отношение к боли; б) осмысленное отношение к вине; в) осмысленное отношение к смерти

Э. Фромм 1) официально признанные осознаваемые (религиозные и гуманистические) 2) действительные, бессознательные (порождённые социальной системой, являющиеся непосредственными мотивами человеческого поведения)

школы У. Томасом и Ф. Знанецким для обозначения ситуации, когда ценности интернализу-ются индивидом, превращаясь в сознательные регуляторы его поведения. С тех пор это базовое определение ценностных ориентаций не претерпело принципиальных изменений. В отечественной же научной литературе данное понятие стало использоваться значительно позднее, с 60-х годов, и первыми здесь исследователями были В.Б. Ольшанский, А.Г. Здраво-мыслов, В.А. Ядов, Д.Н. Узнадзе, рассматривавшие ценностные ориентации несколько пси-хологизированно, как установку личности. Свой вклад в разработку этой проблематики внесли также П.П. Лакис, А.А. Редович, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Б.Д. Парыгин, А.В. Иващенко, Н.В. Фролова и др.

Существуют разные определения ценностных ориентаций. Например, согласно В.Б. Ольшанскому (1966), это устремление личности или группы к различным формам социальной значимости. По мнению же А.Г. Здравомыслова и

В.А. Ядова (1966), ценностные ориентации нужно рассматривать как «относительно устойчивое, социально обусловленное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и

идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели и средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности». А И.А. Сурина (1996) полагает, что «ценностные ориентации — это оценочное отношение личности или группы к совокупности материальных и духовных благ, которые понимаются как предмет (или его свойства), цели и средства для удовлетворения потребности личности (группы)».

Из сформулированных выше выводов выделим тот пункт, где говорится, что ценности «проявляются» (ценностным сознанием) в обществе (в качестве социальных ценностей) по самой процедуре своего «проявления» именно как личностные ценности. Иначе личностные ценности могут быть названы ценностными ориентациями личности.

Анализируя психолого-педагогический подход к сущности понятия «ценности» и «ценностные ориентации», мы придерживаемся точки зрения А.В. Иващенко, Г.П. Савкиной (1993), которые выделяют следующие сущностные признаки нравственных ценностей:

— это высшие духовные ценности, отражающие мотивацию и направленность поведения личности;

— связанные прежде всего с общечеловеческими добродетелями;

— проявляются в сфере нравственного сознания, нравственных поступков и личностных нравственных свойств;

— придают личности мировоззренческий смысл.

А.В. Иващенко, Н.В. Фролова (1995) выявили взаимосвязь нравственных ценностей с ценностными ориентациями и показали, что:

— освоенные нравственные ценности становятся ценностными ориентациями школьников, а степень их освоения определяет уровень развития нравственных ориентаций;

— ценностные ориентации — диалектическое образование, как по структуре, так и по динамике развития, в них слиты когнитивные и эмоционально-волевые компоненты;

— ценностные ориентации на различных этапах имеют содержательную характеристику, которая охватывает достаточно широкий их диапазон, проявляются в целях, мировоззрении, взглядах, идеалах, мотивах, интересах, стремлениях личности;

— развитость ценностных ориентаций -признак зрелости личности, показатель меры ее социальности и направленности;

— ценностные ориентации характеризуются адекватностью, избирательностью, динамичностью;

— формирование ценностных ориентаций способствует процессу развития личности в целом.

Некую обобщенную позицию по ценностным ориентациям, на которой стоят многие и отечественные, и зарубежные исследователи, формулирует Д.А. Леонтьев (1996): «Ценностные ориентации — это сознательные убеждения или представления субъекта о ценном для него». При этом Д.А. Леонтьев отделяет так определяемые ценностные ориентации от реального «ценностного поведения» индивида, которое хотя и мотивируется, регулируется ценностями, но такая ценностная регуляция не отражается в сознании индивида. Так что реальное «ценностное поведение» может быть у индивида одним, а декларируемые им ценностные ориентации — иными.

Однако мы бы считали, что ценностное отношение индивида к действительности не должно классифицироваться как «декларируемое»

(ценностные ориентации) и «бессознательное» (ценностное поведение). В противном случае нам придется признать, что ценностное отношение к жизни — это нечто иное, чем постоянный выбор из альтернатив. А эта точка зрения — наше базовое определение ценностной реальности. Мы стоим на позиции, близкой позиции теоретиков «разъяснения ценностей» (Л. Ратс,

С. Саймон), полагая, что ценностная реальность актуальна для человека и общества, поскольку она заключается не в «назывании» и «преподавании» конкретных ценностей, а в «разъяснении» ценностного процесса — этапов выбора, оценивая действия.

На наш взгляд, «выбор» и «оценивание» и характеризуют суть процесса продуцирования личностных ценностей, или ценностных ориентаций. И в таком понимании ценностные ориентации выступают как «мотив» и «мотивация». «Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные отношения человека к окружающей среде. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные соподчиненные группы (иерархии) мотивов. Поведение человека в определенный момент мотивируется не любыми или всеми возможными мотивами, а тем из самых высоких мотивов, который при данных условиях больше всех связан с возможностью достижения цели (действенный мотив). Мотив остается действенным, т. е. участвует в мотивации поведения, до тех пор, пока либо не достигнута цель, либо изменившиеся условия не сделают другой мотив более насущным для данного человека».

Таким образом, в данном определении «действенный мотив» оказывается не чем иным, как ценностной ориентацией в конкретной ситуации «выбора, оценки и действия», опредме-чиваясь в единичном акте «ценностного поведения», когда в иной частной ситуации «выбора, оценки и действия» индивид именно постольку иначе опредметит свою ценностную ориентацию, именно постольку сменит «действенный мотив». Словом, понятие «мотив» здесь неявно подчеркивает чисто ситуативную изменчивость, относительность ценностных ориентаций на фоне уступчивости сквозь любые возможные ситуации самого принципа ценностного поведения личности, то есть принципа «выбора, оце-

нивания и действия», или базовой ценностной ориентации («базового мотива») на свободу и ненасилие.

В связи с этим вспомним, что устойчивым компонентом центральной реальности мы назвали базовые ценности, причем ценности абсолютно «сквозные» для ценностного сознания, где бы и когда бы оно ни существовало, поскольку в этих ценностях опредмечивается сам принцип ценностного поведения, принцип «выбора и оценивания», так что если нет «выбора и оценивания», то нет и как такового ценностного поведения. А это и означает, что педагогически, в правильном направлении воздействовать на личностные ценности (ценностные ориентации) можно и нужно не «указыванием», «преподаванием» ценностей, а созданием для личности, прежде всего подростков, таких условий, которые воспитывали бы у индивида именно навык «выбора и оценивания» — этот навык и будет работать на формирование ценностных ориентаций, связанных с базовой ориентацией на ценности свободы и ненасилия.

Иными словами, можно и нужно педагогически воздействовать как раз не на изменчивый, а на устойчивый компонент ценностной реальности, на причину, а не следствие, на условия

формирования у личности базовых ценностных ориентаций (ценностных ориентаций как таковых), или, как сказали бы психологи, формирования у личности мотивационного сознания. Вспомним здесь Д.Б. Зильбермана, который определял ценностное сознание как мотивационное сознание относительно передачи социального опыта от поколения к поколению. То, что подобное мотивационное, или ценностное, сознание должно опираться на некие абсолютные ценности, признавал в свое время М. Вебер, а сейчас признает, например, С. Липсет (1985), выражая отнюдь не только свою точку зрения: «общество требует основных ценностей, в которые верят независимо от перспективы действительных достижений». Мы же лишь назвали эти основные, или абсолютные, ценности, опредмечивающие сам принцип ценностного (мотивационного) поведения, принцип «выбора и оценивания», ценностями свободы и ненасилия. Вот почему мы и считаем разработку педагогической темы мотива и мотивации весьма перспективной для правильного понимания, что такое ценностная реальность и как в ней соотносятся изменчивый и устойчивый, субъективный и объективный, личностный и общественный компоненты.

13.05.2010 г.

Список литературы:

1. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. №5. 1997. С. 3-19.

2. Зубова Л.В. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности. Монография. — Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2002. С. 175.

3. Иващенко А.В., Зубова Л.В., Щербинина О.А. Внутренняя позиция личности подростка: понятие, условия формирования и развития. — Оренбург: ГУ РЦРО, ГОУ ОГУ, 2008. — 153 с.

4. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. — М.: ПЕР СЭ, 2005.

Работа финансируется РГНФ, грант №08-06-00-358а

Сведения об авторе: Кузнецова Елена Григорьевна, соискатель кафедры общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, ГОУ ОГУ, пр-т Победы, 13, кафедра ОПиПЛ, ауд. 2311, тел. (3532) 372575,

e-mail: [email protected]

Kuznetsov E.G.

PERSONAL VALUES: CONCEPT, APPROACHES TO THE CLASSIFICATION

The author examined approaches to the determination of concept of personal values, approaches to their classification, and also the problem of the transformation of general human values into the personal.

The key words: value, value orientations, personal values, moral values, general human values, the value consciousness.

1. Bratus B.S. To the problem of man in psychology // Voprosy psichologii. №5. 1997. С. 3-19.

2. Zubova L.V. Psychological features of the valued orientations of teenagers with the different orientation of personality. -Monograph. — Orenburg: OOIPKRO, 2002. С. 175.

3. Ivaschenko A.V., Zubova L.V., Shcherbinina О.А. Internal position of personality of teenager : concept, terms of forming and development. — Orenburg: GY RCRO, GOY OGY 2008. — 153с.

4. Psychological lexicon. An encyclopaedic dictionary is in six volumes. — М.: PER SE, 2005.

cyberleninka.ru

Проблема ценностей и ценностных ориентаций в философской и психологической литературе Текст научной статьи по специальности «Психология»

УДК 159.9.01

С. Г. Эфа

ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ФИЛОСОФСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Понятие ценностей исследуется многими науками, оно принято в философии, этике, социологии и психологии. В философии ценности определяют как нормы и критерии жизни человека, его познания мира. Психологи интересуются процессом и условиями формирования ценностей. Ценностные ориентации в психологии рассматриваются как совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Несмотря на то что проблема ценностей и ценностных ориентаций изучалась, начиная с древних времен, остается много неясностей в теоретическом и эмпирическом их изучении.

Ценности и ценностные ориентации относятся к одному из важнейших явлений психики и базовых категорий психологии. Несмотря на большой интерес ученых и практиков к проблеме ценностей и ценностных ориентаций, до сих пор нет ответов на такие вопросы, как: что такое ценность вообще и как феномен; как формируется ценностная сфера психики; как происходит усвоение ценностей, выработанных культурой?

Категория «ценность» легла в основу науки, именуемой «аксиологией». Однако эта теория прошла долгий исторический путь развития, прежде чем оформилась в современном виде. В античной и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Начиная со времен Сократа и Платона, главными вопросами были: Что есть благо? Что есть справедливость? Данные вопросы являлись основными критериями истинного бытия.

Аристотель был одним из первых, кто попытался дифференцированно подойти к проблеме ценностей. С одной стороны, он признает самодостаточные ценности (самоценности), к которым относится человек, счастье, справедливость и т. д. Но он также утверждает и относительный характер большинства ценностей, так как разные вещи кажутся ценными детям и мужам, добрым и мудрым людям.

Понятие ценностей рассматривалось по-разному в различные исторические эпохи. Так, в Средние века ценности связывались с божественной сущностью, приобретали религиозный характер. В эпоху Возрождения на первый план выдвигался гуманизм.

Впервые в специальном, узком смысле понятие «ценности» употребляется Кантом. По его мнению, ценности

— это требования, обращенные к воле, цели, стоящие перед человеком, значимость тех или иных факторов для личности. Он разводит сущее и должное, реальность и идеал.

Гегель делит ценности на экономические (утилитарные: товары, характеризующиеся со стороны их количественной определенности) и духовные.

В понимании Людвига Фейербаха, как и во всей немецкой классической философии, главной человеческой ценностью является свобода.

Когда аксиология выделилась в самостоятельную область философских исследований, образовалось несколько типов теорий ценностей. Натуралистический психологизм (Дж. Дьюи) рассматривает ценности как объектив-

ные факторы реальности. Ценности эмпирически наблюдаемы, а их источник связан с биологическими и психологическими потребностями человека. Данная теория утверждает, что любой предмет, который удовлетворяет какую-либо потребность людей, является ценностью.

Приверженцы аксиологического трансцендентализма (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) считают, что ценность — не объективная реальность, а идеальное бытие. Согласно данной теории, ценности не зависимы от человеческих желаний. Это добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить для каких-то иных целей. По мнению Виндельбанда и Риккерта, ценности носят надисторичес-кий характер и образуют в своей совокупности идеальный, независимый от людей, вечный трансцендентный мир.

М. Шелер, представитель персоналистического направления, утверждал, что ценности имеют объективный характер. Они образуют онтологическую основу личности. Однако ценности могут созерцаться вне зависимости от тех вещей, свойствами которых они являются. Представители данной теории считают, что ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлетворение, которое мы от них получаем. Наименее долговечны те ценности, которые связаны с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами.

Основатель социологической концепции ценностей М. Вебер ввел проблему ценностей в социологию. Он считает, что ценность — это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В связи с этим он выделяет особую роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.

В современной философии аксиология рассматривается как учение о ценностях, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков.

В психологии ценности рассматриваются иначе, чем в философии. Если аксиологи определяют, что представляет собой ценность и устанавливают соотношение ценностей в обществе, то психологи интересуются процессом формирования ценностей и тем, что их формирует.

Категория ценности применима к человеку и обществу. Из многочисленного набора предлагаемых обществом ценностей, человек выбирает (предпочитает, отказывается, борется «за» или «против», взвешивает) свои ценности.

По мнению С. Л. Рубинштейна, «ценности — это не то, за что платим, а то, ради чего живем» [1. С. 388]. Любая

общественная ценность становится индивидуальной только в том случае, если сама личность сделала данный выбор. За этим выбором лежит эмоциональное отношение человека к действительности и самому себе. Он ищет смысл жизни, который представляет собой «чувство ценности чего-либо для «Я» [2. С. 516].

В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого и взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это мир ценностного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека.

Различные характеристики личности составляют существенные моменты ее внутреннего мира и общественного поведения, направленного на освоение, переживание и воспроизводство ценностей жизни и культуры. Поэтому невозможно исследовать мотивацию поведения личности без аксиологического и социально-психологического изучения самих ценностей.

Ю. И. Истошин рассматривает ценности как «один из присущих личности шаблонов для оценки, для осознанного или неосознанного измерения допустимых в конкретных обстоятельствах образцов социального поведения» [3. С. 263].

В. Б. Ольшанский сравнивает ценности со своеобразными маяками, помогающими «заметить в потоке информации то, что наиболее важно (в позитивном или негативном смысле) для жизнедеятельности человека; это такие ориентиры, придерживаясь которых человек сохраняет свою определенность, внутреннюю последовательность своего поведения» [4. С. 471].

Рассматривая проблему ценностей можно опереться на понятия «личностный смысл», введенное А. Н. Леонтьевым, и «ценностное отношение», употребляемое В. Н. Мясищевым [5. С. 75-77]. А. Н. Леонтьев утверждал, что ценности формируются в деятельности, т. е. ценности определяют человека как субъекта деятельности, и, тем самым, как личность (личность по А. Н. Леонтьеву формируется в деятельности) Противоположной точки зрения придерживался В. Н. Мясищев. У него ценности определяются как личностная характеристика, и только поэтому они и определяют поведение человека. От ценностей зависит социальная позиция личности.

Разработка А. Н. Леонтьевым категории «личностного смысла» не включила ценностные отношения в контекст понятий, описывающих смысловую регуляцию деятельности. В отличие от этого В. Н. Мясищев утверждал, что структурной основой, ядром личности, определяющим уровень и характер целостного функционирования человека, является система субъектно-оценочных, индивидуально-избирательных отношений этой личности к действительности. В связи с этим Мясищевым было разработано фундаментальное понятие отношения, на основе которого можно создать целостную психологическую систему. Ценности субъекта В. Н. Мясищев обозначил как осуществляемый в субъект-субъектном взаимодействии план личностных отношений. Отношение свидетельствует о субъективности, пристрастности человека, избирательности предпочтения одних ценностей другим. Среди принятых в обществе ценностей каждый ин-

дивид выбирает наиболее важные для себя и ориентируется на них. Поэтому даже в однородном обществе мы можем говорить о ценностных ориентациях.

Проблема ценностных отношений в отечественной психологии впоследствии трансформировалась в проблему ценностных ориентаций.

В отечественной и зарубежной психолого-педагоги-ческой литературе существует несколько подходов к изучению ценностей и ценностных ориентаций личности.

В советской психологии и социологии проблема ценностных ориентаций рассматривалась такими исследователями, как В. Б. Ольшанский, В. А. Ядов, А. Г. Здраво-мыслов, К. Д. Давыдова, И. С. Кон, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов, Л. А. Сулейманова и др. В наше время эту тему разрабатывают К. В. Рубчевский, В. В. Столин, Г. Л. Будинайте, Т. В. Корнилова и др. Анализ перечисленных выше работ позволил выделить два подхода в изучении ценностных ориентаций: социогенетический и личностно-ориентированный.

В русле социогенетического подхода исследование ценностных отношений в нашей стране началось с середины 60-х гг. Первыми исследователями явились В. Б. Ольшанский, В. А. Ядов, А. Г. Здравомыслов.

В. Б. Ольшанский сделал попытку подойти к выяснению особенностей ориентаций различных групп людей на некоторые социальные ценности и обусловленности этих ориентаций социально-психологическими факторами.

Понятие же «ценностные ориентации» впервые в отечественной социологии и социальной психологии определено А. Г. Здравомысловым и В. А. Ядовым: «Под ценностной ориентацией мы понимаем установку личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества… Понятия ценностных ориентаций весьма близки к употребляемым в психологии понятиям установки, потребности, интереса» [6. С. 197-198]. Они считают, что наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека и обеспечивает его устойчивость и стабильность.

Устойчивая структура ценностных ориентаций определяет такие качества личности, как активность жизненной позиции, упорство в достижении целей, верность определенным принципам и идеалам. И напротив, противоречивость в ценностных ориентациях влечет за собой непоследовательность, непредсказуемость поведения человека, неразвитость ценностных ориентаций личности определяет ее инфантилизм, господство внешних стимулов в поведении личности, а следовательно, конформизм, безликость человека.

Таким образом, ценностные ориентации — это ядро структуры личности, определяющие ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности. В дальнейшем многие исследователи стали соотносить ценностные ориентации с понятием установки, а также с понятиями отношения и направленности личности.

Многие авторы — И. С. Кон, К. Д. Давыдова и др. -пытались соотнести ценностные ориентации с различными видами установки. Так, И. С. Кон называет ориентацию на какие-то социальные ценности — ценностной, а саму ориентацию — целой системой установок, в свете

которых индивид (группа) воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий образ действий.

К. Д. Давыдова соотносит понятия «социальная установка» и «ценностные ориентации» следующим образом:

а) социальная установка — это фиксированная установка на социальные объекты, формирующаяся на основе единства потребности, среды и социальных ожиданий. В основу социальной установки положен прошлый опыт общества (группы) и личный опыт индивида. Социальная установка включает в себя отношение, которое всегда имеет оценочную сторону и может быть выражено принятием, непринятием и индифферентностью;

б) ценностная установка — социальная установка, направленная на значимый для субъекта и общественности объект материальной и духовной культуры общества;

в) ценностные ориентации — это система ценностных установок личности, которая характеризует избирательное отношение личности к ценностям. Она составляет определенную, иерархически организованную структуру и определяет направленность личности [7. С. 63-64].

Как показал анализ литературы, в русле социогенети-ческого подхода психологи и социологи определили ценностные ориентации как индивидуальные или групповые представления в системе значимых ценностей, определяющие наиболее общие ориентиры жизнедеятельности.

В русле личностно-ориентированного подхода человек как личность заявляет о себе в том случае, если он самостоятельно выбирает и планирует ответственное поведение, принимает решение на совершение действий, заранее принимая на себя ответственность за последствия этих действий.

В зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации как основная характеристика личности исследовалась Э. Шпрангером, В. Франклом, М. Рокичем и др. Так, Э. Шпрангер рассматривает ценностные ориентации как чисто духовное начало и продукт лишь культурного состояния человечества. Теоретическая концепция В. Франкла построена на признании смысла жизни фундаментальным базовым образованием, определяющим поведение и отношение личности, которое проявляется в виде системы ценностей (творчество, переживание, отношения).

Большинство современных психологов признают классификацию ценностей по М. Рокичу. Выделяют два класса ценностей: терминальные ценности — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться и инструментальные ценности — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Каждый из нас выделяет то главное, к чему он хотел бы стремиться. Это и определяет цели, которых необходимо добиться (ценности-цели), и вполне конкретные качества личности, которые нужно использовать для их достижения (ценности-средства).

Ценностные ориентации выражают личностную значимость социальных, культурных, нравственных ценностей, отражая ценностное отношение к действительности. Следует отметить, что ценности регулируют направленность субъекта, степень его усилий, определяют мотивы и цели организации деятельности. Согласно В. Франклу,

«ценности ведут и притягивают человека. у человека всегда имеется свобода: свобода делать выбор между принятием и отверганием предлагаемого, т. е. между тем, осуществить потенциальный смысл или оставить его нереализованным» [8. С. 246].

Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее — ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности.

З. И. Файнбург отмечает «чрезвычайную сложность системы ценностных ориентаций личности… сложность ее детерминации социальным, многослойную и многоплановую опосредствованность всех зависимостей в этой сфере… Мы имеем дело с многомерным объектом, очень сложным по своей структуре». [9. С. 85].

Система ценностных ориентаций противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере случайных жизненных ситуаций. Активно исследуются различные характеристики структуры ценностных ориентаций: иерархичность, соотношение целей и средств, значимого и относительно незначимого, позитивно-негативная асимметрия.

Ценностные ориентации варьируются у разных людей по степени выраженности и по конкретному набору. Потребности человека, значимость свойств окружающего мира образуют сложную, достаточно изменчивую взаимозависимость. Без удовлетворения потребностей невозможна наша ежедневная жизнь. Здесь можно сказать о биологических потребностях, обеспечивающих сохранение нашего организма: сон, еда, движение. Однако они отходят на второй план в тех случаях, когда поведение подчиняется духовным потребностям, высшим чувствам: долг, честь, совесть. Психологи говорят об иерархии потребностей, их взаимоподчинении.

А. Г. Маслоу рассматривает целые группы мотивов, упорядоченных в ценностной иерархии согласно их роли в развитии личности. Он разработал иерархию мотивов, от физиологических потребностей, таких, как голод и жажда как нижних составляющих, до потребности в безопасности, принадлежности, любви, уважении и — как высших — потребностей в самоактуализации и достижении когнитивных и эстетических целей.

Б. И. Кочубей связывает ценности и ценностные ориентации с мотивами и потребностями. Опираясь на теорию потребностей Маслоу, Б. И. Кочубей выделяет три уровня мотивов: нижний уровень — «биологическое Я», «экономическое Я». Данные мотивы способствуют самосохранению, продолжению рода, обеспечению физического комфорта и благосостоянию. Вслед за Б. Ананьевым этот уровень мы можем назвать индивидным. На этом уровне человек ориентируется на ценности «биологического» и «экономического Я». Средний уровень (или субъектный, социальный) — «социальное Я». Мотивы, связанные с жизнью человека среди других людей: стремление быть принятым другими, обладать авторитетом, социальным статусом, властью. На этом уровне человек ориентируется на ценности «социального Я». Верхний уровень (или личностный) — «духовное Я»: на этом уровне поведение определяется потребностями в реали-

зации себя, в ощущении осмысленности своей жизни, в поисках своего места в мироздании. На этом уровне человек ориентируется на личностные ценности, на ценности «духовного Я» [10. С. 180-189].

Представленные Б. Кочубеем три уровня мотивов человека, позволяют нам говорить о различии ценностей, представленных на этих уровнях: индивидных, субъектных и личностных.

Если в советской психологии рассматривались лишь ценности субъектного (или социального) уровня, то современная наука обратила внимание на высший уровень и личностные ценности. Так, Г. Л. Будинайте и Т. В. Корнилова представляют личностные ценности как смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился.

Г. Л. Будинайте и Т. В. Корнилова сходятся в том, что ценностные ориентации личности опосредствуют переход на более высокий уровень тех смысловых образований, которые могли и до этого выступать в качестве значимых психических регуляторов деятельности и общения субъекта, но приобретают ценностный статус только при обращении его личностных усилий на свою смысловую сферу, на собственное «Я».

Как видим, чтобы как-то отнестись к собственным смыслам, субъекту надо не только прочувствовать или пережить их, но и осмыслить. При этом решение задачи на смысл приобретает характер отвержения или принятия осознанных смыслов как желательных или отвергаемых в контексте более высоких уровней осознания «Я»-концепции.

Таким образом, можно говорить о том, что переход от личностных смыслов к личностным ценностям предполагает осуществление субъектом специальной активности одновременно познавательного и личностного характера, так как в ней трудно развести отдельно когнитивные и личностные усилия по освоению человеком своего внутреннего мира.

Итак, в последнее время в отечественной психологии был рассмотрен высший, личностный уровень характеристик человека. Личностные ценности при этом рассматриваются как необходимый, активизирующий компонент ценностных ориентаций.

Анализ литературы по проблеме ценностей и ценностных ориентаций позволил нам сделать вывод, что ценность — это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений

и фактов действительности. В ценностях резюмируется весь жизненный опыт личности. Этот компонент структуры личности, представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы.

Ценностные ориентации — это отношения, субъективно переживаемые как значимые, действующие на индивидном, социальном и личностном уровнях, задающие иерархию индивидуальных предпочтений, определяющие общую направленность интересам, устремлениям, а также меру готовности и решимости к реализации собственного жизненного пути.

Библиографический список

1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии /

С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Изд-во «Питер», 2003. — С. 388.

2. Петровский, А. В. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М. : Инфра, 1998. — С. 516.

3. Истошин, И. Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения / Психологические механизмы регуляции социального поведения / И. Ю. Истошин. — М. : Наука, 1979. — С. 263.

4. Ольшанский, В. Б. Личность и социальные ценности / В. Б. Ольшанский // Социология в СССР. — М. : Мысль,

— 1966. — Т. 1. — С. 471.

5. Мясищев, В. Н. Сознание как единство отражения действительности / В. Н. Мясищев. — СПб., 2001. — С. 75-77.

6. Здравомыслов, А. Г. Отношение к труду и ценностные ориентации личности / А. Г. Здравомыслов,

В. А. Ядов // Социология в СССР. Т. 2. — М. : Мысль, 1966.

— С. 197-198.

7. Давыдова, К. Д.Социальная установка как психологический феномен / К. Д. Давыдова // Социальная психология и философия. — М., 1975. — С. 63-64.

8. Франкл, В. Человек в поисках смысла: введение в логотерапию / В. Франкл // Доктор и душа. — СПб. : Изд-во «Ювента», 1997. — С. 13-152.

9. Формирование и изменение ценностных представлений. Социологические исследования в Прибалтике.

— Вильнюс, 1990. — С. 85.

10. Кочубей, Б. И. Жить в обществе и быть свободным? // Знамя. — 1991. — № 10. — С. 180-189.

S. G. Efa

THE PROBLEM OF VALUES AND VALUE ORIENTATIONS IN PHILOSOPHIC AND PSYCHOLOGICAL LITERATURE

Values are considered by philosophy, ethics, sociology and psychology. Philosophy views values as regulations, person’s life criteria, etc. Psychologists are interested in the process of value forming. Value orientations are considered as the set of important qualities of person’s internal structure. The problem of values and value orientations has been considered since antiquity, but there are still many difficulties in their theoretical and empirical studies.

cyberleninka.ru

Ценность | Мир Психологии

ЦЕННОСТЬ

 

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Ценность — любой «объект» (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). В широком понимании в качестве Ценность могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные Ценность, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключенных в понятиях, к-рые имеют высокую степень обобщения. Формируясь в сознании, эти Ц. постигаются в ходе освоения культуры.

Конечные предпочтения следует считать базовыми или «верховными» (Ницше) Ц., поскольку все внешние предпочтения так или иначе сводятся к внутренним, а внутренние — к конечным предпочтениям.

Социальная психология изучает проблему ценности с точки зрения возможности прогнозирования социального поведения людей, приверженцев тех или иных Ц. Общая психология исследует проблему ценностной регуляции, специфику ее логики и действующих при этом психологических механизмов. Между базовой Ц. и действием, выбором, оценкой объекта часто обнаруживается большое число опосредствующих механизмов.

Многочисленные дефиниции базовых ценностей укладываются в две основные парадигмы. Речь идет либо о достаточно абстрактно выраженных концепциях того, что наиболее желательно, эмоционально привлекательно, способно описать идеальное состояние бытия людей («свобода», «безопасность», «достаток», «смысл жизни»), либо о столь же глубоко эмоционально предпочитаемом модусе поведения или действий («честный», «логичный», «аккуратный»). Первые определения включают в себя терминальные Ц., вторые — Ц. инструментальные, в число к-рых входят, например, моральные ценности («ответственный») и ценности компетенции («логичный», «умный», «имеющий воображение»). С точки зрения функциональной, инструментальные Ц. активизируются как критерии (или стандарты) при оценке и выборе только модуса поведения, действий, а терминальные — при оценке и выборе как целей деятельности, так и допустимых способов их достижения.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Ценность

  1. Качество или свойство предмета, которое делает его полезным, желательным или ценимым. Обратите внимание на прагматический аспект, подразумеваемый в этом определении; ценность предмета определяется его ролью в (социальном) взаимодействии, предмет сам по себе не обладает никакой ценностью.
  2. Абстрактный и общий принцип относительно моделей поведения в рамках определенной культуры или общества, который посредством процесса социализации члены этого общества рассматривают как очень значимый. Эти социальные ценности, как они часто называются, формируют центральные принципы, вокруг которых могут интегрироваться индивидуальные и социальные цели. Классические примеры – свобода, справедливость, образование и т.д.
  3. В экономике – чистая стоимость предмета, определяемая тем, что за него можно получить в обмен на другие товары или на некоторое средство расчетов, обычно деньги. Это значение, объединенное со значением 1, очень близко к значению термина полезность, особенно (3).

предметная область термина

ЦЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ количественная характеристика информации, определяющая ее прагматическую сторону, значение информации для получателя. Традиционно информация оценивается одним параметром — ее количеством, которое зависит только от статистических характеристик алфавита сигналов. Этого в большинстве случаев достаточно для анализа технических каналов связи. Однако на деятельность оператора, его возможности решать возникающие задачи большое влияние оказывает не только и не столько количество информации, сколько ее ценность. Следовательно, пренебрежение содержательной стороной информации для инженерной психологии нередко означает потерю наиболее существенного показателя информации.

ЦЕННОСТЬ ПОДКРЕПЛЕНИЯ (REINFORCEMENT VALUE) — термин, используемый Роттером для отражения того, в какой степени человек предпочитает одно подкрепление другому, если вероятность получить каждое равна. (Дж. Фрейджер, Дж. Фейдимен, с. 705)

СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ — см. ценность.

Эвристическая ценность (Heuristic value). Критерий, используемый для определения ценности теории. Адекватная теория должна стимулировать новые идеи для дальнейшего научного поиска.

«Сопоставимая ценность» (Comparable worth) — действующая в США программа, призванная гарантировать сотрудникам равную оплату за равный труд таким образом, чтобы люди, выполняющие сравнимые (равноценные для работодателя) виды работ получали равную заработную плату.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

www.persev.ru

Проблема ценностей и ценностных ориентаций в психологии Текст научной статьи по специальности «Психология»

Илюшина И.Н, учитель английского языка, кш-и №10 «Московский кадетский корпус полиции» Ilyushina I.N, a teacher of English, Cadet Boarding School № 10 « Police Cadet Corps», e-mail:

[email protected]

ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ H ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ

THE PROBLEM OF VALUES AND VALUE ORIENTATIONS IN PSYCHOLOGY

Статья посвящена раскрытию специфики исследования проблемы ценностей и ценностных ориентаций в зарубежной и отечественной психологии. Автор приходит к выводу, что концептуально различные исследования проблемы ценностей сходятся в понимании ценностных образований как важнейшего функционального компонента структуры личности, как высшего уровня в иерархии побуждений, потребностей, интересов человека. При этом основным механизмом становления личностных ценностей как регулятора индивидуального поведения является интериоризация социальных ценностей.

In this article author considers specific character of foreign and Russian psychological investigations of values and value orientations. Author draws a conclusion, that conceptually different investigations have the universal interpretation of conception «value» as the most important component of personality structure, as the highest level in hierarchy of drives to act, needs and interests. The interiorization of social values is considered as the basic principle of individual values formation and behavior regulation.

Ценности, ценностные ориентации, личность, направленность личности, гуманистическая и экзистенциальная психология, деятельностный подход, интериоризация.

Values, value orientation, personality, individual orientation, humanistic psychology, existential psychology, activity approach, interiorization.

Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии. Для психологии характерно стремление строго развести понятия «ценность», «цель», «личностные ценности», «ценностные ориентации личности», а также попытки классификации ценностей по различным основаниям и выделение структуры ценностей личности. В психологии проблема ценностей всегда занимала особое место. Уже В. Дильтей считал, что содержанием душевной жизни являются эмоции, чувства представляющие собой личностное выражение ценности: «для нас имеет ценность лишь пережитое в чувствах… ценность неотделима от чувства» [6, с. 108]. Однако, по мнению Э. Шпрангера, душа человека отражает и объективные ценности -«эти ценности, возникшие в исторической жизни, которые по своему смыслу выходят за пределы индивидуальной жизни, мы называем духом, духовной жизнью или объективной культурой» [17, с.355-356]. Ценностная сфера личности в понимающей психологии, таким образом, включает как субъективные оценки, так и существующие в общественном сознании нормы и воззрения. Если так называемые «биологизаторские» психологические теории (бихевиоризм, психоанализ) фактически полностью исключают ценности из сферы научного изучения, то в гуманистической и экзистенциальной психологии ценностные ориентации личности имеют фундаментальное значение. Основная категория теории личности К. Роджерса — «самость», которая представляет собой концептуальную модель восприятия характеристик и взаимоотношений «Я» и вместе с тем «систему ценностей, применяемых к этому понятию» [13, с.46]. При этом он различает как ценности «непосредственно переживаемые организмом», так и заимствованные, «интроецируемые» ценности, которые понимаются индивидом как свои. И внутренние и внешние ценности, полагает Роджерс, формируются или принимаются, если «физиологический аппарат» воспринимает их как способствующие сохранению и укреплению организма Однако основой ценностных представлений, убслсзсн американский психолог, является необходимость осознания возникающих переживаний. А. Маслоу делает акцент на проблеме выбора, ибо «выбранные ценности и есть ценности» [9, с.209], при этом действительно правильный выбор — это тот, который ведет к самоактуализации. Выбор индивидом высших ценностей «инстинктивен», то есть предопределен самой его природой. Маслоу безгранично верит в человека, считая, что при наличии свободного выбора он «инстинктивно выбирает истину, а не ложь, добро, а не зло», [там же, с.272]. Ценность, в понимании Г. Оллпорта, — это некий личностный смысл. С его точки зрения, источником большинства ценностей является мораль, при этом этические правила и ценности, усваиваясь и поддерживаясь посредством внешнего подкрепления, являются средствами достижения внутренних ценностей, которые и представляют собой цели личности. Превращение внешних ценностей во внутренние или преобразование средств в цели есть, как считает Оллпорт, проявление «функциональной автономии» личности, которая представляет процесс трансформации «категорий знания» в «категории значимости». Интериоризация внешних ценностей, то есть возникновение «категорий значимости» возможно лишь при осознании личностью смысла полученных извне «категорий знания» [11]. В гуманистической психологии В. Франкла под ценностями личности понимаются «универсалии смысла» — объективные смыслы, присущие всему человечеству на протяжении его исторического развития [16, с.288]. Универсальный характер ценностям придает их осмысленность личностью, а значимость ценности, по мнению Франкла, определяется принятием ответственности за ее реализацию.

Проблема ценностей в отечественной психологии рассматривается в различных аспектах изучения свойств личности, системообразующей характеристикой которой выступает направленность. В работах С.Л. Рубинштейна, АН. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, ДН. Узнадзе, Л.И. Божович и других исследуются многообразные аспекты направленности, но общим

является вывод о том, что в направленности выражаются субъективные ценностные отношения личности к различным сторонам действительности. Исходя из понимания ценностей как объекта направленности личности, В.П. Тугаринов применяет понятие «ценностные ориентации», которые определяются им как направленность личности на те или иные ценности [15]. С точки зрения В.Н. Мясищева содержанием личности является совокупность отношений к предметному содержанию опыта человека и связанная с этим система ценностей [10]. Личность есть поэтому не что иное как иерархическая динамическая система субъективных отношений, формирующаяся в процессе развития, воспитания и самовоспитания. Решение личностью вопроса о смысле собственной жизни, по В.Н. Мясшцеву, составляет «доминирующее отношение» или собственно направленность личности. К.К. Платонов, касаясь проблемы психологической природы ценностей, выделял в структуре личности особую подструктуру — «направленность и отношения личности», в которую включил убслсдсния. мировоззрение, интересы, идеалы, моральные качества и потребности [12, с.126]. Направленность личности, занимая наиболее высокое положение в личностной иерархии, носит социально обусловленный характер и формируется в процессе воспитания. Особенностью отечественной психологии является анализ социальной опосредованности ценностей и ценностных ориентаций личности, которая не может рассматриваться в отрыве от общества, «социальной ситуации развития» (Л.С. Выготский). Лишь через опосредованное процессом общения освоение индивидом ценностей ку льтуры, утвсрлсшл Л.С. Выготский, осуществляется развитие личности: ценности, значения и смыслы, зароядаясь в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, затем посредством интериоризации «вращиваются» в сознание человека [5]. Б.Г. Ананьев считал, что системы социальных ролей и ценностных ориентаций личности формируются на основе ее социального статуса и статуса общности, в которой складывалась и развивалась данная личность. С его точки зрения, статус, роли и ценностные ориентации образуют первичный класс личностных свойств, определяя особенности структуры и мотивации поведения и, во взаимодействии с ними, характер и склонности человека [2, с.210]. Особое значение в изучении роли социальных отношений в формировании ценностных ориентаций личности имеют исследования Б. Д. Парыгина, Г.М. Андреевой, Л.И. Анцыферовой, B.C. Мухиной, A.A. Бодалева, Г.Г. Дилигенскош, В.Г. Алексеевой. Так, Л.И. Анцыферова подчеркивает, что именно общество предъявляет определенную систему ценностей, которые человек «чутко улавливает» в процессе постоянного «обследования границ и содержания норм» и формирования их собственных, индивидуально-личностных эквивалентов [3]. А по определению В.Г. Алексеевой, ценностные ориентации есть форма включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности, ступень перехода ценностей общества в деятельность субъекта [1, с.64].

Несомненным достижением отечественной психологии является попытка исследовать проблему ценностей и ценностных ориентаций через поиски единства личности и общества. В этом смысле особую методологически) значимость приобретает понятие «деятельность». Согласно А.Н. Леонтьеву, становление личности представляет собой закономерную перестройку системы отношений и иерархии смыслообразующих мотивов в процессе общения и деятельности, образуя «свя тую систему личностных смыслов» [7]. Исходя из деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, В.Ф. Сержантов приходит к заключению, что любая ценность имеет две стороны — значение и личностный смысл. Значение ценности есть совокупность социально значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценностями в обществе, а личностный смысл ценностей определяется самим человеком [14]. Роль смысловых образований в формировании ценностей личности раскрывается в работах Б.С. Братуся, Б.В. Зейгарник, А.Г. Асмолова, В.Э. Чудновскош, В.И Слободчикова, ДА. Леонтьева. Так, Б.С. Братусь, обращая внимание на осознанность, «отрефлексированность» наиболее общих смысловых образований, использует для их обозначения понятие «личностные ценности» [4, с.89-90]. В целом можно отметить, что в отечественных исследованиях личностные ценности понимаются как сложная иерархическая система, которая регулирует активность человека, находясь на границе мотивационно-потребностной и смысловой сферы личности. Личностные ценности, относящиеся к миру в целом и переживаемые как идеальные сущности, воссоздают, как считает ДА. Леонтьев, коллективный опыт социальной общности и обладают устойчивостью по отношению к внешним обстоятельствам. Потребности же являются выражением реальных актуальных отношений индивида с миром, переживаясь как нужды, желания или соблазны. ДА. Леонтьев считает, что развитие смысловой сферы личности определяет соотношение ценностей и потребностей как источников мотиво- и смыслообразования: в ходе социализации индивид усваивает ценности общества и референтных групп, вследствие этого в структуре личности повышается значимость ценностей, производя смещение смысловой регуляции поведения в сторону ценностной регуляции [8]. Итак, концептуально различные исследования проблемы ценностей в зарубежной и отечественной психологии сходятся в понимании ценностных образований как важнейшего функционального компонента структуры личности, как высшего уровня в иерархии побуждений, потребностей, интересов человека При этом, основным механизмом становления личностных ценностей как регулятора индивидуального поведения является интериоризация социальных ценностей. Необходимым условием для трансформации ценностей общества в личностные выступает включение индивида в социальную деятельность с целью реализации соответствующей ценности.

Литература

1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности// Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 5. С. 63-70.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

3. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности// Человек в системе наук. М., 1989. С. 426-433.

4. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

6. Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1996.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

8. Леонтьев ДА. Внутренний мир личности// Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. С. 372-377.

9. Маслоу А. Психология бытия. М.; Киев, 1997.

10. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности// Психология личности: Тексты/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М., 1982. С. 35-38.

11. ОллпортГ. Личность в психологии. М.; СПб., 1998.

12. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.

13. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. М.; Киев, 1997.

14. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. М., 1990.

15. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л., 1968.

16. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

17. Шпрангер Э. Два вида психологии// История психологии (10-е-30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты/ Под ред. П.Я. Гальперина, АН. Ждан. М., 1992. С. 347-361.

cyberleninka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *