Человеческий мозг на сколько процентов задействован: Учёные против мифов: на сколько процентов работает мозг и зависит ли интеллект от числа извилин — 12 сентября 2017

Что мы знаем о нашем мозге: популярные заблуждения

08 ноября 2011 19:15

Человеческий мозг не зря является одним из самых сложных произведений матери-природы – даже ученые не всегда могут ответить на тот или иной вопрос, связанный с нашим сознанием. Британские журналисты развенчивают самые популярные заблуждения о работе человеческого мозга.

Человеческий мозг не зря является одним из самых сложных произведений матери-природы – даже ученые не всегда могут ответить на тот или иной вопрос, связанный с нашим сознанием. Журналисты британской телерадиовещательной компании BBC развенчивают самые популярные заблуждения о работе человеческого мозга.

Люди используют лишь 10% потенциала собственного мозга

Об этом нам твердят со школьной скамьи. Многие наверняка фантазировали, как было бы здорово «разблокировать» оставшиеся 90% мозга. Впрочем, согласно исследованиям последних лет, утверждение о том, что человеку подвластна лишь небольшая часть собственного мозга, оказалось неверным.

По словам профессора Софи Скотт из лондонского Института когнитивной науки, в течение жизни человеку остается недоступным лишь ничтожно малый процент мозгового потенциала.

«Совершая простейшие физические действия (например, сжимая пальцы в кулак), мы используем гораздо больше 10% собственного мозга. В процессе сокращения мышц и мускул участвует огромное количество мозговых клеток», — говорит профессор Скотт.

Правое и левое мозговые полушария отвечают за разные процессы

Считается, что правое полушарие мозга отвечает за логику и рациональное мышление, а левое – за образное мышление, фантазию, интуицию и творчество. Поэтому, пишут авторы многих научно-популярных книг, если вы творческий человек, значит, у вас лучше развито правое полушарие мозга. А если вы, к примеру, прекрасный математик или расчетливый бизнесмен, значит, ваша голова «повернута» влево.

«Мозговые полушария действительно выполняют разные функции, но процесс их работы и взаимодействия устроен гораздо сложнее, чем об этом пишут во многих школьных учебниках и книгах типа «Психология для чайников». Если вы творческий человек, но ничего не смыслите в математике, это не значит, что, научись вы активнее задействовать левое полушарие, то станете специалистом в точных науках. Мозговые полушария взаимодействуют друг с другом с помощью сплетения нервных волокон, которое называется мозолистым телом. Полушария работают сообща, дополняя друг друга», — заявляет профессор Скотт.

Многие люди чутко реагируют на полнолуние

Считается, что при полнолунии люди начинают чаще сходить с ума и странно себя вести. Кто-то говорит, что не может спать при полной луне, многие врачи и полицейские заявляют, что при полнолунии в разы увеличивается число преступлений, несчастных случаев и прочих неприятностей. Профессор Эрик Чадлер, много лет посвятивший изучению этого вопроса, говорит, что лунный свет никак не влияет на сознание людей.

«Врачи и полицейские, которые говорят о том, что при полнолунии у них всегда больше работы, чем обычно, пытаются связать между собой два факта, которые в действительности не имеют друг другу никакого отношения. К примеру, за ночь в больницу попало 20 человек. Врач смотрит на небо и видит полную Луну, после чего делает вывод, что эти события связаны. При этом, когда через две недели к нему за ночь попадут 30 человек, а Луна уже не будет полной, он вряд ли будет винить небеса в том, что у него прибавилось работы», — считает профессор Чадлер.

в мире новости

Ранее по теме

• Создана первая полная карта мозга насекомого
  • НИУ ВШЭ: мозг космонавтов приспосабливается к жизни в космосе
  • Маска для сна улучшает память и концентрацию на следующий день
  • Неизвестное заболевание мозга обнаружили у троих детей
  • 319 миллионов лет: обнаружен древнейший мозг позвоночного животного
  • Настройка работы мозга ускоряет обучение всего за полторы секунды

Правда ли, что мозг задействуется нами только на 10%?

Существует мнение, что человеческий мозг задействуется нами только на 10%. Вероятно, именно поэтому человек не может придумать, как его развить на 100%.

Вопрос: почему тогда так устроен мозг и как всё-таки можно заставить его работать на все сто?

Миф о работе мозга

«Это неправда! Утверждение о том, что человеческий мозг работает на 10% (5%, 3%), — это старый, абсолютно неверный и совершенно неубиваемый миф. Разберемся, откуда он взялся.

В середине прошлого века было совершенно непонятно, как мыслит человек (сейчас это тоже непонятно, но уже на другом уровне). Но кое-что было известно — например, что мозг состоит из нейронов и что нейроны могут генерировать электрические сигналы.

Некоторые ученые тогда считали, что если нейрон генерирует импульс, то он работает, а если не генерирует — значит, «ленится».

И вот кому-то пришла в голову мысль проверить: какое количество нейронов в целом мозге «трудится», а какое — «бьет баклуши»?

Нейронов в мозге несколько миллиардов, и было бы чистым безумием измерять активность каждого из них — это заняло бы много лет. Поэтому вместо того, чтобы изучать все нейроны подряд, ученые исследовали только небольшую часть, определили среди них процент активных и предположили, что по всему мозгу этот процент одинаков (такое предположение называется экстраполяцией).

И оказалось, что «работает», то есть генерирует импульсы, только неприлично малый процент нейронов, а остальные — «молчат». Из этого был сделан немного прямолинейный вывод: молчащие нейроны — бездельники, а мозг работает только на малую часть своих возможностей.

Вывод этот был абсолютно неправильный, но поскольку в то время было принято «исправлять природу», например поворачивать реки вспять, орошать пустыни и осушать моря, то идея о том, что и работу мозга тоже можно улучшить, прижилась и начала свое победное шествие по газетным страницам и журнальным разворотам. Даже и сейчас что-то подобное иногда встречается в желтой прессе.

Как примерно работает мозг

А теперь попробуем разобраться, как же всё обстоит на самом деле.

Мозг человека — структура сложная, многоуровневая, высокоорганизованная. То, что написано ниже, — очень упрощенная картинка.

В мозге есть множество областей. Некоторые из них называются сенсорными — туда поступает информация о том, что мы ощущаем (ну, скажем, прикосновение к ладони). Другие области — моторные, они управляют нашими движениями. Третьи — когнитивные, именно благодаря им мы можем мыслить. Четвертые отвечают за наши эмоции. И так далее.

Почему же в мозге не включаются одновременно все нейроны? Да очень просто. Когда мы не ходим, то неактивны нейроны, запускающие процесс ходьбы. Когда молчим, «молчат» нейроны, управляющие речью. Когда ничего не слышим, не возбуждаются нейроны, отвечающие за слух. Когда не испытываем страх, не работают «нейроны страха». Иными словами, если нейроны в данный момент не нужны — они неактивны. И это прекрасно.

Потому что если бы это было не так… Представим на секунду, что мы можем возбудить одновременно ВСЕ наши нейроны (больше секунды такого издевательства наш организм просто не вынесет).

Мы сразу начнем страдать от галлюцинаций, потому что сенсорные нейроны заставят нас испытывать абсолютно все возможные ощущения. Одновременно моторные нейроны запустят все движения, на которые мы только способны. А когнитивные нейроны… Мышление — настолько сложная штука, что вряд ли на этой планете найдется хоть один человек, который сможет сказать, что случится, если одновременно возбудить все когнитивные нейроны. Но предположим для простоты, что тогда мы начнем думать одновременно все возможные мысли. И еще мы будем испытывать все возможные эмоции. И многое еще произойдет, о чём я не буду писать, потому что здесь просто не хватит места.

Посмотрим теперь со стороны на это существо, страдающее от галлюцинаций, дергающееся от конвульсий, одновременно чувствующее радость, ужас и ярость. Не очень-то оно похоже на создание, улучшившее свой мозг до стопроцентной эффективности!

Наоборот. Лишняя активность мозгу не на пользу, а только во вред. Когда мы едим, нам не нужно бегать, когда сидим у компьютера — не нужно петь, а если во время решения задачи по математике думать не только о ней, но и о птичках за окном, то вряд ли эта задача решится. Для того чтобы мыслить, мало ДУМАТЬ о чём-то, надо еще НЕ ДУМАТЬ обо всём остальном. Важно не только возбуждение «нужных» нейронов, но и торможение «ненужных». Необходим баланс между возбуждением и торможением. И нарушение этого баланса может привести к очень печальным последствиям.

Например, тяжелая болезнь эпилепсия, при которой человек страдает от судорожных припадков, возникает тогда, когда возбуждение в мозге «перевешивает» торможение. Из-за этого во время припадка активизируются даже те нейроны, которые в эту секунду должны молчать; они передают возбуждение на следующие нейроны, те — на следующие, и по мозгу идет сплошная волна возбуждения. Когда эта волна доходит до моторных нейронов, они посылают сигналы к мышцам, те сокращаются, и у человека начинаются судороги. Что больной при этом ощущает, сказать невозможно, поскольку на время припадка у человека пропадает память.

Как всё-таки заставить мозг работать эффективнее

Надеюсь, вы уже поняли, что пытаться заставить мозг работать лучше, возбуждая все нейроны подряд, — дело бесперспективное, да еще и опасное. Тем не менее можно «натренировать» мозг, чтобы он работал эффективнее. Это, конечно, тема для огромной книги (и даже не одной), а не маленькой статьи. Поэтому я расскажу только об одном способе. Начать придется издалека.

Когда рождается маленький ребенок, количество нейронов в его мозге даже больше, чем у взрослого. Но связей между этими нейронами еще почти нет, и поэтому новорожденный человечек еще не в состоянии правильно использовать свой мозг — например, он практически не умеет ни видеть, ни слышать. Нейроны его сетчатки, даже если они чувствуют свет, не образовали еще связей с другими нейронами, чтобы передать информацию дальше, в кору больших полушарий. То есть глаз видит свет, но мозг не в состоянии понять это.

Постепенно необходимые связи образуются, и в конце концов ребенок учится различать вначале просто свет, потом — силуэты простых предметов, цвета и так далее. Чем больше разнообразных вещей ребенок видит, тем больше связей образуют его зрительные пути и тем лучше работает та часть его мозга, которая связана со зрением.

Но самое удивительное не это, а то, что такие связи могут образовываться почти исключительно в детстве. И поэтому если ребенок по какой-то причине не может ничего видеть в раннем возрасте (скажем, у него врожденная катаракта), то необходимые нейронные связи в его мозге уже никогда не образуются, и человек не научится видеть. Даже если во взрослом возрасте у этого человека прооперировать катаракту, он всё равно останется слепым.

Проводились довольно жестокие опыты на котятах, которым в новорожденном состоянии зашивали глаза. Котята вырастали, так ни разу ничего и не увидев; после этого им уже во взрослом возрасте снимали швы. Глаза у них были здоровые, глаза видели свет — но животные оставались слепыми. Не научившись видеть в детстве, они уже не способны были сделать это во взрослом возрасте.

То есть существует какой-то критический период, в который образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, и если мозг не научится видеть в этот период, он уже не научится этому никогда. То же относится и к слуху, и, в меньшей степени, к другим человеческим способностям и умениям — обонянию, осязанию и вкусу, способности говорить и читать, играть на музыкальных инструментах, ориентироваться в природе и так далее.

Яркий тому пример — «дети-маугли», которые потерялись в раннем детстве и были воспитаны дикими животными. Во взрослом возрасте они так и не могут освоить человеческую речь, поскольку не тренировали у себя в детстве это умение. Зато они способны ориентироваться в лесу так, как не сможет ни один человек, выросший в цивилизованных условиях.

И еще. Никогда не знаешь, в какой момент «выстрелит» какое-то умение, приобретенное в детстве. Например, человеку, который в детстве активно тренировал мелкую моторику рук, занимаясь рисованием, лепкой, рукоделием, будет легче стать хирургом, проводящим филигранные, точные операции, в которых нельзя допустить ни одного неправильного движения.

Иными словами, если что и может заставить мозг работать лучше, то это — тренировка, причем тренировка с самого детства. Чем больше мозг работает, тем лучше он работает, и наоборот — чем меньше его нагружать, тем хуже он будет функционировать. И чем мозг младше, тем он более «гибкий» и восприимчивый.

Именно поэтому в школах учат маленьких детей, а не взрослых дяденек и тетенек. Именно поэтому дети гораздо быстрее взрослых умеют приспосабливаться к новым ситуациям (например, осваивают компьютерную грамоту или учат иностранные языки). Именно поэтому тренировать свой интеллект надо с самого детства. И если вы будете это делать, то ничто не помешает вам сделать великие открытия. Например, о том, как работает мозг.»

Источник: Элементы. Детские вопросы. Автор — Вера Башмакова.

Некоторые утверждения в этой статье показались мне, если не сомнительными, то, по кр. мере, не вполне точно сформулированными или недостаточно ясными. Полагаю, что не мне одной.

Поэтому, из 18-ти комментариев, следовавших за текстом, выписала всё, что хоть как-то проливает свет на эти островки непонятностей:

Комментарий 1:
Что же касается нейронных связей, то разумеется, они развиваются всю жизнь — иначе человек во взрослом возрасте ничему не мог бы научиться. Но самые главные, базовые связи, появляются именно в детстве. Например, в основе нашего зрения лежит умение различать отдельные цвета и линии с разным углом наклона. Постепенно из этих «кирпичиков» мы собираем более сложные образы — лица, предметы и так далее. Связи для распознавания какого-то конкретного образа (например, лица любимого человека) могут образоваться и у взрослого . Но связи для основных «кирпичиков» закладываются только в детстве

Комментарий 2:
К примеру, ребёнок может легко различать особей разных видов. А вот взрослый человек теряет эту способность. Дело в том, что мозг ребёнка постепенно адаптируется именно к человеческому виду. Тем самым у нейронов происходит унификация определённых функций.

Комментарий 3:
На самом деле,эта точка зрения о 10% функционировании мозга была широко распространена в 40-е годы прошлого века.Тогда вошли в моду курсы и семинары по самосовершенствованию.Популяризовал эту концепцию Дейл Карнеги.Но все это вызывает нервную дрожь у нейрофизиологов. Давно доказано,что мозг использует свой ресурс.Тому доказательства.1-природа(читай,эволюция) не любит лишнего,и если в теле что-то халтурит,оно атрофируется.2-нейрохирурги знают,что оперировать нужно очень осторожно,ибо очень высок риск сделать человека калекой.Работай в мозге только 10%,можно было бы оперировать свободно и без опаски.Важна каждая клетка мозга,ибо она незаменимая цепь в работе целого мозга.3-последние исследования с привлечением современной техники дали визуальную картину работы мозга.Это как цветомузыка на дискотеке-вспышки то там,то здесь,но бездельных зон нет.

Комментарий 4:
Нейронные связи возникают в любом возрасте, просто в детстве они образуются быстрее. Можно и в 50 лет выучить иностранный язык, другой вопрос насколько просто это будет сделать.

Комментарий 5:
Обучение (создание новых нейронных связей) действительно никогда не прекращается, но скорость этого процесса с возрастом падает настолько, что качественного превышения полезного сигнала над шумом уже не возникает, и поэтому сигнал «теряется» и обучения не происходит.

Комментарий 6:
Кроме того, если говорить о когнитивных способностях, то большое значение имеет качество информационных структур (например, алгоритмов), которые заносятся в мозг. Т.е. обученный чему-то человек в среднем действует более успешно чем необученный. И эвристике тоже можно обучать.
Только в природе (и обществе) не существует готовых «самых лучших» знаний, а их конкурентная борьба происходит через успех тех или иных людей, течений, школ и т.д.

Комментарий 7:
Да очень интересная статья, некоторым немешало бы прочитать. А насчёт того, что человек использует свой мозг то на 10%, то на 5%, то даже на 3% я слышал совсем недавно в одной телепередаче. Мол остальная часть мозга вроде как находится в спящем состоянии и только и ждет как бы её развили. И вот если развить свои так называемые (ЭКСТРА-СПОСОБНОСТИ) то мозг заработает на полную катушку на все 100% и даже можно будет выйти на связь с космосом, а там глядишь и с внеземными цивилизациями. ВОТ КАК! А вы говорите КПД.

Комментарий 8:
Насколько мне известно некоторые нейронные связи формируются «только» в детстве, при чем существуют определенные возрастные рамки (к примеру цветовосприятие, чем больше будет видеть разных цветов ребенок, тем больше он будет их различать (оттенков) в будущем; ведь существует множество оттенков одного цвета, и если ребенок будет обделен «разноцветностью» он будет видеть разные оттенки одного цвета как один и этого уже не восполнить. Ведь не раз наверное каждый бывал в ситуации когда один человек видел темно темно темно синие брюки и утверждал, что они темно синие, а другой говорил,что они черные…). То есть, в возрасте от 1 -2 лет формируются одни нейроннные связи, с 2 до 5 другие и так далее. Связи формируются как цепи обратных реакций, то есть на внешнее возбуждение мозг реагирует, расшифровывает поступившую информацию и «отдает команды», и это происходит непрерывно. Связи так же необходимо закреплять чтобы они не разрушались, то есть необходимо повторение одних и тех же реакций (возбуждений). Что касается задействования частей мозга, то явно не все зоны задействуются мозгом, более того даже с поврежденным мозгом человек может жить: ведь бывали случаи, когда инородные предметы пробивали черепную коробку и застревали в мозгах, и после операции их извлечения человек «вообщем чувствовал себя здорово».

Комментарий 9:
В своё время нашёл статью, автор которой докапывался до того, откуда пошёл этот миф.

Комментарий 10:
Странная статья. Личные умозаключения автора выдаются за научные факты. Приведена очень грубая, механистическая модель, на основании которой делаются неверные заключения. Словно речь идет не о живом мозге, а о коробке с транзисторами.

Во-первых, о узкой специализации отделов мозга. Нет этого потому, что между нейронами существует множество связей, и при повреждении какой-либо области мозга её функции в той или иной мере выполняются другими отделами.

Во-вторых, способность человека решать задачи не зависит напрямую от количества нейронов. Иначе бы все гении обладали мозгом бОльшего веса и объёма, а это не так.

В третьих, развитие мозга определяется количеством связей нейронов. Все 100% нейронов могут быть задействованы при решении какой-либо задачи, но из-за малого количества связей задаче не будет рещена. А мозг с большим количеством связей решит эту задачу при меньшем количестве работающих нейронов. Так вот, когда говорят, что в реальной жизни человек использует мозг на 10%, имеют в виду, что именно 10% связей развивается у человека (и их хватает для большинства людей) из теоретически возможных 100%.

В четвёртых, человек всю жизнь учится, т.е образует новые связи в мозгу. От обучения езды на автомобиле, профессии, иностранному языку до ориентации в изменяющейся окружающей обстановке. Ограничивать период обучения только детством — весьма наивно.

Поэтому вопрос, поставленный в начале статьи остаётся открытым. «

Желающие поделиться информацией, соображениями, мнениями, деньгами … да просто сказануть чё-нить —  делитесь смело !

Человеческий мозг может быть еще более мощным компьютером, чем предполагалось

Мозг может быть еще более мощным компьютером, чем считалось раньше — микроскопические ответвления клеток мозга, которые когда-то считались простым проводником, на самом деле могут вести себя как мини-компьютеры, говорят исследователи.

Самый мощный из известных компьютеров — это мозг. Человеческий мозг содержит около 100 миллиардов нейронов с примерно 1 квадриллионом — 1 миллионом миллиардов — соединений, известных как синапсы, связывающих эти клетки вместе.

Каждый нейрон действует как ретрансляционная станция для электрических сигналов. Сердце каждого нейрона называется сома — единственное тонкое кабельообразное волокно, известное как аксон, которое торчит из сомы, несет нервные сигналы от нейрона, в то время как множество более коротких ветвей, называемых дендритами, которые выступают с другого конца сомы, несут нерв. сигналы к нейрону. [Внутри мозга: фотопутешествие во времени]

Теперь ученые обнаружили, что дендриты могут быть чем-то большим, чем пассивная проводка; на самом деле, они могут активно обрабатывать информацию.

«Внезапно оказалось, что вычислительная мощность мозга намного выше, чем мы первоначально думали», — заявил в своем заявлении ведущий автор исследования Спенсер Смит, нейробиолог из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл.

Электрические спайки
Аксоны — это то, что нейроны обычно используют для генерации электрических спайков. Однако предыдущие исследования обнаружили, что многие из тех же молекул, которые поддерживают электрические импульсы, также присутствуют в дендритах, а эксперименты с тканью мозга показали, что дендриты могут использовать эти молекулы для генерации этих импульсов.

Было неясно, связаны ли нормальные активности мозга спайки дендритов, и если да, то какую роль они могут играть. Чтобы выяснить это, Смит и его коллеги прикрепили крошечные стеклянные трубки, известные как пипетки, к дендритам в областях мозга мышей, отвечающих за обработку информации от глаз.

«Присоединение пипетки к дендриту чрезвычайно сложно с технической точки зрения, — сказал Смит. «Вы не можете приблизиться к дендриту ни с какого направления. И вы не можете видеть дендрит. Поэтому вы должны делать это вслепую. Это похоже на рыбалку, если все, что вы можете видеть, это электрический след рыбы».

После того, как они успешно прикрепили пипетки к дендритам, исследователи сняли электрические записи с отдельных дендритов в мозге мышей под наркозом и бодрствующих. Когда мыши рассматривали черно-белые полосы на экране компьютера, ученые обнаружили в дендритах необычную структуру электрических сигналов или всплесков пиков. [10 странных фактов о мозге]

«Когда мы начали записывать данные с дендритов, в всплески шипов, которые мы видели, было трудно поверить», — сказал Смит. В то время как спайки от аксонов «являются изолированными, торжественными обелисками, для сравнения, дендритные спайки, которые мы видели, были хриплыми, динамичными событиями со вспышками и плато».

Свойства электрических сигналов от дендритов менялись в зависимости от особенностей изображений, которые видели мыши. Это говорит о том, что дендриты могут помочь мышам обрабатывать то, что они видят.

Мини-вычислительные устройства
«Эта работа показывает, что дендриты, которые, как долгое время считалось, просто направляют входящие сигналы к соме, вместо этого играют ключевую роль в сортировке и интерпретации огромного количества входных данных, полученных нейроном», — соавтор исследования. Об этом говорится в заявлении Майкла Хауссера из Университетского колледжа Лондона. «Таким образом, дендриты действуют как миниатюрные вычислительные устройства для обнаружения и усиления определенных типов входных данных».

«Представьте, что вы реконструируете часть инопланетной технологии, и то, что вы считали простой проводкой, оказывается транзисторами, которые вычисляют информацию», — сказал Смит. «Вот на что похоже это открытие. О последствиях интересно подумать».

В общем, «функции, которые, как мы думали, требуют всего нейрона, могут выполняться только одной частью дендритного дерева нейрона», — сказал Смит LiveScience. «Это означает, что один нейрон может действовать как множество вычислительных единиц».

Однако, несмотря на то, что он сказал, что дендритная активность явно увеличивает вычислительную мощность мозга, Смит добавил, что трудно количественно определить, насколько она увеличилась.

Ученые планируют продолжить изучение роли дендритной активности в других частях мозга, помимо зрения.

«Этот тип обработки дендритов, вероятно, широко распространен во многих областях мозга и даже у многих различных видов животных, включая человека», — сказал Хауссер. «Это новое свойство дендритов добавляет важный новый элемент в набор инструментов для вычислений в мозге».

Хотя это фундаментальное исследование, направленное на понимание того, как работает схема мозга, оно также может помочь в лечении заболеваний головного мозга, сказал Смит. «Есть заболевания, которые могут сильно повлиять на спайки дендритов и, следовательно, на функцию мозга, и мы можем использовать наше новое понимание спайков дендритов, чтобы выяснить, что может пойти не так при этих заболеваниях», — сказал он.

Ученые подробно рассказали о своих выводах онлайн в воскресенье в журнале Nature.

Следуйте за нами @livescience , Facebook и Google+ . Оригинал статьи о LiveScience .

• Галерея изображений: Мозг Эйнштейна
  • 9 самых странных заболеваний
  • Красота и мозг: отмеченные наградами медицинские изображения

Чем мозг человека отличается от мозга других приматов?

Спросите эксперта

• Опубликовано 23 июля 2014 г.
  • Отзыв написан 23 июля 2014 г.
  • Автор Тодд М.
    Прейсс
  • Источник BrainFacts/SfN

Люди обладают когнитивными способностями, очень отличными от других существ, благодаря ряду необычных особенностей нашего мозга.

Во-первых, наш мозг весит в среднем три фунта, что очень много для животного такого размера. Для сравнения, у шимпанзе, наших ближайших ныне живущих родственников, мозг в три раза меньше нашего, хотя размерами тела они очень похожи на нас. Большая часть этой разницы в размерах мозга отражает эволюционное расширение ассоциативной коры, группы областей, которые поддерживают такие сложные когнитивные функции, как язык, самосознание и решение проблем.

Размер ассоциативной коры человека — лишь часть того, что делает эту область необычной для человека. В дополнение к большему количеству нейронов в ассоциативной коре, исследования визуализации мозга, сравнивающие мозг человека с мозгом других приматов, показывают, что люди имеют большее количество волокон, соединяющих области мозга, участвующие в таких специализированных функциях человека, как язык, изготовление инструментов, рассуждение и социальное познание.

Понимание эволюции этих связей в человеческом мозгу является основным направлением моей лаборатории.

Исследования показывают, что по мере эволюции человека произошли изменения в паттернах экспрессии генов в мозге, влияющие на все, от метаболизма мозга до способности клеток устанавливать новые связи с другими клетками. Считается, что такие различия в активности генов способствовали более высокому уровню нейронной активности и пластичности на протяжении большей части жизни и, возможно, повлияли на нашу восприимчивость к нейродегенеративным заболеваниям (таким как болезнь Альцгеймера) и нервно-психическим заболеваниям (таким как аутизм и шизофрения). . По сравнению с другими млекопитающими люди кажутся необычно и, возможно, уникально уязвимыми для этих болезней.

Об авторе

Каталожные номера

Fu X, Giavalisco P, Liu X, Catchpole G, Fu N и др. Быстрая метаболическая эволюция в префронтальной коре человека. Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки. 108(15): 6181–6186 (2001).

Гешвинд Д.Х., Ракич П. Эволюция коры головного мозга: судите о мозге по его оболочке. Нейрон. 80(3): 633–647 (2013).

Конопка Г., Фридрих Т., Дэвис-Турак Дж., Винден К., Олдхэм М.С. и др. Специфичные для человека транскрипционные сети в головном мозге. Нейрон. 75: 601–617 (2012).

Преус ТМ. Человеческий мозг: перепрограммирован и разогревается. Анналы Нью-Йоркской академии наук. 1225 Приложение 1 (S1): E182–E191 (2011 г.).

Риллинг Дж. К., Стаут Д. Эволюция нейронных основ высших когнитивных функций у людей. The Cognitive Neurosciences V. Cambridge, 2014.

BrainFacts.org приветствует все ваши вопросы, связанные с мозгом.

Каждый месяц мы выбираем один вопрос читателя и получаем ответ от ведущего нейробиолога. Всегда было любопытно что-то?

Отправить свой вопрос

Заявление об отказе от ответственности: BrainFacts.