Человеческий потенциал: Человеческий потенциал, человеческий и социальный капитал взаимосвязь и дополнительность

Содержание

Человеческий потенциал детского населения: понимание и оценка

Короленко А.В., Гордиевская А.Н.

№5 (17), 2018

Короленко А.В., Гордиевская А.Н. Человеческий потенциал детского населения: понимание и оценка // Социальное пространство. 2018. № 5 (17). DOI: 10.15838/sa.2018. 5.17.3

DOI: 10.15838/sa.2018.5.17.3

Аннотация   |   Авторы   |   Список литературы

Сокращение численности детского населения России выступает ключевым вызовом на пути социально-экономического развития страны, поскольку данная категория формирует «базис» человеческого потенциала всего населения. Помимо проблемы количественных потерь детского населения отмечается ухудшение его качественных характеристик, в частности потенциала здоровья. В связи с этим приобретают большую актуальность вопросы оценки состояния человеческого потенциала детей. Целью данной статьи стал анализ теоретико-методологических подходов к исследованию человеческого потенциала детского населения, а также разработка авторского взгляда на его изучение. В работе использовался комплексный подход, объединяющий в себе принципы деятельностного и адаптационного подходов, определивших обоснованность рассмотрения сформированности и развития человеческого потенциала детей с учетом возрастных особенностей. Авторами разработана индексная методика оценки сформированности человеческого потенциала детского населения, опирающаяся на расчет интегрального показателя по трем субиндексам: здоровья, интеллектуального и социокультурного развития. Методика базируется на данных социологического опроса родителей, проведенного в 2018 году на территории Вологодской области среди домохозяйств, имеющих детей в возрасте от 3 до 17 лет. Установлено, что показатели развития человеческого потенциала детского населения имеют высокий уровень (индекс составляет 0,792 при интервале от 0,2 до 1).

Наиболее сформированным компонентом является здоровье (субиндекс здоровья – 0,816), что свидетельствует о нормальном развитии навыков здоровьесбережения большинства детей в соответствии с возрастными нормами. Субиндекс социокультурного развития, характеризующий сформированность навыков этикета, общения, волевых, бытовых, морально-этических навыков, составил 0,789. Субиндекс интеллектуального развития незначительно ниже – 0,783, он характеризует соответствие развития возрастным нормам внимания, памяти, воображения, мышления. Наиболее сформированный в соответствии с возрастными нормами человеческий потенциал характерен для детей младшего школьного возраста (0,804), относительно наименее – для детей среднего школьного возраста (0,782). На дальнейших этапах исследования запланированы изучение воспитательного воздействия на формирование человеческого потенциала детского населения и разработка инструментов его повышения

Ключевые слова

здоровье, социокультурное развитие, человеческий потенциал детского населения, деятельностный подход, индексная методика, интеллектуальное развитие

Полная версия статьиВ подборке

Теоретико-методологические аспекты понятия «Человеческий потенциал»

Гайдук І. С.
Additional contact information
Гайдук І.С.: ДННУ «Академія фінансового управління»

Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов, 2016, issue 30-1, 113-120

Abstract: Предметом статті є теоретичні основи розвитку людського потенціалу та уточнення і систематизація його складових. Метою статті є визначення (розкриття) ключових термінів теорії людського потенціалу, розгляд його основних складових і виявлення економічного змісту у контексті суспільного розвитку. Методологічною основою статті стали загальнонаукові методи пізнання, узагальнення, метод порівняльного аналізу, статистичний та інші методи дослідження. Результати роботи. Проаналізовано теоретичні аспекти категорії «людський потенціал», розглянуто умови формування і удосконалення людського потенціалу в період інноваційного розвитку України. Розкрито феноменологію людського розвитку і людського потенціалу. Галузь застосування результатів.

Результати дослідження можуть застосовуватися в практичній економічній і управлінській діяльності. Висновки. Людський потенціал це сукупні можливості окремої людини або населення країни, регіону, іншої спільноти до економічної, соціальної діяльності та до власного розвитку. Головними особливостями категорії «розвиток людського потенціалу» є нерозривна єдність зосереджених у людині індивідуальних, соціальних і біофізичних якостей, що потребує практичних дій в інтересах розвитку індивіда.Предметом статьи являются теоретические основы развития человеческого потенциала и уточнения и систематизация его составляющих. Целью статьи является определение (раскрытие) ключевых терминов теории человеческого потенциала, рассмотрение его основных составляющих и выявления экономического содержания в контексте общественного развития. Методологической основой статьи стали общенаучные методы познания, обобщение, метод сравнительного анализа, статистический и другие методы исследования. Результаты исследования.
Проанализированы теоретические аспекты категории «человеческий потенциал», рассмотрены условия формирования и усовершенствования человеческого потенциала в период инновационного развития Украины. Раскрыта феноменология человеческого развития и человеческого потенциала. Область применения результатов исследования. Результаты исследования могут применяться в практической экономической и управленческой деятельности. Выводы. Человеческий потенциал это совокупные возможности отдельного человека или население страны, региона, другого сообщества к экономической, социальной деятельности и к собственному развитию. Главными особенностями категории «развитие человеческого потенциала» является неразрывное единство сосредоточенных в человеке индивидуальных, социальных и биофизических качеств, который нуждается практических действий в интересах развития индивида.

Keywords: ПОТЕНЦіАЛ; ЛЮДСЬКИЙ КАПіТАЛ; ЛЮДСЬКИЙ ПОТЕНЦіАЛ; іНДЕКС ЛЮДСЬКОГО РОЗВИТКУ; ЛЮДСЬКИЙ ФАКТОР; ПОТЕНЦИАЛ; ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ; ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ; ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ; ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР; POTENTIAL; HUMAN CAPITAL; HUMAN POTENTIAL; INDEX OF HUMAN DEVELOPMENT; HUMAN FACTOR (search for similar items in EconPapers)
Date: 2016
References: Add references at CitEc
Citations: Track citations by RSS feed

Downloads: (external link)
http://cyberleninka. ru/article/n/teoretiko-metodol … vecheskiy-potentsial

Related works:
This item may be available elsewhere in EconPapers: Search for items with the same title.

Export reference: BibTeX RIS (EndNote, ProCite, RefMan) HTML/Text

Persistent link: https://EconPapers.repec.org/RePEc:scn:032862:16883545

Access Statistics for this article

More articles in Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов from CyberLeninka, Государственное высшее учебное заведение «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды»
Bibliographic data for series maintained by CyberLeninka ().

 

Share

Дом — IAHP

Окажите непреходящее влияние на жизнь вашего ребенка

Начните здесь

Получите помощь, которую вы ищете

Возможности человеческого мозга ошеломляют, и мы используем лишь небольшой процент от него. Наша работа охватывает всех детей от здорового новорожденного до ребенка, который может бороться интеллектуально, физически или социально. Более шести десятилетий мы изучали мозг и получили более глубокое понимание его развития. Мы стремимся обогатить жизнь всех детей, предоставляя родителям инструменты, необходимые им для того, чтобы сделать своих детей более здоровыми, счастливыми и более способными

У всех детей есть потенциал

Мы считаем, что все дети имеют право на интеллектуальное, физическое и социальное превосходство.

Родители — лучшие учителя

Когда родители знают, как растет мозг, они могут создать дома богатую атмосферу для своих детей.

Мозг растет благодаря использованию

Родители узнают о соответствующих, безопасных, приятных и эффективных способах стимулирования роста мозга.

Наш подход

Вид на

Предыдущий

Помощь детям во всем мире

Институты всемирно известны своей новаторской работой в области развития детского мозга. Наша цель для каждого ребенка с травмой головного мозга — дать шанс выздороветь. Наша цель, чтобы каждый здоровый ребенок имел возможность быть интеллектуально, физически и социально успешным, чтобы он мог следовать своим собственным путем для достижения своих целей в жизни.


С тех пор, как в 1955 году мы основали первый реабилитационный центр, мы реализовали эти цели в нашей работе с тысячами детей со всего мира… и мы продолжаем нашу новаторскую работу по сей день.

Об институтах

«Мир смотрел на рост и развитие мозга как на предопределенный и неизменный факт, вместо этого рост и развитие мозга — это динамичный и постоянно меняющийся процесс».

— Гленн Доман

Проблемы развития не вечны

Каким бы пугающим ни было обозначение симптомов, данное ребенку, тысячи родителей узнали, что мозг обладает огромной пластичностью. Наши больные дети выздоравливают – намного лучше.

обижать детей

Помогите своему здоровому ребенку Excel

Обучение начинается с рождения или раньше. Первые шесть лет жизни — это зарождение гениальности. Чем младше ребенок, тем легче ему учиться. Родители – это ключ.

Хорошо Дети

Программы для пострадавших детей

Наши дети поступают с симптоматическими диагнозами, такими как церебральный паралич, аутизм, задержка развития, эпилепсия, синдром дефицита внимания, проблемы с обучением, дислексия или один из многих синдромов генетических нарушений, которые могут вызывать неврологические проблемы. Многим родителям говорят, что их ребенку ничем нельзя помочь. Вместо эффективного лечения им предлагается паллиативная помощь.


Мы лечим мозг, а не симптомы. В этом вся разница. Наши родители доказали, что обиженные дети обладают огромным потенциалом.

Курсы и программы

Что отличает нас

Реальный диагноз

Когда дети приходят к нам, они часто получают неблагоприятный прогноз и ярлыки с симптомами, но не настоящий диагноз. Мы ставим детям точный диагноз, в котором указывается пораженная область мозга, степень повреждения и степень повреждения головного мозга.

Лечение без лекарств

Некоторые лекарства оказывают угнетающее действие на мозг. Успокоенный ребенок не является здоровым ребенком. Мы используем программу стимуляции и возможности, а не лекарства, чтобы помочь поврежденному мозгу созреть и нормально функционировать.

Уникальное программирование

Каждый ребенок уникален и требует программы, разработанной с учетом неврологического состояния и физиологии этого ребенка. Наша клиническая команда неустанно работает над созданием единственной в своем роде программы лечения, которая идеально подходит для каждого ребенка на основе регулярных обследований.

«Знания и изменения, которые программа «Институты» привнесла в нашу жизнь, были лучшими. Мой сын резко изменился, вся наша семья и наша жизнь изменились. Мы не были бы теми, кто мы есть сегодня, если бы не этот опыт. Мой сын не единственный в нашей семье поправляется, мы все».

— Мать, США

Программы для здоровых детей

Мы знаем, что потенциал ребенка огромен. Все родители хотят, чтобы их дети имели наилучшие возможности для реализации этого потенциала. Как родители могут использовать драгоценные ранние годы своего ребенка в полной мере?


Мы провели последние 60 лет с матерями и отцами, изучая лучший способ научить наших родителей, как создать стимулирующую среду и богатые возможности для их детей, чтобы они стали интеллектуально, физически и социально способными и уверенными в себе. Когда это происходит, наши дети могут идти своим путем и достигать своих целей.

Курсы и программы

Что отличает нас

Обучение — это игра

Все люди учатся на протяжении всей жизни. Но обучение является обратной функцией возраста. Крошечные дети учатся с поистине поразительной скоростью, и они делают это без усилий, потому что обучение — это высшая форма игры для ребенка.

Дети хотят учиться

Каждый момент бодрствования ребенок требует информации. Давление на родителей беспощадно. Легко быть подавленным. Мы даем нашим родителям ответы, чтобы накормить своих голодных учеников и наслаждаться каждой минутой.

Способность — это цель

Маленькие дети очень умны, но часто первые шесть лет с ними обращаются так, как будто это не так. Это может вызвать разочарование и расстройство. Когда родители понимают, что делать, способности ребенка растут, тогда фрустрация и огорчения исчезают.

«Выполнение программы — это процесс невероятной связи с вашими детьми. Мне нравился каждый момент обучения их и то, как это меняет их жизнь к лучшему. Я мог видеть, что, прививая любовь к учебе своим детям, быть бесконечными, что в результате они могут быть чем угодно, что они себе представляли. Я счастлив сказать, что это подтверждалось снова и снова».

— Мать и балерина, Нью-Джерси

Поддержите нашу миссию

Институты — некоммерческая организация. Мы выжили, потому что у нас есть программа, которая действительно работает, мы очень усердно работаем, и потому что люди доброй воли во всем мире внесли свой вклад в нашу работу.


Без этой помощи мы не смогли бы существовать. Если вы хотите помочь детям, страдающим травмами, получить шанс на выздоровление, а здоровым детям — шанс стать способными и уверенными в себе, тогда присоединяйтесь к нашей нежной революции и внесите свой вклад.

Пожертвовать сегодня

Brookfield Events

В 1908 году Джей Кук III купил большой участок в Уиндмуре, штат Пенсильвания. Он нанял Уилсона Эйра, лучшего архитектора своего времени, и Olmsted Brothers, выдающуюся фирму ландшафтной архитектуры. Затем он построил удивительный дом с библиотекой и приемной, зимним садом, огромной кухней, бесчисленными спальнями, ванными комнатами с люстрами, выложенными итальянской плиткой, и достаточным пространством для армии горничных, дворецких и садовников. Возможно, венцом дома был полный формальный бальный зал с элегантным рядом террас и садов. Повсюду были фонтаны, потому что их любил Джей Кук, три полноценные оранжереи коммерческого размера, сарай для горшков, огромная кухня и цветочный сад, глиняный теннисный корт, а также большой каретный двор и сарай, и все они располагались на 15 акрах на географической высоте. точка Филадельфии.

Когда оно было завершено, он назвал его Брукфилд. Брукфилд быстро стал известен как одно из выдающихся поместий Филадельфии и несколько лет спустя был выбран для обложки Better Homes and Garden. Четыре десятилетия спустя Брукфилд стал домом для Института достижения человеческого потенциала, который стал всемирно известен как место, куда родители со всего мира приезжали, чтобы получить помощь и надежду для своих детей с травмами головного мозга.

На протяжении многих лет Институт отмечал праздники, крестины, дни рождения, свадьбы, выпускные и памятные торжества для своих сотрудников, их семей и друзей. Это прекрасное место для празднования любого события.

Осенью 2021 года мы решили, что поделимся нашим прекрасным домом с теми, кому нужно элегантное место для празднования, и родилась идея проведения здесь мероприятий. Заработанные средства будут использованы для поддержки наших великолепных 100-летних зданий и значительно помогут работе Институтов. Когда мы составляли наши планы, нам нужно было имя, поэтому мы решили дать нашему новому предприятию старое, почтенное название, и так Родился Brookfield Events .

Предстоящие курсы

Для родителей пострадавших детей

Что делать с ребенком с травмой головного мозга

Разработать план действий по улучшению состояния и благополучия вашего ребенка

Для родителей здоровых детей

Курс для новорожденных

На основе шести десятилетий поисков и открытий Институт развития человеческого потенциала создал курс для будущих родителей и родителей детей в возрасте от 0 до 12 месяцев.

Как приумножить интеллект вашего ребенка

Этот курс учит, как растет мозг и как создать богатую домашнюю среду для детей от рождения до 6 лет.

Последнее из блога

Просмотреть все статьи

Нет лучшего времени, чем настоящее.

Чем младше ребенок, тем быстрее может расти его мозг. Начните максимально раскрывать потенциал своего ребенка сегодня, независимо от того, где он находится в спектре развития.

обижать детей

Хорошо Дети

Движение человеческого потенциала пошло наперекосяк

«Это удивительное явление», — говорит Сара Т. (псевдоним), бывшая ученица Бхагвана Шри Раджниша. Она имеет в виду движение, которое покинула несколько лет назад, когда устала и заболела от переутомления. «И я думаю, что люди до сих пор не понимают, что то, что происходит там [в Раджнишпураме], очень, очень мощно — даже больше, чем они считают возможным, даже в этот момент. Потому что каждый человек, который является санньясином, каждый человек, который находится там, в Орегоне, особенно сейчас, — это совсем другой тип людей, чем вы встречаете здесь [в светском мире].

«Они обладают необыкновенным даром как люди. Они обладают необычайной личной силой. У них есть экстраординарные возможности и способности, потому что они научились выходить за все пределы».

Сара, терапевт, чья профессиональная дисциплина обычно подпадает под рубрику тесно связанных движений гуманистической психологии и человеческого потенциала, впервые заинтересовалась Раджнишем, когда она прочитала сборник его рассуждений под названием Книга Тайн . В этих беседах, изначально прочитанных в Бомбее в начале семидесятых, до основания ашрама в Пуне (Пуна), Индия, Раджниш провел параллели между теориями гуманистической психологии и движений человеческого потенциала и своей интерпретацией восточной сексуальной философии и практики Тантры, которые все разделяют тему освобождения от эмоционального и сексуального подавления общества. Сара говорит, что после прочтения книги она «ушла — у меня сразу начались мистические переживания».

«У меня было чувство, — вспоминает она, — что это то, что я искала всю свою жизнь. И что я подошел к концу своего пути. Что это было. Чтение книги было похоже на то, что кто-то выразил мои самые сокровенные чувства».

Движение академической гуманистической психологии, начатое в 1961 году, среди прочего, психологом Абрахамом Маслоу, стремилось создать альтернативу двум доминирующим направлениям в современной психологии: фрейдистскому психоанализу и бихевиоризму. Маслоу считал, что в традиционной психологии слишком много внимания уделялось патологическому поведению и недостаточно — здоровым людям, способным «реализовать себя», а также достичь и жить на основе того, что он называл «пиковыми переживаниями». В 1962 года в Биг-Суре, штат Калифорния, был основан Институт Эсалена, чтобы предлагать практические семинары, призванные помочь людям реализовать свой «человеческий потенциал» (фраза исходит от Олдоса Хаксли, одного из первых союзников и вдохновителей Эсалена). Теоретики человеческого потенциала, ища способы противодействия тому, что они считали жесткой психологической и социальной обусловленностью людей, нашли параллели между процессом эмоционального раскрытия западной катартической психотерапии, пиковыми переживаниями, описанными и отстаиваемыми Маслоу, и измененными состояниями сознания, вызываемыми восточными психотерапиями. методами медитации (а также психоделическими препаратами). Союз западной психологии и восточной религии стал одной из целей движения человеческого потенциала.

Раджниш, по словам одного из наблюдателей — социального работника и эксперта по культам Хилли Зейтлин — «собрал все кусочки движения за человеческий потенциал». Сопоставление Раджнишем авангардных западных терапий, таких как первобытная, гештальт и встреча, с такими классическими восточными медитациями, как кундалини-йога и дзадзен, привлекло сотни тысяч западных учеников в его ашрам в Пуне в 1970-х годах. После прочтения «Книги секретов » следующим шагом Сары было посещение выходных «Let-Go» в местном центре Раджниша. Семинар включал участие в массажах, терапевтических играх, группах встреч и медитациях с 5:00 до полуночи. Воздействие выходных Let-Go на Сару было даже более глубоким, чем ее реакция на письменные слова Раджниша.

«Я перестала думать, — говорит она. «Я ехал домой, и на лобовом стекле были все эти маленькие мерцающие белые огоньки. Я видел вещи. Я и сейчас не знаю, что происходило». Вскоре после этого Сара летела в Пуну.

Раджниш и его лидеры группы в Пуне использовали различные техники катартической терапии и медитации, связанные с движением человеческого потенциала, далеко за их обычные пределы продолжительности и интенсивности. Группы, в которых участники выполняли глубокие, напряженные дыхательные упражнения в стиле йоги — упражнения, которые могут перенасытить мозг кислородом и вызвать головокружение и тошноту, — длились по несколько часов в день в течение нескольких дней. Терапевтические группы ашрама прославились эпизодами эмоционального, физического и сексуального насилия. Сара сообщает, что получила телесные повреждения, в том числе два сломанных ребра и сотрясение мозга, в группе встречного типа в Пуне.

«Видите ли, — ретроспективно размышляет Сара, — некоторым людям нравится быть на грани. Это намного интереснее, чем монотонность будней. Это как наркотик. Это высокий уровень. И ты думаешь, что идешь вперед. Эти люди действительно верят, что это Иисус Христос, ясно? Это начало. И он дает им опыт, ситуации, которые уводят их за пределы всего, что они испытывали в своей жизни ранее. В этом есть спешка, которой я никогда не находил ничего равного. Это как играть в игру со смертью — твоей смертью».

Одно из критических замечаний в адрес движения за человеческий потенциал было связано с его тенденцией чрезмерно подчеркивать человеческий потенциал во благо и преуменьшать значение зла или темной стороны человеческой природы. Слово «зло» также использовалось наблюдателями, чтобы выразить свои чувства по поводу мотивов Бхагвана Шри Раджниша.

В своей книге 1983 года Мили из ниоткуда , Кругосветное приключение на велосипеде писательница Барбара Сэвидж описывает свой опыт посещения ашрама Раджниша в Пуне и слушания, как он осуждает Мать Терезу, которая только что была удостоена Нобелевской премии. Премия мира за ее благотворительную помощь бедным Калькутты. Раджниш назвал ее «сексуальной извращенкой, которая получает сексуальное удовлетворение от прикосновений к прокаженным». Сэвидж говорит, что она встала в аудитории, чтобы протестовать против тирады Раджниша против Матери Терезы, но что «один из силачей Ниша схватил меня и буквально бросил обратно на пол. После этого, — пишет она, — я была слишком напугана, чтобы двигаться.

«Я сидел там, смотрел и слушал, как мужчина бредит, — продолжает Сэвидж, — и внезапно меня охватило сильное чувство зла. Я имею в виду, что. Я действительно чувствовал, как будто я был окружен этой огромной злой силой. Говорю вам, Раджниш излучал зло. Я был в ужасе не передать словами. Когда собрание закончилось, я убежал».

Натаниэль Бранден, известный психолог-гуманист из Лос-Анджелеса, имел аналогичную реакцию на некоторые из опубликованных речей Раджниша, особенно на некоторые отрывки из Горчичное зерно , В письме от 2 октября 1978 года другу в ашраме Раджниша Бранден написал, что Раджниш «объясняет и оправдывает резню миллионов евреев на протяжении всей истории тем, что евреи убили Иисуса». «С тех пор, как я впервые начал слушать кассеты Бхагвана Шри Раджниша и читать его книги, — сказал Бранден своему другу-санньясину, — я был очарован. Среди всех индийских мыслителей, которых я читал, он кажется мне самым блестящим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *