Человеческая субъективность в свете современных вызовов когнитивной науки и информационно-когнитивных технологий. Материалы «круглого стола» — статья
В связи с техническими работами в центре обработки данных, часть прикреплённых файлов в настоящее время недоступна.
скрыть
Человеческая субъективность в свете современных вызовов когнитивной науки и информационно-когнитивных технологий. Материалы «круглого стола»статья
Статья опубликована в высокорейтинговом журнале
Информация о цитировании статьи получена из Scopus, Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 6 января 2019 г.
- Авторы: Лекторский В.А., Дубровский Д.И., Катунин А.В., Иванов Д.В., Труфанова Е.О., Черткова Е.Л., Яковлева А.Ф., Михайлов И.Ф., Щедрина И.О.
- Журнал: Вопросы философии
- Номер: 10
- Год издания: 2016
- Издательство: Наука
- Местоположение издательства: М.
- Первая страница: 5
- Последняя страница: 35
- Аннотация: Обсуждается вопрос о том, диктует ли развитие информационно-коммуникативных технологий и современные исследования в области когнитивных наук необходимость переосмысления или даже отказа от тех представлений о человеческой субъективности (сознания, самосознания, внутреннего мира, личной автономии), которые являются базовыми ценностями европейской культуры и отрефлектированы в европейской философии.
- Добавил в систему: Яковлева Александра Федоровна
Прикрепленные файлы
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Полный текст | kruglyij_stol_RNF.pdf | 25,2 МБ | 24 февраля 2017 [afyakovleva] |
1 Философский факультет МГУ имени М.В.Ломоносова Материалы научно-практической конференции 19 ноября 2014 года Москва, 2014 2 УДК 37 ББК 74 Г75 Гражданское образование: сущность, проблемы, перспективы : (Материалы конф. 19 ноября 2014 г.) / Ред. и сост. Е.В. Брызгалина, А.Н. Тихонов, П.Н. Костылев. – М.: Издатель Воробьев А.В., 2014. – (Электронное издание) ISBN 978–5–93883–246–6 Актуальные задачи развития отечественного образования связаны с созданием условий для становления нравственной гражданской позиции обучающихся на разных уровнях системы образования в контексте непрерывного образования. Формирование гражданской компетентности является результатом гражданского образования, и включает в себя знания, ценности и опыт действия. Однако понимание целей гражданского образования, его современной специфики, условий реализации имеет дискуссионный характер. Целью конференции стало выявление особенностей современного гражданского образования, осмысление проблем и противоречий его реализации на различных ступенях образовательной системы, рассмотрение перспектив развития гражданского образования в нашей стране и мире. Материалы научно-практической конференции будут полезны философам, психологам, социологам, педагогам, руководителям образовательных учреждений различного уровня, всем заинтересованным в обсуждении обозначенных проблем. Материалы научно-практической конференции могут быть использованы в учебном процессе. Материалы печатаются в авторской редакции. © Коллектив авторов
Каталог: media -> icollections -> collectioneditorship Скачать 2,12 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
От редакции: Исследование человеческой субъективности — PMC
- Список журналов
- Фронт Психол
- PMC9969842
В качестве библиотеки NLM предоставляет доступ к научной литературе. Включение в базу данных NLM не означает одобрения или согласия с содержание NLM или Национальных институтов здравоохранения. Узнайте больше о нашем отказе от ответственности.
Передний психол. 2023 год; 14: 1146775.
Опубликовано в сети 13 февраля 2023 г. doi: 10.3389/fpsyg.2023.1146775
, 1 , * , 2 и 3Информация об авторе Примечания к статье Информация об авторских правах и лицензиях Отказ от ответственности
В своем стремлении систематизировать знания общественные науки на протяжении всей своей истории натолкнулись на prima facie непреодолимое препятствие: субъективность. Из проблемы личного языка Витгенштейна (Wittgenstein, 1953; Kripke, 2004) до невозможности межличностных сравнений полезности (Lemieux, 2022), до споров об измерении счастья (Gardiner et al., 2020) или споров о самой возможности измерения психологических феноменов (Michell, 1999). ), призрак субъективности всегда присутствует, когда дело доходит до преодоления пропасти между одной индивидуальностью и другой.
Таким образом, можно сказать, что (интер)субъективность является границей социальных наук, что делает ее подходящей темой для этого выпуска Frontiers.
Тексты номера отражают широту и размах проблемы субъективности в науке, в ее эмпирическом, методологическом и теоретическом аспектах. Начиная с последнего, теоретическая статья номера обращается к субъективности с одной из ее граней — изучения сознания. В последние десятилетия материалистические предположения, лежащие в основе позитивистской научной практики, подвергались резкому сомнению из-за их неспособности объяснить сознание («сложная проблема», Melloni et al., 2021) без обращения к онтологическому дуализму. Из этих вопросов возникла альтернатива онтологического первенства сознания; то есть, что конечной основой реальности является сознание (и, следовательно, субъективность), из которого происходит материя (Битбол, 2008). Эта позиция обрамляет статью « Является ли сознание первым в виртуальной реальности?
Субъективность присутствует на методологическом уровне как задача индивидуализации и измерения «объективно» (т. е. независимо от восприятия) субъективных аспектов человеческого состояния, от личностных черт до переживаний или значений. Авторы « Строгая идиография: Изучение субъективных и идиографических данных с помощью строгих методов — Метод расстройств »связывает это противопоставление между субъективностью и объективностью с двумя другими, распространенными в психологической литературе: между идиографическим (информация об отдельном человеке) и номотетическим (информация что позволяет сравнивать человека со сверстниками по заданному измерению), а также между качественным и количественным (Эванс и др.). Цель его статьи — преодолеть разрыв между этими полюсами, предложив элегантный, но статистически строгий метод проверки того, содержат ли чисто субъективные, идиографические и качественные данные достоверную и объективную информацию: метод расстройств.
Еще одним способом преодоления этого разрыва стало использование смешанных методов, среди которых выделяется метод репертуарной сетки (Osterberg-Kaufmann, 2022). В кратком отчете « Я-концепция через 6 месяцев после черепно-мозговой травмы и ее связь с эмоциональным функционированием» показано, что данная методика способна демонстрировать изменения в Я-концепции пациентов, перенесших черепно-мозговую травму, соотнося их с удовлетворенностью жизнью. тревожность и качество жизни (Mascialino et al.).
Влияние субъективности на поведение анализируется в статье « Экологичность утомительна для темных личностей, но полезна для светлых: выборочное исследование опыта, в котором изучается субъективность проэкологического поведения », в которой используются экологические мгновенная оценка, позволяющая собирать опыт информантов по мере их естественного появления из контекста (Кезенхаймер и Грейтемайер). Авторы показывают, что люди с проэкологическими установками и/или «светлой» личностью (вера в человечество, гуманизм и кантизм) не только ведут себя проэкологически в повседневной жизни, но и воспринимают проэкологическое поведение как менее обременительное и более выгоднее, чем люди с «темной» личностью (макиавеллизм, садизм, нарциссизм или психопатия).
Последний текст монографии посвящен преимущественно субъективности: психотерапии. Целью « Выявление динамических паттернов личностных позиций у пациента с диагнозом пограничное расстройство личности и терапевта во время эпизодов изменения психотерапии
» является изучение процессов субъективной трансформации пациента с диагнозом пограничное расстройство личности (Mellado et al. др.). С этой целью авторы выделяют ключевые эпизоды изменений (определяемые как трансформации субъективных теорий Я пациента) и внутри них Я-состояния, через которые проходят как пациент, так и терапевт (судя по диалогическим позициям, которые они занимают). по отношению к собеседнику). Таким образом, они представляют доказательства существования динамических интерактивных паттернов между позициями пациента и терапевта и их влияния на улучшение состояния последнего.Как видно, пять статей этого номера рассматривают проблему субъективности с разных сторон, в разных областях и с помощью разных методологий, поэтому мы уверены, что они будут интересны исследователям, которые отважатся ступить в бурное море субъективизм в науке.
ЭО написал первый черновик рукописи. Все авторы внесли свой вклад в доработку рукописи, прочитали и одобрили представленную версию.
Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Все претензии, изложенные в этой статье, принадлежат исключительно авторам и не обязательно представляют претензии их дочерних организаций или издателя, редакторов и рецензентов. Любой продукт, который может быть оценен в этой статье, или претензии, которые могут быть сделаны его производителем, не гарантируются и не поддерживаются издателем.
- Битбол М. (2008). Является ли сознание первичным? Нейроквантология 6, 53–72. 10.14704/nq.2008.6.1.157 [CrossRef] [Google Scholar]
- Гардинер Г., Ли Д., Барански Э., Фандер Д., участники проекта «Международные ситуации» (2020). Счастье во всем мире: комбинированный этико-эмический подход в 63 странах. ПЛОС ОДИН 15, e0242718. 10.1371/journal.pone.0242718 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Kripke SA (2004). Витгенштейн о правилах и частном языке: элементарное изложение (перепечатано изд.). Оксфорд: Блэквелл. [Академия Google]
- Лемье П. (2022). Межличностные сравнения полезности. Econlib. Доступно в Интернете по адресу: https://www.econlib.org/interpersonal-comparisons-of-utility/ (по состоянию на 15 января 2023 г.).
- Меллони Л., Мудрик Л., Питтс М., Кох К. (2021). Облегчение трудной проблемы сознания. Наука 372, 911–912. 10.1126/science.abj3259 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Michell J. (1999). Измерение в психологии: критическая история методологической концепции.
Кембридж: Издательство Кембриджского университета. 10.1017/CBO97805114
[CrossRef] [Google Scholar]
- Остерберг-Кауфманн Н. (2022). Инновационные эмпирические исследования легитимности: анализ репертуарной сетки. Передний. полит. науч. 4, 832250. 10.3389/fpos.2022.832250 [CrossRef] [Google Scholar]
- Wittgenstein L. (1953). Философские исследования: немецкий текст с исправленным английским переводом. Оксфорд: Блэквелл. [Google Scholar]
Здесь представлены статьи Frontiers in Psychology, любезно предоставленные Frontiers Media SA
Анализ субъективности в экзистенциализме — это гуманизм
Анализ субъективности в экзистенциализме — это гуманизм | ЛитЧартсВ широком смысле субъективность означает факт существования субъекта — того, кто воспринимает мир и действует со своей собственной, индивидуальной точки зрения. Это контрастирует с объективностью, которая предполагает универсальный и беспристрастный взгляд на мир. Сартр утверждает, что каждый человек является моральным субъектом и, следовательно, весь человеческий опыт субъективен. Субъективность человека включает в себя его проекцию себя или его образ самого себя, а также сознательно выбранные действия и заботы, которые делают его тем, кто он есть. Для Сартра субъективность — одна из определяющих характеристик человеческого состояния; оно вытекает непосредственно из того факта, что существование предшествует сущности, потому что отсутствие у людей предопределенной сущности означает, что они должны представлять себя субъектами, постоянно строящимися в направлении своих сущностей.
Цитаты о субъективности в
Экзистенциализм — это гуманизм Все приведенные ниже цитаты Экзистенциализм — это гуманизм либо произносятся Субъективностью, либо относятся к Субъективности. Для каждой цитаты вы также можете увидеть другие связанные с ней термины и темы (каждая тема обозначается своей точкой и значком, например: ).Многие удивятся тому, что я скажу здесь о гуманизме. Попытаемся выяснить, в каком смысле мы это понимаем. В любом случае, начнем с того, что под «экзистенциализмом» мы подразумеваем доктрину, которая делает возможной человеческую жизнь, а также утверждает, что каждая истина и каждое действие подразумевают окружение и человеческую субъективность.
Родственные символы: (динамик),
Номер страницы и ссылка: 18
Объяснение и анализ:Человек — это действительно проект, имеющий субъективное существование, в отличие от клочка мха, распространяющегося грибка или цветной капусты. До этой проекции себя ничего не существует, даже в божественном разуме, и человек обретет существование только тогда, когда он станет тем, кем он себя считает, а не тем, чем он хотел бы быть.
Родственные символы: (динамик)
Номер страницы и ссылка: 23
Объяснение и анализ:Разблокируйте с помощью LitCharts A +
Вопреки философии Декарта или Канта, когда мы говорим «я мыслю», каждый из нас обретает себя в присутствии другого, и мы так же уверены в другом, как и в другом. от нас самих. Следовательно, человек, который осознает себя непосредственно в cogito, воспринимает также и всех других, и он делает это как условие своего собственного существования. Он понимает, что не может быть ничем (в том смысле, в каком мы говорим о ком-то духовном, или жестоком, или ревнивом), пока другие не признают его таковым.
Родственные символы: (динамик),
Номер страницы и ссылка: 41
Объяснение и анализ:Разблокировать с помощью LitCharts A +
У слова «гуманизм» есть еще одно значение. В основном это так: человек всегда находится вне себя, и именно в проецировании и потере себя за пределы себя реализуется человек; а с другой стороны, именно в погоне за трансцендентными целями он способен существовать. Поскольку человек есть эта трансцендентность и схватывает объекты только в связи с этой трансцендентностью, он сам является ядром и средоточием этой трансцендентности. Единственная существующая вселенная — это человеческая вселенная — вселенная человеческой субъективности.
Родственные символы: (динамик)
Номер страницы и ссылка: 52
Объяснение и анализ:Разблокировать с помощью LitCharts A +
Хронология термина «субъективность» в
«Экзистенциализм — это гуманизм»На приведенной ниже временной шкале показано, где появляется термин «субъективность» в «Экзистенциализм — это гуманизм» . Цветные точки и значки указывают, какие темы связаны с этим внешним видом.
… является не склонной к действию, просто созерцательной философией, и, во-вторых, что она остается захваченной «чистой субъективностью » Декарта — другими словами, что сосредоточение экзистенциализма на значении индивидуального «я» приводит к … (полный контекст)
… определяется какой-то туманной «человеческой природой». Он называет эту способность определять себя « субъективностью ». (полный контекст)
Сартр обращается к концепции субъективность и утверждает, что человеческий субъект является «проектом» — как в смысле непрерывного… (полный контекст). (полный контекст)
Сартр соглашается с тем, что экзистенциализм начинается с индивидуальной субъективности , и уточняет, что его основополагающая истина — это знаменитое декартовское «Я мыслю, следовательно, я существую».