7 базовых эмоций, которые лежат в основе всех чувств
Предполагается, что наши эмоции имеют корни в так называемых драйвах — основных физиологических врождённых потребностях, таких как: голод, жажда, сексуальное влечение, потребность в выведении продуктов жизнедеятельности, избегание боли и поиск удовольствия (комфорта). Почему именно такой список, думаю, объяснять не надо.
Но появилась необходимость более эффективного способа мобилизации энергии (силы) для выживания, стимулирования и направления физической, а со временем, и мыслительной активности, для отбора сигналов, действующих на восприятие мира. Эмоции и чувства стали выполнять постепенно эти функции — по крайней мере, у высокоразвитых животных это уже можно наблюдать.
- Как результат, возникли первые эмоции, и ставшие базовыми для всех остальных чувств и переживаний — как ответ на потребность выживать и познавать мир.
Теорий происхождения чувств и взглядов на то, какие эмоции считать первичными и основными, существует немало — вы с ними сможете ознакомиться самостоятельно, если понадобится.
Я выделяю следующие базовые эмоции, лежащие в основе всех иных человеческих чувств. По моему мнению, их семь: интерес, радость, печаль, злость, отвращение, страх и удивление. Интересно так же отметить, как связаны были эти базовые эмоции на этапе их возникновения с основными процессами выживания особи и адаптации ее к окружающему миру.
Интерес рождает, мотивирует, подпитывает и усиливает желание изучать окружающий мир, активность и поиск удовольствия.
Радость связана с принятием и поглощением пищи и воды, с удовлетворением влечений (в том числе и сексуальных), это реакция на получение удовольствия.
Печаль — реакция на утрату объекта, приносящего удовольствие.
Злость (гнев) — то, что помогало устранению и разрушению препятствий на пути получения удовольствия (удовлетворения).
Страх — реакция защиты, убегания или предупреждения возможной боли или угрозы.
Отвращение — реакция отторжения.
Удивление — сиюминутная реакция на контакт с чем-то незнакомым, необычным.
Как результат, удивление приводит к быстрой смене предыдущих эмоций — реакций, к перемене прежнего действия или его быстрому прекращению.
Эмоции чаще всего проявляются во взаимодействии, усиливая, подавляя друг друга, или перетекая из одной в другую. Так страх, наверняка часто был связан с отвращением и злостью, а интерес переходил в радость. С развитием человека и его способности реагировать на изменяющиеся условия жизни, стали возникать более сложные чувства и эмоциональные реакции.
Как эмоции превращаются в чувства?
Естественно, теперь причины возникновения этих эмоций стали более разнообразными, ситуации их возникновения усложнились, и к этим семи эмоциям добавилось много нового. Тогда для чего нужно сейчас это выделение базовых эмоций и прослеживание причин их первоначального возникновения?
Все это можно использовать, сравнивая с математикой или географией, как систему координат. А так же, используя сравнение с едой, можно сказать, что эти семь эмоций являются основными базовыми ингредиентами наших современных разнообразных чувственных и вкусовых переживаний. И понимание их происхождения помогает нам класть те или иные (и не класть плохо совместимые) составляющие в нужный момент и на нужных пропорциях в наши эмоциональные блюда и чувственные коктейли, чтобы готовить их грамотно: хорошего качества и на пользу себе. Как готовится такой коктейль переживаний?
Выбор этой системы координат — семь основных эмоций — позволяет нам с вами подобрать ключики к многочисленным чувствам и переживаниям, количество которых уже трудно посчитать.
Слава богу (или природе, или нам самим), от животных предков мы ушли далеко. И потому эмоциональная наша жизнь стала намного сложнее, да и выше указанные эмоции мы уже переживаем не только в тех случаях.Ряд психологов — исследователей, а так же писателей или философов, называют среди основных человеческих эмоций так же и стыд, и испуг, и надежду, и презрение, и любовь. .. Спору нет, в нашей жизни эти чувства (и не только) играют немалую роль, и по лицам и поступкам людей читаются хорошо.
Даже маленькие дети начинают некоторые их этих чувств выражать на самом раннем этапе своего развития. Но мне эти чувства кажутся уже производными от тех семи основных, и потому в этой книге для простоты разбора и понимания я семь основных эмоций буду называть именно эмоциями, а остальное — производное от них, путем ли смешения, изменения интенсивности, направленности или наложения на действие (об этом позже) — чувствами и переживаниями.
Например, такое чувство, как презрение образуется из двух фундаментальных эмоций, как гнев и радость: злюсь на объект презрения и одновременно радуюсь, что лучше его. Из тех же эмоций состоит азарт, но в иных пропорциях и с направлением внимания на будущее: гнев на препятствие и радость от представления о том удовольствии, что будет получено в результате преодоления этого препятствия.
В ненависти есть элементы гнева и удивления, к тому же и интереса. А любовь (одна из её разновидностей) состоит из интереса и радости: интерес — влечение к объекту и радость от соединения с ним (принятия его). При желании люди добавляют к этому чувству и страх, и печаль, и гнев, и удивление, и получаются иные виды любви, хотя в основе этого чувства лежат именно эти две фундаментальные эмоции. Как ни крути: если нет интереса или радости, то нет и любви, а что-то получается совсем иное, хотя возможно и порождённое этим чувством. Но об этом — в отдельной главе.
Таким образом, по аналогии с музыкой, где семь нот становятся основой для создания бесконечного количества вариантов сочетаний звуков и мелодий, семь основных эмоций становятся базой для создания бесконечных и разнообразных переживаний, чувств и настроений.
Вполне резонно может возникнуть вопрос, а не лишит ли этот логический разбор и эта классификация наши эмоции их неповторимости, яркости и силы, не сделает ли нашу жизнь скучной и чувственно бедной?
Но ведь понимание, из чего и как создаётся музыка, не лишает людей, слушающих её, способности наслаждаться мелодиями и звуковыми сочетаниями, и при этом помогает лучше понимать музыку и даже её сочинять, совершенствуясь в этом.
Точно так же понимание законов рождения и изменения наших чувств не лишает нас способности их переживать. К тому же оно добавляет возможность испытывать именно те чувства, которые мы выбираем (то есть слушать нужную нам музыку), и помогать другим чувствовать рядом с нами то, что нам кажется необходимым или оптимальным для общения (музыку, которую лучше слушать вместе).
Автор: Игорь Незовибатько, актер, режиссер, тренерСТАТЬИ на эту же ТЕМУИнновационное мнение о природе страха
Техники защиты от негативных эмоций при общении
Что же такое эмоции, и можно ли их обуздать?
Для чего нужно индивидуальное эмоциональное зонирование своего дома?
Позитив любой ценой, или «хорошие» и «плохие» эмоции
Преодоление негативных эмоций гнева и обиды
Эмоции под контролем
Ароматерапия как оружие в борьбе с женским стрессом
Открытые мероприятия | ||
---|---|---|
ср, 31 Мая, 2023 — 20:00он-лайн | Таро: консультации, обучение и личная проработка. Понимание карт через кино | 1200 грн |
ср, 31 Мая, 2023 — 20:00он-лайн | Магия Кукол. Мастер-класс по созданию, актвации, программированию магических кукол и ритуалы с ними. | 900 грн200 грн |
чт, 1 Июня, 2023 — 18:00Одесса | Тибетские пульсации | 1000 грн |
чт, 1 Июня, 2023 — 20:00он-лайн | Практическая Магия Планет. Научись управлять своей Судьбой при помощи энергии Планет. | 9000 грн1000 грн |
Яркие чувства: нейросеть читает настоящие эмоции человека по цвету его лица
Общество
20 марта 2018, 20:58
Читать 360tv в
—
Новый компьютерный алгоритм с высокой точностью определяет, что на самом деле чувствует человек, сообщает Daily Mail. Для этого ему достаточно провести анализ цветовой гаммы вашего лица.
Все на лице написано
Самообучающаяся нейросеть была разработана командой ученых из университета Огайо в рамках исследования связи между эмоциями и центральной нервной системой человека и может перевернуть наше представление о природе чувств — оказывается, нас и правда можно прочесть как открытую книгу, надо только разбираться в оттенках.
Наши эмоции и внутреннее устройство организма непосредственно связаны, отмечает один из авторов научной работы, профессор Алекс Мартинез. По его словам, эмоции в начале рождаются как импульсы нервной системы, которые влияют на то, как кровь приливает или отливает от нашего лица. Различные кровеносные сосуды под нашей кожей в итоге создают уникальный цветовой спектр, характерный для каждой эмоции.
«Покраснел как рак», «стал бледным как смерть», «позеленел от зависти» — еще рвньше люди знали, что сильные чувства изменяют наш облик. Но даже если человек кажется невозмутимым и умеет скрывать свои эмоции, — его могут выдать почти незаметные изменения в окрасе лица.
Эти изменения заметны человеческому взгляду и часто, — пусть и на подсознательном уровне, — влияют на нашу оценку другого человека, утверждают исследователи. Мы можем неверно интерпретировать той или иной цвет, вот почему даже близкие люди иногда ошибочно «считывают» эмоции друг друга и принимают, допустим, ярость за испуг.
Как полагают ученые, только нейросеть своим «холодным разумом» способна разгадать тайну чувств самого хладнокровного человека и выдать точный профиль его эмоционального состояния.
Цвет радости
Для создания алгоритма были проанализированы сотни фотографий, зафиксировавшие самые разные выражения лица волонтеров — причем изучались не характерные конфигурации лицевых мышц, а исключительно изменения цвета человеческого лица. Распределив все фотографии по цвету, ученые загрузили их в нейросеть. Компьютерный анализ подтвердил — чтобы не выражало лицо, его цвет врать не будет.
Все человеческие эмоции от грусти до радости имеют свои уникальные цветовые «подписи». Причем, «подписи» не зависят от пола, национальности и цвета кожи. Согласно данным исследования, палитра уникальных красок наших эмоций одинакова для всех людей.
Чтобы перепроверить свой метод, команда ученых пригласила 20 волонтеров на специальный тест. Им показали ряд фотографий на котором люди в разном эмоциональном состоянии стараются выглядеть максимально нейтрально. Волонтерам надо было понять состояние человека и выбрать правильный ответ из списка 18 эмоций — единственной подсказкой были цветные пятна на лицах.
Цвета были нарочно усилены. Например, на одной из фотографий у человека ярко красные щеки и синеватый оттенок подбородка — 70% респондентов правильно определили, что мужчина счастлив.
В зависимости от сложности эмоции, процент угадывания падал — гнев распознали только 65% участников эксперимента. Чтобы еще больше усложнить задачу, следующая серия фотографий была обработана на компьютере и на улыбающиеся или огорченные лица были наложены цветовые палитры совсем других эмоций. Подопытные заподозрили нечто неладное, но не смогли точно определить, что не так с изображениями.
Как рентгеном
Нейросеть тоже пока неидеальна, но ее способность видеть истинные человеческие чувства вполне может испугать не только убежденных противников искусственного интеллекта. Так, алгоритм определяет «счастливые» эмоции в 90% случаев, а ярость и гнев — в 80%. Хуже всего нейросети поддается человеческий страх, его она определяет с 70% точностью.
Ее секрет заключается в отсутствии человеческого фактора. Алгоритм просто фиксирует расположение зеленых, синих, красных, голубых и желтых оттенков на участках нашей кожи, затем сравнивает полученную «карту лица» со своей базы данных. Постепенно, он учится определять самые скрытые и сложно определяемые эмоции вроде сексуального желания, сочувствия или даже ностальгии. К примеру, отвращение к чему-либо связано с появлением голубовато-желтого оттенка вокруг губ в сочетании с красно-зеленоватыми пятнами в районе лба и носа.
Точному определению эмоций может помешать такая банальная вещь как волосяной покров — видимо, речевой оборот «скрыл улыбку в бороде» появился далеко не случайно. Ученые даже задались вопросом — не являются ли относительно безволосые лица людей плодом эволюции.
У нас гораздо меньше лицевой растительности, чем у обезьян. Этот факт может говорить о том, что наши дальние предки видели преимущество в демонстрации своего румянца — научная работа, по сайту Университета Огайо.
Данные исследования имеют практическую пользу для разработчиков искусственного интеллекта, антропологов и нейробиологов. Они могут быть применены для разработки более совершенных детекторов лжи или приняты во внимание сотрудниками отделов кадров и профессиональными переговорщиками.
Правда, систему можно обмануть, о чем говорят сами ученые. Знания об уникальной палитре каждой эмоции могут быть использованы для маскировки эмоций с помощью косметики. А если постараться, то с помощью мейкапа можно нарисовать радость или, наоборот, грусть. Уже сейчас можно говорить о новом поколении «смартметики», которая поможет вам выглядеть не красивее или моложе, а веселее или грустнее.
В таком случае, придется рассчитывать на более продвинутые нейросети, вроде японского изобретения, которое научилось читать некоторые мысли людей.
Авторы:
Алексей Йесод
12 странных эмоций, которые вы можете испытать во время социальной изоляции
Кризис, вызванный Covid-19, привел к изоляции и социальной изоляции. В результате мы можем испытывать разные эмоции или испытывать типичные эмоции по-разному.
Вот 12 странных эмоций, которые люди могут испытать на карантине. Какие вы испытали?
1. Синдром дня сурка. Это взято из фильма Билла Мюррея «День сурка» и указывает на то, что каждый день похож на любой другой. В результате каждый день сливается воедино, и мы теряем чувство времени («Какой сегодня день недели?»).
Обычно при синдроме дня сурка время летит незаметно (подробнее об этом читайте здесь), но в контексте карантина, дата окончания которого неизвестна, мы можем попеременно чувствовать, что дни тянутся, и что они приближаются.
2. Дежа вю. Этот известный психологический феномен представляет собой ощущение, что вы уже были здесь раньше или что вы повторяете событие. Иногда мы можем сталкиваться с этим, выполняя работу по дому, и думать: «Разве я уже не делал этого?»
3. Трепет. Как правило, пребывание взаперти и в изоляции во время пандемии вызывает негативные эмоции, а благоговение — очень позитивная эмоция. Однако я вижу, что люди публикуют фотографии красивых пейзажей и захватывающих дух видов, которые могут вызвать мгновенное чувство восторга и думать о великих местах, в которые вы можете отправиться, когда все это закончится.
4. Онизм. Глядя на эти внушающие благоговейный трепет фотографии, вы можете почувствовать грусть и разочарование, понимая, как мало вы на самом деле сможете увидеть в своей жизни. Это онизм — первое из нескольких странных чувств, описанных в очень интересном Словаре неясных печалей Джона Кенига.
5. Хризализм. Это ощущение уюта и безопасности, которое можно испытать, когда вы заперты, но на улице ненастная и ненастная погода, а внутри вы в безопасности и тепле.
6. Зондер. Еще одно «неясное горе» — это осознание того, что вас окружают миллионы других людей, которые доживают свою жизнь, тоже сидя на корточках, но их жизнь так же сложна или даже сложнее, чем ваша собственная.
7. Енумент. Возможно, вам хотелось быть более дальновидным при подготовке к самоизоляции — заранее запастись провизией, исправить критические ошибки и т. д. Раздражение — это ощущение, что вы хотели бы вернуться в прошлое и рассказать себе о будущем, чтобы вы могли бы лучше подготовиться.
8. Состояние фуги. Психологический феномен, при котором человек просто «отключается» и не помнит о том, что произошло в течение определенного периода времени. Будучи социально изолированным, вы можете испытать легкую форму этого. Или, если вы выпили слишком много вина.
9. Кенопсия. Я испытываю это почти каждый раз, когда возвращаюсь в офис своего колледжа во время изоляции. Кенопсия — это жуткое чувство, когда видишь заброшенное место, которое когда-то было полно людей. Я чувствую это, когда смотрю на торговые центры колледжа, мимо классных комнат и общежитий, и в поле зрения нет ни души.
10. Эллипсизм. Когда чувство отчаяния приходит из-за социальной изоляции, у вас может возникнуть чувство, что вы не доживете до того, чтобы увидеть будущее — увидеть, как растут ваши внуки или правнуки.
11. Злорадство. Довольно известная психологическая эмоция, когда человек радуется несчастью других. Мы часто не признаемся в этом чувстве, но вы можете испытать его, когда увидите людей, подвергающих себя риску заражения вирусом на пляжах, протестах или запрещенных общественных собраниях, и молча надеетесь, что они могут заразиться, чтобы осознать ошибку их пути.
12. Гнаше. Я оставлю вас с этой очень странной эмоцией из «Словаря неясных печалей», но она может возникнуть после месяцев социальной изоляции. Гнаше — это название, данное желанию глубоко укусить предплечье того, кого вы любите!
Первоначально опубликовано в Psychology Today
Рональд Э. Риджио, доктор философии, профессор Генри Р. Крависа в области лидерства и организационной психологии и бывший директор Института лидерства Крависа в колледже Клермонт Маккенна. Профессор Риджио является автором более 100 книг, глав в книгах и исследовательских статей в области лидерства, центров оценки, организационной психологии и социальной психологии. Его последние книги: «Исследования лидерства» (Элгар, 2011 г.), «Искусство подчинения и практика лидерства» (Джосси-Басс, 2008 г., 2007 г.), «Применение невербального поведения» (под редакцией Роберта С. Фельдмана; Эрлбаум, 2005 г.) и «Трансформационное лидерство» (2-е изд. ), в соавторстве с Бернардом М. Бассом (Erlbaum, 2006). Профессор Риджио является заместителем редактора The Leadership Quarterly и входит в редакционные советы журналов Leadership, Leadership Review, Group Dynamics и Journal of Nonverbal Behavior. колонка, посвященная проблемам / проблемам на рабочем месте.
Брене Браун считает, что вам следует рассказать об этих 87 эмоциях
Почему люди быстро говорят, что завидуют кому-то, но не признаются в своей зависти? В чем разница между стыдом и виной? Чувство безнадежности — это то же самое, что чувство отчаяния? Вот вопросы, на которые Брене Браун, профессор социологии, ставшая автором бестселлеров и консультантом по вопросам лидерства, пытается ответить в своей новой книге « Атлас сердца: картографирование значимых связей и языка человеческого опыта».0080 , дата выхода 30 ноября.
Хотя некоторым эти вопросы могут показаться тривиальными таксономическими вопросами, Браун считает, что способность точно называть чувства является важным навыком, особенно в дни разделения. «Если мы хотим найти путь к себе и друг к другу, нам нужен язык, — пишет она, — и обоснованная уверенность, чтобы рассказывать свои истории и быть хранителями историй, которые мы слышим».
В ходе опросов, проведенных среди 7000 человек в течение пяти лет, Браун и ее команда обнаружили, что в среднем люди могут определить только три эмоции, которые они на самом деле испытывают: счастье, печаль и гнев. Для Браун, которая сделала себе имя, освещая более тонкие контуры эмоционального ландшафта людей, этого недостаточно. Итак, в Атлас Сердца, она намеревается нанести на карту 87 различных эмоций, указав отличительные черты каждой из них.
Разница между виной и стыдом, например, как поклонники Браун уже знают из ее чрезвычайно популярных выступлений на Теде, ее пяти предыдущих бестселлеров № 1 и ее серии лекций на Netflix, заключается в том, что вина говорит людям, что они сделали что-то плохое, в то время как стыд говорит людям, что они что-то плохое. Разница между завистью и ревностью заключается в том, что зависть материализуется, когда кто-то хочет чего-то, что есть у кого-то другого — внешность, статус и богатство — это большое трио, а ревность — это ощущение, что отношения находятся под угрозой. Безнадежность — это мимолетный страх, что задача слишком сложна, а отчаяние — это ощущение, что жизнь слишком сложна. И так далее.
В качестве потенциального картографа человеческого опыта Браун является хорошим кандидатом. Она доктор чувств Фаучи; она может брать сложные предметы, требующие многолетнего изучения, и объяснять их понятным и обнадеживающим образом. Но в отличие от самого известного чиновника общественного здравоохранения Америки, Браун может быть более активным участником. В Атлас Сердца она часто щелкает своей личной биографией, используя свою собственную жизнь в качестве источника экспозиции. Браун мимоходом упоминает, что она из неблагополучной, но высокоэффективной семьи, и что она выздоровевшая от алкоголизма, заядлая пловчиха, бывшая официантка, обиженная, перфекционистка и склонная к сравнению, среди прочего.
Она даже следует своим собственным советам и становится уязвимой, признавая, что допустила ошибку в своей предыдущей работе. «В течение двух десятилетий я говорила: «Нам нужно понимать эмоции, чтобы мы могли распознавать их в себе и в других», — пишет она. «Ну, позвольте мне прямо сейчас заявить: я больше не верю, что мы можем распознавать эмоции других людей, независимо от того, насколько хорошо мы понимаем человеческие эмоции и переживания или насколько много у нас языка». Это делается не для того, чтобы отвергнуть психотерапию (мы полагаем), а для того, чтобы побудить людей говорить о том, через что они проходят, а не ожидать, что другие узнают об этом, и слушать, а не гадать.
Эта формула, очень человеческая жизнь + очень тщательное исследование, поддерживала работу Браун в течение 20 лет, начиная с Ted Talk, который сделал ее знаменитой. Браун хочет, чтобы люди «полагались» на свои чувства, но она также хочет, чтобы это было весело. (В прошлый раз, когда я писал об авторе, мы провели часть интервью на качелях в парке, по ее просьбе.) В Атласе Сердца 87 эмоций, которые она описывает, собраны в 13 массивов суши, каждый из которых помечен как пункт назначения: «Места, куда мы ходим, когда сравниваем», например, или «Места, куда мы ходим, когда это за пределами нас».
Иллюстрации в стиле комиксов повсюду. А Браун вводит — или пытается популяризировать — новые концепции. «Рассказ-управление» — это когда кто-то объясняет свою проблему, а слушатель не отмахивается и не пытается сразу решить свою проблему. «Близкие враги» подобны недоразумениям; когда реакция на ситуацию кажется подходящей, но на самом деле ухудшает ситуацию. Жалость — ближайший враг сострадания, а сентиментальность — ближайший враг любящей доброты.
Книга, проданная HBO Max как серия без сценария еще до того, как она была опубликована, является ее самой удобной для чтения, но, возможно, и самой тонкой. Объяснить 87 эмоций, изучить исследования вокруг них, предложить ответы и побудить людей исследовать себя, и все это на легко усваиваемых 300 страницах — это сложная задача. И читатели могут почувствовать растяжки. Большая часть книги — это большие цитаты, но есть и менее убедительные разделы. Разве «горько-сладкий» не говорит сам за себя? Что делает «ирония» в списке эмоций?
Удовольствием от прочтения предыдущей работы Брауна было зарождающееся самопознание, поскольку она тщательно и старательно развязывала узлы, связывавшие сердца читателей и препятствовавшие их способности справляться с обстоятельствами.