Чацкий и фамусовское общество конфликт двух эпох: Конфликт двух эпох в комедии Горе от ума, Грибоедов

Конфликт двух эпох в комедии Горе от ума, Грибоедов

­Главная>Сочинения по произведению Горе от ума

31 предложение/ 472 слова

Читая комедию А. С. Грибоедова, мы становимся свидетелями столкновения двух эпох, которое происходило на самом деле в России начала 19-го века. Это конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим». Нельзя сказать, что данная тема утратила свою актуальность. Ведь конфликт поколений был и будет всегда. Однако Грибоедов показал его с точки зрения передового человека своего времени, близкого по духу к декабристам. Александр Чацкий – это новый герой, который стал «лишним» в обществе, таких как Фамусов. Литераторами пьеса изначально была воспринята критически.

Пушкин и вовсе называл ее «бурей в стакане». Несмотря на это, многие современники Грибоедова понимали и разделяли его взгляды. В русской литературе этот период был переходным – от классицизма к реализму. Поэтому данную комедию можно смело отнести к новому течению. Говоря о конфликте эпох, нужно отметить, что автор определяющую роль отводит именно Чацкому. По оценке Гончарова это был единственный «здравомыслящий человек» в пьесе. Чацкий не любил лгать, приспосабливаться или зависеть от чужого мнения. Он умел отстоять свою точку зрения, даже тогда, когда против него выступали все «25 человек» из общества Фамусова.

«Век минувший» представлен самим Фамусовым – человеком необразованным, несведущим, тем не менее, занимающим управленческий пост в «казенном месте». К таким же московским дворянам отнесены: Скалозуб – богатый, грубый и неотесанный полковник, сделавший свою карьеру отнюдь не воинскими заслугами; Репетилов – пустозвон и болтун, которому посчастливилось жениться на дочери богатого чиновника; Загорецкий – картежник, плут и вор. В обществе Фамусова автор изобразил еще несколько семей, которые не идут в ногу со временем и боятся передовых идей. Это графини Хрюмины – бабушка и внучка, чета Горичей, Тугоуховские и старуха Хлестова.

Все эти персонажи застряли на одном уровне развития, и двигаться дальше не хотят, а любого, кто несет в их общество прогресс, называют сумасшедшим. Таким «сумасшедшим» в комедии показан Чацкий. Он один не поддерживает напыщенности старомодных дворян, их привычки коверкать русский язык на французский манер, лживого лицемерия и притворства, а также заискивания и лести ради достижения удачной карьеры или выгодного брака. Вот отчего возникает конфликт между этими двумя лагерями, один из которых представлен всего лишь Чацким.

Его могла бы поддержать Софья, взгляды которой немного совпадают с его отношением к жизни. Более того, она умна и образована, в отличие от всех остальных, кто окружает Фамусова. Но Софью удерживает любовь к Молчалину – человеку в высшей степени непорядочному и недостойному. К сожалению, его корыстные планы до конца произведения так и остаются для нее тайной. Именно поэтому она отвергает доброе отношение такого порядочного, прямолинейного и мужественного человека как Чацкий.

На мой взгляд, в этом конфликте главный герой вышел победителем, а не побежденным, так как остался верен себе. Из всех героев комедии он единственный обладает живой и глубокой натурой, но в «фамусовском обществе» таких, как он называют «сумасбродами».

см. также:
Другие сочинения по произведению Горе от ума, Грибоедов

Характеристики главных героев произведения Горе от ума, Грибоедов

Краткое содержание Горе от ума, Грибоедов

Краткая биография Александра Грибоедова

Конфликт двух эпох в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Победив в войне 1812 года, Россия показала силу и мощь русского народа, самоотверженно защитившего Отечество. Но русский народ-победитель, разбив полчища Наполеона, оказался вновь под гнетом крепостничества. Передовое русское офицерство было возмущено этим угнетенным положением народа и поднялось на борьбу за облегчение его участи.В дворянском лагере образуется раскол, атмосферу которого воспроизвел в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов.

Две эпохи столкнулись в доме Фамусова: «век нынешний и век минувший». Грибоедов рассказывает нам, как старое русское дворянство живет по своим, давно устоявшимся законам. Заботы о карьере, хлопоты о выгодных браках, о том, чтобы «и награжденья брать, и весело пожить» в первую очередь занимают умы представителей этого дворянства. Самым ярким представителем старой барской Москвы является Павел Афанасьевич Фамусов, занимающий высокий пост. На то, что это «человек известный», указывает фамилия. Фамусов — управляющий в казенном доме, но к службе относится формально. Служит же он для того, чтобы «чины добыть», ордена и иные блага. Фамусов с благоговением вспоминает своего дядю Максима Петровича, который, по его мнению, является образцом для подражания. Вельможа при дворе Екатерины, Максим Петрович был человеком гордым и надменным, но, «когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». Фамусов восторгается тем, как покойный дядя сумел использовать себе во благо даже конфуз, случившийся с ним при дворе, на приеме у императрицы. Разыграв шута, он приобрел благосклонность Екатерины и стал самым уважаемым человеком при дворе. И Фамусов поучает молодежь: «Учились бы, на старших глядя». Сам же Фамусов, достигнув «степеней известных», службой практически не занимается, он только подписывает бумаги, не вникая в их смысл и даже не читая их.

Больше всего он боится скопления бумаг, поэтому и заявляет:

А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.

Проблема взаимопонимания «века нынешнего» и «века минувшего» была актуальна для времени создания Грибоедовым комедии «Горе от ума», актуальна она и в наши дни. Итак, в центре комедии — конфликт между «одним здравомыслящим человеком» (по оценке Гончарова) и «консервативным большинством». Комедия Грибоедова рассказывает о горе человека, и горе это исходит от его ума. Ибо умных людей реакционеры считали вольнодумцами. Именно на этом основано внутреннее развитие конфликта Чацкого и окружающей его фамусовской среды, конфликта между «веком нынешним» и «веком минувшим». «Век минувший» в комедии представлен рядом ярких типов. Это и Фамусов, и Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин, и Лиза, и Софья. Одним словом, их множество.

Прежде всего, выделяется фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего общее расположение в столичных кругах.

Он приветлив, учтив, остроумен, весел, в общем, — радушный хозяин. Но это лишь внешняя сторона. Автор раскрывает образ Фамусова всесторонне. Это убежденный крепостник, яростный противник просвещения. «Собрать все книги бы да сжечь!» — восклицает он.

Чацкий же, представитель «века нынешнего», мечтает «в науку вперить ум, алчущий познаний». Его возмущают порядки, заведенные в фамусовском обществе. Если Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью, прямо говоря ей («Кто беден, тот тебе не пара»), то Чацкий жаждет «возвышенной любви, перед которой мир целый… — прах и суета». Стремление Чацкого сводятся к служению Отечеству, «делу, а не лицам». Он презирает Молчалина, привыкшего угождать

«всем людям без изъятья»:
Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платье,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была!

Все в Молчалине: поведение, слова — подчеркивают малодушие делающего карьеру безнравственного человека. Чацкий с горечью говорит о таких людях: «Молчалины блаженствуют на свете!» Именно Молчалин лучше всех устраивает свою жизнь. По-своему он даже талантлив. Во взаимоотношениях Чацкого и фамусовского общества раскрываются и высмеиваются взгляды «века минувшего» на карьеру, на службу, на то, что больше всего ценится в людях. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонство. Он хочет убедить Чацкого служить, «на старших глядя», «подставить стул, поднять платок». На что Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий очень серьезно относится к службе. И если Фамусов относится к ней формально, бюрократически («подписано, так с плеч долой»), то Чацкий говорит:


«Когда в делах — я от веселий прячусь,
когда дурачиться — дурачусь,
смешивать два этих ремесла
есть тьма искусников, я не из их числа».

Но Софья отдает предпочтение скромному, безродному Молчалину. Молчалин не родственник Фамусову, но оказался у него на службе потому, что обладает теми достоинствами, которые особенно почитаются в фамусовском обществе. К числу своих достоинств Молчалин относит «умеренность и аккуратность», умение промолчать, когда тебя бранят. Он мастер в искусстве поднять платок, вовремя погладить моську влиятельной старухи. За все это Молчалин уже имеет три награжденья и чин асессора. Он четко выполняет наказ отца: «Угождать всем людям без изъятия». Естественно, тем, кто выше по положению.

Гости, съехавшиеся в дом Фамусова на бал, представляют собой групповой портрет этого общества. Здесь, на балу, раскрываются все те принципы, по которым живет барская Москва.

Фамусовскому обществу противостоит Чацкий — человек «века нынешнего». В гостиной Фамусова Чацкий кажется человеком из другого мира. Образованный, умный, Чацкий не принимает законов жизни старой Москвы. На поучительный рассказ Фамусова о покойном дяде Максиме Петровиче Чацкий отвечает презрительной репликой, характеризующей век Екатерины как «век покорности и страха». У него свое представление о служении Отечеству, а прислуживаться он не может и не хочет. Прогресс общества Чацкий связывает с расцветом личности, с развитием наук и просвещения, что не только чуждо фамусовскому обществу, но и пугает его. Именно в просвещении барская Москва видит причину того, что много «безумных развелось людей, и дел, и мнений».

Чацкий, от лица прогрессивной России, обличает основу российской государственности — крепостное право и выступает против самого страшного проявления крепостничества — торговли людьми. С возмущением он рассказывает о том, как один помещик распродал за долги крепостной балет, а другой обменял своих верных слуг на борзых собак. Гнев Чацкого вызывает также низкопоклонство дворян перед культурой европейских стран. Двери дворянских домов раскрыты перед иностранными гостями, с восторгом принимаемыми в России. Так, французик из Бордо, который собирался в страну варваров, встретил в России самый теплый прием и не обнаружил здесь «ни звука русского, ни русского лица». Чацкий считает, что преклонению перед иностранным способствует вся система воспитания в дворянских семьях, куда приглашают иностранцев-гувернеров «числом поболее, ценою подешевле», которые воспитывают подрастающее поколение в сознании, «что нам без немцев нет спасенья».

До такой степени в дворянских семьях все на иностранный лад, что даже речь московского барства представляет собой нелепое «смешенье языков французского с нижегородским». И Чацкий от имени молодого поколения выступает за возрождение национального лица России, «чтоб умный, бодрый наш народ хотя б по языку нас не считал за немцев».

Так как Чацкий не один отвергает все нормы морали фамусовской Москвы, то он вызывает гнев этого общества. И таких людей становится все больше и больше. К ним относится брат Скалозуба, который «службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать», хотя ему полагалось повышение по службе. Таков князь Федор — племянник княгини Тугоуховской — химик, ботаник, «чинов не хочет знать». С ужасом говорят гости Фамусова об открытии в Петербурге целого педагогического института, в котором студенты и профессора упражняются в вольнодумстве. Чацкого изгоняют из фамусовского общества, но, по замечанию Гончарова, «Чацкий сломлен количеством старой силы», нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей».

Сам писатель характеризует смысл произведения так: «Чацкий начинает новый век — и в этом все его значение и весь ум».


похожие материалы

< Предыдущая   Следующая >

Конфликты в комедии «Горе от ума»

Автор комедии акцентирует внимание на явном противостоянии, существовавшем в начале XIX века между приверженцами «старого» образа жизни, реакционерами и более молодыми, просвещенными и прогрессивными представителями

Придерживаясь «прежних» взглядов на жизнь, помещики всячески старались сохранить жизнь привычных им крепостников, а их противники усиленно уверяли окружающих, что «нынешний век» уже наступило и давно пора заканчивать с «прошлым веком».Именно к таким дворянам относится герой Грибоедов, на протяжении всего действия пьесы пытающийся убедить в своей правоте людей, не желающих не только понять его , но хотя бы услышать его.0003

В самом начале комедии в дом Фамусова приходит наивный и мечтательный юноша, стремящийся изменить общество, пропитанное пороками современного ему общества. Он рассказывает о своих идеях хозяину дома и его гостям, столь же старомодным и реакционным людям, которые боятся любых новых веяний и считают их крайне вредными, по этой причине слова Чацкого совершенно не воспринимаются его противниками.

Стоит обратить внимание на то, как автор характеризует своих персонажей, в частности, «члена Английского клуба» Фамусова, и его родственника, человека, требующего, чтобы «никто не знал буквы», и других знакомых Софьи отца, оценивая всю их ограниченность, ограниченность и ненависть ко всему неведомому им, что кажется им чуждым и опасным.

В результате Чацкий, получивший глубокую обиду в этом «избранном» обществе, избавляется от всех своих иллюзий и понимает, насколько бессмысленно было пытаться хоть как-то изменить таких людей. По его словам, в конце спектакля «пелена» окончательно спала с его глаз.

Фамусов, главный антагонист Чацкого, вовсе не скрывает своего равнодушного отношения к службе, которая для него лишь формальность, как он утверждает, «подписался — и с глаз долой». Кроме того, этот кавалер, уверенный в своей непогрешимости, постоянно делает покровительство исключительно родным и близким, говоря, что найдет родных «и на дне морском» и ради нее готов на все. Главное правило для него — откровенное низкопоклонство перед высшими чинами, и только так, по мнению Фамусова, можно «выйти в народ» и стать действительно «достойным» человеком.

Такие слова приводят Чацкого в бешенство, и молодой человек произносит страстный, горячий, наполненный самым искренним негодованием и гневом монолог, обличая неприкрытое «холопство» и «шутовство», без которых его собеседник не мыслит жизни. Фамусов, в свою очередь, откровенно приходит в ужас от таких заявлений и начинает повторять, что таких инакомыслящих личностей, как Чацкий, вообще нельзя пускать в столицу, более того, они должны быть немедленно привлечены к ответственности. Собравшиеся в доме гости с радостью узнают от хозяина, что есть «новый проект» об учебных заведениях, где будут учить «по-нашему, раз-два», а подрастающему поколению книги фактически не понадобятся.

Присутствующие в покоях Фамусова считают учения настоящей «чумой», полковник Скалозуб без колебаний высказывает мечту «собрать все книги и сжечь их». Молчалин, в которого влюблена Софья, тоже с детства усвоил, что всем вокруг нужно «нравиться» и ведет себя таким образом, совершенно не задумываясь о чувстве собственного достоинства и гордости, старается угодить не только своему непосредственному начальнику, но и дворник, и даже «дворниковая собака».

Чацкий оказывается совершенно чужим в этой среде «правильных», старожилов, врагов всякого прогресса и совершенствования общества. Его рассуждения только пугают окружающих, он кажется им очень странным человеком, есть предположение, что он просто «не в своем уме», высокий ум Чацкого и его пылкие порывы только отталкивают от него собравшихся у Фамусова.

Основной монолог молодого дворянина, в котором он спрашивает, кто судьи нововведений, и обличает бессердечных помещиков, не гнушающихся продавать детей и разлучать их с родителями или менять слуг на собак. Чацкий уже служил и путешествовал, но хочет быть полезным родной стране, а не начальству, поэтому пока мужчина, оставив прежние занятия, пытается найти свой путь в жизни.

Его также глубоко возмущает отсутствие всякого патриотизма у членов «светского общества», их явное преклонение перед всем иностранным и разговоры в среде дворянства на таком нелепом сочетании языков, как «французский и нижний Новгород». Он считает, что аристократия должна быть ближе к простому народу и хотя бы уметь правильно говорить по-русски, в то время как большинству дворян проще объясниться на любом из европейских языков. При этом даже противники Чацкого отмечают его незаурядный ум и прекрасную речь. По словам Фамусова, его гость «невелик с головой» и ясно и грамотно излагает свои мысли.

Юноша оказывается в совершенно чужой для него среде только ради Софии, которую любил с юности. Однако девушка полностью находится под влиянием окружающего ее общества, сформировавшего все ее представления о жизни, и она не в состоянии ответить взаимностью Чацкому, который противоречит ее привычному миру ценностей и понятий.

Когда фамусовскому гостю становится ясно, что Софья легко изменила своим прежним чувствам и обещаниям, и выставила Чацкого на всеобщее осмеяние, говоря о его потере рассудка, он тут же уходит из пустого, лишенного всякого внутреннего содержания, понимая, что теперь у него совершенно незачем быть здесь. В финальном монологе он подчеркивает свое полное разочарование в аудитории, отныне все его связи с «фамусовым» миром оборваны.

Для таких людей, как этот прогрессивный дворянин, пребывание в такой среде приносит только страдания, «горе от ума», как называется пьеса. Но усилия Чацкого все же не напрасны, его доносы наносят серьезный удар по людям вроде Фамусова, Скалозуба, Молчалина и других приверженцев «старого порядка».

Правда, борьба с реакционерами в комедии не заканчивается победой прогресса, так как в реальной жизни в России она в то время только начиналась. Однако Фамусов, как и его сторонники, чувствует себя бессильным перед просвещением, надвигающейся новой эпохой и иной жизнью, они не могут не осознавать, что их устоявшийся мир постепенно уходит в прошлое и им на смену приходят совсем другие люди, придерживающиеся разных взглядов и стремлений. .

В спектакле «Горе от ума» несколько конфликтов, в то время как наличие только одного конфликта было необходимым условием для классической пьесы.

«Горе от ума» — комедия с двумя сюжетными линиями, и на первый взгляд кажется, что в пьесе два конфликта: любовный (между Чацким и Софьей) и общественный (между Чацким и Фамусовским обществом).

Спектакль начинается с начала любовного конфликта — Чацкий приезжает в Москву к своей девушке. Постепенно любовный конфликт перерастает в публичный. Узнав, любит ли его Софья, Чацкий сталкивается с обществом Фамуса. В комедии образ Чацкого представляет собой новый тип личности начала XIX в.век. Чацкий противостоит всему консервативному, закостенелому миру Фамусовых. В своих монологах, высмеивая быт, нравы, идеологию старого московского общества, Чацкий пытается открыть Фамусову и всем остальным глаза на то, как они живут и чем живут. Социальный конфликт «Горе от ума» неразрешим. Старое барское общество не слушает свободолюбивого, интеллигентного Чацкого, не понимает его и объявляет сумасшедшим.

Социальный конфликт в пьесе А. С. Грибоедова связан с другим конфликтом — между «веком текущим» и «веком прошлым». Чацкий — тип нового человека, он выразитель новой идеологии нового времени, «текущего века». А старое консервативное общество Фамусовых принадлежит «прошлому веку». Старое не хочет сдавать своих позиций и уходить в историческое прошлое, а новое активно вторгается в жизнь, пытаясь установить свои законы. Конфликт старого и нового — один из главных в русской жизни того времени. Этот извечный конфликт занимает большое место в литературе XIX в.го века, например, в таких произведениях, как «Отцы и дети», «Гроза». Но этим конфликтом не исчерпываются все коллизии комедии.

Среди героев пьесы Грибоедова, пожалуй, нет глупых людей, у каждого из них свой житейский ум, то есть представление о жизни. Каждый из героев «Горе от ума» знает, что ему нужно от жизни и к чему следует стремиться. Например, Фамусов хочет прожить свою жизнь, не выходя за рамки светских законов, чтобы не дать повода к осуждению со стороны могущественных светских львиц, таких как Марья Алексевна и Татьяна Юрьевна. Поэтому Фамусов так озабочен поиском дочери достойного мужа. Цель жизни Молчалина – тихо, пусть медленно, но верно продвигаться по карьерной лестнице. Он даже не стыдится того, что будет немало унижать себя в борьбе за достижение своих целей: богатства и власти («брать награды и жить счастливо»). Он не любит Софью, а смотрит на нее как на средство для достижения своих целей.

(391 слово) Грибоедов в своей работе показал, что в первой трети XIX века в России произошел раскол на два политических лагеря. Появились прогрессивные дворяне, выступавшие за изменения в обществе. Чацкий высказывает свое мнение. С другой стороны, консервативное дворянство изображено в комедии в лице Фамусова и ему подобных. Основной конфликт определяется тем, что герои имеют противоположные взгляды на основные вопросы общественного развития.

Конфликт поколений дает о себе знать в отношении героев к крепостному праву. Представители общества Фамус привыкли распоряжаться чужими жизнями. Например, богатая барыня Хлестова обращается со своей рабыней так же, как с собакой. Она приводит их обоих на вечеринку для собственного развлечения, а затем просит Софию прислать им «суп» с барского стола. Свое отношение к этому Чацкий выражает в монологе «Кто такие судьи?». Он рассказывает о помещике, который променял своих верных слуг на собак, хотя они были верными и много раз спасали его. Он возмущен такими действиями. Он противник крепостного права. Также у персонажей разное отношение к просветлению. Представители общества Фамуса выступают против просвещения. По их мнению, лишние знания вредны. Когда в обществе распространяется слух о сумасшествии Чацкого, все уверены, что причина в его желании учиться. Александр, наоборот, сторонник образования, так как оно развивает человека. Кроме того, обращает на себя внимание отношение актеров к службе. Московское общество убеждено, что служить стоит только ради наживы. Например, Скалозуб хочет не Родину защищать, а стать генералом. Фамусов — «управляющий в доме правительства». Служба для него скучная обязанность, но он не уходит в отставку, так как его положение дает ему хорошее положение в обществе. Все эти цели Чацкий называет одним презрительным словом — «служить». Главный герой считает, что порядочный человек должен, прежде всего, приносить пользу людям, а не заботиться о личной выгоде. В прошлом он занимал высокий пост. Он мог бы сделать хорошую карьеру, но ушел, потому что государев народ не оценил его идеи. Это говорит о том, что их понимание патриотизма различно. Фамусов хвалит Москву за то, что здесь никто не хочет перемен. Александр как раз и осуждает за это Москву, обличает «самые подлые черты прошлой жизни». Но все равно она ему дорога, так как это его родной город. Патриотизм Чацкого заключается в его стремлении сделать свою страну более цивилизованной.

Таким образом, А. С. Грибоедову удалось показать, что социальный конфликт между прогрессивным и консервативным дворянством был очень острым. Эти люди не находили общего языка ни по одному серьезному вопросу.

Интересно? Сохраните себе на стену!

Нельзя не согласиться с Гончаровым в том, что фигура Чацкого определяет конфликт комедии — столкновение двух эпох. Оно возникает потому, что в обществе начинают появляться люди с новыми взглядами, убеждениями и целями. Такие люди не лгут, не подстраиваются, не зависят от общественного мнения. Поэтому в атмосфере холопства и уважения к званию появление таких людей делает неизбежным их столкновение с обществом. Проблема взаимопонимания «века нынешнего» и «века минувшего» была актуальна в момент создания Грибоедовым комедии «Сгораю от ума», актуальна и сегодня.

Итак, в центре комедии конфликт «одного здравомыслящего человека» (по Гончарову) и «консервативного большинства». Именно на этом основано внутреннее развитие конфликта Чацкого с окружающей его фамусовской средой.

«Век прошлого» в комедии представлен рядом ярких образов-типов. Это и Фамусова Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин, и Лиза. Словом, их много. Прежде всего выделяется фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, обходителен, остроумен, весел — в общем, гостеприимный хозяин. Но это только внешняя сторона. Автор, напротив, показывает Фамусова всесторонне. Он также выступает как убежденный, яростный противник просвещения. «Уберите все книги и сожгите их!» — восклицает он. Чацкий же, представитель «текущего века», мечтает «вложить в науку ум, жаждущий знаний». Он возмущен порядком, установленным в обществе Фамуса. Если Фамусов мечтает о более выгодной женитьбе дочери Софьи («Кто беден, тот тебе не пара»), то Чацкий жаждет «возвышенной любви, перед которой весь мир… прах и суета».

Желание Чацкого — служить отечеству, «делу, а не лицам». Поэтому он презирает Молчалина, привыкшего угождать «всем людям без исключения»:

владелец, где произойдет живой,

начальнику, из кем я буду я подача,

Слуга его, который очищает платья,

швейцар дворник, для побег зло,

собака дворник на ласковый был.

Все в Молчалине: поведение, слова — подчеркивают трусость аморального карьериста. Чацкий с горечью отзывается о таких людях: «Блаженны на свете молчаливые!» Именно Молчалин больше всего подходит для его жизни. Он талантлив по-своему. Он заслужил благосклонность Фамусова, любовь Софьи, получил награды. Больше всего ценит два качества своего характера — умеренность и аккуратность.

В отношениях Чацкого и фамусовского общества раскрываются взгляды «прошлого века» на карьеру, службу, на то, что больше всего ценится в людях. Фамусов берет к себе на службу только родных и близких. Он уважает лесть и раболепие. Фамусов хочет уговорить Чацкого служить, «посмотрев на старцев», «поставить стул, взять платок». На что Чацкий возражает: «Служить бы рад, служить тошно». Чацкий очень серьезно относится к службе. И если Фамусов формалист и бюрократ («подписано, так что с плеч»), то Чацкий говорит: «Когда я в деле, я прячусь от веселья, когда я дурачусь, я дурачусь , а смешать эти два ремесла — тьма ремесленников, я к ним не отношусь. Фамусов заботится о делах только одной стороны: он смертельно боится, «чтобы их много не накопилось».

Скалозуб — еще один представитель «ушедшего века». Именно о таком зяте мечтал иметь Фамусов. Ведь Скалозуб «и мешок золотой, и в генералы целится». В этом персонаже сочетаются типичные черты реакционного акционера аракчеевского времени. «Хрипящий, задушенный, фагот. Собрание маневров и мазурок, он такой же враг просвещения и науки, как и Фамусов. «На учебу меня не обманешь, — говорит Скалозуб.

Совершенно очевидно, что сама атмосфера фамусовского общества заставляет представителей молодого поколения проявлять свои отрицательные качества. Итак, София полностью соответствует нравственности «отцов». И хотя она умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, чистой душой, в ней сумели воспитать много отрицательных качеств, сделавших ее частью консервативного общества. Она не понимает Чацкого, не ценит его острый ум, его логическую, беспощадную критику. Не понимает она и Молчалина, который «любит ее по должности». То, что Софья стала типичной дамой фамусовского общества, — это ее трагедия.

И виновато в этом общество, в котором она родилась и жила: «Она загублена, в духоте, куда не проник ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха» (Гончаров. «Миллион мук») .

Еще один персонаж комедии очень интересен. Это Репетилов. Он совершенно беспринципный человек, бездельник, но он единственный считал Чацкого «высоким умом» и, не веря в его безумие, называл свору фамусовских гостей «химерами» и «дичью». Таким образом, он был как минимум на одну ступень выше их всех.

«Так! Я совсем протрезвел! — восклицает Чацкий в конце комедии.

Что это — поражение или прозрение? Да, финал этой комедии далеко не веселый, но Гончаров прав, когда говорит это : «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей смертельный удар качеством свежей силы». И я полностью согласен с Гончаровым, который считает, что роль всех Чацких «страдающая», но в то же время всегда «выигрышная».0002 Чацкий выступает против общества невежд и феодалов. Он борется с благородными злодеями и подхалимами, мошенниками, мошенниками и мошенниками. В своем знаменитом монологе «А судьи кто?» он сорвал маску с гнусного и пошлого фамусовского мира, в котором После этого русский народ превратился в предмет купли-продажи, где помещики меняли крепостных, спасших «и честь, и жизнь… не раз» на «три борзые». Чацкий отстаивает настоящие человеческие качества: человечность и честность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию, от всего косного и отсталого. Чацкий хочет видеть Россию просвещенной. Он отстаивает это в спорах, разговорах со всеми персонажами комедии «Горе от ума», направляя на это весь свой ум, зло, пыл и решимость. Поэтому окружение мстит Чацкому за правду, за попытку сломать привычный уклад жизни. «Прошлый век», то есть общество Фамуса, боится таких людей, как Чацкий, потому что они покушаются на образ жизни, составляющий основу благосостояния феодалов. Последний век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком «покорности и страха». Сильно фамусово общество, его принципы тверды, но у Чацкого есть и единомышленники. Это эпизодические персонажи: двоюродный брат Скалозуба («Чин за ним пошел — он вдруг службу оставил…»), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянно говорит «мы», «один из нас», говоря, следовательно, не только от своего имени. Так А. С. Грибоедов хотел намекнуть читателю, что время «прошлого века» проходит, а ему на смену приходит «века нынешний» — сильный, умный, образованный.

Комедия «Горе от ума» имела огромный успех. Он был продан тысячами рукописных копий еще до того, как был напечатан. Передовые люди того времени горячо приветствовали появление этого произведения, а представители реакционной знати были возмущены. Что это — столкновение «века прошлого» и «века настоящего»? Конечно да.

Грибоедов горячо верил в Россию, в свою Родину, и слова, написанные на могильном памятнике писателя, абсолютно верны: «Ум и дела твои бессмертны в русской памяти».

Новшество комедии «Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедов «Горе от ума» новаторский. Это связано с художественным методом комедии. Традиционно «Горе от ума» считается первой русской реалистической пьесой. Главный отход от классицистических традиций заключается в отказе автора от единства действия: в комедии «Горе от ума» не один конфликт. В пьесе сосуществуют и вытекают друг из друга два конфликта: любовный и социальный. Целесообразно обратиться к жанру пьесы для выявления основного конфликта в комедии «Горе от ума».

Роль любовного конфликта в комедии «Горе от ума»

Как и в традиционной классической пьесе, в основе комедии «Горе от ума» лежит любовная связь. Однако жанр этого драматического произведения – публичная комедия. Поэтому социальный конфликт преобладает над любовью.

Тем не менее, пьеса начинается с любовного конфликта. Уже в экспозиции комедии нарисован любовный треугольник. Ночная встреча Софьи с Молчалиным в самом первом появлении первого акта показывает чувственные предпочтения девушки. Также в первом появлении служанка Лиза напоминает Чацкого, которого некогда связывала с Софьей юношеская любовь. Таким образом, перед читателем разворачивается классический любовный треугольник: София — Молчалин — Чацкий. Но, как только Чацкий появляется в доме Фамусова, параллельно с любовной начинает развиваться социальная линия. Сюжетные линии тесно взаимодействуют друг с другом, и в этом своеобразие конфликта в пьесе «Горе от ума».

Для усиления комического эффекта пьесы автор вводит в нее еще два любовных треугольника (Софья — Молчалин — горничная Лиза; Лиза — Молчалин — буфетчик Петруш). Софья, влюбленная в Молчалина, не подозревает, что служанка Лиза ему намного дороже, на что он недвусмысленно намекает Лизе. Горничная влюблена в буфетчика Петрушу, но боится признаться ему в своих чувствах.

Публичный конфликт в пьесе и его взаимодействие с любовной линией

Основой социального конфликта комедии стало противостояние «века нынешнего» и «века минувшего» — прогрессивной и консервативной знати. Единственным представителем «текущего века», за исключением закулисных персонажей, в комедии является Чацкий. В своих монологах он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам». Ему чужды нравственные идеалы фамусовского общества, а именно стремление приспособиться к обстоятельствам, «послужить», если это поможет получить очередной чин или иные материальные блага. Ценит идеи Просвещения, в беседах с Фамусовым и другими персонажами защищает науку и искусство. Это человек, свободный от предрассудков.

Главный представитель «прошлого века» — Фамусов. В нем сосредоточились все пороки аристократического общества того времени. Больше всего его волнует мнение мира о себе. После ухода Чацкого с бала его заботит только то, «что скажет княгиня Марья Алексевна». Он восхищается полковником Скалозубом, глупым и поверхностным человеком, который только и мечтает «добыть» себе генеральское звание. Именно таким и хотел бы видеть Фамусов своего зятя, ведь у Скалозуба есть главное признанное миром преимущество — деньги. С упоением рассказывает Фамусов о своем дяде Максиме Петровиче, который во время неловкого падения на приеме императрицы был «удостоен высочайшей улыбки». Восхищения, по мнению Фамусова, достойна способность дяди «служить»: чтобы позабавить присутствующих и монарха, он упал еще два раза, но на этот раз нарочно. Фамусов искренне опасается прогрессивных взглядов Чацкого, ибо они угрожают обычному образу жизни консервативного дворянства.

Следует отметить, что столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» — это вовсе не конфликт отцов и детей «Горя от ума». Например, Молчалин, будучи представителем поколения «детей», разделяет взгляды фамусовского общества на необходимость завязывать полезные знакомства и умело использовать их для достижения своих целей. Такая же трепетная любовь у него к наградам и званиям. В конце концов, он общается с Софией и поддерживает ее увлечение им из желания угодить ее влиятельному отцу.

Софья, дочь Фамусова, не может быть отнесена ни к «текущему веку», ни к «прошлому веку». Ее противостояние отцу связано только с ее любовью к Молчалину, но не с ее взглядами на устройство общества. Фамусов, откровенно флиртующий со служанкой, заботливый отец, но не пример для Софьи. Молодая девушка достаточно прогрессивна в своих взглядах, умна, не заботится о мнении общества. Все это является причиной разногласий между отцом и дочерью. «Какое поручение, творец, быть отцом взрослой дочери!» Фамусов сокрушается. Однако она не на стороне Чацкого. Ее руками, а точнее словом, сказанным из мести, Чацкий был изгнан из ненавистного ему общества. Софья — автор слухов о безумии Чацкого. И мир легко подхватывает эти слухи, ведь в обличительных речах Чацкого каждый видит прямую угрозу своему благополучию. Таким образом, в распространении слуха о безумии главного героя в мире решающую роль сыграл любовный конфликт. Чацкий и Софья сталкиваются не на идейной почве. Просто Софья переживает, что бывший возлюбленный может разрушить ее личное счастье.

выводы

Таким образом, главной особенностью конфликта в спектакле «Горе от ума» является наличие двух конфликтов и их тесная взаимосвязь. Любовная связь открывает пьесу и служит поводом для столкновения Чацкого с «ушедшим веком».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *